Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Скорость крылатой ракеты томагавк. Сколько стоили крупнейшие ракетные удары сша

Ракетный комплекс "Томагавк" морского базирования включает крылатые ракеты с надводным или подводным стартом, пусковые установки, систему управления ракетной стрельбой и вспомогательное оборудование.
К началу 70-х годов советский ВМФ стал самым современным технически и технологически и одним из самых мощных морских флотов в мире. Новенькие корабли советского ВМФ: крейсеры 58-го проекта, эсминцы 61-го проекта, атомные подводные лодки 675-го проекта, вооруженные КР большой дальности комплексов П-35 (дальность пуска — 350 км), П-15 (85 км) и П-5Д (500 км) соответственно. Потрясающий "экстерьер" кораблей и их мощное ракетное вооружение поражали воображение и вызывали обоснованную зависть натовских флотоводцев. Большинство надводных кораблей их флотов были заложены еще во времена Второй мировой войны. Натовские надводные корабли, их дизельные и атомные ПЛ вооружены были артиллерийскими системами и торпедным оружием. К тому времени подобное оснащение военно-морских сил выглядело абсолютным анахронизмом. Исключение составляли только 41 ПЛАРБ ВМС США, которые к флоту имели исключительно формальную привязанность, и единичные экземпляры современных кораблей — атомный крейсер УРО "Лонг Бич" и атомный авианосец "Энтерпрайз".
В 1971 году руководство американского морского флота инициировало программу создания стратегической крылатой ракеты для атомных ПЛ. На начальном этапе рассматривались два варианта крылатых ракет (КР).
Первый вариант. Это большая КР калибра 55 дюймов под пусковые установки ракет "Поларис" UGM-27, снимаемых с вооружения. Этот вариант предусматривал принять на вооружение тяжелую КР подводного старта большой дальности полета — до 3000 миль и размещение ракет на борту десяти ПЛАРБ типов "Джордж Вашингтон" и "Этен Аллен" в пусковых установках ракет "Поларис". Тем самым ПЛАРБ становились носителями стратегических крылатых ракет ПЛАРК.
Второй вариант. Малая КР калибра 21 дюйм дальностью полета до 1500 миль под 533-мм торпедные аппараты подводных лодок.
В июне 1972 года был выбран вариант КР под торпедные аппараты. Тогда же программа получила наименование SLCM (Sea Launched Cruise Missile) — крылатая ракета морского базирования. В январе были отобраны два самых многообещающих проекта для участия в конкурсных испытаниях. Первый — фирмы General Dynamics: ракета UBGM-109A, второй — фирмы LTV: ракета UBGM-110A. В феврале 1976-го начались испытания макетов ракет с ПЛ из подводного положения. Ракета BGM-109A была объявлена победителем конкурса еще на начальном этапе испытаний.
В марте того же года флотское начальство принимает решение, что SLCM должна стать основным оперативно-тактическим и стратегическим оружием надводных кораблей. В марте 1980 года состоялось первое летное испытание ракеты BGM-109A, пуск произведен с борта эсминца ВМС США Merrill (DD-976). В июне этого же года прошли успешные летные испытания лодочного варианта ракеты. Это событие стало знаковым в истории ракетного оружия на море: произведен первый в мире пуск стратегической КР с борта подводной лодки ВМС США Guitarro SSN-665. В течение трех лет проводились интенсивные летные испытания ракет BGM-109A, произведено более 100 ракетных тестов. В результате в марте 1983 года представитель ВМС США по связям с общественностью объявил: "Ракета достигла эксплуатационной готовности и рекомендуется к принятию на вооружение".
Крылатая ракета "Томагавк" BGM-109 создана в двух основных вариантах: стратегическом (модификации A,C,D) - для стрельбы по наземным объектам и тактическом (модификации B,E) - для уничтожения надводных кораблей. Их конструктивно-схемное построение и летно-технические характеристики идентичны. Все варианты благодаря модульному принципу построения отличаются друг от друга только головной частью.
Состав
КР выполнена по самолетной схеме (моноплан), имеет корпус цилиндрической формы с оживальным обтекателем головной части, складывающееся и утапливаемое в корпус крыло в центральной части и крестообразный стабилизатор в хвостовой. Корпус изготовлен из прочных алюминиевых сплавов, графитоэпоксидного пластика и радиопрозрачных материалов. Для уменьшения радиолокационной заметности на корпус, крыло и стабилизатор нанесено специальное покрытие.

Боевой частью стратегической ядерной КР "Томагавк" BGM-109A служит боеголовка W-80 (масса 123кг, длина около 1м, диаметр 0.27м и мощность 200кт). Подрыв производится контактным взрывателем. Радиус зоны разрушения 3км. Высокая точность стрельбы и значительная мощность ядерной боеголовки стратегической КР "Tomahawk" BGM-109A позволяют с высокой эффективностью поражать сильно защищенные малоразмерные цели. По оценке американских специалистов, вероятность уничтожения защищенного объекта, выдерживающего избыточное давление 70 кг/см2, одной КР "Томагавк" составляет 0.85, а БРПЛ "Poseidon-СЗ" - 0.10.
Стратегическая неядерная КР BGM-109C снаряжена моноблочной (полубронебойной) БЧ, a BGM-109D - кассетной, которая включает до 166 малокалиберных бомб BLU-97B комбинированного действия (масса каждой 1.5кг) в 24 связках.
Система управления и наведения КР "Томагавк" BGM-109 A/С/D представляет собой комбинацию следующих подсистем (см.схему):
инерциальной,
корреляционной по контуру рельефа местности TERCOM (Terrain Contour Matching),
электронно-оптической корреляционной DSMAC (Digital Scene Matching Area Correlator).
Инерциальная подсистема управления работает на начальном и среднем участках полета ракеты (масса 11кг). Она включает бортовую ЭВМ, инерциальную платформу и барометрический высотомер. Инерциальная платформа состоит из трех гироскопов для измерения угловых отклонений ракеты в системе координат и трех акселерометров, определяющих ускорения этих отклонений. Подсистема обеспечивает определение места КР с точностью 0.8км за 1ч полета.
В систему управления и наведения стратегических КР с обычной боевой частью BGM-109C и D включена электронно-оптическая корреляционная подсистема DSMAC , которая позволяет существенно повысить точность стрельбы (КВО - до 10м). В ней используются цифровые картины предварительно отснятых районов местности по маршруту полета КР.

Для хранения и запуска ракет "Томагавк" на ПЛА используются штатные торпедные аппараты (ТА) или специальные установки вертикального пуска (УВП) Мк45 (см. схему), а на надводных кораблях-установки контейнерного типа Мк143 (см. схему, фото1, фото2) или УВП Мк41. Для хранения лодочного варианта ракеты применяется стальная капсула (масса 454кг), заполненная азотом под небольшим давлением. Это позволяет сохранять ракету в готовности к применению в течение 30 месяцев. Капсула с ракетой загружается в ТА или УВП как обычная торпеда.


Принцип действия навигационных систем TERCOM и DSMAC на КР "Томагавк"
Вот как сам главный конструктор ракеты Роберт Олдридж — ведущий инженер General Dynamics — описывал свое изделие в журнале "Нейшн" в статье "Пентагон на тропе войны" от 27 марта 1982 года: "Стратегический вариант ракеты рассчитан на то, чтобы пролететь со скоростью 0,7 Маха максимально возможное расстояние на высоте около 20 000 футов. Это считается для ракеты небольшой скоростью, но она обеспечивает наибольшую экономию топлива и следовательно, увеличивает радиус действия. Инерциальная система наведения, управляющая автопилотом во время полета, периодически перестраивается с учетом меняющихся условий при помощи датчика под названием TERCOM. TERCOM может следовать по заранее запрограммированному маршруту с такой точностью, можно сказать, убийственной, что ракета способна уничтожить мишени, даже сверхзащищенные и практически недоступные для более мощных ракет, например, МБР(ред. Dave77777. Тут разработчик явно слукавил). Когда ракета достигает вражеской территории, система наведения переводит ее на столь малую высоту, что позволяет ей избежать обнаружения радиолокационными средствами, и даже если радиолокатор засечет цель, "Томагавк" на экране будет похож на чайку (ред. Dave77777 "Чайка" Газ-13). В пределах 50 миль от мишени ракета снижается на высоту всего 50 футов, увеличивая при этом скорость до 1,2 Маха для последнего броска".
Функционирование ракетного комплекса происходит следующим образом. С получением приказа на применение ракетного оружия командир объявляет тревогу и переводит корабль в повышенную техническую готовность. Начинается предстартовая подготовка ракетного комплекса, на что затрачивается около 20мин. На ПЛА при стрельбе из ТА морская вода подается в трубу аппарата и через отверстия поступает в капсулу с КР. В этот момент в ракете начинает действовать устройство, создающее внутри ее корпуса избыточное давление, примерно равное внешнему, что предохраняет корпус КР от деформации. Лодка выходит на глубину пуска (30-60м) и снижает скорость хода до нескольких узлов. В систему управления и наведения КР вводятся необходимые для стрельбы данные. Затем открывается крышка ТА, срабатывает гидравлическая система выброса КР, и ракета выталкивается из капсулы. Последняя эжектируется из трубы ТА через некоторое время после выхода ракеты. Ракета связана с контейнером фалом длиной 12м, при разрыве которого (через 5с прохождения подводного участка траектории) происходит снятие ступени предохранения и включение стартового РДТТ. По мере прохождения толщи воды давление внутри корпуса КР снижается до нормального (атмосферного), и она выходит из-под воды на поверхность под углом 50°.
При стрельбе из УВП Мк45 открывается крышка шахты, включается система выброса ракеты, и избыточное давление, создаваемое газогенератором, выталкивает ракету из шахты. При выходе она разрушает мембрану капсулы, сдерживавшей давление морской воды, вертикально выходит на поверхность и, осуществив разворот, переходит на запрограммированную траекторию полета. Через 4-6с после выхода КР из-под воды или с окончанием работы стартового РДТТ пиротехническими зарядами сбрасывается хвостовой термообтекатель и раскрывается стабилизатор ракеты. В течение этого времени КР выходит на высоту 300-400м. Затем на нисходящей ветви стартового участка длиной около 4км раскрываются консоли крыла, выдвигается воздухозаборник, отстреливается за счет пироболтов стартовый РДТТ, включается маршевый двигатель, и КР переходит на заданную траекторию полета (через 60с после старта). Высота полета ракеты снижается до 15-60м, а скорость - до 885км/ч. Управление ракетой при ее полете над морем осуществляется инерциальной подсистемой управления, которая обеспечивает вывод КР в первый район коррекции (как правило, он отстоит от берега на несколько километров). Размеры этого района зависят от точности определения места стартовой платформы и ошибки инерциальной подсистемы управления КР, накапливаемой за время полета ракеты над водной поверхностью.

Наряду с оснащением кораблей ракетным оружием "Томагавк" США проводят широкомасштабную программу развития и совершенствования крылатых ракет морского базирования, которая предусматривает:
Увеличение дальности стрельбы до 3-4тыс.км за счет разработки более эффективных двигателей и топлив, снижения массо-габаритных характеристик.В частности, замена ТРДД F-107 его модификацией, по оценке американских специалистов, дает рост тяги на 19 проц. и уменьшение расхода топлива на 3%. Благодаря замене существующего турбовентиляторного двигателя винтовентиляторным в сочетании со специальным газогенератором дальность полета возрастет на 50% при неизменных массо-габаритных характеристиках ракеты.
улучшение точности наведения на цель до нескольких метров за счет оснащения КР приемной аппаратурой системы спутниковой навигации NAVSTAR и лазерным локатором. В него входят активный инфракрасный датчик переднего обзора и лазер на С02. Лазерный локатор дает возможность осуществлять селекцию неподвижных целей, навигационное обеспечение и коррекцию скорости.
увеличение глубин пуска КР с ПЛА при использовании более мощного стартового РДТТ;
снижение воздействия средств ПВО и ПРО при боевом применении крылатых ракет. Снизить воздействие средств ПВО и повысить боевую устойчивость КР предполагается за счет уменьшения ее радиолокационной заметности, увеличения количества программ полетов, возможности их быстрой замены или корректировки во время полета ракеты. С этой целью планируется применять более производительные ЭВМ и спутниковую связь.
Томагавки воздушного базирования
Стараясь удешивить производство КР компания General Dynamics модернизировала ракету AGM-109 для использования ее с воздушных носителей. Был модернизирован двигатель ракеты. Дорогая инерционная система навигации LN-35 была заменена бесплатформенная интегрированной навигационной системой оснащенной с набором лазерных гироскопов. Воздушное базирование сделано ненужным стартовый ускоритель, необходимый для выброса ракеты из-под воды или ракетной шахты. Навигационные системы были перенесены в хвостовую часть ракеты, освободив место для модульной БЧ.
AGM-109H крылатая ракета средней дальности AGM-109H воздушного базирования. Эта КР с дальностью стрельбы до 550 км предназначена для вывода из строя взлетно-посадочных полос аэродромов. Ракету оснащена кассетной боевой частью, содержащей 28 малокалиберных бетонобойных боеприпасов BLU-106/В. Такой боеприпас весом около 19 кг имеет цилиндрический корпус длиной 110,5 см и диаметром 10 см с крестообразным складывающимся хвостовым оперением, в котором размещаются боевая часть, твердотопливный ускоритель и тормозной парашют. Отстрел боеприпасов производится в направлении, перпендикулярном оси ракеты, последовательно по команде, поступающей от бортовой системы наведения. Темп отстрела должен задаваться в соответствии с высотой и скоростью полета КР для того, чтобы нанести максимальное поражение бетонированной ВПП или укрытиям для самолетов.
После отстрела боеприпас тормозится парашютом и ориентируется под углом около 60° относительно земной поверхности. Затем парашют сбрасывается, и боеприпас разгоняется в направлении цели с помощью твердотопливного ускорителя. Боевая часть, содержащая 3 кг взрывчатого вещества, имеет бронебойный наконечник. За счет высокой кинетической энергии он пробивает бетонное покрытие цели, боеприпас проникает внутрь ее, после чего производится подрыв заряда ВВ. В иностранной прессе отмечается, что BLU-106/В весьма эффективен при действиях как по ВПП, так и по железобетонным укрытиям для самолетов. Носителем ракеты AGM-109H должны были стать B-52G и F-16, хотя крепление ракеты подходит и к другим типам самолетов ВВС США.
AGM-109L крылатая ракета средней дальности воздушного базирования. Предназначена для поражения наземных и морских целей. Навигация ракеты отличается наличием инфракрасной головки самонаведениякоторая, аналогичной, установленой на ракете AGM 65D "Мейверик". AGM-109L оснащена осколочно-фугасной боевой частью WDU-18/B массой 222 кг. Носителем AGM-109L должен был стать палубный штурмовик А-6Е.
AGM-109G крылатая ракета наземного базирования. Ракета конструктивно была выполнена из отдельных функциональных модулей, включавших комбинированную систему управления, ядерную боевую часть, топливные отсеки, выдвижные крылья, маршевый турбовентиляторный двигатель F107-WR-400, хвостовое оперение и твердотопливный стартовый ускоритель. Ракета помещалась в герметичную капсулу с разрываемой защитной диафрагмой. Капсулу устанавливали на транспортно-пусковую установку (ТПУ), смонтированную на автомобильном полуприцепе и представлявшую собой бронированный контейнер на четыре ракеты. В качестве буксировщика использовался тягач М818 концерна МАН


Боевое применение
широкомасштабной военной операции "Буря в пустыне" в 1991 году против Ирака. С надводных кораблей и подводных лодок ВМС США, развернутых на позициях в Средиземном и Красном морях, а также в Персидском заливе, было выполнено 288 пусков КР Tomahawk, из них 261 ракета модификации TLAM-C, 27 — TLAM-D. 85 процентов из них достигли целей. В последнее десятилетие ракета Tomahawk стала основным средством бомбо-штурмовых ударов во всех крупных операциях, проводимых ВС США: "Лис пустыни" (Ирак, декабрь 1998 г.), "Союзническая сила" (Сербия, апрель-май 1999 г.), "Несгибаемая свобода" (Афганистан, октябрь 2001 г.), "Свобода Ираку" (Ирак, март-апрель 2003 г.). В ходе этих операций израсходовано более 2000 ракет Tomahawk морского и воздушного базирования.
RGM/UGM-109E Tac Tom Block 4 (тактический "Томагавк") - эта модификация ракеты — в 1998 году предлагалась флоту фирмой Raytheon как дешевая замена ракетам предыдущего поколения. Главной целью программы Tac Tom была ракета, которая станет обходиться в производстве значительно дешевле (приблизительно на половину), чем современная TLAM-C/D Block 3. Корпус ракеты, включая аэродинамические поверхности, почти полностью выполнен из углепластиковых материалов. Сокращено с четырех до трех количество перьев стабилизатора. На ракете установлен более дешевый турбовентиляторный двигатель Williams F415-WR-400/402. Недостаток новой ракеты — невозможность стрельбы ракетой через торпедный аппарат, только из специальных вертикальных пусковых установок Mk 45 ПЛ. Система наведения обладает новыми возможностями идентификации целей и перенацеливания в полете. Ракета может быть повторно запрограммирована в полете через спутниковую УВЧ-связь на 15 любых заранее предопределенных дополнительных целей. Существует техническая возможность у ракеты барражировать в районе предполагаемой цели в течение 3,5 часа на удалении 400 км от точки пуска до получения команды на поражение цели или же использовать ракету в качестве БЛА для доразведки уже пораженной цели. Общий заказ ВМС на новую ракету в период с 2003 по 2008 г. составил 1353 единицы. КРМБ "Тактический Томахок" Block 4 начали поступать на вооружение ВМС США в 2004 г. Всего планируется закупить 2200 КРМБ данного типа.

ХАРАКТЕРИСТИКИ


Дальность стрельбы,км

BGM-109A при пуске с надводного корабля

2500

BGM-109С/D при пуске с надводного корабля

1250

BGM-109С/D при пуске с подводной лодки

900

Скорость полета максимальная, км/час

1200

Скорость полета средняя, км/час

885

Длина ракеты, м

6.25

Диаметр корпуса ракеты, м

0.53

Размах крыльев, м

2.62

Стартовый вес,кг

BGM-109A

1450

BGM-109С/D

1500

Боевая часть

BGM-109A

ядерная

BGM-109С

полубронебойная - 120кг

BGM-109D

кассетная - 120кг

Маршевый двигатель F-107

Топливо

RJ-4

Масса топлива, кг

550

Вес сухого двигателя, кг

64

Тяга, кг

272

Длина, мм

940

Диаметр, мм

305

Источники

Они прольются с небес огненным дождем. Словно порыв «божественного ветра», сметающий вражеские батальоны с лица Земли. Крылатые роботы-самоубийцы. Они храбрее самых смелых камикадзе и безжалостнее самых лютых зондеркоманд СС.

Ни один мускул не дрогнет перед ликом смерти. Машины не боятся убивать и умирать. Они уже изначально мертвы. И, если понадобится, они сгинут без раздумий в ослепительной вспышке при столкновении с целью.

Ну а пока… ракета мчится сквозь ночную тьму к месту своей гибели.
Час назад она покинула уютную ячейку на борту субмарины и, пробившись сквозь слой холодной воды, выскочила на поверхность. Загудело пламя бустера, поднимая «Томагавк» на высоту 1000 футов. Там, на нисходящей ветви стартового участка, выдвинулся воздухозаборник двигателя, раскрылись короткие крылья и хвостовое оперение: боевой робот помчался за головой своей жертвы. Теперь уже ничто не спасет несчастных, чьи фотографии заложены в память летающего убийцы…

Миф №1. «Томагавк» решает все.

Никита Сергеевич, вы все еще здесь?!

Ракетная эйфория не оставляет умы и сердца: впечатляющие способности «Топора» породили уверенность, что применение лишь только одних крылатых ракет способно принести победу в любой войне.

Зачем рисковать дорогущим самолетом и бесценной жизнью пилота? Эти бесконечные тренировки и повышения квалификации летного состава. Аэродромы, топливо, наземный обслуживающий персонал…
К чему такие сложности и неоправданный риск, если можно пригнать эскадру подлодок и забросать вражину тысячами летающих роботов-самоубийц? Дальность полета «Топора» в «конвенционном» исполнении - 1200…1600 км - позволяет выполнить задание, не входя в зону поражения армии противника. Просто, эффективно и безопасно.


12 пусковых установок в носовой части ПЛА типа "Лос-Анджелес"


Масса боевой части ракеты - 340 кг. Имеется дюжина различных вариантов БЧ для различных типов целей: кассетные, бронебойные, полубронебойные, «обычные» боевые части фугасного действия… Несколько алгоритмов атаки: с горизонтального полета, с пикирования, с подрывом при горизонтальном пролете над целью. Все это позволяет выполнить практически любое задание на территории противника.

Ликвидировать выбранную цель, разрушить любой объект военной или гражданской инфраструктуры. Разбить взлетно-посадочную полосу аэродрома, поджечь ангар с военной техникой, свалить радиовышку, взорвать электростанцию, пробить несколько метров земли и бетона - и уничтожить защищенный командный пункт.

Непрерывно ведутся работы над расширением тактической гибкости применения крылатых ракет: последнюю модификацию RGM/BGM-109E Tactical Tomahawk оснастили блоками спутниковой связи и GPS-навигации. Новая ракета умеет барражировать в воздухе в ожидании подходящего момента для атаки. Кроме того, она получила способность перепрограммироваться в полете и, в зависимости от обстановки, атаковать одну из 15 заранее намеченных целей.


Атака с горизонтального полета


Единственное, что до сих пор не умеет «Томагавк» - атаковать движущиеся объекты.*

* возможность эффективного поражения движущихся целей, в т.ч. кораблей, была реализована в модификации «Томагавк» Block IV Multi-Mode Mission (TMMM), признанной избыточно дорогой и так и не принятой на вооружение ВМС США

Кроме того, существовала модификация BGM-109B Tomahawk Anti-Ship Missle (TASM) - противокорабельный вариант «Томагавка» с активной радиолокационной ГСН от ПКР «Гарпун». В связи с отсутствием достойного противника TASM был снят с вооружения около 10 лет назад.

Перехватить конвой с (например, машины ЗРС С-300 на марше) или задержать наступающий танковый батальон? Современные крылатые ракеты бессильны на таких заданиях. Придется вызывать авиацию.
Фронтовые бомбардировщики, штурмовики, ударные вертолеты, БПЛА, в конце концов - этим «птичкам» до сих пор нет равных над полем боя. Высокая тактическая гибкость (вплоть до полной отмены задания и возвращения на базу) и широкий ассортимент боеприпасов делают авиацию незаменимой в борьбе с наземными целями.

Тем не менее, тенденция налицо: опыт локальных войн за последние 20 лет продемонстрировал 10-кратное увеличение роли крылатых ракет морского базирования (КРМБ). С каждым годом «Томагавки» обретают новые навыки и «получают допуск» к выполнению все более сложных заданий.


Эсминец USS Barry (DDG-52) обстреливает Ливию в рамках операции "Рассвет Одиссеи" (2011 год)


Как показала практика, КРМБ довольно успешно «втаптывают» жертву в каменный век, разрушают систему ПВО и дезорганизуют армию противника. Оставшись в первые же часы войны без радаров, ЗРК, аэродромов, электростанций, топливохранилищ, вышек сотовой и радиосвязи, командных пунктов и пр. стратегически важных объектов, противник оказывается неспособным оказать серьезное сопротивление. Теперь его можно брать «тепленьким».

В таких условиях становятся не нужны сверхдорогие и сложные стелс-самолеты и пр. «рэпторы». Бомбить мосты и отступающие танковые колонны с недосягаемой высоты? С таким заданием легко справляются простые и дешевые F-16.

Миф №2. «Томагавк» способен попасть в окно.

Точность «Томагавка» служит причиной горячих споров. В ходе операции «Буря в пустыне» обломки американских ракет находили даже на территории Ирана - некоторые из «Топоров» отклонились с курса на несколько сотен километров! Результат ошибки программистов или случайный сбой в бортовом компьютере ракеты…

Но каковы реальные возможности «Томагавков»? Каково расчетное значение их кругового вероятного отклонения (КВО)?

Традиционные методы наведения «Томагавков» включают в себя:

ИНС для полетов над местностью со слабо выраженной радиолокационной контрастностью (например, над морем - вода везде одинакова). Гироскопы и акселерометры работают до момента прибытия ракеты в первый район коррекции над побережьем противника, далее наведение осуществляется более высокотехнологичными способами.

Рельефометрическая система Terrain Contour Matching (TERCOM) - сканирует подстилающий рельеф и сравнивает полученные данные с радиолокационными снимками, заложенными в память ракеты.

Сам принцип работы TERCOM служит поводом для множества шуток: «Пока янки будут готовить полетное задание, наш стройбат заново перекопает весь рельеф»! Но если говорить серьезно, то TERCOM - один из самых надежных и эффективных способов наведения КРМБ. «Томагавк» ориентируется на местности в автономном режиме: ему не нужно постоянное наведение со спутника или от удаленного оператора. Это повышает надежность и исключает риск быть обманутым вражескими сигналами.

С другой стороны, это накладывает ряд ограничений - например, TERCOM малоэффективен при полетах над пустынями или заснеженной тундрой. Местность должна включать в себя максимум контрастных объектов (холмы, дороги и просеки, ж/д насыпи, населенные пункты). Маршрут прокладывают таким образом, чтобы избежать на пути ракеты открытых водных пространств (озера, устья больших рек и т.д.) - в противном случае, это может привести к критическим сбоям в навигационной системе ракеты.

Все это создает для янки такую проблему, как «предсказуемость» их ракетных ударов и, вследствие этого - увеличение потерь среди выпущенных ракет. Противник (если, конечно, у него есть хоть капля сообразительности) быстро вычислит основные направления угрозы - и выставит там средства ПВО.

Третий способ наведения. Оптико-электронная система DSMAC на финальном участке траектории ракета ведет себя, словно легендарный Терминатор из боевика Джеймса Кэмерона: она непрерывно сканирует местность своим электронным «глазом», сверяя облик «жертвы» с цифровой фотографией, заложенной в её память. Будущее уже наступило!

Наконец, последняя модификация «Топора» получила возможность наведения по данным GPS. Это существенно упрощает процесс подготовки к запуску, т.к. отсутствует необходимость в сложных картах для работы TERCOM (маршруты и радарные изображения местности готовятся заранее, на берегу - в центрах подготовки полетных заданий на территории ВМБ Норфолк и Кэмп-Смит).

В случае работы в режиме навигации по GPS экипаж корабля может самостоятельно «вбивать» координаты в память ракеты, без какого либо конкретного описания цели - дальше ракета все сделает сама, просто взорвавшись поблизости от указанного места. Уменьшается точность, но повышается оперативность. Теперь КРМБ могут использоваться в качестве средства огневой поддержки и работать по экстренным вызовам морских пехотинцев.

В полигонных условиях, при наличии качественных снимков «цели», значение кругового вероятного отклонения «Томагавка» указывается в пределах 5…15 метров. И это при дальности пуска в 1000 и более километров! Впечатляет.

Миф №3. «Томагавк» легко сбить.

Ну, так сделайте это! Не получается?...

Безопасность «Топора» обеспечивается его скрытностью. Предельно малая высота полета - всего несколько десятков метров - делает его невидимым для наземных РЛС. Радиогоризонт в этом случае не превышает 20-30 км, а если учесть естественные препятствия (холмы, строения, деревья) - обнаружение низколетящей ракеты, что ловко прячется в складках рельефа, представляется весьма сомнительным мероприятием.


Лодка для специальных операций на базе ракетоносца "Огайо". Всего в 22 ракетных шахтах корабля помещается 154 "Томагавка" + 2 шахты используются в качестве шлюзовых камер для боевых пловцов

Обнаружить, взять на сопровождение и поразить такую «трудную мишень» с земли - для этого необходима большая доля удачи и, желательно, знание наиболее вероятных маршрутов подлета «Томагавков». Случайность, не более того. Говорить о каком либо эффективном противодействии стаям КРМБ не приходится.

Не менее сложен перехват «Топора» с помощью воздушных средств - малые размеры и ЭПР ракеты делают «охоту на Томагавки» исключительно трудным мероприятием.

Габариты КРМБ «Томагавк»: длина - 5,6 м, размах крыла - 2,6 м.
Для сравнения - размеры истребителя Су-27: длина - 22 метра, размах крыла - 14,7 метров.

«Топор» имеет гладкую, обтекаемую форму, без каких-либо радиоконтрастных деталей и подвесных элементов. Янки намекают на использование в его конструкции радиопоглощающих покрытий и прозрачных для радиоволн материалов. Даже без учета элементов технологии «стелс» эффективная площадь рассеивания ракеты «Томагавк» не превышает 1 кв. метра - слишком мало, чтобы засечь её с большого расстояния. Наконец, поиск летящей ракеты производится на фоне земли, что вносит дополнительные сложности в работу радаров истребителей.

Официальные данные по перехватчику МиГ-31 подтверждают следующее: с высоты 6000 метров захват цели с ЭПР 1 кв. метр, летящей на высоте 60 метров, производится на дальности 20 км.
Учитывая, что только одна ПЛАРК на платформе «Огайо» способна выпустить до 154 КРМБ, требующееся количество истребителей для отражения атаки превысит возможности ВВС любой из стран, против которых собираются воевать янки.


Обломки сбитого "Томагавка" в Белградском музее авиации


На практике ситуация выглядела следующим образом: в ходе агрессии НАТО против Югославии, ВМС США и Великобритании выпустили по объектам на территории СРЮ около 700 «Томагавков». Официальный сербские источники приводят цифры в 40…45 сбитых КРМБ, представители НАТО не согласны и называют еще меньшие цифры. В целом, ситуация печальна: сербским военным едва ли удалось сбить 5% выпущенных по ним ракет.
Примечательно, что один из «Топоров» был сбит сербским МиГ-21 - летчик установил с ним визуальный контакт, сблизился и расстрелял робота из бортовой пушки.

Миф №4. «Томагавки» годятся лишь для войны с папуасами.

Стоимость ракеты «Томагавк», в зависимости от её модификации и типа БЧ, может достигать 2 миллионов долл. Выпустить 500 таких «штучек» - означает разорить бюджет США на 1 млрд. зеленых банкнот.
Дальность полета 1200…1600 км. Боевая часть 340 кг. Комбинированная система наведения - рельефометрический TERCOM, DSMAC, спутниковые системы связи и навигации. Стартовая масса в пределах полутора тонн. Носители - эсминцы и атомные подлодки.

Нет, господа. Столь разрушительное и дорогое оружие создано не для истребления несчастных жителей Папуа Новой Гвинеи. «Томагавком» следует пользоваться с умом; просто так разбрасывать двухмиллионные ракеты по пустыне - неслыханное мотовство даже для обеспеченных янки.


Запуск КРМБ "Томагавк" с борта атомного крейсера USS Mississippi (CGN-40), операция "Буря в пустыне", 1991 год. Ракета запускается из бронированной ПУ Mk.143 Armoured Launch Box


Не нужно иметь семи пядей во лбу, что определить назначение крылатых ракет - оглушающий удар по военной и гражданской инфраструктуре такого противника, который обладает некоторым военным потенциалом: Сирия, Иран, Ирак, Югославия… Против тех, кто способен огрызнуться и оказать сопротивление.

В этих случаях янки достают из рукава свой «страховой полис» - стаю летающих убийц, что «расчистят» коридоры в системе ПВО страны, дезорганизуют армию противника и позволят авиации НАТО захватить господство в воздухе. Крылатая ракета «Томагавк» не попадает под действие каких-либо договоров и конвенций об ограничении вооружений - а значит, можно не стесняться и запускать «Топоры» налево и направо без каких либо угрызений совести.

Что до обычных басмачей с берданками - их янки размазывают из 105 мм гаубиц, установленных в проемах бортов «ганшипов» АС-130. Ракеты «Томагавк» и прочий хай-тек там ни к чему.

Миф №5. «Томагавки» представляют опасность для России

Россия наряду с Индией и КНР - одна из немногих стран, кто может не обращать внимания на ВМС США и их бряцанье оружием. «Томагавк» - чисто тактическое оружие для локальных войн. С Россией такая фишка не прокатит - русский генштаб не поймет американских шуток, и дело может окончиться страшным термоядерным побоищем.

Даже в теории, при наличии ратифицированного договора с США о взаимном отказе от применения ЯО, морские крылатые ракеты неэффективны против сугубо континентальной России - все промышленные центры, арсеналы и стратегически важные объекты находятся в тысяче километров от побережья, на пределе дальности полета «Томагавков».

Что касается возможного оснащения «Топоров» термоядерными боевыми частями - эта угроза имела бы смысл лишь при отсутствии межконтинентальных баллистических ракет. В случае войны с применением «Трайдент-2» запоздалый удар крылатыми ракетами (подлетное время «Томагавков» будет исчисляться многими часами) уже не будет иметь никакого значения.

Экономные янки прекрасно понимали бесперспективность «Топора» как носителя ядерного оружия, поэтому отправили все свои ядерные КРМБ на слом 20 лет назад.


Количество ядерных зарядов на вооружении ВС США. Толстая линия - стратегические боеголовки для МБР. Тонкая линия - "тактическое" ядерное оружие, в т.ч. "Томагавки" с СБЧ


Запуск "Томагавка" из носовой УВП эсминца USS Farragut (DDG-99)

Томахок (англ. BGM-109 Tomahawk, [’tɒmə‚hɔ:k] - Томагавк) - американская многоцелевая высокоточная дозвуковая крылатая ракета (КР) большой дальности, стратегического и тактического назначения. Находится на вооружении кораблей и подводных лодок ВМС США, использовалась во всех значительных военных конфликтах с участием США.


BGM-109 Tomahawk разрабатывалась в целом ряде модификаций, включающих:
  • Ракеты морского базирования SLCM (англ. Sea-Launched Cruise Missile): BGM-109A/…/F, RGM/UGM-109A/…/E/H
  • Ракеты наземного базирования GLCM (англ. Ground-Launched Cruise Missile): BGM-109G
  • Ракеты воздушного базирования MRASM (англ. Medium-Range Air-to-Surface Missile): AGM-109C/H/I/J/K/L

История


В 1971 году руководство Военно-морских сил США инициировало работы по изучению возможности создания стратегической крылатой ракеты (КР) с подводным запуском. В начальной фазе работ рассматривались два варианта КР:
Первый вариант предусматривал разработку тяжелой КР с подводным стартом и боль­шой дальностью полета - до 3000 миль (5500 км) и размещение ракет на борту пяти ПЛАРБ типов «Джордж Вашингтон» и пяти типа «Этен Аллен» в пусковых установках БРПЛ UGM-27 «Поларис» (диаметром 55 дюймов), снимае­мых с вооружения. Тем самым ПЛАРБ становились носителями стратегических крылатых ракет ПЛАРК.

Второй вариант предполагал разработку более лёгкой КР под 533-мм (21 дюйм) торпедные аппараты подводных лодок с дальностью полета до 1500 миль (2500 км).


2 июня 1972 года был выбран более лёгкий вариант под торпедные аппараты, а в ноябре того-же года промышленности были выданы контракты на разработку SLCM (англ. Submarine-Launched Cruise Missile) - крылатой ракеты подводного базирования.
В январе 1974 года два наиболее перспективных проекта были отобраны для участия в конкурсных демонстрационных пусках, а в 1975 году проектам фирм «Дженерал Дайнемикс» и «Линг-Темко-Воут» (LTV) (англ. Ling-Temco-Vought) были присвоены обозначения ZBGM-109A и ZBGM-110A, соответственно (префикс «Z» в обозначении является статусным, и в системе обозначений МО США применялся для обозначения систем находящихся «на бумаге», то есть в ранней стадии разработки).


В феврале 1976 года первая попытка пуска из торпедного аппарата (ТА) прототипа YBGM-110A (префикс «Y» в обозначении) закончилась неудачно из-за неисправности ТА. Вторая попытка также не была успешной, из-за нераскрытия консолей крыла. В марте 1976 года, учитывая два безупречных пуска прототипа YBGM-109A и его менее рискованную конструкцию, ВМС США объявила победителем конкурса по программе SLCM ракету BGM-109, а работы по проекту BGM-110 были прекращены.

В тот же период флотское руководство решает, что SLCM должна также встать на вооружение надводных кораблей, поэтому значение акронима SLCM было изменёно на англ. Sea-Launched Cruise Missile - крылатая ракета морского базирования (КРМБ). Лётные испытания YBGM-109A, включая рельефометрическую систему коррекции TERCOM (англ. Terrain Contour Matching) продолжались в течение ряда лет.

В январе 1977 года, администрация президента Джимми Картера инициировала программу названную JCMP (англ. Joint Cruise Missile Project - Проект единой крылатой ракеты), которая предписывала ВВС и ВМС вести разработку их крылатых ракет на общей технологической базе. В это время, ВВС США разрабатывали крылатую ракету воздушного базирования AGM-86 ALCM (англ. Air-Launched Cruise Missile). Одним из следствий реализации программы JCMP стало то, что дальнейшее развитие получили только один тип маршевой двигательной установки (ТРДД Williams F107 ракеты AGM-86) и системы коррекции по рельефу местности TERCOM (McDonnell Douglas AN/DPW-23 ракеты BGM-109). Ещё одним следствием, стало прекращение работ по практически готовой к запуску в производство базовой модификации КР AGM-86A и проведение конкурсных лётных испытаний за роль основной крылатой ракеты воздушного базирования между удлинённым вариантом AGM-86 увеличенной до 2400 км дальности, обозначенным, как ERV ALCM (англ. Extended Range Vehicle, позднее стал AGM-86B) и AGM-109 (модификации YBGM-109A воздушного базирования). После проведённых в период между июлем 1979-го и февралём 1980 года, лётных испытаний, AGM-86B была объявлена победителем конкурса, а разработка AGM-109 ALCM воздушного базирования остановлена.

Морской вариант BGM-109 в это время продолжал развиваться. В марте 1980 года состоялось первое надводное летное испытание серийной ракеты BGM-109A Tomahawk, с борта эс­минца типа «Спрюэнс» USS Merrill (DD-976) (англ. USS Merrill (DD-976)), а в июне того же года выполнен успешный пуск серийного «Томагавка» с подводной лодки USS Guitarro (SSN-665) (англ. USS Guitarro (SSN-665)) проекта «Стёджен». Это был первый в мире пуск стратегической КР с борта подводной лодки.
Лётные испытания КРМБ Tomahawk продолжались в течение трех лет, за это время было произведено более 100 пусков, как результат, в марте 1983 года, было объявлено о достижении ракетой эксплуатационной готов­ности и были выданы рекомендации к принятию на вооружение.


Первыми модификациями этих ракет, известными как Tomahawk Block I, были стратегические BGM-109A TLAM-N (англ. Tomahawk Land-Attack Missile - Nuclear) с термоядерной боевой частью и противокорабельные BGM-109B TASM (англ. Tomahawk Anti-Ship Missile) с боевой частью в обычном снаряжении. Первоначально, модификации КР для различных типов среды запуска, обозначались присвоением цифрового суффикса, так, индексами BGM-109A-1 и −109B-1 обозначались ракеты надводного запуска, а BGM-109A-2 и −109B-2 - подводного. Однако, в 1986 году вместо цифрового суффикса, для обозначения среды запуска, в качестве первой литеры индекса («B» - обозначавшей множественность сред запуска) стали использоваться литеры «R» для КР надводных кораблей и «U» для КР подводных лодок.
Стоимость одного запуска КР "Томахок" в марте 2011 года составляла около 1,5 миллионов долларов.

Основную сложность в противодействии крылатым ракетам типа «Томагавк» представляет задача обнаружения. Малая ЭПР ракеты накладывает ограничения на требуемую мощность радара, а маловысотный полёт - на его расположение (дальность радиогоризонта для данной высоты).


Все эти ограничения приводят к тому, что на большой дальности подобные ракеты могут быть обнаружены только с помощью самолётов ДРЛО. На средних дальностях обнаружение также возможно с помощью низковысотных обнаружителей, а также специализированными перехватчиками. На малых дальностях "Томагавки" (и им подобные крылатые ракеты) могут быть обнаружены большинством современных как военных, так и гражданских радиолокаторов.


Так как «Томагавк» летит с дозвуковой скоростью, не может маневрировать с большими перегрузками, а также не может использовать ложные цели, то обнаруженная ракета уверенно поражается любыми современными средствами ПВО и ПРО, удовлетворяющими ограничениям по высотности.
Перспективным также представляется использование средств оптико-радиоэлектронной борьбы (в частности - шумопостановщиков, подавляющих сигнал GPS), что позволит значительно снизить точность попадания ракеты, а следовательно - и опасность для обороняемого объекта.

Носители

  • 23 АПЛ типа «Лос-Анджелес», 12 КР;
  • 4 АПЛ типа «Огайо», по 154 КР;
  • 3 АПЛ типа «Сивулф», до 50 зарядов к торпедным аппаратам, в том числе крылатые ракеты;
  • 3 АПЛ типа «Вирджиния», до 12 КР;
  • Британская ударная АПЛ «Астьют» (2007, первая из четырех этого класса), водоизмещение 7200/7800 тонн, срок службы ~ 30 лет, 6 торпедных установок, 48 торпед и ракет;
  • 54 эсминца класса «Арли Бёрк» (англ. «Arleigh Burke» в строю и ещё 8 строятся на верфях Брансуика и Паскагулы, вооружение 90/96 (в зависимости от серии корабля) ПУ "Иджис" ; В универсальном варианте вооружения корабль несет 8 "Томагавков", в ударном - 56.
  • 22 ракетных крейсера класса «Ticonderoga», 122 ПУ "Иджис", в стандартном варианте - 26 КР;
  • С 2013 года спуск 2 новых эсминцев серии DDG-1000 с 80 ПУ каждый

Боевое применение

  • Война в Персидском заливе (1991)
  • Операция «Решительная сила» (1995)
  • Операция «Удар в пустыне» (1996)
  • Операция «Лиса пустыни» (1998)
  • Война НАТО против Югославии (1999)
  • Вторжение в Ирак (2003)
  • Интервенция в Ливию (2011)

В каком-то смысле, именно крылатые ракеты оказались первыми боевыми беспилотниками, только одноразовыми. О различиях боевого применения КР и БПЛА в своей статье на страницах ИА «Оружие России» рассуждает заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин.

Боевое применение крылатых ракет началось раньше, чем БПЛА. Родоначальником этого класса оружия в его современном понимании стали американские ракеты, в первую очередь – КРМБ BGM-109 «Томагавк», которые теперь воспринимаются почти как синоним самого понятия «крылатая ракета».

ВМС США заказали у компании Raytheon 361 крылатую ракету Tomahawk Block IV общей стоимостью 337,84 млн. долларов

«Томагавк» стал чрезвычайно удачным оружием, несмотря на такие серьезные недостатки, как низкая скорость при полном отсутствии оборонительных возможностей. Главным преимуществом «Томагавков» является безопасность и безнаказанность их применения при весьма высокой эффективности , это позволяет пренебречь указанными недостатками.

США уже истратили в войнах более 1,9 тыс. КРМБ и КРВБ с достаточно хорошими результатами. Хотя имели место промахи и потери ракет по различным причинам, большинство из них поразило назначенные цели.

В ВМС США носителями КРМБ являются 7 типов кораблей .

1. ПЛАРК типа «Огайо» (4 ед.) – до 154 КРМБ на каждой в специальных шахтах (вместо шахт для БРПЛ).

2. ПЛА типа «Вирджиния» (9 ед., всего будет построено 30-40) – на каждой по 12 КРМБ в специальных шахтах, еще до 38 могут, наряду с торпедами и ПКР «Гарпун», входить в состав боезапаса, предназначенного для стрельбы через торпедные аппараты.

3. ПЛА типа «Сивулф» (3 ед.) – на каждой до 50 КРМБ в составе боезапаса, выстреливаемого через ТА.

4. ПЛА типа «Лос-Анджелес» (42 ед. + 1 в резерве, постепенно выводятся из состава ВМС) – на каждой по 12 КРМБ в специальных шахтах (на 31 ПЛА) и до 37 в составе боезапаса, выстреливаемого через ТА.

5. Крейсера типа «Тикондерога» (22 ед.) – на каждом до 122 КРМБ в 2 УВП Мк41.

6. Эсминцы типа «Арли Бёрк» (60 ед., будет 75 или 99) – до 90 КРМБ в 2 УВП Мк41 на первых 28 кораблях, до 96 на следующих.

7. Эсминцы типа «Замволт» (будет построено 3) – на каждом до 80 КРМБ в 2 УВП Мк57.

Всего на вооружении ВМС США имеется примерно 2,5-2,8 тыс. КРМБ, в первую очередь – последней модификации «Тактический Томагавк» (недавно была заказана еще 361). Необходимо отметить, что эта ракета не может запускаться из торпедных аппаратов ПЛА, а только из специальных шахт.

В ВВС США единственным носителем КРВБ является стратегический бомбардировщик В-52 , способный нести до 20 таких ракет (AGM-86 и AGM-129). Количество В-52 в составе ВВС теоретически достигает 89, из них 13 находятся на базе – складе Дэвис-Монтан.

Предположительно, общее количество В-52 будет в ближайшее время сокращено до 40-50 машин, они останутся в строю до 2044 г. Сейчас в ВВС имеется примерно 1,6 тыс. КРВБ (всего было изготовлено 1733 AGM-86 и 676 AGM-129).

Носители крылатых ракет армии Великобритании

Кроме США, «Томагавки» состоят на вооружении ВМС Великобритании, ими оснащены все английские ПЛА (6 типа «Трафальгар» и 2 типа «Эстьют», последних также будет построено 6).

Очень высокая эффективность, высокая дальность полета (1,2-2,5 тыс. км в зависимости от модификации), безопасность и безнаказанность применения при относительной дешевизне американских «Томагавков» породили значительный интерес к крылатым ракетам.

Основные конкуренты «Томагавкам»

На сегодняшний день основными конкурентом «Томагавкам» являются семейства крылатых ракет «Яхонт»-«Оникс»-«Брамос» (российско-индийские) и (Club) (российские). Крылатая отличается достаточно мощной БЧ (250 кг) и большой дальностью полета (300 км) при очень высокой скорости полета (до 2,5М) и минимальной высоте полета 5 м, что делает ее практически неуязвимой для любых существующих средств ПВО/ПРО.

Кроме того, эта ракета универсальна по носителям ( , надводные корабли, истребители Су-30, наземные ПУ). С точки зрения скорости и универсальности это семейство ракет превосходит американские КР «Томагавк» (уступая ему по дальности), а других аналогов не имеет в принципе.

Уже сейчас все 10 подлодок пр. 877, 5 эсминцев типа «Раджпут», 3 последние эсминца типа «Дели», все фрегаты пр. 17 и «Талвар» ВМС Индии имеют на вооружении ПКР «Брамос». Ими же будут вооружаться эсминцы типа «Калькутта», которых предполагается построить от 7 до 11 единиц.

Пусковые установки ракет BrahMos на эсминце Rajput ВМС Индии

Очевидно, будет широко использоваться наземный вариант ракеты, носителями «Брамосов» станут все (более 270) Су-30 ВВС Индии. В самой России носителей КР «Оникс» будет гораздо меньше. Пока это лишь перспективные ПЛА пр. 885М , кроме того, на эти ракеты предполагается перевооружить ПЛА проекта 949А.

Комплекс «Бастион» предлагается в двух вариантах подвижном «Бастион-П» и стационарном «Бастион-С»

Также в России, Вьетнаме и Сирии имеется на вооружении береговой вариант ракет «Оникс»-«Яхонт» (он называется ). Важнейшее преимущество ракет «Калибр» (Club) заключается в возможности скрытого базирования в контейнерах, по виду ничем не отличающихся от обычных грузовых.

Соответственно, они могут применяться с гражданских судов (причем контейнеровозы могут нести сотни таких ракет), автомобильных трейлеров, железнодорожных составов. Имеется ли у самой России или какой-то другой страны такой вариант «Калибра» в развернутом состоянии – неизвестно.

Зато известно, что эти ракеты состоят на вооружении дизельных ПЛ пр. 877 и 636 ВМФ РФ, ВМС КНР, Индии, а в будущем и Вьетнама. Они могут применяться также с российских ПЛА пр. 971, перспективных фрегатов проекта 11356 и , корветов проекта 20385, индийских фрегатов типов «Талвар» и «Шивалик» (пр. 17).

Эти ракеты могут поражать наземные и надводные цели, имеется и противолодочный их вариант. Вообще, оба этих семейства превосходят «Томагавк» с точки зрения универсальности ПУ.

С учетом высокой скорости полета, возможность применения с наземных ПУ и с самолетов тактической (фронтовой) авиации делает российские ракеты более функциональными, чем американские, хотя и уступают им в дальности полета.

Большого внимания заслуживает крылатая ракета наземного базирования DH-10 (размещается в мобильных пусковых установках по три ракеты на каждой)

При этом Индия создает и собственную крылатую ракету «Нирбэй». Она будет столь же универсальна по носителям, как и «Брамос», а дальность полета достигнет 1 тыс. км, правда ее скорость будет дозвуковой. Кроме указанных стран, крылатые ракеты создают государства, которые имеют для этого технологические возможности, и при этом готовы к серьезной войне. Это Китай, Тайвань, Республика Корея, Пакистан.

Причем для Тайваня массовое развертывание крылатых ракет различных видов базирования является единственным (хотя и весьма призрачным) шансом на спасение в случае китайской агрессии.

Естественно, активнее всего крылатые ракеты создает Китай, в чьем распоряжении имеются как советские , полученные с Украины, так и «Томагавки» приобретенные в Пакистане. Путем их синтеза созданы ракеты DH-10 и CJ-10, которые могут использоваться против как наземных, так и надводных целей, применяться с автомобильных, корабельных ПУ, а также с бомбардировщика Н-6М.

Путем синтеза имеющихся ракет созданы ракеты CJ-10

Предполагается, что эти ракеты сочетают сверхзвуковую скорость с очень высокой дальностью (2,5-4 тыс. км). Создается также семейство дозвуковых крылатых ракет HN, которые будут запускаться с различных ПУ, включая тактический бомбардировщик JH-7, ПЛ, эсминцы и фрегаты пр. 054А.

В Республике Корея создано семейство дозвуковых КРМБ «Хюнму-3» с дальностью полета от 500 до 2000 км, запускаемых с имеющихся ПЛ и эсминцев, а также с перспективных фрегатов типа «Инчхон».

Тайвань создает крылатые ракеты на базе ПКР «Сюн Фэн-2». Они являются дозвуковыми, их дальность полета составляет, по различным данным, от 600 до 1000 км. В зону их досягаемости попадает значительная часть крупнейших городов и объектов «новой экономики» на юго-востоке Китая, наиболее развитого региона КНР.

В сочетании с многочисленными «Сюн Фэнами» в варианте собственно ПКР (включая сверхзвуковую «Сюн Фэн-3») они могут создать Китаю определенные проблемы в случае попытки силового решения «тайваньской проблемы», хотя вряд ли предотвратят захват острова. О пакистанских крылатых ракетах «Бабур» и «Раад» было сказано в статье «Неофициальные потенциалы».

В той же статье говорилось о том, что Израиль способен применять КРМБ, в т.ч. в ядерном снаряжении, с ПЛ типа «Долфин», однако не очень понятно, какие именно это ракеты. По-видимому, речь идет о морском варианте авиационной ракеты «Попай», дальность которой, возможно, достигает 1,5 тыс. км. Крылатые ракеты воздушного базирования имеют меньшую дальность полета, чем КРМБ, из-за ограничений по массе и габаритам.

Кроме «Брамоса» и китайской HN-1, к таковым относятся американская ракета JASSM AGM-158, дальность которой составляет 360 км, а последней модификации – 980 км. Ее носителями являются практически все американские боевые самолеты.

Немецко-шведская КРВБ «Таурус» с дальностью 500 км

Европейские истребители могут вооружаться немецко-шведской КРВБ «Таурус» с дальностью 500 км и англо-французской «Сторм Шэдоу»/ «Скальп» с дальностью 250 км. Все эти ракеты являются дозвуковыми. Высокая точность и значительная дальность, превышающая радиус действия подавляющего большинства или даже всех ЗРК, гарантируют дальнейшее расширение применения крылатых ракет всех вариантов базирования.

Эти ракеты могут успешно применяться как в классических, так и в противопартизанских войнах. При этом, разумеется, основной зоной разработки, производства и применения этого класса оружия станет новый центр мира – Азия.

Они прольются с небес огненным дождем. Словно порыв «божественного ветра», сметающий вражеские батальоны с лица Земли. Крылатые роботы-самоубийцы. Они храбрее самых смелых камикадзе и безжалостнее самых лютых зондеркоманд СС.

Ни один мускул не дрогнет перед ликом смерти. Машины не боятся убивать и умирать. Они уже изначально мертвы. И, если понадобится, они сгинут без раздумий в ослепительной вспышке при столкновении с целью.

Ну а пока… ракета мчится сквозь ночную тьму к месту своей гибели.
Час назад она покинула уютную ячейку на борту субмарины и, пробившись сквозь слой холодной воды, выскочила на поверхность. Загудело пламя бустера, поднимая «Томагавк» на высоту 1000 футов. Там, на нисходящей ветви стартового участка, выдвинулся воздухозаборник двигателя, раскрылись короткие крылья и хвостовое оперение: боевой робот помчался за головой своей жертвы. Теперь уже ничто не спасет несчастных, чьи фотографии заложены в память летающего убийцы…

Миф №1. «Томагавк» решает все.

Никита Сергеевич, вы все еще здесь?!

Ракетная эйфория не оставляет умы и сердца: впечатляющие способности «Топора» породили уверенность, что применение лишь только одних крылатых ракет способно принести победу в любой войне.

Зачем рисковать дорогущим самолетом и бесценной жизнью пилота? Эти бесконечные тренировки и повышения квалификации летного состава. Аэродромы, топливо, наземный обслуживающий персонал…
К чему такие сложности и неоправданный риск, если можно пригнать эскадру подлодок и забросать вражину тысячами летающих роботов-самоубийц? Дальность полета «Топора» в «конвенционном» исполнении - 1200…1600 км - позволяет выполнить задание, не входя в зону поражения армии противника. Просто, эффективно и безопасно.


12 пусковых установок в носовой части ПЛА типа "Лос-Анджелес"


Масса боевой части ракеты - 340 кг. Имеется дюжина различных вариантов БЧ для различных типов целей: кассетные, бронебойные, полубронебойные, «обычные» боевые части фугасного действия… Несколько алгоритмов атаки: с горизонтального полета, с пикирования, с подрывом при горизонтальном пролете над целью. Все это позволяет выполнить практически любое задание на территории противника.

Ликвидировать выбранную цель, разрушить любой объект военной или гражданской инфраструктуры. Разбить взлетно-посадочную полосу аэродрома, поджечь ангар с военной техникой, свалить радиовышку, взорвать электростанцию, пробить несколько метров земли и бетона - и уничтожить защищенный командный пункт.

Непрерывно ведутся работы над расширением тактической гибкости применения крылатых ракет: последнюю модификацию RGM/BGM-109E Tactical Tomahawk оснастили блоками спутниковой связи и GPS-навигации. Новая ракета умеет барражировать в воздухе в ожидании подходящего момента для атаки. Кроме того, она получила способность перепрограммироваться в полете и, в зависимости от обстановки, атаковать одну из 15 заранее намеченных целей.


Атака с горизонтального полета


Единственное, что до сих пор не умеет «Томагавк» - атаковать движущиеся объекты.*

* возможность эффективного поражения движущихся целей, в т.ч. кораблей, была реализована в модификации «Томагавк» Block IV Multi-Mode Mission (TMMM), признанной избыточно дорогой и так и не принятой на вооружение ВМС США

Кроме того, существовала модификация BGM-109B Tomahawk Anti-Ship Missle (TASM) - противокорабельный вариант «Томагавка» с активной радиолокационной ГСН от ПКР «Гарпун». В связи с отсутствием достойного противника TASM был снят с вооружения около 10 лет назад.

Перехватить конвой с (например, машины ЗРС С-300 на марше) или задержать наступающий танковый батальон? Современные крылатые ракеты бессильны на таких заданиях. Придется вызывать авиацию.
Фронтовые бомбардировщики, штурмовики, ударные вертолеты, БПЛА, в конце концов - этим «птичкам» до сих пор нет равных над полем боя. Высокая тактическая гибкость (вплоть до полной отмены задания и возвращения на базу) и широкий ассортимент боеприпасов делают авиацию незаменимой в борьбе с наземными целями.

Тем не менее, тенденция налицо: опыт локальных войн за последние 20 лет продемонстрировал 10-кратное увеличение роли крылатых ракет морского базирования (КРМБ). С каждым годом «Томагавки» обретают новые навыки и «получают допуск» к выполнению все более сложных заданий.


Эсминец USS Barry (DDG-52) обстреливает Ливию в рамках операции "Рассвет Одиссеи" (2011 год)


Как показала практика, КРМБ довольно успешно «втаптывают» жертву в каменный век, разрушают систему ПВО и дезорганизуют армию противника. Оставшись в первые же часы войны без радаров, ЗРК, аэродромов, электростанций, топливохранилищ, вышек сотовой и радиосвязи, командных пунктов и пр. стратегически важных объектов, противник оказывается неспособным оказать серьезное сопротивление. Теперь его можно брать «тепленьким».

В таких условиях становятся не нужны сверхдорогие и сложные стелс-самолеты и пр. «рэпторы». Бомбить мосты и отступающие танковые колонны с недосягаемой высоты? С таким заданием легко справляются простые и дешевые F-16.

Миф №2. «Томагавк» способен попасть в окно.

Точность «Томагавка» служит причиной горячих споров. В ходе операции «Буря в пустыне» обломки американских ракет находили даже на территории Ирана - некоторые из «Топоров» отклонились с курса на несколько сотен километров! Результат ошибки программистов или случайный сбой в бортовом компьютере ракеты…

Но каковы реальные возможности «Томагавков»? Каково расчетное значение их кругового вероятного отклонения (КВО)?

Традиционные методы наведения «Томагавков» включают в себя:

ИНС для полетов над местностью со слабо выраженной радиолокационной контрастностью (например, над морем - вода везде одинакова). Гироскопы и акселерометры работают до момента прибытия ракеты в первый район коррекции над побережьем противника, далее наведение осуществляется более высокотехнологичными способами.

Рельефометрическая система Terrain Contour Matching (TERCOM) - сканирует подстилающий рельеф и сравнивает полученные данные с радиолокационными снимками, заложенными в память ракеты.

Сам принцип работы TERCOM служит поводом для множества шуток: «Пока янки будут готовить полетное задание, наш стройбат заново перекопает весь рельеф»! Но если говорить серьезно, то TERCOM - один из самых надежных и эффективных способов наведения КРМБ. «Томагавк» ориентируется на местности в автономном режиме: ему не нужно постоянное наведение со спутника или от удаленного оператора. Это повышает надежность и исключает риск быть обманутым вражескими сигналами.

С другой стороны, это накладывает ряд ограничений - например, TERCOM малоэффективен при полетах над пустынями или заснеженной тундрой. Местность должна включать в себя максимум контрастных объектов (холмы, дороги и просеки, ж/д насыпи, населенные пункты). Маршрут прокладывают таким образом, чтобы избежать на пути ракеты открытых водных пространств (озера, устья больших рек и т.д.) - в противном случае, это может привести к критическим сбоям в навигационной системе ракеты.

Все это создает для янки такую проблему, как «предсказуемость» их ракетных ударов и, вследствие этого - увеличение потерь среди выпущенных ракет. Противник (если, конечно, у него есть хоть капля сообразительности) быстро вычислит основные направления угрозы - и выставит там средства ПВО.

Третий способ наведения. Оптико-электронная система DSMAC на финальном участке траектории ракета ведет себя, словно легендарный Терминатор из боевика Джеймса Кэмерона: она непрерывно сканирует местность своим электронным «глазом», сверяя облик «жертвы» с цифровой фотографией, заложенной в её память. Будущее уже наступило!

Наконец, последняя модификация «Топора» получила возможность наведения по данным GPS. Это существенно упрощает процесс подготовки к запуску, т.к. отсутствует необходимость в сложных картах для работы TERCOM (маршруты и радарные изображения местности готовятся заранее, на берегу - в центрах подготовки полетных заданий на территории ВМБ Норфолк и Кэмп-Смит).

В случае работы в режиме навигации по GPS экипаж корабля может самостоятельно «вбивать» координаты в память ракеты, без какого либо конкретного описания цели - дальше ракета все сделает сама, просто взорвавшись поблизости от указанного места. Уменьшается точность, но повышается оперативность. Теперь КРМБ могут использоваться в качестве средства огневой поддержки и работать по экстренным вызовам морских пехотинцев.

В полигонных условиях, при наличии качественных снимков «цели», значение кругового вероятного отклонения «Томагавка» указывается в пределах 5…15 метров. И это при дальности пуска в 1000 и более километров! Впечатляет.

Миф №3. «Томагавк» легко сбить.

Ну, так сделайте это! Не получается?...

Безопасность «Топора» обеспечивается его скрытностью. Предельно малая высота полета - всего несколько десятков метров - делает его невидимым для наземных РЛС. Радиогоризонт в этом случае не превышает 20-30 км, а если учесть естественные препятствия (холмы, строения, деревья) - обнаружение низколетящей ракеты, что ловко прячется в складках рельефа, представляется весьма сомнительным мероприятием.


Лодка для специальных операций на базе ракетоносца "Огайо". Всего в 22 ракетных шахтах корабля помещается 154 "Томагавка" + 2 шахты используются в качестве шлюзовых камер для боевых пловцов

Обнаружить, взять на сопровождение и поразить такую «трудную мишень» с земли - для этого необходима большая доля удачи и, желательно, знание наиболее вероятных маршрутов подлета «Томагавков». Случайность, не более того. Говорить о каком либо эффективном противодействии стаям КРМБ не приходится.

Не менее сложен перехват «Топора» с помощью воздушных средств - малые размеры и ЭПР ракеты делают «охоту на Томагавки» исключительно трудным мероприятием.

Габариты КРМБ «Томагавк»: длина - 5,6 м, размах крыла - 2,6 м.
Для сравнения - размеры истребителя Су-27: длина - 22 метра, размах крыла - 14,7 метров.

«Топор» имеет гладкую, обтекаемую форму, без каких-либо радиоконтрастных деталей и подвесных элементов. Янки намекают на использование в его конструкции радиопоглощающих покрытий и прозрачных для радиоволн материалов. Даже без учета элементов технологии «стелс» эффективная площадь рассеивания ракеты «Томагавк» не превышает 1 кв. метра - слишком мало, чтобы засечь её с большого расстояния. Наконец, поиск летящей ракеты производится на фоне земли, что вносит дополнительные сложности в работу радаров истребителей.

Официальные данные по перехватчику МиГ-31 подтверждают следующее: с высоты 6000 метров захват цели с ЭПР 1 кв. метр, летящей на высоте 60 метров, производится на дальности 20 км.
Учитывая, что только одна ПЛАРК на платформе «Огайо» способна выпустить до 154 КРМБ, требующееся количество истребителей для отражения атаки превысит возможности ВВС любой из стран, против которых собираются воевать янки.


Обломки сбитого "Томагавка" в Белградском музее авиации


На практике ситуация выглядела следующим образом: в ходе агрессии НАТО против Югославии, ВМС США и Великобритании выпустили по объектам на территории СРЮ около 700 «Томагавков». Официальный сербские источники приводят цифры в 40…45 сбитых КРМБ, представители НАТО не согласны и называют еще меньшие цифры. В целом, ситуация печальна: сербским военным едва ли удалось сбить 5% выпущенных по ним ракет.
Примечательно, что один из «Топоров» был сбит сербским МиГ-21 - летчик установил с ним визуальный контакт, сблизился и расстрелял робота из бортовой пушки.

Миф №4. «Томагавки» годятся лишь для войны с папуасами.

Стоимость ракеты «Томагавк», в зависимости от её модификации и типа БЧ, может достигать 2 миллионов долл. Выпустить 500 таких «штучек» - означает разорить бюджет США на 1 млрд. зеленых банкнот.
Дальность полета 1200…1600 км. Боевая часть 340 кг. Комбинированная система наведения - рельефометрический TERCOM, DSMAC, спутниковые системы связи и навигации. Стартовая масса в пределах полутора тонн. Носители - эсминцы и атомные подлодки.

Нет, господа. Столь разрушительное и дорогое оружие создано не для истребления несчастных жителей Папуа Новой Гвинеи. «Томагавком» следует пользоваться с умом; просто так разбрасывать двухмиллионные ракеты по пустыне - неслыханное мотовство даже для обеспеченных янки.


Запуск КРМБ "Томагавк" с борта атомного крейсера USS Mississippi (CGN-40), операция "Буря в пустыне", 1991 год. Ракета запускается из бронированной ПУ Mk.143 Armoured Launch Box


Не нужно иметь семи пядей во лбу, что определить назначение крылатых ракет - оглушающий удар по военной и гражданской инфраструктуре такого противника, который обладает некоторым военным потенциалом: Сирия, Иран, Ирак, Югославия… Против тех, кто способен огрызнуться и оказать сопротивление.

В этих случаях янки достают из рукава свой «страховой полис» - стаю летающих убийц, что «расчистят» коридоры в системе ПВО страны, дезорганизуют армию противника и позволят авиации НАТО захватить господство в воздухе. Крылатая ракета «Томагавк» не попадает под действие каких-либо договоров и конвенций об ограничении вооружений - а значит, можно не стесняться и запускать «Топоры» налево и направо без каких либо угрызений совести.

Что до обычных басмачей с берданками - их янки размазывают из 105 мм гаубиц, установленных в проемах бортов «ганшипов» АС-130. Ракеты «Томагавк» и прочий хай-тек там ни к чему.

Миф №5. «Томагавки» представляют опасность для России

Россия наряду с Индией и КНР - одна из немногих стран, кто может не обращать внимания на ВМС США и их бряцанье оружием. «Томагавк» - чисто тактическое оружие для локальных войн. С Россией такая фишка не прокатит - русский генштаб не поймет американских шуток, и дело может окончиться страшным термоядерным побоищем.

Даже в теории, при наличии ратифицированного договора с США о взаимном отказе от применения ЯО, морские крылатые ракеты неэффективны против сугубо континентальной России - все промышленные центры, арсеналы и стратегически важные объекты находятся в тысяче километров от побережья, на пределе дальности полета «Томагавков».

Что касается возможного оснащения «Топоров» термоядерными боевыми частями - эта угроза имела бы смысл лишь при отсутствии межконтинентальных баллистических ракет. В случае войны с применением «Трайдент-2» запоздалый удар крылатыми ракетами (подлетное время «Томагавков» будет исчисляться многими часами) уже не будет иметь никакого значения.

Экономные янки прекрасно понимали бесперспективность «Топора» как носителя ядерного оружия, поэтому отправили все свои ядерные КРМБ на слом 20 лет назад.


Количество ядерных зарядов на вооружении ВС США. Толстая линия - стратегические боеголовки для МБР. Тонкая линия - "тактическое" ядерное оружие, в т.ч. "Томагавки" с СБЧ


Запуск "Томагавка" из носовой УВП эсминца USS Farragut (DDG-99)