Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Проблема отношения между учителем и учеником аргументы. Проблема влияния учителя на ученика

Сочинение ЕГЭ по тексту: «Кажется, я был в пятом классе, когда у нас появились сразу несколько новых молодых учителей, только что вышедших из университета. Одним из первых появился Владимир Васильевич Игнатович – учитель химии…» (по В.Г. Короленко) .
(И.П. Цыбулько, 36 вариант, задание 25)

Все мы учимся в школе, проходим этот важный жизненный период. Какое влияние сказывает учитель на нас, на формирование наших характеров? Как разрешаются конфликты между учителем и учениками? Вот эту проблему и поднимает в своей статье русский писатель В. Г. Короленко. В классе случился конфликт между учителем и учеником. Учитель так смог себя поставить в этой ситуации, что ученик Заруцкий понял свою ошибку и попросил извинения у учителя.

Позиция автора четко выражены в статье. Уважительное отношение со стороны учителя создает условия для формирования в характере учеников лучших качеств: способности к совершению честного поступка не под внешним давлением, а по велению собственной совести. Учитель влияет на формирование характера учеников своим поведением, личным примером, манерой речи, отношением к детям.

Я полностью согласен с автором статьи. Учителя должны уважительно относиться к учащимся, чтобы сформировать в их характерах чувство собственного достоинства. Неуважительное отношение учителя приводит к конфликтным ситуациям, которые бывает очень трудно разрешить.

Можно вспомнить произведения из художественной литературы, где раскрывается эта проблема. М. Казакова в своей книге «Трудно с тобой, Андрей» рассказывает о мальчике, который был неуправляем. Он грубил учителям, часто убегал с уроков, совершенно не поддавался воспитанию. А вот молодая учительница русского языка и литературы смогла увидеть в этом мальчике доброго и отзывчивого юношу, который способен на героический поступок. Главное, нужно увидеть в человеке его хорошие качества, раскрыть их, не дать захлопнуться двери, в которую часто стучатся.

Или возьмем рассказ Распутина «Уроки французского». Учительница Лидия Михайловна, узнав, что ученик бедствует, старается ему помочь. Мальчик очень горд, и не может принять помощь от учительницы. Тогда учительница превращает учебу в игру, причем азартную. Директор школы решает, что это преступление, и учительница лишается работы. Она уезжает на Кубань в родное село. И даже оттуда посылает посылки с фруктами, старается поддержать его.

Да, отношения учителя и ученика часто бывают опасными. Но самое главное здесь — это чуткое отношение к детям. Только тогда ребёнок откроется и не замкнется в себе.

Вариант 36

Кажется, я был в пятом классе, когда у нас появилось сразу несколько новых молодых учителей, только что вышедших из университета. Одним из первых появился Владимир Васильевич Игнатович - учитель химии.


На начальном этапе взросления личности важно, чтобы рядом находился мудрый, добрый, отзывчивый, понимающий человек, способный с умом передать свой жизненный опыт. В данном тексте В.Г. Короленко поднимает проблему влияния учителя на учеников.

Обращаясь к теме, рассказчик приводит пример историю из своей школьной жизни, в которой важную роль сыграл молодой учитель, к тому моменту недавно вышедший из университета. Автор делает акцент на том, что с самого начала своей практики Игнатович обращался с учениками вежливо, старательно выполнял свою работу, выказывая пренебрежение к отметкам и в целом к привычной структуре проведения уроков, чем, конечно, вызывал негодование учеников — они то привыкли к грубости и требовательности. Рассказчик обращает наше внимание на то, что поначалу в ответ на такое отношение «класс почти перестал учиться», уроки проходили шумно и, несмотря на тактичность и вежливость нового преподавателя, имели место быть конфликты между учениками и учителем, которые, к удивлению многих, не выходили за пределы класса. Один из таких конфликтов автор приводит в пример, обращая наше внимание на то, что дети стали привыкать к вежливости, чуткости и уважению и сами стали проявлять подобное отношение к людям. Заруцкий, несправедливо оклеветав Игнатовича и получив заслуженный упрек со стороны всего класса, прилюдно извинился перед преподавателем, что образовало новую ступень в отношениях между учениками и учителям.

В.Г. Короленко считает, что уважительное отношение со стороны учителя создает условия для формирования в характере учеников наилучших качеств. К ним относится и способность к объективной оценке своего поведения по отношению к обществу, и нужда к честным, совестливым поступкам, не зависящим от внешнего давления. Учитель самой своей личностью, манерой поведения и речи способен влиять на формирование характера у учеников.

Я полностью согласна с мнением автора и тоже считаю, что очень важную роль в формировании личности человека играет учитель. Своим примером, своим поведением, мировосприятием он способен изменить мировоззрение учеников и запрограммировать их на честность, порядочность, стремление к саморазвитию, самовоспитанию, на естественную потребность делать добро и уважительно относиться к людям.

В повести Ч. Айтматова «Первый учитель» мы знакомимся с историей девушки, учитель которой сыграл ключевую роль в становлении её личности. Алтынай описывает своего первого учителя, Дюйшена, как человека малограмотного, но способного дать детям нечто большее, чем стандартные знания – незаменимую поддержку, любовь и заботу. Дюйшен давал своему классу, никогда не бывавшему за пределами аила, видение другого мира, в холода переносил детей вброд через ледяную реку, и однажды даже смог поймать и наказать насильника Алтынай. В этом учителе не было формальности – он отдавал всего себя, весь свой жизненны опыт, все свои знания на благо будущего поколения, и это дало свои плоды. В конце произведения уже повзрослевшая Алтынай возвращается в Куркуреу, чтобы предложить людям назвать новую школу-интернат именем Дюйшена.

В рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского» также поднимается проблема влияния учителя на детей. Лидия Михайловна, учительница французского, узнав, что Володя терпит денежные трудности, приглашает его на дополнительные уроки французского, на которых пытается оказать мальчику помощь. Столкнувшись с гордостью Володи, Лидия Михайловна, забыв про педагогическую этику, садится играть с учеником на деньги с одной целью – проиграть во благо, за что позже терпит увольнение и уезжает на Кубань. Но даже после этого женщина продолжает помогать своему ученику, присылая ему посылки с продуктами. Эту незаменимую поддержку и заботу Володя не забыл и спустя долгое время. Лидия Михайловна оказала ключевое значение в формировании его личности, вложив в мальчика не только мысль о вредности азартных игр, но и умение быть добрым, порядочным и отзывчивым человеком.

Таким образом, можно сделать вывод, что учитель закладывает в своих учеников фундамент личности, необходимый базис, который является своеобразным толчком в новую, интересную, достойную жизнь. Поэтому важно ценить и уважать своих учителей даже после выпуска из школы.

Проблема взаимоотношений учителя и учеников аргументы

Аргументы на тему «Учитель» к сочинению ЕГЭ 2017. Проблемы: роль учителя и наставника в жизни человека, взаимоотношения учителей и учеников, героизм.

13 книг об учителях. О том, какую роль играет учитель или наставник в жизни человека, о нелегкой профессии, героизме и об истинном призвании.

1) В. Быков «Обелиск»

Повесть «Обелиск» — это дань памяти всем безвестным героям Великой Отечественной войны, отдавшим свои жизни ради Победы. Фильм «Минута молчания», снятый по этому произведению, с успехом обошел экраны не только нашей страны, но и Западной Европы. Жестокая реальность событий и одновременно безмерные любовь и сочувствие к героям — вот две основные отличительные черты всех произведений Василя Быкова.
История советского учителя, который подобно Янушу Корчаку, готов пойти на смерть вместе со своими учениками. Самоотверженный жест, подвиг педагога, который не желает отступиться, спрятаться и остаться в стороне, когда его детей ведут на погибель. Подвиг учителя заключается не в истреблении противника, не в подрыве моста, а в преданности детям. И в этой повести описан геройский поступок, на который мало кто был способен и для его совершения требуется гораздо больше силы духа и решимости, чем для убийства врага.

2) Ч. Айтматов «Плаха»

После отчисления из семинарии Авдий устраивается работать в редакцию местной газеты и для написания статьи едет в Моюнкумскую пустыню, чтобы описать развитую там наркоторговлю. Уже в пути он знакомится со своими «попутчиками» - Петрухой и Лёнькой. Он пытается вразумить их, стать их духовным наставником.
Оказавшись в среде полудеклассированного элемента - людей с очень туманным прошлым и весьма сомнительным настоящим, Авдий снова произносит речи о покаянии - он не стерпел убийства множества животных «для плана» - пытается помешать бойне, и пьяные наниматели распинают его на саксауле.

Джейк Эппинг, тридцатипятилетний учитель английского языка средней школы города Лизбон-Фоллс в штате Мэн, который с целью заработка денег проводит дополнительные уроки по подготовке к сдаче выпускных тестов для взрослых, получает от одного из учеников эссе в жанре хоррор. В небольшом рассказе идёт речь о происшествии, случившемся около 50 лет назад. В ту ночь отец некоего Гарри Даннинга в состоянии алкогольного опьянения пришёл домой и молотком убил свою жену, двух сыновей и искалечил 7-летнюю дочь. У героя появляется возможность все исправить. Только в прошлом Джейк находит себя в профессии, направляет детей, становится их другом, меняет их судьбы, только потому что верит в них. Ну и попутно пытается спасти Кеннеди.

4) Джин Уэбстер «Милый недруг»

Трогательная история о девушке, которой пришлось возглавить сиротский приют. Первое время она тяготилась этой обязанностью, а потом почувствовала, что дети стали частью ее жизни и даже помогли ей обрести личное счастье.

5) Ф. Искандер «13 подвиг Геракла»

Рассказ о том, как можно относиться к своей профессии нестандартно и «закалять сердца детей» смехом.

6) Л.Сашар «Я не верю в монстров»

Широко известное и наиболее значительное произведение советского педагога и писателя А. С. Макаренко. В нём рассказывается о перевоспитании несовершеннолетних правонарушителей в детской трудовой колонии, создателем и руководителем которой в 20?е годы XX века был автор. Книга адресована широкому кругу читателей.

9) В.Г. Распутин «Уроки французского»

Один из лучших рассказов известного русского писателя Валентина Григорьевича Распутина, ставший классикой отечественной литературы.
1948 год. Трудное послевоенное время, разруха, голод. Детям рано приходилось взрослеть, принимать на себя взрослые обязанности. Герой рассказа, одиннадцатилетний мальчик, оторванный от дома, сталкивается с нуждой, голодает. Он в одиночку борется за своё существование, не принимая милостыни и помощи от окружающих.
Благодаря молодой учительнице французского Лидии Михайловне мальчик открывает для себя новый мир, где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе и радость, избавлять от одиночества. Уроки французского оказываются уроками доброты и милосердия.

10) Б.Кауфман «Вверх по лестнице, ведущей вниз»

Героиня книги, молодая учительница Сильвия Баррет, приходит в школу в надежде заинтересовать учеников своим предметом - английской литературой, но быстро обнаруживает, что ученики по большей части равнодушны, большинство коллег совершенно безучастны к жизни школы, а сам ход этой жизни подчиняется бессмысленным бюрократическим нормам. Постепенно, однако, она понимает, что именно здесь перед ней открывается возможность действительно повлиять на умы и сердца учеников. Роману придаёт динамичность избранная писательницей форма: он почти целиком состоит из записок, документов, школьных сочинений, писем.
Книга основана на реальных событиях из жизни писательницы.

11) Ч.Айтматов «Первый учитель»

Широкоизвестная повесть народного писателя Киргизии о комсомольце двадцатых годов, организовавшем первую школу в глухом киргизском селе. Эта маленькая повесть о большом человеке. Об Учителе с большой буквы, пусть, может, и прозвучит банально.
Тема, которую поднимает в повести мудрый писатель и философ Ч.Т. Айтматов, – образование детей, взрослеющих в глухих аилах, точнее – его отсутствие. В герое Дюйшене автор создаёт идеальный образ народного учителя (или учителя из народа) – доброго, самоотверженного, честного. Нетрудно представить, какими были школы в Киргизии в начале XX века. Простой народ был сплошь неграмотным. Первые попытки обучать детей элементарным навыкам письма и счёта зачастую терпели крах ещё на этапе сбора детей в школу, поскольку родители не понимали, зачем их ребёнку учиться. Поэтому подвиги всех Дюйшенов – первых учителей киргизских детей – настоящие, невыдуманные.
Шутка ли учить детей, чьи деды и прадеды до седьмого колена были неграмотны?
Кроме того, хочется отметить другие темы, поднимаемые автором в этой небольшой по объёму повести, – тему первой любви, тему малой Родины, тему уважения к людям, которые самоотверженно встали на защиту нашей страны от фашистской заразы. Чингиз Торекуловеч Айтматов, как всегда со свойственным ему писательским даром, прекрасно справился со своей задачей.

12) «Взгляд кролика» Кэндзиро Хайтани.

Хайтани написал несколько книг для детей, среди них - «Взгляд кролика», роман, получивший признание далеко за пределами Японии. Героиня романа - молодая учительница Фуми Котани, которой предстоит найти общий язык с младшеклассниками заурядной школы промышленного района. Среди них больше всего хлопот доставляет сирота Тэцудзо - молчаливый и недружелюбный, который запросто может раздавить лягушек и не интересуется ничем, кроме мух. А название книги указывает вовсе не на наличие в ней кролика, а на старую японскую пословицу: «Не нужно быть Буддой, чтобы взглянуть в глаза кролику и увидеть мир его глазами».

13) Вардгес Петросян «Последний учитель»

Большинство героев повести «Последний учитель» (1979) - десятиклассники одной из ереванских школ. Несмотря на свой возраст, они значительно взрослее персонажей предыдущих повестей. Новое поколение героев Петросяна смотрит на жизнь пристальнее и практичнее, а главное - оно научилось бороться за свою любовь, за друзей, за свои убеждения.
Ученики десятого «Б» класса возмущены пренебрежительным отношением к ним некоторых учителей. И в самом деле, директор школы видит в каждом из них лишь нечто «среднее арифметическое», а преподаватель математики заявляет в учительской: «Не поколение, а уравнение с десятью неизвестными. Впрочем, я для себя уже давно его решил. В ответе нуль. Нуль!» Естественно, что симпатии ребят завоевывает уважающий человеческую индивидуальность учитель литературы Мамян. и в его конфликте с администрацией они дружно выступают в его защиту, и это помогает ему в его праведной борьбе.

Значительную роль в становлении их характеров сыграл учитель литературы Мамян. Появление этого важного персонажа в творчестве Петросяна весьма знаменательно. Именно с его помощью писатель переходит к действительно глубокой разработке проблемы связи и преемственности поколений.

Его новый герой прежде всего искренне любит своих учеников. Он знает, что не только учителя они хотят видеть в нем, но в первую очередь человека. Его главная задача - не передать им определенный объем информации, а научить их самостоятельно мыслить, чувствовать, действовать. Мамян верит в своих воспитанников. За показной оболочкой их дерзости он угадывает смятение души и жажду самостоятельности. Он понимает, что несостоявшаяся попытка стриптиза, предпринятая Мари Меликян в химическом кабинете школы, на самом деле объясняется не распущенностью, а трагедией девушки, у которой отец бросил семью. Теперь она «мстит за мать всем мужчинам», в том числе и любящему ее однокласснику Ваану, старается показаться хуже, чем она есть. Вспомним, что уже Артур в «Аптеке Ани» догадывался о скрытой пружине подобных поступков: «Вдруг мне приходит в голову, что мы вовсе не такие уж пошляки, а скорее стараемся казаться пошлыми».

Умение проникнуть в глубины сознания своих младших друзей, готовность на деле, в совершенно конкретной ситуации выступить в их защиту обеспечили Мамяну нравственную победу над равнодушно встретившим его классом.

Создавая портрет современного Дон-Кихота - упомянем это имя в его основном, гуманистическом звучании, - Петросян поставил перед собой не легкую цель. Образ Мамяна - это во многом удавшаяся попытка соединить в одном персонаже богатую фантазию и деловитость, широту мышления и глубину специальных знаний, гражданское мужество и нежность к людям. Благодаря этим качествам Мамяну и удается преодолеть барьер отчуждения, нередко существующий между недостаточно вдумчивыми и человечными учителями и их воспитанниками. Проблемы «отцов и детей» для него по сути дела нет, он порой кажется моложе, чем его ученики.

Проблема влияния учителя на ученика. Аргументы из литературы и жизни

Даже в мирное время есть свои герои. Чего стоит обучить подрастающее поколение уму-разуму и наставить на путь истинный?! Учитель – это тоже по-своему герой, от которого зависит будущее страны. Проблема влияния учителя на ученика, аргументы которой будут представлены в статье, покажет, насколько работа учителя способна менять жизни людей.

В далеком ауле

Говоря о таком понятии, как проблема влияния учителя на ученика, аргументы, что ее хорошо опишут, можно найти в произведениях литературы. Например, в повести «Первый учитель» Чингиз Айтматов рассказывает об одном человеке, который, не имея никакого образования и с трудом читая по слогам, решает идти против системы и создает в ауле школу. Одной из его учениц была девчушка по имени Алтынай. После смерти родителей она жила у родственников, от которых редко можно было услышать доброе слово, что было бы адресовано ей. От своего учителя она впервые узнала, что такое доброта. Позже бывшая ученица говорила, что он сделал невозможное – открыл перед детьми, ничего не видевшими в жизни, целый мир. Благодаря этому человеку Алтынай смогла учиться в интернате, поступить в университет и стать доктором философских наук.

Все на благо детей

В этом примере достаточно точно обозначена проблема влияния учителя на ученика. Аргументы из литературы часто акцентируют внимание на том, что учителя меняют жизни детей к лучшему. Вопреки правилам разрешают играть на деньги, чтобы ребенку было на что жить (Валентин Распутин «Уроки французского»). Жертвуют жизнями ради своих учеников (Василий Быков «Обелиск»). Простыми словами похвалы вселяют веру в свои силы, что открывает перед учениками большое будущее (А.И. Куприн «Тапёр»).

Нелегко рассматривать такой вопрос, как проблема влияния учителя на учеников. Аргументы по этой проблеме всегда выглядят как две стороны медали. С одной стороны, учитель дарит знания и открывает дверь в светлое будущее, но с другой – может воспитать в ученике отрицательные качества характера.

Вспомнить хотя бы строки Пушкина из «Евгения Онегина», где рассказывается об учителе французского языка главного героя. Он не был особенно строгим, давал лишь поверхностные знания, чтобы ребенок сильно не утруждался, водил мальчика гулять в сад и время от времени говорил, что хорошо, а что плохо. В итоге он научил относиться к жизни беспечно и потребительски, брать от мира все, но не напрягаться, чтобы отыскать свое место в жизни.

Можно найти множество примеров в романах и книгах, но не меньше историй можно услышать из реальной жизни.

Истории из жизни

В реальности, особенно сегодняшней, учителей, в частности строгих, дети чаще ненавидят и критикуют, нежели прислушиваются к их советам. Конечно, можно привести примеры учителей, которые пренебрежительно относятся к своим обязанностям. Но все равно хороших учителей большинство.

Итак, проблема влияния учителя на ученика. Аргументы из жизни можно представить историей, которую рассказал однажды Виктор Астафьев. В одной из публикаций он написал о своем учителе по русскому языку, Рождественском Игнате Дмитриевиче.

Виктор Астафьев вспоминает, как учитель вводил их в экскурс по русскому языку, рассказывая забавные и запоминающиеся истории. Но он был очень строгим во всем, что касалось оценок. Виктор говорит, что впервые, когда учитель похвалил его за сочинение, у него появилось желание творить и писать еще лучше. Похвала от такого строгого к оценкам человека много значила для учеников. Если кто-то вместо обычного, учительского «Недоросль» слышал «Молодец!», это говорило, что он действительно хорошо постарался и все его усилия не были напрасными.

Проблема взаимоотношений

Когда рассматривается проблема влияния учителя на ученика, аргументы могут многое рассказать. Однако они не всегда отображают трудности взаимоотношений. Нередко можно столкнуться с ситуацией, когда одних учителей забывают сразу же по окончании школы, а других помнят всю жизнь. Здесь все зависит от преданности учителя своему делу. Если он любит свой предмет, рассказывает не только скудную школьную программу, но и множество других интересных фактов из реальной жизни, подбадривает учеников и пытается донести свои знания каждому, вне зависимости от личных предпочтений и предрассудков, тогда и ученики будут его уважать, а уроки запомнят на долгое время.

Но в ситуации, когда учитель – это профессия, а не призвание и страсть, тогда ученики будут пренебрегать его уроками. А сам наставник станет для них просто еще одной безликой тенью школьного прошлого.

Проблема влияния учителя на ученика, аргументы которой представлены в публикации, будет актуальной в любое время. Ведь учитель – это тот, кто за руку вводит нового человека в мир, где тому предстоит жить. И только от его влияния и воспитания зависит, каким впоследствии окажется этот новый человек: станет он очередным Онегиным или превратится в выдающегося ученого. Все зависит от работы учителя.

Аргументы на тему: УЧИТЕЛЬ

В материалы литературных аргументов мы включаем краткое содержание произведения, минимальную характеристику героев и цитирование.

Если Вас не устраивает чрезмерный объём аргументов, советуем сократить их, исключая, в соответствии с Вашими умозаключениями, ненужные моменты.

В рассказе А.Платонова «Песчаная учительница» читатель узнаёт о жизни Марии Нарышкиной, которая назначена учительницей в дальнее село Хошутово – «на границе с мёртвой среднеазиатской пустыней». Платонов пишет о том, что пустыня стала её родиной. Увидев жалкое Хошутово, занесённое сугробами песка, познавшая «тяжкий и почти ненужный труд» людей, пытавшихся расчищать песчаные завалы, Мария решает начать борьбу с пустыней.
Через три года Хощутово преобразилось. Зазеленели посадки. Школа «была полна не только детьми, но и взрослыми, которые слушали чтение учительницы про мудрость жить в песчаной степи».
Однажды кочевники вытоптали все посадки, опустошили колодцы. В ответ на угрозу молодой учительницы жаловаться вождь кочевников говорит: «Степь наша, барышня. Кто голоден и есть траву родины, тот не преступник». В о́круге ей объясняют, что Хошутово теперь и без неё обойдётся, ведь люди здесь обучились бороться с песками, что её ждёт другое село, где живут кочевники, переходящие на оседлость. Их и надо обучить культуре песков. Зная сложную жизнь племён пустыни, она поняла всю безысходную судьбу двух народов, зажатых в барханы, и дала согласие.
Рассказ заканчивается многозначительными словами завокроно: «Вы, Мария Никифоровна, могли бы заведовать целым народом, а не школой…»
Писатель А.Платонов даёт образ учительницы, которая принадлежит к поколению честных, целеустремлённых, верящих в светлое будущее людей, настоящих энтузиастов своего дела. Такие люди стремятся преобразовать мир и посвятить себя строительству новой жизни, новых отношений между людьми, между народами в эпоху ликвидации неграмотности.

Из воспоминаний писателя Виктора Астафьева.
Когда писатель В.Астафьев был пятиклассником, в их школе русский язык и литературу преподавал Игнатий Дмитриевич Рождественский, сибирский поэт.
На уроках литературы учитель заставлял всех ребят подряд читать вслух из «Дубровского» и «Бородина» и был очень не доволен тем, что они читают плохо. Однажды на уроке русского языка учитель проговорил о слове «яр» целый час. Астафьева-пятиклассника «поразило тогда, что за одним коротеньким словом может скрываться так много смысла и значений, что всё-то можно постичь с помощью слов и человек, знающий его, владеющий им, есть человек большой и богатый».
Когда у пятиклассников пробудился интерес к литературе, Игнатий Дмитриевич стал приносить на уроки свежие журналы, книжки, открытки и обязательно читал вслух минут десять-пятнадцать, и ребята всё чаще и чаще просиживали перемены, слушая его.
Очень полюбили ученики творческие работы. Однажды они писали о том, кто и как провёл летние каникулы. Будучи школьником, В.Астафьев «заблудился в тайге, пробыл в ней несколько суток, смертельно испугался поначалу, потом опомнился, держался по-таёжному умело, стойко, остался жив». Никогда ещё он так не старался в школе, никогда не захватывала его с такой силой писчебумажная работа. С тайным волнением ждал раздачи тетрадей. Многие сочинения учитель ругал за отсутствие собственных слов и мыслей. В.Астафьев навсегда запомнил тихо сказанное в его адрес, редкое и оттого особенно дорогое слово: «Молодец!»
Когда вышла первая книжка рассказов В.Астафьева, он поставил первый в жизни автограф человеку, который привил ему уважительность к слову, пробудил жажду творчества.

В повести «Последний поклон» В.Астафьев рассказывает историю, которая произошла с учителем.
Однажды ребята пошли на гору за цветами и саженцами для школьного двора. Вскоре присели на каменья отдохнуть и вдруг увидели змею. Школьники ещё и «подумать ничего не успели, как учитель оттолкнул их, а сам схватил палку и принялся молотить по змее».
— Не бейте через плечо!– кричали школьники, но учитель не слышал.
Он бил и бил змею, потом обернулся, и ребята увидели, что он дрожал.
Когда они возвращались, он шёл за детьми и всё оглядывался, готовый оборонять их снова и снова. Учитель очень удивился, что палкой можно закинуть змею на шею. Оказывается, он рос в таком месте, где змей не было. Ребята были поражены.
Прошли годы. В.Астафьев таким вот и помнит деревенского учителя – «с чуть виноватой улыбкой, вежливого, застенчивого, но всегда готового броситься вперёд и оборонить своих учеников, помочь им в беде, облегчить и улучшить людскую жизнь».
Писатель В.Астафьев считает, что «фамилию учителя можно и забыть, важно, чтоб осталось слово «учитель».

События автобиографического рассказа Валентина Распутина «Уроки французского» происходят после окончания Великой Отечественной войны.
Самостоятельная жизнь главного героя началась в 11 лет, потому что он учился далеко от дома. Он одинок, голодает, ему с трудом даётся французский язык. Мальчик играет на деньги, чтобы на них покупать еду. На помощь ему приходит учительница французского языка Лидия Михайловна. Главный герой отказывается от помощи, ему стыдно принимать еду от учительницы. Лидия Михайловна играет с ним в азартную игру – «замеряшки», а мальчик на выигранные деньги покупает молоко. Это позволило ему выжить в голодное послевоенное время. Директор увольняет Лидию Михайловну, называя её поступок безнравственным. Через некоторое время учительница прислала мальчику в первой посылке макароны, гематоген, во второй – яблоки.
Учительница Лидия Михайловна – добрый, отзывчивый человек. Она чуткая, так как заметила, что мальчик голодает, и готова идти на риск ради его спасения.
В.Распутин раскрывает перед читателем образ учительницы как символ человеческой отзывчивости. И уроки французского – это уроки доброты. Собственным примером учительница воспитывает своего ученика. Проявляя к нему доброту, она открывает ему новый мир, где люди могут доверять друг другу, разделять горе, избавлять от одиночества, где есть добро и любовь.

Пусть прочитанные вами события о достойных людях помогут вам задуматься над окружающей жизнью.

Для расширения аргументационного поля в процессе подготовки к ЕГЭ рекомендуем посетить страницы:

Надеемся на продолжение встреч!

Для подготовки к ЕГЭ Вы можете воспользоваться учебным пособием «ПОЛУГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ».

В рамках темы, которую я выбрал для своего доклада «Отношения между учителем и учениками…», я рассмотрел проблему «Учитель-ученик - родитель. Как строить отношения и избегать конфликтов». Предметом моего внимания являются отношения «учитель - родитель - ученик» ведь, как правило, конфликты «учитель-ученик» или «учитель-родитель» редко протекают без участия третьего лица.

Что такое конфликт? И причины его возникновения.

Конфликт - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов людей.

В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели и средства их достижения, либо несовпадение интересов, желаний.

Кризисный период в жизни нашего общества породил множество проблем, приводящих человека в отчаяние, к срывам, конфликтным ситуациям. Это не могло не отразиться на жизни школы

Конфликты возникают во всякой социальной и развивающейся системе в результате совместной деятельности. Не исключение и образовательные системы.

Школа - одна из основных ступеней социализации. В ней происходят два независимых относительно друг друга процесса: обучение и подготовка учащихся к самостоятельной жизни. Эти процессы учителями и учащимися воспринимаются по-разному. Проблемой в образовательных учреждениях занимались многие ученые: А. Бодалев, В.Богуславский, Л.Божович, Я. Коломинский, В. Кутьев, Н.Левандовский, М. Шульц, И. И. Рыданова и др. Однако еще далеко не все аспекты межличностных отношений в системе «учитель-учащийся» изучены подробно, поэтому она одна из актуальнейших проблем педагогики и педагогической психологии на современном этапе развития. Решение этой проблемы диктуется не только задачами школы сегодняшнего дня, но и потребностями воспитания. Разработка проблемы межличностных отношений учителя и учащегося заключает в себе мощный резерв повышения профессионального мастерства педагога, совершенствования педагогической деятельности и всего педагогического процесса.

Главной целью доклада является представить конкретные рекомендации учителям и родителям по предотвращению конфликта и в его совместном решении.
Хороший учитель учеников себе не выбирает. И рядовой ученик не может выбрать себе учителя по вкусу. А ведь все мы люди разные. Проблема несовместимости преподавателей и учеников порой делает невозможным учебный процесс.

Идеальный ученик - честный, способный, умный, аккуратный, внимательный, вежливый, терпимый, сдержанный, аккуратный, дисциплинированный, внимательный. Но полностью соответствовать представлению учителя об идеальном ученике могут не все. К тому же исследования показывают, что некоторые учителя считают принимаемыми качествами пассивность, слабоволие, а непринимаемыми - самостоятельность, жизнерадостность, общительность.

Однако ученики не могут соответствовать образу “удобного” ребенка, они чаще веселы, общительны, дружелюбны, решительны, а, следовательно, не слабовольны и часто импульсивны и несдержанны.

Идеальный учитель - это человек, в котором:

  1. Есть способность к пониманию, эмоциональному отклику; есть сердечность, т. е. в учителе хотят видеть друга.
  2. Профессиональная компетентность, уровень знаний сочетаются с качеством преподавания.
  3. Присутствует умение справедливо распоряжаться данной ему властью.

Для младших школьников это - добрый, спокойный, веселый, красивый, заботливый, но, естественно, все качества сочетаются в одном лице не так часто. Поэтому возникают конфликты.

Одна моя знакомая сказала, что завтра везет дочку к врачу. У той, похоже, начинается дерматит. Для девочки, которая занимается в балетной школе, это катастрофа. А все из-за учительницы математики, она никак не хочет понять, что будущей балерине математика не нужна. К тому же считает, что девочке стоит поучиться вежливости.

Сын другой знакомой - Саша - учится в языковой гимназии. Когда его родители в конце полугодия обнаружили, что у него проблемы с химией, они, конечно, пошли к учительнице.

Отец попытался выяснить, что происходит.
- Нет, мальчик неглупый, но ведет себя плохо.
- Как плохо? Нарушает дисциплину, хамит, мешает другим?
- Нет, он заносчивый очень.

Разбираться с личными качествами Саши не стали. Отец спросил, что нужно сделать, чтобы исправить ситуацию, и услышал, что сделать ничего нельзя. Но позже выяснилось, что Саше нужно было сдать все незачтенные темы иначе ребенку грозит отчисление, Отец пошел к директору. Главным мотивом было возмущение. Он был глубоко оскорблен тем, что его, взрослого человека, такой же взрослый - интеллигентный учитель - ввел в заблуждение, не объяснив, как можно решить возникшую проблему.

Речь не о том, нужна ли будущему филологу химия, а будущей балерине математика, а об отношениях учителя и ученика, учителя и родителей.

В этих ситуациях есть много общего: Дети не считали предмет, с которым возникала проблема, важным и нужным для себя. Учителя считали, что дети ведут себя по отношению к ним как минимум неуважительно. Учителя не проявляли заинтересованности в том, чтобы ребенок все-таки усвоил упущенный учебный материал. Учителя не обращались за помощью к родителям сами, а иногда сознательно избегали с ними общения.

Семья и школа

Похоже, созревают плоды социальной униженности, в которой учитель оказался в последние десятилетия. Учитель не чувствует себя равным взрослым людям за стенами школы, наоборот, он чувствует некоторую исключенность из жизни общества. Родителей стараются не замечать, в родительскую помощь не верят.

Автор статьи спрашивает: «Почему учитель спокойно смотрит, как ученик «тонет», и не протягивает ему руку помощи?» Вряд ли можно согласиться с этим высказыванием, особенно в условиях обучения в маленьком городе, где почти каждый ученик или знакомый или родственник. Однако следует прислушаться к этому мнению, если оно было высказано публично.

Но с чем можно согласиться, так это с тем, что порой учитель всерьез обижается на ученика, забывает, что ученик - ребенок, а он, учитель, - взрослый. Почему иногда он противостоит ребенку на равных? Но ребенок - это еще не зрелая личность, его выбор не всегда хорош. Должностные обязанности учителя предполагают работу над развитием этой личности. Профессиональный учитель помимо знаний и навыков формирует у ребенка права, обязанности, долг, совесть, уважение, добро и зло в конце концов. Дело это всегда было непростым, а сейчас особенно.

Учитель недоволен учеником. Родители в претензии к учителю. Ученик в оппозиции и к учителю, и к родителям. Как им выстроить гармоничные отношения?
Кто виноват?

Неуважительное отношение общества к учителю сказывается и на отношении к нему детей. Ситуация со школьными конфликтами занимает чуть ли не лидирующее место среди рейтинговых тем на нашем телевидении. Каждый раз темы эти с завидным смаком обсуждают и специалисты и рядовые обыватели.

Средства массовой информации совсем недавно рассказывали о произошедшей в одной из школ истории шантажа.

Ученик, которому грозила не удовлетворяющая его итоговая оценка, устроил на уроке провокацию: громко разговаривал, пререкался с учителем, мешал вести урок. Когда, исчерпав возможности убедить парня словами, учитель попытался вывести его из класса, сцена «насилия» с криками «потерпевшего» была снята приятелем на мобильный телефон. Запись позже показали учителю с ультиматумом: либо хорошая оценка, либо эти кадры будут представлены прокуратуре. То, что история стала достоянием гласности, говорит в пользу учителя, он поступил как взрослый, не стал играть по предложенным детьми правилам.

Кто виноват в том, что дети могут по-хамски вести себя с учителями? Вы скажете, сами учителя? Нет. Виноваты все. Учителя, которые мало заботятся о своем личностном росте, человеческом достоинстве, душевной гармонии и профессионализме. Родители, которые забывают о том, что воспитание ребенка - это прежде всего их дело. Виновато государство и общество, которое принизило статус учителя. И все в той или иной мере страдают от сложившейся ситуации.

Следующий традиционный вопрос: «Что делать?». С моей точки зрения, всем стоит начинать с себя.

Дорогие родители! (памятка родителям)

  1. Ваш ребенок - это ваш ребенок, и никто, кроме вас, его любить не обязан. Учитель должен его учить, а вы - обеспечить учителю поддержку в виде положительной установки к учебе и контроля успеваемости. Внушайте ребенку, что если он будет выполнять все требования учителя, то у него будет все хорошо.
  2. Будьте открыты с учителем, говорите не только о достоинствах своего ребенка, но и о проблемах. Учитель должен почувствовать, что вы ищете в его лице союзника. Спросите прямо. Постарайтесь заранее подготовить несколько вопросов. Задавайте их прямо, не стесняясь. Избегайте предвзятости. На встрече не ведите себя агрессивно.
  3. Конечно, среди учителей есть и такие, с которыми вам трудно наладить контакт. Все равно придется. Поговорите с учителем без претензий, вместе легче найти выход.
  4. Если ваш ребенок идет в первый класс, а вы познакомились с его учителем только первого сентября, то вы плохая мать. Практически в любой школе есть возможность выбрать учителя в заявлении при приеме в первый класс. Если у вас трудный ребенок, ориентируйтесь в первую очередь на учителя, а не на престиж школы. Первая встреча ребенка с учителем - Это очень важный момент для ребенка, родителей и для учителя.
  5. Будьте дипломатичны. Никогда не говорите плохо об учителях при ребенке, но и не бросайте его на произвол судьбы с трудным учителем. Разбирайте каждый конфликт и обязательно находите разрешающий выход. Никогда не обсуждайте с ребенком недостатков учителя. Лучше объясните, как тяжело ему работать
  6. Принимайте самое активное участие в общественной работе класса и школы, знайте по именам всех одноклассников, родителей и учителей.
  7. Составьте план совместных действий учителя и родителей. Поддерживайте связь. Обязательно поддерживайте установленный контакт с учителем. Обсуждайте успехи (и неудачи) в выполнении плана
  8. Никогда не откладывайте встречу с учителем. Не тешьте себя надеждами, что все рассосется само собой. Не запускайте ситуацию. Не ждите, когда пламя конфликта заденет администрацию школы. Разрешите ситуацию в самом начале.
  9. Во избежание конфликтов и неприятных ситуаций, лучше готовится к ним заранее.
  10. Подумайте, какие установки по отношению к учебе и учителю вы формируете в своих детях.

Наверняка вам приходилось слышать подобное.

№1 Мама и сын, тяжело дыша, в последнюю минуту успели заскочить в трамвай. Мама радостно посмотрела на сына:
- Вот видишь, успели. Какой у тебя урок первый?
- Труд.
И тут радость на лице мамы сменилась явным разочарованием:
- Ну и что ты меня дергал? На труд нельзя опоздать, что ли?

№2 Мальчику было лет десять-одиннадцать. Он всего лишь хотел выполнить школьное (и не только) правило: прийти без опоздания и не получить порицание учителя. А мама своими неосторожными словами заронила в нем мысль, что правила - это ерунда, замечание учителя - пустые слова.

11. И еще. Одно из важнейших качеств, которые определяют жизненную успешность, - это умение устанавливать и поддерживать хорошие отношения с людьми. Разве вам всегда нравится ваш начальник? Но от того, как вы налаживаете с ним отношения, зависит ваше благосостояние, карьера, самочувствие. Учитель для ребенка в какой-то степени начальник. Он может быть в чем-то неправ, но с ним все равно надо поддерживать корректные рабочие отношения. Учитель - человек, у него могут быть свои слабости и недостатки. Но норм делового общения это не отменяет.

Какой бы способ решения проблемы вы не выбрали, в любом случае, не оставляйте ребенка наедине с его проблемами. Помните, ему необходима ваша помощь и поддержка.

Постарайтесь решить проблему вместе, сообща, подключив учителей и все свое внимание. Только так вы сможете сдвинуть дело с мертвой точки.

Дорогие учителя! (памятка учителям)

  1. Не дайте хулигану распоясаться; с самых первых дней сразу дайте ему знать, что его выходки на ваших уроках не пройдут.
  2. Не тратьте силы, не кричите. От вашего крика плохо будет прежде всего вам. Не стоит говорить: “Как ты себя ведешь?”, или “Чтобы этого больше не было”. Скажите лучше, что вас очень расстраивает то, что он вам конкретно сказал. Добейтесь, чтобы извинение было не формальным.
  3. В разговоре с родителями не обрушивайте на них свои жалобы. Сначала похвалите ребенка, скажите о нем что-нибудь хорошее. Будьте уверены, теперь родители будут на вашей стороне. Предложите им конкретную тактику разрешения конфликта. Никогда не просите просто “повлиять” на ребенка, укажите сначала, как это сделать.
  4. Берегите свои нервы, не старайтесь совершить непосильный подвиг научить всех. Относитесь философски к отстающим ученикам. Среди них есть и неплохие ребята.
  5. Не избегайте родителей. Вы вместе делаете одно дело - учите и воспитываете. Сотрудничая, вы можете достичь многого. Большинство родителей - вполне вменяемые люди, которые только порадуются, если почувствуют в вас союзника. Многие родители - люди занятые и без помощи учителя могут не увидеть тех трудностей, которые возникают у их детей. Выходите на контакт с родителями сами,
  6. Спрашивайте, как видит ситуацию родитель, какие у него предложения, как бы он поступил на вашем месте и что готов сделать на своем. Согласуйте план совместных действий и установите «контрольные точки».
  7. Заметную роль в предотвращении конфликтов играет дисциплина: умение обеспечить ребенку необходимую для его полноценного развития свободу в рамках разумного подчинения порядку;
  8. Большое влияние на оказывает личность учителя Стиль взаимодействия учителя с другими учениками служит примером;

Приемы конструктивного общения легко осваиваются людьми с чувством собственного достоинства, высокой самооценкой, уверенными в себе и своем профессионализме.

Именно эти качества не позволяют взрослому человеку по-детски обижаться на ученика, сторониться успешных взрослых, бояться администрации, перекладывать ответственность за свою неудачу на другого и проецировать неудовлетворенность собственной жизнью на общение с учениками.

Выводы:

  1. Конфликта не надо бояться. Он является неким индикатором того, куда надо направлять первоочередные усилия;
  2. Не всегда конфликт определяется одной проблемой. Возможно переплетение внутреннего конфликта с инновационным;
  3. Безусловно, разрешение конфликта через сотрудничество является преимущественным. Но иногда первоначально надо применять другие методы (уход от конфликта, силой, через компромисс и т. д.) согласно ситуации;
  4. При анализе конфликтной ситуации важно рассмотреть все факторы, способствующие ее возникновению.
  5. Не нужно затягивать конфликты, преодолевая их на ранней стадии развития
  6. При решении конфликта важно умение поставить себя на место конфликтующей стороны
  7. Не давайте конфликту разрастись, чтобы в него не втягивались новые участники; проблемы должны решаться преимущественно теми, кто их создал
  8. Преодолеть конфликт помогает общая деятельность и постоянная коммуникация между партнерами.
  9. Пользоваться рекомендациями для правильного решения и предотвращения конфликтных ситуаций

Все родители лелеют мечту о том, чтобы их ребенок ходил в школу с удовольствием. А еще, было бы неплохо, если при этом он и учился на отлично. Но иногда случается так, что учитель и ученик не ладят. А в результате такого личного конфликта, может пострадать успеваемость ребенка. Да и качество работы учителя, вполне вероятно, это тоже затронет, поэтому в скорейшем преодолении конфликта заинтересованы и родители и учителя. Чтобы ребенок мог успешно учиться, получать знания, формировать навыки учебной деятельности, осваивать социально значимые ценности, нормы поведения, чтобы он сам мог выбрать свой жизненный путь и реализовать его, растущему человеку нужна поддержка.

Сочинение ЕГЭ по тексту: "Кажется, я был в пятом классе, когда у нас появились сразу несколько новых молодых учителей, только что вышедших из университета. Одним из первых появился Владимир Васильевич Игнатович - учитель химии…" (по В.Г. Короленко) .
(И.П. Цыбулько, 36 вариант, задание 25)

Все мы учимся в школе, проходим этот важный жизненный период. Какое влияние сказывает учитель на нас, на формирование наших характеров? Как разрешаются конфликты между учителем и учениками? Вот эту проблему и поднимает в своей статье русский писатель В. Г. Короленко. В классе случился конфликт между учителем и учеником. Учитель так смог себя поставить в этой ситуации, что ученик Заруцкий понял свою ошибку и попросил извинения у учителя.

Позиция автора четко выражены в статье. Уважительное отношение со стороны учителя создает условия для формирования в характере учеников лучших качеств: способности к совершению честного поступка не под внешним давлением, а по велению собственной совести. Учитель влияет на формирование характера учеников своим поведением, личным примером, манерой речи, отношением к детям.

Я полностью согласен с автором статьи. Учителя должны уважительно относиться к учащимся, чтобы сформировать в их характерах чувство собственного достоинства. Неуважительное отношение учителя приводит к конфликтным ситуациям, которые бывает очень трудно разрешить.

Можно вспомнить произведения из художественной литературы, где раскрывается эта проблема. М. Казакова в своей книге «Трудно с тобой, Андрей» рассказывает о мальчике, который был неуправляем. Он грубил учителям, часто убегал с уроков, совершенно не поддавался воспитанию. А вот молодая учительница русского языка и литературы смогла увидеть в этом мальчике доброго и отзывчивого юношу, который способен на героический поступок. Главное, нужно увидеть в человеке его хорошие качества, раскрыть их, не дать захлопнуться двери, в которую часто стучатся.

Или возьмем рассказ Распутина «Уроки французского». Учительница Лидия Михайловна, узнав, что ученик бедствует, старается ему помочь. Мальчик очень горд, и не может принять помощь от учительницы. Тогда учительница превращает учебу в игру, причем азартную. Директор школы решает, что это преступление, и учительница лишается работы. Она уезжает на Кубань в родное село. И даже оттуда посылает посылки с фруктами, старается поддержать его.

Да, отношения учителя и ученика часто бывают опасными. Но самое главное здесь - это чуткое отношение к детям. Только тогда ребёнок откроется и не замкнется в себе.

В древности японские мудрецы высказывали интересную мысль: «До 3-х лет ребенок – бог, с 3 до 7 лет – раб, с 7 до 14 лет – слуга, а с 14 лет – друг». С моей точки зрения, в этом высказывании выражено отношение к ребенку с учетом его знаний, жизненного опыта, умения ориентироваться в социуме. Мораль древней мудрости заключается в следующем: чтобы ребенок стал самостоятельным и ответственным, он должен научиться подчиняться, впитывать знания, постепенно учиться анализировать поступки, выполнять различные поручения и задания. Только после этого можно говорить о партнерстве в отношениях.

Одной из главных проблем современной образовательной практики является взаимоотношение учителей и учеников. Рассмотрим разные точки зрения на проблему построения отношений педагога с учащимися. Например, одни исследователи рассматривают ученика как объект воздействия. В этом случае именно учитель определяет цели и задачи в обучении, объем и содержание изучаемого материала, тему и содержание внеклассного мероприятия, а ученику остается лишь выступать исполнителем воли учителя. Другая распространенная точка зрения рассматривает ученика как субъект взаимодействия, т.е. ученик сам определяет цель, задачи, объем и содержание материала, а учитель только высказывает пожелания по обучению, направляя деятельность ученика.

Как показывает практика, в современной школе можно столкнуться и со случаями «самодержавия» педагогов, и полного попустительства под видом демократических отношений. Многие педагоги бросаются из крайности в крайность, и, к сожалению, сейчас ребенку предоставляется или слишком большая свобода, которая приводит к печальным последствиям как для ребенка, так и для его близких, или очень сильно ограничивается всякая самостоятельность и инициативность.

С моей точки зрения. ученик может быть и субъектом, и объектом в зависимости от ситуации. Мной было проведено исследование проблемы взаимодействия учащихся и педагогов в МОУ СОШ № 59 г. Кирова. Для этого было организовано анкетирование учащихся 8-х, 9-х и 11-х классов (всего 130 человек).

Как показали результаты анкет, некоторые ученики воспринимают учителя исключительно как источник информации, «передатчик» знаний. Другая часть учеников воспринимает учителя, как человека с богатым жизненным опытом и большими знаниями («часто слишком большими и ненужными»), который помогает найти свое место в жизни. Только небольшая часть школьников видит в учителе партнера и друга в получении знаний и приобретении жизненного опыта. Эти факты свидетельствуют о том, что современная школа не всегда позволяет раскрыться педагогу как личности, а порой и сами учителя не хотят показать своим ученикам, что они интересные люди со своими плюсами и минусами.

Задавая второй вопрос, «Сейчас учителя…», я хотела выяснить мнение учащихся о современных учителях. Мнения разделились: часть респондентов считает, что учителя мало уделяют внимание детям, другие, наоборот, полагают, что учителя слишком вмешиваются в их личные дела.

Ожидания учащихся выявлялись с помощью вопроса «С моей точки зрения учитель должен быть…». По мнению учащихся, учитель должен быть добрым, внимательным к ученику, понимающим, справедливым, спокойным, знающим психологию, компетентным, любить себя и свою работу, ответственным, в то же время строгим и требовательным. Несколько ответов были следующими: «учителем нужно быть по призванию, а не потому, что больше некуда идти работать». Часть учеников считает, что учитель должен быть старшим другом, к которому можно обратиться за помощью или «просто поболтать о жизни». Многие отметили такое качество, как гуманность. Эти ответы - показатель того, что детям не хватает в школе привлекательных ярких личностей. Постоянные жалобы на низкую зарплату, различные проверки, переход на новые программы и стандарты, введение ЕГЭ и т.д. привели к тому, что часто ученики видят замученных, усталых учителей, которые работают в школе потому, что больше ничего не умеют и ничего не знают.

Эти обстоятельства накладывают отпечаток на отношения педагогов и учащихся. Так, некоторые из них жаловались на то, что учителя не понимают их, не прислушиваются к проблемам, не всегда справедливы. Часть учеников, наоборот, высказалась о хороших отношениях с педагогами, сложившихся в нашей школе, характеризуя их как уважительные, доверительные, теплые. А отдельные учащиеся прямо указывают на то, что со своими проблемами они, в первую очередь, обращаются к учителю, с которым сложились хорошие отношения (можно предположить, что эти ответы дали ученики, у которых нет проблем с учебой и дисциплиной). Есть ответы, которые показывают, что школьники серьезно размышляют о взаимоотношениях учеников и учителей и пытаются найти причины непонимания и конфликтов. Они указывают на то, что учителя и ученики принадлежат к разным поколениям и поэтому у них разные интересы, запросы и ценности. Другие причины конфликтов видят в загруженности учителей (много работают, так как зарплата низкая), личные проблемы и … оправдывают далеко не всегда корректные по отношению к ним поступки педагогов. Налицо попытка учащихся разобраться в самих себе: они признают, что делают только то, что от них требуют, не проявляя инициативы.

Приведем некоторые высказывания учащихся: «отношения должны быть доверительными, почти родственными», «учителя должны прислушиваться к ученикам и учитывать их интересы, но при этом оставаться ведущим», «отношения должны быть равноправными».

Можно сделать вывод о том, что, несмотря на освоение и внедрение в процесс обучения новых педагогических технологий, учащиеся нуждаются в общении с учителем как интересной привлекательной личностью. Часть учеников прямо указала на это: «должно быть общение вне рамок урока», «совместные интересы и увлечения», «хочется увидеть в учителе человека». Современные педтехнологии в основном затрагивают вопросы обучения, воспитания и практически не затрагивают проблему взаимоотношений с детьми. А между тем, современным школьникам как раз не хватает простых отношений, так как часто родители работают в нескольких местах, существуют неполные семьи, неблагополучные в социальном плане, а кроме того большинство людей не имеют педагогических и психологических знаний. Поэтому учитель – это тот человек, который не только может, но и должен показывать пример корректного общения и установления взаимоотношений между людьми. Чтобы учить общаться, учитель должен сам владеть навыками общения, знать психологию, владеть приемами установления контактов и поддержания взаимоотношений, быть интересным.

С моей точки зрения, педагогу стоит задуматься о том, что необходимо признать и возможность отличия мнения ребенка от нашего мнения, отличия его взглядов на мир от наших, его самостоятельность. Это может произойти только тогда, когда сам учитель поймет свою неповторимость, научится уважать самого себя, найдет в себе что-то оригинальное, не будет бояться быть самим собой, примет себя и полюбит.

Однако сложившиеся стереотипы, распространенные нормы поведения учителя, обывательская точка зрения на образ учителя не всегда позволяет педагогу раскрыть себя как личность. Кроме того, на первое место в показателях работы учителя ставят такие, как уровень обученности, качество обучения, победители олимпиад, а это не позволяет оценить учителя с точки зрения «человека», «личности».

Изучая эту проблему, я выяснила, что на сегодняшний день у учителя не всегда бывает возможность и желание раскрыть себя как личность, привлекательную для взаимоотношений с детьми по целому ряду причин, часть из которых я рассмотрела в данной статье. Существующая ситуация в современной школе не всегда позволяет раскрыться личности учителя как человека, а не как «источника информации» и «передатчика знаний». Это очень большая проблема с моей точки зрения, которая требует дальнейшего изучения и решения.

Работая над проблемой взаимоотношений педагогов и детей, я прочитала много литературы, с целью получить знания для создания комфортного психологического климата на практике, т.е. на уроке. Особенно меня затронули некоторые факты из книги Галины Юрьевны Ксензовой «Инновационные технологии обучения и воспитания школьников» (Г.Ю. Ксензова. Инновационные технологии обучения и воспитания школьников. Учебное пособие. Педагогическое общество России, М. 2005 г.). Здесь рассмотрены проблемы взаимоотношений с точки зрения медицины и психологии. В частности можно выделить две стороны одной медали. С одной стороны, это состояние физического и психологического здоровья учеников, с другой – эмоциональное самочувствие учителей.

У медицинских работников появился новый термин для обозначения детского заболевания - «дидактогенный невроз». Это заболевание, вызванное частым стрессовым состоянием в учебном процессе, которое и затрудняет освоение нового материала. Психологи в качестве основания этих неврозов называют межличностную тревожность. Она проявляется при определенном типе взаимодействия людей, особенно учителей и учеников, и в крайних формах такие переживания могут стать причиной тяжелых неврозов. Это одна сторона медали.

С другой стороны существует синдром эмоционального сгорания учителя. Это выражается в неудовлетворенности профессией; ощущении себя заложником обстоятельств; хроническом переутомлении; отсутствии радости жизни. Этот синдром развивается в процессе работы: расходование огромной энергии, чтобы заставить ученика «тронуться с места», включиться в учебный процесс; осуществление в случае непослушания функции наказания, связанного с выставлением негативных отметок, применением порицаний. Плюс к этому добавляются различные проверки; экзамены, особенно в виде ЕГЭ и т.д. При этом педагог должен быть образцом, всегда правильным, все знающим, на все правильно реагирующим, никогда не ошибающимся. Эта позиция и вызывает переутомление, постоянный психологический дискомфорт.

Самым трудным, с точки зрения установления хороших взаимоотношений, является один из этапов урока – проверка домашнего задания, а так же этап актуализации знаний. Эти этапы задают темп урока и структуру взаимоотношений на нем.

Многие учителя на этих этапах проводят индивидуальный опрос по журналу, с вызовом к доске, не учитывая желания учащихся. Чаще всего вызываются те ученики, которые имеют или мало оценок, или учащиеся с плохими знаниями. А между тем, доказано, что это порождает чувство тревожности, иногда чувство страха и, как результат, серьезный стресс у ученика. Выход учащихся из состояния тревожности в каждом отдельном случае требует времени, которое исчисляется рамками от нескольких часов до нескольких дней и всегда сопровождается различного рода невротическими изменениями. В день у ребенка до 6 уроков, а значит, состояние стресса и послестрессовое состояние продолжается несколько часов не только во время уроков, но и после них. Ученик не может в таком состоянии плодотворно работать на, изучать новый материал, развиваться, т.е. обучаться. У школьников формируется так называемая «вторичная безграмотность» , когда он просто не понимает, что рассказывает учитель или что написано в учебнике. А мы на следующем уроке снова спрашиваем ученика, создавая новую стрессовую ситуацию. И так изо дня в день, из года в год. Как можно говорить о повышении качества образования в такой ситуации?

Помимо снижения желания получать образование у детей появляются различные заболевания на нервной почве, например язва желудка. Да и учителей здоровье и нервы оставляют желать лучшего.

Что делать в этой ситуации? В первую очередь, с моей точки зрения, учитель должен поменять свой взгляд на эту проблему.

Опрос домашнего задания отменить мы не можем, но можем изменить порядок его проведения. Например:

1. Не вызывать к доске без особой надобности, а разрешить отвечать с места.
2. На некоторых предметах без работы у доски не обойтись, поэтому можно предложить такой вариант: ответ с помощником. К доске выходит слабый ученик с любым учащимся класса, который помогает ему решить задачу и проверяет ее до учителя. Таким образом, ученик не боится двойки и не боится стоять один у доски. Постепенно ученик может обращаться к помощи реже, а его успехи будут лучше.
3. Часто ученик воспринимает вопрос учителя как вопрос «на засыпку», т.е. присутствует элемент субъективности. Поэтому психологи рекомендуют обращаться к тестам. Тесты одинаковы для всех, условия работы известны заранее, оценка ставится в зависимости от количества правильных ответов, а значит, субъективность не присутствует.
4. Существуют тетради с печатной основой. Ряд заданий можно делать на уроке, а ряд заданий можно давать на дом. Делая задания дома, ученик может воспользоваться помощью учебника, друзей, родителей, т.е., с одной стороны, он закрепляет изученный материал, а с другой стороны – не испытывает стрессового состояния, негативного отношения к учителю, а значит, и к предмету.
5. Учитель должен раскрываться перед учениками и как личность, со своими достоинствами и недостатками. Учитель имеет право на ошибку, он может быть слабым и не знающим что-то. Это делает учителя ближе к ученикам, а значит, налаживаются взаимоотношения, что благоприятно влияет на процесс обучения и воспитания. Так же у учителя снижается синдром эмоционального сгорания, педагог чувствует себя более комфортно, а значит, повышается его работоспособность и нормальная внешкольная жизнь, что позволяет быть учителю привлекательной личностью.

И в заключение я хочу сказать, что данная тема дает широкий простор для размышлений и деятельности. В своей работе я пытаюсь использовать те советы, которые перечислила выше. Надеюсь, что этой проблемой заинтересуются другие педагоги и поделятся своими наработками с коллегами.

Ответ на этот вопрос заинтересовал меня, прочитав текст В. Короленко. В нем поднимаются, на мой взгляд, острая проблема взаимоотношения учителя и учеников.

Автор рассуждает по данной теме, приводит жизненные примеры. Писатель вспоминает, как молодой учитель Игнатович обращался с учениками «вежливо, преподавал старательно, заданное спрашивал редко». Публицист замечает, что результатом такого обучения стало непослушание школьников. Журналист с огорчением повествует о произошедшем в классе конфликте. Подросток, сказавший дерзость учителю, вызвал растерянность и недоумение Владимира Васильевича. Общение класса и учителя в дальнейшем оказалось тягостным и напряженным. Однако писатель рад тому, что ребята «не воспользовались слабостью этого юноши», смогли впоследствии прийти к примирению, что стало началось симпатии учеников к учителю.

В рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского» поднимается данная проблема отношения учителя и учеников. Лидия Михайловна, узнав, что ученик Володя нуждается в деньгах, приглашает его на дополнительные уроки французского, где хочет помочь ему. Но у мальчика есть чувство гордости, он решительно отказывается от помощи. Тогда Лидия Михайловна начинает играть в Володей на деньги. Впоследствии она была уволена за аморальное поведение, и ей пришлось уехать. Володя не забывал поступок учительницы, она осталась в его памяти как человек милосердный, добрый и отзывчивый.

В повести Ч. Айтматова «Первый учитель» мы знакомимся и историей девушки, учитель которой сыграл огромную роль в становлении личности Алтынай. Она описывает своего учителю Дюйшена как человека малограмотного, но его способность дать детям больше, чем стандартные знания, заслуживает уважения. Учитель рассказывает своим детям о других странах, в который они не были. Он посвятил свою жизнь ученикам. Когда Алтынай повзрослела, она открыла школу-интернат под именем Дюйшена. Он стал для неё идеалом учителя, великодушного человека.

Таким образом, можно сделать вывод, что не всегда можно прийти к взаимопониманию между учителем и учениками, наладить контакт между ними. Однако это является основной всего учебного процесса, а также без уважения и доверия невозможно мирно жить в обществе.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -