Предложение - это основная синтаксическая единица, содержащая сообщение о чем-либо, вопрос или побуждение. В отличие от словосочетаний предложение имеет грамматическую основу, состоящую из главных членов предложения (подлежащего и сказуемого) или одного из них .
Предложение выполняет коммуникативную функцию и характеризуется интонационной и смысловой законченностью . В предложении, помимо подчинительных связей (согласование, управление, примыкание), может быть сочинительная связь (между однородными членами) и предикативная (между подлежащим и сказуемым).
По количеству грамматических основ предложения делятся на простые и сложные . Простое предложение имеет одну грамматическую основу, сложное состоит из двух или нескольких простых предложений (предикативных частей).
Простое предложение
представляет собой слово или сочетание слов, характеризующееся смысловой и интонационной законченностью и наличием одной грамматической основы.
Классификация простых предложений в современном русском языке может осуществляться по разным основаниям.
В зависимости от цели высказывания предложения делятся на повествовательные , вопросительные и побудительные .
Повествовательные предложения заключают в себе сообщение о каком-либо утверждаемом или отрицаемом факте, явлении, событии и т. д. или описание их.
Например: И скучно, и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды (Лермонтов). Я приду к пяти часам .
Вопросительные предложения заключают в себе вопрос. Среди них выделяют:
а) собственно вопросительные
: Что ты тут написал? Что это такое?
(Ильф и Петров);
б) риторические вопросы
(т. е. не требующие ответа): Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна
? (Пушкин).
Побудительные предложения выражают различные оттенки волеизъявления (побуждения к действию): приказ, просьбу, призыв, мольбу, совет, предостережение, протест, угрозу, согласие, разрешение и т. д.
Например : А ну спать! Здесь разговоры взрослые, не твоего ума дело (Тендряков); Скорее! Ну! (Паустовский); Россия! Встань и возвышайся! Греми, восторгов общий глас!.. (Пушкин).
Повествовательное, вопросительное и побудительное предложения различаются и по форме (в них используются различные формы наклонения глагола, присутствуют специальные слова - вопросительные местоимения, побудительные частицы), и по интонации.
Сравните:
Он приедет.
Он приедет? Приедет ли он? Когда он приедет?
Пусть он приедет.
По эмоциональной окраске простые предложения разделяются на восклицательные и невосклицательные .
Восклицательным называется предложение эмоционально окрашенное, произносящееся с особой интонацией.
Например:
Нет, ты посмотри, что за луна!.. Ах, какая прелесть!
(Л. Толстой).
Восклицательными могут быть все функциональные типы предложений (повествовательные, вопросительные, побудительные).
По характеру грамматической основы членимые предложения делятся на двусоставные , когда в грамматическую основу входят и подлежащее, и сказуемое,
например: Белеет парус одинокий в тумане моря голубом! (Лермонтов), и односоставные , когда грамматическую основу предложений образует один главный член,
например: Сижу за решеткой в темнице сырой (Пушкин).
По наличию или отсутствию второстепенных членов простые предложения могут быть распространенными и нераспространенными .
Распространенным называется предложение, имеющее наряду с главными второстепенные члены предложения. Например: Как сладка печаль моя весной! (Бунин).
Нераспространенным считается предложение, состоящее только из главных членов. Например: Жизнь пуста, безумна и бездонна! (Блок).
В зависимости от полноты грамматического строения предложения могут быть полные и неполные . В полных предложениях словесно представлены все необходимые для данной структуры члены предложения: Труд будит в человеке творческие силы (Л. Толстой), а в неполных отсутствуют те или иные члены предложения (главные или второстепенные), нужные для понимания значения предложения. Отсутствующие члены предложения восстанавливаются из контекста или из ситуации. Например: Готовь летом сани, а зимою телегу (пословица); Чаю? - Мне полчашечки.
Простое предложение может иметь синтаксические элементы, осложняющие его структуру. К таким элементам относятся обособленные члены предложения, однородные члены, вводные и вставные конструкции, обращения. По наличию/отсутствию осложняющих синтаксических элементов простые предложения делятся на осложненные и неосложненные .
Итак, если к вам обратились с побудительным («Вася, быстро домой!»), вы никогда не спутаете его по интонации с повествовательным («Вася уже дома») или с вопросительным («А Вася дома?»). Но внимание! Если будет сформулировано так: «А не пора ли тебе домой, Васенька?» или «Васька, ну ты идёшь?» - то этот пример относится к категории «вопросительно-побудительное предложение». Такие предложения содержат в себе два типа интонации сразу.Если в побудительном предложении есть сказуемое, то оно, вероятнее всего, будет стоять в : «Иди отсюда, Петя!» (Ну, сколько уже можно склонять бедного Васю!) Встречаются также сказуемые в форме : «А не пошёл бы ты отсюда!» И даже в форме : «Пошёл отсюда!» Последнее звучит не очень вежливо, но вопросы этикета в этой статье не рассматриваются. Если в качестве сказуемого используют инфинитив: например, строгое «Не курить!» - то такие предложения называют «отрицательно-побудительными».Верные помощники побудительного предложения - особые частицы. По- они еще называются модально-волевыми. Все они нам прекрасно : «Пусть!», «Пускай!», «Дай!», «Давайте!», «А ну-ка!». И просто незаменимая частица «бы». Но иногда достаточно всего лишь одного в именительном , чтобы предложение стало побудительным. Если услышите: «Пожар! Пожар!» - мгновенно догадаетесь, к чему побудить вас говорящий. «Бегите! Спасайтесь! Звоните «01»!Так пусть же проблемы с определением побудительных отныне будут вам неведомы! И пусть эти предложения звучат для вас не в форме приказов и запретов, а исключительно в виде вежливых и деликатных просьб. Например: «Не выпить ли нам чайку?». Или «Дорогая, ты выйдешь за меня замуж? Твой Вася...»
Источники:
- Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. — М.: Просвещение. Розенталь Д. Э., Теленкова М. А.. 1976
«Infinitivus» - в переводе с латинского «неопределенный». В словарях, изданных до 70-гг 20 века, «» определяли как «неопределенное наклонение глагола». При чем здесь наклонение, и какое правильное определение у инфинитив а? Да и существует ли он вообще?
Современные словари трактуют инфинитив просто – «неопределенная форма глагола» (такие , как «бежа-ть», «лете-ть» с флексией «-ть»). То, что форма – это понятно, но так как язык – понятие материальное, есть ли у инфинитив а содержание? Этот вопрос до сих пор вызывает жаркие споры: кто-то называет инфинитив нулевой формой (и с отсутствием содержания), кто-то настаивает на возвращении предыдущей формулировки – «неопределенное наклонение». Есть также и сторонники «нулевого залога» (то есть не действительного и не страдательного; не активного и не пассивного – опять же в старой традиции или в других языков, например, английского). Самая версия – инфинитив вообще не имеет отношения к глаголам, а, скорее, к частицам (выражающим модальность, фазовость и пр.). Трудно сказать, нулевое наклонение или нулевой залог у инфинитив а, но то, что частицы не могли бы входить в состав сказуемого – это точно. Инфинитив же, напротив, может входить в состав (глагольных). Например, выражающих ту же модальность (желаемость): «он перестал хотеть учиться», где есть и собственно модальный («хотеть») и возвратный глагол «учиться». Кстати, возвратные некоторыми исследователями также причисляются к инфинитив ам, хотя это мнение представляется ошибочным, так как постфикс –ся (себя) уже несет в себе определенное семантическое наполнение, а инфинитив – неопределенная форма – все-таки не может иметь такого развернутого значения (учить себя).Неразрешенным до сих пор остается вопрос и с «-ть». Одни ученые все-таки к тому, что это флексия (то есть морфема, связывающая слово с другими членами предложения), другие – что это формообразующий суффикс инфинитив а, за связи в предложении не отвечающий.Говоря о сказуемом, необходимо отметить, что в разговорной речи инфинитив может в со значением сообщения, движения, речи, направления, начала или продолжения выполнять функцию нулевого сказуемого. Например, «Мы ужинать», «Пора » «Дети – !».
Видео по теме
Наклонением называется непостоянный морфологический признак глагола, существующий у спрягаемых форм и выражающий отношение действия к реальности путем противопоставления форм повелительного, изъявительного и сослагательного наклонения.
Видео по теме
Л. Ф. Бердник
Вопросительно-побудительные предложения в современном русском языке
В исследованиях по синтаксису русского языка вопросительно-побудительные предложения квалифицируются как особая семантическая разновидность вопросительных высказываний. Сходство вопросительных и побудительных предложений отмечено в науке о языке давно; так, еще Ф.Ф. Фортунатов, а вслед за ним и А.М. Пешковский рассматривали вопросительные предложения как одну из разновидностей побудительной речи. В книге «Очерки по теории синтаксиса» (Воронеж, 1973) И.П. Распопов говорит об определенном сходстве вопросительных и побудительных предложений: вопросительные предложения также содержат волеизъявление, побуждая к ответу. Однако эти и подобные разрозненные замечания не дают целостного представления о структурно-семантических и стилистически особенностях вопросительно-побудительных конструкций. В данной статье мы обратимся к специфике выражения побуждения в форме вопроса.
Вопросительное предложение уже по своей природе близко к побудительному, так как содержит волеизъявление, побуждая к ответу, но это побуждение к особому действию - речевому. Ср.:
Куда ты идёшь? - Скажи, куда ты идешь.
Что ты делаешь? - Скажи, что ты делаешь.
Значение этих предложений - вопросительное. Но в одним случае это значение получает грамматикализованное выражение при помощи вопросительной структуры с вопросительным словом, а в другом - вопрос выражен лексически - глаголом со значением речи в повелительном наклонении. Побудительную фразу типа Скажи мне... можно подставить практически почти к любому вопросу. Но употребление побудительной части является избыточным, поскольку вопрос своей формой сам побуждает собеседника к ответу, хотя подобные «избыточные» побудительно-вопросительные конструкции встречаются довольно часто. Они усиливают вопрос, подчеркивают его, требуют обязательного ответа, например:
- Скажи мне, Яков, зачем ты стучишь? - спросил я. (Короленко); - А вот так, - говорит Митрий Василии,- отвечай по правде: ты за сколь душ подати несёшь? (Он же); - Ну, расскажи, расхожи, как тебя надоумили храм ремонтировать? - Да как? Никак. (В. Шукшин).
Итак, значения вопроса и побуждения к действию очень близки, оба они относятся к эмоционально-волевому языку, поэтому в определенных условиях вопросительное предложение может побуждать не к речевому, а к обычному действию (к чему, собственно, и направлены побудительные высказывания). Общим условием появления побудительного значения у вопросительной формы является широта грамматической семантики вопросительного предложения, его многозначность: способность иметь разные значения в разных условиях. На потенциальную многозначность вопросительных предложений указывалось в работах А.М. Пешковского,
О. Есперсена, А.И. Смирницкого, Н.И. Жинкина, Е.И. Шендельс и др. В значении вопросительного предложения выделяются три семы: сема вопроса, сема сообщения и сема побуждения (под семой понимается минимальный элемент грамматического значения).
Частными условиями, благоприятствующими появлению семы побуждения форме вопроса, являются лексическое наполнение, контекст, ситуация и интонация. Поэтому значение побуждения реализуется далеко не всеми структурными элементами в предложении, а лишь некоторыми с определенным лексическим наполнением, в определенной ситуации и с особой интонацией. Сохраняя общее значение вопроса, эти конструкции могут выражать и побуждение к действию. Рассмотрим особенности таких предложений.
Со значением побуждения к действию могут выступать как местоименные, так и неместоименные вопросительные предложения.
В неместоименных вопросительных предложениях значение побуждения часто возникает у вопросительных структур с частицей не...ли, которая как бы обрамляет предикат, выраженный модальными глаголами хотеть, желать, мочь, иногда в сочетании с вежливым обращением к слушателю на Вы , эксплицитно или имплицитно выраженным, например:
Вот сочные ломтики! Не хотите ли? (Маяковский); - Не хотите ли, -шепнул он мне вдруг,- я познакомлю вас с первым здешним остряком? (Тургенев).
Кроме модальных глаголов в этих конструкциях используются и полнознаменательные глаголы, например:
Молока не выпьете ли на дорогу? - сказал Яков. (М. Горький); Не купишь ли у меня еще участок лесу? (А.Н. Островский).
Значение побуждения может быть выражено инфинитивными вопросительными предложениями с частицей не...ли. При этом побудительное значение усиливается благодаря взаимодействию инфинитива с частицей а в начале предложения и указанием на адресат в форме дательного падежа местоимения 2-го лица единственного или множественного числа:
А не пойти ли нам погреться? (А.Н. Толстой); А не пойти ли нам поужинать? (М. Горький); Слушай, а не провести ли тебе еще одну операцию? (П. Нилин).
Побудительное значение часто обнаруживается в неместоименных вопросительных предложениях с модальными словами может быть (может ) в сочетании с глаголами совершенного вида и указанием адресата. Адресат речи всегда узнаваем из контекста, если даже формально он не выражен. Обычно такие высказывания выражают мягкую просьбу, совет, например:
Может бить, ты с дороги моешься, папа? (Г. Николаева); M ожет быть, мы обсудим этот вопрос? (В. Тендряков); Может, встанешь походишь маленько? Давай повожу тебя по избе. (В. Шукшин).
Местоименные вопросительные предложения также могут иметь побудительное значение. Так, побудительное значение совета содержат инфинитивные предложения с вопросительными словами почему, отчего с частицей бы , отрицанием не и дательным падежом адресата, например:
Послушай, дорогой мой, а отчего бы вам не попробовать выступать на эстраде? (Куприн); Тогда почему нам не попытаться взглянуть на все, что нас окружает, как говорится, свежим взглядом? (Ком. правда.- 1977.
Обычно в таких предложениях преобладает совершенный вид глагола, что способствует более мягкому выражению побуждения.
Вопросительные предложения с местоимением что , которые, как правило, имеют в своем составе отрицательную частицу не , могут выражать значение приглашения, предложения, например:
Что же вы не посидите? Я подогрею самоварчик. (К. Федин); Что же вы не веселитесь... ну? (Л. Леонов).
В разговорной речи часто встречаются такие вопросы-приглашения: Что не заходите к нам? Что же не приезжаете?
В вопросительно-побудительных предложениях часто встречается отрицательная частица не , которая не имеет отрицательного значения, а как бы вносит новые экспрессивные оттенки в семантику побуждения и актуализирует побудительное значение вопросительной формы.
Побудительное значение проявляется в инфинитивных вопросительных предложениях с местоименным фразеологизмом А что если , например:
А что если попробовать? (Д. Гранин); А что если сейчас позвонить Крылову? (Он же); А что если на Кубань уйти, подальше отсель... далеко...далеко. (М. Шолохов).
В этих конструкциях адресат формально не выражен, но из контекста ясно, что побуждение адресовано 1-му лицу.
Основным признаком побудительности является обращенность к адресату. Адресованность побуждения может быть направлена к собеседнику (2 лицо), к самому себе (1-е лицо), к 3-м лицу, а также на побуждение к совместному действию говорящего и собеседника. Адресованность выражается в личных формах местоимений и глаголов.
В инфинитивных вопросительно-побудительных предложениях при адресованности побуждения 2-му лицу обязательным компонентом структурной схемы является указание на адресат в формеме дательного падежа местоимения 2-го лица единственного или множественного числа.
При адресованности побуждения самому себе дательный падеж адресата отсутствует.
Какие же побудительные значения могут выражать вопросительно-побудительные предложения и в чем их отличие от собственно побудительных высказываний?
Существует три основных типа значения императива: а) категорическое побуждение с частными значениями требования, приказа, команды, распоряжения, запрещения; б) смягченное побуждение с частными значениями просьбы, упрашивания, убеждения, мольбы; в) так называемое «нейтральное» побуждение, представляющее собой переходную ступень между смягченным категорическим побуждением: совет, приглашение, разрешение, предостережение. Эти оттенки значения не всегда можно четко разграничить, потому что при этом большую роль играет интонация, контекст, ситуация, лексически наполнение. То же самое можно сказать и о вопросительно-побудительных предложениях. Причем, в них значение вопроса полностью не исчезает, оно как бы отодвигается на второй план, и его присутствие проявляется в оттенках передаваемого побуждения: побуждение может быть более мягким, неофициальным, так как говорящий не знает, как будет воспринят его совет, поэтому этот совет облекается в форму допроса: это одновременно и совет и вопрос (Почему бы тебе не сходить к врачу? ), приглашение и вопрос (Может быть, сходим в кино? ). Иногда говорящий по ситуации не может давать совет или выражать другой вид побуждения; в этом счалучае побуждение также облекается в форму вопроса (Ваше превосходительство, не дозволите ли довезти вас? - Куприн). Таким образом, мягкое побуждение в форме вопроса употребляется там, где отношения междy собеседниками неравноправные, где один собеседник в силу разных причин не может позволить себе выразить побуждение более категорично. В этом одна из причин употребления вопросительно-побудительных предложений вместо собственно побудительных.
С другой стороны, некоторые виды побуждения в вопросительной форме более категоричны, чем в побудительном предложении. Это относится к запрещению действия, что в вопросительной форме сближается с угрозой:
Тетке надоели мои хождения. - Ты дашь сегодня покой дверям? А ну, садись на место, берись за пряжу. (Ч. Айтматов).
В вопросительно-побудительных предложениях, выражающих запрещение действия, наблюдается переосмысление значений вопросительных местоимений (что в значении «зачем»), нарушение прямых отношений и связей между словами (Ты дашь сегодня покой дверям? ). Это приводит к тому, что действие, которое непосредственно обозначено глаголом, мыслится как нежелательное и даже запрещается говорящим. Такое переосмысление содержания высказывания тесным образом связано с определенной интонацией, близкой к восклицательной, с особенностями лексического наполнения. В этих предложениях частица не отсутствует, тогда как в побудительном предложении запрет обычно выражается формой глагола несовершенного вида с отрицанием не :
Не пой, красавица, при мне ты песен Грузии печальной... (Пушкин).
Итак, вопросительные предложения могут иметь значения простого побуждения (предложения), просьбы, совета, приглашения к действию, запрещения действия и не могут выражать значения призыва, распоряжения, приказа. Вопросительно-побудительные предложения способны выражать многие частные значения всех трех типов побуждения: категорического, нейтрального и смягченного, при этом качество побуждения меняется: оно либо усиливается, становится более жестким, категоричным, либо, наоборот, смягчается.
Чаще всего вопросительное предложение выступает со значением простого побуждения к конкретному действию, которое полезно для адресата. С таким значением сближается значение приглашения, например:
Кваску, господа, не угодно ли? (Короленко); Может, хотите позавтракать с нами? (Ю. Бондарев); - Поедемте со мной? - предложил он. - У меня тут брат живет. (В. Шукшин).
Вопросительно-побудительные предложения со значением просьбы отличаются особой деликатностью выражения просьбы, близкой к упрашиванию:
- Дядя, а дядя... - сказал Андрей Иванович заднему мужику, - не подвезешь ли нас? (Короленко).
Нерешительная просьба выражается неместоименными структурами с модальным словом может быть (может ):
Я ухожу. Может быть, ты проводишь меня? (М. Горький).
Вопросительно-побудительные предложения со значением совета также выражают мысль более деликатно, ненавязчиво. Совет всегда обосновывается, поддерживается контекстом, например:
- А почему бы тебе не пойти на эту должность? - спросил Крылов. - Ты так хорошо понимаешь необходимость самопожертвования. (Д. Гранин).
Вопросительно-побудительные предложения часто выражают побуждение к действию и самого говорящего:
- А может быть, все же рискнуть, попробовать? - спрашивал себя капитан Енакиев, подкручивая по глазам окуляры стереотрубы. (В. Катаев).
Вопросительно-побудительные предложения выражают и побуждение к совместному действию, которое также более непринужденно, естественно, неофициально по сравнению с побуждением, выраженным побудительным предложением:
Пойдем вместе? Станцуем? (В. Шукшин)
Чем отличаются предложения? Конечно, они могут быть простыми и сложными. Могут состоять даже из одного слова. Каждый раз, складывая слова в единое целое, мы составляем предложение для какой-то определенной цели и вкладываем в него определенный смысл. Таким образом, предложение обретает свою По этому критерию предложения делятся на повествовательные, побудительные и вопросительные. Кроме того, предложения также носят разную эмоциональную окраску. Как цель высказывания связана с эмоциональной окраской? Разберемся со всем по-порядку.
Пример повествовательных предложений в русском языке
Повествовательные предложения используются очень часто в повседневной речи. Они рассказывают о чем-либо, просто Когда человек делится какими-то произошедшими событиями, в ходе рассказа он составляет повествовательные предложения. На письме обычно они заканчиваются точкой. Но возможны и другие знаки препинания, но об этом в другом пункте. Рассмотрим пример повествовательных предложений:
Мы были в парке. День был солнечный и теплый. Мы купили мороженое и гуляли по тенистым аллеям.
Из этого примера повествовательных предложений видно, что этот тип используется для рассказа о каких-то событиях и фактах. Подобные предложения часто встречаются в повседневной речи и в литературе. Стоит открыть любое художественное произведение, и можно встретить множество примеров повествовательных предложений.
Побудительные
Побудительные предложения используются, когда необходимо попросить о чем-либо или даже приказать. Т. е. побудить слушателя к каким либо действиям. Примеры:
Принеси мне, пожалуйста, воды. Позвони мне, как придешь. Немедленно сделай это!
Вопросительные предложения
Это третий и последний тип предложений по цели высказывания. Уже из названия понятно, что вопросительные предложения используются, когда нужно спросить о чем-то или получить определенную информацию. Примеры:
Сколько это стоит? Когда мне лучше позвонить? Сколько яблок купить?
Этот тип предложений заканчивается вопросительным знаком.
Однако он не всегда выражает прямой вопрос, требующий ответа. К этой категории также относятся и риторические вопросы, которые задаются с долей иронии и не нуждаются в ответе.
Предложения по эмоциональной окраске
По этому критерию предложения делятся на два типа: восклицательные и невосклицательные.
В конце восклицательных предложений на письме ставится Он показывает, что при чтении необходимо в голос вложить некие эмоции, большую выразительность и яркость.
Невосклицательные предложения подразумевают, что фраза не обладает какой-либо явной эмоциональной окраской. Такие предложения произносятся достаточно спокойно и нейтрально. А заканчиваются чаще всего точкой.
Стоит отметить, что восклицательными по эмоциональной окраске могут быть все типы предложений по цели высказывания.
Восклицательные
Разные по цели высказывания предложения также могут выражать и разные эмоции. Рассмотрим пример повествовательного восклицательного предложения:
Сегодня был такой хороший день!
В конце этого предложения стоит восклицательный знак. Становится понятно, что при чтении вслух в эту фразу нужно вложить определенные эмоции. А поскольку это предложение рассказывает о каком-то событии, то его необходимо отнести к типу повествовательных. Если бы в конце предложения стояла точка, то оно было бы невосклицательным, и произносилось бы уже с более нейтральной интонацией:
Сегодня был такой хороший день.
Определенную эмоциональную окраску предложение приобретает не только благодаря восклицательному знаку, но и благодаря определенной лексике. Например, больше эмоций добавляет использование междометий, некоторых видов прилагательных и наречий. Сравните:
Сегодня хороший день./Ах, сегодня просто восхитительный день!
Побудительное предложение также может быть восклицательным. Сравните:
Принеси мне, пожалуйста, книгу./Принеси мне воды скорее!
В этому случае определенная лексика также может добавить эмоциональную окраску. Также сам тон высказывания имеет значение. Простая просьба звучит более нейтрально, чем приказ.
И, конечно, вопросительное предложение также может быть восклицательным. Пример:
Разве я успею?/Ну и как же мне все успеть?!
В этом случае также значительную роль имеет лексика. Причем стоит заметить, что в вопросительных предложениях восклицательный знак ставится после вопросительного, ведь предложение, в первую очередь, выражает некий вопрос.
Подведем короткий итог. Предложения согласно цели высказывания делятся на три типа. По эмоциональной окраске - на два. На примерах повествовательных предложений, побудительных и вопросительных стало понятно, что эмоциональная окраска зависит от выбора лексики и определенных знаков препинания. Все типы предложений согласно своей цели высказывания могут быть как восклицательными, так и невосклицательными.
Значение лингвистического термина “побудительное предложение” легко понять даже на интуитивном уровне – из название понятно, что речь идет о такой языковой единице, которая побуждает к действию. Но каким образом она это делает, какое имеет значение и какие принимает формы? Побуждение может выражаться по-разному, и все его особенности изучаются в 3 классе.
Особенности и формы побудительного предложения
Стремление к определенному действию в побудительных предложениях может выражаться очень по-разному. Это может быть как мольба и просьба, так и приказ, запрет, даже протест. Приглашение, пожелание, напутствие – все это формы побуждения.
Многие думают, что побудительные и восклицательные предложения – это одно и то же. Но это не совсем верно – на самом деле, в зависимости от характера такого предложения, оно может иметь разную интонацию.
Примеры побудительных предложений с разной интонацией
Так, побуждение может принимать мягкую форму мольбы, просьбы, совета или пожелания, а также напутствия. В этом случае с интонационной точки зрения оно будет приближено скорее к повествовательному предложению.
Побудительное предложение в мягкой форме будет произноситься спокойно и ровно, а на письме в конце такой синтаксической единицы будет стоять точка, а не восклицательный знак.
Вот несколько примеров.
Спи спокойно, моя лапушка – это предложение-напутствие.
Приезжайте к нам летом, будем ходить на пляж – это предложение-приглашение.
Протест, запрет, приказ – в этих случаях побудительное предложение принимает восклицательную форму. А значит, побудительное предложение имеет две формы: восклицательную и невосклицательную.
Так, невосклицательные предложения произносятся спокойно. в них отсутствует ярко выраженная эмоциональная окраска. В то же время есть такие формы побуждения, которые без экспрессии невозможны.
В восклицательных предложениях не просто высказывается побуждение к действию, оно также окрашивается эмоционально. Именно эмоциональный фон и придает таким синтаксическим единицам форму восклицания.
В таком побудительном предложении в конце ставится восклицательный знак.
Существует несколько способов, помогающих выразить побудительность. И основной – это грамматическая основа, в которой используется глагол в форме повелительного наклонения. Модальные и формообразующие частицы, такие как “давай”, “пусть”, “да” и так далее помогают в выражении побудительности. При этом побудительное предложение может быть как односоставным, так и двусоставным.
Что мы узнали?
В побудительных предложениях обязательно выражается побуждение к какому-то действию, но в разных формах. Если речь идет о мягкой форме побуждения, то в конце предложения ставится точка, а произносится оно со спокойной интонацией. Если же побудительное предложение эмоционально окрашено, то интонация его произнесения восклицательная, а в конце, соответственно, ставится восклицательный знак.