Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Ледокол "Илья Муромец" прибыл к месту базирования на Северный флот - bmpd. Ледокол «Илья Муромец» прибыл на Северный флот

МОСКВА, 4 окт — РИА Новости, Андрей Коц. Широкий приземистый корпус, угловатая надстройка со скошенной по-военному передней стенкой, мощные дизельные двигатели и Андреевский флаг на корме — в среду стартовали госиспытания , впервые за долгие годы заказанного не гражданскими ведомствами, а Минобороны. Корабль относится к классу вспомогательных и будет нести службу в составе Арктической группировки ВМФ. Ожидается, что стального богатыря передадут военным морякам уже совсем скоро — до конца 2017 года. Об особенностях "Ильи Муромца" и перспективах кораблей этого проекта — в материале РИА Новости.

Шустрый малый

На флоте новинку ждут с большим нетерпением — в составе Северного флота на сегодняшний день нет ни одного собственного многофункционального ледокола. Вместе с тем подобные корабли нужны в Арктике как воздух, особенно учитывая серьезные масштабы военного строительства. Не стоит сбрасывать со счетов и неутихающую политическую "грызню" между северными державами, претендующими на свой кусок арктического пирога. Россия по-прежнему обладает крупнейшим ледокольным флотом в мире, однако "Илья Муромец" выводит его возможности на принципиально новый уровень.

© Фото: пресс-служба "Адмиралтейских верфей" Ледокол "Илья Муромец"

© Фото: пресс-служба "Адмиралтейских верфей"

На первый взгляд, в тактико-технических характеристиках корабля нет ничего особо выдающегося — по сравнению с атомными собратьями он относительно небольшой. По водоизмещению (шесть тысяч тонн) соответствует современному эсминцу, по длине (85 метров) — корвету, по скорости хода (15 узлов) — минному тральщику. Ноу-хау "Ильи Муромца" — принципиально новая главная энергетическая установка, дающая ряд серьезных преимуществ при работе в Арктике. Она состоит из четырех дизель-генераторов общей мощностью 10 600 киловатт, которые питают два гребных электродвигателя мощностью 3500 киловатт каждый, установленных в отдельных винторулевых колонках. Они вынесены на внешнюю поверхность корпуса и могут вращаться на 360 градусов. Таким образом, "Илья Муромец" может двигаться в любом направлении — хоть вперед, хоть назад, хоть вбок, хоть наискосок, что позволяет ему быстро менять курс и маневрировать в ледовом поле.

Корабль относится к классу Icebraker6 и способен пробивать себе дорогу через лед до метра толщиной. Конечно, исполинские атомоходы способны и на большее. Но своих дизель-электрических собратьев "Илья Муромец" оставляет далеко за кормой по множеству ключевых показателей. Во-первых, на одной штатной "заправке" ледокол может пройти целых десять тысяч морских миль, то есть "сгонять" по Севморпути туда и обратно. Во-вторых, "Илья Муромец" будет способен находиться в автономном плавании до 60 суток. По обоим показателям ледокол значительно превосходит подавляющее большинство российских надводных боевых кораблей, за исключением разве что тяжелого атомного ракетного крейсера "Петр Великий". Для судоходства в Арктике автономность и дальность плавания являются важнейшими характеристиками, так как на пути далеко не всегда можно заправиться или пополнить запасы воды и продовольствия.

Универсальный солдат

"Илья Муромец" — настоящий трудяга, способный решать широкий круг задач. Он может длительно патрулировать районы арктической зоны, буксировать корабли, прокладывать для них путь во льдах, снабжать береговые базы и аэродромы всем необходимым, а также участвовать в гидрографических исследованиях. О перспективном ледоколе ранее высоко отзывался адмирал Виктор Чирков, командовавший ВМФ России до 2016 года.

"Когда проектировался этот корабль, в него закладывались характеристики даже не сегодняшнего, а завтрашнего дня, — подчеркнул адмирал 23 апреля 2015 года на "Адмиралтейских верфях" во время закладки "Ильи Муромца". — Это мореходность, маневренность, многофункциональность и совершенно новый электрический принцип движения. Реализован концептуальный принцип кораблестроения, заложенный в кораблестроительной программе на период до 2015 года, — это многофункциональность".

Именно универсальность превращает обычный с виду ледокол в "мастера на все руки", способного не только решать навигационные и транспортные задачи, но и участвовать в боевых операциях. Кроме экипажа (32 моряка), "Илья Муромец" может взять на борт 50 морских пехотинцев с полной боевой выкладкой. Корабль оснащен вертолетной площадкой для приема многоцелевых вертолетов Ка-27. Общая грузоподъемность ледокола — 500 тонн, а объем его трюмов, в которых можно перевозить гражданское и военное снаряжение, составляет внушительные 500 кубических метров. Погрузка всего необходимого на корабль проводится с помощью 21-метрового крана, установленного на палубе.

Дальше — больше: в проект ледокола заложена возможность монтажа бортового вооружения, в частности корабельных скорострельных артиллерийских установок АК-630, АК-230, АК-306. Теоретически на ледокол можно повесить и ударные функции. Грузовая палуба на юте площадью 380 квадратных метров предназначена для перевозки грузов в стандартных 20- и 40-футовых морских контейнерах. В одном из них может скрываться ракетный комплекс Club-K — модификация хорошо известных "Калибров". В контейнере умещается как сама пусковая установка, так и пункт управления. Таким образом, "Илью Муромца" можно очень быстро превратить в достаточно грозного бойца, обладающего еще одним существенным преимуществом над всеми потенциальными конкурентами.

© "Адмиралтейские верфи"


© "Адмиралтейские верфи"

"Неожиданно для западных военных специалистов российская система глобального позиционирования ГЛОНАСС в Арктике оказалась значительно эффективнее GPS, — рассказал РИА Новости главный редактор журнала "Оборонно-промышленный потенциал" Виктор Николаев. — GPS при позиционировании в регионе дает погрешность порядка 800 метров. Северный морской путь — очень тяжелый для мореходства. Там сложная, постоянно меняющаяся ледовая обстановка, есть мели. Поэтому такая погрешность — очень серьезная. ГЛОНАСC здесь работает в разы точнее".

Преемник

Вместе с "Ильей Муромцем" флоту позже будут переданы еще четыре аналогичных ледокола проекта 21180 — два для Северного флота и два для Тихоокеанского. Кроме того, к 2020 году для ВМФ России будет построен патрульный корабль арктической зоны "Иван Папанин" проекта 23550. Его вооружат противокорабельными ракетами и универсальной 100-миллиметровой пушкой АК-190, которая сможет пробивать до полутора метров льда. Ожидается, что головной корабль серии вступит в состав флота в 2021 году. Второй ледокол, получивший название "Николай Зубов", будет заложен в 2018 году.

© Инфографика


По сравнению с другими государствами, желающими использовать богатства Арктики, Россия находится в более выгодном положении. Преимущество заключается в наличии атомного ледокольного флота, которого нет ни в одной стране мира, а также большого опыта работы в высоких широтах.

С целью прочно закрепить позиции Военно-Морского Флота России в Арктической зоне руководством страны было принято решение построить головной военный ледокол. «Илья Муромец» проекта 21180 станет первым многофункциональным судном, созданным в интересах российского ВМФ и Министерства обороны в последние сорок пять лет.

Всего планируется пополнить Северный и Тихоокеанский флоты четырьмя вспомогательными суднами. При этом ледоколы будут строиться как отдельная серия. Одним из них станет ледокол «Илья Муромец» проекта 21180. Фото корабля представлено в статье.

История создания

В свое время работниками "Адмиралтейской верфи" был построен «Илья Муромец» (проект 97). На Тихоокеанском флоте он служил с 1965 по 1993 год. За историю Советского Союза на основе данного ледокола было построено не менее 32 суден. Все они предназначались исключительно для военных целей. Восемь из них выполняли задачи пограничных сторожевых кораблей, а один объект использовался в качестве гидрографического судна. В отличие от своего аналога ледовые корабли проекта 21180 создаются как многофункциональные. Они могут использоваться как военными, так и военно-научными экспедициями.

Что собой представляет корабль?

Ледокол «Илья Муромец» проекта 21180 является однопалубным многофункциональным российским вспомогательным дизель-электрическим судном. Он принадлежит к кораблям нового поколения, использующим мощные энергетические комплексы и современные гребные электроустановки. Кроме того, по планам российских разработчиков, наличие расширенных функциональных возможностей и помещений больших объемов должно стать одной из характерных особенностей ледокола «Илья Муромец».

Разработчики

Техническое проектирование нового ледокола «Илья Муромец» производилось сотрудниками ОАО конструкторского бюро по проектированию судов «Вымпел» под руководством главного конструктора М. В. Бахрова. Рабочей конструкторской документацией занимались сотрудники предприятия «Адмиралтейская верфь», с которым 21 марта 2014 года Министерство обороны России заключило договор. Судно разрабатывалось под техническим проектом № 21180.

Закладка корабля

Строительные работы осуществлялись с учетом всех требований, изложенных в Государственной программе по военному кораблестроению. В апреле 2015 года на предприятии «Адмиралтейская верфь» была проведена церемониальная закладка военного ледокола «Илья Муромец».

По заявлению главкома ВМФ РФ адмирала Виктора Чиркова, закладка ледокола осуществлялась с учетом характеристик, присущих кораблям завтрашнего дня. Уже через год данное судно было спущено на воду, где по сегодняшний день на нем осуществляются достроечные работы.

Когда судно будет готово?

Согласно планам разработчиков, ледокол «Илья Муромец» после завершения всех конструкторских работ будет проходить обязательные испытания. Предположительно, они состоятся в октябре 2017 года. Затем, как и планировалось, ледокол «Илья Муромец» направят в Арктическую зону для несения службы в составе ВМФ России.

Как собираются использовать судно?

Ледокол «Илья Муромец» доставят в Арктическую зону для эффективной самостоятельной ледовой проводки боевых судов и кораблей российского ВМФ. Корабль будет выполнять следующие задачи:

  • Патрулировать территории Арктической зоны.
  • Осуществлять буксировку других кораблей.
  • Транспортировать грузы. Для этой цели планируется использовать грузовой трюм корабля, а также палубы, на которых будут установлены специальные контейнеры-рефрижераторы. Погрузочно-разгрузочные операции станут возможны благодаря установленному на корабле 21-метровому крану грузоподъемностью 26 тонн. Дополнительно на ледоколе будет установлен кран-манипулятор. Его грузоподъемность будет составлять две тонны. Носовую часть судна планируют оснастить вертолетной площадкой. На палубе ледокола имеется место для многофункционального рабочего катера БЛ-820, использующего надувной борт.
  • Ледокол будут использовать в качестве перевозчика дополнительных экипажей (в количестве пятидесяти человек).
  • Прокладывать путь по поверхности льда кораблям не ледового класса.
  • Снабжать береговые, островные базы и аэродромы, расположенные в Арктической зоне.
  • Ледокол будет также использоваться учеными при проведении гидрографического исследования.

В случае возникновения чрезвычайных происшествий на аварийных объектах судно задействуют при тушении огня. Специально для этой цели ледокол оснащен двумя лафетными водопенными стволами и пожарным насосом. Также, используя данный насос и многофункциональный катер, можно будет осуществлять локализацию и сбор в случае утечки нефти. Для сбора нефтепродуктов с поверхности воды в ледоколе предусмотрены 400-метровые боновые заграждения.

Таким образом, при помощи ледокола «Илья Муромец» (фото представлено в статье) будет осуществляться базирование и развертывание сил ВМФ России в Арктической зоне. Это позволит усилить военное присутствие РФ в территориальных водах Арктики.

Конструкция

Обычные ледоколы содержат надстройки с вертикальной передней стенкой. Поскольку «Илья Муромец» предназначается и для выполнения боевых функций, его надстройки располагают наклонной передней стенкой. Подобную конструкцию имеют фрегаты и эсминцы. На ледоколе «Илья Муромец» в случае необходимости можно будет устанавливать артиллерийские орудия. Предположительно, в новом ледоколе будет использоваться АК-306. Преимущественно именно этой артиллерийской установкой вооружаются вспомогательные мобилизируемые судна.

В чем уникальность корабля?

Судно «Илья Муромец» обладает показателями, типичными для многих судов ледового класса, обеспечивающих российское военное присутствие в Арктической зоне. Судно характеризируется высокой мореходностью, маневренностью и многофункциональностью. Эти концептуальные принципы были заложены в программе по кораблестроению в 2015 году.

Тем не менее в головном вспомогательном судне имеется свое новшество. Как утверждают разработчики ледокола, оно проявится, когда речь зайдет о дальности плавания и автономности. «Илья Муромец» рассчитан на двухмесячные плавания. По мнению экспертов, данная способность является хорошим показателем для ледокола, не использующего атомную силовую установку. Таким образом, данное судно в состоянии преодолевать расстояния в пределах 12 тыс. морских миль.

Использование новых гребневых винтов

Ледокол оснащен четырьмя дизель-генераторами мощностью по 2600 кВт каждый. Таким образом, общая мощность составляет 10 600 кВт. Отдельные винто-рулевые колонки оборудованы двумя гребневыми электродвигателями. Каждый из них обладает мощностью 3500 кВт. Планируется, что питать их будут четыре дизель-генератора. Уникальность данного ледокола заключается в наличии гребневых электродвигателей, вынесенных за пределы корпуса. Винты, таким образом, получают возможность осуществлять свое вращение на валах на 360 градусов. За счет этого ледокол сможет выполнять движение в любом направлении. Данная способность особенно важна во время пребывания судна среди льдов. Как утверждают специалисты, в Арктической зоне ледоколам очень часто приходится давать задний ход. Для оборудованного гребневыми винтами нового ледокола не будет проблематичным и выполнение бокового хода.

Двигатели

«Илья Муромец» оснащен двигателями, относящимися к типу «Азипод». Данные рулевые колонки используют знаменитые вертолетоносцы «Мистраль» и арктические танкеры проекта Р-70046. В свое время рабочими "Адмиралтейской верфи" было построено также судно «Михаил Ульянов», оснащенное такими же колонками. В российских ледоколах применение двигателей «Азипод» осуществляется впервые. Особенностью «Ильи Муромца» можно считать и то, что он будет оборудован отечественными винто-рулевыми колонками. Их конструированием и производством занимаются сотрудники петербуржского Центрального Научно-Исследовательского Института судовой электроники и технологий.

Тактико-технические характеристики

  • «Илья Муромец» принадлежит к классу ледовых кораблей. Он пригоден к выполнению операций при толщине льда, не превышающей полтора метра.
  • Страна-изготовитель - Россия.
  • Производитель - предприятие «Адмиралтейские верфи».
  • Предназначается для ВМФ РФ.
  • Экипаж состоит из 32 человек.
  • Водоизмещение - 6 тыс. тонн.
  • Длина судна - 84 м.
  • Ширина - 20 м.
  • Высота борта 10 м.
  • Для ледокола характерна осадка 6,8 м.
  • Скорость хода - 11 узлов (экономная) и 15 узлов (полная).
  • «Илья Муромец» способен осуществлять беспрерывное движение при толщине льда не более одного метра.

Заключение

Отсутствие поставок вспомогательных судов для российского военного флота существенно ограничивало возможности его маневрирования в арктических водах. Ожидается, что введение в эксплуатацию ледокола «Илья Муромец» восполнит данный пробел. Как утверждают разработчики, в отличие от своего былинного тезки, ледокол не будет ждать «тридцать лет и три года», а встанет на защиту родины в самое ближайшее время. Ледокол спустят на воду в начале 2018-го.

Военный ледокол дизель-электроход «Илья Муромец» 2 января 2018 года официально вступил в состав сил Северного флота России.

Как сообщила пресс-служба Северного флота, 2 января 2018 года на Военно-морскую базу Северного флота России прибыл новейший дизель-электрический ледокол «Илья Муромец» проекта 21180, предназначенный для обеспечения базирования и развертывания сил флота в ледовых условиях. Экипаж судна совершил свой первый переход с Балтийского моря в морской порт Североморск на восточном берегу незамерзающего Кольского залива Баренцева моря.

В ближайшее время экипаж судна сдаст экзамены в соответствии с курсом подготовки и приступит к выполнению работ по своему прямому предназначению. Ранее дизель-электроход успешно прошел полный комплекс госиспытаний на Балтийском море.

Церемония спуска на воду дизель-электрического ледокола «Илья Муромец» >>

Судно такого класса впервые за 40 лет вошло в состав ВМФ РФ. Уникальной особенностью ледокола является применение принципиально новых двухвинтовых полноповоротных винто-рулевых колонок электрического типа , обеспечивающих продвижение судна не только вперед-назад, но и лагом (в боковом направлении).

Для простоты однопалубное многофункциональное судно проекта 21180 «Илья Муромец» именуют ледоколом. Действительно, способность преодолевать льды толщиной до 1 метра и проводить суда – главная задача судна, но далеко не единственная. На самом деле судно проекта 21180 – это и снабженец, способный заниматься обслуживанием Арктической группировки Военно-морского флота России, буксировкой других судов, перевозить контейнеры на открытой части верхней палубы; это и аварийно-спасательное судно, которое может проводить тушение пожаров, заниматься локализацией и сбором нефтепродуктов с поверхности моря.

Высокая маневренность ледокола обеспечивается движетельным комплексом, состоящим из 2-ух азимутальных винто-рулевых колонок с четырьмя гребными винтами приводимыми в движение электродвигателями мощностью по 3,5 МВт каждый и носовым подруливающим устройством, что повышает маневренные характеристики судна при работе в ледовых условиях. Он может двигаться непрерывным ходом со скоростью около 2 узлов в ровном сплошном однолетнем льду толщиной до 0,9 м. Возможно выполнение ледокольных операций набегами при толщине льда до 1,5 м. В итоге, у «Ильи Муромца» множество сильных сторон, как это и положено русскому богатырю . При этом хочется подчеркнуть, что экипаж военного ледокола всего 32 человека.

Система управления ледокола имеет высокую степень автоматизации и интеграции. Судно оснащено современным навигационным комплексом, с электронной картографической навигационно-информационной системой. Оно построено с соблюдением международных конвенций по обеспечению безопасности человеческой жизни на море (СОЛАС) и по незагрязнению окружающей среды (МАРПОЛ).

Напомним, что ключевым этапом заводских ходовых испытаний, проходивших в августе-сентябре 2017 года, стала проверка безвахтенного режима работы при управлении судна одним человеком. Военный ледокол дизель-электроход «Илья Муромец» построен на класс автоматизации Aut1, предполагающий возможность управления судном одним человеком – капитаном . В процессе испытания члены сдаточной команды, включая работников машинного отделения, были «изолированы» от работы в течение 24 часов, т.е. механизмы ледокола не обслуживались вахтами, а управление судном осуществлялось только с ходового мостика. «Богатырь» показал хорошие результаты управления в безвахтенном режиме, отклонений и поломок не зафиксировано.

В ходе испытаний также были проверены системы связи и радиолокации. Максимальная дальность осуществления связи между вертолетом и ледоколом зафиксирована на 150 км. Также проверен цвето-сигнальный комплекс «Тюльпан», включающий габаритные огни силуэта судна: вертолетная площадка, мачты, краны и т.д. Вертолеты корабельной авиации совершили 150 посадок и взлетов с палубы новейшего боевого ледокола. Главной конструктивной особенностью ледокола проекта 21180 является то, что вертолетная площадка у него расположена в носовой части судна. Это требует особых навыков от летного состава, в отличие от кораблей с традиционным расположением вертолетной площадки в кормовой части.

Для обеспечения высоких мореходных качеств ледокола были проведены модельные испытания на тихой воде и с имитацией волнения до 6 баллов в опытовом бассейне АО КБ «Вымпел», ледовые испытания проводились в ледовом бассейне ФГБУ «ААНИИ», г. Санкт-Петербург. Полученные в результате разработки проекта характеристики были успешно подтверждены во время проведения ходовых и государственных испытаний «Ильи Муромца».

Cо стапеля Балтийского завода сошел второй крупнейший в мире атомный ледокол >>

Кроме того, в рамках заводских ходовых испытаний были проведены замеры магнитного поля ледокола; проверка всего оборудования судна, в том числе палубного и швартовного; в штатном режиме испытано якорное устройство при максимальных порывах ветра 17 м/с; осуществлен запуск вертолета от электрической сети судна.

Арсенал дополнительного оборудования ледокола разнообразен. Помимо кранового устройства и арсенала техники для борьбы с пожарами на борту судна есть многофункциональный рабочий катер с надувным бортом БЛ-820, 400 метров боновых заграждений и катер-постановщик для них .

Для транспортировки грузов используется грузовой трюм объёмом 500 м³, а также палубу на юте площадью 380 м², на которой будут установлены специальные контейнеры-рефрижераторы. Грузоподъемность ледокола равна 500 тоннам. Погрузочно-разгрузочные операции проводятся с помощью 21-метрового крана грузоподъемностью 26 тонн.

Кроме того по проекту в случае проведения военной мобилизации вспомогательных судов, между вертолетной площадкой и надстройкой ледокола можно установить 76-миллиметровую автоматическую пушку АК-176МА .

Ранее сообщалось, что всего ВМФ России планирует построить четыре ледокола этого проекта. Однако весной 2017 года появились сведения о том, что МО РФ по финансовым соображениям приняло решение отказаться от продолжения строительства серии проекта 21180 и предполагает выдать АО «Судостроительная фирма «Алмаз» госконтракт на строительство мелкосидящего ледокола модифицированного проекта 21180М водоизмещением 4 000 тонн и стоимостью 6 млрд рублей, который должен стать уменьшенным и удешевленным вариантом вышеописанного ледокола.

Основные тактико-технические характеристики дизель-электрического ледокола «Илья Муромец» проекта 21180 (заводской номер 02470):

водоизмещение – 6 000 тонн; длина – 85 метров; ширина - 20 метров; высота борта – 9,2 метра; осадка – 6,6 метров; скорость хода полная- 15 узлов; скорость хода экономическая- 11 узлов; автономность плавания – 2 месяца; дальность плаванья – 9 000 миль; ледопроходимость на переднем ходу – 0,9 метра; ледопроходимость на заднем ходу – 0,7 метра; тип движителя – дизель-электроход с винто-рулевыми колонками мощностью 3,5 МВт каждая; экипаж – 32 человека; дополнительный экипаж – 50 человек.

Класс судна:

КМ (*) Icebreaker6 AUT1-ICS FF3WS EPP HELIDECK Special purpose ship Российского морского регистра судоходства

Технический проект судна разработан АО КБ «Вымпел», рабочая конструкторская, приемо-сдаточная и эксплуатационная документация разработаны совместно с АО «Адмиралтейские верфи» по Государственному контракту З/1/1/0123/ГК-14-ДГОЗ, заключенному с Министерством обороны России 21 марта 2014 года.

Практически 100 лет назад, 23 декабря 1914 года в Российской Империи была создана эскадра воздушных кораблей «Илья Муромец». Приказ об этом подписал император Николай II. Созданная эскадра стала первым в мире подразделением тяжелых четырехмоторных бомбардировщиков. Именно с этого дня берет свое начало история российской дальней авиации. За годы Первой мировой войны эскадра выполнила порядка 400 боевых вылетов, сбросив на головы противника 65 тонн бомб. При этом эскадра записала на свой счет 12 сбитых истребителей противника, а собственные потери от истребительной авиации составили лишь 1 самолет, еще 3 бомбардировщика были подбиты.

Илья Муромец (или С-22) – это общее название нескольких серий тяжелых четырехмоторных цельнодеревянных бипланов, производством которых занимался известный Русско-Балтийский вагонный завод. В свое время «Илья Муромец» смог установить ряд мировых рекордов, в том числе по количеству перевезенных пассажиров, грузоподъемности, максимальной высоте и времени полета. Всего с 1913 по 1918 годы было выпущено около 80 самолетов «Илья Муромец» различных модификаций. При этом первоначально самолет предполагалось использовать в гражданских целях.

Самолет «Илья Муромец» был создан авиационным отделом Русско-Балтийского завода в Петербурге, руководил проектом И. И. Сикорский, который в 1918 году эмигрировал в США и в будущем больше прославился, как американский конструктор вертолетов. Новый самолет стал дельнейшим развитием конструкции «Русского витязя», созданного в 1913 году. В ходе работ его конструкция была значительно переработана, без существенных изменений осталась лишь общая конструкция машины, коробка крыльев с установленными в ряд на нижнем крыле 4-мя двигателями. При этом фюзеляж самолета был совершенно новым. В результате переработки с теми же немецкими моторами «Аргус» мощностью в 100 л.с. самолет «Илья Муромец» обладал вдвое большей максимальной высотой полета и массой полезной нагрузки.


Самолет «Илья Муромец» стал первым в мире пассажирским самолетом. Впервые в истории авиации на данном самолете имелся отдельный от кабины пилотов салон, который оснащался помимо прочего наличием электрического освещения, отопления (выхлопными газами двигателей), спальными комнатами и даже ванной с туалетом. В то время летчики одномоторных самолетов избегали летать над городами, так как в случае отказа двигателя вынужденная посадка в городе могла закончиться катастрофой. В то же время на «Муромце» имелось 4 двигателя, поэтому его создатель Сикорский был уверен в безопасности машины.

Остановка одного или даже 2-х из 4-х моторов не означала того, что самолет потеряет устойчивость и должен будет приземляться. Помимо этого во время выполнения полета по крылу самолета могли ходить люди, что не нарушало равновесия машины. Во время полета на крыло выходил сам Сикорский, для того чтобы убедиться в том, что в случае возникновения необходимости кто-то из летчиков сможет заняться ремонтом двигателя прямо в полете. В то время это было совершенно ново и производило на людей очень большое впечатление.

Постройка прототипа самолета «Илья Муромец» на Русско-Балтийском вагонном заводе стартовала в августе 1913 года. Новый четырехмоторный тяжелый аэроплан был назван в честь известного русского былинного богатыря. Это имя стало общим для разнообразных модификаций новой машины. Прототип самолета был готов к декабрю 1913 года и 10 декабря выполнил свой первый полет. На прототипе между коробкой крыльев и оперением находилось также среднее крыло, а под фюзеляжем были установлены стойки дополнительного среднего шасси. Однако в ходе испытаний поняли, что среднее крыло себя не оправдывает, и оно было демонтировано. После ряда рекордов и первых успехов на машину обратили внимание военные. В итоге 12 мая 1914 года Главное Военно-Техническое Управление (ГВТУ) заключило с заводом контракт на постройку 10 аэропланов «Илья Муромец».

«Илья Муромец» пассажирский салон


Во многом этому способствовал тот факт, что в феврале 1914 года Сикорский поднял в воздух самолет с 16 пассажирами на борту. При этом во время совершения полета на борту самолета находился еще один пассажир – собака Шкалик, которая была любимцем всего аэродрома. Данный полет стал на тот момент небывалым достижением в области авиации. Полезная нагрузка во время полета над Петроградом составила практически 1 300 кг. В то время «Илья Муромец» достаточно часто пролетал над столицей империи, совершая полеты на высоте около 400 метров.

Во время выполнения данных полетов, пассажиры самолеты могли с высоты из удобной и закрытой кабины любоваться величественными бульварами и площадями города. При этом каждый полет четырехмоторного аэроплана приводил к остановке всего наземного транспорта столицы, так как на улицах собирались целые толпы горожан, для того чтобы взглянуть на огромный по тем временам самолет, издававший сильный шум 4-мя своими двигателями .
К весне 1914 года Сикорский завершил постройку второго самолета. Данная машина была оснащена еще более мощными двигателями «Аргус». Два внутренних имели мощность – 140 л.с., а два внешних – 125 л.с. Таким образом, общая мощность двигателей самолета второй модели достигла 530 л.с., что на 130 л.с. превышало мощность двигателей первого «Ильи Муромца». Увеличенная мощность силовой установки позволила увеличить скорость и грузоподъемность, была достигнута высота полета в 2 100 метров. В своем первом испытательном полете новый самолет поднял в воздух 6 пассажиров и 820 кг. топлива.

К началу Первой мировой войны (1 августа 1914 года) было изготовлено 4 «Ильи Муромца». К сентябрю этого же года все они были переданы в состав Императорского военно-воздушного флота. К тому моменту все аэропланы воюющих стран предназначались исключительно для нужд разведки, поэтому российский самолет следует считать первым в мире специализированным самолётом-бомбардировщиком.


2 октября 1914 года был подписан очередной контракт на строительство 32 самолетов «Илья Муромец», цена каждой машины составляла 150 000 рублей. Таким образом, общее число заказанных самолетов достигло 42 штук. Несмотря на это от пилотов, которые занимались испытанием самолета в боевых условиях, начали поступать отрицательные отзывы. Так штабс-капитан Руднев писал о том, что самолеты «Илья Муромец» обладают небольшой скоростью , плохо набирают высоту, не защищены, по этим причинам наблюдение за крепостью Перемышль можно осуществлять только на максимально возможной высоте и большом удалении. При этом ни о каких полетах в тыл и бомбардировках противника не сообщалось. Мнение о новом самолете в армии складывалось негативное и выдача заводу «Руссобалт» задатка в размере 3,6 млн. рублей на постройку самолетов заказанной партии была приостановлена.

Складывающуюся ситуацию спас Михаил Владимирович Шидловский, который руководил на «Русобалте» авиационным отделом. Шидловский признал, что новая машина имеет недостатки, но при этом указал на то, что экипажи самолетов не имеют достаточной подготовки. При этом он дал согласие на приостановку постройки партии из 32 самолетов, но настоял на том, чтобы первые 10 самолетов были построены, для того чтобы объединить их в эскадру по примеру морского флота и всестороннее испытать в боевой обстановке.

Николай II одобрил эту идею и уже 23 декабря 1914 появился приказ, согласно которому русская авиация делилась на легкую, входящую в войсковые соединения и подчиняющуюся Великому Князю Александру Михайловичу, а также на тяжелую, которая подчинялась Штабу Верховного Главнокомандования. Этим же приказом было объявлено о создании эскадры из 10 боевых и 2 учебных самолетов «Илья Муромец». Командиром созданной воздушной эскадры был назначен сам Шидловский, которого призвали на военную службу. Одновременно с этим ему присвоили звание генерал-майора. Так Михаил Шидловский стал первым в России авиационным генералом. К сожалению, в августе 1918 года он был расстрелян большевиками вместе со своим сыном при попытке выехать на территорию Финляндии.


Со временем тяжелые самолеты начали использовать в качестве бомбардировщиков, на них появилось оборонительное вооружение, некоторые модели несли до 7-8 пулеметов. Свой первый боевой полет в составе эскадры был произведен 21 февраля 1915 года. Однако он закончился ничем, летчики заблудились и, не обнаружив цель (Пилленберг), вернулись обратно. Второй полет произошел на следующий день и стал успешным. Бомбардировке подверглась железнодорожная станция, на которую сбросили серию из 5 бомб. Бомбы разорвались посреди подвижного состава, а результаты бомбардировки были засняты на фотоаппарат.

18 марта с помощью «Ильи Муромца» была осуществлена фоторазведка по маршруту Яблонна – Вилленберг – Найденбург – Зольдну – Лаутенбург – Страссбург – Тори – Плоцк – Млава – Яблонна. В результате данного полета удалось установить, что концентрация неприятельских войск на данном участке отсутствует. За выполнение данного разведывательного полета экипаж самолета был представлен к наградам, а капитан Горшков произведен в подполковники.

Благодаря успехам, которых смогла добиться эскадра, в апреле 1915 года заказ на строительство 32 бомбардировщиков «Илья Муромец» вновь был активирован. Самолеты планировалось построить до 1 мая 1916 года. В 1915 году началось производство самолетов Г серии, их экипаж составлял до 7 челове, некоторые из них оснащались специальной стрелковой кабиной. Также в 1915-1916 годах выпустили 3машины Д (ДИМ) серии. Осенью 1915 года один из этих бомбардировщиков впервые поднял в небо бомбу громадной по тем временам массы – 400 кг (25 пудов).


Во время войны в период с 30 октября 1914 года по 23 мая 1918 года было потеряно и списано из армии 26 самолетов данного типа. При этом в ходе боев было потеряно только 4 машины (1 сбита истребителями, 3 зенитным огнем), остальные самолеты были потеряны в ходе ошибок пилотирования, стихийных бедствий (ураганы, буря), технических неисправностей.

После 1918 года самолеты «Илья Муромец» уже не выпускались, но сохранившийся после Первой мировой и Гражданской войн парк некоторое время еще эксплуатировался. К примеру, первая советская регулярная почтово-пассажирская авиалиния по маршруту Москва – Орёл – Харьков была открыта 1 мая 1921 года и проработала до 10 октября 1921 года, за это время было выполнено 43 рейса, перевезено более 2-х тонн грузов и 60 пассажиров. Однако из-за сильной изношенности самолетного парка трасса была ликвидирована. Один из оставшихся самолетов был передан школе Воздушной Стрельбы и Бомбометания, расположенной в Серпухове. Он использовался для подготовки пилотов в 1922-1923 году, за это время машина совершила порядка 80 учебных полетов, однако после этой даты самолеты в небо не поднимались.

пресс-служба Северного флота, 2 января 2018 года на Северный флот прибыл новейший дизель-электрический ледокол «Илья Муромец» проекта 21180. Экипаж судна совершил свой первый переход с Балтийского моря в Кольский залив.

Под руководством командующего Северным флотом адмирала Николая Евменова на причале в Североморске прошла торжественная встреча ледокола «Илья Муромец».

Прибытие дизель-электрического ледокола «Илья Муромец» проекта 21180 ВМФ России к месту базирования на Северный флот. Североморск, 02.01.2018 (с) Министерство обороны России

Адмирал Николай Евменов поздравил моряков с успешным завершением перехода на Северный флот и прибытием к постоянному месту базирования.

В ближайшее время экипаж судна сдаст задачи в соответствии с курсом подготовки и приступит к выполнению работ по своему прямому предназначению. Ранее ледокол успешно прошел полный комплекс государственных испытаний на Балтике.

Комментарий bmpd. Строительство ледокола проекта 21180 «Илья Муромец» (заводской номер 02470) было осуществлено АО «Адмиралтейские верфи» в Санкт-Петербурге для ВМФ России по Государственному контракту З/1/1/0123/ГК-14-ДГОЗ, заключенному с Министерством обороны Российской Федерации 21 марта 2014 года. Проект 21180 (главный конструктор - Бахров М.В.) разработан АО «КБ «Вымпел» совместно с АО «Адмиралтейские верфи», техническое и рабочее проектирование выполнялось силами инженерного центра «Адмиралтейских верфей». Фактическая постройка ледокола была начата на "Адмиралтейских верфях" в октябре 2014 года, церемония закладки 23 апреля 2015 года.

Спуск на воду ледокола «Илья Муромец» был 10 июня 2016 года, заводские ходовые испытания были 22 июля 2017 года. Приемный акт был подписан 27 ноября 2017 года. Церемония подъема флага на ледоколе в Санкт-Петербурге 30 ноября 2017 года. 19 декабря судно вышло из Кронштадта в переход на Северный флот.

Ледокол "Илья Муромец" стал первым за несколько десятилетий судном подобного класса, построенным для Военно-морского флота России, и строился в соответствии с Правилами Российского морского регистра судоходства 2014 года на класс KM Icebreaker 6 AUTI ICSFF3WS EPP HELIDEC Speciale purpose ship.

Ранее сообщалось, что всего ВМФ России планирует построить четыре ледокола этого проекта. Однако в апреле 2017 года появились о том, что Министерство обороны России по финансовым соображениям приняло решение отказаться от продолжения строительства серии проекта 21180 и намеревается выдать АО "Судостроительная фирма "Алмаз" госконтракт на строительство мелкосидящего ледокола модифицированного проекта 21180М водоизмещением 4 тыс. тонн и стоимостью около 6 млрд рублей, который должен стать уменьшенным и удешевленным вариантом ледокола "Илья Муромец".