Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Кто такой саид бурятский. Чеченский полевой командир Саид Бурятский (Александр Тихомиров)

Саид абу Саад аль-Буряти (известен как Саид Бурятский; имя при рождении Александр Александрович Тихомиров; 1982, Улан-Удэ, Бурятия - 2 марта 2010, Экажево, Ингушетия, Россия) - террорист, исламский проповедник и один из идеологов северокавказского вооружённого подполья.

4 марта 2010 года источники в российских силовых структурах распространили сведения, что Саид Бурятский убит в Ингушетии. Личность убитого подтверждена результатами судмедэкспертизы, проведенной в Ростове-на-Дону.

6 марта 2010 года Президент Ингушетии Юнус-бек Евкуров подтвердил факт гибели Саида Бурятского.

Биография Саида Бурятского

Родился в городе Улан-Удэ (Бурятия). По отцу бурят, по матери русский. Отец умер, когда Саиду не было и года. Вырастила мать. Отчим - чеченец. В подростковом возрасте учился в буддийском дацане, затем в 15 лет принял ислам.

Самостоятельно (по другим данным, под влиянием друзей-ингушей) изучал исламскую литературу. Взял себе исламское имя Саид. Позже переехал в Москву, учился в медресе «Расуль Акраме», который, по его собственным словам, бросил из-за его прошиитской направленности, а затем учился в суннитском медресе в Оренбургской области.

В 2002 году, в составе группы студентов медресе Бугуруслана, отправился на учёбу в Египет. Последующие три года обучался в центре изучения арабского языка «Фаджр», изучал теологию в исламском университете «Аль-Азхар» в Египте, который считается лучшим среди университетов суннитского толка.

По данным сайта «Гураба», «среди студентов того времени известен своей искренностью к религии и постоянным чтением исламских книг. Знал наизусть 40 хадисов Навави с шархом, Акида Тахави, Умдатуль Ахкам».

В 2005 году вернулся из Кувейта и занялся самообразованием, служил при Московской соборной мечети. Работал в организации «Дар уль-Акрам» и сотрудничал с религиозным издательством «Умма».

С 2002 года стал записывать лекции на религиозные темы, которые быстро распространялись в среде исламской молодежи. Среди наиболее известных его лекций - циклы «Праведные предшественники», «Путешествие в вечную жизнь», «Талбис Иблис» (с арабск. «Покрывало сатаны»), «100 историй гибели несправедливых» и другие.

Также занимался переводом с арабского на русский язык религиозных документальных фильмов («Преступления шиитов на протяжении веков», «Описание молитвы Пророка»). Ездил с проповедями по регионам России и странам СНГ. Женившись, вернулся в Улан-Удэ, где проживали его сестра и мать. Часто давал уроки в режиме онлайн через систему PalTalk.

По причине активной просветительской деятельности и салафитской позиции пользовался большим авторитетом в среде исламской молодежи России и стран СНГ.

В 2007 году совершил паломничество (хадж) в Мекку и Медину, где записал цикл лекций «Священная Мекка».

«Кавказский эмират»

В начале 2008 года Саид Бурятский получил видеописьмо от известного арабского полевого командира Муханнада и решил присоединиться к северокавказскому вооружённому подполью. Через несколько месяцев он тайно прибыл в Чечню, где встретился с лидером подполья, т. н. «амиром» террористической организации «Кавказский эмират» (Имарат Кавказ) и сделал ему исламскую присягу (байат).

«После провозглашения Имарата Кавказ отпали все сомнения. У нас один амир и одно государство. И прямая обязанность каждого мусульманина сегодня выйти на Джихад и помогать Джихаду словом и имуществом».

Присоединение Тихомирова к вооружённому подполью вызвало неоднозначную реакцию в среде русскоязычных мусульман. Публицист Гейдар Джемаль, неоднократно выражавший симпатии террористам, назвал Тихомирова «символом нового поколения в эпопее кавказской борьбы», подчеркнув, что «мы и раньше видели проповедников (носителей да’вата), принадлежащих к различным этническим группам. Видели аварцев, лакцев, карачаевцев, черкесов, арабов…

Но все эти достойные люди были либо представителями кавказского ареала, либо, по крайней мере, принадлежали к тому или иному традиционно мусульманскому народу. В данном случае впервые от имени Имарата Кавказ выступает как идеолог, как авторитетный представитель человек евразийского происхождения, в жилах которого течет русская и бурятская кровь». Журналистка «Эха Москвы», Юлия Латынина назвала Саида Бурятского «исламским Че Геварой бурятского разлива».

В последующие месяцы Саид Бурятский принимал участие в диверсионных операциях и вылазках бандгрупп. Находясь в лесу он записал несколько видообращений, аудио лекций и статей о джихаде и ситуации на Северном Кавказе, которые были опубликованы на «Кавказ-Центре» и других экстремистских сайтах.

Террористическая деятельность Саида Бурятского

По данным российских правоохранительных органов, Саид Бурятский причастен к покушению на президента Ингушетии Юнус-бека Евкурова, организации террористического акта в Назрани. Также Саид Бурятский взял на себя ответственность за подрыв поезда «Невский экспресс».

По утверждению президента Чеченской республики , Александр Тихомиров «главный идеолог бандподполья» и именно он готовил террориста-смертника Рустама Мухадиева, который подорвал бомбу на Театральной площади в Грозном 26 июля 2009 года.

Саид Бурятский не отрицал свои причастность к таким атакам, но, по его словам, его помощь заключалась в приготовлении «поясов смертника», нарезке арматуры для создания осколочного поражения и т. п. Негативно оценивало Тихомирова информационное агентство «Чечня сегодня», характеризуя его как «невежду, нахватавшегося верхушек от религии», «оборотня в чалме», которому «нужна кровь чеченского народа».

Следственным управлением при МВД по Чеченской Республике 30 июля 2009 года в отношении Александра Тихомирова было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 2 статьи 208 Уголовного кодекса России: «участие в вооруженном формировании, не предусмотренном федеральным законом».

Основанием для начала проверки перед возбуждением дела стали видеозаписи и фотографии, на которых Тихомиров появлялся с боевиками и которые были размещены в Интернете.

Рамзан Кадыров, оценивая призывы Тихомирова, сказал: «Это говорит человек, который не имеет понятия об исламе. Его слушают Докку Умаров и ему подобные бандиты. Эти люди призывают чеченцев ненавидеть свою историю, традиции, культуру».
Сообщения о гибели

В конце августа 2009 года на сайте «Хунафа» (информационном ресурсе ингушского бандподполья) появилось сообщение, что за рулем заминированного автомобиля «ГАЗель», который утром 17 августа 2009 года протаранил ворота ГОВД города Назрань и осуществил подрыв здания, находился лично Саид Бурятский.

Мощность взрыва, в результате которого по официальным данным погибло 25 сотрудников милиции и было ранено 260 человек, составила по разным оценкам от 400 до 1000 кг в тротиловом эквиваленте. Здание Назрановского ГОВД было полностью разрушено.

Через два дня эта информация была опровергнута командованием ингушского подполья, а через некоторое время на сайте «Хунафа» появилось видео, в котором Саид Бурятский лично опроверг свою гибель и сообщил, что за рулем автомобиля находился другой боевик.

4 марта 2010 года появились сообщения российских силовых структур, что в ходе контртеррористической операции в Назрановском районе Ингушетии близ села Экажево был убит Саид Бурятский.

По данным ФСБ, утром 2 марта подразделения спецназа обнаружили и блокировали бандгруппу на окраине села. Боевики рассредоточились по нескольким домам и на территории заброшенной фермы.

В ходе перестрелки, длившейся несколько часов, было убито несколько боевиков, оставшиеся в живых сдались в плен. После спецоперации в Экажево сотрудники правоохранительных органов обнаружили большое количество оружия и взрывчатки (несколько гранатомётов, пулемёт, автоматы и пистолеты, более трёх тысяч патронов, девять 50-литровых бочек с натриевой селитрой, три мощных самодельных взрывных устройства).

На месте столкновения был обнаружен сильно обгоревший труп, у которого почти отсутствовала голова и при котором был найден паспорт на имя Александра Тихомирова (настоящее имя Саида Бурятского). Судебная экспертиза в Ростове-на-Дону также подтвердила эти сведения.

РИА «Новости» со ссылкой на высокопоставленный источник в Северо-Кавказском федеральном округе сообщило, что труп Тихомирова будет закопан в безымянной могиле, что связано с практикой не выдавать тела террористов родственникам.

Рамзан Кадыров выразил удовлетворение ликвидацией Тихомирова, отметив, что эта же участь ждёт Докку Умарова. Кадыров также назвал Тихомирова бандитом, работавшим на западные спецслужбы.

Религиозно-идеологическая позиция

Значительную часть деятельности Саида Бурятского до его ухода в подполье составляла критика различных исламских течений - шиитов, суфиев, и прочих. В обобщённой форме сведения о существующих 73-х течениях в исламе, Саид Бурятский изложил в своих лекциях по книге Абуль Фараджа аль-Джаузи «Талбис Иблис».

Критика шиизма

Ещё с самого начала своего обучения исламским наукам (фикху и акиде) Саид Бурятский стал и оставался, по словам лидера движения НОРМ Харуна ар-Руси, «непримиримым противником шиизма». Обучение в медресе «Расуль Аркам» Бурятский, по его же словам, бросил из-за шиитской направленности этого учебного заведения.

Позднее Саид Бурятский записал лекции о Хусейне ибн Абу Талибе, Усмане ибн Аффане, противостоянии Али и Муавии, в которых изложил салафитскую версию истории первой смуты (фитны) среди мусульман, сделав тем самым опровержение шиитской версии историй эпохи праведных халифов. Также Саид Бурятский перевёл на русский язык арабский документальный фильм «Преступления шиитов на протяжении веков».

Критика суфизма

Несмотря на то, что у Саида Бурятского нет отдельных лекций, посвященных критике суфизма, в целом за ним закрепилась слава противника суфизма из-за его жесткой салафитской позиции по отношению к исламским течениям в целом, а также критики суфистского зикра, суфисткого метода тассаввуфа (посредничество) и ряда других положений суфизма. Из лекций Бурятского и его ответов на вопросы читателей сайта «Хунафа» следует, что он считает популярность суфизма следствием невежества мусульман.

Критика такфиристов

«Джамаат Такфир валь-Хиджра» и его российское отвлетвление, лидером которого считается проповедник Аюб Астраханский, проповедуют идеи о всеобщем вероотступлении мусульман; по их мнению в современном мире мусульман фактически не осталось. Из-за сильно пошатнувшего авторитета ДУМ РФ (то есть официального духовества), в начале 2000-х идеи такфиристов быстро распространялись среди российских мусульман.

Одно из наиболее сильных опровержений идей Аюба Астраханского сделал Саид Бурятский в своих лекциях «Такфир и хаваридж», «Иман и куфр», «Аль-Валя валь-бара», в которых он предостерег мусульман от взаимного обвинения в куфре, безосновательного вынесения такфира и призывал к взаимному братству и согласию.

Примечательно, что сам Саид Бурятский считал хариджитом Усаму бен Ладена, однако позже он заявил, что поменял своё мнение о Бен Ладене.

Критика мадхалитов

Наиболее яростными критиками Саида Бурятского были и продолжают оставаться мадхалиты. Течение мадхалитов, самым видным деятелем которого считается саудовский богослов Раби ибн Хади аль-Мадхали, распространилось сравнительно недавно, после войны в Персидском заливе в 1991 году.

Позиционируя себя как салафиты, мадхалиты отличаются от последних почти полным отрицанием джихада в современном мире и проповедью идей безукоснительного подчинения правителям, даже если те нарушают или отрицают предписания ислама. Главным проводником идей Раби аль-Мадхали в СНГ выступает проповедник Ринат Абу Мухаммад.

Первая полемика между Саидом Бурятским и сторонниками Рината Абу Мухаммада возникла ещё до отъезда первого на Северный Кавказ. Противостояние началось после публикации в интернете брошюры Рината Абу Мухаммада «Отведение сомнений в вопросах джихада и такфира» и ряда заявлений Рината о неправомерности джихада на Кавказе.

2 марта в ходе спецоперации в Ингушетии был убит главный идеолог северокавказских боевиков Александр Тихомиров, более известный под именем Саид Бурятский. Корреспондент «Власти» Сергей Дюпин считает, что его гибель может вызвать неожиданный эффект.

Масштабная операция ФСБ в ингушском селе Экажево готовилась и проводилась в обстановке полной секретности — даже от местных силовиков. "Когда я приехал на место происшествия, стоявший в оцеплении офицер ФСБ поблагодарил меня за помощь, вежливо сообщив при этом, что они в ней не нуждаются" — так прокомментировал события один из руководителей ингушского МВД.

Неофициальные источники, знакомые с деталями операции, утверждают, что ее целью не был какой-то конкретный человек или банда: просто спецслужбы, получая и сопоставляя донесения своих агентов, пришли к выводу о том, что некоторые дома в Экажево могут использоваться террористами в качестве перевалочных баз, и решили зачистить подозрительные объекты в профилактических целях. Профилактика была на редкость удачной: одним из убитых оказался 28-летний боевик из Бурятии Александр Тихомиров, более известный в рядах северокавказского сопротивления как шейх Саид Бурятский. Как признают участники спецоперации, в окруженном доме он оказался случайно — накануне поздно вечером пришел к знакомым в Экажево переночевать, а утром попал вместе с ними под зачистку. Смерть бурятский боевик, опять же по данным силовиков, принял спокойно: за несколько минут до гибели он прочитал соратникам последнюю проповедь, записав ее на видеокамеру мобильного телефона, и попрощался с ними. Сам видеосюжет ФСБ не обнародовала.

Федеральная власть придала смерти Бурятского огромное значение: 6 марта глава ФСБ Александр Бортников лично перед телекамерой доложил президенту Дмитрию Медведеву о ликвидации боевика. Точно так же 10 июля 2006 года тогдашний глава ФСБ Николай Патрушев докладывал президенту Владимиру Путину об уничтожении Шамиля Басаева.

Феномен Саида Бурятского состоит в том, что он, не принадлежа по крови к кавказским или арабским народам, смог стать чуть ли не главным идеологом террористического подполья и пользовался огромным уважением боевиков. Это тем более удивительно, что Александр Тихомиров родился и жил в Улан-Удэ, большинство жителей которого узнают о событиях, происходящих на Северном Кавказе и в Москве, только из выпусков теленовостей. Оба эти региона называются в Бурятии одним словом — Россия.

Сын русской и бурята, Тихомиров рос без отца. С детских лет он заинтересовался религией — сначала традиционным для Бурятии буддизмом, от которого в 15 лет отказался, приняв ислам. По некоторым данным, это было связано с появлением у 15-летнего Тихомирова отчима-кавказца, исповедовавшего ислам.

Большую часть своей сознательной жизни Тихомиров изучал ислам: сначала в двух российских медресе (в Москве и в Оренбургской области), затем в мусульманском университете "Аль-Азхар" в Каире и наконец — на частных уроках, полученных у знатоков ислама в Египте и Кувейте.

Вернувшись в 2005 году Москву уже под мусульманским именем Саид Абу Саад аль-Бурьяти, он стал работать в Московской соборной мечети, но через некоторое время уволился из-за разногласий с руководством. Дело в том, что Тихомиров за время проживания за границей стал приверженцем одной из наиболее радикальных форм ислама — салафии, или ваххабизма, призывающей вернуться к истокам религии, устранить любого рода посредничество между человеком и богом и вести вооруженную борьбу за распространение ислама во всем мире. В качестве проповедника салафитского толка Саид Бурятский получил международную известность. Молодой ученый аргументированно критиковал другие течения в исламе, вступая в дискуссии с религиозными авторитетами мирового уровня, а его лекции, написанные простым и доступным языком, пользовались большой популярностью мусульманской молодежи России и стран СНГ. К 26 годам Саид Бурятский уже считался в салафитской среде шейхом — старейшиной и знатоком религии. Главной темой его проповедей было теоретическое обоснование необходимости джихада — вооруженной борьбы за права мусульман и самопожертвования в этой борьбе.

Популярность молодого ученого в мусульманской среде росла, однако, как признавался сам Саид Бурятский, сторонники все чаще стали упрекать его в неискренности, давая понять, что красивые слова "кабинетного" джихадиста сильно расходятся с его собственным образом жизни. Проповедник, что называется, принял вызов: в мае 2008 года он приехал на Северный Кавказ, тайно связался с местным бандподпольем, присягнул на верность его лидеру Доку Умарову, провозгласившему себя военным эмиром "Имарата Кавказ", и вступил в его отряд.

"Только здесь я понял сущность всех наших кухонных джамаатов (мусульманская община.— "Власть" ) и интернет-муджахидов (борцы за веру.— "Власть") , которые сюда не стремятся приехать,— писал своей жене Саид Бурятский.— Настоящий джамаат лишь там, где вы вместе прошли через трудности".

Эти письма уже после гибели Бурятского были вывешены на одном из сайтов кавказских экстремистов. По ним можно восстановить образ проповедника-террориста, не лишенного сентиментальности.

Постоянная работа с будущими «живыми бомбами» не прошла бесследно и для самого ваххабитского идеолога. В какой-то момент психика пропагандиста дала сбой

Боевик из не отличавшегося богатырским телосложением и здоровьем Тихомирова, по его собственному признанию, не получился. Он сообщал супруге, что постепенно привык к жизни в подполье и даже полюбил "эти горы и этот лес"; свыкся с холодом и сыростью ("ты не поверишь, дожди иногда идут по четыре дня без остановки"), длинными пешими переходами и даже грохотом снарядов, под который приходится спать ("когда перестают стрелять, заснуть уже не можешь"). Тут же вышедший на джихад ученый жалуется на боли в спине, появившиеся то ли от сквозняков, то ли от того, что он "надорвался на грузе". По словам Саида Бурятского, соратники, щадя его во время пеших переходов, чуть ли не силой отбирали у него тяжелую поклажу, но спина все равно болела, поэтому почти всю зиму ему пришлось провести в блиндаже.

Главная база эмира Доку Умарова, по словам Саида Бурятского, находилась примерно в часе ходьбы от маленького села Даттых, расположенного на границе Чечни и Ингушетии, в лощине между сопок. Воспользовавшись естественным укрытием, боевики, как пишет он, капитально обосновались в этом месте: поставили палатки, соорудили блиндажи, в одном из которых располагалась столовая, и даже построили "мечеть человек на 20-25 из клеенки и каркаса" (по данным ФСБ, численность отряда составляла около 60 человек).

Пристанище назвали Нью-Даттых, а проход между блиндажами — проспектом Умарова. Однако в мае прошлого года базу рассекретил кто-то из жителей настоящего Даттыха. Федеральное командование посчитало, что штурмовать умаровский укрепрайон силами спецназа слишком рискованно, и его просто сровняли с землей ракетными ударами с воздуха. Обследуя трупы после авианалета, эксперты рассчитывали найти среди них и тело Доку Умарова, однако лидеру экстремистов удалось уйти из-под удара и вывести примерно половину своего отряда. Среди выживших остался и Саид Бурятский.

Примерно в это время эмир Умаров, видимо, и поручил несостоявшемуся боевику идеологическую подготовку членов своего отряда, и именно в этом качестве Саид Бурятский в полной мере использовал свои фундаментальные знания и организаторский талант.

22 июня прошлого года в микрорайоне "Центр-Камаз" Назрани неизвестный террорист на начиненной взрывчаткой Toyota Camry протаранил кортеж президента Ингушетии Юнус-Бека Евкурова. В результате покушения погиб один из охранников главы республики, а сам Евкуров получил тяжелейшие ранения. Его жизнь буквально чудом спасли московские врачи.

"Того брата, который ушел на Евкурова, тоже я готовил",— писал жене Саид Бурятский, давая понять, что 22 июня подорвался уже не первый его ученик. По словам идеолога, боевик отправился на смерть, "нисколько не волнуясь, как будто бы пошел выпить чаю".

Примерно через месяц, 26 июля, уже смертник-пешеход подорвал себя перед театральным центром на Театральной площади в Грозном, убив при этом четверых остановивших его перед входом в зал офицеров милиции и двух случайных прохожих. Теракт, видимо, готовился для президента Чечни Рамзана Кадырова, который собирался в этот день посетить театр, но опоздал на спектакль и не пострадал. Этого террориста Саиду Бурятскому даже не пришлось готовить. Во всяком случае, жене он сообщил, что "Харун, который взорвался в Грозном", совершил самоподрыв без всякой предварительной идеологической обработки. "Я видел в нем желание умереть, которое напоминало дикий голод",— писал Бурятский.

Тремя днями позже останки шахида Харуна опознали. Тогда же президент Чечни Рамзан Кадыров впервые назвал Тихомирова главным идеологом бандподполья и своим личным врагом. "Бурятский и ему подобные террористы из нормального человека, молодого спортсмена Рустама Мухадиева сделали террориста-смертника, накачав его разными дурманящими препаратами и подвергая психологической обработке,— заявил Кадыров.— Дни террористов сочтены. Сотрудники милиции и других ведомств идут по их следу". Поймать организаторов теракта в Грозном быстро не удалось, зато милиция в Чечне в тот же день, когда были сделаны громкие заявления, понесла новые потери. 30 июля в селе Валерик Ачхой-Мартановского района правоохранители случайно застрелили командированных в Чечню милиционера-водителя из Якутска Аркадия Саввинова и его напарника, ошибочно приняв якута за разыскиваемого бурята. Против применивших оружие было возбуждено уголовное дело, ЧП получило громкий резонанс в милицейских кругах. В отряде ОМОН при МВД Бурятии даже ставился вопрос об отказе от служебных командировок на Северный Кавказ.

Еще одно тяжкое преступление, в организации которого следствие подозревает Саида Бурятского,— теракт в Назрани, совершенный утром 17 августа прошлого года. Тогда смертник за рулем заминированной "Газели", протаранив ворота, въехал во двор городского ОВД, где милиционеры построились на утренний развод. В результате взрыва погибли 25 человек, более сотни были ранены, а глава МВД Ингушетии Руслан Мейриев лишился своего поста. Вскоре после взрыва в интернете появилась видеозапись с участием Саида Бурятского, на которой он объясняет необходимость самопожертвования в джихаде, сидя в кузове "Газели" рядом с двухсотлитровой металлической бочкой, начиненной, по его словам, взрывчаткой. Этот ролик дал основания полагать, что сам Бурятский и был за рулем взорвавшейся машины. Однако спустя два дня после теракта сайты боевиков это опровергли, а сам несостоявшийся смертник вскоре публично объяснил, что лишь собирался совершить эту акцию, но командование в последний момент поручило ее другому исполнителю.

По данным ингушских оперативников, возглавив идеологическую службу "Имарата", Саид Бурятский сформировал интернациональную бригаду из 30 наиболее близких своих сторонников, которых, воспользовавшись связями в исламском мире, отправил на подготовку в медресе экстремистской направленности, расположенное в одной из стран ближнего зарубежья. Вернулись боевики оттуда якобы убежденными сторонниками истишхада (фанатичная готовность к самопожертвованию). По данным милиционеров, отслеживающих все совершенные на Северном Кавказе теракты с самоподрывом, пока самоликвидировались лишь девять учеников Саида Бурятского. Остальные 21 ждут команды и указания цели от своего военного эмира Доку Умарова.

Постоянная работа с будущими "живыми бомбами" не прошла бесследно и для самого ваххабитского идеолога. В какой-то момент психика пропагандиста дала сбой. "Я так устал от этой дунья (земной жизни.— "Власть" ), как будто прожил уже века,— писал жене Саид Бурятский.— Знаешь, мне стали сниться братья, ушедшие на операции по истишхаду. Уже нет Абу Дуджаны, Адама, Биляля, Харуна, Абу Муслима и еще многих братьев. А я все еще жив... Знаешь, каждый раз, когда они уходят, на меня наваливается страшная усталость... Я никогда не забуду тех, кто помогал мне носить вещи, с кем мы были в холоде и ночевали в палатке под слоем снега, с кем сидели в дождь под клеенкой в лесу, с кем делили последнюю конфету. Я давно прошу Докку, чтобы он разрешил мне пойти на истишхад, но каждый раз мне в этом отказывают — ты, мол, еще нужен здесь. Сам я так не считаю и завидую тем, кто ушел по этому пути..."

2 марта в Экажево идеологическая "машина смерти" была наконец остановлена окончательно, и это можно считать безусловным успехом российских спецслужб. Однако если посмотреть на проблему в долгосрочной перспективе, можно предположить, что смерть Саида Бурятского таит в себе едва ли не большую опасность, чем все "живые бомбы", подготовленные им при жизни. Молодой человек немусульманского происхождения, принявший ислам, в совершенстве изучивший его и рассказавший о нем другим, стал уважаемым религиозным деятелем, даже оставаясь в статусе "кухонного" моджахеда. После отказа Саида Бурятского от мирских ценностей в пользу вооруженной борьбы его рейтинг и вовсе взлетел до запредельных высот. Мученическая же, с точки зрения его соратников, гибель ученого вполне может превратить его в символ вооруженной борьбы с неверными. В этом случае экстремистам не нужно будет даже тратить силы на пропаганду своих взглядов — сам пример молодого мусульманина, сказавшего слово и подтвердившего его делом, может привлечь на сторону вооруженного подполья новых сторонников. Причем в их числе, благодаря интернациональному образу Саида Бурятского, вполне могут оказаться не только уроженцы северокавказских республик, но и вообще далекие от проблем этого региона люди.

"Своей жизнью и своей смертью Саид Бурятский внес огромный вклад в укрепление рядов вооруженной оппозиции на Северном Кавказе,— убежден глава Исламского комитета России Гейдар Джемаль.— Идеи, которые он пропагандировал, теперь приобретут характер абсолютной истины для его последователей, поскольку этот человек заплатил за свои убеждения собственной жизнью".

На вопрос о том, возможен ли был какой-либо другой вариант развития событий, кроме физического устранения Саида Бурятского, Гейдар Джемаль, подумав, ответа не нашел. "Его конечной целью, как я думаю, было переформатирование российского и мирового пространства, а любые переговоры с властями на эту тему обязательно зашли бы в тупик".

Про Саида Бурятского вот уже пять дней говорят все - от дикторов в телевизоре до дворников. Убитый во время спецоперации на Северном Кавказе ваххабит приложил руку ко многим громким терактам.

И все задаются вопросом: откуда у террориста столько злобы и ненависти к русским? Ведь он от рождения - простой сибирский парень. Мама - русская, папа - бурят. Чего же его \"переклинило\"?

Корреспонденты \"КП\" побывали на родине террориста

Да, он попал в лицей, где под видом изучения турецкого и арабского языков в пацанов вбивали идеологию исламских фундаменталистов (читайте: Жизнь одного из главных идеологов ваххабитов делится на две примерно равные части). Но почему так быстро перешел на сторону фанатиков?

Корреспонденты \"КП\" разыскали в Улан-Удэ людей, которые знали Саида Бурятского, когда тот еще был школьником Сашей Тихомировым.

Друзей у Сашки не было

Только не называйте его бурятом! Он весь наш народ опозорил! - возмущаются учителя школы, где учился Тихомиров. - Во всем виновата его мать - она за сыном не следила. А потом еще и к исламистам этим парня подтолкнула...

Так-так, интересно. Буквально накануне нам рассказывали совсем другую историю. Мол, мать мальчика Галина Тихомирова переживала, что сын с головой ушел в ислам. Все сетовала: отец умер, когда мальчишке и года не было, а то бы ремнем наставил на путь истинный.

Теперь, выходит, сама и подтолкнула?

На самом деле мать Сашкой особо не занималась. Он жил у бабушки с дедушкой. Те его воспитывали как могли - кормили, одевали. Они же ходили на родительские собрания. А мать мы в школе и не видели, - качают в унисон головами педагоги.

Мать вызывали в школу не потому, что мальчик хулиганил. Наоборот, Саша был чересчур застенчив. Учителя упомянули слово \"забитый\", хотя тут же поправились: \"Вы не подумайте, ни в классе, ни в семье его вроде бы не били\". Но дразнили часто. Сашку одноклассники презирали. На физкультуру он не ходил, принес справку, что у него опухоль головного мозга. То ли вправду было такое, то ли липовая справка - никто не проверял. Друзей у Саши не было, сидел один как сыч на последней парте. Вот и приклеился к Тихомирову ярлык рохли.

До 13 лет Саша у мамы все больше гостил. Потом дедушка и бабушка умерли - перебрался в отчий дом. А там...

\"Его мать устроила притон!\"

Обычная \"хрущевка\". Облезлая стена с табличкой \"Хахалова, 8\". Тихий двор. Соседи дружелюбно открывают двери, но слышат фамилию Тихомировых и сразу как-то мрачнеют. Скупо цедят: \"Не помню таких\".

Дядька в майке выходит на площадку покурить. Тоже поначалу отнекивался, но потом разговорился.

Да все тут помнят Галину Тихомирову. Красивая была женщина. Сначала работала слесарем в \"Бурятэнерго\", потом занялась бизнесом - возила шмотки из Москвы. Вот только вела себя не очень хорошо. Я, конечно, не осуждаю - она рано осталась без мужа. Замуж потом так и не вышла. Свободно жила - сын у бабки с дедом, а у нее постоянно менялись кавалеры. Но потом стали к ней ходить сплошь кавказцы. Песни громкие крутили, спать мешали. Пили много. Она тут практически притон устроила...

В этот-то \"притон\" и переехал жить Саша. Причем, как говорят, именно новые друзья мамы и посоветовали ему идти в лицей учиться языкам. Мол, у нас там друзья, поможем поступить - и взяток никаких не надо.

Понимаете, Саша мать очень любил, уважал ее, - говорит классный руководитель Зоя Тулугоева. - Поэтому и гости матери для него были авторитетом. По понятиям парня, не могла мать общаться с плохими людьми.

\"Бей русских, бей бурятов\"

Один из чеченских \"педагогов\" - Исмаил М. - стал жить с Галиной Тихомировой как гражданский муж. С юным Сашкой он был удивительно добр. Деньги давал на карманные расходы, чего раньше мальчик никогда не получал. Мама и бабушка особо этим не баловали - сами едва сводили концы с концами. Вот с подачи дяди Исмаила Тихомиров и принял ислам. А тот стал поучать парня, как правильно жить.

Мы пару раз слышали, как они сидели во дворе и говорили. Не таясь, не понижая голоса. Плевать им на нас было, - вспоминает сосед. - Этот его \"отчим\" говорил: \"У нас на Кавказе мужчина должен быть настоящим бойцом. Нельзя прощать обиды. Если тебя в классе обижают - надо отомстить. Жестоко, чтобы боялись. Иначе ты не мужчина. Бей русских, бей бурятов. Они должны знать, что настоящие мужчины - только на Кавказе!\"

И эти слова восьмиклассник Тихомиров под сомнение не ставил. Хотел быть \"настоящим мужчиной\".

Как только Саша перешел в 9-й класс, он очень переменился, - продолжает классный руководитель Зоя Тулугоева. - Если до этого он разговаривал с нами, то вдруг резко перестал. Ни с кем не общался. Скатился на сплошные двойки и тройки.

Теперь уже Саша-Саид презирал тех, кто раньше дразнил его рохлей. Задирал парней, но драться с ним боялись. Все знали, что сожитель его мамы - чеченец. Не хотели связываться.

А чего же педагоги не забили тревогу? В школе все пожимают плечами. В конце 90-х в школе не работали психологи и социальные педагоги, которые должны были следить за парнем, ходить домой и смотреть, в каких условиях он живет. Всем было не до этого. А может быть, сожителя матери боялись не только школяры-задиры, но и учителя...

Чеченцы сразу поняли, что из этого мелкого недотепы, рохли можно лепить то, что им надо. А нужен был им, как выяснилось, террорист, - говорят педагоги.

\"Ну чисто волчонок\"

После 9-го класса, как только Тихомиров получил аттестат о неполном образовании, дядя Исмаил сорвал семью с насиженного места. И увез в Чечню - у него там был дом. Галина приехала в Улан-Удэ год спустя - забрать деньги у квартирантов, которых пустили пожить. Была вся в черном, говорила, что тоже приняла ислам. Сообщила, что дочку родила. И что скоро передет жить то ли в Москву, то ли в Египет. В Чечне неспокойно.

А Сашка приехал еще через год, с женой-мусульманкой. Продал квартиру родителей, забрал деньги и был таков. С соседями не общался.

Страшно было подойти. Когда Саша переехал к матери, он был вежливым и добрым. А вернулся из Чечни - глазами на всех зыркал злобными, ну чисто волчонок.

Вот этот волчонок и вырос в безжалостного волка. В свои 28 лет Саид Бурятский успел прогреметь на всю Россию - организация покушения на президента Ингушетии, взрыв РОВД в Назрани, гибель \"Невского экспресса\".

По сообщению руководителей спецоперации в Ингушетии, в селении Экажево был убит шейх Саид Бурятский. Уничтожение одного из самых известных террористов Имарата Кавказ подтвердил президент Ингушетии Юнус-Бек Евкуров. Сомнений в его смерти...

По сообщению руководителей спецоперации в Ингушетии, в селении Экажево был убит шейх Саид Бурятский. Уничтожение одного из самых известных террористов Имарата Кавказ подтвердил президент Ингушетии Юнус-Бек Евкуров. Сомнений в его смерти быть не может.

В рамках проекта «Как устроено подполье» мы даем биографическую справку Саида Бурятского.

Бурятский был весьма интригующей фигурой подполья. Безусловный лидер мнений среди молодежи кавказских республик. Молодой, трезво мыслящий богослов, чье появление в стане боевиков сыграло очень на руку идеологам Кавказского имарата.

Александр Тихомиров родился в Улан-Удэ. Бурят он только по отцу. По матери - русский, кавказских корней у него нет совсем. До 15 лет был буддистом, учился даже, говорят, в буддийском дацане. Потом что-то с ним случилось, и он принял ислам, став с этой поры Саидом Абу Садом.

На этом пути он продвинулся далеко.

Знатоки из спецслужб говорят, что на тихомировское обращение повлияла дружба не то с чеченцами, не то с ингушами. Все это выглядит сомнительно. Вот что рассказывает человек, который жил с Тихомировым в Улан-Удэ по соседству:

«Жил на Хахалова, рядом с седьмой поликлиникой, учился в 51-й школе. Так себе школа, из простых… Я мало кого из них в лицо помню, они обычно толпой ходили, что девки, что парни. Все одинаковые какие-то, хотя мы тогда ВСЕ одинаковые ходили, все на одном китайском рынке одевались. Неприметным он был мальчиком, серым и тихим. Думаю, били его нещадно. Я его могу понять. Отчего же серому пацану с серых задворок железнодорожного района серого города не захотеть чего-то значительного?

Можно сколько угодно гадать, каковы же были его мотивы начать изучать ислам. Я слабо верю во влияние друзей-чеченцев. Какие чеченцы в городе Улан-Удэ в середине 90-х?»

Повзрослев, Саид уехал учиться в Москву, однако учебу вскоре бросил: ему показалось, что в московском медресе преподают не тот ислам. Свое образование он продолжил в медресе «Аль-Фуркан» (Бугуруслан, Оренбургская область). Это знаковая страница в его биографии. Имена отдельных выпускников Бугурусланского медресе известны всему миру. Были они и среди террористов, атаковавших школу в Беслане.

Бугурусланское медресе очень не любили прокуратура и ФСБ. Здешнее руководство без конца обвиняли в экстремистской деятельности. В конце концов, в 2004 году медресе было закрыто. Но до этого времени Саид Абу Саад успел его закончить и уехать с группой выпускников продолжать обучение в Египте. Там он проучился около трех лет, в совершенстве овладел арабским. Потом перебрался продолжать образование в Кувейт.

Вернувшись в Россию, он устроился в московское издательство «Умма» переводчиком с арабского. Тогда же он начал читать свои первые лекции, которые вмиг обрели невероятную популярность. Темы лекций не настораживали. «Достоинство поста», «Ад», «О вере и неверии». И если коллеги и решались с ним спорить на этом этапе, то споры эти носили исключительно богословский характер.

История с его появлением на Кавказе очень смутная. Якобы Докку Умаров сам позвал ангелоподобного юношу нести слово Аллаха своим воинам. А у Саида к тому времени уже не только образовалась цельная точка зрения относительно места настоящего мусульманина в этом мире - но и проблемы с правоохранителями в Москве. И вот он пропал на некоторое время, а потом вновь дал о себе знать - уже в рядах ингушского фронта Кавказского имарата.

Его проповеди - вперемежку на русском и арабском - стали регулярно появляться на сайтах сепаратистов. Именно здесь, на Кавказе, не сдерживаемый никакими рамками, шейх Саид Абу Саад развернул свою харизму во всю ширину. Он начал выступать уже не только на богословские темы (хотя такие преобладают), он касался и острополитических вопросов положения России на Кавказе. Одна из часто упоминаемых им тем: спецслужбы не имеют никакого отношения к Имарату Кавказ.

Разумеется, были и те, кто считал возвышение Саида Бурятского искусственным. Часто его попрекали в том, что «шейхом» он зовет себя понапрасну, что знания его поверхностны. Идейные противники (немногочисленные) ставили ему в укор приверженность «низкому штилю». Саид действительно очень часто строит свои лекции на пересказе сюжетов, почерпнутых из священных книг. Недовольные говорят: «Что история? Кто-то подпрыгнул, другой побежал, третьего убили. Это как кино. Это легко слушать!»

Но, сделав ставку на простоту восприятия, Саид Бурятский, прекрасный рассказчик, добился цели, которой до него не могли достичь многие и многие проповедники от имарата. Он показал молодым, что ислам - далеко не скучная штука. Это очень сильно способствовало популяризации идей террористов – достаточно почитать форумы на пропагандистских сайтах.

Саид однажды уже был объявлен мертвым. Вскоре после подрыва Назрановского ГОВД 17 августа прошлого года по сети разошелся видеоролик, в котором он сидит в «Газели» со взрывчаткой и рассказывает на камеру о том, какой «подарок» ждет ингушскую милицию. В титрах в конце ролика говорится следующее: «Саид лично за рулем а/м «Газель» осуществил подрыв логова кафиров и муртадов «ГОВД г. Назрань».

Спустя несколько дней Саид, живой, в другом ролике рассказал, что вышла ошибка. Что не он был за рулем той «Газели», а лишь благословил братьев на смерть.

Это последний видеоролик Бурятского. Сайты Кавказского имарата продолжают выкладывать аудиообращения от него, однако речь в тех посланиях идет опять же об абстрактном. Никакие знаки не позволяют сделать вывод о том, что эти записи - свежие.

Саид исчез, и исчез некрасиво. Противники и прежде часто ему ставили в упрек: «Что же ты так нахваливаешь путь шахида, а сам только разговорами и силен?» Теперь же стали громче говорить и о другом: Саид Бурятский как феномен был креатурой спецслужб - оттого он так яро и открещивался от них. Они его на Кавказ завели, они же и вывели.

Родные Бурятского, к слову, не живут в России с тех самых пор, как он ударился в экстремизм.

P.S. Очередной выпуск проекта «Как устроено подполье» - в ближайших номерах «Новой».

САИД БУРЯТСКИЙ «ПОГИБАЛ» НЕ РАЗ

Как сообщило российское информационное агентство «Новости», духовный лидер северокавказских сепаратистов был убит в результате операции, проведенной сотрудниками ФСБ России в селении Экажево Назрановского района Ингушетии.

Сообщают, что в результате операции, которая была проведена 2 марта, были убиты шесть боевиков, а еще 15 задержаны. Вечером 4 марта в одном из убитых опознали Саида Бурятского, сообщает «Кавказский узел» со ссылкой на источники в МВД. Говорится, что официально о смерти Бурятского сообщат после судебно-медицинской экспертизы в Ростове-на-Дону. Некоторые эксперты к сообщению о смерти Бурятского относятся скептически.

По словам источника агентства «Интерфакс», на одном из трупов боевиков был обнаружен паспорт на имя жителя Улан-Удэ Александра Тихомирова.

Впрочем, на сайте северокавказских сепаратистов «Кавказ-центр» (который блокируется казахстанскими интернет-провайдерами) о гибели Саида Бурятского пока не сообщается. «Ни подтверждения, ни опровержения этой информации от руководства моджахедов», - говорится в коротком сообщении на сайте.

Стоит отметить, что ранее уже появлялась информация о гибели Саида Бурятского. Например, в августе 2009 года сообщалось, что за рулем заминированного автомобиля «Газель», который подорвал здание ГОВД города Назрани, находился лично Саид Бурятский. В результате теракта, по официальным данным, погибло 25 сотрудников милиции и было ранено 260 человек. Здание Назрановского ГОВД было полностью разрушено.

Через два дня Саид Бурятский лично опроверг свою гибель и сообщил, что за рулем автомобиля находился другой боевик.

По данным российских силовых органов, Саид Бурятский причастен к покушению на президента Ингушетии Юнус-Бека Евкурова и организации террористического акта в Назрани. Также Саид Бурятский взял на себя ответственность за подрыв поезда «Невский экспресс».

КТО ТАКОЙ САИД БУРЯТСКИЙ?

Абу Саад Саид аль-Бурьяти, или Саид Бурятский (в миру Александр Тихомиров), - известный в России и в странах бывшего Союза исламский проповедник и один из идеологов вооружённого экстремистского подполья Северного Кавказа. Ему 28 лет, он уроженец Улан-Удэ, по отцу - бурят, по матери - русский.

В конце 1990-х годов Саид Бурятский учился в Москве в медресе «Расуль Акраме», обучался в медресе «Аль Фуркан» в городе Бугуруслане в Оренбургской области, где получил исламское образование у арабских преподавателей-волонтёров из Медины. Интересно, что в этом медресе обучалось несколько казахов, некоторые из которых позже влились в ряды чеченского вооруженного сопротивления.

В 2004 году, когда ФСБ России стала идентифицировать среди боевиков на Северном Кавказе первых казахстанских граждан, КНБ Казахстана в спешном порядке взял на учёт студентов, обучавшихся в Бугуруслане и Татарстане.

С 2002 по 2005 год Александр Тихомиров обучался в центре изучения арабского языка «Фаджр», изучал теологию в известном университете Аль-Азхар в Египте, а затем у различных авторитетных ученых-шейхов в Египте и Кувейте.

После возвращения из Кувейта он занимался самообразованием, работал в религиозном издательстве «Умма» в Москве, служил при Московской соборной мечети.

Примерно с 2002 года Саид Бурятский начал записывать и распространять диски с аудиозаписями с исламской тематикой. Большой популярностью стали пользоваться его лекции «Праведные предшественники», «Путешествие в вечную жизнь», «Талбис Иблис» (в переводе с арабского - «Покрывало сатаны»), «100 историй гибели несправедливых» и другие.

Что касается вероубеждения Саида Бурятского, то на некоторых исламских интернет-форумах его изобличали как мурджиисткое (мурджиизм - одно из еретических течений в исламе), другие защищали его как салафитское.

Известно, что Саид Бурятский активно дискутировал по поводу идеологии с другим российским проповедником Ринатом Абу Мухаммадом. Активная просветительская деятельность, красноречие и мурджиитские взгляды Саида Бурятского сделали его большим авторитетом в среде молодежи России и стран СНГ. Практически все его лекции доступны для скачивания и прослушивания в Интернете, где Бурятский регулярно читал онлайн-лекции.

В 2004–2006 годах он много ездил с проповедями по странам бывшего Союза. По сообщениям местных интернет-сайтов известно, что Саид Бурятский бывал не раз в Казахстане, выступая с проповедями в мечетях Актобе, Алматы, Шымкента и Атырау. Появились даже переводы его лекций на казахский язык.

В 2008 году, когда северокавказские боевики провозглашают создание так называемого Эмирата Кавказ, им удается убедить Саида Бурятского примкнуть к их рядам и уйти в вооруженное подполье.

В мае того же 2008 года Александр Тихомиров тайно прибыл на Северный Кавказ, где встретился с лидером кавказских сепаратистов, «военным амиром Эмирата Кавказ» Докку Умаровым и приносит ему присягу. В своей лекции «Как я вышел на джихад и что я здесь увидел» Саид Бурятский фактически легитимизировал сепаратистское вооруженное сопротивление как религиозное, объявив, что на Кавказе идёт священная для мусульман война - джихад.

Считается, что с привлечением Саида Бурятского кавказские сепаратисты одержали очень важную идеологическую победу в душах верующих. На Кавказ начали стекаться сотни добровольцев со всего бывшего Советского Союза, для которых Саид Бурятский был непререкаемым авторитетом, своего рода «духовным Че Геварой».

КАЗАХИ ЕДУТ НА ДЖИХАД

Желающих сражаться под знаменами Эмирата Кавказ, идейных последователей Саида Бурятского оказалось немало и в Казахстане. Согласно официальной информации силовых органов, с 2008 года в приграничных с Россией Атырауской и Актюбинских областях было зафиксировано множество случаев перехода границы молодыми казахстанцами, направлявшимися на Северный Кавказ.

Позже на границе стали задерживать десятки граждан Казахстана, которые после общения с сотрудниками силовых органов признавались, что едут на Кавказ для участия в джихаде, сообщают местные масс-медиа. Впрочем, некоторые знатоки говорят и о массовых фальсификациях со стороны спецслужб, когда им достаточно стало подкидывать несговорчивым молодым людям материалы, дискеты, распечатки с проповедями Саида Бурятского.

Как сообщил корреспонденту нашего радио Азаттык, Казахской редакции Радио «Свободная Европа»/Радио «Свобода», на условиях анонимности офицер одной силовой структуры, им удалось возвратить несколько вот таких «добровольцев».

В 2009 году мы задержали сразу восьмерых молодых парней-казахов. После их допроса несколько из них признались, что едут войну на Кавказ. Мы их отправили назад по домам в Атырау и Актобе, а фамилии передали в компетентные органы, – сообщил офицер.

Еще один яркий пример из рапортов местных спецслужб - 29 июля 2009 года в пригороде Махачкалы спецназом ФСБ была

Братья Жасулан Сулейменов и Куат Жоболаев, обвиняемые в создании террористической группы «Джамаат Аль-Фараби», на скамье подсудимых. Астана, 11 сентября 2009 года.

Уничтожена группа боевиков, среди которых оказались пять граждан Казахстана. Все убитые оказались молодыми казахами в возрасте 20–30 лет. Наше радио Азаттык сообщало, что трое из них были жителями города Жанаозен Мангистауской области.

Их родственники говорили, что погибшие слушали аудиозаписи с лекциями Саида Бурятского, утверждают в местной прессе. Известно также, что один из погибших в Дагестане проживал в Атырау и являлся студентом местного вуза.

Увлечение идеями Саида Бурятского спецслужбы ставили в вину и осужденным в Астане двум молодым казахам, которые обвинялись в создании террористической группы «Джамаат Аль-Фараби». 30 ноября 2009 года в Астане двоюродные братья Жасулан Сулейменов и Куат Жоболаев были признаны виновными в пропаганде терроризма, публичных призывах к совершениям актов терроризма, в создании террористической группы и руководстве ею. Их приговорили к восьми годам тюрьмы, с содержанием в колонии строгого режима. Сам суд прошел в противоречивой атмосфере, подсудимые говорили о фальсификациях доказательной базы КНБ.

Инвалид первой группы Жасулан Сулейменов был задержан в январе 2009 года в Ингушетии, где, по его словам, намеревался

Серик Изтаев, осужденный по делу о «терроризме», вскоре после возвращения из армии. Актобе, май 2006 года.

Получить лечение Кораном. Вместе с ним были арестованы сопровождавшие его молодые жители Астаны.

В феврале в Актобе суд приговорил троих местных жителей к 6 годам и 7 месяцам тюрьмы по обвинению в терроризме. Серика Изтаева, Асхата Туркумбаева и Даулета Есенбаева задержали 24 июля прошлого года при пересечении казахстанско-российской границы на пункте пропуска «Карозек» за совершение административного правонарушения. ФСБ России передала их сотрудникам КНБ. По версии следствия, молодые люди планировали принять участие в террористических актах в Дагестане.

Как пишет казахская газета «Жас казах» в своем номере от 12 февраля 2010 года, когда их детям после оглашения приговора надевали наручники, матери запричитали: «Почему власти сами позволяли Саиду Бурятскому свободно приезжать в Казахстан? Почему ему было позволено распространять свое учение? Почему в конечном итоге страдают наши дети, а не сам Саид Бурятский?»

ДУМК ПРОТИВ САИДА БУРЯТСКОГО

По словам главного имама Атырауской области Нурбека Есмагамбета, идеология Саида Бурятского чужда для казахстанцев и не соответствует официальным взглядам Духовного управления мусульман Казахстана.

Прихожане мечети часто задают вопрос, можно ли слушать проповеди Саида Бурятского? Мы им отвечаем, что акыда (вероубеждение. - Автор) Саида Бурятского не соответствует взглядам ДУМК и считается незаконной, так как призывает к вооруженному экстремизму. Те, кто слушает проповеди Бурятского, не посещают официальные мечети. В основном они последователи нетрадиционных религиозных течений в исламе. Чтобы оградить прихожан от их пагубной идеологии, мы специально в мечети установили табличку, где сказано, что без разрешения ДУМК любая религиозная проповедь запрещена, - говорит Нурбек Есмагамбет.

Мечеть «Имангали» в городе Атырау.

Между тем, по словам прихожанина атырауской мечети «Имангали» Талгата, просившего не упоминать его фамилии, Саид Бурятский остается популярным среди верующей молодежи Казахстана.

Несмотря на запреты, его аудиолекции прихожане записывают на диски и мобильные телефоны. В Интернете множество ссылок на его проповеди. Я считаю, что каждый волен слушать всё, что ему интересно и может быть полезно. Ведь у Шейха Саида Бурятского есть лекции, касающиеся чисто религиозно-правовых и социально-бытовых аспектов жизни мусульман. А запрет и преследование проповедей могут вызвать лишь больший интерес среди мусульманской общины, – говорит прихожанин.

ПРОПАГАНДА ТЕРРОРИЗМА – СТАТЬЯ ТЯЖЁЛАЯ

В Атырау недавно осудили 25-летнего Каната Нурекенова, который скачал из Интернета и распространил лекцию Саида Бурятского. Приговор суда был оглашен 24 февраля, о чём общественности было сообщено спустя неделю. Канат Нурекенов приговорен к одному году тюрьмы.

Краткая фабула приговора такова: житель Атырау Канат Нурекенов был признан виновным в том, что в 2008 году скачал из Интернета и распространил среди знакомых аудиолекции российского религиозного проповедника Саида Бурятского. Суд установил, что в проповедях содержится идеология организации «Братья-мусульмане», признанной Верховным судом Казахстана террористической. Ее деятельность запрещена на территории Казахстана.

Как сообщил корреспонденту нашего радио Азаттык прокурор города Атырау Хабиболла Касымов, экспертиза установила, что аудиозапись с лекцией Саида Бурятского содержит пропаганду терроризма.

- Господин прокурор, почему такой жесткое наказание за скачанную запись из Интернета?

Тут не просто скачана запись, здесь идёт настоящая пропаганда терроризма. А это считается одной из серьезных, тяжелых статей уголовного кодекса.

- Почему так долго шло расследование уголовного дела?

Много времени заняла экспертиза изъятого религиозного материала. Так как у нас нет такого рода экспертов, была назначена экспертиза в Алматы. Были направлены еще дополнительно изъятые материалы. А практически доказывать в этом случае нечего было! Было точно известно, изъятые диски содержат пропаганду религиозного экстремизма и терроризма. Тем более что осужденный распространил эти материалы среди 20 человек, - говорит прокурор города Атырау Хабиболла Касымов.

Родственники осужденного Каната Нуркенова какие-либо комментарии давать корреспонденту радио Азаттык категорически отказались.