Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Экскурсия в укрепрайон Тайпале.

Первым крупным сражением Зимней войны стала первая попытка прорыва Линии Маннергейма в ее крайней восточной точке, на реке Тайпалеен-йоки (ныне р. Бурная) между озером Суванто-ярви (ныне оз. Суходольское) и Ладогой. Уже 3 декабря красноармейцы рассматривали северный берег реки и вели разведку мест переправы. Но в итоге, бои в этом месте затянулись до весны, а 20 дней боев в декабре дали минимальный результат, но зато принесли огромные потери.

Река Тайпалеен-йоки начинается в юго-восточном конце оз. Сувантоярви. На начальном отрезке река течет практически на юг, затем делает резкий поворот на восток со слабым отклонением на север, через 2 км делает второй поворот на 90 градусов и течет на север с отклонением к западу на расстоянии 4 километров. После этого вновь следует поворот на северо-восток и еще через 4 километра река впадает в Ладогу. В общем, длина реки примерно 10 километров, однако если отбросить полуостров, который река огибает близ своего истока, то линия от Суванто-ярви до Ладоги составит всего 5 - 6 километров. Первоначально оборонительная линия в районе Тайпале проходила по северному берегу реку, и берег этот получил долговременные укрепления. Однако, при строительстве полевых позиций осенью 1939 было решено проложить основную линию укреплений по прямой, срезав выступающий на юг полуостров. И все же берег Тайпалеен-йоки не остался без охраны: его прикрывали отдельные пулеметные гнезда и оказавшиеся вне основной оборонительной линии ДОТы. Основание полуострова с востока прикрывалось группой из трех ДОТов, с запада - артиллерийским ДОТом на мысе Патониеми, находящимся примерно в полутора километрах от основания полуострова. Позади укреплений Тайпале находились две долговременные батареи Ярисевя и Каарна-йоки.

Сектор Тайпале первоначально оборонялся лишь одним полком финнов, относящимся к 10-й дивизии, однако в первых числах декабря к Тайпале отступили (по современным данным), как минимум, два отдельных батальона из войск прикрытия, а когда стало понятно, что основной удар Красной Армии нацелен на Тайпале, туда был отправлен еще один полк 10-й дивизии. (В ходе боев прибыл полк из 8-й дивизии, а в феврале к Тайпале была переброшена еще одна дивизия.) Таким образом, с финской стороны в первые дни сражения у Тайпале оказалась почти целая дивизия, которая защищала участок длиной всего 6 км! То есть плотность финских войск в обороне была выше, чем требуемая советским полевым уставом (ПУ-39) плотность войск для создания прочной обороны. Плотность финских войск у Тайпале была сравнима с плотностью армий на Западном Фронте во время Первой Мировой. Плотность финской артиллерии также была очень высокой: 43 орудия калибра выше 75 мм, плюс мелкокалиберная капонирная и противотанковая артиллерия, а также минометы в пехоте. Это выше средней плотности артиллерии во время ПМВ, но ниже, чем во время Французской кампании 1940 года или в первые дни ВОВ.

Но если говорить об укреплениях сектора Тайпале, то нужно признать, что они были слабыми. В секторе не было ни одного ДОТа «миллионного» типа. Лишь пулеметно-артиллерийский ДОТ на мысе Патониеми был достаточно мощным. Остальные ДОТы были слабыми. Это были одноамбразурные ДОТы фронтального огня, построенные в 1920-х годах с применением низкосортного бетона, с недостаточным количеством арматуры в бетоне, с тонкими сводами и с деревянными дверями. В секторе Тайпале было 10 таких ДОТов, но только 7 из них были включены в основную оборонительную линию. 3 оказались выдвинуты вперед, и были потеряны уже в начале декабря 1939-го. Недостаток бетонных укреплений был восполнен за счет постройки ДЗОТов с гранитной обсыпкой. И тем не менее, укрепления Тайпале были во много раз слабее, чем крепость в Сумме.

С советской стороны к Тайпале подошли 49-я, 142-я и 150-я дивизии. Они имели свою штатную артиллерию (более 300 стволов) и более 100 танков. Но артиллерии и танков прорыва было недостаточно: лишь 200 орудий крупного калибра могли поддерживать советское наступление, а нормативы Первой Мировой требовали для прорыва полевых позиций минимум 600 стволов (с расходом снарядов не менее 500 на орудие) и минимум 200 средних танков (а не легковесов Т-26). Соответственно, требовалась инженерная подготовка наступления: шоссе или железная дорога для подвоза снарядов, которых требовалось 6.000 тонн, мосты через Тайпалеен-йоки для выдвижения танков на исходные позиции, укрытия для пехоты, наблюдательные пункты для управления огнем. А еще нужно было провести много-много разведывательной работы и пересечь Тайпалеен-йоки... Короче говоря, штурм Тайпале требовал планомерной подготовки и хорошего планирования операции. А Красная Армия планировала осуществить прорыв восточного фланга Линии Маннергейма «с наскока» без разведки и подготовки.

Экскурсии на восточную часть линии Маннергейма , в места, интересные не только природой и историей, но и современностью (скромный частный аэродром со скромным частным реактивным истребителем самолетом прилагается). Первая остановка была в Лосево , но там я ничего не фотографировал, потому что обнаружил, что забыл дома карту памяти. Огорчившись, но сообразив, что а) в таком туристическом месте не я один забываю флэшки, б) спрос должен рождать предложение, и в) в пределах видимости имеется сразу три магазина: Продукты, Аптека и Стройтовары, ситуацию я исправил, но воспользоваться новоприобретенным имуществом смог уже только в Сосново, во время технической остановки.

Сосновский Ленин, строгий и застенчивый.

Сосновский Ленин, строгий и застенчивый.

Грибы благоустройства.

Грибы благоустройства.

Местный футбол полон исторической памяти.

Местный футбол полон исторической памяти.

Тайпале - редкий пример того, когда известна точная дата образования реки. Памятник первой экологической катастрофы Карельского перешейка.

Тайпале - редкий пример того, когда известна точная дата образования реки. Памятник первой экологической катастрофы Карельского перешейка.

Переправа через Тайпале. Моста там нет, на северный берег можно попасть только таким вот образом (ну или делая большой крюк по разбитым дорогам, огибая озеро Сувандо.

Переправа через Тайпале. Моста там нет, на северный берег можно попасть только таким вот образом (ну или делая большой крюк по разбитым дорогам, огибая озеро Сувандо.

По дороге к Тайпальскому плацдарму расположен частный аэродром с твердым покрытием. При строительстве ВПП были уничтожены, в частности, несколько дотов линии Маннергейма.

По дороге к Тайпальскому плацдарму расположен частный аэродром с твердым покрытием. При строительстве ВПП были уничтожены, в частности, несколько дотов линии Маннергейма.

Братская могила красноармейцев, погибших во время боев на Тайпальском плацдарме в 1939-1940 годах. История этого сражения легла в основу известного финского художественного фильма Talvisota (Зимняя война).

Братская могила красноармейцев, погибших во время боев на Тайпальском плацдарме в 1939-1940 годах. История этого сражения легла в основу известного финского художественного фильма Talvisota (Зимняя война).

Тем временем на ВПП выбрался самолет.

Тем временем на ВПП выбрался самолет.

Местные коровы привычны.

Местные коровы привычны.

Сначала полетал самолет, потом по очереди два вертолета - может, владелец просто решил по доброте душевной поразвлекать туристов? Кстати, ВПП пересекает общественная автомобильная дорога (там как раз пешеход виден, пропускает авиатранспорт).

Сначала полетал самолет, потом по очереди два вертолета - может, владелец просто решил по доброте душевной поразвлекать туристов? Кстати, ВПП пересекает общественная автомобильная дорога (там как раз пешеход виден, пропускает авиатранспорт).

За аэродоромом - противотанковые надолбы линии VT.

За аэродоромом - противотанковые надолбы линии VT.

Пересечение линии надолбов и автомобильной дороги. В пазы предполагалась установка рельсов, тетраэдры должны были быть вывалены на проезжую часть.

Пересечение линии надолбов и автомобильной дороги. В пазы предполагалась установка рельсов, тетраэдры должны были быть вывалены на проезжую часть.

Памятник, установленный ИКО "Карелия". (Внизу - бутылка водки образца 30-х годов).

Памятник, установленный ИКО "Карелия". (Внизу - бутылка водки образца 30-х годов).

А это уже финский памятный крест.

А это уже финский памятный крест.

Ныне он оказался на частной территории.

Ныне он оказался на частной территории.

Амбразура гигантского дота линии VT, 1942-1944 годы постройки. В 1944 году наши войска до этого участка линии не дошли.

Амбразура гигантского дота линии VT, 1942-1944 годы постройки. В 1944 году наши войска до этого участка линии не дошли.

Вход в дот предполагал установку трофейного артиллерийского орудия

Вход в дот предполагал установку трофейного артиллерийского орудия.

По легенде - это фрагмент печки, вдавленный в сосну взрывом. Так они и растут теперь вместе.

По легенде - это фрагмент печки, вдавленный в сосну взрывом. Так они и растут теперь вместе.

Братская могила финских солдат.

Братская могила финских солдат.

Маленькие камни на ограде - приношение памяти похороненным здесь.

Идея данного путешествия как всегда родилась спонтанно. Прежде всего из-за неустойчивой погоды и коротких выходных сразу отпали варианты дальних выездов, а во вторых появилась идея использовать большой запас дров, оставшихся с позапрошлых выходных на нашей стоянке после соревнований по ночному ориентированию (в районе озера Уловного, недалеко от станции 78-й км). На карте (для удобства просмотра загрузка карт происходит в новом окне) это квадрат 6721/512 - холм между заливом оз. Уловное (Rautjarvi), обозначенного как Mutal, и небольшим заболоченным озерцом в ста метрах севернее. Вообще удивительно - найти современную карту такого масштаба 1:20 000 (в 1 см - 200 метров), да еще с нанесенной координатной сеткой практически невозможно. А ежели и удастся, то как минимум с грифом для "служебного пользования". И хотя финская карта датируется 1937-м годом топографические объекты не изменились (только названия), да и большинство дорог сохранилось, так что эти карты вполне можно использовать для ориентирования на местности. Сравните с современным топографическим атласом "По рекам и озерам Карельского перешейка" - масштаб карт 1:50 000 (в 1 см 500 м), используя который очень нелегко найти что-либо на местности - лист 61 .
Итак решили выезжать в пятницу поздно вечером, ночевать на вышеупомянутой стоянке и далее с утра двигаться по маршруту

оз. Уловное - Громово - укрепрайон Тайпале - батарея Каарнайоки -
- берег Ладоги (мыс Kaasananniemi) - Приозерск - Санкт-Петербург

Выехали из города около 23-х часов и уже к полуночи добрались к стоянке. За 10 минут поставили лагерь, после чего предались кулинарным удовольствиям - пиво, вино, шашлыки. Отбились к 2-м часам. На улице похоже отрицательная температура, но наша стоянка закрыта от ветра, так что не очень холодно. С утра быстренько перекусили, свернули лагерь и тронулись в путь в 11-ть часов.

Двигаемся по Приозерскому шоссе. Возле ст. Громово поворачиваем на дорогу Громово-Соловьево, сразу после поворота ж/д переезд. После переезда налево через Громово и далее по главной дороге вдоль ж/д. Дальше будет T-образный перекресток - нам направо. Асфальт кончается после Новинок, далее грунтовка среднего качества. Проезжаем дер. Новинка, еще одно Громово и далее до Соловьева. Весь путь до устья р. Бурной у нас занял примерно 30 минут.
При выезде из леса по дороге Громово-Соловьево на поле слева и справа вдоль опушки идут финские позиции. Слева от дороги в лесу есть взорванный ДОТ (скорее это убежище) с несколькими входами. Много раскопов. Братская могила. В середине поля в роще еще одна братская могила.


Местность рядом с небольшой финской деревенькой Тайпале (ныне Соловьево), в устье р. Бурной была превращена финнами в мощный укрепрайон. Узел обороны Тайпале занимал обширное пространство мыса Коуккуниеми, пересекая территории деревень Кирвесмяки, Теренттиля и Тайпале (см. довоенную финскую карту - масштаб 1:20 000, состояние местности на 1937-ой год.) Он включал в себя пулеметные ДОТы фронтального огня, артиллерийские капониры и батареи и бетонные укрытия для солдат (см. схему - цитируемый ).
Чтобы более представлять себе район военных действий привожу километровку района Rautu (Сосново) и озера Suvanto (Суходольское) ,
а также обзорную карту Ленинградской области и Карельского перешейка , на которой хорошо показана граница между СССР и Финлядией до начала "Зимней" войны. При взгляде на карту становится понятно расположение "линии Маннергейма" - за ближайшей водной преградой - озером Suvanto и рекой Taipaleen-Ioki.
На этом участке (р-он Тайпале) осуществлялся один из прорывов линии Маннергейма, и здесь развернулись кровопролитнейшие сражения. Поле перед рекой и лес километра на 1,5 были как раз плацдармом, который удалось частям РККА захватить в еще 1939 году. В начале декабря были захвачены 4 ДОТа, в частности знаменитый ДОТ "Алькасар", который красноармейцы захватили первым в Зимней войне. Захватили, кстати, без боя. Просто в этот момент в ДОТе никого не было. На этом поле при штурме за три дня погибла целая дивизия РККА. Там вся земля нашпигована металлом.
Между прочим, давеча посмотрел фильм Talvisota - финский взгляд на "Зимнюю" войну. Герои фильма принимали участие в военных действиях именно в этом районе. Фильм мне понравился, по крайней мере четко выделены основные моменты - непрекращающаяся мясорубка, огромные потери с обеих сторон, особенно русских, постоянные атаки бойцов РККА на финские позиции и действительно варварское отношение к людским ресурсам нашего командования. Кстати, в фильме есть эпизод, когда финские войска без боя оставили один ДОТ, а на следующий день пытались его отбить (намек на "Алькасар"?)
О бессмысленности штурма Тайпале говорит и статистика потерь Красной Армии. Если крупнейшая из советских армий, воевавших в той кампании, 7-я, понесла за 105 дней (всю войну) потери 16.422 убитыми и 2.037 пропавшими без вести, то 13-я армия, вдвое меньшая по численности, потеряла за 79 дней (с 26 декабря), штурмуя Тайпале - 16.878 убитыми и 3.826 пропавшими без вести. Общие потери 13-й армии составили более 61% её состава. (цитируемый источник - Легенды и мифы военной истории).
Подробно о штурме Тайпеле можно также прочитать здесь: ТАЙПАЛЕЕН-ЙОКИ: КРОВАВАЯ РЕКА -
хронология одной из наиболее скандальных неудач Красной Армии в период Советско-Финской "Зимней войны" 1939-1940 гг.

После дачных домиков и моста через речку (где-то рядом с этим мостом была шведская крепость "Тайпале") влево вверх идет дорога, которая почти сразу упирается в частный участок с забором из красного кирпича. На этой дорожке сразу после поворота справа родник. Огромный взорванный ДОТ почему то оказался на этом частном участке, который, к тому же перекрыл дорогу к батарее Каарнайоки. ДОТ находиться в самом дальнем конце участка около дороги - о том как проехать к нему чуть ниже.
Итак, переезжаем речку Федоровку и на горке оставляем машину. Едем дальше по главной дороге на Соловьево. Крутой подъем. Останавливаемся наверху. Справа, на крутом берегу несколько небольших ДОТов и траншей. Взаимное расположение дотов показано на схеме . Слева на горе в лесу остатки старой русской крепости (имеет еще название "Суворовский редут"). От нее ничего не осталось кроме груд тесанных валунов и огромного котлована в центре.
Осматриваем остатки финских укреплений. Все ДОТы взорваны. На фотографии ниже виден один из ДОТов - взрывом плиту поставило почти вертикально. К сожалению вокруг много мусора, горелый лес. На развалинах одного из ДОТов сооружен деревянный нужник. В других ДОТах либо также спонтанный туалет либо кучи пластиковых и стеклянных бутылок.

В общем обычное наше отношение к истории - в данном случае к военной истории. Ничего удивительного. К счастью, вид на долину реки Бурной несколько скрашивает негативные впечатления.

Пляж хорош. Красивый вид на противоположный берег реки Бурной и Ладогу. Тем не менее, нет никаких сомнений, что вскоре это место будет загажено окончательно.
Сильно дует ветер, посему как нельзя кстати пришлась взятая с собой бутылочка коньяка. Посему, после краткого перекуса продолжили свой путь в направлении батареи Каарнайоки.

Итак, как найти батарею Каарнайоки. Снова процитирую :

Проехать на перекрытую частным участком дорогу к батарее можно проехав по параллельной ей еще одной дороге от Соловьева и потом свернув на перемычку (маленькая лесная дорожка). Мы ехали по первой (она началась после частных домиков слева в лесу). (Мы тоже, дорожка проходима для любого автомобиля. ) Перемычка выходит на нужную дорогу сразу за частным участком с красным забором около ДОТа.

Нам надо доехать до большой развилки (перекрестка) двух дорог (по пути будут встречаться несколько отходящих вправо дорог, дорожек и просек но нужен именно перекресток). На нужном перекрестке стоит столбик с щитом, какие-то деревянные конструкции типа скамеек в виде креста и верстовой столбик из бревна с надписью 85/78. Слева леса нет и вид на большой луг (на этот луг уходит пересекающая дорога). Рядом с перекрестком на карте стоит отметка "высота 32".

После перекрестка метрах в 100-150 будет поворот направо на лесную дорогу. На повороте стоит щит. Дорога эта выведет через 2,7-3 км на батарею. Там 4 одинаковых бетонных установки под 152 мм орудия, ангар и фундаменты домиков. Между установками по 200 метров. Расположены они почти квадратом. Установки выглядят издалека как плоские земляные купола. Так что можно сразу не заметить. Для ориентира: после поворота с шитом через 2,5 км. дорога раздваивается и потом снова сходиться, при этом лес становиться редким и чисто сосновым. После того как дорога снова сойдется до батареи осталось метров 200. Ищите её слева от дороги, внутри заворота дороги. А ангар справа, ближе к болоту на самой вершине заворота дороги. Для привязки по картам : батарея находиться на отметке "высота 49".

Здесь стоит сделать небольшое замечание - первый капонир отлично виден с дороги, но ежели вы все же его не заметили, то фундаменты домиков однозначно не заметить нельзя. От остатков хозпостроек до места на дороге, откуда просматривается первый капонир, всего метров 100.

Судя по всему, хозпостройки показаны и на довоенной финской карте - квадрат 6731/523.

На фотографиях ниже приведены наши впечатления от осмотра батареи. Наверное, наиболее важным является то, что это путешествие пробудило живой интерес к событиям 67-летней давности. Про Великую отечественную войну каждый из нас что-то знает, а Talvisota - непопулярная военная кампания и поэтому и память о ней практически стерта. Хотя, побродив по просторам Интернета можно найти много интересного, относящегося к истории "Зимней" войны.





Батарея отлично сохранилась. На капонирах чисто, нигде не нагажено. Капониры не взорваны. Получили массу удовольствия от посещения сего места. Что любопытно - так это маленькие сталактитики на под потолком бетонных переходов. Однако весьма выросли за 70 лет!!!

Ангар и хозпостройки:

Координаты объектов батареи Каарнайоки для GPS, все координаты в системе WGS84:

Ангар: N 60°41"28,0" EO 30°25"06,1"
Орудие 1: N 60°41"20,2" EO 30°25"22,4"
Орудие 2: N 60°41"15,9" EO 30°25"07,5"
Орудие 3: N 60°41"24,3" EO 30°25"03,5"
Орудие 4: N 60°41"25,5" EO 30°25"12,6"
нумерация орудий условная, естественно...

Немного истории:

Далее привожу сокращенный вариант статьи с сайта Клуба военно-исторической реконструкции "4-ый егерский батальон финской армии" :

Последнее время в ряде изданий довольно авторитетных авторов в кругах любителей истории «Зимней» войны ходит довольно часто встречающееся утверждение о финской береговой батареи «Каарнайоки», которая своим артиллерийским огнём, чуть ли не остановила продвижение Красной Армии в боях в районе Тайпален-йоки и нанесла последней чудовищные потери! К примеру в книге «Линия Маннергейма и система финской долговременной фортификации на Карельском перешейке» (СПб Изд. Нордмед-издат 2000) написано, что «огонь её орудий оказывал значительную поддержку финским войскам, державшим оборону на участке Тайпале». В сборнике «Принимай нас, Суоми – красавица» (части 2-й) на стр.105 есть утверждение, что «береговая батарея Каарна-йоки (так в док.) – Тайпальского узла сопротивления, сыгравшая решающую роль в обороне этого сектора, была укомплектована исключительно воспитанниками шюцкора (офицерский и унтер-офицерский состав)». На стр. 134 книги «Тайпале» (СПб 2002) автора К. Якимовича написано «Батарея-призрак», чьи четыре шестидюймовых орудия «всегда внезапно открывали огонь, и так же внезапно замолкали, каждым таким ударом нанося значительный ущерб подразделениям Красной Армии».

Размеры и надёжность сооружений батареи Каарнайоки, почти полностью сохранившихся до сих пор, наводят посещающих батарею случайных туристов и грибников на безусловную эффективность этих сооружений, но в советской и российской литературе нет практически никаких конкретных реальных фактов подтверждающих эти наблюдения, а только громкие фразы. Странно - такая героическая батарея, а нигде не упоминается её командир, тип орудий батареи и вообще проверенная информация о ней крайне скудна и не имеет примеров.

Итак, что же известно? После получения независимости и гражданской войны финны начали стоить линию Энкиля. Левый фланг линии оборонительных сооружений упирался в Ладожское озеро, а так как озеро ранее было внутренним озером Российской Империи, то и береговых батарей на его побережье просто не имелось. Необходимость в постройке на побережье финской стороны линии подобных сооружений была очевидна. Самую ближайшую к границе батарею было решено построить на мысу Ярисевянниеми (ныне мыс Чалка). Батарея своим артиллерийским огнём должна была прикрыть с Ладоги оборонительные позиции в районе Тайпале и не допустить высадки десантов противника. Строительство батареи «Ярисевя» началось в 1921 г. частным предприятием АО «Гранит» и по отчёту на 31 октября 1921 г. имела на вооружении два 120мм орудия «Армстронг» образца 1890 г. Дальность этих орудий изготовленных в Японии по лицензии и проданных России, ограничена 44 кабельтовыми – 8 км 46 м. При такой дальности снаряды Ярисевя могли долетать и разрываться только в финском ближнем тылу и частично в передовых финских позициях. На советских послевоенных схемах боёв за Карельский перешеек зимой 1939-1940 г. сектор стрельбы батареи Ярисевя очень узкий и не захватывает даже посёлок Метсяпирти (ныне Запорожское). Исходя из этого вывод – батарея Ярисевя поддерживать огнём финские части на Тайпале не могла технически. Подобные орудия имели несколько разновидностей боеприпаса преимущественно с донным взрывателем - 120мм пироксилиновая и фугасная тротиловая бомба (предназначенные ранее к 120мм пушке в 50 калибров длиной, Обуховского завода (системы Виккерса).

Батарея была расположена на мысу поросшем лесом прямо на побережье и для артиллерийского огня с Ладоги была крайне уязвима. Поэтому к началу 30-х годов финским командованием было принято решение о постройке в береговой полосе ещё одной батареи. Для строительства была выбрана высота 49.0 в около 4-х км от берега Ладоги и в 6-8 км от сооружений линии Энкиля в районах Тайпале и Суванто. У подножия высоты текла речка Каарнайоки, в результате батарея также получила такое название. План строительства батареи был готов уже в 1931 г., но начали строить батарею только в 1936, да и то денег на строительство всей батареи не хватило. В 1936 г построили только одну позицию для орудия. Остальные три позиции, орудийный погреб и прочие сооружения построили в течении 1937-1939 г. Всего на 30.11.1939 г было построено четыре бетонных открытых капонира с коридорами и галереями внутри, наблюдательная площадка, семь блиндажей, орудийный погреб (вместе с погребами в капонирах они вмещали 400 снарядов), баня, казарма мирного времени и командный пункт. В около 800 метрах к северо-западу от батареи была оборудована ложная деревянная позиция. Всю батарею окружало заграждение из колючей проволоки, а с юга батарею прикрывала линия надолб с завалом на левом фланге. Батарея была построена в сосновом лесу который не вырубался, а из-за незначительно высокого расположения над лесом (5-7 метров) не пришлось вырубать сектора стрельбы. Во время войны деревья косвенно спасли батарею, давая отличную маскировку. Новейшая батарея обошлась финскому государству в 950 тыс. марок.

В артиллерийских капонирах были установлены четыре 152мм орудия системы Канэ (у финнов 152/45-С). Ранее эти орудия принадлежали русским и были захвачены во время гражданской войны. Финские мастера модифицировали лафеты орудий чем увеличили дальность их стрельбы до 19 км. Перед войной ещё в октябре все погреба батареи были полны снарядов, но из артиллерийских погребов капониров личный состав их вынес и положил в специально вырытые на территории батареи ячейки, а сами погреба стали использовать как убежища для личного состава. Орудия батареи Каарнайоки, по своей конструкции не были спрятаны внутри бетонных построек, они на половину вместе со стволом торчали наружу и могли вести теоретически огонь прямой наводкой имея при этом только несколько сотен метров мёртвой зоны. Уязвимость таких орудий от шрапнельного огня и осколков была очевидна. Разновидностей боеприпасов к подобным орудиям было довольно много: 152 мм стальная мелинитовая бронебойная бомба (вес 41,5 кг, вес заряда 1,229 кг), 152 мм сегментная бомба (вес 41,8 кг, вес вышибного заряда 162г, число сегментов 24), 152 мм чугунный (практический) снаряд, 152 мм фугасная пороховая бомба (крупнозернистый, полированный графитом дымный порох).

Командовал батареей лейтенант Viljo Kettunen. В личном составе числились ещё 6 вянриков, 2 фельдфебеля (один из них 15.12.39 стал лейтенантом), 2 ст. сержанта, 11 сержантов, 34 мл. сержанта, 39 капралов и 97 рядовых. Всего 192 человека (в том числе капрал J. Repo демобилизованный 19.12.1939) как правило уроженцев Пюхаярви, Кякисалми, Метсяпирти, Саккола, Куркийок и других районов северной части Карельского перешейка.

Все батареи Ладоги официально были подчинены Ладожской береговой обороне (командир полковник Е. Jarvinen), а тот напрямую генштабу. Батареи Ярисевя и Каарнайоки входили в сектор Перешеек (от Тайпале до Кякисалми) под командованием подполковника J. Pikama. В оперативном подчинении этот сектор был подчинен командованию финской ладожской флотилии со штабом в Лахденпохья. Некоторые авторы считают, что батарея Каарнайоки могла прикрыть огнём участок суши почти от Кивиниеми до Тайпале. При предельной дальности в 19400 м и это теоретически возможно, но практически почти не осуществимо. С запада и юга-запада вдоль озера Суванто на расстоянии 6-9 км от батареи проходит линия высот, которые выше чем место расположение батареи, учитывая, что высоты поросли сосновым лесом высотой до 10 метров, они представляли серьёзное препятствие для стрельбы и значительно мешали корректировке огня. Пристреливать же орудия батареи до войны по районам с гражданским населением было бы немыслимо, а получить точные данные о попаданиях уже в ходе боёв маловероятно. Финские гражданские жители оставшиеся на русской территории в посёлке Рийкола не помнят, чтобы они подвергались обстрелу финскими батареями, хотя рядом находилась масса русских артиллерийских батарей поддерживавших части воевавшие в Тайпале.

Судя по всему главной целью береговых батарей прежде всего была защита береговой линии Ладоги от возможных десантов с кораблей Ладожской военной флотилии, а не прикрытие огнём укрепрайона «Тайпале». В течении всей войны на батарее (особенно в районе командного пункта) периодически рвались русские снаряды и даже один из них пробил стенку снарядного погреба 4-го орудия, но в основном русские снаряды ложились перелётом. Основную проблему для батареи не имеющей зенитных средств представляли советские самолёты, которые довольно часто бомбили и обстреливали её. Самые тяжёлые потери советские самолёты нанесли батарее Каарнайоки 4 февраля 1940 г. В тот день получили ранение капрал J. Kaasalainen, рядовые P. Hartikka, E. Huovinen, погибли капрал P. Johannes, рядовые S. Henttonen и K. Komulainen. Смертельно ранены были мл. сержант T. Parssinen и рядовой T. Ruuska которые умерли 24.02 и 5.02 соответственно. Забегая вперёд скажем, что эти потери были единственными на батарее до 4 марта когда получил ранение капрал U. Luukkanen.

Эффективность огня батареи Каарнайоки по русским войскам в Тайпале довольно спорный вопрос. Проверить его практически невозможно. Вероятнее всего на огонь батареи Каарнайоки русские вообще обращали мало внимания, принимая её за огонь обычной полевой артиллерии. Ни какого особого отношения к батарее в русских документах найти не удалось. Как пишет в своей книге командарм 2-го ранга Н.Н. Воронов - «Финны пользовались старыми снарядами изготовленными до 1917 года,- некоторые трубки и взрыватели покраснели от ржавчины. Подчас более трети снарядов не разрывалось. Мы почти не имели потерь от огня финской артиллерии средних и крупных калибров». Эти утверждения как никогда верны для батареи Каарнайоки. Её орудия были изготовлены ещё до 1917 г., снарядов к этим системам в Финляндии не производили, так как запасы трофейных были значительны. Однако от времени и ВВ, и взрыватели приходят в негодность. Как отмечают советские документы при обстреле гавани Саунасаари 152мм снаряды образца 1907 г. очень часто просто не взрывались. Видимо этот факт послужил усилением в феврале 1940 г. батареи дополнительно одним 105мм К36 орудием (у шведов L/50 обр. 1937 г.) фирмы Бофорс. Орудие прибыло с завода из Швеции в конце января 1940 и его установили на правом фланге батареи в открытом капонире. По непонятным причинам орудие получило прозвище «пушка Чили». Дальность этого орудия 16300 метров, что позволяет вести обстрел русских на значительной площади.

Другой довольно серьёзный вопрос – точность стрельбы. Подобные батареи редко ведут огонь прямой наводкой, а прицеливаются по данным дальномера или прибора управления артиллерийским огнём, которые установлены в специальном месте на берегу или на вышке. На дальномер в Тайпале были командированы три военнослужащих во главе с вянрики V. Vasko. Вести обстрел с закрытых позиций батарея Каарнайоки могла только с помощью корректировки, но своей радиостанции батарея не имела, проводная связь была крайне уязвима от огня русской артиллерии, да и командированных на корректировочный пост в район передовой с батареи не было. Финские источники утверждают о эффективной борьбе батареи с понтонными мостами русских на Тайпаленйоки и ледовыми дорогами на Ладоге, но конкретных подтверждений о таких действиях найти не удалось. Упоминание командира III армейского корпуса о батарее Каарнайоки как о «Спасительном ангеле» явно было переоценкой её деятельности.

После заключения 13 марта 1940 перемирия гарнизоны батарей без отдыха принялись демонтировать орудия и оборудование. На батарее Каарнайоки работы закончили только в 6:30 утра 15 марта в день отхода финских частей из районов Тайпале. Русским достались только бетонные коробки с минимумом оборудования. Русские оценив возможности батареи не стали тратить на неё взрывчатку (вопреки приказам о уничтожении всех оборонительных сооружений после их захвата). Орудия батареи Ярисевя увезли вглубь Финляндии и сейчас оба экспонаты музея Суоменлинна в Хельсинки.

Вот что действительно вызывает уважение - это отношение финнов к своей истории. Пофамильно известны ВСЕ защитники батареи - а много ли мы можем сказать о павших бойцах РККА? окромя слов "братская могила" и более 16-ти тысяч погибших при штурме Тайпалеен-йоки? Ну да ладно, к чему это я......

Во время осмотра батареи вблизи первого капонира набрали пять белых грибов - все оказались крепкими, большими и чистыми. Хватило на ужин и на обед. После осмотра мы проехали далее по дороге до места на карте, где изображена канава с водой. Именно там и пообедали. Воду брали из канавы. Дров кругом навалом. После обеда решили проехать по дороге дальше, чтобы выехать на основную дорогу. Но грязь спутала наши планы. Решили не рисковать и вернулись к перекрестку (высота 32) так же как приехали. На перекрестке свернули налево (по карте - перемычка до дороги Соловьево-Приладожское). Метров через 300-500 на дороге появляются ямы и лужи - следы деятельности лесовозов. Но тем не менее, наш Opel сумел проехать все препятствия, хотя до дороги Соловьево-Приладожское добирались порядка часа. Она также разъезжена лесовозами, но сложных препятствий нет.

Далее по этой дороге добрались до Приладожского, где затарились пивом. Переночевали на восточном берегу оз. Гусиного (Ylajarvi), точнее на берегу залива Смородинский (см. карту) практически напротив поселка. Если ориентироваться по финской карте , то несколько южнее хутора Plevna (и сейчас есть какие-то жилие постройки) на берегу залива Pitkalahti, почти напротив озера Mutalampi (Болотное) - квадрат 6743/523. Дров достаточно. Подъезд приличный. Заход в воду - песок, вода прозрачная. Судя по всему летом здесь весьма оживленно.

На следующее утро продолжили путь по грунтовке Приладожское-Заостровье-Береговое-Моторное-Приозерск. После Моторного начинается отличное асфальтовое шоссе. Кстати, эта грунтовка показана еще на довоенной карте района Pyhajarvi-Kakisalmi (ныне оз. Отрадное - Приозерск). Складывается впечатление, что за время Советской власти новых дорог в этом районе не строили.
По пути заехали на берег Ладоги. После Заостровья крутой поворот дороги налево - на север - почти на 90 градусов (в районе мыса Роговой - высота 51 по карте . Через полкилометра от этого места уходит лесная дорога на озеро Бол. Бережное, еще метров через 100 наш поворот в сторону Ладоги.

KAKISALMI - КОРЕЛА
KEKSHOLM - ПРИОЗЕРСК

Крепость "Корела"

Корела расположена в 142 км к северу от Петербурга, на Карельском перешейке, в месте впадения северного рукава реки Вуоксы в Ладожское озеро.

Для начала историческая справка (информация взята отсюда , отсюда и отсюда).

Приозерск – один из древнейших городов России. Впервые он упоминается в письменных источниках как город Корела. В летописи составленной в конце XVI - начале XVII в., отмечается что именно в Кореле в 879 г. был похоронен сам князь Рюрик – родоначальник династии Рюриковичей. Город Корела являлся важным торгово-военным и религиозно- культурным центром территории, где обитало летописное племя корела. Он замыкал Вуоксинский водный путь «из варяг в греки», располагаясь в самом устье Узьервы (старинное название нижнего течения Вуоксы при её впадении в Ладожское озеро). О ранней истории древнекарельского города, первоначально именовавшегося Кякисалми (Кукушкин пролив), сегодня мало что известно из-за чрезвычайной скупости источников. Предположительно, позднее новгородцы назвали город Корела, по названию племени, которое проживало в этих местах. Само племя корела упоминается в новгородских берестяных грамотах с 1066 г., а в летописях с 1143. В древности крепость Корела находилась на острове реки Вуоксы, но со временем, из-за понижения уровня воды в реке, один из рукавов древнего русла высох, и крепость оказалась не на острове, а на мысу.

Основали крепость карелы, давшие ей название - Кякисалми. В Новгородских же летописях город упоминается под названием Корела. В 1293 г. шведские войска высадились на берегу Выборгского залива и основали мощную крепость Выборг. Взяв под контроль выход к морю, шведские рыцари подчинили себе всю западную половину Карельского перешейка. А спустя 2 года шведы предприняли попытку завоевать и наиболее населенную восточную половину Карельского перешейка с ее стратегическим центром - Корелой. В 1295 г. отряд шведских рыцарей выступил из Выборга и двинулся на восток через Карельский перешеек к Кореле.

Корельские горожане и крестьяне, мужественно и упорно отстаивали город, и большая часть их погибла в борьбе. Крепость пала, уцелевшие во время штурма защитники Корелы были взяты в плен. В Новгороде было быстро собрано сильное войско, которое двинулось освобождать Корелу. 6 суток без перерыва длился русский натиск, шведы были наголову разбиты.

Постоянная военная угроза, исходившая от Выборга, вынудила новгородцев принять меры по укреплению Корелы, и старое укрепление на острове было разобрано. В 1310 г., тверской князь Борис Константинович, приглашенный новгородцами для обороны Карелии, возводит замок в городе Корела. Здесь был сооружен окружавший остров большой земляной вал, увенчанный мощной бревенчатой крепостной стеной. В результате чего модернизированная крепость, ставшая мощным форпостом Новгорода на Карельском перешейке, выдержала нападения шведов в 1314, 1322, 1337 и 1338 гг. Как сообщает летопись, в 1364 г. в Корельском городке "посадник Яков поставил костер камен", т.е. каменную башню, которая значительно укрепила существовавшие тогда деревоземляные сооружения. Это было первое каменное сооружение Корелы. Из-за того, что площадь этого острова невелика, со временем город распространился и на территорию соседнего острова, имевшего большие размеры. По мере роста города и 2-й остров оказался слишком тесным, и неукрепленное городское поселение (посад), вероятно уже в XIV в., распространилось на северный берег реки Вуоксы, а еще позднее, вероятно в XV в., - и на южный берег. За два с половиной века его территория увеличилась в 13 раз! При этом по плотности населения Корела превосходила все города Северной Руси: на гектар городской площади здесь приходилось 339 человек, в то время как в Орешке – 25, в Новгороде – 73, а в Ладоге – 76.

Борьба против шведской агрессии на Карельском перешейке продолжалась в течение нескольких десятилетий. Шведские рыцари еще 4 раза пытались овладеть Корелой. Впоследствии Корела стала административным и торговым центром подвластной Новгороду. Через Корелу осуществлялась торговля Карельских земель с Новгородом. В 1479 присоединена к Московскому государству.

В сер. XVI в. между 3-мя крупнейшими государствами у Балтийского моря - Россией, Польшей и Швецией - началась Ливонская война. В кон. октября 1580 г. шведский главнокомандующий Понтус де Ла Гарди двинулся из Выборга на Корелу. На обоих берегах Вуоксы шведы построили осадные сооружения, установили пушки; лодки с шведскими солдатами блокировали обе городские крепости, отрезав их от внешнего мира. Немногочисленный русский гарнизон с исключительным мужеством отстаивал город. Только, когда весь город был уже объят пламенем, воевода согласился начать переговоры. Догоравший город был сдан шведам. Однако местные крестьяне не захотели покориться чужеземной власти и начали партизанскую войну. Русское военное командование трижды делало попытки освободить город. Однако шведы уже успели восстановить городские укрепления, и оба приступа, производившиеся без помощи артиллерии, не увенчались успехом. Затянувшаяся на 25 лет Ливонская война привела к значительному ослаблению страны и закончилась невыгодным миром: в 1583 г. по мирному соглашению Швеции достались захваченные ею русские владения, в том числе города Ивангород, Ям, Копорье и Корела.

Корела оставалась под шведской властью в течение 17 лет - с 1580 по 1597 г. Именно тогда в городе строятся каменные здания и оборонительные сооружения заменившие деревянные русские. Самые замечательные из них – это Круглая башня и Старый арсенал с Пороховым погребом которые сохранились до наших дней. В укрепление «замка» и ремонт башен Спасского острова шведское правительство вкладывало большие финансовые средства. Дело продвигалось быстро, недостатка в рабочей силе и материалах не было. На кирпич были разобраны все три каменных монастыря Корельского уезда.

В 1590 г. Россия, восстановив силы после тяжелой многолетней Ливонской войны, вновь выступила против Швеции. Война окончилась успешно для России, и по Тявзинскому мирному договору шведам пришлось возвратить все захваченные в Ливонской войне русские владения. Но окончательно шведы оставили эту территорию лишь 3 сентября 1597 г. Мирная жизнь продлилась недолго. В России наступило Смутное время. Москву захватили поляки. В 1609 г. в Выборге был подписан договор между русским воеводой Скопиным-Шуйским и шведским полководцем Якобом де Ла Гарди об оказании помощи против поляков. Согласно договору Приладожская Карелия должна была отойти к Швеции. Однако местное население отказалось признать договор, и шведам пришлось в 1610 г. силой оружия подчинять себе эти земли. В сентябре 1610 г. шведские войска осадили Корелу. В крепости было около 2000 ополченцев и 500 стрельцов. 2 марта 1611 г. после полугодовой героической обороны город Корела капитулировал. Из 3000 жителей к окончанию осады осталось всего около 100 человек, а воинов - лишь несколько десятков.

После заключенного в 1617 г. Столбовского мира, часть принадлежавших России земель, прилегающих к Финскому заливу, была потеряна для России. Корела с уездом была в течение почти ста лет под властью Швеции. Шведы, понимая важность этого опорного пункта, начали в конце пер. пол. XVII в. проводить большие строительные работы по укреплению крепости. Они разобрали оставшиеся деревянные стены детинца, увеличили высоту земляных валов, облицевали их с обеих сторон валунной кладкой. Была построена мощная воротная башня с двумя ярусами боя. Кроме того, были усилены редутами маленькие острова на подступах к крепости, а подход на лодках был затруднен вбитыми в дно реки кольями. Вероятно тогда же изменили название с первоначального - Кякисалми, на более удобное для шведов - Кексгольм (Кукушкин остров).

Пытаясь отвоевать территории, отошедшие к Швеции, 3 июля 1656 г. русские войска численностью 2500 человек осадили крепость Кексгольм. За лето было предпринято несколько неудачных попыток взять крепость и 26 сентября осада была снята.
В начале XVIII в. Петр I начал войну со Швецией за возвращение выхода России к Балтийскому морю. После решающей победы России под Полтавой в 1709 г. русские войска перешли в наступление и на берегах Балтики. После взятия Выборга Кексгольм оказался отрезанным от основных путей, связывающих его с главными шведскими военными силами в Финляндии, и судьба города была фактически предрешена. 8 июля 1710 г. русские полки подошли к южному берегу реки Вуоксы против крепости, а на другой день переправились через реку и заняли северный берег вблизи крепостных валов. Крепость была блокирована со всех сторон. Войска под командованием генерала Брюса заняли высоты на северном берегу, господствовавшие над крепостью, и немедленно начали строительство осадных сооружений. В начале августа по Ладожскому озеру прибыла на судах из Шлиссельбурга осадная артиллерия, и с 7 августа началась бомбардировка крепости из осадных орудий, длившаяся непрерывно до 2 сентября. Артиллерийский огонь вызвал пожары, многие деревянные здания в Новой и Старой крепостях сгорели. Не выдержав сокрушительного огня русской артиллерии, комендант Шерншанц 2 сентября начал переговоры о сдаче. По условиям договора, победители предоставили шведскому гарнизону право, сдав крепость, уйти в шведские владения; при этом выходить из крепости шведские солдаты должны были с одними только ружьями, но без пушек и знамен. 8 сентября 1710 г. над Кексгольмом вновь взвился русский флаг. В честь этого события южные городские ворота обиты трофейными латами шведских рыцарей. Вскоре после овладения К ексгольмом 17-21 октября 1710 г. Петр I специально ездил осматривать возвращенную России крепость. 30 августа 1721 г. в Финляндии был подписан мирный договор, по которому Кексгольм вновь стал русским городом.

С 1762 г. Кексгольмская крепость использоваться в качестве политической тюрьмы. Первый знаменитый ее узник - Иоанн VII Антонович - содержался в крепости в июле - августе 1762 г.

В 1809 г. по условиям Фридрихсгамского договора граница России отодвинулась к побережью Ботнического залива. Военно-оборонительные укрепления на Карельском перешейке, в том числе и крепость Корела, утратили свое военное значение, крепость снова стали использовать как политическую тюрьму.

В 1826 - 1828 гг. в разное время в крепости отбывали наказание декабристы - 9 офицеров и 392 человека нижних чинов. Наиболее известные из них - поэты В.К. Кюхельбекер, А.П. Барятинский и Ф.Ф. Вадковский, мемуаристы И.И. Горбачевский и А.В. Поджио, М.М. Спиридонов.

В 1888 г. начались реставрационные работы крепости Корела. В 1894 г. на территории старой крепости был открыт этнографический музей.

31 декабря 1917 г. Совет Народных Комиссаров принял решение о независимости Финляндии, по которому Кексгольм в числе других районов Карельского перешейка перешел к государству Финляндия. В течение последующих 22 лет город носил финское имя Кякисалми. После советско-финской войны 1939-1940 гг. город был передан Советскому Союзу. 21 августа 1941 г., во время Великой Отечественной войны, город был занят оккупантами. Только в сентябре 1944 г. Кексгольм был окончательно передан России.

Кстати, Приозерский железнодорожный вокзал одно из немногих уцелевших деревянных зданий финского периода. И единственный уцелевший деревянный вокзал финской постройки в области. Решение о строительстве железнодорожной ветки вызывало бурю эмоций. Финляндский Сенат оттягивал принятие окончательного решения. Финны опасались, что новая железная дорога станет дополнительной цепью с кандалами, приковывающей Финляндию к России. Но Петербург занял жесткую позицию, и в 1913 году работы все же начались. "Копий" по поводу строительства железной дороги было сломано немало. Одновременно тянули линию и с севера и с юга. В 1915 году закончили сооружение боковых веток, кульвертов (водопропускных труб, проложенных через насыпь) и мостов на участке между Хийтолой и Кексгольмом. 7 октября 1916 года горожане высыпали на улицу, чтобы не пропустить историческое событие, - в этот день уложили рельсы на территории Кексгольма. На всей своей протяженности линия была готова к 1919 году. Нынешнее здание приозерского вокзала - одна из архитектурных достопримечательностей города. Дело в том, что, отступая в августе 1941 года из Кексгольма, советские войска подожгли его, чтобы ничего не досталось врагу. Сгорели все деревянные строения. И только чудом в центре города уцелели два дома - вокзал и дача купца Кнааппилы. До сегодняшнего дня дача не сохранилось.


Линия Маннергейма на Приозерском направлении.
Укрепузлы"Лауттаниеми", "Нойсниеми", "Тайпале"

ДОТы на Тайпале (устье р. Бурной) Укрепузел "Тайпале"
Есть два варианта проезда на Тайпале:
1. Приозерское шоссе. Проезжаем Лосево, Суходолье, через 1,5-2 км поворот на Громово, сразу после поворота ж/д переезд. После переезда налево через Громово и далее по главной дороге вдоль ж/д (дальше будет т-образный перекресток - нам направо). Асфальт кончается после Новинок, дальше идет проселок. Приятной езду по нему не назовешь. Проезжаем дер. Новинка, еще одно Громово и дальше до конца дороги, до Соловьева.
2. Сворачиваем не доезжая Лосево на Сосново и едем по хорошему асфальту до Запорожского. Перед Запорожским не пересекая р. Вьюн поворачиваем налево на проселок в сторону р. Бурная. Дорога идет по берегу р. Вьюн и в конце концов приходит к парому. Паром работает с мая по октябрь с 8.00 до 23.00 без выходных. Стоимость перевоза одной машины = 50 руб. На другом берегу развилка дорог. одна идет вдоль реки, а другая в сторону леса. Нам по последней к лесу. Поле перед рекой и лес километра на 1,5 были как раз плацдармом, который удалось частям РККА захватить в 1939 году. На этом поле при штурме за три дня погибла целая дивизия РККА. Там вся земля нашпигована металлом. Дорога между тем уходит с поля в лес. Лес справа и слева изрыт окопами и траншеями. Тут были передовые позиции частей РККА на плацдарме. Вскоре слева будет большое поле с разрушенным ДОТом-холмом посредине. Останавливаемся и ищем справа в лесу ближе к концу поля и совсем близко от дороги знаменитый ДОТ "Алькасар", который красноармейцы захватили первым в Зимней войне. Захватили, кстати, без боя. Просто в этот момент в ДОТе никого не было (типа финны в баню пошли). Едем дальше. Пересекаем мост и едем через поле. Вскоре, у линии надолбов, эта дорога сольется с дорогой Громово-Соловьево. На мой взгляд этот маршрут более удобен чем первый т.к. не придется долго трястись по гравийке от Громова.
P.S. На дороге Сосново-Запорожское не доезжая р.Лосевка перед левым поворотом на Удальцово на спуске прямо у дороги справа есть небольшое и малозаметное, но очень любопытное сооружение. Это то ли пулеметная точка, то ли бетонная ячейка. Небольшая бетонная коробка с скошенным углом и забитая придорожным мусором. Вроде бы ничего интересного. Однако это сооружение знаменательно тем, что оно и есть точка "T" в абривеатуре VT-Line (Карельский Вал) . Т.е. Оно самое крайнее в линии Карельского Вала.

Расположение ДОТов, линий обороны см. по схеме №3 При выезде из леса по дороге Громово-Соловьево на поле слева и справа вдоль опушки идут финские позиции. Слева от дороги в лесу есть взорванный ДОТ (скорее это убежище) с несколькими входами. Много раскопов. Братская могила. В середине поля в роще еще одна братская могила. Дальше пересечение с дорогой от парома и линия надолбов, после дачных домиков и моста через речку (где-то рядом с этим мостом была шведская крепость "Тайпале") влево вверх пойдет дорога, которая скоро упрется в частный участок с забором из красного кирпича. На этой дорожке сразу после поворота справа родник. Огромный взорванный ДОТ почему то оказался на этом частном участке, который, к тому же перекрыл дорогу к батарее Каарнайоки (безобразие). ДОТ находиться в самом дальнем конце участка около дороги. Едем дальше по главной дороге на Соловьево. Крутой подъем (много песка). Останавливаемся наверху. Справа, на крутом берегу несколько небольших ДОТов и траншей. Слева на горе в лесу остатки старой русской крепости (имеет еще название "Суворовский редут"). От нее ничего не осталось кроме груд тесанных валунов и огромного котлована в центре. Проезжаем в Соловьево. Красивый вид на Ладогу, старые избы, лесопилка. К воде подъезжать нельзя - охранная зона, ругаются.
И вот тут слева в глубине лесов находиться знаменитая береговая батарея Каарнайоки. В этом году, со второго раза (в прошлом году пропытка оказалась неудачной), мы наконец ее нашли.
Итак, как найти батарею Каарнайоки .
Проехать на перекрытую частным участком дорогу к батарее можно проехав по параллельной ей еще одной дороге от Соловьева и потом свернув на перемычку (маленькая лесная дорожка). Перемычек там много. Мы ехали по первой (она началась после частных домиков слева в лесу). Перемычка вышла на нужную дорогу сразу за частный участком с красным забором около ДОТа. Дальше по ней направо примерно 4-5 км. Там справа много финских траншей, окопов. Нам надо доехать до большой развилки (перекрестка) двух дорог (по пути будут встречаться несколько отходящих вправо дорог, дорожек и просек но нужен именно перекресток). На нужном перекрестке стоит столбик с щитом, какие-то деревянные конструкции типа скамеек в виде креста и верстовой столбик из бревна с надписью 85/78. Слева леса нет и вид на большой луг (на этот луг уходит пересекающая дорога). Рядом с перекрестком на карте стоит отметка "высота 32". Никуда на перекрестке не сворачиваем и едем дальше. После перекрестка метрах в 100-150 будет поворот направо на лесную дорогу. На повороте стоит щит "Сосновское лесохозяйство", или типа того. Дорога эта выведет через 2,7-3 км на батарею. Там 4 одинаковых бетонных установки под 152 мм орудия, ангар и фундаменты домиков. Между установками по 200 метров. Расположены они почти квадратом. Установки выглядят издалека как плоские земляные купола. Так что можно сразу не заметить. Для ориентира: после поворота с шитом через 2,5 км. дорога раздваивается и потом снова сходиться, при этом лес становиться редким и чисто сосновым. После того как дорога снова сойдется до батареи осталось метров 200. Ищите её слева от дороги, внутри заворота дороги. А ангар справа, ближе к болоту на самой вершине заворота дороги. Для привязки по картам: батарея находиться на отметке "высота 49" . После осмотра можно вернуться к перекрестку или так же как приехали, или проехать по дороге дальше. Дорога заворачивается и выходит через 650 метров на основную дорогу. От этого места до перекрестка примерно 2,6 км., но там не очень хорошая дорога - много ям с водой.
Ища батарею первый (неудачный) раз мы повернули на перекрестке направо (это было наша ошибка, надо было проехать прямо) , проехали метров 300 и встали перед непроходимыми для Гольфа ямами. Вышли и дальше пошли пешком. Примерно через 1,5 км. справа в лесу, метрах в 50 от дороги мы наткнулись на остатки старого финского хутора. К хутору ведет заросшая дорожка. Какой-то бетонный сарайчик, поляна с травой по пояс, старые заготовки бревен. Видели на этой поляне два непонятных деревянных столба высотой метра по полтора. Верх столбов выдолблен и в углублении лежат странные предметы, то ли большие кристаллы (типа горного хрусталя), то ли еще чего. На всякий случай трогать не стали.
Все дороги вполне проходимы для машины (мы на Гольфе проехали даже после сильного дождя). Летом много комаров и слепней.

Координаты объектов батареи Каарнайоки для GPS, все координаты в системе WGS84.
Ангар: N 60°41"28,0" EO 30°25"06,1"
Орудие 1: N 60°41"20,2" EO 30°25"22,4"
Орудие 2: N 60°41"15,9" EO 30°25"07,5"
Орудие 3: N 60°41"24,3" EO 30°25"03,5"
Орудие 4: N 60°41"25,5" EO 30°25"12,6"
нумерация орудий условная, естественно...
(координаты любезно предоставлены Егоровым Андреем)

Укрепузелы "Лауттаниеми" и "Нойсниеми"
Ни там ни там я не был, никаких сведений о состоянии сооружений и проезда к ним у меня нет. Карты получились путем совмещения современных карт и финских схем.


Схема финских оборонительных позиций в районе Тайпале. Фото автора



Бетонированное убежище «Алказар» осенью 1939 года. Конструкция напоминает форт «Ино» в миниатюре. «Talvisodan historia» (том II)



Батарея «Каарнайоки» осенью 1941 года. О. Valiaho «Laatokan linnahheet Taipaleen taisteluissa»


План территории батареи «Каарнайоки». Из архива автора



Территория батареи «Каарнайоки» осенью 2008 года. Крытый склад боеприпасов. Фото автора



Территория батареи «Каарнайоки» осенью 2008 года. Вид артиллерийского дворика сверху. Фото автора


План территории батареи «Ярисевя». Из архива автора



Красноармейцы разгружают машины с боеприпасами. Декабрь 1939 года. Фото из архива С. Жутяева



Финские резервисты строят дерево-земляное укрытие для личного состава в районе деревни Кирвесмяки. Декабрь 1939 года. «Talvisodan historia» (том II)



Сектор обстрела восточного ДОТа у ручья Мустаоя. Снимок был сделан осенью 1941 г. Именно здесь переправлялись и гибли красноармейцы 222-го стрелкового полка 49-й дивизии РККА. «Talvisodan historia» (том II)



Брошенная финнами при отступлении закрытая позиция полевой артиллерии. Фото из архива С. Жутяева



Красноармейцы перед землянкой. Фото из архива С. Жутяева



Советские артиллеристы у орудия. Фото из архива С. Жутяева


Схема финских укреплений в районе Кивиниеми и их секторов обстрела, составленная капитаном А. Н. Залесским в октябре 1940 года. Из архива О. Алексеева


Финские наблюдатели у озера Суванто-ярви. «Talvisodan historia» (том II)



Финские солдаты 19-го пехотного полка в окопе 5-го опорного пункта в Теренттиля. Январь 1940 года. U. Kahonen «Voittamattomat Pataljoonat»



Красноармейцы в наступлении на исходных позициях. «Talvisota. Kronikka»


Даже через год после окончания Финской войны о ней вспоминали с содроганием. На обороте фотографии двух красноармейцев нехитрые стихи: «Эх, были года, были друзья, были здоровы как никогда. Но зверский финфронт, искалечил как он. И теперь мы вдвоем вспоминаем о нем». 07.03.1940, г. Рига. Из архива автора


Боевые действия в районе Эйряпя и Вуосалми 5–13.03.1940. Из архива автора



Один из бетонных противотанковых надолбов ВКТ-линии, установленных в районе Тайпале. На нем ясно видна дата его изготовления - 28 октября 1943 года. Фото автора



26-летний юрист-стажер Роджер Старк был призван в финскую армию в январе 1940 года. После прохождения ускоренных военных курсов, он получил звание младшего лейтенанта («вянрикке») и был направлен на фронт в составе 21-й «фарфоровой» пехотной дивизии. 24 февраля 1940 года он был убит прямым попаданием снаряда в районе финской четвертой опорной позиции в Теренттиля. В августе 1998 года его останки были обнаружены и идентифицированы по «смертному медальону» группой поисковиков и переданы в Финляндию для захоронения. «Vapautemme hinta». Фото О. Алексеева


Обелиск над братской могилой финских солдат на Тайпале. Фото автора


Обелиск над братской могилой советских солдат на Тайпале. Фото автора