Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Численность населения древнего города микены. История археологических раскопок

Город Микены в Греции

Микены – древний город Греции, который был одним из центров первой греческой (микенской) цивилизации и культуры. Сегодня Микены представляют собой руины в 90 км на юго-запад от Афин.

Про Микены известно практически всем, но особенно интересующимся историей, археологией или литературой античности. Так, например, в Микенах жил царь Агамемнон, под чьим предводительством ахейцы пошли на Трою. Здесь же была обнаружена одна из самых известных археологических находок – золотая маска.

Транспорт в Микены

Добраться до Микен можно на автобусе из Афин, Араксоса или Каламаты, куда летом прилетает много чартерных рейсов из разных стран. Из афинского автобусного терминала А автобусы до Микен ходят с 06.00 до 22.00, время в пути составляет 2,5 часа, проезд стоит 12 евро.

Поскольку Микены находятся в руинах, транспорта как такового там нет. Можно приехать в Микены на арендованном автомобиле или заказать экскурсию и отправиться в город на автобусе с гидом.

Микены на карте Греции

Как видно на карте, Микены находятся на полуострове Пелопоннес, юго-западнее Афин. Чтобы получше рассмотреть расположение города, вы можете увеличить или уменьшить карту.

Микены находятся в 50 км от курорта Лутраки, поэтому погода там похожа. Более подробную информацию вы можете посмотреть в специальном разделе Погода в Греции на нашем сайте.

Достопримечательности Микен: что посмотреть

Главные достопримечательности Микен – крепостные стены на холме и Львиные ворота. Последние представляют собой вход в акрополь. Что касается стен, то они поражают своими размерами. В некоторых местах толлщина стен достигала 17 метров, так что внутри стен даже устраивали галереи и казематы. Сами стены построены таким образом, чтобы город был защищен со всех сторон от любых нападений. Простые любди поднимались на холм по запутанным тропинкам, но делали это редко: стены казались им обителью богов. А вот аристократы добирались до крепости по вымощенной камнем дороге, которая проходила как раз через Львиные ворота.

В центре Микен сохранились мегароны царя и царицы. Судя по их расположению, архитектуре и декору, они относятся к XIV веку до н.э., что не имеет аналогов в мире.

Стоит посетить и Археологический музей в Микенах, где вы сможете поближе познакомиться с историей и культурой Микен и узнать много интересного о найденных здесь предметах.

Пляжи Микен

Сами Микены находятся не на побережье, ближайшие пляжи находятся в Коринфии (там они прекрасно оборудованы, туристическая инфраструктура хорошо развита; бирюзовая вода отлично сочетается с оливковыми деревьями и соснами, которые растут на побережье), в Илии (здесь прекрасные не только общественные, но и дикие песчаные пляжи), Лаконии (здесь много уютных привлекательных бухт) и Мессинии (изрезанная и очень живописная береговая линия манит многих туристов).

  • Горящие туры в Грецию
  • О Микенах слышал каждый, кто интересуется историей древнего мира, археологией или античной литературой. Здесь жил царь Агамемнон, предводитель похода ахейцев на Трою , Арголидская долина, в которой находятся Микены, была воспета в греческих мифах . Город был настолько важен в жизни региона, что первую греческую цивилизацию стали называть микенской. Именно в местном акрополе Генрих Шлиман обнаружил золотую маску, одну из самых знаменитых археологических находок мира

    Немного истории

    Мифы гласят, что город построил Персей, а укрепления, сложенные из огромных каменных плит, возвели огромные одноглазые чудища - циклопы, ведь считалось, что обычному человеку не под силу построить что-либо столь грандиозное.

    Географическое положение Микен и его достижения стали причиной того, что город не раз становился ареной борьбы за власть. Жестокость завоевателей и их изощренные методы борьбы отразились в легендах и мифах, которые причудливо переплетаются с реальными историческими событиями. Долгое время считалось, что Троя и Микены лишь фантазия античных авторов, но энтузиазм одного человека изменил представления всех ученых о древнем мире.

    Вечный покой представители царской династии обретали в шахтных усыпальницах. Одна из самых известных - сокровищница Атрея, она представляет собой коридор длиной около 36 метров, который заканчивается купольным помещением. Над всем сооружением - гигантская каменная плита, вес которой около 120 тонн, и до сих пор не разгадана загадка, как же древним зодчим удалось поднять ее на такую значительную высоту.

    Развлечения и достопримечательности Микен

    Крепостная стена имеет длину около 900 метров, и ее монументальность поражает: некоторые глыбы весят более 10 тонн, а высота стены местами доходила до 7,5 метра. Толщина же стен порой достигала 17 метров, что позволило устроить внутри стены казематы и сводчатые галереи. С военной точки зрения конструкция стены была хорошо продумана: все участки были построены были так, чтобы максимальным образом защитить город от любых нападений. С точки зрения простого люда, жившего в окрестностях Микен, крепость была своего рода обителью богов; на холм, где она стояла, поднимались лишь по особым случаям, используя для этого многочисленные запутанные тропинки.

    Для аристократов же к крепости вела дорога, вымощенная камнем, подходила она к сохранившимся до наших дней «Львиным воротам», через которые проходил путь к царскому дворцу. Эти ворота представляют собой сооружение из трех огромных, слегка обработанных камней, над которыми высечены из камня две геральдические львицы, олицетворяющие могущество династии Атридов.

    С точки зрения специалистов по геральдике, эта композиция не имеет аналогов в мире.

    В центре Микен находятся мегароны царя и царицы. В мегароне царя явственно видны балкон, преддверие и тронный зал. Пол и стены помещений украшены фресками, каждый из элементов тронного зала имеет почти сакральный смысл. По мнению специалистов, сооружения эти относятся к 14 веку до н. э., а некоторые элементы - к более раннему периоду. Это единственные в мире столь древние монументальные постройки.

    • Где остановиться: Тем, кто желает сочетать пляжный отдых с экскурсиями, имеет смысл выбрать один из курортов живописной Мессинии - например, популярную Каламату , шумный Лутраки , спокойный Пилос или элитный Коста-Наварино . Если вы жизни не мыслите без античности, к вашим услугам «экскурсионные» отели Коринфа . В Каламбаке и Эпидавре гостиниц почти нет, только несколько базовых заведений «для своих».
    • Что посмотреть: Щедрые на археологические сокровища просторы полуострова Пелопоннес – парящие на скалах монастыри Метеоры (и отправную точку к ним – скромную деревушку

    III тысячелетие до н. э. в истории материковой Греции характеризуется всё большим распространением металлов. Раннеэлладские племена были уже знакомы с их обработкой: в Зигури (южнее Коринфа) найдено остриё бронзового кинжала, в Герее (Аркадия) - золотой предмет; серебро использовалось иногда для булавок. Захоронения того времени были обычно коллективные; они размещались в узких колодцеобралных и высеченных в скале могилах. Поселения, как правило, расположены на холмах. Нет никаких следов имущественного и социального расслоения этих племён. Только в районе Тиринфа в древнейших слоях вскрыт фундамент круглой большой постройки, которая, возможно, представляла собой хижину племенного вождя. Очевидно, раннеэлладские племена жили в условиях первобытно-общинного строя.

    Около 2500 г. в Фессалии возникает так называемая культура Димини, родственная культурам придунайских племён, и в частности трипольской. Для неё характерны оборонительные стены, которые возводились вокруг поселений, и прямоугольный дом с мегароном(Мегароном называлась в более позднее-«гомеровское» время центральная комната в греческих домах. Она представляла собой прямоугольное помещение на столбах с отверстием в кровле).

    Носители этой культуры, повидимому, являлись предками некоторых из греческих племён. Эта культура, сосуществовавшая с раннеэлладской, постепенно распространяется на юг вплоть до Крита.

    Раннеэлладские племена говорили, очевидно, на языке, не принадлежавшем к числу индоевропейских. В древнегреческий язык вошло большое число слов с основами, оканчивающимися на -нт (-нф) и -се, отсутствующими в других индоевропейских языках. К этим словам наряду с такими географическими названиями, как Коринф, Тиринф, Олинф, принадлежат наименования многих растений: гиацинт, нарцисс, кипарис и многие другие. Повидимому, всё это является наследием в греческом языке, полученным от раннеэлладских, догреческих племён, населявших материковую Грецию в III тысячелетии до н. э. Раннеэлладские племена были родственны древнейшему населению Малой Азии, так как и здесь встречаются сходные географические названия. Образцы характерной для этого периода керамики были обнаружены и в древнейших слоях Трои, а также на Крите.

    Древние греки называли догреческое население страны пеласгами, карийцами или лелегами. Эти племена заселяли Эгеиду с периода неолита. Они, повидимому, не принадлежали к числу народов индоевропейской семьи языков.

    Между 2200 и 2000 гг. до н. э. южная часть Балканского Среднеэлладскии полуострова подвергалась опустошительному нашествию. (XXI - XXII до н.э). Волна греческих племён (сами греки называли себя позже эллинами) хлынула в Эгеиду с севера. При раскопках во многих поселениях раннеэлладский слой отделён от последующих прослойкой пепла; другие раннеэлладские поселения были вообще покинуты своими жителями. Завоевателей принято называть миниями, так как характерные для них предметы (серая посуда) были найдены впервые в Орхомене в Беотии, где, согласно греческим преданиям, жили легендарные минии. Серая минийская посуда была сделана из хорошо размятой глины, которая после обжига приобретала темно- или светлосерый цвет. Минийскай серая керамика, современная упомянутой выше критской керамике типа камарес, датируется первыми веками II тысячелетия.

    Начало среднеэлладского периода совпадает во времени с появлением хеттских племён в центральной и восточной части Малой Азии, говоривших на языке, принадлежавшем к индоевропейской семье. Минии, повидимому, принесли с собой греческий язык.

    Античные источники в общем довольно точно указывают границы расселения отдельных эллинских племён на протяжении почти всего II тысячелетия до н. э. вплоть до начала следующего вторжения - переселения дорийцев. Данные древних писателей подтверждаются изучением районов распространения различных греческих диалектов. Три основные группы греческих племён - ионийцы, ахейцы и эолийцы- расселились на территории материковой Греции: ионийцы жили в Аттике и в северовосточной части Пелопоннеса, ахейцы заняли почти весь Пелопоннес, эолийцы расположились в Фессалии и Средней Греции, за исключением Аттики. В течение почти всего II тысячелетия ахейские племена, жившие в наиболее плодородных районах и находившиеся ближе к древнейшим - догреческим центрам культуры (прежде всего к Криту), развивались значительно быстрее, чем другие греческие племена; они первыми создали классовое общество и государство и распространились по всей территории Эгеиды. Ахейцами, в частности, было создано и Микенское царство, сыгравшее важную роль в истории древнейшей Греции.

    Племена среднеэлладской культуры занимались в основном земледелием и скотоводством. В их селениях найдены пшеница, ячмень, просо, лук-порей, горох, бобы, чечевица и горшки с желудями, вероятно, употреблявшимися в пищу. Во многих минийских домах встречаются светильники, в которых горючим материалом служило оливковое масло. Обнаружены также кости быков, овец, коз и ослов, что свидетельствует о развитии скотоводства. Минии занимались и рыбной ловлей. В Филакопи, на острове Мелос, найдена ваза XVIII или XVII в. до н. э.,на которой изображена вереница идущих вдоль ручья людей, держащих в каждой руке по рыбе.

    Мининская керамика, в отличие от раннеэлладских сосудов, делалась уже на гончарном круге. На протяжении пяти веков среднеэлладского периода керамика прошла значительный путь развития. Более поздняя минийская керамика, сосуществовавшая, впрочем, с серой, отличается жёлтым цветом, что, вероятно, было обусловлено усовершенствованием гончарных печей и повышением температуры обжига. На орнаментах жёлтой мининской посуды впервые заметно некоторое критское влияние. Глиняных сосудов в минийских домах встречается очень много; наряду с кухонной посудой грубой отделки при раскопках находят тонкостенные сосуды, громадные пифосы - сосуды для хранения продовольствия, изящные кубки; обнаружены также специальные сосуды для воды, вина, оливкового масла и т. д. Орнамент жёлтой минийской керамики среднеэлладского периода почти незаметно переходит в позднеэлладский.

    Частые находки боевых бронзовых топоров, украшений из драгоценных металлов и, реже, металлической посуды свидетельствуют о значительном прогрессе в технике обработки металлов по сравнению с раннеэлладской культурой.

    Минийские племена жили ещё в условиях первобытно-общинного строя. Захоронения их, известные в числе нескольких сот, производились в так называемых ящичных могилах. Тело покойника обычно в скорченном положении помещалось как бы в каменный ящик из известняковых плит; в могилы клалось мало инвентаря. Всё же, если судить по предметам домашнего обихода, уже намечаются некоторые различия в имущественном положении отдельных семей.

    Позднеэлладский период (XVI - XII вв. до н. э.)

    Позднеэлладский период продолжался примерно с 1600 по 1100 г. до н. э. В истории материковой Греции это время называется также микенским, по имени главного центра культуры того периода - Микен. Количество археологических памятников очень велико. Наиболее выдающиеся памятники происходят из пелопоннесских центров этой культуры: Микен, Тиринфа и Пилоса. Однако позднеэлладские предметы находят в больших количествах во всём Восточном Средиземноморье, вплоть до Египта и Угарита (Финикия). Крупные центры микенской культуры характеризуются монументальными архитектурными сооружениями (дворцы, крепостные стены, громадные гробницы), большим количеством драгоценных металлов, высокохудожественными ремесленными изделиями, многими вещами, привезёнными из стран Востока и даже Прибалтики (янтарь). Но основная масса поселений - а их раскопано не менее сотни - по своему инвентарю и, следовательно, образу жизни обитателей не многим отличается от тех же поселений предшествующего периода. Зато в главных центрах микенской культуры, в частности в самих Микенах, заметна постоянная, иногда изумительно быстрая эволюция материальной культуры.

    Наиболее показательно для этого времени изменение в формах захоронений; на протяжении всего III и II тысячелетий насчитывается 5 основных групп погребений: ямные, ящичные, шахтовые, камерные и купольные. Ямные могилы представляют собой овальные или прямоугольные углубления в земле, обычно скалистой; на тело покойника клали глиняные миски; эти захоронения характерны для ранне- и среднеэлладского времени, но встречаются и в поздний период.

    Одновременными ямным погребениям являются и описанные выше ящичные могилы. Инвентарь обеих этих групп могил исключительно беден, что, возможно, объясняется низким уровнем развития производительных сил в ранний периоды, а для последующего времени также и тем, что в таких могилах хоронили простых людей.

    Следующим, наиболее важным памятником Микен являются шахтовые гробницы. Эти прямоугольные, несколько вытянутые гробницы были вырублены в мягкой скале на глубину от 0,5 до 3-4 м; они представляют собой дальнейшее развитие ямных и ящичных погребений. Инвентарь этих гробниц поражает обилием изделий из золота. В них также найдено много изделий из бронзы и серебра. В могилах обнаружен янтарь, страусовые яйпа и другие явно привозные предметы. Художественные произведения в этих гробницах свидетельствуют о влиянии критского искусства, хотя тематика изображений значительно отличается от критской. В гробницах найдена также минийская керамика. Расположены гробницы среди среднеэлладских могил. Очевидно, это были захоронения правителей.

    Четвёртым видом погребений являются камерные гробницы, строившиеся внутри холмов. Вход в погребальную камеру вёл через открытый коридор-дромос. Камеры представляют собой семейные склепы. Их инвентарь состоит из оружия, орудий производства, украшений, предметов домашнего обихода и т. д. Такие гробницы были обнаружены не только в Микенах, но и на всей территории распространения микенской культуры. Эти гробницы считают усыпальницами аристократических семей.

    Последняя группа погребальных сооружений - купольные гробницы позднеэлладского периода, являющиеся большими (диаметром до 14 м) сооружениями каменной кладки; высота их примерно равна диаметру основания. В архитектурном отношении эти гробницы являются дальнейшим развитием камерных гробниц; они также снабжены дромосом. Таких гробниц обнаружено несколько десятков, в том числе 9 в районе Микен. Большинство этих гробниц было разграблено ещё в древности, однако сложность их сооружения и сохранившийся в некоторых гробницах инвентарь дают право считать их местами погребения царей, которых условно называют царями «династии купольных гробниц».

    Микены

    Микены расположены на Пелопоннесе, на полпути между Коринфом и Аргосом. Микенский холм был заселён с начала III тысячелетия. Благодаря удобному положению в центре небольшой, но плодородной равнины, наличию водного источника - Персей и, наконец, недоступности холма для противника поселение постепенно расширялось. В среднеэлладский период была сооружена оборонительная стена вокруг вершины холма и построены дома на соседних возвышенностях. У западного склона вершины холма было расположено кладбище, на котором находились шахтовые гробницы.

    В период, когда сооружались шахтовые гробницы, микенское общество переживало подъём. Богатство инвентаря шахтовых гробниц свидетельствует о значительном развитии производительных сил во время перехода к позднеэлладскому периоду. Широкое применение бронзы, обилие драгоценных металлов и их щедрое использование - явный показатель происшедшего уже отделения ремесла от земледелия и длительного накопления трудовых навыков у микенских ремесленников. Наличие вещей иноземного происхождения свидетельствует о связях, возможно торговых, с далёкими странами. Совокупность находок в шахтовых гробницах даёт основание считать микенское общество того времени уже обществом классовым. Рабовладельческое общество возникло в Микенах в результате внутреннего развития. Все археологические данные свидетельствуют о местных корнях микенской культуры.

    В начале XV в. до н. э. в Микенах, повидимому, пришла к власти упоминавшаяся выше «династия купольных гробниц», продержавшаяся по крайней мере до 1300 г. до н. э. В это время наиболее ощутимо влияние критского искусства. Как говорилось ранее, из расшифровки линейного письма Б неизбежно следует, что именно в это время ахейцы завоевали Кносс. Победители, несомненно, вывезли на родину не только много предметов критского искусства, но, возможно, и критских ремесленников. В это же время значительно расширяются связи Микон с другими странами. В Эль-Амарне (Египет), например, найдено 19 микенских ваз - видимо, подарок фараону Эхнатону. Большое количество микеискои керамики найдено в Трос и Милете (западное побережье Малой Азии), на острове Кипр и даже в Угарите (Финикия).

    В XIV в. до н. э. в Микенах наблюдается значительное строительство. Расширяется и укрепляется Микенский акрополь (кремль), строятся циклопические стены с так называемыми Львиными воротами. На вершине холма возводится новый дворец с мегароном, тронным залом, святилищем. Стены дворца расписываются высокохудожественными фресками. Каменной оградой в это время были обнесены и шахтовые гробницы. Много новых домов, раскапываемых в настоящее время, было построено на прилежащих холмах. В искусстве заметна борьба против критского влияния; критские цветочные и морские мотивы становятся всё более условными и, наконец, уступают место линейному орнаменту со многими лентами и спиралями.

    К этому времени относится создание сети дорог, связывающих Микены с Арголидским и Коринфским заливами. Сохранившиеся до настоящего времени остатки мостов,насыпей из булыжника и т. д. показывают, что все эти дорожные сооружения были построены по единому плану. Наличие развитой дорожной сети свидетельствует о том, что Микены в это время были столицей какого-то небольшого, централизованного государства. Находки микенской керамики вне материковой Греции становятся, можно сказать, массовым явлением. Особенно много такого рода находок сделано на островах Эгейского моря и в южной части Малой Азии. Микенского типа купольная гробница найдена в Колофоне (малоазийское побережье). Это было время наибольшего расцвета и распространения микенской культуры.

    В середине позднеэлладского периода начинается ослабление Микен. Жители, повидимому, ожидали нападений. Раскопки показывают, что все источники воды были подведены к северным воротам акрополя, а в его северо-восточном углу была сооружена глубокая подземная цистерна, куда вливались воды источника Персей. Одновременно перестраиваются и оборонительные сооружения Тиринфа. В XIII в. до н. э. прекращаются связи с Египтом.

    Исходя из подсчётов античных авторов, войну ахейцев, возглавлявшихся царём Микен Агамемноном, против Трои, описанную в греческом эпосе-«Илиаде»,следует датировать началом XII в. (1194-1184 гг. до н. э.). Археологические данные свидетельствуют о том, что в эти годы ахейцы находились в связи с северо-западным побережьем Малой Азии и что Троя примерно в это время подверглась разрушению. «Илиада» в поэтической форме отразила, повидимому, действительно имевшее место военное столкновение между ахейцами и троянцами.

    Другие центры микенской культуры

    Сооружения, аналогичные микенским, были найдены в Тиринфе, Пилосе, Фивах и некоторых других местах. Раскопанный ещё в прошлом веке Тиринфский дворец находился на расстоянии около 15 км от Микен. Он так же был построен на крутом холме и окружён почти неприступными стенами. Внутренняя планировка этого дворца аналогична микенской. И здесь имеется мегарон, а стены покрыты фресками в микенском стиле.

    Несколько позже был построен дворец в Пилосе (Мессения). Недалеко от Пилоса находится купольная гробница. В верхних слоях Пилосского дворца ещё при начале раскопок было найдено множество хозяйственных документов - глиняных табличек со знаками линейного письма Б. Пилосский дворец сгорел или был сожжён в начале XII в. до н. э.


    Следы микенской культуры обнаружены и в Лаконике (юго-восточная часть Пелопоннеса). Главным её центром в позднеэлладский период были Амиклы; кладбище местных правителей находилось вблизи современной деревни Вафио. В гробницах было найдено большое количество предметов искусства, в том числе два прекрасных золотых кубка. В Центральной Греции более крупные поселения были открыты в Фивах, Афинах и ряде других мест. К концу позднеэлладского периода относятся следы ирригационных сооружений на Копаидском озере в Беотии.

    Дворцы с их большими комплексами монументальных построек были лишь островками в море селений, так сказать, деревенского типа, обитатели которых жили в условиях, немногим отличающихся от предыдущего времени. Таких поселений в одной только материковой Греции раскопано несколько десятков. В Кораку, Эвтресисе и многих других селениях не найдено никаких монументальных построек, нет привозных вещей, очень мало ремесленных изделий, за исключением глиняных сосудов.

    Состояние производительных сил в позднеэлладское время.

    Микенское время - расцвет бронзового века. Из бронзы делались самые разнообразные орудия труда, вооружение, сосуды, украшения и т. д. В районе Микен были найдены бронзовые слитки, топоры, ножи, перстни, гвозди, дверные шарниры и др. В несколько меньшем объёме применялись другие металлы. Из олова делалась кухонная посуда; даже глиняные сосуды изготовлялись с подражанием металлическим образцам. В Немее, севернее Микен, найдены остатки медного рудника. Некоторые учёные предполагают, что источником богатства Микен является разработка месторождений меди. Золото и серебро относительно широко применялись для изготовления всякого рода украшений. Однако такие украшения были дороги и носились только богатыми.

    Вопреки долго распространённому мнению, микенская Греция была знакома и с железом, которое, однако, использовалось только для предметов роскоши. В слоях того времени найдено несколько железных колец, подвесок, пуговиц; в Тиринфе обнаружена железная арфа. Лишь в конце позднеэлладского периода была освоена техника плавления железа, по образцу плавки меди, но всё ещё при довольно низких температурах: в шлаках микенского времени очень высок процент содержания железа.

    Главной отраслью производства было, несомненно, земледелие и связанное с ним скотоводство. В этот период продолжали сеять пшеницу и ячмень, сажали горох, бобы, чечевицу. Во многих домах найдены кладовые с пифосами, наполненными зерном. Специальное зернохранилище было обнаружено в Микенах. О значительном развитии масличных культур и виноделия свидетельствуют материалы раскопок домов вблизи Микенского акрополя, условно называемые археологами домами «торговца оливковым маслом» и «торговца вином». В первом из них было найдено 39 табличек с надписями линейным письмом Б, в которых учитывался приход и расход оливкового масла.

    Разводился в это время крупный рогатый скот; имеются данные о разведении овец и свиней. В одной из шахтовых могил найдено изображение лошади, которая запрягалась тогда только в боевые колесницы. Для перевозки грузов применялись ослы и мулы. Ряд косвенных данных - значительный рост населения, использование большого числа людей на крупных постройках, развитие ремёсел - приводит к выводу, что производительность труда в сельском хозяйстве должна была к этому времени значительно возрасти.

    Большие сдвиги произошли в ремесле. Строительство дворцов, оборонительных стен, гробниц, дорог и т..д. настоятельно требовало новых орудий производства. Микенские строители использовали несколько видов долот, свёрл, различные молоты и пилы; для обработки дерева применялись топоры и ножи. В Микенах были обнаружены пряслица и грузила от ткацких станков.

    Крупные размеры микенских построек говорят о довольно высоких знаниях строителей, длительных трудовых навыках каменщиков, большом умении резчиков по камню и ряда других работников. Громадные каменные блоки весом иногда в десятки тонн, из которых были построены оборонительные стены Тиринфского дворца, доставлялись из каменоломни, отстоящей от Тиринфа на добрый десяток километров. Камни для построек вначале обрабатывались тяжёлыми молотами, затем их резали уже бронзовой пилой. Применение системы противовесов и кронштейнов и установка водосточных труб требовали довольно сложных расчётов. Характерно единообразие точно выработанных приёмов кладки стен на всей территории распространения микенской культуры.

    Позднеэлладские гончары делали посуду самых различных размеров - от маленьких кубков до громадных сосудов. Глина была хорошо очищена, стенки сосудов изготовлялись тонкими, поверхность ваз нередко полировалась, обжиг был высококачественным. В Зигури найден большой склад керамики, в котором насчитывалось несколько сот чаш, блюд, кувшинов и т. д. Наличие столь больших запасов посуды в маленьком поселении, расположенном вдали от крупных центров, свидетельствует о значительном развитии гончарного дела.

    Совокупность всех этих данных показывает, что ремесло уже отделилось от земледелия и стало самостоятельной отраслью производства. Большая часть ремесленников работала при дворцах местных правителей и была занята производством оружия, строительством, создавала предметы роскоши. Другие, как, например, гончары, вырабатывали предметы широкого потребления.

    Внутренняя торговля была развита слабее, чем внешняя. В микенскую Грецию кроме олова ввозились исключительно предметы роскоши. Для сравнения напомним, что в это время на Крите уже встречаются слитки из меди, по форме напоминающие бычью шкуру и игравшие, вероятно, роль денег.

    Общественные отношения

    После того, как был найден ключ к чтению свыше 3 тыс. кносских я пилосских табличек со знаками линейного письма Б, которые в течение полувека представляли собой загадку для исследователей, становится возможным дать общую картину социальных отношений микенского и позднеминойского общества.

    Таблички представляют собой архив главным образом царского и храмового хозяйства. Повидимому, значительную часть лиц, упоминаемых в текстах, составляют рабы. В очень многих случаях указывается место происхождения рабов,обычно это какие-либо греческие поселения, но в Пилосе были рабы и из Кносса. Учитываются в табличках и дети рабынь. В особых случаях перечисляется довольно большое количество мальчиков и девочек, пожертвованных храмам различных греческих богов. Вообще, если судить по данным табличек, большинство рабов принадлежало храмам. Упоминаются в надписях рабы, занятые в скотоводстве и ремесле; многие были посажены на землю и обязаны поставлять храмам определённое количество продовольствия. Пилосские таблички заключают в себе много сведений о доэлой. Этот термин, вероятно, соответствует греческому дулой, обозначавшему рабов. Группа называемых этим термином лиц насчитывает многие сотни человек. Таким образом, пилосские таблички полностью подтверждают рабовладельческий характер греческих обществ микенского периода.

    Аграрные отношения, если судить на основании тех же текстов, были примерно следующие. Часть земледельцев владела земельными участками; о других говорится как об арендаторах. Арендаторы земли вносили плату за свои участки натурой. Выше указывалось, что многие храмовые рабы были также посажены на землю, очевидно, принадлежавшую храмам. Наряду с этим в табличках говорится и о царских участках, обозначаемых термином теменос, встречающимся и в гомеровском эпосе. Очевидно, расслоение свободного земледельческого населения было уже значительным.

    Довольно много и в пилосских и в кносских табличках говорится о ремесленниках. Перечисляются чаще всего кузнецы, которым выдаётся металл, вероятно в слитках, и которые сдают готовую продукцию; кузнецы получают за это продовольствие; им даются и рабы. В табличках иногда идёт речь о значительных количествах металлических изделий; в одной надписи упомянуто 217 топоров, в другой 50 мечей, в третьей 462 пары колёс. Кузнецы, так же как земледельцы, получали определённые задания, но были освобождены от поставок продовольствия. Ткани, белые и цветные, и одежда производились рабынями, которые также сдавали определённое количество готовой продукции.

    Относительно мало говорится в табличках о господствующем классе рабовладельцев; упомянуты басилеи - термин, которым обозначались племенные вожди («цари») в гомеровских поэмах. Однако они играли ещё сравнительно скромную роль. В текстах упоминаются жрецы и некоторые другие категории знати.

    Отношения собственности на землю, наличие значительных храмовых хозяйств и состав господствовавшего класса рабовладельцев, в котором большую роль, повидимому, играли жрецы, делает общество микенского периода более сходным с обществами некоторых ранних восточных рабовладельческих государств, чем с позднейшими рабовладельческими обществами Греции.

    Падение микенской культуры

    В XIII в. до н. э. выступают всё более отчётливо признаки ослабления микенского общества; внешние связи постепенно уменьшаются; в самих Микенах ведется только оборонительное строительство. Вскоре наступает окончательное падение микенской культуры. Археологические раскопки показывают, что в это время совершенно прекращается строительство; отсутствуют данные о внешних связях; даже местной керамики становится несравненно меньше. Такая же картина упадка наблюдается и в Тиринфе. Только в Афинах, как это было выяснено сравнительно недавними раскопками, в XIII и XII вв. до н. э. идёт интенсивное оборонительное строительство. В Афинах были укреплены стены акрополя, расширена система оборонительных сооружений и вырыт проход к источнику воды на глубину 30 м ниже уровня акрополя.

    Эти мероприятия проводились перед лицом общей угрозы для всего микенского мира. Такой угрозой, повидимому, было вторжение племён дорийцев. Наряду с ионийцами, ахейцами и эолийцами, дорийцы представляли собой одну из основных групп древнегреческих племён. По свидетельству античных авторов, переселение дорийцев началось спустя 80 лет после падения Трои, следовательно, в самом конце XII в. дон. э. Археологические данные подтверждают, что падение Микен произошло в последней трети XII столетия до н. э. Представляется несомненным, что микенское общество пало под ударами племён дорийцев.

    При анализе причин падения рабовладельческой микенской культуры обычно указывается на то, что дорийцы имели вооружение из железа и что мощь микенского общества была подорвана длительной Троянской войной. Это объяснение далеко не достаточно. Упадок микенской культуры начинается по крайней мере за столетие до переселения дорийцев. Данные пилосских надписей доказывают, что в Пилосе имелись массы жестоко эксплуатируемых рабов и безземельных. Именно эта причина должна была в решающей степени ослабить сопротивляемость рабовладельческого микенского общества перед лицом дорийских племён, которые не знали ещё острых классовых противоречий. К тому же ранние рабовладельческие микенские общества сложились только в немногих центрах Пелопоннеса и, возможно, Средней Греции; основная масса окружающего населения жила ещё в условиях, близких к условиям предшествующего периода и, вероятно, также подвергалась эксплуатации микенских и других рабовладельцев. Все эти обстоятельства и предопределили крушение микенской культуры.

    Несмотря на быстрое падение ранних рабовладельческих обществ микенской Греции, они сыграли довольно большую роль в дальнейшем развитии греческой культуры, которая многое унаследовала от обществ позднеэлладского периода. Местное население не было уничтожено дорийцами; культура греческих племён I тысячелетия до н. э. многими своими корнями уходит в микенский период.

    Рядом с деревней Микинес на полуострове . В прошлым являлся крупнейшим центром Микенской цивилизации, в настоящее же время это главнейшая достопримечательность периода античности. Датируется вторым тысячелетием до н. э. В письменных источниках впервые упоминается еще Гомером.

    Согласно мифам, Микены были основаны Персеем, убийцей Медузы Горгоны. Здесь жили потомки Даная и переселившихся из Элиды амифаонидов. В 468 г. до н.э. город был уничтожен аргосцами. Руины включены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1999 году.

    Достопримечательности

    Остатки древнего города – это музей под открытым небом, который обнесен 900-метровой стеной, сложенной из огромных камней.

    Главные достопримечательности Микен:

    • Львиные ворота, охранявшие вход в цитадель,
    • купольные гробницы (толосы),
    • мегароны царя и царицы,
    • королевское кладбище,
    • дворец Агамемнона,
    • гробница Агамемнона.

    Посещение археологического парка платное. Единый билет стоит 8 евро (дети до 18 лет - бесплатно) и действует при посещении Микенского акрополя, «Сокровищницы Атрея» и Археологического музея.

    В 7 км к югу от Микен находится Аргив-Эрейон (Иреон Аргивский), который является святилищем Геры. Открыт для посещения ежедневно, в сезон с 8:30 до 15:00. Вход бесплатный.

    Видео

    Как добраться до Микен

    Древние руины находятся примерно в 90 км от города и рядом с городом Аргос. Добраться до Микен из Афин можно на автобусе, который отправляется с междугороднего автовокзала КТЕЛ Афинон. Ехать 2 ч, проезд стоит 12 евро.

    Также можно доехать на такси из любой точки Пелопоннеса. К городу также организуются экскурсии.

    Отели

    Рядом с археологическим парком расположена деревня Микинес (в 2 км), где есть несколько отелей, в которых можно остановиться на ночь, а на утро отправиться на осмотр древнего города.

    Побольше выбор жилья в городе Аргос, являющийся ближайшим к Микенам крупным населенным пунктом. Забронировать отели можно на

    Микены - древний город, построенный во втором тысячелетии до нашей эры. Являлся одним из центров Микенской культуры, а затем греческой цивилизации. Сейчас от него остались только развалины. Микены были заброшены примерно в 1100 году до нашей эры и пребывали в таком состоянии, пока в 1874 году город не обнаружил знаменитый археолог Генрих Шлиман. От Афин до сюда совсем не далеко - около 90 километров.

    Прогулку по Микенам начнём от Сокровищницы Атрея. Это гробница, которая была построена около 1250 года до нашей эры. Название условное и точно никто не знает, кто именно здесь был захоронен, но предполагают, что это был один из правителей Микен.

    Вход в гробницу

    Плита над входом весит 120 тонн

    Купол гробницы. Каменная кладка держится без какого-либо раствора

    Перемещаемся в микенский акрополь. Вид на древний город

    Подходим ближе

    Стены древних Микен созданы при помощи так называемой циклопической кладки, когда огромные тёсанные глыбы держатся друг на друге только за счёт собственного веса без какого-либо раствора. Название "циклопическая" пошло ещё от древних греков - с течением времени люди считали, что поднимать такие глыбы человеку не под силу, и подобное строительство приписывали мифическим циклопам

    Львиные ворота построены в середине 13-го века до нашей эры

    Барельеф над Львиными воротами, от которого они и получили своё название

    Львиные ворота с другой стороны

    Могилы круга A. Именно здесь Шлиман нашёл знаменитую золотую маску Агамемнона. Саму маску вы также увидите чуть ниже

    Львиная могила примерно датируется 1350 годом до нашей эры и называется так не потому, что там хоронили львов, а потому что на стенах были найдены их фигуры. Над ней был такой же свод, как и над Сокровищницей Атрея, которую показывал выше, но он рухнул

    Ещё пара видов на развалины

    В Греции знают, что коты привлекают значительно больше внимания туристов, чем какая бы то ни было античность, поэтому их полно возле любых достопримечательностей

    На территории древних Микен работает археологический музей

    В основном здесь представлена различная античная керамика, найденная в окрестностях

    Просто красавцы

    Древние письмена

    Фрагменты древней фрески

    Древние украшения

    Различные аксессуары знатных людей

    Золотая маска Агамемнона была найдена здесь в 1876 году, но в музее выставлена копия знаменитой маски. Оригинал же находится в в Афинах, где мы с вами недавно были. На самом деле эта маска не принадлежала Агамемнону, так как учёные относят её к более ранней эпохе, но название закрепилось

    Околомикенская природа

    На выезде заехали в сувенирную лавку

    Здесь можно купить не только маленькие сувенирчики, но и вот такие статуи. Цены, разумеется, немаленькие и исчисляются десятками тысяч евро

    Гончар за работой

    Добавлю несколько реконструкций Микен, подготовленных Данилой Логиновым (