Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Автор мир воля и представление. Мир как воля и представление

СПб, Азбука, 2015 г.

Аудио книга немецкого философа XIX века Артура Шопенгауэра "Мир как воля и представление" (1819) - первая из трёх составляющих книги А. Шопенгауэра, вышедшей в серии "Малое собрание сочинений/Артур Шопенгауэр", перевод с немецкого Ю. Айхенвальда (1901), издания СПб, Азбука, 2015 по изданию 1992. Книга "Мир как воля и представление" была издана в 1818 году, второе расширенное издание вышло в 1844 году. В 1948 году издан сокращённый вариант труда Шопенгауэра "Мир как воля и представление" под редакцией Томаса Манна.
Трактат "Мир как воля и представление" состоит из двух обширных серий размышлений по теории познания и философии природы, эстетики и этики. В сборник включены отдельные разделы основного труда Шопенгауэра "Мир как воля и представление", раскрывающие аспекты его философской системы - "Мировой воли": "О ничтожестве и горестях жизни", "Смерть и её отношение к неразрушимости нашего существа", "Метафизика половой любви", "Идеи этики" (включили главы: "К этике", "К учению об отрицании воли к жизни" и "Путь спасения"). Артур Шопенгауэр признан как философ пессимизма. С его концепцией о мироустройстве можно поспорить, сделав прямо противоположные выводы о мире, как об эргономичной системе, в которой максимально мобилизуются к деятельности каждый организм и отдельно каждая его составляющая. Однако, неоспоримо, что Артур Шопенгауэр - великий немецкий философ, идеи которого получили широчайшее распространение по всей Европе. Шопенгауэр считается наиболее значительным и популярным из немецких мыслителей, создавшим цельную картину философского восприятия жизни в своём основном труде "Мир как воля и представление". Его влияние на науку и культуру второй половины XIX и XX веков велико. Учёные и писатели испытали на себе дерзость и глубину шопенгауэровской мысли. Среди них - Фридрих Ницше, Альберт Эйнштейн, Зигмунд Фрейд, Лев Толстой, Людвиг Витгейнштейн и Хорхе Луис Борхес. Его текстам присущ синтез философии и искусства, логики и безудержных порывов воображения.

Аудио философский трактат Артура Шопенгауэра "Мир как воля и представление". Главы из раздела "О ничтожестве и горестях жизни" читает Надежда Прокма. Афоризмы автора в главе: "...Если жизнь что-нибудь даёт, то лишь для того, чтобы отнять... Счастье всегда лежит в будущем или же в прошлом, а настоящее подобно маленькому тёмному облаку, которое...

Аудио книга немецкого философа XIX века Артура Шопенгауэра "Мир как воля и представление", раздел "О ничтожестве и горестях жизни". Три высших блага жизни - здоровье, молодость и свобода - не сознаются нами как таковые, покуда мы их имеем: мы начинаем сознавать их лишь тогда, когда потеряем их... В точном соответствии с указанной мной истиной...

Аудио книга Шопенгауэра "Мир как воля и представление", раздел "О ничтожестве и горестях жизни". Жизнь и смерть - одно неразрывное целое, лабиринт, в котором "в страданиях жизни мы утешаем себя смертью и в смерти утешаем себя страданиями жизни". Согласно теории Артура Шопенгауэра, "...принцип бытия мира не имеет решительно никакого основания, т....

Аудио книга немецкого философа XIX века Артура Шопенгауэра "Мир как воля и представление", раздел "О ничтожестве и горестях жизни". Софистическим доказательствам Лейбница, будто этот мир - лучший из возможных миров, можно вполне серьёзно и добросовестно противопоставить доказательство, что этот мир - ХУДШИЙ из возможных миров. Ибо "возможное" -...

Глава "О ничтожестве и горестях жизни", Оптимизм. Брахманизм, буддизм, подлинное христианство о цели жизни человека. Воззрения Лейбница, Шефтсбери, Болингброка на эту тему. Цитаты "о жизни и смерти" Руссо, Вольтера, Шлегеля, Геродота, Плутарха, Свифта, Гераклита, Феогнита, Софокла, Еврипида, Гомера, Плиния, Шекспира, Байрона, Грасиана.

Философская аудио книга Артура Шопенгауэра "Мир как воля и представление", раздел "Смерть и её отношение к неразрушимости нашего существа". Животное проводит свою жизнь, не зная собственно о смерти. У человека, вместе с разумом, неизбежно возникла и ужасающая уверенность в смерти. В своих соображениях автор рассуждает с эмпирической точки...

Философская аудио книга Артура Шопенгауэра "Мир как воля и представление", раздел "Смерть и её отношение к неразрушимости нашего существа": смерть - добро или зло. Эпикур сказал: "Смерть нисколько нас не касается", пояснив, что, пока мы есть, нет смерти, а когда есть смерть, то нет нас. В смерти нас страшит не столько конец жизни, сколько...

Философская аудио книга Артура Шопенгауэра "Мир как воля и представление" - о загробной жизни, устойчивой материи, эпикуровский материализм против абсолютного берклеевского идеализма. Материя, которая лежит теперь перед вами как прах и пепел, растворившись в воде, осядет кристаллом, засверкает в металле, рассыплет электрические искры, в своём...

Философская аудио книга Шопенгауэра "Мир как воля и представление", раздел "Смерть и её отношение к неразрушимости нашего существа". Когда погибает любое живое существо, будь даже насекомое, то, немыслимо, чтобы это существо, или, лучше, та первоначальная сила, благодаря которой это существо минуту назад жило в полном расцвете своей энергии и...

Аудио книга немецкого философа XIX века Артура Шопенгауэра "Мир как воля и представление", раздел "Смерть и её отношение к нерушимости существа", продолжение, где рассматривается прошедшее и будущее с позиции индивида и рода (идеи). "...Муки рождения и горечь смерти возвышаются над потоком времени и смертью поколений. Это аналогично тому, что...

Аудио книга Шопенгауэра "Мир как воля и представление" - "Идея или род, эмпирический и метафизический взгляд на вечность, на время". "...Идея, т. е. род живущих существ, остается совершенно недоступна для беспрестанной смены его индивидуумов. А именно в ИДЕЕ, или РОДЕ, и лежат настоящие корни ВОЛИ К ЖИЗНИ; именно в ней она находит своё...

Аудио книга Артура Шопенгауэра "Мир как воля и представление", об объективном и субъективном взгляде на природу, ВОЛЮ и ПОЗНАНИЕ. "...ВИД - самая непосредственная объективация вещи в себе, т. е. воли к жизни. Сокровенная сущность всякого животного, а равно и человека, лежит в ВИДЕ, в нём, а не в индивидууме находятся действительные корни столь...

Аудио книга А. Шопенгауэра "Мир как воля и представление". "Я" индивидуума в вечности, в свете различных религиозных верований и воззрений учёных. Теофраст Парацельс: "Душа во мне сделалась из чего-то, поэтому она и не обратится в ничто, ибо она произошла из чего-то". Он указывает в этих словах истинное основание для бессмертия. Кто же считает...

Аудио книга Артура Шопенгауэра "Мир как воля и представление". О бессмертии индивидуальности как этической ошибке, последствия. "...Индивидуальность большинства людей так жалка и ничтожна, что они поистине ничего в ней не теряют, и то, что может ещё иметь у них некоторую ценность, носит характер общечеловеческий, - а последнему неразрушимость...

Аудио книга немецкого философа XIX века Артура Шопенггауэра "Мир как воля и представление". Взгляд автора на "конец и бессмертие личности". Сознание состоит в познании, а последнее в качестве деятельности мозга, т. е. функции организма и поэтому кончается вместе с ним: неразрушима одна только воля, чьим созданием, или, вернее, отображением, было...

Аудио книга немецкого философа XIX века Артура Шопенгауэра "Мир как воля и представление", ИНТЕЛЛЕКТ и ВОЛЯ. Человеческий индивидуум погибает, а человеческий род неизменно пребывает и живёт. Но во внутреннем существе вещей отпадает всё различие между индивидуумом и родом, оба составляют одно. Вся воля к жизни сполна находится в индивидууме, как...

Аудио книга немецкого философа XIX века Артура Шопенгауэра "Мир как воля и представление" - так ли ужасна смерть для "Я". Ужасы смерти главным образом зиждутся на той иллюзии, что с нею Я исчезает, а мир остаётся. На самом же деле верно скорее противоположное: исчезает мир, а сокровенное ядро Я остаётся. Вместе с мозгом погибает интеллект, а с...

Аудио книга немецкого философа Артура Шопенгауэра "Мир как воля и представление". Различные верования и учения о загробной жизни. Следуя учению о метемпсихозе, ещё точнее палингенезии, характер, т.е. воля, наследуется человеком от отца, а интеллект - от матери. Далее, воля человека, сама по себе индивидуальная, в смерти разлучается с...

Аудио книга немецкого философа Артура Шопенгауэра "Мир как воля и представление", глава - библиографический экскурс автора, раскрывающий воззрения религиозных учений и философских концепций по теме раздела "Смерть и её отношение к неразрушимости нашего существа": манихейство, метемпсихоз, священные книги "Веды", Талмуд, иудаизм, буддизм и...

Аудио книга Артура Шопенгауэра "Мир как воля и представление". Заключительная статья раздела "Смерть и её отношение к неразрушимости нашего существа" посвящена этимологии слова "нирвана": по Кольбруку "Отчёты Королевского Азиатского общества"; И. Орби "Об индийской нирване"; по "Азиатскому журналу"; по "Восточному манихейству" Спенса Харди; по...

Аудио книга Артура Шопенгауэра "Мир как воля и представление", раздел "Метафизика половой любви" - о философах предшественниках Шопенгауэра, исследовавших этот вопрос: "Таким образом, у меня нет предшественников, на которых я мог бы опереться или которых должен был бы опровергать: вопрос о любви возник предо мною естественно, объективно и сам...

Аудио книга Артура Шопенгауэра "Мир как воля и представление", раздел "Метафизика половой любви" о выборе объекта страсти. Эта человеческая потребность, в отличие от всех людских интересов, касается не ИНДИВИДУАЛЬНОГО благополучия и несчастья отдельных лиц, а жизни и характера всего человеческого рода в будущих веках. Какой бы возвышенный вид ни...

Аудио книга Артура Шопегауэра "Мир как воля и представление", раздел "Метафизика половой любви" - об иллюзии любви как инстинкте. Природа заинтересована в благополучии и сохранении рода. Когда индивидууму предстоит работать для благополучия и сохранения рода и даже приносить для этого жертвы, его интеллект, рассчитанный только на индивидуальные...

Аудио книга Артура Шопенгауэра "Мир как воля и представление", раздел "Метафизика половой любви" - о возникновении мотивов полового инстинкта. Автор подробно анализирует следующие составляющие полового инстинкта мужчин и женщин. Когда птица вьёт себе гнездо, насекомое ищет для своих яиц удобное место, когда пчела, оса, муравей воздвигают свои...

Аудио книга Артура Шопенгауэра "Мир как воля и представление", раздел "Метафизика половой любви" - о психических свойствах половой любви. Женщину всегда привлекают в мужчине достоинства его сердца, или характера, которые составляют отцовское наследие. Браки по любви иногда заключаются между людьми, которые в духовном отношении совершенно...

Аудио книга Шопенгауэра "Мир как воля и представление", раздел "Метафизика половой любви". СТРАСТЬ объясняется как специальное задание РОДА. Несмотря на бессознательность, всякий делает именно такой выбор, какой соответствует интересам РОДА: сохранить тип этого РОДА в возможной чистоте - вот что является тайною задачей. В этом случае возникает...

Аудио книга по философии Артура Шопенгауэра "Мир как воля и представление", раздел "Метафизика половой любви" - о роли влюблённости. Изречение Шамфора: "Когда мужчина и женщина питают друг к другу сильную страсть, то мне всегда кажется, что, каковы бы ни были препоны, их разлучающие (муж, родные и т. д.), влюблённые предназначены друг для друга...

Философская аудио книга А. Шопенгауэра "Мир как воля и представление", раздел "Метафизика половой любви" - о счастливых и несчастливых браках. Удовлетворённая любовь чаще ведёт к несчастью, чем к счастью. Это связано не только с внешними обстоятельствами, ведь страсть разрушает все предварительные планы индивидуума. Воля РОДА настолько...

Философская аудио книга Шопенгауэра "Мир как воля и представление", раздел "Метафизика половой любви". Автор сообщает 2 вывода из раздела "Метафизика половой любви" 1. Неразрушима внутренняя сущность человека, которая продолжает жить в грядущем поколении. 2. Внутреннее существо человека лежит больше в РОДЕ, чем в ИНДИВИДУУМЕ. Ибо корень...

Философская аудио книга Артура Шопенггауэра "Мир, как воля и представление", раздел "Метафизика половой любви" - о педерастии. Слишком раннее и слишком позднее деторождение приносит дурных, слабых, болезненных и тщедушных детей. Согласно своему основному закону, природа не делает скачков, она не может сразу прекратить у мужчины выделение семени,...

Аудио книга по философии Артура Шопенгауэра "Мир как воля и представление", раздел "Идеи этики", параграф "К этике". Автор разграничивает сферы ВОЛИ, ФИЗИЧЕСКОЙ и МОРАЛЬНОЙ стороны, рассматривая ЭТИКУ как феномен мира который призван "привести в связь с нравственностью помышлений". Таким образом "НРАВСТВЕННЫЙ миропорядок явить как основу...

Философская аудио книга Артура Шопенгауэра "Мир как воля и представление", раздел "Идеи этики", о пользе равновесия интеллекта и воли. Нравственное РАСКАЯНИЕ обусловливается тем, что до совершения поступка влечение к нему не оставляет интеллекту свободной арены. Когда же поступок совершится, эти настоятельные мотивы совершённым поступком...

Философская аудио книга Артура Шопенгауэра "Мир как воля и представление", раздел "Идеи этики" - о праве, цели государства и выгоде королевской власти над президентурой. "...Великая ценность и основная идея королевской власти заключается в следующем: так как люди остаются людьми, то один из них должен быть поставлен так высоко, ему должно...

Философская аудио книга Артура Шопенгауэра "Мир как воля и представление", раздел "Идея этики",- Учение о праве, Преступление и наказание". ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ, по версии Артура Шопенгауэра, возникает только через обработку вещей. Собственность - это прибыль от труда и не что иное, как воплощенный труд. В основе УГОЛОВНОГО ПРАВА должен бы лежать...

Философская аудио книга Артура Шопенгауэра "Мир как воля и представление", раздел "Идея этики", ЭГОИЗМ. В своём конкурсном сочинении о свободе воли Шопенгауэр выяснил изначальность и неизменность прирождённого характера, из которого вытекает моральная ценность нашей жизненной работы. Автор не допускает возможность наличия у людей определённых...

Философская аудио книга Артура Шопенгауэра "Мир как воля и представление", раздел "Идеи этики", параграф "К учению об отрицании воли к жизни". "Человек живёт и существует либо ДОБРОВОЛЬНО, т. е. по собственному согласию, либо ПОМИМО своей воли: в последнем случае такое существование, отравленное многоразличными и неминуемыми горестями,...

Философская аудио книга Артура Шопенгауэра "Мир как воля и представление", раздел "Идеи этики". Разные вероучения о грехе и искуплении греха. "...Итак, на своё бытие мы должна смотреть как на некое блуждание, из которого вернуться было бы спасением... На самом деле нельзя указать другой цели нашего бытия, кроме уразумения того, что лучше бы нас...

Философская аудио книга Артура Шопенгауэра "Мир как воля и представление", раздел "Идеи этики". Роли интеллигенции, мистики и философии в христианстве, буддизме, брахманизме, мусульманстве, индуизме. Нет более совершенной интеллигенции, чем человеческая. Даже самая совершенная из возможных интеллигенций может быть только переходной ступенью к...

Философская аудио книга Артура Шопенгауэра "Мир как воля и представление", раздел "Идеи этики". Квиетизм, аскеза, мистицизм - учения и последователи. "КВИЕТИЗМ, т. е. отречение от всех желаний, АСКЕЗА, т. е. намеренное умерщвление собственной воли, и МИСТИЦИЗМ, т. е. сознание тождества нашего собственного существа с существом всех вещей или с...

Философская аудио книга А. Шопенгауэра "Мир как воля и представление", раздел "Идеи этики". Безбрачие, брак, блуд - в свете разных религий. В истинном и первоначальном христианстве, уже в Новом Завете мы находим главное учение - призыв к истинному и чистому безбрачию. На первых порах, когда христианство ещё искало приверженцев и оттого не могло...

Философская аудио книга Артура Шопенгауэра "Мир как воля и представление", раздел "Идеи этики" - о корнях христианства и связях всех религий. Противоположностью истинного христианства всегда и всюду является только еврейство со своим "всё очень хорошо". Мир сотворен Демиургом: отсюда априори несомненно, что он прекрасен, - а там, пусть он...

Философская аудио книга Артура Шопенгауэра "Мир как воля и представление", раздел "Идеи этики". Секты шекеров, раппистов, ессеев и раскольников. Итак, настоящему христианству "всё очень хорошо" евреев чуждо. Дух, который наряду с безграничной любовью к ближнему, даже к врагу, составляет основную черту христианства. Христианство - это учение о...

Философская аудио книга Артура Шопенгауэра "Мир как воля и представление", раздел "Идеи этики". Католицизм в сущности учит тому, что вся Азия уже знала давно. Для Европы христианство было новым и великим откровением, в силу которого совершенно преобразился дух и облик европейских народов. Христианство научило их простирать свои взоры за пределы...

Философская аудио книга Артура Шопенгауэра "Мир как воля и представление", раздел "Идеи этики". Откровения четверых, приговорённых к казни автор приводит здесь, так как "...виселица - это место совершенно особых откровений, это вышка, с которой для человека, сохраняющего при этом сознание, часто раскрываются более широкие и более ясные...

Философская аудио книга Артура Шопенгауэра "Мир как воля и представление", раздел "Идеи этики", параграф "Путь спасения". Существует прирождённое заблуждение о том, что мы живём для того, чтобы быть счастливыми, а последовательное удовлетворение всяческих наших желаний - это и есть то, что мыслится в понятии счастия. Однако, всё учит, что мир и...

Исходные идеи учения Шопенгауэра фиксируются названием его главной книги: мир как волями представление. Шопенгауэр пишет: "Мир есть мое представление: вот истина, которая имеет силу для каждого живого и познающего существа, хотя только человек может возводить ее до рефлексивно-абстрактного сознания, и если он действительно это делает, то у него зарождается философский взгляд на вещи. Для него становится тогда ясным и несомненным, что он не знает ни солнца, ни земли, а знает только глаз, который видит солнце, руку, которая осязает землю; что окружающий мир существует лишь как представление, т.е. исключительно по отношению к другому, представляющему, каковым является сам человек... Итак, нет истины более несомненной, более независимой от всех других, менее нуждающейся в доказательстве, чем та, что все существующее для познания, т.е. весь этот мир, является только объектом по отношению к субъекту, созерцанием для созерцающего, короче говоря, представлением... Все, что принадлежит и может принадлежать миру, неизбежно отмечено печатью этой обусловленности субъектом и существует только для субъекта. Мир есть представление". И тут же добавляет: "Новизной эта истина не отличается". В самом деле, изображение мира как данного через мое сознание (здесь: представление), имеет глубокие корни в предшествующей философии нового времени, так или иначе укладывающейся в русло трансцендентализма.

От Декарта через Канта и Беркли тянется традиция, в соответствии с которой при исследовании человеческого познания мир толкуется как являющийся нам через наши представления. Концепция Шопенгауэра четко и однозначно перемещает такие идеи- в центр философии. Согласно Шопенгауэру, Кант сделал неверные дуалистические выводы из энергично введенного и хорошо доказанного им трансценденталистского тезиса. Между тем требуется лишь последовательное продвижение по пути трансцендентального познавательного и жизненного опыта. Исходный трансценденталистскый тезис определяет как теоретико-познавательную, так и смысложизненную позицию Шопенгауэра. Шопенгауэр подчеркивает, что тезис о мире как моем представлении и о его данности через мое переживание, который с таким трудом и посредством сложных интеллектуальных выкладок обретает европейская философия, в восточных системах мудрости, например в Ведах, дан как простая, изначальная позиция. Европейскому же духу еще следует научиться такой простоте и изначальности жизненно верных философских предпосылок и подходов.

Сложнее обстоит дело с истолкование мира как воли. Здесь полемика против классического подхода вступает в решающую стадию. Классическую философию никак нельзя было упрекнуть в недооценке проблемы воли. Вопрос о воле, ее отношении к разуму и ее свободе считал себя обязанным ставить и так или иначе решать почти каждый крупный философ, начиная со стародавних времен. Однако Шопенгауэр утверждал, что история философии вообще - история новоевропейской философии в частности и в особенности - все же не смогла воздать должное категории воли.

Отталкиваясь от кантовской идеи о примате практического разума, важнейшим компонентом которой и была свободная, "автономная" воля, Шопенгауэр стал отстаивать примат воли над разумом, т. е. начал двигаться скорее в антикантовском, антиклассическом направлении.

На этом пути Шопенгауэр развил немало интересных и здравых идей о специфике волютивных (связанных с волей) и эмотивных (связанных с эмоциями) сторон человеческого духа, их роли в жизни людей. Например, он критиковал классический рационализм за противоречащее реальной жизни превращение воли в простой придаток разума. На деле же, рассуждал А. Шопенгауэр, воля, т. е. мотивы, желания, побуждения к действию и сами процессы совершения его, устремления человека специфичны, относительно самостоятельны и в значительной степени определяют направленность, результаты разумного познания. Правильно подчеркивая специфику, значимость воли и эмоций человека, Шопенгауэр, однако, использовал свои изыскания для того, чтобы существенно скорректировать идеи классической философии относительно разума. "Разум" классической философии он объявил всего лишь фикцией. Традиционный рационализм в целом был отвергнут им как придуманная профессорами и ставшая им необходимой басня о непосредственно и абсолютно познающем, созерцающем или воспринимающем разуме. На место разума и должна быть, по Шопенгауэру, поставлена воля. Но чтобы воля могла "померяться силами" с "всемогущим" разумом, каким его сделали философы-классики, Шопенгауэр, во-первых, представил волю независимой от контроля разума, превратил ее в "абсолютно свободное хотение", которое якобы не имеет ни причин, ни оснований. Во-вторых, воля была им как бы опрокинута на мир, вселенную: Шопенгауэр объявил, что человеческая воля родственна "неисповедимым силам" вселенной, неким ее "волевым порывам". Итак, воля была превращена в первоначало и абсолют, в онтологический, гносеологический и этический принцип, что и означает: мир в изображении Шопенгауэра стал "волей и представлением". Идеализм рационализма, "мифология разума" классической философии уступили место идеалистической "мифологии воли". Эта тенденция затем нашла продолжение в философии Ницше.

В философии Шопенгауэра нас подстерегает еще один неожиданный парадокс. Если мир есть и представление, и воля, то логично предположить согласованность этих двух аспектов в шопенгауэровском учении. Между тем дело обстоит иначе. Тезис о мире как воле Шопенгауэр мыслит обосновать, сначала показав всю шаткость, антиномичность утверждения о мире как представлении. (Здесь Шопенгауэр, кстати, готов был использовать термин "антиномия", хотя к кантовскому учению об антиномиях относился критически.)

Мир как представление, рассуждает Шопенгауэр, как бы рассекается на две части, что служит источником многих противоречий и раздоров в классической философии. На одной стороне - представления об объектах с их пространственно-временными формами; на другой - представления о субъекте. Обе "половинки", ограничивая друг друга и конкурируя друг с другом, тем не менее уживаются в каждом отдельном человеческом существе. Открытие и исследование этой двойственности Шопенгауэр считал главной теоретической заслугой Канта. Не менее важным достижением Канта объявляется то, что он открыл раздвоенность мира созерцаний и мира понятий. Но Канту не удалось, настаивает Шопенгауэр, по-настоящему почувствовать, какая драма связана для человека с превращением мира в мое представление, превращением, однако, неминуемым, неизбежным. Хотя Кант и кантианцы всячески пытались избавиться от (вытекающего из трансцендентализма представлений) превращения мира в сновидения и иллюзию, их решения не были правильными. Кант то и дело возвращался к материализму, а последний, согласно Шопенгауэру, просто "нелеп" для тех, кто уже встал на путь трансцендентализма. (Правда, Шопенгауэр признавал определенные преимущества материализма, который предоставляет естествознанию удобную, хотя и неверную позицию, когда пространство и время объявляются действительными сущностями.) Кант не понял, заявляет Шопенгауэр, что не вымышленные антиномии, а одна главная и реальная антиномия сковывает все человеческое познание, как, впрочем, и бытие человека в мире. В чем суть этой изначальной антиномии? С одной стороны, бытие мира оказывается зависимым от первого познающего существа, каким бы несовершенным оно ни было. С другой стороны, это первое существо само зависит от целой цепи событий в мире, предшествующих его жизни. Значит, уже над первым представлением, с которого и начинается бытие мира, тяготеет коренное и притом неразрешимое противоречие. Оно неразрешимо ни для эмпиризма, ставящего во главу угла представление, ни для рационализма, опирающегося на лишенный наглядности мир абстрактных понятий. Антиномия вела бы к настоящей утрате мира, когда бы на помощь не пришло "слово-разгадка". Это слово - воля. Шопенгауэр собирает в истории философии (опираясь на Августина, Спинозу и др.) все утверждения или оговорки, где природе приписывается сходное с волей "устремление". Он опирается и на высказывания естествоиспытателей, которые, подобно Эйлеру, предполагали "склонность и стремление" существующими в самой природе.

В "жизненных силах" природы Шопенгауэр усматривает "низшую ступень объективации воли", тогда как "непосредственные проявления воли" в живых существах он представляет в виде своеобразной лестницы всеобщего развития волевых начал и импульсов, увенчиваемых высшей, т.е. человеческой волей с ее объективациями. "То, что является в облаках, ручье и кристалле, это - слабый отзвук воли, котора полнее выступает в растении, еще полнее в животном и наиболее полно в человеке", - пишет Шопенгауэр в "Мире как воле и представлении". В мире, согласно Шопенгауэру, "объективируется" не только воля, но и "соперничество", которое можно наблюдать и в мире животных, и в неживой природе. "Высшее", которое возникает из "низших" проявлений природы, поглощает собою все низшие ступени и в то же время "объективирует" их "стремления". При этом Шопенгауэр предостерегает против подмены пустыми ссылками на волю конкретных причинных исследований вполне определенных явлений природы и человеческой жизни. Воля, "разлитая" в природе и культуре, нужна философу больше, чем естествоиспытателю. Однако Шопенгауэр предсказывает, что и естествознание будет то и дело изобретать свои способы "оживления", одухотворения природы. Несмотря на передержки волюнтаризма эта тенденция философии Шопенгауэра весьма актуальна. У Шопенгауэра сегодня есть немало последователей среди тех, кто стремится установить новые -"доверительные", "родственные" - отношения человека и природы. Именно за такие отношения ратовал и их всегда философски обосновывал Шопенгауэр. В его рукописном наследии есть такая запись: "Когда я вижу гору, то я и есть не что иное, как эта гора, это небо, эти лучи: объект выступает, является, в его чистом схватывании, в бесконечной красоте". Так рождается шопенгауэровская "метафизика природы", где понятие воли соседствует, перекликается с понятием красоты.

Просмотров: 4768
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » История философии: Запад-Россия-Восток (книга третья. Философия XIX - XX в.)

Артур Шопенгауэр (1788-1860) - немецкий философ, один из первых представителей иррационализма.

Его главная работа "Мир как воля и представление" была опубликована в 1818 г.

Шопенгауэр испытал воздействие Канта, Платона, Шеллинга, особенно Канта, которого очень высоко ценил.

Его философия - своего рода реакция на философию Гегеля.

По мнению Шопенгауэра, сущность личности составляет воля, которая независима от разума. Эта воля есть слепое хотение, которое неотделимо от телесного существа, а именно человека. Она представляет собой проявление некой космической силы, мировой воли, составляющей истинное содержание всего сущего.

Особенность его учения - волюнтаризм. Шопенгауэр следует Канту в различении "вещи-в-себе" и явления. Для Шопенгауэра вещь в себе познаваема, она и представляет собой волю. "Воля" - это начало любого бытия, она порождает явления, или "представления". Одновременно порождаются и "объект" и субъект, которые не могут существовать друг без друга.

Завершение развития высших форм органической жизни - человек. Человеческое познание возникает как вспомогательное орудие действия. "Мир как представление" возникает вместе с сознанием. Ему присущи все формы:

субъект и объект, пространство и время, множество отдельных вещей, причинная связь.

Воля, представляя собой "вещь в себе", открывается субъекту познания, но условием этого выступает наше тело, представляющее собой проявление воли, в силу чего человек и имеет индивидуальность. В то же время Шопенгауэр отвергал солипсизм как философию сумасшед- ших.

Познание существует, согласно Шопенгауэру, в двух формах: непосредственное, интуитивное (познание рассудка) и отвлеченное, рефлексивное (познание разума).

Интуитивное познание Шопенгауэр считал главным, на нем покоится рефлексивное познание.

Наука, для Шопенгауэра, представляет собой деятельность, которая служит воле. Интересы воли – это практические интересы, в удовлетворении этих интересов и состоит цель науки. Лишь созерцание выступает совершенным познанием, которое свободно от интересов воли и не имеет отношения к практике.

Областью созерцания является не наука, а различные виды искусства, опирающегося на интуицию. Интуиции мир открывается как "воля", как неустанное стремление, в котором происходят борьба и раздвоение. Истинное познание как интуиция, как искусство доступно только гению.

Искусство основывается на незаинтересованном созерцании.

Высшее из искусств - это музыка, которая направлена не на отражение идей, а на непосредственное выражение самой воли.

Все высказанное позволяет Шопенгауэру сформулировать свое учение о свободе и необходимости.

Воля, являясь "вещью-в-себе", свободна, в то время как мир явлений обусловлен необходимостью и подчиняется закону достаточного основания. Человек как одно из явлений тоже подчиняется закономерностям эмпирического мира. Поэтому характер человека должен реагировать на мотивы, побуждающие его к действиям, человек - это раб своего характера. Однако Шопенгауэр отвергает фаталистические выводы из этих рассужде- ний, так как событие предопределено не само по себе, а цепью причин, которые предшествуют данному явлению.

Жизнь человека Шопенгауэр рассматривает в категориях желания и удовлетворения. По своей природе желание - это страдание, и так как удовлетворение желания скоро насыщает человека, то он уже не стремится

удовлетворить свое желание и, если достигает его, то это не дает ему возможности насладиться достижением своей цели.

Таким образом, удовлетворение потребности приводит к пресыщению и скуке, возникает отчаяние. Счастье - это не блаженное состояние, а только избавление от страдания, но это избавление сопровождается новым страданием, скукой.

Страдание - это постоянная форма проявления жизни, человек может избавляться от страдания лишь в конкретном его выражении. Таким образом, в мире господствует мировое зло, которое неискоренимо, счастье иллюзорно, а страдание неотвратимо, оно коренится в самой "воле к жизни". Поэтому для Шопенгауэра оптимизм - это просто насмешка над страданиями человека. В свое время Лейбниц называл существующий мир наилучшим из возможных миров, сформулировав теорию оптимизма. Шопенгауэр, наоборот называл существующий мир "наихудшим из возможных".

Путь избавления от зла Шопенгауэр видит в аскетизме, который наступает, когда человек приходит к тому, что наряду с жизнью уничтожается и мировая воля, так как тело является проявлением воли. Раз уничтожается воля, то уничтожается и весь остальной мир, так как субъекта без объекта не существует. Шопенгауэр был сторонником полицейского государства, применяющего насилие. Он полагал, что государственные акции направлены против вредных следствий, которые проистекают из многих эгоистически действующих людей.

По мнению Шопенгауэра, мы постигаем существование и природу вещи в себе алогистическим, интуитивным, непосредственным, мистическим путем.

Для нашего интеллекта дан лишь мир-представление, но непосредственное

чувство, сопровождающее “неясное разграничение субъекта и объекта”,

внутренним путем вводит нас в сущность всякого бытия, в волю. Наше тело знакомит нас и с физическими, и с психическими переменами: в движениях его нам нередко дана причинность в форме пребывания, и мотивации. Вот тут-то в актах, совершаемых нами одновременно по

механической причинности и по мотивам нам непосредственно становится

очевидным, что общим корнем и физического, и психического является

мировая воля. Очевидность эта есть самоочевидность – она не нуждается в логическом обосновании, тем не менее бесчисленное множество фактов, вся структура мира-представления убедительно говорит нашему чувству, что это так. Какими же чертами характеризуется мировая воля?

1) Она алогистична: ей чужды наши законы достаточного основания:

пространство, время, причинность и подчиненность законам мысли. Ее

независимость от законов мысли делает понятным, почему противоре- чивость этого понятия (воли –вещи в себе)не должна нас смущать.

2) Она бессознательна: раз сознание есть условие существования мира-

представления, воля, как потусторонняя сущность мира, должна быть чем-то лежащим вне условий сознания, чем-то бессознательным.

3) Она едина: раз принципы индивидуальности (пространство и время)

неприложимы к сущности явлений, последняя должна быть единой.

4) К ней, строго говоря, неприложимы и понятия и духовного, и материального – она представляет нечто возвышающееся над этими противоположностями, не поддающийся логически точному определению в области понятий: слепой стихийный побуд, движение и в то же время стремление к жизни, к бытию в индивидуальных чувственных формах.

Титаническая борьба сил в неорганической природе, вечное зарождение новой жизни, жадное, непрерывное, безмерно-изобильное в природе (гибель бесчисленного множества зародышей) – все это свидетельствует о непрестанном распадении ил воплощении единой воли в множестве индивидуальностей. Хотя мировая воля едина, но мире-представлении ее воплощения образуют ряд ступеней объективации. Низшей ступенью объективации является костная материя: тяжесть, толчок, движение и т.д. представляют аналог влечениям – в основе их, как внут- реннее ядро так называемых материальных явлений, лежит воля, единая сущность мира. Органические формы растительные и животные возникли из низших видов материи, но их происхождение не сводимо к физико-

химическим процессам: вся природа образует устойчивую иерархию сущностей; этим ступеням воплощения воли соответствует мир неподвиж- ных образцов для воплощения воли, мир Идей в платоновском смысле слова.

Этот мир Идей является как бы третьею промежуточной областью между единою мировою волею и миром-представлением. Шопенгауэр был трансформистом, т.е. предполагал происхождение высших животных форм из низших, а последних из костной материи. Сознание появилось в мире только с появлением животных, Его нет у минералов, у растений есть лишь квази-сознание, лишенное познания. Как объяснить существование досознательного бытия? Шопенгауэр дает следующий ответ: “Предшествовавшие всякой жизни на земле геологические перевороты не существовали ни в чьем сознании, ни в собственном, которого у них нет, ни в чужом, ибо его тогда не было”. Так же он говорит: “Оно (объективное существование) в сущности гипотетично, т.е. если бы в то первоисконное время существовало сознание, то в нем изображались бы такие процессы. К этому приводит казуальный регресс явлений, следовательно в вещи в себе заключалась необходимость изображаться в таких процессах”.Значит, вся эволюция досознательного мира обладает эмпирической реальность. В человеческих индивидуумах воля находит себе окончательное и полное

воплощение:не человечеству, как роду, но каждому человеку соответствует

особая идея или потенция в мировой воле; следовательно в человеке воля

индивидуализируется во множественности единичных “умопостигаемых характеров”.

Самое первичное, исконное, коренное в человеке – то, чем характеризуется

его сущность, это – воля (чувствования и страсти Шопенгауэр включает в

понятие воли, в противоположность познавательным процессам). Интеллект – другая основная психическая способность – играет по отношению к воле служебную роль. Нами постоянно руководит воля – она всячески влияет на интеллект, когда он расходится с ее стремлениями. Господство воли над интеллектом и ее вечная неудовлетворенность являются источником того, что жизнь человека есть непрерывный ряд страданий. Важнейшие его доводы сводятся к указанию на непрочность, мимолетность наслаждений и на их иллюзорный характер. Как только желание достигнуто нами, снова возникает неудовлетворенность, и мы вечно переходим от страдания к скуке и обратно через кратковременные промежутки неполного удовлетворения. К этому следует добавить всю ту массу зла, которую вносит в мир несчастный случай, человеческие эгоизм, глупость и злоба. Единственными оазисами в земном существовании служат философия наука и искусство а так же сострадание другим живым существам. Шопенгауэр в значительной степени смягчает свой пессимизм указанием на моральное значение мира. По Шопенгауэру, распадение воли на множественность индивидуальных существований – утверждение воли к жизни есть вина, и искупление ее должно заключаться в обратном процессе – в отрицании воли к жизни. В связи с этим у Шопенгауэра своеобразное воззрение на половую

любовь. В этом явлении прослеживается метафизическая основа жизни Любовь есть неудержимый инстинкт, могучее стихийное влечение к продол- жению рода.

Влюбленный не имеет себе равного по безумию в идеализации любимого существа, а между тем все это “военная хитрость” гения рода, в руках которого любящий является слепым орудием, игрушкою. Такой взгляд на любовь между полами делает женщину главной виновницей зла в мире, ибо через нее происходит постоянное новое и новое утверждение воли к жизни. “ Узкоплечий, широкобедрый, низкорослый пол” лишен всякой истинной оригинальности духа, женщины не создали ничего истинно великого, они легкомысленны и безнравственны. Благодаря их мотовству и стремлению к роскоши, происходит 9/10 экономических бедствий человечества. В конце концов Шопенгауэр смог сказать вместе с Пшибышевским, что женщина – это та веревка, на которой

черти тащат души грешников в ад. Итак, подтверждение воли к жизни ведет человечество лишь к бедствиям, и только обратный процесс отрицания воли к жизни ведет к облегчению. Кроме философского познания, есть три стороны в жизни человека, смягчающие тягостность существования и содействующие облегчению благодатного процесса искупления,- это эстетическое созерцание,

мораль сострадания и аскетический “квиетив воли”.

Шопенгауэр исходит из мысли о том, что идеализм и материализм неправомерны, уязвимы, ошибочны, так как мир объясняется на основе других вещей.

Представление - исходная точка распадения на объект и субъект. Представление берется в развитом виде. Развитие форм представлений происходит на уровне живой природы. Представление возникает на ответ движения организмов в поисках пищи.

Вторая составляющая мира - воля, некая иррациональная сила. Воля - порыв к жизни. Шопенгауэр различает стадии активизации воли. Волевые начала: 1. притяжение, 2. магнетизм, 3. химизм (неорганические). На живом уровне высшая стадия – 4. мотивированная воля (у человека). Мотивы могут вступать в борьбу.

В своей эстетике Шопенгауэр ограничивается преимущественно указанием метафизического содержания искусства, сравнительно меньше он останавли- вается на формальных условиях красоты.

Этика Шопенгауэра. Кроме художественного прозрения в сущность мира, есть еще другой путь к освобождению себя от страданий, это – углубление в моральный смысл бытия. Моральную проблему Шопенгауэр тесно связывает с вопросом о свободе воли. Воля едина, но, как сказано, она включает в себя мистическим образом множественность потенций объективации в виде Идей и некоторую множественность “умопостигаемых характеров” , численно равную числу

человеческих индивидуумов в опыте. Характер каждого человека в опыте

строго подчинен законам достаточного основания, строго детерминирован.

Ему свойственны следующие черты:

1) он прирожден, мы появляемся на свет, наследуя строго определенный характер от отца и умственные способности от матери.

2) он эмпиричен, т.е. по мере нашего развития мы постепенно узнаем его и иногда против собственного ожидания открываем в себе известные присущие нам черты характера.

3) он постоянен. В своих существенных чертах характер неизменно сопровождает человека от колыбели до могилы.

Поэтому нравственное воспитание, с точки зрения Шопенгауэра, невозможно.

Воля человека, как эмпирической личности, строго детерминирована. Но та сторона воли, которая кроется в “умопостигаемом характере” человека и принадлежит воле как вещи в себе, внепричинна и свободна. Шопенгауэр пишет: “Свобода - это такая мысль, которая, хотя, мы ее и высказываем и отводим ей известное место, на самом деле не может быть нами отчетливо мыслима. Следовательно, учение о свободе мистично”.

Человеческой деятельностью руководят три главных мотива: злоба, эгоизм и сострадание. Из них только последний есть мотив моральный. Признание сострадания единственным мотивом моральной деятельности Шопенгауэр обосновывает психологически и метафизически. Раз счастье – химера, то и эгоизм, как стремление к призрачному благу не может быть моральным двигателем. Раз мир лежит во зле и человеческая жизнь преисполнена страданий, остается лишь стремиться к облегчению этих страданий путем сострадания. Но и с метафизической точки зрения сострадание есть единственный моральный мотив поведения. В акте сострадания мы мистическим образом прозреваем в единую сущность мира, в одну волю, лежащую в основе призрачной множественности сознаний. С указанием на сострадание, как на путь к отрицанию воли к жизни, Шопенгауэр соединяет проповедь аскезы. Аскеза, т.е. пренебрежение всем, привязывающим нас к плотскому, земному, приводит человека к святости.

Пессимистическая философия Шопенгауэра при его жизни не пользовалась успехом. Когда Шопенгауэр назначил свою лекцию на то время, в которое читал лекцию Гегель, то к нему никто не пришел. Воззрения Шопенгауэра получили распространение только во второй половине XIX в., явившись источником формирования философии жизни. В это время своего рода философской модой становятся пессимизм и скепти- цизм. И Шопенгауэр превращается во властителя дум.

Артур Шопенгауэр (1788-1860) - немецкий философ-иррационалиста. Родился в. Данциг (сегодня Гданьск), мелкий рантье, который прожил всю жизнь на проценты с унаследованного капитала.

Шопенгауэр после окончания университета пришел устраиваться на работу к самому Гегеля, который принял его на должность преподавателя. Шопенгауэр назначил свои лекции на то же время, когда перед студентами выступал Гегель - ректор университета, философ в зените своей славы. Шопенгауэр, конечно, провалился - студенты пошли слушать Гегеля. Доработав, с горем пополам, до конца семестра, Шопенгауэр больше никогда преподавательской деятельностью не занимался, из-за чего, правда, особо не горевал. Показательным, однако, был сам факт непосредственного столкновения двух людей, представлявших две совершенно разные эпохи в философии.

В 1819 Шопенгауэр закончил главное произведение своей жизни, книгу "Мир как воля и представление", которая намного опередила свое время, но современниками не была замечена, ее не поняли и почти весь тираж книги автор вынужден был забрать из издательства и десятилетия хранить в себя дома.

"Мир как воля и представление" (1818) - главная философская работа Шопенгауэра. В этой работе А. Шопенгауэр выдвигает такую концепцию: на определенной ступени развития возникают два разных мира. Один - не существует объективно, а только в нашем воображении. То, что мы называем действительностью (природа, общество, культура, история и наша жизнь), является лишь видимостью, игрой воображения, тем, что в индуистской традиции называется "майя" (то есть обман, соблазн, призрак).

Второй, истинный, мир - это мир потайной, невидимой сущности, воли, это кантовская "вещь в себе".

Воля - абсолютное начало всего бытия, корень всего сущего, какая космическая сила (в определенном смысле биологическая по своей природе), которая создает мир и человека.

Появляются субъект и объект, пространство и время, многообразие отдельных вещей и причинная связь между ними. Все это "существует" потому, что так устроена человеческая сознание с его априорными формами чувственности и рассудка.

Человек в этом мире является рабом воли, последняя создала его интеллект, чтобы он познавал законы мира, лучше выживала и приспосабливалась к этому миру. Человек всегда и везде служит не себе, не своим интересам, а свободы. Воля заставляет ее жить, каким бы бессмысленным и жалким не было человеческое существование.

Воля является потусторонним ядром оболочки жизни, а представление - это объективация воли, ее проявление. К свободе нельзя применить понятия, выработанные нами в нашем иллюзорном мире: время, пространство, число, причинность и т.

В воли нет ни прошлого, ни будущего, ни множественности, а значит - она дана вся и сразу как единственная мировая воля.

Воля - это "хотение", "стремление", но поскольку в мире сущности помимо воли нет ничего другого, то у нее нет и объекта стремление, хотение. Поскольку свобода не имеет никакой цели вне себя, она с необходимостью направлена на себя, она лишь "хочет хотеть" и ничего больше.

"Мир как представление" и "мир как воля" - две стороны расколотого мира, который в целом может быть описан как страдания.

А. Шопенгауэр утверждал, что любое страдание - "положительное", а удовлетворенность - "отрицательная". При этом он отталкивался от очевидного психологического факта: все потребности и все желания мы чувствуем только тогда, когда они недовольны, а состояние неудовлетворенности - это и есть страдание. Даже довольно желание лишь временно прекращает страдания. Жизнь каждого, таким образом, является цепью изменяемых страданий, которые постоянно возникают.

Для А. Шопенгауэра добро вообще не существует - добром люди по традиции называют временное отсутствие страданий. Люди стремятся покончить страдания, реализуя свои стремления и получая удовольствие. Те, у кого есть соответствующие средства (средства) и возможности или имеют ограниченный круг желаний, на время могут даже удовлетворить их все. Но тогда ими овладевает скука, которая вызывает новое страдание.

Прекратить страдания можно лишь отказавшись от любых желаний, прекратив существование, превратившись в ничто, достигнув состояния "нирваны".

Черными красками А. Шопенгауэр описывает мир. Мир во всех отношениях плохой: эстетически - он похож на карикатуру, интеллектуально - на сумасшедший дом, с моральной точки зрения - на мошенническое гнездо, а в целом - в тюрьму. Такому миру и такому человеку лучше, по Шопенгауэру, было бы совсем не существовать.

Автор термина "пессимизм" (от лат. Pessimyc - худший). В худшем из возможных миров живет человек. Она жалкая и страдающий. Эгоизм человека чрезвычайно сильный. Большинство бед человека коренятся в ней и ею объясняются. Многие люди предпочли бы гибели мира над сохранением собственной жизни.

Мир как воля и представление Артур Шопенгауэр

(Пока оценок нет)

Название: Мир как воля и представление
Автор: Артур Шопенгауэр
Год: 2016
Жанр: Зарубежная классика, Зарубежная образовательная литература, Зарубежная публицистика, Публицистика: прочее, Философия

О книге «Мир как воля и представление» Артур Шопенгауэр

Арту́р Шопенга́уэр – известнейший немецкий философ-пессимист, мизантроп, мыслитель иррационализма. Он был увлечен мистикой, высоко ценил работы Канта. Являлся поклонником немецкого романтизма и неутомимым критиком Фихте и Гегеля. Ему удалось произвести метафизический анализ воли. Именно им впервые был употреблен термин — человеческая мотивация. Выходец из образованнейшей семьи, он не мыслил свою жизнь без чтения книг. Это подтверждают и его слова: «Не будь на свете книг, я давно пришёл бы в отчаяние…». Его библиотека насчитывала 1375 книг. Обладая медицинским и философским образованием, черпая знания из источников, он всегда придерживался правила, что читая надо думать. Был ярым приверженцем самостоятельного мышления. Арту́р Шопенга́уэр — великий человек с великим идеями и великим результатом.

«Мир как воля и представление» — это его главное детище и основной философский труд, комментированием и популяризацией которого, он занимался всю свою жизнь. Автор для повествования, использует необычный афористичный стиль письма, который в свое время оказал влияние на его именитых последователей. Впервые на русский язык она была переведена в 1903 году Юлием Исаевичем Айхенвальдом – известным литературным критиком того времени. В своей книге Шопенга́уэр полностью излагает свое учение и видение устройства мира. По его мнению, жизнь человека не несет в себе ценностей. Да и наш с Вами мир – самое худшее, что вообще есть. В книге он предлагает свою версию человечеству, которая принимается далеко не всеми. Он утверждает, что человеком движут ЖЕЛАНИЯ и ВОЛЯ. Они взаимо-дополняют друг друга, провоцируя человека к продолжению жизни. И этот цикл непрерывен и бесконечен, потому что человек не может никогда насытиться своими желаниями.

«Мир как воля и представление» Арту́р Шопенга́уэр – это необычные философские идеи, которые в последствии нашли свое применение в психоанализе, изучение структуры языка, теории эволюции и многочисленных философских направлениях. Познакомившись с ней, Вы сможете открыть для себя много нового, необычного и интересного, понять мышление великих людей и согласиться или не согласиться с идеями философа. Ведь философия – это размышления. Так попробуйте быть философом сегодня, чтобы понять философов из прошлого.

На нашем сайте о книгах сайт вы можете скачать бесплатно без регистрации или читать онлайн книгу «Мир как воля и представление» Артур Шопенгауэр в форматах epub, fb2, txt, rtf, pdf для iPad, iPhone, Android и Kindle. Книга подарит вам массу приятных моментов и истинное удовольствие от чтения. Купить полную версию вы можете у нашего партнера. Также, у нас вы найдете последние новости из литературного мира, узнаете биографию любимых авторов. Для начинающих писателей имеется отдельный раздел с полезными советами и рекомендациями, интересными статьями, благодаря которым вы сами сможете попробовать свои силы в литературном мастерстве.

Цитаты из книги «Мир как воля и представление» Артур Шопенгауэр

Индивидуум ничего не мог бы узнать о сущности мира, данного ему лишь как представление, если бы ему не было свойственно познавание, с помощью которого он узнает, что Вселенная, бесконечно малую часть коей он сам составляет, одинакова по качеству с этой малой частью, близко известной ему как его внутренний мир. Таким образом, его собственное я дает ему ключ к разгадке мира.

Люди подобны заведенным часовым механизмам, которые идут, сами не зная для чего; всякий раз, когда зачат и рожден новый человек, опять заводятся часы человеческой жизни, чтобы нота в ноту и такт за тактом, с незначительными вариациями, повторить шарманочную пьесу, уже игравшуюся бесчисленное число раз. Каждый индивид, каждый человеческий лик и жизненный путь - лишь еще одно быстротечное сновидение бесконечного духа природы, вечной воли к жизни, лишь еще один мимолетный образ, который дух, играя, рисует на своем бесконечном свитке - пространстве и времени, сохраняя его нетронутым на исчезающе малый миг, а затем стирая, чтобы дать место новым образам. Тем не менее - и в этом заключается страшная сторона жизни - за каждый из этих мимолетных образов, за каждую из этих нелепых причуд вся воля к жизни, во всей своей напряженности, должна платить многочисленными, глубокими страданиями и напоследок горькой смертью, долго грозившей и наконец пришедшей. Вот почему вид трупа внезапно делает нас серьезными.