Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Первые в мире танки: ко дню рождения машины смерти. Первые русские танки

Первые танки основывались на проекте англичанина Джона Коуэна, который в 1855 г. получил патент на бронированный автомобиль с паровым двигателем, с виду напоминавший черепаху. Для военных действий это сооружение I было мало приспособлено. Все изменилось с появлением двигателя внутреннего сгорания. Прототип современного танка с полным приводом, поворачивающейся башней и встроенным пулеметом был создан в 1906 г. на венском заводе «Австро-Даймлер». Военные власти не согласились принять его на вооружение, поскольку бронированная громада могла двигаться исключительно по дорогам с твердым покрытием. Тогда австриец Понтер Бурштын спроектировал небольшую боевую машину, способную быстро передвигаться на гусеницах — замкнутых лентах из шарнирно соединенных металлических звеньев; ленты надевались по бокам машины на два колеса. Но Генеральный штаб отказался и от этой разработки.

Боевое испытание в мировой войне

Первыми боевые танки применили англичане в битве на Сомме в 1916 г.

Конструкция моторизованной, обшитой железными листами машины восходит к проекту Эрнеста Суинтона. Танк весил 27 тонн, а скорость его была ориентирована на сопровождение пехоты. Он был способен защищать от массированного обстрела и сминать вражеские позиции. Хотя моторостроение для тяжелых машин находилось еще в зачаточном состоянии, а гусеницы делались по образцу американских тракторов, британские пехотные танки прорывали трудные участки фронта. Однако решающей роли в Первой мировой войне они не играли.

  • 3000 г. до н.э.: шумеры сконструировали четырехколесную боевую колесницу, сминающую врага.
  • 1482 г.: Леонардо да Винчи придумал закрытую боевую машину, которая приводилась в движение с помощью коленчатого вала.
  • 1934 г.: немецкий вермахт начинает производство танка «Панцер-1».
  • 1940 г.: в Советском Союзе начался выпуск танка «Т-34».
  • 1944 г.: при высадке в Нормандии союзники использовали танки-амфибии.

Время неумолимо во всем, стирая память, если люди забывают о чем-то значимом в своей истории. Хорошо, что о последней страшной войне напоминают ветераны ВОВ, приближающиеся к столетнему юбилею, и танк Т-34, возглавляющий парад военной техники в День Победы. Такие боевые машины, прошедшие тысячи километров фронтовых дорог России и Европы, стоят на постаментах во многих городах страны. Глядя на них, часто возникают вопросы: танк в мире, кто его создатели?

Так вкратце можно охарактеризовать общее представление от просмотра фотографий, запечатлевших первые танки, созданные в начале XX века:

Если добавить к этому, что скорость этих первых боевых машин колебалась в интервале от 2 до 8 км/ч, а вооружение состояло из 1 - 3 пулеметов на бронированный «вагон», то картина станет еще более полной. Кажется, зачем такие неудачные конструкции использовались в боевых действиях? Ответ на это прост:

  • Даже бывалые солдаты, увидев впервые грохочущие металлические коробки, впадали в панику.
  • Несовершенная броня первых танков с легкостью выдерживала попадания пуль из винтовок, пулеметов противника, а артиллерия была не готова бороться с ними, в связи с отсутствием навыков вести огонь прямой наводкой.
  • Главные препятствия для пехоты, выстроенные в ходе окопной войны в 1916 – 1917 годах (изгороди из колючей проволоки, траншеи с пулеметными гнездами), танки преодолевали без особого труда, прорывая долговременную оборону противника, при этом потери наступающих войск уменьшались многократно.

Преимущества использования новой военной техники преобладали, поэтому противоборствующие страны с разным успехом проектировали, производили и применяли первые танки.

Германия, Россия и прочая Антанта

Две первые страны как в Первой, так и во Второй великих войнах понесли огромные потери. Дивиденды получали другие – торговцы из-за океана, стравливающие всех джентльмены с туманного Альбиона, французы, неплохо умеющие остаться в стороне.

Истощенные в первые годы войны Германия и Россия не могли позволить себе вкладывать огромные средства, мощности металлургических, машиностроительных, оружейных заводов, инженерные, трудовые ресурсы в производство новой, еще недостаточно опробованной на поле боя военной техники. Поэтому дальше разработки комплекта чертежей, сборки опытных образцов дело не сдвинулось:

Совсем по-другому дела обстояли у «верных» союзников России по Антанте:

Всего за годы Первой мировой войны этими государствами было выпущено почти 7 тыс. танков всех типов:

  • Англия – 2905 шт.
  • Франция – 3997 шт.

Хотясамый первый танк в миребыл создан в Англии, наиболее удачно сконструированным, приближенным к современной концепции боевой машины оказался французский Рено FT-17. Подтверждает это то, что его модификации в дальнейшем производились во многих странах, включая Советскую , а последние случаи использования в боевых действиях относятся к 1945 году.

Первые в мире боевые танки появились 15 сентября 1916г. во время Первой Мировой войны.
В этот день немцы столкнулись с английскими машинами. Первая встреча показала, что железные машины неуязвимы для пуль. Первыми танками были эти громоздкие и медленные машины, которые могли преодолевать рвы и заграждения из проволоки.

В 1914г. Э. О. Свинтон попросил у военного министерства такую машину. В сентябре 1915г. прошло испытание первой английской боевой машины «Маленький Вилли». Это был бронированный трактор. 28 сентября испытания другого варианта — «Большой Вилли». Он был задействован 30 января 1916г. Был принят на вооружение под маркой МкI.
Идея создания первого танка принадлежит русскому конструктору В. Д. Менделееву (1886-1922 гг.). Его вариант весил 170 т, был вооружен 120-мм пушкой и защищен 150-мм броней. Но этот проект, предложенный в 1911г., не был одобрен техническим комитетом царской армии.

Танк МкI был неповоротливым. МкII и МкIII не имели хвостовых колес и их управление было очень сложным. Обслуживали танк водитель, командир и трансмиссионщики. В апреле 1917г. стали появляться танки МкIV с более мощной бронёй. У немцев к тому времени появились бронебойные пули.

Первый в мире стоматолог появился в самой древней цивилизации мира ещё 7500 лет назад в шумерской цивилизации. При раскопках в Ниппуре обнаружили клинописные таблички с рецептами лекарств для стоматологии, найдена →

Утюг в узнаваемом для нас виде появился в 14 веке, а на протяжении всей предыдущей истории человечество применяло подручные средства для того, чтобы выглядеть опрятно.

Древние греки, а позже древние римляне →

Во время Первой Мировой войны возникла острая потребность в создании бронированной техники, которая обладала бы высокой огневой мощью и отличной проходимостью. Именно танки стали образцом мощного вооружения, отличной подвижности и надежной защиты. А кто же создал первый танк в мире, и что собой представляла его конструкция?

Самый первый танк в мире был создан А.А.Пороховщиковым, который был русским конструктором и летчиком. Идея создать такую машину возникла у него, когда он видел солдат, бегущих под пулеметным огнем врага. В голову конструктору пришла мысль, что штурмовать окопы врага лучше доверить боевой машине, которая будет «одета» в броню и снабжена пулеметом.

К созданию такой боевой машины приступили в феврале 1915 года. Самый первый танк в мире получил название «Вездеход». На свой испытательный пробег машина вышла в этом же году в конце весны (в мае). Конструктивно «Вездеход» имел все необходимые элементы, которые и сегодня присутствуют в боевых машинах (корпус в броне, оружие в башне, гусеничный движитель и т.д.).


В качестве несущей конструкции самого первого танка в мире служила сварная рама, выполненная с 4-мя вращающимися барабанами, «обвиваемые» гусеничной лентой достаточно большой ширины. При помощи специального натяжного приспособления и натяжного барабана гусеничная лента натягивалась. Два поворотных рулевых колеса осуществляли управление танком. Когда он двигался по твердой поверхности, то ему приходилось опираться на ведущий барабан и эти колеса. При движении же по мягкому грунту боевая машина словно «укладывалась» на ленту.


В длину «Вездеход» равнялся 360 сантиметрам, в ширину был 2 метра, а в высоту – полтора метра (без учета башни). Весила машина примерно 4 тонны. Первые свои испытания боевая машина Пороховщикова прошла с большим успехом, однако по некоторым причинам дальше осваивать ее не стали. И чуть позднее самым первым опытным танком стала английская разработка, которую спроектировали в сентябре 1915 года.

Маленький и Большой Вилли


Маленький Вилли представлял собой бронированный трактор, который успешно был испытан в сентябре 1915 года. Идею по его созданию высказал полковник Британии Суиндон.

Однако бронированную машину пришлось несколько доработать, в результате чего танк превратился в Большого Вилли или танк Mark I. Он может по праву считаться самым первым танком в мире, который стал выпускаться серийно. На линию фронта Mark I отправили в 1916 году.

Длина Mark I составила 8 метров. Он был выполнен в виде стального прямоугольного короба, который сбоку имел ромбовидные гусеницы. Эта конструкция позволяла боевой машине преодолевать сложные участки на поле боя и с легкостью переезжать окопы.


В качестве защиты от ружейно-пулеметного огня служила броня, обладающая толщиной 10-12 миллиметров. Вооружение же самого танка состояло из одной пушки и четырех пулеметов. При этом такое вооружение имели лишь «самцы» Большого Вилли, «самки» же были лишены пушек и имели меньше пулеметов.

Внутри танк выглядел, как рубка корабля. Ходить в нем можно было, не нагибаясь. Командир и водитель танка располагались в отдельном отсеке. Для запуска двигателя Большого Вилли требовалась сила трех человек, которые крутили рукоятку до того момента, пока не заведется мотор.


Передвигаться Mark I мог со скоростью в 6 км/час. На пересеченной местности машина двигалась с гораздо меньшей скоростью – 2-3 км/час. Даже несмотря на невысокую скорость перемещения, танк ужасно трясло – такое происходило из-за того, что броневая часть была выполнена из опорных катков. Не было предусмотрено никаких средств связи. К тому же надежность конструкции танка была слишком низкой, и машины часто выходили из строя. Также недостатком Большого Вилли считались узкие гусеницы, быстро проваливающиеся в мягкой земле, заставляя танк оказываться «на мели». Внутри не было предусмотрено и вентиляции, из-за чего бойцам приходилось часто (даже под огнем пулеметов) выскакивать наружу, чтобы надышаться свежим воздухом и отдохнуть от запахов выхлопных газов.

Несмотря на все недостатки, танк активно применялся на фронте – в бою 1916 года было использовано 18 таких боевых машин. После этого в Лондон пришло требование о том, чтобы такие танки доставили на передовую уже в количестве 1000 экземпляров. В дальнейшем конструкция Большого Вилли с каждым разом совершенствовалась, и более современная модель значительно опережала по техническим параметрам предыдущую.