Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

«Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей.


Стандарты мужской красоты бывают ничуть не менее строгими, чем женской. И если в XVII веке и начале XVIII в моде были напудренные красавцы в париках и с жабо, то к концу XVIII и началу XIX века в моду входит байронический тип - юноша с буклями и распахнутым воротом рубашки. Меж тем задумчивые глаза прекрасно сочетались с щегольскими фраками и напомаженными бакенбардами. О том, как наряжались и следили за собой мужчины начала XIX века, и кто из друзей Пушкина считался идеалом красоты, расскажет Екатерина Астафьева .

Щеголяем по-пушкински

XIX век принес с собой в Россию моду на два, казалось бы, несовместимых стиля. Военная кампания 1805 и Отечественная война 1812 сделала популярным образ бравого гусара, этакого кутилы и ловеласа. Прекрасный пример красавца-военного - Евграф Давыдов с портрета Кипренского. Завитые волосы, густые бакенбарды, усы, вышитая золотом куртка-доломан, узкие рейтузы-чикчиры - о таком молодце мечтала любая барышня.

В противовес «милитари» в моду вошел стиль «денди». Здесь нам, конечно, вспоминается Евгений Онегин, который «как dandy лондонский одет». Как же выглядел российский модник английского покроя?

Сперва ему нужно было надеть белоснежную рубашку с накрахмаленным стоячим воротником, поверх нее полагался галстук - платок, который повязывали красивым узлом или бантом. Концы платка прятали под жилет, который мог быть однобортным или двубортным, в полоску или в крапинку. По принципу «все лучшее надену сразу» некоторые щеголи носили несколько жилетов. Ноги облекали в узкие рейтузы до колен. По праздникам мужчины принаряжались в чулки и туфли, а к «луку» на каждый день прилагались высокие сапоги. В 30-е годы появились брюки, напоминающие современные. Фрак собирал костюм в единое целое - он стал по-настоящему универсальной одеждой, которую надевали и в пир, и в мир, и в добрые люди. Из-за дороговизны для торжественных приемов фраки часто брали напрокат. Завершали наряд цилиндр-боливар и трость.

Мыться, стричься и кутить

Первым европейским денди считают Джорджа Браммела. Этого сибарита и кутилу прозвали «красавчиком Браммелом». Кроме моды на рубашки и сюртуки он сделал популярными новые элементы ухода за собой. Браммел регулярно мылся и растирал тело грубой щеткой из конского волоса.

От него перенял новый стиль Георг IV, которому бросились подражать все оставшиеся модники Европы. Лорд Байрон, еще один знаменитый денди, по-настоящему культовая личность для российских аристократов пушкинских времен, называл среди современников всего 3 великих людей: Наполеона, Браммела и себя.

О красе ногтей

Особой популярностью у мужчин во времена Пушкина пользовался уход за ногтями. «Гребенки, пилочки стальные, прямые ножницы, кривые и щетки тридцати родов и для ногтей и для зубов», - таким внушительным арсеналом обладал Евгений Онегин.

У самого поэта были красивые длинные ногти, которые можно увидеть, например, на портрете Кипренского. При этом один ноготь на мизинце был длиннее остальных. Пушкин так боялся его сломать, что часто надевал перед сном специальный наперсток. Эта мода на длинный ноготь на мизинце была связана с популярностью в России масонских лож, в одной из которых недолго состоял и сам Пушкин. Никакого особого смысла в длинном ногте не было - скорее всего, вольные каменщики просто узнавали по нему друг друга. И иногда распечатывали письма, когда под рукой не было ножа.

Духи и помада в мужском арсенале

В несессере (или попросту косметичке) каждого уважающего себя денди обязательно было место для помады. Само собой, ей красили вовсе не губы, а «помадили» волосы, укладывая их лихими завитками и придавая блеск. В то время помады часто делали из медвежьего жира. К средству для укладки прилагались духи, которые в начале XIX века еще не делили на мужские и женские.

В начале столетия едва ли не самым популярным ароматом были пачули, которые ассоциировались с восточной экзотикой. Правда, духи наносили не на кожу, а на перчатки и платки. В моде была и «Кёльнская вода», которую особенно любил Наполеон.

Как видно, Евгений Онегин был эталоном настоящего щеголя. Среди лицейских друзей Пушкина прозвище «франт» носил Александр Горчаков, будущий «российский железный канцлер». Настоящим красавцем считался близкий друг поэта Иван Пущин. Блестящий кавалерист, человек исключительных нравственных качеств - Пущин был любимцем женщин. Самого же поэта красавцем никогда не считали, но многие отмечали оригинальность его черт лица и жгучее выражение глаз.

Быть можно дельным человеком
И думать о красе ногтей:
К чему бесплодно спорить с веком?
Обычай деспот меж людей.
Второй Чадаев, мой Евгений,
Боясь ревнивых осуждений,
В своей одежде был педант
И то, что мы назвали франт.
Он три часа по крайней мере
Пред зеркалами проводил
И из уборной выходил
Подобный ветреной Венере,
Когда, надев мужской наряд,
Богиня едет в маскарад.

ИНТЕРЕСНОЕ У НАБОКОВА:
«…Чаадаев… - в первом издании вместо фамилии стояло ***»

БРОДСКИЙ:
«К.Полевой описал встречу с Пушкиным в Петербурге в 1828 году: «Он жил в гостиннице Демута. Когда к нему приходил гость, он… усаживался за столик с туалетными принадлежностями и, разговаривая, обыкновенно чистил, обтачивал свои ногти, такие длинные, что их можно назвать когтями».
ПИСАРЕВ:
Продолжает поясничать: «Пушкин по части философии не желает отставать от Онегина … «Обычай, - продолжает философ Пушкин, - деспот меж людей». Ну, разумеется, и притом обычай всегда остается деспотом меж таких философов, как Онегин и Пушкин. К сожалению, число таких драгоценных мыслителей понемногу начинает убывать…»

Вот строфы из «Евгения Онегина нашего времени» Д. Минаева – пародии на статьи Писарева «Пушкин и Белинский» которые я цитирую. Минаев «переводит» ЕО на разночинный язык, изображает героев романа в соответствии со вкусами Писарева – и карикатурность возникших образов обращает в карикатуру «критику» Писарева.
(Но только не для современников – увы! Писарев отвратил от АС целое поколение. Вот рассказ Мариэтты Шагинян: «Пушкин с раннего детсва стал божеством моим. И это божество – Пушкин –линяло передо мной со страницы на страницу… я была в величайшем, и стихийном смятении … психически оно выражалось в наслаждении от свержения авторитетов»
Итак, Х, ХI и ХII строфа первой главы пародии Минаева:

Х
Изображу ль в картине яркой
Уединенный кабинет
С огромной печью, очень жаркой,
Где жил Онегин пять-шесть лет
В соседстве с шведкою-старушкой?
Окно без штор, часы с кукушкой,
Диван клеенчатый в углу
Да стул, приставленный к столу,
Где на листе от старых лекций
Лежал креоновский табак…
На ширмы брошен старый фрак.
Скелетов несколько коллекций
И пара голых черепов
Глядят в тени меж двух шкапов.
ХI
Ряд книг на полках небеленых,
Клочки бумаги, стертый грош…
Чуть видны в рамках запыленных
Жан Жак Руссо и Ригольбош
Бутыль чернил, бутылка рома,
Портфель и Шлоссера два тома,
Сигары в пачке, микроскоп
И без стекла стереоскоп;
Два неразрезанных журнала
И неоконченный рассказ,
Где несколько начальных фраз
Перо героя замарало,
Но женских ножек и голов
Там не чертил он вместо слов
ХII
О муза! Ты была бы рада
Начать иначе свой обзор:
«Янтарь на трубках Цареграда,
Хрусталь, и бронза, и фарфор»,
И все, что любят в модном свете.
Наставить в этом кабинете;
Но мой герой, увы, не фат,
И будуарный аромат
Из кабинета гнал он строго,
И высший свет он презирал,
Хоть в высшем свете не бывал,
Но так как фосфору в нем много,
То он, друзья, заочно мог
Быть к светским людям очень строг»

ЛОТМАН:
Второй Чадаев, мой Евгений... - До этой строфы П очень осторожно вводил Онегина в свое биографическое окружение ….Здесь впервые такое сближение осуществляется прямо.

ЕЩЕ МНЕНИЯ
demi_ange :
Прошло 200 лет, а противопоставление высокой духовности и ухоженных рук по-прежнему актуальна.
manon_gabrielle :
Слово "педант" отсылает нас к той строфе, где Онегин болтает на раутах, прослыв "ученым малым", т.е. опять для нас сталкиваются уже лингвистически, - образ "франта" (из сатир, как пишет Лотман) и этого самого, с показушной ученостью, "педанта" - тоже, собственно, болтающего ради моды.
Проблема 18-го века: куртуазность и ученость. В пространстве 1-ой главы она не решается. Потом решится - в 9-ой.

МОИ ИНСИНУАЦИИ:

Руссо счел дурным тоном вовсе не заботу своих ногтях а лишь нескромность и чрезмерность в проявлении этой заботы. И Пушкин (посреди сатиры! после «пилочек»!) бросился защищать эти причуды щегольства (пушкинское «думать о красе ногтей» следует понимать именно так – иначе что он защищает от Руссо?)

Захотел перефранцузить французов?

Какая варварская черточка! Но умиление не вызывает – что хорошего в нашей постыдной манере высмеивать и оспаривать чужую высокую культуру, вместо того что бы следовать ее образцам или создавать свою? И, чуть ли не в качестве одолжения, – заимствовать из чужой культуры ее, большей частью, верхушки и побрякушки?
Возвращаясь к Пушкину, - не в этом ли секрет Полишинеля его «всемирной отзывчивости»? «В Италии он итальянец…» - как не быть! – при таком то ребячестве, да с отечественной культурой в виде tabula rasa - чего иного мог ожидать Гоголь?

Быть можно дельным человеком / И думать о красе ногтей
Из романа в стихах «Евгений Онегин» (1823-1831) А. С. Пушкина (1799-1837) (гл. 1, строфа 25):
Быть можно дельным человеком
И думать о красе ногтей:
К чему бесплодно спорить с веком?
Обычай деспот меж людей.

В этих строках поэт описал не только Онегина, но и отчасти самого себя. О нем было известно (и известный портрет работы художника О. А. Кипренского тому наглядное свидетельство), что одно время он очень тщательно ухаживал за своими ногтями, а на мизинец, где был особенно длинный и красивый ноготь, он, ложась спать, даже надевал специальный чехольчик, чтобы не сломать этот предмет своей особой гордости.
Цитируется: как ответ на упреки в излишней заботе о своем внешнем виде.

  • - Из «Послания I к королю. Выгоды мира» французского поэта и критика Никола Буало...
  • - Из мультфильма «Дюймовочка» . Режиссер-постановщик Л. Амальрик, сценарий драматурга Николая Робертовича Эрдмана. ° В мультфильме: «Ну вот, поели, теперь можно и поспать. Ну вот, поспали...

    Словарь крылатых слов и выражений

  • - совершенно, до совершенства, до конца Ср. Не взыщите! честность ярая Одолела до ногтей. Некрасов. Филантроп. Ср. В эти дни я совершенно изменился, весь до конца ногтей... Достоевский. Униженные и оскорбленные. 3, 2...
  • - Ср. Где твое личико смуглое, Нынче смеется кому? Эх, одиночество круглое, Не посулю никому! Некрасов. Ср. Il bruno il bel non toglia Torquato Tasso. Gerusalemme liberata. 12, 21. Ср. Дщери иерусалимские! черна я, но красива.....

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - Смугловатость красѣ не помѣха. Ср. Гдѣ твое личико смуглое, Нынче смѣется кому? Эхъ, одиночество круглое, Не посулю никому! Некрасовъ. Ср. Il bruno il bel non toglia Torquato Tasso. Gerusalemme liberata. 12, 21...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

  • - Ирон. В крайне неприглядном виде. - Отец требовал, чтобы я ехал с ним. Был у нас разговор - проявили себя во всей своей красе - он и я...

    Фразеологический словарь русского литературного языка

  • - Из «Западно-восточного дивана» немецкого ученого и писателя Иоганна Вольфганга /e/we . Смысл выражения: не отступать перед трудностями, вести себя достойно, не опускать руки в борьбе с чем-либо...

    Словарь крылатых слов и выражений

  • - Раздумье на грех наводит...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Разг. Ирон. В неприглядном виде. ФСРЯ, 211...
  • - чего. Краснояр. О большом количестве чего-л. СРНГ 15, 171...

    Большой словарь русских поговорок

  • - держать слово, выполнять обещание, держать свое слово, быть верным своему обещанию, быть верным своему...

    Словарь синонимов

  • - во всей своей наготе, во всей наготе, в своем истинном виде, такой, как есть, во всей своей красе, обнаженный, без прикрас, неприкрашенный, во всем...

    Словарь синонимов

  • - прил., кол-во синонимов: 11 без прикрас в своем истинном виде во всей красе во всей наготе во всей неприглядности во всей своей наготе во всем блеске неприкрашенный ...

    Словарь синонимов

  • - нареч, кол-во синонимов: 1 не тут-то было...

    Словарь синонимов

  • - нареч, кол-во синонимов: 1 уповательно...

    Словарь синонимов

"Быть можно дельным человеком / И думать о красе ногтей" в книгах

«БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ НЕДОСТАТОЧНО, НЕОБХОДИМО БЫТЬ СИСТЕМОЙ»

Из книги Бальзак без маски автора Сиприо Пьер

«БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ НЕДОСТАТОЧНО, НЕОБХОДИМО БЫТЬ СИСТЕМОЙ» В 1814 году Бернару-Франсуа исполнилось 68. Начиная с 1807 года он публиковал записки, ставящие перед собой благородные цели, эдакие труды эдила, который, следуя лучшим традициям эпохи Просвещения и беря за основу успехи

…И думать о красе ногтей

Из книги Судьбы моды автора Васильев, (искусствовед) Александр Александрович

…И думать о красе ногтей Должен ли мужчина следить за модой? Вряд ли можно вообще так ставить вопрос! Интерес к моде не зависит от пола. Есть люди, которые не могут жить без нее, есть те, кто подчиняется тенденциям моды по инерции, а некоторых решительно не интересует то, что

БЫТЬ МОЖНО ДЕЛЬНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ…

Из книги Как воспитывали русского дворянина автора Муравьева Ольга Сергеевна

БЫТЬ МОЖНО ДЕЛЬНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ… «БЫТЬ МОЖНО ДЕЛЬНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ И думать о красе ногтей.» А. С. Пушкин. Евгений Онегин. «Забота о красоте одежды – большая глупость, и вместе с тем не меньшая глупость не уметь хорошо одеваться.» Честерфилд. Письма к сыну. Дворянские дети, как

Глава 20 Учитесь думать позитивно – это позволяет достичь цели, стать удачливым и счастливым человеком

Из книги Три Кольца Силы. Конструктор счастливой судьбы автора Людмила-Стефания

Глава 20 Учитесь думать позитивно – это позволяет достичь цели, стать удачливым и счастливым человеком Выход из нищеты должен начинаться в голове. Х. Клинтон Как вы все знаете, гораздо приятнее находиться рядом с доброжелательным человеком. Когда вы хотите выразить

Быть человеком или быть вещью

Из книги Книга духовного роста, или Высвобождение души автора Виилма Лууле

Можно ли думать негативно, но испытывать позитивные эмоции?

Из книги Закон притяжения автора Хикс Эстер

Можно ли думать негативно, но испытывать позитивные эмоции? Джерри: Но как мы можем уделять внимание чему-то негативному или думать об этом, не чувствуя негативной эмоциональной реакции?Абрахам: Вы не можете. Мы не советуем вам пробовать. Другими словами, приказать

«И ДУМАТЬ О КРАСЕ НОГТЕЙ…»

Из книги Лунный календарь в повседневной жизни автора Семенова Анастасия Николаевна

«И ДУМАТЬ О КРАСЕ НОГТЕЙ…» У Дины, с которой я вместе работала, были вечно обломанные ногти. Девушка она была эффектная, вполне ухоженная, но вот руки… Они ее все время подводили. Работа ее была связана с общением с клиентами, с заполнением анкет и изучением документов;

Быть можно дельным человеком / И думать о красе ногтей

автора Серов Вадим Васильевич

Быть можно дельным человеком / И думать о красе ногтей Из романа в стихах «Евгений Онегин» (1823-1831) А. С. Пушкина (1799-1837) (гл. 1, строфа 25): Быть можно дельным человеком И думать о красе ногтей: К чему бесплодно спорить с веком? Обычай деспот меж людей. В этих строках поэт

Быть человеком значит быть борцом

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Быть человеком значит быть борцом Из «Западно-восточного дивана» (1819) немецкого ученого и писателя Иоганна Вольфганга /e/we (1749-1832).Смысл выражения: не отступать перед трудностями, вести себя достойно, не опускать руки в борьбе с чем-либо (за

Глава 1 "Вы должны расширить свой разум и думать, думать, думать..."

Из книги А ты умеешь ловить рыбу? автора Пичугина Аида Михайловна

Глава 1 "Вы должны расширить свой разум и думать, думать, думать..." Милтон Эриксон. Здравствуй мой друг! Я хочу тебе помочь. Возможно у тебя сей­час много трудностей в жизни. Но прежде всего, спроси у себя: "А чего я хочу сейчас и здесь?" И часто ли позволяешь себе делать

Глава 1 БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ - ЗНАЧИТ БЫТЬ В ПУТИ

Из книги Жизнь, наполненная смыслом [Прикладная логотерапия] автора Лэнгле Альфрид

Глава 1 БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ - ЗНАЧИТ БЫТЬ В ПУТИ Что мы будем понимать под "смыслом". - Актуальность поиска смысла объясняется, во-первых, свободой человека, основанной на его открытости миру; во-вторых, различной ценностью вещей и событий; в-третьих, постоянной сменой

№ 41. Байка «Быть человеком значит быть борцом»

Из книги 111 баек для детских психологов автора Николаева Елена Ивановна

№ 41. Байка «Быть человеком значит быть борцом» Эта фраза заимствована из произведения Иоганна Вольфганга Гете «Западно-восточный диван» . Мораль: активная жизненная позиция всегда предполагает преодоление трудностей.Комментарий: задача родителя – не сделать так,

Быть человеком или быть вещью

Из книги В поисках истины автора Виилма Лууле

Быть человеком или быть вещью Жизнь есть учеба, и учиться можно по-разному: под стать вещи, под стать животному либо под стать человеку.В молодости человек пробует и так и эдак, а, старея, гнет одну линию, полагая ее единственно верной. За свои убеждения он готов отдать

2.1. Быть в Церкви – быть человеком

Из книги Почему ты не в Церкви? автора Василопулос Архимандрит Харлампий

Глава 2. ПОЛЬЗА 2.1. Быть в Церкви – быть человеком Но кто же тогда те, кто не ходят в церковь? Разве они не люди? Или нет у них ног, ушей, головы? И глаза, друг мой, и ноги, и все остальное, конечно, у них есть. Но головы, уши, ноги есть и у животных, и гораздо крупней, однако это не

Быть человеком или быть вещью

Из книги Главная книга о счастье и благополучии автора Виилма Лууле

Быть человеком или быть вещью Жизнь есть учеба, и учиться можно по-разному: под стать вещи, под стать животному либо под стать человеку. В молодости человек пробует и так и эдак, а, старея, гнет одну линию, полагая ее единственно верной. За свои убеждения он готов отдать

«У меня пересыхают губы от одной лишь мысли о тебе…»

В нее влюблялись Пастернак и Мандельштам, близким ее другом на протяжении 30 лет была Анна Ахматова. Мария Петровых при жизни свои стихи даже не пыталась публиковать. «Я не носила стихов по редакциям. Было без слов понятно, что они «не в том ключе». Да и в голову не приходило ни мне, ни моим друзьям печатать свои стихи. Важно было одно: писать их». А стихи ее - выворачивающие душу, всегда искренние и очень женские …

А.Тарковский так писал о поэзии М. Петровых:
«На первый взгляд, язык поэзии Марии Петровых - обычный литературный русский язык. Делает его чудом в ряду большой нашей поэзии способность к особому словосочетанию, свободному от чьих бы то ни было влияний. У нее слова загораются одно от другого, соседнего, и свету их нет конца».

Удивительный романс на ее стихи, музыка Елены Фроловой:


Не взыщи, мои признанья грубы,
Ведь они под стать моей судьбе.
У меня пересыхают губы
От одной лишь мысли о тебе.

Воздаю тебе посильной данью -
Жизнью, воплощённою в мольбе,
У меня заходится дыханье
От одной лишь мысли о тебе.

Не беда, что сад мой смяли грозы,
Что живу сама с собой в борьбе,
Но глаза мне застилают слёзы
От одной лишь мысли о тебе.

В её поразительно искренних, обнаженных стихах нет ни тени лукавства или кокетства. Ее поэзия аскетична, прямодушна и предельно серьезна. Будучи прямым человеком, Мария Петровых все говорила начистоту.
«Однажды, - пишет А.Гелескул,известный поэт-переводчик, - в разговоре о чьих-то стихах — нехитрых, но для интересности запутанных, Мария Сергеевна обронила: - Я всё-таки люблю, когда пишут прямо».

Да, я горжусь, что могла ни на волос
Не покривить ни единой строкой,
Не напрягала глухой мой голос,
Не вымогала судьбы другой.

И жила она довольно просто и скромно, не признавая в быту никаких лишних вещей и так любимых женщинами безделушек. Не следила за модой, была равнодушна к нарядам, внешний облик ее не имел ни малейшего отношения к элегантности.

«Со своей строгой челкой и некрасивой красотой слегка грубоватого и в то же время отнюдь не простоватого, а волевого чеканного лица - она жила отдельно от так называемой общественной жизни, оставаясь одним из загадочно выживших сильных характеров»
Е. Евтушенко

И, тем не менее, не будучи красавицей, она с легкостью покоряла мужские сердца.
Михаил Ландман, поэт и переводчик, вспоминает:

«…в неё влюблялись многие. Кроме Мандельштама, Пастернака, очарованы ею были в разное время и Эммануил Казакевич, и Александр Твардовский, и Павел Антокольский… Словом, она была женщиной, которая вызывала сильные чувства у многих соприкасавшихся с ней людей…И причиной этому была какая-то неуловимая внутренняя сила, обаяние личности — не только ума, а какой-то потрясающей детскости и суровости, открытости и сдержанности…»

Из-под пера Мандельштама, влюбленного в Марию, выходит посвященное ей стихотворение, ставшее одним из бриллиантов лирической поэзии 20 века.

Мастерица виноватых взоров,
Маленьких держательница плеч!
Усмирен мужской опасный норов,
Не звучит утопленница-речь.

Ходят рыбы, рдея плавниками,
Раздувая жабры: на, возьми!
Их, бесшумно охающих ртами,
Полухлебом плоти накорми.

Мы не рыбы красно-золотые,
Наш обычай сестринский таков:
В теплом теле ребрышки худые
И напрасный влажный блеск зрачков.

Маком бровки мечен путь опасный...
Что же мне, как янычару, люб
Этот крошечный, летуче-красный,
Этот жалкий полумесяц губ?..

Не серчай, турчанка дорогая:
Я с тобой в глухой мешок зашьюсь,
Твои речи тёмные глотая,
За тебя кривой воды напьюсь.

Ты, Мария,- гибнущим подмога,
Надо смерть предупредить - уснуть.
Я стою у твоего порога.
Уходи, уйди, еще побудь.

Родилась Мария Петровых недалеко от Ярославля 26 марта 1908 года. С детства отличаясь гуманитарными наклонностями, поступила на литературный факультет университета, по окончании которого работала в редакции. Знакомится с Ахматовой, Мандельштамом...

С 1934 года Мария Петровых становится известна в литературных кругах, как великолепный мастер поэтического перевода. Мария очень бережно относилась к авторскому тексту, болела за каждую строчку.

В 1934 году встречает своего друга юности Виталия Головачева, поэта и пианиста, который вернулся из ссылки, в 1936 году выходит за него замуж. Но им суждено было недолгое счастье - вскоре Головачева снова отправляют в ссылку на пять лет. Мария остается с четырехмесячным ребенком на руках и в полной неизвестности. А впереди - еще и война…

Никто не поможет, никто не поможет,
Метанья твои никого не тревожат;
В себе отыщи непонятную силу,
Как скрытую золотоносную жилу…

В начале войны Мария с дочкой Ариной в составе небольшого коллектива писателей, их жен и детей эвакуировалась в Татарстан, в Чистополь. «Это было трагическое и замечательное время. Это было время необычайной душевной сплоченности и единства. Все разделяющее исчезло. Это было время глубокого внимания друг к другу»

Со своим мужем она больше никогда не увидится - он умрет в лагере в 1942 году. Но Мария долго не могла в это поверить и продолжала его ждать.

Спустя год после его смерти она писала:

Не нынче ль на пороге,
От горя как в бреду,
Я почтальону в ноги
С мольбою упаду...

Возможно ль быть несчастней?
Я жду тебя весь год,
Как смертник перед казнью
Помилованья ждет.
***

У меня большое горе
И плакать не могу.
Мне бы добрести до моря,
Упасть на берегу.

Не слезами ли, родное,
Плещешь через край?
Поделись хоть ты со мною,
Дай заплакать, дай!

Дай соленой, дай зеленой
Золотой воды,
Синим солнцем прокаленной,
ГорячЕй моей беды.

Я на перекресток выйду,
На колени упаду.
Дайте слез омыть обиду,
Утолить беду!

О животворящем чуде
Умоляю вас:
Дайте мне, родные люди,
Выплакаться только раз!

Пусть мольба моя нелепа,
Лишь бы кто-нибудь принес, -
Не любви прошу, не хлеба, -
Горсточку горючих слез.

Я бы к сердцу их прижала,
чтобы в кровь мою вошло,
Обжигающее жало,
От которого светло.

Словно от вины тягчайшей,
Не могу поднять лица...
Дай же кто-нибудь, о дай же
выплакаться до конца,

До заветного начала,
До рассвета на лугу...
Слишком больно я молчала,
Больше не могу.
***
Знаю, что ты ко мне не придешь,
Но поверь, не о тебе горюю:
От другого горя невтерпеж,
И о нем с тобою говорю я.

Милый, ты передо мной в долгу.
Вспомни, что осталось за тобою.
Ты мне должен — должен!— я не лгу —
Воздух, солнце, небо голубое,

Шум лесной, речную тишину,—
Все, что до тебя со мною было.
Возврати друзей, веселье, силу,
И тогда уже — оставь одну.

“Назначь мне свиданье...”. Поздняя любовь Марии Петровых


Назначь мне свиданье
на этом свете.
Назначь мне свиданье
в двадцатом столетье.
Мне трудно дышать без твоей любви.
Вспомни меня, оглянись, позови!
Назначь мне свиданье
в том городе южном.
Где ветры гоняли
по взгорьям окружным.
Где море пленяло
волной семицветной,
Где сердце не знало
любви безответной…
…Назначь мне свиданье,
хотя б на мгновенье,
На площади людной,
под бурей осенней.
Мне трудно дышать, я молю о спасенье…
Хотя бы в последний мой смертный час
Назначь мне свиданье у синих глаз.

Это стихотворение Марии Петровых очень любила Анна Ахматова и называла его «лучшим образцом лирики последних лет»..

Синие глаза, о которых идет речь в стихотворении,- это запавшие Марии в душу глаза Александра Фадеева, ставшего для нее последней, очень сильной любовью.

Поступившись даже своими принципами, она целиком отдалась нахлынувшему чувству.
Мучительная, запретная любовь к известному писателю, который был женат…
Весной 1956 года жизнь Фадеева трагически оборвалась, он застрелился. Для Марии его уход оказался невосполнимой утратой…

Мне лишь бы не слышать, не видеть,
Не знать никого, ничего,
Не мыслю живущих обидеть,
Но как здесь темно и мертво!
Иль попросту жить я устала,
И ждать, и любить, не любя...
Всё кончено. В мире не стало
Подумай! — не стало тебя.
***
Скажи — как жить мне, как мне жить
На этом берегу?
Я не могу тебя забыть
И помнить не могу.

Я не могу тебя забыть,
Покуда вижу свет,
Я там забуду, может быть,
А может быть, и нет.

А может быть, к душе душа
Приникнет в тишине,
И я воскресну не дыша,
Как вечный сон во сне.

На бездыханный берег твой
Возьми меня скорей
И красотою неживой
От жизни отогрей.

Только в возрасте 60 лет Мария Петровых смогла увидеть и подержать в руках свою собственную книгу. Стараниями ее ереванских друзей в Армении вышел единственный прижизненный сборник поэтессы «Дальнее дерево».

Скончалась Мария Петровых летом 1979 г. в возрасте 71 года в Москве.

Подумай, разве в этом дело,
Что ты судьбы не одолела,
Не воплотилась до конца,
Иль будто и не воплотилась,
Звездой падучею скатилась,
Пропав без вести, без венца?
Не верь, что ты в служеньи щедром
Развеялась, как пыль под ветром.
Не пыль - цветочная пыльца!
Не зря, не даром все прошло.
Не зря, не даром ты сгорела,
Коль сердца твоего тепло
Чужую боль превозмогло,
Чужое сердце отогрело.
Вообрази - тебя уж нет,
Как бы и вовсе не бывало,
Но светится твой тайный след
В иных сердцах... Иль это мало -
В живых сердцах оставить свет?

Любовь, о любовь, ты опять, опять!
Следя за губами твоими,
я против желанья начну повторять
такое чужое имя.
О стыд! Мне бы надо глаза отвести
от пламени этих глаз
и — сил не хватило. Сердце, прости,
жажда замучит нас.
***
За что же изничтожено,
Убито сердце верное?
Откройся мне: за что ж оно
Дымится гарью серною?
За что же смрадной скверною
В терзаньях задыхается?
За что же сердце верное
Как в преисподней мается?
За что ему отчаянье
Полуночного бдения
В предсмертном одичании,
В последнем отчуждении?..
Ты все отдашь задешево,
Чем сердце это грезило,
Сторонкой обойдешь его,
Вздохнешь легко и весело...
***
Ты отнял у меня и свет и воздух,
И хочешь знать — где силы я беру,
Чтобы дышать, чтоб видеть небо в звездах,
Чтоб за работу браться поутру.
Ну что же, я тебе отвечу, милый:
Растоптанные заживо сердца
Отчаянье вдруг наполняет силой,
Отчаянье без края, без конца.
***
Что же это за игра такая?..
Нет уже ни слов, ни слез, ни сил…
Можно разлюбить — я понимаю,
Но приди, скажи, что разлюбил.
Для чего же эти полувзгляды?
Нежности внезапной не пойму.
Отвергая, обнимать не надо.
Разве не обидно самому?
Я всегда дивлюсь тебе как чуду.
Не найти такого средь людей.
Я до самой смерти не забуду
Беспощадной жалости твоей...
***
Что делать! Душа у меня обнищала
И прочь ускользнула.
Я что-то кому-то наобещала
И всех обманула.
Но я не нарочно, а так уж случилось,
И жизнь на исходе.
Что делать! Душа от меня отлучилась
Гулять на свободе.
И где она бродит? Кого повстречала?
Чему удивилась?..
А мне без нее не припомнить начала,
Начало забылось.
***

Конечно, лучше носить то, что идет. Но вот только если все так ходят, то, может быть, лучше носить то, что носят все, но только от лучших модельеров. Ведь именно так одеваются сейчас будущие председатели и директора компаний.
В. Берг, предприниматель
То, как человек выглядит, скорее всего, его личное дело, нежели вопрос публичной дискуссии. Но, несмотря на всю тонкость и деликатность темы, встречают нас все-таки «по одежке» и лишь «провожают по уму». Эту тему, кстати, редко обсуждают в книгах по менеджменту, тренингах по управлению, деловых семинарах и конференциях.
В каждом из нас хранится бриллиант талантов, индивидуальности и неповторимости. Но для того чтобы этот бриллиант заиграл своими гранями, надо его повернуть к свету, покрутить, чтобы все увидели и оценили его блеск и чистоту. К сожалению, трудно рассчитывать на то, что люди будут проявлять пытливость и «докапываться» до наших драгоценных камней. «Театр начинается с вешалки», и если нас не устроил «гардероб», то можно так и не попасть в «зрительный зал» на спектакль.
‘ Хотим мы этого или нет, нам приходится задумываться, какое впечатление мы производим. Буквально в первые несколько секунд неосознанно мы фиксируем «картинку» - человек подтянут, бодр, со вкусом одет, дорогие часы, галстук в тон. Или наоборот - вял, апатичен, неопрятен, пиджак мятый, стоптанные
ботинки. В дальнейшем сознание работает избирательно, старательно «подтасовывая» реальные факты, подгоняя под заранее известный ответ.
Некоторые компании разрабатывают свой офисный «код одежды» - принятые стандарты того, как следует одеваться на работу, официальный ужин или корпоративную вечеринку.
Код «бизнес» означает строгий (лучше черный, серый или темно-синий) деловой костюм для мужчин и женщин, однотонную сорочку или блузку светлых гонов, темные ботинки для мужчин и закрытые туфли-лодочки для женщин. Галстук для мужчин и шейный платок для женщин допускается разноцветный, но не кричащих расцветок и подходящий к костюму. Особый «шик» - нисходящая от светлой к темной гамма, например, серый костюм, более темные серые носки и черные ботинки. Недопустимы белые носки к темному костюму и черным ботинкам.
Код «повседневный бизнес» допускает некоторые «вольности»: костюмы в клетку или полоску, сорочки и блузки более ярких тонов с рисунком, деловые платья для женщин.
Код «вольный», обычно используемый летом, в жаркую погоду, или по пятницам, означает отсутствие пиджаков и галстуков у мужчин, яркие «в цветочек» платья у женщин, если в течение дня не предусмотрено деловых встреч.
Код «коктейль» означает смокинги для мужчин. Для женщин - длинные, декольтированные платья для коктейля.
В любом случае на работе исключены спортивный и пляжный стиль одежды: джинсы любых цветов, кроссовки, шлепанцы, шорты, рубашки-поло, майки и футболки. Женщинам в любую погоду лучше надевать на работу колготки и носить туфли с закрытыми мысами, а мужчинам - сорочки с длинными рукавами.
Если в вашей компании нет формальных правил «формы одежды», полагайтесь на свой здравый смысл.
Обратите внимание на одежду коллег. Одеждой вы можете подчеркнуть свои амбиции, которые вы хотите негласно донести до окружающих. Помните о том, что офис - место работы. Даже при большом соблазне продемонстрировать наряды и достоинства фигуры избегайте излишне облегающей, откры
той или прозрачной одежды. Оптимальная длина юбки - не более 2-3 пальцев выше колена (вспомните несчастного Бубликова из фильма «Служебный роман»). Если вам хочется выглядеть более раскованно вне работы, можете иметь «джентльменский набор» для переодевания в офисе, и по окончании рабочего дня вы наденете то, что вам по душе.
Неуместными на работе выглядят слишком яркие макияж и маникюр, неумеренное использование украшений, резкие запахи духов и одеколонов. Далеко не все ароматы приемлемы для офисной атмосферы. Тяжелые, сладкие, терпкие запахи, оставляющие стойкий шлейф аромата, лучше приберечь на вечер, а днем лучше пользоваться легкими, нейтральными духами. Пусть лучшими советчиками в этих вопросах для вас станут вкус и чувство меры.
Не последнюю роль играют и аксессуары - часы, ручки, очки, ремни, портмоне, портсигары, зажигалки, «визитницы», носовые платки. Если позволяют средства, то эти «мелочи» лучше покупать в магазинах известных фирм, которые как бы заявляют о «принадлежности к клубу».
Следите за прической. Нет более негармоничного дополнения к образу делового человека, чем неухоженные волосы и небрежно уложенная прическа и небритость. Ныне модные длинные волосы у мужчин уместны для людей творческих профессий, а вот офисному сотруднику лучше остановить свой выбор на классической мужской стрижке. Женщинам с длинными волосами следует собирать их в женственный пучок, а роскошные локоны оставить для вечеринки. Стильные стрижки прекрасно дополняют имидж современной бизнес-леди.
Каким бы ни был ваш выбор, не упустите шанс заработать несколько дополнительных «очков» за продуманный внешний вид, неповторимый стиль и возможность «вписаться» в гласный или негласный кодекс внешнего вида вашей компании.
Порядок на рабочем месте. Очень многое о человеке может рассказать его кабинет или рабочее место. Беспорядок на столе, куча разбросанных бумаг создает образ неряшливого, безалаберного человека.

Приучите себя поддерживать порядок на столе. Если необходимо, то сначала проведите «субботник», определите места для файлов, текущих документов. В дальнейшем вам придется только поддерживать порядок.
Если у вас отдельный кабинет, то можно продумать, что повесить на стены. Обрамив в багетной мастерской дипломы, сертификаты об окончании тренингов, грамоты, их можно вывесить на всеобщее обозрение. Также эффектно выглядят картины или хорошие репродукции, но обязательно в рамках и подходящей тематики.
Фото ваших близких расскажет о том, что ничто человеческое вам не чуждо, вы - человек, умело сочетающий личную жизнь с работой. Допустимы два-три милых сувенира, напоминающие об интересных поездках или встречах.
Тонус. Нередко можно встретить уставших, измотанных и измученных людей. Потухший взгляд, вялые движения, бесконечные жалобы на жизнь, «вселенская скорбь» никак не вяжутся с образом успешного человека. Гораздо приятнее общаться с человеком, который несет положительный заряд энергии и оптимизма.
Многие наши внешние проявления зависят от темперамента, которым наградила нас природа. Известно, что флегматик никогда не станет холериком, но любой человек может позаботиться о том, чтобы в большинстве случаев у него было ровное, хорошее настроение.
Старайтесь не обременять сослуживцев подробным изложением личных проблем.
Все мы живые люди и имеем право на плохое настроение. Но лучше всего определить для себя «средства», которые могут вернуть вас в спокойное расположение духа: разговор с другом, музыка, любимый рассказ, короткая прогулка.
Разумно планируйте свой отдых, обязательно используйте ежегодный отпуск. Чаще улыбайтесь, когда приветствуете людей или интересуетесь тем, как идут дела.
Речь. Совсем не обязательно владеть 18 иностранными языками, но своим родным - непременно. Иногда случается: как

только человек начинает говорить, хорошее впечатление о нем рассеивается как дым.
Люди, которые умеют грамотно и четко формулировать свои мысли, ярко и образно донося их до слушателей, всегда являются центром внимания и легко «держат в руках» аудиторию.
Постарайтесь применять следующие советы. Сосредотачивайтесь не только на том, что вы говорите, но и на том, как вы говорите. Внимательно слушайте себя, следите за собой «со стороны». Определите, насколько слушатели владеют информацией по обсуждаемому вопросу. Избегайте жаргонных слов, в том числе профессиональных. Не увлекайтесь паузами типа «э-э-э-э», «м-м-м-м». Не перескакивайте с темы на тему. Сначала закончите одну, зад^ем перейдите к другой. Работайте над тем, чтобы сделать свою речь разнообразной, больше читайте книг, написанных хорошим русским языком, избегайте тавтологий; не упрощайте свою речь, но и не слишком увлекайтесь длинными, сложными предложениями. Пользуйтесь словарями и справочниками, уточняя, как произносится слово, где следует ставить ударение. Говорите только то, что знаете наверняка, чтобы не попасть в глупое положение. Следите за логико й изложения. Если вы не уверены в непреложности фактов, разнообразьте свою речь вводными фразами «Мне кажется», «По моему мнению». Не увлекайтесь деталями: недостаток деталей ведет к сухости изложения, а избыток - к занудности. Не жестикулируйте слишком активно, но и не впадайте в другую крайность - излишняя скованность создает на-
¦ пряжение в разговоре. Используйте позитивную лексику. Вместо того чтобы сказать: «Здесь ты ни за что не купишь нужную тебе книгу», скажите: «Ты найдешь эту книгу только в крупных магазинах». Чаще шутите и улыбайтесь!

Чувство юмора. Словосочетание «деловая среда» настраивает на серьезный, порою слишком серьезный лад. А ведь юмор может помочь снять лишнее напряжение и разрядить натянутость. Он объединяет людей, делает их более гибкими и адаптивными, позволяет чувствовать себя «своим» в коллективе, выражает солидарность, а также это прекрасный способ расслабиться и «спасти лицо» в непредвиденных ситуациях.
Двое сотрудников, между которыми всегда были теплые, приятельские отношения, работали над совместным проектом. Сроки «поджимали», времени на завершение проекта почти не оставалось, напряжение достигло максимума, когда один из них предложил обратиться за помощью к сторонним консультантам. Его коллега с раздражением и в сердцах сказал: «Не давай идиотских советов». Трудно было не обидеться на такой выпад. Чтобы поставить на место грубияна, наш герой решил обратиться к начальнику. Тот вызвал обидчика и потребовал принести извинения своему коллеге за непозволительный тон. Он вернулся в отдел, подошел к своему приятелю и сказал: «Извини меня, пожалуйста, за то, что ты даешь идиотские советы». Оба рассмеялись, и инцидент был исчерпан.