Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Какие животные живут в среде обитания. Животный мир, или фауна земли


Жизненная форма - морфологический тип приспособления животного к основным факторам местообитания и определённому образу жизни.

Водная среда обитания. Все пресноводные водоёмы можно разделить на три большие группы: реки, стоячие водоёмы (озёра, пруды и т. д.) и временные - пересыхающие водоёмы.

Животных, обитающих в водоёмах, подразделяют на крупные категории жизненных форм по приспособлениям к обитанию в разных ярусах и биоценозах (рис. 1): нейстон - обитатели поверхности воды; планктон - пассивно передвигающиеся, или «парящие», в толще воды; нектон - свободно перемещающиеся в толще воды, активно плавающие животные; бентос - обитатели дна водоёмов; перифитон - животные, прикрепляющиеся к подводным предметам. На быстром течении обитают реофильные формы, имеющие приспособления, препятствующие их сносу водой (уплощённое тело, цепкие конечности, прикрепительные приспособления). Реофильные формы живут в условиях хорошего обеспечения кислородом, поэтому многие из них обладают кожным дыханием. К этим формам относятся, например, личинки веснянок, подёнок, ручейников. Стагнофильные животные населяют стоячие или медленно текучие водоёмы. Это личинки стрекоз, комаров-звонцов, плавунцы и их личинки.

Рис. 1. Экологические группировки обитателей водоёмов

Наземно-воздушная среда обитания. Сюда относятся воздушное пространство, растительность и поверхность почвы.

Беспозвоночных, обитающих на более или менее открытых участках поверхности почвы, относят к группе эпигеобионтов (жужелицы, некоторые виды саранчовых). Среди них выделяют псаммобионтов - обитателей песчаного субстрата, петробионтов - обитателей каменистых россыпей и галобионтов - жителей засоленных участков почвы.

Беспозвоночных, обитающих в травянистом ярусе и объединённых сходными адаптациями к жизни на тонких стеблях и листьях растений, относят к хортобионтам (улитки, жуки-листоеды, гусеницы бабочек, пауки).

К тамнобионтам и дендробионтам относят животных, обитающих на кустарниках и деревьях.

Обитатели коры и древесины - это ксилобионты (личинки жуков короедов, лубоедов, заболонников, усачей, златок, некоторых двукрылых).

Почва. Поверхностнообитающие животные называются эпибиос , обитатели подстилки - стратобиос , толщи почвы - геобиос.

Существуют четыре размерные группы животных почвы:

Нанофауна - простейшие, коловратки и нематоды - физиологически водные животные, обитающие в тончайших плёночках воды, окружающей почвенные частицы, и в почвенных капиллярах. Их размеры не превышают 0,1 мм.

Микрофауна - к этой группе относятся микроартроподы и некоторые нематоды - обитатели мельчайших почвенных полостей, по которым они передвигаются как по системе пещер и тоннелей (рис. 2). Это клещи, нематоды, пауки, мелкие жуки.

Рис. 2. Микрофауна почвы:

1–4 - жгутиковые; 5–8 - голые амёбы; 9–10 - раковинные амёбы; 11–13 - инфузории; 14–16 - круглые черви; 17–18 - коловратки; 19–20 - тихоходки

Мезофауна - крупные беспозвоночные величиной до нескольких сантиметров. К этой группе относятся дождевые черви, мокрецы, многоножки, личинки многих насекомых (рис. 3).

Макрофауна - млекопитающие - землерои (кроты), жабы, змеи, грызуны, дождевые черви (рис. 4).

Рис. 3. Мезофауна почв:

1 - лжескорпион; 2 - гамазовый клещ; 3–4 - панцирные клещи; 5 - многоножка пауропода; 6 - личинка комара-хирономиды; 7 - жук семейства Ptiliidae; 8–9 коллемболы

Рис. 4. Макрофауна почв:

1- дождевой червь; 2 - мокрица; 3 - губоногая многоножка; 4 - двупарнононогая многоножка; 5 - личинка жужелицы; 6 - личинка щелкуна; 7 - медведка; 8 - личинка хруща

Рис. 5. Наездник, заражающий тлю

Среды жизни и места обитания животных Взаимосвязи животных в природе 7 класс . Биология. 2 урок.


Основные среды обитания животных – это водная, наземно-воздушная и почвенная. Каждую из них населяют различные животные .


Наземно-воздушная. Ее освоили пауки, насекомые, пресмыкающиеся, птицы, звери (рис. 7, А). Здесь встречаются животные , быстро бегающие по открытым пространствам (степям, лугам, пустыням); обитающие в лесу и лазающие по ветвям деревьев и кустарников; живущие под пологом леса.


Наземно-воздушная. По экологическим условиям наземно-воздушная среда – самая разнообразная. Поэтому животные , освоившие ее, отличаются сложным строением и поведением.

Водная среда обитания. Условия жизни животных в ней сильно отличаются от условий наземно-воздушной среды. Плотность воды почти в 1000 раз больше, чем плотность воздуха. В воде более сильные перепады давления, меньше кислорода, активнее, чем в воздухе, происходит поглощение солнечных лучей.


Водная среда обитания. В водной среде обитают рыбы, киты, дельфины, раки, моллюски, насекомые и др. (рис. 7, Б). Одни животные "парят" в толще воды (планктон), другие быстро плавают (нектон), некоторые держатся у дна (бентос) или у самой поверхности водоема.


Почвенная среда обитания. Она имеет очень плотную структуру, в нее не проникает свет. Здесь сглажены температурные перепады, создается особый режим влажности. Вместе с представителями других царств в почве живут дождевые черви (см, клещи, личинки насекомых, муравьи, медведки (рис. 7, В). Многие млекопитающие роют норы в почве, а крот и слепыш всю жизнь проводят под землей.

Среды обитания. Некоторые животные освоили не одну, а сразу две среды. Так, лягушки обитают и в наземно-воздушной и в водной средах, суслики и полевые мыши – в наземно-воздушной среде и в почве.


Места обитания животных Животные в любой среде обитания живут не везде, а занимают наиболее благоприятные для них участки. Их называют местами обитания животных (рис. 8).

Места обитания животных Соловьи встречаются только в сырых затемненных участках леса у водоемов и опушек. Щуки в реках предпочитают места с медленным течением (омуты и заводи), заросшие у берегов. Хищные жуки-скакуны встречаются только на сухих песчаных участках или по обочинам грунтовых дорог.


Места обитания животных У крупных подвижных животных места обитания большие и просторные. Например, дельфины (см. также живут в морях и океанах. Шустрые синицы обитают в смешанных лесах, рощах и дубравах. Мелкие животные имеют небольшие участки в местах обитания. Так, тли живут на зеленых листьях или молодых побегах растений.


Места обитания животных Нередко одно и то же место обитания населяют разные виды животных. Места обитания, занимающие обширные площади, например моря, леса, степи, населяет наибольшее число видов животных.


Места обитания животных Животные хорошо приспособлены к жизни в определенных местах обитания. У степных животных длинные ноги, способствующие быстрому бегу и большим прыжкам. У лазающих по деревьям животных острые когти или присоски, у водных – плавники и плавательные перепонки между пальцами. Многие животные


Места обитания животных. Многие животные обладают защитной окраской или формой тела, успешно скрывающей их от врагов.

Хищничество Взаимоотношения между животными, когда одни из них добывают, умерщвляют других и питаются ими, называются хищничеством. Хищники – это сокол, преследующий голубя; жук, нападающий на гусеницу; щука, ловящая плотву (рис. 9). Животные , на которых охотятся хищники, – их жертвы.


Хищничество. У хищников есть приспособления для охоты – это ловчая паутина паука, мощные зубы волков или тигров и острые когти сов.


Приспособления для защиты. У жертв существуют свои приспособления, чтобы скрыться или убежать от хищника, защититься от него. Это и быстрые ноги антилопы, и большие уши зайца, и покровительственная окраска хамелеона, и иглы ежа.

Хищники. Хищники играют важную роль в природе – они сдерживают чрезмерное размножение животных, выбраковывают слабых и заболевших.


Конкурентные отношения. Животные , населяющие одно и то же место обитания или питающиеся сходной пищей, вступают в конкурентные отношения.

В состоянии конкуренции находятся, например, из зверей – горностаи и хорьки, питающиеся мышами и полевками (рис. 10); из птиц – мухоловки и синицы, конкурирующие друг с другом из-за подходящих для гнездования убежищ. Каждый из пары конкурирующих видов находится в невыгодном положении.


Симбиоз. Кроме того, у животных существуют и взаимовыгодные отношения – симбиоз (рис. 11). Это полезно для контактирующих животных.

Симбиоз. Так, рак-отшельник специально пересаживает на свою раковину актинию. Она защищает рака-отшельника своими жгучими щупальцами от нападения врагов, а рак-отшельник, перемещаясь, позволяет малоподвижной актинии менять охотничьи угодья и ловить больше добычи.


Квартирантство Среди животных существуют и такие отношения, которые полезны для одного вида животных и безвредны для другого. Такие взаимоотношения называются квартирантством. К примеру, в норе сурка могут поселяться различные насекомые, жабы, ящерицы (рис. 12). Они не приносят сурку ни вреда, ни пользы, а сурок предоставляет им свое убежище.

Место и роль животных в природных сообществах. Животные зависят друг от друга и контактируют не только между собой, но и с растениями, и с другими живыми организмами: бактериями, грибами. Обитающие вместе живые организмы образуют биологические сообщества, или биоценозы.


Биоценоз. Биоценоз – это совокупность животных, растений, грибов и бактерий, совместно населяющих участок суши или водоема. Таковы, например, растения и животные , грибы и бактерии, обитающие в одном пруду, болоте, лесу или на лугу. Более мелкие биоценозы входят в состав более крупных.


Биоценоз. Основная форма взаимоотношений организмов в природном сообществе – это пищевые, или трофические, связи. В любом природном сообществе начальным пищевым звеном, создающим в нем запас энергии, являются зеленые растения, которые на свету из углекислого газа, воды и растворенных в ней минеральных солей создают органические вещества.


Цепи питания. Растениями питаются растительноядные животные . Их, в свою очередь, поедают животные -хищники. Так в природных сообществах возникают сложные пищевые связи – выстраиваются цепи питания.


В любом биоценозе различаются три группы организмов: продуценты – производители органических веществ (зеленые растения), их потребители – консументы (растительноядные, хищные и всеядные животные) (рис. 13) и, кроме того,


Редуценты. другие живые организмы, питающиеся трупами и отходами (отмершими частями растений, телами погибших животных и их экскрементами), – это разрушители, или редуценты (рис. 14).


Редуценты. К ним относятся птицы и звери-падальщики, жуки-могильщики и дождевые черви, питающиеся перегнившими листьями. Эти животные , а в большей степени бактерии и грибы, доводят разложение органических веществ до минеральных, тем самым повышая плодородие почв и возвращая в природу взятые растениями минеральные вещества.

Экологическая ниша. Положение вида и его роль в биоценозе, определяемые его связями с другими видами и отношением к факторам живой и неживой природы (свету, влажности, температуре и т. п.), называется экологической нишей.


Экологическая ниша. Экосистема (биогеоценоз) – совокупность различных организмов, населяющих определенную территорию и живущих в конкретных условиях окружающей среды: температуры, давления, влажности, солености. В экосистеме живые организмы и компоненты неживой природы объединены круговоротом веществ и потоком энергии.


Вывод. Таким образом, организмы взаимодействуют не только между собой, но и с абиотической (неживой) средой обитания (почвой, атмосферой, гидросферой) и образуют экосистемы, или биогеоценозы.

Вопросы. 4. Какую роль в природе играют конкурентные взаимоотношения животных и симбиоз? Подтвердите примерами. 5. Дайте определение понятиям "биоценоз", "экосистема".

Цели урока:

  • познакомить обучающихся с названием среды обитания животных (наземно- воздушная, водная, почвенная);
  • способствовать развитию речи школьников, их мышления;
  • формировать навык работы в группах;
  • прививать интерес к изучению природы родного края.

Планируемые результаты: формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие навыков сотрудничества со сверстниками; овладение логическими действиями сравнения, классификации, построения рассуждения.

Тип урока: изучение нового.

Форма: коллективная и групповая работа обучающихся.

Ход урока

1. Организационный момент

“Настраиваемся на серьёзную работу”

Перед детьми лежат памятки: “Настраиваемся на серьёзную работу”.

  • Принять удобную позу.
  • Убрать все посторонние предметы.
  • Успокоиться.
  • Смотреть во время рассказа на учителя.
  • Усилием воли отогнать посторонние мысли.
  • Стремиться усвоить материал.
  • Следить за планом.
  • Задавать вопросы при непонимании.

Учитель: Что необходимо вам для того, чтобы наше общение на уроке прошло интересно, эмоционально и познавательно?

(Дети выбирают предложение из памятки, которое, на их взгляд, является настроем на дальнейшую работы на уроке. При этом обязательно, аргументируют свой выбор).

II. Повторение пройденного.

Учитель: Предлагаю поиграть в игру. Я выйду из класса, а Миша загадает любое животное (Средний по успеваемости ученик). Попробую угадать, какое животное загадал Миша. Он поделится с вами своим выбором, может прислушаться к вашим советам и изменить своё решение.

(Учитель выходит из класса на 30 секунд, затем входит в класс и начинается диалог).

Учитель: Это дикое животное?

Ответ: Нет.

Учитель: Я делаю вывод, что задумано домашнее животное?

Ответ: Да.

Учитель: Млекопитающее?

Ответ: Да.

Учитель: Это хищник?

Ответ: Да.

Учитель: Это кошка?

(Желательно подготовить картинки с разными животными для этой загадки)

Учитель: Вспомним, что узнали о животных на предыдущем уроке?

(Ответы детей сопровождаются материалом слайда 2)

Приложение. Слайд 2

IV. Физкультминутка

(Упражнение для развития мышц плечевого пояса и корпуса. Каждая строка сопровождается движением).

Этот странный дом без окон,
У людей зовётся кокон.
Свив на ветке этот дом,
Дремлет гусеница в нём.
Спит без просыпа всю зиму.
Но зима промчалась мимо -
Март, апрель, капель, весна -
Просыпайся, соня-Сонюшка!
Под весенним ярким солнцем
Гусенице не до сна -
Стала бабочкой она!

V. Ввод в новую тему.

Учитель: Друзья, нам пришло звуковое письмо. Я предлагаю всем его прослушать.

Приложение. Слайд 3

(Девочка рассказывает о подслушанном ею разговоре животных).

Уважаемые второклассники. Свидетелем вот какого интересного спора стала я, когда летом гостила у бабушки. А спорили между собой наши общие знакомые: зайчик-весельчак, крот-слепыш и хитрая щука, обитательница местного озера. О чём же они спорили?

(Ведут беседу между собой заяц, крот и щука).

Заяц. Ах, как я люблю эти летние тёплые дни. Яркое солнышко, зелёная травка, тёплый нежный ветерок. Что может быть лучше для нас, зайцев!

Крот. О чём ты говоришь, заяц. Я не понимаю тебя, и никто из моих друзей, живущих в подземном царстве, не может с тобою согласиться. Какое чудо жить в тишине и в темноте!

Щука. Не спорьте, друзья мои. Самый лучший дом- это водная стихия. Мне вас очень жалко, ведь вы не видели всех красот водного царства!

2. Идёт сравнение животных: чем похожи? Чем различаются?

3. Дети высказывают своё мнение.

Приложение. Слайд 5

(Перед детьми ставиться проблема: кто прав, а кто не прав?)

Попробуйте разобраться, кто из них прав, а кто не прав.

VI. Работа над новым материалом.

Объявление темы урока.

Учитель: Познакомимся со средой обитания животных и её названием.

(До урока подготовить каждому ребёнку карточку с названием среды обитания, тогда они смогут по описанию определить название среды обитания и помогать учителю в процессе работы).

Наземно-воздушная среда

Водная среда

Почвенная среда

1. Наземно-воздушная среда

Учитель: Шагая по лесу или лугу, вы вряд ли задумывались о том, что находитесь в наземно-воздушной среде. (Постараться, чтобы продолжили дети). Так называют тот дом для животных, который образован поверхностью земли и воздухом.

Учитель: Какие животные обитают в этой среде?

О: Те, которые передвигаются по земле, летают в воздухе.

О: (перечисление животных).

Учитель: Как, вы думаете, уютно ли жить в этом доме?

О: Да, достаточно воздуха, чтобы дышать.

О: Есть, где спрятаться от врагов.

О: Легко добывать пищу и можно незаметно подкрадываться к добыче.

Учитель: Но ведь во многих районах наземно-воздушной среды происходит смена времён года?

О: Животные приспособились к жизни: заяц меняет шубку серую на белую, медведь укладывается спать.

О: У волка быстрые ноги, поэтому даже в зимнем лесу быстро нагонит свою добычу. У лисы очень хороший нюх…

  1. Детям предлагается посмотреть начало фильма “ Твои весёлые друзья ЗВЕРЯТА. Львёнок Лео” и определить, о ком пойдёт речь (на данном уроке мною использовался диск). }