Среды (места обитания), в которых живут организмы, разные. Выделяют четыре среды обитания - наземно-воздушную, водную, почвенную и организменную (тела других организмов).
Водная среда связана с водоемами: океанами, морями, реками, озерами и др. Воды в них разные, где-то стоячие, где-то с достаточно сильными течениями, соленые и пресные. Во многих водах мало кислорода и солнечного света. С глубиной наступает полумрак, а после 200 м глубины свет вообще отсутствует.
Поэтому растения в воде могут расти лишь на небольшой глубине, там куда еще проникает свет. Температура в водной среде не так резко меняется в течение года и суток. Отрицательной температуры воды не бывает, поэтому даже в самых холодных местах она составляет +4 °C.
Большинство водных растений - это водоросли. Однако среди водных встречаются и высшие растения.
В наземно-воздушной среде обитания растет подавляющее большинство растений и почти все высшие растения. Растения суши формируют леса и луга, степи и тундры и другие растительные сообщества. Особенностями наземно-воздушной среды являются большое количество воздуха и света, наличие ветра, во многих местах сильное колебание температуры и влажности в зависимости от времени года и суток.
Наземно-воздушная среда весьма разнообразна. Растения приспособлены к определенным условиям среды. Одни растут на хорошо освещенных участках, другие - в затененных. Одни растения не переносят холода и живут только в теплых широтах, другие - приспособлены к сезонным колебаниям температуры. Из-за такого разнообразия сред растения наземно-воздушной среды отличаются множеством различных форм.
Почвенная среда обитания находится в почве - верхнем плодородном слое земной коры. Почва образуется как смешение частиц распавшихся горных пород и остатков живых организмов (перегноя). Света здесь почти нет, поэтому в почве могут обитать только мелкие водоросли. Однако здесь находятся семена и споры растений, а также корни. Почвенная среда обитания населена в основном бактериями, животными и грибами.
Растения могут жить только в средах, к которым приспособлены. Если переместить растение в другую среду, то оно может погибнуть.
Поэтому когда человек выращивает культурные растения, он создает необходимые условия для их нормального роста и развития - поливает их, удобряет почву, избавляет от вредителей. Дикие же растения приспособлены к конкретным условиям окружающей среды.
Слайд 2
Тема: Среда обитания и внешнее строение млекопитающих
Цель урока: дать общую характеристику животных класса Млекопитающих, раскрыть особенности их внешнего строения в связи со средой обитания. Показать черты сходства и отличия во внешнем строении млекопитающих, птиц и пресмыкающихся.
Слайд 3
Кого из этих животных относят к группе млекопитающих и называют зверями?
Утконос Лошадь Дикобраз Дельфины Летучая мышь Броненосец
Слайд 4
Млекопитающие различаются и по своим размерам.
Самый маленький зверёк землеройка-малютка – имеет тело массой 2грамма: Самое крупное животное из всех когда-либо живших на Земле – синий кит – имеет тело массой 130 тонн. Синий кит тяжелее землеройки в 65 миллионов раз!
Слайд 5
Образ жизни и поведение зверей.
У утконоса детёныш вылупляется из яиц: \\ Детёныш кенгуру рождается недоразвитым: Новорожденные жеребята могут следовать за матерью: Появившиеся на свет котята совершенно беспомощны:
Слайд 6
Образ жизни и поведение зверей:
Многие звери бодрствуют весь год: А некоторые почти полгода проводят в спячке:
Слайд 7
Выполните задание, опираясь на имеющиеся знания:
1. Вспомните, какие среды жизни имеются на Земле. Напишите их названия. 2. Распределите следующих животных по средам обитания: бурый медведь, сайгак, крот, дельфин, лось, летучая мышь, кит, верблюд, бегемот.
Слайд 8
Млекопитающие в настоящее время освоили разные среды обитания:
Наземно-воздушную Воздушную Почвенную Водную Наземно-водную
Слайд 9
Экологические группы млекопитающих:
Водные и полуводные млекопитающие имеют обтекаемую форму тела или перепонки на лапах:
Слайд 10
У живущих на открытой местности копытных высокие стройные ноги, плотное туловище, длинная подвижная шея:
Слайд 11
Благодаря разнообразию приспособлений и широкому использованию пищевых ресурсов млекопитающие завоевали господствующее положение в животном мире.
Слайд 12
Задание:Изучитеособенности внешнего строения млекопитающих, используя текст учебника (§ 63, п. 2) и ответьте на вопросы:
Какие отделы выделяют в теле млекопитающих животных? Какие органы располагаются на голове и туловище млекопитающих? В чём заключаются особенности расположения конечностей у млекопитающих? Чем покрыто тело млекопитающих?
Слайд 13
Слайд 14
Расположение конечностей пресмыкающихся и млекопитающих:
Слайд 15
Строение кожи млекопитающих:
Слайд 16
О родстве млекопитающих, пресмыкающихся и птиц говорит наличие роговых чешуек на их теле:
Слайд 17
К роговым образованиям кожи млекопитающих относятся:
Рога: Копыта: 3. Когти: 4. Ногти:
Слайд 18
Строение кожи млекопитающих:
Слайд 19
Когда собаке жарко, она высовывает язык
Слайд 20
Охлаждение тела зайца и слона происходит благодаря большим ушам:
Слайд 21
На брюшной стороне тела, а у некоторых зверей на боках (нутрии, бобры) располагаются млечные железы. В них образуется молоко – полноценная пища для детёнышей:
Слайд 22
Глядя на фотографию, определите, какие органы чувств развиты у млекопитающих.
Слайд 23
Закрепление изученного:
В сказке «Конёк-горбунок» есть фраза: «Чудо-юдо рыба кит». Что неверно в этой фразе с точки зрения биологии? Какие органы есть на голове у млекопитающих, которых нет ни у рыб, ни у земноводных, ни у пресмыкающихся, ни у птиц? Был жаркий день. Я очень устал. Шли мы медленно, но моя собака учащённо дышала, высунув язык. Что с ней случилось? Зачем слону большие уши? Лиса, белый медведь, соболь имеют густой мех, предохраняющий тело от низких температур. А моржи, киты и тюлени, обитающие в северных широтах такого меха лишены. Как же они спасаются от холода? У броненосца две ноги передние, две задние, две левые и две правые. Сколько всего ног у броненосца?
Слайд 24
Домашнее задание:
Выучить § 63 Повторите общий план строения нервной системы позвоночных животных, строение головного мозга птиц и пресмыкающихся. Повторить определения: рефлекс, инстинкт.
Посмотреть все слайды
Тема : « Общая характеристика млекопитающих. Среды жизни, внешнее строение и места обитания» (слайд 1).
Цели урока:
Образовательные - изучить общие черты животных класса Млекопитающие; сформировать знания особенностей внешнего строения млекопитающих и мест их обитания;
Развивающие - вспомнить и закрепить знания учащихся о экологических особенностях различных групп млекопитающих; повторить последовательность работы по алгоритму кубиков;
Воспитывающие - продолжить умение работать в группе, развивать чувство коллективизма и содружества, эстетического восприятия окружающего мира .
Дидактическое и материальное оснащение урока : И.Н.Пономарева «Биология. Животные» учебник для 7 класса, изд-во «Вентана –граф», 2009, чучела млекопитающих, мультимедийный образовательный комплекс 1с-биология, набор учебных кубиков, фигурки животных.
Ход урока :
Организационный момент .
Актуализация опорных знаний, мотивационных состояний:
Повторение работы с алгоритмом кубиков (слайд 2 )
Разминка – вопросы на кубиках (сторона №1, слайд 2) вопросы распределяются между учащимися, а затем они отвечают. В помощь или подтверждение их ответов используется фото-ряд (слайды 4-5).
-Какой бык при полете поднимается выше всех (як)?
-Какой зверь был официальным талисманом игр московской олимпиады 1980 года (медведь)?
-Этот зверек дал название короткой мужской прическе (ежик)?
-В честь какой кошки в ВОВ назвали немецкий танк т-5 (пантера)?
-Какие животные обитают на шахматной доске (слон, конь)?
-Изображение какого зверя видят спортсмены-стрелки при стрельбе по бегущей мишени (кабан)?
-Какая американская кошка представляет собой товарный знак спортивной одежды и обуви (пума)?
-Какая горная коза подарила свое название грузовому автомобилю (газель)?
-Какой зверь является лучшим лесорубом (бобер)?
-С каким зверьком, имеющим ценный мех, связано в русском языке обозначение четырех десятков (соболь)?
-Какого зверька таежники называют «медвежья совесть» или «грозовой барометр» (бурундук)?
-Какой зверь рождается с усами (кошка)?
-Какое млекопитающее дало название древней русской монете (куница, монета « куна»)?
-Какое млекопитающее можно встретить в океанах, если вода окрашена в розовый и фиолетовый оттенки (кит)?
-Что такое «териология»? какое происхождение имеет это слово? (Возникает проблемный вопрос, который позволяет перейти к новой теме.)
Формирование новых понятий, способов действий:
«териология» - раздел зоологии, изучающий особенности строения и поведения млекопитающих животных (слайд 6).
происхождение млекопитающих (слайд 7 – видеофрагмент)
общая характеристика млекопитающих (сторона кубиков №2, слайд 8. Учащиеся проговаривают и обсуждают все пункты.)
_известно около 5000 современных видов зверей;
_ распространены по всему земному шару;
_высшие позвоночные животные;
_теплокровные (постоянная температура тела);
_тело покрыто шерстью (волосяным покровом);
_рождают живых детенышей и выкармливают их молоком;
_размеры от 4 см до 33 метров;
_масса от 1,2 граммов до 150 тонн;
_обладают крупным головным мозгом с развитыми передними полушариями;
_имеют разнообразное и сложное поведение (инстинкты);
_все системы органов достигают наибольшей дифференцировки;
_высокое развитие нервной системы позволяет быстро приспосабливаться к условиям среды;
_в классе млекопитающих 19 отрядов, 122 семейства, 1017 родов, 5237 видов зверей.
Учащимися озвучиваются известные российские териологи (сторона кубиков №2, кубик №16, слайд 9).
внешнее строение млекопитающих (сторона кубиков №3) :
1 группа изучает отделы тела, конечности млекопитающих (работа с фигуркой кошки, слайд 10); 2 группа изучает строение головы (работа с чучелом зайца, слайды 11-12); 3 группа изучает строение шерсти, кожи и ее видоизменений (слайды 13-16). Каждая группа анализирует изученный материал и представляет коллективу.
подумаем вместе! (для закрепления материала отвечаем вместе на вопросы кубиков №15-16 стороны №3):
-почему звери спят свернувшись в клубок? (для меньшей теплоотдачи);
-почему отстрел зверей разрешен зимой? (более ценный мех, нет линьки);
-что такое запах псины? (сгорание от тепла тела сальных выделений на шерсти млекопитающего);
-сколько развивается молочных желез у зверей? (по количеству детенышей) (впечатления детей из книги С. Михалкова «от 2 до 5»: «Маленькая девочка моется в бане с мамой, внимательно ее разглядывая. Помолчав некоторое время, она спрашивает у матери: «Мамочка, разве у тебя только 2 груди?». «Да»- отвечает, улыбаясь, мама. Подумав, девочка произносит: «Странно, а я думала как у нашей кошки дамки, восемь штук в 2 ряда»);
-почему толстые животные нервные и раздражительные? (это вопрос отводится учащимся для домашней проработки).
проверим на практике – отчет учащихся выполнявших исследовательские проекты по изучению млекопитающих животных (сторона кубиков №4).
2. «Жвачные животные» (наблюдение за коровами, лошадьми, козами во время кормежки. Изучение многообразия копытных животных в Казани, слайд 18).
3. «Моя кошка» (наблюдение за поведением кошки во время беременности, ухаживания за потомством, поведение котят, слайды 19 - 25, мини-презентация).
4. «Освоение подражания у обезьян, как доказательство развития психики» (исследовательская работа «О подражании приматов человеку и освоению жестов «конфета» и «пить»», слайд 26.)
Применение новых понятий, способов действий:
- какое явление позволило млекопитающим заселить все среды жизни? (приспособленность)
- учащиеся опять делятся на группы, чтобы вспомнить из курса экологии признаки внешнего строения различных экологических групп зверей (слайды 27-28):
1 группа характеризует хтонобионты и эдафобионты;
2 группа определяет признаки прыгающих и авиабионтов;
3 группа характеризует дендробионты и гидробионты.
В конце всех характеристик ученики подводят общий вывод о приспособленностях млекопитающих к различным условиям существования и средам жизни.
закрепим знания (рефлексия) (сторона №6, слайд 29)
-млекопитающие - высшие теплокровные позвоночные животные.
-внешнее строение млекопитающих не зависит от среды обитания.
-кожа млекопитающих эластичная, прочная, имеет волосяной покров.
-забота о потомстве особенно выражена у животных рождающих беспомощных детенышей.
-жизнь млекопитающих не зависит от сезонов года.
-зародыш развивается вне материнского организма.
-передвигаются млекопитающие по земле, под землей, по деревьям, в воде, в воздухе.
-водные млекопитающие произошли от сухопутных предков.
-роговые образования кожи способны видоизменяться.
-молочных желез много, они развиваются независимо от количества детенышей.
-на громкие звуки млекопитающие реагируют всем телом.
-конечности млекопитающих могут видоизменяться или утратиться совсем.
-шерсть млекопитающих предохраняет от перепадов температур.
-хвост выполняет функцию руля или опоры.
-звери заселили все среды жизни на планете
Проверка и оценка ответов учащихся (слайд 30):13-15 правильных ответов - оценка «5», 9-12 правильных ответов - оценка «4», 6-8 правильных ответов - оценка «3», ниже 6 – стоит еще раз потрудиться дома.
животное-загадка : определите признаки, по которым можно отнести Чебурашку к млекопитающим животным?
Домашнее задание: Проработать последний вопрос кубика №16, стороны №3