Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Ю лисянский что открыл. Литературно-исторические заметки юного техника

6 марта 2017 года исполняется 180 лет со дня смерти известного российского офицера, мореплавателя и путешественника Юрия Федоровича Лисянского. Он навсегда вписал свое имя в историю, совершив в качестве командира шлюпа «Нева» первое российское кругосветное плавание (1803-1806 годы) в рамках экспедиции организованной Иваном Фёдоровичем Крузенштерном.

Юрий Лисянский родился 2 апреля 1773 года в городе Нежине (сегодня территория Черниговской области Украины) в семье протоирея. Его отец был протоиреем нежинской церкви Святого Иоанна Богослова. Про детство будущего мореплавателя известно крайне мало. Абсолютно точно можно сказать, что уже в детские годы у него была тяга к морю. В 1783 году он был передан на воспитание в Морской кадетский корпус в Петербурге, где подружился с будущим адмиралом Иваном Крузенштерном. На 13-м году жизни 20 марта 1786 года Лисянский был произведен в гардемарины.


В возрасте 13 лет, досрочно окончив кадетский корпус вторым по списку успеваемости, Юрий Лисянский был отправлен гардемарином на 32-пушечный фрегат «Подражислав», который входил в состав Балтийской эскадры адмирала Грейга. На борту этого корабля он принял боевое крещение во время очередной войны со Швецией 1788-1790 годов. Лисянский участвовал в Гогландском сражении, а также сражениях при Элланде и Ревеле. В 1789 году он был произведен в мичманы. До 1793 года Юрий Лисянский служил на Балтийском флоте, стал лейтенантом. В 1793 году по велению императрицы Екатерины II в числе 16-ти лучших морских офицеров он был отправлен в Англию для прохождения службы-стажировки в британском флоте.

За границей он провел несколько лет, которые вместили в себя огромное количество событий. Он не только непрерывно совершенствовался в мореходной практике, но и принимал участие в походах и сражениях. Так он участвовал в боях Королевского флота против республиканской Франции и даже отличился при пленении французского фрегата «Элизабет», но был при этом контужен. Лисянский сражался с пиратами в водах возле Северной Америки. Он бороздил моря и океаны практически по всему земному шару. Совершил путешествие по США, а в Филадельфии даже состоялась его встреча с первым президентом США Джорджем Вашингтоном. На американском корабле он побывал в Вест-Индии, где чуть не погиб в начале 1795 года от желтой лихорадки, сопровождал английские караваны у берегов Индии и Южной Африки. Также Юрий Лисянский обследовал, а затем описал остров Святой Елены, изучил колониальные поселения Южной Африки и иные географические объекты.

27 марта 1798 года по возвращении в Россию Юрий Лисянский получил звание капитан-лейтенанта. Он вернулся назад обогащенный большим количеством знаний и опытом в области метеорологии, навигации, морской астрономии, морской тактики. Существенно расширились и его звания в области естественных наук. Вернувшись назад в Россию, он сразу же получил назначение капитаном на фрегат «Автроил» на Балтийском флоте. В ноябре 1802 года его как участника 16 морских кампаний и двух крупных морских сражений наградили орденом Святого Георгия 4-й степени. Вернувшись из-за границы, Лисянский привез с собой не только огромный накопленный опыт в области морских сражений и мореплавания, но и богатые теоретические знания. В 1803 году в Петербурге была издана книга Клерка «Движение флотов», которая обосновывала тактику и принципы морского боя. Над переводом этой книги на русский язык работал лично Юрий Лисянский.

Одним из самых главных событий в его жизни стало кругосветное морское путешествие, в которое он отправился в 1803 году. Предпосылкой к организации данного путешествия стало то, что Российско-Американская компания (торговое объединение, которое было создано в июле 1799 года в целях освоения территории Русской Америки и Курильских островов) высказалась за проведение специальной экспедиции для защиты и снабжения русских поселений, расположенных на Аляске. Именно с этого и начинается подготовка первой русской кругосветной экспедиции. Первоначально проект экспедиции был представлен министру военно-морских сил графу Кушелеву, однако не нашел у него поддержки. Граф не верил в то, что столь сложное предприятие окажется под силу российским морякам. Ему вторил привлеченный к оценке проекта экспедиции в качестве эксперта адмирал Ханыков. Адмирал настоятельно рекомендовал нанять для проведения первой кругосветки под российским флагом моряков из Англии.

Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский


К счастью, в 1801 году министром военно-морских сил России стал адмирал Н. С. Мордвинов, который не только поддержал идею Крузенштерна, но и посоветовал ему приобрести для плавания два корабля, для того чтобы они в случае надобности могли помочь друг другу в опасном и долгом плавании. Одним из руководителей экспедиции был назначен капитан-лейтенант Лисянский, который осенью 1802 года вместе с корабельным мастером Разумовым отправился в Англию, чтобы купить два шлюпа для экспедиции и часть снаряжения. В Англии он приобрел 16-пушечный шлюп «Леандр» водоизмещением 450 тонн и 14-пушечный шлюп «Темза» водоизмещением 370 тонн. Первый шлюп после покупки получил название «Надежда», а второй - «Нева».

К лету 1803 года оба корабля были готовы к кругосветному плаванию. Путь их начался с Кронштадтского рейда. 26 ноября того же года оба шлюпа - «Надежда» под командованием Крузенштерна и «Нева» под командованием Лисянского первый раз в истории российского флота пересекли экватор. В настоящее время имя Лисянского несправедливо находится в тени всемирно известного путешественника адмирала Крузенштерна, как инициатора и руководителя экспедиции, и второго не менее известного участника данной экспедиции камергера Н. П. Резанова, который покорил сердце испанской красотки Кончиты, и стараниями драматургов и поэтов обрел бессмертие в виде драматической истории «Юнона» и «Авось», известной во всем мире.

Между тем Юрий Фёдорович Лисянский, наряду с Крузенштерном и Резановым, являлся одним из руководителей знаменитой сегодня экспедиции. При этом шлюп «Нева», которым он управлял, большую часть путешествия проделал самостоятельно. Это следовало как из планов самой экспедиции (у кораблей были свои отдельные задания), так и из погодных условий. Очень часто из-за штормов и тумана российские суда теряли друг друга из виду. Помимо этого, выполнив все возложенные на экспедицию задачи, обогнув Землю и совершив беспрецедентный одиночный переход от берегов Китая в Великобританию (без заходов в порты), шлюп «Нева» вернулся назад в Кронштадт раньше «Надежды». Следуя самостоятельно, Лисянский первым в мировой истории мореплавания сумел провести корабль без заходов в порты и стоянок от берегов Китая до английского Портсмута.


Стоит отметить, что Лисянскому первое успешное российское кругосветное плавание было обязано многим. Именно на плечи этого офицера легли заботы по поиску и приобретению судов и снаряжения для экспедиции, подготовка моряков и решение большого количества «технических» вопросов и проблем.

Именно Лисянский и экипаж его корабля стали первыми отечественными кругосветными мореплавателями. «Надежда» прибыла в Кронштадт лишь через две недели. В то же время вся слава кругосветного мореплавателя досталась Крузенштерну, который первым опубликовал подробное описание путешествия, это произошло на 3 года раньше, чем публикация воспоминаний Лисянского, который считал задания по долгу службы более важными, чем оформление публикаций для Географического общества. Но и сам Крузенштерн видел в своем друге и коллеге в первую очередь человека послушного, беспристрастного, усердного к общей пользе и очень скромного. При этом заслуги Юрия Фёдоровича были оценены государством. Он получил чин капитана 2-го ранга, был награжден орденом Святого Владимира 3-й степени, а также получил денежную премию в размере 10 тысяч рублей от Российско-Американской компании и пожизненную пенсию в размере 3 тысячи рублей. Но самым главным подарком стала памятная золотая шпага с надписью «Благодарность команды корабля «Нева», которую подарили ему офицеры и матросы шлюпа, перенесшие вместе с ним тяготы кругосветного путешествия.

Скрупулезность, с которой Лисянский делал астрономические наблюдения во время кругосветного путешествия, определял широту и долготу, устанавливал координаты островов и гаваней, где останавливалась «Нева», приближала его измерения 200-летней давности к современным данным. Во время экспедиции он перепроверил карты Гаспарского и Зондского проливов, уточнил очертания Кадьяка и иных островов, которые прилегали к северо-западному побережью Аляски. Кроме того он открыл небольшой необитаемый остров, входящий в состав Гавайского архипелага, сегодня этот остров носит имя Лисянского. Также в ходе экспедиции Юрий Лисянский собрал богатую личную коллекцию различных предметов, в нее вошли одежда, утварь разных народов, а также кораллы, раковины, куски лавы, обломки горных пород из Бразилии, Северной Америки, с островов Тихого океана. Собранная им коллекция стала достоянием Русского Географического общества.

В 1807-1808 годах Юрий Лисянский командовал военными кораблями «Зачатие Святой Анны», «Эмгейтен», а также отрядом из 9 боевых судов. Он принимал участие в боевых действиях против флотов Великобритании и Швеции. В 1809 году он вышел в отставку в звании капитана I ранга. Выйдя в отставку, он занялся приведением в порядок собственных путевых записей, которые он вел в форме дневника. Эти записи были опубликованы только в 1812 году, после чего он также перевел свои труды на английский и издал их в 1814 году в Лондоне.

Умер знаменитый российский мореплаватель и путешественник 22 февраля (6 марта по новому стилю) 1837 года в Петербурге. Лисянского похоронили на Тихвинском кладбище (Некрополь мастеров искусств) в Александро-Невской лавре. На могиле офицера был установлен памятник, который представляет собой гранитный саркофаг с бронзовым якорем и медальоном с изображением жетона участника кругосветного плавания на шлюпе «Нева». Впоследствии его именем были названы не только географические объекты, среди которых остров в Гавайском архипелаге, гора на Сахалине и полуостров на побережье Охотского моря, но и советский дизель-электрический ледокол, выпущенный в 1965 году.

По материалам из открытых источников

Лисянский Юрий Федорович — известный российский мореплаватель. Родился 13 августа 1773 года. В молодости служил на фрегате «Подражислав». Участвовал в русско-шведской войне в 1788 — 1790 годах. С 1790 года приступил к службе на Балтийском Флоте. В 1793 — 1799 годах проходил военное обучение на кораблях английского флота. Также принял участие в боевых действиях этого флота, а именно в Северной Америке, Южной Африке, Индии, а также Вест Индии.

После этого вернулся в Россию и в 1800 году его назначили командиром фрегата. В 1803 году сделал перевод книги Клерка под названием «Движение флотов». В этой книге детально описывались такт и принципы морского боя. Известность ему принесло первое русское кругосветное плавание , которое он совершил вместе с Иваном Крузенштерном в 1803 — 1806 годах. Кругосветное плавание совершалось на кораблях «Нева» и «Надежда». Ю.Ф. Лисянский был командиром корабля «Нева», а И.Ф.Крузенштерн был командиром корабля «Надежда».

1 августа 1803 года корабли начали свой путь из Кронштадта, затем пересекли Атлантический океан и обогнули мыс Горн. После чего вышли в открытое плавание в Тихий Океан и достигли Гавайских островов. Затем корабли разделились и «Нева» под командованием Лисянского отправилась на Аляску, где команда пробыла практически год. На обратном своем пути корабли вновь встретились в Кантоне, доплыли до Южной Африки и заново разошлись. Путь от Кантона к Портсмута был довольно таки долгим, но Лисянский впервые за историю мореплавания совершил этот путь без единого захода в порт по пути к цели. Так корабль «Нева» пробыл в открытом море 142 дня без посещения суши. В августе 1806 года вся экспедиция вернулась в начальную точку путешествия — в Кронштадт.

Самое интересное для Вас!

На протяжении всего кругосветного плавания Лисянский исследовал разные материки, воды и пути передвижения по морям и океанам. Благодаря этому плаванию Юрий Федорович Лисянский исправил множество неточностей и ошибок на картах и в морских описаниях. После возвращения с кругосветного путешествия служил на Балтийском Флоте до 1809 года, а затем ушел в отставку.

В его честь названы места, которые он открыл во время плавания — остров в северно-западной части архипелага Гавайских островов, полуостров на северном побережье Охотского моря, а также гора на острове Сахалине. Умер 6 марта 1837 года. Похоронен Лисянский Юрий Федорович в Невской Лавре.

Совершивший кругосветное путешествие.

Молодые годы

Родился Ю. Лисянский в малороссийском городе Нежине в простой семье священника в 1773 году. С детства мечтал о море, поэтому поступил учиться в Морской кадетский корпус и успешно его окончил. По назначению служил на фрегате «Подражислав» в составе эскадры адмирала С. К. Грейга. Был участником Гогландского и еще нескольких морских сражений в войне со шведами, служил в качестве волонтера в британском флоте, участвовал в боях с французами на берегах Северной Америки, совершал плавания на Антильские острова и в Индию.

Кругосветное плаванье

Возвратившись на родину, Лисянский был назначен на шлюп «Нева» командиром. Это судно отправлялось в кругосветную экспедицию под руководством И. Ф. Крузенштерна, командовавшего вторым шлюпом «Надежда». Эти два русских корабля покинули родину в середине лета 1803 г. из Кронштадта. В ноябре 1804 г. Ю. Ф. Лисянский и И. Ф. Крузенштерн первые в истории российского флота пересекли линию экватора. В феврале этого же года оба судна обошли мыс Горн, выйдя в тихоокеанские воды. Здесь корабли разделились. Лисянский взял курс на остров Пасхи. Там он составил карту острова, подробно описал его берега, природу, климат, побывал в племенах аборигенов, собрал о них богатые этнографические данные.

Корабли мореплавателей встретились у берегов острова Нукухива (один из Маркизских островов в Полинезии) и уже вместе взяли курс на Гавайский архипелаг. Здесь их пути опять разошлись: «Надежда» Крузенштерна последовала к Петропавловску-Камчатскому, а «Нева» Лисянского - к берегам «Русской Америки» (так называли русские владения в Северной Америке: Аляску, часть Северной Калифорнии и Алеутские острова). Конкретная его цель - остров Кадьяк на западном побережье Аляски. Там правитель русских поселений А. Баранов известил Лисянского о неспокойной обстановке ввиду конфликтов с местными индейцами.

Лисянский направил свой шлюп на архипелаг Александра, чтобы получить там военную поддержку против взбунтовавшихся индейцев. Эти непредусмотренные события не помешали выполнению главной задачи: в течение 1804-1805 годов Лисянский и его штурман Д. Калинин исследовали остров Кадьяк и острова архипелага Александра. В ходе работы ими были открыты новые острова, получившие названия Крузова и Чичагова.

Обратный путь кругосветного плавания Лисянского начался с острова Ситка. Груженая мехами «Нева» покинула «Русскую Америку» осенью 1805 г. и взяла курс на южно-китайский порт Макао, сделал по пути три географических открытия: о. Лисянского и два рифа, названные в честь шлюпа «Нева» и Крузенштерна. В порту Макао судна вновь соединились и отправились в Кантон, еще один китайский порт. Там экипажи обоих кораблей пополнили запасы воды и продовольствия, после чего двинулись в обратную дорогу. Оба судна благополучно достигли юго-восточных берегов Африки, но потом в густом тумане упустили друг друга из поля зрения и вернулись в порт Кронштадт порознь: «Нева» - в 5.08.1806, а «Надежда» - на две недели позже.

После кругосветного путешествия

Так закончилась первая в истории русского флота кругосветная экспедиция. Лисянский получил чин капитана первого ранга и пожизненный пансион. Он написал книгу о своем путешествии, но адмиралтейств-коллегия ВМФ отказало в финансировании ее издания. Возмущенный Лисянский подал рапорт об отставке и уехал жить в деревню. Свой двухтомный труд он издал на собственные средства в 1812 г. Затем перевел книгу на английский и выпустил ее в Лондоне (1814). А через год книга Лисянского увидела свет в Германии, в переводе на немецкий.

Так вышло, что британцы и немцы по достоинству высоко оценили труд русского мореплавателя в отличие от соотечественников. Умер Ю. Ф. Лисянский в в 1837 г. Похоронен на территории Александро-Невской лавры. Его имя дано острову на Гавайском архипелаге, полуострову на берегу Охотского моря и горе на о. Сахалин.

ЛИСЯНСКИЙ, ЮРИЙ ФЕДОРОВИЧ (1773–1837) – русский мореплаватель, капитан 1 ранга (1809), исследователь-гидролог, известный путешественник.

Родился 2 августа 1773 в семье протоиерея в г.Нежин. Обучаясь в Морском кадетском корпусе, подружился с И.Ф.Крузенштерном .

В 1786 в возрасте 13 лет, досрочно окончив корпус вторым по списку, поступил гардемарином на 32-пушечный фрегат «Подражислав» Балтийского флота. На нем же он получил боевое крещение в Голландском сражении во время русско-шведской войны 1788–1790, в которой 15-летний гардемарин участвовал в нескольких сражениях.

В 1789 был произведен в мичманы. В 1793 – в лейтенанты и направлен в числе 16 лучших офицеров в Англию. Там четыре года совершенствовался в мореходной практике, участвовал в боях англичан против республиканской Франции (отличился при пленении французского фрегата «Элизабет», но был контужен), сражался с пиратами в водах Северной Америки. Путешествовал по США (лично видел первого президента США Джорджа Вашингтона), затем был в Вест-Индии, сопровождал английские караваны у берегов Южной Африки и Индии.

В 1797 вернулся в Россию, 27 марта произведен в капитан-лейтенанты. Вместе с новым чином получил назначение командиром на фрегат «Автроил». В ноябре 1802 за участие в 16 морских кампаниях и двух больший сражениях был награжден орденом Георгия 4-й степени. В это время Российско-американская компания (торговое объединение, учрежденное в июле 1799 в целях освоения территории Русской Америки, Курил и др. островов) высказалась в поддержку специальной экспедиции для снабжения и защиты русских поселений на Аляске. С этого началась подготовка 1-й русской кругосветной экспедиции. Морское министерство назначило капитан-лейтенанта Лисянского одним из ее руководителей и командировало его в Англию для закупки двух шлюпов и части снаряжения.

К лету 1803 года шлюпы «Нева» и «Надежда» были готовы к отправке. Руководство всей экспедицией и командование шлюпом «Надежда» было поручено капитан-лейтенанту Крузенштерну. Его однокашник по Морскому корпусу Лисянскому командовал шлюпом «Нева».

26 июля экспедиция вышла из Кронштадта в путь, «не испытанный до того россиянами». 14 ноября 1803 суда в первые в истории российского флота пересекли экватор. После этого, потеряв в тумане шлюп «Надежда», «Нева» 1 июля 1804 года пришла к острову Кадьяк и более года находилась у берегов Северной Америки. Моряки помогли жителям Русской Америки отстоять свои поселения от нападения индейских племен тлинкитов, участвовали в строительстве крепости Ново-Архангельск (Ситка), вели научные наблюдения и гидрографические работы. В августе 1805 Лисянский вышел на «Неве» с грузом пушнины в Китай, в ноябре пришел в порт Макао, где вновь соединился с Крузенштерном и «Надеждой». Но едва корабли вышли из порта, как снова потеряли друг друга в тумане. Следуя самостоятельно, Лисянский впервые в истории мирового мореплавания провел корабль без заходов в порты и стоянки от берегов Китая до английского Портсмута. 22 июля 1806 его «Нева» первой вернулась в Кронштадт.

Лисянский и его экипаж стали первыми российскими кругосветными мореплавателями. Лишь через две недели сюда же благополучно пришла «Надежда». Но слава кругосветного мореплавателя досталась Крузенштерну, сумевшему первым опубликовать описание путешествия (на три года раньше, чем Лисянский, считавший задания по долгу службы более важными, чем публикация отчета для Географического общества). Да и сам Крузенштерн видел в своем друге и коллеге прежде всего «человека беспристрастного, послушного, усердного к общей пользе», чрезвычайно скромного. Правда, заслуги Лисянского были все же отмечены: он получил чин капитана 2 ранга, орден Святого Владимира 3-й степени, денежную премию и пожизненную пенсию. Для него самого главным подарком была благодарность офицеров и матросов шлюпа, перенесших вместе с ним тяготы плавания и подаривших ему на память золотую шпагу с надписью: «Благодарность команды корабля „Нева"».

Скрупулезность, с которой мореплаватель делал астрономические наблюдения, определял долготы и широты, устанавливал координаты гаваней и островов, где «Нева» имела стоянки, приближает его измерения двухвековой давности к современным данным. Путешественник перепроверил карты Гаспарского и Зондского проливов, уточнил очертания Кадьяка и других островов, прилегающих к северо-западному побережью Аляски. Попутно он открыл небольшой остров на 26° с. ш., к северо-западу от Гавайских островов, который, по желанию экипажа «Невы», был назван его именем.

Во время своих странствий Лисянский собирал личную коллекцию предметов, утвари, одежды, оружия. В ней были также раковины, куски лавы, кораллы, обломки горных пород с островов Тихого океана, Северной Америки, Бразилии. Все это стало достоянием Русского Географического общества.

В 1807–1808 Лисянский командовал кораблями «Зачатие Святой Анны», «Эмгейтен» и отрядом из 9 судов. Участвовал в боевых действиях против флотов Англии и Швеции. В 1809 году вышел в отставку в чине капитана I ранга. Занялся приведением в порядок своих путевых записей, которые он вел в форме дневника и опубликовал их лишь в 1812, после чего лично перевел свой труд на английский и издал в Лондоне в 1814.

Трижды в жизни Лисянский был первым: первым совершил под российским флагом кругосветное путешествие, первым продолжил путь от Русской Америки до Кронштадта, первым открыл необитаемый остров в центральной акватории Тихого океана. Ныне его именем названы залив, полуостров, пролив, река и мыс на побережье Северной Америки в районе архипелага Александра, один из островов Гавайского архипелага, подводная года в Охотском море и полуостров на Северном побережье Охотского моря.

Сочинения: Лисянский Ю.Ф. Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 на корабле «Нева» под начальством Ю. Лисянского . (1-е изд. – 1812, 2-е - М., 1947).

Лев Пушкарев, Наталья Пушкарева

Ю.Ф. Лисянский краткая биография и заслуги перед Отечеством

Лисянский Юрий Федорович - р усский морской офицер. Участник многих морских сражений. Командир судна «Нева» - второго корабля первой русской кругосветной экспедиции под руководством И.Ф. Крузенштерна. Автор

труда «Путешествие вокруг света в 1803-1806 годах на корабле "Нева"». Капитан первого ранга.

02.08.1773 – 22.02.1837

Происхождение

Родился в городе Нежин Черниговской губернии 2 августа 1773 г. в семье протоиерея. О детстве Ю. Лисянского почти ничего не известно.

Образование

Поступил в Морской кадетский корпус в Петербурге. 20 марта 1786 г. был произведен в гардемарины. В 1788 году досрочно выпущен из корпуса в связи с начавшейся войной со Швецией.

Служба

В 1788 году зачислен в команду фрегата "Подражислав", участвовал в Гогландской битве и других морских сражениях на Балтике, в 1789 г. произведен в мичманы. В 1793 г. Лисянский заслужил чин лейтенанта и в том же году (по распоряжению императрицы Екатерины II) отправился волонтером на стажировку в британский ВМФ. В числе группы из 16-ти флотских офицеров был и его друг по кадетскому корпусу Иван Крузенштерн.

Англия тогда вела войну в Северной Америке с французами, куда и были направлены наши офицеры. Кроме побережья Канады Лисянскому удалось побывать на английских кораблях в Карибском море, Филадельфии, ходил он и к мысу Доброй Надежды. В очередном бою с французами в 1796 году был контужен.

Лисянский возвратился в Россию 27 марта 1798 года и был произведен в чин капитан-лейтенанта. Вскоре он был назначен командиром фрегата «Автроил». В 1803 году (за 18 морских кампаний) получил Георгиевский крест 4-й степени. В этом же году Юрий Лисянский был командирован в Англию, где приобрел корабли для первой русской кругосветной экспедиции.

Кругосветное путешествие на корабле «Нева» 1803-1806 гг.

Когда И.Ф.Крузенштерну удалось «пробить» идею кругосветной экспедиции, он получил право самому набирать команду и назначать командиров. В выборе капитана второго судна не было сомнений – Юрий Лисянский был его другом еще с кадетской скамьи и к тому времени обладал большим военно-морским опытом.

О первой русской кругосветке и отдельном походе Юрия Лисянского к берегам Русской Америки читайте на этой странице.

После кругосветной экспедиции

За участие в кругосветном путешествии Лисянский был произведен в капитаны 2-го ранга, получил от императора пожизненную пенсию в 3000 рублей и единовременную награду от Российско-Американской компании в 10.000 рублей. После возвращения из экспедиции Лисянский продолжил службу в Военно-Морском флоте. В 1807 г. возглавлял эскадру из 9 кораблей на Балтике и ходил к Готланду и Борнгольму для наблюдения за английскими военными судами. В 1808 г. был назначен командиром корабля "Эмгейтен".

Отставка

8 января 1809 г., в чине капитана І ранга Ю. Ф. Лисянский подал в отставку по своей инициативе. Причиной такого «маневра» стал отказ Адмиралтейств-коллегии финансировать издание его книги «Путешествие вокруг света в 1803-1806 годах на корабле "Нева"». Возмущенный Лисянский покинул службу и уехал в деревню. Там он написал вариант этой книги на английском языке и в 1814 году издал её в Лондоне. Потом вышел вариант и на немецком языке. Книга имела большой успех за пределами Отечества.

Скончался Юрий Федорович Лисянский в 22 февраля 1837 года в Петербурге, покоится в Александро-Невской лавре. Собранная им коллекция различных предметов «тропических и других» посещенных им стран – оружия. одежды, и всяческих редкостей была по завещанию передана им в Румянцевский музей.