Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Рынок олигополистической конкуренции. Олигополия и монополия: сущность, характеристика, преимущества и недостатки

Олигополия

Олигополия - это рыночная структура, при которой в реализации какого-либо товара доминируют очень немного продавцов, а появление новых продавцов затруднено или невозможно.

Продукт у разных продавцов может быть и стандартизирован (например, алюминий), и дифференцирован (например, автомобили).

На олигополистических рынках господствует, как правило, от двух до десяти фирм, на которые приходится половина и более общих продаж продукта.

Слово "олигополия" введено английским гуманистом и государственным деятелем Томасом Мором (1478-1535) в ставшем всемирно известном романе "Утопия" (1516).

Олигополистические рынки обладают следующими признаками:

А) малое число фирм и большое число покупателей. Это означает, что объем рыночного предложения находится в руках нескольких крупных фирм, которые реализуют продукт многим мелким покупателям;
б) дифференцированная или стандартизированная продукция. В теории удобнее рассматривать однородную олигополию, однако если отрасль производит дифференцированную продукцию и имеется множество субститутов, то это множество субститутов можно анализировать как однородный агрегированный продукт;
в) наличие существенных препятствий входа на рынок, т. е. высокие барьеры входа на рынок;
г) фирмы в отрасли сознают свою взаимозависимость, поэтому контроль за ценами ограничен.

Только фирмы, обладающие большими долями в общем объеме продаж, могут влиять на цену товара. Меру преобладания на рынке одной или нескольких больших фирм определяют коэффициент концентрации (процентное отношение продаж четырех крупнейших фирм к общему отраслевому объему выпуска продукции) и индекс Херфиндаля, который рассчитывается суммированием результатов, полученных посредством возведения в квадрат процентных долей рынка фирм, реализующих продукцию на данном рынке:

H = S12 + S22 + S32 + .. + SN2

где S1 - доля рынка у фирмы, обеспечивающей наибольший объем поставок; S2 - доля рынка следующего по величине поставщика и т. д.

Поведение фирм на олигополистических рынках уподобляется поведению армий на войне. Фирмы - соперники, а трофеем выступает прибыль. Их оружием является контроль над ценами, реклама и объем выпуска.

Рынок олигополии

Отсутствие рынка и конкуренции, политика гигантомании, бюрократические перекосы в управлении экономикой, развитие ведомственности приводят к формированию сверх монополизированной системы. Так, в 1990 г. в СССР из 600 укрупненных товарных групп промышленной продукции по 219 группам доля одного крупнейшего производителя превышала 50% общего производства данной продукции, а по 215 товарным группам единственные крупнейшие производители монополизировали 100% общего объема производства.



Негативные последствия монополизации экономики проявились в торможении использования результатов НТП, сужении номенклатуры и низком качестве выпускаемой продукции, необоснованном росте цен, сокращении производства, подрыве трудовой активности, нанесении ущерба окружающей среде.

Конкуренция есть наиболее эффективное средство достижения целей рыночной экономики. Монополизм, препятствуя конкуренции, подавляя ее, действует в обратном направлении. Чтобы избежать отрицательных последствий монополизма, государство вмешивается в рыночные процессы, используя антимонопольное регулирование.

В него входят:

1) административный контроль над монополизированными рынками;
2) организационный механизм;
3) антимонопольное законодательство.

Антимонопольный контроль монополизированных рынков объединяет способы воздействия на монополизированное производство. Сюда входят финансовые санкции в случае нарушения антимонопольного законодательства. Бывают случаи, когда фирма, уличенная в систематическом использовании методов нечестной конкуренции и проигравшая судебный процесс, подвергается прямому расформированию.

Организационный механизм антимонопольного регулирования имеет своей целью профилактическими методами противостоять монополии. Не затрагивая монополию как форму производства, способы и методы такой политики государства нацелены на то, чтобы сделать монополистическое поведение для крупного бизнеса невыгодным. Среди таких методов можно выделить регулирование таможенных пошлин, отмена количественных квот, поддержка малого бизнеса, упрощения процедуры лицензирования, оптимизация производства, продукция которого может конкурировать с товарами монополий и т.д.

Наиболее эффективной и развитой формой государственного регулирования монопольной власти является антимонопольное законодательство.

Антимонопольное законодательство - это нормативные акты, определяющие организационно-правовые основы развития конкуренции, меры по предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Такое законодательство в США называют антитрестовским законодательством. В этом плане наиболее известным являются законы Шермана (1890 г.), Клейтона (1914), закон Селлера-Кефовера (1950 г.).

Антимонопольное законодательство объявляет вне закона ценовую дискриминацию покупателей, когда такая дискриминация не оправдана разницей в издержках. Антитрестовское законодательство запрещает приобретение акций конкурирующих корпораций, если это может привести к ослаблению конкуренции. Законами запрещаются тайные сговоры, имеющие целью ограничение производства или торговли, объявляются преступными попытки монополизировать какую-нибудь часть производства или торговли.

Для защиты прав потребителей от монополистической деятельности и развития конкуренции законодательством запрещается: ограничивать или прекращать производство товаров, а также производство и поставку сырья, материалов, комплектующих изделий без предварительного согласования с основными потребителями; сокращать поставку или задерживать реализацию товаров в целях создания, поддерживания или увеличения дефицита и повышения цен. Запрещается понуждение потребителя включать в предмет договора ненужные ему товары, выставление других предварительных дискриминационных условий, запрещается прекращать или задерживать поставки товаров или выполнение услуг в ответ на претензии покупателя к качеству товаров.

В антимонопольном законодательстве устанавливаются формы предупреждения, ответственность и компенсации в случае совершения запрещенных действий.

В целях ограничения монополистической деятельности и поощрения конкуренции в странах с рыночной экономикой создаются государственные антимонопольные органы. В США антимонопольное регулирование осуществляют антитрестовское управление министерства юстиции и Федеральная торговая компания, в Японии - комиссия по справедливым сделкам, во Франции - Совет по делам конкуренции. В Республике Беларусь в 1992 году принят закон о противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции.

Антимонопольная деятельность - это прямая поддержка предпринимательства и развития рыночной конкуренции в экономике.

Монополистическая конкуренция осуществляется тогда, когда много продавцов конкурируют, чтобы продать дифференцированный продукт на рынке, где возможно появление новых продавцов.

Для рынка с монополистической конкуренцией характерно следующее:

1. Товар каждой фирмы, торгующей на рынке, является несовершенным заменителем товара, реализуемого другими фирмами.
2. На рынке существует относительно большое число продавцов, каждый из которых удовлетворяет небольшую, но не микроскопическую долю рыночного спроса на общий тип товара, реализуемого фирмой и ее соперниками.
3. Продавцы на рынке не считаются с реакцией своих соперников, когда выбирают, какую установить цену на свои товары или когда выбирают ориентиры по объему годовых продаж.
4. На рынке есть условия для свободного входа и выхода

Существование отрасли при монополистической конкуренции

Хотя, на рынке с монополистической конкуренцией товар каждого продавца уникален, между различными видами продуктов можно найти достаточно сходства, чтобы объединить продавцов в широкие категории, похожие на отрасль.

Товарная группа представляет собой несколько близко связанных, но не идентичных товаров, которые удовлетворяют одну и ту же потребность покупателей. В каждой товарной группе продавцов можно рассматривать как конкурирующие фирмы в пределах отрасли. Хотя есть проблемы с определением границ отраслей, т.е. при определении отрасли надо сделать ряд допущений, и принять ряд соответствующих решений. Однако при описании отрасли может оказаться полезной оценка перекрестной эластичности спроса на товары соперничающих фирм, т.к. в отрасли с монополистической конкуренцией перекрестная эластичность спроса на товары соперничающих фирм должна быть положительной и относительно большой, что означает, что товары конкурирующих фирм являются друг для друга очень хорошими заменителями, что означает, что если фирма поднимет цену выше конкурентной, то она может ожидать потери значительного объема продаж в пользу конкурентов.

Обычно на рынках с наибольшей монополистической конкуренцией на четыре крупнейшие фирмы приходится 25% общих внутренних поставок, а на восемь крупнейших фирм - менее 50%.

Олигополия

Олигополия - это рыночная структура, при которой в реализации какого-либо товара доминирует очень немного продавцов, а появление новых продавцов затруднено или невозможно. Товар, реализуемый олигополистическими фирмами, может быть и дифференцированным и стандартизированным.

Обычно на олигополистических рынках господствует от двух до десяти фирм, на которые приходится половина и более общих продаж продукта.

На олигополистических рынках, по меньшей мере, некоторые фирмы могут влиять на цену благодаря их большим долям в общем выпускаемом кол-ве товара. Продавцы на олигополистическом рынке знают, что когда они либо их соперники изменят цены или выпускаемый объем продаж, то последствия скажутся на прибылях всех фирм на рынке. Продавцы осознают свою взаимозависимость. Предполагается, что каждая фирма в отрасли признает, что изменение ее цены или выпуска вызовет реакцию со стороны других фирм. Реакция, которую какой-либо продавец ожидает от соперничающих фирм в ответ на изменения установленных им цены, объема выпуска или изменения деятельности в области маркетинга, является основным фактором, определяющим его решения. Реакция, которой отдельные продавцы ждут от своих соперников, влияет на равновесие на олигополистических рынках.

Во многих случаях олигополии защищены барьерами для входа на рынок, схожими с теми, которые существуют для монопольных фирм. Естественная олигополия существует, когда несколько фирм могут поставлять продукцию для всего рынка при более низких долгосрочных издержках, чем были бы у множества фирм.

Можно выделить следующие черты олигополистических рынков:

1.Всего несколько фирм снабжают весь рынок. Продукт может быть как дифференцированным, так и стандартизированным.
2.По крайней мере, некоторые фирмы в олигополистической отрасли обладают крупными рыночными долями. Следовательно, некоторые фирмы на рынке способны влиять на цену товара, варьируя его наличие на рынке.
3.Фирмы в отрасли сознают свою взаимозависимость.

Нет единой модели олигополии, хотя разработан целый ряд моделей.

На олигополистических рынках отдельные фирмы учитывают возможную реакцию своих конкурентов до того, как начинают рекламу и предпринимают другие расходы по продвижению товара на рынок. Олигополистическая фирма может существенно увеличить свою долю рынка при помощи рекламы только в том случае, если соперничающие фирмы не нанесут ответного удара, начав свои собственные рекламные кампании.

Для того, чтобы лучше понять проблемы, с которыми сталкивается олигополистическая фирма при выборе стратегии маркетинга, полезно подойти к ней с позиции теории игр. Т.е. фирмы должны выработать для себя стратегию максимина, и решить, выгодно им начинать рекламные кампании или нет. Если фирмы не начинают рекламные кампании, то их прибыли не изменяются. Однако, если обе фирмы стремятся избегать наихудшего исхода, проведя стратегию максимина, то они обе предпочитают рекламировать свой товар. Обе гоняться за прибылью и обе в итоге имеют потери. Это происходит потому, что каждая выбирает стратегию с наименьшими потерями. Если бы они договорились не рекламировать, то они получили бы большие прибыли.

Есть также доказательства того, что реклама на олигополистических рынках осуществляется в больших масштабах, чем это необходимо для максимизации прибыли. Часто реклама конкурирующих фирм ведет только к повышению издержек, не увеличивая при этом сбыт продукции, т.к. соперничающие фирмы сводят рекламные кампании друг друга на нет.

Другие исследования показали, что реклама способствует повышению прибыли. Они указывают на то, что чем выше доля расходов на рекламу по отношению к объему продаж в отрасли, тем выше отраслевая норма прибыли. А т.к. более высокие нормы прибыли указывают на наличие монопольной власти, то это подразумевает, что реклама ведет к большему контролю за ценой. Неясно, однако, обусловливают ли более высокие рекламные расходы более высокие прибыли или более высокие прибыли вызывают большие расходы на рекламу.

Другие модели олигополии

Чтобы попытаться объяснить определенные типы делового поведения, разработаны другие модели олигополии. Первая пытается объяснить неизменность цен, вторая - почему фирмы часто следуют за ценовой политикой фирмы, которая выступает как лидер в объявлении изменения цены, третья показывает, каким образом фирмы могут устанавливать цены так, чтобы не максимизировать текущие прибыли, но зато максимизировать прибыль в долгосрочном плане, путем предотвращения появления на рынке новых продавцов.

Условия олигополии

Очередная модель рынка - олигополия, которая значительно отличается от рассмотренных выше. Первая и главная ее особенность - наличие на рынке ограниченного количества производителей. Обычно эти компании производят аналогичный, но не одинаковый продукт, имеют большой объем производства, и каждая из них контролирует значительную долю рынка. Примерами олигополии являются производители цветных металлов (особенно алюминия), стали, автомобилей, табачных изделий, некоторых видов спиртных напитков и т.д.

Приведем в качестве примера автомобилестроение. Это отрасль промышленного производства очень удобна для демонстрации модели олигополии. В автомобильной промышленности США имеются три основных производителя (для упрощения можно пренебречь импортом, поскольку его роль состоит лишь в расширении модели рынка, а не в изменении ее условий). Речь пойдет о компаниях «Дженерал моторс», «Форд» и «Крайслер».

Они производят транспортные средства различных типов и назначения, т.е. аналогичные продукты, которые с экономической точки зрения имеют одинаковую полезность для потребителя. В условиях олигополии - при наличии ограниченного количества производителей - маркетинговая стратегия одного из них оказывает значительное влияние на остальных.

Вследствие масштабности вышеназванных автомобильных компаний и схожести производимого продукта действия, которые может предпринять на рынке любая из них, будут иметь совершенно иные последствия, чем в условиях других моделей рынка. В результате может быть деформирован весь рынок.

Предположим, что «Форд моторс» решила снизить цены, чтобы захватить дополнительную долю рынка. Конечно, стандартная кривая спроса показывает, что, если снизить цену на продукт, можно ожидать увеличения доли рынка.

На рис. показано, что верхняя часть ломаной линии спроса снижается вправо до точки, в которой «Форд» принимает решение снизить цену (кривая обрывается и продолжает снижение с более низкого уровня до определенной точки, обусловленной рынком).

Две части ломаной линии соединены пунктиром. Это вызвано ответными действиями двух других компаний, которые тоже снижают цены. Но если они это сделают, то остальные компании тоже должны поступить так же. В итоге все компании теряют прибыли, поскольку должны снизить цены, и ни одна из них не добьется успеха в захвате дополнительной доли рынка. Что должны делать олигополисты в этом случае?

Представляется логичным, чтобы три производителя автомобилей собрались на деловую встречу и договорились бы об уровне цен, объеме выпуска продукции и других маркетинговых аспектах своей деятельности. Однако в США проведение подобных встреч запрещено законом, квалифицирующим их как сговор. Существуют три типа сговоров. Первый - явный (открытый), как в приведенном примере. Производители открыто собираются для обсуждения уровня цен, о чем всем известно.

В одних странах это считается незаконными действиями, однако, в других, а также в некоторых отраслях промышленности это даже поощряется. В каждой стране позиции закона по данному вопросу различны. Другой тип сговора - тайный: производители проводят тайную встречу, скрытую от глаз публики, и принимаемые решения, как правило, не разглашаются ни общественности, ни властям. Тайные сговоры незаконны в США и ряде других стран.

Имеется и третий тип сговоров - это подразумеваемый сговор: каждая компания понимает, что хорошо для нее и для всей отрасли промышленности в целом и старается следовать некоему негласному своду правил, не обсуждая с конкурентами свои действия. Следовательно, в этих условиях компания «Форд моторе» никогда не примет решения о снижении цен, отдавая себе отчет в том, что в рамках всей автомобильной промышленности это приведет к потере прибыли. Такой тип сговора не является незаконным в основном потому, что факт его существования не может быть доказан. В самом деле, если кто-либо исходя из своих интересов, действует на рынке по всем известным правилам, то это не будет противоречить законам.

Понимание менеджером по маркетингу того факта, что конкурировать с другими компаниями нужно не на ценовой, а на иной основе, является императивом маркетинга в условиях олигополии рынка. Как следствие этого понимания, в автомобильной промышленности жесткая конкуренция разворачивается между производителями в области безопасности, экономичности использования автомобильными двигателями топлива, стиля и роскоши оформления автомобильного салона и применения передовых технологий, что более продуктивно и полезно для общества в целом.

Итак, поскольку олигополисты хорошо знают, что им выгодно, они действуют слаженно, и обычно результат этого такой же, как в условиях монополии. Однако в каждой стране имеются специальные органы, осуществляющие мониторинг деятельности олигополистов, которые могут фактически поставить свои условия монополии на рынке. Основные претензии в адрес олигополии сводятся к тому, что они настолько сильны, что оказывают влияние на международный рынок.

И действительно, крупные олигополистические компании часто встречаются на мировом рынке и сотрудничают с другими компаниями и странами в производстве. Это характерно для автомобильной промышленности. Например, автомобильные гиганты Японии, Германии и США некоторое время кооперировались в производстве автомобилей.

Термин "олигополия" происходит от слов греческого происхождения — oligos (несколько) и poleo (продаю).

Принципиальным следствием небольшого количества фирм на рынке являются их особые взаимоотношения , проявляющиеся в тесной взаимозависимости и остром соперничестве между . В отличие от или чистой монополии при олигополии деятельность любой из фирм вызывает обязательную ответную реакцию со стороны конкурентов. Подобная взаимозависимость действий и поведения немногочисленных фирм является ключевой характеристикой олигополии и распространяется на все сферы конкуренции: цену, объем продаж, долю рынка, инвестиционную и инновационную деятельности, стратегию стимулирования сбыта, послепродажные услуги и т.д.

Мы уже упоминали о коэффициенте объемной, или количественной, перекрестной эластичности спроса , служащем для количественной оценки взаимозависимости фирм на рынке. Данный коэффициент показывает степень количественного изменения цены фирмы Х при изменении объема выпуска фирмы Y на 1% .

Если объемная перекрестная эластичность спроса равна или близка к нулю (как это имеет место при совершенной конкуренции и при чистой монополии), то отдельный производитель может игнорировать реакцию конкурентов на свои действия. И напротив, чем выше коэффициент эластичности, тем более тесная взаимозависимость между фирмами на рынке. При олигополии Eq>0 , однако его точная величина зависит от специфики рассматриваемой отрасли и конкретных рыночных условий.

Однородность или дифференцированность продукта

Тип производимого олигополией продукта может быть как однородным, так и диверсифицированным.

  • Если потребители не имеют особых предпочтений к какой-либо фирменной марке, если все товары отрасли являются совершенными заменителями, то отрасль называется чистой, или однородной олигополией. Наиболее типичными примерами практически однородной продукции выступают цемент, сталь, алюминий, медь, свинец, газетная бумага, вискоза.
  • Если товары имеют торговую марку и не являются совершенными заменителями (причем разница между товарами может быть как реальной (по техническим характеристикам, дизайну, качеству изготовления, предоставляемым услугам), так и мнимой (фирменная марка, упаковка, реклама), то продукция считается дифференцированной, а отрасль называется дифференцированной олигополией. Примерами могут служить рынки автомобилей, компьютеров, телевизоров, сигарет, зубной пасты, безалкогольных напитков, пива.

Степень влияния на рыночные цены

Степень влияния фирмы на рыночные цены, или ее монопольная власть высока, хотя и не в такой мере, как при чистой монополии.

Рыночная власть определяется относительным превышением рыночной цены фирмы ее предельных издержек (при совершенной конкуренции Р=МС ), или

L=(P-MC)/P .

Количественное значение данного коэффициента (коэффициента Лернера) для олигопольного рынка больше, чем при совершенной и монополистической конкуренции, но меньше, чем при чистой монополии, т.е. колеблется в пределах 0

Барьеры

Вход на рынок для новых фирм труден, но возможен.

При рассмотрении данной характеристики необходимо различать уже сложившиеся, медленно растущие рынки и рынки молодые, динамично развивающиеся .

  • Для медленно растущих олигопольных рынков характерны очень высокие барьеры . Как правило, это отрасли со сложной технологией, крупным оборудованием, высокими размерами минимально эффективного производства, значительными затратами на стимулирование сбыта. Для этих отраслей характерен положительный , благодаря которому минимальные (min АТС) достигаются лишь при очень большом объеме выпуска. Кроме того, внедрение на рынок, где господствуют известные всем марки, неизбежно ведет к высоким первоначальным капиталовложениям. Вход на такие рынки могут себе позволить лишь крупные конкурентоспособные фирмы, располагающие необходимыми финансовыми и организационными ресурсами.
  • Для молодых развивающихся олигопольных рынков возможно появление новых фирм, поскольку спрос расширяется достаточно быстро, и увеличение предложения не оказывает понижающего воздействия на цены.

В соответствии с количеством участников экономисты выделяют следующие разновидности конкуренции: чистая, олигополистическая, монополистическая. Чистая конкуренция характеризуется большим количеством участников, которые активно борются за потребителя. В случае с монополией та или иная отрасль представлена только одним субъектом. Если же говорить об олигополии, то количество участников рынка ограничено.

Олигополистическая конкуренция - это конкуренция, относящаяся к несовершенному виду. Ключевыми характеристиками рынка олигополистической конкуренции являются: незначительное число конкурентов, создающих сильную взаимосвязь; большая рыночная сила: сила реактивной позиции, измеряемая эластичностью реакций фирмы на действия конкурентов; схожесть товаров и ограниченность количества их типоразмеров. Формирование олигопольного рынка (весь объем поставок обеспечивается лишь несколькими фирмами) характерно для следующих отраслей: химической промышленности (производство полиэтиленов, каучука, технических масел, этиловой жидкости, некоторых видов смол); машиностроительной и металлообрабатывающей промышленности (производство машин и оборудования, стати, рельсов, труб и т.п.)

Олигополия подразумевает работу на рынке ограниченного количества фирм. Их численность обычно колеблется от 1 до 10. Данная модель рынка характеризуется следующими признаками:

большое число покупателей, за склонность которых борется небольшое количество фирм, обеспечивающих основной объем предложения;

в большинстве случаев олигополистическая конкуренция сосредоточена вокруг однородных продуктов, а в том случае, когда они дифференцированы, то для удобства исследований производится операция агрегирования; для выхода на рынок имеется множество существенных препятствий и барьеров;

ввиду взаимозависимости предприятий, составляющих олигополию, контроль за ценами извне крайне ограничен;

при установлении стоимости товара или услуги присутствует возможность сговора между предпринимателями;

если одна или несколько фирм характеризуются большой долей рынка, то они могут оказывать влияние на ценообразование.

Модель картеля. Модели олигополистической конкуренции отличаются наличием или же отсутствием согласованности между действиями фирм, работающих в рамках данного механизма. Если говорить о картели, то имеется в виду договоренность (сговор), которая подразумевает согласованность объемов и ассортимента производимой продукции, а также ценовой политики. В результате предприятиям предоставляется возможность получать от своей деятельности такие же выгоды, как и в случае с монополией.

Поскольку картель является незаконной, то предприниматели пытаются придать ей статус государственной или международной организации (например, ОПЕК). Но если учитывать, что со временем каждый из участников стремится к получению еще большей выгоды, то объединение достаточно быстро распадается.

Модель лидерства. Олигополистическая конкуренция вовсе не подразумевает равенства участников рынка. Каждый из них стремится так или иначе выделиться, чтобы занять самые высокие позиции. У лидера появляется возможность задавать темп производства, а также внедрения новых технологий. Также речь идет о повышении или снижении цены. Что касается остальных участников рынка, то им остается лишь реагировать на действия, предпринимаемые лидером.

Модель Курно. Если говорить о данной модели, то стоит отметить, что руководство каждой организации непременно составляет прогнозы развития рынка, а также деятельности конкурентов, в соответствии с которыми и выстраивается дальнейшая деятельность. В процессе функционирования вносятся определенные корректировки, в результате которых каждое предприятие занимает на рынке определенную долю. В дальнейшем данные пропорции сохраняются.

Ценовая война . Вполне закономерно, что каждое из предприятий, действующих на олигополистическом рынке, стремится занять лидерские позиции, используя для этого все доступные методы конкуренции. Одним из самых эффективных является снижение цены. Далее все остальные фирмы начинают отвечать симметрично. Это и является ценовой войной. Понижение стоимости происходит до тех пор, пока более слабые фирмы не закроются, а рынок превратится в монополию с одним участником.

Олигополия и монополия: сущность, характеристика, преимущества и недостатки. Виды монополий: естественная, искусственная, открытая, закрытая

Олигополия – это рынок, на котором доминирует несколько крупных фирм, т.е. несколько продавцов противостоят множеству покупателей, предлагая как стандартизированную (схожую), так и дифференцированную продукцию.

Олигополия характеризует экономическую ситуацию, при которой на рынке остается малое количество производителей-продавцов (от трех до семи фирм). Крупнейшие из оставшихся получают возможность влиять на рыночную цену.

Основными характеристиками олигополии являются следующие:

1) на рынке функционирует несколько продавцов-участников (от трех до семи);

2) доля каждого из участников значительна, и они оказывают взаимное влияние;

3) продукция как дифференцирована, так и тождественна (одинакова, схожа);

4) возможно возникновение тайного сговора;

5) ограничены условия вхождения на рынок новых участников и выхода из него;

6) данные рынок подвержен большему контролю и воздействию со стороны органов государственной власти.

Характерной особенностью олигополистического рынка является взаимосвязь фирм – любой из олигополистов находится под существенным воздействием поведение остальных фирм и вынужден учитывать эту зависимость.

В условиях олигополии возможна как ценовая, так и неценовая конкуренция. Но ценовые методы соперничества обычно оказываются менее эффективными. Между предприятиями существует тесная взаимозависимость. Если один из конкурентов снизил цены, другие вынуждены будут адекватно отвечать, иначе обнаружится слишком большая потеря покупателей и прибыли. Сделав ответный ход, они одновременно сведут на нет усилия ценового лидера. Поэтому ценовые методы здесь могут принести кратковременный эффект.

Поскольку продукцию производят крупные предприятия, затраты на производство за счёт эффекта масштаба снижаются. Изменения цены одним из конкурентов, доминирующем в производстве или реализации, определяют ценовую политику в отрасли. Другие «подчиняются» ей. Ценовая конкуренция при этом ослабевает. Такая ситуация, называемая лидерством в ценах , характерна для олигополии.

В условиях олигополии неценовые методы конкуренции - от рекламы до экономического шпионажа - оказываются более эффективными, поэтому используются чаще.

Вступление в олигополистический рынок ограничено. Нужны значительные капитальные вложения, чтобы создать предприятие, способное противостоять фирмам, уже контролирующим данный рынок.

При олигополистической конкуренции фирма в состоянии контролировать два основных параметра своей деятельности – цену и объем выпуска продукции или оказания услуг, ей выгодно меньше производить и в большей степени завысить цену.

Высшей ступенью несовершенной конкуренции является чистая монополия , когда целая отрасль представлена одной фирмы. Т.е. понятия «фирма» и «отрасль» количественно совпадают. В масштабе страны такая ситуация крайне редка, но в масштабе небольшого города или области, района такая ситуация вполне реальна и даже типична: в городе могут функционировать одна железная дорога, единственный аэропорт, один банк, одна электростанция и т.д.

Чистая монополия (от греч. monos - один, polio – продаю) – это рынок, на котором один продавец противостоит множеству покупателей. Монополия предполагает, что одна фирма является единственным производителем какой-либо продукции, не имеющей аналогов. Поэтому покупатели не имеют выбора и вынуждены приобретать данную продукцию у фирмы – монополиста.

Понятие «монополия» имеет двоякий смысл: во-первых , под монополией понимают крупное предприятие, которое занимает ведущее положение в определенной отрасли; во-вторых , под монополией понимается положение фирмы на рынке, позволяющей ей доминировать на нем.

Цель монополии – получение сверхприбыли посредством контроля над ценой и объемом производства на монополизированном рынке за счет создания наиболее благоприятных условий.

Основные черты чистой монополии :

а) единственный продавец производитель;

б) товарная дифференциация отсутствует, следовательно, отсутствие товаров-заменителей;

в) продавец осуществляет практически полный контроль над ценами;

г) очень трудные условия вхождения в отрасль новых предприятий – вход оказывается заблокированным финансами, технологическими, ресурсными, правовыми условиями;

д) также затруднен процесс ухода из отрасли;

е) наличие экономических и юридических барьеров вхождения в отрасль и выхода из нее.

Различают два типа монополий по способу формировании (возникновения) - естественная и искусственная.

1. Естественная монополия – представлена в виде частных собственников и организаций, имеющие в своем составе редкие и свободно невоспроизводимые экономические ресурсы (редкие металлы, особые земельные участки и т.д.).

Причинами возникновения естественных монополий являются:

Ограниченность, невоспроизводимость и различное качество природных ресурсов (дифференциация их качества);

Отсутствие близких заменителей (субститутов) при уникальности выпускаемого продукта.

Естественная монополия формируется на основе технологических потребностей развития производительных сил при высоком уровне концентрации производства.

2. Искусственные монополии – это объединения, создаваемые ради получения монополистической выгоды. Искусственные монополии выступают в виде различных монополистических объединений. Искусственная монополия возникает на основе сговора или подавления конкурентов.

Выделяют также типы монополии с точки зрения возможности проникновения в отрасль (возможности появления новых соперников) за счет наличия защиты со стороны государства (органов государственного управления) :

1. Открытая монополия – монополия, при которой одна из фирм (по крайней мере на некоторое время) становится единственным поставщиком продукта, но не имеет специальной защиты от конкуренции. В ситуации открытой монополии часто оказываются фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией. Варианты оптимального поведения монополистической фирмы в этом случае могут изменяться в диапазоне от политики максимизации краткосрочной прибыли до лимитирующего ценообразования.

2. Закрытая монополия – монополия, защищенная юридическими нормами, ограничивающими конкуренцию: патентами, лицензиями, институтом авторских прав и пр. На практике лишь немногие монополии действительно являются абсолютно закрытыми. В реальной экономике всегда существует вероятность появления товаров-субститутов, а также возможность отмены юридических барьеров, обеспечивающих присвоение чистой экономической прибыли. В результате закрытая монополия может оказаться в ситуации безубыточного производства в долгосрочном временном интервале. Фирма получает доход, достаточный для возмещения всех издержек, включая альтернативную стоимость капитала, но не присваивает экономической прибыли.



Горизонтальная и вертикальная интеграция, диверсификация – как способы образования монополий. Формы и характеристика монопольных объединений. Монопольная власть: сущность и формы проявления. Сущность монопольной цены


Монополия означает власть над рынком, прежде всего над ценой. Если в обществе действует чистая монополия, то можно говорить об абсолютной власти ее в данной отрасли. Широко используются показатели удельного веса товарооборота фирм на рынке: доля 4 фирм, доля 8 фирм, доля 10 фирм и т.д. Более точными являются показатели, которые учитывают и количество фирм в отрасли, и долю каждой из них на рынке. Общее направление усиления рыночной власти на разных рынках отражено на рисунке 7.2.

Монопольная власть – степень контроля, осуществляемого монополистами на своих рынках.

Для измерения «силы» монопольной власти используется также индекс английского экономиста Абби П. Лернера (1905 – 1982):

где М – индекс монопольной власти;

Р m – монопольная цена;

МС – предельные издержки (оптимальные)

Экономический смысл индекса Лернера состоит в следующем: чем больше разрыв между монопольной ценой и предельными издержками, тем больше сила монопольной власти.

В условиях совершенной конкуренции цены (Р) равны предельным издержкам (МС). Следовательно, в условиях совершенной конкуренции сила монопольной власти равна нулю, ибо Р – МС = 0. В условиях несовершенной конкуренции монопольная цена (Р m) выше предельных издержек (МС). Следовательно, интервал между 0 и 1 как раз и характеризует силу монопольной власти. Чем выше этот показатель, тем выше монопольная власть фирмы.


=

Предельные издержки (МС) в России вообще не учитываются в системе бухгалтерского учета.

Если числитель и знаменатель этой формулы умножить на количество проданного товара (Q), то в числителе будет получена масса валовой прибыли, а в знаменателе – объем продаж, валовой (общий) доход. Отношение между ними ответит на вопрос: какова доля прибыли в общем объеме реализованной продукции. И тогда формула А.П. Лернера примет вид:

Вывод: высокая прибыль – это признак силы монопольной власти.

На рынке устанавливается монопольная цена, которая превышает предельные издержки, т.е. Р m > МС (зарубежом), Р m > АТС (в России). Власть абсолютной монополии приводит к увеличению прибыли самой монополии и одновременно к потере доходов потребителей. Монопольные цены всегда выше конкурентной цены.

Монопольная цена – особый вид рыночной цены, устанавливающейся под влиянием не только спроса и предложения, но и господства монополистов на рынке данного товара. Такая цена является обычно следствием соглашения между монополистами, властвующими на рынке данного товара, и устанавливается, исходя из расчета получения возможно большей прибыли от продажи имеющихся у продавцов товаров. Монопольная цена чаще всего намного превышает устанавливающуюся на конкурентном рынке. (Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. - 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М. 479 с.. 1999.)

Концентрация производства – главная причина возникновения монополий. Увеличение масштаба производства в процессе концентрации и централизации осуществляется по следующим направлениям (рис. 7.3):

Процесс возникновения монополистических союзов обусловлен следующими факторами, представленными на рисунке 7.4.

Рисунок 7.4 – Процесс создания монополий

В результате концентрации производства могут возникнуть разные организационные формы монополии – монопольных объединений (олигополистических объединений) :

1. Картель – простейшая форма объединения; это соглашение о квотах выпускаемой продукции и разделе рынков сбыта. Объектами соглашения могут быть: ценообразование, сферы влияния, условия продаж, использования патентов. Действуют картели, как правило, в рамках одной отрасли, попадая под действие антимонопольного законодательства. Участники картеля сохраняют юридическую и хозяйственную самостоятельность и осуществляют свою деятельность в соответствии с картельным договором (соглашением). Соглашение о ценах, рынок сбыта, объемах производства, обмене патентами и т.д.

2. Синдикаты – организационная форма объединения, при которой вошедшие участники в него теряют коммерческую сбытовую самостоятельность, сохраняют юридическую и производственную свободу действий. В синдикате сбыт продукции, распределение заказа осуществляется централизованно. Это объединения с целью организации совместного сбыта продукции. Они были широко распространены в дореволюционной России. Возникли международные синдикаты, так, например алмазный синдикат «Де Бирс» сосредоточил в своих руках реализацию практически всех добываемых в мире необработанных алмазов. Россия, как и многие страны мира, вынуждена сотрудничать с данным синдикатом.

3. Трест – это такая форма объединения, при которой вошедшие в него предприятия теряют и производственную и коммерческую самостоятельность. Это объединение на основе совместной собственности и общего управления производством и сбытом товаров. Руководство трестом осуществляется из «единого центра». Прибыль треста распределяется в соответствии с деловым участием отдельных предприятий.

4. Концерн – организационная форма объединения предприятия различных отраслей, находящихся под единым управлением и финансовым контролем. Обычно в состав концерна, кроме производственных, транспортных и торговых предприятий, входят банки или какие-то другие финансовые организации – страховые, пенсионные фонды, кредитные учреждения и др. Участники концерна остаются формально самостоятельными, но их деятельность контролируется и управляется из единого центра компании. Такая структура позволяет повысить конкурентоспособность фирмы за счет внутреннего финансирования, продажи продукции подразделений концерна по внутренним тарифным ценам, передачи ноу-хау и т.д.

Первоначально концерны были распространены в США и Японии в настоящее время эта организационная форма стала преобладающей среди крупных фирм различных стран.

5. Пул – объединение, которое получило распространение в области использования проектов. Участники пула стремятся к взаимовыгодным соглашениям о форме передачи патентов и лицензий. Прибыль распределяется в соответствии с квотой, опре­деляемой при вступлении в пул.

6. Холдинг - акционерная компания, владеющая контрольным пакетом акций юридически самостоятельных предприятий для осуществления контроля над их операциями. Холдинг – головная компания, общество, созданное крупными монополиями для управления дочерними предприятиями через систему участия. «Вобрав» в себя контрольный пакет акций десятков и сотен предприятий, холдинг направляет их развитие, а растущие доходы позволяют крупным холдингам обращаться и к собственной предпринимательской деятельности. Юридически существуют акционерные общества, ООО, единоличные предприятия. Холдинг-компания (или «держательная компания») – организация, основная функция которой – управлять деятельностью нескольких акционерных обществ через владение их контрольным пакетом акций.

7. Конгломераты – объединения, основанные на проникновении крупных корпораций в отрасли, не имеющие производственной и технологической связи с традиционными сферами деятельности головной фирмы.

8. Законными формами чистой монополии являются также патенты, авторские права, товарные знаки. Патент – это документ, выданный правительством лицу о предоставлении исключительного права на изготовление, использование или продажу благ. Ондает изобретателю нового продукта или технологии исключительное право контроля над их производством в течение определенного периода времени. Государство обеспечивает защиту идей изобретателя. Авторские права дают авторам произведений исключительные права продавать или тиражировать свои произведения. Товарные знаки - это символика, используемая предприятиями, зарегистрировав которую, государство делает незаконным ее использование другими.

Антимонопольное регулирование экономики: сущность, цели и методы. Антимонопольное законодательство и его роль в экономической системе. Антимонопольная политика в РФ. Функции Федеральной антимонопольной службы РФ.

Государство в борьбе с монополиями использует меры экономического и административного характера.

Меры административного характера предусматривают введение прямых ограничений.

Экономические меры поддержания конкуренции и борьбы с монополией включают :

ü поощрение создание товаров-заменителей;

ü поддержка новых фирм, среднего и малого бизнеса;

ü привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, зон свободной торговли;

ü финансирование мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров в целях устранение доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов.

Антимонопольное регулирование – это система нормативно-правовых актов, направленных на преодоление негативных сторон монополии, связанных с властью, позволяющих им подавлять сводную конкуренцию и контролировать цены.

Методы антимонопольного регулирования:

Ограничивается монополизация рынка;

Постоянный государственный мониторинг;

Запрещается установление монополистических цен;

Сохранение и поддержание конкуренции.

Антимонопольное законодательство – законодательно закрепленные основополагающие правила деятельности на рынке участников хозяйственного оборота, органов государственной власти и управления.

Цели антимонопольного законодательства:

Обеспечение благоприятных условий и стимулов для развития совершенной конкуренции в народном хозяйстве,

Снятие всех преград на пути ее активизации на правовой основе, позволяющей исключить монополистические действия центральных органов власти и управления, диктат участников хозяйственного оборота, а также определить правовой режим регулирования ответственности за монополистические действия и за нарушение правил честной конкуренции.

Поскольку деятельность монополий носит антиобщественный характер, то защита свободной конкуренции и ограничение деятельности монополий является одной из важнейших функций государства.

В конце 1991 года в России был принят «Закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных (рынках)», который определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пересечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков.

26 октября 2006 года вступил в силу Федеральный закон «О защите конкуренции». Этот закон объединил два ранее действовавших закона - Федеральный закон «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» и Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». При этом в ФЗ «О защите конкуренции» не просто формально включены положения двух законов, но и введено много принципиально новых для российского антимонопольного законодательства институтов, концептуально изменены подходы к отдельным ключевым понятиям, процессуальным и процедурным инструментам, действовавшим ранее.

В целях проведения государственной политики по ограничению монополистической деятельности был создан государственный комитет по антимонополистической политики (Антимонопольный комитет), позже преобразованный в Федеральную антимонопольную службу (ФАС).

ФАС проводит государственную политику по развитию товарных рынков и конкуренции, ограничению монополистической деятельности и пресечению недобросовестной конкуренции.

Антимонопольная политика – это комплекс государственных мер (соответствующее законодательство, система налогообложения, денационализация, разгосударствление и приватизация собственности, поощрение создания малых предприятий и пр.), направленных против мобилизации производства и на развитие конкуренции среди товаропроизводителей.

По решению ФАС доля хозяйствующего субъектом может быть ограничена до 35% объема продаж на соответствующем рынке.

Основные направления антимонопольной политики в России:

ü контроль за соблюдением антимонопольных требований при создании, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов;

ü контроль за крупными продажами и покупками акций, которые могут привести к доминирующему положению хозяйствующих субъектов (не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35%);

ü предоставление льготных кредитов, а также уменьшение налогов или освобождение от них хозяйствующих субъектов, впервые вступающих на данный товарный рынок;

ü финансирование мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов;

ü привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, создание и развитие свободных экономических зон.

Общественное регулирование деятельности естественных монополий может осуществляться на основе использования различных форм.

В странах со смешанной экономикой можно выделить основные четыре формы государственного регулирования экономики, которые также осуществляют проведение антимонопольной политики (рис. 7.5).



Рисунок 7.5 - Формы государственного регулирования экономики

В современных условиях главной функцией государства становиться организация экономического, правового и социально-политического пространства для рыночного хозяйства, создание равных условий для всех форм предпринимательства. Основное внимание уделяется качественным параметрам экономического развития: повышению качества жизни, защите окружающей среды и др.

Государственное регулирование рыночной экономики преследует три цели:

o создание правовых, финансовых и социальных предпосылок эффективного функционирования рыночной экономики;

o обеспечение социальной защиты группы населения, положение которых в рыночной экономике становится наиболее уязвимым;

o минимизацию негативных последствий рыночных отношений.

Для выполнения данных целей современное государство имеет мощные регулирующие средства воздействия на рыночную экономику.

Дополнительные вопросы к семинарскому занятию по теме 7:

1. Каковы преимущества и недостатки каждого из видов конкуренции: внутриотраслевой, межотраслевой, ценовой, неценовой, совершенной, монополистической, олигополии, монополии.

2. Какова сущность понятий «олигопсония» и «монопсония», а также чем данные явления характеризуются.

3. Каковы функции Федеральной антимонопольной службы (ФАС).

Исторически российская промышленность развивалась, прежде всего, как крупная промышленность. Такое положение сложилось еще в царской России, резко усилилось в советской экономике из-за крена в создании заводов-гигантов, и было унаследовано современной Россией. В настоящее время в ряде отраслей сформировались конкурентные отношения, в то же время существуют монополизированные отрасли и отрасли с олигополистической структурой.

Многие современные российские олигополии стали действовать на рынке как «наследники» советских крупнейших предприятий, которые обычно включали головной завод и несколько смежных или обеспечивающих производств. В советской экономике многие виды продукции производились единственным или несколькими производителями. Так, например, в машиностроении треть товарного ассортимента отрасли в конце 1980-х годов производилась единственным предприятием, и еще около трети – двумя предприятиями, т.е. треть рынков советского машиностроения были монопольными рынками, еще треть – дуопольными. 2 Государственная производственно-экономическая система СССР представляла собой единый народнохозяйственный комплекс с согласованными, насколько это возможно на основе составления межотраслевых балансов, темпами и пропорциями развития.

Наличие крупных заводов при отсутствии крупных фирм являлось особенностью экономики СССР. Данное явление было нетипичным для экономически развитых стран, в которых в состав крупных корпораций входили многие предприятия, зачастую расположенные в нескольких странах. В процессе приватизации сохранилась характерная для российской экономики тенденция: большие заводы, но небольшие фирмы. В ходе перераспределения собственности формируется тенденция, характерная для экономически развитых стран: укрупнение фирм.

Нестабильность олигополистических рынков во многом определяется нестабильностью отношений собственности на олигополистические предприятия. Исторически малый срок существования ныне действующих олигополистических структур, постоянные изменения в соотношении сил между ними, вызываемые переменами внешних и внутренних условий функционирования, обуславливают процессы перемещения объектов собственности и сфер влияния от одних олигополистов к другим.

Примечательно, что первичное распределение собственности происходило не столько на базе естественного отбора в ходе конкуренции, сколько по бюрократическим каналам. Первичное перераспределение собственности в России не привело автоматически к становлению эффективного собственника, поскольку не были обеспечены правила и нормы эффективного хозяйствования, минимизирующие величину трансакционных издержек. Величина трансакционных издержек зависит от того, насколько четко и однозначно проведено разграничение прав собственности, их эксклюзивное вменение и использование, а следовательно, от возможности превентивно исключить нежелательное вмешательство третьих лиц в пользование этими правами. Для России характерна более слабая, чем в развитых странах, спецификация прав собственности. Неспецифицированность прав собственности, многократный ее передел приводит к снижению ответственности субъектов собственности.

В постсоциалистических странах на начальном этапе системных преобразований было распространено мнение, согласно которому важнейшей причиной разразившегося в них кризиса явилось господство государственной собственности. Со скорейшей приватизацией связывались надежды на быстрый выход из кризиса и улучшение финансового положения предприятий. Однако, приватизация, также как и в России, не привела к повышению эффективности деятельности предприятий.

В данном случае подтверждается мнение представителей институционализма, согласно которому не форма собственности, а тип организации и управления, наличие реальной конкурентной среды определяют уровень экономической эффективности производства и финансовое положение предприятий. С точки зрения повышения эффективности функционирования предприятий, по мнению С. Малле, главная цель приватизации заключается в «оптимальном распределении ответственности за результаты производственной деятельности». 3

Характерной особенностью процесса последующего (конец 90-х годов ХХ века) перераспределения собственности в России выступало применение правовых пробелов или незаконных методов, таких как использование дополнительных эмиссий акций, от распределения которых отстранялись миноритарные акционеры; искусственное наращивание задолженности с последующей переуступкой долгов; притворные реорганизации компаний; манипулирование реестром акционеров с целью отстранения «нежелательных» от участия в принятии решений; инициирование процедуры банкротства за незначительные долги для введения подконтрольного внешнего управления. В России имела место ситуация, когда, по выражению Г.Я. Явлинского, «… относительно немногочисленная, но влиятельная группа игроков использовала существующую обстановку хаоса для упрочения своего личного положения путем приобретения еще более привлекательных активов и установления собственной «корпоративной» формы общественного договора в отношении обеспечения прав собственности 4 .

Для современной России характерен достаточно высокий уровень концентрации собственности. Как отмечается в докладе Всемирного Банка «Меморандум об экономическом положении Российской Федерации. От экономики переходного периода к экономике развития», для современной российской экономики характерна концентрация собственности в руках нескольких основных игроков. 5 В докладе Счетной палаты об итогах приватизации приводятся экспертные оценки, что в России «в настоящее время существует самый высокий в мире уровень концентрации частной собственности. То есть сложилась ситуация, тормозящая процессы достижения конкурентоспособности российской экономики. Формирование слоя мелких и средних собственников и предпринимателей, являющихся в развитых демократических государствах движущей силой экономического развития и опорой политической стабильности, не состоялось». 6

На национальном уровне высокий уровень концентрации собственности может привести к тому, что в формировании экономической политики доминирующую роль будут играть несколько групп частных интересов при снижении роли государственных институтов. Олигополистические структуры имеют лучшие, по сравнению с немонополизированным сектором, экономические показатели благодаря большей приспособленности для деятельности в несовершенных экономических условиях. В данном случае подтверждается тезис о том, что чем меньше развит рынок, тем больше преимуществ имеют фирмы большого размера, поскольку они лучше справляются с рисками и финансовыми трудностями и являются более эффективными лоббистами. «Когда несколько частных агентов контролируют большую часть денежных потоков или рабочей силы, им легче лоббировать свои интересы, подкупать или шантажировать государственных чиновников для того, чтобы повлиять на деятельность правовых, политических или регулирующих институтов. Несовершенные экономические условия являются тем «проводником», по которому концентрация собственности на уровне предприятий смыкается с концентрацией собственности на национальном уровне (в том числе между отраслями). Это происходит из-за того, что относительные размеры предприятий способны нарушить конкуренцию». 7

Иностранные олигополисты не остались в стороне от процессов перераспределения собственности в России. Они обладали большими преимуществами на рынке ссудного капитала, ибо опирались на несравненно более развитый денежный рынок Запада, обеспечивавший им достаточный объем денежных средств. Российские же предприятия, действовавшие в 90-х годах ХХ века в условиях жестких финансовых ограничений, испытывали недостаток финансовых средств не только для расширения, но и для ведения текущей производственной деятельности и становились объектом для поглощений.

Обратим внимание на такой объективный фактор, способствующий вытеснению с рынка отечественных олигополистов при вхождении их зарубежных конкурентов на российский внутренний рынок, как более высокая эффективность деятельности, в частности, производительность. Сопоставление данных позволило сделать вывод, что в таких олигополистических отраслях¸ как авиастроение, автомобилестроение, гражданское и транспортное машиностроение, ракетно-космическая промышленность, нефтехимия, производительность труда олигополистов из экономически развитых стран от 2 до 30 раз выше, чем российских олигополистов. Ведущие российские нефтегазовые и сталелитейные олигополисты уступают мировым лидерам по объемам реализованной продукции в несколько раз. Так, у «ЛУКойла» объем продаж в 7 раз меньше, чем у Exxon-Mobil и в 1.5 раза - чем у бразильской Petrobras. Металлургическая «Северсталь» отстает от ArcelorMittal из Люксембурга в 8 раз и от бразильской Gerdau - в 1.7 раза, в химической промышленности «Уралкалий» от германской BASF в 100 раз, но и от саудовской Saudi Basic Industries в 27 раз. Российский Сбербанк уступает американской Citygroup почти в 11 раз, а китайской ICBC - в 2.5 раза. 8

Слабость российских олигополистов особенно заметна, если сравнивать между собой отдельные близкие по объемам оборота российские и зарубежные компании, в том числе из развивающихся стран. У ведущей нефтедобывающей компании России «ЛУКойл» выработка на одного занятого в 3,6 раза меньше, чем у государственной бразильской Petrobras. Российская «Северсталь» по производительности в 3,5 раза уступает китайской Shanghai Baosteel Group Corporation, в 4 раза – бразильской Gerdau и более чем в 20 раз -японской Nippon Steel. В химической промышленности «Уралкалий» в 24 раза менее производителен, чем саудовская компания SABIC. Российский лидер автомобилестроения «АвтоВаз» в 7 раз уступает индийской автомобилестроительной корпорации Mahindra & Mahindra. «Сбербанк» в 2,4 раза менее эффективен, чем китайский Bank of China, и в 8 раз, чем бразильский Banco do Brasil. При втрое меньших объемах оборота в «Сбербанке» работает 240 тыс. человек, в то время как в бразильском банке - 83 тыс. 9

Немаловажным фактором является и зачастую более низкое качество продукции отечественных олигополистов. Например, автомобильный гигант КАМАЗ в ходе текущего кризиса уже трижды останавливал конвейер, несмотря на практически перманентное предоставление ему больших сумм ликвидности. Причина остановок - отсутствие спроса, затоваривание. И какие бы суммы дополнительной ликвидности не предоставлялись КАМАЗУ, он не сможет запустить конвейер, если нет перспектив сбыта производимой продукции. Аналогично обстоят дела и с другими корпорациями. 10

В начале ХХI века наблюдается очередной этап перераспределения собственности на олигополистические предприятия. К олигополистическим отраслям, на которых большинство предприятий является в основном собственностью российских граждан, относятся некоторые предприятия машиностроения, сырьевых отраслей. Существуют также олигополистические отрасли, на которых функционируют как отечественные, так и зарубежные предприятия. К таким отраслям относится автомобильная промышленность, ряд предприятий сырьевых отраслей. В то же время, появляются целые направления деятельности, в которых практически не представлены российские производители. Например, на российском рынке информационных технологий конкурируют в основном зарубежные олигополисты – IBM, Microsoft, Motorola, Intel и др.

Характерной для современного этапа является скупка акций машиностроительных предприятий крупными металлургическими компаниями и подконтрольными им организациями, в том числе в результате банкротств машиностроительных предприятий, объединение в группы предприятий различных подотраслей машиностроения под эгидой крупных машиностроительных корпораций и т.д. Централизация реализуется не только через основание гигантских компаний, но и в результате слияний и поглощений. Укрупнение фирм происходит не только в результате внутриотраслевых, но и межотраслевых объединений капиталов.

На долю внутриотраслевых слияний и присоединений (т.е. таких, в которых покупатель и продавец заняты производством и реализацией конкурирующих товаров, и слияние которых ведет к росту экономической концентрации) приходилось около 40% всех сделок и действий, подпадающих под государственный контроль за экономической концентрацией. Особенно велика доля внутриотраслевых слияний и присоединений в машиностроении (более 60%), пищевой промышленности (более 60%), электро- и теплоэнергетике (более 75%), связи (100%), что свидетельствует об усиливающейся концентрации в этих отраслях. 11

Стремление компаний к созданию единого производственно-технологического комплекса обусловливает необходимость включения в объединение органически взаимодополняемых предприятий, которые в данный момент могут быть даже нерентабельными, поскольку самым важным качеством предприятия, входящего в состав группы, служит его способность дополнить другие элементы системы. Таким образом, на первый план выдвигается обеспечение эффективного функционирования фирмы как системы и ее дальнейшее сбалансированное развитие. Подобная концентрация производства, не всегда актуальная с точки зрения конкурентного права, представляет значительный геополитический интерес, особенно когда приобретения осуществляются компактно, на одной или нескольких сопряженных административных территориях. Эксперты Всемирного Банка отмечают, что в России появляется большая группа холдингов, которая начала отделяться от своих основных отраслей, расширять свою деловую деятельность и конкурировать в масштабах всей экономики, создавая отрасли и подотрасли, все дальше уходящие от первоначального вида деятельности. Одни рассматривают упомянутое явление в качестве желательной предпосылки более быстрой реструктуризации всей экономики, в то время как другие полагают, что финансово-промышленные группы мертвой хваткой берут за горло целые отрасли экономики или регионы. 12

В период экономического кризиса появляются возможности реального включения государства в число собственников олигополистических структур, увеличения доли зарубежного капитала в структуре собственности на олигополистические предприятия. Кризис 2008-2010 годов дал толчок новым перераспределительным процессам собственности, в том числе и на олигополистические предприятия.

Специфической чертой кризиса 2008 года (в отличие от кризиса 1997-1998 годов) является активное участие государства в процессе перераспределения собственности. Современная ситуация является диаметрально противоположной периоду залоговых аукционов (ноябрь - декабрь 1995 года), когда правительство для пополнения бюджета предоставило олигополистам в залог акции 12 крупных российских предприятий («ЮКОС», «ЛУ-КОЙЛ», «Сургутнефтегаз», «Сибнефть», «Норильский никель», «Новолипецкий металлур-гический комбинат» и др.), но, ни в одном случае «псевдокредиты» не были возвращены, что означало фактическую приватизацию этих пакетов акций по многократно заниженным ценам. В 2008 году государство проявило готовность рефинансировать внешние займы госкомпаний и частного сектора, невыполнение обязательств по которым способно повлечь за собой утрату национального контроля за стра-тегическими активами. Ученые прогнозируют увеличение доли государства в корпоративном секторе в 2009-2010 годы от 3-4 до 9-10% только за счет выделенных средств для интервенций на фондовом рынке. 13

Таким образом, к настоящему времени произошло выделение по критерию формы собственности трех видов олигополистов: олигополисты с государственным участием в собственности в банковской сфере; ведущие частные компании ТЭК, предприятия машиностроения, крупные диверсифицированные корпорации; филиалы крупнейших зарубежных олигополистов. Стремясь обеспечить устойчивость в период экономического кризиса, олигополисты разных сфер ведут себя по-разному.

Олигополисты первой группы заставляют потребителей принимать новые уровни цен, активно используют административный ресурс.

Положение олигополистов второй группы является более сложным. Перед ними стоит задача сохранения контроля над активами при обращении к государственной помощи (ГАЗ, АвтоВАЗ). Для получения государственной помощи в период экономического кризиса 2008-2010 годов олигополисты прибегали к различным методам. Н. Кричевский и В. Иноземцев выделяют следующие способы давления российских олигархических структур на органы государственной власти в период кризиса с целью получения финансовой поддержки: угроза негативных последствий перехода контроля над активами к иностранным кредиторам; настаивание на включении в списки стратегических предприятий и участие в распределении средств, выделенных на реализа-цию антикризисной программы правительства; получение гарантий под устраивающие бюрократов проекты; давление на государство через провоцирование протестов. 14 Условием дальнейшего развития олигополистов данной группы должно стать повышение эффективности функционирования, снижение уровня трансакционных и трансформационных издержек.

Положение третьей группы олигополистов является относительно благоприятным. Используя «поток компетенций», бесплатно получаемых из материнской компании, они могут упрочить свои позиции на российском рынке, потеснив российских олигополистов.

Таким образом, в современных условиях для России характерен процесс постоянного перераспределения собственности на олигополистические предприятия, составляющие основу национальной экономики. Задача органов власти в условиях нестабильной экономической ситуации должна быть связана с недопущением установления контроля зарубежного капитала в стратегических отраслях национальной экономики, а также недопущением разорения олигополистов, являющихся бюджетообразующими или стратегически значимыми предприятиями.

Безусловно, для сохранения олигополистических компаний, формирующих значительную часть консолидированного бюджета, необходимо оказание им государственной поддержки. Подобной политики по отношению к крупнейшим национальным компаниям придерживаются все экономически развитые страны. В то же время, необходимо отделять интересы государства от интересов олигополистических структур и при предоставлении финансовой поддержки конвертировать помощь в контрольные пакеты акций; не предоставлять поддержки оффшорным холдинговым структурам; начать скупку долгов олигополистов с дисконтами; провести комплексные проверки деятельности собственников и менеджмента за предыдущие годы; инициировать процедуры банкротства и введения конкурсного управления. Это позволит сохранить крупнейшие олигополистические компании страны, не ущемляя при этом общенациональные интересы.