Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Как играть в нарды правила игры. Как играть в нарды - правила для начинающих

Нарды (другие распространённые названия: трик-трак, бэкгэммон (англ. Backgammon), тавла, шеш-беш, коша - древняя восточная игра. Родина этой игры точно не известна, но известно, что люди играют в эту игру уже более 5000 лет, чему есть исторические доказательства. Так, самая древняя из досок для игры в нарды была найдена на территории Ирана (в Шахри-Сухте) и датируется около 3000 лет до н. э. Аналог этой игры обнаружен в гробнице фараона Тутанхамона (XV до н. э.).

Правила игры в нарды простые и начинающие игроки достаточно легко их освоят, но тем не менее для того, что бы выиграть нужно логическое мышление и конечно везение. Есть две основные разновидности - и нарды. Игра Нарды состоит из специальной доски, 30 шашек двух разных цветов и двух игральных кубиков костей). В игре принимают участие 2 игрока.


Короткие нарды


Начальная позиция


Рис 1. Доска с шашками в начальной позиции. Возможна также расстановка, зеркально симметричная к той, что приведена на рисунке. Дом в ней располагается слева, а двор - соответственно справа.


Рис 2. Направление движения белых шашек. Черные шашки движутся в противоположном направлении.

Рис. 3. Два способа, которыми белые могут сыграть

Короткие нарды (Рис. 1) - игра для двух игроков, на доске, состоящей из двадцати четырех узких треугольников, называемых пунктами. Треугольники чередуются по цвету и объединены в четыре группы по шесть треугольников в каждой. Эти группы называются - дом, двор, дом противника, двор противника. Дом и двор разделены между собой планкой, которая выступает над игровым полем и называется бар.

Пункты нумеруются для каждого игрока отдельно, начиная с дома данного игрока. Самый дальний пункт является 24-м пунктом, он также является первым пунктом для оппонента. У каждого игрока имеется 15 шашек. Начальная расстановка шашек такова: у каждого из игроков по две шашки в двадцать четвертом пункте, пять в тринадцатом, три в восьмом и пять в шестом.

Цель игры - перевести все свои шашки в свой дом и затем снять их с доски. Первый игрок, который снял все свои шашки, выигрывает партию.

Движение шашек

Игроки поочередно бросают по две кости и выполняют ходы.

Число на каждой кости показывают, на сколько пунктов, или шагов, игрок должен передвинуть свои шашки. Шашки всегда движутся только в одном направлении (Рис. 2) - от пунктов с большими номерами к пунктам с меньшими.

При этом применяются следующие правила:

Шашка может двигаться только на открытый пункт, то есть на такой, который не занят двумя или более шашками противоположного цвета.

Числа на обеих костях составляют отдельные ходы.

К примеру, если у игрока выпало 5 и 3 (Рис. 3), то:

Он может пойти одной шашкой на три шага, а другой - на пять,

Либо он может пойти одной шашкой сразу на восемь (пять плюс три) шагов, но последнее лишь в том случае, если промежуточный пункт (на расстоянии три или пять шагов от начального пункта) также открыт.

Игрок, у которого выпал дубль, играет каждое из чисел на каждой из костей дважды. Например, если выпало 6-6, то игрок должен сделать четыре хода по шесть очков, и он может передвинуть шашки в любой комбинации, как сочтет нужным.

Игрок должен использовать оба числа, которые ему выпали, если они допускаются правилами (либо все четыре числа, если у него выпал дубль). Когда можно сыграть только одно число, игрок обязан сыграть это число.

Если каждое из чисел по отдельности можно сыграть (но не оба вместе), игрок должен играть большее число.

Если игрок не может сделать хода, то он пропускает ход. В случае, если выпал дубль, если игрок не может использовать все четыре числа, он должен сыграть столько ходов, сколько возможно.


Как побить и зарядить шашку


Пункт, занятый только одной шашкой, носит название блот. Если шашка противоположного цвета останавливается на этом пункте, блот считается побитым и кладется на бар. В любой момент, когда одна или несколько шашек находятся на баре, первая обязанность игрока - это зарядить шашки в доме соперника. Шашка вступает в игру, перемещаясь на пункт, соответствующий выброшенному значению кости.

К примеру, если игроку выпало 4 и 6, он может зарядить шашку в четвертый либо в шестой пункты, если они не заняты двумя или более шашками противника.

Если оба пункта, соответствующие значениям выброшенных костей, заняты, игрок пропускает свой ход.

Если игрок может ввести некоторые из своих шашек, но не все, он должен зарядить все шашки, которые возможно, и затем пропустить оставшуюся часть хода. После того, как все шашки будут введены с бара, неиспользованные значения костей можно использовать, как обычно, перемещая шашку, которую вы зарядили, либо любую другую шашку.


Как выбросить шашки

Когда игрок привел все свои пятнадцать шашек в свой дом, он может начать выбрасывать их с доски. Игрок выбрасывает шашку следующим образом: бросается пара костей, и шашки, которые стоят на пунктах, соответствующих выпавшим значениям, снимаются с доски. Например, если выпало 6 очков, можно снять шашку с шестого пункта.

Если на пункте, соответствующем выпавшей кости, нет ни одной шашки, игроку разрешается переместить шашку с пунктов, больших, чем выпавшее число. Если игрок может сделать какие-либо ходы, он не обязан выбрасывать шашку с доски.



В стадии выбрасывания шашек все шашки игрока должны находиться в его доме. Если шашка будет побита в процессе выбрасывания шашек, то игрок должен привести шашку обратно в свой дом, прежде чем он продолжит выбрасывать шашки. Тот, кто первый снял все шашки с доски, выигрывает партию.


Правила игры


Количество игроков - двое. Количество шашек на доске - по 15 у каждого игрока.

Место начального расположения шашек, каждого из игроков называется голова, а ход из начального положения называется "из головы" или "взять с головы". За один ход с головы можно брать только одну шашку.

Игрок кидает одновременно два кубика. Сделав бросок, игрок должен передвинуть любую шашку на число клеток, равное выпавшему числу одного из кубиков, а затем одну любую шашку - на число клеток, равное выпавшему числу другого кубика. Т.е. если на кубиках выпало, например, шесть-пять, игрок должен одну шашку передвинуть на шесть клеток, а затем любую (можно ту же, можно другую) на пять клеток. При этом с головы всегда можно брать только одну шашку. Исключение составляет только первый бросок в партии. Если одна шашка, которую можно снять с головы, проходит, то можно снять вторую. Таких камней для первого игрока всего три: шесть-шесть, четыре-четыре и три-три (мешают шашки противника, стоящие на голове). Если выпадает один из этих камней, игрок снимает с головы две шашки. Для второго игрока количество камней, при которых с головы можно снять две шашки, увеличивается, так как мешает пройти первому камню, имеет право не только голова, но и камень, снятый противником. Если противник первым броском кинул: два-один, шесть-два или пять-пять, то второй игрок может снять вторую шашку также при бросках пять-пять и шесть-два (кроме: шесть-шесть, четыре-четыре и три-три, которые тоже не идут напрямую).

Передвинуть две шашки на число клеток, показанное одним кубиком нельзя. Т.е. если на кубиках выпало - шесть-пять, игрок не может пойти одной шашкой, например, на три и другой на три клетки, чтобы вместе получилось шесть, а затем сходить "пятёрку".

Если выпал дупль, т.е. одинаковые очки на двух кубиках, например, пять-пять, игрок делает четыре хода (на соответствующее кубиков число клеток).

Нельзя поставить свою шашку не клетку, занятую шашкой противника. Если шашка попадает на занятую клетку, то про неё говорят что она "не идёт". Если шашки противника занимают шесть клеток перед какой-нибудь шашкой, то такая шашка оказывается запертой.

Нельзя запереть все пятнадцать шашек противника. Т.е., выстроить заграждение из шести шашек подряд можно только в том случае, если хотя бы одна шашка противника находится впереди этого заграждения.

Если игрок не может сделать ни одного хода на то количество очков, которое выпало на каждом кубике, т.е. если шашки не идут, то очки пропадают, а шашки не двигаются.

Если игрок может сделать ход на то количество очков, которое выпало на одном из кубиков, и не может сделать хода на то количество очков, которое выпало на втором кубике, он делает только тот ход, который возможен, а остальные очки пропадают.

Если у игрока есть возможность сделать полный ход, он обязан его сделать даже в ущерб своим интересам. Если выпал такой камень, который позволяет игроку сделать только один ход, причем любой из двух то игрок должен выбрать больше. Меньшие очки пропадают. Смысл игры заключается в том, чтобы, пройдя всеми шашками полный круг, прийти ими в дом и выбросить все шашки раньше, чем это сделает противник.

Домом для каждого игрока является последняя четверть игрового поля, начиная с клетки, отстоящей от головы на 18 клеток. Выбрасывать шашки - это значит делать ими такие ходы, чтобы шашки оказывались за пределами доски. Игрок может начать выбрасывать шашки только тогда, когда все его шашки пришли в дом.

Ничьей не существует. Если игрок, начинавший первым, выбросил все свои шашки, а второй игрок может сделать тоже следующим броском, второй считается проигравшим, так как следующего броска не будет: партия заканчивается, как только один из игроков выбросил все свои шашки.

Когда на улице плохая погода и запланированная прогулка отменяется, либо вы хотите чем-то развлечь гостей, попробуйте предложить им удивительную старинную восточную игру - нарды. Она способствует развитию памяти и превосходного даже у детей. При этом освоить правила игры в нарды для новичков не составит труда. Цель этого настольного развлечения заключается в том, что вы выбрасываете кости, и в зависимости от выпавших цифр передвигаете свои шашки, которыми необходимо пройти полный круг по доске, привести их в свой «дом» или «хату» и убрать их с доски ранее, чем это удастся сопернику. Известно две разновидности игры – короткие и длинные нарды.

Особенности игры в короткие нарды

Правила игры в короткие нарды с рисунком помогут вам наглядно представить, что точно нужно делать. Вам понадобится доска с 24 ячейками, именуемых пунктами. Эти пункты делят на 4 группы, включающие каждая по 6 ячеек и именуемые «двор», «дом», «двор противника», «дом противника». Между домом и двором находится планка «бар», выступающая над доской.

Согласно правилам игры в короткие нарды для начинающих, вам следует пронумеровать пункты для каждого из игроков отдельно, начав с его «дома». Самому отдаленному от вас пункту присваивается номер 24, он же является номером 1 для противника. Каждому игроку понадобится по 15 шашек, которые размещают так: 5 шашек в шестом пункте, 3 шашки в восьмом пункте, 5 шашек в 13 пункте и 2 шашки в пункте 24.

Ваша цель – передвинуть все шашки в позиции своего «дома» и убрать их с доски, чтобы выиграть.

Правила игры в нарды гласят, что каждый из игроков выбрасывает одну кость, чтобы установить очередность хода. Тот, у кого оказалось большее число, перемещает свои шашки на соответствующее количество пунктов. Затем игра строится следующим образом:

Нюансы игры в длинные нарды

Разобраться в правилах игры в нарды с картинками для начинающих будет совсем несложно. Они выглядят так:

Если у вас возникают вопросы, стоит прибегнуть к следующей литературе:

  1. Ахундов Н. Ф. «Справочник по длинным нардам: Теория и практика игры» (2012).
  2. Шехов В. Г. «Нарды: от новичка до чемпиона» (2009).
  3. Чеботарев Р. «Длинные нарды» (2010).
  4. Ахундов Н. Ф. «Школа игры в длинные нарды» (2009).
  5. Магриль П. «Нарды» (2006).
  6. Клэй Р. «Нарды. Стратегия победы» (2010).
  7. Фадеев И. «Нарды – игра тысячелетий» (2009).

Если вас увлекла эта игра, предлагаем также ознакомиться с правилами игры в

Многие помнят игру в уголки. Белые и чёрные фишки выстраиваются группами в диагональных противоположных углах поля, и цель игрока - как можно быстрее переместиться на территорию противника. Схожий принцип применяется и в нардах.Как играть в нарды? Правила игры, на первый взгляд, кажутся сложными. Однако это не так, разберёмся во всём по порядку.

Из чего состоят нарды и правила игры

В набор входят: игральная доска с ячейками по внутреннему периметру,тридцать фишек: по 15 штук чёрного или белого цвета на каждого игрока,два игральных кубика (игральные кости).Фишки выбранного цвета выставляются в верхнем правом от вас углу. Особых требований к тому, как они должны стоять, нету, чаще всего их просто выстраивают в вертикальный ряд. Главное, что все они находятся на старте, то есть в начальной угловой ячейке. Силы соперника, соответственно, окажутся у вас под левой рукой.Игра начинается с того, что игроки кидают по одному кубику. У кого выпадает большее количество точек, тот и ходит первым. Далее, на протяжении всей игры, игроки кидают пару кубиков и двигают свои фишки на столько ячеек, сколько точек выпало.
Все фишки движутся по полю против часовой стрелки! Когда придёт ваш черёд кидать кости, вы получите две цифры, к примеру, у вас выпало 5 и 2. Можно суммировать эти результаты и сделать единственный ход на 7 шагов. Одна ячейка - один шаг. А можно не складывать эти результаты и передвинуть сразу две фигуры. Одну на 5, и другую на 2 хода вперёд.

Двигаясь по полю, нужно придерживаться одного правила. Останавливаться можно либо на пустой ячейке, либо на собственном цвете. Это называется «поставить на голову». Проще говоря, свои фишки при необходимости вы можете ставить друг на друга, а вот остановка на фишке противника запрещена.Это правило действует и в том случае, если вы складываете результаты выпавших точек. В этом случае двигаемся с остановкой.

Пример: Если игральные кости показали 5 и 2, то сначала фишка шагает на 5 ячеек, оглядывается по сторонам, и только затем делает оставшиеся 2 шага. Можно и наоборот: сначала на 2, потом на 5. Главное, чтобы остановка не приходилась на вражескую голову: это ведь запрещено правилами. В противном случае, придётся искать другой вариант хода.

Есть ещё одно правило. В начале игры все фишки выстроены в одной угловой ячейке. Любая фишка стартует именно из неё, это называется «снять с головы». Так вот снять с головы за один ход можно только 1 раз.

Пример: кости показали 2 и 6. Вы снимаете с головы фишку и делаете ею 2 шага. Оставшиеся 6 шагов вы можете сделать либо ею же, либо любой другой фигурой на поле. Иначе говоря: не более одного снятия с головы за ход.

Случается так, что вы не можете сделать ход на выпавшее вам количество шагов. Как не смотри, а любой ваш ход останавливается на вражьих позициях. Чаще всего такое случается к концу игры, когда почти вся территория поля занята. Увы, в этом случае вы пропускаете ход и надеетесь на милость игральных костей.

Куш

Ещё его называют дублем. Это когда оба кубика показали одинаковое количество точек. В этом случае игрок получает право сделать 4 хода, каждый на столько шагов, сколько точек показал каждый из кубиков.

Пример: при дубле 3:3 вы получаете 4 хода по 3 шага каждый. Всего у вас получается 12 ходов, и распоряжаетесь вы ими по своему усмотрению. Можно и одной фигурой куш сыграть, передвинув её на все 12 шагов. Главное, чтобы остановки не приходились на голову соперника.

Если дубль 6:6 выпал в самый первый ваш ход в игре, то он даёт исключительное право единственный раз «снять с головы» сразу две фишки, ведь сделать единственный ход на 24 шага не удастся: окажемся на старте соперника.

Бывает, что выпал удачный куш, а совершить все 4 хода вы не можете: расстановка сил соперника не позволяет. Действуем по вышеописанному правилу - грустно ждём следующего шанса.

К чему стремиться

Выучить правила и играть в нарды, как видите, совсем не сложно. Ваша цель - грамотно передвигаться по полю и выстроить всех своих одноцветных солдат на территории соперника. Это называется «привести домой». Домом считается 6 ячеек в нижней правой четверти доски. Как только последняя ваша фигура окажется на заветной территории, начинаем их «выгонять».

В электронной игре нарды-онлайн нужные фишки автоматически удаляются с поля. В настоящих нардах вы их просто отодвигаете: к центру или на старт, кучкой или в ряд - не важно. Главное, что в игре они больше не участвуют.

Как «выгонять»

Пронумеровываем все домашние ячейки, начиная с крайней правой. Ей присваивается номер 1 и далее влево по нарастающей, до 6. В очередной свой ход вы кидаете кубики. Выпавшее на них количество точек - это номера ячеек, из которых можно удалить фишки.

Пример: кубики показали 3 и 1. Вы либо убираете 2 фигуры из одноименных ячеек, либо складываете результат и убираете одну фигуру из ячейки номер 5.

Случается, что кубики показывают номера пустых ячеек. В этом случае вы либо передвигаете фишки на указанное кубиками количество шагов на домашней территории, либо удаляете крайнюю левую фишку, если граница поля не позволяет выполнить ход полностью.

Если вам выпал куш, то вы так же получаете право на удаление сразу четырёх фигур.

Пример: куш 3:3. Удаляете четыре фигуры с 3-ей ячейки. Если она пустует, то делаете четыре хода из ячеек под номером 4, 5 или 6. Если и они пустуют, убираете четыре крайние левые фигуры из оставшихся.

Кто победил?

Выиграет тот, кто первым удалит все фишки с поля. Однако, даже проигрыш в нардах имеет свои нюансы. Самым обидным считается проигрыш-кокс. Это когда все ваши фигуры собраны в доме, но ни одной из них вы выгнать не успели. Все проигранные очки умножаются на 3.

: организовываем сами. Музыка, одежда, интерьер, развлечения.Как заправлять кальян, узнайте из нашей статьи .

Если противник закончил игру, а у вас часть фишек не добрели до дома, то это проигрыш-марс, проигранные очки умножаются на 2. Если на момент окончания игры вы удалили с поля хоть одну фишку, проигрыш считается обычным, проигранные очки равняются количеству оставшихся на поле фигур. Счёт партии 0:1.Осветить некоторые нюансы и наглядно ответить на вопрос «как играть в нарды» видео с правилами поможет. Удачной игры!

Настольные игры - это отличное времяпрепровождение в кругу друзей. Примером «зарядки для мозгов» являются нарды. Это одна из самых древних игр в мире.

Кто придумал нарды?

Считается, что в нее играют уже больше пяти тысяч лет. По свидетельствам археологов, первая доска для нардов была обнаружена в Иране, а нечто похожее на эту игру было найдено в гробнице фараона Тутанхамона. В третьем тысячелетии до нашей эры в Персии нарды считались крайне символичными и несли мистический характер. С их помощью предсказывалась судьба. Именно в этой стране мудрецом Вузург-Михр и были рождены нарды. В каждой стране название игры было разным, но суть не менялась.

В средневековой Европе, по окончании крестовых походов, это развлечение тоже стало известно и популярно. Оно получило название «трик-трак» и было привилегией только высшей аристократии. Как играть в нарды, уже по правилам современного варианта, установил англичанин Эдмонд Хойл в 1743 году. Новый вид развлечения называется «короткие нарды» (к слову, прежний вид, придуманный на Востоке, считается «длинными»).

В наши дни игра получила огромное распространение во всех странах. Проводятся чемпионаты по нардам. Самым известным, проводимым в Азербайджане, является «Золотые зары», в котором призом приходятся игральные кости из золота.

Что нужно для развлечения?

Как играть в нарды без инвентаря? Здесь обязательным будет наличие следующих предметов:

  • доска;
  • шашки;
  • кости.

Доска прямоугольной формы с размеченными на ней 24 пунктами, которые представляют собой фигуры в виде равнобедренного вытянутого треугольника. Каждый пункт имеет свою нумерацию. В углу доски собраны шесть таких треугольников подряд - это «дом игрока». На середине есть вертикальная полоска, которая называется «бар». Количество шашек в основном равно 15 шт., а игральных костей (зар) - две. Иногда встречается набор из пяти костей со стаканчиком. В этом случае у каждого игрока свой зар, а один является запасным.

Виды нард

Распространены нарды «короткие» и «длинные». Их объединяет то, что игра начинается с бросание костей. В зависимости от выпавшего числа фишки переставляются. Заканчивается игра «длинные нарды», как и «короткие», когда победитель переведет все фишки с доски. Отличие между двумя видами в правилах и длительности.

Общие нормы поведения

Для ответа на вопрос «Как играть в нарды?» выпишем правила, которые являются едиными для всех:

  1. Очередность участников.
  2. Круговое и против часовой стрелки движение шашек.
  3. Для определения того, кто первый вступает в бой, бросают кости. У кого выпавшее число больше, тот и начинает.
  4. Зары бросаются только на своей половине.
  5. Перемещение фишки должно быть осуществлено, даже если это невыгодно. За исключением случаев, когда движение запрещено.
  6. Если очками костей не воспользоваться, то они сгорают.
  7. Шашки можно выводить за доску, если они попадают в дом, или количество очков на заре совпадает с номером пункта, где находится фишка.
  8. Как расположить шашки, определяется видом нард.
  9. «Ничьей» не существует.
  10. Правила начисления очков соответствуют типу развлечения. За победу обычно участник получает от одного до трех очков.

Как играть в «короткие» нарды?

Сначала поговорим о распространенных названиях в данной игре:

  1. «Дом» противника - 24-19 пункты.
  2. «Двор» противника - 18-13 пункты.
  3. «Двор» свой - 12-7 пункты.
  4. «Дом» свой - 6-1 пункты.

Какие включают в себя «короткие» нарды правила? Начинается все с определения первенства среди участников. Он и двигает шашки в соответствии с выпавшими числами на костях. Фишки передвигаются в одном направлении - от пунктов с большими номерами к меньшим. Белые шашки движутся по часовой стрелке, а черные - против. Фишка перемещается только на открытый пункт, не занятый противником. Игрок вправе воспользоваться суммой выпавших чисел или может пойти каждой шашкой отдельно. То есть если выпали номера 2 и 3, то участник пойдет или одной фишкой пять ходов или двумя, два и три хода соответственно. Если выпадает два одинаковых числа, то необходимо обыграть ход столько раз, сколько показывают зары. Например, вышло 3 и 3, это значит, что нужно двигаться три раза на три пункта.

Если на пункте расположилась одна шашка, то он называется «блот». В случае завершения хода противника именно на «блоте» он считается побитым и выходит в «бар». Чего нельзя делать, так это убить или спрятать фишку противника. А можно накрыть свою другой шашкой или побить и спрятаться на свободный пункт. Также разрешено побить и выбросить фишку. Когда все шашки находятся в «доме», участник может их выводить. Для этого необходимо воспользоваться числами на костях. Здесь соблюдается правило: если зары показали число пустого пункта, но есть шашки со значением пункта выше, то можно их перемещать внутри «дома». В случае когда противнику удается побить фишку в процессе выведения, то, прежде чем продолжить вывод, игрок должен привести свою потерянную шашку обратно в «дом».

Возникновение споров

Перечислим пути решения возможных спорных ситуаций:

  1. Кости перебрасываются, если они упали на две половинки доски, задели шашку и если не легли по горизонтали.
  2. Ход считается безвозвратным в тех случаях, когда противник бросил зары или объявил «даве» (удвоение ставок).
  3. Кидание зар является недействительным, если противник еще не закончил свой ход.

Другой вид нард

«Длинные» нарды правила имеют почти такие же, как и в первом виде игры. Но есть свои нюансы. Например, игра начинается с расстановки 15 шашек слева от себя. Фишки, расположенные в исходном положении, получили название «голова». Первый ход участника - «взятие с головы». Снять можно только одну шашку, кроме случаев выпадения дубля из 3, 4, 6, тогда уходят две. Нельзя ставить фишку на пункт, занятый соперником, закрывать его шашки, а также двигаться на то число пунктов, которое показала одна кость.

Отличие от «коротких» нард в том, что здесь нет сбитых шашек, фишки можно запирать. При невозможности сделать ход все очки сгорают. Также один ход пропускается, если возможность сделать движение по числу выпавшей на одной кости есть, а на другой нет. Проигрыш однократной величины ставки устанавливается в том случае, когда участник в конце игры успевает снять одну шашку. Если соперник не может вывести ни одну фишку или перевести их в «дом», то проигрыш соответствует удвоенной ставке - «марс». Утроенная ставка, «домашний марс», появляется, когда у игрока все фишки в «доме», но с доски ни одна не выведена.

Нарды-тавлеи

Самого понятия «русские нарды» нет, но есть свидетельства о похожей игре, в которую соревновались наши предки. Много разговоров о принадлежности развлечения к какому-то определенному виду настольных игр. Но вот что можно подчеркнуть:

  1. Шашки для игры в тавлеи были найдены при раскопках земли вятичей в области Старой Рязани. Они были не безликие, а в виде фигур.
  2. Сохранились несколько древних источников, в которых описывался игровой процесс.
  3. Каждый игрок имел свой набор фигур, которые раскладывались на доске.

Как играть в нарды такого вида? Точно сложно сказать. Основа правил лежит на сказаниях и былинах. По этим же источникам судят и о стране возникновения тавлеи. Так, в пользу Турции говорит название нард на турецком языке - «тавла». За Древнюю Русь выступают находки, в которых раскрыто описание игры, а также обнаружение на раскопках досок и плоских одинаковых фигур. Некоторые ученые считают, что тавлеи - русские шахматы, так как у каждого игрока свой набор позиций. Еще есть мнение о том, что игру на Русь привезли норманны, которые в нее любили развлекаться. В пользу этого мнения говорит перевод с латинского "тавл" - доска.

Практически каждый умеет играть в шашки, шахматы и ряд других популярных настольных игр. Не менее известны и нарды, которые также называют трик-трак, бэкгэммон, тавла и другими именами. Однако, мало кто может похвастаться тем, что знает правила игры в нарды.

Как и многие подобные вещи, данная настольная игра появилась во времена Древнего Египта. Её старинным аналогом является сенет, который относился к гоночному типу. Помимо него, существовала игра Ура в Месопотамии, а ещё один схожий вариант исследователи обнаружили в Иране.

Наиболее непосредственным предшественником считается Ludus duodecim scriptorum . Название этой игры из Древнего Рима можно перевести как «игра двенадцати знаков». В ней, как и в современных нардах, использовались фишки, движение которых определялось броском костей.

Своеобразные аналоги можно перечислять довольно долго, но их корни всегда будут восточными. Несмотря на это, современные правила были разработаны в Европе. Их придумал Эдмонд Хойл, который в середине восемнадцатого века проживал в Англии.

Как играть в нарды?

На сегодняшний день известно два метода игры в нарды. Более классический, но и более старый называют «Длинными нардами» . Этот способ был разработан на Востоке. Более же современный вариант, созданный Эдмондом Хойлом, носит название «Короткие нарды».

Несмотря на свой возраст, эта игра остается достаточно популярной, по ней проводятся турниры мирового масштаба. Фаворитом являются игроки из Айзербаджана. Они нередко выигрывают триумфальные золотые кости. Для того, чтобы тоже попытаться достичь высот, нужно, в первую очередь, понять, как играть в нарды.

Для этого предстоит разобраться в игровом инвентаре. Внешне деревянное игровое поле, в сложенном состоянии, напоминает коробку от классических шахмат. Однако, игра будет происходить как бы на внутренней стороне этого поля.

  • Здесь, на древесине, начерчены вытянутые равнобедренные треугольники, прилегающие основаниями к сторонам. Их длина может достигать половины доски. Эти треугольники называются пунктами, которые имеют номера – от единицы до двадцати четырех.
  • Чтобы людям было проще просчитывать номера пунктов, четные и нечетные имеют разные цвета.
  • Шесть треугольников с одного края доски называют домом. Черные и белые шашки имеют каждые свой дом.
  • Вертикальная линия в центре – это бар. В Коротких Нардах туда перекладывают выбитые шашки соперника.
  • У обоих игроков имеется по пятнадцать шашек, хотя иногда их может быть меньше.
  • В игровом процессе применяется хотя бы одна пара костей, которые называют зар .

Правила игры в нарды бывают различными, и дело не только в существовании Длинного и Короткого варианта. Стоит начать с азов, а затем, при желании, переходить к изучению более сложных маневров.


Правила игры в нарды для начинающих

Одно из главных отличий между Длинными и Короткими нардами заключается в том, что в коротких «вражеские» фишки, при определенных условиях, снимаются с доски. Помимо этого, цвет не влияет на направление – они движутся одинаково.

Правила игры в Длинные нарды

Главная цель игрового процесса – это перемещение всех шашек в дом . Тот, кому это удастся первым, побеждает. Если человек играет черными, то он должен провести их к пунктам с первого по шестой. Если же его шашки белые, то они должны оказаться в пунктах с тринадцатого по восемнадцатый по отношению к игроку черными.

Партия начинается с того, что соперники разыгрывают первый ход. Это делается путем броска костей – победителем является тот, чье число больше. После этого все шашки перемещают в «голову» поля, то есть на двадцать четвертый пункт. С головы можно снять по одной шашке за ход. Единственное исключение – это выкидывание дубля на первом ходу. В таком случае допускается снятие двух шашек.

Все игроки будут передвигать свои фигуры в одинаковой манере. Это делается по очереди, против часовой стрелки. В результате шашки должны пройти полный круг и добраться до дома. Все ходы начинаются с броска зар, причем кости должны упасть на одну половину доски. В случае, если они не сумели лечь устойчиво, или один из кубиков не попал на доску, то бросок повторяется.

Число, показываемое кубиками, определяет то, как далеко продвинется шашка. Даже если цифра невыгодна игроку, он обязан полностью её израсходовать, по единице на каждую клетку. Показания каждой кости определяет движения одной шашки. Соответственно, первая может сдвинуться на четыре клетки, а вторая – на три.

Тонкости игры в длинные нарды

Итак, основной игровой процесс заключается в перемещении шашек по часовой стрелке до тех пор, пока они все не доберутся до дома. Это значит, что белые должны пройти из пунктов 13-18 к 7-12, а черным необходимо преодолеть расстояние от 1-6 до 19-24.

В процессе игры важно помнить о некоторых моментах.

  • На каждом пункте может находиться сколько угодно шашек.
  • Только в самых крайних случаях можно принимать в расчет показания одного кубика. В остальном, даже если это невыгодно, необходимо выполнять полный ход.
  • Если на поле не осталось допустимых комбинаций, то игрок пропускает ход.
  • Соперник не должен создавать из фигур заслон, сквозь который оппонент не сумеет пробиться. Исключение составляет ситуация, когда впереди этого заслона присутствуют фигуры врага. Как правило, допускается блок из шести шашек, но не из пятнадцати .

Дубль, позволяющий снять две шашки с головы, это всего три комбинации. Первая – две шестерки, вторая – две четверки, и, наконец, третья – две тройки. Существует и масса других тонкостей игры в Длинные нарды, а также ещё и правила Коротких нард, но для того, кто незнаком с игрой, достаточно, для начала, разобраться в том, что описано выше.


Видео инструкция