Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Генеральское отступление начальника Организационно-инспекторского департамента МВД Волынского - volina_g — ЖЖ. Волынский, Владислав Александрович - Технико-криминалистическое обеспечение раскрытия и расследования преступлений: Пособие

Аксиома: любое недружественное поглощение больших активов сопровождается пиар-войной. Последние тренды: битва за крупный контракт - поставка систем безопасности для РЖД; ЗАО «Группа «Квадро Телеком»; Фондсервисбанк… В связи с чем в весьма...

Аксиома: любое недружественное поглощение больших активов сопровождается пиар-войной. Последние тренды: битва за крупный контракт - поставка систем безопасности для РЖД; ЗАО «Группа «Квадро Телеком»; Фондсервисбанк… В связи с чем в весьма специфических интернет-ресурсах упоминаются в частности: начальник Организационно-инспекторского департамента МВД генерал-майор Владислав Волынский, замначальника Следственного комитета МВД генерал Юрий Алексеев, позиционирующий себя как главный борец с рейдерами, известная рейдерская группа «Россия»… Речь идет о миллиардах, уголовных делах, заказных убийствах, многотысячных (в долларах) взятках…

Решив разобраться в подоплеке рейдерских войн и задав вопросы всем участникам конфликтов, «Новая газета» столкнулась с хорошо организованной группировкой, интересы которой простираются на множество регионов России и которая уже много лет специализируется на захвате крупных стратегических и средних (как правило, успешных в сфере высоких технологий) предприятий. Масштабы и строгая иерархия группы поражают: собственные банки, юридические службы, силовое сопровождение из числа бывших и действующих офицеров спецслужб. Связи с топовыми чиновниками и генералами МВД. О лидерах этой группировки уже много лет известно правоохранительным органам, но до сих пор им никто не мешает. Вывод один: рейдеры действуют в интересах очень высокопоставленных лиц.

Схем несколько. Одна из них такова. В далеко не прозрачной или в не совсем прозрачной компании, акционеры которой пытаются друг друга сожрать, а ресурсы «воздействия» примерно равны, рано или поздно находится один умный. Умный решает сдать фирму вместе со своим компаньоном некоему более сильному игроку. (Иногда, кстати, «умный акционер» внедряется специально, чтобы обеспечить операцию с помощью известной методики, опробованной еще у стен Трои.)

Сильный не будет пользоваться компанией - он ничего не понимает в производстве, он зарабатывает на том, что отнимает и перепродает. Такова суть организованного рейдерства. Для отъема существует джентльменский набор: малый и полный. Полный включает в себя возбуждение уголовного дела с последующей посадкой несговорчивого акционера. Этой цели служат органы правопорядка - за бонусы. Если речь идет о фирмешке - майоры, если о миллионах долларов - генералы. А если собственность отнимается в интересах очень серьезных людей - генералы на серьезных должностях. И это - конвейер по поглощению чужих активов. Расскажем, как действуют его механизмы, связанные друг с другом неформальными договорными обязательствами.

Перед вами только три истории. «Терпилы» в них разные, победители - одни и те же. Как и фамилии генералов МВД, которые всплывают в контексте битвы за собственность.

Джазовая импровизация

История первая связана с джазменом Юрием Финком, который неожиданно стал изобретателем - он придумал устройство, позволяющее в режиме реального времени обеспечивать безопасность железнодорожных составов, и, конечно, решил на том заработать. Зарегистрировал патент, нашел компаньона по фамилии Каплинский и возглавил компанию «Дженерал-Телеком». А так как Финк все-таки был изобретателем, то по-тихому учредил и вторую фирму с почти идентичным названием - «Дженерал Телеком». Та фирма, что с дефисом, с конца 90-х занималась системами спутниковой связи и поставляла свое оборудование для Министерства обороны и крупных государственных компаний. Без дефиса появится позже, когда замаячит гигантская прибыль.

С начала 2000-х Финк начал сотрудничать с Фондсервисбанком, который позиционирует себя как системообразующий, обслуживающий предприятия космической отрасли. Он входит в холдинг «СТК «Союз», бенефициар которого - президент Фондсервисбанка Александр Воловник. С 2004 года аффилированная с банком фирма «НТЦ Информационные системы» стала владелицей 50% акций финковской «Дженерал-Телеком».

Проблемы шоумена, подавшегося в бизнес высоких технологий, начались в 2008 году, в тот момент, когда изобретенная им «Система контроля безопасности и связи на пассажирском поезде» сильно заинтересовала РЖД и «Дженерал-Телеком» выиграла конкурс на поставку оборудования. Стоимость государственного контракта - 4 млрд рублей! А «изобретательный» Финк оформил контракт с РЖД не на ту фирму, участником которой был Фондсервисбанк, а на ее тезку без дефиса, к которой имел отношение только он. Быть может, банально хотел кинуть партнеров, а может, что заподозрил…

Финка обвинили в многочисленных махинациях с акциями собственных компаний, а потерпевшей стороной по этому делу было признано то самое ООО «НТЦ Информационные системы». Главным разоблачителем бывшего шоумена выступил его собственный финансовый директор - он же бывший партнер Александр Каплинский.

Внимательно вчитавшись в материалы уголовного дела, человек без юридического образования задумается, а юрист - ужаснется. Следователи строят свое обвинение, не имея по большинству эпизодов объективных доказательств (договоров купли-продажи, оригиналов других документов), зато почему-то полностью доверяют показаниям потерпевшей, заинтересованной стороны - Каплинского, сотрудников Фондсервисбанка и фирмы «НТЦ Информационные системы» (3 ).

Финк сопротивлялся: жаловался, писал заявления… На различных этапах его уголовное преследование признавалось незаконным, дело изымалось для проверки из следственных органов, но в итоге все возвращалось на круги своя: оправдывающие обвиняемого постановления отменялись, материалы отдавали обратно тому же следователю (4 ).

Каждый раз эти команды исходили от Следственного комитета (СК) при МВД, заместитель начальника которого генерал-майор Юрий Алексеев взял дело Финка на личный контроль (5 ). Почему человек подобного ранга был так озабочен, по сути, рядовым спором двух акционеров?

…В ходе расследования мне в руки попал странный документ, похожий на оперативную сводку, в котором была расшифровка разговора якобы «г-на Каплинского» и некоей девушки (6 ). Девушка предъявляет претензии «г-ну Каплинскому»: «Ты уже год объясняешь… как только этот… Финк сядет, считай, что у тебя своя квартира… ну?» А якобы «г-н Каплинский» ей объясняет: «Воловник (президент Фондсервисбанка . - Р. А. ) уже зарядил Алексееву полтора лимона. Ты понимаешь, какие это деньги?.. Сейчас ситуацию крышует следственный комитет…»

Не имея подлинной аудиозаписи этого разговора, трудно определить, был ли он на самом деле. Поэтому я показал расшифровку самому Александру Каплинскому. Он, прочитав, посмеялся и назвал все полным бредом. Я также отправил официальный запрос генерал-майору Юрию Алексееву - на следующий же день из МВД пришел факс, приглашавший меня на встречу. Я удивился подобной оперативной открытости и пошел.

Генерал для начала попросил не писать беседу на диктофон. Он заявил, что никакого Воловника и Каплинского не знает, никогда никаких отношений с Фондсервисбанком у него не было, а источник появления этой оперативной сводки будет проверен, виновные - наказаны: соответствующие запросы уже отправлены в ФСБ и департамент собственной безопасности (ДСБ) МВД. На конкретные вопросы по поводу дела Финка Юрий Алексеев до суда решил не отвечать, но сложилось ощущение: он в них осведомлен. А в конце беседы достал из-под стола маленький «жучок» и предупредил: встреча записывалась. Для чего была нужна эта конспирация? (См. официальный ответ Алексеева - 7 ) После встречи следователи, ведущие дело Финка, стали мне отзваниваться и рассказывать о происходящем, думается, не по своей инициативе.

Сухой остаток. После того как Юрий Финк был арестован, контроль над его компаниями, изобретением и 4-миллиардным контрактом получила фирма, аффилированная с Фондсервисбанком. И даже если Финк будет оправдан судом, у него уже ничего не осталось, кроме склонности к изобретательству и навыков джазовых импровизаций.

Бизнес-операция под оперативным прикрытием и с использованием «полного джентльменского набора» закончилась успешно.

«Генерал Влад»

Вторая история - фактически тот же сюжет: ссора акционеров, один из которых находит эффективных покровителей, уголовное дело, тюрьма. И опять - генералы МВД.

Суть я перескажу, основываясь на заявлении проигравшей и сидящей стороны в ДСБ МВД. Именно этот документ стал основанием для проверки, которую проводит прокуратура ЦАО г. Москвы.

Существенная ремарка. Жалобы в ДСБ МВД идут валом, но только некоторые из них доходят до прокуроров - в том случае, как правило, когда в них действительно есть доказуемые факты.

Так вот. Был такой генеральный директор успешной компании ЗАО «Группа «Квадро Телеком» Евгений Ухабин. Человек, мало понимавший в бухгалтерии и финансах и потому поручавший эти дела доверенным лицам, оставляя за собой право подписи. В 2000 году его познакомили с неким Виктором Ширяевым, аттестовали следующим образом: имеет много друзей в криминальных кругах и правоохранительных органах. Ухабин взял его к себе - обеспечивать безопасность компании. В подчинении у Ширяева оказались и финансовая, и юридическая службы. Ширяев сразу, согласно заявлению Ухабина, предложил оформить 15% акций на некоего генерала МВД по имени Влад. Ну то есть реальным акционером станет Ширяев - якобы как доверенное лицо генерала, а генерал Влад будет крышевать и обеспечивать выгодными контрактами.

Вообще-то известная и востребованная схема - если подсчитать всех родственников и друзей разнообразных генералов, сидящих в чужом бизнесе на номинальных должностях, выяснится: генералы владеют собственностью, сопоставимой с государственным бюджетом.

Ну и Ухабин, купившийся на генеральскую крышу, согласился. Впоследствии Ширяев уверял своего начальника, с которым на тот момент они уже дружили семьями, что возникают разного рода проблемы: то органы готовят наезд, то от рейдеров покоя нет - но благодаря всесильному Владу компания до сих пор процветает. Короче, в течение нескольких лет генерал Влад, как утверждает Ухабин, через своего поверенного Ширяева стал владеть 40% акций «Группы «Квадро Телеком».

Сегодня трудно понять, возникали ли действительно у фирмы Ухабина серьезные проблемы, но тому, что роль генерала Влада в жизни компании была активной, есть несколько примеров.

Во-первых, у «Квадро Телеком» действительно начали появляться крупные контракты. Во-вторых, таинственный Влад успешно разбирался с недобросовестными субподрядчиками. Так, у компании Ухабина был контракт в Татарстане с организацией «ЮлиТА», которой «Квадро Телеком» должна была 5 млн рублей. Ширяев, как пишет Ухабин в своем заявлении, не хотел с ними расплачиваться и, сев в поезд вместе с генералом Владом, поехал в Татарстан якобы к министру внутренних дел республики Асгату Сафарову решать проблему. Может, все это и не так, только против гендиректора «ЮлиТА» было возбуждено уголовное дело…

Со временем Ухабину стало известно: за таинственным именем Влад якобы скрывался генерал-майор милиции, начальник Организационно-инспекторского департамента (ОИД) МВД Владислав Волынский. (О Волынском СМИ писали давно и много (см. сайт «Новой» ). Например, в контексте скандала с полковником ОИД Жарковым, несшим кому-то 850 тыс. долларов.)

Евгений Ухабин пишет в своем заявлении, что таинственному «генералу Владу» кроме акций дарилось кое-что еще. Так, в 2007 году, после того как «генерал Влад» якобы решил очередную серьезную проблему, Ширяев будто бы купил четыре дорогих джипа «Рейндж Ровер Спорт»: для себя, генерала и еще двух его поверенных.

В распоряжении редакции есть доверенность, подтверждающая то, что Владислав Волынский по странному стечению обстоятельств действительно пользовался джипом «Рейндж Ровер Спорт», рег. номер: А 468 АА 77 (8 ). И, кстати, в августе 2007 года этот джип в районе Ярославского шоссе протаранил «Тойоту Камри». Водитель «Тойоты» рассказал мне, что в ГАИ владельца джипа представляли как генерала ФСБ. Точное имя он не помнит, но, как ему кажется, звали генерала Владиславом Александровичем.

Как водится в компаниях с не совсем прозрачным документооборотом, между партнерами произошел конфликт. Ухабин, как он говорит, неожиданно узнал, что живущий на его зарплату Ширяев обзавелся дорогой недвижимостью. Узнал - и пошел вскрывать сейф бывшего друга; то, что он там нашел, Ухабину не понравилось. И Ухабин потребовал: возвращай акции и катись. Подчиненный начал скрываться, а на Ухабина со страшной силой стали выходить разнообразные переговорщики. Логично, если поверить в то, что акции де-факто принадлежат «генералу Владу».

Одним из таких «миротворцев» был, согласно заявлению Ухабина, Сергей Ряписов. Имя этого человека известно давно. В СМИ его называли чем-то вроде одного из самых одиозных рейдеров страны (см. сайт «Новой» ) - он из тех, о ком все говорят, но он все как-то успешно обходит кабинеты следователей. Некогда выпускник Омской школы милиции (которую, кстати, оканчивал и генерал Волынский), Ряписов, благодаря своим обширным связям, подался в прибыльный бизнес «недружественных поглощений». На счету этой бизнес-группы, в которую, по данным СМИ, входит Ряписов, десятки захваченных предприятий, среди которых, например, Всероссийский институт легких сплавов, Ступинский металлургический комбинат (СМК)… Схема поглощения была такой: сначала изготавливались странные юридические документы, потом, если хозяева бизнеса упорствовали, в ход шла «пехота», штурмовавшая и захватывавшая собственность, а затем - с помощью больших генералов - против бывших владельцев возбуждались уголовные дела. Ухабин как раз упорствовал.

И к нему обратился новый посредник. По словам Ухабина, им стал г-н А. Кучеренко из юридической компании «Примачев и партнеры»; он предложил Ухабину некий законный вариант решения проблемы: схему возврата акций. Но именно этот вариант впоследствии каким-то странным образом обернулся основанием для возбуждения уголовного дела в УВД ЗАО Москвы: Ухабина обвинили в мошенничестве при возврате акций (9 ).

Мы отправили официальный запрос Александру Кучеренко (полностью ответы - 10 ). Он сообщил, что никакого отношения к переоформлению акций не имел: якобы Ухабин воспользовался паспортными данными одного из сотрудников компании «Примачев и партнеры», зарегистрировал офшорную фирму, которая и фигурировала в схеме возврата ширяевских (читай: генеральских) акций.

Какое-то странное объяснение: найти номинального директора для липовой компании - просто, зачем же подставлять юриста компании «Примачев и партнеры», с которой фирма Ухабина сотрудничала?

Так, основанием для возбуждения уголовного дела в отношении Ухабина послужило постановление замначальника УФСБ по Москве и Московской области Павла Топорова (11 ). С какого перепуга средним бизнесменом Ухабиным и его спором с акционером Ширяевым заинтересовались чекисты?

Странность два. Появились знакомые лица. Спустя месяц после возбуждения уголовного дела в отношении Ухабина следователь пишет письмо заместителю начальника Следственного комитета при МВД - все тому же генералу Алексееву (12 ), в котором отчитывается: дело возбуждено, такие-то следственные действия проведены, такие-то планируются. Почему следователь докладывает Алексееву, а не начальнику своего УВД, почему человек такого ранга вообще должен знать о ссоре каких-то физлиц?

Трудно объяснить, но в итоге Следственный комитет берет это дело на контроль. И, как и в случае с Финком, попытки изъять дело Ухабина и передать его для дальнейшего расследования в другое подразделение сразу пресекаются по команде Следственного комитета.

Странное совпадение три. Сразу после того, как Ухабин был задержан, а контроль над компанией получил Ширяев, ЗАО «Группа «Квадро Телеком» были открыты два счета в Фондсервисбанке, на которые стали поступать деньги фирмы (13 ). А ущерб, якобы нанесенный Ширяеву Ухабиным, оценивала консалтинговая компания «Независимая профессиональная оценка», аффилированная с Фондсервисбанком (эта же компания оценивала ущерб по делу Финка). И заказчиком этой оценки выступал не «пострадавший» Ширяев, а генеральный директор холдинга «СТК Союз», в который входит Фондсервисбанк (14 ).

Почему холдинг так рвался посчитать ущерб постороннего ему человека? Ответ в протоколе допроса Виктора Ширяева: «Эти исследования проведены ООО «КК Независимая профессиональная оценка» по заказу ООО «СТК Союз», являющемуся моим партнером по бизнесу» (полностью протокол - 15 ).

Виктор Ширяев пока не ответил на наши вопросы. Владислав Волынский, в свою очередь, подтвердил, что по заявлению Ухабина ведется проверка и комментировать что-либо он будет только по ее итогам. (Полностью ответ - 16 ) А генерал Алексеев опять пригласил встретиться. Внимание главка к делу Ухабина генерал-майор объяснил письмом из УФСБ по Москве и Московской области, в котором чекисты просили Следственный комитет взять это дело на контроль.

Итог скоординированной деятельности: владелец фирмы - в тюрьме, акции - у Ширяева (или «генерала Влада», чьи интересы он представляет?), денежные потоки - на счетах все того же Фондсервисбанка. Можно предположить, что в счет погашения ущерба, что насчитали компании, аффилированные с Фондсервисбанком, владелец фирмы, когда ему сделают предложение, от которого невозможно отказаться, расстанется и с оставшимися акциями. А уж осудят его в итоге или выпустят на свободу - дело второе.

«Недобитый»

Занимаясь этим расследованием, я наткнулся в интернете на ссылку: http://www.fondservice.freei.me/ . Автор этого сайта приветствовал посетителей такой фразой: «Фондсервисбанк - первый российский банк с лицензией на совершение преступлений». Создатель странички представлялся бывшим генеральным директором одной из аффилированных фирм банка. Из контактов - только почта с именем «Недобитый». Я нашел этого человека. Зовут его Дмитрий Растимешин.

Рассказанная им история тянет на детектив. Я не берусь судить, насколько все изложенное «Недобитым» соответствует действительности, тем более что отдельные подробности его рассказа заставляют предположить: он сам – не ангел. Но оставить без внимания его показания – мы не можем: хотя бы потому, что они должны заинтересовать правоохранительные органы, которые следственным путем обязаны установить, что правда в этом рассказе, а что – ложь; кто виновен, а кто – оклеветан?

Вот его монолог:

«С 2005 по 2007 год я сотрудничал с Фондсервисбанком, возглавлял аффилированную структуру. В целях маскировки фирма постоянно меняла свое название и реструктуризировалась. Что я подразумеваю под преступной деятельностью? Банку, не входящему в число монополистов и лидеров рынка, трудно заработать на сугубо банковской деятельности. Чтобы приносить какую-то прибыль, банк становится просто финансовым инструментом для различных операций.

В банке существовали свои группировки, которые боролись за близость к телу хозяина - Александра Воловника. И я стал не устраивать руководителя одной из самых приближенных группировок - начальника службы безопасности Меняйлова. После моего увольнения в 2007 году начались угрозы. Дело в том, что органы начали проверять одну из фирм, которая номинально была зарегистрирована на мою супругу. В банке пообещали, что все вопросы решат. Но в мае - июле жену начали вызывать на допросы. Оказалось, что эта фирма фигурировала в уголовном деле о мошенничестве. В Красногорске существовал некий салон, который кидал своих клиентов на «Порше Кайены», а с помощью нашей фирмы-помойки обналичивал деньги. Руководителей этого салона арестовали. В конце концов, я, чтобы обезопасить жену, начал давать какие-то показания по этому делу. И угрозы в мой адрес начали ужесточаться.

В марте или апреле 2008 года мне перезвонил один из следователей группы и попросил связаться с полковником ДЭБа Андросовым. Я начал с ним плотно сотрудничать, потому что, с одной стороны, мне угрожали в банке, с другой - я и члены моей семьи могли стать обвиняемыми по этому делу. В рамках этого уголовного дела был произведен обыск в Фондсервисбанке и были изъяты очень серьезные документы, в том числе из сейфа Меняйлова. А он - человек параноидально боязливый, и поэтому записывал большинство разговоров, включая разговоры Воловника.

Обстановка была достаточно тяжелой: руководители банка скрывались от Андросова. И единственным выходом из этой ситуации была взятка высокопоставленному сотруднику правоохранительных органов. Насколько мне известно, Воловник занес 250 тыс. долларов на тот момент полковнику, исполнявшему обязанности заместителя начальника Следственного комитета при МВД, Юрию Алексееву. Я видел собственными глазами в материалах дела просительное письмо Алексеева начальнику следственного управления подмосковного ГУВД. Письмо такого характера: «Уважаемый Иван Иванович, в мой адрес поступали многочисленные жалобы от Фондсервисбанка (с какого перепуга они шли Алексееву?). Вы изъяли большое количество документов, они не относятся к материалам уголовного дела, поэтому верните их, пожалуйста». То есть это не было письменное указание по уголовному делу - сугубо просительное письмо. Эта просьба Алексеева почему-то была выполнена, и все материалы были возвращены.

Я знаю, что ему (следователю Андросову. - Р. А. ) пытались занести миллион долларов. Но он отказался. В 2008 году я созванивался с Могилевской, заместителем Меняйлова, и она сказала, что они заплатили, чтобы Андросова уволили. Я рассказал об этом Андросову. Он посмеялся, но спустя некоторое время его вынудили уволиться.

Это, напомню, случилось в апреле-мае 2008 года. До этого, мне известно, что давалась крупная взятка генералу Волынскому. Фондсервисбанк перевел порядка 1 млн долларов на обналичку в какой-то ветеранский банк, хозяевами которого были бывшие спецназовцы. Деньги переводились через «помойку» ООО «Орион Лтд». Спецназовцы решили их кинуть: на тот момент у них начались какие-то проверки. Начальник службы безопасности банка Меняйлов начал предпринимать все, чтобы деньги вернуть. Во-первых, легализовали помойку «Орион Лтд». А, во-вторых, со слов Меняйлова, мне стало известно, что он передал генералу Волынскому 250 тыс. долларов. Тот обещал решить вопрос. Чем все закончилось, я не знаю.

Насколько я понимаю, это был первый крупный залет Фондсервисбанка и первое обращение к высокопоставленным генералам. До этого банк нигде не крышевался. Причем я не раз обсуждал это с Меняйловым: для чего относить деньги под проблему, если можно посадить кого-то из «оборотней» на зарплату?

Мне также известно о другой крупной взятке. В 2005 году была попытка захватить путем подделки векселей бывший «Мытищинский кабельный завод» (ныне ООО «Лирсот»). Подделанные векселя были на сумму около 100 млн рублей. Основной целью захвата была земля. Было принято заочное решение суда по этим векселям (без уведомления ООО «Лирсот») в пользу Фондсервисбанка. Но владельцы завода в свою очередь подали заявление в ДЭБ. По результатам проверки было возбуждено уголовное дело. Чтобы прекратить его, была дана взятка Юрию Алексееву в размере 250 тыс. долларов.

Весной 2008 года на мой мобильный телефон поступил странный звонок. Человек с кавказским акцентом предложил встретиться. Я согласился. Первые его слова были такие: «Вас заказали». Меня, естественно, затрясло: кто, зачем? Он сказал: Могилевская, заместитель начальника службы безопасности Меняйлова. В дальнейшем, при общении с этим человеком, он рассказал мне, что у них был заказ и на Юрия Финка, но в последний момент по непонятным причинам его отменили.

Я спросил у этого человека: «В чем выражался заказ?» Они дали команду за 700 тыс. рублей сымитировать бытовую драку и сломать мне позвоночник. Я спросил, зачем тогда мне обо всем этом рассказывать? Он ответил: «Преступление совершать не хочется, а заработать хотелось бы». Все, что говорил этот человек, походило на правду. У него был биллинг моих телефонных переговоров, он называл места, где я чаще всего бывал. Доказательством того, что заказ выполнен, должны были стать мои фотографии после избиения.

Инсценировка происходила в офисе моих друзей в центре Москвы. Парень этот обильно полил меня кетчупом и сфотографировал. Когда «работа» была принята, он потребовал, чтобы я полтора месяца не высовывался. В том, что заказ был реальным, я не сомневаюсь: «киллер» в процессе общения правдоподобно, вплоть до мельчайших подробностей, описывал, как выглядит Могилевская, какая у нее манера речи».

В конце я спросил «Недобитого»: готов ли он явиться в суд и рассказать обо всем? Он ответил: «Да хоть сейчас». Им уже отправлены заявления в СКП и ДСБ МВД. По ним назначена служебная проверка. Как мне кажется, ее результаты должны стать публичными, а сама она - не ведомственной. Чтобы снять или подтвердить обвинения в адрес высокопоставленных милицейских генералов.

Прямые вопросы генералу

Учитывая вновь открывшиеся обстоятельства, я снова пошел на встречу к заместителю начальника СК МВД Юрию Алексееву (его официальный ответ - 17 ). Ему известно о начавшейся проверке, и хотя его еще не опрашивали, текст заявления «Недобитого» он читал и уже знает фамилию заявителя. По словам Алексеева, вся информация, которая касается его имени, не соответствует действительности. Генерал-майор предполагает, что это заявление написано специально, чтобы опорочить его имя и выпустить на свободу «изобретателя» Юрия Финка (интересно, какая между этими тремя делами может быть связь, кроме той, что изложена в этом расследовании?).

Генерал говорил мне, что всегда руководствуется только законом и что готов встретиться с обвиняющими его людьми, посмотреть им в глаза. «Я понимаю, если бы этот человек привел какие-то факты: где я встречался с этим Воловником, когда он мне якобы передавал деньги, как это зафиксировано… А так - это просто огульные, специально спланированные обвинения».

Что касается тех эпизодов, на основании которых «Недобитый» обвинял его во взяточничестве, то, по словам генерала, дело о предъявлении к оплате фальшивых векселей действительно было приостановлено, однако Следственный комитет при МВД не имел к этому никакого отношения, а сам Алексеев никаких указаний по этому поводу не давал. По поводу обыска в Фондсервисбанке, после которого, как считает «Недобитый», Алексеев написал письмо начальнику следственного управления подмосковного ГУВД с просьбой вернуть все документы, Юрий Алексеев пояснил: такой обыск действительно проводился и письмо действительно было. Однако заместитель начальника СК при МВД уверяет, что он, наоборот, требовал активизировать расследование. К сожалению, это письмо мне не показали, сославшись на то, что в нем содержится секретная информация.

…Действительно, во всех этих трех историях слишком много секретной информации. Но только гласное и публичное раскрытие ее позволит понять: как у нас работают рейдеры, в интересах кого, кто с ними борется и как, и почему они до сих пор - рейдеры, а не з/к?

А если абстрагироваться от Финка, Ухабина и Растимешина, посмотрев шире и копнув глубже, можно выяснить самое главное - к кому на самом деле отошли гигантские частные и государственные активы. Что-то подсказывает: очень узок круг этих людей и положение их столь высоко, что спрашивать: «На чьей стороне генералы?» - бессмысленно.

P.S. Сегодня угроза жизни «недобитого» Растимешина более реальна, чем год назад. Во время моей встречи с женой Ухабина, ей пришло такое sms-сообщение: «Будешь продолжать свою активную деятельность и мешать серьезным людям - возникнут серьезные проблемы». Свидетелям, оправдывавшим Финка, тоже неоднократно угрожали.

«Фондсервисбанк» пока не ответил на вопросы «Новой». Если желание возникнет позднее, мы опубликуем их позицию.

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

Визитная карточка:

В 1981 г. поступил в Омскую высшую школу милиции МВД СССР. После ее окончания работал инженером по спецтехнике и связи отдела внутренних дел № 3 8-го управления МВД СССР. С 1986 по 1988 год - оперуполномоченный, а затем старший оперуполномоченный уголовного розыска отдела внутренних дел № 3 8-го управления МВД СССР.

Научная деятельность Владислава Александровича началась в 1988 г. с его приходом в отдел по разработке проблем гражданской обороны и мобилизационной подготовки в ОВД ВНИИ МВД СССР.

В 1991 г. он закончил адъюнктуру ВНИИ МВД СССР, получил ученую степень кандидата юридических наук.

С 1991 по 1998 год последовательно занимал должности научного сотрудника, старшего научного сотрудника ВНИИ МВД СССР, ведущего научного сотрудника НИЛ-8 ВНИИ МВД России, ведущего научного сотрудника 2 отдела НИЛ-4 ВНИИ МВД России, начальника 4 отдела НИЛ-5 ВНИИ МВД России, заместителя начальника НИЛ-5 ВНИИ МВД России.

Сфера научных интересов Владислава Александровича - криминалистика, уголовный процесс, организация управления.

В 1988 г. был прикомандирован к аппарату Счетной палаты РФ.

В этом же году был назначен заместителем начальника Главного организационно-инспекторского управления МВД России.

С 2001 г. - заместитель начальника Главного штаба МВД России, заместитель начальника Главного организационно-инспекторского управления МВД России. С 2004 г. генерал-майор милиции В.А. Волынский - первый заместитель начальника Организационно-инспекторского департамента МВД России. Указом Президента РФ от 29 сентября 2008 г. № 1417 назначен начальником Организационно-инспекторского департамента МВД России.

Доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации. Награжден знаком «Почетный сотрудник МВД», именным оружием.

В прошлом месяце штабные подразделения в системе органов внутренних дел отметили 90-летие. История их становления богата самыми разнообразными событиями, порой драматическими, иногда угрожавшими самому суще-ствованию штаб-ных аппаратов. Но время постепенно все расставило по местам. Несмотря на все пе-рипетии, они с честью выдержали все выпавшие на их долю испытания, убедительно доказав на деле свою способность оперативно и грамотно решать самые сложные проблемы в сфере борьбы с преступностью.

В канун Дня милиции мы встретились с начальником Организационно-инспекторского департамента МВД России генерал-майором милиции Владиславом ВОЛЫНСКИМ и попросили его ответить на вопросы журнала.

Владислав Александрович, в дни празднования вашей службы читатели «Милиции», полагаем, имели возможность достаточно подробно ознакомиться с историей ее создания. Предлагаем перекинуть «мостик» в день сегодняшний. Что вы думаете по поводу процесса формирования вертикали штабной службы? Он завершен?

В основном завершен. Хотя отдельные изменения в струк-туре штабных подразделений и выполняемых ими задачах еще будут проис-ходить, цель одна - дальнейшее совершенствование деятельности штабов.

В центральном аппарате МВД России функции штаба осуще-ствляет Организационно-инспекторский департамент, который со-единяет в себе ор-ганизационно-аналитическую, контрольно-плано-вую и орга-низационно-штатную работу, проведение инспектирова-ний и кон-трольных проверок, а также комплексных документальных проверок и ревизий финан-сово-хозяй-ственной деятельности орга-нов внутренних дел на мес-тах.

Одновременно на ОИД МВД России возложены функции коор-динации действий подразделений и органов внутренних дел при проведении крупно-масштабных комплексных операций, а также при осложнении оперативной обстановки, чрезвычайных обстоятельст-вах и в условиях введения правового режима чрезвычайного или военного положения.

Кроме этого, департамент обеспечивает работу Научного со-вета МВД России, осуществляет координацию деятельности научно-практических сек-ций подразделений органов внутренних дел, про-водит работу по оказанию им организационно-методической, кон-сультативной и практической помощи, принимает участие в разра-ботке нормативных правовых актов, направленных на совершенст-вование правового регулирования управления в сфере внут-ренних дел.

Именно многогранность, широта компетенции департамента и штабных подразделений на местах откры-вают реальные возможно-сти для обеспечения оптимального управления в системе органов внутренних дел, позволяют на-ладить должное взаимодействие ме-жду различными службами, улучшить де-ловые отношения с другими правоохранительными органами, министерст-вами и ведомствами.

Бытует мнение, что некоторые службы и подразделения органов внутренних дел «ревниво», если можно так выразиться, относились к повышению статуса штабов...

И видели угрозу своей самостоятельно-сти...Так вот, сегодня можно с уверенно-стью сказать, что подобные опасения не оп-равдались. Штабы пре-вратились в надежный инструмент преодоления ве-домственной ра-зобщенности. Им в одинаковой степени важны все задачи, стоящие перед органами внутренних дел в целом. Они способны выработать комплексные меры по решению любых проблем в правоохрани-тельной сфере.

Наделение штабов новыми полномочиями и расширение круга решае-мых ими задач послужило началом коренной перестройки системы управле-ния, суть которой - в переходе от отраслевого к комплексному управлению деятельностью органов внутренних дел. Концентрация в штабах основных рычагов управления силами и средствами органов МВД помогла сущест-венно повысить уровень организации деятельности служб и подразделений органов внут-ренних дел и как следствие этого - улучшить результаты их функ-ционирования, сохранить контроль за крими-нальной ситуацией.

Не могли бы вы рассказать о работе департамента, направленной на совершенствование го-сударственной по-литики в области внутренних дел?

Это одно из важнейших направлений нашей деятельности. Департаментом подготовлены и направлены в соответствующие инстанции много-численные предложения по проек-там ряда федеральных законов, указов Президента РФ, постанов-лений Прави-тельства РФ, решений заседаний Совета безо-пасности РФ, Государственной пограничной ко-мис-сии, Морской коллегии при Правительстве РФ. Кроме того, разработано несколько ведомственных целевых программ.

Успешно реализуется План мероприятий МВД России по про-ведению административной реформы, рассчитанный на период до 2010 года, целью которого является оптимизация управленческой деятельности, обеспечение законности, развитие открытости и дос-тупности информации о работе милиции.

Значительно обновлена нормативная правовая база. В целях оптимизации работы МВД России подготовлены приказы «О мерах по повышению эффективности инспектирования и контрольных проверок дея-тельности органов внутренних дел», «Вопросы оценки деятельности органов внутренних дел, отдельных подразделений криминальной милиции и мили-ции общественной безопасности, ор-ганов предварительного расследования и органов внутренних дел на транспорте», «Об организации планирования в системе органов внутренних дел Россий-ской Федерации», «Об утверждении инструк-ции о порядке приема, регистра-ции и разрешения в органах внутрен-них дел заявлений, сообщений и иной информации о про-исшествиях», «О едином учете преступлений», «О порядке органи-зации и проведения экспериментов в системе Министерства внут-ренних дел Российской Федерации» и ряд дру-гих, в том числе меж-ведомственных, нормативных правовых актов.

- Как вы оцениваете работу штабных подразделений на местах?

В целом удовлетворительно. Однако хотел бы указать и на не-которые недос-татки в их работе, требующие скорейшего устранения.

Как известно, одним из важнейших направлений деятельности штабов всех уровней является информационно-аналитическая ра-бота. От ее состоя-ния зависит обоснованность и действенность принимаемых управленческих решений. Не зная реального положе-ния дел, не владея оперативной обста-новкой, невозможно своевре-менно выявлять неблагополучные участки и уп-реждать негативные тенденции, оперативно маневрировать силами и средст-вами, эф-фективно влиять на организацию и конечные результаты деятельно-сти органа внутренних дел.

Именно штаб призван осуществлять общесистемный анализ и оценку оперативной обстановки, прежде всего факторов, обусловливаю-щих ее изменения, результатов оперативно-служебной деятельно-сти служб и подразделений, го-товить на этой основе комплексные управленческие решения, ориентирован-ные на достижение сис-темно значимых целей и задач органа внутренних дел.

К сожалению, работа на этом направлении в отдельных подразделениях хромает на обе ноги. Ре-зультаты инспекторских и контрольных проверок свидетель-ствуют о том, что в большинстве МВД, ГУВД, УВД по субъектам РФ кри-минологический анализ осуществляется уп-рощенно - как правило, это только сопоставление статистических показателей, которое далеко не всегда сопровождается ка-кими-либо глубокими выводами и конкретными предло-жениями. Факторы, прямо или косвенно влияющие на состояние преступности, а также данные судебной практики не учитываются. Узость информацион-ной базы, естест-венно, негативно влияет на качество принимаемых решений, которые, к сожалению, иногда не адекватны складывающейся криминальной ситуации.

Оценка результатов деятельности ОВД, его служб и подразде-лений страдает однобокостью. Во многих регионах, вопреки указа-ниям министра, до настоящего времени широко используются давно отмененные показатели «общий процент раскрываемости», различные рейтинги, ранжиры и т.д.

За примерами, как говорится, ходить далеко не надо. Руково-дитель одного из подразделений ГУВД по Тюменской об-ласти ввел плановые задания подчиненным по числу пресеченных адми-нистративных правонару-шений. В 2007 году начальник УВД по Аст-раханской об-ласти Тапилин А.А. обязал каждый горрайорган ежесу-точно регистрировать и раскрывать не ме-нее 20 преступлений, а также получать от подозреваемых не менее пяти явок с повинной.

К сожалению, таких примеров немало. Инертность отдельных руководителей в рассматриваемом вопросе в совокупности с незнанием действующей нормативной правовой базы приводит к обозначенным выше управленческим решениям. И не удивительно, что такое упрощенчество, если не сказать извращение, требований министерства охотно и справедливо критикуется в средствах массовой информации, обращениях граждан. Мы сами даем серьезный повод общественности верить в существование «палочной системы», плановых показателей по различным направлениям оперативно-служебной деятельности. Вот в таких ситуациях и должна прослеживаться роль началь-ника штаба, задача которого - вовремя подсказать руководителю, что его указания противоречат ведомственным нормативным правовым актам, а где это необходимо - проявить принципиальность.

Задача штаба - организовать работу так, чтобы содержание всех поступающих нормативных актов своевре-менно до-водилось до всех сотрудников, тем более до руководите-лей. Казалось бы: это элементарная вещь, не требующая напоми-наний. Но проверки показывают, что это далеко не так.

Например, в ходе инспектирования УВД по г. Рубцовску ГУВД по Ал-тайскому краю установлено, что в городском отделении мили-ции «Северное» указанного управления полностью отсутствуют ка-кие-либо нормативные правовые акты МВД России, ГУВД по Алтай-скому краю и УВД по г. Руб-цовску. Начальник отделения знакомится с ними только в городском УВД, при этом никаких выписок не дела-ется.

Аналогичная ситуация сложилась в территориальном отделе милиции ОВД по Ленинскому району г. Барнаула, где членам комис-сии были пред-ставлены лишь 2 приказа МВД России и один - ГУВД по Алтайскому краю. Подобные примеры можно при-вести и по другим регионам.

К сожалению, отмечаются случаи, когда начальники штабных подраз-делений сами не знают содержания даже тех нормативных актов, которые должны были бы стать их, что называется, настольной книгой.

- Как департаментом осуществляются контрольные функции?

Важнейшим рычагом успешной оперативно-служебной и управленче-ской деятельности является контроль. Конечная его цель состоит не столько в том, чтобы выявлять отклонения и про-счеты в работе, сколько в том, чтобы их предупреждать, а также устранять причины и условия, им способствую-щие. Тема эта доста-точно объемная, требует отдельного и обстоятельного разговора. Отмечу лишь два момента: это вопросы установления особого кон-троля и институт кураторства.

Многочисленные недос-татки в этой сфере в деятельности МВД, ГУВД, УВД по субъектам РФ свидетельст-вуют об иска-жении самого понятия «особый контроль», которое сейчас нередко означает лишь формальную процедуру. Реа-лизуе-мые в его рамках меры зачастую ма-лоэффективны и несостоя-тельны. Самыми распространенными из них явля-ются запрашива-ние справок и ред-кие выезды в подконтрольные органы на подведе-ние итогов. Требования приказа МВД России № 580 от 2005 г. нару-шаются на всех этапах - от мо-мента установления особого кон-троля до его снятия.

Нередки случаи, когда основанием для постановки на особый контроль служит только достаточно расплывчатая формулировка «снижение результа-тов оперативно-служебной деятельности», при этом выезды на места не осу-ществляются, истинные причины ухудшения положения дел в том или ином органе внутренних дел не выясняются.

Не выдерживает никакой критики качество и своевременность плани-рования мероприятий, проводимых в ходе осуществления особого контроля. Например, в ГУВД по Самарской области план мероприятий по осуществле-нию особого контроля за деятельностью УВД по Совет-скому району был ут-вержден только через три месяца после его ус-тановления.

Количество подразделений и направлений деятельности, по которым установлен особый контроль, нередко превышает все ра-зумные пределы. В УВД по Пензенской области число подкон-трольных органов и подразделений достигало 60, в ГУВД по Волго-градской области - 56, при этом в 34 из них (61 процент) никто из аппарата ГУВД не выезжал.

Не практиковали выезды в органы, стоящие на особом кон-троле, сотрудники аппаратов МВД по Республике Саха (Якутия), УВД по Еврейской автономной области. И наоборот, сотрудники аппарата МВД по Республике Адыгея осуществили более 50 выездов в под-контрольные подразделения, но ни разу оказание практической по-мощи не было целью и содержанием командировок.

Привлекает к себе внимание ситуация, при которой в наруше-ние тре-бований нормативных правовых актов МВД России дея-тельность значитель-ного количества горрайорганов или их струк-турных подразделений безре-зультатно числится на особом кон-троле в течение нескольких лет. Неудиви-тельно, что снятие особого контроля зачастую происходит по формальным признакам, а ре-зультаты работы половины из подконтрольных органов оце-нива-ются после этого отрицательно. При этом никто из руководителей не не-сет никакой дисциплинарной ответственности.

В ГУВД по Самарской области после пяти лет (с 2001 по 2006 год) нахождения на особом контроле главка деятельность ОВД по району Кинель-Черкасский при инспектировании комиссией МВД Рос-сии в 2007 году оценена неудовлетворительно.

Аналогичная ситуация отмечается в МВД по республикам Тыва, Бурятия, УВД по Новгородской области, Западном, Азово-Черномор-ском и Забайкальском УВДТ, где по итогам инспектирования служеб-ная деятельность подчиненных ОВД, незадолго до этого снятых с особого контроля, оценена комиссиями МВД России неудовлетвори-тельно.

Во многих регионах практически не работает ин-ститут кура-тор-ства. Вместо оказания практической помощи по направле-ниям дея-тельно-сти, постоянного позитивного влияния на организацию и ре-зультаты работы курирующие руководители МВД, ГУВД, УВД по субъек-там РФ, УВДТ и ОВДРО в лучшем случае заняты обыч-ным сбором разных справок и не чувствуют практически никакой ответст-венности за положение дел в курируемом ими ор-гане внутренних дел.

Только вдумайтесь: какая может быть польза от 20 кураторов, закрепленных за каждым линейным органом внутренних дел Азово-Черноморского УВДТ, если они в течение года там практически не появлялись?!

А вот другой пример: в четырех прове-ренных горрайорганах во Владимирской области отметки о провер-ках со стороны кураторов отсутствовали даже в книге записей про-веряющих, находящейся в дежурной части.

За последние пять лет Инспекцией ОИД МВД России про-ведено 87 инспекти-рований и 36 контрольных проверок, сделано более 300 целевых выездов в регионы с целью тематических про-верок и оказания практической помощи. На особый контроль была поставлена деятельность 21 органа внутренних дел. В настоящее время он осуществляется за работой пяти органов (МВД по Респуб-лике Ингушетия, ГУВД по Нижегородской области, Забайкальское УВДТ, УВД № 53 и УВД № 185 МВД России).

Методика проведения инспектирования родилась несколько десятилетий назад, еще в советское время, и не претерпела существенных изменений. Хотя техника, информационные технологии шагнули далеко вперед и диктуют необходимость внесения соответствующих коррективов в организацию работы в целом и, разумеется, в процесс инспектирования, в частности. Организационно-инспекторский департамент приступил к разработке новых подходов к инспектированию и проверке оперативно-служебной деятельности ОВД, основными целями которых являются:

Максимальная экономия денежных средств и людских ресурсов за счет существенного сокращения времени проверки и количества проверяющих, а также более четкой регламентации порядка отмены инспектирования или его замены целевым выездом для изучения отдельных направлений работы;

Объективизация результатов проверки путем смещения акцента работы проверяющих с анализа преимущественно статистических данных на учет иных факторов, отражающих реальную ситуацию в ОВД в целом и по отдельным направлениям оперативно-служебной деятельности. Иными словами, выезжая в командировку, основное внимание сотрудники должны уделять проверке тех вопросов, которые не могут быть зафиксированы в статистике.

На постоянной основе контролируется развитие ситуации в Северо-Кавказском регионе. Проводится работа по выработке про-ектов нормативных актов и управленческих решений, направленных на повышение эффективно-сти проведения контртеррористических мероприятий, результативности вы-полнения оперативно-служебных и служебно-боевых задач органов и под-разделений МВД России в составе Объединенной группировки войск. Непре-рывно осуществ-ляется контроль за реализацией комплекса мер по предупре-ждению диверсионно-террористических актов на территории РФ.

- Как вы оцениваете внутриведомственный контроль?

Хотел бы отметить, что если в МВД, ГУВД, УВД по субъектам РФ пред-принимаются меры по его со-вершенствованию, то на уровне гор-райлинорганов ситуация меняется доста-точно медленно.

Мое мнение таково: надо пересмотреть систему зонального контроля и кураторства в плане расширения полномочий кураторов и определения сте-пени их ответственности за положение дел в под-ведомственной оперативной зоне в виде соответствующего норма-тивного правового акта. Этот норматив-ный акт должен четко регла-ментировать цели и задачи зонального контроля, понятие куратор-ства в органах внутренних дел, права и обязанности зональ-ных ку-раторов, а также перечень материалов КНД по осуществлению зо-нального контроля.

Инспекциям необходимо осуществлять постоянное слежение за опера-тивной обстановкой и процессами, происходящими в закре-пленных органах внутренних дел, своевременно обобщать инфор-мацию и доводить ее до кура-торов, а в дальнейшем совместно с ними готовить для руководства проекты соответствующих решений. Считаю также целесообразным чаще практико-вать заслушивания руководителей горрайлинорганов на уровне МВД, ГУВД, УВД по субъектам РФ.

- Существует ли в органах внутренних дел проблема с так называемым бумаготворчеством?

Полагаю, надо принимать более активные меры по снижению в органах внутренних дел документооборота. Решений на этот счет принималось много, од-нако они пока не дают желае-мого эффекта. Конечно, многое тут за-висит от принципиальности и настой-чивости ОИД МВД России. К сожалению, нам пока не удалось изменить ситуацию к лучшему. Руководители отдельных подразделений центрального аппарата МВД России практикуют бумажный стиль руководства, засыпают ре-гионы письмами и указаниями, которые заканчиваются требова-нием итоги выполнения той или иной поставленной задачи рассмот-реть на оперативном совещании или на заседании коллегии. До-бавьте сюда чрезмерную заседа-тельскую активность самих местных начальников и тогда будет складываться примерно такая картина.

В органе внутренних дел субъекта РФ, с учетом текущих требований ру-ководства МВД Рос-сии, департаментов МВД России, а также в связи с необ-ходимо-стью приня-тия собственных управленческих решений, в течение од-ного года должно проводиться более 50 заседаний коллегии и оперативных со-вещаний при начальнике УВД. И это при том, что на исполнении, кроме того, имеется значи-тельное количество совместных решений с дру-гими правоохрани-тельными органами. В таком круговороте бумаг можно утопить лю-бое реальное дело.

Известно: одна из важнейших задач штабов - организационно-штатное обеспечение органов внутренних дел. Как она сегодня решается?

Эта работа строится с учетом криминаль-ной и демографиче-ской ситуаций и реальных нагрузок. Однако в ряде МВД, ГУВД, УВД по субъектам РФ этот ин-струмент используется неэффек-тивно.

Так, в ГУВД по Свердловской области за 10 лет численность ох-ранно-конвойных подразделений сокращена вдвое, что привело к несоответствию штатной обеспеченности данного направления дея-тельности. В результате председатель Свердловского областного суда вынужден был в сентябре с.г. обратиться по данной проблеме в МВД России.

В министерство продолжают поступать необоснованные за-просы о выделении дополнительной численности, увеличении числа должностей заместителей руководителя, создании территориаль-ных органов в других регионах.

Так, МВД по Республике Татарстан в августе текущего года обратилось в МВД России с просьбой о выделении дополнительной штатной численно-сти охранно-конвойных подразделений. Вместе с тем за период 2003-2008 г.г. штатная численность ИВС и охранно-конвойных подразделе-ний МВД по Республике Та-тарстан была сокращена на 10,6 процента. При этом в результате организационных мероприятий произошло значитель-ное уменьшение количества должностей, содержащихся за счет средств федерального бюджета (с 48,1 до 9,3 процента).

В марте с.г. МВД по Республике Саха (Якутия) обратилось в МВД России с просьбой о создании оперативно-разыскной части кри-минальной милиции республиканского министерства с дислокацией в г. Москве с функциями оператив-ного обслуживания бюджетообразующих предприятий республики, офисы кото-рых расположены в столичном ре-гионе. Это свидетельствует о незнании или иг-норировании Конституции РФ и федерального законодатель-ства по вопросам формирования государственных структур, разграничения их за-дач и функций, а также нормативно-правовой базы органов внутренних дел.

ГУВД по Пермскому краю, МВД по Кабардино-Балкарской Республике ходатайствовали о введении в УГИБДД третьей (дополнительной) должности «заместитель на-чаль-ника управления», хотя, как показал анализ, дополнительные функ-ции на эти подразделения не возлагались, количество аварий на до-рогах на 10 тыс. транспортных средств и пострадавших на 100 тыс. жителей значительно ниже общероссий-ских показателей.

- Каковы горизонты научной деятельности департамента?

В подраз-делениях МВД России созданы и успешно работают 183 научно-прак-тические секции Совета МВД России по науке и передовому опыту, деятельность большинства из которых организуется штабными под-разделениями.

В то же время анализ основных результатов научного обеспе-чения показывает, что предпринимаемые меры по повышению эффективности научного обеспечения системы МВД России пока не приносят ожидаемых результатов.

Отдельные позитивные результаты проводимой работы, как говорится, налицо. В то же время существует ряд серьезных недостатков в органи-зации научного обеспечения оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел.

В ряде подразделений МВД России продолжают грубо нару-шаться нормативные предписания, регламентирующие организа-цию работы по научному обеспечению органов внутренних дел. От-дельными руководителями МВД, ГУВД, УВД по субъектам РФ, УВДТ не приняты исчерпывающие меры по безус-ловному выполнению требований нормативных правовых и распо-рядительных документов, регламентирующих организацию научного обеспечения оперативно-служебной деятельности.

Тревожная ситуация с организацией научного обеспечения оперативно-служебной деятельности сложилась в МВД по республикам Марий-Эл, Саха (Якутия), Тыва, ГУВД по Иркутской области.

Не соответствует предъявляемым требованиям организация работы по научному обеспечению в МВД по республикам Ингушетия и Дагестан.

Не организовано должным образом взаимодействие с научно-исследовательскими и образовательными учреждениями в МВД по Карачаево-Черкесской Республике, ГУВД по Самарской области, УВД по Амурской, Рязанской, Пензенской, Ярославской областям. Крайне слабо осуществляется внедрение результатов научных исследо-ваний в МВД по республикам Адыгея, Карачаево-Черкесия.

Основной причиной отсутствия в ряде подразделений МВД России качественной системы доведения научных разработок до низового звена органов внутренних дел продолжает оставаться крайне низкий уровень профессиональной квалификации сотрудни-ков, назначенных ответственными за выявление и анализ проблем, требующих научной разработки, формирование заявок на их иссле-дование, внедрение научной продукции и передового опыта в прак-тику.

Как следствие - планы деятельности по научному обеспечению подчиненных органов и итоговые отчеты составляются формально, а их содержание не отражает актуальных проблем оперативно-слу-жебной деятельности, требующих научной разработки, и не содер-жит мероприятий, направленных на реальное повышение эффек-тивности оперативно-служебной деятельности.

Подобное положение отмечено в МВД по республикам Адыгея, Северная Осетия-Алания, УВД по Камчатскому краю, Чукотскому автономному округу, Кировской, Рязанской, Сахалинской и Тульской областям.

Рассматриваемому направлению не оказывается должного личного внимания со стороны руководителей штабов МВД по рес-публикам Карелия, Хакасия, Алтай, Чувашской Республике, ГУВД по Кемеровской, Новосибирской, Тюменской, Волгоградской, Челябин-ской областям, УВД по Мурманской, Магаданской, Читинской, Том-ской областям.

Одновременно серьезную озабоченность вызывает сохраняю-щаяся практика заказа и выполнения научных разработок, имеющих заведомо низкую актуальность практического применения в органах внутренних дел.

- Как скоро научные исследования внедряются в жизнь?

К сожалению, при-емка результатов научных исследований оставляет желать лучшего... Много формализма, а иногда, что греха таить, и фальсификации.

Так, в УВД по Брянской области в результате внедрения результатов диссертационного исследования «Админи-стративно-правовое регулирование задержания и запрещение экс-плуатации транспортного средства», выполненного в Брянском фи-лиале Московского университета МВД России, по итогам 2007 г. произошло сокращение на 26,3 процента дорожно-транспортных происше-ствий из-за неисправности транспортного средства. И что же? Оказалось, указанная работа была принята только 31 октября 2007 года!

Еще одна проблема... Отдельные подразделения МВД России не владеют информа-цией о ранее заказанной научной продукции.

Так, например, в интересах ГУВД по Воронежской области ВНИИ МВД России было выполнено 6 научно-исследовательских работ. Однако в ОИД МВД России была представлена информация о приемке только 2. Воронежским институтом МВД России по заяв-кам ГУВД по Воронежской области выполнено 29 НИР. Вместе с тем, по информации ГУВД, принято и внедрено в оперативно-служебную деятельность только 15 НИР, информация о приемке и внедрении 14 работ в ОИД МВД России не поступила.

Эти факты свидетельствуют о том, что во многих подразделениях МВД России продолжает сохраняться бюрократический подход к организации деятельности по научному обеспе-чению и внедрению в практику результатов научных разработок, не уделяется внимания адекватности осуществляемых меро-приятий по научному обеспечению органов внутренних дел склады-вающейся оперативной обстановке.

Завершая беседу, отмечу, что объем задач, выполняемых сегодня штабными подразделениями, довольно значителен. Пожалуй, нет такого подразделения в структуре МВД России, деятельность которого носила бы столь широкий и разноплановый характер. И, надо отдать должное, в основной своей массе штабные аппараты вполне успешно справляются с возложенными на них многочисленными функциями.

В октябре, когда отмечали юбилей, поощрено более 5 тысяч сотрудников и ветеранов службы, в том числе представлены к государственным наградам 141 человек, более 2 тысяч работников - к ведомственным.

07.12.2008

На днях в Москве прошло первое заседание президентской комиссии по чистке МВД во главе с Сергеем Нарышкиным. (Этой комиссии предстоит провести переаттестацию всех милицейских генералов.)

Сам факт заседания анонсировался широко, а вот о его результатах общество так и не узнало. Между тем итоги комиссии крайне показательны и поучительны.

Как стало известно “МК”, сразу три генерала из центрального аппарата МВД не прошли переаттестацию и были зарублены. В их числе — и Владислав Волынский, начальник Организационно-инспекторского департамента МВД (проще говоря, штаба).

Генерал-майор Волынский.

Генерал-майор Волынский — фигура в МВД весьма примечательная. Его не без оснований считают правой рукой главного реформатора ведомства, замминистра Александра Смирного. Именно вместе с Волынским, силами его подчиненных, Смирный и готовил все свои прожекты, которые опровергнуты теперь самой жизнью. Профессионалов-практиков к мозговым штурмам принципиально не допускали.

И новая структура “обновленного” МВД — это тоже плод творений Смирного и Волынского. Словно в насмешку над всеми мантрами министра Нургалиева, написанное ими штатное расписание полностью расходится с президентскими указаниями.

В первую очередь сокращению подверглись почему-то оперативные подразделения. По первоначальной версии, утвержденной Нургалиевым в феврале, Департамент уголовного розыска и транспортный департамент обрезались на 40% (вместо положенных 22%). В Департаменте экономической безопасности сократили 400 человек — почти половину.

Зато штабные структуры и сам аппарат либо урезаны были совсем незначительно, либо и вовсе прибавили в весе. Из оргинспекторского департамента Волынский со Смирным умудрились слепить даже два самостоятельных управления…

В течение последних лет, стараниями Смирного, милицейский штаб превратился в главный центр притяжения. Здесь вырабатывались основные решения, здесь формировалась кадровая политика. Только за два года начальниками региональных УВД-ГУВД стали более 20 выходцев из Омска — родового гнезда Смирного—Волынского.

Созданная этими людьми иезуитская система отчетности позволяла им держать в страхе всю систему. Ни один руководитель не осмеливался вступать в пререкания со штабом: в противном случае спешно выехавшая проверка без труда составляла разгромный отчет. Жонглирование цифрами было поставлено на поток.

Впрочем, генерал Волынский был славен не только своими управленческими талантами. Неоднократно главный штабист попадал в эпицентр коррупционных скандалов.

В 2009 году при получении взятки в размере 850 тысяч долларов был задержан его подчиненный Александр Жарков. На допросе полковник сказал, что нес деньги “наверх”. Сразу после этого Владислав Волынский был вызван на допрос в СКП.

Прозвучала в печати и другая грязная история, когда гендиректор коммерческой фирмы “Группа Квадро Телеком” Евгений Ухабин впрямую обвинил Волынского в пособничестве рейдерам и многолетней передаче ему взяток. Проведенная собственной безопасностью МВД проверка подтвердила правильность многих обвинений. В частности, документально было установлено, что Волынский как минимум пользовался “Рэйндж-Ровером” Ухабина.

Кстати, с печально известным генерал-лейтенантом Александром Боковым — бывшим начальником штаба МВД — Волынского тоже связывали самые теплые отношения. (Когда-то Боков оказал Волынскому протекцию.)

К сожалению, никаких выводов по горячим следам ни тогда, ни после ареста Бокова сделано не было. Единственное, чего добился ДСБ при поддержке ФСБ, — неприсвоения Волынскому очередного генеральского звания: теперь он навсегда останется генерал-майором несуществующей милиции…

Снятие с пробега одного из самых влиятельных генералов МВД, без сомнения, означает, что тучи сгущаются и над Александром Смирным. Наши источники говорят, что в президентской администрации Нургалиеву неофициально рекомендовали “воздержаться” от внесения кандидатуры Смирного для переаттестации. В противном случае — министр может угодить в конфуз.

Если это случится и Смирный вслед за Волынским покинет благодатную житницу МВД, можно будет констатировать торжество справедливости. Те, кто из-за собственной дурости и амбиций развалил здание, сами и погибли под его развалами. Туда им и дорога…