Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Где находятся с 400 в сирии. Аналитика и комментарии

После того как 7 апреля американские эсминцы Ross и Porter нанесли удар крылатыми ракетами Tomahawk по сирийской авиабазе Шайрат в провинции Хомс, а российские зенитно-ракетные комплексы не отразили атаку, появились сомнения относительно их эффективности – как ранее заявлялось, они наглухо закрывают небо над Сирией от постороннего вмешательства. Корреспондент «Нашей Версии» выяснял, почему Россия даже не попыталась предотвратить атаку Tomahawk.

Ещё в 2013 году в российском Мин­обороны заявляли о том, что в Сирию переброшены современные комплексы С-400 «Триумф», которые способны защитить воздушное пространство страны от любых возможных атак. Заявления подкреплялись фантастическими характеристиками этих комплексов. Как утверждалось, в радиусе 400 километров ЗРК гарантированно поражают практически все аэродинамические цели, в том числе самолёты тактической и стратегической авиации, боеголовки баллистических ракет, а также все типы крылатых ракет. Особенно подчёркивалось, что ракеты «Триумфа» способны поражать низколетящие цели – двигающиеся на высоте от 5 метров.

И вот американцы предоставили возможность проверить эффективность российских С-400 на практике. При этом задача оказалась максимально облегчена – Пентагон заранее предупредил российских военных о предполагавшихся ударах. Более того, американские эсминцы демонстративно отстрелялись сквозь четырёхсоткилометровую зону действия российских противоракетных комплексов, расположенных в Хмеймиме. Но в результате 59 американских Tomahawk невредимыми пролетели мимо развёрнутых в Тартусе и Хмеймиме российских комплексов ПВО без всякого для себя ущерба. Кроме того, по заявлениям американской стороны, ни один Tomahawk не был перехвачен.

Не захотели или не смогли?

Сейчас эксперты приводят разные доводы, почему Россия не стала сбивать Tomahawk. На первом плане стоят военно-политические аргументы – очевидно, что любая силовая реакция на американские действия вызвала бы ответ, отчего уровень конфликта мог подняться на неприемлемо высокий уровень. Если предположить, что российские ЗРК или истребители сбили бы все американские Tomahawk на подлёте, Пентагон, по военной логике, должен был ответить развёртыванием арсенала подавления этих систем ПВО, и так по нарастающей. Куда могла бы завести подобная эскалация, предсказать практически невозможно, так что молчание систем ПВО в Сирии легче всего объяснить нежеланием России довести ситуацию до ядерной войны. Альтернативную версию, что из 59 долетело лишь 23, и то ради того чтобы не унизить США, мы обсудили в прошлом номере в материале «Постановочная война...»

Однако некоторые зарубежные комментаторы полагают, что уничтожение Tomahawk вряд ли могло бы стать поводом для начала ядерной войны, называя данные объяснения всего лишь оправданиями беспомощности российских средств ПВО. В результате усиливается мнение, что мощь систем ПВО России на самом деле миф и российские ЗРК просто не в состоянии вовсе сбивать сложные цели. Все эти заявления звучат на фоне неоднократных попыток дискредитировать российские ЗРК. Достаточно вспомнить, как раздувалась случившаяся 17 марта история перехвата комплексом ПРО Arrow-2 сирийской зенитной управляемой ракеты, выпущенной по израильскому самолёту ЗРК С-200ВЭ российского производства.

В принципе у подобной версии есть основания. Согласно открытым данным, система С-400 демонстрирует около 90 процентов успешных перехватов. Правда, речь идёт об учебном перехвате, а не о боевом, то есть проводимом в стерильных условиях с заранее заданными параметрами полёта снаряда, имитирующего вражеский объект. В боевой же обстановке эти комплексы не применялись, тем более в отношении американских крылатых ракет, поэтому эффективность их стрельбы по Tomahawk невозможно предсказать. А поскольку условия в Сирии были довольно сложные, то попытка перехвата могла и не удаться на 100 %. В результате небольшой процент сбитых ракет мог бы существенно снизить спрос на российские комплексы ПВО в мире и сказался в целом на репутации российских вооружений, которые планируется поставлять, в том числе и на экспорт. Впрочем, в Пентагоне, как выясняется, отнеслись весьма серьёзно к возможностям российского ЗРК.

Косвенным подтверждением тому является факт, что одновременный пуск сразу 59 крылатых ракет стал беспрецедентным случаем. Эксперты также определили, что обнаруженные на атакованном аэродроме обломки позволяют идентифицировать ракеты как наиболее современные в арсенале флота США Tactical Tomahawk (RGM/UGM-109E Block 4), обладающие самыми большими возможности для преодоления систем ПВО. Таким образом, одно лишь присутствие комплекса С-400 в Сирии сыграло свою роль и даже американцев заставило корректировать планы.

Показательно выглядит и то, что запуски ракет производились в максимальном удалении от сирийского берега – расстояние до авиабазы Шайрат от зоны пуска ракет составляло около 1200 километров, причём почти весь полёт Tomahawk проходил над морем и только 75–80 километров – над сушей. Эксперты предполагают, что американцы не зря значительно усложнили маршрут пролёта крылатых ракет. Информацию об их траектории Пентагон официально не сообщал, но, предположительно, Tomahawk со стороны Средиземного моря сперва вошли в воздушное пространство Ливана, а затем двигались вдоль иордано-сирийской границы, где практически нет никаких радаров, способных зафиксировать пролёт ракет. Потом ракеты выполнили поворот на север и вышли на боевой курс. В этом случае российские С-300В4 и С-400 находились от Tomahawk на расстоянии 200–300 километров. Почему же не был произведён перехват?

Анатолий Цыганок, директор Центра военного прогнозирования:

– Судя по снимкам, до авиабазы Шайрат 59 ракет точно не долетели, разрушения на фото явно не соответствуют мощи удара. А вот что случилось с 36 Tomahawk, которые не долетели, предстоит ещё узнать. По некоторой информации, 5 ракет упали в окрестностях Шайрата, убив нескольких мирных жителей и ранив порядка 20 человек. Остальные Tomahawk рухнули в море, так и не долетев до берега. Неточность попадания, может, вызвана тем, что ракеты наводились с помощью спутниковых средств без доразведки целей. По другой версии, у многих американских ракет вышел срок хранения и они были неисправны. Также есть предположение, что приборы наведения большинства Tomahawk были отключены внешним воздействием и за этим могут стоять российские системы радиоэлектронной борьбы.

Нужно также заметить, что ВМС США фактически провели для российской ПВО своеобразные учения по отражению массированной атаки американских крылатых ракет российскими средствами ПВО. Причём стоимость этого обучения для ВМС США составила порядка 90 млн долларов, примерно в такую сумму американские СМИ оценивают 59 запущенных крылатых ракет. При этом Министерство обороны РФ не затратило на уникальный опыт ни копейки. Никогда ещё до этого ни на каких учениях и полигонах российские войска ПВО не имели возможности наблюдать реальную массированную атаку американских крылатых ракет Tomahawk, при этом была возможность захватывать их на сопровождение, определять параметры полёта, получать радиолокационные сигнатуры этих средств воздушного нападения. Если учитывать тот факт, что на данный момент в Сирии развёрнуты все российские компоненты системы наблюдения, не сомневаюсь, из этого ракетного удара будет извлечено максимум важнейшей информации. В частности, получен очень полезный опыт слежения за группами крылатых ракет в реальной боевой обстановке, который может оказаться бесценным при дальнейшей боевой подготовке войск, а также при модернизации средств радиолокационного обнаружения, РЭБ и зенитных управляемых ракет.

Военные ждут «Прометея»

Как объясняют эксперты, С-300В4 и С-400 прикрывают только объекты ВС РФ, а за ПВО сирийских объектов отвечают войска Башара Асада. Таким образом, находящиеся в регионе авиабазы Хмеймим ЗРК в принципе не смогли бы сдержать массированный удар, поскольку расстояние до сирийской авиабазы Шайрат составляет порядка 100 километров. Следует учесть, что хотя формально максимальная дальность поражения С-300В4 и С-400 составляет 400 километров, это правило работает только в том случае, если воздушная цель действует на средних и больших высотах, так как С-400 в первую очередь созданы для уничтожения высотных целей – самолётов и вертолётов. Другое дело – крылатые ракеты, которые летят на высотах 30−50 метров, отчего их сложно обнаружить, поскольку мешает рельеф местности. Радары ЗРК на большом расстоянии не видят ракеты, которые очень манёвренны и летят ниже зоны видимости под прикрытием так называемого радиогоризонта. Для увеличения радиовидимости используются различные меры – в частности, в системах ПВО радиолокатор поднимают на вышках. Такая вышка есть и в Хмеймиме, однако она не позволяет увеличить дальность обнаружения до необходимых значений, так что дивизионы С-300 и С-400 в Хмеймиме и Тартусе удалённую цель могли просто не заметить. Однако, подчёркивают эксперты, это совершенно не значит, что российские ЗРК не приспособ­лены для современной войны. Дело в том, что крылатая ракета – очень сложная цель, а когда пуски идут внезапно и массированно, то ПВО бессильны. Кроме того, Россия разместила в Сирии слишком малые силы противовоздушной обороны, а такие системы, как С-400, прикрывают определённую и весьма ограниченную площадь.

К тому же существует вероятность, что часть размещённых в Сирии комплексов вооружены старыми ракетами, что существенно ухудшает характеристики этого передового ЗРК. Напомним, что для данной системы на протяжении нескольких лет не могли создать новую ракету повышенной дальности, которая позволит достичь заявленных тактико-технических характеристик С-400. Недавно в официальных источниках прозвучали заявления, что испытания новой дальней ракеты завершены. В настоящее время сообщается, что новая ракета полностью готова, но скорость производства ракет для С-400 и самих этих ЗРК довольно низкая, соответственно, переоснащение ПВО идёт медленными темпами.

На этом фоне стоит обратить внимание, что практически сразу же после атаки американских Tomahawk в российском Минобороны заявили о скором принятии на вооружение нового зенитно-ракетного комплекса С-500 «Прометей». Военные надеются, что новый ЗРК будет значительно превосходить С-300В4 и С-400 и позволит гарантированно предотвращать массированные удары крылатыми ракетами. Этот комплекс, по оценкам разработчика в лице ОАО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей», представляет собой новое поколение зенитных ракетных систем «земля-воздух» и предназначен для перехвата баллистических ракет с дальностью до 3500 километров на средних и близких расстояниях. Согласно проектной документации «Прометей» способен уничтожать ракеты средней дальности, оперативно-тактические ракеты, а также ракеты в ближнем космосе и, таким образом, будет являться элементом стратегической противоракетной обороны. Однако, как отмечают эксперты, сроки принятия её на вооружение постоянно переносятся. Не исключено, что вновь возникли проблемы с ракетами для С-500, поскольку только недавно они начали проходить лётные испытания. Впрочем, нужно заметить, что американская фирма Lockheed Martin Missiles по заказу Пентагона уже почти 25 лет разрабатывает мобильный противоракетный комплекс дальнего перехвата THAAD (Theater High Altitude Area Defense), однако создать работоспособную систему всё никак не получается.

Александр Горьков, бывший начальник зенитных ракетных войск ВВС РФ:

– Маршрут полёта Tomahawk был тщательно спланирован и выстраивался так, чтобы максимально удалить ракеты от средств ПВО и радиолокаторов, в связи с чем маршрут проходил вне зон боевого применения российских ЗРК, тщательно обходили зоны огня. И это неудивительно – подобная тактика, полностью исключающая риски, применялась и в Югославии, и ранее на Ближнем Востоке. Это, пожалуй, была двойная перестраховка, ведь С-400 способен обнаружить крылатые ракеты только на дальности прямой видимости. Также сложно сказать, почему было одновременно применено такое большое количество ракет. Поскольку данные объективного контроля отсутствуют, говорить о том, что такое количество было пущено для гарантированного прорыва российской системы ПВО, основания нет.

Если у Минобороны есть информация, что до цели не долетело 36 ракет, я не вижу основания этому не доверять. Во всяком случае такие сбои теоретически вполне возможны и объяснимы. Например, произошёл отказ техники или были с ошибками введены данные для программы наведения. Перед пуском в бортовые устройства вводится карта местности, определяется маршрут полёта, также на борту работают такие устройства, как параметрический высотомер, который считывает расстояние относительно поверхности моря, и радиовысотомер – разница между этими значениями говорит о рельефе. Тomahawk шли на предельно малых высотах от 50 до 100 метров с огибанием рельефа местности, из-за чего любая ошибка при введении данных или сбой в радиовысотомере могли привести к потере ракеты.

К тому же американцы используют инерциальную систему наведения, когда на конечном участке для повышения точности попадания в определённую цель может срабатывать головка наведения или радиолокационная, или оптическая – на этом этапе также возможны ошибки. Скорее всего были использованы исключительно технические методы наведения ракет, использовались данные со спутников, что также могло привести к неправильному прицеливанию. Потому для подготовки подобных операций нужно продолжительное время, необходимо заранее определять объекты, рельефы местности, вводить эти данные и «зашивать» их в программу. Тем более что с эсминца запустить ракеты не так просто – должны быть с хирургической точностью выверены координаты эсминца. Неправильно определены координаты корабля – значит, неправильно будет рассчитан весь маршрут, районы коррекции. Полагаю, всё дело в том, что операция готовилась второпях. Приказ о массированном пуске наверняка стал неожиданностью даже для командования 6-го флота ВМС США, и у американских моряков не было времени на тщательную подготовку.

Правообладатель иллюстрации Getty Image caption Россия усиливает свое влияние в Сирии, размещая там С-400

После того как российский бомбардировщик Су-24 был сбит турецкими ВВС, Москва усиливает свой контингент в Сирии.

Российские бомбардировщики теперь будут оснащены ракетами класса "воздух-воздух", а крейсер "Москва" подойдет ближе к сирийскому побережью, чтобы обеспечить дополнительную поддержку российской авиабазе, размещенной рядом с сирийским портом Латакия.

Но самым значительным усилением российских позиций в Сирии будет развертывание противовоздушного комплекса С-400. Его пусковые установки и радиолокационные машины уже находятся на российской базе.

С-400 – самый современный российский противовоздушный комплекс большой дальности. С базы в Латакии ракеты "земля-воздух" С-400 могут поразить цели, находящие в радиусе, включающем большую часть территории Израиля, восточное Средиземноморье (включая Кипр, где размещены база британских ВВС), большую часть Турции.

Защита "боевых единиц"

Мощные радары С-400 дают детальную картину "воздушного пейзажа" в радиусе еще большем, чем достигают его ракеты.

Например, они могут следить за воздушными операциями коалиции и за тем, что делают израильские ВВС.

Производитель: "Алмаз-Антей"

Размещение: база Хмеймим недалеко от города Латакия, поступил на вооружение российской армии в 2007 году

Дальность действия: 400 км

Скорость: до 4,8 км в секунду

Высота поражения цели: 30 км, может отслеживать несколько целей одновременно

Типы целей: самолеты, крылатые ракеты, крылатые ракеты средней дальности, дроны и другие радиоуправляемые воздушные системы слежения.

Источник: Концерн "Алмаз-Антей"

  1. Радар раннего обнаружения отслеживает движение объектов и передает информацию в командный центр, который определяет потенциальные цели
  2. Цель определена, и командный центр отдает приказ открыть огонь
  3. Координаты цели отправляются ближайшему к цели комплексу, и он начинает запуск ракет "земля-воздух"
  4. Всевысотный обнаружитель сопровождает цели и помогает наведению ракеты

__________________________________________________________________________________

Конечно, я не считаю, что Россия развертывает зенитно-ракетную систему С-400 для того, чтобы помешать действиям коалиции в Сирии. Однако Москва делает таким образом серьезное заявление. Она посылает однозначный сигнал, и не только Турции, но и общественному мнению в России, что намерена защищать свои воздушные силы всеми методами, которые посчитает необходимыми.

Однако трудно предположить, что С-400 действительно будет направлена против истребителей коалиции. Учитывая их количество в Сирии, будет непросто не только отследить их все, но и выделить среди них именно турецкие. Но присутствие в Сирии этого комплекса заметно осложнит для коалиции планирование действий.

Официальные представители НАТО и США были весьма немногословны относительно С-400, однако один высокопоставленный дипломат НАТО признал, что развертывание этого противовоздушного комплекса, а также других новейших систем "в Сирии, где действует много других стран", делает ситуацию еще более сложной.

С момента размещения С-400 количество авиаударов коалиции уменьшилось, а большую часть заданий выполняют дроны. Однако пока трудно судить, отражает ли уменьшение числа авиаударов опасения по поводу С-400 или же это просто естественное снижение интенсивности ударов.

Правообладатель иллюстрации Getty Image caption Запуск ракеты C-400

Когда я беседовал с секретарем НАТО Йенсем Столтенбергом о потенциальной угрозе, которую может нести размещение С-400 в Сирии, он был сдержан в конкретных прогнозах, однако увидел в том, что в радиус действия комплекса входит территория Турции, часть российской стратегии.

По его словам, Россия разместила вдоль всех своих западных границ новейшие защитные комплексы, для того чтобы в случае кризиса предотвратить вмешательство НАТО.

Развертывание С-400 еще раз указывает на необходимость диалога между странами коалиции и Россией.

Израиль уже активизировал переговоры с Москвой.

В минувшие выходные израильский министр обороны Моше Яалон отметил, что российский самолет нарушил воздушную границу Израиля, однако никаких действий против него предпринято не было, так как он не рассматривался как потенциальная угроза.

Пока НАТО публично продолжает подчеркивать, что сделает все, чтобы защитить суверенитет Турции, в приватных разговорах слишком многие говорят о том, что Турции не мешало бы проявлять поменьше упрямства.

Пользователи Сети в понедельник с утра выкладывают «разведданные» о том, что российская военно-транспортная авиация установила воздушный мост Чкаловский - Моздок - Хмеймим.

«Что они доставляют, пока не известно. Но уже понятно, что происходит что-то экстраординарное», - уверены на основании анализа сайта Flightradar24 эти самодеятельные расследователи .

Секретную историю услышать не хотите ли

Правда, через несколько минут тот же пользователь уточнил, что в три самолета загружены пункты боевого управления (ПБУ) 55К6Е ЗРС С-400 «Триумф».

Членкор Академии военных наук Александр Бартош , однако, высказал сомнение в том, что эти сообщения соответствуют действительности.

Сомнение вызывает в первую очередь не содержание этих сообщений, а то, как они выглядят. Некий аноним имеет возможность с близкого расстояния сфотографировать процесс погрузки боевой техники на военном аэродроме, раздобыть полетные планы авиации ВКС России, моментально выложить их на всеобщий доступ в интернет… Это выглядит как-то неубедительно, - сказал он «Ридусу».

Другой источник «Ридуса» (высокопоставленный отставной генерал) строго на условиях анонимности также предположил, что сообщения о переброске в Сирию систем ПБУ могут быть провокацией или фантазией его автора.

Только непосредственный участник этой погрузки, если таковая имела место, мог получить возможность вплотную подойти к борту на военном аэродроме. Если это не выдумка, тогда автор этих снимков и сообщений должен уже быть в разработке ФСБ, - предположил бывший военачальник.

На 12:00 МСК сообщений о каких-то перебросках в Сирию чего-то экстраординарного, однако, не появилось ни в каких официальных или полуофициальных СМИ, русско- и англоязычных, даже в таких, которые непременно бы ухватились за подобную сенсацию.

Из вызывающих доверие источников можно назвать разве что газету «Коммерсантъ », которая сообщила, что Россия после крушения самолета Ил-20 может поставить в Сирию системы ПВО, правда, не С-400, а С-300, призванные ограничить действия израильской авиации.

Однако в сообщении, появившемся в 08:40 МСК, речь о поставках С-300 в Сирию тоже идет исключительно в качестве возможности, а не как о свершившемся факте.

Может ли повториться история с МН17?

В понедельник министр обороны РФ Сергей Шойгу , что Россия в ближайшее время поставит Сирии ЗРК С-300, чтобы охладить «горячие головы».

Поставка С-300 в Сирию - вопрос практически решенный, поэтому не так важно, опередил ли анонимный информатор события или нет, говорит координатор ближневосточных исследований Института стратегических исследований и прогнозов Дмитрий Егорченков .

Необходимость замены устаревших С-200 обсуждалась уже давно, и трагедия с Ил-20 стала катализатором этого решения. Поэтому дело не только в „охлаждении горячих голов“, о чем упомянул Сергей Кожугетович, но и в гарантии, что трагедия 17 сентября не повторится, - сказал он «Ридусу».

Факт «дружественного огня» стал возможен в первую очередь не из-за «коварной подставы» со стороны ВВС Израиля, а из-за того, что системы С-200 не снабжены инструментом распознавания цели («свой-чужой»). Следующие версии комплексов ПВО, 300-е и 400-е, такими системами снабжены.

Радиус поражения комплексов С-200, как и С-300, составляет 250-300 км. Таким образом, в зоне их досягаемости оказывается зона ожидания для воздушных судов, следующих на Кипр, не говоря уже о том, что сама Сирия прекрасно видна с борта лайнеров, следующих из Москвы в израильский аэропорт Бен-Гурион и обратно. Однако С-300 гораздо более избирательна при выборе цели, чем ее предшественница.

Поэтому перевооружение сирийских ПВО более новыми образцами не только усилит обороноспособность армии Асада, но и укрепит безопасность полетов гражданской авиации в этом регионе, говорит Егорченков.

Несмотря на то, что в Сирии идет война, там не введена бесполетная зона, поэтому нельзя стопроцентно исключить, что „слепая“ противовоздушная ракета может перепутать цель и вместо истребителя противника нацелиться на гражданский авиалайнер. Российские военные в воскресенье как раз подчеркивали, что израильские боевые самолеты ставили в том числе под угрозу безопасность полетов гражданской авиации, - напоминает эксперт.

Официальный представитель Минобороны РФ Игорь Конашенков в воскресенье заявил, что российское военное ведомство утвердилось во мнении насчет виновности израильских ВВС в произошедшей трагедии.

Вам и ракета в руки

На самом деле опасность для гражданских лайнеров от заблудившихся ракет С-200 не настолько велика, чтобы указывать на это в качестве причины поставок в Сирию ракет С-300, считает военный эксперт Антон Лавров .

Несмотря на то, что С-300 и С-400 намного „умнее“, чем С-200, все-таки последнее слово остается не за ракетами, а за ракетчиками. Управлять и теми и другими могут только профессиональные, специально обученные операторы, и доверять такие системы новобранцам никто не станет, - сказал он «Ридусу».

Человеческий фактор потому так важен в обращении с ракетами ПВО, что время на принятие решения в боевой ситуации идет на секунды и важно, чтобы ракетчик не растерялся в гипотетической ситуации, если ракета захватила не тот объект, какой предполагается.

Даже на устаревших С-200 имеется система, позволяющая менять траекторию ракеты вплоть до момента поражения цели. Кроме того, на всех ракетах есть система самоподрыва. Но в обоих ситуациях экипаж ракетной установки должен этой ситуацией владеть, а не обреченно смотреть, как ракета захватила неправильную мишень! - подчеркивает эксперт.

Он напоминает, что за годы войны в Сирии бывали инциденты, когда ракеты улетали весьма далеко от намеченных целей, но их экипажи успевали среагировать и уничтожить ракеты в воздухе.

Понятно, что обломки все равно будут продолжать двигаться по баллистической траектории до намеченной цели. Но ущерб от попадания облака мелких обломков или даже целой ракеты, но с неактивированной боеголовкой, будет несоизмеримо меньше, чем если боеголовка взрывается. Во всяком случае, все эти заблудившиеся ракеты не причинили никому никакого урона, - говорит Лавров.

С того момента, как Россия разместила зенитную ракетную систему С-400 «Триумф» в Сирии, в зарубежных СМИ не утихают разговоры о том, насколько эффективна эта система, и о способах борьбы с ней. Американский военный эксперт Тайлер Роговей порассуждал на эту тему в своём блоге Foxtrot Alpha, а Михаил Ходарёнок, главный редактор газеты «Военно-промышленный курьер», прокомментировал его записи.

Фото РИА Новости

Тайлер Роговей в своём блоге отметил, что некоторые американские военные эксперты и военные журналисты считают, что панацеей от С-400 можно называть новейший самолёт радиоэлектронной борьбы Boeing EA-18 Growler, но это не так. Отдельно взятый самолёт вряд ли сможет полностью подавить все радиоэлектронные средства зенитного ракетного полка, оснащённого ЗРС C-400, тогда как «Триумф» вполне сможет поразить Growler очередью ракет, если он находится в зоне поражения хотя бы одного из дивизионов.

«Уникальные возможности США в области радиоэлектронной борьбы (РЭБ) и подавления радиолокационных станций включают не только Growler, но и много других вспомогательных платформ и систем. Это комплексная экосистема вооружения и сенсоров включает в себя разведывательные летальные аппараты, кибернетические войны и взлом, активное подавление ПВО и атакующего вооружения противника, малозаметные летательные аппараты и дальнобойные боеприпасы, применяемые вне зоны досягаемости средств поражения противника. Последние два особо действенны, если их применять вместе, добавив средства РЭБ» , - пишет Роговей.

Михаил Ходарёнок соглашается с этим утверждением, отмечая высокую подготовку и профессионализм американцев в ведении радиоэлектронной борьбы:

«США – мастера ведения РЭБ. Они имеют самую передовую технику для радиоэлектронного подавления. От конфликта к конфликту они не повторяются, и у них наверняка есть какой-то необычный сюрприз, уже приготовленный для очередного противника».

Организованные помехи - действительно самое страшное оружие для зенитного ракетного вооружения. Эксперт напоминает, что Турция заявляла, что имеет развёрнутые наземные станции РЭБ Koral. Но об их тактико-технических характеристиках ничего не известно.

Главред «Военно-промышленного курьера» замечает, что гарантировать подавление ЗРС С-400 системой Koral и самолётом Growler нельзя:

«Это уравнение со многими неизвестными. Какие именно помехи? С какой дальности? С какой интенсивностью? Какая мощность? С какого азимута? На каких частотах? Каким конкретно радиоэлектронным средствам оно ставится?»

Эксперт Тайлер Роговей рассуждает, что для уничтожения системы ПВО предполагаемого противника, располагающей ЗРС С-400, нужно использовать целый комплекс различных инструментов ведения войны. Так, предполагается комбинировать работу стелс-самолётов с дальнобойными припасами, запуск обычных (не стелс) самолётов со скрытых платформ и многое другое.

«Например, F-16 может подлететь на расстояние радиуса поражения высокоточной крылатой ракеты класса «воздух - поверхность» AGM-158 JASSM, а F-35 - на расстояние поражения малоразмерной бомбы. Если к этому добавить подавление помехами, эти расстояния уменьшаются в зависимости от проводимой тактики и технических и материальных возможностей для реализации этой тактики. Проблема заключается в том, что против серьёзного соперника придётся учитывать, что у него не одна зона пусковых установок и не один радар, а целый набор различных систем, включающий и летальные аппараты, и ЗРС» , - написал он.

Однако Михаил Ходарёнок напоминает, что ЗРС С-400 - это тоже не абсолютное оружие и её нужно использовать во взаимодействии с другими видами вооружённых сил и родами войск.

«Если работает Growler, то в первую очередь задачи по поражению этого самолёта РЭБ должны быть поставлены истребительной авиации. Если помехи создаются с наземных станций РЭБ, то по ним нужно нанести бомбово-штурмовые удары или поразить их огнём дальнобойной артиллерии и ракетных войск. То есть надо создавать условия для выполнения ЗРС-400 боевых задач» , - продолжает эксперт.

Американский специалист много внимания уделяет работе на безопасном расстоянии вне зоны досягаемости боевых средств поражения противника:

«Возможности приборов обнаружения ПВО становятся только лучше, также как и растёт радиус поражения ракет «земля - воздух», поэтому, возможно, придётся использовать скрытые ракеты дальнего действия, объединённые в одну сеть. Или же стелс-самолёты дальнего действия и другие приёмы, в том числе подавление (на расстоянии), чтобы ослабить и в конце концов разрушить систему воздушной обороны. В итоге, работая вне зоны досягаемости средств поражения противника, можно ослабить его ПВО. Тогда, например, можно подлететь поближе и использовать истребитель со стелс-ракетами средней дальности, вместо того чтобы запускать ракеты дальнего действия издалека. В то же время, обычные (не стелс) самолёты могут атаковать ракетами дальнего действия, таким образом освобождая пространство для атаки стелс-самолёту. А беспилотники - ложные цели со средствами РЭБ на борту могут быть использованы вместе с атакующими боевыми единицами, чтобы углубиться в территорию врага, по пути выводя из строя средства воздушной защиты».

Ходарёнок повторяет, что боевое применение ЗРС С-400 тоже нужно рассматривать в комплексе, в рамках заблаговременно созданной системы противовоздушной обороны.

«В частности, в Сирии выстроена трёхэшелонная зенитная ракетная оборона. На дальних рубежах действует ЗРС С-400, на средней дальности - ЗРК «Бук-М2», а ЗПРК «Панцирь-С1» выполняет задачи уже на ближних подступах к охраняемому объекту. Это достаточно устойчивая группировка» , - заявляет он.

Главред «Военно-промышленного курьера» сомневается и в утверждении про работу противника на безопасных расстояниях:

«Во-первых, зона поражения у ЗРС С-400 достаточно большая, во-вторых, пропущенную цель может подхватить «Бук» либо «Панцирь».

Условия применения С-400

По мнению Михаила Ходарёнка, ЗРС С-400 и другие средства ПВО могут быть применены только в двух случаях. Во-первых, в случае полномасштабного военного конфликта:

«Если это будет применено, то только в условиях гипотетического вооружённого столкновения с США или Турцией, что не входит в планы ни первых, ни вторых. Но в целом подобную ситуацию следует рассматривать как крайне маловероятную».

Во-вторых, в случае нарушения госграницы Сирии в воздушном пространстве самолётами других государств. Здесь Ходарёнок имеет в виду в первую очередь Турцию, если турецкие истребители углубятся в воздушное пространство Сирии.

«Эту возможность оценили уже и американцы, и турки. Турки прекратили полёты и нанесение ударов по территории Сирии, так как есть большая вероятность, что в этом случае они будут уничтожены огнём ЗРС С-400» , - говорит он.

В то же время российский военный эксперт обращает внимание, что любое поражение самолёта огнем ЗРК/ЗРС будет иметь труднопрогнозируемые последствия. Так, например, если по самолёту будут выпущены ракеты, он может выполнить противоракетный манёвр, развернуться и полететь обратно на свою территорию. Ракеты могут его догнать (их скорость - почти 2 км/с), истребитель упадёт на территории Турции и может при этом разрушить какой-нибудь крайне значимый гражданский объект. Однако если он нарушит государственную границу, будет подбит и упадёт на территории Сирии, то

«по всем международным нормам мы имеем право на открытие огня и уничтожение самолёта-нарушителя. Этот вариант развития событий - наиболее вероятный».

Что касается инцидента со сбитым Су-24, Михаил Ходарёнок предполагает, что если бы ЗРС С-400 на тот момент уже была развёрнута в Сирии, то атаки на российский самолёт могло бы и не быть.

Общая оценка материала: 4.2

АНАЛОГИЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ (ПО МЕТКАМ):

Разрешение на взлет американцам и туркам придется просить у Москвы МАКС-2015 показал новые ракеты класса «воздух-поверхность» Ракетный комплекс «Бастион» ЕвроПРО получит асимметричный ответ

Тайлер Роговей в своём блоге отметил, что некоторые американские военные эксперты и военные журналисты считают, что панацеей от С-400 можно называть новейший самолёт радиоэлектронной борьбы Boeing EA-18 Growler, но это не так. Отдельно взятый самолёт вряд ли сможет полностью подавить все радиоэлектронные средства зенитного ракетного полка, оснащённого ЗРС C-400, тогда как «Триумф» вполне сможет поразить Growler очередью ракет, если он находится в зоне поражения хотя бы одного из дивизионов.

«Уникальные возможности США в области радиоэлектронной борьбы (РЭБ) и подавления радиолокационных станций включают не только Growler, но и много других вспомогательных платформ и систем. Это комплексная экосистема вооружения и сенсоров включает в себя разведывательные летальные аппараты, кибернетические войны и взлом, активное подавление ПВО и атакующего вооружения противника, малозаметные летательные аппараты и дальнобойные боеприпасы, применяемые вне зоны досягаемости средств поражения противника. Последние два особо действенны, если их применять вместе, добавив средства РЭБ», - пишет Роговей.

Михаил Ходарёнок соглашается с этим утверждением, отмечая высокую подготовку и профессионализм американцев в ведении радиоэлектронной борьбы: «США – мастера ведения РЭБ. Они имеют самую передовую технику для радиоэлектронного подавления. От конфликта к конфликту они не повторяются, и у них наверняка есть какой-то необычный сюрприз, уже приготовленный для очередного противника». Организованные помехи - действительно самое страшное оружие для зенитного ракетного вооружения. Эксперт напоминает, что Турция заявляла, что имеет развёрнутые наземные станции РЭБ Koral. Но об их тактико-технических характеристиках ничего не известно.

Главред «Военно-промышленного курьера» замечает, что гарантировать подавление ЗРС С-400 системой Koral и самолётом Growler нельзя: «Это уравнение со многими неизвестными. Какие именно помехи? С какой дальности? С какой интенсивностью? Какая мощность? С какого азимута? На каких частотах? Каким конкретно радиоэлектронным средствам оно ставится?»

Эксперт Тайлер Роговей рассуждает, что для уничтожения системы ПВО предполагаемого противника, располагающей ЗРС С-400, нужно использовать целый комплекс различных инструментов ведения войны. Так, предполагается комбинировать работу стелс-самолётов с дальнобойными припасами, запуск обычных (не стелс) самолётов со скрытых платформ и многое другое.

«Например, F-16 может подлететь на расстояние радиуса поражения высокоточной крылатой ракеты класса «воздух - поверхность» AGM-158 JASSM, а F-35 - на расстояние поражения малоразмерной бомбы. Если к этому добавить подавление помехами, эти расстояния уменьшаются в зависимости от проводимой тактики и технических и материальных возможностей для реализации этой тактики. Проблема заключается в том, что против серьёзного соперника придётся учитывать, что у него не одна зона пусковых установок и не один радар, а целый набор различных систем, включающий и летальные аппараты, и ЗРС», - написал он.

Однако Михаил Ходарёнок напоминает, что ЗРС С-400 - это тоже не абсолютное оружие и её нужно использовать во взаимодействии с другими видами вооружённых сил и родами войск. «Если работает Growler, то в первую очередь задачи по поражению этого самолёта РЭБ должны быть поставлены истребительной авиации. Если помехи создаются с наземных станций РЭБ, то по ним нужно нанести бомбово-штурмовые удары или поразить их огнём дальнобойной артиллерии и ракетных войск. То есть надо создавать условия для выполнения ЗРС-400 боевых задач», - продолжает эксперт.

Американский специалист много внимания уделяет работе на безопасном расстоянии вне зоны досягаемости боевых средств поражения противника: «Возможности приборов обнаружения ПВО становятся только лучше, также как и растёт радиус поражения ракет «земля - воздух», поэтому, возможно, придётся использовать скрытые ракеты дальнего действия, объединённые в одну сеть. Или же стелс-самолёты дальнего действия и другие приёмы, в том числе подавление (на расстоянии), чтобы ослабить и в конце концов разрушить систему воздушной обороны. В итоге, работая вне зоны досягаемости средств поражения противника, можно ослабить его ПВО. Тогда, например, можно подлететь поближе и использовать истребитель со стелс-ракетами средней дальности, вместо того чтобы запускать ракеты дальнего действия издалека. В то же время, обычные (не стелс) самолёты могут атаковать ракетами дальнего действия, таким образом освобождая пространство для атаки стелс-самолёту. А беспилотники - ложные цели со средствами РЭБ на борту могут быть использованы вместе с атакующими боевыми единицами, чтобы углубиться в территорию врага, по пути выводя из строя средства воздушной защиты».

Ходарёнок повторяет, что боевое применение ЗРС С-400 тоже нужно рассматривать в комплексе, в рамках заблаговременно созданной системы противовоздушной обороны. «В частности, в Сирии выстроена трёхэшелонная зенитная ракетная оборона. На дальних рубежах действует ЗРС С-400, на средней дальности - ЗРК «Бук-М2», а ЗПРК «Панцирь-С1» выполняет задачи уже на ближних подступах к охраняемому объекту. Это достаточно устойчивая группировка», - заявляет он.

Главред «Военно-промышленного курьера» сомневается и в утверждении про работу противника на безопасных расстояниях: «Во-первых, зона поражения у ЗРС С-400 достаточно большая, во-вторых, пропущенную цель может подхватить «Бук» либо «Панцирь».

Условия применения С-400

По мнению Михаила Ходарёнка, ЗРС С-400 и другие средства ПВО могут быть применены только в двух случаях. Во-первых, в случае полномасштабного военного конфликта: «Если это будет применено, то только в условиях гипотетического вооружённого столкновения с США или Турцией, что не входит в планы ни первых, ни вторых. Но в целом подобную ситуацию следует рассматривать как крайне маловероятную».

Во-вторых, в случае нарушения госграницы Сирии в воздушном пространстве самолётами других государств. Здесь Ходарёнок имеет в виду в первую очередь Турцию, если турецкие истребители углубятся в воздушное пространство Сирии. «Эту возможность оценили уже и американцы, и турки. Турки прекратили полёты и нанесение ударов по территории Сирии, так как есть большая вероятность, что в этом случае они будут уничтожены огнём ЗРС С-400», - говорит он.

В то же время российский военный эксперт обращает внимание, что любое поражение самолёта огнем ЗРК/ЗРС будет иметь труднопрогнозируемые последствия. Так, например, если по самолёту будут выпущены ракеты, он может выполнить противоракетный манёвр, развернуться и полететь обратно на свою территорию. Ракеты могут его догнать (их скорость - почти 2 км/с), истребитель упадёт на территории Турции и может при этом разрушить какой-нибудь крайне значимый гражданский объект. Однако если он нарушит государственную границу, будет подбит и упадёт на территории Сирии, то «по всем международным нормам мы имеем право на открытие огня и уничтожение самолёта-нарушителя. Этот вариант развития событий - наиболее вероятный».

Что касается инцидента со сбитым Су-24, Михаил Ходарёнок предполагает, что если бы ЗРС С-400 на тот момент уже была развёрнута в Сирии, то атаки на российский самолёт могло бы и не быть.