Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Что привезти с афона болящему. Можно ли взять с собой в паломничество детей? Что запрещено на Афоне

На пристани в Дафни с отъездом автобуса стало немноголюдно. Опять появился старенький монах Силуан с весёлым лицом. Он на парапете причала разложил плоды своих монашеских трудов - четки всевозможных видов и цветов - и, как рыбак, прищурившись на отблески солнечных бликов в воде моря, стал терпеливо ожидать, когда у него «клевать начнет». Святогорский калькулятор не дает иноку сбиться со счета положенного правила Иисусовых молитв. Это я о четках. Бусинки и узелочки, которые теребят пальцы подвижника, навыкают его памятовать только о Боге, не пуская в душу суету, разрушающую чистое моление. Пожалуй, это лучший сувенир, который стоит привозить с Афона. И, направляясь к монаху Силуану, я точно знаю, что эти четки плели здесь, на Святой горе, те, кто молится за весь мир. А все остальное может быть изготовлено где угодно и привезено на Афон для лучшей реализации.

Я начал перебирать четки, копаясь в разноцветной куче, сваленной отцом Силуаном на старую затертую дерюгу, отыскивая те самые, которые я повезу своим духовно близким людям. Мне нравятся шерстяные черные сотни, с крестом на конце. В них не вплетено ничего лишнего, они своею чернотой открывают богатство духовных самоцветов - молитв.

Затем, уже раздавая эти сувениры на Родине людям не монашеской жизни, я, конечно же, ничего не рассказывал об умном делании. Можно совершенно случайно неокрепшую душу ввести в соблазн, а там от прелести до психического расстройства один шаг. Я просто пояснял, что если им будет нелегко однажды, то пусть они возьмут черные бусы четок и почитают вслух Богородичное правило или молитву мытаря: это лучше любых успокаивающих капель. Это всегда эффективное лекарство. А тем более, лекарство это приготовлено пальцами подвижников удела Пресвятой Богородицы.

Игорь с Георгиевичем скрылись в утробе одного из сувенирных магазинчиков. Я, приобретя несколько шерстяных сотен-четок, потянулся за ними, авось и там найдется что-нибудь полезное для тех, кто меня ждет дома.

Отец Николай, гляньте, эту икону я хочу привезти своему начальнику, как вы считаете, подойдет?

Вот этот образ, отец Николай, в комнату супруги, как вы думаете?

Это меня атаковали мои спутники, уже к тому времени окончательно превратившиеся в смиренных афонитов, все делающих по благословению. И я активно включился в процесс приобретения икон и сувениров, благословляя или наоборот, советуя посмотреть что-то другое. И дело здесь даже не в том, что мне было что-то лучше известно, в чем-то я, может быть, и не разбирался совсем, но моим спутникам, просто не у кого было спросить - это раз, а еще подобным поведением родитель приучает взрослеющих детей к правильным духовным манерам - это два. Поступая не самочинно, а по совету, человек, старающийся жить согласно Евангелию, страхует себя от многих бесовских ловушек.

Эту сувенирную лавочку стоит описать. Ведь эти строки рассчитаны на тех, кто еще не был на Афоне, или на тех, кто там не в состоянии оказаться по житейским мотивам. Помещение магазинчика приблизительно 3,5х5метров. Пространство внутри делят двусторонние стеллажи, предлагая вашему вниманию церковный или околоцерковный товар. На полках иконы в самом различном исполнении - от ламинированных карманных образов, до дорогих ювелирных и писаных. Отдельно располагается витрина с золотыми и серебряными изделиями. В большом шкафу у левой стены, лежат под стеклом греческие скуфеи различных размеров. Скуфеи на Афоне трех видов: суконные, легкие хлопчатобумажные и вязаные, наподобие еврейской кипы. В отличие от русской шлемоподобной, греческие скуфейки круглой, цилиндрической формы. Стоят они от 20 евро.

Рядом на плечиках висят образцы футболок. Черные, с коротким рукавом, из хлопка, с афонским крестом на груди в круге с надписью «Агион Орос». При близком рассмотрении оказывается, что сделаны эти футболки в Таиланде - вот такой эксклюзив. Жилетки. Подрясники. Магнитики от 1,5 до 3 евро с символикой самой афонской. У выхода посохи в особой подставке. Книжки об Афоне на различных языках и карты полуострова.

Я ходил, толкался среди благоухающих различными ароматами товаров, брал в руки, рассматривал, ставил на место и вдруг поймал себя на мысли, что мне хочется привезти домой что-то такое, что через мое обоняние будет мне напоминать афонскую атмосферу надмирности. Напоминать воздух, пропитанный ароматом средиземноморских трав, цветов, цитрусов. И тут мой взгляд упал на многочисленные целлофановые пакетики с засушенными растениями. Продавец по-русски объяснил мне, что это афонский чай. Не меньше пятидесяти видов различных цветов, лепестков, стебельков, напоминающих наши лекарственные сборы, и каждый пакетик сопровождается греческой инструкцией с историей данной травы и правилами её употребления. Продавец не смог мне ничего особенного рассказать о травах, а только повторял: «О! Это Афонский чай!» и причмокивал губами, стараясь свои пристрастия передать и мне. Я взял наугад несколько пакетов. Когда я уже рассчитался, продавец повел меня к батарее разноформенных бутылок с местным самогоном или водкой. Показывая мне на каждое изделие, он сопровождал указующий жест комментариями, где сей напиток произведен, в каком монастыре и из какого сырья, при этом губами он причмокивал гораздо громче. Я взял бутылочку водки с надписью, как и на майке, самую тонкую и высокую по форме, подумав про себя, как ко мне будут приходить друзья и я, заварив кофе, поднесу рюмочку узо и расскажу при этом о местной экзотике.

Ребята разошлись не на шутку. Прикинув приблизительно, сколько они потратили на подарки, я решил этот процесс приостановить: этак нам даже на пирожок в аэропорту ничего не останется.

Владимир Георгиевич, Игорь, заканчивайте! Скоро паром, идемте, еще немножко посидим у Яниса!

Одну минутку, отец Николай, Вы где такую бутылочку взяли?

И процесс приобретения, слегка притормозив, продолжился с новой силой.

В августе 2016 я совершил 10 дневную паломническую поездку на Афон, с целью побывать в святых местах (для православных всего мира - одно из главных святых мест, почитается как земной Удел Богородицы.), прикоснуться к живой традции которой на Афоне уже более 1000 лет и посмотреть на корни Православия изнутри, тк все таки исторически можно говорить о том что данная традиция и религия пришла в Россию именно из Греческой Византии.

Про сам Афон сказано много, проще прочесть в других местах.

Если кратко то попасть на полуостров можно только на пароме или катере из Уранополиса, и вам нужен Диамонитирион (пермит), без него не получится.

Свежевыданный выглядит он так:
Диамонитирион надо заказывать заранее, можно самостоятельно, можно воспользоваться услугами по помощи. Сам Диамонитирион стоит 25 евро, за услуги сверху - как найдёте. Диамонитирион бывает общий, или Генико, или же от конкретного монастыря.

Если общий - то вы можете останавливаться в любом монастыре (если примут), если частный, то у вас есть "ваш" монастырь, в котором вас примут точно, а другие могут и нет. Выдается данный пермит на 4 дня, затем его нужно (можно) продлевать в Карее (столица Афона). Я продлевал, некоторые нет.

На Афоне - свои правила. Общие, и плюс в каждом монастыре свои, о них, а так же расписание вам скажут при заселении.
Из общих стоит отметить то, что женщин на Афон не пускают, в море купаться запрещено, и по всему полуострову нельзя ходить в шортах: на своем примере могу сказать что при наличии местных служб следящих за порядком, не желательно даже подворачивать брюки на пару отворотов,
Насчёт рубашек не так строго, от меня потребовали быть с длинным рукавом только в Свято-Пантелеймоновом (Русский) на трапезе и на службе. Для тех, у кого не было - предлагался набор не очень чистых на вешалках. Лучше иметь свою, короче говоря. В дальнейшем, мне встречался один парень, который ходил и на службы тоже в футболке с заметной надписью If assholes can fly this place will be an airport, и ему это сходило с рук))

Далее в хаотичном порядке:
1) Если вы любите чай, а так же если планируете использовать продукты для которых нужен кипяток (сублиматы)- берите кипятильник. В некоторых монастырях сделать кипятка можно попросить монахов, но только в определенное время, пока Архондарик (типа приемной) открыт. Только в Русском мне встретился аппарат с кипятком, но и он тоже в помещении где свой график. В основном же Греки пьют кофе. Как-то раз я заваривал чай налив кипятка из душа.

2) на втором месте по пользе я бы поставил тройник. Иногда приходилось ночевать в помещениях где-то человек на 35-40, в которых одна розетка. Тогда вы по-королевски вынимаете того, кто уже заряжается, втыкаете тройник, и точно заряжаетесь сами. Вообще, не лишним может оказаться дополнительный аккумулятор.

3) если вы планируете восхождение на гору - спальник и коврик НУЖНЫ. Я положился на информацию в интернете, что можно позаимствовать их в Панагии (небольшая церковь с где-то 15-20 койками). Мой подъем попал на праздник (Вознесение), причём я еще специально пошёл за день до него, и то, людей было около 80 человек. (Когда я уходил - люди ещё прибывали) Спали везде, мест особо не было даже вокруг церкви. Ночь я провёл на лавке (благо её никто не занял). Да, не смотря на жару днём, и не большую высоту горы - ночь была реально холодной, это тоже стоит учитывать (я был в августе). Сам подъем не сказать что трудный (особенно если с Тибетом сравнивать). Многие идут вообще в неподходящей для этого обуви, хотя встречаются и люди в горных ботинках для высот где снег (по мне так избыточно). Идеально, думаю легкие трекинговые ботинки или трекинговые кроссовки. Проблема в том, что тут нужен какой-то разумный компромисс, если вы едете на Афон не только чтобы подняться на гору, но и ходить по полуострову и жить в монастырях - две пары обуви вы вряд ли станете с собою брать. Я ходил в кроссовках, если не торопиться то маршрут вполне проходится даже без поддержки голеностопа, хотя и не так удобно как в чём-то более прочном. Традиционно подъем делают в два дня, ночуют в монастыре Святого Павла или в ските Святой Анны, и оттуда поднимаются до Панагии. Там ночуют и на утро поднимаются до вершины. На фото Панагия и видна вершина.

4) нужна баклажка из хорошего пластика или фляга, где-то на литр (мне кажется оптимально), где её наполнять питьевой водой - мест достаточно. Летом очень жарко, иногда в день я выпивал под 3 литра воды. На фото источник пресной воды, хотя вкус немного соленый. В основном же вся вода на полуострове дождевая, её накапливают. Нехватки нет. Именно источники и родники встречаются не часто.

5) фонарик само собой

6) очень хорошо показала себя одежда из хорошей быстросохнущей синтетики (типа dryчего-нибудь). Хорошая долго не заванивается, стирать особо будет некогда и условия часто к этому не располагают. Исходя из этого стоит брать и все остальное по количеству (бельё, носки).

7) в среднем, распорядок обычно такой: в 3 или в 4 утра(чаще в 4) - служба. В районе 7 легкий завтрак, затем опять служба, где-то до 9-10. Иногда нет. Иногда до 12. Это все еще связано с днями недели, я до конца не понял как. Тем не менее, в 11-12 обед. Затем окно, Затем в 17 служба, часа 2, после сразу ужин, после ужина выносят мощи, после службы -повечерье, где-то до 21. Отбой.
Разные монастыри в период от 18 до 21 закрываются, и попасть в них уже нельзя. Обычно, начало службы и другие процессы отбиваются стуком, чаще деревянным (специальная колотушка и доска).

8) Когда вы приходите в монастырь первым делом надо найти Архондарик (приемную) - по старой традиции,там вас встречают стаканом холодной воды, ракией (водка), и лукумом. В некоторых правда такого не было. Далее, если вы резервировали место - то все просто, если нет - то вам могут отказать, сославшись на то что мест нет. Одному отказывают с меньшей вероятностью чем группе. В некоторых монастырях (Симонопетра, к примеру), места наверняка есть, но они все равно отказывают, отправляя в соседний. По пути в Симонопетру мне встретился один Румын, он пожелал мне удачи в заселении и рассказал как он 10 лет ездил в него, и собирал отказы. На 10ый год он их все продемонстрировал им и его приняли. Да, само проживание и питание в монастыре для паломника ничего не стоит, то есть бесплатно.
На фото Симонопетра, самый высокогорный на Афоне.

9) Если вас не заселяют, или вы просто зашли в монастырь проходя его, стоит в Архондарике попросить приложиться к мощам (Агиа липсон на Греческом), чаще всего не отказывают, хотя бывает трудно найти того, у кого ключи.

10) Помогает карта Афона, та что ниже - лучшая, что я нашел в интернете в плане разрешения. Неоднократно ей пользовался, и заливал всем в телефон кого встречал. В Уранополисе и на самом острове можно купить еще в большем разрешении, с детализацией включая пещеры, источники воды, скиты и каливы и тд, я таку купил но к сожалению где-то по пути оставил на привале на южном склоне. В интернете есть так же обильные описания святынь и мощей по каждому монастырю, с историей, ими удобно пользоваться с целью понять куда вам надо и зачем.

11) в кафе в Карее есть Wi-fi

12) при каждом монастыре есть лавка, у неё свой режим, обычно на ней написано когда открыта. Монастыри делают вино, мыло, четки, иконы, масло, и тд цены различаются. Мне упоминали, что самый недорогой это Иверский, но самому узнать не удалось - в него я не попал тк он был закрыт для паломников в связи с праздниками. Что-то можно купить в магазинах в Карее, и в Дафнии (основной порт отплытия-приплытия)

13) От монастыря к монастырю можно добраться пешком, везде есть указатели. Заблудиться довольно трудно, если только очень хочется, и скорее в южной части в скалах. Из общественного транспорта - так же ходят маршрутки от монастыря к монастырю, и есть водное сообщение катерами и паромами.

Маршрутки работают по принципу приблизительно 50 евро на всю маршрутку, поэтому сколько человек набилось и кому оказалось по пути - такая и стоимость для каждого. Расписание обычно узнается в монастыре, обычно рано утром уходят две и все. Паромы ходят два, один доставляет и увозит паломников, другой ходит по Юго-западной части полуострова. Стоимость полуостров или обратно на сколько я помню 7 евро, по полуострову 2-3. Есть так же катера, на них надо заказывать места заранее и они дороже.

14) Змеи есть, я видел. Наверное ядовитые, не проверял. говорили еще есть скорпионы.

15) Из личных цигунско-субъективных впечатлений более всего запомнились части креста на котором был распят Иисус (разного размера фрагменты хранятся в разных монастырях, те что побольше "фонят" заметно сильнее), и две чудотворные иконы: Скоропослушница в Дохиаре, не помню какая в Свято-Пантелеймоновом.

16) Если что-то еще вспомню допишу, или можно спросить по почте или в соцсетях.

PS Да, кстати, я не крещенный. Особых проблем это не вызывало.




Паломничество на Афон

Паломнический центр «Благословенный Афон» занимается организацией паломнических поездок на Гору Афон для мирян и священнослужителей. Нами разработаны 7 программ посещения Святой Горы Афон:

  1. (организованные группы от 8 до 12 чел);
  2. (жена в отеле, муж с сыном на Афоне);
  3. (весь Афон за 2-3 дня);
  4. (несколько раз в месяц);
  5. (проживание в монастыре Ватопед);
  6. (программа по определенным святыням Афона);

Наш паломнический центр предоставляет:

  • Исчерпывающую информацию о Святой Горе Афон и поездках по телефону и в нашем ;
  • Прямые авиа перелеты Москва-Салоники-Москва;
  • Выполняем прямые авиа перелеты из 15 регионов РФ в Салоники.
  • Оформление диамонитириона (за сутки, общий или от конкретного монастыря);
  • Оформление медицинской страховки на период пребывания в Греции;
  • Быстрое оформление шенгенской визы, без анкеты (за 2 рабочих дня)
  • Любой трансфер на автомобиле и автобусах по Греции;
  • Резервацию любого отеля в Греции и Уронополисе.
  • Предоставление скоростного катера и автомобиля (джип, минивен, автобус) на Горе Афон;
  • Предоставление переводчика, сопровождающего и путеводителя по Афону;
  • Резервация ночлега в необходимых монастырях по факсу;
  • Консультирование, планирование маршрутов и советы по пребыванию;
  • Обеспечение картами и необходимыми материалами (памятка паломника на 12 листах );
  • Служба поддержки по телефону в Москве, Салониках и на Афоне;
  • Организация отдыха и паломничества в Греции для жен и детей;
  • Скидки монашествующим и священнослужителям;
  • Скидки группам;
  • Услуга срочный вылет. Через 3 дня после обращения уже на Афоне;
  • Оперативно отвечаем на email и осуществляем деятельность на основе договора;

— читайте тут.

Святая Гора Афон… Сердце православного человека замирает в священном трепете при этих словах.

Второй Удел Богородицы на земле. По преданию, Пресвятая Богородица на корабле направилась на Кипр, чтобы навестить епископа Лазаря Четверодневного. Внезапно налетевшая буря вынесла корабль к греческому полуострову-горе Афон, названному в честь мифического греческого героя Афона. Жители острова исповедовали язычество, поклоняясь обитателям пантеона, собрания божеств, известных нам по древнегреческим мифам. До сих пор на афонской земле находятся камни, на которых приносили кровавые жертвы богам.

Пресвятая Владычица наша Дева Мария силой своей проповеди обратила местных жителей в христианство и, покидая гору Афон, сказала: «Се в жребий Мне бысть Сына и Бога Моего! Божия благодать на место сие и на пребывающих в нем с верою и со страхом и с заповедями Сына Моего; с малым попечением изобильно будет им вся на земле, и жизнь небесную получат, и не оскудеет милость Сына Моего от места сего до скончания века, и аз буду тепла заступница к Сыну Моему о месте сем и о пребывающих в нем». С тех пор гора Афон находится под особым покровительством Пресвятой Богородицы.

Когда-то множество русских верующих бывало на Афоне. Но после революции поток паломников иссяк, русские монастыри Святой Горы опустели. И только с 90-х годов ХХ столетия паломничество на Афон вновь стало доступно многим верующим. Спустя годы забвения мы как будто снова открываем для себя эту частичку Рая на земле, сад Богородицы, как нежно с сыновней любовью называют его наши паломники.

За два прошедших дестятилетия волна русских на Афон только набирала силу. Едут сюда изо всех уголков русской земли, чтобы вознести свои молитвы Богородице, нашей Заступнице усердной, чтобы Ей исповедать все свои печали и горе, принести благодарные молитвы Богородице за исцеление и помощь, поклониться местам, по которым ступала нога Пресвятой Владычицы, открыть душу той благодати, которая окружает полуостров, ведь неспроста именуют его Святая Гора Афон. После долгих лет незнания словно открылась плотина, и поток паломников хлынул в Удел Богородицы.

Учителя и бизнесмены, врачи и военные, епископы, митрополиты и смиренные послушники монастырей, инвалиды и те, кого Бог не обделил здоровьем, направляют свои стопы к саду Богородицы вкусить плода божественной благодати, впитать молитвенную атмосферу полуострова, почувствовать явное присутствие Матери Божьей, Которая не оставляет свой Удел и по сей день. Нет другого места на земле, где Пресвятую Владычицу нашу не видели бы столь часто, как на горе Афон.

Паломнический центр «Благословенный Афон» специализируется на организации паломничества на Афон. Поездки на Афон, организованные нашим центром, дают возможность без волнений и лишних затрат воплотить в реальность несбыточное прежде желание посетить это благодатное место. Паломнический центр «Благословенный Афон» подготовит вас к поездке с учетом всех нюансов. Мы будем сопровождать вас в вашем путешествии, и в любой момент вы сможете обратиться к нам за консультацией и поддержкой. Паломничество с центром «Благословенный Афон» дает нам уникальную возможность соприкоснуться с древним, почти не изменившимся христианством, с его чистотой и непосредственностью, с его великими святынями, Богом дарованной красотой и щедростью благословенной Богородицей земли.

Советы о том, что можно привезти из Афона в подарок или в качестве сувенира.

Гипсовые статуэтки монахов
Одним из эксклюзивных сувениров из Афона являются гипсовые статуэтки монахов. Мастерство исполнения не самое высокое, но самобытность данных сувениров делает их очень приятным подарком. При желании можно собрать целый монастырь, который украсит уголок коллекционера и любителя путешествий. Стоимость 4-5 евро позволит каждому приобрести оригинальный сувенир.
Купить статуэтки из гипса можно в сувенирных лавках Уранополиса и Афона.

Оливки и оливковое масло
Съездить в Афон и не привезти баночку оливок – это уже давно считается кощунством. Ведь именно эти плоды являются неоспоримым символом Греции . Лучше всего воспользоваться ассортиментом местного рынка, где можно сразу попробовать и купить приглянувшийся сорт. Если говорить о масле, то отличные варианты вы найдете в Санторини по довольно высокой стоимости.
Продаются оливки и оливковое масло в любом продовольственном супермаркете.

Натуральная косметика
Популярным подарком женщинам является греческая косметика. Основой ее является олива с добавлением различных ароматических масел. Если вы хотите привехти недорогой и практичный сувенир, сделайте выбор в пользу мыла. Лавки с натуральной косметикой предлагают широкий выбор кусочков в разной ценовой категории.
Косметика из сладкой сосновой смолы также довольно популярна. Собирают мастику на острове Хиос, а продают по всей стране. Антибактериальные и противоаллергические свойства делают эту косметику невероятно полезной. Ее многие используют в качестве лекарственного средства.

Алкогольные напитки
Ценители крепких алкогольных напитков обязательно пробуют узо и метаксу. Узо – анисовая водка, в которую добавлены ароматные травы, а метакса – винная смесь бренди с добавлением трав. Терпкий рубиновый кагор с горы Афон, несомненно, является одним из самых востребованных напитков в городе. Особенно примечательно оригинальное оформление бутылочек, на которых изображены греческие боги. Такой сувенир определенно станет украшением коллекции.
Купить спиртные напитки можно в сувенирных отделах супермаркетов.

Произведения греческого искусства
Отличным сувениром из Греции станет репродукция известной статуи или античная ваза. Огромный выбор подобных изделий встречается в каждой сувенирной лавке. Если вы любите изобразительное искусство, вы по достоинству оцените холсты с греческими пейзажами, написанные маслом или акварелью. Отличающиеся по технике исполнения и размеру картины также разнятся в цене.

Одежда и обувь
Порадовать себя покупкой традиционной одежды с греческим орнаментом может каждый турист в Афоне. Вы можете также купить оригинальную и удобную обувь по вполне доступной стоимости. Греческие босоножки или шлепанцы можно купить в районе 30-40 евро. Для пожилых родственников вы можете приобрести универсальную ортопедическую обувь со специальными стельками и супинаторами.

Афон - советы о поездке

    • Снимать посуточно квартиры в городах РФ и ближнего зарубежья очень удобно с сайтом Суточно.ру а включая дальнее зарубежье на знаменитом сайте Airbnb
    • Искать и бронировать отели очень удобно с помощью вот этого сервиса Hotellook или еще можно попробовать RoomGuru – более подробно я изложил .
    • Авиабилеты рекомендую поискать с помощью этого сайта .
    • Билеты на междугородние и международные автобусы можно найти или

Обители Святой Горы Афон оберегают многочисленные христианские святыни, среди которых чудотворные иконы Божией Матери, пояс Пресвятой Богородицы, святые мощи великомученика Пантелеймона, мощи святых и Дары Волхвов.

Икона Божией Матери «Алтарница» («Ктиторисса»)

Икона «покровительница» Обители Ватопед, находится на горнем месте алтаря соборного храма монастыря. По преданию, сын императора Феодосия Великого, Аркадий, попав в кораблекрушение, чудесным вмешательством Божией Матери был вынесен на сушу под куст в местность, где позднее был построен Ватопед, и там же он обнаружил эту икону.
С этой иконой связано произошедшее чудо - когда турецкие пираты напали на монастырь, монах успел опустить икону Божией Матери вместе с частицей животворящего креста Господня в колодец под помостом алтаря и оставил перед святынями зажженной лампаду. Сам же он не успел спастись - его схватили и продали в рабство на Крит. Спустя 37 лет Крит был освобожден от турок, и тогда же получил свободу и монах, который вернулся в обитель. Там он указал тогдашнему игумену Николаю место и попросил, чтобы открыли колодец. И обнаружили, что икона и частица Креста не повреждены, а лампада, которую монах зажег 37 лет назад, по-прежнему горит! То есть совершилось двойное чудо: священные реликвии, попавшие в воду, не погибли, благодаря чуду и заботе Божией Матери, и лампада горела 37 лет, не сгорая!
Так как обе святыни были найдены в понедельник, то, начиная со времени их обретения, в этот день в Ватопедской обители совершается торжественный молебен Божией Матери в соборе, а на следующий день, во вторник, в том же соборе служится торжественная литургия с благословением колива и возношением части просфоры в честь Богоматери. Такое постоянное празднование продолжается вот уже девять столетий и как нельзя лучше свидетельствует об истинности события, глубоко запечатленного в преданиях Ватопедской обители. Особая торжественность этого празднования видна уже из одного того, что литургия во вторник служится в соборном храме, тогда как, по установившимся правилам, она на Святой Горе служится в соборах только по воскресным и праздничным дням, в будни же всегда в придельных церквах, или параклисах. Ктиторская икона ныне находится в алтаре соборного храма, на горнем месте, почему называется еще «Алтарницею», а Крест остается запрестольным.

Икона Божией Матери «Всецарица»

Чудотворная икона «Всецарица» находится возле восточной колонны соборного храма Ватопедской обители. Она написана в 17-м веке и явилась благословением известного на Афоне старца Иосифа Исихаста своим ученикам.
Сохранился рассказ приснопамятного старца об этой иконе. В ХVІІ веке перед иконой Божией Матери «Всецарица» появился странный человек. Он стоял, что-то невнятно бормоча. И вдруг лицо Богородицы блеснуло, подобно молнии, и какая-то невидимая сила бросила молодого человека на землю. Придя в себя, он сразу отправился исповедоваться отцам обители в том, что он жил далеко от Бога, занимался оккультизмом и пришел в монастырь, чтобы проверить свою силу на святых иконах. Чудотворное вмешательство Богородицы вдохновило молодого человека изменить свою жизнь. Он исцелился от душевного недуга и после этого остался на Афоне.
Так эта икона впервые проявила свою чудотворную силу. Позже стали замечать, что эта икона оказывает благотворное влияние и на больных с различными злокачественными опухолями. Само имя иконы - Все-госпожа, Bсe-повелительница - говорит о ее особой, всеобъемлющей силе. Впервые явив свою чудотворную силу против волшебных чар - а ведь увлечение оккультными "науками" распространилось подобно раковой опухоли, - «Всецарица» имеет благодать исцелять не только страшнейшую из болезней современного человечества, но и зависимости детей от алкоголя и наркотиков, что подтверждено многочисленными чудесами и перед первообразом на Афоне и перед списками иконы во всем мире.

Икона Божией Матери «Геронтисса»

На северо-восточном склоне Святой Горы, на отвесной скале у самого моря находится монастырь Пантократор, основанный в 1361 году греческим императором Алексеем Стратопедархом. В этом монастыре хранятся чтимые святыни: частицы животворящего древа Креста Господня, части мощей апостола Андрея Первозванного, святителей Иоанна Милостивого, Иоанна Златоуста и Афанасия Константинопольского, преподобного Иоанникия Великого, священномученика Харалампия, имеется и редкая ценность – Евангелие святого Иоанна Кущника. Но, пожалуй, едва ли не более всего почитается в монастыре чудотворная икона Божией Матери «Геронтисса», что значит «Старица» или «Настоятельница».
История появления этого наименования связана с чудом. Благочестивый игумен Пантократора заболел и, получив откровение о своей скорой смерти, попросил отслужить литургию и причастить его. Священник медлил, пока не услышал исходящий от иконы (которая тогда находилась в алтаре) голос, призывавший его незамедлительно исполнить волю игумена. Испуганный иеромонах поспешил выполнить повеление Богородицы: приступил к богослужению и причастил умирающего, после чего тот мирно отошёл ко Господу.
Следующее чудо случилось во времена владычества турок на Балканах - монастырь подвергся нападению мусульман. Иноверец, попытавшийся расколоть образ на щепы, чтобы раскурить от них трубку, был поражен слепотой. Испугавшись, икону бросили в колодец неподалеку от обители. Там «Геронтисса» и пролежала 80 лет и была обретена, в целости, афонскими монахами. Местонахождение иконы им было указано родственниками ослепшего святотатца, который раскаялся перед смертью.
Еще одно поразительное чудо произошло в XVII веке. В монастыре случился тогда столь сильный голод, что братия начала постепенно уходить. Игумен убеждал всех просить о помощи Божию Матерь и сам усердно молился. И Пресвятая Владычица не посрамила его упования! Однажды утром братья заметили, что из кладовой, где находились в то время лишь пустые сосуды, льется елей. Войдя внутрь, они были поражены: из одного кувшина, сохраняющегося, как говорят, до сих пор, масло непрерывно лилось через край. Иноки возблагодарили Пресвятую Заступницу за скорую помощь, а в память этого события на иконе был изображен кувшин с переливающимся через край елеем. Совершалось от образа и много других чудес. Так, по молитвам перед этой иконой Богоматерь многократно являла Свое особое попечение о пожилых людях, излечивала от различных болезней, в том числе и от рака. Ее списки стали появляться во многих храмах Греции, и было замечено, что она исцеляет от бесплодия, помогает при родах, оказывает явную помощь в работе и учебе. От этого и почитание иконы Божией Матери «Геронтисса» в Греции сейчас широко распространено.

Икона Божией Матери «Достойно Есть»

В X веке один старец жил отшельнически со своим послушником недалеко от столицы Афона Кареи. Свою уединенную келью, названную в честь Успения Пресвятой Богородицы, монахи оставляли редко. Случилось, что старец отправился однажды на воскресное всенощное бдение в Протатский храм Успения Пресвятой Богородицы; ученик же его остался стеречь келью, получив от старца наказ совершить службу дома. При наступлении ночи он услышал стук в дверь и, отворив, увидел незнакомого монаха, которого принял почтительно и приветливо. Когда наступило время всенощной службы, они оба начали молитвенные песнопения. Далее пришло время величать Пресвятую Богородицу, оба встали пред Её иконою и начали петь: «Честнейшую Херувим и славнейшую Серафим...». По окончании молитвы гость сказал: “У нас не так величают Богоматерь. Мы поем прежде: «Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную, и Матерь Бога нашего» - и после этого уже прибавляем: «Честнейшую херувим…»”. Молодой инок умилился до слез, внимая пению не слыханной им молитвы, и стал просить гостя написать её, чтоб и он научился таким же образом величать Богородицу. Но в келье не оказалось ни чернил, ни бумаги. Тогда гость сказал: «Я напишу тебе для памяти эту песнь вот на этом камне, а ты заучи ее, и сам так пой, и всех христиан научи, чтобы так славословили Пресвятую Богородицу». Начертав на камне эту песнь, он подал его послушнику и, назвав себя Гавриилом, мгновенно стал невидим.
Всю ночь провел послушник в славословии пред иконою Богородицы и к утру пел эту Божественную песню наизусть. Старец, возвратясь из Кареи, застал его поющим новую чудную песнь. Послушник показал ему каменную плиту и рассказал всё, как было. Старец объявил о том собору святогорцев, и все, едиными устами и единым сердцем, прославили Господа и Матерь Божию и воспели новую песнь. С тех пор Церковь воспевает архангельскую песнь «Достойно есть», а икону, пред которою она была воспета Архангелом, перенесли в Протатский собор торжественным крестным ходом. Плита с начертанною Архангелом песнью доставлена была в Константинополь в царствование Василия и Константина Порфирородных, в патриаршество св. Николая Хризоверха (983-996). Келья и поныне известна на Афоне под именем «Достойно есть». Каждый год во второй день Пасхи на Афоне проводится Крестный ход с чудотворной иконой Божией Матери «Достойно есть». Этот традиционный святогорский праздник проходит с удивительной торжественностью и по своему масштабу напоминает Крестные ходы Византийской империи.

Икона Божией Матери «Иверская»

Невдалеке от Иверской обители на морском берегу до наших дней сохранился чудотворный источник, забивший в тот момент, когда на афонскую землю ступила Богородица; это место называется Климентова пристань. И именно к этому месту чудесным образом, в огненном столпе, явилась по морю известная теперь всему миру Иверская икона Божией Матери.
Первое известие о ней относится к IX веку – временам иконоборчества, когда по приказу еретической власти в домах и храмах уничтожали и предавали поруганию святые иконы. Некая благочестивая вдова, жившая недалеко от Никеи, хранила у себя заветный образ Богоматери. Скоро это открылось. Пришедшие вооруженные воины хотели отнять икону, один из них ударил святыню копьем, и из лика Пречистой потекла кровь. Со слезами помолившись Владычице, женщина пошла к морю и опустила икону в воду; образ стоя двинулся по волнам. Об иконе с пронзенным ликом, пущенной по морю, узнали на Афоне: единственный сын этой женщины принял монашество на Святой горе и подвизался рядом с тем местом, где когда-то причалил корабль, везший на Кипр Саму Божию Матерь. Однажды насельники Иверского монастыря увидели на море огненный столп высотой до неба – он поднимался над образом Богоматери, стоящим на воде. Иноки хотели взять икону, но чем ближе подплывала лодка, тем дальше в море уходил образ. Братия стали на молитву в главном соборе Иверского монастыря и стали просить Богородицу позволить забрать Её чудотворную икону. Икону смог взять только старец Гавриил, который жил в Иверском монастыре. Получив во сне указание от Богородицы, он пешком пошёл по воде, взял икону и вынес её на берег. Монахи святыню разместили в алтаре, однако уже на следующий день образа на месте не оказалось. После долгих поисков его нашли на стене над монастырскими вратами и отнесли на прежнее место. Однако наутро икона опять оказалась над воротами. Так повторялось до тех пор, пока образ не оставили на этом месте. Его назвали Вратарницей, или Привратницей, а от имени обители икона получила наименование Иверская и после этого «Вратарница» никогда не покидала пределов Иверона. В ответ на просьбы мирян монахи посылали списки чудотворного образа. Икону лишь три раза в году выносят из параклиса, где она пребывает постоянно:
– накануне Рождества Христова после девятого часа она торжественно переносится братией в собор и остается там до первого понедельника после праздника Собора Иоанна Предтечи;
– с Великой Субботы до понедельника Фоминой недели. Во вторник Светлой седмицы совершается торжественный Крестный ход по территории монастыря;
– на Успение Пресвятой Богородицы.
Главное служение Иверской иконы – помощь страждущим – прекрасно выражена словами тропаря: «От святыя иконы Твоея, о Владычице Богородице, исцеления и цельбы подаются обильно, с верою и любовию приходящим к Ней, тако и мою немощь посети, и душу мою помилуй Благая, и тело исцели благодатью Твоею, Пречистая» .

Икона Божией Матери «Игуменья Горы Афонской»

Святая Гора Афон называется уделом Пресвятой Богородицы, так как издревле находится под особым Её покровительством. В некоторых афонских монастырях, существует традиция не иметь должности игумена, так как игуменьей считается Сама Божия Матерь. Произошло это согласно преданию в І веке, через несколько лет после Вознесения Господа нашего Иисуса Христа. Божия Мать, спасаясь от гонений, воздвигнутых Иродом в Палестине, готовилась по выпавшему ей жребию отправиться в Иверскую землю. Но ей явился Ангел и сказал, что дар апостольства ей предстанет на другой земле. Корабль, на котором Богородица с Апостолами направлялась на остров Кипр попал в бурю и причалил к Афонской горе, населенной язычниками. Пресвятая Дева, вышла на берег и возвестила евангельское учение. Народ принял Божию Матерь и слушал Её проповеди, затем уверовал и крестился. Силой Своей проповеди и многочисленными чудесами Богородица обратила местных жителей в христианство. Она поставила там начальником и учителем одного из Апостольских мужей и сказала: «Место сие да будет Моим жребием, который дан Мне Сыном и Богом Моим!». Потом, благословив народ, присовокупила: «Благодать Божия да прибудет на месте сем и на пребывающих здесь с верою и благоговением, и соблюдающих заповеди Сына и Бога моего. Потребные к жизни на земле блага будут иметь они в изобилии с малым трудом, и жизнь небесная уготовится им, и не оскудеет милость Сына Моего до скончания века. Я буду Заступница места сего и теплая о нём Ходатаица перед Богом». В честь этого была создана икона Божией Матери «Игуменья Святой Горы Афонской». Она была написана в начале ХХ века, по заказу греческого губернатора Афона, одним из мастеров в бывшей келии Свт. Николая Чудотворца на Афоне. В ковчеге иконы помещены частицы Креста Господня и мощей Святых. Данная икона очень почитаема не только на Святой Горе Афон, но и за её пределами. Произошедшие чудеса творимые от образа Богородицы прославили её и сделали весьма известной.

Икона Божией Матери «Млекопитательница»

Первоначально икона находилась под Иерусалимом в Лавре святого Саввы Освященного. Святой Савва, умирая (а было это в 532 году), оставил пророчество о посещении Лавры царственным паломником Саввой из Сербии и наказал даровать ему «Млекопитательницу» в благословение.
Минуло шесть веков, шло четырнадцатое столетие. И вот пророчество сбывается - святитель Савва, первый архиепископ Сербский (сын князя, отказавшийся ради монашеской жизни наследовать отцовский престол) посетил Палестину. Когда он молился у гроба Саввы Освященного, своего небесного покровителя, стоявший тут же игуменский жезл преподобного неожиданно упал на пол, а икона Пресвятой Богородицы, стоявшая до того неподвижно, вдруг несколько раз наклонилась. Расценив все это как знак исполнения древнего пророчества, монахи отдали Савве Сербскому и завещанную ему «Млекопитательницу» (вместе с другой иконой Божией Матери - «Троеручицей»), и игуменский жезл.
Святитель Савва Сербский привез образ Божией Матери «Млекопитательница» на Святую Гору Афон и поставил её в церкви при приписанной к Хиландару келье, которая впоследствии была названа Типикарницей, так как там хранился устав (типик) святителя Саввы. В знак особого почитания чудотворная икона была поставлена в иконостасе не по левую сторону от царских врат, а по правую, где обыкновенно помещают образ Спасителя. Икону же Господа Вседержителя поставили по левую сторону от царских врат, то есть там, где должна стоять икона Богоматери.
Богословский смысл святого образа очень глубок: «Мать вскармливает Сына, так же Она питает наши души, так же и Бог кормит нас «чистым словесным молоком Слова Божьего (1 Петр 2,2), дабы мы, возрастая, переходили от пищи молочной к твердой (Евр. 5,12)». Также икона Божией Матери «Млекопитательница» защищает матерей и детей, а также помогает кормящим матерям.

Икона Божией Матери «Одигитрия»

Ксенофонтская икона Божией Матери «Одигитрия» на протяжении веков хранилась в соборном храме Афонского Ватопедского монастыря.
В 1730 году святыня (несмотря на запертые двери храма и монастыря) внезапно исчезла из обители. Насельники Ватопеда посчитали, что чудотворный образ был похищен кем-то из братии, и приступили к его поискам. Вскоре до монахов дошел слух, что «Одигитрия» находится в Ксенофонтской обители, расположенной в трех часах ходьбы от Ватопеда. В Ксенофонт была послана делегация ватопедских монахов, которые поинтересовались у ксенофонтской братии, как у них очутился этот образ и услышали, что он был найден в соборе и монахи сами не знали, как он туда попал.
После этого насельники Ксенофонта предложили ватопедским монахам забрать чудотворную икону Божией Матери «Одигитрии» и возвратить ее на обычное место. И действительно чудотворный образ Божией Матери вернули в Ватопед, поставили его в собор на прежнее место и приняли все необходимые меры, чтобы случившееся не повторилось.
Однако некоторое время спустя икона Пресвятой Богородицы вторично покинула Ватопедскую обитель и непостижимым образом снова явилась в Ксенофонте. Узнав о том, что икона вновь найдена в Ксенофонтской обители, насельники Ватопеда поспешили в этот монастырь и в течении нескольких часов молились перед иконой. После этого возвращать икону не стали. Ватопедские монахи поняли случившееся чудо как волю Богородицы и побоялись забирать «Одигитрию» в свой монастырь, но в знак своего благоговения они решили доставлять для чудотворного образа в Ксенофонт свечи и елей для лампады.
В 1875 году в Ксенофонте произошло еще одно удивительное событие. В монастырь прибыл некий протестант (который, как и другие сторонники этого учения, не почитал икон). Во время экскурсии по храму ему показали чудотворный «Ксенофонтский» образ Божией Матери и рассказали о многочисленных чудотворениях совершаемых по молитвам у этой святыни. Выслушав монахов, протестант с сарказмом и насмешкой «обратился» к Богородице:
- Так это ты, та самая прославленная «Одигитрия», которая творит чудеса? Неужто и мне сможешь сделать сейчас какое-нибудь чудо, чтобы я поверил?
Он не успел даже договорить свои слова, как внезапно, словно пораженный молнией, пал на землю. Монахи поспешили прийти к нему на помощь, но протестант не мог пошевелиться. Парализованным он оставался вплоть до самой своей смерти.
В настоящее время образ Одигитрии в Ксенофонте находится в соборном храме у колонны левого клироса, то есть на том же месте, на каком она стояла в Ватопеде. День ее памяти торжественно празднуется и в Ватопедской и в Ксенофонтской обители.

Икона Божией Матери «Отрада и Утешение» («Парамифия»)

Фреска XIV века, которая некогда находилась в правом конце внешнего притвора соборного храма монастыря Ватопед, но после произошедшего чуда была отделена от стены и перенесена в особый придел во имя Божией Матери «Парамифия» («Увещание»).
В древности в Ватопеде был обычай, согласно которому, выходя из собора после утрени, монахи прикладывались к находившейся тогда во внешнем притворе иконе Божией Матери и игумен давал привратнику ключи от закрытых в вечерние часы врат Обители, чтобы тот их отворил. Монастырское предание говорит нам о том, что 21 января 1320 года, когда игумен по обыкновению вручал ключи привратнику, икона ожила и Божия Матерь сказала: «Не открывайте сегодня врата, но поднимайтесь на стены и прогоните разбойников». Тогда младенец Иисус, находившийся в объятиях Богородицы, пытался ручкой заградить уста Своей Матери, сказав Ей: «Не надо, Мати моя, не говори им. Пусть они получат то, что заслужили, потому что небрегут о своих монашеских обязанностях». А Богородица, взяла ручку Христа, отвела от своих уст и воскликнула, обращаясь к монахам второй раз: «Не открывайте сегодня врата Обители, но поднимайтесь на стены, прогоните разбойников и покайтесь, потому что Сын Мой гневается на вас».
По завершении диалога, Богородица и Младенец снова замерли на иконе, но уже в том виде, в каком это видно сегодня: Божия Матерь удерживает ручку Христа чуть ниже Своих уст, голова Её повёрнута в попытке уклониться от неё, а выражение лица таково, что исполнено безграничного снисхождения, сострадательной любви и материнской нежности, в то время как Христос имеет грозный вид. Услышав предостережение, монахи поспешили на стены обители и увидели, что пираты, действительно, окружили Ватопедский монастырь и ожидали, когда откроют ворота, чтобы его разграбить. Так благодаря чудесному вмешательству Богородицы монастырь был спасен. В память об этом событии монахи затеплили и поддерживают неугасимой лампаду перед иконой. Каждую пятницу в параклисе, где хранится чудотворный образ, совершается Божественная литургия, и каждый день служится молебен. Кроме того в Ватопеде долгое время существовал обычай совершать монашеские постриги в приделе «Парамифии». Икона Богородицы «Отрада и Утешение» известна своей защитой от стихийных бедствий, а также покровительством солдат во время военных действий.

Икона «Пояс Пресвятой Богородицы»

В Ватопедском монастыре хранится Пояс Пресвятой Девы Марии, который в наши дни разделен на три части. Предание рассказывает, что пояс и риза Богородицы перед её успением были отданы Девой Марией двум иерусалимским вдовам, которые передавали реликвии из поколения в поколение. При императоре Восточной Римской империи Аркадии пояс Пресвятой Богородицы был доставлен в Константинополь и помещен в золотой ларец, запечатанный императорской печатью, который обрел свое место в построенном Феодосием Младшим храме во имя Пресвятой Богородицы – Халкопратийской церкви. Ковчег был вскрыт при императоре Льве VI (886-912) и внутри был найден Пояс, опечатанный золотым хрисовулом императора Аркадия, содержащим точную дату его положения - 31 августа. Причиной открытия ковчега послужила супруга василевса Зоя. Она была обуреваема душевным недугом и молилась Богу об исцелении. Ей приснился сон, что она излечится, если на нее возложат Пояс Богородицы. Тогда император приказал патриарху открыть ковчег. Предание повествует, что пояс был распростёрт над больной, и она тотчас совершенно исцелилась от недуга.
После падения Константинополя святыня покинула город. Часть Пояса и доныне хранится в монастыре Ватопед на Святой Горе Афон, где прославилась множеством чудес и особенно помощью семьям страдающим бесплодием.

Икона Божией Матери «Скоропослушница»

В 1664 году, монах-трапезник монастыря Дохиар, исполняя свое послушание, по ночам спускался из кухни в подсобные помещения, а чтобы лучше было видно, держал в руках зажженную лучину. По пути он проходил мимо большой иконы Богородицы, которая была написана на внешней стене трапезной во время работ по восстановлению собора в 1563 году. Там по привычке и невниманию он прислонял лучину к стене рядом с иконой, и дым от лучины коптил на образ Богородицы. И однажды, он услышал, как какой-то голос говорит ему: «Монах, не чади мне на икону!». Трапезник испугался голоса, но решил, что это сказал кто-то из братии и не обратил внимания на слова. Он как и прежде ходил мимо иконы с горящей лучиной. По прошествии времени монах снова услышал от иконы слова: «Монах, недостойный этого имени! Долго ли тебе так беспечно и так бесстыдно коптить Мой образ?». И инок моментально ослеп. Только тогда пришло понимание, от кого действительно исходил неведомый глас и утром братия монастыря нашла трапезника распростёртым и молящимся перед образом. Иконе воздали поклонение, а сам же нерадивый монах каждый день слёзно молил Богоматерь простить его прегрешение - не отходя от иконы. И он в третий раз услышал голос Богоматери, которая сказала: «Монах, я вняла твоим молитвам, отныне ты прощен и будешь видеть. Объяви остальным отцам и братьям, подвизающимся в монастыре, что отныне пусть молятся мне при любой нужде. Быстро я услышу их и всех с благоговением прибегающих ко мне православных христиан, потому что Скоропослушницей именуюсь». Вслед за этими радостными словами к монаху вернулось зрение.
Слух о произошедшем перед иконой чуде быстро разошёлся по всему Афону, приводя множество иноков на поклонение образу. Братия Дохиарской обители построила храм, освященный в честь образа Божией Матери «Скоропослушницы». Перед иконой повесили негасимые лампады, и оформили позолоченное поклонное место. Многие чудеса, которые через свою икону совершала Богородица, наполнили его приношениями. Об этом свидетельствует огромное количество пожертвований в виде маленьких серебряных изображений излеченных частей тела, родившихся детей, спасшихся корабликов и так далее, находящихся на цепочках у самой иконы, а также в застеклённом шкафу около неё и на большой фотографии, сделанной, когда переносили накопившиеся изображения с иконы в шкаф. Тогда же был избран особо благоговейный иеромонах (просмонарий) для постоянного нахождения у иконы и совершения перед нею молебнов. Это послушание исполняется и поныне. Также вечером каждого вторника и четверга вся братия монастыря поет перед иконой канон Божией Матери (по греч. «параклис»), священник поминает на ектеньях всех православных христиан и молится о мире всего мира.

Икона Божией Матери «Сладкое Лобзание»

Во времена иконоборчества (829-842) благочестивая жительница Константинополя Виктория, супруга одного из приближенных императора, спасая икону от уничтожения, с опасностью для жизни, чтила и хранила ее у себя в комнате. Муж узнал и потребовал, чтобы она сожгла икону, но Виктория бросила её в море, со словами упования на Божию Матерь. И образ прибыл на Святую Гору, о чём во сне был предупреждён игумен Филофея. На месте, где была найдена икона - при её взятии, забил источник воды. С тех пор и доныне в понедельник Пасхи совершается из монастыря крестный ход на место явления иконы. Но на этом чудеса не прекращались - в 1793 году диакон Иоаникий во время зажигания свечей пред иконой часто сетовал на то, что Богоматерь не заботится об обители, потому как другие монастыри Афона ни в чем не имеют нужды, а Филофей нуждается. И однажды диакон был очень погружен в свою молитву и не замечал ничего вокруг. Внезапно перед ним явилась Богородица и сказала, что его жалобы и сетования напрасны - если бы её попечения не было, обитель не смогла бы существовать. Он напрасно просит достатка - в деньгах нет никакой пользы для обители. Диакон понял, что ошибался, и смиренно просил прощения у Пречистой. Потом он рассказал братии об увиденном.
По молитвам у иконы Богородицы свершилось множество чудес и в наше время. Одно из них произошло в годы немецкой оккупации. Рассказ о нем содержится в книге старца Паисия Святогорца «Отцы святогорцы и святогорские истории»: Во время немецкой оккупации запасы пшеницы в монастыре преподобного Филофея были на исходе, и отцы решили прекратить принимать посетителей. Один благочестивый старец отец Савва, узнав обо всём - начал упрашивать совет обители не делать этого, потому что этим они опечалят Христа и монастырь лишится благословения. Он привел множество примеров из Священного Писания, и его, наконец, послушались. Однако по прошествии какого-то времени в кладовых монастыря оставалось лишь двадцать пять окад пшеницы и больше ничего, и монахи начали довольно язвительно выговаривать отцу Савве: - Отец Савва, пшеница закончилась, что теперь будет? Но благочестивый и исполненный веры старец на это отвечал: - Не теряйте надежды на Гликофилусу. Замесите оставшиеся двадцать пять окад, испеките из них хлеб и раздайте его братии и мирянам, а Бог, как Благий Отец, позаботится о всех нас. Когда у них закончился последний хлеб, то не успели они даже проголодаться, как к пристани монастыря причалил корабль, шедший из Кавалы, и капитан предложил обменять пшеницу, которую он вез, на дрова. Монахи, видя очевидный Промысл Божией Матери, Которая, как Добрая Мать, позаботилась о Своих детях, прославили Бога.
От иконы Божией Матери «Сладкое лобзание» происходило и происходит много чудес. В Греции она очень известна, её списки есть почти во всех храмах. По молитвам к ней больные исцеляются, бесплодные рожают детей, духовно ищущие находят утешение и мир.

Икона Божией Матери «Страстная»

Этот образ Богородицы был единственной реликвией, спасшейся от страшного пожара, который полностью уничтожил монастырь на Крите. Сохранилось предание, что в XIII веке через нее Божия Матерь явила инокам Свою защиту - сделала монастырь невидимым, окутав его туманом, и тем самым спасла от нападения пиратов. После этого события икона получила еще одно названием - «Фовера Простасиа» («Страшная Защита»).
Образ перевезли в монастырь, где до сих пор происходит много чудес, о чем свидетельствуют отцы монастыря и паломники. Вот одно из них: Недавно в лесу монастыря был пожар, монахи побежали на место с образом на руках и вскоре сильный дождь остановил катастрофу.
Совершалось от образа и много чудес. Так, по молитвам перед этой иконой Богоматерь многократно являла Свое особое попечение о людях имеющих проблемы со зрением, излечивала от других различных болезней, в том числе и от рака. Ее списки стали появляться во многих храмах Греции, и кроме вышеописанных чудес было замечено, продолжение явной помощи при пожаре. Находится в одноименной часовне, которая была построена в 1733 году. На Иконе изображена Богородица, держащая Христа в левой руке, ангел, держащий Крест, копье, губу и трость. Вокруг изображены пророки.
Это одна из любимых икон старца Паисия из монастыря Кутлумуш. Он часто приходил в этот монастырь и занимал стасидию прямо напротив этой иконы и молился пока хватало сил.

Икона Божией Матери «Троеручица»

История чудесных исцелений от этой иконы началась в 717 году. Император Лев III Исавр, вступив на византийский престол, начал период иконоборчества – полагая, что поклонение священным изображениям и поклонение идолам равны. В то же время в столице Сирии - Дамаске жил святой Иоанн (Дамаскин) и занимал должность советника халифа. Услышав о заблуждении императора преподобный Иоанн написал три трактата в защиту иконопочитания и переслал их в Византию. Прочитав данные произведения, Лев III был в ярости, но автор посланий находился вне досягаемости и император решил прибегнуть к клевете. От имени Иоанна было составлено подложное письмо, в котором дамасский министр якобы предлагал Льву Исавру свою помощь в завоевании сирийской столицы. Затем это письмо и ответ на него были отправлены дамасскому халифу. Разгневанный правитель приказал немедленно отстранить министра от должности, отрубить ему кисть правой руки и в знак устрашения вывесить её на городской площади. Через некоторое время святой Иоанн получил отсеченную руку обратно и, затворившись у себя, стал молиться перед иконой Богородицы. Вечером приложил кисть руки к обрубку, а наутро, проснувшись, святой Иоанн ощупал руку и увидел её целой и невредимой с небольшим рубцом на месте отсечения. Халиф был удивлён произошедшим чудом и призывал Иоанна вернуться к делам государственного управления, но святой отныне отдавал все свои силы на служение одному Богу. Он удалился в обитель во имя святого Саввы Освященного, где принял иноческий постриг. Сюда же преподобный Иоанн принес икону Божией Матери, ниспославшую ему исцеление. В память о чуде он прикрепил к нижней части иконы изображение кисти правой руки, отлитое из серебра.
В XIII веке икону Божией Матери «Троеручица» преподнесли в дар святителю Савве Сербскому, который перенёс её на свою родину. Во время турецкого нашествия на Сербию, во избежание надругательства над святыней, хранители иконы пешком отправились на Афон, только икону Богородицы везли на осле. Беспрепятственно достигнув Афонского монастыря Хиландар, где святыня была с благоговением принята братией - образ был помещён в алтаре.
Вскоре в монастыре не стало игумена, и насельники обители приступили к выбору нового наставника, но начались распри и разделение. В одно утро, придя на службу, все неожиданно увидели на игуменском месте икону Божией Матери «Троеручица». Подумав, что это проявление человеческих шалостей образ унесли в алтарь, но на следующий день он вновь появился на игуменском месте. Решив испытать это необыкновенное явление, монахи запечатали дверь и окна храма и утром, сняв печати с двери, они вновь увидели икону на игуменском месте. В эту же ночь одному монастырскому старцу явилась Божия Матерь и сказала, что Сама благоволит управлять обителью. С тех пор в Хиландарском монастыре нет должности игумена, а иноки для получения благословения на те или иные монастырские послушания прикладываются к руке Пресвятой Богородицы.
Икона Божией Матери «Троеручица» известна своими исцелениями повреждённых рук и ног, а также при раздорах в семье, тоскливых жизненных ощущениях и прочем душевном неспокойствии.

Икона Божией Матери «Экономисса»

История иконы Богородицы «Экономисса» начинается на Афоне в X веке. Тогда в монастыре на горе Афон случился страшный голод, так что все иноки ушли из святой обители, и старец Афанасий, выдержавший в обители дольше других монахов и смиренно претерпевавший эти тяготы, решил вслед за другими удалиться из монастыря. Но на дороге вдруг увидел женщину под покрывалом и удивился, говоря себе: откуда здесь взяться женщине, когда вход для них сюда невозможен? Однако женщина сама спросила его: «Куда ты идешь, старец?» В ответ св. Афанасий задал Ей вопросы: «Зачем Тебе знать, куда я иду? Ты видишь, что я здешний инок». И затем, пребывая в скорби, он рассказал все, что случилось с его лаврой, на что Женщина ответила: «Только это! И ради куска хлеба ты бросаешь свою обитель?! Вернись! Я помогу тебе, только не покидай своего уединения и не оставляй своей лавры, которая прославится и займет первое место среди всех афонских обителей». «Кто же ты?» спросил изумленный старец Афанасий. «Я Та, имени Которой ты посвящаешь свою обитель. Я Матерь Господа Твоего», отвечала женщина. «И бесы принимают светлые образы, ответил старец. Как мне поверить Тебе?!» «Видишь этот камень, - отвечала Богородица, - Ударь в него посохом, тогда узнаешь, Кто говорит с тобою. И знай, что с сего времени Я навсегда остаюсь Домостроительницею (Экономиссою) твоей лавры». Св. Афанасий ударил в камень, и из него с шумом потекла вода. Пораженный этим чудом старец обернулся, чтобы припасть к ногам Пресвятой Богородицы, но Ее уже не было. Тогда Афанасий возвратился в свою обитель и к великому изумлению нашел, что кладовые монастыря наполнены всем необходимым. Вскоре в обитель вернулись многие из братии.
Согласно воле Царицы Небесной в Великой Лавре с той поры и до сегодняшнего дня не бывает эконома, а только подэконом, или помощник Экономиссы. В память чудесного явления Богоматери св. Афанасию в лавре написана икона Пресвятой Богородицы-Домостроительницы. На этой иконе Богоматерь изображена сидящей на престоле с Богомладенцем на левой руке. С правой стороны престола изображен в молитвенном положении преподобный Михаил Синадский, а с левой св. Афанасий, держащий в руках вид своей лавры, символически изображая тем особенное попечение, покровительство и заботливость, оказываемые обители со стороны Божией Матери. И эту уникальную икону также назвали: «Экономисса». И произошло множество чудес связанных со спасением от безденежья, преодолением финансовых неурядиц, а в современное время и защиты от финансового кризиса и помощью в бизнесе. Афонская икона Божией Матери «Экономисса» стала чрезвычайно популярна и списки с нее расходятся по всему свету.
На месте явления Богоматери св. Афанасию, по дороге к Карейскому монастырю, воздвигнута в честь Ее небольшая церковь во имя Живоносного источника. В этой церкви находится икона, изображающая совершившееся чудо. Здесь же устроена открытая галерея для отдыха поклонников и богомольцев. Источник и доселе обильно струится, утоляя жажду пришельцев и паломников и подавая верующим исцеление.

Икона св. Георгия Победоносца

Монастырь Зограф был основан тремя братьями, болгарами из Охрида, иноками - Моисеем, Аароном и Иоанном. И никак не могли они наименовать основной монастырский храм. Один хотел освятить его в честь Богородицы, второй – свт. Николая, третий – св. Георгия Победоносца. Чтобы решить этот вопрос, они умоляли Бога дать знак и положили на алтарь чистую иконную доску, договорившись посвятить храм тому, чей образ появится на ней. Братья служили ночное всенощное бдение, молясь об исполнении воли Божией и на рассвете, после службы, взглянув на икону, увидели на ней образ святого Георгия. Конечно воля Божия была явной. Одновременно с этим чудом произошло и другое - на сирийской земле, в Фануилевом монастыре, расположенном недалеко от родного города святого великомученика Георгия - Лидды. Об этом чуде зографские монахи узнали позже из уст изумленного игумена и иноков из Сирии, прибывших на Афон. В день появления образа святого Георгия в Зографе в Фануилевом монастыре, на глазах у монахов изображение св. Георгия неожиданно отделилось от доски, поднялось в воздух и скрылось из монастыря в неизвестном направлении. Удивленные иноки долго молили Бога, чтобы Он открыл им, куда скрылся от них чудотворный образ великомученика. Господь услышал молитвы огорченных и испуганных монахов: сам св. Георгий, явившись инокам, утешил их - поведав, что нашел себе место на Святой Горе и предложил им поспешить туда же. Исполняя это веление, монахи вместе с игуменом поплыли на Афон, где поселились в Зографе, потому что именно здесь и нашли оставивший их лик. Но на этом чудеса от иконы не прекратились. Так как слух о произошедшем разнесся далеко, то к иконе начали приезжать паломники. Однажды приехал епископ, который не поверил монахам утверждая, что они всех обманывают - сами написав эту икону. Доказывая это, он ткнул пальцем в лик святого, показывая мазки кисти и т.п. Но палец его неожиданно провалился в доску, как в масло, и там остался. Епископ пытался вытащить его, монахи стали молится, чтобы как-то помочь, но ничего не помогало. Обратились к старцу, он благословил резать. Пригласили лекаря, тот и отрезал епископа от иконы, а фаланга его пальца навсегда осталась. Уже в современное время приезжали ученые-исследователи и просветили рентгеном святыню. Удивлению их не было предела - внутри доски, около ноздри св. Георгия, действительно имеется кончик самого настоящего человеческого пальца. Икону нарекли в честь сирийского монастыря - «Фануилева».
Икона «Аравийская»: Предание монастыря гласит, что икона долго плыла по морским волнам от Аравийского полуострова и, наконец, прибилась к Святой Горе. Среди братии различных монастырей Афона возник спор, какой обители должен принадлежать бесценный образ. Для разрешения раздора старцы предложили положить икону на спину мула и пустить его в самостоятельное путешествие. Монахи выполнили благословение и промысел Божий вывел животное к вратам Зографа. С сердечной радостью иноки этой обители приняли к себе вторую икону великомученика Георгия. В память об этом чудесном событии на том самом месте, где когда-то остановился мул с чудотворной иконой, монахи построили часовню во имя святого Георгия Победоносца.

Икона свт. Николая Чудотворца

Однажды, в середине XVI века Константинопольский патриарх Иеремия I прибыл в монастырь для его освящения и неожиданно для себя стал свидетелем чуда, произошедшего с рыбаками, закинувшими в море сети. Улов оказался необычным, потому что в сетях вместо желаемой рыбы оказалась мозаичная икона святителя Николая, выброшенная когда-то в море иконоборцами. Икону, находившуюся, по преданию, в морских водах более семисот лет, благоговейно и тщательно рассматривали рыбаки и сам патриарх, находившийся в это время на берегу. Все обратили внимание, что к лику святителя Николая приросла большая раковина (ее след заметен и сегодня). Это была обыкновенная, но больших размеров устрица, вросшаяся прямо в икону. Отодрать ее можно было только с силой. Отделенная от чела Николая Угодника перламутровая раковина повредила икону и оставила после себя подобие розово-красной раны – от лобной части до самого зрачка левого глаза. Причем, все заметили, как из этой раны в момент отделения раковины истекла кровь. Константинопольский Патриарх Иеремия I, усмотрев в самом явлении чудотворного образа особенное указание свыше, освятил воздвигнутую на сем месте обитель Ставроникиты уже не во имя св. Иоанна Предтечи, как намеревался, а во имя святителя Николая. Монастырь был построен в 1553 году, а в его соборном храме в честь святителя Николая и расписанном Феофаном Критским, поместили чудотворный явленный образ - икону святителя Николая, известную под греческим именем «Стридис» – «Устрица». Раковину же, отдали Патриарху, и он сделал из половины этой раковины богослужебное блюдо, предназначенное для богородичной просфоры, а из второй половин - панагию, которую в последствии преподнес в дар Патриарху всея Руси Иову.

Икона святого великомученика и целителя Пантелеимона

Почитание святого великомученика и целителя Пантелеимона в наши дни распространено весьма широко, но центром паломничества являются место его казни (в древней Никомидии – современное название город Измит) и гора Афон, с находящимся на ней одноименным монастырем. В Свято-Пантелеимоновом монастыре находится множество святынь связанных с именем святого великомученика. Это и его честная глава, которая появилась в обители после пострига в ней величайшего сербского святого - первосвятителя Саввы Сербского (в миру царевич Растко, сын царя Стефана Неманича I). В память об этом один из его преемников сербский царь Стефан Душан в 1347 году даровал русской обители главу святого Пантелеимона, которая являлась родовой святыней сербского царствовавшего дома, о чем сообщалось в присланном хрисовуле: «Царство мое посвящает обители Россов честную главу святого славного страстотерпца, бессребренника и целителя Пантелеимона, которая имеет на себе плоть, и которая засвидетельствована не только от отца моего и царя, но и от прежде его бывших царей, также от патриархов». С этого времени честная глава великомученика неизменно пребывает в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре.
В монастыре растет маслина, пустившая свой побег от косточки, которую русский монах в начале 20 века принес от древа где по преданию состоялась казнь великомученика. К ней его привязали, чтобы отсечь голову и когда голова святого Пантелеимона покатилась по траве, из раны вместо крови потекла белая жидкость - как молоко. И после того как она впиталась в землю под маслиной - прямо на глазах у людской толпы, на иссохшем дереве появились спелые плоды. Те, которые брали и ели эти чудесные маслины, исцелялись от любых болезней. Когда нечестивый царь Максимиан узнал о таких удивительных событиях, он приказал срубить маслину и сжечь ее вместе с телом великомученика. Но огонь не тронул тела, которое нашли под пеплом догоревшего костра неповрежденным. Через некоторое время на старом корне выросла новая маслина. Именно от этой «воскресшей» маслины была и взята косточка. В 1968 году в русском монастыре на Афоне возник страшный пожар, от которого сгорела почти половина всех строений, вместе с другими горел и больничный корпус, неподалеку от которого была высажена никомидийская маслина. Во время пожара, когда все здание было объято пламенем, вырывавшимся из окон, у которых росла маслина, уже загорелись поленницы дров, окружающие ее с двух сторон, но ни один листочек на самой маслине не сгорел. Это было не единственным ее чудом. Многие из заболевших монахов и паломников, с верой и молитвой съедавших ее плоды, исцелялись от различных болезней и душевных недугов.
Две чудотворных иконы святого Пантелеимона находящихся в соборе Покрова Пресвятой Богородицы и в Пантелеимоновом соборе прославились различными чудотворениями. Кроме исцелений и помощи людям приходящим с верой и молитвой – один образ, во время возмущения братии монастыря, светлыми лучами указал на виновников нарушения спокойствия. Другой образ чудесным образом переносился в Пантелеимонову обитель и изволением Божиим, постоянно уже пребывает в ней на утешение братии.

Икона святого Силуана Афонского

Почитание старца Силуана в Афонском Свято-Пантелеимоновом монастыре, началось задолго до его официальной канонизации. За рубежом начали печатать книги о старце Силуане (автор о. Софроний) и на Афон стали чаще приезжать зарубежные паломники. И все приезжие, прочитав книгу о старце, спрашивали о его главе.
Глава старца Силуана была выставлена в храме афонского Свято-Пантелеимонова монастыря, и паломники прикладывались к ней. Однажды, в Петров пост, приехал на Афон грек с четырнадцатилетним сыном, который страдал тяжелой болезнью (пляской святого Витта): мальчика всего трясло и дергало. Отец попросил, чтобы их подвели к главе старца Силуана. По просьбе отца главу старца Силуана приложили к голове и к рукам мальчика, а к ногам забыли приложить. Через месяц отец с сыном приехали опять. Голова и руки у мальчика были в нормальном состоянии, а ноги по-прежнему дергались. Главу старца Силуана приложили к ногам отрока, и ноги перестали дергаться. Это было первое чудо от святых мощей старца. Вторым чудом было истечение мира от частицы мощей старца Силуана, а произошло это так: игумен Иеремия, сам почитавший преподобного, иногда давал частицы его мощей для монастырей и храмов. Одну из таких частиц он передал архимандриту Эмилиану – игумену соседнего греческого афонского монастыря Симонопетра. В то время книга старца Силуана уже была переведена на греческий язык и многие люди благодаря этой книге смогли сделать жизненный выбор, приведший их на Афон к монашескому служению. Эта, подаренная о. Иеремией, частица мощей стала источать миро. И после начались несчётные чудеса исцелений.
Святая глава старца, хранившаяся в монастыре в алтаре одного из пределов в деревянном ковчеге, по благословению игумена Иеремии еще в 1980-е гг. впервые была перенесена в Покровский собор и поставлена для всеобщего поклонения.
В 1988 году Константинопольский Патриархат причислил старца Силуана к лику святых, а в 1992 году Российской Православной Церковью.

Честные Дары Волхвов

«Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где Родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему» (Мф. 2:1–2), - рассказывает Евангелист Матфей.
В Евангелии не сказано, сколько именно волхвов пришло к Младенцу, но принято считать, что их было трое - по числу даров. Их имена - Каспар, Мельхиор и Валтасар - впервые встречаются у преподобного Беды Достопочтенного (†735). В некоторых повествованиях имеются данные и об их внешнем виде: Каспар оказывается «безбородым юношей», Валтасар - «бородатым старцем», а Мельхиор - «темнокожим» или «черным», происходящем из Эфиопии. Итак, войдя, волхвы «пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну» (Мф. 2:11). Каждый из этих даров имел символическое значение. Золото было принесено Иисусу как Царю Иудейскому, ладан - как Богу. Смирна (мирра) - дорогое ароматическое вещество, применявшееся для бальзамирования тел при погребении, - как Спасителю, Ставшему Сыном Человеческим, которому были предсказаны «многие страдания и погребение».
Честные дары волхвов Матерь Божия бережно хранила всю жизнь. Незадолго до Своего Успения Она передала их Иерусалимской Церкви, где они находились вместе с поясом и ризой Богоматери до 400 года. Позже дары были перенесены византийским императором Аркадием в Константинополь, где их поместили в храме Святой Софии.
Золото, принесенное волхвами, - это 28 небольших золотых пластин-подвесок в форме трапеций, четырехугольников и многоугольников, украшенных изящным, филигранно выполненным орнаментом. Рисунок ни на одной из пластинок не повторяется. Ладан и смирна, принесенные раздельно, когда-то были соединены в небольшие, величиной с маслину, шарики темного цвета. Их сохранилось около семидесяти. Соединение это очень символично: ладан и смирна, принесенные Богу и Человеку, соединены так же неразрывно, как во Христе соединились две природы - Божественная и человеческая.
В 1453 году султан Мухаммед (Мехмед) II осадил и взял Константинополь. Византийская империя пала. Матерью молодого султана была сербская принцесса Мария (Мара) Бранкович. Во времена османского владычества европейские монархи часто стремились породниться с Портой, чтобы хоть как-то облегчить своё существование. Так дочь сербского правителя Георгия Бранковича Мария оказалась замужем за султаном Мурадом (1404–1451). Мария не приняла ислам и до конца своих дней оставалась православной. Невозможно даже представить себе, что чувствовала она, видя, как рушатся стены великого христианского города и гибнут в муках ее братья и сестры по вере! Но эта личная трагедия сербской принцессы обернулась настоящим счастьем для христианской истории. Благодаря ей были спасены и сохранились многие православные святыни. Мехмед II, очень любивший свою мать и уважавший её религиозные чувства, не препятствовал этому. Помимо собирания святынь султан позволил матери взять под свое личное покровительство и защиту Святую гору Афон - монашескую страну, помогать которой считали за честь все предыдущие правители Константинополя. Традиция, заведенная Марией Бранкович, так понравилась султаншам последующих веков, что они, даже будучи мусульманками, истово берегли эту твердыню Православия вплоть до падения Порты.
В 1470 году Мария Бранкович решилась посетить Афон, который она так любила с детства и на земле которого мечтала побывать, несмотря на тысячелетнюю монашескую традицию, запрещавшую женщинам приезжать на Святую Гору. Больше всего ей хотелось увидеть монастырь святого Павла Ксиропотамского, в котором подвизалось тогда много сербов. Эту обитель очень любил её отец - Георгий Бранкович. Он построил здесь храм во имя своего святого покровителя Георгия Победоносца. Корабль Марии пристал к берегу неподалеку от монастыря святого Павла. Мария везла с собой 10 ковчегов со спасенными святынями, среди которых были и Дары волхвов. Во главе торжественной процессии Мария стала подниматься в гору. На полпути к монастырю она в изумлении остановилась, услышав голос: «Не приближайся! Отсюда начинается царство Иной Владычицы, Царицы Небесной, Госпожи Богородицы, Предстательницы и Охранительницы Святой горы». Мария упала на колени и стала молиться, прося прощения за своеволие у Царицы Небесной. Навстречу Марии из монастыря вышел игумен с братией, которому она передала ковчеги со святынями. После этого Мария вернулась на корабль. На том месте, где стояла когда-то коленопреклоненная Мария, был поставлен крест, называемый Царицыным. В стоящей рядом часовне изображена встреча иноками этих великих святынь.
А драгоценные Дары с благоговением сохраняются в монастыре святого Павла по сей день. Монахи хорошо понимают, сколь велика духовная и историческая ценность святыни, поэтому после ночного богослужения выносят дары из ризницы в небольшом серебряном ковчеге на поклонение паломникам. Дары источают сильное благоухание, и когда их открывают, благоуханием наполняется вся церковь. Монахи-святогорцы заметили, что дары подают исцеления душевнобольным и одержимым беснованием.
Некоторые паломники рассказывают, что когда монахи подносили к их уху одну из золотых подвесок, от нее чудесным образом слышался как бы шепот, рассказывающий о чудесном Рождении в мир Предвечного Младенца...