Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Чистый черный цвет cmyk. Что такое композитный черный цвет? Чистый черный и насыщенный черный

Процесс переноса продукта из виртуального мира на бумагу не так прост, как хотелось бы, и иногда мы видим, что на бумаге наша задумка смотрится иначе, чем на экране монитора. Иначе - и, как правило, - не столь привлекательно. Прежде чем отобразить конечный результат, бумага проходит через 4 валика со слоем красок, и печатник старается четко совместить их. Если бумага недостаточно плотная, в результате намокания она "разъезжается" и сдвига в отдельных участках страницы не удается избежать. Если красок больше чем четыре - ситуация усугубляется. Задача верстальщика - посильно помочь печатнику в его нелегком деле:) Бывает достаточно не сделать типичных ошибок, связанных с невнимательностью или с незнанием принципов печатного процесса.

Черный текст

Черный цвет в полиграфии может быть напечатан в одну краску, или в несколько.


Если в макете фигурирует шрифт достаточно малого кегля, следует использовать цвет CMYK: 0 0 0 100 . Не стоит делать его составным, так как в этом случае есть риск получить разноцветный "шлейф" у букв при нечетком наложении красок. То же самое относится к тонким линиям и мелким черным объектам сложной формы.

В некоторых случаях дизайнеру нужен насыщенный глубокий черный цвет, для получения которого рекомендуется использовать параметры С:30 M:30 Y:40 K:100 .

Черный текст на цветном фоне

В этом случае текст должен быть задан чистым черным цветом, и к нему следует применить параметр overprint. Если текст крупный и у него достаточно толстая рамка - достаточно задать только overprint stroke . Если рамка прозрачная, то нужно сделать overprint fill . Данное действие подразумевает, что сначала будет напечатан полностью фон без вырезов под буквы, а сверху черной краской наложатся буквы. Если этого не сделать, рискуем получить вот что:

Этот параметр можно проконтролировать в программе Acrobat Professional, если во вкладке Advanced -> Print Production (в Acrobat 8) -> Output Preview отключить черный цвет. При этом заодно можно увидеть, где в макете использован составной черный цвет.


Если у текста составной черный цвет (обычно для крупных букв), тогда лучше сделать рамку для букв чистого черного и задать overprint stroke . Так же нужно помнить, что сквозь черные буквы с параметром overprint (особенно если буквы крупные) - может быть виден цвет фона.

RGB объекты и изображения

на бумаге выглядят очень блекло, поэтому переводить их в цветовое пространство CMYK надо обязательно! Но опасность автоматического перевода из RGB в CMYK в том, что цвета в этих системах не переводятся однозначно, вследствие чего возможны нежелательные изменения цветов. Перевод в CMYK должен сделать дизайнер на откалиброванном мониторе.

Для выявления оставшихся RGB объектов в InDesign вызываем из меню File команду Preflight... Будет примерно следующее:


Для выявления таких объектов в Acrobat Professional вызываем из меню Advanced команду Preflight. Выбираем пункт "List images not CMYK" .


Если все хорошо, увидим сообщение "No Problems found ", иначе что-то подобное:

В Adobe Illustrator для этих целей служит меню Document Info, где необходимо просмотреть вкладки Objects, Linked Images, Embedded Images.

Суммарное количество краски превышает указанное предельное.

При большом количестве краски (обычно больше 320%, но иногда типографии назначают этим пределом 250%) краска начинает размазываться по бумаге. Чтобы не допустить подобного, лучше произвести проверку перед сдачей макета в печать. В Acrobat Professional вызываем из меню Advanced -> Print Production (в Acrobat 8) -> Output Preview


На данном примере шестиугольник выкрашен в "сигнальный" салатовый цвет, так как его цвет в системе CMYK: 90 90 90 100 (это видно при наведении мыши на "опасный" объект).

Разрешение изображения меньше 300ppi

На экране эти изображения смотрятся приемлемо, а вот на бумаге они превращаются в "мозаику". Просмотрите все ваши изображения в Photoshop и проверьте разрешение. Так же можно проконтролировать их в программе InDesign в окне функции Preflight, просматривая изображения по очереди на вкладке Links&Images. В Illustrator нам поможет окно Document Info, вкладки Linked Images, Embedded Images.


В Acrobat Professional - окно команды Preflight, пункт "List images below 250 ppi"

Градиенты

Они позволяют создавать эффектные дизайнерские решения, но на бумаге с ними возникают проблемы. Прежде всего градиенты отображаются на бумаге мелкими "ступенями". И второй неприятный момент возникает в местах градиента, где мало краски и цвет составной: там может поменяться цвет. Поэтому следует учитывать минимально воспроизводимый цвет градиента - это 5% любой краски CMYK. Кроме того, градиенты (а также прозрачности и тени) в макете должны быть растрированы, причем важно правильно подобрать параметры растрирования. Слишком высокое разрешение даст отличное качество, но значительно увеличит размер файла. Слишком низкое испортит внешний вид. Как правило, каждый объект с полупрозрачностью или градиентом приходится обрабатывать отдельно.

Для растрирования в Adobe Illustrator лучше всего использовать команду Object > Flatten Transparency (Объект > Преобразовать прозрачность). Чтобы овладеть искусством преобразования в растр, активизируйте опцию Preview (Просмотр) и поэкспериментируйте с настройками окна. Ползунок Raster/Vector Balance (Баланс растр/вектор) позволит определить, какая часть векторных объектов будет растрирована.


Иногда при использовании в макете градиентов имеет смысл проконсультироваться с оператором типографии или сделать вначале цветопробу.

На экране компьютера существует только один способ получения чистого черного цвета. Если точка монитора не светится - она черная. При офсетной печати черный цвет можно получить разными способами. Необходимо решить какой способ лучше для получения желаемого результата.

Самый простой способ - это чистый черный цвет состоящий на 100% из черной краски. Этот цвет идеален для областей менее 25 кв.мм., таких как логотипы или текст. Однако на больших площадях он может выглядеть сероватым и неравномерным. Это происходит от того, что в печатной машине ролики должны раскатать краску по большой поверхности, что сложно сделать равномерно.

Качество чистого черного цвета можно попытаться улучшить непосредственно при печати. Для этого можно использовать специальную офсетную краску, дающую «глубокий» черный цвет, либо просто отпечатать работу в два прогона, наложив два слоя черной краски и тем самым усилив цвет.

Недостатки этих мер очевидны. Во-первых, так как черный цвет присутствует не только в плашках но и в других элементах макета, его усиление может привести к цветовым искажениям или потере четкости на мелких элементах. Во-вторых, дополнительные работы, выполненные типографией, отразятся на цене печати, естественно, в сторону её увеличения.

При подготовке макета для полноцветной печати вы имеете возможность увеличить качество черного цвета путем добавления дополнительных составляющих к чистому черному. Существует много разных комбинаций, которые можно использовать:

Приведенные в таблице изображения черного, конечно, дают слабое представление о реальном результате.

На площадях свыше 25 кв.мм. мы рекомендуем использовать насыщенный черный, который состоит из 100% черного и 40% голубого. Такая комбинация дает ровный насыщенный отпечаток, так как второй цвет выравнивает и дополняет чистый черный цвет. Но никогда не используйте насыщенный цвет для текста, потому что даже небольшое отклонение в совмещении цветов будет заметно.

Теоретически можно использовать все четыре составляющие CMYK «на все 100». То есть выставить цвет C100-M100-Y100-B100. Однако, напечатать такое сочетание практически невозможно, так как краска при печати ляжет слишком толстым слоем, который не сможет высохнуть. Отпечаток будет мазаться и перетискиваться с листа на лист. Подробнее об этом читайте в статье о насыщенности цвета.

Оптимальный насыщенный черный цвет — это все же C40-M0-Y0-B100. Выглядит красиво и печатается без проблем. Пытаясь улучшить качество черного и завысив процент дополнительных красок можно получить обратный результат. А черный текст, покрашенный в 4-е цвета, практически невозможно напечатать, он все равно будет выглядеть размытым и неаккуратным.

CMYK цвета – это основные цвета, с помощью которых создаются все печатные оттенки. Они были разработаны для минимизации количества красок и если художественные красители обязательно содержат белый цвет, то в печати его заменяет белая поверхность материала. Так же отличием является замена красного цвета на ярко-розовый, а синий на ярко-голубой.

Расшифровка CMYK

Аббревиатура CMYK расшифровывается как:
С – циан (Cyan) – ярко-голубой;
М – маджента (Magenta) – ярко-розовая;
Y – желтый (Yellow) – ярко-желтая;
K – черный (BlacK) – черная краска, где в аббревиатуру вошла не первая, а последняя буква, что бы не путать с цветом Blue (синим), который используется в цветовой модели RGB.

CMYK – это не только основные тона для печати, но и цветовая модель, которая может в процентах описать любой оттенок. Такое свойство очень важно для того чтобы объяснить печатной машине уже внутри изображения: какими красками печатать и в какой пропорции.
Так изображение можно выразить в числовом виде, где приделом будет 100% для каждого из цветов CMYK.

Например, сине-зеленый будет иметь следующую формулу:
С – 100%; М – 25%; Y – 25%; K – 10%;

100% считается объем краски, который выдает машина при печати одного из основных цветов в этой системе. Этот объем настраивается через профиль (программного обеспечения) печатной машины. Проверка корректной настройки печати проходит через воспроизведение тонов CMYK.

CMYK черный

Что же представляет из себя формула: С – 100%; М – 100%; Y – 100%; K – 100%?
В специфике печати, 100% хотя бы одной из основных красок дает наиболее яркий тон в палитре. Однако, в общей процентовки красителя более 300% (в среднем) — в печати не допускается. Цвет, состоящий из 100% краски всех тонов (то есть 400%) – глубокий черный, который с большой вероятностью нарушит четкие контуры объекта на любой печатной поверхности.
Часто при печати очень важен глубокий черный цвет, но чистая черная краска (С – 0%; М – 0%; Y –0%; K – 100%) – не отвечает этим требованиям. Поэтому при подготовке изображения к печати чистый черный заменяют на составной, который должен отвечать требованиям типографии (их вы всегда имеете право запросить). В среднем (цифра будет варьироваться от настроек машины) это С – 40%; М – 40%; Y – 40%; K – 100%, максимально С – 70%; М – 60%; Y – 60%; K – 100%.
ВАЖНО! Значение K в черном должно быть 100%.

Часто при переводе из RGB модели в CMYK черный цвет приобретает хаотичное значение, например: С – 75%; М – 68%; Y – 67%; K – 90%. В сумме это дает 300%, однако на печати оттенок может повести себя не предсказуема: например, выдать темно-серый цвет с синим отливом (в зависимости от настроек машины).

Палитра CMYK

Основной задачей печатной промышленности – давать сочные, яркие изображения. И если художник может потратить много времени на подбор нужного тона, то печать не имеет права на ошибку, так как речь идет не о штучном изделии, а о массовом продукте. Поэтому в системе CMYK есть набор самых выгодных цветов, которые не подведут при печати.
Опираться стоит на правила:
1) Самый сочный цвет получается в том случае, если какого либо основного цвета 100%.
2) Составные цвета имеют преимущество перед одной краской.
3) Синий цвет как правило интенсивней других красителей.

Серый необходимо сделать составным. В его создании учувствуют все цвета:
С(20%); М(20%); Y (20%); K (20%) = светло-серый
С(40%); М(40%); Y (40%); K (40%) = средне-серый
С(60%); М(60%); Y (60%); K (60%) = темно-серый

Красный – один из основных цветов полиграфии. Его яркость очень важна. В классическом варианте самый яркий оттенок является результатом смешивания 100% розового и 100% желтого. Любые затемнения его можно добиться с добавлением синего и черного.
С(0%); М(100%); Y (100%); K (0%) = красный
С(0%); М(90%); Y (100%); K (0%) = алый
С(30%); М(100%); Y (100%); K (30%) = бордовый

Оранжевый так же относится к часто используемым цветам. Следите, чтобы у него всегда желтый был в 100%. Коралловый оттенок – не оправдает надежд: он будет не выразительно бледным.
С(0%); М(60%); Y (100%); K (0%) = оранжевый
С(0%); М(40%); Y (100%); K (0%) = желто-оранжевый
С(0%); М(40%); Y (30%); K (0%) = коралловый

Вообще весь этот сыр бор с основными цветами для печати результат отсутствия метода получения яркой розовой краски. Учитывая тот нюанс, что у нас нет белого красителя, но есть белая поверхность.
Конечно самым ярким будет маждента и фуксия, более «разведенные» варианты не будут столь эффектны.
С(0%); М(60%); Y (0%); K (0%) = розовый
С(0%); М (100%); Y (0%); K (0%) = маджента
С(20%); М (100%); Y (20%); K (0%) = фуксия
С(0%); М(50%); Y (40%); K (0%) = лососевый

Зеленых оттенков огромное множество, но самый яркий состоит из 100% синего и 100% желтого. Все производные с сохранением одного из этих тонов в полном виде – будут достаточно яркими.
С(100%); М(0%); Y (100%); K (0%) = зеленый
С(50%); М(0%); Y (100%); K (0%) = салатовый
С(60%); М(50%); Y (100%); K (0%) = оливковый
С(100%); М(0%); Y (50%); K (0%) = сине-зеленый
С(50%); М(0%); Y (50%); K (0%) = светло-зеленый
С(100%); М(30%); Y (100%); K (30%) = темно-зеленый

Хоть в основных тонах есть синий цвет – в таком виде его мало кто использует. Популярностью пользуется классический оттенок синего и темные его проявления. Ниже, самые эффективные процентовки оттенков.

C (100%); M (50%); Y (0%); K (0%) = синий
C (100%); M (60%); Y (0%); K (30%) = темно-синий
C (100%); M (80%); Y (0%); K (0%) = фиолетово-синий
C (100%); M (60%); Y (40%); K (0%) = сине-зеленый
C (70%); M (0%); Y (25%); K (0%) = бирюзовый

Насыщенный фиолетовый тон так же часто используется в рекламе и печатном дизайне, как и остальные простые и яркие тона. Как и его оттенки с хотя бы одним 100% -ным компонентом.
C (100%); M (100%); Y (0%); K (0%) = фиолетовый
C (50%); M (100%); Y (0%); K (0%) = пурпурный
C (80%); M (100%); Y (0%); K (0%) = красно-фиолетовый
C (50%); M (50%); Y (0%); K (0%) = сиреневый

Коричневый, бежевый, золотой, телесный CMYK

Сложные цвета, такие как золотой, коричневый, бежевый так же весьма востребованы, но составление удачного баланса компонентов требует времени и опыта, поэтому мы подобрали для вас уже готовые варианты.
C (30%); M (30%); Y (100%); K (5%) = золотой
C (50%); M (70%); Y (100%); K (30%) = коричневый
C (6%); M (30%); Y (50%); K (0%) = телесный
C (20%); M (35%); Y (44%); K (0%) = бежевый

RGB CMYK

Если вы решите воспользоваться готовыми оттенками просто перетащив цвет на нужный элемент пипеткой, то вас ждет разочарование. Все картинки в интернете находятся в системе RGB. Для того, что бы работать в системе CMYK, нужно перевести весь файл в данный формат. Для каждой графической программы – свое меню. Затем нужный фрагмент нужно выделить и залить цветом, который будет иметь нужную процентовку. Например.

Речь пойдёт о рецептуре CMYK, заданной вручную, и о настройках генерации чёрного, установленных при изготовлении профилей цветоделения. Если макет позволяет, плашку можно получить не только в результате цветоделения, но и нарисовать четырьмя красками в заданных процентах.

Глубокий чёрный («суперчёрный» или superblack) можно создать по-разному. Рассмотрим, какие варианты более удачные и почему.

Отчего порой нарисовать лучше, чем поделить? Я собрал типичные CMYK-рецептуры «суперчёрного» и поставил их небольшой шкалкой в обычные офсетные тиражи в разных типографиях. Померил, что получилось (кстати, тоже разными приборами), а данные усреднил. Всё отличие этой шкалки от реальных плашек в том, что обычно они большие, полосные, а образцы на шкалке маленькие. Но там, где результаты в печати критично зависят от размера, я остановлюсь на этом отдельно.

Далее я импортировал данные замеров в табличку Exсel и для наглядности построил график, где одна кривая — величина полученной светлоты L (Lightness) у 11-ти сравниваемых образцов, вторая — их TIL (Total Ink Limit или предельное суммарное количество красок CMYK), третья — отклонение от нейтрали цветовых координат ab (без учёта светлоты L). За нейтраль была принята тиражная бумага. Она нормально отбелена и, как правило, имеет b-координату -4. Если полагаете, что нейтраль должна быть абсолютной, файлик Excel лежит по адресу http://rudtp.pp.ru/pdf/superblack.xls : пересчитайте отклонение от той нейтрали, которую считаете нужной. Четвёртая кривая на графике зеркально повторяет Lightness: это динамический диапазон или контраст, если кому-то удобнее оперировать им, а не светлотой.

Разбор полётов

Начнём с аутсайдеров… На последнем, пятом месте — образец 11 со светлотой L = 15. Это просто 100% чёрный без добавления триадных красок. Мало того, что светлота такой плашки оставляет желать лучшего, она ещё и нетехнологична: на больших раскатах будет заметно горизонтальное и вертикальное полошение, и все пылинки с марашками словно специально соберутся именно в этом месте. Для запечатки однородного чёрного фона такая рецептура как 0-0-0-100 не рекомендуется.

На четвёртом месте разные образцы 8 и 10 со светлотой L = 13. Плашка, рекомендуемая крупной журнальной типографией «Блиц-Принт» (Киев) с рецептурой CMYK 50-0-0-100 (№ 10), вышла очень светлой. Немного циана на чёрной достаточно, чтобы прикрыть марашки, но не хватает для серьёзного повышения контраста оттиска. № 8 — цветоделение «фотошоп по умолчанию», профиль — американский стандарт SWOP, рецептура 75-68-67-90 с TIL = 300. Как мы увидим дальше, в поделённом по-американски чёрном образце есть серьёзные изъяны: высокий TIL, много светлой жёлтой краски, краски CMY неправильно сбалансированы для печати «европейской триадой» и главное — мало самой чёрной краски. Класть много триадных красок в смесь суперчёрного и забыть положить самого чёрного — плохой рецепт для настоящего Superblack. А высокий TIL неизбежно приведёт к тому, что печатник убавит подачу всех красок до нижней границы своих норм во избежание отмара и других неприятностей, и большая плашка SWOP (а не мой маленький тестовый образец) будет реально ещё на пару единиц выше по светлоте и переместится на пятое место. Стало быть, рецептуру 75-68-67-90 деления чёрного «фотошопом по умолчанию» не рекомендую. Помимо слабого чёрного, она вообще не подходит для красок с колористикой европейской триады, используемых в Европе и России.

Третье место делят образцы 6, 7 и 9 со светлотой L = 11. Все три получены в результате релативного цветоделения, а не составлением рецептуры вручную. 6-й образец 78-68-58-95 с TIL = 299 — заслуженно популярный профиль ISOcoated_v2_300_eci (fogra39). 7-й и 9-й — профили ISOcoated_v2_eci (fogra39, 88-78-64-93, TIL=323) и PSO_LWC_Improved_eci (fogra45, 76-66-57-96, TIL=295). Самый высокий в тесте TIL = 323 не вывел чёрную плашку № 7 в лидеры даже на маленьком образце. Тем более плохо будет смотреться плашка с завышенным TIL на большом раскате с немного заниженной подачей краски. Большой TIL при цветоделении — это ещё и много жёлтой краски, а как известно, жёлтый — враг чёрного. Жёлтый полупрозрачный и светлый печатается последним, лежит поверх чёрного и других красок и осветляет их. Жёлтый нужен для нейтральности баланса (суперчёрная плашка вообще без жёлтого будет несколько фиолетовой), но он совсем не добавляет черноты суперчёрному, а наоборот. Поэтому обращу особое внимание, что при построении всех трёх популярных профилей, по которыми были поделены образцы, программой-профилировщиком было осуществлено мягкое форсирование анти-UCA жёлтой краски в глубоких нейтральных тенях (UCA — Under Color Addition или добавление цветных красок под чёрную). Алгоритм UCA служит для увеличения локальных контрастов при высоких TIL > 300. Анти-UCA — обратный процесс, вычитание из-под чёрного, работает на любых TIL и служит той же цели — увеличению локальных контрастов в тенях. Анти-UCA жёлтого в балансе — не строго регламентированное действо. Не все программы-профилировщики его делают (например, № 8: в профиле U.S. Web Coated SWOP v2 от Adobe анти-UCA жёлтого нет, как и в других профайлах от Adobe), однако в обоих профилях ISOcoated_v2 и в профиле PSO_LWC_Improved сделано именно так: жёлтый из-под чёрного вычитается.

Форсировать анти-UCA жёлтой краски в профиле в большинстве случаев можно смелее. Об этом чуть ниже: такой приём снижает и TIL, и светлоту чёрного, а контраст (динамический диапазон) оттиска растёт при той же бумаге и красках. А инверсия жёлтого не разрушает локальных контрастов в тенях, но усиливает: прозрачность осветляющего жёлтого усиливается при его уменьшении и светлота тёмных красок под ним снижается. А тоновая разделка от нейтрали к оттенку «воронье крыло» визуально дополняет яркостную. Поведение локальных контрастов в тенях в зависимости от разных UCA, TIL и BIL (Black Ink Limit, ограничение чёрной краски) — отдельная большая тема, которую я подробно раскрою в следующей статье по результатам новой тестовой печати в разных типографиях.

На второе место со светлотой L = 11 я поставлю плашки 2, 3 и 4. Почему не близкие им по яркости 1 и 5? Рецептура типичной плашки 3 с одинаковыми процентами красок CMY 50-50-50-100 далека от нейтрали. Она хоть и получилась приличной по светлоте, однако это, скорее, не чёрный, а коричнево-чёрный цвет. Смотрится не ахти… Часто встречаемая плашка 60-50-50-100 уже лучше по светлоте, но тоже не нейтральная, тёплая. Общеизвестно, что хорошие типографии стараются удерживать баланс в нейтрали и для печати красками европейской триады характерно балансовое соотношение процентов красок CMY как 1:0,8:0,8. Это соотношение типично для всей нейтрали от светов до теней. Например, смесь CMY 50:40:40 должна в хорошей сбалансированной печати быть одинаковой по цветовому тону с полутоном чёрной краски. Но 1:0,8:0,8 — это для CMY совсем без чёрного.

Когда мы печатаем нашу триаду поверх чёрного, а не поверх чистой бумаги (чёрный в триадном офсете всегда печатается первым), в действие активно вступает красковосприятие (trapping) — эффективность наложения одной краски поверх другой. И эта эффективность далеко не стопроцентная. Поверх 100% чёрного соотношение в нейтральном балансе CMY устанавливается приблизительно как 1:0,7:0,7. Поведение голубой краски меняется: то она ложилась просто на сухую бумагу, а теперь — на сырую чёрную краску. Голубой краски переходит на оттиск меньше, и её количество в процентах надо поднимать. Для пурпурной и жёлтой красок красковосприятие почти не меняется, поскольку и в балансовом наложении без чёрного они печатались не по бумаге, а по полутонам голубой краски. Иными словами, поверх чёрного нейтралью будет не CMY 50-40-40, а CMY приблизительно 57-40-40. И плашка 4 (60-40-30-100) с рекордно низким для нашего теста TIL = 230 вышла на второе место не случайно. В ней используется соотношение 1:0,7:0,7 плюс 10% анти-UCA жёлтой краски, она немного холодная по абсолютному оттенку, но низкая по светлоте и смотрится великолепно. Чёрный «воронье крыло», что на жёлтых, что на синих сортах бумаги, смотрится куда шикарнее тёмно-коричневого.

Я знаю много специалистов-цветокорректоров, которые предпочитают делиться дополнительно модифицированными профилями с сильно форсированной анти-UCA жёлтой краски: холодный рисующий чёрный по тёплому полутону резко поднимает визуальный контраст изображения. За исключением тех нечастых случаев, когда сильная анти-UCA жёлтой краски нарушает целостность изображения (например, синеватые тени на тёмно-коричневом предмете будут «чужими»), приём «тёплые света — холодные тени» работает отлично. И, как мы выяснили, не только визуально и на контрасте оттенков, но и на контрасте яркостей: измеренная светлота L действительно снижается при форсировании анти-UCA жёлтой краски.

Первое место со светлотой L = 10,6 делят рисованные плашки 1 и 5 с TIL = 240. Последняя (70-40-30-100) выглядит по оттенку, как и плашка 4 — «воронье крыло». Но по тоновому отклонению (красная кривая на графике) заметно, что оттенок приближен к оттенку тиражной бумаги: строго колориметрически выходит, что 5-й отклоняется от бумаги меньше всех. По абсолюту он не нейтрален, но баланс полутонов в печати мы тоже держим не по абсолюту: на жёлтой бумаге абсолютный баланс полутонов будет визуально синить, на синей — желтить. Небольшое увеличение TIL (240) всего на 10 единиц относительно плашки 4 только за счёт голубой краски обоснованно дало уменьшение светлоты.

Плашка 1 (60-40-40-100) также справедливо попала в лидеры. Она одна из самых низких по светлоте, имеет абсолютный нейтральный баланс (смотрится нейтрально и на синей, и на жёлтой бумаге), обладает низким TIL = 240, что весьма существенно для технологичности больших раскатов в офсете. Как видно из графика, отнюдь не высокий TIL, а лишь продуманная рецептура позволила плашке 60-40-40-100 вырваться на первое место по светлоте при высокой степени ахроматичности на разных по оттенку бумагах.

У образцов, вышедших на первое место, только один недостаток — они не могут быть получены в результате привычного цветоделения. Очень тёмные и просто тёмные насыщенные цвета неизбежно будут вырождаться при цветоделении профилем с TIL = 240 и ниже; цветовой охват подобных профилей, если их построить и применить, будет «зарезан» в тенях. Необходимый и достаточный TIL для полноценного цветового охвата теоретически должен быть 300, хотя можно и на пару десятков меньше: на практике не встречаются высокохроматичные 200% бинары, залитые 100% чёрной краски, типа 100-0-100-100.

Четыре правила суперчёрного

Попробую сформулировать некоторые правила, которыми можно руководствоваться при подборе рецептуры суперчёрного.

1. Оттенок. Если нужна нейтраль, ахроматичный чёрный, то соотношение красок CMY поверх 100% чёрной заливки должно быть приблизительно 1:0,7:0,7, а не 1:0,8:0,8, как для триады без чёрного. И уж тем более не 1:0,9:0,9, как в балансе суперчёрного по американскому стандарту SWOP.

2. Жёлтой краски должно быть поменьше, она враг суперчёрного. Если не принципиально отклониться от нейтрали в цвет «воронье крыло», жёлтую всегда лучше прибрать: светлота такой плашки снизится, динамический диапазон оттиска вырастет. В глянцевом журнале на контрасте с тёплыми телесными оттенками плашка «воронье крыло» 70-40-30-100 с низкой светлотой смотрится гораздо благороднее, чем коричневая плашка типа 50-50-50-100.

3. TIL не обязательно должен быть высоким. Чем он выше и чем больше площадь запечатки, тем сильнее печатник сбавит подачу красок, и плашка получится светлее, чем хотелось бы. Кроме того, по нашему тесту вышло, что плашки с высоким TIL, даже при очень хорошем накате краски, отнюдь не рекордсмены по уровню светлоты даже на маленьких образцах. На больших раскатах они проигрывают в офсете ещё сильнее, чем на маленькой тестовой шкалке. А разница между TIL = 300 и TIL = 330 в пользу второго по уровню светлоты порой заметна только на экране. В реальной печати мы часто получаем картину с точностью до наоборот: вместо повышенной «пластики» и хороших локальных контрастов в глубоких тенях — залипшие и не «глубокие» тени при завышенном TIL. На моей памяти была отпечатана плашка с TIL = 400, чудом проскочившая два префлайта — в препрессе и типографии; рулонному офсету с горячей сушкой (heatset) и такое не страшно. Плашка на оттиске была просто коричневая. Также проверено на тестовом оттиске, что кривая уровней светлоты плашек суперчёрного в нашем графике меняется в случае слабого наката чёрной краски при печати с большим отклонением от стандарта (ΔL = 5 и более). При нестандартной, завышенной светлоте L чёрной краски, триадные CMY начинают играть большую роль в светлоте суперчёрного. Образцы с высоким TIL и низким BIL догоняют и даже опережают победителей нашего теста. Разумеется, лишь в относительном сравнении: в абсолютном L таких образцов не дотягивает несколько единиц до значений на рис. 1.

4. Чем больше чёрной краски в суперчёрном, тем лучше. Однако BIL = 100 требует дополнительного пояснения. В офсете часто в составе изображений чёрный 95-98% и чёрный 100% под триадными красками практически не контрастируют друг с другом (на 100% плашке красковосприятие последующих красок хуже, чем на 95-98%). Чтобы относительный контраст сохранялся в самых глубоких тенях («разделка» в тенях), в профилях цветоделения часто устанавливают BIL 95-98. Но для плашки, создаваемой отдельно от цветоделения, можно смело задавать вручную 100% чёрного.

Во-первых, весьма заметно шаблонирование: растровая плашка типа 95% шаблонирует куда сильнее, чем плашка 100%. Если в дизайне плашка расположена квадратной буквой О, то горизонтальные суперчёрные перекладинки будут отличаться от вертикальных заметнее на 95%, чем на 100% чёрного.

Во-вторых, если по плашке идёт вывороткой шрифт, особенно с засечками, то по плашке 95-98% он часто закатывается краской с краёв («засаливание»). Печатник кладёт много краски на плашку, чтобы получить не серый, а глубокий чёрный. Мелкие пробельные элементы 2-5% начинают затягиваться или «засаливаться» краской, вместе с ними она затекает и на края букв. На 100% плашке такого не происходит. Оба эффекта я проверял неоднократно на одном и том же кочующем из журнала в журнал макете: чёрная плашка буквой Г с текстом и картинкой в правом нижнем углу. Печатали и так, и эдак, а я наблюдал и делал выводы. Если в глубокой печати пробельные элементы на 100% плашках всё равно присутствуют в виде сетки или опорных точек, то в офсете обычно можно печатать настоящую 100% плашку без открытой точки, даже без самых мелких пробельных элементов на сколь угодно большой площади.

По графику видно, что рецептуры с открытой точкой в чёрном показали результаты по светлоте хуже, чем со 100% чёрной краской.

Четвёртое правило, возможно, самое важное: в суперчёрном, прежде всего, должен быть сам чёрный по максимуму, триада лишь дополняет эффект понижения светлоты чёрного и повышения контраста (динамического диапазона) оттиска. Не случайно американское цветоделение SWOP 75-68-67-90 заняло предпоследнее место по уровню светлоты: в ней TIL хоть и высокий, но мало чёрной краски. Рецептура 100-100-100-0 вообще без чёрного также не вышла бы в лидеры, я не внёс её в тест как заведомо вздорную, хотя встречал и такую рецептуру. У одного знакомого редактора был назначен отдельный цвет в шаблоне вёрстки: мелкие шрифты с засечками она оформляла стилем 100-100-100-0. Не шучу. Я даже отдельное правило написал для префлайта, где именно эта рецептура для шрифтов принудительно заменялась на 0-0-0-100, а PitStop Server исправно правило отрабатывал перед отправкой файлов в типографию. Этот курьёз и другие встреченные рецепты суперчёрного на плашках, разумного объяснения которым я не нашёл, и натолкнули на мысль написать этот текст.

Правила составления CMYK-рецептуры суперчёрного были бы иными при ином порядке наложения красок. В офсете в стародавние времена жёлтая печаталась первой, тогда она ещё была непрозрачной. В случае, если бы сегодня жёлтая в триадном офсете ложилась первой, она бы не осветляла чёрную и нетехнологичный завышенный TIL на большой рисованной чёрной плашке был бы оправдан, как он оправдан в глубокой печати. Но в современном триадном офсете, описанном стандартом, жёлтая полупрозрачная и всегда последняя, а чёрная — кроющая и всегда первая.

О контекстном цветоделении

Модифицированные профили цветоделения требуют небольшого комментария: не всегда можно «нарисовать» чёрную плашку напрямую процентами красок, бывает необходимо её поделить вместе с полутоновым изображением. Хорошие профили цветоделения, доступные для свободного скачивания на сайте European Color Initiative (

Загадочный, страстный, жгучий, насыщенный и глубокий — стильный черный цвет волос очень часто выбирают сильные и уверенные в себе натуры.

Почему женщины красятся в черный?

У черного цвета прядей есть несколько преимуществ, благодаря которым он стал безумно популярным:

  • Это самый лучший способ выделиться из толпы и что-то изменить в себе;
  • Добавляет решительности, уверенности, загадочности и даже стервозности;
  • Помогает создать образ очень строгой, деловой и интеллигентной дамы, которая в один миг станет роковой красоткой или неприступной леди;
  • Делает тонкие волосы более пышными и густыми.

Кому подходит черный цвет?

Кому идет этот тон? Увы, далеко не всем! В брюнетку могут превратиться девушки со светлой кожей и карими или зелеными глазами.

А вот противопоказаний у черного намного больше. Кому он точно не пойдет?

  • Натуральным блондинкам;
  • Обладательницам серых или голубых глаз и очень смуглой кожи. Правда, некоторые женщины идут наперекор рекомендациям стилистов и с успехом создают экстравагантные образы;
  • Девушки с проблемной кожей (веснушками, рубцами, высыпаниями, морщинками и т. д.);
  • Женщины с желтыми зубами;
  • Мягким, робким и податливым натурам. Помните, данный оттенок накладывает на характер некоторый отпечаток. Брюнетки могут производить самое разное впечатление – от знойной красотки и умного компаньона до неформалки или ведьмы. Изменяя цвет волос, выработайте соответствующую манеру поведения. Если же вы будете вести себя настороженно и неуверенно, эффект получится прямо противоположным – вас будут считать не роковой женщиной, а просто-напросто чудачкой.

Какие трудности ожидают брюнеток?

Хотя черный цвет выглядит весьма эффектно, он может создать целый ряд трудностей:

  • Вернуться к своему прежнему оттенку или перекраситься в светлый у вас получится не скоро;
  • Вывести брюнет с волос будет чрезвычайно сложно;
  • Темные оттенки сделают вас старше, а другие признаки старения станут более заметны. Именно поэтому его не рекомендуют зрелым женщинам. Исключение составляют только натуральные брюнетки;
  • Чтобы сохранить яркость и блеск окрашенной шевелюры, ей придется уделить много времени и сил. Иначе пряди будут тусклыми и неухоженными;
  • Черный делает лицо более худым и усталым.

Палитра черных тонов

Черный цвет волос представлен несколькими роскошными оттенками.

Иссиня-черный

Иссиня-черный тон на солнце приобретает сильный блеск и легкую синеву. Он идеально подходит женщинам со смуглой кожей – с таким сочетанием получится азиатский тип внешности.

Натуральный черный

Оттенок воронова крыла или же глубокий черный ныне очень популярен. Обладательниц такого оттенка издавна считали страстными, горячими и притягательными натурами, несущими в себе тайну.

Черный с рыжим

Сочетание брюнета с рыжим тоном выглядит очень необычно. Дуэт этих двух противоположностей – холодного и теплого – создает молодежный образ. Его также называют черной карамелью. Это идеальный выбор для загорелой кожи и темных глаз.

Черный шоколад

Еще один модный оттенок, известный под названием горький шоколад или черно-коричневый. Он идеально сочетается как со смуглой, так и со светлой кожей и прекрасно оттеняет сиянье темно-карих глаз.

Черный тюльпан или же сливово-черный

Цвет волос черный тюльпан предусматривает наличие баклажанового или красноватого отлива. Он прекрасно подойдет обладательницам зимнего цветотипа внешности.

Пепельно-черный

Пепельно черный оттенок часто называют графитовым. Его популярность не увядает уже много лет. Красивый пепельный подтон прибавляет шевелюре объем и делает образ стильным. Присмотреться к нему могут девушки с белой кожей и серыми или голубыми глазами.

Черное дерево

Такой оттенок универсален, так как подходит всем типам кожи. Волосы, окрашенные в черное дерево, выглядят шелковистыми и невероятно красивыми.

Черный кофе

Еще один вкусный тон – насыщенный, с едва заметными коричневыми нотками. Он станет хорошим выбором для девушек с карими глазами и любым оттенком кожи – загорелой, светлой или оливковой.

Фиолетово-черный

От черного тюльпана его отличает яркий фиолетовый отлив. Востребован среди дам элегантного возраста. Смотрится очень свежо, натурально, интересно.

Как ухаживать за черными волосами?

Чтобы ваша шевелюра очень долго оставалась такой сочной и красивой, как показано на фото, обеспечьте ей должный уход:

  • Откажитесь от частого применения утюжка – он спровоцирует выпадение прядей;
  • Темный тон любит объем, а вот тугие прически ему совсем не идут;
  • Подберите специальный шампунь для окрашенной шевелюры;
  • Вовремя подкрашивайте отросшие корни;
  • Регулярно делайте питательные маски с минералами, витаминами и протеинами (раз в 7 дней);
  • Мойте голову не в горячей, а в теплой воде;
  • Для ополаскивания заварите шалфей, ромашку, тысячелистник или крапиву;
  • Сушите волосы на свежем воздухе;
  • Расчесывайтесь гребнем с тупыми редкими зубчиками.

Лучшие краски для брюнеток

Чем лучше всего красить волосы в темный оттенок? Конечно, самым безопасным средством можно смело назвать басму, которую сочетают с хной и натуральным кофе. В басме есть ингредиенты, которые придают прядям блеск, ускоряют их рост и защищают от выпадения. Правда, цвет остается насыщенным не очень долго. Но если вас это не останавливает, воспользуйтесь нашей инструкцией.

Шаг 1. Смешайте басму с хной в пропорции 2:1.

Шаг 2. Полученную смесь залейте кипятком и размешайте до однородного состояния.

Шаг 3. Накройте эту емкость крышкой и оставьте на 40 минут.

Шаг 4. Обязательно проведите тест на тонкой пряди на затылке.

Шаг 5. Готовый состав нанесите на влажную и чистую шевелюру – сначала на корни, а потом на всю длину.

Шаг 6. Выждите 1,5 часа и вымойте голову.

Если же окрашивание басмой вам не подходит, выберите самую лучшую краску – стойкую или без аммиака:

  • Garnier Olia – содержит натуральные вещества, максимально проявляет выразительность оттенка, имеет приятный запах, хорошо наносится. Шевелюра после процедуры становится блестящей и мягкой;
  • Красители от Palette – дают стойкий и яркий тон. Содержат аммиак, что категорически не подходит для тонких и сухих прядей. Палет предлагает 3 класса красителей, отличающихся стойкостью. Это оттеночные бальзамы (смываются на 6-8 раз), полустойкие краски с витаминами и стойкие краски;
  • Syoss;
  • Estel;
  • Wella;
  • Schwarzkopf;
  • L’Oreal;
  • C’Ehko.

Кстати, узнайте какой оттенок волос подойдет именно вам:

Правила покраски в черный

  • Правило 1. Если решение стать брюнеткой еще не окончательное, воспользуйтесь оттеночным бальзамом или муссом.
  • Правило 2. Чтобы сохранить структуру, четко придерживайтесь инструкции. Неправильно разведенный или передержанный состав может привести к ломкости волос, их выпадению и появлению перхоти.
  • Правило 3. Отдавайте предпочтение щадящим средствам.
  • Правило 4. Не поленитесь создать парниковый эффект – обвяжите голову пакетом и теплым полотенцем. Правда, это касается лишь красителей без аммиака. Стойкие краски в этом не нуждаются.
  • Правило 5. Если нужно окрасить только корни, не задевайте остальные волосы. В случае острой необходимости обработайте волосы краской за 5 минут до мытья.
  • Правило 6. Чтобы не окрасить кожу, смажьте кремом лоб и уши.
  • Правило 7. За день до процедуры нанесите на шевелюру разглаживающее средство. Тогда краска ляжет ровно, а цвет выйдет более насыщенным.

Как обновить черный оттенок?

Чтобы поддержать яркость и глубину черного цвета волос, воспользуйтесь этими рецептами.

  • Ополаскивание розмарином. Залейте 1,5 л воды 2 ст. л. розмарина и варите 3 минуты. Охладите, профильтруйте и используйте для ополаскивания;
  • Маска из липы. Залейте 5 ст. л. веточек, цветков или листиков липы и варите до тех пор, пока не выпарится третья часть жидкости. Нанесите на волосы на час;
  • Яичная маска. Смешайте 6 ст. л. сока лимона, 6 ст. л. яблочного уксуса и 3 желтка. Держите полчаса;
  • Расчесывание с отваром грецких орехов. Залейте литром кипятка 10 гр. заварки и 10 листочков грецкого ореха. Проварите пару минут, остудите, профильтруйте и перелейте в темную стеклянную бутылочку. Причесывайтесь каждый день, окунув расческу в средство. Остальной отвар храните в прохладном и темном шкафу;
  • Маска из ореховой скорлупы. Смешайте 10 гр. гвоздики, 200 гр. молодой скорлупы ореха и 250 гр. оливок (нарезанных). Залейте 3 л воды и варите до испарения половины жидкости. Дайте смеси остыть и всыпьте 25 гр. Нанесите на сухие волосы на 4 часа;
  • Маска из еловой коры. Заварите кору крутым кипятком и пропитайте волосы этим отваром. Смойте через час;
  • Настой хны и басмы. Соедините хну и басму (по 25 грамм), залейте их 1,5 л кипятка. Остудите и профильтруйте. Используйте для ополаскивания.