Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Азербайджано армянский конфликт. История катастрофы

После трагедии «Черного января» десятки тысяч азербайджанских коммунистов публично сожгли свои партбилеты в те часы, когда миллионная толпа в Баку шла за погребальной процессией. Многие лидеры НФА были арестованы, однако вскоре они были отпущены и смогли продолжить свою деятельность. Везиров бежал в Москву; Аяз Муталибов сменил его в качестве партийного лидера Азербайджана. Правление Муталибова с 1990 по август 1991 г. было «спокойным» по азербайджанским стандартам. Оно характеризовалось «просвещенным авторитаризмом» местной номенклатуры, променявшей коммунистическую идеологию на национальные символы и традиции ради укрепления своей власти. 28 мая, годовщина Азербайджанской демократической республики 1918-1920 гг., стало национальным праздником, и исламской религии отдавалась официальная дань уважения. Фурман отмечает, что бакинская интеллигенция поддерживала Муталибова в этот период. Был учрежден консультативный совет с участием оппозиционных лидеров, и именно с согласия этого совета Муталибов был в первый раз избран президентом Верховным Советом Азербайджана осенью 1990 г. Из 360 делегатов только 7 были рабочими, 2 колхозниками и 22 интеллигентами. Остальные были членами партийно-государственной элиты, директорами предприятий и работниками правоохранительных органов. НФА получил 31 мандат (10%), и, по мнению Фурмана, он имел мало шансов получить больше в обстановке относительной стабильности .

После кризиса «Черного января» в Азербайджане, приведшего к военным столкновениям между частями Советской Армии и подразделениями НФА в Нахичевани, между Муталибовым и союзным руководством было достигнуто нечто вроде компромисса: в Азербайджане восстанавливается коммунистическое правление, но в обмен Центр оказывает Муталибову политическую поддержку - за счет Армении и армянского движения в Нагорном Карабахе. Союзные руководители, в свою очередь, стремились поддержать Муталибова, опасаясь потерять не только Грузию и Армению, но и все Закавказье. Отношение к Нагорному Карабаху стало еще более негативным после того, как АОД победило на выборах в Армении летом 1990 г.

Режим чрезвычайного положения в Нагорном Карабахе фактически являлся режимом военной оккупации. 157 из 162 операций по «проверке паспортного режима», проведенных в 1990 г., истинной целью которых было терроризировать мирное население, были проведены в этнически армянских селах .

К осени 1990 г., после выборов во всех республиках Закавказья, коммунисты сохранили власть только в Азербайджане. Поддержка режима Муталибова приобрела еще большее значение для Кремля, стремившегося к сохранению единства СССР (в марте 1991 г. Азербайджан проголосовал за сохранение СССР). Блокада Нагорного Карабаха была усилена. Стратегия, совместно разработанная Азербайджаном и высокопоставленными советскими военно-политическими деятелями (особенно будущими организаторами августовского путча 1991 г.), предусматривала депортацию по крайней мере части населения из НКАО и прилегающих к ней армянских деревень.

Операция по депортации получила кодовое название «Кольцо». Она продолжалась четыре месяца, вплоть до августовского путча 1991 г. За этот период из Карабаха в Армению было депортировано порядка 10 тыс. человек; воинские части и ОМОН опустошили 26 деревень, убив при этом 140-170 мирных жителей-армян (37 из них погибло в деревнях Геташен и Мартунашен) . Жители азербайджанских сел НКАО, выступая перед независимыми наблюдателями, также говорили о массовых нарушениях прав человека армянскими боевиками. Операции Советской армии в Карабахе привели лишь к прогрессирующей деморализации самих войск. Не остановили они и распространения вооруженной борьбы в регионе.


Нагорный Карабах: провозглашение независимости

После провала августовского путча в Москве практически все организаторы и вдохновители операции «Кольцо» утратили свою власть и влияние. В том же августе воинские соединения в Шаумяновском (азербайджанское название: Геранбойском) районе получили приказ прекратить огонь и отойти в места постоянной дислокации. 31 августа Верховный Совет Азербайджана принял декларацию о восстановлении независимой Республики Азербайджан, т.е. той, что существовала в 1918-1920 гг. Для армян это означало, что правовая основа автономного статуса НКАО советской эпохи теперь отменялась. В ответ на провозглашение независимости Азербайджана карабахская сторона провозгласила Нагорно-Карабахскую республику (НКР). Это было сделано 2 сентября 1991 г. на совместном заседании областного Совета НКАО и районного Совета населенного армянами Шаумяновского района. НКР была провозглашена в границах бывшей АО и Шаумяновского района (который ранее частью НКАО не являлся). 26 ноября 1991 г. Верховный Совет Азербайджана принял закон, отменяющий автономию Нагорного Карабаха. 10 декабря Верховный Совет НКР, состоящий исключительно из представителей армянского населения, объявил о своей независимости и о выходе из состава Азербайджана на основании результатов референдума, проведенного среди армянского населения. Армянские законодатели до сих пор не разрешили явное противоречие между объявлением независимости НКР и все еще не отмененным постановлением Верховного Совета Армении от 1 декабря 1989 г., согласно которому Нагорный Карабах воссоединялся с собственно Арменией. Армения заявила, что не имеет никаких территориальных претензий к Азербайджану. Такая позиция позволяет Армении рассматривать конфликт как двусторонний, в котором участвуют Азербайджан и НКР, в то время как сама Армения непосредственного участия в конфликте не принимает. Однако Армения, следуя той же логике и из боязни ухудшить собственное положение в мировом сообществе, официально не признает независимость НКР. За последние годы в Армении продолжались дебаты на тему: сделает ли отмена «аннексионистского» решения армянского парламента от 1 декабря 1989 г. и официальное признание НКР неизбежной полномасштабную войну с Азербайджаном (Тер-Петросян), или же такое признание поможет убедить мировое сообщество в том, что Армения не является страной-агрессором? Последняя точка зрения, в частности, отстаивалась в июне 1993 г. Суреном Золяном, секретарем комиссии по Арцаху (Карабаху) Верховного Совета Армении. Сурен Золян утверждал, что, пока НКР не признана в качестве субъекта международных отношений, вся полнота ответственности за ее действия лежит на Армении, что придает некоторую обоснованность тезису об армянской агрессии . В самом Нагорном Карабахе определенная неясность насчет того, быть ли ему независимым, входить ли в Армению или же обратиться к России с просьбой о включении в ее состав, подчеркивается тем фактом, что в конце 1991 г. тогдашний председатель Верховного Совета НКР Г. Петросян направил письмо Ельцину с просьбой о вхождении НКР в состав России. Ответа он не получил . 22 декабря 1994 г. парламент НКР избрал Роберта Кочаряна, ранее бывшего председателем Госкомитета обороны, президентом НКР до 1996 г.


Армения и Азербайджан: динамика политического процесса

Осенью 1990 г. глава АОД Тер-Петросян победил на всеобщих выборах и стал президентом республики. АОД, в отличие от армянской оппозиции, стремится предотвратить непосредственное участие республики в карабахском конфликте и всеми силами пытается ограничить рамки конфликта. Одной из основных забот АОД является установление хороших отношений с Западом. Руководство АОД отдает себе отчет в том, что Турция является членом НАТО и основным союзником США в регионе. Оно признает реальность, воздерживаясь от предъявления претензий на земли исторической Армении (ныне находящиеся в Турции), и желает развивать армяно-турецкие контакты.

В отличие от АОД, партия Дашнакцутюн (Армянская революционная федерация), в основном базирующаяся за рубежом, среди армянской диаспоры, является по преимуществу антитурецкой партией. В настоящее время ее усилия сосредоточены на организации общественного давления на Западе с целью заставить Турцию официально осудить геноцид 1915 г. Партия имеет сильные позиции в Карабахе благодаря своему образу твердой, героической и бескомпромиссной организации, упору на военную дисциплину, многочисленным связям и значительным средствам за рубежом. Однако существует острое соперничество между Дашнакцутюн и президентом Тер-Петросяном. В 1992 г. последний выслал дашнакского лидера Грайра Марухяна из Армении; в декабре 1994 г. он приостановил деятельность партии, обвинив ее в терроризме.

Тем не менее усилия армянской диаспоры принесли плоды. Ее лобби в конгрессе США в 1992 г. добилось принятия положения о запрете любой негуманитарной помощи Азербайджану до тех пор, пока он не предпримет «доказуемые шаги» по прекращению своей блокады Армении. В 1993 г. США выделили на помощь Армении 195 млн. долл. (Армения стоит на втором месте, после России, в списке получателей помощи среди всех постсоветских государств); Азербайджан получил 30 млн. долл. .

Семь оппозиционных партий - включая помимо дашнаков Союз национального самоопределения, возглавляемый бывшим диссидентом Паруйром Айрикяном, и Рамкавар-Азатакан (либералов) - подвергают критике то, что они рассматривают как произвол и самоуправство Тер-Петросяна в деле управления страной и уступки, сделанные армянским руководством под давлением иностранных держав и ООН (непризнание НКР, принципиальное согласие на вывод войск НКР из оккупированных этнически азербайджанских районов). Несмотря на сравнительную политическую стабильность в Армении, популярность АОД падает, в основном из-за экономических лишениий, вызванных азербайджанской блокадой. Общий объем промышленного производства за первые девять месяцев 1993 г. снизился на 38% по сравнению с соответствующим периодом 1992 г. . Житейские невзгоды в блокадной Армении привели к массовой эмиграции, оценивавшейся в 300-800 тыс. в 1993 г., в основном в Южную Россию и Москву. Широкие расхождения в цифрах эмигрантов объясняются тем, что многие из уезжающих сохранили прописку в Армении .

В Азербайджане вопрос о Нагорном Карабахе также определяет взлет и падение фортуны политиков. До середины 1993 г. поражения в ходе войны или политические кризисы, сопутствующие различным перипетиям борьбы за Карабах, привели к падению четырех первых секретарей компартии и президентов подряд: Багирова, Везирова, Муталибова (с временным президентством Мамедова и Гамбара в мае - июне 1992 г.), снова Муталибова и Эльчибея.

Августовский путч 1991 г. в Москве подорвал легитимность президента Муталибова в Азербайджане. Во время путча он сделал заявление, осуждающее Горбачева и косвенно поддерживающее московских путчистов. НФА развернул митинги и демонстрации с требованием новых парламентских и президентских выборов. Муталибов срочно организовал президентские выборы (8 сентября 1991 г.); 85,7% внесенных в списки приняли участие в голосовании, из них 98,5% проголосовали за Муталибова. Этот результат многими считался подтасованным. Компартия была официально распущена, и 30 октября Верховный Совет Азербайджана под давлением НФА был вынужден передать часть своих полномочий милли-меджлису (Национальному совету) в составе 50 членов, половина из которых состояла из бывших коммунистов, а другая половина - из оппозиции . Кампания НФА по устранению Муталибова продолжалась, и последний возлагал вину на Россию за то, что она бросила его на произвол судьбы. Окончательный удар по Муталибову был нанесен 26-27 февраля 1992 г., когда карабахские силы захватили деревню Ходжалы под Степанакертом, убив при этом много мирных жителей. Азербайджанские источники утверждают, что бойня, якобы совершенная с помощью русских войск (факт, который отрицает армянская сторона), привела к гибели 450 человек и 450 было ранено. Сам факт массовых убийств был позднее подтвержден, среди прочих, миссией по сбору фактов московского правозащитного центра «Мемориал» . 6 марта 1992 г. Муталибов ушел в отставку. Вскоре после этого экс-президент Муталибов выразил сомнение в ответственности армян за Ходжалы, намекнув, что некоторые из азербайджанских гражданских лиц, возможно, на самом деле были убиты азербайджанскими войсками для того, чтобы дискредитировать его . Ягуб Мамедов, председатель Верховного Совета, стал временным главой государства. Предвыборная кампания была в полном разгаре, когда 9 мая 1992 г. пришло известие о падении Шуши. Это дало возможность экс-коммунистическому Верховному Совету аннулировать отставку Муталибова, сняв с него вину за Ходжалы (14 мая). Милли-меджлис был распущен. На следующий день сторонники НФА штурмовали здание Верховного Совета и захватили президентский дворец, вынудив Муталибова бежать в Москву. 18 мая Верховный Совет принял отставку Мамедова, избрал члена НФА Ису Гамбара временным президентом и передал свои полномочия обратно милли-меджлису, упраздненному им три дня назад. На новых выборах, состоявшихся в июне 1992 г., президентом был избран лидер НФА Абульфаз Эльчибей (76,3% принявших участие в голосовании; 67,9% «за») .

Эльчибей обещал решить карабахскую проблему в пользу азербайджанцев к сентябрю 1992 г. Основные пункты программы НФА были следующими: протурецкая, антирусская ориентация, отстаивание независимости республики, отказ от вступления в СНГ и выступления в пользу возможного слияния с иранским Азербайджаном (тенденция, встревожившая Иран). Хотя правительство Эльчибея включало большое число блестящих интеллектуалов, никогда не входивших в номенклатуру, попытка очистить правительственный аппарат от старых коррумпированных чиновников не удалась, и новые люди, приведенные к власти Эльчибеем, оказались изолированы, а некоторые из них коррумпировались в свой черед. В начале мая 1993 г. народное недовольство вылилось в антиправительственные митинги в ряде городов, в том числе в Гяндже, после которых многие члены оппозиционной партии Милли Истиглал (Партии национальной независимости) были арестованы. Возросла популярность Гейдара Алиева, бывшего члена Политбюро, а впоследствии главы Нахичевани, ухитрившегося сохранить мир на границе своей автономной области с Арменией. Партия Алиева «Новый Азербайджан», созданная в сентябре 1992 г., стала фокусом оппозиции, объединив самые различные группировки - от неокоммунистов до членов небольших национальных партий и обществ. Поражения в боях и тайные российские маневры, направленные против Эльчибея, привели в июне 1993 г. к восстанию, которое возглавил богатый директор шерстяной фабрики и полевой командир Сурет Гусейнов (герой Азербайджана). Триумфальный мирный поход последнего на Баку завершился свержением Эльчибея и его заменой Алиевым. Сурет Гусейнов стал премьер-министром. Алиев пересмотрел политику НФА: ввел Азербайджан в СНГ, отказался от исключительно протурецкой ориентации, восстановил разорванные связи с Москвой и укрепил международные позиции страны (контакты с Ираном, Великобританией и Францией). Он также подавил сепаратизм на юге республики (провозглашение полковником Алиакрамом Гумбатовым летом 1993 г. талышской автономии) .

Тем не менее внутренняя нестабильность продолжалась в Азербайджане и после прихода Алиева к власти. Отношения последнего с Суретом Гусейновым вскоре испортились. Алиев отстранил Гусейнова от ведения переговоров по нефти (а значит, и от присвоения будущих доходов от ее продажи). Гусейнов также, по-видимому, противился выходу Алиева из русской орбиты, имевшему место в течение 1994 г. В начале октября 1994 г., после подписания нефтяного контракта с западным консорциумом 20 сентября, в Баку и Гяндже произошла попытка государственного переворота, причем некоторые заговорщики принадлежали к кругу сторонников Сурета Гусейнова. Алиев подавил попытку этого переворота (если она была таковой: ряд наблюдателей в Баку описывает его как интригу самого Алиева) и вскоре после этого освободил Гусейнова от всех обязанностей.


Политика России по отношению к конфликту (август 1991 г. - середина 1994 г.)

По мере того, как с августа 1991 г. распад СССР становился реальностью (завершившись в декабре), Россия оказалась в положении страны без определенной миссии в зоне военного конфликта в Нагорном Карабахе, к тому же не имеющей с этой зоной общих границ. Конец 1991 г. ознаменовался крушением (временным?) имперской идеологии и ослаблением контроля над армией. В зонах конфликтов в советских/российских войсках почти все решения принимал единолично отдельный офицер, самое большее - генерал. Процессы, начавшиеся в армии вследствие роспуска Варшавского Договора, распада СССР и гайдаровских реформ, - массовая демобилизация, вывод войск из дальнего и ближнего зарубежья (включая Азербайджан, откуда последние российские войска были выведены в конце мая 1993 г.), раздел как военных контингентов, так и вооружений между различными республиками и конверсия военной промышленности - все это усугубило общий хаос в зонах конфликтов. В Нагорном Карабахе, Абхазии и Молдавии по обеим сторонам фронта появились экс-советские наемники и флибустьеры. В этих условиях то, что может быть названо российской политикой в регионе, имело случайный, реактивный характер, каковым и оставалось до тех пор, пока в 1992-1993 гг. медленное повышение управляемости государственного аппарата привело к некоторому восстановлению способности России формулировать и достигать своих целей в отношениях со странами ближнего зарубежья (хотя фактор «голодных и злых» офицеров, ведущих свои локальные войны «на краю бывшей советской империи», все еще нельзя сбрасывать со счетов).

Начиная с августа 1991 г. российская политика в отношении конфликта в Нагорном Карабахе развивалась в следующих основных направлениях: попытки посредничества, подобные той, что была предпринята Б. Ельциным и президентом Казахстана Н. Назарбаевым в сентябре 1991 г., а позднее участие в работе Минской группы СБСЕ, трехсторонней инициативе (США, Россия и Турция) и проведение самостоятельных миссий, как, например, та, которую осуществлял посол по особым поручениям В. Казимиров в 1993 и 1994 гг.; вывод российских вооруженных сил из зоны конфликта и распределение оставляемого оружия между вновь образующимися республиками; попытка сохранить военное равновесие в регионе и не допустить сторонних игроков (Турцию и Иран) в свою кавказскую зону влияния. С развитием экономических реформ в России экономический фактор стал играть всё большую роль во взаимоотношениях страны с новыми республиками. В 1993 г. Россия проявляла все больший интерес к вовлечению Азербайджана и Грузии в СНГ и исполнению роли единственного миротворца в бывших советских республиках.

Так как российским войскам в Карабахе, потерявшим свою боевую задачу после августа 1991 г., угрожала серьезная опасность деморализации, с ноября начался вывод советских внутренних войск из Карабаха (кроме 366-го полка в Степанакерте). В марте 1992 г. 366-й полк в буквальном смысле развалился на куски, так как часть его неармянского контингента дезертировала, а другая часть, особенно солдаты и офицеры армяне, захватила легкое и тяжелое вооружение и присоединилась к частям НКР .

В области дипломатии Россия старалась добиться сохранения равновесия между Арменией и Азербайджаном, не допуская достижения одной из сторон решающего превосходства. Согласно двустороннему договору 1992 г. Россия обязывалась охранять Армению от внешней (подразумевалось: турецкой) интервенции, но этот договор так и не был ратифицирован Верховным Советом России, опасавшимся втягивания России в кавказские конфликты.

Согласно Ташкентскому договору о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г., подписанному, среди прочих стран, Россией, Арменией и Азербайджаном, любое нападение на какую-либо из сторон будет расцениваться как нападение на всех. Однако менее чем через месяц власть в Азербайджане перешла в руки протурецки настроенного правительства Эльчибея. Когда в адрес Армении раздались угрозы со стороны Турции в связи с кризисом в районе Нахичевани в середине мая 1992 г., государственный секретарь России Г. Бурбулис и министр обороны П. Грачев нанесли визит в Ереван с целью обсудить конкретные пути воплощения в жизнь договора о коллективной безопасности: это был ясный сигнал того, что Россия не оставит Армению в одиночестве. США сделали соответствующее предупреждение турецкой стороне, а российские власти предостерегли Армению от вторжения в Нахичевань. Планы турецкой интервенции были отменены .

Другой инцидент, в сентябре 1993 г., привел к драматическому усилению роли России в регионе. Когда в Нахичевани вновь вспыхнули бои, в эту автономную область вошли иранские войска для охраны совместно управляемого водохранилища; они также вступили в пункт Горадиз в «континентальной» части Азербайджана, якобы для оказания помощи азербайджанским беженцам. По мнению Армена Халатяна, аналитика Московского института гуманитарно-политических исследований, обращение азербайджанских властей за военной помощью к Турции могло бы спровоцировать вооруженный конфликт между турецкими и российскими частями, охранявшими армянскую границу, а также столкновение с иранцами уже вошедшими в Нахичевань. Баку, таким образом, был поставлен перед выбором: либо допустить разрастание конфликта до неконтролируемых пропорций, либо повернуться лицом к Москве. Алиев выбрал последнее, тем самым позволив России восстановить свое влияние по всему периметру закавказской границы СНГ, что фактически вывело из игры Турцию и Иран .

С другой стороны, осуждая каждый последующий захват войсками НКР еще большей территории Азербайджана, Россия продолжала снабжать Азербайджан оружием, в то же время под сурдинку пользуясь армянскими победами на поле боя для обеспечения прихода в Азербайджане к власти правительства, которое бы лучше прислушивалось к интересам России (т. е. правительства Алиева вместо правительства Эльчибея) - расчет, который оправдался лишь в краткосрочном, а не в долгосрочном плане. В конце июня 1993 г. Алиев приостановил сделку между Баку и консорциумом из восьми ведущих западных фирм (в том числе «Бритиш петролеум», «Амоко» и «Пеннсойл») на разработку трех азербайджанских нефтяных месторождений. Маршрут предполагаемого нефтепровода, который ранее должен был идти к турецкому побережью Средиземного моря, теперь должен был прой-ти через Новороссийск - по крайней мере на это надеялись русские. Российская пресса предполагала, что прокладка этого нефтепровода, если бы он обошел Россию стороной, могла бы на деле высвободить Среднюю Азию, Казахстан, а возможно, даже богатые нефтью мусульманские республики самой России из-под русского влияния, тогда как раньше нефтяные богатства этих регионов поступали на мировой рынок только через Россию .

Война в Нагорном Карабахе по масштабности уступает чеченской: в ней погибло около 50000 человек, однако по продолжительности этот конфликт превосходит все кавказские войны последних десятилетий. Итак, сегодня стоит вспомнить, почему на весь мир стал известен Нагорный Карабах, суть и причины конфликта и какие последние новости известны из этого региона.

Предыстория войны в Нагорном Карабахе

Предыстория карабахского конфликта весьма продолжительна, но вкратце ее причину можно выразить так: азербайджанцы, которые являются мусульманами, издавна стали спорить за территорию с армянами, которые являются христианами. Современному обывателю сложно понять суть конфликта, поскольку убивать друг друга из-за национальности и религии в 20-21 веке, да, равно как и из-за территории – полный идиотизм. Ну не нравится тебе государство, в границах которого ты оказался, собери чемоданы, да езжай в Тулу или Краснодар помидорами торговать – там всегда тебе рады. Зачем война, зачем кровь?

Совок виноват

Когда-то при СССР Нагорный Карабах был включен в Азербайджанскую ССР. По ошибке или не по ошибке, не важно, но бумага на землю была у азербайджанцев. Наверное, можно было бы договориться мирно, сплясать коллективную лезгинку и угостить друг друга арбузом. Но не тут-то было. Армяне на захотели жить в Азербайджане, принимать его язык и законодательство. Но и сваливать в Тулу торговать помидорами или в свою Армению не очень-то собирались. Аргумент у них был железный и вполне традиционный: «тут жили диды!».

Азербайджанцы отдавать свою территорию тоже не захотели, у них там тоже жили диды, да еще и бумага на землю была. Поэтому они поступили точно так же, как Порошенко в Украине, Ельцин в Чечне и Снегур в Приднестровье. То есть, ввели войска для наведения конституционного порядка и защиты целостности границ. Первый канал, назвал бы это бандеровской карательной операцией или нашествием голубых фашистов. Кстати, на стороне армян активно воевали всем известные рассадники сепаратизма и войн – российские казаки.

В общем, начали азербайджанцы стрелять в армян, а армяне – в азербайджанцев. Армении в те годы Бог послал знак – Спитакское землетрясение, в котором погибло 25000 человек. Ну вроде как, взяли бы армяне, да уехали на освободившееся место, но они все равно очень не хотели отдавать землю азербайджанцам. И так они стреляли друг в друга почти 20 лет, подписывали всякие соглашения, переставали стрелять, а потом снова начинали. Последние новости из Нагорного Карабаха все равно периодически пестрят заголовками о перестрелках, убитых и раненых, то есть, большой войны хоть и нет, но она тлеет. Вот в 2014 году при участии минской Группы ОБСЕ, вместе с США и Францией начат процесс по урегулированию этой войны. Но и это особо не принесло плодов – точка продолжает оставаться горячей.

Наверное, каждый догадывается, что есть в этом конфликте и российский след. Россия действительно давно могла бы урегулировать конфликт в Нагорном Карабахе, но ей это невыгодно. Формально она признает границы Азербайджана, но помогает Армении – так же двулично, как в Приднестровье!

Оба государства от России очень зависят и терять эту зависимость российское правительство не хочет. В обеих странах расположены российские военные объекты – в Армении база в Гюмри, а в Азербайджане – Габалинская РЛС. С обеими странами имеет дела российский Газпром, закупая газ для поставок в ЕС. А коль выйдет одна из стран из-под российского влияния, так вполне сможет стать самостоятельной и богатой, чего доброго еще в НАТО вступит или гей-парад проведет. Россия поэтому очень заинтересована в слабых странах СНГ, вот и поддерживает там смерть, войну и конфликты.

Но как только власть поменяется, Россия объединится с Азербайджаном и Арменией в рамках ЕС, во всех странах наступит толерантность, мусульмане, христиане, армяне, азербайджанцы и русские обнимут друг друга и будут ездить друг к другу в гости.

Пока же процент ненависти друг к другу у азербайджанцев и армян просто зашкаливает. Заведите себе аккаунт в ВК под армянином или азером, пообщайтесь, и просто поразитесь, насколько там серьезный раскол.

Хочется верить, что может хоть через 2-3 поколения эта ненависть спадет на нет.

Где находится Нагорный Карабах?

Нагорный Карабах — спорный регион на границе Армении и Азербайджана. Самопровозглашенная Нагорно-Карабахская республика была основана 2 сентября 1991 года. Население по оценке на 2013 год составляет более 146 000 человек. Абсолютное большинство верующих — христиане. Столицей и крупнейшим городом является Степанакерт.

С чего началось противостояние?

В начале ХХ века в регионе проживали, в основном, армяне. Именно тогда этот район стал местом кровавых армяно-азербайджанских столкновений. В 1917 году из-за революции и распада Российской империи в Закавказье были провозглашены три независимых государства, в том числе Азербайджанская республика, куда и входил регион Карабаха. Однако армянское население района отказалось подчиняться новым властям. В том же году Первый съезд армян Карабаха избрал собственное правительство — армянский национальный совет.

Конфликт между сторонами продолжался вплоть до установления в Азербайджане советской власти. В 1920 году азербайджанские войска заняли территорию Карабаха, но через пару месяцев сопротивление армянских вооруженных отрядов благодаря советским войскам было подавлено.

В 1920 году населению Нагорного Карабаха предоставили право на самоопределение, но де-юре территория продолжила подчиняться властям Азербайджана. С этого времени в регионе периодически вспыхивали не только массовые беспорядки, но и вооруженные столкновения.

Как и когда была создана самопровозглашенная республика?

В 1987 году недовольство социально-экономической политикой со стороны армянского населения резко возросло. Меры, предпринятые руководством Азербайджанской ССР, на ситуацию не повлияли. Начались массовые забастовки студентов, а в крупном городе — Степанакерте — прошли многотысячные националистические митинги.

Многие азербайджанцы, оценив ситуацию, приняли решение уехать из страны. С другой стороны, в Азербайджане повсеместно начали проходить армянские погромы, в результате которых появилось огромное количество беженцев.


Фото: ТАСС

Областной совет Нагорного Карабаха принял решение о выходе из состава Азербайджана. В 1988 году между армянами и азербайджанцами начался вооруженный конфликт. Территория вышла из-под контроля Азербайджана, однако решение по ее статусу было отложено на неопределенное время.

В 1991 году в районе начались военные действия с многочисленными потерями с обеих сторон. Договоренности о полном прекращении огня и урегулировании ситуации удалось достичь только в 1994 году при помощи России, Киргизии и Межпарламентской Ассамблеи СНГ в Бишкеке.

Все материалы по теме читайте

Когда произошло обострение конфликта?

Нужно отметить, что относительно недавно многолетний конфликт в Нагорном Карабахе снова напомнил о себе. Это произошло в августе 2014 года. Тогда стычки на армяно-азербайджанской границе произошли между военными двух стран. С обеих сторон погибло более 20 человек.

Что происходит сейчас в Нагорном Карабахе?

В ночь на 2 апреля произошло . Армянская и азербайджанская стороны обвиняют друг друга в его эскалации.

Минобороны Азербайджана заявляет об обстрелах со стороны вооруженных сил Армении с применением минометов и крупнокалиберных пулеметов. Утверждается, что за минувшие сутки армянские военные нарушили режим прекращения огня 127 раз.

В свою очередь, армянское военное ведомство говорит, что азербайджанская сторона предприняла в ночь на 2 апреля «активные наступательные действия» с использованием танков, артиллерии и авиации.

Есть ли жертвы?

Да, есть. Однако данные по ним разнятся. По официальной версии Управления ООН по координации гуманитарных вопросов, свыше 200 получили ранение.

УКГВ ООН: «Согласно официальным источникам в Армении и Азербайджане, по меньшей мере, 30 солдат и 3 мирных жителя погибли в результате боевых действий. Число раненных, как гражданских, так и военных, еще официально не подтверждено. Согласно неофициальным источникам, пострадали свыше 200 человек».

Как отреагировали на эту ситуацию власти и общественные организации?

Российский МИД поддерживает постоянный контакт с руководством внешнеполитических ведомств Азербайджана и Армении. и Мария Захарова призвали стороны прекратить насилие в Нагорном Карабахе. Как заявила официальный представитель российского МИДа Мария Захарова, сообщения о серьезном

Нужно отметить, что остается максимально напряженной. , Ереван эти заявления опроверг и назвал уловкой. В Баку эти обвинения отрицают и говорят о провокациях со стороны Армении. Президент Азербайджана Алиев созвал Совет безопасности страны, который транслировало национальное телевидение.

Обращение президента ПАСЕ к сторонам конфликта с призывом воздержаться от применения насилия и возобновить переговоры по мирному урегулированию уже опубликовано на сайте организации.

С похожим призывом выступил и Международный комитет Красного Креста. Он убеждает Ереван и Баку и защищать гражданское население. Также сотрудники комитета заявляют, что готовы стать посредниками на переговорах Армении и Азербайджана.

2 апреля 2016 года пресс-служба Министерства обороны Армении заявила о том, что вооруженные силы Азербайджана перешли в наступление на всем участке соприкосновения с армией обороны Нагорного Карабаха. Азербайджанская сторона сообщила, что боевые действия начались в ответ на обстрелы ее территории.

Пресс-служба Нагорно-Карабахской республики (НКР) заявила, что азербайджанские войска перешли в наступления на многих участках фронта, задействовав артиллерию большого калибра, танки и вертолеты. В течение нескольких дней официальные представители Азербайджана сообщили о занятии нескольких стратегически важных высот и населенных пунктов. На нескольких участках фронта атаки были отбиты вооруженными силами НКР.

Через несколько дней ожесточенных боев по всей линии фронта военные представители обеих сторон встретились для обсуждения условий прекращения огня. Оно было достигнуто 5 апреля, хотя, после этой даты перемирие неоднократно нарушалось и той, и другой стороной. Однако в целом обстановка на фронте начала успокаиваться. Азербайджанские вооруженные силы приступили к укреплению отвоеванных у противника позиций.

Карабахский конфликт – один из старейших на просторах бывшего СССР, Нагорный Карабах стал горячей точкой еще до распада страны и находится в состоянии замороженного уже более двадцати лет. Почему он вспыхнул с новой силой именно сегодня, каковы силы противоборствующих сторон и что следует ожидать в ближайшем будущем? Может ли этот конфликт перерасти в полномасштабную войну?

Чтобы понять, что происходит в этом регионе сегодня, следует сделать небольшой экскурс в историю. Только так можно понять суть этой войны.

Нагорный Карабах: предыстория конфликта

Карабахский конфликт имеет очень давние исторические и этнокультурные корни, ситуация в этом регионе значительно обострилась в последние годы существования советского режима.

В древности Карабах входил в состав Армянского царства, после его распада эти земли стали частью Персидской империи. В 1813 году Нагорный Карабах был присоединен к России.

Здесь не единожды происходили кровопролитные межэтнические конфликты, наиболее серьезные из которых происходили во время ослабления метрополии: в 1905 и 1917 году. После революции в Закавказье появились три государства: Грузия, Армения и Азербайджан, в состав которого и входил Карабах. Однако данный факт абсолютно не устраивал армян, которые в то время составляли большинство населения: в Карабахе началась первая война. Армяне одержали тактическую победу, но понесли стратегическое поражение: большевики включили Нагорный Карабах в состав Азербайджана.

В советский период в регионе поддерживался мир, вопрос о передаче Карабаха Армении периодически поднимался, но не находил поддержки у руководства страны. Любые проявления недовольства жестко подавлялись. В 1987 году на территории Нагорного Карабаха начинаются первые столкновения между армянами и азербайджанцами, которые приводят к человеческим жертвам. Депутаты Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО) обращаются с просьбой присоединить их к Армении.

В 1991 году провозглашается создание Нагорно-Карабахской республики (НКР) и начинается широкомасштабная война с Азербайджаном. Боевые действия проходили до 1994 года, на фронте стороны использовали авиацию, бронетехнику, тяжелую артиллерию. 12 мая 1994 год в силу вступает соглашение о прекращении огня, и карабахский конфликт переходит в стадию замороженного.

Результатом войны стало фактическое получение НКР независимости, а также оккупация нескольких районов Азербайджана, прилегающих к границе с Арменией. По факту, в этой войне Азербайджан потерпел сокрушительное поражение, не добился поставленных целей и потерял часть своих исконных территорий. Подобная ситуация абсолютно не устраивала Баку, который долгие годы строил свою внутреннюю политику на желании реванша и возвращения утраченных земель.

Расстановка сил на настоящий момент

В прошлой войне победила Армения и НКР, Азербайджан потерял территорию и был вынужден признать поражение. Долгие годы карабахский конфликт пребывал в замороженном состоянии, которое сопровождалось периодическими перестрелками на линии фронта.

Однако в этот период сильно изменилось экономическое положение противоборствующих стран, сегодня Азербайджан имеет гораздо более серьезный военный потенциал. За годы высоких цен на нефть Баку сумел модернизировать армию, оснастить ее новейшим вооружением. Основным поставщиком оружия Азербайджану всегда была Россия (это вызывало серьезное раздражение у Еревана), также современное оружие закупалось в Турции, Израиле, Украине и даже ЮАР. Ресурсы Армении не позволяли ей качественно усилить армию новым вооружением. В Армении, да и в России многие думали, что на этот раз конфликт закончится так же, как и в 1994 году — то есть, бегством и разгромом противника.

Если в 2003 году Азербайджан потратил на вооруженные силы 135 млн долларов, то в 2018 году затраты должны превысить 1,7 млрд долларов. Пик военных трат Баку пришелся на 2013 год, когда на военные нужды было направлено 3,7 млрд долларов. Для сравнения: весь государственный бюджет Армении в 2018 году составил 2,6 млрд долларов.

Сегодня общая численность ВС Азербайджана составляет 67 тыс. человек (57 тыс. человек – сухопутные войска), еще 300 тыс. находятся в резерве. Следует отметить, что в последние годы армия Азербайджана реформировалась по западному образцу, переходя на натовские стандарты.

Сухопутные войска Азербайджана собраны в пять корпусов, в состав которых входит 23 бригады. Сегодня азербайджанская армия имеет более 400 танков (Т-55 , Т-72 и Т-90), причем с 2010 по 2014 год Россия поставила 100 новейших Т-90. Количество БТР, БМП и БРМ и бронеавтомобилей – 961 единица. Большинство среди них составляет изделия еще советского ВПК (БМП-1 , БМП-2 , БТР-69, БТР-70 и МТ-ЛБ), но есть и новейшие машины российского и иностранного производства (БМП-3 , БТР-80А , бронеавтомобили производства Турции, Израиля и ЮАР). Часть азербайджанских Т-72 модернизирована израильтянами.

Азербайджан обладает почти 700 единицами артиллерийских орудий, среди которых есть как буксируемая, так и самоходная артиллерия, в это число входит и реактивная артиллерия. Большинство из них получены еще при разделе советского военного имущества, но есть и более новые образцы: 18 САУ «Мста-С» , 18 САУ 2С31 «Вена», 18 РСЗО «Смерч» и 18 ТОС-1А «Солнцепек» . Отдельно следует отметить израильские РСЗО Lynx (калибра 300, 166 и 122 мм), которые по своим характеристикам превосходят (прежде всего по точности) российские аналоги. Кроме того, Израиль поставил ВС Азербайджана 155-мм САУ SOLTAM Atmos. Большая часть буксируемой артиллерии представлено советскими гаубицами Д-30 .

Противотанковая артиллерия в основном представлена советским ПТО МТ-12 «Рапира», также на вооружении стоят ПТРК советского производства («Малютка », «Конкурс », «Фагот », «Метис») и иностранного производства (Израиль – Spike, Украина – «Скиф»). В 2014 году Россия поставила несколько самоходных ПТРК «Хризантема».

Россия поставила Азербайджану серьезное саперное оборудование, которое можно использовать для преодоления укрепленных полос противника.

Также из России были получены системы ПВО: С-300ПМУ-2 «Фаворит» (два дивизиона) и несколько батарей «Тор-М2Э ». Имеются старые «Шилки» и около 150 советских комплексов «Круг», «Оса» и «Стрела-10». Также есть дивизион ЗРК «Бук-МБ» и «Бук-М1-2», переданные Россией и дивизион ЗРК Barak 8 израильского производства.

Есть оперативно-тактические комплексы «Точка-У», которые были закуплены у Украины.

Армения имеет гораздо меньший военный потенциал, что обусловлено ее более скромной долей в советском «наследстве». Да и с финансами у Еревана гораздо хуже — нефтяных месторождений на ее территории нет.

После прекращения войны в 1994 году большие средства выделялись из армянского госбюджета на создание фортификационных сооружений по всей линии фронта. Общая численность сухопутных сил Армении сегодня составляет 48 тыс. человек, еще 210 тыс. находятся в резерве. Вместе с НКР страна может выставить около 70 тыс. бойцов, что сопоставимо с армией Азербайджана, но техническое оснащение армянских ВС явно уступает противнику.

Общее число армянских танков составляет чуть более ста единиц (Т-54, Т-55 и Т-72), бронемашин – 345, большая часть из них была сделана на заводах СССР. У Армении практически нет денег на модернизацию армии. Россия передает ей свое старое вооружение и дает кредиты на покупку оружия (конечно, российского).

ПВО Армении имеет на вооружении пять дивизионов С-300ПС, есть информация, что армяне поддерживают технику в хорошем состоянии. Есть и более старые образцы советской техники: С-200, С-125 и С-75, а также «Шилки». Точное их количество неизвестно.

ВВС Армении состоит из 15 штурмовиков Су-25, вертолетов Ми-24 (11 штук) и Ми-8, а также многоцелевых Ми-2 .

Следует добавить, что в Армении (г. Гюмри) находится российская военная база, на которой дислоцированы МиГ-29 и дивизион ЗРК С-300В. В случае нападения на Армению, согласно договору ОДКБ Россия должна помочь союзнику.

Кавказский узел

Сегодня положение Азербайджана выглядит куда более предпочтительным. Страна сумела создать современные и весьма сильные вооруженные силы , что было доказано в апреле 2018 года. Не совсем понятно, что будет дальше: Армении выгодно сохранение нынешнего положения, по сути, она контролирует около 20% территории Азербайджана. Однако это не слишком выгодно Баку.

Следует обратить внимание и на внутриполитические аспекты апрельских событий. После падения цен на нефть Азербайджан переживает экономический кризис, а самый лучший способ усмирить недовольных в такое время — развязать «маленькую победоносную войну». В Армении дела в экономике традиционно плохи. Так что для армянского руководства война – это также весьма подходящий способ перефокусировать внимание народа.

По количеству вооруженные силы обеих сторон примерно сопоставимы, но по своей организации армия Армении и НКР отстали от современных вооруженных сил на десятилетия. События на фронте четко показали это. Мнение о том, что высокий армянский боевой дух и сложности ведения войны в гористой местности все уравняет, оказалось ошибочным.

Израильские РСЗО Lynx (калибр 300 мм и дальность 150 км) превосходят по своей точности и дальности все, что было сделано в СССР и производится ныне в России. В комплексе с израильскими беспилотниками армия Азербайджана получила возможность наносить мощные и глубокие удары по объектам противника.

Армяне, начав свое контрнаступление, так и не смогли выбить противника со всех занимаемых позиций.

С большой долей вероятности можно сказать, что война не закончится. Азербайджан требует освободить районы окружающие Карабах, но руководство Армении не может пойти на это. Для него это станет политическим самоубийством. Азербайджан чувствует себя победителем и хочет продолжать боевые действия. Баку показал, что имеет грозную и боеспособную армию, которая умеет побеждать.

Армяне злы и растеряны, они требуют отбить у врага потерянные территории любой ценой. Кроме мифа о превосходстве собственной армии, разбился еще один миф: о России как о надежном союзнике. Азербайджан все прошедшие годы получал новейшее российское оружие, а в Армению поставлялось только старое советское. Кроме того, оказалось, что Россия не горит желанием выполнять свои обязательства по ОДКБ.

Для Москвы состояние замороженного конфликта в НКР являлось идеальной ситуацией, позволявшей оказывать свое влияние на обе стороны конфликта. Конечно, Ереван был в большей зависимости от Москвы. Армения практически оказалась зажатой в окружении недружественных стран, а если в нынешнем году к власти в Грузии придут сторонники оппозиции, то она может оказаться в полной изоляции.

Есть еще один фактор – Иран. В прошлую войну он встал на сторону армян. Но этот раз ситуация может и измениться. В Иране проживает большая азербайджанская диаспора, игнорировать мнение которой руководство страны не может.

Недавно в Вене прошли переговоры между президентами стран при посредничестве США. Идеальным решением для Москвы было бы введение в зону конфликта собственных миротворцев, это еще более усилило российское влияние в регионе. Ереван согласится на это, но что нужно предложить Баку для поддержки такого шага?

Худшим развитием событий для Кремля станет начало полномасштабной войны в регионе. Имея в пассиве Донбасс и Сирию, Россия может просто не потянуть еще один вооруженный конфликт на своей периферии.

Видео о Карабахском конфликте

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Нагорный Карабах – регион в Закавказье, в восточной части Армянского нагорья. Восемьдесят процентов населения Нагорного Карабаха – армяне.

Вооруженный конфликт Армении с Азербайджаном вокруг Нагорного Карабаха разгорелся в начале 90-х годов прошлого века. Активные боевые действия 1991-1994 годов привели к многочисленным жертвам и разрушениям, около 1 миллиона жителей стали беженцами.

1987 – 1988 гг

В регионе возросло недовольство армянского населения своей социально-экономической ситуацией. В октябре в Ереване прошла демонстрация протеста против инцидентов с армянским населением села Чардахлу. 1 декабря несколько десятков протестовавших жителей были избиты и задержаны милицией, в связи с чем пострадавшие обратились в Генеральную прокуратуру СССР.

В тот же период в Нагорном Карабахе и Армении был проведен массовый сбор подписей под требованием о передаче Нагорного Карабаха в состав Армянской ССР.
Делегация карабахских армян передала подписи, письма и требования в приемную ЦК КПСС в Москве.

13 февраля 1988 года

В Степанакерте прошла первая демонстрация протеста по вопросу Нагорного Карабаха. Ее участники требуют присоединения Нагорного Карабаха к Армянской ССР.

20 февраля 1988 года

Внеочередная сессия народных депутатов НКАО по требованию депутатов-армян обратилась к Верховным Советам Армянской ССР, Азербайджанской ССР и СССР с просьбой рассмотреть и положительно решить вопрос о передаче НКАО из состава Азербайджана в состав Армении. Депутаты-азербайджанцы отказались участвовать в голосовании.

22 февраля 1988 года

У армянского села Аскеран на территории НКАО произошло столкновение с использованием огнестрельного оружия между азербайджанцами, милицейско-войсковыми кордонами, выставленными на их пути, и местным населением.

22-23 февраля 1988 года

В Баку и других городах Азербайджанской ССР прошли первые митинги в поддержку решения Политбюро ЦК КПСС о недопустимости пересмотра существующей национально-территориальной структуры. В Армении тем временем разрасталось движение поддержки армянского населения НКАО.

26 февраля 1988 года

В Ереване состоялся массовый митинг в поддержку передачи Нагорного Карабаха Армянской ССР.

27-29 февраля 1988 года

Погромы в Сумгаите, сопровождавшиеся массовым насилием в отношении армянского населения, грабежами, убийствами, поджогами и уничтожением имущества.

15 июня 1988 года

17 июня 1988 года

Верховный Совет Азербайджанской ССР заявил, что решение этого вопроса не может входить в компетенцию Армянской ССР и счел передачу НКАО из АзССр в состав Армянской ССР невозможной.

21 июня 1988 года

На сессии областного совета НКАО вновь был выдвинут вопрос о выходе из состава Азербайджанской ССР.

18 июля 1988 года

Президиум Верховного Совета СССР решает, что Карабах остается частью Азербайджана.

21 сентября 1988 года

Москва объявляет о введении военного положения в НКАО.

Август 1989 года

Азербайджан начинает экономическую блокаду Нагорного Карабаха. Десятки тысяч человек покидают свои дома.

13-20 января 1990 года

Армянские погромы в Баку.

апрель 1991 года

Подразделения советских войск и ОМОНа начали “Операцию кольцо”, официально направленную на разоружение боевиков в армянской деревне Чайкенд (Геташен).

19 декабря 1991 года

26 января 1992 года

Первое серьезное поражение азербайджанской армии.
Десятки солдат убиты во время атаки на деревню Дашалты (Каринтак).

25-26 февраля 1992 года

Сотни азербайджанцев убиты в результате штурма армянами Ходжалы.

12 июня 1992 года

Наступление азербайджанских войск. Под контроль военных взят Шаумяновский район.

Май 1994 года

5 мая 1994 года в столице Киргизии при посредничестве России и Межпарламентской ассамблеи СНГ заключено
соглашение о прекращении огня с 12 мая 1994 года в регионе карабахского конфликта. Причем режим перемирия соблюдается без вмешательства
миротворцев и участия третьих стран.

Источники:

  • Human Rights Watch
  • Reuters
  • Web site of Nagorno Karabakh Republic office in Washington Sumgait.info
  • Chronology of the conflict prepared in August of 1990 by CIA
  • Chronology prepared by the “Memorial” Society (Russia)