Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Антиглобалисты. История движения и хроника борьбы

Начало XXI века обусловлено очередной проблемой, вставшей перед человеческим обществом - проблемой глобализации. Существует множество доводов как у противников, так и у сторонников глобализации. Стирание границ и наций, всеобщее смешение вызывают у одних страх, а других приводят в бешеный восторг. Сущности этих двух понятий - глобализации и антиглобализации - посвящён данный урок.

Предыстория

Во второй половине XX века в связи с бурным развитием технологий значительно увеличилось число экономических и культурных связей между странами, теперь расстояния окончательно перестали быть препятствием для культурного обмена и международной торговли. С этого времени начинают образовываться различные международные организации, цель которых - налаживание экономических, культурных, политических и торговых отношений как между государствами определенного региона (например, АСЕАН, Лига арабских государств), так и организаций, претендующих на всемирное влияние (например, ООН, ЮНЕСКО). Все вышеперечисленное стало причиной появления таких тенденций, как повсеместная унификация и интеграция в культурной, экономической и политической сферах. Совокупность этих процессов принято называть глобализацией. Например, наглядной иллюстрацией экономической глобализации может послужить сеть «Макдональдс», рестораны которой расположены по всему миру, или нефтяная компания Shell, добывающая нефть по всему земному шару.

Нельзя не упомянуть и о негативных последствиях глобализации, таких как экономическая эксплуатация стран третьего мира , растущий уровень потребления и разрывы в доходах, которые приводят к обнищанию большей части населения, а также усугубление экологических проблем. Именно с этими проблемами борется антиглобалистское движение, объединяющее в себе различные организации («Черный блок» , «Хактивист» и др.).

События

17 декабря 1992 г. - создание североамериканской зоны свободной торговли, куда вошли Канада, США и Мексика.

Декабрь 1999 г. - массовые беспорядки в Сиэтле, направленные против проведения съезда ВТО, данная дата считается первым крупным антиглобалистским выступлением.

Январь 2001 г. - в Порту-Алегри прошел первый Всемирный социальный форум, который впоследствии стал главным ежегодным антиглобалистским форумом.

9 июля 2002 г. - создание Африканского союза, целью которого было укрепление экономических связей между странами региона.

Июль 2005 г. - выступления в Глазго против проведения саммита Большой восьмерки, сопровождавшиеся крупными беспорядками.

16 июня 2009 г. - первый саммит БРИКС, объединивший наиболее крупные развивающиеся страны, контролирующие также значительную долю мировых ресурсов. Список стран участниц: Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР.

29 мая 2014 г. - подписан договор об образовании Евразийского экономического союза, в состав которого вошли Россия, Казахстан, Беларусь, Киргизия и Армения.

Заключение

Процесс глобализации, бурно развивающийся с 90-х годов XX века, продолжается и сегодня, затрагивая все страны без исключения. Из-за процесса культурной унификации переживает кризис идея национальных государств, так как стираются этнические и культурные различия между их населением.

Глобализация способствует культурному обмену и экономическому взаимодействию между всеми регионами нашей планеты, которые сопровождаются множеством экономических, а также экологических проблем. Наиболее остро она сказывается на развивающихся странах, чья экономика играет роль сырьевого придатка для экономики более крупных держав. Можно сказать, что в ближайшем будущем человечеству придется искать какие-то альтернативные способы решения этих проблем.

Глобализация являет собой довольно молодой процесс, происходящий в человеческом обществе. Первые попытки создания чего-то общего проявились в Европе ещё в конце 1950-х гг. в виде образования Европейского союза (Рис. 1). Глобализация - это процесс стирания национальных границ, процесс всемирной политической, экономической и культурной интеграции (Рис. 2). Ярким примером этому может служить Европейский Союз (ЕС), Всемирная торговая организация (ВТО), а также ряд крупнейших монопольных компаний, для которых мир - это рынок сбыта своей продукции.

Рис. 1. Европейский союз ()

Процесс глобализации ярко проявляется во всех сферах жизни общества. Скажем, вы можете питаться в «МакДональдсе» (американская фирма) в Загребе (Хорватии) и платить общеевропейской валютой ЕС (евро). Или ездить на японской машине в Южной Америке. Глобализация коснулась и духовной сферы жизни человека. Музыка, кинофильмы стали общемировым достоянием. Многие люди искусства по праву могут заявить, что они «люди мира», т.е. люди без определённого гражданства, хотя такие индивидуумы существовали на протяжении всего ХХ века. В СССР таких людей, не признающих государственных границ и своего народа, называли «безродными космополитами».

Мир вступил в эпоху постиндустриального общества. Это общество характеризуется первостепенностью высоких технологий, информатизацией и компьютеризацией всех сфер жизни общества. Высокие технологии должны ещё больше облегчить повседневный быт и труд человека. Интернет стал неотъемлемой частью человеческого общества. Появился новый способ общения. Жизнь человека практически перестала составлять какую-либо тайну от окружающих. Информационное общество - это общество XXI века и последующих за ним веков.

Рис. 2. Глобализация ()

Всемирная сеть Интернет - это тоже продукт глобализации. Находясь в Лондоне, можно общаться с человеком в Сиднее, можно покупать, торговать, продавать, не выходя из дома. Для многих, глобализация является положительным примером. Границы стран и народов открыты, практически всё возможно купить или продать.

Рис. 3. Выступления антиглобалистов ()

Но в то же время есть и противники глобализации (Рис. 3). Их основным доводом является то, что развитие стран в начале XXI века происходит неравномерно. Многие страны - страны Западной Европы, США, Китай, Южная Корея, Япония и некоторые другие - развиваются ускоренными темпами. В «середняки» входит большая часть стран мирового сообщества. Но многие страны Африки, Азии и Латинской Америки, имеющие колоссальные запасы полезных ископаемых, остаются позади в своем развитии и испытывают многие и многие проблемы. Стоит отметить, что на волне социального расслоения общества во многих, прежде всего бедных и развивающихся странах, растёт число сторонников социалистических и радикальных идей.

Антиглобалисты выступают против всемирных торговых и политических организаций, по праву считая, что глобализация не только ведёт к уничтожению национальной культуры, искусства, языка и обычаев, но и к закрытию национальных производств, которые не в силах тягаться с транснациональными корпорациями и торговыми марками, а, следовательно, к увольнению многих тысяч работников, что влечёт за собой уже социальные последствия. Особую ненависть антиглобалистов составляют такие надмировые организации как «Большая восьмёрка» и «Большая двадцатка» , а также всевозможные военно-политические союзы.

Первое десятилетие XXI века убедительно показало наличие нерешённых проблем и вопросов, которые в скором времени необходимо будет решать. Противостояние глобалистов и антиглобалистов только началось.

1. Алексашкина Л.Н. Всеобщая история. ХХ - начало XXI века. - М.: Мнемозина, 2011.

2. Загладин Н.В. Всеобщая история. XX век. Учебник для 11 класса. - М.: Русское слово, 2009.

3. Пленков О.Ю., Андреевская Т.П., Шевченко С.В. Всеобщая история. 11 класс / Под ред. Мясникова В.С. - М., 2011.

3. Омский государственный университет ().

1. Охарактеризуйте информационное общество.

2. Перечислите плюсы и минусы глобализации.

3. Как глобализация влияет на суверенитет государства? Приведите примеры.

Среди сотен всевозможных противостояний на политическом поле явно и довольно ярко выделяется осевое противостояние частей социума - в противостоянии антиглобалистов со сторонниками глобализации. У одних есть проект будущего, какой-никакой, и более того - судя по всему, есть понимание как его осуществлять. А у вторых нет ничего, кроме протеста и набора экзотических и взаимоисключающих общественных теорий (всяких -измов и -анств), которые не смогли стать в поле битвы планетарных идей настолько сильными, чтобы создать и отстоять место под солнцем для своего государства, своей Системы.

Начнём с антиглобалистов, так как они менее интересны и очевидны. Антиглобалисты выполняют роль социальной стружки, песка с резцов, что попадает между шестеренок и иногда заставляет их поскрипывать. Однако антиглобалисты в нынешнем состоянии - это глобально никакое движение, поскольку идея ПРОТИВ всегда тупикова, а в вопросе чего строить после разрушения глобалистического мира они между собой никогда не договорятся, слишком разношерстная публика собралась в этом лагере под знаком протеста. Поскольку антиглобалисты не имеют развитых структур войны, плана смертоносных тотальных вооруженных ударов по ключевым точкам глобалистического мира, ресурсов для таковых ударов, гениальных военно-революционных стратегов и четко отлаженной системы управления, антиглобалисты обречены оставаться потешным кружком остросоциальной самодеятельности/троллинга вперемешку с редким безрезультатным насилием и погромами. Полицейские благодаря антиглобалистам имеют стабильные премии на каждый саммит серии G и прекрасную возможность потренироваться во владении дубиналом. Масс-медиа имеют прекрасную картинку для новостей, журналисты новый материал для статей. А глобализация продолжает идти своим ходом и ей глубоко наплевать на пару разбитых витрин и сотню-другую арестованных граждан из числа неблагополучных. Пусть шоу продолжается.

Протест имеет мало смысла в отсутствие вменяемой альтернативы. На данный момент в силу своей стихийной природы антиглобалистов как политическую силу в расчет можно не брать, они годятся как инструмент чтобы ломать и как тупые кирпичи чтобы строить, но строителями ‘’блэк блок и компания’’ не выглядят никак, скорее фантазерами как всем здорово заживется, после того как падут все государства и люди самоорганизуются по новому.

В самом лучшем случае часть антиглобалистов сыграет роль питательного компоста для семян новых идей - идей, которые смогут создать пригодные для борьбы с глобализацией структуры. В 20 веке с капитализмом сражались красные, потом выступил ислам - эти идеи таковые структуры в числе последователей родить на местах смогли.

Вывод: До появления новых массовой идеи мироустройства, противоречащей капитализму и пригодной для матрицы сознания человека 21 века движение антиглобалистов обречено оставаться многоголовым протестующим стадом, ни на что по серьезному не влияющим, кроме количества полиции на очередном саммите.

C глобалистами интереснее. Их цель до конца не понятна, методы, конечно же, не внушают симпатии - но на пути к такому призу понятно, что будет несладко и скользко от крови - вся планета никогда ни под кого добровольно не ляжет. Ни одна империя без горы трупов и толп недовольных не строилась. Глобальная государство не будет исключением.

Это вопрос эволюции - сначала были племена. Потом царства с княжествами. Потом государства. Империи. Цивилизация шла к укрупнению, мы как граждане РФ по сравнению с членами первых славянских племен - это минимум десяток ступеней социальных революций и реорганизаций. Ничего удивительного, что глобализаторский проект зародился давно и как никогда актуален и ныне.

В то, что глобализация и глобальное государство на планете - это прямо трагедия, я не особо верю. Не трагедия. Дело в том, что все империи разваливались и суперглобальная тоже развалится/расколется. Ничто не вечно под луной. Пятое солнце тоже погаснет.

А вот 200-300-500 лет существования такой суперглобальной империи могут вывести человечество на реально новый уровень, совместная мощь человечества под единой волей способна справиться с кучей вызовов, к которым мы сейчас не готовы. Если к нам вторгнутся инопланетяне - отбиться можно будет в масштабах планеты только с единым центром управления. Решить проблемы с экологией, ограничить вредные выбросы в масштабах планеты - опять же. Много чего еще! Сжать все ресурсы планеты в глобальный кулак - значит перестать бояться забросать друг друга бомбами, не скрежетать зубами из-за того, что кто-то отравляет землю и воздух, пока ты ограничен очередным договором/пактом, значит избавить землю от кучи конфликтов и окончательно приструнить самых буйных и неадекватных.

Глобализм как концепцию без деталей можно понять и принять как неизбежный логический итог развития нашей цивилизации, в том числе с точки зрения общей эволюции и безопасности. Однако современные глобалисты закономерно настораживают своими сатанинскими замашками и тягой к электронным средствам контроля. Если чья-то паранойя окажется верной, и они правда сидят и ждут прихода Машиаха - нас всех ждет очень интересное столетие!

Для общества вопрос приемлемости во всем стоит конкретно: чья именно воля и зачем сожмет в кулак планету? Как будет рулить? Какое нам отводят место в Новом Мировом Порядке? Видеть на месте управляющих глобальным процессом кучку финансовых спекулянтов с англосаксонской змеиной моралью многим бы конечно не хотелось. Нет даже малейшего ощущения их морального авторитета и права на это. Мне тоже не нравится глобализм в его нынешнем потенциале - глобализм ростовщиков. Я бы хотел иной идеологии, не столь радикально ресурсоориентированной. Но и он при каких-то обстоятельствах может оказаться спасением и будет в любом случае лишь временным испытанием для человечества. Цивилизация денег - всего лишь промежуточный этап, который будет одной из остановок длинного пути человечества в вечность.

Настанет день - и человечество войдёт в другой, принципиально новый мир. В это даже не надо верить. Просто однажды вы или ваши дети в нём проснетесь. И очень возможно, что такие слова как ‘’глобализация’’ и ‘’антиглобализм’’ в нём будут попросту не нужны.

транснациональное социальное протестное движение. Идейным родоначальником принято считать американского экономиста Лауреата Нобелевской премии Джеймса Тобина, предложившего взимать хотя бы символический налог на финансовые спекуляции и направлять полученные средства на социальные нужды. Объем финансовых спекуляций во много раз превышает объем мировой торговли. При ставке налога в 0,1 % образуется сумма в сотни миллиардов долларов. В конце 90-х годов во Франции была создана национальная организация «АТТАК» (аббревиатура лозунга « За налог Тобина в пользу граждан). В дальнейшем к ставшей международной организации примкнули профсоюзное, женское, экологическое и другие протестные движения, включая радикальные анархические. Движение выступает против использования преимуществ глобализации лишь в интересах транснациональных корпораций. Антиглобалисты считают, что выгоды от либерализации торговли, прежде всего в рамках Всемирной торговой организации, получает международный торговый капитал. Бурные демонстрации антиглобалистов прошли в Сиэтле, Генуе, Мельбурне, Давосе, Вашингтоне и Праге. Выступления антиглобалистов часто сопровождаются столкновениями с силами порядка, актами насилия и вандализма.

Отличное определение

Неполное определение ↓

АНТИГЛОБАЛИЗМ

политическое движение, направленное против той модели глобализации экономики, которую проводит в своих интересах крупный мировой капитал.

Эта модель предполагает при гегемонии ТНК и торгово-правительственных организаций (ВТО, МВФ, Всемирный банк) - глобальное неравенство (рост разрыва в доходах, уровне потребления, здоровья, образования в странах «золотого миллиарда» и «третьего мира»), формирование однополярного мира, доминирование массовой культуры, «стандартизацию умов», распространение ценностей «общества потребления», господство идеологии либерализма в целях все большей экспансии капитала по всему миру, потребительское отношение к природе, вывоз грязных производств в страны «третьего мира» и т. д.

Предшественниками антиглобалистов считаются антивоенные, «левые», экологические и контркультурные движения 1950–60-х гг., идеология которых представляла собой причудливую смесь левых идей - от маоистских и троцкистских до социал-демократических, французского экзистенциализма, неомарксистских теорий Франкфуртской школы (особенно Г. Маркузе), заимствований из восточных религиозно-философских учений, главным образом из духовной практики дзэн-буддизма, призывов к ликвидации традиционной семьи и сексуальной вседозволенности, легализации наркотиков как одного из способов «духовного раскрепощения».

В 1960-х гг. нонконформистский протест вылился в «студенческую революцию» во Франции и других странах, вызвавшую серьезные опасения и даже панику правящих элит Запада. Но в 1970–80-е гг. обозначился серьезный кризис левых идей, движение это практически пошло на спад и угасло, а с крахом мирового социализма исчезла и материальная база для поддержки антивоенных, левых, экологических движений на Западе.

Активные противники буржуазного мироустройства сами стали его частью, и многие из них пополнили элиту (бывший премьер Японии Д. Коидзуми, бывший президент США Б. Клинтон, лидер немецких «зеленых» Й. Фишер и др.). Другие представители молодежной контркультуры вошли в состав экстремистских, террористических организаций, как левацких, так и неофашистских: РАФ («Фракция Красной Армии») в ФРГ, «Красные бригады» в Италии и т. п.

Возрождение массового нонконформистского движения приходится на 1990-е гг. Временем зарождения антиглобализма принято считать 1995 г., когда французский фермер Жозе Бове в предместье Парижа на своем тракторе разгромил закусочную «Макдональдс». Таким образом он протестовал против нашествия американской пищевой промышленности на французский рынок. Образованная Бове «Крестьянская конфедерация Франции» стала инициатором создания организации «Виа кампесина», объединившей крестьянские инициативные группы из различных стран.

Предшественником антиглобалистского движения считают также и мексиканскую организацию «Сапатистская армия национального освобождения», которая выступила против Договора о свободной торговле (NAFTA), подписанного США, Канадой и Мексикой и вступившего в силу в 1994 г.

Одной из старейших международных инициативных групп антиглобалистов является «Глобальное действие народов» - децентрализованная сеть инициативных групп, неправительственных организаций, профсоюзов, конфедераций индейцев и т. д., созданная в 1998 г. для сопротивления «свободной торговле» и ВТО.

Нередко международные организации антиглобалистов создаются по инициативе политических кругов. Так, в 1998 г. во Франции была образована ассоциация АТТАК (Association pour une Taxation des transactions financie?

res pour l`Aide aux citoyens), у ее истоков стояла группа деятелей (членов редакций газет, профсоюзных лидеров и общественных организаций), тесно связанных с политическим истеблишментом и левыми партиями Франции. Главным требованием АТТАК было установление «налога Тобина», названного в честь нобелевского лауреата Дж. Тобина, в 1972 г. предложившего ТНК направлять 0,1% от всех финансовых операций на борьбу с бедностью и поднятие экономики стран третьего мира. Кроме того АТТАК выступает за списание долгов развивающимся странам.

Для борьбы с глобализацией антиглобалисты широко используют такой ее атрибут как интернет. В 1999 г. был создан «Независимый медиацентр» (Indimedia) - всемирная система, призванная информировать общественность в обход корпоративных СМИ. Локальные сети «Индимедиа» не только распространяют информацию о деятельности антиглобалистских групп, но и позволяют им координировать свои действия.

Несмотря на рост популярности левых идей после кризиса «нового консерватизма» в начале 1990-х гг., протестное движение антиглобалистов в западных странах в меньшей степени связано с социалистическими идеями, чем организации их предшественников в 1960-е гг.

На взгляды антиглобалистов оказали влияние различные демократические, левые, радикальные и альтернативистские идеи XX в., среди идеологов движения называют канадскую писательницу Н. Клейн, индийского эколога В. Шиву, экономиста А. Сена, философа Н. Хомски и др. Очевидно, что на такой разнородной основе не могла сформироваться какая-либо цельная и устойчивая идеология.

Взгляды участников антиглобалистского движения часто противоречат друг другу, что не удивительно: в рядах антиглобалистов находятся марксисты, пацифисты, защитники животных, анархисты, «зеленые», изоляционисты, представители сексуальных меньшинств, профсоюзные организации, приверженцы притесняемых религий, защитники прав потребителей, националисты и просто «хиппующие» студенты.

К антиглобалистскому движению с теми или иными целями причисляют себя бывший чиновник Всемирного банка Дж. Стиглиц, бывший кандидат в президенты, защитник прав потребителей США Р. Нэйдер, основатель «школы физической экономики» и Шиллеровского института Л. Ларуш и др.

У антиглобалистов отсутствуют централизованные структуры. Один из теоретиков движения И. Валлерстайн объявляет антиглобализм альтернативой старой модели левых политических партий - централизованных и ориентированных на завоевание власти.

Для воплощения в жизнь своих идей антиглобалисты прибегают к массовым акциям протеста и демонстрациям, обычно они приурочены к различным мероприятиям, организуемым транснациональными организациями. Как правило протесты плохо организованы и ориентированы не столько на действие, сколько на зрелищность. Форму борьбы антиглобалистов часто называют «протестным туризмом».

С 2001 г. антиглобалисты ежегодно проводят т. н. Всемирный социальный форум («Анти-Давос»), который является альтернативой ежегодному Всемирному экономическому форуму, проходящему в Давосе, Швейцария. Излюбленным поводом для массового «паломничества» антиглобалистов традиционно является встреча лидеров «Большой восьмерки». В 2001 г. сорвать такую встречу в г. Генуя приехало 200 тыс. антиглобалистов. В результате столкновений между силами правопорядка и антиглобалистами погибли один демонстрант и один полицейский, более 300 человек получили ранения.

Не следует преувеличивать антиамериканскую составляющую антиглобализма. Он направлен не столько против США, НАТО, ЕС, сколько против ТНК, которые реально управляют процессом глобализации.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Антиглобали́зм - общественное и политическое движение, направленное против определённых аспектов процесса глобализации в её современной форме, в частности против доминирования глобальных транснациональных корпораций и торгово-правительственных организаций, таких как Всемирная торговая организация (ВТО).

Более точное название программных целей и идеологии движения, называемого антиглобализмом - альтермондиализм. Годом рождения альтермондиализма считают 1999 год, когда произошли первые мощные и скоординированные выступления противников мирового финансового порядка в Сиэтле, во время проведения саммита ВТО. Окончательно движение оформилось с началом проведения собственных оппозиционных съездов, первым из которых был социальный форум в бразильском Порту-Алегри [нужна атрибуция мнения ] [ ] .

Антиглобалисты регулярно проводят в разных странах мира социальные форумы, различные акции протеста.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    ✪ Божественная политика 1 - Антиглобализм - Виктор Савельев

    ✪ Видеоурок по истории «Глобализация»

Субтитры

История движения

Понятие глобализации вошло в научный оборот в 90-х годах XX века. Существует множество концепций, объясняющих природу глобализации, её сущность и последствия. Глобализация проявляется во всех основных сферах жизни человеческого общества, в частности она оказывает влияние на формирование политических институтов и протекание политических процессов на различных уровнях. Рассмотрение процесса глобализации актуально, поскольку глобализация является контекстом современного общественного развития.

На фоне глобализационных изменений конец 90-х гг XX века и начало XXI века ознаменовались всплеском активности общественных объединений, получивших название антиглобалистских. Эти организации отстаивают интересы различных, и, подчас, широких слоев населения. Они реагируют на проявления, по их мнению, социальной несправедливости в различных сферах жизни общества в условиях глобализации. Они выдвигают свои требования к национальным правительствам и международным организациям, влияющим на положение граждан. Антиглобалистское движение отличается от социальных движений прошлых лет и во многом представляет новый тип политического актора. Группы и объединения, составляющие его, имеют своеобразную организацию. Ими применяется сравнительно новая тактика социального действия. Движение выдвигает альтернативы современным формам общественного развития.

Для участников антиглобалистского движения актуален вопрос о выработке более или менее консолидированной конструктивной позиции. Объединению усилий общественных организаций в работе над альтернативными социально-экономическими проектами призвана служить практика социальных форумов. Центральным явлением в этой области стал Всемирный социальный форум (ВСФ).

Идейными предшественниками антиглобалистов можно считать «новых левых » 1960-х - 1970-х годов.

Первым проявлением антиглобализма в США стала знаменитая «битва в Сиэтле » в декабре 1999 года. Массовая акция протеста была связана с прохождением конференции ВТО в г. Сиэтл и направлена против политики экономической глобализации. Эта антиглобалистская акция вызвала по-настоящему большой резонанс в обществе и спровоцировала демонстрации в таких странах как Франция, Германия, Канада и т. д. С этого момента по всему миру начинают формироваться антиглобалистские движения и организации.

Позднее в ряды «антиглобалистов» влились: марксисты , пацифисты , защитники животных , анархисты , «зелёные» , изоляционисты , представители ЛГБТ-движения , профсоюзные организации , приверженцы притесняемых религий, представители молодёжных, экологических, студенческих и антивоенных движений, борцы за права человека , защитники прав потребителей , националисты , противники абортов , безработные, хиппующие студенты. В 2003 году в мире насчитывалось более 2500 антиглобалистских организаций.

Неоднородность антиглобалистского движения вызывает внутренние споры и конфликты .

Важные даты

  • Наиболее популярная (называемая вульгарной из-за фактической схожести с теорией заговора), суть которой в том, что США с помощью подконтрольных им международных организаций типа Всемирного банка , ВТО , МВФ и т. п. закабаляет развивающиеся страны и использует их ресурсы в своих интересах.
  • Есть концепция, которая исходит из того, что глобализация есть процесс объективный, но воспользоваться его результатами могут только богатые страны Запада, а бедные будут нести потери.
  • Третья идея состоит в том, что процесс глобализации объективен и все страны могут воспользоваться результатами, но в разной степени: богатые получат больше, а бедные меньше и потому нужно заставить богатых делиться результатами.

Антиглобализм в России

В апреле 2002 года в Москве состоялся форум «Векторы антиглобализма». В нём участвовали политики, философы, журналисты. На нём была принята «Декларация сопротивления новому мировому порядку». Создано объединение различных организаций, так называемое «Антиглобалистским сопротивлением» (АГС). Его инициаторы - московское отделение КПРФ, партия РОС, Союз православных граждан, Патриотический женский союз, Всероссийский женский союз «Надежды России» и др. Вскоре были установлены контакты с антиглобалистами Санкт-Петербурга (проведшими первые форумы ещё в 2001 г.) и других регионов и стран. Постоянным партнером АГС является Движение Линдона Ларуша (США).

Антиглобалистами был создан специализированный сайт. С 2003 года выходит официально зарегистрированная газета «Планета Антиглоб». Выпускаются сборники статей и книги . «Антиглобалистское сопротивление» организовало несколько всероссийских форумов: в 2005, 2006 и 2008 годах, а также международный форум «Живи, Земля!» (декабрь 2009 г.), тематические конференции и круглые столы по смежным темам. Проводились митинги и пикеты против вторжения США в Ирак и Ливию, введения личных номеров, чипирования людей, нововведений в образовании и т.п.

В России в 2012 году было создано «Антиглобалистское движение России». В 2015 и 2016 годах на гранты от государства (2 и 3,5 млн рублей) проводило съезды сепаратистских движений (Россию на них представляли политологи и депутаты)

Критика

Антиглобалистское движение подвергают критике как приверженцы либерализма , так и противники капитализма из числа более «традиционных» анархистов и марксистов .

Сторонники либерализма исходят из того, что глобализация есть объективный процесс , а потому видят в антиглобализме реакционный утопизм, который стремится остановить развитие цивилизации. В связи с этим подчеркивается отсутствие позитивной программы, а также массовое насилие и беспорядки, которыми сопровождаются почти все акции антиглобалистов.

Кроме того, сторонников движения обвиняют в экстремизме . Основанием этому, в частности, служат призывы Наоми Кляйн силой захватывать продовольствие и раздавать, самостоятельно подключаться к электрическим сетям, занимать необрабатываемые земли и т. п.

Некоторые учёные полагают, что глобализм имманентно присущ человеку и человечеству .

Социалисты и анархисты со своей стороны полагают, что антиглобализм идейно расплывчат и потому не позволяет реально бросить вызов существующей политической и экономической системе. Кроме того, озвучиваются предположения о подкупе лидеров антиглобалистского движения, в частности в связи с фактом получения АТТАК и другими организаторами Европейского социального форума в Париже денежной помощи от французских властей .

Антиглобализм и альтерглобализм

Антиглобализм иногда путают с альтерглобализмом , то есть альтернативой неолиберальной глобализации . Несмотря на коренные различия в стратегических целях (антиглобалисты стоят на изоляционистских и консервативных позициях, альтерглобалисты - на классической левой платформе, подразумевающей стирание национальных границ). Некоторые исследователи рассматривают альтерглобализм как часть антиглобалистского движения .

Всемирный социальный форум

См. также

  • Антиглобалистский фильм «Четвертая мировая война»

Примечания

  1. Десятерик Д. Альтермондиализм. Энциклопедия «Альтернативная культура». - Екатеринбург: Ультра.Культура , 2005
  2. Chatterjee, D. K. Anti-Globalization Movements. - Encyclopedia of Global Justice. - Netherlands: Springer, 2011. - С. 43-43. - 1 с.

А. С. Михайлова

АЛЬТЕРГЛОБАЛИЗМ КАК ИДЕОЛОГИЯ И ПРАКТИКА АНТИГЛОБАЛИЗМА

МИХАЙЛОВА Алиса Сергеевна - аспирант очного отделения кафедры философии Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. (e-mail: [email protected]).

Аннотация. В академических кругах проблематика, связанная с движением антиглобалистов, с интерпретацией самого понятия «антиглобализм» находится на стадии активной разработки. Антиглобализм предстаёт как система взглядов на мир, отрицающая глобализацию как концептуальную установку которая в теории предстаёт как «алътер-глобализм». В статье анализируются проблемы взаимоотношения этих двух феноменов.

Ключевые слова: алътерглобализм, антиглобализм, движение антиглобалистов, идеология.

Движение антиглобалистов возникло сравнительно недавно, но, несмотря на это, на современном этапе оно обладает достаточно широкой известностью. Средства массовой информации активно обсуждают информацию об акциях, организованных движением, в политических кругах необходимость считаться с существованием данного движения не подвергают сомнению.

Недоступность подробной информации о движении, динамика его изменений, эмоциональные информационные всплески в средствах массовой информации, политических и общественных кругах, затрудняют оценку явлений, связанных с деятельностью антиглобалистов.

Сегодня «антиглобализм» является термином, получившим широкое распространение в средствах массовой информации, брендом, внутри которого развиваются и сосуществуют зачастую противоположные течения и идеологии.

Можно говорить, с одной стороны, об «антиглобализме» как об общественном движении, как о системе взглядов на мир, отрицающей глоба-

лизацию как процесс, а с другой, как о практическом воплощении теории «альтерглобализма». Последняя ипостась антиглобализма интересна особо. Поскольку само обозначение движения и его идеологии как «антиглобалистских» требует уточнения. Участники движения, которые зачастую являются его исследователями, отмечают, что правильнее называть движение «альтерглобалистским». Термин «альтерглобализм» часто фигурирует сегодня в названиях научных работ, а также на страницах произведений антиглобалистов. Существуют и более радикальные предложения. Так, авторы статьи «Антиглобалисты - «миф в себе» Захарова Д. А. и Песков Д. Н. полагают, что исходя из пестроты организаций, называющих себя антиглобалистами, «более логичной была бы не языковая конструкция «анти-глобал», а «глобал-анти», глобалантисты вместо антиглобалистов»1.

Разнообразие организаций, интересов, подчас неясность, являются ли некоторые участники движения антиглобалистами, или, наоборот, могут ли быть отнесены к движению те, кто не принимает в нем формального участия, но по заявляемым интересам и формам участия должен быть к нему причислен, ставят перед исследователем множество новых вопросов.

Движение антиглобалистов на сегодняшний день уже является признанной реалией политической и общественно-социальной жизни. Вместе с тем, существующие сегодня определения места движения в системе мировой политики, политических и общественных процессах стран и регионов неоднозначны. В современном научном знании актуальными остаются вопросы, связанные с составом и структурой движения, его перспективами. Теоретические основы данного движения также остаются малоисследованными. Это связано в первую очередь с тем, что движение несет в себе уже отмеченный некоторыми исследователями мифологический, утопический характер, а также с тем, что движение не может быть соотнесено с социальными движениями прошлого по причине своей уникальности. Поэтому при анализе идей и практики движения антиглобалистов, следует учитывать причины возникновения данного явления. Анализ становления антиглобализма, концептуализация его теоретических оснований, изучение состава, организационной структуры и динамики движения позволяет понять суть антиглобализма, проникнуть в механизмы трансформаций, понять мотивы, объединяющие его участников, оценить связи между ними, с учетом того как эволюционируют их интересы и методы работы в процессе развития движения, определить его место в мирополитических и общественных процессах. Традиционно, когда речь идет об отправной точке в истории движения антиглобалистов, в литературе по антиглобализму и

1 См. : Захарова Д. А., Песков Д. Н. Антиглобалисты - «миф в себе» // Антиглобализм и глобальное управление: Доклады, дискуссии, справ. материалы. - М. : МГИМО (У) МИД России. - 2006. - С. 90.

движению антиглобалистов отмечаются две даты, связанные с масштабными мероприятиями, которые получили наименование «рождения» движения антиглобалистов. Это - восстание сапатистов (или - запатистов) в Мексике после вступления страны в Североамериканскую зону свободной торговли (НАФТА) в 1994 г., и события в Сиэтле (США) 30 ноября 1999 г., когда действия протестующих привели к перебоям в работе саммита Всемирной Торговой Организации (ВТО)1. Так, А. В. Бузгалин в своей статье «Альтерглобализм: к теории феномена» пишет, что как практики, так и теоретики альтерглобалистского движения (К. Агитон, Э. Валлерстайн) отмечали, что «и по генезису, и по принципам, и по масштабам это движение напоминает волну «новых левых» 1968 года»2. По мнению А. В. Бузгалина, альтерглобализм стал наследником долгой, «трагической и героической борьбы за социальное освобождение» и, по своей природе не вытесняет, но «напротив, объединяет различные ранее существовавшие формы и направления социально-освободительной деятельности»3. Постепенно шло создание «снизу» иного мира, иной экономики, иных социальных и человеческих отношений. В России альтер-глобалисты боролись за деприватизацию, против отключения электричества, против невыплаты заработной платы; в странах Латинской Америки и Африки люди боролись за право доступа к чистой воде и за сохранение своих рабочих мест; в Европе альтерглобалисты боролись против «американизации» национальных культур, за учитывающую национальные интересы экономику. При этом смысл этой борьбы был примерно единым.

Все это позволяет считать некоторым исследователям, что альтерглобализм является своего рода идеологией антиглобализма как движения. То есть с одной стороны антиглобализм как феноменальное по своей природе и способам практического воплощения социально-политическое движение, а с другой - альтерглобализм как идеология самого этого движения, его теоретическое оправдание, идейное основание. Важной составляющей такой идеологии является отказ Западу вправе считать своей исключительной прерогативой создание нового глобального мироустройства. По словам Дж. Стиглица, «управление глобализацией, которое осуществляется сейчас, слишком часто приводит к ухудшению положения беднейших слоев населения»4. Если принимать во внимание тот факт, что глобализация в ее нынешней форме не способствует укреплению межнациональных отношений, а скорее является катализатором социально-политической напряженности, конфликтов, поляризации богатства и бедно-

1 См. : Захарова Д. А., Песков Д. Н. Указ. соч. - С. 100.

2 См. : Бузгалин А. В. Альтерглобализм: к теории феномена // Альтерглобализм: теория и практика «антиглобалистского» движения: [Сб. ст.] / Под ред. А. В. Бузгалина. - М. : Едиториал УРСС, 2003. - С. 29.

3 Там же. - С. 47.

4 См. : Стиглиц Дж. Человеческое лицо глобализации. - М. , 2004. - С. 46.

сти, борьбы за рынки, за доступ к ресурсам планеты, информационной и культурной экспансии Запада, то важным является стремление альтер-глобалистов отыскать и реализовать альтернативу нынешней глобализации, построить иной тип мировых отношений. Неслучайно основной лозунг альтерглобалистов - «Другой мир возможен». При этом антиглобалистов можно разделить на два лагеря-умеренных антиглобалистов - или альтерглобалистов по своим идеологическим предпочтениям, и радикальных антиглобалистов. Именно последних средства массовой информации называют чаще всего антиглобалистами.

Альтерглобалисты выступают не против глобализации как таковой, более того, они ее в некоторой степени поддерживают и стараются укрепить ее положительные веяния; они скорее выступают против либерального рыночного фундаментализма, негативных проявлений глобализации, финансово-экономического диктата со стороны США, вооруженного насилия, зачастую завуалированного под процессы демократизации стран третьего мира. Они признают, что мир в XXI веке развивается в условиях растущей интеграции технологий, экономик, культур. Но альтерглобалисты принципиально не согласны с тем, что единственно возможной экономической, политической и культурной формой этого процесса интеграции является нынешняя модель неолиберальной экономики. Согласно А. В. Бузгалину, сегодня мир столкнулся с особой формой «интернационализации экономической и общественной жизни, угрожающей суверенитету наций, государств»1. Именно стремление к гегемонии корпоративного капитала приводит к появлению «контр-гегемонии» - альтерглобализму. При этом альтерглобалисты, помимо экономических требований, выступают за списание долгов со стран «третьего мира», за безъядерный мир, за реализацию новых экологических программ. Они отвергают насильственные действия и выражают свой протест посредством пикетов, демонстраций, массовых акций, концертов. Как было отмечено, радикальное крыло антиглобалистов - небольшое по численности - практикует более агрессивные формы борьбы с капитализмом. Так, они допускают взломы интернет-сайтов глобальных ТНК, например «Coca-cola», и битье стекол в ресторанах Макдональдс и т. д. Среди них есть и такие, кто призывает к вооруженной борьбе против политиков и бизнесменов-глобалистов, то есть, по сути, к гражданской войне в городах. Но это малочисленные группы скорее анархистского толка, хотя они более заметны, их действия вызывают больший общественный резонанс в СМИ. К сожалению, именно с подобными группами людей изначально ассоциировалось общее движение антиглобалистов. Поэтому бытовало мнение, что у антиглобалистов (мы будем использовать этот термин, поскольку он более общепризнан и уже сложился как наименование единого движения

1 Бузгалин А. В. Указ. соч. - С. 38.

против отрицательных последствий процессов глобализации) нет единой четкой программы. Однако это требует уточнения. Несмотря на имеющиеся разногласия внутри движения (опять-таки между умеренными альтер-глобалистами и радикальными антиглобалистами), существует, например, петиция, принятая на альтернативной конференции в Женеве, в которой, в частности, говорится, что антиглобалисты требуют открытости и демократизации, радикальных изменений политики МВФ и Мирового банка, поскольку они, по мнению альтерглобалистов, виновны в мировой бедности и увеличении неравенства.

Все мероприятия начального этапа формирования антиглобалистского движения - в Сиэтле, Мексике - были организованы и проведены в жизнь ограниченным кругом лиц. Сегодня состав движения антиглобалистов намного шире, и, кроме того, у него есть своя организационная структура, которая объединяет его в одно целое. Чтобы глубже понять сущность данного движения необходимо обратиться к изучению истории возникновения организаций, групп, которые на сегодняшний день формируют собственно движение антиглобалистов.

Структуры, формирующие сегодня состав участников движения антиглобалистов, возникали как до, так и после событий, которые определяются как даты появления движения антиглобалистов. Так, в частности, организация «Друзья Земли» была создана в 1971 г., Движение безземельного крестьянства (Бразилия) оформилось в 1984 г., Союз фермеров появился во Франции в 1987 г., Альянс за ответственную торговлю был создан в 1991 г., объединение «Глобальное действие людей» возникло в феврале 1992 г., Европейская федерация партий зеленых была образована в 1993 г., «Глобальный Юг в фокусе» и сеть «Вернем улицы!» осуществляют работу с 1995 г., сеть АТТАК и Альтернативная информационная сеть работают с 1998 г., сеть Индимедиа запущена в 1999 г., Всемирный социальный форум впервые состоялся в 2000 году1.

Интерес к антиглобалистской проблематике и риторике возник у отдельных общественных деятелей и групп задолго до появления движения. К примеру, как организация АТТАК могла бы возникнуть годами раньше, ведь нобелевский лауреат Тобин предложил свою идею микроналога на финансовые сделки еще в 1960-е гг.2 Однако, в ее современном виде, с ее сетевой структурой и возможностями деятельности, АТТАК в то время не была возможна. Именно в качественно новой среде мировой политики, в условиях современного уровня развития и доступности технологий массовой коммуникации и других результатов глобализации, стало возможным возникновение движения антиглобалистов.

1 См. : Организации // Антиглобализм и глобальное управление...- С. 340.

2 См. : Левин И. Антиглобалисты: кто они? // Мировая экономика и международные отношения. - 2002. - № 9 - С. 23.

Вопрос о времени становления движения связан с обретением им единства, организационной формы, осознания наличия объединения, пусть и стремившихся к сходным целям, но доселе разрозненных, сил. О становлении движения антиглобалистов к 1994 г., моменту восстания сапатистов, говорить не приходится. Ко времени событий в Сиэтле в 1999 г. можно отметить активность достаточно большого числа групп антиглобалистов, уже соединенных между собой информационной сетью. В полном объеме о существовании движения антиглобалистов можно говорить с 2000 г., даже 2001 г., когда состоялись первый и второй Всемирные социальные форумы, закончившиеся выработкой единого документа. В 2001 году в рамках Всемирного социального форума (ВСФ) был образован Международный Совет. Задачи Совета - планирование стратегии дальнейшего развития Форума, а также организация, как Всемирных социальных форумов, так и региональных и национальных Социальных форумов и конференций. ВСФ не просто «важное событие» в истории движения1, но начало этой истории. Именно тогда появилось общее (и не-виртуальное) пространство для фиксации членов движения, обсуждения всеми участниками позиций и параметров деятельности антиглобалистского движения.

При анализе становления движения антиглобалистов, а также его значения для международных отношений и мировой политики, важным является тот факт, что движение антиглобалистов в своей деятельности опирается на методы, которые ранее не использовались неправительственными организациями, массовыми движениями, во всяком случае, в качестве основных. К числу подобных методов и тактик можно отнести организацию работы с помощью сети интернет (сети Индимедиа, Альтернативная информационная сеть), в большинстве случаев отсутствие единого руководства, органов управления, организацию масштабных демонстраций, акций протеста с привлечением масс приезжих, иностранцев. Следует отметить и то, что формы работы в рамках движения разрабатываются и проходят апробацию в разных странах в различных условиях, затем они могут быть использованы любой группой участников движения. Это обстоятельство увеличивает элемент неожиданности, к примеру, в уличных акциях движения.

Следует отметить тенденцию большой части антиглобалистских структур к укрупнению с точки зрения увеличения количества представительств, числа членов, ареала распространения деятельности. Хотя можно выделить и те структуры, которые возникли и существуют внутри одной страны и не стремятся к выходу на региональный или глобальный уровень. Численность участников движения на современном этапе неуклонно возрастает. Динамика роста количества участников и расширения общего

1 См. : Козлов А. Ю. Социальный форум как форма взаимодействия партий и движений // Антиглобализм и глобальное управление... С. 120-121.

спектра интересов движения может быть прослежена по данным об участниках Всемирных социальных форумов. Увеличение числа участников движения связано с его новизной и заинтересованностью различных неправительственных организаций, движений и индивидов в участии в нем.

В системе современных международных отношений и мировой политики актуальное значение движения антиглобалистов определяется соотношением между деятельностью движения, с одной стороны, и, с другой стороны, действиями государств и широкого круга других участников мировой политики, таких как ТНК, международных межправительственных организаций, международных и национальных неправительственных организаций (НПО), наконец, отдельных индивидов.

Движение антиглобалистов - качественно новое явление, возникшее в условиях глобализации и оказывающее влияние на мировую политику. Это естественно, поскольку движение антиглобалистов на региональном и глобальном масштабе стремится проводить в жизнь задачи и решения общечеловеческих проблем и ценностей иными средствами, нежели те, которыми обладают государственные структуры. Возможности движения антиглобалистов шире ресурсов отдельных неправительственных организаций, объединением которых, по сути, является движение.

Сегодня движение антиглобалистов можно в широком смысле определить как транснациональное массовое движение, эффективно использующее имеющуюся современную инфраструктуру, объединяющее в себе членов различных общественных организаций, преследующих единые цели и принимающих участие в деятельности движении для повышения своего общественно-политического влияния.

Список литературы

1. Альтерглобализм: теория и практика «антиглобалистского» движения: [Сб. ст.] / Под

ред. А. В. Бузгалина. - М. : Едиториал УРСС, 2003.

2. Антиглобализм и глобальное управление: Доклады, дискуссии, справ. материалы. -

М. : МГИМО (У) МИД России. - 2006.

3. Левин И. Антиглобалисты: кто они? // Мировая экономика и международные отношения. - 2002. - № 9.

4. Стиглиц Дж. Человеческое лицо глобализации. - М. , 2004.

© Михайлова А. С., 2011