Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

1480 год стояние. Стояние на Угре (1480 г.)

В 1476 году княжество Москвы отказалось платить дань татарам. Хан Ахмат, на тот период правитель Орды, весной 1480 г орда выступила в поход. Но монгольское войско было остановлено ратью русских в области устья Угры, все переходы через которую были закрыты. Продолжавшиеся на протяжении нескольких дней татарские попытки захватить переправу потерпели неудачу. После чего армия Ахмата отошли до Лузы, приняв решение дождаться помощи от князя литовско-польского Казимира 4. Так было начато Великое стояние на реке Угре. Переговоры Ахмата с Иваном 3 оказались безуспешными и, в итоге, князь отступил к Боровску, что предоставляло ему возможность дать бой в более удобных условиях, если татарское войско форсирует реку. Но, на активные действия не решалась ни единая из сторон. Хан Ахмат решил отступать, когда узнал, что литовский правитель не будет ему помогать, а в его тылу находится войско русских.

Главным итогом стояния на реке Угре является то, что Московское княжество получило независимость. Также необходимо заметить, что после этого события произошел завершающий этап падения монголо-татарского ига. На территории устья Донца, в 1481 году (6 января), в зимний период, хан Ахмат погиб в результате боевого столкновения с воинами, принадлежащими сибирскому хану Ирбака. Впоследствии начавшейся борьбы за власть Орда была разделена на более мелкие, независимые друг от друга, ханства. Русские боролись с данными осколками Орды до 18 века. На побережье реки Угри был открыт памятник в честь 500-летия Стояния.

Из орды поступали плохие вести. Там активно велась подготовка к новому и большому походу на территорию Руси. Хан Ахмат договорился с литовско-польским королём Казимиром о совместном наступлении на Русь. Внутри Российского государства также все было не столь гладко. Братья Ивана III князья Борис Волоцкий и Андрей Большой вышли из повиновения, объединившись против царя, решились на открытый мятеж. Иван III пытался договориться с братьями, но переговоры потерпели неудачу. Братьям были недовольны тем, что влияние Москвы исходило на их собственные удельные владения. Царь же стремился объединиться, чтобы сделать государство мощным и сильным. Ведь возвращение на старую удельную систему представляло собой опасность для Руси.

Ахмат имел желание восстановить на Руси ордынское господство, и начал поход в 1480 году. В тот период русский посол подписал договор с крымским ханом Менгли-Гиреем. В случае наступления Ахмата на территорию русских земель, крымский хан обязан нанести удар в тыл, или наступить на Литву, чтобы разбавить силы короля. Полки русских разместились на побережье реки Оки, создав барьер к Москве. Иван III принял поход 23 июня. На протяжении двух месяцев Ахмат пытался найти слабые места у русских, но вынужден был отводить свою армию к литовской границе. Спустя некотрое время Ахмат со своими войсками начали активное отступление с этой территории.

Место Итог

Стратегическая победа русских
Окончание монголо-татарского ига

Стороны Командующие Силы сторон Потери

Начало военных действий

Хан Ахмат, занятый борьбой с Крымским Ханством , лишь в 1480 году начал активные действия. Ему удалось договориться с польско-литовским королём Казимиром IV о военной помощи. Западные границы Московского государства (Псковские земли) в начале 1480 года подверглись нападениям Ливонского ордена . Ливонский хронист сообщал, что магистр Бернд фон дер Борх:

«…собрал такую силу народа против русского, какой никогда не собирал ни один магистр ни до него, ни после… Этот магистр был вовлечён в войну с русскими, ополчился против них и собрал 100 тысяч человек войска из заграничных и туземных воинов и крестьян; с этим народом он напал на Россию и выжег предместья Пскова, ничего более не сделав»

В январе 1480 года против Ивана III восстали его братья Борис Волоцкий и Андрей Большой , недовольные усилением власти великого князя. Используя сложившуюся обстановку, Ахмат в июне 1480 года организовал разведку правого берега реки Оки , а осенью выступил с основными силами.

«Того же лета, злоименитый царь Ахмат… поиде на православное христьяньство, на Русь, на святые церкви и на великого князя, похваляся разорити святые церкви и все православие пленити и самого великого князя, яко же при Батый беше.»

Боярская верхушка Московского государства раскололась на две группы: одна («сребролюбцев богатых и брюхатых») во главе с окольничим Иваном Ощерой и Григорием Мамоном советовала Ивану III спасаться бегством; другая отстаивала необходимость бороться с Ордой. Возможно, на поведение Ивана III повлияла позиция москвичей, которые требовали от великого князя решительных действий.

Иван III начал стягивать войска к берегам реки Оки. В том числе, он отправил своего брата Вологодского князя Андрея Меньшого в его вотчину - Тарусу , а сына Ивана Молодого в Серпухов . Сам великий князь прибыл 23 июня к Коломне , где и остановился в ожидании дальнейшего хода событий. В тот же день из Владимира в Москву была привезена чудотворная Владимирская икона Божией Матери , с заступничеством которой связывали спасение Руси от войск Тамерлана в 1395 году .

Войска Ахмата беспрепятственно двигались по литовской территории и в сопровождении литовских проводников через Мценск , Одоев и Любутск к Воротынску. Здесь хан ожидал помощи от Казимира IV, но так её и не дождался. Крымские татары , союзники Ивана III, отвлекли литовские войска, напав на Подолию. Зная, что на Оке его ожидают русские полки, Ахмат решил, пройдя по литовским землям, вторгнуться на русскую территорию через реку Угру . Иван III, получив сведения о таких намерениях, направил своего сына Ивана и брата Андрея Меньшого к Калуге и к берегу Угры.

Противостояние на Угре

Для тех, кто наблюдал со стороны за тем, как обе армии почти одновременно (в течение двух дней) повернули вспять, не доведя дело до сражения, это событие казалось либо странным, мистическим, либо получало упрощённое объяснение: противники испугались друг друга, струсили принять сражение. Современники приписывали это чудесному заступничеству Богородицы , которая спасла русскую землю от разорения. Видимо поэтому Угру стали называть «поясом Богородицы». Иван III с сыном и всем воинством вернулся в Москву, «и возрадовашася, и возвеселишася все людие радостию велиею зело» .

Иначе были восприняты результаты «стояния» в Орде. 6 января 1481 года Ахмат был убит в результате внезапного нападения тюменского хана Ибака на степную ставку, в которую Ахмат удалился из Сарая, вероятно, опасаясь покушений. В Большой Орде началась междоусобица.

Итоги

В Стоянии на Угре русское войско применило новые тактические и стратегические приёмы:

  • согласованные действия с союзником Менгли I Гиреем , отвлекшие от столкновения военные силы Казимира IV ;
  • отправка Иваном III в Большую Орду по Волге войска для разорения беззащитной ханской столицы, что было новой военно-тактической уловкой и застало ордынцев врасплох;
  • удавшаяся попытка Ивана III избежать военного столкновения, в котором не было ни военной, ни политической необходимости - Орда была сильно ослаблена, её дни как государства были сочтены.

«Стояние» положило конец монголо-татарскому игу. Московское государство стало суверенным не только фактически, но и формально. Дипломатические усилия Ивана III пред­отвратили вступление в войну Польши и Литвы. Свою лепту в спасение Руси внесли и псковичи, к осени остановившие немецкое наступление.

Стоя́ние на реке́ Угра́ - военные действия в 1480 году между ханом Большой Орды Ахматом и великим князем московским Иваном III в союзе с Крымским ханством. По мнению большинства советских и российских историков, положило конец монголо-татарскому игу на севере и северо-востоке Руси, где оно держалось дольше всего и где шёл процесс становления единого Русского государства, которое стало полностью независимым.

Начало военных действий

В 1472 году ордынский хан Ахмат с большим войском двинулся к границам Великого княжества Московского. Но у Тарусы захватчики встретили многочисленную русскую рать. Все попытки ордынцев переправиться через Оку были отбиты. Войско Орды сожгло город Алексин и уничтожило его население, однако поход окончился провалом. Согласно традиционному повествованию, в 1476 году великий князь Иван III прекратил уплату дани хану Золотой Орды, а в 1480 году отказался признать зависимость Руси от неё. Несмотря на это, по мнению американского историка Чарльза Гальперина, отсутствие в летописях свидетельств, фиксирующих точную дату прекращения выплаты дани, не позволяет доказать, что дань прекратили уплачивать в 1476 году; датировка же и сама подлинность ярлыка Ахмата Ивану III, содержащего сведения о прекращении уплаты дани, остается предметом дискуссий в академической среде.

Хан Ахмат, занятый борьбой с Крымским Ханством, лишь в 1480 году начал активные действия. Ему удалось договориться с польско-литовским королём Казимиром IV о военной помощи. Псковская республика в начале 1480 года подверглась нападениям Ливонского ордена. Ливонский хронист сообщал, что магистр Бернд фон дер Борх:

«…собрал такую силу народа против русского, какой никогда не собирал ни один магистр ни до него, ни после… Этот магистр был вовлечён в войну с русскими, ополчился против них и собрал 100 тысяч человек войска из заграничных и туземных воинов и крестьян; с этим народом он напал на Россию и выжег предместья Пскова, ничего более не сделав»

В январе 1480 года против Ивана III восстали его братья Борис Волоцкий и Андрей Большой, недовольные усилением власти великого князя. Используя сложившуюся обстановку, Ахмат в июне 1480 года организовал разведку правого берега реки Оки, а осенью выступил с основными силами.

«Того же лета, злоименитый царь Ахмат… поиде на православное христьяньство, на Русь, на святые церкви и на великого князя, похваляся разорити святые церкви и все православие пленити и самого великого князя, яко же при Батый беше.»

Боярская верхушка Русского государства раскололась на две группы: одна («сребролюбцев богатых и брюхатых») во главе с окольничим Иваном Ощерой и Григорием Мамоном советовала Ивану III спасаться бегством; другая отстаивала необходимость борьбы с Ордой. Возможно, на поведение Ивана III повлияла позиция москвичей, которые требовали от великого князя решительных действий.

Иван III начал стягивать войска к берегам реки Оки. В том числе, он отправил своего брата Вологодского князя Андрея Меньшого в его вотчину - Тарусу, а сына Ивана Молодого в Серпухов. Сам великий князь прибыл 23 июня к Коломне, где и остановился в ожидании дальнейшего хода событий. В тот же день из Владимира в Москву была привезена чудотворная Владимирская икона Божией Матери, с заступничеством которой связывали спасение Руси от войск Тамерлана в 1395 году.

Войска Ахмата беспрепятственно двигались по литовской территории и в сопровождении литовских проводников через Мценск, Одоев и Любутск к Воротынску. Здесь хан ожидал помощи от Казимира IV, но так её и не дождался. Крымские татары, союзники Ивана III, отвлекли литовские войска, напав на Подолию. Зная, что на Оке его ожидают русские полки, Ахмат решил, пройдя по литовским землям, вторгнуться на русскую территорию через реку Угру. Иван III, получив сведения о таких намерениях, направил своего сына Ивана и брата Андрея Меньшого к Калуге и к берегу Угры. Однако, по мнению Майкла Ходарковски, Ахмат не имел намерения использовать эффект внезапности и разорять Московское княжество, полагаясь вместо этого на традиционную тактику запугивания превосходящим числом войск и вынуждения к подчинению.

Стояние на Угре

30 сентября Иван III вернулся из Коломны в Москву «на совет и думу» с митрополитом и боярами. Великий князь получил единодушный ответ, «чтобы стоял крепко за православное христьяньство противу безсерменству» . В те же дни к Ивану III пришли послы от Андрея Большого и Бориса Волоцкого, которые заявили о прекращении мятежа. Великий князь пожаловал братьям прощение и повелел им двигаться со своими полками к Оке. 3 октября Иван III оставил Москву и направился к городу Кременец (сейчас село Кременское Медынского района), где остался с небольшим отрядом, а остальные войска отправил к берегу реки Угры.

Чтобы исключить нападение с тыла, татары разорили район верховья р. Оки на протяжении 100 км, населенный русскими, захватив города: Мценск, Одоев, Перемышль, Старый Воротынск, Новый Воротынск, Старый Залидов, Новый Залидов, Опаков, Мещовск, Серенск, Козельск. Не удалась попытка хана Ахмата форсировать р. Угру в районе Опакова городища, она также была отбита.

Тем временем 8 октября Ахмат попытался форсировать Угру, но его атака была отбита силами Ивана Молодого.

«И приидоша татарове и начаша стреляти москвичь, а москвичи начаша на них стреляти и пищали пущати и многих побиша татар стрелами и пильщалми и отбиша их от брега…» .

Указанное историческое событие происходило в районе пятикилометрового участка реки Угры вверх от устья её до впадения в неё р. Росвянки. Несколько дней продолжались попытки ордынцев переправиться, пресекаемые огнем русской артиллерии; попытки не принесли ордынцам желаемого успеха; они отступили на две версты от р. Угры и встали в Лузе. Войска Ивана III заняли оборонитель­ные позиции на противоположном берегу реки. Началось знаменитое «стояние на Угре». Периодически вспыхивали перестрелки, но на серьёзную атаку ни одна из сторон не решалась.

В таком положении начались переговоры. Ахмат потребовал, чтобы к нему с изъявлением покорности явился сам великий князь, или его сын, или по крайней мере его брат, а также чтобы русские выплатили дань, которую задолжали за семь лет. В качестве посольства Иван III отправил боярского сына Товаркова Ивана Фёдоровича сотоварищи с подарками. Требования дани были отклоне­ны, подарки не приняты, переговоры прервались. Вполне возможно, что Иван пошёл на них, стремясь выиграть время, поскольку ситуация медленно менялась в его пользу:

  • На подходе были силы Андрея Большого и Бориса Волоцкого.
  • Крымский хан Менгли I Гирей, выполняя своё обещание, напал на Подолию - южные земли Великого княжества Литовского, и Ахмат уже не мог рассчитывать на помощь своего союзника - Литвы.
  • Татарское войско - преимущественно конница, кроме того татары в качестве провианта использовали в основном овец, стада которых следовали за войском. Большое количество лошадей и скота в течение длительного стояния на одном месте опустошили все запасы корма в окру́ге, и войско начинало испытывать острый недостаток в фураже. Русское войско (преимущественно, пехота) снабжалось мукой и зерном из великокняжеских житниц.
  • В татарском войске началась и стала набирать силу эпидемия повальной болезни (по описанным в летописях признакам , предположительно дизентерии). Русское войско эпидемия не затронула.
  • «Ничейный» исход противостояния вполне устраивал Ивана, в то время как для Ахмата - инициатора военных действий такой исход был равносилен поражению.

В эти же дни, 15-20 октября Ивану III пришло пламенное послание архиепископа Ростовского Вассиана, в котором он призывал последовать примеру прежде бывших князей:

«…которые не только обороняли Русскую землю от поганых (то есть не христиан), но и иные страны подчиняли… Только мужайся и крепись, духов­ный сын мой, как добрый воин Христов по великому слову Господа нашего в Евангелии: „Ты пастырь добрый. Пастырь добрый полагает жизнь свою за овец“…»

Окончание противостояния

Узнав, что Ахмат, стремясь добиться численного преимущества, максимально мобилизовал Большую Орду, так что на её территории не оставалось значительных резервов войск, Иван выделил небольшой, но очень боеспособный отряд, под командованием звенигородского воеводы, князя Василия Ноздреватого, который должен был на челнах спуститься по Оке, затем по Волге до её низовий и совершить опустошительную диверсию во владениях Ахмата. В этой экспедиции принимал участие и крымский царевич Нур-Девлет со своими нукерами.

28 октября 1480 года Иван III решил отводить войска к Кременцу и далее сосредоточиться к Боровску, чтобы там в благоприятной обстановке дать сражение, если ордынцы форсируют реку. Ахмат, узнав, что в его глубоком тылу действует диверсионный отряд князя Ноздреватого и крымского царевича Нур-Девлета, намеревающийся захватить и разграбить столицу Орды (возможно, он также получил сведения о готовящемся нападении ногайских татар) а также испытывая недостаток продовольствия, не решился преследовать русские войска и в конце октября - первых числах ноября также начал отводить свои войска. 11 ноября Ахмат принял решение отправиться назад в Орду, разграбив на обратном пути принадлежавший Литве Козельск.

Для тех, кто наблюдал со стороны за тем, как обе армии почти одновременно (в течение двух дней) повернули вспять, не доведя дело до сражения, это событие казалось либо странным, мистическим, либо получало упрощённое объяснение: противники испугались друг друга, струсили принять сражение. Современники приписывали это чудесному заступничеству Богородицы, которая спасла русскую землю от разорения. Видимо поэтому Угру стали называть «поясом Богородицы». Иван III с сыном и всем воинством вернулся в Москву, «и возрадовашася, и возвеселишася все людие радостию велиею зело» .

Иначе были восприняты результаты «стояния» в Орде. 6 января 1481 года Ахмат был убит в результате внезапного нападения тюменского хана Ибака (вероятно, совершенного по предварительному согласованию с Иваном III) на степную ставку, в которую Ахмат удалился из Сарая, вероятно, опасаясь покушений. В Большой Орде началась междоусобица.

Итоги

В Стоянии на Угре русское войско применило новые тактические и стратегические приёмы:

  • согласованные действия с союзником Менгли I Гиреем, отвлекшие от столкновения военные силы Казимира IV;
  • отправка Иваном III в Большую Орду по Волге войска для разорения беззащитной ханской столицы, что было новой военно-тактической уловкой и застало ордынцев врасплох;
  • удавшаяся попытка Ивана III избежать военного столкновения, в котором не было ни военной, ни политической необходимости - Орда была сильно ослаблена, её дни как государства были сочтены.

Согласно традиционной версии, «стояние» положило конец монголо-татарскому игу. Московское государство стало суверенным не только фактически, но и формально. Дипломатические усилия Ивана III пред­отвратили вступление в войну Польши и Литвы. Свою лепту в спасение Руси внесли и псковичи, к осени остановившие немецкое наступление.

Обретение политической независимости от Орды наряду с распространением влияния Москвы на Казанское ханство (1487) сыграло роль в последующем переходе под власть Москвы части земель, находившихся под властью Великого княжества Литовского. В 1502 году, когда Иван III из дипломатических соображений льстиво признал себя холопом хана Большой Орды, её ослабленное войско было разгромлено ханом Крыма Менгли I Гиреем, а сама Орда прекратила своё существование.

Ряд современных американских исследователей отрицает за стоянием на Угре историческую значимость, выходящую за рядовой дипломатический инцидент, а его связь со свержением ордынского ига (как и само понятие «татарское иго») рассматривают как историографический миф. Так, по мнению Дональда Островски, выплата дани хоть и сократилась в семь раз, но не прекратилась, а остальные изменения коснулись лишь чеканки монет. Обвинение в пассивности по отношению к Орде, выдвинутое Ивану III в «Послании на Угру» архиепископом Вассианом, он считает свидетельством того, что современники не видели качественных изменений в положении Великого княжества Московского. Чарльз Гальперин полагает, что в 1480 году не было текстов, в которых поднимался вопрос о русском освобождении от татарского ига (это касается и «Послания на Угру», датировка которого 1480 годом к тому же не бесспорна). Гальперин не видит в источниках ни до, ни после стояния на Угре прямых свидетельств того, что власть Чингизидов на Руси отрицалась, ссылаясь также на то, что в одном из сказаний о стоянии на Угре сам Иван III накануне противостояния просит Ахмата отказаться от намерений «ваш улус воевати». В то же время Гальперин полагает, что «Московия проявляла немалую компетентность при осуществлении восточной дипломатии, умела подстроиться под татарскую модель политических отношений. При чтении посольских книг о переговорах Москвы с Ногайской Ордой возникает ощущение, что русские посольские дьяки мастерски воспроизводили «язык Степи». Но русские контакты с христианскими европейскими странами строились по иной модели, вовсе не татарской. Дипломатические памятники сношений с западноевропейскими странами переполнены неискренними и часто повторяющимися апелляциями к христианскому единству и недопущению пролития христианской крови... достаточно вспомнить, что и Московия, и Польша, и ВКЛ нанимали на службу в свои армии татар - мусульман, везли деньги и подарки в Крым, чтобы натравить татар на соседние государства - и в то же время русские и литовские дипломаты обвиняли друг друга в наведении проклятых неверных на христианский народ».

В.Н. Рудаков пишет о серьёзной борьбе в окружении Ивана III между теми, кто полагал, что великий князь имеет право встать на борьбу с «безбожным царём», и теми, кто ему в таком праве отказывал. А. А. Горский, поддерживая мнение Гальперина об отсутствии в исторических источниках до середины XVI века связи между 1480 годом и освобождением от многолетней зависимости, полагает, что решающая битва, де-факто положившая конец ордынскому владычеству, произошла в 1472 году под Алексиным. Такое же мнение высказывал ранее и советский историк А. К. Леонтьев. Майкл Ходарковски указывает, что сами действующие лица также скромно оценивали масштаб произошедшего: «Ахмат-хан пошел на меня, но всемилостивый Бог пожелал спасти нас от него и сделал так», - писал Иван III в 1481 году в письме крымскому хану Менгли-Гераю; существенным историк полагает и то, что в ярлыке Ахмата Ивану III (вне зависимости от того, признавать ли его подлинность) хан объясняет свое отступление тем, что его люди не имели одежды, а кони - попон, а не успехами великокняжеской армии.

Свержение «ордынского ига», представление о котором проистекает ещё из библейских текстов о «вавилонском пленении», и в том или ином виде встречается в русских источниках с XIII века, применялось к событиям 1480 года начиная с «Казанской истории» (не ранее 1560-х годов). Статус последнего и решающего противостояния Угра обрела от историописцев XVI века по той причине, что она явилась последним крупным вторжением Большой Орды на земли Московского княжества. От Николая Карамзина, применившего слово «иго» в виде художественного эпитета в первоначальном значении «хомута, надетого на шею» («склонили выю под иго варваров»), возможно, позаимствовавшего этот термин у польского автора XVI века Мацея Меховского, берёт свое начало в российской историографии термин «татарское иго», равно как и положение о его свержении Иваном III.

Память

Во время празднования 500-летия стояния на реке Угра в 1980 году на берегу реки был открыт памятник в честь знаменательного события российской истории, произошедшего в 1480 году в пределах Калужского края.

Это историческое событие, описанное во всех учебниках по Истории России, имеет особое памятное отношение у Русской Православной Церкви. Именно поэтому на территории Владимирского скита, открытого неподалёку от Калужской Свято-Тихоновой пустыни, был открыт музей-диорама посвящённый этому событию, а также установлен первый в России памятник Великому князю Иоанну III.

В мае 2007 года, в селе Дворцы Калужской области, в 20 километрах от города Калуги, в 175 км от города Москвы началось строительство Владимирского скита в память о великом событии из русской истории, которое именуется, как "Великое стояние на реке Угре 1480 года". Скит создан по инициативе и трудами Мужского монастыря Успения Пресвятой Богородицы Калужской Свято-Тихоновой пустыни, который расположен неподалёку, на расстоянии около 3 километров.

На сегодняшний день на территории скита открыт храм в честь иконы Божьей Матери "Владимирская", музей-диорама посвященный Великому стоянию на реке Угре, памятник великому князю Иоанну III. Открытие памятника состоялось 8 июля 2017 года и оно предшествовало открытию другого памятника этому великому царю, который в Истории России именуется, как Иван III Васильевич. Церковь же традиционно величает его по-старославянски Иоанном III.

Об открытии памятника Ивану III в городе Калуге перед зданием администрации Калужской области мы писали в статье Памятник Ивану III Васильевичу в Калуге .

Подъезжаем к музею и видим вот такую красоту.


Напротив центрального входа на территорию Владимирского скита расположен памятник Великому князю Иоанну III. Запечатлев памятник на фото, мы поспешили на экскурсию. Экскурсия по музею-диораме проводится каждый час, взрослый билет стоит 300 рублей.

В первом зале музея расположены картины художника Павла Рыженко. На одной картине изображён преподобный Тихон Калужский. Этот святой старец был непосредственным участником событий Великого стояния на реке Угре. Именно он был основателем монастыря, впоследствии названного в его честь Калужской Свято-Тихоновой пустынью.

На этой картине изображён преподобный отец Сергий, благославляющий Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Подробное пояснение к картине можно посмотреть на фото ниже.

На этой картине художник изображает Великого князя Иоанна III, который держит в руках меч и, видимо, собирается на битву с татарами. На лицах его собеседников можно увидеть, как согласие в необходимости предстоящего сражения, так и неуверенность в победе.

В этом зале фотографировать разрешено. Но в следующем зале, где расположена сама диорама битвы, фотографирование запрещено. Общий вид диорамы можно увидеть на сайте музея . Диорама выполнена студией военных художников имени М.Б. Грекова. Заслуженный художник России Павел Рыженко на огромном холсте размером 23,6 метров в ширину и 6,7 метров в высоту изобразил 155 персонажей, живописно показал дух и жизнь русского военного лагеря.

Экскурсовод сообщила, что свою работу художник выполнил за два месяца!!! Он был очень увлечён работой, торопился сделать её быстро. Но, к сожалению, после окончания картины художник умер, причина смерти - инсульт. Ему было всего 44 года. Мне подумалось, что может быть он переутомился. Потому что 2 месяца - это какой-то просто нереальный срок. Художники пишут картины годами. Очень печальное известие.

Диораму лучше смотреть с верхнего яруса, так лучше виден весь обзор сражения. На дальнем плане изображена река Угра, которая в этом месте делает петлю. На одном берегу расположились войска Иоанна III, на другом - войска хана Ахмата. За рекой видны бесчисленные шатры татарского войска. Лагерь русских расположен на переднем плане. Здесь можно увидеть воинов, мастеровых, священников, пленных татар. На картине художник изобразил Преподобного Тихона, а также себя, вид сзади.

На самом переднем плане композиция диорамы дополнена фигурами людей, что даёт возможность хорошо представить театр военных действий в трёхмерном виде. При просмотре звучит голос диктора, слышаться выстрелы пушек, цокот копыт, голоса людей, пение птиц, звон колоколов, ощущается запах осенней листвы. В, общем, задействованы все органы восприятия человека.

После завершения просмотра диорамы, мы перешли на второй этаж музея, где можно было посмотреть экспонаты, связанные с событиями того времени.


На этой фотографии мы видим изображение реки Угры и того места, где проходили исторические события с высоты птичьего полёта, в наше современное время. Ландшафт местности вероятно изменился с того времени, но навряд ли столь значительно. Мы видим, что то место, где стояли русские войска, защищены рекой Угрой, как поясом. Поэтому, видимо, и возникло такое название "Угра - Пояс Пресвятой Богородицы".

Здесь можно увидеть одежду и амуницию воинов того времени.

На постаменте расположена гипсовая модель памятника Иоанну III, установленному перед зданием музея.

Из окна зала виден и оригинал памятника Великому князю.

На схеме расположен план военной компании.

А также карта памятных мест, связанных с этим событием.

Следующий зал музея посвящён художнику, создателю диорамы, Павлу Рыженко. Он родился в городе Калуге 11 июля 1970 года. Закончил Российскую академию живописи, ваяния и зодчества, учился у профессора Ильи Глазунова. Закончил аспирантуру при академии, получив звание доцента. Скоропостижно скончался 16 июля 2014 года в городе Москве.

Закончив свою экскурсию, мы перешли в монастырскую чайную, где отведали вкуснейший монастырский чай с пряником.

А также посмотрели фильм о строительстве Владимирского скита, музея-диорамы и о художнике Павле Рыженко.


Чайная великолепно оформлена и все угощения необыкновенно вкусны.



После чаепития я ещё походила по двору, осмотрела остальные постройки.



Ещё одна главная достопримечательность Владимирского скита - это храм в честь иконы Божией Матери "Владимирская". Храм также очень красивый, внутрь храма я не заходила.

В этом строящемся здании планируется открытие музея, посвящённое российской государственности.

В башне здания музея находится смотровая площадка, забравшись на которую можно осмотреть окрестности.

Остальные фотографии смотрите ниже.

Как мы видим, Русская Православная Церковь имеет к историческому событию "Великое стояние на реке Угре 1480 года" своё большое памятное отношение. Поэтому ещё в древности здесь был построен монастырь Калужская Свято-Тихонова пустынь, а в наше время строится и развивается Владимирский скит. Названо это событие "стоянием" потому, что оно было бескровным и всё благодаря заступничеству Божьему и Царицы Небесной.

Калужская газета "Весть" так комментирует это отношение:

Есть исторический факт, что 23 июня 1480 года, накануне грозных событий осени 1480 года, из Владимира в Москву была доставлена почитаемая чудотворная икона Владимирской Божьей Матери. Долгое время этот образ, по преданию написанный евангелистом Лукой, хранился в Киеве, пока не был перевезен князем Андреем Боголюбским в Успенский собор города Владимира. Перед иконой стали совершать непрерывные молебны, что имело крайне важное значение для духовного состояния русских воинов.

Покровительство Божьей Матери, как мы знаем из летописей и, в частности, Лицевого летописного свода сопутствовало многим эпизодам Великого стояния.

Именно в силу этого Угра после победы над ордынцами стала называться Поясом Пресвятой (Пречистой) Богородицы. Летописец так сообщает нам об этом: «…и могу нарещи ту реку (Угру) пояс самыя Пресвятыя Богородицы, аки твердь от поганых защищающу Русскую землю». Пояс Богородицы – подлинно русское выражение, построенное на традиционных символах: Богородицы как заступницы земли Русской и пояса – оберега от злых сил. Не случайно борьба за этот «пояс» воспринималась народом как судьбоносное для Отечества событие.

В память о Великом стоянии и в благодарность о спасении Отечества наши предки стали возводить по берегам Угры православные монастыри и храмы, освящавшие эти земли и закреплявшие их за нашим Отечеством. Среди них: Спасо-Воротынский монастырь XVI века с церковью Введения Пресвятой Богородицы, бывший юхновский Казанский монастырь того же времени с храмом Покрова Пресвятой Богородицы, Успенский собор в Перемышле, Успенский Гремячев и Успенский Шаровкин монастыри на Оке и Жиздре, Успенский собор Свято-Тихоновой пустыни и, наконец, Владимирский собор скита этой обители.

Надеюсь, что рассказ наш был интересен, а ещё интереснее, конечно, посетить музей и диораму самостоятельно.


Высокосный 1480 год отмечен знаменательным для истории Руси событием. Именно в этом году русские земли избавились от многовекового гнёта монголо-татарского ига. Это стало результатом знаменитого Стояния на реке Угра, которое, по сути, являлось «битвой без сражения», так как ни русские, ни ордынские войска не решились перейти реку и начать наступление на противника.

Стоянию предшествовал ряд важных событий. Во-первых, ещё за восемь лет до Стояния на Угре хан Большой Орды Ахмат пошёл в поход на русские земли. Однако этот поход оказался провальным, так как на границах его встретили многочисленные объединенные войска русских князей, и Ахмат, не сумев преодолеть Оку, вынужден был отступить. Затем, в 1476 году Иван III прекратил отправлять дань Большой Орде, а в 1480 году публично заявил, что Русь не признает зависимости от Орды. В ответ хан Ахмат, заручившись обещаниями помощи короля Литвы Казимира IV, снова выступил на русские земли.

Внутри Русского государства произошёл идейный раскол: одна часть боярства предлагала Ивану III спастись бегством или сдаться Ахмату, другая часть твёрдо стояла на позиции необходимости дать отпор хану Большой Орды.

Беспрепятственно продвигаясь по литовским землям, Ахмат хотел вторгнуться на территорию Русского государства через реку Угра, которая являлась границей между русскими и литовскими землями.

30 сентября 1480 года Иван III, вернувшись из Коломны, в которую он уехал ранее, ожидая развязки событий, на совете с боярами решил дать жесткий отпор хану Большой Орды. А уже 3 октября 1480 года русские войска покинули Москву и отправились к своим границам навстречу Ахмату, который уже несколько раз напрасно пытался форсировать пограничную реку.

Широко известное в истории Стояние на реке Угра произошло на территории современной Калужской области. Войска обеих сторон растянулись по берегу примерно на пять километров. Войска Ахмата, несколько раз безуспешно пытались форсировать реку, но были отброшены огнём русского войска. После этих неудач сам Ахмат отступил на две версты от берега реки и потребовал явиться в стан Орды самого Ивана III или его близких людей для того, чтобы выплатить семилетнюю дань и признать зависимость от Большой Орды. В ответ на это Иван III направил к Ахмату одного из боярских сынов с сопровождением и богатыми подарками. Естественно, что русские отклонили требования дани, а хан Ахмат не принял подарки. Было очевидно, что весь этот ритуал вежливости Иван III провел с целью выиграть время, так как преимущество постепенно переходило в его руки. Во-первых, к реке двигались братья Ивана III с большим подкреплением. Во-вторых, союзное Ивану III войско крымских татар во главе с Менгли I Гиреем напало на территорию Литвы, и Ахмат лишился помощи сильного союзника. В-третьих, в стане Ахмата быстро заканчивались провизия и фураж, а самих ордынцев ослабляла повальная эпидемия дизентерии.

Иван III, пытаясь отвлечь Ахмата, отправил небольшой боеспособный отряд на земли Большой Орды, с тем, чтобы опустошить и ослабить тылы ордынцев. Сам же Иван III в самом конце октября решил отступить от берегов Угры, с целью укрепиться у города Боровска. Это было сделано для того, чтобы дать мощный отпор Ахмату, если тот решится и сумеет форсировать реку. Однако хан Большой Орды, узнав, что в землях Большой Орды действует отряд русских, снялся с места и отступил от берегов Угры и поспешил вернуться в Орду.

Так закончилось двухмесячное Стояние на реке Угра. По его результатам Русское государство, будучи независим фактически, стало независимым и формально. Через год хан Ахмат был убит во время покушения в Большой Орде, которая в скором времени изжила себя как сильное государство.