Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

В таблице представлены способы зимовки животных поставь. Зимовка животных в природе

Рабочая тетрадь "Окружающий мир" за второй класс, часть вторая, УМК "Перспектива", авторы тетради - Плешаков, Новицкая. Если первая часть была полностью посвящена осени, логично, что вторая должна охватить зиму, весну и лето. Да, о зиме и весне страниц много, но темы в точности повторяют 1 часть рабочей тетради.

Немного не понятно, зачем 3 раза за учебный год учить созвездия звездного неба или одних и тех же птиц, но авторы учебника распорядились именно так. Про лето и вовсе только пара страничек, хотя, согласитесь, это время года чуть ли ни одно из самых замечательных и примечательных.

Наш решебник содержит все гдз, ответы на задания ко второй части рабочей тетради по окружающему миру за 2 класс по Перспективе. Все ответы проверены учителем начальных классов. На многие задания вы сможете найти расширенный ответ, доклад или презентацию на страницах нашего сайта.

Ответы ко 2-й части рабочей тетради за 2 класс

Кликайте по номерам страниц, чтобы посмотреть ответы на задания.

Зима

Страница 3-5. Зимние месяцы

Задание 1. В первом столбце прочитай вслух названия зимних месяцев и древнем римском календаре. Сравни их звучание со звучанием современных русских названий зимних месяцев. Запиши русские названия во втором столбце. Устно сделай вывод об их происхождении.

1 столбец: децембер, януариус, фебруариус.

2 столбец: декабрь, январь, февраль. Названия по звучанию похожи на римские.

3 столбец: студень, сечень, снежень.

2. Запишите названия зимних месяцев в языке народов твоего края, которые связаны с


2) с явлениями живой природы;
3) с трудом людей.

Выбрать варианты вы можете на страничке Названия зимних месяцев, связанные с явлениями живой и неживой природы, с трудом людей >>

Задание 3. Велика Россия. Поэтому и зима приходит в разные ее края в разное время. И длится ее владычество разные сроки. Запиши даты, когда зима приходит в ваш край и когда уходит.

Зима на Урале и в Сибири – самое продолжительное время года. Она начинается обычно в конце октября, когда устанавливается постоянный снежный покров и отрицательные температуры воздуха. Заканчивается зима в этих краях в 20-х числах марта. Снежный покров лежит около 5 месяцев и достигает толщины в среднем 30-40 см.

Зима в Европейской части России примерно совпадает с календарной: с начала декабря по конец февраля.

Зима в Краснодарском крае короткая, в ноябре еще может стоять плюсовая температура. Зима начинается в середине декабря, а к началу февраля уже уступает место весенним явлениям природы.

Задание 4. Рассмотри фотографию. Сочини к ней стихотворение, присловье, загадку (на выбор) о красавице-зиме. Запиши.

Белая вата весь лес согрела. (Снег).

Одеяло белое
Не руками сделано.
Не ткалось и не кроилось,
С неба на землю свалилось. (Снег).

Намело, навьюжило.
Все деревья в кружеве!
Снег на соснах, на кустах,
В белых шубках ели.
И запутались в ветвях
Буйные метели.

Задание 5. Помести фотографии или рисунки родного города (села), сделанные зимой. Придумай и напиши к ним подписи.

Городской сад зимой

Площадь Ленина зимой

Храм Василия Блаженного зимой

Храм Христа Спасителя зимой

Страница 6-7. Зима - время науки и сказок

Задание 2 . Запиши народные приметы на урожай в твоем крае.

Ответ: Если в Сретение (15 февраля) по дороге несет снег – жди хорошего урожая.
При большом снеге и хлеба будет много, а при малом и хлеба мало.
Ясный новогодний день - к богатому урожаю хлеба, к нему же на Новый год сильный мороз и снегопад.
Если лед на реке ровный, значит хлеба будет мало, а если лед становится грудами – хлеба будет много.

Выбрать еще приметы вы можете со странички Народные приметы на урожай >>

Задание 3. Вспомни сказку народов твоего края про животных. Нарисуй к ней рисунок.

Вспомним сказку "Зимовье зверей". Рисунок:

Задание 4. Подбери и запиши пословицу, выражающую смысл сказки, к которой нарисован твой рисунок.

Пословица: Готовь сани летом, а телегу зимой.

Страница 8-9. Зима в неживой природе

Задание 1. Отметь рисунок, на котором показано положение солнца зимой. Объясни свой выбор.

Ответ: самый крайний рисунок справа, потому что на нем солнце ниже всего и видны признаки зимы: снег, деревья без листьев.

Задание 2. Составьте список зимних явлений в неживой природе с помощью текста учебника.

Солнце в небе поднимается низко. Короткий день. Мороз. Снегопад, метель. Лед на водоемах. Оттепель и гололедица. Изморозь на деревьях.

Задание 3. Запиши даты:

Задание 4. Понаблюдайте за погодой зимой. Каждый месяц ведите наблюдения в течение одной недели (примерно в середине месяца). Результаты заносите в таблицы, пользуясь условными знаками.

Если вы не смогли понаблюдать за погодой, то вам поможет сайт архив погоды сайта гисметео (gismeteo.ru), на нем есть дневник погоды для школьников. Выписываем погоду за нужные дни и перерисовываем те же условные обозначения.

Страница 10-11. Звездное небо зимой

Задание 1. Найди на рисунке Полярную звезду и подпиши ее. Объясни (устно), как тебе удалось отыскать эту звезду среди других.

Полярная звезда - самая яркая звезда созвездия Малая Медведица (малый ковш), находится на конце ковша.

Задание 2. Придумай сказку о созвездии Малая Медведица и Полярной звезде. Запиши ее на отдельном листе и красиво оформи.

Далеко далеко от земли жила Полярная звезда, которая хотела очень многое узнать о Земле. И задумавшись, не удержалась она на небе и упала в лес, да не просто в лес а прямо на хвост медвежонку - маленькой медведице, которая гуляла по лесу. Медведица удивилась и спросила:
- Кто ты?
- Я - Полярная звезда! Я упала с неба - ответила гостья.
- Зачем ты прилетела сюда?
Звезда не задумываясь ответила:
- Чтобы посмотреть, что такое земля.
Тогда маленькая медведица с восторгом предложила ей всё показать, и они отправились гулять по лесу. Они любовались замечательными красивыми растениями и не менее красивыми животными. Звёздочке всё понравилось и она пригласила медведицу в гости к себе на небо. Они в миг очутились на небе, и гостье так там понравилось, что она решила остаться на небе. Теперь они неразлучные друзья и называются Малая медведица и Полярная звезда.

Задание 3. Впиши названия сторон горизонта.

Если встать лицом к Полярной звезде, то впереди будет север, сзади - юг, слева - запад, справа - восток.

Задание 4. С помощью иллюстрации учебника соедини звезды на рисунке (с.11) так, чтобы получился фрагмент созвездия Орион. Найди на рисунке звезду Сириус и подпиши ее. Объясни (устно), что тебе помогло отыскать эту звезду.

Если по поясу Ориона провести прямую справа налево, то первая яркая звезда на этой прямой и будет Сириус.

Задание 5. Запиши названия созвездий и звезд, которые удалось увидеть на зимнем небе.

Созвездия: Орион, Большой и Малый пес, Телец, Близнецы, Единорог, Рак.

Звезды: Полярная звезда, Сириус, Капелла, Бетельгейзе.

Страница 12-13. Зима в мире растений

Задание 1.

Ответ слева направо: липа, ясень, клён, рябина, вяз.

Задание 2.

Ответ слева направо: ель, лиственница, сосна.

Задание 3. Догадайся, какое растение изображено на фотографии.

Ответ: можжевельник.

Задание 4. Во время прогулки постарайтесь определить несколько деревьев и кустарников в зимнем наряде (по силуэтам, плодам, шишкам и другим признакам). Запиши названия растений и нарисуй признаки, по которым вы определили эти растения.

Примеры рисунков:

Рябину можно определить по плодам, собранным в грозди.

Шиповник определим по красным вытянутым плодам.

Березу определим по белому стволу.

Ясень определим по вытянутым семенам, собранным в метелки.

Страница 14-15. Зимние праздники

Задание 1. Поздравь своего одноклассника рождественской песенкой-колядкой.

Коляда, коляда!
Выходила коляда из Нова-города.
Как искала коляда Машенькиного двора.
Нашла коляда Машин двор.
Машин двор не мал, не велик,....
Счастья, радости тебе, Машенька!

Задание 3.

Ответ: закрашиваем кружок у ангелочка, лебедя и лимона. Можно отметить шишку на ваше усмотрение.

Страница 16-17. Растения в домашней аптечке

Задание 2. Практическая работа "Лекарственные растения".

Название растений - Какие части используются

шиповник - плоды
зверобой - цветки, листья, стебель
цикламен - клубни
ромашка аптечная - цветы
можжевельник - плоды
календула - цветы

Задание 2. Разгадайте кроссворд с помощью текста учебника.

1. Валериана

3. Календула
4. Липа
5. Подорожник
6. Тысячелистник

Задание 3. Запиши названия лекарственных растений домашней аптечки.

Ответ: шиповник, зверобой, мята, ромашка, тысячелистник, шалфей, календула.

Страница 18-19. Зимняя жизнь птиц и зверей

1. Узнайте птиц по клювам. Соедините линиями рисунки и названия.

Задание 2. Узнай зверей по описаниям. Напиши названия.

Задание 3. Что изменилось в поведении птиц, за которыми вы наблюдали осенью?

Птицы все чаще стали прилетать к жилью человека. Синички даже могут залететь на балкон, если открыть окно. Они ищут корм.

Каких еще птиц вам удалось увидеть?

Синицы, снегири.

Понаблюдайте за птицами у кормушки.
По результатам наблюдений напиши рассказ. Проиллюстрируй его рисунком.

Мы смастерили из дощечек кормушку. Папа повесил ее на дереве в парке. Мама насыпала в нее семечки и зернышки. Но птицы долго не прилетали. Наконец, однажды мы обнаружили, что корм исчез! Это означало, что птицы нашли наш подарок! Мы стали приходить чаще и приносить свежий корм.

Страница 20-21. Невидимые нити в зимнем лесу

Задание 1. Как связаны между собой ель и лесные животные?

Клест, дятел, белка, мышь, заяц кормятся семенами ели и распространяют их. Весной семена, которые уронили эти животные, прорастут, из них вырастут новые ели.

Задание 2. Прочитайте в учебнике рассказ "Как животные друг другу помогают". Соедините рисунки стрелками так, чтобы показать связи в зимнем лесу.

Страница 22-23. В феврале зима с весной встречается впервой

1. Составь короткий устный рассказ о феврале, используя в нем слова "межа", "граница", "рубеж".

Рассказ о феврале.

Февраль - последний месяц зимы, межа между зимой и весной. Между февралем и мартом проходит граница или рубеж между холодом и теплом. Говорят, что в феврале зима с весной встречаются. Это значит, что становится теплее, и ощущаются первые признаки весны. Снег еще не сошел, но солнце пригревает, образуются проталины.

Нарисуй картинку к своему рассказу.

Задание 2. Отгадай загадку.

Висит за окошком кулек ледяной.
Он весело плачет и пахнет весной.

Отгадка: СОСУЛЬКА.

Задание 3. Узнай домашний рецепт приготовления блинов, запиши его и расскажи о нем одноклассникам.

2 яйца, 3 столовые ложки сахара, 1 литр молока, половина чайной ложки соли, муки столько, сколько вберет тесто (оно должно получиться жидким), растительное масло.

Смешать яйца с сахаром, добавить муку, соль, молоко. Хорошо размешать тесто, чтобы не было комочков. В тесто можно добавить 3-4 ложки растительного масла.

Жарить на горячей сковороде, смазанной растительным маслом.

Задание 4. Подбери и приклей фотографию зимнего праздника по старинному календарю народов твоего края.

Сретение означает встреча. Этот праздник пришел к нам с Библейских страниц. Одному старцу по имени Симеон было обещано Богом, что он не умрет, пока не увидит обещанного Мессию (Христа). И вот однажды, когда он был в храме, Мария и Иосиф принесли Младенца Иисуса, чтобы исполнить закон. Симеон взял Младенца Иисуса на руки и, славя Бога, сказал: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.". В честь этого события и празднуют праздник Сретение.
Считается, что в Сретение зима с весной встречается.

Страница 24-25. Зимний труд

Задание 1. Расскажи (устно) о старинном женском труде в зимнюю пору.

Зимой женщины занимались рукоделием, пряли пряжу, ткали, шили и вышивали. Еще они ухаживали за домашними животными.

Задание 2. Заполнить пропуски в тексте самостоятельно или с помощью учебника.

Хорошие условия для хранения зерна люди создают в зернохранилищах - элеваторах.
Домашних животных зимой держат в помещениях. Там должно быть тепло, сухо, светло.
Четвероногим друзьям зимой надо добавлять в пищу витамины.
После оттепели, в гололедицу дороги и тротуары посыпают песком.
Комнатные растения зимой поливают редко.

Задание 3.

Ответ слева направо: лук, фиалка, декабрист, лимон.

Страница 26-27. Будь здоров

Задание 1.

Задание 2. Подумай и запиши, какие качество развивают игры, в которые ты любишь играть зимой.

Зимние игры на снегу закаляют мое здоровье, развивают выносливость, ловкость и силу. А при строительстве фигур из снега - фантазию.

Задание 3. Зимняя игра народов вашего края.

Приз на столбе

У многих народов, в том числе и у русских, была такая зимняя забава. Посреди площади устанавливали большой столб. Его обливали водой. На морозе вода превращалась в лед, и столб становился очень скользким. На верхушке столба вешали ценный приз, например, красные сапоги. Вот тут и начиналась игра! Любой парень или мужчина мог попробовать взобраться на самый верх и снять сапоги. Но подняться по скользкому столбу удавалось только самым сильным и ловким.

Качества, которые развивает эта игра: ловкость, силу, сообразительность, смелость.

Страница 28-29. Охрана природы зимой

1. Нарисуй кормушку, в которой ты подкармливаешь птиц. Можно наклеить фотографию.

2. Напиши, какие еще пернатые гости бывали в твоей "столовой".

Ответ: Голуби, сорока, ворона.

3. Напиши, каким кормом ты подкармливаешь птиц.

Ответ: просо, семечки, сухарики.

4. С помощью учебника раскрась животных из Красной книги России и подпиши их названия.

Амурский тигр, филин.

5. Напиши рассказ о каком-либо животном, внесенном в красную книгу России (желательно живущем в твоем крае). Можно дополнить рассказ рисунком.

Ласка - самый маленький хищник, обитающий в нашем крае. Ласка уничтожает огромное количество мышей. Она живет в полях и лесах, а также по берегам рек и озер. Этот зверек ценится своим мехом. Летом у ласки шубка коричневая с белой грудкой, а зимой полностью белая.

Страница 30-31. Зимняя прогулка

Задание 1. Рассмотри фотографии. Подумай, в каких регионах России зимой людям требуется такая теплая одежда.

Ответ: в северных регионах России.

Задание 2.



Весна и лето

Страница 32-33. Весенние месяцы

1. В первом столбце прочитай вслух названия весенних месяцев в древнем римском календаре. Сравни их звучание со звучанием современных русских названий весенних месяцев. Запиши русские названия во втором столбце...

Узнай у старших и запишт в третий столбец названия весенних месяцев в языках народа твоего края.

1 столбец: мартиус, априлис, майус
2 столбец: март, апрель, май
3 столбец (на украинском): зимобор, снегогон, травень.

2. Запиши названия весенних месяцев в языке народов твоего края, которые связаны:

а) с явлениями неживой природы -
б) с явлениями живой природы -
в) с трудом людей -

3. Помести фотографию или рисунок родного города (села), сделанные весной. Придумай и напиши подпись.

4. Вернись к с.6 и заверши проверку народных примет на урожай по дням святого Николая. Для этого проследи, сколько травы вырастет к 22 мая. Запиши свои зимние и весенние наблюдения:

Народный прогноз оправдался.

С. 34-35. Весна в неживой природе

1. Отметь рисунок, на котором показано положение солнца весной. Объясни свой выбор.

Ответ: рисунок справа, потому что на нем солнце выше, в природы видны признаки весны: ледоход на реке, прилет птиц.

Составь список весенних явлений в неживой природе с помощью текста учебника.

Ответ: потепление, таяние снега, ледоход, полноводие рек, половодье, первая гроза

3. Запиши дату.

4. Понаблюдайте за погодой весной...

Актуальные данные для вашего города можно взять на сайте гисметео ру, в дневнике погоды для школьников.

Страница. 36-37. Весна - утро года

1. Запиши даты прихода весны по старинным календарям твоего края.

2. В отрывном календаре посмотри, насколько прибавился день. Запиши долготу дня:

Благовещение

Стр. 38-39. Звездное небо весной

2. ... Запиши названия созвездий и звезд, которые удалось увидеть на весеннем небе. Нарисуй одно из созвездий на с. 39.

Созвездия: Кассиопея, Лев, Большая Медведица, Малая Медведица.

Звезды: Регул, Полярная звезда, Сириус.

Созвездие, которое удалось увидеть на весеннем небе: Весы

3. Напиши рассказ об одном из созвездий весеннего неба.

Созвездие льва

Лев – это главная фигура ночного весеннего неба. Расположение ярких звёзд напоминает лежащего льва, голова и грудь которого представляют известный астеризм «Серп», похожий на зеркально отражённый вопросительный знак. Созвездие Льва очень богато на разные интересные объекты, которые очень легко рассмотреть в небольшой телескоп и даже невооруженным глазом. Его можно наблюдать с февраля по март в южной части ночного неба. Самые яркие звезды созвездия Льва: Регул, Денебола, Альгейба.

Регул - является самым главным объектом созвездия Льва. Звезда находится почти в центре созвездия и часто ассоциируется с сердцем. Это очень яркое светило, яркость которого в 160 раз выше, чем у нашего Солнца. Эта звезда располагается в 85 световых годах от нас, чем и объясняется ее высокий видимый блеск.

Денебола – второй по яркости объект, который относится ко Льву. Это крайняя звезда, которая часто именуется хвостом.

Альгейба – двойная звезда, одна из самых красивых на небе. Обозначает величественную гриву. Если присмотреться, то у слегка оранжевой звезды заметный золотистый спутник. Период обращения этой двойной системы примерно 510 лет.

4. Придумай сказку о созвездиях весеннего неба. Запиши ее на отдельном листе и красиво оформи.

Жил был в Африке могучий царь зверей - лев. Все его боялись и в страхе разбегались, когда он издавал свой грозный львиный рык. Но вот однажды ночью лев поднял вверх голову и увидел множество созвездий - там были и заяц, и медведи. Он громко зарычал на них, но ни одна звездочка не пошевелилась. Он зарычал еще громче, но никто на звездном небе не бросился от него наутек. Тогда лев захотел проучить звезды. Он прижался к земле и подпрыгнул так высоко, что попал прямиком на небо, но, посмотрев с высоты на Землю, так испугался, что замер и забыл, зачем он сюда забрался. Так и превратился могучий лев в созвездие Льва.

Страница 40-43. Весеннее пробуждение растений

Слева направо: ветреница, печёночникца, мать-и-мачеха, медуница, чистяк, хохлатка, гусиный лук.

2. Раскрась цветы. Назови их.

Слева направо: Хохлатка, медуница, гусиный лук

3. ... Соедини линиями рисунки и названия. Сделай это самостоятельно или с помощью учебника.
Названия деревьев подчеркни зелёным карандашом, кустарников - красным.

4. Понаблюдайте и запишите, когда в этом году зацвели:

Мать-и-мачеха - конец марта
Одуванчик - в мае
Ландыш - в начале мая
Черёмуха - в начале мая
Вишня - конец мая
Яблоня - конец мая, начало июня
Тополь - июнь
Берёза - в апреле
Ольха - в мае

5. Понаблюдай и запиши, когда начали распускаться листья орешника, яблони, берёзы, дуба.

Орешник: начало апреля - май.
Яблоня: конец апреля - середина мая.
Береза: конец апреля - середина мая.
Дуб: середина апреля - конец мая.

7. Напиши рассказ об одном из расцветающих растений. Воспользуйся для этого книгой "Зеленые страницы" или другой литературой (по своему выбору).

Черемуха

Это растение в народе ласково называют красавицей-невестой. Это связано с тем, что весной черемуха одевает праздничное белое одеяние и превращается в настоящее чудо.

Черемуха - это кустарник из семейства розоцветных. Ее ствол полностью покрыт корой темно-серого цвета, на котором встречаются ржаво-бурые пятна. Листья у черемухи обратнояйцевидной формы. Цветки хоть и небольшие, но очень пахучие. Они белые и собраны в очень красивую кисть.

Черемуха является санитаром леса. У цветков и листьев есть специальный аромат, поэтому и обладает фитонцидным свойством. Это и сделало дерево особенным, так как это наделило его способностью убивать насекомых и микробов. Дерево беспощадно даже для комаров и клещей.

Про черемуху написано много стихов и песен.

Стр. 44-45. Чудесные цветники весной

1. Вырежи из приложения фотографии и приклей каждую в свое окошко.

2. Раскрась цветы. Назови их (устно)

Слева направо: тюльпаны, анютины глазки, нарциссы

3. Определите несколько растений весенних цветников. Нарисуй 2-3 растения или наклей фотографию.

Примула

Ландыш

4. Напиши рассказ об одном из растений весеннего цветника, о связанных с ним поверьях, легендах.

Примулы не зря называют первоцветами – весной они зацветают раньше всех.

В скандинавских сагах примулы называли ключами богини весны Фреи. Как только сойдет снег, приходит юная прекрасная богиня на землю, чтобы украсить ее цветами и травами. И где касается ее разноцветное ожерелье - радуга земли, там и вырастет первоцвет.

Примулы - многолетние растения и цветут только один раз в году - весной.

Страница 46-47. Весна в мире насекомых

1. Знаешь ли ты названия бабочек? Вырежи рисунки из Приложения и приклей их в окошки. Проверь себя по рисунку учебника.

3. Найдите в учебнике сведения о том, чем питаются насекомые. Запишите. Сделайте вывод, приносят ли эти насекомые ущерб человеку

Гусеница крапивницы - листья крапивы.
Гусеница траурницы - листья березы, осины.
Стрекоза - личинки комаров.
Личинка стрекозы - личинки комаров.
Муравей - насекомые.

Эти насекомые не наносят ущерб человеку.

4. Используя сведения из учебника, впишите в схемы названия животных, которые питаются комарами и их личинками.

Страница 48-49. Весна в мире птиц и зверей

1. С помощью текста учебника пронумеруй рисунки в той последовательности, в какой эти птицы возвращаются из теплых краев.

2. Понаблюдай и запиши, когда тебе впервые в этом году удалось увидеть грача - начало марта, скворца - конец марта, зяблика - конец марта, ласточку - конец мая.

3. В тексте учебника найди сведения о том, чем питаются разные звери. Запиши.

Ёж - насекомые, жабы.

Медведь - ягоды, насекомые, корни растений, рыба, крупные животные (лось, олень)

Летучая мышь - насекомые.

Закрасить кружок рядом с текстом "летучие мыши" - они просыпаются позже всех, потому что питаются только летающими насекомыми, а те начинают летать поздно.

4. Наблюдение за птицами.

Недалеко от нашего дома ласточки свили гнездо. Оно находилось под крышей магазина. Каждую весну ласточки возвращаются в своё гнездо и выводят птенцов. В конце лета они покидают свое жилище и улетают в теплые края.

Я не раз видела, как ласточки кормили своих птенцов. Когда мама или папа подлетали к гнезду, птенцы высовывали свои раскрытые клювы и начинали пищать, требовать корм. Мне очень нравится наблюдать за птицами.

Страница 50-51. Невидимые нити в весеннем лесу

1. С кем дружит ива?

3. Приведи пример невидимых нитей в весеннем лесу и изобрази его в виде схемы.

4. В дополнительной литературе найди сведения о жизни кукушки. В гнезда каких птиц она откладывает яйца? Напиши небольшой рассказ о кукушке.

Кукушка - перелётная птица. Она подкладывает свои яйца в гнезда других птиц, таких как: трясогузка, горихвостка, зарянка, зяблик, вьюрок. Кукушки поедают мохнатых гусениц, которых другие птицы не едят. У кукушек кукует самец, а не самка.

Страница 52-53. Весенний труд

1. Отгадай загадки о мужском весеннем труде и его старинных орудиях. Запиши отгадки.

С края на край режу черный каравай... Рогожка в окошках всё поле покрыла.

2. Отгадай загадки о женском весеннем труде. Запиши отгадки. Проверь себя по Приложению.

Гром гремит, молния сверкает, с одного берега тает, с другого замерзает (ткут полотно).

Птичка-невеличка носиком нырнет, хвостиком вильнет, дорожку проведет (вышивание)

3. Загадка.

Клочьями рвали, по полю вязали,
Били меня, колотили меня,
Крутили, ткали,
Под ключ запирали, на стол сажали.

Отгадка: лён.

4. Подбери и приклей фотографию весенних работ в твоей семье.

Страница 54-55. Старинные весенние праздники

1. Отгадай загадку. Запиши отгадку. Проверь себя по Приложению.

Лежит мост
На семь верст,
В конце моста -
Золотая верста.

Отгадка: ВЕЛИКИЙ ПОСТ И ПАСХА.

2. Прочитай текст песни, которой поздравляли молодоженов.Вместо пропусков запиши пожелания.

Еще дома ли хозяин,
Во дому ли господин?
Поздравляем с молодцом,
С Алексеюшкой!
Со вьюницей-молодицей,
Со Татьянушкой!
Сколько в лесу пеньков -
Столько желаем вам сынков!
Сколько в лугу кочек -
Столько желаем дочек!

3. Прочитай текст русской песни о берёзке. Подчеркни в тексте песни все ласковые слова. Запиши слова со значением цвета.

Ласковые слова (их надо подчеркнуть): березонька, ветерок, дождичек.

Слова со значением цвета: зеленое, зеленеть, белая, русые.

4. Подбери и приклей фотографию весеннего праздника по старинному календарю народов твоего края.

Светлая Пасха - Христос воскрес!

Стр. 56-57. Будь здоров!

1. Нарисуй, в какие игры ты любишь играть весной. Вместо рисунков здесь можно поместить фотографии.

2. Подумай и запиши, какие качества развивают игры, в которые ты любишь играть весной.

Ответ: Творческие способности, дружелюбие, терпение.

3. Попроси старших в семье рассказать о правилах одной из игр народов вашего края.

Городки - русская народная спортивная игра. В этой игре необходимо с определенных расстояний «выбивать» метанием биты «города» - фигуры, составленные различным образом из пяти деревянных цилиндров (чурок), называемых «городками» или «рюхами».

Для игры в городки используются 15 фигур. Победителем считается игрок или команда, затратившие на выбивание фигур наименьшее количество бит. Фигуры начинают выбивать с кона (дальней линии). Если выбить хотя бы один городок, оставшиеся выбиваются с полукона (ближней линии); фигуру «закрытое письмо» выбивают только с кона, причем сначала - городок в центре, обозначающий «марку». В каждой партии может разыгрываться 6, 10 или 15 фигур. Все фигуры, кроме 15-й строятся на лицевой линии города.

Городок считается выбитым, когда он полностью вышел на заднюю или боковые линии города. Если городок вылетит вперед к штрафной линии или за ее пределы в направлении полукона, то он ставится в пригород, против центра города: в 20 см от штрафной линии, если из фигуры выбит хотя бы один городок или в 40 см, если из фигуры не выбит ни один городок. Городок, вышедший за линию и вновь вкатившийся в город или пригород, считается выбитым.

Подумай и запиши, какие качества развивает эта народная игра.

Ответ: Ловкость, силу, глазомер, умение сосредоточиться.

Стр. 58-59. Охрана природы весной

2. С помощью учебника раскрась этих представителей Красной книги России. Подпиши их названия.

3. Напиши рассказ о каком-нибудь грибе, растении или животном, внесенном в Красную книгу России.

Гриб баран (грифола курчавая)

Гриб - баран – редкий и очень интересный вид. Обычно он выбирает для своего местообитания леса с широколиственными деревьями. Он любит селиться на кленах и дубах, реже выбирая за своего хозяина каштаны и бук. Собирают же эти грибы только в августе и сентябре, а вес одного гриба иной раз может достигать десяти килограммов.

Стр. 60-61. Весенняя прогулка

Фото с прогулки:

Грачи прилетели

Верба цветет

Первоцвет

Стр. 62-65. Лето красное

1. Названия летних месяцев.

1 столбец: юниус, юлиус, августус
2 столбец: июнь, июль, август
3 столбец (на украинском): червень, липень, серпень

2. Запишите названия летних месяцев в языке народов твоего края, которые связаны с

1) с явлениями неживой природы;
2) с явлениями живой природы;
3) с трудом людей.

Выбрать можно со странички: Названия месяцев, связанные с явлениями живой и неживой природы, с трудом людей

3. В разных краях великой нашей Родины у лета свой срок. Запиши даты, когда лето приходит в ваш край и когда уходит.

Подсказка: здесь не надо искать даты праздников в старинных календарях, ведь того не требует вопрос. Просто, напишите, когда в вашем краю становится тепло. Например, в Краснодарском крае лето часто наступает в середине мая, а уходит в начале октября. На Урале и в Сибири лето приходит в июне, уходит в августе.

4. Помести фотографию или рисунок родного города (села), сделанные летом. Придумай и напиши подпись.

Парк летом

5. С помощью отрывного календаря узнай, сколько длится светлое время суток в дни летнего солнцестояния, летнего солнцеворота и в Петров день. Запиши свои наблюдения.

Примечание: Долгота дня записана для Москвы.

6. Отметь рисунок, на котором показано положение солнца летом.

Ответ: на крайнем рисунке справа. Солнце на нем расположено выше всего, деревья одеты в листву.

7. Запиши даты:

8. Понаблюдайте за погодой летом. Ведите наблюдения, результаты заносите в таблицу.

* Если вы не смогли понаблюдать за погодой, то вам поможет сайт Гисметео - дневник погоды для школьников, где нужно выбрать город и дату и увидеть данные о погоде.

Страница 66-67. Летние праздники и труд

Согнута в дугу, Летом на лугу, Зимой на крюку - КОСА

Зубастые, а не кусаются - ГРАБЛИ.

3. Вырежи из приложения рисунки даров лета. Наклей их в окошки слева направо так, как идут друг за другом праздники трех Спасов в августе.

МЕД ЯБЛОКИ ОРЕХИ

Даты праздников:

4. Нарисуй условный знак к выражению "круглый год".

Стр. 68. Летняя прогулка

Поместите любые свои фотографии летом.

Если что-то не понятно, спрашивайте в комментариях.

Зимовка животных в природе

Введение

3. Запасание кормов

Заключение


Введение

Актуальность работы . Поведение животных стало предметом изучения еще задолго до периода расцвета естественных наук. Знакомство с повадками животных было жизненно необходимо человеку на заре цивилизации. Оно способствовало успеху в охоте и ловле рыбы, приручению животных и развитию скотоводства, строительству и спасению от стихийных бедствий и т.д. Накопленные путем наблюдения знания служили основой для первых собственно научных обобщений, которые всегда были связаны с выяснением связи между человеком и животными и их положения в картине мироздания. Древние представления об инстинктах и разуме животных сформировались на основе наблюдения за животными в естественной среде обитания.

Зимовка животных, способы переживания неблагоприятного зимнего периода животными умеренных и холодных поясов. У беспозвоночных животных приспособлениями для переживания неблагоприятных зимних условий служат циклы развития; например, насекомые переживают зиму на одной из холодостойких, приспособленных к зимним условиям фаз жизненного цикла: яиц (саранча, многие жуки, бабочки), личинок (некоторые жуки, цикады, стрекозы, комары) или куколок (многие бабочки). Приспособлением к зимовке является спячка, характерная для некоторых пойкилотермных животных (беспозвоночных, рыб, земноводных, пресмыкающихся), а также для ряда гомойотермных животных (млекопитающих - сусликов, сурков, сонь, ежей, летучих мышей и др.); некоторым млекопитающим зимой свойствен зимний сон. Не впадающие в спячку животные - птицы, большинство млекопитающих и рыб, некоторые насекомые - переселяются на зиму в др. биотопы или в районы с более благоприятными климатическими условиями и с достаточным количеством пищи. Эти сезонные переселения наиболее ярко выражены у некоторых млекопитающих (летучих мышей, китов и др.), ряда рыб и особенно у птиц, большинство которых зимует в субтропиках и тропиках. В умеренных и холодных широтах зимуют преимущественно растительноядные и питающиеся смешанной пищей птицы.

У гомойотермных животных, зимующих в пределах умеренных и холодных широт, вследствие осенней линьки появляется густой меховой или перьевой покров, который снижает потерю тепла в зимние холода. В результате линьки появляется также покровительственная окраска (зайцы, горностай, белая куропатка). У многих зверей и птиц осенью отлагается слой подкожного жира, который защищает от охлаждения и облегчает перенесение бескормицы. Существенное значение для переживания зимнего периода имеет способность многих млекопитающих переключаться на доступную в этот период пищу, а с осени - производить запасание кормов (см. Запасание кормов животными).

Ряд наземных видов птиц (рябчик, тетерев, глухарь, белая куропатка) на ночь и в непогоду днём зарывается в снег, обладающий хорошими теплоизолирующими свойствами, и отсиживается в нём значительную часть суток; в малоснежные зимы нередки случаи массовой гибели этих птиц. Снег хорошо защищает от холода мелких млекопитающих, проделывающих в нём ходы и сооружающих гнёзда. Мелкие и средних размеров птицы и звери зимой ночуют группами, что уменьшает потерю тепла.

Цель исследования : изучить способы переживания неблагоприятного зимнего периода животными.

Задачи исследования:

Рассмотреть способы переживания зимнего периода пресмыкающимися и земноводными;

рассмотреть способы переживания зимнего периода млекопитающими.

1. Зимовка пресмыкающихся и земноводных

Земноводные и пресмыкающиеся (иначе - амфибии и рептилии) - существа с переменной температурой тела. Иными словами, последняя (то есть температура тела) во многом определяется температурой окружающей среды. В наших условиях, при наличии длительного холодного периода, такие животные в это время не могут поддерживать температуру тела на уровне, достаточном для нормальной жизнедеятельности. Мигрировать в теплые края они не могут, поэтому единственный выход для них - перейти в неактивное состояние, то есть впасть в спячку.

Большинство наших гадов зимует на суше - в почве и других убежищах. Только некоторые виды делают это в водоемах. Из земноводных к ним относятся зеленые и травяные лягушки, из пресмыкающихся - болотная черепаха. Травяная лягушка в Черноземье очень редка, а в Хоперском заповеднике и его окрестностях вообще не встречается. Среди трех видов зеленых лягушек зимовка в воде является нормой для озерной лягушки, прудовая лягушка, как правило, делает это на суше, а съедобная лягушка может впадать в спячку и в воде, и на суше. Любопытно, что последний вид, обитая рядом с озерной лягушкой, зимует в воде, а, живя вместе с прудовой лягушкой, - на суше, то есть делает это как бы «за компанию» с соседствующим видом. Таким образом, в наших краях в воде фактически зимуют три вида гадов: озерная и (частично) съедобная лягушки и болотная черепаха.

Озерные лягушки и болотные черепахи зимуют на дне достаточно крупных водоемов, вероятность полного промерзания которых невелика. Лягушки при этом забираются в ил, стараясь скрыться от потенциальных врагов.

Все процессы жизнедеятельности во время зимней спячки крайне замедляются, но не прекращаются полностью. При понижении температуры животные становятся малоподвижными, но полностью не лишены способности к движению. Резко снижается частота дыхательных движений и уровень газообмена, тормозится рост. Дыхание атмосферным кислородом во время водной зимовки невозможно. Поэтому единственным органом дыхания лягушек в этот период является кожа, через которую поступает кислород, растворенный в воде, и удаляется углекислота. Важную роль в дыхании зимующих черепах играют так называемые анальные мешки, или пузыри, стенки которых пронизаны сетью мелких кровеносных сосудов.

Явление зимней спячки - это не простая реакция на понижение температуры, а сложное приспособление, представляющее собой комплекс взаимосвязанных изменений в организме. «Зимние» лягушки отличаются от «летних» целым рядом физиологических и биохимических особенностей: у них различаются число работающих капилляров в коже, количество гликогена в печени, проводимость и возбудимость нервных путей, реакция на свет. Осенью, при переходе к зимовке, а также весной, при выходе из нее, организм животного претерпевает сложную перестройку.

Во время зимовки животных подстерегают многочисленные опасности. Главная из них - удушье (заморы). Оно является результатом резкого снижения содержания кислорода в воде. Как правило, этому способствует накопление большого количества органических веществ в водоеме, особенно в сочетании с рано установившимся и толстым (иногда двойным) слоем льда. Опасность замора возрастает к концу зимовки. В отдельные годы весной, после стаивания льда, вдоль берегов водоема можно найти много погибшей от замора рыбы. Недалеко, обычно на большей глубине, обнаруживаются и тела лягушек, не переживших зиму.

Другая опасность - полное или частичное промерзание водоема. Оно случается в отдельные морозные зимы. Если при этом в водоеме остаются места, пригодные для зимовки, животные способны переместиться в них, в противном случае их ждет гибель.

Изредка наблюдаются случаи отравления животных вредными веществами, которые могут иметь естественное происхождение или быть следствием деятельности человека.

Наконец, определенную дань собирают с зимующих лягушек хищники. Среди них хищные рыбы (сом, щука, и другие) и млекопитающие (норка, выдра). При этом некоторые хищники в зимний период начинают специально охотиться на земноводных. Например, доля лягушек в питании выдры в разных местах возрастает с 2-43% летом до 35-90% зимой. Особенно страдают от хищников юные лягушки во время своей первой зимовки. У черепах, особенно взрослых, число врагов в зимнее время заметно меньше. Однако изредка они, особенно молодые экземпляры, подвергаются нападению выдры.

Зимовка - вынужденное явление для земноводных и пресмыкающихся. Тем не менее, это очень важный период в их годовом цикле. Именно во время зимней спячки при низких температурах в половых железах самцов и самок формируются зрелые половые клетки. Поэтому пробуждающиеся весной животные вскоре приступают к размножению. Если искусственно лишить их зимовки, они не будут готовы к продолжению рода.

2. Спячка, зимний сон, линька

Для млекопитающих характерны следующие способы переживания неблагоприятного зимнего периода.

Спячка , состояние пониженной жизнедеятельности, наступающее у теплокровных, или гомойотермных животных, в периоды, когда пища становится малодоступной и сохранение высокой активности и интенсивного обмена веществ приводило бы к истощению организма. Перед впадением в спячку животные накапливают в организме резервные вещества, в основном в виде жира (до 30-40% веса тела), и укрываются в убежищах с благоприятным микроклиматом (норы, гнёзда, дупла, расщелины скал и т. п.). Спячка сопровождается значительным снижением жизнедеятельности и обмена веществ, торможением нервных реакций («глубокий сон»), замедлением дыхания, сердцебиений и др. физиологических процессов. Во время спячки температура тела значительно снижается (до 4-0 °С), но сохраняются контроль со стороны терморегуляторных центров мозга (гипоталамус) и метаболическая терморегуляция (у мелких животных, обладающих высоким удельным метаболизмом, без снижения температуры тела обмен не может быть снижен до уровня, обеспечивающего экономное использование резервных запасов организма). В отличие от пойкилотермных животных, впадающих в состояние оцепенения, гомойотермные животные во время спячки сохраняют способность контролировать физиологическое состояние с помощью нервных центров и активно поддерживать гомеостаз организма на новом уровне. Если условия спячки становятся неблагоприятными (чрезмерное повышение или понижение температуры в убежище, подмокание гнезда и т.п.), животное резко повышает теплопродукцию, «просыпается», принимает меры к восстановлению комфортных условий (меняет убежище и т. п.) и лишь после этого вновь впадает в спячку. Некоторые крупные животные, например медведи, в спячке (иногда называется у них зимним сном) сохраняют нормальную температуру тела.

Различают суточную спячку (у летучих мышей, колибри и др.), сезонную - летнюю (у пустынных животных) и зимнюю (у многих грызунов, насекомоядных и др.), и нерегулярную - при резком наступлении неблагоприятных условий (у белок, енотовидной собаки, стрижей, ласточек и др. Длительность спячки может достигать 8 мес (например, у ряда пустынных животных, у которых летняя спячка может переходить в зимнюю). Основная причина впадения в спячку - недостаток пищи; другие неблагоприятные внешние условия (низкая или высокая температура, недостаток влаги и т. п.) могут ускорять впадение в спячку. Ряд изменений природных условий, предваряющих наступление неблагоприятного сезона (изменение длины светового дня и др.), являются сигнальными - при достижении ими определённого уровня организм включает физиологические механизмы подготовки к спячке. Регуляция процесса спячки осуществляется нервной системой (гипоталамус) и железами внутренней секреции (гипофиз, щитовидная железа, надпочечники, поджелудочная железа). Спячка сопровождается значительными изменениями тканевого обмена. Во время спячки заметно повышается устойчивость животных ко многим ядам и микробным инфекциям.

Зимний сон , приспособление некоторых млекопитающих к переживанию неблагоприятных кормовых и климатических условий жизни в зимний период. Свойствен некоторым млекопитающим, например медведю, еноту, барсуку, хомяку. В отличие от зимней спячки, Зимний сон характеризуется сравнительно небольшим снижением температуры тела и процессов обмена веществ. Спящее животное быстро может перейти к активной деятельности. На период Зимнего сна животные накапливают жир и забираются в норы или др. хорошо защищенные убежища; в это время животные не питаются.

Линька , периодическая смена наружных покровов у животных. У беспозвоночных (ракообразные, многоножки, насекомые и др. членистоногие, а также некоторые черви и др.) Линька заключается в сбрасывании старого хитинового покрова и замене его новым, что является необходимым условием роста и развития организма. У членистоногих и др. беспозвоночных линька приурочена к определённым стадиям индивидуального развития и представляет сложный процесс, во время которого происходят (последовательно) отслоение и частичное растворение старой кутикулы, размножение клеток эпидермиса, секреция новой кутикулы и её затвердевание (после сбрасывания старой). У насекомых линька обусловлена преимущественно действием гормона линьки - экдизона, который, изменяя проницаемость клеточных и ядерных мембран, воздействует на хромосомный аппарат клеток. У личинок насекомых в голове или груди имеются железы, продуцирующие и выделяющие гормон линьки под влиянием активационного гормона, вырабатываемого нейросекреторными клетками мозга.

У позвоночных - земноводных, пресмыкающихся (кроме крокодилов и большинства черепах, которые не линяют), птиц и млекопитающих - линька обусловлена необходимостью восстановления изношенных покровов и связана не со стадиями развития, а с сезонными изменениями. У земноводных и пресмыкающихся линьки следуют одна за другой в течение лета; частота их зависит от температурного режима. С наступлением зимних холодов линьки прекращаются. У птиц и млекопитающих каждая линька приурочена к определённому времени года. Её наступление связано с изменением длины светового дня, что регулирует деятельность гипофиза. Выделяемый гипофизом тиреотропный гормон влияет на активность щитовидной железы, под действием гормона которой происходит линька. В результате линьки оперение и волосяной покров становятся гуще, меняется окраска оперения, а у некоторых млекопитающих - и волосяного покрова. Линька не всегда охватывает весь покров; бывают дополнительные линьки, затрагивающие только часть покрова. В период линьки у животных изменяется обмен веществ: повышается белковый обмен, возрастает уровень потребления кислорода. Скорость линьки у птиц и млекопитающих можно регулировать, искусственно изменяя световой режим.

3. Запасание кормов

Запасание кормов животными, разыскивание, отбор и перенос животными в определённое место пищи, которая затем используется (чаще в бескормное время) самими животными или их потомством. Инстинкт запасания кормов животными - важное биологическое приспособление; наиболее развит у обитателей холодных и умеренных широт с резкими сезонными изменениями кормовых условий. Наблюдается у многих беспозвоночных (преимущественно насекомых), у некоторых птиц и особенно часто у млекопитающих. Из беспозвоночных запасают корм (преимущественно животную пищу) некоторые пауки, крабы, раки и многие насекомые. Запасы травы, листьев, семян делают в своих гнёздах термиты. Жуки-могильщики зарывают трупы мелких животных и откладывают на них яйца, обеспечивая пищей личинок. Жуки-навозники скатывают шары из навоза и помещают их в норки. Пчёлы заготовляют мёд для питания потомства и всего роя зимой и в ненастную погоду. Запасание кормов имеет место также у шмелей, ос и многих других.

У птиц запасание кормов наблюдается редко и только у тех, которые не улетают на зиму. Воробьиный сыч осенью ловит мелких грызунов и птиц и складывает их в дупла (до 80 штук). Ореховка прячет кедровые орешки в мох, под выступающие корни деревьев и в др. места. Синицы с осени заготовляют семена, личинок и гусениц насекомых и прячут их в трещины коры на ветвях. Запасание кормов свойственно также поползню, сойке и некоторым др. Большинство птиц использует запасы зимой как дополнительное питание. Исключение составляют некоторые совы и сорокопуты, небольшие запасы которых предназначены для подкормки самки, сидящей на яйцах, или птенцов, находящихся в гнезде.

Из млекопитающих запасают корм некоторые хищники, пищухи и многие грызуны. Запасы используются зимой или весной после пробуждения от спячки или зимнего сна. Степной хорь складывает в нору сусликов (до 50 штук), горностай - водяных крыс, мышей, лягушек, ласка - мелких грызунов. Многие пищухи заготовляют сено, складывая его в стожки или в щели между камнями. Белка запасает грибы, орехи и жёлуди. Курганчиковая мышь - колоски злаков или семена сорняков (до 10 кг). Бурундук затаскивает к себе в нору орехи, зёрна (до 8 кг), длиннохвостый суслик - зёрна, картофель (до 6 кг), цокор - клубни, луковицы, корневища (до 9 кг), серая полёвка - зёрна, траву (до 4 кг), лесная мышь - семена (до 2 кг). Соня-полчёк запасает орехи (до 15 кг), речной бобр - ветви и корневища (до 20 м3), погружая их в воду около входа в нору.

Миграции животных , передвижения животных, вызванные изменением условий существования в местах обитания или связанные с циклом их развития. Первые могут быть регулярными (сезонными, суточными) или нерегулярными (при засухах, пожарах, наводнениях и др.). Вторые обеспечивают расселение вида и могут приходиться на личиночную стадию (у сидячих животных - асцидий, кораллов, губок и др.) или на время полового созревания (у большинства животных). Регулярные миграции совершаются по более или менее определённым путям. Нерегулярные миграции и расселение не направлены, часто хаотичны. Миграции могут совершаться горизонтально (на суше и в воде) и вертикально (в горах, почве, толще воды, растительном покрове), активно и пассивно. Миграции изучают с помощью мечения животных, кольцевания птиц и др. способами; это необходимо для успешного рыбного или охотничьего промысла, а также для борьбы с вредителями (например, перелётной саранчой, грызунами).

Лучше всего изучены сезонные миграции у птиц. Необходимое условие миграции - способность животных к навигации, т. е. к определению направления движения. Механизмы навигации разнообразны. При расселении некоторые животные используют постоянно направленные ветры, например пассаты или муссоны (перелёты стай саранчёвых), или течения (личинки угрей), что позволяет им успешно достигать благоприятных для размножения мест. Песцы и др. млекопитающие руководствуются при кочёвках запахами, приносимыми ветрами. При активной навигации рыбы, пресмыкающиеся (морские черепахи), птицы и млекопитающие могут использовать определённые ориентиры, меняя их на разных отрезках пути: положение Солнца, Луны и звёзд (астронавигация), оптические ориентиры на земной поверхности (очертания берегов, горные хребты, долины рек и др. визуально воспринимаемые особенности земной поверхности). Восприятие «родного ландшафта», особенности которого запоминаются, запечатлеваются обычно на первых фазах самостоятельной жизни животного, позволяет молодым птицам, впервые совершающим перелёт, самостоятельно добираться до мест зимовок и возвращаться на родину. То же знакомство с особенностями «родного ландшафта» обеспечивает «инстинкт дома» - способность возвращаться к гнезду даже из заведомо незнакомого места. Ориентирами могут служить и многие др. особенности среды (включая геохимические, акустические) и магнитные поля. Астронавигация считается вероятной для птиц, морских млекопитающих и черепах, а возможно, и некоторых рыб. Для последних известную роль может играть ориентация мигрирующих стай в магнитном поле Земли. Химизм морских течений служит ориентиром для мигрирующих китов, а запах воды рек используется проходными лососёвыми рыбами при миграции на нерестилища. При отборе ориентиров, определяющих направление движений, используются все рецепторные системы, показания которых сопоставляются и интегрируются центральной нервной системой. Несомненно важное, но ещё не вполне ясное значение имеют наследственно закрепленные особенности поведения, реализующие закодированную в генотипе «программу».

При миграциях большое значение имеет стадный (стайный) образ жизни животных, что облегчает защиту против хищников, а также позволяет животным корректировать поведение друг друга и использовать наиболее опытных особей в качестве вожаков, что увеличивает надёжность бионавигации.

Заключение

Резкое ухудшение условий существования зимой сводится в основном к большей или меньшей затруднённости достать необходимое и повышенное сравнительно с летом количество пищи. Зимний сезон вносит большие изменения в условия питания животных высоких и умеренных широт. Прежде всего с наступлением зимы резко сокращаются общие запасы и набор кормов. В это суровое время целиком выпадают из рациона питания зеленые части растений, а также семена, ягоды и плоды многолетних и однолетних трав и низких кустарников, заносимых снегом. Исчезает большинство насекомых и беспозвоночных животных. Полностью становятся недоступными для питания птиц земноводные, пресмыкающиеся и рыбы. В зимний период трудно добывать мышевидных грызунов и других мелких зверьков, так как они укрываются под глубоким снежным покровом или впадают в спячку.

В связи с этим у животных возникают различные приспособительные процессы, которые сводятся в основном к смене кормов по сезонам года, смене мест, способов поиска пищи, запасанию кормов, замедлению процессов жизнедеятельности, спячке.

Список использованной литературы

1.Гладков Н.А. Некоторые вопросы зоогеографии культурного ландшафта (на примере фауны птиц). М.: 2001.

2.Жизнь животных, под ред. Л. А. Зенкевича, т. 3, М., 1999.

.Зорина З.А., Полетаева И.И., Резникова Ж.И. Основы этологии и генетики поведения. М.: 2004.

.Калабухов Н. И., Спячка животных, 3 изд., Хар., 2006.

.Клауснитцер Б. Экология городской среды. М.: 2000.

.Михеев А. В., Роль факторов среды в формировании сезонных миграций птиц Восточной Палеарктики, «Уч. зап. МГПИ им. Ленина», 2004, № 227.

.Наумов Н. П., Экология животных, 2 изд., М., 2003.

.Наумов С. П., Зоология позвоночных, 2 изд., М., 2005, с. 110-12.

.Птушенко Е.С., Иноземцев А.А. Биология и хозяйственное значение птиц Московской области и сопредельных территорий. М.: 2004.

.Свириденко П. А., Запасание корма животными, К., 2007.

.Формозов А. Н., Снежный покров как фактор среды, его значение в жизни млекопитающих и птиц, М., 2006.

.Хайнд Р. Поведение животных. М.: 2005

.Шилов И. А., Регуляция теплообмена у птиц, М., 2003, с. 78-92

Есть тритоны, лягушки, черепахи и змеи, которые могут безболезненно замерзать и затвердевать так, что их внутренние органы пронизываются кристаллами льда. Это необычно, потому что образующийся в кровеносных сосудах животного лед должен либо их разрывать, либо безнадежно растягивать. И главное - замерзшая вода становится недоступной для клеток, и они могут погибнуть от обезвоживания.

Но вот, например, американская лесная лягушка. Когда при охлаждении лед образуется в пальцах ее лап и коже, она наполняет свои ткани глюкозой. Это предохраняет их от повреждения. Даже если бы человек мог накачать столько глюкозы в свои ткани, ее высокий уровень вызвал бы диабетическую кому и смерть. У лягушки избыток сахара тоже вызывает кому: обмен веществ в клетках почти останавливается. Но это не вредит амфибиям. Весной они оттаивают и при движении сжигают глюкозу, как горючее.

С замороженным сибирским углозубом произошел поразительный случай: его нашли в вечной мерзлоте на глубине одиннадцати метров. А находка оттаяла и ожила. Радиоуглеродный анализ показал, что углозуб пролежал в мерзлоте около девяноста лет.

Есть и животные, тело которых может сильно охлаждаться, а льда при этом не образуется. Некоторые арктические насекомые бодро переносят пятидесятиградусный мороз: они удаляют из своего тела пыль или бактерии, вокруг которых могут нарастать кристаллы льда.

Из млекопитающих безболезненно охлаждается длиннохвостый суслик, у которого в зимнюю спячку температура тела может упасть ниже точки замерзании. И никаких кристаллов. Но как это у него получается - пока неизвестно.

Ужеобразная подвязочная змея последней из американских змей уходит на зиму в укрытие и первой при потеплении из него выходит. Она зимует в каменистых расщелинах при 4 - 5 градусах тепла. Биение ее сердца замедляется до 6 ударов в минуту (в десять раз реже, чем в летний солнечный день).

В мороз подвязочные змеи тоже могут превращаться в лед. Но даже после одного или двух дней в "морозилке" теплое солнце оживляет рептилию.

Подвязочные змеи зимуют и в воде: описан случай, когда сотни змей заползали осенью в цистерну и ждали, пока она наполнится водой. Вероятно, кожа змеи, наподобие легкого, извлекает кислород из воды. Конечно, это очень мало: сердце животного бьется лишь раз в минуту, а обмен веществ сильно замедляется. Как долго зимуют под землей роющие млекопитающие, зависит от того, насколько холодно снаружи. Но и зимой время от времени температура их тела поднимается почти с нуля до нормальной, и они просыпаются на несколько часов или даже на целый день. Как часто просыпается грызун перогнат, зимующий вместе с запасом пищи? Американский исследователь оставлял перогнату 800 граммов семян, и он просыпался каждый день. Когда же семян давали всего 100 граммов - тот дремал по пять дней кряду.

Но зачем вообще просыпаться? Ведь спячка должна сохранять энергию, а 80 - 90 ее процентов животные зимой расходуют, именно когда просыпаются. Возможно, они просто боятся проспать весну. Например, когда просыпается земляная белка Белдинга, она сразу спешит потрогать земляную пробку, закрывающую вход в нору. Тепла земля означает приход весны. Когда в экспериментах пробку нагревали, белки сразу же рыли ход наружу. Причем с приближением весны белки просыпаются все чаще и чаще. Возможно, их будят не только биологические часы, но и накопившиеся в организме ядовитые вещества, которые надо врем от времени удалять.

Перья с пухом, шерсть, слой подкожного жира - почти все животные холодных краев имеют какую-нибудь защиту от мороза, Некоторые грызуны, землеройки и кролики вырабатывают при похолодании особое вещество, именуемое коричневым салом. Оно дает много энергии, потому что насыщено митохондриями - микроскопическими устройствами в клетках, чья единственная задача - превращать пищу в тепло. От них и цвет коричневый.

У других животных есть так называемая чудесная сеть вен и артерий, по которой теплая кровь идет в те места, где тело охлаждают холодный воздух или вода, например на плавники у кита или лапы у утки.

Такая же сеть есть и у насекомого совки, которая даже может летать на морозе. К тому же тело ее покрыто шерстью, Воздушные мешки отделяют теплую грудь совки от холодного брюшка. Наконец, это насекомое способно вырабатывать собственное тепло.

При отдыхе совка может и охлаждаться, но, чтобы заработали ее летательные мускулы, она должна разогреться примерно до 26 градусов. И тогда совка начинает дрожать. Сокращаются все мускулы, а она никуда не летит. Зато производит много тепла и разогревается. Вьюрковые птицы тоже дрожат, причем, можно сказать, дрожат всю зиму, за исключением того времени, когда летят. Чижи зимой жгут в основном уже не углеводы, а жиры: так они могут дрожать дольше. Причем, если не слишком холодно, дрожат только некоторые мускулы, но уж в сильный мороз начинают дрожать все остальные. В американском городе Солт-Лейк-Сити произошел удивительный случай. Двухлетняя девочка упала в холодную речку. К тому времени, когда ее вытащили, она пробыла под водой больше часа. Ребенок не дышал, а температура его тела была 19 градусов. И однако же в больнице ее сумели оживить.

Видимо, пятиградусная вода, охладив девочку, приостановила обмен веществ - это ее и спасло. Помог рефлекс ныряющего насекомого: у многих людей, и особенно у детей, когда на лицо попадает холодная вода, пульс замедляется, давление крови повышается, а ток ее сокращается на все органы, кроме сердца и мозга. Это какой-то остаток эволюции. Когда тюлень, бобр или какое-то другое водное животное ныряет, оно прекращает дышать, а пульс его замедляется. Тюлень замедляет пульс от 100 ударов в минуту до 6, и нагрузка на сердце уменьшается.

Дли ощущения холода у человека есть особые нервы. Если тело охлаждается ниже нормальной температуры, они подают сигнал. Тогда по команде из мозга сокращаются кровеносные сосуды, и на поверхность тела поступает меньше крови: потери тепла уменьшаются. В то же время кровь идет внутрь, к жизненным органам.

Если надо, то лоток крови, например, к пальцу может сократиться до сотой доли. Но так долго пальцу не протянуть, произойдет обморожение. Поэтому охлажденное тело время от времени расширяет свои кровеносные сосуды и посылает тепло и кислород на помощь замерзающим конечностям.

P.S. Скачать готовую презентацию для школы "

зимовка животных

Зимовка животных, способы переживания неблагоприятного зимнего периода животными умеренных и холодных поясов. У беспозвоночных животных приспособлениями для переживания неблагоприятных зимних условий (понижение температуры, сокращение длины светового дня, исчезновение многих кормов) служат циклы развития; например, насекомые переживают зиму на одной из холодостойких, приспособленных к зимним условиям фаз жизненного цикла: яиц (саранча, многие жуки, бабочки), личинок (некоторые жуки, цикады , стрекозы, комары) или куколок (многие бабочки). Приспособлением к зимовке является спячка , характерная для некоторых пойкилотермных животных (беспозвоночных, рыб, земноводных, пресмыкающихся), а также для ряда гомойотермных животных (млекопитающих - сусликов, сурков, сонь, ежей, летучих мышей и др.); некоторым млекопитающим зимой свойствен зимний сон . Не впадающие в спячку животные - птицы , большинство млекопитающих и рыб, некоторые насекомые - переселяются на зиму в др. биотопы или в районы с более благоприятными климатическими условиями и с достаточным количеством пищи. Эти сезонные переселения наиболее ярко выражены у некоторых млекопитающих (летучих мышей, китов и др.), ряда рыб и особенно у птиц, большинство которых зимует в субтропиках и тропиках (см. Миграции животных, Перелеты птиц). В умеренных и холодных широтах зимуют преимущественно растительноядные и питающиеся смешанной пищей птицы. У гомойотермных животных, зимующих в пределах умеренных и холодных широт, вследствие осенней линьки появляется густой меховой или перьевой покров , который снижает потерю тепла в зимние холода. В результате линьки появляется также покровительственная окраска (зайцы, горностай , белая куропатка). У многих зверей и птиц осенью отлагается слой подкожного жира, который защищает от охлаждения и облегчает перенесение бескормицы. Существенное значение для переживания зимнего периода имеет способность многих млекопитающих переключаться на доступную в этот период пищу, а с осени - производить запасание кормов (см. Запасание кормов животными). Ряд наземных видов птиц (рябчик, тетерев, глухарь , белая куропатка) на ночь и в непогоду днем зарывается в снег , обладающий хорошими теплоизолирующими свойствами, и отсиживается в нем значительную часть суток; в малоснежные зимы нередки случаи массовой гибели этих птиц. Снег хорошо защищает от холода мелких млекопитающих, проделывающих в нем ходы и сооружающих гнезда . Мелкие и средних размеров птицы и звери зимой ночуют группами, что уменьшает потерю тепла. Лит.: Формозов . Н., Снежный покров как фактор среды, его значение в жизни млекопитающих и птиц

В наших странах преобладает холодно умеренный климат. И, ярко выраженная смена сезонов года сопровождается резкими изменениями условий жизни птиц. Особенно отрицательно сказывается на птицах зима с её низкими температурами, снежным и ледовым покровами, коротким световым днём. Труднее становится в это время пернатым с кормом (узнайте, ). Под влиянием этих изменений птицы предпринимают осенние миграции. И, именно о закономерности размещения зимовок мы бы хотели предложить вам узнать из нашей сегодняшней публикации…

Сезонные миграции свойственны преобладающему большинству наших птиц. Из 700 видов птиц, которые встречаются на постсоветском пространстве, 615 перемещаются в те части ареала, где они могут избежать неблагоприятных условий зимы.

Природно-климатические зоны зимовок птиц

Всю территорию зимовок по условиям жизни и, в первую очередь, питания можно разбить на 3 природно-климатические зоны: холодных, мягких, теплых и бесснежных зим.

Зона холодных зим

Северная граница зоны холодных зим проходит по арктическим широтам, южная приблизительно совпадает с январской изотермой 0 градусов. Зона холодных зим охватывает преобладающую часть Евразии, включая арктические незамерзающие воды и острова, тундру, леса, степи, полупустыни и большую часть пустынь этого континента.

В состав зоны мягких зим входят части Европы, Азии и Северной Америки с более длинным световым днем, мелким и неустойчивым снежным покровом и незамерзающими водоемами. Северная граница зоны совпадает примерно с январской изотермой 0 градусов, а южная — +10 градусов. По размеру эта зона во много раз меньше предыдущей и далеко уступает бесснежной зоне.

Зона теплых зим

Зона теплых зим характеризуется круглогодичными теплым климатом и отсутствием осадков в виде снега. Лежит она к югу от январской изотермы +10 градусов и охватывает южные части Азии, Европы, всю Африку и Австралию, юг Северной Америки и Южную Америку, то есть тропики и субтропики северного и южного полушарий со средней температурой от +10 градусов и до 30 градусов и выше.

Каждая зона отличается определенными условиями зимования птиц. Наименее благоприятны они в зоне холодных зим, бедной водными и наземными кормами, исчезающими под снежными и ледовыми покровами. В этой зоне зимует 156 видов пернатых, то есть 25% всех наших видов, совершающих сезонные перемещения.

Зона мягких зим

В зоне мягких зим, где нет устойчивого снежного и ледового покрова, общие условия питания и зимования более благоприятны, чем в предыдущей зоне. Кормовая база здесь обильнее, разнообразнее и доступнее. Несмотря на относительно небольшую территорию, в зоне мягких зим зимует 176 видов или 29% всех мигрирующих видов птиц, то есть несколько больше, чем в предыдущей зоне.

Какая из зимовок лучше

Наиболее оптимальные кормовые, температурные, световые и иные условия птицы находят на зимовках обширной бесснежной зоны. Это обуславливает весьма многочисленный и разнообразный состав зимующих здесь птиц – 283 вида или 46% всей фауны мигрантов.

Распределение видов птиц по разным зонам зимовок

Анализ видового состава зимующих птиц по характеру питания показывает, что основная масса птиц растительноядные и со смешанным типом питания концентрируются в зонах холодных и мягких зим, где наиболее обильны и доступны семена, ягоды, почки и другие растительные корма. В бесснежной зоне удельный вес этих кормовых групп крайне незначителен. Картина размещения зимовок животноядных птиц несколько другая – преобладающее большинство их зимует в последней зоне, а в первых двух их относительно мало (это хорошо видно из таблицы №1).

Отмеченное размещение зимовок закономерно связано с наличием на них кормов, потребных различным птицам. Так, к примеру, у 70% животноядных птиц корма состоят из впадающих на время холодов в анабиоз беспозвоночных животных, которые в первых двух зонах скудны и малодоступны, и только в третьей бесснежной зоне – их достаточное количество. Именно поэтому, туда и улетает зимовать большинство животноядных птиц. В значительно меньшем количестве они остаются в первых двух зонах.

В свою очередь, размещение животноядных видов птиц имеет свои особенности. Как видно из таблицы, зимовки хищных птиц, питающихся теплокровными животными, деятельными в холодное время года, распределены более или менее равномерно по всем трём зонам. Зимовки птиц, добывающих водных животных, учитывая значительное количество незамерзающих морских водоемов в холодной зоне, также размещены более или менее равномерно. Птицы, питающиеся наземными беспозвоночными животными, преимущественно насекомыми находят себе пищу только в бесснежной зоне. Этим и объясняется тот факт, что 89% видов насекомоядных птиц зимует в этой зоне.

Размещение зимовок зависит и от места поиска пищи – смотрите таблицу №2. Большинство видов, добывающих корм над землей, проводят зиму в зоне холодных зим – 378%, и в бесснежной зоне – 48%, и значительное меньшинство – в зоне мягких зим – 15%. Подобное распределение птиц объясняется тем, что в зоне холодных зим и в бесснежной зоне широко представлены лесные биотопы и зимующие в них птицы добывают пищу преимущественно над землей – на древесно-кустраниковой растительности и в воздухе. Кроме того, в зоне холодных зим, где из-за глубокого снега добывание мышевидных грызунов затруднено, подавляюща часть хищников – 83% питается именно птицами. Наконец, в бесснежной зоне зимует почти половина видов насекомоядных пернатых, которые ловят насекомых налету – ласточки, стрижи и другие птицы. В зоне мягких зим лесные биотопы, а вместе с ними и лесные виды птиц, представлены беднее.

Численности птиц, кормящихся на земле, по мере движения к югу возрастает. Меньше всего их, естественно в зоне холодных зим, где наземные корма почти полностью скрыты снегом. Больше птиц — в зоне мягких зим с неустойчивым снежным покровом, и ещё больше – в бесснежной зоне, где такие корма особенно обильны и разнообразны.

Что касается птиц, добывающих пищу в воде, то почти половина их – 45%, зимует в зоне мягких зим, а остальные почти поровну распределяются между двумя прочими зонами.

Зона мягких зим – ближайшая к местам гнездования области с незамерзающими водоемами. И, не случайно именно здесь сосредоточена наиболее массовые зимовки водоплавающих птиц – Средиземноморье, Каспий, Передняя Азия, Средний и Южный Китай.

При рассмотрении особенностей размещения представителей в разных типах биотопов – смотрите таблицу №3, нетрудно убедиться, что лесных видов птиц больше всего зимует в бесснежной зоне и в зоне холодных зим, а меньше всего – в зоне мягких зим. Это объясняется тем, что как указывалось, леса богаче представлены в двух первых зонах, и гораздо меньше – в последней. Зимовки же обитателей открытых пространств расширяются по мере продвижения от холодных широт к теплым. То же самое можно сказать и в отношение обитателей водоемов. Связано это с тем, что к югу не только расширяется площадь незамерзающих морей, рек, озер, но и увеличивается их кормность. При этом наблюдается неравномерное распределение зимовок между морскими и внутренними водоемами. В то время, как количество видов, обитающих на внутренних водоемах, наименьшее в зоне холодных зим и наибольшее в бесснежной зоне, число морских видов наоборот самой большое в первой и самое маленькое в последних зонах – смотрите таблицу №3.

Падение числа морских видов по мере движения от холодных широт к теплым свидетельствует и о том, что моря холодной зоны вполне отвечают кормовым и иным требованиями птиц и, будучи, ближайшими к гнездовым местам, привлекают наибольшее число видов. К таким видам мы относим, в первую очередь, чистиков, некоторых чаек, уток (о ) и других птиц, зимующих в незамерзающих частях Северного Ледовитого океана, северных районах Атлантического и Тихого океанов.

Зимовки обитателей болот сосредоточены главным образом в бесснежной зоне. Это вполне объяснимо, в других местах болота зимой либо замерзают, либо бедны кормами, особенно животными, которыми питается большинство болотных птиц.