Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Развитие рефлекторной теории. Биологическая концепция рефлекса

Первым сформулировал рефлекторную теорию Сеченов. Основные ее положения следующие:

1. Рефлекс - это своеобразная универсальная форма взаимодействия организма и среды, опирающаяся на эволюционную биологию. Сеченов выделял два рода рефлексов:

o Постоянные, врожденные, которые осуществляются низшими отделами нервной системы ("чистые" рефлексы).

o Изменчивые, приобретаемые в индивидуальной жизни, которые он считал одновременно и физиологическими, и психическими явлениями.

2. Деятельность нервных центров представляется как непрерывная динамика процессов возбуждения и торможения.

3. Центры головного мозга могут задерживать или усиливать рефлексы спинного мозга.

4. Сеченов вводит понятие "физиологического состояния нервного центра", которое непосредственно связано с биологическими потребностями. Состояние центра представляет собой нервный субстрат потребности.

5. Вводится понятие "ассоциации рефлексов", которое лежит в основе обучения человека и животных.

Однако у Сеченова не хватало экспериментальных подтверждений своих "гениальных догадок". Экспериментально подтвердил и дополнил идеи Сеченова Павлов. Он подкрепил идеи Сеченова научной концепцией условного рефлекса, ввел ее в строгие рамки лабораторного опыта. Можно выделить следующие наиболее важные достижения Павловской теории:

1. Создан лабораторный метод объективного изучения приспособительной деятельности человека и животных (метод условных рефлексов).

2. Подчеркивается приспособительно-эволюционный смысл условных рефлексов для животного мира.

3. Предпринята попытка локализовать процесс замыкания временной связи в коре больших полушарий.

4. Констатировал наличие в коре б.п. процесса торможения.

5. Четко сформулировано учение об анализаторах (3 блока в строении любой сенсорной системы).

6. Сформулировал представление о коре как о мозаике из процессов возбуждения и торможения.

7. В конце своей жизни выдвинул принцип системности работы головного мозга.

Итак, основные принципы рефлекторной теории Павлова-Сеченова следующие:

1. Принцип детерминизма (причинности). Этот принцип означает, что любая рефлекторная реакция причинно обусловлена, то есть нет действия без причины. Всякая деятельность организма, каждый акт нервной деятельности вызван определенным воздействием из внешней или внутренней среды.

2. Принцип структурности. Согласно этому принципу каждая рефлекторная реакция осуществляется при помощи определенных структур мозга. В мозге нет процессов, которые не имели бы материальной основы. Каждый физиологический акт нервной деятельности приурочен к какой-либо структуре.

3. Принцип анализа и синтеза раздражителей. Нервная система постоянно анализирует (различает) с помощьюрецепторов все действующие на организм внешние и внутренние раздражители, и на основе этого анализа формирует целостную ответную реакцию - синтез. В мозге эти процессы анализа и синтеза происходят непрерывно и постоянно. В результате организм извлекает из среды нужную для себя информацию, перерабатывает ее, фиксирует в памяти и формирует ответные действия в соответствии с обстоятельствами и потребностями.

Биологическая концепция рефлекса.

В конце XVIII в. философия французских материалистов завоевала широкое признание и оказывала влияние на многих ученых Европы. Учение чешского анатома и физиолога Йиржи Про-хазки (1749-1820) -важный этап в формировании детерминистических представлений о нервно-психической деятельности.

Сущность своих взглядов на рефлекс И. Прохазка выразил следующим образом: внешние впечатления, возникающие в чувствительных нервах, очень быстро распространяются по всей их длине до самого начала. Там они отражаются по определенному закону, переходят на соответствующие им двигательные нервы и по ним очень быстро направляются к мышцам, посредством которых производят точные и строго ограниченные движения.

Впервые термин «рефлекс» был введен в научный язык И. Прохазкой. Он сделал еще один шаг вперед в физиологическом утверждении стимула, ибо постулировал, что ответная рефлекторная реакция всегда проявляется в размерах соответственно силе приложенного стимула.

Развивая концепцию о рефлекторной природе поведения, И. Прохазка

"Маркс К, Энгельс Ф. Сочинения. Т. 2. С. 145.

пытается преодолеть в начале механистичность, а затем и дуализм картезианства. Общим законом, по которому переключаются чувствительные раздражения на двигательные, является присущее человеку чувство самосохранения. И. Прохазка утверждает монистическое представление о нервной системе, которая в целом относится к композиции «общего чувствилища», телесная часть которого локализуется в спинном мозгу, а душевная - в головном. 11ричем для всех нервно-психических функций характерна одна общая закономерность: обе части «сенсориума» действуют по закону самосохранения. Необходимые для сохранения животного и его потомства способности это душевные функции, а орган, служащий для этого, есть мозг, объему и сложности которого соответствует степень совершенства душевных функций.

ф Учение И. 11рохазки обогатило представление Р. Декарта о рефлекторной структуре поведения понятием о биологическом (а не механическом) назначении самой структуры рефлекса, о зависимости ее усложнения от изменения характера отношений живых существ со средой, о пригодности ее для анализа всех уровней сознательной деятельности, о детерминирующем влиянии чувствования.

Анатомическая концепция рефлекса. Тщательное анатомическое изучение нервной системы явилось сильным толчком к развитию и укреплению рефлек-

торной концепции в XIX в. Английский анатом и врач Ч. Белл (1774-1842) в 1811 г. в трактате «О новой анатомии мозга» писал, что можно произвести перерезку заднего пучка нервов, исходящего из задней части спинного мозга, без конвульсивных сокращений мышц спины. Однако это становилось невозможным даже при одном прикосновении кончиком ножа к переднему корешку.

ф Таким образом, понятие о рефлексе как о закономерном двигательном ответе на раздражение сенсорных нервов было превращено в естественно-научный факт.

Независимо от Ч. Белла к аналогичным выводам пришел французский физиолог Ф. Мажанди (1783-1855). Переход нервного возбуждения по афферентным нервам через спинной мозг на эфферентные нервы получил название закона Белла - Мажанди.

Но сам Ч. Белл пошел дальше: создал теорию о «мышечной чувствительности» и сформулировал физиологическое обоснованир циклической функции нервной системы. Между мозгом и мышцей имеется замкнутый нервный круг: один нерв передает влияние рт мозга к мышце, другой - передает в мозг чувство состояния мышцы. Если круг будет разомкнут перерезкой моторного нерва, то исчезнет движение. Если же он размыкается перерезкой чувствительного нерва, пропадает ощущение самой мышцы, а вместе с этим

исчезает и регуляция ее деятельности. Так, например, у женщины на одной руке была потеряна чувствительность, а на другой -- способность к движениям. Эта женщина могла держать ребенка на руке, потерявшей только чувствительность, до тех пор, пока она на него смотрела. Как только отводила взор от ребенка, сразу же возникала опасность падения его на пол.

ф Таким образом, если ранее детерминантами рефлекторного акта считались лишь внешние стимулы, то Ч. Белл показывает значение внутренней чувствительности самих мышц, которая обеспечивает наиболее точное и тонкое выполнение движения.

Рефлексы спинного мозга широко использовались клиницистами, среди которых наиболее значительной фигурой был английский врач Маршал Холл и немецкий физиолог Иоганнес Мюллер. Именно М. Холлу принадлежит термин «рефлекторная дуга», состоящая из 1) афферентного нерва; 2) спинного мозга и 3) эфферентного нерва.

М. Холл и И. Мюллер настаивали па принципиальном отличии работы спинного мозга от головного. По их мнению, рефлекторный механизм свойствен только спинному мозгу, рефлексами могут именоваться только такие акты, природа которых апсихична. Закономерности протекания любого рефлекторного акта обусловливались изначально заложенными в организме связями нервных субстратов, внешнему же стимулу отводилась роль лишь спускового крючка. Внутренние факторы противопоставлялись внешним. Головной мозг оказывался все дальше и дальше от сферы влияния физиологии. Дистанция между физиологией и психологией становилась все более ощутимой.

ф Вместе с этим нельзя не видеть и прогрессивных тенденций идей Ч. Белла, Ф. Мажанди, М. Холла, И. Мюллера. Эти ученые предприняли попытки вскрыть внутриорганические условия протекания простейшего рефлекторного ответа, стремились к его аналитическому познанию как элементарной единицы нервной деятельности, боролись

против субъективно психологических объяснений структуры рефлекса. Жесткий анатомический характер этих теорий уже в середине XIX в. встретился с серьезными противоречиями, которые возникали в связи со все более широким распространением эволюционных идей, наиболее последовательно воплощенных Ч. Дарвином.

Психофизиологическая концепция рефлекса. Эволюционные идеи встретили в России наиболее благоприятную почву, подготовленную философским учением русских революционеров-демократов, оказавших существенное влияние на формирование мировоззрения И. М. Сеченова (1829-1905). Само понятие о рефлекторном характере нервной деятельности у И. М. Сеченова претерпело существенные изменения.

Рассмотрим следующие основные черты сеченовской теории рефлекса (Ярошевский, 1961).

1. Рефлекс им понимался как универсальная и своеобразная форма взаимодействия организма со средой, опирающаяся на эволюционную биологию. И. М. Сеченов поставил вопрос о существовании двух родов рефлексов. Во-первых, постоянные, врожденные, осуществляемые низшими отделами нервной системы. Он назвал их «чистыми» рефлексами. Во-вторых, рефлексы головного мозга изменчивые, приобретенные в индивидуальной жизни.



Эти рефлексы И. М. Сеченов представлял себе одновременно и физиологическим, и психическим явлением.

Ф Таким образом, была впервые показана неотделимость психических процессов от мозга и одновременно обусловленность психики внешним миром. Важнейшим для И. М. Сеченова было положение о единстве организма и условий внешней среды. Факторы эволюции 1) определяют жизнь как приспособление организмов к условиям существования и 2) доказывают, что внедрение влияния способны видоизменять материальную организацию и характер жизненных отправлений.

И. М. Сеченов был выдающимся пропагандистом дарвиновского учения в России, он внедрил эволюционно-биологический подход в физиологию мозга и ввел понятие об изменчивости и преобразовании рефлексов в целях успешной адаптации, усложнения и развития. Итак, была создана материалистическая платформа для смыкания нервных актов с психическими.

2. Физиологический субстрат рефлекторных актов характеризуется как нейродинамика. отличная от динамики других систем. Открытие центрального торможения И. М. Сеченовым в 1862 г. было первым шагом к созданию им новой физиологии головного мозга. Деятельность нервных центров мыслится теперь как непрерывная динамика процессов возбуждения и торможения.

3. На первый план ставятся межцентральные координационные отношения. Физиологическому анализу начинают подвергаться высшие мозговые центры. Если до И. М. Сеченова усиление или угнетение рефлекторных реакций трактовалось не иначе как усилием воли, сознания, разума, то И. М. Сеченов переводит все это на строгий физиологический язык и показывает, как центры головного мозга могут задерживать или усиливать спи-нальные рефлексы.

4. Функция мозговых центров трактуется в широком плане биологической адаптации. Центры влияют усиливающим или тормозящим образом на движения не потому, что высвобождается

заложенная в них «психическая сила», и не потому, что укорачивается или удлиняется путь прохождения нервного импульса. И. М. Сеченов вводит понятие «физиологическое состояние центра», которое непосредственно связано с биологическими потребностями. Само же состояние центра, отражая характер отношений со средой, представляет собой нервный субстрат потребности.

Ф В учение о рефлексах вносится существенное дополнение. Реакция становится в непосредственную зависимость не только от наличных раздражений, но и от всей суммы прежних воздействий, оставивших длительно сохраняющиеся следы в нервных центрах.

5. Мышечная чувствительность открывает новые перспективы для детерминистического анализа поведения. И. М. Сеченов считает, что мышечное чувство при выполнении одного движения становится в порядке ассоциации рефлексов сигналом для другого движения. Принцип ассоциации рефлексов кладется в основу обучения человека сложным формам трудовой деятельности. Устанавливается общий характер для движений и для психической деятельности - это наличие мышечной чувствительности.

По вопросу о соотношении физиологического и психического И. М. Сеченов занял совершенно определенную позицию, которую выразил следующими словами: «Для нас, как для физиологов, достаточно и того, что мозг есть орган души, т. е. такой живой механизм, который, будучи приведен какими ни на есть причинами в движение, дает в окончательном результате тот же ряд внешних явлений, которыми характеризуется психическая деятельность» 1 .

Не без основания многие считают, что именно И. М. Сеченова имел в виду В. И. Ленин, приведя в качестве примера научный путь мышления «научного психолога», который «...отбросил философские теории о душе и прямо взялся за изучение материального суб-

1 Сеченое И. М. Избранные философские и психологические произведения. М. Л., 1974. С. 112.

страта психических явлений - нервных процессов» 1 .

Ф При всей убедительности аргументов И. М. Сеченова, которые он использовал для утверждения своих взглядов на поведение и психику, ему не хватало самого главного аргумента - лабораторного объективного метода исследования. Поднявшись до распространения рефлекторного принципа на психическую деятельность и рассматривая рефлекс как психофизиологический феномен, И. М. Сеченов не смог изучить конкретные механизмы поведения в связи с отсутствием надлежащего метода. Поэтому ряд его высказываний остался лишь гениаль- ными догадками, взмахом его могучей мысли.

Концепция условного рефлекса. На долю И. П. Павлова выпала чрезвычайно ответственная миссия - блестящие догадки, предвидения и мысли И. М. Сеченова он подкрепил научной концепцией условного рефлекса. И. П. Павлов мобилизовал все свое мастерство талантливого экспериментатора, чтобы его концепция была введена в строгие рамки лабораторного эксперимента.

И. П. Павлов понимал, что он, вслед за Сеченовым, вторгается в область явлений, обычно именуемых психическими. «Вся сложная нервная деятельность,-пишет И. П. Павлов уже в 1913 г.,-которая раньше трактовалась как психическая деятельность, представляется нам в виде двух основных механизмов: механизма образования временной связи между агентами внешнего мира и деятельностями организма, или механизма условного рефлекса, как мы говорим обыкновенно, и механизма анализаторов, т. е. таких приборов, которые имеют своей целью анализировать сложность внешнего мира: разлагать его на отдельные элементы и моменты. По крайней мере до сих пор весь добытый нами материал укладывается в эти рамки. Но этим, конечно, не исключается возможность расшире-

1 Ленин В. И. Собр. соч. М. Л., 1960. Т. 1. С. 142.

ния наших теперешних представлений о деле» 1 .

И. П. Павлов проявил себя как последовательный материалист и детерминист. Недаром И. П. Павлов провозгласил, что исследование условных рефлексов опирается на три принципа рефлекторной теории: детерминизм, анализ и синтез, структурность. И. П. Павлов целиком придерживался рефлекторной схемы Р. Декарта и понимал значение рефлекса как одного из примеров универсального принципа детер-минирования. Уже на заре развития павловского учения становилось ясным, что условный рефлекс представляет собой закономерность более высокого и сложного порядка, чем простые рефлексы. Условный рефлекс обеспечивает изменчивость приспособитель-ного поведения животного в отношении внешнего мира. Условный рефлекс является важнейшим фактором биологической эволюции. Однако И. П. Павлов, будучи упоен полемикой с психологами и разделяя картезианский детерминизм, стал углубленно изучать физиологические закономерности условно-рефлекторной деятельности, биологическую же сторону явления оставил на перспективу. Отсюда и неизбежные противоречия в идее условного рефлекса: с одной стороны, приспосо-бительный акт целого организма, с другой - элементарный процесс работы

1 Павлов И. П. Собр. соч. М. Л., 1952.

нервной системы. Все научное творчество И. П. Павлова было посвящено разрешению этого противоречия и созданию наименее противоречивой идеологии в его теории высшей нервной деятельности.

Далее мы будем неоднократно рассматривать отдельные положения павловской теории, а здесь ограничимся лишь наиболее важными ее элементами применительно к теории рефлекса, которые были отмечены П. К- Анохиным (1979).

1. Прежде всего был создан лабораторный метод объективного изучения приспособительной деятельности человека и животных - метод условных рефлексов.

2. Изучая условные рефлексы на целостном организме, И, П. Павлов подчеркивал их приспособительно-эво-люционный смысл для животного мира.

3. И. П. Павлов предпринял попытку локализовать сам нервный процесс замыкания нервных связей в коре головного мозга у высших животных и человека. При этом он не был категоричным и не исключал специфического участия других отделов мозга в этом процессе. Он писал, что все наши законы всегда более или менее условны и имеют значение только для данного времени, в условиях данной методики, в пределах наличного материала.

4. И. П. Павлов констатировал наличие в коре головного мозга процесса торможения, чем подкрепил сеченовские идеи о тормозящем влиянии головного мозга.

5. Было четко сформулировано учение о физиологии анализаторов, под которыми И. П. Павлов, вслед за И. М. Сеченовым, мыслил триединую конструкцию: периферические рецепторы, проводящие пути и мозговые центры вплоть до коры больших полушарий.

6. Были описаны феномены динамики процессов возбуждения и торможения при условно-рефлекторной деятельности. В результате было сформировано представление о коре головного мозга как о мозаике из возбуждений и торможений.

7. В конце своей творческой жизни

И. П. Павлов выдвинул принцип системности в работе коры головного мозга, способной формировать динамический стереотип деятельности, уже в какой-то мере независимый от каче ства внешних раздражений.

Идеи И. П. Павлова завоевали весь мир и продолжают служить основой для развертывания новых научных исследований в самых разнообразных сферах науки о поведении живых организмов.

Диалектическая концепция рефлекса. А. А. Ухтомскому (1875-1942) принадлежит заслуга теоретико-физиологического плана, состоящая в углубленной дальнейшей разработке принципа детерминизма в рефлекторной теории.

Диалектичность мышления А. А. Ухтомского нашла яркое проявление в понимании им сущности рефлекса. Видя в рефлексе механизм активности, он усматривал в рефлекторном акте единство внутренних, и внешних детерминант, причем внутренние детерминанты, в конечном счете, также заданы и определяются внешними условиями. А. А. Ухтомский подчеркивал, что «... рефлекс это такая реакция, которая мотивируется вполне отчетливо текущей обстановкой или средой. Этим, однако, не уничтожается спонтанное действие субстрата, оно лишь ставится в определенные границы в его противоположении факторам среды, и от этого оно становится более определенным по содержанию и значению. Рефлекс рисуется не чисто пассивным передвижением костного шарика под влиянием полученного им удара со вне; так рефлекс мог изображаться, пока надо было подчеркнуть в особенности его мотивировку из среды. Но в полноте своей он представляется встречею во времени двух условий: с одной стороны, деятельности заготовленной, или сложившейся в самом субстрате (клетке) за предыдущую его историю, и, с другой стороны, внешних импульсов текущего момента» 1 .

^Ухтомский А. А. Собр. соч. Изд-во ЛГУ, 1954. Т. V. С. 72.

Следовательно,

внутренние детерминанты - это накопленная история взаимодействия реагирующего субстрата с фактором среды (принцип историзма).

И по происхождению, и по условиям проявления внутренние детерминанты, в конечном счете, определяются факторами среды, т. е. обладают лишь относительной самостоятельностью. Внешнее выступает как комплекс уело вий существования внутреннего. Значит, среда организма - это не весь окружающий его физический мир, а лишь та небольшая его часть, элементы которого биологически значимы для организма. Но для организма представляет биологический интерес лишь такое внешнее, которое может стать частью жизненного опыта, т. е. частью внутреннего, или способствовать превращению определенных внешних факторов во внутренние.

Современная рефлекторная теория далеко ушла от простых картезианских схем. Введение в рефлекторную теорию принципа историзма позволяет понять биологическую адекватность, т. е. целесообразность реакций организма на воздействие среды. Картезианское мировоззрение базируется на жесткой однозначной причинности (жесткий детерминизм Лапласа), ему чуждо признание реальных противоречий. А. А. Ухтомский же показывает, что реальное поведение требует признания существования противоречий как непрерывного атрибута процесса развития, как движущих сил построения поведения.

ф Исторический подход позволил А. А. Ухтомскому выявить действительную роль и оценить значение условного рефлекса в эволюции животного мира, а также раскрыть одно из кардинальных свойств условного раздражителя его превращение из индифферентного в «обязательный» компонент среды. Такой усвоенный раздражитель начинает вызывать новую для себя реакцию. В результате такого усвоения организм определил и зафиксировал свое отношение к данному раздражителю - определил его биологическую значимость для себя.

Рассматривая систему рефлексов в эволюционном ряду, А. А. Ухтомский пишет: «...простой рефлекс классической физиологии является не исходным и принципиально общим типом рефлекторной активности центров, над которой специализируется особая область рефлексов условных, но наоборот,-частным специальным и поздним продуктом редукции и упрощения рефлекса условного, который становится отныне общим типом деятельности центрального нервного аппарата» 1 .

ф Индивидуальное приспособление особи с помощью условных рефлексов служит своеобразным компасом - ориентиром для решения проблем вида. Естественный отбор закрепляет те мутационные приобретения, которые соответствуют находкам особи. Таким образом, индивидуальное приспособление идет впереди эволюционно-генетиче-ских перестроек. Принципы историзма и соотношения реактивности и активности в целостном поведении как способе разрешения противоречий, привнесенные в физиологию А. А. Ухтомским, существенно обогатили рефлекторную теорию, которая окончательно избавилась от дуализма и механицизма картезианского толка, встав на твердые диалектические позиции.

Ухтомский А. А. Собр. соч. Изд -во ЛГУ, 1954. Т. V. С. 291.

Эволюционный подход к исследованию высшей нервной деятельности

Анатомическая концепция рефлекса.

Механическая концепция рефлекса.

Развитие рефлекторной теории.

Это учение Рене Декарта (1596-1650 гг). Он представлял нервные процессы по образцу системы кровообращения, используя существовавшие в то время принципы оптики и механики. Под рефлексом Декарт понимал движение «животных духов» от мозга к мышцам по типу отражения светового луча. Важным в его теории является выработка понятия о стимуле, необходимом для приведения в действие механизмов человеческого тела, т.е. он пытался объяснить рефлекс с материалистических позиций, однако способность мыслить и чувствовать он приписывал не мозгу, а душе (у него они существовали отдельно).

Биологическая концепция рефлекса: Это учение чешского ученого Йиржи Прохазка (1749-1820 гг), он ввел в науку термин «рефлекс» и описание рефлекторной дуги. «Внешние впечатления, возникающие в чувствительных нервах, распространяются по ним, отражаются на двигательные и по ним направляются к мышцам. Ответная рефлекторная реакция всегда проявляется в размерах соответственно силе приложенного стимула». Структуру рефлекса и назначение его рассматривал с биологической точки зрения. Принцип рефлекса распространял и на психическую деятельность.

В XIX веке тщательно изучалось анатомическое строение нервной системы. Английский врач Чарльз Белл (1774-1842) опытным путем выявил, что при перерезке передних корешков спинномозговых нервов наблюдается рефлекторный ответ: сокращение мышц спины. К таким же выводам пришел французский физиолог Ф. Мажанди (1783-1855 гг). Эти ученые сформулировали закон Белла-Мажанди: переход нервного возбуждения осуществляется по афферентным нервам через спинной мозг на эфферентные нервы. Английский врач Маршал Холл ввел термин «рефлекторная дуга». М. Холл и И. Мюллер считали, что рефлекторный механизм свойственен только спинному мозгу.

Ч. Дарвин в «Происхождении видов путем естественного отбора» (1859) сформулировал принцип эволюции живых организмов: «движущая сила развития организмов лежит в приспособительных взаимоотношениях с окружающей средой». Следовательно, основной причиной эволюции поведения является адаптация к условиям среды. Дарвин четко выделил рассудочную деятельность в качестве одной из основных составляющих сложных форм поведения животных. Учение Дарвина явилось предпосылкой для создания учения И.М. Сеченова.

Сеченов И.М. (1829-1905 гг.). Важнейший его труд – «Рефлексы головного мозга» (1863). Выделил два вида рефлексов – врожденные и приобретённые. Материальные процессы мозговой деятельности являются первичными, а психические – вторичными. Сознание является отражением реальной действительности, прогресс психики связан с усовершенствованием мозга в процессе эволюции у животных. Все акты сознательной и бессознательной жизни по своему происхождению – это рефлексы, однако не отождествлял психических явлений с рефлексами. Поведенческие реакции осуществляются через ЦНС, по типу рефлекторных реакций. Он внедрил эволюционный принцип в физиологию, однако взгляды Сеченова были только теоретическими. Среди главных заслуг этого ученого было открытие процесса торможения, существующего в нервной системе наряду с возбуждением, без которого невозможно представить осуществление центральной нервной системой интегративных функций. Получил международное признание при открытии центрального торможения. Он впервые открыл, что торможение – не пассивный, а активный процесс.


В центре научных интересов знаменитого русского ученого В.М. Бехтерева (1857-1928) стояла проблема человека. Крупнейший вклад в науку составили его труды по анатомии мозга и невропатологии. Он ввел понятие сочетательного , т.е. фактически условного рефлекса как приобретенного свойства нервной системы, а также представление о сложных органических рефлексах, т.е. инстинктах, механизм которых он также считал чисто рефлекторным. Бехтерев полагал, что источником знания о поведении и работе мозга человека и животного являются объективное наблюдение и эксперимент, а не субъективный анализ поведения. В 1926 г. вышла книга «Основы рефлексологии человека», в которой была отражена созданная Бехтеревым комплексная теория, получившая название «рефлексологии».

Стремительное развитие физиологии и биологии, открытия в психофизике и психофизиологии стимулировали и разработку ана-томо-морфологической модели рефлекса, наполнившей достаточ-


246 Часть II. Психология

но умозрительные концепции Декарта и Гартли реальным содер­жанием.

В работах психофизиолога и врача И. Прохазки было открыто «общее чувствилище» - область головного мозга, где берут свое на­чало нервы, при раздражении которых происходит переход от ощущения к двигательному ответу организма на внешний импульс, т.е. от чувствительных (сенсорных, центростремительных) нервов к двигательным (моторным, центробежным). Более низкие уровни иннервации поведения, о которых писал еще Кабание, связаны с работой не головного, но спинного мозга, который участвует в ор­ганизации элементарных форм поведения, своего рода автоматиз­мов, которые, однако, действуют не чисто механически, а соответ­ственно биологической потребности организма.

Изучение рефлекторной системы было продолжено в работах английского анатома и физиолога Ч. Белла и французского ученого Ф. Мажанди, которые выделили волокна, идущие от корешков че­рез спинной мозг к волокнам, приводящим в действие мышечный аппарат. Тем самым определялась модель рефлекса как своего рода автомата, состоящего из трех блоков: центростремительного, цент­рального и центробежного. Эта анатомо-морфологическая модель работы центральной нервной системы была названа «закон Бел­ла-Мажанди». В этом законе описывается закономерность рас­пределения нервных волокон в корешках спинного мозга: чувстви­тельные волокна вступают в спинной мозг в составе задних кореш­ков, а двигательные входят в составе передних.

Исследования И.М. Сеченова систематизировали прежние кон­цепции, преобразовав рефлекторную систему в соответствии с экс­периментальными данными физиологии. В структуре анализатора им было выделено три части - центростремительная, т.е. воспри­нимающий рецептор, центральная часть, перерабатывающая ин­формацию, и центробежная, передающая сигналы к мышце. Важ­ным моментом для современного понимания рефлекса имеет выдвинутая Сеченовым идея образа - сигнала, не только «запуска­ющего» рефлекс, но и регулирующего его течение. Иными слова­ми, не внешний стимул, но его отражение в органе чувств является сигналом, запускающим рефлекторный акт. При этом сигнал (т.е. образ предмета или ситуации), позволяющий различать свойства объектов внешней среды, направляет и корректирует течение реф­лекса, оптимизируя его ход.


Глава 3. Психика и организм 247

В центральной части выделяются несколько центров перера­ботки информации, главными из которых являются: центр тормо­жения (волевой регуляции), хранения информации (память), предуведомления (мышление) и усиления сигнала (эмоции).


Вьщвинув принцип «согласования движения с чувствованием», Сеченов принципиально пересмотрел роль мышечных усилий в реф­лекторном акте. Его идея о том, что мышечное чувство содержит сис­тему сигналов о пространственно-временных параметрах внешнего мира, была доказана значительным количеством работ современных психологов и физиологов. Таким образом, мышца является не только органом движения, но и органом познания, так как предметные дей­ствия являются внешними аналогами некоторых мыслительных опе­раций (анализа, синтеза, классификации и т.д.), помогая становле­нию внутренних, собственно умственных операций.

Мысли Сеченова об обратной связи (т.е. сигналов от мышцы к органам чувств), необходимой для саморегуляции поведения, были развиты НА Бернштейном, изучавшим механизмы построения движения.

Бернштейн показал, что автоматическое выполнение мышцами команд, посылаемых нервными центрами, не может лежать в осно­ве сложного движения, так как в процессе выполнения оно непре­рывно корректируется. Это происходит благодаря тому, что между мышцей и центром существует циклическая связь. Из центров зара­нее поступают на периферию сигналы (Бернштейн назвал их сен­сорными коррекциями), которые отражают, соответственно изме­няющейся ситуации, итоговый результат.

То есть организм, работая, решает двигательную задачу. При этом существует пять различных уровней построения движения. На каждом уровне имеются свои, говоря его языком, «афферент­ные синтезы». Это значит, что в нервных центрах как бы закодиро­вана информация, которая заранее несет сведения о внешнем мире, в пространстве которого предстоит произвести тот или иной класс движений - «опережающее отражение». Благодаря это­му организм способен предвосхищать, прогнозировать условия, в которых ему придется действовать в будущем, а не только хранить сведения о прошлом и отвечать на стимулы, влияющие на его нер­вные.аппараты в данный момент.

Организм сталкивается с миром, уже имея запас проектов воз­можных движений. В создании этих проектов проявляется актив-


248 Часть 11. Психология

ность организма, способность к творчеству, к созиданию нового, к построению, как писал Бернштейн, образца «потребного результа­та». Так была окончательно сформулирована модель рефлекса, при этом важнейшей причиной активности выступило не прямое дей­ствие раздражителя на органы его восприятия, а заготовка модели возможного будущего действия.

Кроме структуры рефлекторного акта ученых интересовали и способы его трансформации, изменения под влиянием обуче­ния и воспитания. Большое значение для психологических ис­следований этой проблемы имели работы И.П. Павлова и В.М. Бехтерева.

Изучив закономерности динамики нервных процессов (тор­можения, иррадиации, концентрации и др.), которые обусловли­вают внешние проявления поведения, учеными было выделено два уровня рефлекторного поведения - безусловные (простые) и условные (или сочетательные) рефлексы. Имея биологическую основу, условный рефлекс образуется на основе врожденного, безусловного (определенной потребности, например, в пище, в защите от вредных воздействий и др.), причем организм посто­янно учится различать, дифференцировать сигналы. Если сигнал ведет к успеху, т.е. подкрепляется, между ним и ответным дейст­вием организма образуется связь, которая при повторении ста­новится все более прочной. Так возникает и закрепляется услов­ный рефлекс.

Большое значение имел и открытый Павловым ориентировоч­ный рефлекс, или, как он его называл, рефлекс «Что такое?». Он заключается в том, что организм как бы непрерывно задает этот вопрос окружающему миру, стремясь выяснить значение ситуации, в которой он оказался, и наилучшим образом «вычислить» то, что представляет для него наибольшую ценность. Ориентировочный рефлекс не только помогает адаптации в незнакомой среде, но и является биологической основой любой познавательной мотива­ции, стимулируя интерес к незнакомым, новым стимулам.

Исследуя биологические механизмы рефлекторной деятельно­сти, Бехтерев доказал, что гибкость и пластичность нервной систе­мы дает возможность изменять в нужном направлении рефлексы любой степени сложности. То есть в поведении живых существ на­следуемые рефлексы играют минимальную роль, ведущая же при­надлежит приобретенным, условным.


Глава 3. Психика и организм 249

В О П Р О С Ы

1.Какие доказательства связи индивидуальных качеств с организмом существо­
вали в античности?

2. Как изменялись представления об органических основаниях индивидуально­
сти?

3. В чем роль эволюционной теории Дарвина в развитии психологии?

4. Какие данные о работе органов чувств были получены в исследованиях Мюл­
лера и Гельмгольца?

5. Что такое порог ощущения?

6. В чем различия между абсолютным и относительным порогами?

7. Что такое доминанта?

8. Какие психические процессы могут быть объяснены активностью доминанты?

9. Какова структура анализатора в концепции Сеченова?

10. Как Бернштейн объяснят сложный характер поведения?

11.Что такое условный рефлекс?

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1.Сравнительный анализ подхода к проблеме рефлекса в истории психологии.

2. Значение психофизиологии для психологической науки.

3. Органическая основа индивидуальности - от Гиппократа к Айзенку.

4. Теория доминанты, ее значение для психологии.

5. Роль теории рефлекса в развитии психологических концепций воспитания
и обучения.

ЛИТЕРАТУРА

1.Бернштейн Н.А. Очерк по физиологии движений и физиологии активности.
М., 1966.

2. Бехтерев В.М. Объективная психология. М., 1991.

3. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М., 1976.

4. Ибн Сына. Канон врачебной науки. Ташкент, 1954. Кн.1.

5. Павлов И.П. Поли. собр. соч.: В 6 т. М.; Л., 1951. Т. 3.

6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1989. Т. 1, 2.

7. Сеченов ИМ. Избранные произведения.: В 2 т. М., 1958. Т. 2.

8. Ухтомский А.А. Доминанта. Л., 1966.

Рефлекторная теория.

ФИЗИОЛОГИЯ

ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТИЛЬНОСТИ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ

Издательство Кыргызско-Российского Славянского

Университета

Бишкек - 2006

ФИЗИОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Методическое пособие \ Сост. О.К.Обидина. – КРСУ.- Бишкек, 2006. – 50 с.

Составитель: канд. мед. наук, доцент О.К.Обидина

КРСУ, 2006 ᴦ.

Цель и задачи курса:

Среди многих ныне существующих отраслей знания, посвященных изучению поведения и психической деятельности живых организмов (этология, сравнительная и общая психология, психофизиология и др.), науку о высшей нервной деятельности (ВНД) можно определить как науку о мозговых механизмах поведения и психики, базирующуюся на рефлекторной теории в ее современном виде.

Исходя из этого целью данного курса является изучение механизмов образования условных рефлексов, торможения в коре больших полушарий, аналитико–синтетической деятельности коры головного мозга, типов высшей нервной деятельности, а также специфических особенностей ВНД человека.

Программа курса

Тема 1. Общая методология изучения высшей нервной деятельности.

I. Рефлекторная теория.

1. Механическая концепция рефлекса (Р. Декарт).

2. Биологическая концепция рефлекса (Й. Прохазка).

3. Анатомическая концепция рефлекса (Ч. Белл, Ф. Мажанди, М. Холл, И. Мюллер).

4. Психофизиологическая концепция рефлекса (И.М. Сеченов).

5. Концепция условного рефлекса (И. П.. Павлов, А.А. Ухтомский).

II. Теории системной работы мозга.

1. Развитие проблемы ʼʼмозг и психикаʼʼ (локализационисты, антилокализа-ционисты, концепция динамической локализации функций).

2. Функциональная организация мозга (И. А. Павлов, А. А. Ухтомский, А. Р. Лурия, П. К. Анохин). Три базовых функциональных блока мозга (по А. Р. Лурия).

III. Основные методы исследования высшей нервной деятельности:

– метод этологического изучения поведения;

– методы условно–рефлекторного изучения;

– биохимический;

– метод выключения исследуемой области головного мозга;

– метод раздражения (химический, электрический) коры и подкорковых образований;

– метод фармакологического воздействия на высшую нервную деятельность;

– метод электроэнцефалографических исследований.

Основополагающий материал.

Рефлекторная теория.

Начало изучения психической деятельности относится ко временам глубокой древности. Первые обобщения, касающиеся сущности психики, обнаружены в трудах древнегреческих и римских ученых (Фалес, Анаксимен, Гераклит, Демокрит, Платон, Аристотель, Эпикур, Лукреций, Гален). Отдельными учеными того времени высказывались догадки о связи психической деятельности с мозгом. При этом из-за слабого развития экспериментальных наук в те времена и на протяжении многих веков в дальнейшем изучение психических процессов проходило без связи с морфологией и физиологией мозга. Основные понятия психологии (ум, воля, память, чувство и пр.) складывались исключительно умозрительным путем. Лишь в эпоху Возрождения успехи естествознания обусловили переход к опытному изучению психики. Важное значение для выяснения физиологических основ психической деятельности имело открытие Ренэ Декартом в 17 веке рефлекторного принципа поведения животных. Но из-за отсутствия сведений о функциях нервной системы Декарт представлял физиологический механизм рефлекторного акта грубо механистически. Он считал, что под действием ʼʼвнешнего предметаʼʼ на органы чувств натягиваются ʼʼнервные нитиʼʼ, идущие внутри нервных ʼʼтрубокʼʼ к мозгу, и открывают клапаны, через которые из полостей мозга выходят в нервы потоки мелких частиц (ʼʼживотные духиʼʼ), устремляющихся к мышцам и раздувающие их. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, по мнению Декарта осуществляется двигательная реакция в ответ на внешнее воздействие. Декарт пытался объяснить поведение животных и простые автоматические действия человека на базе рефлекторного принципа, но он не считал возможным распространить данный принцип на высшие формы поведения человека.

В начале 19 века чешский анатом, физиолог и врач Й.Прохазка впервые вплотную подошел к истинному пониманию физиологических механизмов высшей нервной деятельности. Именно им был введен в науку сам термин ʼʼрефлексʼʼ и впервые дано классическое описание рефлекторной дуги. При этом Й.Прохазка распространяет принцип рефлекса на деятельность всœей нервной системы, в т.ч. и на психическую деятельность. При этом взгляды Й.Прохазки не подкрепились экспериментальными исследованиями и не получили широкого распространения и признания.

Отсутствие достаточных экспериментальных данных о деятельности головного мозга, которые могли бы натолкнуть на мысль о существовании более высокого класса рефлексов (чем рефлексов с уровня спинного мозга – Ч.Белл, Ф.Мажанди), привело многих ученых к выводу, что наряду с рефлекторными имеются и другие, более сложные по типу детерминации формы нервной деятельности. Так возникли представления, наиболее яркими выразителями которых были И.Мюллер и М.Холл, по теории которых центральная нервная система четко разделялась на две части: спинной и головной мозᴦ. Деятельность первого осуществляется по рефлекторному принципу в соответствии с законами физиологии, а в базе деятельности головного мозга лежат, якобы, особые спонтанные психические силы.

Впервые предпринял смелую попытку объяснить физиологические механизмы высшей нервной (психической) деятельности великий русский физиолог И.М.Сеченов (1829-1905). Он рассматривал организм как единое целое, находящееся в постоянном взаимодействии с внешней средой. Вся деятельность организма обусловлена воздействиями внешней среды и осуществляется через посредство нервной системы рефлекторным путем. Рефлекторной является, по Сеченову, и такая форма проявления жизнедеятельности, как психическая деятельность. В своих произведениях (ʼʼРефлексы головного мозгаʼʼ, ʼʼЭлементы мыслиʼʼ и др.) И.М.Сеченов пытается дать физиологическое объяснение основным понятиям психологии (ум, воля, память и т.д.), объяснить процесс формирования и развития абстрактного мышления, считая его отличительной чертой нервной деятельности человека. Он связывает отвлеченное, абстрактное мышление с развитием речи, вплотную подходит к представлению о двух сигнальных системах, составляющих отличительную особенность высшей нервной деятельности человека. Но также, как и предыдущие ученые И.М.Сеченов не смог подкрепить свою теорию экспериментально. Это сделал И.П.Павлов.

До И.П.Павлова в науке не существовало самого понятия ʼʼвысшая нервная деятельностьʼʼ в полном его объёме. Учение И.П.Павлова о высшей нервной деятельности (ВНД) было создано на базе обобщения и дальнейшего развития достижений естествознания за предшествующие периоды.

Изучая процессы жизнедеятельности организма в условиях естественного поведения животных, И.П.Павлов обратил внимание на важную роль психических факторов, влияющих на физиологические процессы. От наблюдательности И.П.Павлова не ускользнул тот факт, что слюна, желудочный сок и другие пищеварительные соки начинают выделяться у животного не только в момент еды, а еще задолго, при виде пищи, звуков шагов служителя, который обычно кормит животных. Аппетит, желание, настроение, переживание чувства – всœе это были психические явления, которые до И.П.Павлова физиологами не изучались. И.П.Павлов обратил внимание на то, что аппетит, страстное желание еды является столь же мощным сокоотделительным агентом, как и еда. Он отметил, что игнорировать эти явления физиолог не вправе, так как они властно вмешиваются в течение физиологических процессов, меняя их характер.
Размещено на реф.рф
По этой причине физиолог обязан их изучать. Но как? На основании своих наблюдений И.П.Павловым был предложен метод объективного изучения поведенческих реакций (метод условно-рефлекторного изучения), который и определил создание новой науки – физиологии высшей нервной деятельности с ее точным знанием процессов, происходящих в нервной системе при тех или иных воздействиях внешней среды. Эта наука много дала для понимания сущности механизмов психической деятельности человека. Физиология ВНД стала естественнонаучной основой психологии.

Основные черты полной рефлекторной теории И.П.Павлов сформулировал в своей знаменитой работе ʼʼОтвет физиолога психологамʼʼ (1932). Из всœего комплекса принципов, на которых создана рефлекторная теория ВНД, он выделил три основополагающих принципа: принцип детерминизма, принцип структурности и принцип анализа и синтеза.

Первый принцип – принцип детерминизма(причинности) – гласит: ʼʼНет действия без причиныʼʼ. Всякая деятельность организма, каждый акт нервной деятельности вызван определœенной причиной, воздействием из внешнего мира или внутренней среды организма. Целœесообразность реакции при этом определяется специфичностью раздражителя, чувствительностью организма к раздражителям. Результатом рефлекторной деятельности является подчинœение внешних условий потребностям организма. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, всякая деятельность организма, какой бы сложной она ни казалась, всœегда есть причинно обусловленный, закономерный ответ на конкретные внешние воздействия.

Согласно второму принципу – принципу структурности – в мозге нет процессов, которые не имели бы материальной основы, каждый физиологический нервной деятельности приурочен к определœенной мозговой структуре. Структура может выступать в двух видах: постоянном и динамическом. Постоянные мозговые структуры обеспечивают врожденные реакции организма (безусловно-рефлекторная деятельность). Динамические взаимодействия со средой включают изменения в мозговом субстрате, их структура способна накапливать, хранить и воспроизводить индивидуальный опыт. Это дает организму ориентироваться как в прошлой, так и в настоящей и будущей деятельности. Постоянное образование новых нейронных связей и обеспечивает подстройку к изменениям внешней среды.

Третий принцип – принцип анализа и синтеза раздражителœей внешней и внутренней среды– в мозге непрерывно происходит анализ и синтез как поступающей информации, так и ответных реакций организма на них. Это активный процесс приспособления к окружающим условиям существования организма, т.к. организм извлекает из среды полезную информацию, перерабатывает, фиксирует ее в памяти и формирует ответные действия в соответствии с обстоятельствами и потребностями. Анализ и синтез всœегда взаимосвязанные, одновременные и неотделимые друг от друга процессы. Особенно сложно они организованы у человека в связи с появлением словесного мышления и качественно новым двухсигнальным строением ВНД.

Рефлекторная теория. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Рефлекторная теория." 2017, 2018.