Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Приключения муна и короля призраков михаил валерьевич жуковин. Отвечает михаил мун Михаил валерьевич мун

Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Михаил Валерьевич Мун
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Имя при рождении:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Род деятельности:
Гражданство:

СССР 22x20px СССР → Россия 22x20px Россия

Подданство:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Страна:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Отец:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Мать:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Супруг:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Супруга:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дети:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Награды и премии:

Хрустальная сова

Автограф:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Сайт:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Разное:

Сертифицированный арбитр МАК

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
[[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |Произведения]] в Викитеке

Биография

Окончил гимназию № 171 города Санкт-Петербург , в 1996 году - Санкт-Петербургский государственный университет , факультет прикладной математики и процессов управления.

Работал трейдером в акционерном обществе «Брокерская Фирма Ленстройматериалы» и ЗАО ИК «Энергокапитал»; в настоящее время возглавляет отдел рынков акций в ЗАО «БФА» .

«Что? Где? Когда?»

С 1991 года выступал в составе различных команд в спортивном варианте интеллектуальной игры «Что? Где? Когда? » (до 1993 - в команде Леонида Климовича, затем - в команде Сергея Виватенко). В элитарном клубе с 1997 г.

Осенью 2002 года получил приз «Хрустальная сова ». С 2005 по 2009 годы являлся членом правления МАК .

В 2005 году заявил об уходе из телевизионного Клуба «Что? Где? Когда?» , однако не прекратил участие в спортивном Что? Где? Когда? . Вновь начал выступать в телеклубе уже в 2006 году. На данный момент (ноябрь 2015 года) имеет соотношение побед и поражений в клубе 61,11 % (36 игр, 22 победы) .

Напишите отзыв о статье "Мун, Михаил Валерьевич"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Мун, Михаил Валерьевич

– Ты вернул меня, Боже? – восторженно спросил воин.
– Кем ты есть, человече? И почему рекёшь меня Господом? – удивился старец.
– Кто же другой мог совершить подобное? – прошептал человек. – И живёшь ты почти, что в небе... Значит ты Бог.
– Я не Бог, Я потомок его... Благо – истинный... Заходи, коль пришёл, в нашу обитель. С чистым сердцем и чистым помыслом ты пришёл жизнь пращать... Вот и возвратили тебя. Радуйся.
– Кто возвратил меня, Старче?
– Они, радимые, «стопы господние»... – указав на дивные цветы, качнул головой Старец.
Вот с тех пор и пошла легенда о Цветах Господних. Говорят, они всегда растут у обителей Божьих, чтобы путь указать пришедшим...
Задумавшись, я не заметила, что осматриваюсь вокруг... и буквально тут же очнулась!.. Мои удивительные чудо-цветы росли лишь вокруг узенькой, тёмной щели, зиявшей в скале, как почти невидимый, «природный» вход!!! Обострившееся вдруг чутьё, повело меня именно туда...
Никого не было видно, никто не выходил. Чувствуя себя неуютно, приходя непрошенной, я всё же решила попробовать и подошла к щели. Опять же, ничего не происходило... Ни особой защиты, ни каких либо других неожиданностей не было. Всё оставалось величественным и спокойным, как от начала времён... Да и от кого было здесь защищаться? Только от таких же одарённых, какими были сами хозяева?.. Меня вдруг передёрнуло – но ведь мог появиться ещё один такой же «Караффа», который был бы в какой-то степени одарённым, и так же просто бы их «нашёл»?!..
Я осторожно вошла в пещеру. Но и здесь ничего необычного не произошло, разве что, воздух стал каким-то очень мягким и «радостным» – пахло весной и травами, будто я находилась на сочной лесной поляне, а не внутри голой каменной скалы... Пройдя несколько метров, я вдруг поняла, что становится всё светлее, хотя, казалось бы, должно было быть наоборот. Свет струился откуда-то сверху, здесь внизу распыляясь в очень мягкое «закатное» освещение. В голове тихо и ненавязчиво зазвучала странная, успокаивающая мелодия – ничего подобного мне никогда раньше не приходилось слышать... Необычайное сочетание звуков делало мир вокруг лёгким и радостным. И безопасным...
В странной пещере было очень тихо и очень уютно... Единственное, что чуточку настораживало – всё сильнее нарастало ощущение чужого наблюдения. Но оно не было неприятным. Просто – заботливый взгляд родителя за несмышлёным малышом...
Коридор, по которому я шла, начал расширяться, переходя в огромный высокий каменный зал, по краям которого располагались простые каменные сидения, похожие на длинные скамьи, выбитые кем-то прямо в скале. А посередине этого странного зала высился каменный постамент, на котором «горел» всеми цветами радуги огромный бриллиантовый кристалл... Он сверкал и переливался, ослепляя разноцветными вспышками, и был похож на маленькое солнце, почему-то вдруг кем-то запрятанное в каменную пещеру.
Я подошла поближе – кристалл засиял ярче. Это было очень красиво, но не более, и никакого восторга или приобщения к чему-то «великому» не вызывало. Кристалл был материальным, просто невероятно большим и великолепным. Но и только. Он не был чем-то мистическим или значимым, а всего лишь необычайно красивым. Только вот я пока никак не могла понять, почему этот с виду совершенно вроде бы простой «камень» реагировал на приближение человека? Могло ли оказаться возможным, что его каким-то образом «включало» человеческое тепло?
– Ты совершенно права, Изидора... – вдруг послышался чей-то ласковый голос. – Недаром, тебя ценят Отцы!
Вздрогнув от неожиданности, я обернулась, тут же радостно воскликнув – рядом стоял Север! Он был по-прежнему приветливым и тёплым, только чуточку грустным. Как ласковое солнце, которое вдруг закрыла случайная туча...

, Ленинградская область , РСФСР , СССР

К:Википедия:Статьи без изображений (тип: не указан)

Биография

Окончил гимназию № 171 города Санкт-Петербург , в 1996 году - Санкт-Петербургский государственный университет , факультет прикладной математики и процессов управления.

Работал трейдером в акционерном обществе «Брокерская Фирма Ленстройматериалы» и ЗАО ИК «Энергокапитал»; в настоящее время возглавляет отдел рынков акций в ЗАО «БФА» .

«Что? Где? Когда?»

С 1991 года выступал в составе различных команд в спортивном варианте интеллектуальной игры «Что? Где? Когда? » (до 1993 - в команде Леонида Климовича, затем - в команде Сергея Виватенко). В элитарном клубе с 1997 г.

Осенью 2002 года получил приз «Хрустальная сова ». С 2005 по 2009 годы являлся членом правления МАК .

В 2005 году заявил об уходе из телевизионного Клуба «Что? Где? Когда?» , однако не прекратил участие в спортивном Что? Где? Когда? . Вновь начал выступать в телеклубе уже в 2006 году. На данный момент (ноябрь 2015 года) имеет соотношение побед и поражений в клубе 61,11 % (36 игр, 22 победы) .

Напишите отзыв о статье "Мун, Михаил Валерьевич"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Мун, Михаил Валерьевич

– Много довольны вашей милостью, только нам брать господский хлеб не приходится, – сказал голос сзади.
– Да отчего же? – сказала княжна.
Никто не ответил, и княжна Марья, оглядываясь по толпе, замечала, что теперь все глаза, с которыми она встречалась, тотчас же опускались.
– Отчего же вы не хотите? – спросила она опять.
Никто не отвечал.
Княжне Марье становилось тяжело от этого молчанья; она старалась уловить чей нибудь взгляд.
– Отчего вы не говорите? – обратилась княжна к старому старику, который, облокотившись на палку, стоял перед ней. – Скажи, ежели ты думаешь, что еще что нибудь нужно. Я все сделаю, – сказала она, уловив его взгляд. Но он, как бы рассердившись за это, опустил совсем голову и проговорил:
– Чего соглашаться то, не нужно нам хлеба.
– Что ж, нам все бросить то? Не согласны. Не согласны… Нет нашего согласия. Мы тебя жалеем, а нашего согласия нет. Поезжай сама, одна… – раздалось в толпе с разных сторон. И опять на всех лицах этой толпы показалось одно и то же выражение, и теперь это было уже наверное не выражение любопытства и благодарности, а выражение озлобленной решительности.
– Да вы не поняли, верно, – с грустной улыбкой сказала княжна Марья. – Отчего вы не хотите ехать? Я обещаю поселить вас, кормить. А здесь неприятель разорит вас…
Но голос ее заглушали голоса толпы.
– Нет нашего согласия, пускай разоряет! Не берем твоего хлеба, нет согласия нашего!
Княжна Марья старалась уловить опять чей нибудь взгляд из толпы, но ни один взгляд не был устремлен на нее; глаза, очевидно, избегали ее. Ей стало странно и неловко.
– Вишь, научила ловко, за ней в крепость иди! Дома разори да в кабалу и ступай. Как же! Я хлеб, мол, отдам! – слышались голоса в толпе.
Княжна Марья, опустив голову, вышла из круга и пошла в дом. Повторив Дрону приказание о том, чтобы завтра были лошади для отъезда, она ушла в свою комнату и осталась одна с своими мыслями.

Долго эту ночь княжна Марья сидела у открытого окна в своей комнате, прислушиваясь к звукам говора мужиков, доносившегося с деревни, но она не думала о них. Она чувствовала, что, сколько бы она ни думала о них, она не могла бы понять их. Она думала все об одном – о своем горе, которое теперь, после перерыва, произведенного заботами о настоящем, уже сделалось для нее прошедшим. Она теперь уже могла вспоминать, могла плакать и могла молиться. С заходом солнца ветер затих. Ночь была тихая и свежая. В двенадцатом часу голоса стали затихать, пропел петух, из за лип стала выходить полная луна, поднялся свежий, белый туман роса, и над деревней и над домом воцарилась тишина.
Одна за другой представлялись ей картины близкого прошедшего – болезни и последних минут отца. И с грустной радостью она теперь останавливалась на этих образах, отгоняя от себя с ужасом только одно последнее представление его смерти, которое – она чувствовала – она была не в силах созерцать даже в своем воображении в этот тихий и таинственный час ночи. И картины эти представлялись ей с такой ясностью и с такими подробностями, что они казались ей то действительностью, то прошедшим, то будущим.
То ей живо представлялась та минута, когда с ним сделался удар и его из сада в Лысых Горах волокли под руки и он бормотал что то бессильным языком, дергал седыми бровями и беспокойно и робко смотрел на нее.
«Он и тогда хотел сказать мне то, что он сказал мне в день своей смерти, – думала она. – Он всегда думал то, что он сказал мне». И вот ей со всеми подробностями вспомнилась та ночь в Лысых Горах накануне сделавшегося с ним удара, когда княжна Марья, предчувствуя беду, против его воли осталась с ним. Она не спала и ночью на цыпочках сошла вниз и, подойдя к двери в цветочную, в которой в эту ночь ночевал ее отец, прислушалась к его голосу. Он измученным, усталым голосом говорил что то с Тихоном. Ему, видно, хотелось поговорить. «И отчего он не позвал меня? Отчего он не позволил быть мне тут на месте Тихона? – думала тогда и теперь княжна Марья. – Уж он не выскажет никогда никому теперь всего того, что было в его душе. Уж никогда не вернется для него и для меня эта минута, когда бы он говорил все, что ему хотелось высказать, а я, а не Тихон, слушала бы и понимала его. Отчего я не вошла тогда в комнату? – думала она. – Может быть, он тогда же бы сказал мне то, что он сказал в день смерти. Он и тогда в разговоре с Тихоном два раза спросил про меня. Ему хотелось меня видеть, а я стояла тут, за дверью. Ему было грустно, тяжело говорить с Тихоном, который не понимал его. Помню, как он заговорил с ним про Лизу, как живую, – он забыл, что она умерла, и Тихон напомнил ему, что ее уже нет, и он закричал: „Дурак“. Ему тяжело было. Я слышала из за двери, как он, кряхтя, лег на кровать и громко прокричал: „Бог мой!Отчего я не взошла тогда? Что ж бы он сделал мне? Что бы я потеряла? А может быть, тогда же он утешился бы, он сказал бы мне это слово“. И княжна Марья вслух произнесла то ласковое слово, которое он сказал ей в день смерти. «Ду ше нь ка! – повторила княжна Марья это слово и зарыдала облегчающими душу слезами. Она видела теперь перед собою его лицо. И не то лицо, которое она знала с тех пор, как себя помнила, и которое она всегда видела издалека; а то лицо – робкое и слабое, которое она в последний день, пригибаясь к его рту, чтобы слышать то, что он говорил, в первый раз рассмотрела вблизи со всеми его морщинами и подробностями.

– Моя мама Ольга Дясековна Ким (в замужестве – Мун) с детства мечтала пойти по отцовским стопам и стать учительницей. Эту мечту перечеркнул 1937 год. Это был недобрый год для большинства советских корейцев, а в истории нашей семьи драма народа соединилась с семейной трагедией.

Для Енсона Муна Ольга Ким всегда была красавицей.

В один из августовских дней отец Ольги, директор сельской школы, поехал на совещание педагогов в райцентр и только вернулся домой – стук в дверь: НКВД. С обыском.

По семейной легенде дедушку арестовали за то, что нашли в его сундуке газету с портретом Яна Гамарника, известного в стране военачальника и партийца, который проходил по «делу Тухачевского» и был уже причислен к врагам народа. Но вряд ли именно портрет Гамарника стал причиной ареста. Просто, обнаружив его, энкавэдэшники громко кричали, потому семья и решила, что причина в портрете.

Бабушка верила, что мужа скоро отпустят. Ну как можно арестовывать человека с такой биографией? О нем книгу впору писать: как в 1919-м участвовал в Корее в восстании против японского господства, был заключен под стражу, но бежал из тюрьмы, сделав с помощью обычных столовых ложек вместе с другими узниками подкоп; как перебрался через Китай в Россию и участвовал в установлении советской власти на Дальнем Востоке…

Арест главы семьи почти совпал по времени со сборами жителей этого села, как и других корейцев Приморья, в чужие края. Корейцы стали первым в СССР народом, который подвергся депортации. Власти обосновывали это решение политической ситуацией: отношения между Страной Советов и Японией ухудшались, японская разведка забрасывала в СССР шпионов и диверсантов, которым в местах компактного поселения корейцев легче было затеряться. К тому же японская пропаганда могла-де находить отклик среди корейского населения. Это было полной чушью: корейцы, столько претерпевшие от Японии на протяжении целых веков, не испытывали к ней ни малейшей симпатии.

В сравнении с последующими депортациями других народов эта, первая, не была такой изуверской. Приморским корейцам сообщили о ней за месяц, селянам дали возможность собрать урожай.

Когда же черный день настал, депортируемых посадили в товарные поезда – по нескольку семей в вагон, оборудованный двухъярусными полками-нарами, – и увезли в Среднюю Азию.

До 1937 года наша семья была довольно зажиточной, хотя в ней был лишь один работник: доходов директора школы хватало. Его жена занималась домашним хозяйством и воспитанием четверых детей. Теперь же они оказались беднейшими из бедных. Вместо того чтобы захватить с собой больше вещей, бабушка тащила объемную корзину с мужниными рукописями. Потому что, прощаясь, он велел их беречь: детей и эти бумаги.

Что было в рукописях, так и осталось загадкой. Они все же потерялись при одном из очередных переездов, но мой дедушка об этом не узнал. Он умер в лагере для заключенных в 1941 году.

Вскоре после приезда на место, которое депортированным корейцам пришлось обживать, у бабушки родился пятый ребенок. Это была девочка, очень слабенькая. Молока у роженицы не было. Она решила, что этот ребенок не жилец, и надо идти работать, чтобы не умерли с голода другие ее дети.

Тогда моя двенадцатилетняя мама подхватила новорожденную и пошла с ней по селу, спрашивая, у кого еще есть груднички? Она умоляла кормящих мам дать хоть глоточек молока и этой крошке. И женщины не могли отказать. Так моя мама спасла свою новорожденную сестренку Лену. (Теперь у моей тети Лены двое детей и трое внуков).

В тот год дети моей бабушки, прежде учившиеся в школе, за парты не сели. Семья сообща боролась за выживание. Зарабатывали чем могли. Ходили по дворам, подбирая выброшенный негодный рис, чтобы сварить кашу. Каша получалась черного цвета, но все-таки это было что-то мало-мальски съедобное.

Дедушка хотел, чтобы его дети стали образованными людьми, и бабушка всегда это помнила. Однажды она собрала своих детей и сказала: «Давайте поможем вашему старшему брату окончить школу и поступить в институт!».

И все согласились помочь. Ее старший сын, мой дядя, выучился на преподавателя английского языка, а годы спустя стал, как и его отец, директором школы.

А моей маме вновь вернуться к школьным занятиям так и не удалось. Она работала в сельхозбригаде и там следовала наказу отца: «Когда берешься за какое-то дело, старайся стать в нем лучшей!». Трудилась ударно.

С моим будущим отцом, жившим в соседнем селе, мама познакомилась уже после войны. Депортированную корейскую молодежь на фронт не брали, но призывали в трудовую армию. Отец работал по такому призыву на шахте в Туле.

Мама к тому времени, как судачили вокруг, засиделась в девках. Ее считали некрасивой, потому что ее внешность не соответствовала тогдашним представлениям корейцев о женском идеале. Красивыми называли круглолицых с небольшим носиком и узенькими глазками. У мамы лицо было скорее японского типа: удлиненное, да еще и нетипичный нос с горбинкой…

Отец в глазах местных юных невест был староват: целых 26 лет! Корейцы ведь тогда заключали браки гораздо раньше.

Но это только к лучшему, что именно так все сложилось. Мои будущие родители оказались словно созданы друг для друга, и чем дальше, тем было очевиднее, что жили душа в душу.

После смерти Сталина депортированным корейцам разрешили свободно передвигаться по стране и самостоятельно выбирать место для проживания. Наша семья решила обосноваться в одном из рисоводческих хозяйств Дагестана.

Жизнь налаживалась. Мы, дети, а нас у мамы было четверо, старались хорошо учиться и вообще не огорчать родителей.

Но вышло так, что радость одной из сестер оказалась для мамы ужасным потрясением. Сестра, выпускница Ростовского грековского художественного училища, встретила парня, между ними вспыхнуло сильное чувство, и они решили пожениться.

Что же в том плохого? Почему эта новость заставила маму греметь, как гром, и метать молнии? Жених оказался не кореец. Он был еврей.

У мамы не было предубеждения против людей других национальностей, пока это не касалось семейного круга. Она считала, что корейцам надо жениться на кореянках, и наоборот. Иначе что же станет с национальными традициями, с родом? Она винила себя, думая, что упустила что-то в воспитании детей, боялась осуждения со стороны корейской диаспоры, которая была в то время в Дагестане довольно консервативна.

В общем, очень сердилась и страдала, на свадьбу не поехала, правда, никому другому из семьи препятствовать в этом не стала. Даже денег дала на дорогу.

Не в восторге она была и от моего решения жениться на русской девушке после неудачной первой попытки построить семью с женой-кореянкой.

Окончательно мир в семью вернулся с рождением внуков: тут мамино сердце растаяло.

Она очень привязалась к моей дочке, научила ее говорить по-корейски. Рассказывала ей на ночь корейские сказки. А, бывало, они пели корейские песни – мама их очень любила.

Мою русскую жену мама научила, как по всем правилам готовить корейские блюда. Ученицей гордилась: жена готовит эти блюда по таким рецептам и технологиям, которые во многих современных корейских семьях уже позабыты.

Когда мы переехали в Ростов, где так много смешанных браков, в том числе и у корейцев, во взглядах мамы на эту сторону жизни что-то изменилось. Она стала снисходительнее и мягче.

Здесь вообще многое оказалось иначе. Здесь мама, возможно, впервые услышала от посторонних людей, что у нее очень интересное лицо: выразительное и притягательное.

На склоне лет у мамы появилась возможность жить, отдыхая от всяческого труда. Но это было не по ней. Она всегда находила себе работу по дому, а безделье считала грехом. Эта была та истина, которая передалась ей от предков. И ничто ее не поколебало.


Записала Марина КАМИНСКАЯ

Город (Санкт-Петербург) 04.04.2005

Что-то где-то почему-то сможет ли «Что? Где? Когда?» пережить свое тридцатилетие
Этой весной руководство телекомпании «Игра» усадило за игровой стол программы «Что? Где? Когда?» вместо «знатоков» деятелей политики и эстрады. Это не понравилось многим - пошли разговоры о том, что игра, которой в этом году исполняется 30 лет, исчерпала себя. О своих взглядах на нынешнюю игру и о том, что было в прошлом, рассказывает обладатель «Хрустальной совы» Михаил Мун - больше не участвующий в «Что? Где? Когда?».
- Почему вы ушли?
- Тому, что я закончил играть, несколько причин. Во-первых, я убежден, что любой игрок должен уметь вовремя и красиво уйти. Довольно странная цель - просидеть за столом с волчком как можно дольше. Я всегда хотел участвовать в красивой игре, а не оставаться Кощеем Бессмертным. Во-вторых, пришло время: с перерывами я играл восемь лет. Этого, по-моему, достаточно. Ну и в-третьих, 2005 год - юбилейный, будет разыгрываться звание магистра. Это гонка с огромным призом в конце. Принимать в ней участие без желания выиграть - неспортивно. А мне уже не очень интересно играть.
- Чего так?
- Для большинства знатоков игра - это возможность самореализации. Я же сейчас в большей степени реализуюсь на работе. Пока я чувствовал желание сесть за игровой стол - тогда и игра была. Но последняя для меня «Что? Где? Когда?» прошлым летом доказала, что я так и не смог настроиться. Последний раз у меня такое было, когда играть пришлось через два дня после смерти моей собаки. Но тут сложилась совершенно другая ситуация, когда просто не было внутреннего стимула для игры.
- Сколько раз так было, что знаток покидал клуб, а через несколько лет возвращался снова.
- Возможно, что я и вернусь. Все может измениться. Захочется это повторить. Ведь самое большое удовольствие - это взять вопрос. Это сродни радости Менделеева от открытой во сне таблицы. Я не очень люблю знатоковскую терминологию, но есть довольно точное определение. Когда команда перебирает версии, вдруг выскакивает одна, и всем становится понятно, что это - она, в клубе это называется «щелчком». Момент истины. Ради этого момента я советую всем сыграть в «Что? Где? Когда?».
- Туда разве так легко попасть? Как вообще отбирают игроков на программу?
- Право формирования команд принадлежит руководителям телекомпании «Игра». Иногда они прислушиваются к советам знатоков, иногда поступают строго против этих советов. Я точно не знаю, как это происходит сейчас. Раньше была более-менее четкая вертикаль и было понятнее, каким образом происходил отбор.
- И как?
- Почти сразу после выхода передачи на экраны по всей стране стали появляться региональные клубы. Там люди играли для своего удовольствия, безо всякого телевизора, без денег. Потом Ворошилов понял, что он спровоцировал движение народных масс. И был собран первый конгресс Международной ассоциации клубов «Что? Где? Когда?», начались так называемые фестивали. Они, в свою очередь, пополняли первую кузницу кадров «ЧГК» - «Брейн-ринг». Это был очень качественный отсев, который проходил практически в боевых условиях. Съемки «Брейна» проходили в нечеловеческих условиях - по четыре передачи в день. Игроки приходили на съемки ежедневно. Они не знали, дадут им сегодня играть или нет, но должны были настраиваться каждый раунд, потому что их могли вызвать к игре в любой момент. Соответственно - это было жуткое психологическое напряжение. К десяти на студию. Две съемки без перерыва. Потом - обед. Все бегут в столовую. Столовая одна, перерыв у всех трехсот человек тоже в одно время. Так что приходилось бежать быстро. Обратно в студию, еще две съемки. Затем - гостиница. Пол-литра водки - чтобы заснуть, на следующий день - опять то же самое. Это был экзистенциальный кайф, и большинство игроков очень жалеют о том, что им больше уже не придется пережить подобное.
- Куда исчезли «Брейны»?
- «Игра» отказалась от «Брейн-ринга», потому что никто из телеканалов не хочет его покупать.
- А в чем же секрет долгожительства самой «Что? Где? Когда?»?
- Ворошилов - гений. Он во многом определил тенденции развития современного телевидения. То, что мы видим сейчас в шоу Ларри Флинта и прочих, - Владимир Яковлевич придумал задолго до них.
- Вам нравится то, что происходит в «Что? Где? Когда?» сейчас?
- Я не знаю, что было бы, если б «Игра» не избрала нынешний вектор развития. После смерти Ворошилова Борис Крюк и Наталья Стеценко оказались в чудовищной ситуации. Это как если бы тебе вручили китайскую вазу династии Мин и предложили пройти по замусоренному темному лабиринту, не разбив ее, поскольку она - бесценна. На них легла просто колоссальная ответственность. Так что никто не вправе критиковать то, что они сейчас делают.
- Но они же могли отказаться от этой ответственности.
- И загубить все? Я считаю, что игра ценна именно тем, что живет. Мне кажется, то, что мы видим сегодня, - однозначно лучше ухода «Что? Где? Когда?» с телевидения. Если б программу закрыли, это был бы отвратительный памятник Ворошилову. Не хочу и не буду давать оценку тому, что и как сделали Стеценко и Крюк, но я всегда на их стороне. Роль хранителей игры свалилась на них, как кольцо на Фродо. Это огромный крест. И то, что они продолжают его нести, - здорово. В какую бы сторону они с этим крестом ни свернули.
- Тем не менее игра сильно изменилась, и не в лучшую сторону…
- У меня есть чувство, что игра приобрела формат нового времени. Она стала очень похожа на «Ночной дозор», «Турецкий гамбит», «Слабое звено» и даже немножко на «Фабрику звезд». Но не могу с уверенностью сказать, что это не было неизбежно.
- А как вам понравилась идея усадить за игровой стол телезрителей и звезд?
- Она мне кажется отвратительной. Взять вопрос, испытать этот катарсис можно только в игре. Ценно то, что во время обсуждения команда объединяется в единый организм, становится чем-то большим, чем собрание шести игроков. Потому что она способна не только извлекать старые знания, но и создавать новые. Ворошилов это всегда подчеркивал. К сожалению, в нынешней серии я увидел все элементы «Что? Где? Когда?», за исключением, собственно, игры. Все было профессионально, кроме сидящих за столом. Они явно не смогли поймать кайфа. Соответственно, они так и не поняли, что такое настоящее «Что? Где? Когда?».
- Заслуженные знатоки занимают какие-нибудь посты в «Игре»?
- Единственный игрок, занявший пост в телекомпании, - это Андрей Козлов. Все остальные официальных постов не занимают. Ворошилов изначально занял такую позицию: никогда не общаться со знатоками. И это правильно: ему завтра нас мордой в грязь макать, а сегодня он с нами мило беседует.
- Со сменой ведущего не стало скучнее?
- По иронии судьбы Борис Крюк при Ворошилове занимался как раз работой со знатоками, общался с нами. Естественно, когда он стал ведущим, многие попытались его смутить, вели себя с ним даже по-хамски. Но он на первых же играх доказал, что эта тема не пройдет. Периодически она всплывает, и ему снова приходится кого-то макать мордой в это самое. Но по большому счету Сциллу и Харибду Крюк миновал удачно.
- Говорят, вы поссорились с Александром Друзем, потому что он не позволил вам получить двух «Хрустальных сов». Это правда?
- Правда то, что мы с Александром Абрамовичем не нравимся друг другу. У нас есть некая взаимная антипатия. И «Хрустальные совы» тут ни при чем. Друзю не нравлюсь я, не нравится, как я играю, и он, как магистр, не считает, что я заслуживаю главный приз игры. Это вполне нормальная позиция, и из-за нее мы точно не ссорились. Я б не назвал это конфликтом. Мне вот, к примеру, Зюганов не нравится и Хакамада. Может, я им тоже не нравлюсь. Ругаться мне с ними теперь, что ли?
- Одну «Сову» вы все-таки получили. Что-нибудь дает обладание ею?
- Мне кажется, что меня уважают некоторые симпатичные мне знатоки. Их отношение ко мне - куда лучше «Хрустальной совы». Я еще и поэтому ушел: если б я стал катиться по наклонной, бледно выглядеть, просто отбывать свой номер за столом - мне было бы стыдно именно перед этими людьми.
- Есть ли у старых игроков ревность к молодым?
- А разве, кроме как в советских фильмах, бывают ситуации, когда старики радуются новой смене? Поставь себя на место старого рабочего, который своим гаечным ключом пятьдесят лет крутил гайки в одну сторону, а потом пришел молодой специалист после ПТУ и начинает их крутить в другую сторону. А после смены он идет пить пиво, тогда как все идут пить портвейн. Только забытые в карауле часовые бывают рады приходу смены. «Что? Где? Когда?» - совершенно нормальная тусовка, в которой вынужденно сосуществующие в одном пространстве люди объединяются в группы по интересам. И я бы не делил знатоков по возрастному показателю. А ревность к новичкам, конечно, есть всегда. Возможно, даже и у меня.