Энциклопедичный YouTube
1 / 2
✪ Лив Тайлер медитирует? Да и она это не скрывает.
✪ Авиаторы - 2009.10.18
Субтитры
Биография
Ранние годы
Амелия Мэри Эрхарт родилась 24 июля 1897 года в городе Атчисоне (штат Канзас) в семье адвоката Эдвина Эрхарта. Супруга Эдвина, Эми, была дочерью местного судьи. Амелия была старшим ребёнком в семье; вторая дочь, Мьюриэл, родилась через два с половиной года.
С ранних лет сёстры Эрхарт пользовались необычайной, для того времени, свободой выбора интересов, друзей и развлечений. Амелия с детства была отличной наездницей, плавала, играла в теннис и стреляла из подаренной отцом винтовки 22 калибра. Читать она научилась в четыре года и с ранних лет поглощала множество разнообразной литературы, но особенно притягивали её книги о великих открытиях и приключениях. В результате, несмотря на свою принадлежность к «слабому полу», среди детей с соседних улиц Амелия стала признанным лидером и заводилой. Её отметки в школе почти всегда были отличными, особенно по естественным наукам, истории и географии. В возрасте 10 лет Амелия впервые увидела самолёт , но в тот момент не испытала к нему особого интереса. Позже она описывала его как «штуку из ржавой проволоки и дерева, совсем неинтересную».
Со временем финансовое положение семьи ухудшилось; Эдвин Эрхарт начал сильно пить, что постепенно погубило его карьеру адвоката. В поисках новой работы семья несколько раз переезжала - сначала в Де Мойн (Айова), затем в Сент Пол (Миннесота). К 1915 году семье пришлось познать настоящую бедность, когда платья подрастающим дочерям шили из старых оконных занавесок… В итоге Эми, забрав дочерей, переехала к родственникам в Чикаго . Тем не менее, осенью 1916 года, использовав деньги, полученные по завещанию, мать отправила Амелию в элитный колледж Ogontz School в Пенсильвании .
Приобретённую известность Эрхарт использовала как плацдарм для активной пропаганды своих взглядов и идей, в частности, борьбы за равноправие женщин и их активное привлечение в традиционно «мужские» профессии, в особенности в авиацию. За короткое время она опубликовала в прессе множество статей о развитии и перспективах авиации, на эту же тему она читала публичные лекции во многих городах страны. Эрхарт была убеждёна в большом будущем коммерческих авиаперевозок; она стояла у истоков организации нескольких крупных регулярных авиалиний США. Она любила заканчивать свои публичные выступления фразой, обращённой к слушателям: «До скорой встречи на трансатлантической авиалинии!»
Замужество
В начале 1931 года Амелия Эрхарт приняла предложение о браке своего «пресс-агента» и делового партнёра Джорджа Путнама, который к этому времени развёлся с первой женой. Исключительно тихая и семейная брачная церемония прошла 7 февраля 1931 года в небольшом доме матери Путнама в штате Коннектикут; никто из репортёров не был на неё допущен, и уже через два дня молодожёны вернулись к своей работе. По мнению большинства друзей и родственников, их брак оказался удачным и был организован на тех принципах равноправного партнёрства и сотрудничества, которые исповедовала Амелия. Тем не менее, некоторые из журналистов, незнакомых с семьёй, были склонны описывать его как «брак по расчёту». Эта версия, однако, была опровергнута в 2002 году, когда в распоряжение музея Университета Пардью (Индиана) была передана личная корреспонденция Эрхарт и Путнама, в том числе их любовные письма - хранившиеся до тех пор в частном семейном архиве.
Зенит карьеры: достижения, известность, общественная деятельность
Весной 1931 года Эрхарт одной из первых женщин-пилотов осваивает автожир ; в апреле она установила на нём новый мировой рекорд высоты - 18 451 фут. На рубеже 1920-1930-х годов автожиры активно рекламировались как недорогая, более безопасная и в перспективе массовая альтернатива самолётам. В реальности, однако, первые образцы автожиров славились высокой аварийностью, особенно на взлёте и посадке. Демонстрационный образец автожира Питкэрна - многократно повреждавшийся, разбивавшийся и восстанавливавшийся - пилоты на фирме окрестили «Чёрной Марией» («Black Marie»), поскольку никому из них не удавалось налетать на этом аппарате хотя бы несколько часов без аварий и инцидентов. Общее мнение пилотов, ознакомившихся с машиной, сложилось быстро и гласило, что, «вероятно, максимальное время, которое кто-либо сможет безаварийно налетать на подобном аппарате, составляет не более 10 часов».
Тем не менее, весной 1931 года Эрхарт стала первой женщиной-пилотом, пересёкшим на автожире «Питкэрн PCA-2» всю территорию США; чистое время в полёте составило 150 часов, с 76 посадками для дозаправки (требовавшейся примерно каждые 2 часа). При этом весь путь с востока на запад не был отмечен ни единой аварией.
Проблемы, однако, «настигли» её на обратном пути. В городе Абилин (штат Техас) во время взлёта на пути автожира оказался «пыльный дьявол» - внезапно возникающий небольшой пылевой вихрь - специфическое природное явление, характерное для этих мест. Из-за внезапно возникшего разрежения воздуха аппарат, только что набравший скорость и оторвавшийся от земли, упал на неё с высоты нескольких метров и полностью разрушился. При этом, однако, Эрхарт оказалась даже не ранена. На следующий день заводской пилот пригнал с завода Питкэрна новый автожир, и лётчица продолжила свой путь на восток.
1932 год - одиночные полёты через Атлантику
На следующий год Амелия Эрхарт стала первой женщиной, принявшей участие в знаменитой трансамериканской гонке на приз Бендикса. Гонка 1933 года была отмечена целой чередой тяжёлых аварий и катастроф с гибелью пилотов и самолётов. Эрхарт была одним из немногих участников, сумевших пройти весь маршрут до конца, и перед завершением гонки могла претендовать на первое место. Однако «подвела матчасть» - неполадки в моторе привели к сильному перегреву, а затем вибрация разрушила крепление верхнего входного люка кабины; воздушный поток сорвал люк, крышка которого чуть не снесла киль самолёта. В результате Эрхарт пришла третьей.
Через несколько дней Эрхарт побила собственный прошлогодний рекорд на трансамериканском маршруте, устанавливая новое рекордное время в полёте - 17 часов 7 минут 30 секунд. При этом незадолго до завершения перелёта вибрация и воздушный поток снова разрушили крепление верхнего входного люка кабины, и последние 75 миль - до посадки - Эрхарт вела самолёт одной рукой (другой приходилось удерживать крышку люка над головой, так как, если бы её сорвало, она могла бы повредить или снести киль самолёта).
Другие одиночные полёты
На обратном пути Эрхарт установила новый мировой рекорд, преодолев дистанцию между Мехико и Нью-Йорком за рекордные 18 часов 18 минут. При этом она также оказалась первым человеком, преодолевшим весь Мексиканский залив по воздуху по прямой. Погода в этом районе известна своей непредсказуемостью, частыми внезапными изменениями и штормами - включая знаменитые флоридские ураганы. Поэтому стандартной практикой пилотов того времени являлось лететь только вдоль береговой линии - включая Чарльза Линдберга , установившего предыдущий рекорд скорости на маршруте Мехико - Вашингтон. Благодаря прямому курсу Амелии удалось улучшить время Линдберга на 14 часов, пройдя дистанцию до Вашингтона за 13 ч. 6 минут.
К середине 1930-х годов Амелия Эрхарт прочно вошла в самые высокие круги американского истеблишмента . Она стала близким другом президентского семейства и совершала ночные полёты над Вашингтоном с супругой президента Элеонорой Рузвельт; первая леди мечтала научиться сама управлять самолётом, и Эрхарт давала ей частные уроки.
Поиски
Когда, по расчётам, на борту «Локхид-Электра» закончилось топливо, ВМС США немедленно начали поисково-спасательную операцию. Это была самая масштабная и дорогая подобная операция за всю историю американского флота. Множество кораблей, включая крупнейший в мире авианосец «Лексингтон » и линкор «Колорадо », покинув базы в Калифорнии и на Гавайских островах, срочно направились в центральную часть Тихого океана. Корабли и 66 самолётов в течение 2 недель осмотрели 220 000 квадратных миль водной поверхности; было проверено множество небольших необитаемых островов и рифов, но все усилия оказались безрезультатны. Через 14 дней руководство флота заявило, что надежды более нет: по всей видимости, Амелия Эрхарт и Фред Нунан, потерпев крушение, погибли в океане. Таким образом, несмотря на беспрецедентные поиски, найти Эрхарт так и не удалось. 5 января 1939 года она была объявлена умершей , хотя неофициальные поиски продолжались и значительно позже и фактически предпринимаются и в наше время. В мае 2013 года было объявлено, что предполагаемые обломки самолёта обнаружены сонаром в районе атолла Никумароро в архипелаге Феникс .
Альтернативные версии
По окончании поисков не все приняли официальное мнение о причинах катастрофы на веру. Основанием для этого была геополитическая обстановка, сложившаяся на Тихом океане к середине 1930-х годов. В этот период основным потенциальным противником США на международной арене была Японская Империя. Вопреки международным соглашениям, японцы активно строили военные объекты на переданных под их управление бывших германских островах в Тихом океане. При этом они категорически отвергали возможность любой международной инспекции и жестоко пресекали все попытки проникнуть за «
Американская летчица Амелия Эрхарт в детстве мечтала быть врачом. К этому, казалось, все и шло. Она работала медсестрой в военном госпитале, который находился невдалеке от аэродрома. Вид взлетающих самолетов очаровал 19-летнюю медсестру, и она твердо решила стать летчицей. Амелии потребовалось не больше года, чтобы научиться летать. И как летать!
РЕКОРД ЗА РЕКОРДОМ
Очень скоро она установила несколько женских рекордов: дважды по воздуху пересекла территорию США от океана до океана, совершила дальний беспосадочный перелет из Мексики в Нью-Йорк и первой из летчиц поднялась на высоту более шести тысяч метров. Имя Амелии Эрхарт становится известным. Однажды она призналась, что очень хотела бы перелететь через Атлантический океан, и в июне 1928 года ее желание сбылось. Летела Амелия Эрхарт не одна, а вместе с двумя летчиками. Стартовав с острова Ньюфаундленд, у восточного побережья Канады, их гидроплан через сутки опустился в Англии, в Уэльсе. Это был первый групповой перелет через океан с участием пилота-женщины.
Думаете, отважная Амелия на этом успокоилась? Нет, покой был не для нее. Она сразу же начала готовиться к еще более трудному и опасному перелету, тоже через Атлантический океан, но уже в одиночку. В мае 1932 года отважная летчица поднялась в воздух (опять с Ньюфаундленда) на одномоторном самолете «Локхид Вега» и спустя тринадцать часов была уже в Англии, вторично покорив Атлантику.
ВОКРУГ «ШАРИКА»
О замечательной победе Амелии Эрхарт писали все газеты мира. Корреспонденты спрашивали ее наперебой: «Какой будет ваш следующий перелет?». Она отвечала: «Над Тихим океаном, с Гавайских островов в Калифорнию и тоже в одиночку».
Это означало, что бесстрашной летчице предстоит преодолеть по воздуху около четырех тысяч километров, и на всем протяжении маршрута не будет даже клочка земли для вынужденной посадки!
До Амелии Эрхарт десять американских летчиков погибли при попытке совершить такой перелет. Только австралийскому пилоту Кингсфорду Смиту осенью 1933 года, наконец, удалось перенестись с Гаваев в Калифорнию, штат на западе США. Амелии же перелет удался сразу, и это было поразительно.
Все труднее и рискованнее становились перелеты летчицы, казалось, не знавшей страха. Когда она рассказала о своем новом плане, многие посмотрели на нее с удивлением и беспокойством. Еще бы, Эрхарт задумала не просто дальний, а сверхдальний рейс — вокруг земного шара!
Нет, она не была самой первой, кому пришла в голову такая мысль. До нее группа американских летчиков уже осуществила воздушную кругосветку, конечно, с промежуточными посадками. Но то были авиаторы-мужчины. На этот раз в кругосветное воздушное путешествие собиралась отправиться женщина-пилот.
ДВОЕ ОТВАЖНЫХ
Далекий перелет должен был начаться из южного американского города Майами и проходить через многие страны с несколькими посадками. Сначала — в Бразилии. Далее — бросок через Атлантический океан и две посадки в Африке. Затем — Индия, Австралия, Новая Гвинея, остров Хауленд у самого экватора, перелет через Тихий океан и, наконец, финиш в США. Так задумывалось.
Экипаж сухопутного двухмоторного «Локхида 12А» состоял из двух человек: самой Амелии Эрхарт и штурмана Фреда Нунепа, опытного воздушного навигатора. Стараясь взять как можно больший запас горючего, они отказались от многого: резиновой лодки, парашютов, оружия, сигнальных ракет. Продовольствия и питьевой воды на борту было тоже в обрез. Стартовали 1 июня 1937 года и полетели на восток, строго придерживаясь намеченного пути.
Только через месяц летчики добрались до небольшого острова Леэ у Новой Гвинеи. Амелия Эрхарт писала мужу в своем последнем письме: «Все пространство мира осталось за нами, кроме этого последнего рубежа — океана».
Погода держалась ясная, что сулило благополучное завершение сверхдальнего перелета. 2 июля Эрхарт и ее спутник покинули остров Леэ и взяли курс на остров Хауленд.
ТРЕВОЖНАЯ РАДИОГРАММА
Прошло семь часов. Катер береговой охраны «Итака», дежуривший у Хауленда, получил сообщение, что «Локхид» Амелии Эрхарт находится в воздухе. Попытки радиста сторожевого катера связаться с бортом самолета оказались тщетными. Летчики молчали. И только поздно ночью, со 2 на 3 июля, Эрхарт впервые вышла в эфир. Она передала: «Облачно. Погода ухудшается... Лобовой ветер». Слышимость была отвратительной, и последующие радиограммы полностью разобрать не удалось.
Около восьми утра 3 июля с борта «Локхида» поступило тревожное сообщение: «Итака». Мы где-то рядом, но вас не видим. Горючего осталось на тридцать минут. Высота 300 метров».
Самолет находился в воздухе уже 13 часов. В последней радиограмме, пришедшей в 8 часов 45 минут, Амелия Эрхарт срывающимся голосом прокричала: «Наш курс 157-337. Повторяю... повторяю... Нас сносит на север...» И связь оборвалась навсегда.
Те, кто следил за полетом, надеялись, что опустевшие баки «Локхида» удержат его некоторое время после приводнения. На помощь вылетела летающая лодка. Увы, терпящий бедствие самолет найти не удалось.
Поиски продолжались более двух недель. И хотя в них приняли участие свыше десятка кораблей, в том числе, линкор «Колорадо» и авианосец «Легсингтон», а также более сотни самолетов, они оказались безрезультатными. Не удалось найти даже малейших признаков катастрофы.
ШПИОНСКОЕ ЗАДАНИЕ?
Надежды рухнули. Один американский журнал писал в те дни: «Возможно, потерпевшие аварию были обречены на медленное умирание. Но хочется думать, что с того момента, как баки «Локхида» опустели, конец наступил очень быстро, и муки пилотов не были продолжительными».
Тайна гибели Амелии Эрхарт и Фреда Нунепа не прояснилась до сих пор. Но спустя четверть века после трагедии появилось новое объяснение случившегося. Родилось подозрение, что причиной гибели авиаторов была вовсе не авиационная катастрофа. Возможно, экипаж «Локхида» имел и специальное задание — выяснить место расположения японских аэродромов, а также других военных объектов на тихоокеанских островах. Японцы тогда усиленно готовились к войне.
Выполняя секретное поручение, американские летчики сначала намеренно отклонились к северу, а затем уже направились к Хауленду. На пути к острову летчики попали в тропический шторм, совершили вынужденную посадку и были схвачены японцами. Их могли переправить на остров Сайган, в штаб-квартиру японских вооруженных сил.
Много лет спустя жители тех мест рассказали, что видели двух пленных — женщину и мужчину. Женщина, якобы, умерла от болезни, а мужчину японцы казнили в августе 1937 года. Но это лишь слухи и предположения. Правды до сих пор не знает никто.
Геннадий Черненко
|
Художник А. Джигирей | |
Ранние годы
Амелия Эрхарт в детстве
Амелия Мэри Эрхарт родилась 24 июля 1897 года в г. Атчисон, штат Канзас , в семье адвоката Эдвина Эрхарта. Супруга Эдвина, Эми, была дочерью местного судьи. Амелия была старшим ребёнком в семье; вторая дочь, Мьюриэл, родилась через два с половиной года.
С ранних лет сестры Эрхарт пользовались необычайной для того времени свободой выбора интересов, друзей и развлечений. Амелия с детства была отличной наездницей, плавала, играла в теннис и стреляла из подаренной отцом винтовки 22 калибра. Читать она научилась в четыре года и с ранних лет поглощала множество разнообразной литературы, но особенно притягивали её книги о великих открытиях и приключениях. В результате, несмотря на свою принадлежность к «слабому полу», среди детей с соседних улиц Амелия стала признанным лидером и заводилой. Её отметки в школе почти всегда были отличными, особенно по естественным наукам, истории и географии. В возрасте 10-ти лет Амелия впервые увидела самолёт , но в тот момент не испытала к нему особого интереса. Позже она описывала его как «штуку из ржавой проволоки и дерева, совсем неинтересную».
Со временем финансовое положение семьи ухудшилось; Эдвин Эрхарт начал сильно пить, что постепенно погубило его карьеру адвоката. В поисках новой работы семья несколько раз переезжала - сначала в Де Мойн (Айова), затем в Сент Пол (Миннесота). К г. семье пришлось познать настоящую бедность, когда платья подрастающим дочерям шили из старых оконных занавесок… В итоге Эми, забрав дочерей, переехала к родственникам в Чикаго . Тем не менее осенью 1916 г., использовав деньги, полученные по завещанию, мать отправила Амелию в элитный колледж Ogontz School в Пенсильвании .
Замужество
В начале 1931 года Амелия Эрхарт приняла предложение о браке своего «пресс-агента» и делового партнера Джорджа Путнама, который к этому времени развелся с первой женой. Исключительно тихая и семейная брачная церемония прошла 7 февраля 1931 года в небольшом доме матери Путнама в штате Коннектикут; никто из репортеров не был на неё допущен, и уже через два дня молодожены вернулись к своей работе. По мнению большинства друзей и родственников их брак оказался удачным и был организован на тех принципах равноправного партнерства и сотрудничества, которые исповедовала Амелия. Тем не менее некоторые из журналистов, незнакомых с семьей, были склонны описывать его как «брак по расчёту». Эта версия, однако, была опровергнута в 2002 году, когда в распоряжение музея Университета Пардью (Индиана) была передана личная корреспонденция Эрхарт и Путнама, в том числе их любовные письма - хранившиеся до тех пор в частном семейном архиве.
Зенит карьеры: достижения, известность, общественная деятельность
Весной 1931 года Эрхарт одной из первых женщин-пилотов осваивает автожир ; в апреле она установила на нём новый мировой рекорд высоты - 18451 фут. На рубеже 20-30-х годов автожиры активно рекламировались как недорогая, более безопасная и в перспективе массовая альтернатива самолётам. В реальности, однако, первые образцы автожиров славились высокой аварийностью, особенно на взлете и посадке. Демонстрационный образец автожира Питкэрна - многократно повреждавшийся, разбивавшийся и восстанавливавшийся - пилоты на фирме окрестили «Чёрной Марией» («Black Marie»), поскольку никому из них не удавалось налетать на этом аппарате хотя бы несколько часов без аварий и инцидентов. Общее мнение пилотов, ознакомившихся с машиной, сложилось быстро и гласило, что, «вероятно, максимальное время, которое кто-либо сможет безаварийно налетать на подобном аппарате, составляет не более 10 часов».
Тем не менее весной 1931 года Эрхарт стала первой женщиной-пилотом, пересекшим на автожире «Питкэрн PS-A2» всю территорию США; чистое время в полёте составило 150 часов, с 76 посадками для дозаправки (требовавшейся примерно каждые 2 часа). При этом весь путь с востока на запад не был отмечен ни единой аварией. Проблемы, однако, «настигли» её на обратном пути. В г. Абилин, штат Техас , во время взлета на пути автожира оказался «пыльный дьявол» - внезапно возникающий небольшой пылевой вихрь - специфическое природное явление, характерное для этих мест. Из-за внезапно возникшего разрежения воздуха аппарат, только что набравший скорость и оторвавшийся от земли, упал на неё с высоты нескольких метров и полностью разрушился. При этом, однако, Эрхарт оказалась даже не ранена. На следующий день заводской пилот пригнал с завода Питкэрна новый автожир и летчица продолжила свой путь на восток.
1932 год - Одиночные полеты через Атлантику
На следующий год Амелия Эрхарт стала первой женщиной, принявшей участие в знаменитой трансамериканской гонке на приз Бендикса. Гонка 1933 года была отмечена целой чередой тяжелых аварий и катастроф с гибелью пилотов и самолётов. Эрхарт была одним из немногих участников, сумевших пройти весь маршрут до конца, и перед завершением гонки могла претендовать на первое место. Однако, «подвела матчасть» - неполадки в моторе привели к сильному перегреву, а затем вибрация разрушила крепление верхнего входного люка кабины; воздушный поток сорвал люк, крышка которого чуть не снесла киль самолёта. В результате Эрхарт пришла третьей.
Через несколько дней Эрхарт побила собственный прошлогодний рекорд на трансамериканском маршруте, устанавливая новое рекордное время в полёте - 17 часов 7 минут 30 секунд. При этом незадолго до завершения перелета вибрация и воздушный поток снова разрушили крепление верхнего входного люка кабины, и последние 75 миль - до посадки - Эрхарт вела самолёт одной рукой (другой приходилось удерживать крышку люка над головой, так как, если бы её сорвало, она могла бы повредить или снести киль самолёта).
А. Эрхарт рядом со своим самолётом Vega 5b c. 1935