Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Начертание христианского нравоучения. б) Взаимные обязанности разных членов семейства

Начертание христианского нравоучения. Святитель Феофан Затворник

Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке http://filosoff.org/ Приятного чтения! Начертание христианского нравоучения. Святитель Феофан Затворник. Часть 1. Введение. 1) Христианство есть домостроительство нашего спасения в Господе Иисусе Христе. Так как человеку нельзя спастись без Бога, а Богу нельзя спасти человека без человека, то христианская вера учит с одной стороны тому, что Бог сделал для спасения человека, с другой - тому, что должен делать сам человек, чтобы улучить спасение. Пследнее составляет предмет христианского нравоучения. Ищущий спасения, просвещаясь верою, должен иметь основательное познание и о том, чего требует от него вера, как следует ему жить и действовать как христианину. 2) Такое познание может быть приобретаемо через чтение и слушание Слова Божия, отеческих писаний, бесед и поучений, предлагаемых с церковной кафедры, и друг от друга во взаимных отношениях с христианами. Но вернейшим способом к тому служит изображение христианской жизни в общем обзоре, где разные правила христианской жизни были бы изложены в порядке, во взаимном подчинении одних другим и в возможной полноте. Правила жизни в сем случае легче могут быть усвоены и вернее поняты. Если собрать воедино все обращающиеся в жизни правила, найдется, что от иных требований христианства себя увольняют, другим дают превратный смысл, иные ограничивают условиями внешних обстоятельств - и вообще великое найдется смешение в понятиях о должной христианской жизни и должном нравственном поведении христианина. Все сие от того, что правила нравственности христианской доходят до сведения по частям, а в отдельности действительно иное правило может показаться очень строгим, иное - допускающим многообразные толкования и применения. Отвратить сию неправость легче всего полным изображением всего христианского нравоучения. И св. Василий Великий в свое время заметил подобное смешение в понятиях о нравственной жизни, когда «всякий самовластно свои мысли и положения выдавал за истинное правило жизни, а укоренившиеся обычаи и предания человеческие сделали то, что одни грехи извиняли, а за другие без всякого разбора взыскивали; на некоторые, по–видимому, малые, негодовали, а иные не удостаивали и легкого выговора». И потому, чтобы уврачевать сей недуг, он за нужное почел «выбрать из Богодухновенного Писания все, чем угождает и чем не угождает человек Богу, и все рассеянные по разным местам запрещения и повеления, для легчайшего уразумения, представить совокупно в правилах, чтобы тем легче отучить людей поступать по навыку своей воли или по преданию человеческому» (Творения свв. отцов, т. 9). С такою же целью предлагается и настоящее начертание образа истинной христианской жизни. 3) Жизнь христианина характеризуется верою, потому и нравоучение христианское должно быть охарактеризовано вероучением. Как в жизни вера и дела по вере входят друг в друга, переплетаются и взаимно друг другу содействуют, так и в учении - вероучение и нравоучение не должны терять друг друга из виду. Вероучение всегда вдавалось в ненужные отступления и утонченности, когда не держалось нравственных целей; а нравоучение принимало недолжные направления, когда не освещалось вероучением, главное же, оно тогда ничем не отличалось от нравоучения философского. Последним замечанием не намекается, будто умозрительному, на естественных началах построенному нравоучению совсем нет места в нравоучении христианском. Напротив, без него обойтись нельзя. Христианство восстановляет наше естество и поставляет его в должный чин. Естество наше, таким образом, служит точкою отправления для воздействия на него христианства. То же и в нравоучении - показание, каковым должен бы быть человек по естеству, служит истолкованием, почему от него требуется то и то, если он хочет стать в настоящий свой чин, что есть в целях христианского нравоучения. Этого везде держится наше начертание. 4) Об источниках нравоучения христианского нечего говорить много. Они одни и те же с источниками вероучения. Довольно помянуть, что здесь, кроме Слова Божия и согласного учения свв. отцов Церкви, должно руководствоваться особенно аскетическими писаниями отцов–подвижников, житиями святых и церковными песнопениями, в коих прославляются христианские добродетели. Самым пригодным пособием для начертания нравоучения христианского могла бы служить христианская психология. За неимением её приходилось довольствоваться своими о душевных явлениях понятиями, при указаниях отцов–подвижников. 5) Начертание наше имеет две части: в первой содержатся общие рассуждения и положения о нравственной и нравственно–христианской жизни; а во второй излагается сама жизнь христианина, как ей следует быть, или предлагаются правила жизни христианина как христианина и как лица, находящегося иногда в разных состояниях и положениях. А) Общие рассуждения и положения о нравственно–христианской жизни. Положения сии указывают: A) основы христианской жизни; Б) определяют характеристические черты христианской деятельности как нравственной; B) изображают последствия и плоды доброй христианской жизни и жизни противоположной ей. А. Основы христианской жизни Жизнь христианская а) коренится в воплощенном домостроительстве; б) поддерживается, раскрывается и плодоносит в живом союзе с Церковью; в) течет по предначертанной норме, вытекающей из двух предыдущих моментов. а) Корень христианской жизни в воплощенном домостроительстве Без сего домостроительства христианство, жизнь христианская и спасение немыслимы. Оно предначертано от века, а в действие вошло в свое ему время, в лице Единого от Пресвятыя Троицы, нас ради человеков и нашего ради спасения, сошедшего с небес и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы и вочеловечившегося Христа Господа. От Него дошли христианская жизнь и спасение, и Им устроено и подается все потребное для сего. Все сие и есть воплощенное домостроительство. В сущности, оно есть восстановление падшего: «прииде бо Сын Человеческий взыскати и спасти погибшего» (Мф. 18:11). «Тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына Своего единородного дал есть, да всяк веруяй в Он не погибнет, но иматъ живот вечный» (Ин. 3:16). - И вот чего ради «Слово плоть бысть» (Ин. 1:14). Как основа христианству, сему спасительному Божественному учреждению, положена воплощением Бога Слова, так основа жизни христианской полагается верою в сие Воплощение и причастием силы Его. Веруяй в Сына, иматъ живот (Ин. 3:36), и, иже веру иметь,…спасен будет (Мк. 16:16). Вера в силу воплощенного домостроительства есть дар Божий (Еф. 2:8). Но побуждение к взысканию ее и к дорожению взысканною порождается разумным убеждением, что иного спасения нет, как через него. Этим‑то убеждением и должно быть начато начертание христианского нравоучения как руководства к христианской жизни, ведущей ко спасению. При сем ведать дается, что возведение к убеждению в необходимости воплощения для спасения нашего не будет введением в постижение сей тайны. Что Бог явися во плоти, сие выну пребудет волею благочестия тайною (1 Тим. 3:16). К убеждению в необходимости воплощения Бога для нашего спасения возводимся не постижением сей тайны, а разумным усмотрением того, что условия нашего спасения не могли быть никем выполнены как Богом воплощенным. Мы пали через грехопадение прародительское и попали в неисходную пагубу. Спасение наше должно состоять в избавлении нас от сей пагубы. Пагуба наша состоит в двух злах: во–первых, в прогневании Бога нарушением воли Его, в потере Его благоволения и в подвергнутии себя клятве законной; во–вторых, в повреждении и расстройстве своего естества грехом или в потере истинной жизни и вкушении смерти. Почему для спасения нашего потребны: во–первых, умилостивление Бога, снятие с нас клятвы законной и возвращение нам Божия благоволения; во–вторых, в оживотворении нас, умерщвленных грехом, или даровании нам новой жизни. Если неумилостивленным к нам пребудет Бог, мы не можем получить от Него никакой милости; если не получим милости, благодати не сподобимся; если благодати не сподобимся, новой жизни возыметь не возможем. И то и другое необходимо: и снятие клятвы, и обновление нашего естества. Ибо если б мы и получили каким‑либо образом прощение и помилование, но остались необновленными, никакой от того не получили бы пользы, потому что без обновления мы непрестанно пребывали бы в греховном настроении и непрестанно источали бы из себя грехи, а через грехи снова подвергались бы осуждению и немилости или все оставались бы в том же пагубном состоянии. То и другое необходимо; но ни тому, ни другому нельзя состояться без воплощения Бога. аа) Снятию с нас вины греха и клятвы законной, или нашему оправданию, состояться невозможно без воплощения Бога Для снятия вины греха и клятвы требуется полное удовлетворение правды Божией, оскорбленной грехом, или полное оправдание. Полное же оправдание, или полное удовлетворение правды Божией, состоит не в принесении только умилостивительной жертвы за грех, но и в обогащении милуемого делами правды, чтобы ими наполнить время жизни, проведенное в грехе и по помиловании остающееся пустым. Ибо закон правды Божией требует, чтобы жизнь человека не от грехов только была свободна, но и была наполнена делами правды, как сие показал Господь в притче о талантах, где раб, зарывший талант в землю, осуждается не за употребление таланта на зло, а за ничегонесделание на него. - Но - 1) Довлеющую жертву за грех мог принести только Богочеловек, или Бог воплотившийся Будем ли внимать чувствам грешника, стоящего пред Богом с ясным сознанием Божией правды и своей грешности, или созерцать Бога, Который желал бы помиловать сего грешника, - в том и другом случае увидим некое средостение, преграждающее путь нисхождению помилования от Бога на грешника, и восхождение надежды на помилование от лица грешника к престолу милосердия Божия. Господь не милует неправедно, или когда оскорблена Его правда и неудовлетворена. Истинность и правосудие Божие требуют, чтобы неправый нес присужденную за неправду кару, иначе милующая любовь будет поблажающею снисходительностью. В душе грешника чувство правды Божией обыкновенно сильнее чувства милосердия Божия. Потому, когда приступает он к Богу, сие чувство не только делает его безответным пред Ним, но подавляет совершенною безнадежностью. Следовательно, для сближения грешника с Богом и Бога с грешником необходимо разорить такое средостение, необходимо, чтобы между Богом и человеком восстало иное некое посредство, которое от очей правды Божией скрывало бы грех человека, а от очей грешника - правду Божию; посредство, ради которого Бог видел бы грешника обезвиненным и достойным помилования пред лицом самой правды, а человек воззревал на Бога как на умилостивленного уже и готового миловать грешника; необходима жертва умилостивления, которая, удовлетворяя правде Божией и умиротворяя душу грешника, примиряла бы Бога с человеком и человека с Богом. Какая же это жертва? В чем она? И как может явиться с такою безмерною силою умилостивления? Жертва сия есть смерть - и смерть человека. Она вначале определена правдою Божией в казнь за грех; ее предлагает Богу и кающийся грешник, вопия: возьми жизнь, только помилуй и спаси, хотя тут же чувствует, что его смерть не сильна спасти его. Чья же это будет смерть? 1) Очевидно, что такою умилостивительною жертвою не может быть смерть моя, другого, третьего и вообще кого‑либо из рода человеческого: ибо и моя, и другого, и третьего и всякого вообще из людей смерть есть кара за

  • Часть вторая. Истинно христианская жизнь в действии
  • Отдел 1. Заповеди и правила жизни , обязательные для христианина, как христианина
  • Отдел 2. Заповеди и правила жизни, обязательные для христианина
  • Часть 1

    Введение

    1) Христианство есть домостроительство нашего спасения в Господе Иисусе Христе. Так как человеку нельзя спастись без Бога, а Богу нельзя спасти человека без человека, то христианская вера учит с одной стороны тому, что Бог сделал для спасения человека, с другой - тому, что должен делать сам человек, чтобы улучить спасение.

    Пследнее составляет предмет христианского нравоучения. Ищущий спасения, просвещаясь верою, должен иметь основательное познание и о том, чего требует от него вера, как следует ему жить и действовать как христианину.

    2) Такое познание может быть приобретаемо через чтение и слушание Слова Божия, отеческих писаний, бесед и поучений, предлагаемых с церковной кафедры, и друг от друга во взаимных отношениях с христианами. Но вернейшим способом к тому служит изображение христианской жизни в общем обзоре, где разные правила христианской жизни были бы изложены в порядке, во взаимном подчинении одних другим и в возможной полноте. Правила жизни в сем случае легче могут быть усвоены и вернее поняты.

    Если собрать воедино все обращающиеся в жизни правила, найдется, что от иных требований христианства себя увольняют, другим дают превратный смысл, иные ограничивают условиями внешних обстоятельств - и вообще великое найдется смешение в понятиях о должной христианской жизни и должном нравственном поведении христианина. Все сие от того, что правила нравственности христианской доходят до сведения по частям, а в отдельности действительно иное правило может показаться очень строгим, иное - допускающим многообразные толкования и применения. Отвратить сию неправость легче всего полным изображением всего христианского нравоучения. И св. Василий Великий в свое время заметил подобное смешение в понятиях о нравственной жизни, когда «всякий самовластно свои мысли и положения выдавал за истинное правило жизни, а укоренившиеся обычаи и предания человеческие сделали то, что одни грехи извиняли, а за другие без всякого разбора взыскивали; на некоторые, по–видимому, малые, негодовали, а иные не удостаивали и легкого выговора». И потому, чтобы уврачевать сей недуг, он за нужное почел «выбрать из Богодухновенного Писания все, чем угождает и чем не угождает человек Богу, и все рассеянные по разным местам запрещения и повеления, для легчайшего уразумения, представить совокупно в правилах, чтобы тем легче отучить людей поступать по навыку своей воли или по преданию человеческому» (Творения свв. отцов, т. 9). С такою же целью предлагается и настоящее начертание образа истинной христианской жизни.

    3) Жизнь христианина характеризуется верою, потому и нравоучение христианское должно быть охарактеризовано вероучением. Как в жизни вера и дела по вере входят друг в друга, переплетаются и взаимно друг другу содействуют, так и в учении - вероучение и нравоучение не должны терять друг друга из виду. Вероучение всегда вдавалось в ненужные отступления и утонченности, когда не держалось нравственных целей; а нравоучение принимало недолжные направления, когда не освещалось вероучением, главное же, оно тогда ничем не отличалось от нравоучения философского.

    Последним замечанием не намекается, будто умозрительному, на естественных началах построенному нравоучению совсем нет места в нравоучении христианском. Напротив, без него обойтись нельзя. Христианство восстановляет наше естество и поставляет его в должный чин. Естество наше, таким образом, служит точкою отправления для воздействия на него христианства. То же и в нравоучении - показание, каковым должен бы быть человек по естеству, служит истолкованием, почему от него требуется то и то, если он хочет стать в настоящий свой чин, что есть в целях христианского нравоучения. Этого везде держится наше начертание.

    4) Об источниках нравоучения христианского нечего говорить много. Они одни и те же с источниками вероучения. Довольно помянуть, что здесь, кроме Слова Божия и согласного учения свв. отцов Церкви, должно руководствоваться особенно аскетическими писаниями отцов–подвижников, житиями святых и церковными песнопениями, в коих прославляются христианские добродетели.

    Самым пригодным пособием для начертания нравоучения христианского могла бы служить христианская психология. За неимением её приходилось довольствоваться своими о душевных явлениях понятиями, при указаниях отцов–подвижников.

    5) Начертание наше имеет две части: в первой содержатся общие рассуждения и положения о нравственной и нравственно–христианской жизни; а во второй излагается сама жизнь христианина, как ей следует быть, или предлагаются правила жизни христианина как христианина и как лица, находящегося иногда в разных состояниях и положениях.

    А) Общие рассуждения и положения о нравственно–христианской жизни.

    Положения сии указывают:

    A) основы христианской жизни;

    Б) определяют характеристические черты христианской деятельности как нравственной;

    B) изображают последствия и плоды доброй христианской жизни и жизни противоположной ей.

    А. Основы христианской жизни

    Жизнь христианская а) коренится в воплощенном домостроительстве; б) поддерживается, раскрывается и плодоносит в живом союзе с Церковью; в) течет по предначертанной норме, вытекающей из двух предыдущих моментов.

    а) Корень христианской жизни в воплощенном домостроительстве

    Без сего домостроительства христианство, жизнь христианская и спасение немыслимы. Оно предначертано от века, а в действие вошло в свое ему время, в лице Единого от Пресвятыя Троицы, нас ради человеков и нашего ради спасения, сошедшего с небес и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы и вочеловечившегося Христа Господа. От Него дошли христианская жизнь и спасение, и Им устроено и подается все потребное для сего. Все сие и есть воплощенное домостроительство.

    В сущности, оно есть восстановление падшего: «прииде бо Сын Человеческий взыскати и спасти погибшего» (Мф. 18:11). «Тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына Своего единородного дал есть, да всяк веруяй в Он не погибнет, но иматъ живот вечный» (Ин. 3:16). - И вот чего ради «Слово плоть бысть» (Ин. 1:14).

    Как основа христианству, сему спасительному Божественному учреждению, положена воплощением Бога Слова, так основа жизни христианской полагается верою в сие Воплощение и причастием силы Его. Веруяй в Сына, иматъ живот (Ин. 3:36), и, иже веру иметь,…спасен будет (Мк. 16:16). Вера в силу воплощенного домостроительства есть дар Божий (Еф. 2:8). Но побуждение к взысканию ее и к дорожению взысканною порождается разумным убеждением, что иного спасения нет, как через него. Этим‑то убеждением и должно быть начато начертание христианского нравоучения как руководства к христианской жизни, ведущей ко спасению. При сем ведать дается, что возведение к убеждению в необходимости воплощения для спасения нашего не будет введением в постижение сей тайны. Что Бог явися во плоти, сие выну пребудет волею благочестия тайною (1 Тим. 3:16).

    СОДЕРЖАНИЕ
    Введение. Часть первая. Общие рассуждения и положения о нравственно-христианской жизни. А. Основы христианской жизни. а)Корень христианской жизни в воплощенном домостроительстве. аа)Снятию с нас вины греха и клятвы законной, или нашему оправданию, состояться невозможно без воплощения Бога. 1)Довлеющую жертву за грех мог принести только Богочеловек, или Бог воплотившийся 2)Восполнить время жизни, проведенное в грехе, делами правды могут только дела Богочеловека бб)Но и обновление наше, или дарование нам новой жизни, также невозможно без воплощения Бога б)Вторая основа христианской жизни, с первою неразлучная, есть живой союз с телом Церкви, коей Господь — глава, живитель и движитель. в)Норма христианской жизни. аа)Первоначальная норма нравственной жизни человека. а)Какая цель человека?. б)Спрашивается, какой путь к сей цели, или как приспособлен к ней человек?. в)исполняй волю Божию, чтобы быть в общении с Богом или пребывай в общении с Богом деятельным исполнением Его святой воли. 66)Норма нравственной христианской жизни. а)Общение с Господом Иисусом Христом.. б) 1)Покаяние. 2)Вера. 3)Благодать (содействующая). в)Норма нравственной христианской жизни и ее характер. Б.Характеристические черты христианской деятельности как нравственной. 1)Условия нравственности деяний — общие и христианские. а)Самосознание. б)Свободная самодеятельность. 2)Производство нравственных деяний. а)Сознание воли Божией в деле предпринимаемом.. б)Склонение воли к делу обязательному. в)Молитва в составе дел христианских. г)Невидение добрых дел. 3)Чем определяется нравственное достоинство дел?. а)Предмет в нравственных действиях. аа)Об обязанностях, или заповедях. бб)О советах. вв)О действиях безразличных. 6)О цели нравственных деяний. в)Об обстоятельствах нравственных деяний. 4)Виды нравственности и возрасты нравственной жизни в добром и худом направлении. а)О добродетели. аа)О трех видах проявления добродетели и, во-первых, 1)О добродетели как настроении христиански действующего духа. 2)О добродетели как разных добрых расположениях. 3)О добродетели как добром деле. бб)О возрастах добродетельной жизни христианской. б)О грехе. аа)Грех в трех видах проявления его. 1)Грех как дело. 2)О грехе как расположении. 3)О грехе как состоянии, или греховном настроении. бб)Возрасты греховной жизни. В.Последствия и плоды доброй христианской жизни и жизни противоположной ей. а)В каких чертах Слово Божие изображает истинного христианина, и человека не христианина? б)Состояние составных частей человеческого естества, его существенных свойств и сил в истинном христианине и человеке-грешнике. в)Состояние сил познавательных, желательных, чувствующих в христианине и грешнике. аа)Состояние сил познавательных. 1)Состояние высшей способности познания, или разума. 2)Состояние рассудка. 3)Состояние низших способностей познавательных. 3а)Состояние наблюдения. Зб)Состояние памяти и воображения. 3в)Состояние воспоминания, или воспроизводительного воображения. 3г)Состояние фантазии. 3д)Состояние сна. бб)Состояние деятельных сил человека. 1)Состояние совести. 2)Состояние воли. 3)Состояние низших пожеланий. вв)Состояние сил чувствующих, или сердца. 1)О сердце как о точке соприкосновения, или седалище симпатии. 2)О сердце как центре сил существа человеческого. 2а)Сердце как приятелище и вместилище духовных чувств. 2б)Сердце как вместилище душевных чувств. 2в)О низших, чувственно-животных чувствах. г)Отношение к телу.

    Часть вторая. Истинно христианская жизнь в действии. Отдел 1. Заповеди и правила жизни А. Вера глава всего. 1. Обязанности веры.. 2. Обязанности к вере. 3. Грехи против веры.. Б. Благочестие жизнь в духе веры.. 1. Чувства и расположения на пути воссоединения с Богом.. а)Чувства и расположения на пути сочетания с Господом Спасителем.. б)Чувства и расположения на пути восхождения от Господа Спасителя к Богу Триипостасному 2. Чувства и расположения христианина, пребывающего в Боге. а)Чувства и расположения к Богу, вытекающие из сознания или созерцания Его бесконечных совершенств. б)Чувства и расположения к Богу — из созерцания Его творчества и промышления. в)Чувства и расположения — из созерцания Бога Совершителя всяческих. 149 г)Молитва — вместилище и поприще жизни в вере и благочестии. аа)Значение молитвы. 66)Следствия благие. вв)Условия. гг)Воспитание чрез молитвословие. дд)Степени. 3. Общение с Богом через общение со Святою Церковью.. а)Чувства и расположения из отношения к Церкви как вместилищу благодатных средств ко спасению.. б)Чувства и расположения из отношения к Церкви как вместилищу спасенных и спасаемых в)Как должен христианин самого себя держать и образовывать, чтобы быть в живом союзе с Церковию, а через нее с Богом.. Отдел 2. Заповеди и правила жизни, обязательные для христианина. А. Обязанности семейственные. а)Общие обязанности всего семейства. аа)Глава. бб)Все семейство. б)Взаимные обязанности разных членов семейства. аа)Супруги. 1)Общие обязанности. 2)Обязанности мужа. 3)Обязанности жены.. бб)Родители и дети. 1)Обязанности родителей. 2)Обязанности детей. вв)Родные. гг)Другие, случайные лица, принимаемые в семейство. дд)Господа и слуги. Б. Обязанности церковные. а)Обязанности пастырей. б)Обязанности пасомых. в)Обязанности клира. г)Обязанности монашествующих. В. Обязанности гражданские общественные.

    Введение
    ​​​​​​​1) Христианство есть домостроительство нашего спасения в Господе Иисусе Христе. Так как чело-веку нельзя спастись без Бога, а Богу нельзя спа-сти человека без человека, то христианская вера учит с одной стороны тому, что Бог сделал для спасения человека, с другой — тому, что должен делать сам человек, чтобы улучить спасение. Последнее составляет предмет христианского нравоучения. Ищущий спасения, просвещаясь ве-рою, должен иметь основательное познание и о том, чего требует от него вера, как следует ему жить и действовать как христианину. 2) Такое познание может быть приобретаемо через чтение и слушание Слова Божия, отеческих писаний, бесед и поучений, предлагаемых с цер-ковной кафедры, и друг от друга во взаимных от-ношениях с христианами. Но вернейшим спосо-бом к тому служит изображение христианской жизни в общем обзоре, где разные правила хрис-тианской жизни были бы изложены в порядке, во взаимном подчинении одних другим и в возмож-ной полноте. Правила жизни в сем случае легче могут быть усвоены и вернее поняты. Если собрать воедино все обращающиеся в жизни правила, найдется, что от иных требований христианства себя увольняют, другим дают пре-вратный смысл, иные ограничивают условиями внешних обстоятельств — и вообще великое най-дется смешение в понятиях о должной христиан-ской жизни и должном нравственном поведении христианина. Все сие от того, что правила нрав-ственности христианской доходят до сведения по частям, а в отдельности действительно иное пра-вило может показаться очень строгим, иное — до-пускающим многообразные толкования и приме-нения. Отвратить сию неправость легче всего пол-ным изображением всего христианского нравоуче-ния. И св. Василий Великий в свое время заметил подобное смешение в понятиях о нравственной жизни, когда «всякий самовластно свои мысли и положения выдавал за истинное правило жизни, а укоренившиеся обычаи и предания человеческие сделали то, что одни грехи извиняли, а за другие без всякого разбора взыскивали; на некоторые, по-видимому, малые, негодовали, а иные не удостаи-вали и легкого выговора». И потому, чтобы увра-чевать сей недуг, он за нужное почел «выбрать из Богодухновенного Писания все, чем угождает и чем не угождает человек Богу, и все рассеянные по разным местам запрещения и повеления, для лег-чайшего уразумения, представить совокупно в правилах, чтобы тем легче отучить людей посту-пать по навыку своей воли или по преданию че-ловеческому» (Творения свв. отцов, т. 9). С такою же целью предлагается и настоящее начертание образа истинной христианской жизни. 3) Жизнь христианина характеризуется верою, потому и нравоучение христианское должно быть охарактеризовано вероучением. Как в жизни вера и дела по вере входят друг в друга, переплетают-ся и взаимно друг другу содействуют, так и в уче-нии — вероучение и нравоучение не должны терять друг друга из виду. Вероучение всегда вдавалось в ненужные отступления и утонченности, когда не держалось нравственных целей; а нравоучение принимало недолжные направления, когда не ос-вещалось вероучением, главное же, оно тогда ни-чем не отличалось от нравоучения философского. Последним замечанием не намекается, будто умозрительному, на естественных началах постро-енному нравоучению совсем нет места в нравоу-чении христианском. Напротив, без него обойтись нельзя. Христианство восстановляет наше есте-ство и поставляет его в должный чин. Естество наше, таким образом, служит точкою отправления для воздействия на него христианства. То же и в нравоучении — показание, каковым должен бы быть человек по естеству, служит истолкованием, почему от него требуется то и то, если он хочет стать в настоящий свой чин, что есть в целях хри-стианского нравоучения. Этого везде держится наше начертание. 4) Об источниках нравоучения христианского нечего говорить много. Они одни и те же с источ-никами вероучения. Довольно помянуть, что здесь, кроме Слова Божия и согласного учения свв. отцов Церкви, должно руководствоваться осо-бенно аскетическими писаниями отцов-подвиж-ников, житиями святых и церковными песнопени-ями, в коих прославляются христианские добро-детели. Самым пригодным пособием для начертания нравоучения христианского могла бы служить христианская психология. За неимением её при-ходилось довольствоваться своими о душевных явлениях понятиями, при указаниях отцов-под-вижников. 5) Начертание наше имеет две части: в первой содержатся общие рассуждения и положения о нравственной и нравственно-христианской жизни; а во второй излагается сама жизнь христианина, как ей следует быть, или предлагаются правила жизни христианина как христианина и как лица, находящегося иногда в разных состояниях и по-ложениях.

    Начертание христианского нравоучения Феофан Затворник

    1. Обязанности веры

    1. Обязанности веры

    Под словом вера здесь разумеется исповедание, или выраженный определенным образом в понятиях и словах образ богопознания и богопочтения.

    а) Первая здесь обязанность есть иметь веру, или религию, то есть знать определен- -ным образом Бога и образ Его почитания, или свое к Нему отношение, или еще содержать исповедание… Сия обязанность - первая непосредственно известная, не столько даже предписываемая, сколько сама себя выказывающая; ибо такова природа духа человеческого, что он, естественно, и требует Бога, и ищет Его, и поставляет себя к Нему в отношения, какие считает законными. Потому можно сказать, что она есть семя и зародыш всех обязанностей, как равно всей религиозно–нравственной жизни человека. Кто не имеет никакой веры, тот есть человек поганый. Нет у него образа там, где бы следовало быть ему во святилище духа; ибо религия есть святыня, освящающая всю природу нашу, равно как отсутствие ее искажает и низвращает ее. Св. Исаак Сирианин замечает в человеке три состояния: одно, естественное, в коем человек по природе духа своего знает Бога и Его боится. Из сего состояния он, по известным условиям, восходит в другое, вышеестественное, или благодатное состояние. Третье состояние образуется из погружения человека в чувственность, или плоть, при чем погасает у него свет духа и попирается плотскими вожделениями. Человек нисходит на степень животных, прилагается скотам несмысленным и уподобляется им (Пс. 48:13). С таким человеком и жить нельзя. Ибо чем его остепенить, когда рассвирепеет? Потому сюда, собственно, должно отнести общеупотребительные выражения: Бога не знает, Бога не боится, чтобы означить, что с таким человеком дела иметь никакого нельзя.

    б) Обязанность иметь веру еще не определение самой веры. Потому к сему должно еще прибавить, что человек обязан иметь не какую?нибудь веру, как бы всякую, без различия, а именно одну, определенную - единую истинную веру. Ибо если Бог един есть и неизменен, и человеческая природа одна есть, или единосвойственна, то и отношение между Богом и человеком истинное может быть только одно, а потому и выражение сего отношения, или исповедание истинное, есть едино. Сие?то единое и должно содержать человеку. Иначе что он будет содержать? Ложь, призраки, мечтания. А в этом какое достоинство? Это то же, что бедный и ничего не имеющий, которому, однако ж, во сне мечтается, будто он обладает несчетными сокровищами. Ложная религия есть посмеяние над человеками. Ложно исповедающий то же, что сумасшедший, который бурлит, потому что ему видится то и то. Но беда этим не ограничивается. Тут кроется обман не простой, не такой то есть, какой разрешается смехом, а жалостный, терзающий, отчаянный; ибо в религии все чают найти окончательное свое успокоение и вечное свое облаженствование. В сей уверенности всякий крепко держит свою веру и дорожит ею. Но известно, что прикровенность лжи возможна только здесь; по смерти тотчас откроется, как прочно то, на чем кто основывал свою надежду… Какое же, ужасающее и раздирающее будет состояние того, кто увидит тогда, что он был обманут. Потому, пока есть время, пока еще мы на пути к решительной и неизменной вечности, -

    в) Всякому должно испытать и несомненно увериться, истинна ли та вера, которой он держится, и если она окажется неистинной, отыскать, где та единая, истинная, которая истинно ведет к истинному Богу и дарует, несомненно, вечное спасение. Это так обязательно и понудительно, как похищать себя из огня… Господь не освидетельствована Себе оставил (Деян. 14:17), а равно и единой Своей истинной веры; но когда Он попустил, чтобы близ нее на сей земле существовали другие веры и как бы вступали с нею в соперничество, то тем самым на всех наложил обязательство не без смысла держаться веры Его, а по несокрушимым основаниям, ради которых с полным убеждением отвергается все прочее. Сим испытанием воздается честь вере и удерживается истинное достоинство человека, лица разумного, сознательного, совестного. Вера наша в нашу веру, то есть убеждение в истине православного христианского исповедания должна быть разумная. Посему Господь, чтобы расположить к вере в Себя и Свое учение, говорил: испытайте Писания (Ин. 5:39), убеждал к тому проповедью Иоанна Крестителя и Своими чудесами. Апостолы в проповеди тоже всех убеждали и только одним убеждением привлекали к вере, а не насилием. Самая твердость исповедания зависит от сего убеждения, а далее и вся жизнь в духе своей веры. На это указывают бесчисленные опыты, из коих видно, как сильно иные возбуждаются к сообразной с верою деятельности с минуты сознания ее истинности единственной, и, напротив, как многие спят в беспечности от того, что не привели в ясность сего сознания. Столько оснований к тому, чтобы испытать и увериться, какая вера есть вера истинная!

    Как увериться и каким путем испытать! К сему два способа: один - внешний, научный, а другой - внутренний, путь веры. Первый предлагается обыкновенно в систематическом изложении богословия. Он действителен и для ученых существенно необходим; но, очевидно, не всеобщ, ибо в основании своем содержит знания, не для всех доступные. При всем том надлежало бы сии научные доводы со всею широтою, и ясностию, и убедительно–стию изложить и отдать во всеобщее употребление с ручательством за силу их непреложного авторитета, чтобы всякий способный разуметь уразумевал сим путем истину. Нельзя, впрочем, не видеть, что сей путь очень, очень долог и труден, и, что особенно замечательно, помещаясь в голове, оставляет сердце самому себе, своему своенравию и свободе. Путь веры искреннее, внутреннее, живее, многоплоднее и общедоступнее. Это молитва к единому истинному Богу о вразумлении. Есть Бог истинный. Он сказал волю Свою нам в наше спасение, с желанием, чтобы она была понята и выполнена. Теперь мудрованиями людскими она скрыта, или запутана до того, что тот или другой не имеет достаточно сил найти исход из сего лабиринта. Когда в чувстве сей кровной нужды с воплем, стенанием, болезнию сердечною обратится кто к Богу, истинному Отцу всех человеков, Богу, желающему, чтобы вера Его была действенною, - может ли быть, чтобы Он не дал такому решительного указания к убеждению в истине ее? Он вранов кричащих питает, по молитве посылает дождь в жажду плоти нашей… а человеку и еще духу его, Своему образу, томящемуся, ищущему узнать, как прославлять Бога, будто Он не укажет источника для утоления сей жажды духовной? Такая молитва нисколько не есть искушение Бога, хотя может быть превращена в него, когда кто неискренно, из одного любопытства, желал бы таких знаков. Примеры убеждения в вере сим путем почти повсюдны. Корнилий, сотник, испросил себе веру… Множество было таких, кои приходили к пустынникам вопрошать о вере, а они вместо всех доводов заставляли их молиться, и Бог открывал им истину, например, святой великомученице Екатерине. В смутные времена ересей Бог воздвигал людей с отличною святостию, облекал их силою чудодейственною и ставил в виду всех, как свечи на свешнице, - да светят всем; как они были сосуды веры и силы Божией, то и служили для всех сумнящихся решительными указателями истины. Все ожидали или желали знать, как исповедует тот и тот святой муж, и держались его исповедания. Бывало, что влагали в руки нетленных людей хартии с изображением исповедания, молились исправить неправое и получали по молитве. Но что слишком и напрягаться сие доказывать? Господь сказал, что все можно получить у Бога, молясь Ему с верою, тем больше, молясь о вере, начале и источнике всего. Он Сам в Своей последней молитве что говорит ко Отцу Своему? Святи их во истину (Ин. 17:17), это апостолов, а в лице их и всякого верующего. Даже то несомненно, что как истинная вера по самому происхождению своему есть чудодейственная, то сии чудодейственные свидетельства должны в ней и для ней пребывать непрерывно. Они и пребывают. Один говорил о себе: когда я смотрю на сии нетленные останки, источающие целебную Божественную силу, и помышляю, что дух, освятивший сие тело, исповедал именно ту веру, которую я содержу, то у меня исчезает всякое сомнение, которое иногда навевает враг истины, и я не могу не радоваться тому, что Богу угодно было дать нам такой решительный и вместе такой доступный способ убеждения в истине святой веры. В самом деле так. Потому мощи современны христианству и в нем непрерывны и повсюдны… У нас в России они есть во всех пределах и в таком количестве! На западе они прекратились вместе с отделением его от востока и отпадением от истины, а о новых, образовавшихся от папства исповеданиях и говорить нечего. Так вот где успокоительная проповедь об истине веры!.. Но блаженнее из всех тот, кто вместе с Иеронимом Греческим может сказать: «Истинна вера, исповедуемая мною, ибо ею я сподобился приять Божественную некоторую силу, действующую во мне ощутительно. И язычники имеют писания, и храмы, и жертвы, и учителей, и книги, и отчасти Боговедение, и некоторые добрые дела, и праздники, и применение одежд, и молитвы, и всенощные бдения, и священников, и много другого; но сей сокровенной в сердце христианина благодати и действия Святого Духа никто в целом свете не получает, а получают верою только одни правильно крестившиеся в Отца, Сына и Святого Духа» («Христ. чт.», 1821). Так вот прямейший путь к открытию истинной веры, именно: вера же, молитва, непрерывность чудодейственности в Церкви и особенно внутренняя сила, доставляемая в вере.

    Посмотри всяк вокруг себя и увидишь, что все искренно верующие веруют по сим основаниям, а не по научным… Почитай если хочешь, и научные основания веры в каком?либо Православном Богословии. Но сердечные сильнее и сподручнее.

    Из книги Мой сын Далай Лама. Рассказ матери автора Церинг Дики

    11. Обязанности жены Выйдя замуж, я переехала в местечко Такцер, километрах в 25 от Чурхи. Эта местность была известна тем, что в ней рождалось много девочек и очень мало мальчиков. По этой причине прежний Такцер Ринпоче построил чортен, или ступу, чтобы помочь женщинам

    Из книги Послание к Ефесянам автора Стотт Джон

    2. Обязанности жен (ст. 22–24) Утверждая, что жены должны подчиняться своим мужьям, Павел приводит два доказательства. Первый вытекает из доктрины о сотворении и рассматривает «главенство» мужа над женой, а второй - из доктрины об искуплении и говорит о «главенстве» Христа

    Из книги Начертание христианского нравоучения автора Феофан Затворник

    1) Обязанности родителей Супруги имеют быть родителями. Дети - одна из целей супружества и вместе обильный источник семейных радостей. Потому супруги должны чаять детей как великого дара Божия и молиться о сем благословении. Бездетные супруги действительно суть нечто

    Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

    2) Обязанности детей Так много приемлют дети от родителей! От них временная жизнь; от них же основание, начало, способы и жизни вечной. Отсюда и дети не естественно только, но и совестно должны быть обращены к родителям с особенными чувствами и расположениями, сознавать

    Из книги Православно-догматическое богословие. Том II автора Булгаков Макарий

    Б. Обязанности церковные Господь предал устроение царства Своего, то есть Церкви, апостолам, чтобы учили, крестили, научали блюсти, апостолы - епископам, епископы разделяют дело свое апостольское со священниками. Всех их дело - созидать дом Божий учением, таинствами,

    Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том I (январь – март) автора Дьяченко Протоиерей Григорий

    а) Обязанности пастырей Дело пастыря есть дело апостольское, и дух пастыря должен быть апостольский. Это - ревность о спасении душ, ревность живая: не сознаваемая только как обязанность, но и порывающаяся, или снедающая; деятельная: не внутри только ощущаемая, но

    Из книги Вступающим в брак автора Милов Сергей И.

    б) Обязанности пасомых Соответственно такому духу и такому попечению пастырей и пасомые должны быть не неподвижными в деле спасения, но, предавая себя образованию пастырей, как готовый материал, и сами должны всемерно порываться на сие дело, содействовать им в сем и

    Из книги автора

    в) Обязанности клира Около пастыря всегда есть лица второстепенные, помощные, составляющие клир. Они занимают как бы средину между пастырем и пасомыми, потому и к сим должны иметь отношение и соответственные обязанности. Их долг - покорствовать пастырю и во всем

    Из книги автора

    Из книги автора

    Обязанности каафитов 1 Господь сказал Моисею и Аарону:2 - Сделай перепись каафитской ветви левитов по кланам и семьям. 3 Исчисли всех мужчин от тридцати до пятидесяти лет, которые смогут работать при шатре собрания.4 Вот служба каафитов при шатре собрания: пусть они

    Из книги автора

    Обязанности гершонитов 21 Господь сказал Моисею:22 - Еще сделай перепись гершонитов по семьям и кланам. 23 Исчисли всех мужчин от тридцати до пятидесяти лет, которые могут служить при шатре собрания.24 Вот служба гершонитских кланов, когда они трудятся и носят тяжести: 25

    Из книги автора

    Обязанности мераритов 29 Исчисли мераритов по кланам и семьям. 30 Исчисли всех мужчин от тридцати до пятидесяти лет, которые годны служить при шатре собрания. 31 Вот их обязанность, когда они служат при шатре собрания: пусть несут брусья скинии, ее поперечины, столбы и

    Из книги автора

    Обязанности левитов 31 Вот те, кому Давид вверил песенную службу в доме Господнем, после того, как туда был перенесен ковчег. 32 Они несли песенную службу перед скинией собрания, пока Соломон не выстроил Господу храм в Иерусалиме. Они исполняли свои обязанности по

    Из книги автора

    § 187. Необходимость благодати для веры и для самого начала веры, или для самого обращения человека к Христианству. Благодать Божия, необходимая вообще для освящения и спасения человека, необходима, в частности, для его веры и самого начала веры в Господа Иисуса.I. Так учил

    Из книги автора

    Поучение 1-е. Св. Алексий, митрополит Московский (Уроки из его жизни: а) не все могут быть учителями в вопросах веры; б) не должно уклоняться от общественных молитв; в) обличение старообрядцев; г) сила веры) I. Свт. Алексий, митрополит Московский, ныне прославляемый, к высокому

    Из книги автора

    Обязанности супругов Несмотря на то, что в христианской семье муж и жена должны делать все сообща, однако, по учению Церкви, существуют и конкретные обязанности для каждого из супругов. Так, существуют обязанности, которые приличествует исполнять мужу, как главе

    СВЯТИТЕЛЬ ФЕОФАН ЗАТВОРНИК “НАЧЕРТАНИЕ ХРИСТИАНСКОГО НРАВОУЧЕНИЯ”. ПОДРОБНОЕ ОГЛАВЛЕНИЕ ВТОРОЙ ЧАСТИ

    Раздел 1. Заповеди и правила жизни, обязательные для христианина, распределяются по трем отношениям: к Богу, к ближним и к себе самому. Первыми указывается, с какими мыслями, чувствами и расположениями должен христи¬анин обращаться к Богу и как служить Ему. Вторыми определяется образ взаимных внутренних и внешних отношений христиан с христианами как членов единого тела Церкви, долженствующих состоять в живом союзе. Третьими изображается, как христианин должен действовать на самого себя, чтобы иметь возможность как следует держать себя в первых двух отношениях.
    1.1. Вера - глава всего. Под словом “вера” здесь разумеется исповедание, или словесный образ богопознания и богопочтения.
    1.1.1. Обязанности веры – иметь единую истинную веру.
    1.1.2. Обязанности к вере. Первейшая – всецелая покорность вере истинной. православной. Любовь ко всей вере в целом, к каждому ее догмату, правилу и постановлению c радостным, благодарным славословием и чувством успокоения (безопасности). Свидетельствование своей к вере преданности: мужественное исповедание веры, хранение веры, ревность о распространении веры, мужество.
    1.1.3. Грехи против веры: безбожие, индифферентизм (холодность к вере, окостенение духа от погружения в плоть, от снедающей заботы, непомерной гордости), рационализм.
    1.2. Благочестие - жизнь в духе веры, жизнь в единении с Богом в Господе Иисусе Христе во Святой Церкви, или по домостроительству спасения нашего.
    1.2.1. Чувства и расположения на пути воссоединения с Богом. Путь воссоединения с Богом таков: надо прежде прийти к Иисусу Христу, чтобы от Него взойти к Богу. Следовательно, есть обязательные для нас чувства и расположения, одни - на пути сочетания с Господом Иисусом Христом, а другие - на пути восхождения от Иисуса Христа к Богу Триипостасному.
    1.2.1.1. Чувства и расположения на пути сочетания с Господом Спасителем. Сердечное сочетание с Господом совершается верою. Начало веры полагается в познании своей бедности и познании богатства Иисус - Христова.
    1.2.1.2. Чувства и расположения на пути восхождения от Господа Спасителя к Богу Триипостасному. Когда образуется вера и сердце сочетается с Господом, тотчас рождаются из сего другие чувства и расположения: упование спасения в неразрывной связи с самоотвержением, мир с Богом в неразрывной связи с беспрерывным покаянием, чувство любви Отчей от Бога, или сыновства Богу, в неразрывной связи с усиленною деятелъностию ради Его.
    1.2.2. Чувства и расположения христианина, пребывающего в Боге и созерцающего Бога: бесконечным в Божественных совершенствах, Творцом и Промыслителем, Совершителем всего, - и соответственно тому имеем три класса обязательных в отношении к Нему чувств и расположений.
    1.2.2.1. Чувства и расположения к Богу, вытекающие из сознания или созерцания Его непостижимости и бесконечности совершенств: изумление, благоговейный страх и трепет, восхваление и славословие хождение пред Богом. “Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа да даст вам по богатству славы Своея, силою утвердитися Духом Его во внутреннем человеце, вселитися Христу верою в сердца ваша, да возможете разумети со всеми святыми, что широта, и долгота, и глубина, и высота... да исполнится во всяко исполнение Божие” (Еф. 3: 16-19).
    1.2.2.2. Чувства и расположения к Богу рождаются из созерцания Его творчества и промышления: благодарение (ты весь Его, всё твоё от Него), благодушие (всё, что будет с тобою, от Бога будет), терпение, довольство, преданность воле Божией, успокоение в Боге, надежда, прошение.
    1.2.2.3. Чувства и расположения - из созерцания Бога Совершителя всяческих: быть подобно страннику; чаяние второго пришествия Господня; памятование о смерти, суде, рае, аде.
    1.2.2.4. Молитва - вместилище и поприще жизни в вере и благочестии
    1.2.2.4.1. Значение молитвы. Молитва есть возношение ума и сердца нашего к Богу.
    1.2.2.4.2. Следствия благие. Молитва есть оживотворение духа, некоторое его обожение. Кто же молитвенно возносится к Богу, исполняется Божеством. Божественные энергии воздействует на три силы нашего духа: на разум и просвещают его, на волю и дают ей крепость, или освящение и обновление сил, на сердце и возвышают жизнь, или огнь благодатной жизни.
    1.2.2.4.3. Условия. Молитва невозможна без умерщвления плоти и без самоотвержения, так же, как невозможно без них и истинное благочестие.
    1.2.2.4.4. Воспитание чрез молитвословие заключается в приобретении навыка непрестанной молитвы (или приятия действа молитвенного) с помощью совершения в определённое время молитвований, требующих особенного внешнего порядка (уединённое место перед иконой с возжжением свечи или лампады) и внутренней отрешённости от мирской суеты, т. е. создание “внутренней молитвенной клети”. Устроившись так, следует совершать молитвословие: тихо, благоговейно, разумно читать избранные и установленные молитвы, перемеживая их поклонами с крестным знамением, поясными, или земными, или коленопреклонением, всемерно напрягаясь, внедрять в сердце читаемое и возбуждать в нем соответственные чувства.
    1.2.2.4.5. Степени. Различают три степени молитвы: На первой она бывает преимущественно внешняя: чтения, поклоны, бдения. На второй степени в молитве телесное и духовное являются в равной силе; здесь каждое слово молитвы сопровождается соответственным чувством, такая молитва обыкновенна в том, в ком жив дух благочестия. На третьей степени в молитве преобладает внутреннее, или духовное, когда и без слов, и без поклонов, и даже без размышления, и без всякого образа, при некотором молчании или безмолвии, в глубине духа совершается действо молитвы, пребывающее неизменно.
    1.3. Общение с Богом через общение со Святою Церковью. Живой союз с Церковью есть там, где всё, что есть в Церкви, признают и ощущают так близким к себе, как бы собственную свою часть.
    1.3.1. Чувства и расположения из отношения к Церкви как вместилищу благодатных средств ко спасению. Церковь есть дом спасения, она есть: про¬светительница; подательница благодати; ходатаица и покров.
    1.3.2. Чувства и расположения из отношения к Церкви как вместилищу спасенных и спасаемых. Члены Святой Церкви делятся на две степени: одни уже перешли из сей жизни, упокоены в Царствии Небесном и составляют Церковь торжествующую; другие еще пребывают на земле, стремятся только достигнуть того состояния в борьбе и составляют Церковь воинствующую. Общение у христиан одно с членами Церкви, торжествующими на небе, а другое с членами Церкви, на земле пребывающими и воинствующими. Спасённым членам Церкви должно: воздавать чествование как полнейшим сосудам, Богом возвеличенным и прославленным; прибегать к их ходатайству; подражать им. Главная цель сих соотношений есть воспитать в себе стремление и жажду вступить в сообщество торжествующих на небе. К отшедшим и пребывающим в надежде жизни вечной чувства и расположения наши должны быть такими: умершего брата во Христе способствовать похоронить и отдать ему последний долг; за всякого приносить молитвы, жертвы и милостыни; или совсем не говорить о них, или говорить одно хорошее, но никак не злословить и не осуждать; исполнять их пос¬леднюю добрую волю; с благодарностью воспоминать об их добре и стараться подражать их назидательным обычаям и поддерживать их. А касательно родных, кроме всего сего, надо еще не скорбеть, подобно не имущим упования, хотя и нельзя быть равнодушным; совершать о них поминовения поименно всегда, особенно в 3-й, 9-й, 40-й дни, в год, в дни поминовений церковных и во всякой молитве. Милостыня тоже мно¬го может; но главное - бескровная жертва.
    1.3.2.1. Чувства и расположения к братиям о Христе, живущим с нами на земле и составляющим тело Церкви земной. Сии отношения вытекают из понятия о христианах как едином теле Церкви (Еф. 4:16; 1 Кор. 12:12, .27) и бывают двух родов: одни - ко всему телу Церкви, другие же - к каждому члену ее. В расположении ко всему телу Церкви нужно: согласное единомыслие, единоволие, сострадание, дух христианской любви. Расположения должно питать нам взаимно друг к другу: братская любовь, благорасположение, благожелательность, благопопечение, уважение.
    1.3.3. Как должен христианин самого себя держать и образовывать, чтобы быть в живом союзе с Церковью, а через нее с Богом. Христианин должен: помнить обеты крещения, благоговейно хранить верность им, воинствовать под знаменем Христа, отличаться целомудрием, самообладанием и самоотверженностью (“царение над собою с самопожрением Богу”) в борьбе со страстями, заботиться об устроении порядка в своей внешней жизни.

    Раздел 2. Заповеди и правила жизни, обязательные для христианина. Это обязанности относительные. Они называются также взаимными, потому что касаются человека, состоящего в каких-либо законных связях с другими, лежат на нем взаимно с другими лицами и, требуя от него известного рода действий, в то же время взаимного соответствия требуют и от других. Сюда относятся обязанности христианина, рассматриваемого в семействе, в Церкви, в обществе.
    2.1. Обязанности семейственные. Семейство – малая Церковь и первичная ячейка общества. Обыкновенно его составляют родители и дети, иногда с другими родными.
    2.1.1. Общие обязанности всего семейства. В сем отношении есть общие всего семейства обязанности и есть взаимные обязанности разных членов семейства.
    2.1.1.1. Глава семейства – глава малой (домашней) церкви, распорядитель и правитель дел, воспринявший на себя всестороннюю ответственность и заботу о всём доме, хранитель семейных обычаев.
    2.1.1.2. Все семейство должно: иметь у себя главу (ей во всём повиноваться), жить между собой в союзе сердечном (в крепком мире, согласии и взаимопомощи), “не вынося сора из избы”, защищать честь своего дома.
    2.1.2. Взаимные обязанности разных членов семейства. От супружества - счастье временное и даже спасение вечное.
    2.1.2.1. Супруги стали одна плоть, одна душа. На этом понятии основываются общие их обязанности, именно: крепкая любовь, нестрастная, но чистая и трезвая, свидетельствуемая внутри взаимною привязанностью и живым участием, равно как скорым и подвижным сочувствием и содействием, по коему глаз и рука одного там же, где и другого. Отсюда истекают доверительный мир и согласие нерушимое.
    2.1.2.1.1. Общие обязанности. Соблюдение супружеской верности, то есть хранение первого условия союза - и душою и телом принадлежать только друг другу. Муж не свой, а женин, и жена не своя, а мужнина. Вер¬ность утверждает доверие; неверность, хотя только предполагаемая, рождает подозрительную ревность, прогоняющую покой и согласие и разрушающую семейное счастье.
    2.1.2.1.2. Обязанности мужа. Муж - глава жене - должен иметь и яв¬лять свою любовную власть над женою. Смотреть за нею, заботиться о её умственном и нравственном совершенстве, снисходительно и терпеливо исправляя недоброе и насаждая доброе, неисправимое же в теле или нраве, снося благодушно; во всех делах должен считать ее первою, вернейшею и искреннейшею советницею, первою поверенною тайн.
    2.1.2.1.3. Обязанности жены. Жена со своей стороны должна во всем слушаться мужа, всячески нрав свой склонять к его нраву и быть ему всецело преданною, чтобы ни делом, ни мыслию даже не загадывать ничего без его воли, мудро исполнять поручения и просьбы мужа.
    2.1.2.2. Родители и дети. Супруги имеют быть родителями. Дети - одна из целей супружества и вместе обильный источник семейных радостей. Потому супруги должны чаять детей как великого дара Божия и молиться о сём благословении.
    2.1.2.2.1. Обязанности родителей – хранить супружеское целомудрие и благочестие, воспитание детей в любви к порядку и добросовестному трудолюбию.
    2.1.2.2.2. Обязанности детей – любовь к родителям с почтением и покорностью, упокое¬ние родителей престарелых.
    2.1.2.3. Родные. Первое место занимают братья и сестры, зачавшиеся в одной утробе, одним молоком питавшиеся, возросшие под одним кровом, одним попечением и любовью. Из братней с сестринской любви сам собою рождается мир крепкий и согласие - неиссякаемый источник взаимных радостей, умиротворение родителей и всего семейства.
    2.1.2.4. Другие, случайные лица, принимаемые в семейство, как то: благонравных и чистоплотных кормилиц для младенцев благоразумных и опытных учителей для воспитания детей.
    2.1.2.5. Господа и слуги. Господам нужно сохранять в сердце своём милосердное христианское расположение к слугам, то есть относиться к ним, как к братии о Христе, и соответственно тому не лишать и уважения, и расположения, и справедливости, и внимания. Отсюда в главном деле слуги и господина - служении и повелении, или приказах - надо всё расположить так, чтобы ни господин, повелевая, не был тираном, ни слуга, исполняя, не превращался в страдательное орудие.
    2.2. Обязанности церковные. Господь предал устроение царства Своего, то есть Церкви, апостолам, чтобы учили, крестили, научали блюсти, апостолы - епископам, епископы разделяют дело свое апостольское со священниками. Всех их дело - созидать дом Божий учением, таинствами, священнодействиями, руководством, иначе говоря, пасти церковь. Таким образом, в составе церкви есть паства, есть и пастыри. Каждый христианин ближайшее должен иметь отношение к своему пастырю, и обратно, пастырь - к каждому пасомому. А отсюда и взаимные их обязанности.
    2.2.1. Обязанности пастырей. Дело пастыря есть дело апостольское, и дух пастыря должен быть апостольский. Это - благочестивая, терпеливая ревность о спасении душ, ревность живая: не сознаваемая только как обязанность, но и порывающаяся, или снедающая; деятельная: не внутри только ощущаемая, но употребляющая и предлежащие средства не в слове только, но и в деле.
    2.2.2. Обязанности пасомых. Соответственно такому духу и такому попече¬нию пастырей и пасомые должны быть не неподвижными в деле спасения, но, предавая себя образованию пастырей, как готовый материал, и сами должны всемерно порываться на сие дело, содействовать им в сем и облегчать труды их. Отсюда пастырей, ревнующих об их спасении, принять должны, как посланников Божиих, как Самого Бога, через них приближающегося; пастырей, являющих добродетели пастырские и общехристианские, избрать в образец своей жизни и стараться подражать им.
    2.2.3. Обязанности клира. Около пастыря всегда есть лица второстепен¬ные помощники, составляющие клир. Их долг - покорствовать пастырю и во всем повиноваться и не только не противодействовать и не мешать его распоряжениям и деятельности, но всячески содействовать ему верным исполнением поручений и советом; тщательно и благоговейно исполнять лежащие на них должности; между собою жить в мире и согласии, соединяясь в одной цели.
    2.2.4. Обязанности монашествующих. Во-первых, главное дело монахов есть молитва неусыпная, непрестающая, о Церкви, отечестве, живых и мертвых. Они - жертва Богу от общества, которое, предавая их Богу, из них составляет себе ограду. Применительно к сему в монастырях преимущественно должно процветать священнослужение благообразное, чинное, полнейшее, продолжительнейшее. Церковь является здесь во всей красоте своего облачения. Во-вторых, строгое соблюдение богоугодных обетов бесстрастного нестяжательства и безбрачия, а также отложение от своей воли с беспрекословным послушанием настоятелю. В-третьих, cоставляя из себя, под руководством одного, братский союз и как бы одно тело, они составляют как бы частную Церковь, а потому имеют на себе и прежде изложенные обязанности церковные. Здесь настоятель - пастырь; братие - пасомые. Дело настоятеля - неусыпное попечение о спасении и совершен¬нейшем житии братии; хранение в ненарушимости древнего чина как общего монашеского, так и частного, в своем монастыре, равно как и обычаев, принятых от отцов; забота о благосостоянии монастыря и содержании монашеской братии. Дело братий - покорствовать во всем своему настоятелю и отцу; точно и тщательно исполнять служение и послушание свое.
    2.3. Обязанности гражданские общественные. Христианин, являясь членом Церкви, не престает быть и членом общества. Он должен, принявши христианство, освятить им свое служение обществу. Общество - тело под главою, - государем. Каждый член его должен иметь отношение и к лицу государя - главы, и к целому обществу - телу.
    2.3.1. Государь (Глава государства). Господь благоустрояет на земле государства и дает им главу в царе, чтобы они, под управлением единого, согласным взаимодействием всех созидали свое благоденствие временное для успешного достижения вечного спасения. Дело государя, Богом поставленного и являющего лицо Промысла Божия о людях, - сознать сие великое значение свое и выполнять его со страхом, вниманием к своему внутреннему, в непрестанном благоговении, чтобы принимать от Бога, через сердце, Его промыслительные распоряжения; любить народ, как свое тело или как отец свое семейство; для этого сердобольно и всесторонне заботиться о нём, блюсти его вес и безопасность внешнюю и внутреннюю; изобретать способы к довольству, уравнению прав и порядку; распространять просвещение по всем классам народа - и просвещение истинное; блюсти чистоту нравов и искоренять пороки; хранить национальный дух, характер, обычаи, постановления; главное же, насаждать веру истинную и заботиться о благоденствии и цвете Церкви по чувству благоговения или любви к Богу, Его возвеличившему, по любви к народу, по самым условиям благоденствия, кои суть благословение Божие, чистота сердца и воли, верность престолу и клятве; а для того иметь в великом внимании религиозный дух и не только не попускать ему угаснуть какими-нибудь учреждениями, а напротив, все учреждения освящать сим духом, чтобы таким образом жизнь в обществе сливалась с жизнью религиозною и обе шли об руку, как Моисей и Аарон. Вообще, все так должно устроить, чтобы выше всего стояла вера и Церковь, и крест Христов все покрывал.
    2.3.1.1. Обязанности верноподданных к лицу государя. Служить православному самодержцу верой и правдой. Статья 4 раздела 1 Свода основных государственных законов Российской Империи гласит: “Императору Всероссийскому принадлежит Верховная Самодержавная власть. Повиноваться власти Его, не только за страх, но и за совесть, Сам Бог повелевает”. Принимать государя с благоговением как Божьего Помазанника, являя ему молчаливую покорность во всём как изрекающему волю Божию. Прилепляться к нему благодарною любовью и быть всегда готовым жертвовать даже жизнью за его безопасность, покой и счастье; чтя царя в себе чувством, пред другими - словом, удерживаясь от неуместных, тем более дерзких суждений о нём и делах его. Постоянно воссылать о нём усердные молитвы. Повеления его и учреждения чтить, принимать, исполнять без размышления, с терпением.
    2.3.2. Общественные обязанности гражданина. Дорожить общественными интересами; содействовать общественному благоденствию; всяческие злоупотребления предотвращать; знать и хранить законы, усердно неся все повинности, не уклоняясь от существующих постановлений; блюсти характер своего народа, чтить его, возвышаться до него, защищать его и все добрые отечественные обычаи беспрекословно хранить, а недобрые, тем более нехристианские, стараться искоренять; не прилепляться ко всему чужому, но принимать его только под условием крайней нужды и совершенного согласия со своим духом; не пристращаться неразумно к своему добру.
    2.3.2.1. Служащие. Дело начальства - быть верным орудием государя, посредником между ним и на¬родом; знать значение и требование своей части и тщательно исполнять возложенные обязанности. К подчинённым, по своей части, являть всю правду, стоя к ним лицом закона, и всю любовь и благосклонность, чтобы не лишить доступа к милостям государя; во всём же действовать искренно, как пред Богом, по клятве и присяге, которая дана. Дело подначальных - покорствовать начальству и всякое повеление исполнять добросовестно, без ропота, лености и замедления; уважать его, почитать и благодарно любить; молиться за него и защищать честь его от злословий, тем паче не злословить самим. С принятою службою следует сочетаться сердечно, любить её по смерть и никогда не перебегать от одной на другую без крайних понудительных причин, то есть не иначе как или по определению начальства, или по сознанию ошибки в первоначальном выборе службы. Всякая служба терпит усовершенствование. Нужно всё временное употреблять для вечности. Потому всемерно надлежит стараться привить дух веры в ту часть, которая досталась на вашу долю.
    2.3.2.2. Сословия. Служащих доставляют обществу разные его сословия: дворянство, духовенство, горожане - купечество с мещанством и простой народ. Это соки общества, кои соответствуют сокам тела, дающим в нем флегматический и сангвинический, меланхолический и холерический темпераменты. Каждое сословие имеет свой дух, свою степень, свои права и некоторым образом исключительное свое назначение. Со всем этим каждый сочетался рождением своим и кровью и поэтому должен: любить своё сословие; держать его характер; быть терпимым к его недостаткам, по возможности исправляя их; украшая сословие своими добродетелями; помня и чтя родовые традиции.

    P.S. Для наших дней актуально:
    Раздел 2. Заповеди и правила жизни, обязательные для христианина второй части “Начертание христианского нравоучения” дополнить пунктом 2.4. Обязанности гражданские хозяйственные с указанием христианских этических норм, приведённых в «Своде нравственных принципов и правил в хозяйствовании» (принятом в феврале 2004 года в Троице-Сергиевой лавре на VIII Всемирном Русском Народном Соборе).
    Отредактировать (для назидания будущих поколений в качестве образца для подражания) в соответствии с пунктом III.7. раздела III. Церковь и государство “Основ социальной концепции Русской Православной Церкви” (принятой на Юбилейном Архиерейском Соборе в августе 2000 года) пункты 2.3.1. Государь (Глава государства) и 2.3.1.1. Обязанности верноподданных к лицу государя, раскрывающие суть понятия “чувства ранга” в отношениях “гражданин - глава государства (государь)”.