Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Международная правосубъектность народов (наций), борющихся за свою независимость. Нации и народы, борющиеся за свою независимость как субъекты международного права Народы и нации борющиеся за национальную независимость

Правосубъектность борющихся наций, как и правосубъектность государств, носит объективный характер, т.е. существует независимо от чьей-либо воли. Современное международное право подтвержда­ет и гарантирует право народов на самоопределение, включая право на ϲʙᴏбодный выбор и развитие ϲʙᴏего социально-политического статуса.

Принцип самоопределения народов будет одним из основных принципов международного права, его становление приходится на конец XIX - начало XX вв.
Стоит отметить, что особенно динамичное развитие он при­обрел после Октябрьской революции 1917 г. в России.

С принятием Устава ООН право нации на самоопределение окон­чательно завершило ϲʙᴏе юридическое оформление в качестве основ­ного принципа международного права. Декларация о предоставле­нии независимости колониальным странам и народам 1960 г. конкре­тизировала и развила содержание ϶ᴛᴏго принципа. В наибольшей степени полно его содержание было сформулировано в Декларации о принципах международного права 1970 г., где говорится: «Все народы имеют право ϲʙᴏбодно определять без вмешательства извне ϲʙᴏй политичес­кий статус и осуществлять ϲʙᴏе экономическое, социальное и куль­турное развитие, и каждое государство обязано уважать ϶ᴛᴏ право в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с положениями Устава ООН».

Отметим тот факт - что в современном международном праве имеются нормы, под­тверждающие правосубъектность борющихся наций. Нации, борю­щиеся за создание независимого государства, находятся под защитой международного права; они объективно могут применять меры при­нуждения в отношении тех сил, кᴏᴛᴏᴩые препятствуют обретению нацией полной международной правосубъектности, оформлению в государство. Но применение принуждения - не единственное и, в принципе, не главное проявление международной правосубъектнос­ти наций. Субъектом международного права может быть признана только та нация, кᴏᴛᴏᴩая имеет ϲʙᴏю политическую организацию, самостоятельно осуществляющую квазигосударственные функции.

Иначе говоря, нация должна иметь догосударственную форму орга­низации: народный фронт, зачатки органов власти и управления, население на контролируемой территории и т.д.

Необходимо учитывать, что международной правосубъектнос-тью в собственном значении ϶ᴛᴏго слова могут обладать (и обладают) не все, а исключительно ограниченное число наций - нации, не оформленные в государства, но стремящиеся к их созданию в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с меж­дународным правом.

Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что практически любая нация потенциально может стать субъектом правоотношений самоопределения. При этом право народов на самоопределение фиксировалось в целях борьбы с коло­ниализмом и его последствиями, и как норма антиколониальной на­правленности она ϲʙᴏю задачу выполнила.

Сегодня особое значение приобретает другой аспект права наций на самоопределение. Сегодня речь идет о развитии нации, уже ϲʙᴏбодно определившей ϲʙᴏй политический статус. В ны­нешних условиях принцип права наций на самоопределение должен гармонизироваться, согласовываться с другими принципами между­народного права и, в частности, с принципом уважения государствен­ного суверенитета и невмешательства во внутренние дела других госу­дарств. Иными словами, нужно говорить уже не о праве всех (!) наций на международную правосубъектность, а о праве нации, получившей ϲʙᴏю государственность, развиваться без вмешательства извне.

Борющаяся нация вступает в правоотношения с государством, контролирующем эту территорию, другими государствами и нация­ми, международными организациями. Участвуя в конкретных между­народных правоотношениях, она приобретает дополнительные права и защиту.

Различают права, кᴏᴛᴏᴩыми уже обладает нация (они вытекают из национального суверенитета), и права, за обладание кᴏᴛᴏᴩыми она борется (вытекают из государственного суверенитета)

Правосубъектность борющейся нации содержит в себе комплекс следующих основных прав: право на самостоятельное волеизъявле­ние; право на международно-правовую защиту и помощь со стороны других субъектов международного права; право на участие в между­народных организациях и конференциях; право участвовать в созда­нии норм международного права и самостоятельно выполнять при­нятые на себя международные обязательства.

Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что суверенитет борющейся нации характеризуется тем, что он не зависит от признания ее субъектом международного права со стороны других государств; права борющейся нации охра­няются международным правом; нация от ϲʙᴏего имени вправе при­менять принудительные меры против нарушителей ее суверенитета.

Признание международной правосубъектности наций и народов непосредственно связано принятием Устава ООН, закрепившего в качестве основополагающего принципа - право нации и народа на самоопределение. В дальнейшем этот принцип был развит в документах, принятых Генеральной Ассамблеей ООН: Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г. и Декларации о принципах международного права 1970 г., закрепивших персонификацию наций и народов в качестве субъектов международного права. Термины «народ» и «нация» в международных актах рассматривались как идентичные.

Успешное развитие антиколониальной борьбы в 60-е годы ХХ века привело к всеобщему признанию международной правосубъектности наций и народов, вставших на путь самоопределения. Распространилась практика заключения международных договоров между суверенными государствами и органами национального освобождения, которые, кроме того, получили статус наблюдателей в международных межправительственных организациях, а их представители - право на участие в работе международных конференций.

Нормы международного права и практика международных отношений определили объем правоспособности борющейся нации, который включает в себя комплекс следующих основных (субъектно-видовых) прав:

Право на самостоятельное волеизъявление;

Право на международно-правовую защиту и помощь со стороны других субъектов международного права;

Право на участие в работе международных организаций и конференций;

Право на участие в создании международно-правовых норм и самостоятельно выполнять взятые на себя обязательства

Право применять принудительные меры против нарушителей национального суверенитета.

Эти права, составляющие основу международной правоспособности народа, имеют специфику, отличающую ее от универсальной правоспособности суверенных государств. Народ (нация), борющаяся за независимость, может участвовать в международных отношениях лишь по вопросам, касающихся реализации права на самоопределение. Наиболее выпукло это положение проявляется в практике международных организаций системы ООН. Устав ООН и уставы других организаций системы ООН в качестве полноправного члена организации признает только суверенное государство. Национальные образования в системе ООН имеют специальный статус – ассоциированных членов или наблюдателей.

Доктринальное толкование международной правосубъектности наций и народов развивалось достаточно противоречиво и неоднозначно. Основной проблемой научной полемики был вопрос определения объема международной правоспособности нации (народа) .

Наиболее последовательно наличие международной правосубъектности наций и народов отстаивалось в советской международно-правовой доктрине , исходившей из идеи национального суверенитета , в силу обладания которым нация (народ) является основным (первичным) субъектом международного права, наделенным универсальной правоспособностью . Под нацией (народом) понималось не просто население, проживающее на определенной территории, а организационно оформленная культурно-историческая общность, осознающая свое единство. Советские ученые полагали, что всякий народ (нация) потенциальный субъект международного права, но участником реальных международно-правовых отношений он становится с момента начала борьбы за свое политическое самоопределение.

В западной международно-правовой доктрине международная правосубъектность наций и народов была однозначно признана только в результате успешного развития антиколониального движения. Однако универсальный объем правоспособности этого субъекта международного права западными учеными никогда не признавался. Обобщенно суть данной доктрины можно выразить следующим образом: нация, имеющая политическую организацию и самостоятельно осуществляющая квазигосударственные функции, имеет право участвовать в международных отношениях, но обладает ограниченным объемом правоспособности, включающей правомочия специфического характера (право на деколонизацию, право на социальное, экономическое и политическое самоопределение, право национальных меньшинств требовать защиты и защищать свои права).

В последнее десятилетиеподходы к определению правосубъектности наций (народов), борющихся за независимость, изменились ив отечественной (современной) международно-правовой доктрине . Российские исследователи также признали, что нация (народ) имеет специфическую правоспособность, ограниченную рамками права на самоопределение. Кроме того, сегодня, когда абсолютное большинство бывших колониальных народов добилось независимости, право нации на самоопределение стало рассматриваться в другом аспекте, как право на развитие нации, уже свободно определившей свой политический статус.Большинство отечественных исследователей ныне полагает, что принцип права народа на самоопределение необходимо согласовывать с другими принципами международного права, особенно, если речь идет о самоопределении отдельных наций в рамках многонационального суверенного государства. Такое самоопределение вовсе не предполагает обязательности отделения и создания нового государства. Оно подразумевает повышение уровня самостоятельности, но без угрозы территориальной целостности государства и правам человека. Такая позиция нашла закрепление в постановлении Конституционного суда РФ от 13 марта 1992 г., в котором говорится, что «не отрицая право народа на самоопределение, осуществляемое посредством законного волеизъявления, следует исходить из того, что международное право ограничивает его соблюдением принципа территориальной целостности и принципа соблюдения прав человека».

Особенность современного международного права заключается в возможности признания НБН в качестве его самостоятельных субъектов. Не каждая нация или народ, борющиеся за свое освобождение, вправе претендовать на такой статус. Субъектом международного права могут быть только те НБН, которые в процессе своей освободительной борьбы создают властные структуры, способные выступать от имени всей нации в межгосударственном общении.

Право наций на самоопределение – один из когентных принципов общего международного права, закрепленный в Уставе ООН, Декларации принципов международного права 1970 г., Хельсинском акте 1975 г. Право на отделение и образование самостоятельного государства – непременный элемент права нации на самоопределение. Таким правом обладают население несамоуправляющихся территорий (колоний, зависимых территорий); народы, проживающие на территории, имеющей в соответствии с конституцией соответствующего государства право на отделение; народы, проживающие на территории государства, в котором имеет место нарушение принципа права наций на самоопределение. В любом случае право на самоопределение – это именно право, а не обязанность нации. Право на самоопределение может осуществляться любыми способами, в том числе и военными; однако право на самоопределение несовместимо с национализмом и сепаратизмом.

Международная правосубъектность НБН впервые проявилась в годы Первой мировой войны, во время распада Австро-Венгерской, Российской и Османской империй. Далее международная правосубъекность НБН была признана в период Второй мировой войны. Наибольшее количество таких субъектов действовало в международном общении в период массового крушения колониальной системы. В современном мире значение международной правосубъектности НБН состоит в том, что это право каждого народа, строящего свою государственность, самостоятельно, без вмешательства извне, определять свой внутренний и внешний политический статус.

Способность иметь международные права и обязанности и способность их самостоятельно осуществлять органически связаны между собой и составляют международную правосубъектность НБН. Последние обладают всеми элементами международной правосубъектности: правом участвовать в заключении международных соглашений, быть членом международных организаций, иметь свои официальные представительства в других государствах, участвовать в работе международных конференций. Основное международное правомочие народа, борющегося за создание собственного государства, – международная договорная правоспособность. От имени нации при заключении международного договора или присоединении к нему выступают представители национально-освободительного движения.

Одно из наиболее важных правомочий НБН – это право на международную защиту и поддержку со стороны других государств, право непосредственно предъявлять претензии в международные органы. В международных организациях и на международных конференциях НБН обычно имеют статус наблюдателей.

Основная проблема международной правосубъектности НБН – необходимость признания нации в качестве субъекта международного права. В современном международном праве отсутствует нормативное международно-правовое регулирование этого вопроса. Особой сложностью отличается вопрос: сколько государств должно признать НБН, чтобы она получила статус субъекта международного права. В настоящее время эти вопросы решаются на основе международной практики и международных обычаев. Однако такое признание получают нс нация или народ в целом, а конкретные органы, возглавляющие национально-освободительное движение. В документах ООН речь идет именно о признании национально-освободительного движения. Специфика признания НБН субъектом международного права предопределяется тем, что проблема признания возникает в отношении народа, и для признания необходимо наличие у этого народа определенной экономической, культурной, исторической общности, осознания своего единства. Если проблема признания возникает в отношении нации – необходима еще и языковая общность.

Современная международная практика по вопросу признания НБН субъектами международного права основана на "доктрине Эстрады", которая применима не только к признанию правительств, но и к признанию наций, борющихся за независимость. При этом необходимы определенные объективные критерии, позволяющие признать НБН субъектом международного права.

В 1974 г. на основе резолюции ГА ООН международной правосубъектностью была наделена Организация Освобождения Палестины (ООП). Она была признана нацией, борющейся за независимость (создание суверенного Палестинского государства). В начале 2003 г. под эгидой ООН Израиль и ООП приняли "Дорожную карту" продвижения к постоянному урегулированию палестиноизраильского конфликта в соответствии с принципом сосуществования двух государств. Цель этого плана – предложить "постоянное решение палестино-израильского конфликта путем создания двух государств". В том же году Израиль начал строительство защитного "барьера безопасности" длиной около 350 км. Он должен разделить Израиль и палестинские территории, а также обезопасить от террористических нападений районы па Западном берегу, где сосредоточены основные израильские поселения. Однако в 2004 г. Международный Суд ООП объявил строительство Израилем "барьера безопасности" незаконным. По мнению Суда, стена нарушает право палестинцев на свободу передвижения и трудоустройство, и следует компенсировать ущерб, нанесенный ее строительством всем физическим и юридическим лицам.

В настоящее время реально существует Палестинская автономия (фактически независимое государство). ООП уже нельзя считать нацией, борющейся за независимость (хотя формально юридически этот статус продолжает сохраняться); она является одним из политических движений, действующих в Палестинской автономии и борющихся за власть в новом государстве (наряду с Исламским движением сопротивления (ХАМАС), Движением за национальное освобождение Палестины (ФАТХ) и др.).

В международном праве существует обычная норма, согласно которой в борьбе за право нации на самоопределение не может иметь места иностранное вмешательство, в том числе и в форме финансовых вливаний. Например, к 2008 г. объем российских субсидий Южной Осетии более чем вдвое превышал валовой внутренний продукт (ВВП) самой республики. Основная часть субсидий направлялась на военные расходы, достигшие 50% ВВП Абхазии и 150% ВВП Южной Осетии. Международное сообщество не признает эти государства прежде всего в связи с прямым участием России в конфликте. Выход Абхазии и Южной Осетии из состава Грузии расценивается не как реализация законного права наций на самоопределение, а как нарушение территориальной целостности и политического единства Грузии.

Концепция международной правосубъектности народов (наций), борющихся за независимость, сформировалась под влиянием практики ООН. И хотя народы и нации, борющиеся за независимость, являются первичными субъектами международного права, их международная правосубъектность к этому времени оспаривается некоторыми авторами. Кроме того, ни доктрина, ни практика не выработали четких критериев, по которым нужно признавать определенную нацию и народ, борющийся за независимость, субъектам! международного права. Чаще всего решение о предоставлении такого статуса обосновывают политическими, а не юридическими критериями.

Идея признания народа или нации, борющейся за создание независимого государства, возникла достаточно давно. Так, например, Четвертая Гаагская конвенция 1907 г. предусмотрела ряд прав и обязанностей таких субъектов во время войны. Однако главную роль в процессе развития доктрины относительно предоставления статуса субъектов международного права сыграло влияние ООН в 60-70 годах XX века. во время так называемой деколонизации Основой для этого стал провозглашенный в Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г. и подтвержденный впоследствии Декларацией 1970 г. принцип самоопределения народов. Он предусматривал, "...что каждый народ имеет право на самоопределение и может свободно устанавливать свой политический статус...".

Международной правосубъектностью обладают не все народы и нации, а лишь те, что борются за создание собственного государства. При этом не имеет значения характер борьбы, она может быть как военной, так и мирной. Народы и нации, которые создали собственное государство, на международной арене представленные ею. Таким образом, статус субъекта международного права народа или нации осуществляется как исключение, на время, пока они не создали собственного государства.

Интересным является тот факт, что в доктрине и в международных документах употребляются различные по значению термины "народ" и "нация". Хотя стоит заметить, что в большинстве известных в истории случаев статус субъекта международного права признавался не столько за народом или нацией, которые боролись за независимость, сколько за национально-освободительными движениями, которые были воплощением этой борьбы. Кроме того, и "народ", и "нация" являются понятиями достаточно размытыми, в то время как национально-освободительные движения гораздо лучше организованы и структурированы.

С конца 70-х годов XX века, то есть с момента фактического окончания деколонизации, происходит постепенная смена подходов к вопросу предоставления статуса субъекта международного права народам и нациям, что борются за независимость. Во-первых, все чаще акцентируется, что принцип самоопределения народов и наций является лишь одним из принципов международного права и его надо применять в комплексе с другими принципами международного права, в частности территориальной целостности и незыблемости границ. Именно поэтому значительное число авторов считают, что статус субъекта международного права может быть предоставлен не всем народам и нациям, которые борются за независимость, а лишь тем, которые используют свое право на самоопределение, и когда имеется хотя бы одна из перечисленных ситуаций: 1) территории, аннексированы после 1945 г., принадлежат к так называемым несамоуправляющихся территорий (примером первой является Палестина, второй - Гуам); 2) если государство не придерживалась принципа равенства отдельных групп населения по этническому, национальному, религиозному или другой похожей признаку (например, Косово); 3) в конституции федеративного государства предусмотрена возможность выхода из ее состава отдельных субъектов (например, СССР).

Во-вторых, стоит отметить, что самоопределение народов и наций возможно не только через создание независимого государства, но и различных автономий в составе другого государства.

Если же говорить о правах и обязанностях народов и наций как субъектов международного права, то нужно заметить, что они значительно ограничены по сравнению с государством. Однако можно выделить такие: право на самоопределение и создание независимого государства; право на признание правосубъектности органов, которые их представляют; право на получение международной правовой защиты как от международных организаций, так и от отдельных государств; право заключать международные договоры и иным образом участвовать в процессе создания норм международного права; право участвовать в деятельности международных организаций; право самостоятельно реализовать действующие нормы международного права. Среди основных обязанностей можно выделить обязанность придерживаться норм и принципов международного права и нести ответственность в случае их нарушения.

Теперь международная правосубъектность народов и наций, борющихся за независимость, признается за арабским народом Палестины. Некоторые авторы утверждают, что аналогичным статусом обладает народ Западной Сахары. Рассмотрим более детально приведенные примеры.

Арабский народ Палестины.

Населения оккупированных Израилем палестинских территорий борется за создание (восстановление) собственного государства. Арабский народ Палестины представляет Организация освобождения Палестины (ООП), международная правосубъектность которой была признана в 70-х годах XX века. сначала Советом Безопасности, а затем и Генеральной Ассамблеей ООН. Сейчас имеет статус наблюдателя в ООН, Лиге арабских государств и других международных организациях.

ОВП контактирует с достаточно большим количеством государств, в том числе с Россией, Египтом, Францией, Сирией, Ливаном и др. Палестина является участницей нескольких десятков универсальных международных договоров, в частности, Женевских конвенций 1949 г. и Конвенций ООН по морскому праву 1982 г.

В 1993 г. ООП подписала Вашингтонское соглашение, которое предусматривало создание на оккупированных Израилем территориях временной Палестинской автономии. Теперь этот орган осуществляет административную и судебную власть на оккупированных территориях. С созданием временной Палестинской автономии ООП потеряла статус субъекта международного права, который теперь признается представителями правительства Автономии.

Народ Западной Сахары имеет статус, аналогичный статусу арабского народа Палестины, его международная правосубъектность признана ООН, при которой он получил статус наблюдателя.

В связи с изменениями, которые в последнее время происходят в международных отношениях добавленного субъекта, все чаще применяют термины "государства на стадии становления" и "нации, которые стремятся к своей государственности".

На практике возникают случаи признания в качестве нации, борющейся за самоопределение (национально-освободительных движений), воюющей и восставшей стороны. Речь идет о признании военно-политического формирования, которое имеет прочную организацию во главе с ответственным лицом, контролирует значительную часть территории государства и ведет непрерывную и согласованную борьбу с центральным правительством длительное время.

Такое признание имело место в случае арабо-израильского конфликта (признание Организации Освобождения Палестины), в процессе деколонизации Африки. Применительно к национально-освободительным движениям, действовавшим в Африке, ООН признавала лишь те из них, которые признавались также Организацией африканского единства в качестве единственных представителей своих народов. По сути дела, это было признание органов национального освобождения.

Встречаются и более сложные ситуации. Например, в Эфиопии против существующей центральной власти боролись и оппозиция к центральной власти, и военные формирования Эритреи. После свержения режима Мангисту Хайле Мариама оппозиция пришла к власти в Адис-Абебе и признала независимость Эритреи во главе с лидерами вооруженного сопротивления. Однако в скором времени началась война между ними за спорную территорию, которая не завершена до сих пор. В рассматриваемом случае мы имеем дело с ситуацией, когда в политической борьбе участвуют как бы два правительства.

Признание воюющей и восставшей стороны имеет важное значение для целей международного гуманитарного права, применимого в период вооруженных конфликтов. Такое признание означает, что выражающее признание государство квалифицирует действия воюющей и восставшей стороны как не регулируемые нормами национального законодательства, в том числе уголовного, поскольку к отношениям сторон в конфликте применяются соответствующие нормы международного гуманитарного права.

Признание в этих случаях имеет значение также с точки зрения охраны интересов третьих государств на территории страны,

где происходит подобный вооруженный конфликт. Третье государство, признающее воюющих, может заявить о нейтралитете и требовать соблюдения своих прав.

Следует упомянуть прецедент признания в качестве нации, примененный державами Антанты в 1917-1918 гг. по отношению к Чехословакии и Польше, которые тогда еще только конституировались в качестве независимых государств, но уже создавали свои военные формирования на территории Франции, что и вызывало необходимость такого признания.

После объявления местной властью 17 февраля 2008 г. в одностороннем порядке независимости Косово, учитывая связанное с этим осложнение политической ситуации в Сербии и в целом на Балканах, Россия потребовала созыва заседания Совета Безопасности ООН для обсуждения сложившейся ситуации. Однако США, не дождавшись заседания Совета Безопасности ООН, объявили о своих намерениях признать независимость Косово и установить с ним дипломатические отношения. Такое действие США поощряли некоторые другие государства, объявив также о своих намерениях признать Косово в качестве независимого государства. С точки ^ зрения общепринятого в международном праве подхода призна- ние не может создать независимое государство и, следовательно,

" не может повлиять на статус Косово, являющегося неотъемле- J мой частью Сербии. Власти Сербии рассмотрели позицию США 1 как акт вмешательства в их внутренние дела. Совет национальной безопасности Сербии принял решение о создании команды юристов для подачи исков в отношении стран, включая США, признавших независимость Косово. При этом правительство Сербии посчитало наилучшим выходом из сложившейся ситуации решение администрации США отказаться от признания независимости Косово. США же установили впоследствии дипломатические отношения с Косово и открыли посольство в Приштине. Как видно из этого примера, институт признания здесь послужил инструментом осложнения ситуации, связанной с определением статуса Косово, и был использован для подрыва консенсуса, достигнутого на основе резолюции Совета Безопасности ООН 1244 (1989).

На сессии ГА ООН 2008 г. по предложению Сербии была принята резолюция, постановляющая просить Международный Суд ООН вынести консультативное заключение по вопросу: «Соответствует ли одностороннее провозглашение независимости вре менными институтами самоуправления Косово нормам международного права?».

Еще по теме 6.1.3. Признание нации, борющейся за самоопределение, воюющей и восставшей стороны:

  1. Формы самоопределения; содержание принципа самоопределения; субъекты самоопределения
  2. Нации-этносы и нации-государства в российской государственности: история и современность.
  3. 1. Признание качества международной личности со стороны субъектов международного права.
  4. Ограничение воюющих в выборе методов и средств ведения войны
  5. ГЛАВА X ПОМОЩЬ СОВЕТСКОГО СОЮЗА НАРОДАМ, БОРЮЩИМСЯ ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ
  6. 3. Усиление сотрудничества и единства борющихся против колониализма народов
  7. 5. Граждане нейтральных государств и их собственность на территории воюющих государств
  8. Курфюрсты восстали против подобных притязаний и даже объявили, что избранный курфюрстами
  9. Приложение Na 9 Процедура принятия заявления о признании вины. Сделка о признании. Правила и практика Федеральных судов США
  10. 18. Формальная сторона гласности. - Материальная сторона, именуемая началом общественной достоверности (offentlicher Glaubе). - Положительная и отрицательная сторона общественной достоверности. Верность и полнота вотчинной книги
  11. § 7. Признание движимой вещи бесхозяйной и признание права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь

- Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Акционерное право - Бюджетная система - Горное право‎ - Гражданский процесс - Гражданское право - Гражданское право зарубежных стран - Договорное право - Европейское право‎ - Жилищное право - Законы и кодексы - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История политических учений - Коммерческое право - Конкурсное право - Конституционное право зарубежных стран - Конституционное право России - Криминалистика - Криминалистическая методика - Криминальная психология - Криминология - Международное право - Муниципальное право - Налоговое право -