Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Как укрепить силы души. Сила души

Учение святых отцов о тричастности, или трёх силах, души

(Выписки из «Добротолюбия»)



Душа тричастна и созерцается в трех силах: мыслительной, раздражительной и желательной (святого Григория Паламы).

Трем силам души мы должны давать движение правильное, сообразное с их естеством и согласное с намерением создавшего их Бога. Именно: силу раздражительную надобно подвигать против внешнего нашего человека и против змия сатаны. «Гневайтеся, сказано, и не согрешайте» (Пс. 4, 5). Это значит: гневайтеся на грех, то есть на самих себя и на Диавола, чтобы не согрешить против Бога. Силу желательную надо устремлять к Богу и добродетели, а мысленную поставим госпожою над обеими ими, чтобы с мудростью и благоразумием упорядочивала их, вразумляла, наказывала и начальствовала над ними, как царь начальствует над подданными. И тогда сущий в нас разум по Богу будет управлять ими (то есть когда будет господствовать над ними, а не им покоряться). Хотя страсти и восстают на разум, но мы не перестаем повелевать, чтобы разум правил ими (Преподобного Исихия, пресвитера Иерусалимского О трезвении и молитве).

Разумная душа действует сообразно с своим естеством, когда пожелательная ее часть стремится к добродетели, раздражительная подвизается за нее, а мыслительная прилежит созерцанию сущего.

Душа тричастна, по словам нашего мудрого учителя (святого Григория Нисского). Когда добродетель бывает в мыслительной части, тогда называется осмотрительностью, сметливостью и мудростью; когда бывает она в пожелательной части, тогда называется целомудрием, любовью и воздержанием; когда бывает в раздражительной части, тогда называется мужеством и терпением. Дело осмотрительности есть воевать с противными нам силами, добродетелям покровительствовать, а пороки гнать. Дело сметливости есть все, способствующее нашей цели, устроять достодолжно, а дело мудрости созерцать телесные и бестелесные твари по всем отношениям. Дело целомудрия есть бесстрастно смотреть на вещи, обыкновенно возбуждающие в нас неразумные мечты и желания; дело любви такою почти являть себя в отношении ко всякому лицу, носящему образ Божий, какою бывает она к Первообразу, хоть демоны покушаются иного унизить пред нами; дело воздержания с радостью отвергать все, услаждающее гортань. Дело терпения и мужества не бояться врагов и охотно переносить всякие неприятности (аввы Евагрия Главы о деятельной жизни).

Отцы сказали: «Раздражительную часть души обуздай любовью, желательную увядь воздержанием, разумную окрыли молитвою, и свет ума никогда не помрачится в тебе. Гневу узда благовременное молчание; пожеланиям неразумным умеренная еда; неудержимости помыслов единомысленная молитва» (Каллиста и Игнатия Ксанфопулов Наставление безмолвствующим).

Все Божественные заповеди полагают законы для троечастности души и делают ее здравою посредством того, что повелевают. Кто строго следует им, у того сия троечастность соделывается истинно здравою. Но против этой же троечастности души день и ночь ведет войну и диавол. Если же сатана ведет войну против троечастности, ясно, что он воюет чрез то против заповедей Христовых, ибо Христос чрез заповеди облагает законом троечастность души, то есть раздражительную, пожелательную и мыслительную силы души. И смотри: угроза, что «гневающийся на брата своего всуе, повинен есть суду» (Мф. 5, 22) и следующие затем Его заповедания се врачевания раздражительной части. Эту заповедь и прочие, положенные вместе с нею, враг покушается низвратить внутри посредством помыслов любопрительства (склонности к словопрениям, спорливости), злопамятства и зависти. Знает этот противоборец (наш и Божий), что правитель раздражительной части есть сила мысленная. Почему в нее прежде и пускает стрелы посредством помыслов, подозрения, зависти, любопрения, сварливости, лукавства, тщеславия и склоняет мысленную силу сложить с себя свойственную ей власть и, отдав бразды самому раздражению, оставить его без всякого управления. Тогда раздражение, отбросив своего управителя, без удержи износит чрез уста в словах все, что прежде вложено было в сердце, что усокровиществовано было в нем дотоле посредством вражеских помыслов, при нерадении ума. (Затем сделано подобное описание брани в пожелательной и мысленной части души и в заключение говорится): Добре управляемая тричастность удерживает чувства от всего безместного. И тогда ум, пребывая в тишине, при управлении прочих сил по Божьему и при послушности их, удобно одерживает верх в мысленной брани. Когда же по невниманию допустит он прийти в смятение прочим силам, тогда, будучи преодолеваем прилогами лукавого, преступает он Божественные заповеди. За преступлением же заповедей всячески следует или соответственное покаяние, или мука в будущем веке (Преподобного Филофея Синайского 40 глав о трезвении).

«Душа тричастна и созерцается в трех силах: мыслительной, раздражительной и желательной» (Св. Григория Палама).

«Трем силам души мы должны давать движение правильное, сообразное с их естеством и согласное с намерением создавшего их Бога. Именно: силу раздражительную надобно подвигать против внешнего нашего человека и против змия сатаны. «Гневайтеся, сказано, и не согрешайте» (Пс. 4, 5). Это значит: гневайтеся на грех, то есть на самих себя и на Диавола, чтобы не согрешить против Бога. Силу желательную надо устремлять к Богу и добродетели, а мысленную поставим госпожою над обеими ими, чтобы с мудростью и благоразумием упорядочивала их, вразумляла, наказывала и начальствовала над ними, как царь начальствует над подданными. И тогда сущий в нас разум по Богу будет управлять ими (то есть когда будет господствовать над ними, а не им покоряться). Хотя страсти и восстают на разум, но мы не перестаем повелевать, чтобы разум правил ими» (Преп. Исихий, пресвитер Иерусалимский О трезвении и молитве).

«Раздражительную часть души обуздай любовью, желательную увядь воздержанием, разумную окрыли молитвою, и свет ума никогда не помрачится в тебе» (Каллист и Игнатий Ксанфопулы, Наставление безмолвствующим).

«Каждое разумное естество, приведенное в бытие для получения божественного учения, особым образом из трех простых частей создано премудростью преславного Создателя: эти части суть желание (воля), раздражение (чувство) и разумение (ум). Необходимо знать, из чего составлена каждая из этих частей, получающая учение».

Те первые две части [воля и чувство] вместе называются деятельной частью души, а эта третья [ум] – божественным созерцанием, то есть, добрым употреблением той познающей части, которая есть мышление». (Преп. Исаак Сирин, О божественных тайнах и о духовной жизни, Беседа 19, П. 1)

«Душе свойственны три силы: способность познавательная, называемая разумом. Вторую силу души составляет та, которой гнев приписывается; это – сила животная сосед диких желаний. Третья сила это способность желательная» (Климент Александрийский, Педагог, КН.III, Гл. 1.)

«В душе встречаем три силы: ум, чувство, волю, или, как у святых отцов, силу рассудительную, раздражительную и пожелательную» (Святитель Феофан Затворник, Путь ко спасению)

«И когда они [силы] пребывают внутри сами с собой и блюдутся со вниманием и добрыми расположениями, тогда разумная сила здраво рассуждает и верно отличает добро от зла, и показывает определённо и властно силе желательной к каким вещам подобает ей склоняться желанием, какие любить, от каких отвращаться; раздражительная сила (сердце) стоит между ними двумя, как покорливый раб, готовый служить желаниям их, и всегда вспомоществует им» (Св. Симеон Новый Богослов, Творения Т. 2.Сл. 84)

«Один конь – благороден [ум], другой бесчинен [воля], третий кроток [сердце]. И если ослабишь бразды буйному [воле], он встаёт на дыбы, упрямится, приводит тебя в затруднение во время пути, кидаясь, сам не зная куда; он [воля] присоединяет к себе и среднего коня [сердце], убеждает его быть с ним заодно, а коня благородного [разум], как пленника, порабощает и увлекает против воли, хотя он и скорбит о совращении с пути. Но буйный конь [воля], бесчинно, с самым бессмысленным стремлением, неудержимо несясь вниз, как с крутизны нимало не смотрит вперёд, не останавливает своего бега, пока не вринется во врата адовы, погубив и себя, и тебя, несчастная душа! А если бы ты рассуждала сообразно со своей природой, ты с радостью бы предоставила весь путь благородному коню [разуму], который хорошо знает стезю, ведущую в горнее; ты и среднему коню [сердцу] строго бы внушила, чтобы он показывал свою рьяность, где только должно, и бежать заодно с конём умным; а коня бесчинного [волю] стала бы усмирять сильными бодцами [ударами шпор], ни на минуту не послабляя узды. Тогда путь твой был бы радостен, добропорядочен, спокоен, беспечален, исполнен надежды» (Св. Григорий Богослов, Творения. Т. 2. Упрёки неразумным стремлениям души. С. 117.)

Как видно из схемы, в повседневном или падшем состоянии души , три главные силы (ум, чувство, воля) находятся в «горизонтальном» состоянии, которое не синергийно божественному («вертикальному»), а закрыто от него. Кроме того, сами силы души в «горизонтальном» состоянии разделены между собой и не имеют триединства.

Таким образом, расслоение и «горизонтализация» трёх основных сил души (ум – чувство – воля) , является не чем иным, как результатом повреждения изначальной целомудренной природы человека с разделением сил ума, чувства и воли на отдельные составляющие с потерей координации (гармонии) между ними.

«Отцы уж давно присмотрелись и распределили все действия души на три разряда – мыслей, желаний и чувств, назвав каждый особой стороной души – мыслительной, желательной и чувствующей. Возьмем это разделение и начнем обозревать каждую сторону.» (Св. Феофан Затворник, Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться, 12, С. 43)


Схема изменения состояния сил души после грехопадения с вертикального на горизонтальное

Девятеричная иерархия изменения состояний трёх сил души (ума, чувства, воли ) в зависимости от трёх основных состояний человеческого естества по св. Феофану Затворнику.

Данный закон девятерной иерархии впервые был сформулирован святителем Феофаном Затворником в его труде “Воплощённое домостроительство, опыт христианской психологии”.

«Не мудрено заметить, что внутри нас есть три рода действий: ум (мысли, представления, соображения); чувства (чувства всякого рода), воля (желания, склонности, предприятия. Но как в составе существа нашего нельзя не различать трех частей: тела, души и духа, то и те три рода действий являются в нас на трех степенях, или в трех состояниях, именно: телесном (животном), душевном и духовном.

Полагая теперь в основание каждому из сих кругу действий особую силу, мы должны сознать девятерную иерархию сил, во внутреннем нашем мире качествующих и действующих под прикрытием тела, этого грубого вещественно-стихийного состава, как и в природе девятерная иерархия вещественных сил действует под видимым нами грубым составом нашей планеты и как в мире невидимом, духовном есть девять чинов ангельских.» (Св. Феофан Затворник, “Воплощённое домостроительство, опыт христианской психологии”, XXV, c 233)

Суть этого духовно-психологического закона сводится к тому, что три силы души (ум, чувство, воля) через призму трёх состояний человеческого естества (телесное, душевное, духовное), преломляются девятью различными состояниями ума, чувства и воли.

  • Ум в телесном состоянии – эго рассудок,
  • Ум в душевном состоянии – нравственный разум,
  • Ум в духовном состоянии – духовный ум.
  • Чувство в телесном состоянии – эго-эмоции.
  • Чувство в душевном состоянии – нравственные чувства,
  • Чувство в духовном состоянии – духовные чувствования и переживания .
  • Воля в телесном состоянии – эго-желания,
  • Воля в душевном состоянии – нравственная воля,
  • Воля в духовном состоянии – духовное намерение.

Таким образом, для телесного состояния человека свойственны: эго рассудок, эго эмоции, эго желания.

Для душевного состояния свойственны: нравственный разум, нравственное чувство, нравственная воля.

Для духовного состояния свойственны: духовный ум, духовное переживание, духовное намерение.

Ещё одной заслугой святителя применительно к исследованию состояния сил души, можно считать расписывание 5-ти ярусной раскладки всех состояний человеческого естества в процессе обОжения с добавлением к трём известным состояниям (телесному, душевному, духовному) ещё двух переходных состояний (телесно-душевного и душевно-духовного ) :

«Видите, сколько у нас сторон или, лучше, степеней жизни! Есть сторона и степень жизни духовная, есть духовно-душевная, есть собственно душев­ная, есть душевно-телесная (кажется, я не оттенил ее как следует – сюда принадлежат наблюдения с воображением и памятью, желания из потребностей тела и чувства телесных состояний и впечатлений), есть телесная. Пять ярусов , но лицо человека одно, и это одно лицо живет то тою, то другою, то третьею жизнью и, судя по тому, какою жизнью живет, получает особый характер, отражающийся и в его воззрениях, и в его правилах, и в его чувствах, то есть оно бывает или духовным - с духовными воззрениями, правилами и чувствами, или душевным – с душевными понятиями, правилами и чувствами, или плотским – с плотскими мыслями, делами и чувствами.» Св. Феофан Затворник, Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться, 12, С. 43)

По существу святитель Феофан сформулировал принцип изменения доминант в процессе обОжения:

– телесное состояние (страстная доминанта ) – потребительское эго мышление и мировоззрение (ветхий человек),
– телесно-душевное состояние (обращённая страстная доминанта ) – рациональное эго мышление и мировоззрение,
– душевное состояние (равновесие 50% на 50% ) – нравственно-ориентированное мышление и мировоззрение,
– душевно-духовное состояние (переходно-добродетельная доминанта ) – жертвенное мышление и мировоззрение,
– духовное состояние (добродетельная доминанта ) – духовное мышление и мировоззрение (новый человек).

«Всякий человек доходит иногда рассудком и знает, что ни с чем несообразно дело, какое желательно ему сделать, однако же, поелику имеет к тому любовь и не отрекается от любви, то уступает над собою победу. Сперва внутри сердца его бывают брань, борение, и равновесие, и склонение, и перевес то любви к Богу, то любви к миру.» (Преп. Макарий Египетский, Духовные беседы, Беседа 5, 8)

«Для какой-нибудь земной и плотской любви, которою человек связывает себя по собственной воле, уловляет его грех, делается для человека оковами, узами, тяжким бременем, которое потопляет и подавляет его в веке лукавом, не давая ему собраться с силами и возвратиться к Богу. Что возлюбил человек в мире, то и обременяет ум его, овладевает им и не позволяет ему собраться с силами. От этого зависит и равновесие, и склонение, и перевес порока; сим испытывается весь род человеческий, испытываются все христиане, живущие в городах, или в горах, или в обителях, или в полях, или в местах пустынных; потому что человек, уловляемый собственною своею волею, начинает любить что-нибудь; любовь его связывается чем-нибудь и не всецело уже устремлена к Богу.» (Преп. Макарий Египетский, Духовные беседы, Беседа 5, 9)

С точки зрения святоотеческой православной психологии это и есть духовно-душевная методология “совлечения” страстного и ветхого (телесного) эго человека для перехода к “новому” человеку и безстрастному (духовному).

Загадочная человеческая Душа, сколько говорится о ней, сколько пишется, но все ли представляют, что это такое?

Человеческая Душа это тот светлый луч человеческого сознания, который сопровождает каждого в его жизни. Душа - это промежуточное звено между земным сознанием и истинной, Божественной, бессмертной сущностью человека.

Это энергетическая субстанция, сопровождающая каждого, с момента его рождения и до глубокой старости.

С семилетнего возраста, когда человек уже обязан отвечать за...

Мы воспринимаем свои проблемы слишком серьезно. Если мы научимся смеяться над ними, то станет гораздо легче жить.

Чувство юмора – дар божий, которым наделен каждый человек. С возрастом люди перестают относиться к жизни с легкостью и детской непосредственностью.

Они начинают отождествлять себя со своими проблемами, чем отдаляются от Бога и лишают себя возможности наслаждаться реальностью духовного.

Польза смеха в нашей жизни

Смех – это один из самых мощных способов изменить реальность. Он...

Взаимодействие духа и души несет в себе множество возможностей для развития. Если рассматривать дух как божественную искру Жизни, то душа - это вместилище чувств, эмоций, продолжение личности духа. Душа - еще и хранилище неявленной энергии, которая на пути реализовывается в тонких телах человека и выходит в мир в виде проявлений чувств, действий, творчества.

Душа - волшебный ларец многих аспектов силы, тем не менее, "душа" как термин сегодня имеет и другие оттенки, поэтому будем называть...

Души Русских людей рождаются в процессе вечной взаимосвязи между Земными Водами и Небесным Огнём. От этой взаимосвязи рождаются новые Чистые Белые Души, которые готовятся к воплощению на земле в Явном мире. Дева Жива - Богиня Джива, в Чистой Душе создает матрицу, т.е. образную четырехсотовую энергетическую структуру русской человеческой Души. В первую соту Богиней Дживой закладываются Мудрые знания о жизни на обитаемых землях, о мерностях пространств, набор чувств, желание созидать на благо рода...

Душа это шар духа, который формируется внутри тела. Если на физике человек живёт трёхмерно, то душа на астрале – вышестоящем плане развития по отношению к физике, живёт четырёх или пятимерно, там действуют другие законы.

Принцип астрала – сгущение материи внутри оформленного пространства. Душа собирает все атомы и молекулы, которые человек получает из окружающей среды, связывает их между собой и таким образом рождаются чувства или эмоции. Вот это движение частиц и называется душевной жизнью...

«Душа - это та часть человека, которая созерцает внутреннее „я”, видит истину и воспринимает дух и которая навечно возвышает человека над уровнем животных. Самосознание, как таковое, не есть душа. Нравственное самосознание - истинное самоосознание человека - образует основу для человеческой души, и душа является той частью человека, которая представляет собой потенциально непреходящую ценность человеческого опыта.

Характеристиками души являются нравственный выбор и духовное обретение...

Душа представляет собой внутренний мир, сознание и самосознание человека. Душа – это наши психические явления и стремления. Душа – это то, что присутствует в каждом живом организме, некоторые религии даже отождествляют душу и жизнь.

Отсюда вера в то, что душа может существовать вне тела: когда тело умирает, остается душа. Кроме того, в русском языке есть еще ряд значений слова «душа». Это и вдохновитель – «душа компании», и метонимическое обозначение индивидуума – «в помещении ни души», а в...

Всё ниженаписанное это результат небольшой охоты на самого себя. Всё ниженаписанное воспринимайте просто как гипотезу. Впрочем, как и любое чужое утверждение.

Душа – это даже не высокая частота, не так называемый тонкий план.

Частота присуща энергии, а душа это не энергия – это генератор энергии. Это то, что рождает всё. То есть душа не только не материальна, но и не энергетична и т. п. Мы не можем применить к душе ни одну из известных нам характеристик - как физических, так и духовных...

Силы души человека заключаются в том, что она является бессмертной, вечной, свободной и самостоятельной. Самостоятельной она является потому, что свободно развивается, будучи источником определенных явлений, которые от нее исходят.

Бессмертна она потому, что умеет существовать вне тела и жить отдельно, отлучившись от него. Хотя, как нам известно, такое отделение произошло после грехопадения первых людей - Адама и Евы. Личностью душа человека называется по той причине, что она не похожа на иные души, и по своей природе уникальна.

Она свободна, так как Господь разрешил ей поступать по своему усмотрению — наделил полной свободой.

Силы души также объясняются тем, что в них заложена способность постоянного стремления к Богу. Это качество - отличное от животных, которые имеют в своей сущности лишь психологическое развитие, но не имеют духовного.

Святые отцы Церкви разделили душу на несколько составляющих: разумная, раздражительная и вожделевательная. К разумной части относится умение мыслить, познавать, нести слово, умение отличать добро от зла. Раздражительная сила включает такие понятия как эмоции, чувства. Душа человека, нетронутого первородным грехом, имела лишь желание любить и творить добро. Сейчас же она остается падкой до гнева, зла, ненависти.

Вожделевательные - это те силы души, которые отвечают за волевые процессы. То есть дают умение стремиться к хорошему и отталкиваться от злого. Все эти силы взаимодействуют друг с другом в течение всей жизни человека. Но они при этом подчиняются духу. Если все составляющие умеют соединиться и созерцать славу Божью, то они становятся едины.

Господь, сотворив человека, наградил его великой силой, так как создал он его по образу и подобию Своему. То есть человек уже был подобен Творцу внешне, осталось лишь преобразить душу так, чтобы она стала идентична божественному существу. Но последнему шагу воспрепятствовал грех - вкушение запретного плода.

Силы души необходимо вымаливать, если они ослабевают. Жития святых показывают нам, что люди, посвятившие себя Богу, сталкивались со многими искушениями, несмотря на то, что жили доброй, богоугодной жизнью. Диавол постоянно искушал их. Но усердная молитва спасала праведников и укрепляла их дух, давая силы на дальнейшие подвиги во имя Спасителя.

Мы, живущие в мире, где каждую секунду нас подстерегает лукавый демон, пытаясь сбить с правильного пути, постоянно нуждаемся в молитве. Для того, чтобы укрепить душу, надо чаще просить об этом Господа, творить добро ближним, смиряться, причащаться и исповедоваться. В таком случае Бог пошлет нам необходимые силы.