Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Как костюм определенной эпохи передает мировоззрение людей. Русский народный костюм

Русский народный костюм, сохранившийся в крестьянском быту вплоть до начала XX в., является памятником материальной и духовной культуры нации, человечества, отдельной эпохи. Возникший как рукотворный предмет утилитарного назначения, выражающий эстетические чувства человека, народный костюм одновременно представляет художественный образ, содержательная ценность которого тесно связана с его функциями. Это один из наиболее массовых видов народного творчества и декоративно-прикладного искусства в целом.

ГлаваI. Историко-культурный и социологический анализ русского народного костюма европейской части
1.Эстетическая природа народного костюма, его основные функции

Народный костюм представляет собой целостный художественный ансамбль, несущий определенное образное содержание, обусловленное назначением и сложившимися традициями. Его образуют гармонично согласованные предметы одежды, украшения и дополнения к ним, обувь, прическа, головной убор, грим. В искусстве костюма органично соединились различные виды декоративного творчества: ткачество, вышивка, кружевоплетение, низание, шитье, аппликация и изобразительное использование разнообразных материалов: тканей, кожи, меха, лыка, бисера, бус, блесток, пуговиц, шелковых лент, тесьмы, позумента, кружев, птичьих перьев, речного жемчуга, перламутра, цветных граненных стеклышек и др.

Народный костюм в собранном виде представляет собой ансамбль, построенный в закономерном ритме линий, плоскостей и объемов, на соответствии фактуры и пластики тканей, на организующей роли декора и цвета, на связи утилитарных и художественных достоинств.

Бытование этого вида народного декоративно-прикладного искусства определяла традиция - историческая преемственность идейно-эстетических и художественных достижений предшествующих поколений. "Традиция "мерцает" в истории, - пишет И.Т.Касавин, - но она же и творит ее, являясь формой органического перерастания спонтанной человеческой деятельности в регулярную и законообразную социальную практику. И здесь же она (уже как понятие) оказывается способом формирования исторического сознания, которое обнаруживает в традиции не просто устаревшие нормы деятельности и мышления, но "сгустки"исторического конкретного опыта, необходимые ступени развития общественных отношений".

Хранителями древних традиций народного костюма у русских, как и большинства других народов, были крестьяне. Они жили в гармоничной слитности с родной природой, через нее и постигали смысл Красоты, Добра, Истины. Русская крестьянская одежда была защитой от зноя и холода, отличалась удобством, "гармонировала с господствовавшим типом лица и фигуры местных жителей", имела обереговое, защитное и престижное значения, выполняла важную ритуальную роль в обрядах и праздниках. Синкретизм как органическое единство народного искусства, нерасчлененность в нем разных видов творчества, каждый из которых, по словам Ю.Б.Борева, "включал не только зачатки различных видов художественной деятельности, но и зачатки научного, философского, религиозного и морального сознания", определял форму и принципы бытования народного костюма. Поэтому при реконструкции смыслового содержания русского народного костюма необходимо привлекать такие разнообразные и взаимообусловленные материалы, как мифология, сведения об обычаях и обрядах, фольклор, учитывать технологические знания народных мастеров и т.д.

В отличие от изобразительных искусств, в художественном языке которых присутствуют жизнеподобные формы, русский народный костюм как выразительное искусство передает непосредственно образное восприятие людьми жизни с помощью эстетически совершенной формы. Они не похожи прямо на объект отображения, но передают понятия, связанные с жизнью. Вместе с тем это не исключает элементов изобразительности, например, в орнаменте русского народного костюма мотивы человеческой фигуры, птиц, животных и растений, а также рогатые формы женских головных уборов.

По способу практического художественного освоения материала русский крестьянский костюм, как и другие виды народного декоративно-прикладного творчества, относится к искусствам, использующим главным образом естественно-природный материал: кожу, мех, шерстяные и растительные волокна, лыко и проч. Эстетический характер воздействия костюма на человека - зрительный. Вещественная определенность народного костюма, натуральные свойства природных материалов, его чувственная конкретность, определяющие восприятие костюмного ансамбля, одновременно характеризуют и его эстетическое воздействие.

Эстетическое в русском народном костюме - это его природные, художественные и социальные особенности в их общечеловеческом значении. Русский народный костюм создавался по законам универсальной эстетической категории - прекрасного и опирался на многообразие эстетических свойств действительности, которые, по словам Ю.Б.Борева, "возникают благодаря тому, что в процессе деятельности человек включает явления мира в сферу своей практики и ставит их в определенное ценностное отношение к человечеству, при этом выявляется степень их освоенности, исторически обусловленная степень владения ими человеком и мера его свободы".

Прекрасное в русском народном костюме проявляется в его способности преображать человека - делать его красивым, а также в удобстве, экономичности и целесообразности, в творческом раскрытии возможностей и особенностей материалов, в гармоничности колористики и рациональности конструкции, в красоте силуэта и в вырастающих на основе всего этого декоративном великолепии, глубине идейно-образного содержания и его широком положительном общечеловеческом значении.

Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что далеко не каждый созданный какой-либо крестьянкой костюм можно назвать шедевром, т. е. образцовым произведением, являющимся высшим достижением народного искусства, мастерства. Только тот образец русского народного костюма относится к шедеврам, вызывает сильное эстетическое чувство и глубокое художественное переживание, в котором наблюдается органичное единство рационального и эмоционального, всех факторов художественной выразительности, превращающее костюм в концепцию красоты, в воплощение народного представления о прекрасном.

К числу эстетических особенностей русского народного костюма можно отнести стабильность системы эстетических принципов, создававшейся коллективным творчеством в течение многих поколений, при эстетическом своеобразии каждого костюма.

В русском народном костюме проявлялась принадлежность владельца к христианскому вероисповеданию, например, в ношении нательных крестов; образков и крестов, прикреплявшихся к бусам, металлическим цепочкам, бисерным лентам, надевавшимся на грудь поверх одежды. Наравне с крестом признаком принадлежности к христианству считался пояс. "Ходит как татарин: без креста, без пояса", - говорилось в народе. А. А. Лебедева пишет, что "раньше ходить без пояса считалось грехом. Распоясать человека означало обесчестить его... На новорожденного сразу после крещения надевали поясок".

Пояс - заповедь божья, считали староверы и носили пояса с вытканными словами молитв, именами. Умерших хоронили подпоясанными, а при гадании пояс, как и крест, обязательно снимали. Согласно Г. С. Масловой, "беспоясными, бескрестными представлялись лишь демоны болезни - двенадцать лихорадок (Юрьевский уезд Костромской губернии) и русалки".

Жизнеутверждающая колористическая насыщенность праздничных костюмов наряду со строгой ограниченностью цветовой палитры траурных одежд или комичностью остроумных сочетаний в костюмах ряженых отражали многообразие, с одной стороны, эстетических функций, с другой - богатство претворении действительности, что способствовало развитию эмоциональной реакции, адекватной народному мировоззрению. Несравненная выразительность декора и монументальность форм русского народного костюма вызывают быструю эмоциональную реакцию (эмотивная функция), а глубокое идейно-образное содержание требует времени для понимания (познавательно-эвристическая функция). Идейно-эстетическое воздействие костюма накладывало определенный отпечаток на жизнь и ее восприятие, заставляло соотносить с образом костюма и себя, и свои поступки, и манеру поведения (этическая функция).

Величавая торжественность форм и радостная декоративность праздничных одежд способствовали утверждению человека, с одной стороны, в уважении к коллективу, к традиции, а с другой - в своей личностной самоценности, определяли компенсаторную и гедонистическую функции народного костюма.

Исходя из сказанного можно утверждать, что русский народный костюм как концентрированное художественное выражение общественной практики обладает познавательной, воспитательной, а главное - эстетической функцией, которая пронизывает эти и все другие его функции.

П. Г. Богатырев справедливо отмечал, что "эстетическая функция образует общую структуру с эротической функцией и часто как бы скрывает эту последнюю..., та и другая функция направлены на одно и то же - привлечь внимание. Привлечение внимания на определенный предмет, являющееся одним из основных аспектов эстетической функции, оказывается и одним из аспектов эротической функции, поскольку девушка стремится привлечь к себе внимание молодых людей или какого-нибудь одного из них. Так эротическая функция часто сливается с функцией эстетической".

Красота русского народного костюма доставляет людям радость, пробуждает в них художников, учит чувствовать и понимать красоту, творить сообразно ее законам. Народная одежда выражает стремления ее носителя, воспитывает способность находить меру предметов как соответствия их свойств общественным потребностям человека, формирует эстетически ценностную ориентацию человека в мире и, следовательно, не только отражает мир, но и преображает, творит его.

2.Искусство народного костюма как выражение общественного сознания

Наряду с моралью, религией, наукой, философией, политикой и правом народное искусство, и в частности русский народный костюм, являются формами общественного сознания. Б. А. Эренгросс пишет: "Все формы общественного сознания объединены тем, что отражают действительность, а различаются тем, что в ней они отражают, как и в какой форме. Различно их происхождение, неодинакова роль в развитии общества".

Эстетическая ценность русского народного костюма зависит только от его красоты и утилитарных качеств, но и от присущей ему способности быть носителем личных, классовых, национальных и общечеловеческих культурных значений, быть выразителем тех общественных обстоятельств, в которые он включен.

Исследователи отмечают различные подходы к формированию праздничного и будничного костюмов. Если в будничном костюме преобладали утилитарные функции, то праздничный народный костюм символизировал единство духовной жизни личности и коллектива, традиционно он выражал "сопричастность человека какому-либо общезначимому событию", обладал сложными социально-культурными функциями, превосходил будничный качеством материала, декоративностью, количеством деталей и украшений.

С наибольшей очевидностью это выразилось в женских празднично-ритуальных костюмах, которые наиболее пышно декорировались, были насыщены магически-религиозным содержанием, символикой жизненно значимых смыслов и целей, отличались ярко выраженной самобытностью и потому обладали наибольшей эстетической и художественной ценностью. В лучших образцах женских празднично-ритуальных костюмов наблюдается гармоничное равновесие эмоционально-образного и утилитарно-материального начал, содержания и способов его выражения.

А. С. Пушкин отмечал: "Климат, образ правления, вера дают каждому народу особенную физиономию... Есть образ мыслей и чувствований, есть тьма обычаев, поверий и привычек, принадлежащих исключительно какому-нибудь народу". О национальной самобытности эстетического восприятия действительности выдающийся русский историк В. О. Ключевский писал: "Каждому народу от природы положено воспринимать из окружающего мира, как из и переживаемых судеб, и претворять в свой характер не всякие, а только известные впечатления, и отсюда происходит разнообразие национальных складов или типов, подобно тому, как неодинаковая световая восприимчивость производит разнообразие цветов".

Следует отметить, что эстетическое отношение русских крестьян к своему костюму обусловливалось в первую очередь их общественными интересами, религиозными верованиями - язычеством и христианством, национальной психологией. Большая сила эстетического воздействия народной одежды обусловлена ее непосредственной близостью к человеку в его повседневной жизни и ежечасностью использования, а следовательно, и массовостью восприятия.

Таким образом, народность крестьянского костюма объясняется тем, что он является феноменом практической и духовной деятельности народа, выражением его интересов и потребностей, стереотипов восприятия и мышления, ценностных и эмоциональных структур. При этом народ выступает объектом и субъектом, создателем и хранителем этого необходимого и понятного ему вида декоративно-прикладного творчества.

"Народность, - говорил В. Соловьев, - есть самый важный фактор природно-человеческой жизни и развитие национального самосознания, есть великий успех в истории человечества".

И. С. Тургенев подчеркивал: "Вне народности ни художества, ни истины, ни жизни - ничего нет".

Традицию русского народного костюма можно рассматривать через систему соотношения таких понятий, как коллективное и индивидуальное, родовое и социальное, национальное и иноэтнические, общечеловеческое.

Коллективность - эстетическая категория, характеризующая мировоззрение крестьянства, структуру и принцип его художественного творчества, определяющая постепенность создания, проверки, отбора и переосмысления народом (коллективом) своего традиционного костюма. Именно коллективностью процесса создания русского народного костюма объясняются несравненная глубина и неоднозначность его содержания, неисчерпаемое разнообразие декоративных решений.

Индивидуальное, личное, субъективное выражалось в крестьянской одежде через общее, коллективное, определяемое сознанием родовым, религиозным, национальным, историческим. В этой связи обнаруживается проблема этнического самосознания как духовной общности с родом и народом и, в частности, как предопределенности эстетических переживаний индивида всей массой коллективных переживаний его рода и народа (в настоящем и прошлом). Согласно верному определению Г. Г. Шпета, "духовное богатство индивида есть прошлое народа, к которому он сам себя причисляет".

"Появление в народном декоративном искусстве совершенных, классических по своим художественным принципам произведении - результат творчества талантливых, одаренных мастеров... Яркий талант в народном искусстве, - пишет Т. М. Разина, - потому и ярок, и значителен, что наиболее глубоко и полно усваивает традиционное, самое живое и актуальное в нем, чутко улавливает то, что в данный исторический момент наиболее созвучно эстетическим и духовным потребностям окружающих его людей".

Индивидуальность мастерицы в народном костюме проявляется в степени цельности колористического решения, глубины и сложности содержания орнаментики, стройности композиции, в уровне владения всем традиционным комплексом рукоделия (прядением, ткачеством, окраской и отбеливанием ткани, вышивкой, кружевоплетением, низанием, шитьем и проч.).

Народный костюм в совокупности самобытных устойчивых идейно-художественных принципов, в единстве природного и народного, коллективного и индивидуального в целом концентрированно выражает русский национальный характер и систему народных эстетических представлений. Как известно, каждый народ в первую очередь осознает и ценит свою национальную самобытность. И чем самобытнее национальное видение, - пишет Ю. Б. Борев, - тем больше оно несет в себе неповторимой общезначимой информации и опыта отношений. Именно в этом заключается важнейшее условие высокой художественности и общемирового звучания произведения".

При изучении закономерностей развития традиционного русского народного костюма наряду с внутринациональными художественными взаимодействиями важно учитывать влияние процессов этнокультурной интеграции русских как с родственными славянскими народами (украинцами и белорусами), так и с другими ближайшими соседями, например, с народами Прибалтики. Для восточнославянских народов общими были наиболее древние формы рубах, девичьих и женских головных уборов, украшений, некоторые виды обуви и др. О древней общности генетических корней традиционных костюмов восточных, западных и южных славян наиболее ярко свидетельствуют, например, типы женской поясной одежды.

Оживленные экономические связи России с самыми различными странами мира, значительный импорт тканей, красителей и разнообразных галантерейных товаров также оказали влияние на формирование русской традиционной одежды. Включение в нее иноэтнических элементов обусловливалось как сходством мировоззренческих концепций, так и потребностью самой культуры в развитии. Вместе с тем в отношении иноэтнических влияний в крестьянской одежде уместно вспомнить высказывание К. Градовой о том, что "в России все иностранные влияния в области костюма, воспринимаясь, постепенно растворялись и поглощались русскими традициями, не изменяя основной линии ее развития"1. Отсюда можно сделать вывод о том, что национальное своеобразие русского народного костюма усиливалось благодаря взаимодействию в нем различных этнических культур, интернациональное и общечеловеческое приобретало в нем ярко национальное выражение.

Окружающая природная среда и общественные отношения обусловили контекст культуры, в котором существовал русский народный костюм: философия, политика, мораль, религия и другие формы общественного сознания, предшествующая художественная традиция и, наконец, быт, нравы, обычаи, образ жизни, деятельности людей и т. д. При этом русский народный костюм как вид искусства был синкретичен, поскольку являлся неотъемлемой частью обрядового синкретизма, включавшего наряду с ним песню, танец, инструментальные наигрыши, игры, произведения словесно-поэтического творчества, ритуально-бытовую атрибутику. Традиционные обряды и праздники до революции были мощным средством единения нации, воспитания ее самобытной культуры. В. Березкин отмечает: "Все, что ни создавал человек своей фантазией и своими руками, мыслилось им частью того или иного обряда". Следует добавить, что утилитарное в народном костюме, как и в обряде в целом, было проникнуто эстетическим, а философское, религиозное, моральное представлено как эстетические ценности.

Таким образом, целенаправленная ценностно-ориентированная творческая деятельность в народном искусстве, в частности по созданию и восприятию русского народного костюма, включала людей в эстетическое преобразование жизни, воспитывала их и просвещала. Русский народный костюм в свете этого выступал как важное средство общения (коммуникативная функция), нес большое количество информации о своем владельце (информационная функция) и тем самым способствовал культурному взаимопониманию как в крестьянской среде, так и при контактах с представителями других социальных групп населения, осуществлял передачу художественного и исторического опыта от поколения к поколению.

3.Специфика художественного образа народного костюма и его местные особенности

Процесс создания народного костюма - это эстетическое преобразование жизненного опыта в художественные образы, осуществляемое талантом и мастерством народа с помощью воображения сквозь призму мировоззрения (эстетических идеалов) на крепкой основе традиции.

Художественный образ - это специфическая форма освоения в искусстве мира во всем его многообразии и богатстве, гармоничной целостности и драматических коллизиях.

Одна из важнейших особенностей художественного народного мышления - метафоричность, т.е. синтез природных, культурных явлений по обобщающему признаку или свойству. В крестьянском костюме она предстает особенно ярко в орнаментике, в формах и названиях женских головных уборов, в наличии общего процесса образования структурных уровней пространства и родстве декоративных решений народного костюма, крестьянской избы и древнерусского храма, в аналогичности названий их отдельных элементов, а также в их общности на семантическом уровне (связь с космологией и антропоморфным образом). На это указывали в своих трудах о народном искусстве И.Е.Забелин, Д.К.Зеленин, М.А. Некрасова, Т. Н. Тропина. М.А.Некрасова в частности, пишет, что русский народный костюм участвовал наряду с интерьером дома, народной архитектурой в создании "духовно-пространственной среды, способной воздействовать на человека, формировать его внутренний мир". Подчеркивая всеобъемлющий характер принципа ансамблевости, она утверждает: "Отдельный образ в народном искусстве действует в контексте всей системы взаимодействующих образов. В этом и выражается ансамблевость как в отдельном произведении, так и в конкретном виде творчества и в народном искусстве в целом".

Развивая тезис о метафоричности народного художественного мышления, необходимо упомянуть о том, что мотивы женских фигур в орнаменте часто как бы прорастают цветами и побегами, а солнце представляется то птицей, то огнедышащим конем или оленем. В формах и названиях женских головных уборов проступает связь с реальными образами животных (рогатые кички) и птиц - кокошники (от славянского "кокошь" - петух или курица), "сороки" и их составные части, называемые "хвост", "подкрылки", "крылышки". Посредством таких эстетически преобразованных сочетаний художественных образов крестьяне познавали себя как неотъемлемую часть природы, пытались магически воздействовать на нее, символически выражали русскую поэтическую мифологию.

Следует подчеркнуть, что все элементы ансамбля крестьянского костюма насыщены многозначной символикой, обусловленной мифологическим и синкретическим характером народного мышления. Их совокупность образует художественную идейно-образную концепцию, весьма устойчивую и целостную. Она отражает представления крестьян о мироздании и воплощает идею плодородия земли, которое в их сознании непосредственно связано с плодородием женщины, "более того, одно не мыслилось без другого, и магия плодородия предполагала воздействие на землю плодовитостью женщины".

Божество плодородия в произведениях русского народного творчества изображалось в виде женщин. Наглядным подтверждением тому может служить рассказ И. Д. Федюшиной о том, что при раскопках поселений первых земледельцев на месте села Триполье под Киевом были найдены статуэтки, изображающие в условной манере женщин. Просвечивание их рентгеновскими лучами показало, что они создавались из глины, смешанной с зернами пшеницы. Ученые предполагают, что каждый стремился иметь в доме подобное изображение богини, так как связывал это с получением богатого урожая.

Один из крупнейших фольклористов XIX в., известный исследователь славянской мифологии А. Н. Афанасьев отмечал: "На древнем поэтическом языке травы, цветы, кустарники и деревья называются волосами земли. Признавая землю за существо живое, самодействующее (она родит из своей материнской утробы, пьет дождевую воду, судорожно дрожит при землетрясениях, засыпает зимой и пробуждается с возрастом весны), первобытные племена сравнивали широкие пространства суши с исполинским телом, в твердых скалах и камнях видели ее кости, в водах - кровь, в древесных корнях - жилы и, наконец, в травах и растениях - волоса".

Объективно практическое отношение русского народа к природе, использование аналогий природы и человеческого тела формировали идеи анпропоморфной природы и космического человека. Вместе с органическим для русских единством человека с общественной группой (семьей, родом, классом и т. д.) это явилось основой формирования устойчивых традиций идейно-образной структуры народного искусства, полифонического единства ее архитектурных, пластических, живописных, поэтических средств и способов воплощения.

В. В. Колесов, подчеркивая здравый смысл и вечные человеческие ценности, присущие мировоззрению русского народа, пишет: "Во времена, когда каждый третий год был недород, а каждые десять лет уносили массу людей в различных моровых поветриях, мечта о хлебе насущном - есть мечта о хорошей, правильной жизни... Экономика одухотворена этикой, но только в термине-слове осознается тонкое различие между всеми ипостасями жизни: человек проживает житие по христианскому обычаю, но основой жития является живот - именно это и есть жизнь во всей полноте ее проявлений...". Это высказывание удачно объясняет приоритет в сознании крестьян важных идей плодородия и земли, и женщины, подтверждает также и тезис Г. В. Плеханова о том, что "драгоценное кажется красивым".

Подчеркнем, что в гармоничном ансамбле традиционных художественных образов раскрывается прекрасное в русском народном костюме, его общечеловеческая эстетическая ценность. О своеобразной синкретичности художественного мышления В. Е. Гусев пишет, что "она обусловлена не неразвитостью последнего, а природой самого предмета художественного познания, тем, что народные массы сознают предмет своего искусства прежде всего как эстетически целое и целостное в совокупности всех или многих его эстетических качеств, в многогранности и сложности его эстетической природы".

Исследуя проблему, важно отметить, что главными творческими принципами при создании русского народного костюма были вариативность и импровизация на основе традиционных местных типов костюма. Импровизация проявилась в том, что костюм создавался непосредственно в процессе его изготовления. В этом просматривается аналогия с импровизацией в народном музыкальном исполнительстве. Если народные музыканты опирались в своей практике импровизации на традиционные формы музыкального мышления (определенный круг попевок, интонаций, ритмов и т. д.), то у мастериц народного костюма в каждой местности были излюбленные устоявшиеся художественные образы, воплощавшиеся посредством использования определенных цветовых сочетаний, способов художественной отделки и т. п. Объединяя закрепление однажды найденного музыкального или художественного образа со свободным варьированием его элементов, народ обновлял, обогащал и свою музыку, и свой костюм. Свободное варьирование элементов основано на их неоднозначности, на существовании целого ряда семантически и стилистически родственных вариантов, характеризующих исполнительский динамизм создания костюма и любого другого произведения народного искусства. Таким образом, понятие традиции означает не покой, а движение особого типа, т. е. уравновешенность, достигаемую взаимодействием противоположностей, из которых важнейшие - устойчивость (сохранение определенных принципов и приемов) и изменчивость (вариантность), и существующую на ее основе импровизационность.

Итак, художественный образ русского народного костюма являет собой неразрывное взаимопроникающее единство объективного и субъективного, рационального и эмоционального, символического и конкретного, коллективного и индивидуального, целого и части, устойчивого и изменчивого, стереотипного и импровизационного. В этом слиянии, осуществляемом с помощью специфических для искусства русского народного костюма средств (материал, силуэт, колористика, орнаментика, композиция, способы носить и комплектовать детали костюма и т. д.), создаются художественные образы как отдельных частей костюма, так и целостных костюмных комплексов, выражающие определенные эстетические идеи и чувства. Благодаря системе художественных образов русский народный костюм и способен осуществлять свою эстетическую функцию, через которую проявляется его познавательное значение, мощное идейно-воспитательное, нравственное воздействие на людей.

Различия географических, климатических и исторических условий огромной территории России стали причиной возникновения большого разнообразия местных стилей русского народного костюма. При безусловной зависимости от магически-религиозного содержания стиль народного костюма как художественно-эстетическую и социально-историческую категорию все же в первую очередь характеризует система художественно-выразительных средств.

Структура художественной формы выражения в целом сложна и многозначна. В каждом костюме стиль отражает не только национально-стадиальные особенности, но и его региональные и этнолокальные типологические черты, обусловливает принципы художественно-конструктивной организации всех элементов художественного языка костюма, его деталей в культурно-целостный комплекс.

Понятие общерусского стиля подразумевает общность стилевых признаков всех этнолокальных костюмных комплексов, коренящуюся в социально-исторических условиях, в мировоззрении русских крестьян, их творческом методе, в закономерностях художественно-исторического процесса. К общим стилевым признакам всех комплексов русского народного костюма относятся: материал, прямой крой, значительная полнота и длина одежд, многослойность, магически-религиозная символика, определенные цветовые предпочтения, способы художественной отделки, обилие всевозможных украшений.

4.История социального бытования русского народного костюма

Формирование национальных особенностей русского народного костюма происходило в XIV-XVI вв. одновременно с выявлением русского (великорусского) этнического самосознания и распространением этнонима "русские".

К XVII в. полностью сложились основные костюмные комплексы.

Следует отметить, что социальная среда бытования русского народного костюма на протяжении истории его существования менялась. Исследователи отмечают, что характерной особенностью древнерусской одежды было то, что костюм у различных слоев населения отличался преимущественно количеством деталей и разнообразием материалов при одинаковом покрое отдельных составляющих его частей. При этом к особенностям национальных эстетических воззрений относят наличие общенародного эстетического идеала красоты. "У русских, - пишет М. Г. Рабинович, - сохранивших в течение веков государственную самостоятельность, национальные черты в костюме феодальной верхушки были выражены вплоть до петровских реформ". В XVII в. чрезвычайно важным считалось в торжественных случаях быть обязательно в русском традиционном платье, даже иноземцам. Так, в 1606 г. Марина Мнишек венчалась в Москве в Успенском соборе с Лжедмитрием I по настоянию бояр в русском платье. Позднее парадная русская одежда выдавалась иноземным послам специально для торжественного представления государю.

В первые годы 18-го столетия по указу Петра I правящие классы должны были перейти на обязательное ношение платья иноземного образца. Однако "поскольку реформа не коснулась такого огромного пласта общества, как крестьянство, то именно крестьянский костюм становится подлинно народным. В его русле развивалась одежда казаков, поморов, однодворцев, разных групп старообрядческого населения". Подчинившись капризам западноевропейской моды, представители высших слоев общества вынуждены были отказаться от исконно русских представлений о красоте облика, его одежды, манер. Победа в Отечественной войне 1812 г. вызвала подъем патриотических чувств, и многие светские дамы стали носить стилизованные русские национальные костюмы, состоявшие из рубахи с глубоким вырезом (по моде начала XIX в.), косоклинного или прямого сарафана, стянутого поясом под грудью, кокошника, повязки или венца.

Лучшие люди России всегда понимали жизненную необходимость бережного сохранения самобытности русской национальной культуры, и в частности костюма. В начале 20-х гг. 19-го столетия блестящий эрудит, поэт, мыслитель и государственный деятель А. С. Грибоедов, которого А. С. Пушкин считал одним из самых умных людей России, писал:

Пускай меня объявят старовером,
Но хуже для меня наш Север во сто крат
С тех пор, как отдал все в обмен на новый лад -
И нравы, и язык, и старину святую,
И величавую одежду на другую
По шутовскому образцу...

Далее устами Чацкого А. С. Грибоедов с горечью восклицает: "Воскреснем ли когда от чужевластья мод?". Серьезность подхода великого русского поэта к проблеме возврата к национальным традициям в одежде, а также отрицательное отношение правительства к этой идее, отождествлявшейся в то время прежде всего с тенденциями демократизации общества, подтверждается тем, что во время следствия по делу декабристов А. С. Грибоедову был задан вопрос: "В каком смысле и с какой целью Вы, между прочим, в беседах с Бестужевым, неравнодушно желали русского платья и свободы книгопечатанья?"

Н. И. Лебедева и Г. С. Маслова отмечали, что в костюмах мещан и купечества долго сохранялись черты, общие с крестьянской одеждой. В середине XIX в. "русский наряд" - сарафан и кокошник - носился во многих городах. У горожан, особенно у наиболее богатых, он отличался от крестьянского дорогим материалом, драгоценными украшениями".

Во второй половине XIX в. в русское народное платье по идеологическим соображениям одевались писатели славянофильского направления. Их современник Д. Н. Свербеев писал: "Славянофилы не ограничивались печатанием и писанием для одной только печати разных статей, не удовлетворялись изустной проповедью своего учения - они захотели проявить его наружными знаками, и вот появилась сперва шапка-мурмолка, а потом зипун, и, наконец, борода".

Рассуждая о народном костюме как знаке сословной принадлежности, П. Г. Богатырев отмечает, что в России "богатые купцы, иногда миллионеры, носили преимущественно "полумужицкий" костюм, чтобы показать этим, что свой костюм, указывающий на их сословное положение, они носят с чувством превосходства и не хотят уподобляться часто более бедным в сравнении с ними чиновникам и дворянам".

В начале XX в. русский народный костюм носили такие видные представители творческой интеллигенции, как В. В. Стасов, ф. И. Шаляпин, М. Горький, Л. А. Андреев, С. А. Есенин, Н. А. Клюев.

Примечательно, что в XX в. при царском дворе бывали приемы, на которых фрейлины согласно царскому указу 1834 г. обязательно надевали костюмы, стилизованные под русский боярский наряд. Восхищение красотой русского народного костюма выразили в своих произведениях Л. Н. Толстой, И. С. Тургенев, И. А. Бунин, М. А. Шолохов и многие другие замечательные русские писатели.

Рассматривая вопрос этнического сознания и духовной культуры, К. В. Чистов высказал мысль о том, что "всякое осознание элементов материальной культуры как знаковых или символических может придать им идеологический характер". Эти слова наглядно подтверждаются историей русского народного костюма, который во все времена олицетворял идею сохранения национальной самобытности, выступал как средство диалогического общения прошлого России с ее настоящим и будущим.

Создавая незабываемые образы русских людей и изображая их в традиционных национальных костюмах, выдающиеся русские художники А. Г. Венецианов, В. И. Суриков, В. М. Васнецов, М. В. Нестеров, Ф. А. Малявин, К. А. Коровин и многие другие в значительной мере способствовали эстетической ориентации современников и потомков, превращению русских народных костюмов в этнический символ.

В начале XX в. основоположницей использования традиционных форм и характера орнаментации, декоративных принципов народной одежды в создании костюма современной повседневной жизни стала общепризнанный художник-модельер Н. П. Ламанова. Ее модели одежды и теоретические статьи убедительно доказывали, что "целесообразность народного костюма, благодаря вековому коллективному творчеству народа, может служить как идеологическим, так и пластическим материалом, вложенным в нашу одежду города".

Благодаря усилиям крупных исследователей и этнографов Д. К. Зеленина, Н. М. Могилянской, Н. П. Гринковой, коллекционеров И. Я. Билибина, А. В. Худорожевой, Н. Л. Шабельской и многих других квалифицированных специалистов собраны великолепные коллекции русского народного костюма, обладающие огромной исторической и художественной ценностью. Среди них на первом месте - собрания Государственного музея этнографии народов СССР в Санкт-Петербурге, Государственного Исторического музея в Москве.

В послеоктябрьский период началось чрезвычайно быстрое разрушение многовекового уклада и обычаев русской деревни, обнищание крестьян и их массовой переезд на жительство в города. Тогда же практически все семейные, календарные и религиозные обряды и праздники были отнесены к "пережиткам темного прошлого" и всемерно искоренялись как не соответствующие новой советской действительности. Этим во многом объясняется исчезновение из жизни народа традиционного костюма и многих других неотъемлемых составных частей обрядового синкретизма, упадок общего уровня мастерства практически во всех видах традиционного искусства. Семидесятилетнее уничтожение национальной самобытности в России, и прежде всего в русской деревне, привело к искоренению из сознания русского народа многих его этнических символов и святынь. Так, в 30-е гг. угасла традиция изготовления русского народного костюма. Со сценических подмостков, с экрана кино, затем и с телеэкрана навязывался новый стереотип псевдорусского наряда, в котором до неузнаваемости искажались национальный стиль и идейно-образное содержание русской одежды.

История социального бытия русской национальной одежды позволяет утверждать, что ее эстетическое воздействие во все времена велико и распространяется на весь русский народ в целом.

«По одежке встречают» — эта поговорка известна всем. То, что мы носим, может иметь символический смысл, как белое платье невесты, или быть функциональным, как одежда для беременных.

Наряд может выражать мировоззрение человека, принадлежность к социальной группе, привычки. Костюм, как волшебная палочка, выделяет своего владельца из толпы или превращает в незаметную «серенькую мышку», он способен сделать из золушки — принцессу или из красавицы — чудовище. Платье может скрыть недостатки внешности и подчеркнуть неоспоримые преимущества, создать образ легкомысленной кокетки или милой скромницы, строгой леди или «сорви головы». Одежда в первую очередь — средство, но и сама она оказывает влияние на поведение и мироощущение человека. Девушка, надев нарядное платье и туфельки на шпильках, чувствует и ведет себя иначе, чем в свободных джинсах-трубах и кроссовках.

Каждый человек с детства интуитивно старается использовать магические свойства одежды. Когда ребенок совсем мал, мама решает, какое детское питание будет кушать и какую кофточку наденет дочка, тем самым постепенно воспитывая ее вкус в соответствии со своими предпочтениями. Но проходит совсем немного времени, и ребенок начинает активно отстаивать свое право носить то, что хочется. Особенно ярко это проявляется в подростковом возрасте. Эксперименты подростков способны вызвать возмущение учителей и ужас родителей. Но — это только эксперименты, поиск себя и стремление научиться использовать одежду для достижения своих целей. Некоторым это удается, другие выбирают один, комфортный для них стиль, и прячутся в этом «футляре», забывая о широких возможностях, которые предоставляет костюм.

Следование выбранному однажды стилю имеет свои плюсы и минусы. С одной стороны, привычная одежда дает комфорт и уверенность. Но нельзя забывать, что со временем мироощущение, фигура, социальная роль человека меняется, и прежний стиль может противоречить этими изменениям, мешать им. И тогда костюм становится своеобразной клеткой, ловушкой, препятствующей движению вперед.

Многие, попадая в сложную жизненную ситуацию, интуитивно используют одежду как способ спрятаться, защищаясь от окружающего мира. Но, если подумать, именно такое решение может принести большой вред. Ведь наряд — эффективное средство, которое может помочь изменить обстоятельства в свою пользу. И не только потому, что хорошо одетый человек вызывает большее доверие и интерес, но и потому, что красивая одежда помогает почувствовать себя лучше, значимее, увереннее. А, значит, и успешно решать встающие вопросы, добиваться успеха и менять свою судьбу к лучшему.

Обсуждение статьи «Одежда и судьба»

С этим я согласна

Все правильно, под одеждой не прячутся, ее используют!

Приходит в этот мир? Каково предназначение человека? В чем смысл жизни? Все это так называемые вечные вопросы. Они никогда не могут быть разрешены окончательно. Мир и человек постоянно меняются. Следовательно, меняются и представления людей о мире, человеке. Все представления и знания человека о самом себе называются его .

Мировоззрение — сложное явление духовного мира человека, и сознание является его фундаментом.

Различают самосознание индивида и самосознание человеческой общности, например конкретного народа. Формами проявления самосознания народа являются мифы, сказки, анекдоты, песни и т. д. Самый элементарный уровень самосознания — первичное представление о себе . Нередко оно определяется оценкой человека другими людьми. Следующий уровень самосознания представлен глубоким пониманием самого себя, своего места в обществе. Наиболее сложная из форм человеческого самосознания называется мировоззрением.

Мировоззрение — представляет собой систему или совокупность представлений и знаний о мире и человеке, об отношениях между ними.

В мировоззрении человек осознает себя не через свое отношение к отдельным предметам и людям, а через обобщенное, интегрированное отношение к миру как целому, частью которого является и он сам. В мировоззрении человека отражаются не просто его отдельные свойства, а то главное в нем, что принято называть сущностью, что остается наиболее постоянным и неизменным, в течение всей его жизни проявляясь в его мыслях и действиях.

В реальности мировоззрение формируется в сознании конкретных людей. Оно используется и в качестве общих воззрений на жизнь. Мировоззрение представляет собой интегральное образование, в котором принципиально важна связь её компонентов. В состав мировоззрения входят обобщенные знания, определенные системы ценностей, принципы, убеждения, идеи. Мерилом мировоззренческой зрелости человека являются его поступки; ориентирами при выборе способов поведения служат убеждения, т. е. взгляды, активно воспринимаемые людьми, особо устойчивые психологические установки человека.

Структура мировоззрения

Мировоззрение представляет собой синтез различных черт человека; это познание и переживание человеком мира. Эмоционально-психологическую сторону мировоззрения на уровне настроений и чувств составляет мироощущение. Например, одни люди имеют оптимистическое мироощущение, другие — пессимистическое. Познавательно-интеллектуальную сторону мировоззрения составляет миропонимание.

Мировоззрение, как и вся жизнь людей в обществе, имеет исторический характер. Возникновение мировоззрения связывают с процессом формирования первой устойчивой формы человеческой общности — родовой общины. Ее появление стало своеобразной революцией в духовном развитии человека. Мировоззрение выделило человека из мира животных. История духовного развития человечества знает несколько основных типов мировоззрения. К ним относятся мифологическое, религиозное, философское мировоззрение.

Исторически первой ступенью в развитии мировоззрения было мифологическое мировоззрение. Мифология закрепляла принятую в обществе систему ценностей, поддерживала и поощряла определенные формы поведения. С угасанием первобытных форм общественной жизни миф изжил себя и перестал быть господствующим типом мировоззрения.

Коренные вопросы всякою мировоззрения (происхождение мира, человека, тайна рождении и смерти и др.) продолжали решаться, но уже в других мировоззренческих формах, например в формах религиозного мировоззрения, основанного на вере в существование сверхъестественных существ и сверхъестественного мира, и философского мировоззрения, существующего как теоретически сформулированная система самых общих взглядов на мир, человека и их взаимоотношения.

Каждый исторический тип мировоззрения имеет материальные, социальные и теоретико-познавательные предпосылки. Он представляет собой относительно целостное мировоззренческое отражение мира, обусловленное уровнем развития общества. Особенности различных исторических типов мировоззрения сохраняются в массовом сознании современных людей.

Компоненты мировоззрения человека

Наше отношение к миру и к себе включает разнообразные знания. Например, житейские знания помогают ориентироваться в обыденной жизни — общаться, учиться, строить карьеру, создавать семью. Научные знания позволяют осмысливать факты на более высоком уровне и строить теории.

Наше взаимодействие с миром окрашено эмоциями , связано с чувствами, трансформировано страстями. Например, человек способен не просто смотреть на природу, бесстрастно фиксируя ее полезные и бесполезные качества, а любоваться ею.

Нормы и ценности являются важным компонентом мировоззрения. Ради дружбы и любви, ради семьи и близких человек может действовать вопреки здравому смыслу, рискуя жизнью, преодолевать страх, выполняя то, что считает своим долгом. Убеждения и принципы вплетены в саму ткань человеческой жизни и часто их влияние на поступки бывает намного сильнее, чем влияние знаний и эмоций вместе взятых.

Поступки человека также входят в структуру мировоззрения, образуя его практический уровень. Человек выражает свое отношение к миру не только в мыслях, но и во всех своих решительных действиях.

Традиционно считается, что знания и чувства, ценности и поступки представляют собой компоненты мировоззрения — познавательный, эмоциональный, ценностный и деятельностный. Конечно, такое деление весьма условно: компоненты никогда не существуют в чистом виде. Мысли всегда эмоционально окрашены, поступки воплощают ценности человека и т.д. В реальности мировоззрение — всегда целостность, а разделение его на компоненты применимо только в исследовательских целях.

Типы мировоззрения

С точки зрения исторического процесса выделяют три ведущих исторических типа мировоззрения :

  • мифологическое;
  • религиозное;
  • философское.

Мифологическое мировоззрение (от греч. mythos — сказание, предание) основано на эмоционально-образном и фантастическом отношении к миру. В мифе эмоциональный компонент мировоззрения превалирует над разумными объяснениями. Мифология вырастает прежде всего из страха человека перед неизвестным и непонятным — явлениями природы, болезнью, смертью. Поскольку у человечества еще не было достаточно опыта для понимания истинных причин многих явлений, они объяснялись при помощи фантастических предположений, без учета причинно-следственных связей.

Религиозное мировоззрение (от лат. religio — благочестие, святость) основано на вере в сверхъестественные силы. в отличие от более гибкого мифа свойственны жесткий догматизм и хорошо разработанная система моральных заповедей. Религия распространяет и поддерживает образцы правильного, нравственного поведения. Велико значение религии и в сплочении людей, однако здесь ее роль двойственна: объединяя людей одной конфессии, она зачастую разделяет людей разных верований.

Философское мировоззрение определяется как систем но-теоретическое. Характерными чертами философского мировоззрения являются логичность и последовательность, системность, высокая степень обобщения. Основным отличием философского мировоззрения от мифологии является высокая роль разума: если миф опирается на эмоции и чувства, то — прежде всего на логику и доказательность. От религии философия отличается допустимостью свободомыслия: можно остаться философом, критикуя любые авторитетные идеи, вто время как в религии это невозможно.

Если рассматривать структуру мировоззрения на современном этапе его развития, можно говорить об обыденном, религиозном, научном и гуманистическом типах мировоззрения.

Обыденное мировоззрение опирается на здравый смысл и житейский опыт. Такое мировоззрение оформляется стихийно, в процессе житейского опыта и его сложно представить в чистом виде. Как правило, человек формирует свои взгляды на мир, опираясь на четкие и стройные системы мифологии, религии, науки.

Научное мировоззрение основано на объективных знаниях и представляет собой современный этап развития философского мировоззрения. Последние несколько столетий наука все дальше отходила от «туманной» философии в попытке достичь точного знания. Однако в итоге она далеко отошла и от человека с его потребностями: результатом научной деятельности является не только полезная продукция, но и оружие массового поражения, непредсказуемые биотехнологии, приемы манипулирования массами и т.д.

Гуманистическое мировоззрение основано на признании ценности всякой человеческой личности, се права на счастье, свободу, развитие. Формулу гуманизма выразил Иммануил Кант, сказав, что человек может быть только целью, а не простым средством для другого человека. Аморально использовать людей в своих интересах; следует всячески способствовать тому, чтобы каждый человек мог раскрыть и полностью реализовать себя. Такое мировоззрение, впрочем, стоит рассматривать как идеал, а не как реально существующее.

Роль мировоззрения в жизни человека

Мировоззрение дает человеку целостную систему ценностей, идеалов, приемов, образцов для жизни. Оно упорядочивает окружающий мир, делает его понятным, указывает на самые короткие пути достижения целей. Напротив, отсутствие цельного мировоззрения превращает жизнь в хаос, а психику — в совокупность разрозненных переживаний и установок. Состояние, когда прежнее мировоззрение разрушено, а новое еще не сформировано (например, разочарование в религии), называется мировоззренческим кризисом. В такой ситуации важно восстановить мировоззренческую целостность личности, иначе ее место будет заполнено химическими или духовными суррогатами — алкоголем и наркотиками или мистикой и сектантством.

С понятием «мировоззрение» сходно понятие «менталитет» (от фр. mentalite — склад ума). Менталитет — это уникальный сплав психических качеств, а также особенностей их проявлений. По сути это духовный мир человека, пропущенный через призму его личного опыта. Для нации это духовный мир, пропущенный через исторический опыт народа. В последнем случае менталитет отображает национальный характер («душу народа»).

Новосибирский колледж электроники

По курсу “Обществознание”

Мировоззрение человека

Выполнил

студент 122 группы

Прудников С.Г.

Проверила

Черепанова Е.В.

Новосибирск 2003

Введение..............................................................3

1.Что такое мировоззрение? .......................................4

2.Каким бывает мировоззрение? ................................4

3.Три основных типа мировоззрения.........................5

3.1 Обыденное мировоззрение……………………….5

3.2 Религиозное мировоззрение……………………...6

3.3 Научное мировоззрение..........................................7

4.Сознательно формируемое мировоззрение..............8

5.Общество и формирование мировоззрения..............8

5.2 Тоталитарное общество...........................................8

5.1 Демократическое общество....................................9

6.Мировоззрение нашей эпохи.....................................9

7.Вывод………………………………………………..10

8.Список используемой литературы...........................13

Введение.

В мире нет двух человек с одинаковыми узорами на коже

пальцев, нет двух человек с одинаковойсудьбой. Каждый человек индивидуален и неповторим. Нет и двух человек

с одинаковым духовным миром. Но означает ли это, что

его ничто не объединяет с другим?

Разумеется, нет. Людей объединяет очень многое: родина,

место жительства, положение в обществе, язык, возраст.

Но то, что объединяет – оно и разъединяет: у людей может

быть разное место жительства, различное место в жизни

общества, другой язык, возраст. В духовном мире тоже есть

объединяющее и разъединяющее людей: духовные инте –

ресы, жизненные позиции, ценностные ориентации, уровень

знаний. Анализ памятников духовной культуры всех этапов

развития человечества, так же как и анализ духовного мира

наших современников, показывает, что одним из важней –

ших элементов является мировоззрение.

1.Что такое мировоззрение?

В самом простом, наиболее распространённом понимании

мировоззрение – это совокупность взглядов человека на

мир, который его окружает. Есть и другие, близкие миро - воззрению слова: миропонимание, миросозерцание. Все они

предполагают, с одной стороны, мир, который окружает

человека, а с другой – то, что связано с деятельностью

человека: его ощущения, созерцания, понимания, его воз –

зрения, взгляд на мир.

Мировоззрение отличается от других элементов духовного

мира человека тем, что оно, во – первых, представляет со –

бой взгляды человека не на какую – то отдельную сторону

мира, а именно на мир в целом. Во – вторых, мировоззрение

представляет собой отношение человека к окружающему его миру: боится, страшится ли человек этого мира, или он

живёт в ладу, в гармонии с ним?

Таким образом, мировоззрение – сложное явление духов –

ного мира человека.

2.Каким бывает мировоззрение?

Прежде всего, отметим, что мировоззрение человека но –

сит исторический характер: каждая эпоха человеческой ис –

тории обладает своим уровнем знаний, своими проблемами,

стоящими перед людьми, своими подходами к их решению,

своими духовными ценностями.

Можно сказать: сколько людей, столько и мировоззрений.

Однако это будет неверно. Ведь мы уже отмечали, что лю –

дей не только разъединяет нечто, но и объединяет общность

родины, языка, культуры, истории своего народа, имущест –

венного положения. Людей объединяют школа, характер

образования, общий уровень знаний, общие ценности. Поэ –

тому неудивительно, что у людей могут быть сходные, об –

щие позиции в рассмотрении мира, в его осознании и оцен –

Классификация типов мировоззрения может быть раз –

личной. Так, в истории философии прослеживается несколько подходов к выработке мировоззренческих установок. Одни из них приоритет отдают Богу (теоцентризм) или природе (природоцентризм), другие – человеку (антропоцентризм), либо обществу (социоцентризм), либо знаниям, науке (знаниецентризм, наукоцентризм). Иногда мировоззрение делят на прогрессивное и реакционное.

3.Три типа мировоззрения

Распространено выделение следующих типов мировоз –

зрения: обыденное, религиозная, научное.

3.1 Обыденное мировоззрение

Обыденное мировоззрение возникает в жизни человека в

процессе его личной практической деятельности, поэтому его иногда называют житейским мировоззрением. Взгляды

человека в этом случае не обосновываются религиозными доводами или данными науки. Оно формируется стихийно,

особенно если человек не интересовался мировоззренчес –

кими вопросами в учебном заведении, не изучал самостоя –

тельно философию, не знакомился с содержанием религи –

озных учений. Конечно, нельзя полностью исключить вли –

яние религий или достижений науки, ибо человек постоян –

но общается с различными людьми; ощутимо и влияние

общедоступных средств массовой информации. Но преоб –

ладает житейская, обыденная основа. Обыденное мировоз –

зрение опирается на непосредственный жизненный опыт

человека – и в этом его сила, но оно мало использует опыт

других людей, опыт науки и культуры, опыт религиозного

сознания как элемента мировой культуры – в этом его сла –

Обыденное мировоззрение распространено очень широко,

поскольку усилие учебных заведений и пастырей церкви

зачастую задевают лишь самую поверхность сферы духов –

ной жизни человека и не всегда оставляют в ней заметный

3.2 Религиозное мировоззрение

Религиозное мировоззрение – мировоззрение, основной которого являются религиозные учения, содержащиеся в

таких памятниках мировой духовной культуры, как Библия,

Коран, священные книги буддистов, Талмуд и ряде других.

Напомним, в религии содержится и определенная картина

мира, учение о предназначении человека, заповеди, напра –

вленные на формирование его определенного образа жизни,

на спасение души. Религиозное мировоззрение также имеет

сильные и слабые стороны. К его сильным сторонам можно

отнести тесную связь с мировым культурным наследием,

ориентацию на решение проблем, связанных с духовными

потребностями человека, стремление дать человеку веру в

возможность достижения поставленных целей.

Слабыми сторонами религиозного мировоззрения явля –

ются непримиримость к другим жизненным позициям, не –

достаточное внимание к достижениям науки, а подчас их

игнорирования. Правда, в последнее время многие бого –

словы высказывают мысль о том, что перед теологией стоит

задача выработки нового пути мышления,

“о соразмерности

Бога изменениям, даваемым наукой и технологией”. Но по –

ка ещё богословы не могут определённо сказать, “какой

именно тип согласия может быть установлен между лабо –

раторной табуреткой и церковной скамьей”.

3.3 Научное мировоззрение

Является законным наследником того направления мировой

Философской мысли, которое в своем развитии постоянно

Опиралось на достижения науки. Оно включает в себя научную картину мира, обобщенные итоги достижения человеческого познания,принципы взаимоотношения

человека с естественной и искусственной средой обитания.

Научное мировоззрение также имеет достоинства и недо –

статки. К достоинствам отнесём его прочную обоснован –

ность достижениями науки, реальность содержащихся в нём

целей и идеалов, органическую связь с производственной и

социальной практической деятельностью людей. Но нельзя

закрывать глаза на то, что человек ещё не занял в нем пре –

обладающего места. Человек, человечество, человечность –

это поистине глобальная проблема настоящего и будущего.

Разработка этой триады – задача неисчерпаемая, но неис –

черпаемость задачи требует не отстранения от неё, а нас –

тойчивости в её решении. Это и является доминантой сов –

ременной науки, призванной обогащать мировоззрение.

Поворот к человеку, человечеству, человечности, если он

примет всеобъемлющий характер, может стать решающим

облагораживающим фактором для всех типов мировоззре –

ния; тогда их главной общей чертой станет гуманистическая

направленность.

Такое мировоззрение наиболее перспективно для деятель –

ности людей, стремящихся осуществить развитие общества по пути научно – технического, социального и экологичес –

кого прогресса, однако человечество стоит ещё в самом на –

чале пути к широкому овладению его основами.

Сознательно формируемое мировоззрение

В обществе издавна существовало и сознательное стремле –

ние выработать целостное и обоснованное мировоззрение,

в рамках которого была бы осмыслена вся история челове –

чества, его познавательная и преобразовательная деятель –

ность, культура и ценностные ориентации. Разработка ми –

ровоззрения обычно идёт в русле определённой традиции,

опираясь на то или иное направление в философии. Созна –

тельное стремление выработать целостное мировоззрение

проявляют различные социальные группы людей, полити –

ческие партии, которые видят в нем основу не только своего

духовного единения, но и программ конкретных действий

по преобразованию общества.

Мировоззрение такого типа может строиться на самых

разных философских основаниях.

Оно может быть и религиозным, и безрелигиозным, при –

чём в первом случае его разработка осуществляется с опо –

рой на теологию. Так, например, радикально отличаются

друг от друга экзистенциалистская и позитивистская фило –

софия, религиозные и атеистические философские концеп –

Общество и формирование мировоззрения

Сегодня все здравомыслящие люди признают, что каждый

человек должен быть свободен в выборе своего миповоз –

зрения. Однако он не может быть свободен от обществен –

ных отношений, и потому его выбор зависит не только от

него самого, но и от общества, в котором он живёт.

Тоталитарное общество

В тоталитарных общественных структурах единое миро –

воззрение закладывает в основу всей образовательной сис –

темы, культуры, средств массовой информации. И человеку

в этих условиях очень трудно осуществить действительно

свободный выбор.

Демократическое общество

В демократическом обществе выбор мировоззрения явля –

ется личным делом каждого гражданина без каких – либо

ограничений.

То же самое относится к мировоззренческой

основе программных документов общественных органи –

Государство следит лишь за тем, чтобы в них не содер –

жались призывы к насилию, к насильственному свержению

существующего строя. Вместе с тем само государство берет

на себя обязанность предоставить каждому условия для

овладения фундаментальными знаниями о природе, общес –

тве, человеке, необходимыми для свободного и осознанного

выбора системы ценностей, мировоззренческих позиций.

Мировоззрение нашей эпохи (XX в.)

Масштабы научно – технического прогресса и развитие

образования в наше время просто несоизмеримы с тем, что

происходило в XVIII – XIX. Можно сказать, что тот социальный мир, в котором мы живём, создан на основе науки. Промышленность, сельское хозяйство, транспорт,

средства связи, информационное обеспечение, здравоохра –

нение, культура, образование, наш быт просто немыслимы

без использования научных знаний. Сегодня наукой во всем

мире занимается свыше 5 млн. человек, тогда как к началу XIX в. было всего около тысячи ученых.

Беспрецедентны масштабы развития образования в наше

Ещё в прошлом веке подавляющее большинство людей не умели читать и писать. А к концу XX столетия уже свыше

80 процентов населения мира стало грамотным. Сегодня в

развитых странах законодательно закреплено всеобщее

среднее образование и около половины выпускников сред –

них школ продолжают учёбу в высших учебных заведениях.

Активно реализуется непрерывное образование, сопровож –

дающее человека всю его жизнь.

Современные представления о мире сложились целиком на

Основании достижения науки XXв.

Теория относительности радикально изменила наше пони –

мание пространственно – временных отношений, а кванто –

вая механика – причинно – следственных связей.

Современная космология нарисовала удивительную исто –

рию эволюции Метагалактики, происходившую в течение 20 млрд. лет, раскрыла единство и целостность космоса,

проявляющиеся прежде всего во взаимосвязи фундамен –

тальных физических взаимодействий.

Биология выявила молекулярные основы прцессов жизне –

деятельности, проникла в тайны передачи наследственной

информации, искусно соединила идеи эволюции и генетики

в синтетическую теорию, на основе которой удалось понять

механизмы образования и изменения видов живых органи –

Синергетика доказала, что процессы самоорганизации могут происходить не только в мире живого, но и в неживой

Математика, химия, информатика, языкознание, психология

и другие науки также внесли немалый вклад в современную

научную картину мира.

Мы имеем все основания сказать, что ни в одном из прош –

лых столетий понимание человеком мира не претерпевало

столь значительных изменений в результате развития науки,

как в наш XX в.

Как бы многообразны ни были сегодня мировоззренческие

ориентации людей, существует всё же нечто очень важное в

современной культуре, с чем согласны все здравомыслящие

жители планеты.

Именно для нашего времени характерно всеобщее призна –

ние ценностей демократии и прав человека, его экономии –

ческой и политической свободы, свободы совести и выбора

мировоззренческих ориентаций.

Важнейшей заботой каждой страны сегодня является соз –

дание эффективной экономики, восприимчивой к научно –

техническому прогрессу, быстро откликающейся на воз –

никшие потребности.

Теперь, кажется, уже многие понимают, что эту задачу лю –

бая страна может решить лишь на пути создания рынка,

который должен стать органической частью мировой ры –

ночной экономики.

Сейчас все осознают огромное значение науки не только для практической деятельности общества, но и для его

духовной жизни, для формирования современного миро –

воззрения.

Особую ценность приобретает в наше время образование.С ним связывают перспективы развития общества, его все в

большей степени принимают во внимание при разработке

различного рода стратегических социальных программ.

Важнейшей характеристикой духовной культуры нашего

времени является осознание целостности современного ми –

ра, принципиальной невозможности ни одной стране раз –

виваться изолированно.

Неотъемленой частью картины мира являются в наши дни

глобальные проблемы, выражающие глубинные противо –

речия современного этапа единого исторического процесса.

Сегодня у подавляющего большинства людей появилась

аллергия на любые прявления догматизма, снижено доверие

к политикам.

Высокая оценка науки причудливо сочетается с широким

распространением суеверий и современных мифов, нередко

облаченных в научные одежды. 11

Как писал Ф. Тютчев, “чему бы жизнь нас ни учила, но сердце верит в чудеса”.

Наших современников беспокоит нарастание духовной

апатии и нравственного нигилизма. Как это ни пародок –

сально, но в нашем динамичном, взаимосвязанном, насы –

щенном информацией мире человек нередко чувствует себя

одиноким.

И наконец, большинство людей на планете охватывает тре –

вога за будущее. Это чувство вызывает прежде всего глав –

ными проблемами современности:

Как уменьшить социальную несправедливость

в отношениях между людьми и народами?

Скоро ли будет найдено их решение?

Как выжить человечеству?

По – видимому, эти проблемы будут ещё долго сохранять

Список используемой литературы:

1. И.П.Фарман. “Теория познания и философиякультуры”.М., “Наука”, 1986 г.

2. Н.К.Вахромин. “Теория научного знания Иммануила

Канта”. М., “Наука”, 1986 г.

3. С.В.Арутюнов, Н.Г.Багдасарьям “Человек и общество”