Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Интеллектуальная игра для дошкольников. Интеллектуальная игра для старших дошкольников в детском саду "умники и умницы" с презентацией

1. «Разминка» как можно быстрее ответить на вопросы – при этом могут выражать свое мнение все члены команды. Время выполнения – 4 мин. (Каждый правильный ответ 1 балл.)

  1. В какое время года бывает ледоход? (Весной.)
  2. Что делают из муки? (Хлеб.)
  3. Что делают из глины? (Посуду.)
  4. Что делают из песка? (Стекло.)
  5. Что делают из молока? (Творог, кефир.)
  6. Москва – это город или страна? (Город.)
  7. В какой стране вы живете? (В России.)
  8. Песок сыплют, а воду … (Льют.)
  9. Котлеты жарят, а суп … (Варят.)
  10. Стол накрывают, а постель … (Застилают.)
  11. Стул можно сломать, а чашку … (Разбить.)
  12. Сено косят, а волосы… (Стригут.)
  13. Где живет маленький кенгуру? (У мамы в сумке.)
  14. Сколько человек тянули репку? (3 человека, а остальные животные.)
  15. Кто из животных вторым прибежал к теремку? (Лягушка.)

2. «Фонематический слух» (каждое слово 1 б)

1. «Отгадай слово» по первым звукам картинок (осы, самолёт, лимон, иголка, кукла).

2. «Отгадай слово» по последним звукам картинок (петух, пчела, стол, палка, кот).

3. «Собери слово» и определи количество слогов, букв в нем. (За каждое правильное слово 1 балл.)

1) Каждой команде даются слоги, из них нужно собрать слова!
ва - за мы - ло
ут - кА ут - ро
ма - ши - на ма - га - зин

2) «Разложи слова» (каждое слово 1 б)

Самолёт - …(сам летает)

Трубочист - …(трубу чистит)

Рыболов - …(рыбу ловит)

Пешеход - …(пешком ходит)

Носорог - …(на носу рог)

3) «Сложи слова» (каждое слово 1 б)

Мясо рубит - …(мясорубка)

Снег падает - …(снегопад)

Огонь тушит - …(огнетушитель)

Сладкое ест -…(сладкоежка)

Мышей ловит -…(мышеловка)

4. «Логические тесты»

Какое слово является окончанием всех этих слов?

ПАРО. . . . ?

5. «Цепочка слов» (За каждое слово 1 балл.)

1) Детям предлагается составить цепочку слов, где каждое последующее слово начинается на последний звук предыдущего.

Начальные слова: белка, огоньки.

2) Замени подчеркнутую гласную букву другой гласной так, чтобы получилось новое слово. Напиши его.

Со н - _______________
Ки т - _______________
Ды м - _______________

7. «Составь новое слово» (За каждое слово 1 балл.)

Из букв слова МУРЗИЛКА (не разрезать).

8. «Конкурс капитанов» (2 б.)

«Составление рассказа по серии сюжетных картинок»

9. Подведение итогов.

10. Пока наше жюри оценивает игру, мы поиграем в игру, которая называется «Загадки и отгадки хором» (загадки-обманки) (Без оценивания.)

1. В чаще голову задрав,

Воет с голоду … (волк).

2. Кто в малине знает толк?

Косолапый бурый … (медведь)

3. Как в автобусный салон

К маме в сумку прыгнул … (кенгуру)

4. Над лесом солнца луч потух,

Крадётся царь зверей … (лев)

5. – Дур-рак! – кричит из клетки.

От страха не робей.

Диковинная птица

Зовётся … (попугай)

6. По сосне, как барабан,

Застучал в лесу … (дятел)

7. С пальмы вниз,

На пальму снова

Ловко прыгает … (обезьяна)

8. У него большие уши,

Сам себя облил, как в душе,

Поднял хобот, затрубил

Толстоногий … (слон)

9. Кто в лесу дрожит под ёлкой

Чтоб не встретиться с двустволкой?

Скачет полем, осмелев.

Этот зверь зовётся … (заяц)

10. Кто любит по ветвям носиться?

Конечно, рыжая … (белка).

Награждение команд.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Интеллектуальные игры для детей дошкольного возраста»

Дошкольное детство – это период интеллектуального развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью. Ребенок учится воспринимать, думать, говорить; он овладевает многими способами действия с предметами, усваивает определенные правила и начинает управлять собой. Все это предполагает работу памяти. Роль памяти в развитии ребенка огромна. Усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, приобретение умений и навыков, привычек – все это связано с работой памяти. Особенно большие требования к памяти ребенка предъявляет школьное обучение.

Современная психология утверждает, что интеллектуальный потенциал детей генетически обусловлен и что многие люди имеют шансы на достижение лишь среднего уровня интеллекта. Конечно, наши возможности в развитии не безграничны. Но практика показывает, что, если использовать даже «средние» интеллектуальные способности хотя бы немного эффективнее, результаты превосходят все ожидания.

Интеллектуальные игры способствуют развитию памяти детей, переключению с одного вида деятельности на другой, развитию умения слушать и слышать других, понимать и воспринимать другие точки зрения.

Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, логически мыслить.

Обучение развитию логического мышления имеет немаловажное значение для будущего школьника и очень актуально в наши дни.

Овладевая любым способом запоминания, ребенок учится выделять цель и осуществлять для ее реализации определенную работу с материалом. Он начинает понимать необходимость повторять, сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания.

Обучение детей классификации способствует успешному овладению более сложным способом запоминания – смысловой группировкой, с которой дети встречаются в школе.

Используя возможности развития логического мышления и памяти дошкольников можно более успешно готовить детей к решению тех задач, которые ставит перед нами школьное обучение.

Развитие логического мышления включает в себя использование дидактических игр, смекалок, головоломок, решение различных логических игр и лабиринтов и вызывает у детей большой интерес. В этой деятельности у детей формируются важные качества личности: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.

Дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поиске результата, проявляя при этом творчество.

Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствовать к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Дидактические игры как один из наиболее естественных видов деятельности детей и способствует становлению и развитию интеллектуальных и творческих проявлений, самовыражению и самостоятельности.

Интеллектуальные игры помогают ребенку приобрести вкус к интеллектуальной и творческой работе. Они способствуют «запуску» механизмов развития, которые без специальных усилий взрослых могут быть заморожены или не работать вообще. Интеллектуальные игры помогают лучше подготовить ребенка к школьному обучению, расширяют возможности свободного, осознанного выбора в жизни и максимальной реализации его потенциальных способностей.

Для ребенка, особенно в дошкольном возрасте, очень важна игра. Игра не только дает простор для творчества детей, но и стимулирует их интеллектуальное развитие. Для детей старшего дошкольного возраста – от пяти до семи лет - важно предлагать игры такого типа, которые дают возможность повышения мыслительных способностей ребенка, умение анализировать, выделять главное, сравнивать.

Интеллектуальные игры для детей этого возраста должны научить малыша принимать определенное решение и выбирать из различных вариантов, а также умению отстаивать свою позицию.

Игры, направленные на интеллектуальное развитие ребенка – дошкольника

«Угадай, что спрятано»

В этой игре, от ребенка потребуется умение представлять предметы по их словесному описанию, и самому давать описание разных предметов. Спрячьте какую- нибудь игрушку и опишите ребенку её внешний вид, например: «Желтого цвета, туловище круглое, голова круглая, клюв острый» (цыпленок). Если ребенок догадывается, вы отдаете ему спрятанный предмет. Следующий прятать и описывать предмет будет ребенок. Игру можно разнообразить, пряча предметы в «чудесный мешочек» и предлагая ребенку, после того как он отгадает, найти загаданный предмет на ощупь.

« Пары картинок»

Подберите 7 – 8 пар картинок, связанных друг с другом по смыслу. Разложите их попарно перед ребенком. Например, картинка, на которой нарисовано дерево, кладется рядом с изображением леса, а изображение дома рядом с изображением окна. В принципе возможны любые взаимосвязи предметов.

Предложите ребенку внимательно рассмотреть все рисунки и постараться запомнить как можно больше картинок из правого ряда. Через 1-2 минуты уберите картинки из правого ряда, оставив нетронутым левый ряд. Попросите ребенка, чтобы он, глядя на оставшиеся картинки, назвал те, которые убраны.

Если малыш затрудняется установить смысловые связи между картинками, помогите ему на 1-2 примерах. Игру можно усложнить, постепенно увеличивая количество пар картинок, сокращая время их рассматривания, или, отдаляя связи между ними (например, если сначала для запоминания картинки с изображением девочки предлагается картинка с бантиком, то затем для запоминания этой же картинки можно предложить картинку с изображением леса). Так постепенно ребенок будет учиться устанавливать все более сложные смысловые связи и таким образом развивать свою память.

« Четвертый лишний»

Прочитайте ребенку серию слов. Каждая серия состоит из четырех слов. Три слова объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено.

Предложите определить слово, которое является «лишним».

Яблоко, слива, огурец, груша.

Ложка, тарелка, кастрюля, сумка.

Платье, свитер, рубашка, шапка.

Береза, дуб, земляника, сосна.

Мыло, зубная паста, метла, шампунь.

Хлеб, молоко, творог, сметана.

Час, минута, лето, секунда.

Ласточка, ворона, курица, сорока.

«Закончи слово»

Вы будете начинать слово, произнося первый слог, а ребенок – его заканчивать.

«Отгадай, что я хочу сказать»

Предлагается 10 слогов: по-, за-, на-, ми-, му-, до-, че-, пры-, ку-, зо-.

Если ребенок легко и быстро справляется с заданием, то предложите ему придумывать не одно слово, а столько, сколько сможет.

Например: по-лет, по-лотенце, по-душка

«Назови слово»

(способствует развитию гибкости ума)

Предложите ребенку называть как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие.

Назови слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, рябина, осина…)

Назови слова, обозначающие домашних животных.

Назови слова, обозначающие зверей.

Назови слова, обозначающие овощи.

Назови слова, обозначающие фрукты.

Назови слова, обозначающие транспорт.

Назови слова, относящиеся к спорту.

Назови слова, обозначающие наземный транспорт.

Варианты заданий вы можете подбирать по своему усмотрению. Если ребенок ошибся и неправильно назвал слово, то необходимо обсудить его ошибку и исправить ее.

«Как это можно использовать»

Предложите ребенку: «Я буду говорить слова, ты тоже говори, но только наоборот. Например: большой – маленький».

Можно использовать следующие пары слов:

Веселый – грустный

Быстрый – медленный

Пустой – полный

Худой – толстый

Умный – глупый

Тяжелый – легкий

Храбрый – трусливый

Твердый – мягкий

Шершавый – гладкий

«Бывает – не бывает»

Для игры вам понадобится мяч.

Вы называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если нет, то ловить мяч не нужно.

Ситуации можно предлагать разные:

Папа ушел на работу.

Поезд летит по небу.

Человек вьет гнездо.

Почтальон принес письмо.

Яблоко соленое.

Дом пошел гулять.

Волк бродит по лесу.

На дереве выросли шишки.

Кошка гуляет по крыше.

Собака гуляет по крыше.

Девочка рисует домик.

Лодка плавает по небу.

Ночью светит солнце.

Зимой идет снег.

Зимой гремит гром.

Рыба поет песни.

Ветер качает деревья

«Угадай по описанию»

Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание этого предмета.

Например: это овощ, он красный, сочный.(Помидор)

Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами. Ребенок находит нужное изображение.

«Кто кем будет»

Взрослый показывает или называет предметы и явления, а ребенок должен ответить на вопрос: «Как они изменятся, кем будут?»

Кем (чем) будет: яйцо, цыпленок, семечко, гусеница, мука, деревянная доска, кирпич, ткань.

Может существовать несколько ответов на один вопрос. Необходимо поощрять ребенка за несколько правильных ответов

«Что внутри?»

Ведущий этой игры называет предмет или место, а ребенок в ответ называет что-то или кого-то, что может быть внутри названного предмета или места.

Например:

дом – стол;

шкаф – свитер;

холодильник – кефир;

тумбочка – книжка

кастрюля – суп;

дупло – белка;

улей – пчелы;

нора – лиса;

автобус – пассажиры;

корабль – матросы;

больница – врачи,

магазин – покупатели.

Собираясь на прогулку, возьмите с собой мяч. Он вам понадобится для проведения игры

«Отвечай быстро»

Взрослый бросает ребенку мяч, называет цвет. Ребенок, возвращая мяч, должен постараться быстро назвать предмет этого цвета.

Можно называть не только цвет, но и любое качество (вкус, форму) предмета.

Вечером, в спокойной домашней остановке проведите игру

«Придумай название»

Для нее необходимо подготовить несколько небольших детских стихотворений. Прочитайте ребенку стихотворение, не называя заголовка. Предложите ему самому придумать каждому стихотворению какое-то название. Эта игра научит ребенка обобщать и выделять главную мысль в стихотворении. Часто дети придумывают даже более удачные названия, чем авторские.

Уважаемые родители!

Ребенок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями развития и способностями познавать. В нем заложен инстинкт познания и исследования мира. Помогите ребенку развить и реализовать свои возможности. Не жалейте затраченного времени. Оно многократно окупится. Ваш ребенок переступит порог школы с уверенностью, учение будет для него не тяжелой обязанностью, а реальность и у вас не будет оснований расстраиваться по поводу успеваемости.

В эту игру могут играть дети любого школьного возраста, для этого нужно составить вопросы разного уровня.

Ведущему необходимо заготовить для игры достаточно много вопросов. Уровень их сложности может колебаться в зависимости от возраста играющих, главное, чтобы вопросы не были рассчитаны на эрудитов, играющие должны находить правильные ответы путем логических рассуждений.

На листочках пишутся имена всех играющих, листочки перемешиваются и ссыпаются в шапку. Перед ведущим ставятся два стола, а за каждый из них – по два стула. За каждый стол садятся по два участника, чьи имена ведущий вытаскивает из шапки. Им задается один вопрос, и та пара играющих, которая на него отвечает быстрее, остается за столом, другая пара покидает стол, и на их место вызываются следующие двое участников. Если пара выигрывает три вопроса подряд, она тоже покидает стол.

Листочки с именами тех участников, кто уже побывал за столом, откладываются в сторону. Когда все играющие уже побывали за столами, первый круг считается законченным. Если после этого еще осталось достаточное количество вопросов, можно провести то же самое еще несколько раз, поменяв пары игроков.

Таким образом, игра не только развивает интеллектуальные способности играющих, но и помогает установлению между ними дружеских отношений. Если играющие незнакомы друг с другом, игра поможет им познакомиться.

«Следствие ведут знатоки»

Заняться игрой полезно детям старшего возраста и подросткам. Для нее нужно несколько ведущих, желательно не из числа детей.

Ведущие задумывают ситуацию: какое-либо криминальное происшествие или таинственный случай, а играющие должны ее разгадать, задавая вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет» всем ведущим по очереди. Игра усложняется тем, что один из ведущих всегда лжет. Участники об этом знают, но, по правилам, они не могут задавать одинаковых или похожих вопросов разным ведущим, таким образом, не могут установить сразу, кто именно говорит неправду.

«Допрос» продолжается до тех пор, пока ситуация не будет полностью или почти полностью восстановлена играющими. В процессе вопросов и ответов и происходит развитие способностей сопоставлять и анализировать услышанное, делать выводы.

«Великие реставраторы»

Предназначена игра для ребят школьного возраста. Ее можно проводить на дне рождения или другом празднике. Играющие делятся на две команды, на стену или дверь вешается лист бумаги, разделенный пополам, на нем будут записываться баллы команд.

Различные командные конкурсы сможет придумать каждый взрослый, здесь предлагается несколько возможных вариантов. Суть игры в том, чтобы по неоконченным или измененным фразам, зная принцип изменения, восстановить оригинал.

1 тур. Ведущий заранее придумывает несколько перевертышей – фраз из известных песен или кинофильмов, составленных из слов-антонимов. Каждой команде по очереди сообщается такой перевертыш, а играющие должны восстановить исходную фразу. Если команде это не удается, право ответить на вопрос получает другая команда, не теряя при этом права первого ответа на следующий вопрос. За каждый правильный ответ играющие получают один балл.

2 тур. Командам раздаются заранее приготовленные листки с одинаковыми неоконченными изречениями великих. Подбирать нужно внимательно: они должны быть понятны детям и легко завершаться. По истечении некоторого времени ведущий собирает листы, зачитывает их вслух и решает, кто был ближе к изначальному изречению, или, может быть, у команды получилось даже лучше. Полученные баллы выносятся на листок.

3 тур. Задание к этому конкурсу команды готовят для своих соперников сами. Ведущий дает им по 2-3 небольших предложения (не больше 5 слов), а игроки переделывают их, вместо слов подставляя их определения. Например, фраза «ландыши расцветают в мае» в итоге может выглядеть так: «Небольшие растения с белыми, сильно пахнущими цветами выбрасывают цветки в последнем месяце весны».

Когда задания готовы, команды обмениваются ими и расшифровывают фразы обратно, а потом сравнивают. Суть этого конкурса состоит не в расшифровке, а в составлении заданий, оцениваться должны оригинальность, качество и скорость, проявленные при этом. Все выставленные баллы выносятся на листочек, и подводятся итоги.

«Самые-самые»

Одним из самых главных качеств интеллекта является умение сопоставлять факты, анализировать и находить свои, более простые решения. Предлагаемая игра поможет развить у детей младшего школьного возраста это умение.

Как и предыдущая, игра состоит из нескольких заданий, предлагаемых поочередно.

Задание 1. Ведущий пишет на большом листе бумаги следующие буквосочетания: ЕСГ, ИБД, ДТ, ЮЗВ, АЗ, – и предлагает участникам запомнить их в течение 15-20 секунд, а затем убирает листок. После этого желательно как-то отвлечь участников, возможно, спеть с ними песенку или рассказать стишок.

Через несколько минут ведущий раздает каждому по небольшому листку и просит воспроизвести на память ранее произнесенные буквосочетания. Не страшно, если большинство не сможет этого сделать. Запомнить такие бессмысленные буквосочетания достаточно сложно. Правильно ответит только тот, кто догадается прочитать их по-другому, с другими промежутками: ЕС, ГИБДД, ТЮЗ, ВАЗ. В этом случае получаются довольно известные аббревиатуры: ЕС – Европейский союз, ГИБДД – Государственная инспекция безопасности дорожного движения, ТЮЗ – Театр юного зрителя, ВАЗ – Волжский автомобильный завод.

Ведущий обязательно должен объяснить играющим, как можно было выполнить задание.

Задание 2. Нужно приготовить заранее листы с заданиями по числу играющих. Ведущий объясняет участникам правила: следует внимательно прочитать высказывание с пропусками, а из предложенных вариантов ответов выбрать тот, который можно подставить в пропуски, чтобы сохранились логика и смысл. Играющие отмечают ответы, которые, по их мнению, являются правильными, потом ведущий подводит итоги.

В качестве задания можно взять предложенные высказывания или придумать другие. Суть заданий состоит в том, чтобы, проанализировав смысл отрывка, выбрать единственно подходящий вариант ответа.

1) Для того чтобы выжить в современном мире, необходимо постоянно овладевать огромным, с каждым днем все увеличивающимся объемом…, контролировать ситуацию, быстро реагировать на все изменения. Тут… просто необходим.

а) еды… холодильник, б) информации… компьютер, в) денег… банк, г) волос… парикмахер.

2) С возрастом кошки становятся менее… Если ваша кошка держится в стороне, не беспокойте ее. Она сама подойдет к вам, когда захочет приласкаться и поиграть.

а) пушистыми, б) худыми, в) ласковыми, г) голодными.

3) В недавнем прошлом… было не таким дефицитом, как шоколад. Существовали пломбир, дешевое фруктовое в бумажных или вафельных стаканчиках, крем-брюле или эскимо.

а) кофе, б) вино, в) ситро, г) мороженое.

Правильные ответы: 1 – б, 2 – в, 3 – а, 4 – в.

Баллы в этой игре не главное, самое важное – после каждого задания объяснять детям правильные ответы, чтобы они поняли логические взаимосвязи.

«Взломщик»

Игра предназначена для старших школьников. В нее можно поиграть, например, на уроке истории или на школьном тематическом вечере.

Ведущий задумывает любое историческое событие и называет как можно больше его характеристик: дату, место события, участников, причины, последствия и т. д. Затем он задает вопрос по каждой из характеристик, а члены команды отвечают по очереди.

В результате какие-то характеристики будут известны, а что-то так и не удастся угадать. По известным фактам команда должна понять, о каком историческом событии идет речь.

Можно устроить соревнование, но разным командам придется загадывать разные события.

«Найди пару»

Для детей школьного возраста.

Игра не носит соревновательного характера, поэтому все участники составляют одну команду. Важно, чтобы школьники обсуждали задания в процессе поиска верного ответа.

Ведущий объясняет правила: он зачитывает пару слов, являющуюся основной. Потом он произносит еще несколько пар, из них нужно выбрать такую, которая по смыслу передавала бы соотношение между словами в ней со словами основной пары.

То есть необходимо понять соответствие между словами первой пары и найти среди предложенных вариантов слова, которые так же соответствуют друг другу.

Здесь приведены возможные варианты заданий, но их можно придумать и самим.

1) ДОМ – КВАРТИРА: а) машина – колесо, б) автобус – кресло, в) квартира – комната, г) лес – поляна.

2) ЦВЕТОК – ЯГОДА: а) прическа – лысина, б) гриб – грибник, в) дождь – снег, г) кошелек – деньги.

3) БУМАГА – РИСУНОК: а) картина – рама, б) открытка – поздравление, в) стол – стул, г) слово – буква.

4) НОЧЬ – ДЕНЬ: а) тепло – холод, б) вода – бумага, в) электричество – тепло, г) кактус – ромашка.

5) БИБЛИОТЕКА – КНИГИ: а) правительство – министры, б) земля – роса, в) солнце – туча, г) коробка – конфеты.

Правильные ответы: 1 – в, 2 – а, 3 – б, 4 – а, 5 – г.

Ведущий объясняет, почему те или иные ответы являются правильными, и предлагает играющим самим придумать подобные задания, отгадывать которые будет он. Это очень важно для развития интеллектуальных способностей детей.

«Инструкции»

Игра предназначена для подростков. Бывает, что многие сталкиваются с инструкциями, в которых описывается буквально все – вплоть до открывания упаковки. Игра «Инструкции» основана как раз на таких забавных случаях.

Ведущему необходимо заготовить как можно больше таких инструкций. Несколько нужно прочитать полностью для примера и объяснить, что речь идет именно о забавных инструкциях, в которых написано то, что и так понятно. Остальные зачитываются с пропусками. Играющий, если у него есть вариант ответа, поднимает руку и сообщает его всем. Если ответ неправильный, другие пробуют ответить полнее и правильнее.

С первого взгляда может показаться, что интеллект тут ни при чем, но замечено, что дети с большими способностями разгадывают такие задачки быстрее и охотнее. В процессе игры ребята не только упражняют свой интеллект, но и весело проводят время.

Вот несколько примеров таких инструкций:

1) Инструкция к резиновой шапочке для купания: надевать только на… голову. Ответ: одну.

2) Инструкция к замороженному пудингу: внимание! После разогрева продукт будет… Ответ: горячим.

3) Инструкция к зеркальцу заднего обзора: осторожно! Все предметы, которые вы видите в зеркале, на самом деле… Ответ: находятся сзади.

4) Инструкция к пакетику арахиса: осторожно! Продукт содержит… Ответ: орехи (ответ «арахис» тоже можно принять как правильный).

5) Инструкция к батарейкам: перед установкой батареек в прибор… Ответ: выньте их из упаковки.

6) Инструкция к пакетику лесных орешков: открыть упаковку… Ответ: съесть орешки.

«Интеллектуальный футбол»

Игра для школьников. Она не подвижная, как может показаться из названия, суть ее в том, чтобы забить противнику как можно больше голов.

Как и в обычном футболе, в каждой команде есть нападающие, защитники, вратарь. Роль арбитра выполняет ведущий. В одной команде может быть любое число игроков, но не меньшее трех.

Команды заранее готовят 10-15 вопросов. Эти вопросы не должны быть конкретными: «Кто?» «Когда?» и т. д. Ответы на них должны определяться путем логических рассуждений. Обязательно нужно следить, чтобы не было логических дуэлей – наличия двух ответов, которые в одинаковой степени могут быть верными, иначе гол могут не засчитать.

Ведущий определяет, какая команда «владеет мячом», с помощью монетки. Нападающие этой команды задают один из заранее приготовленных вопросов. Команда совещается в течение тридцати секунд, и защитники отвечают. Если ответ верный, защитники «передают мяч» своим нападающим, и те задают вопрос. В противном случае вратарь может попытаться ответить еще раз на тот же самый вопрос, но уже не совещаясь с командой. Если вратарь «отбил мяч», то есть ответил правильно, нападающие задают другой вопрос защитникам, если ошибся – гол забит, и вратарь «выбивает мяч» своим нападающим, которые задают вопрос защитникам забившей команды.

Если вратарь ответил неверно, нападающие обязательно сообщают правильный ответ, и судья решает, засчитывать гол или нет.

Очень важно для команды правильно назначить вратаря, так как именно он имеет право последнего ответа, а значит, и шансы спасти команду. Игра идет до тех пор, пока вопросы одной из команд не будут исчерпаны. Тогда подводятся итоги, победители награждаются.

Игра не только повышает уровень интеллекта, но и развивает навыки работы в команде.

«Царь горы»

В эту игру могут играть как дошкольники, так и школьники любого возраста, только вопросы предлагаются им разного уровня сложности. Лучше, если участников будет не очень много.

Ведущий должен заготовить побольше вопросов. Играющие встают вокруг стула на расстоянии 4-5 шагов от него. Желательно играть на воздухе, чтобы было больше места.

Ведущий говорит: «Вы находитесь у подножия горы. Стул – это вершина горы. Тот, кто первый поднимется на нее, тот и победил». Далее ведущий задает вопросы по одному, тот, кто знает ответ, хлопает в ладоши. Кто хлопнет раньше, тот и отвечает.

Если играющий отвечает правильно, он «поднимается в гору», иными словами, делает шаг в центр круга, если неправильно – отступает на шаг назад. Выигравшим считается тот, кто первым подойдет к стулу и поднимется на него.

Можно несколько разнообразить игру, допустим, установить разные «цены» на различные по сложности вопросы или на разные по скорости ответы. Например, если играющий ответил в течение первых 2-3 секунд верно, он может «подняться в гору» на два шага, а если неверно – отступить только на полшага.

Выигравший участник получает титул Царя Горы. Все должны называть его так весь оставшийся вечер.

«Познай мир»

Полезна игра детям 6-7 лет. К этому возрасту у них складываются определенные представления о физических явлениях: о движении, теплоте, температуре и т. д. Телевидение, радио, окружающий мир – вот источники этих представлений.

Не объясняя ребенку то или иное явление, с которым он сталкивается, о котором узнает, родители упускают отличную возможность развить его умственные способности. Вот, к примеру, одна из возможных игр на познание окружающего нас мира, в частности, свойств воздуха.

Покажите ребенку пустую стеклянную банку. Спросите, есть ли в ней что-нибудь. Скорее всего, он ответит, что банка пустая и в ней ничего нет. Скажите ему, что он ошибается: в банке что-то есть, но это «что-то» он не видит. А как же узнать, что в банке все-таки это «что-то» есть?

Возьмите целлофановый мешочек, пусть ребенок заполнит его шариками и мелкими кубиками. Обратите его внимание на то, что если в мешочке есть что-то, то он уже не плоский, а выпуклый. Пусть он сам убедится, что это действительно так и что именно кубики изменили форму мешочка.

После этого освободите мешочек от шариков и кубиков. Ребенок, конечно, считает, что мешочек стал снова пустым, в нем ничего не осталось. Предложите ему аккуратно скрутить мешочек, зажав отверстие. По мере того как он будет скручивать его, в нижней части он обретет выпуклость и упругость: следовательно, в нем что-то есть, и это «что-то» и есть воздух. Так вы и объясните ребенку, что такое воздух.

Спросите его, а был ли воздух до скручивания в мешочке или появился, потому что его скрутили. И постарайтесь подвести его к правильному ответу, доказав, что воздух в мешочке находился всегда. Воспользуйтесь случаем и объясните ребенку, что воздух есть и в якобы пустой банке, и в комнате, и на улице. Хотя он и невидим, но обнаружить его можно повсюду.

«Что из чего»

Эта познавательная логическая игра рассчитана на детей 4-5 лет. В этом возрасте у детей уже довольно большой запас слов (он доходит до 4-5 тысяч). Это главным образом слова основного словарного фонда, т. е. общеупотребительные, необходимые для общения. Конечно же, уровень развития речи у детей одного возраста различен. Некоторые дети свободно распоряжаются словарным запасом, у других активный словарь небольшой, хотя значительное количество слов они хорошо понимают (пассивный словарь).

Смысл слова дети усваивают в неразрывной связи с постижением окружающего мира. Вы, родители, сможете им в этом активно помочь, нужно только учить их правильно определять и называть как сами предметы, так и то, из чего они сделаны, из какого материала. Как же можно провести с ребенком подобное занятие, чтобы оно стало для него не только полезным, но и интересным?

Ваша игра с ребенком будет складываться из вопросов – ответов, ваш вопрос – его ответ. Перед игрой отберите из домашнего обихода предметы и рассортируйте их по качествам: деревянные, стеклянные, железные и т. д.

Сначала взрослый ставит на стол стеклянные предметы: стакан, баночку, графин и т. д. Вопросы взрослого к ребенку: «Что ты видишь на столе? Из какого материала сделаны эти предметы? Каким одним словом можно сказать, какие это предметы?»

Ребенок может не сразу сказать, что это стеклянные предметы. Но вы должны постараться подвести его к этому ответу. Услышав ответ ребенка, что это все стеклянные предметы, взрослый говорит: «Правильно, все предметы, которые сделаны из стекла, называются стеклянными. Назови мне еще какие-нибудь стеклянные предметы, которые вспомнишь».

Далее взрослый ставит на стол все деревянные предметы: пирамидку, матрешку, деревянную ложку. Опять задаются те же вопросы: «Что ты видишь на столе? Из какого материала сделаны эти предметы? Каким одним словом ты можешь назвать все эти предметы?»

Когда ребенок скажет «Деревянные», взрослый продолжает: «Правильно, все предметы, которые сделаны из дерева, называются деревянными. А какие еще деревянные предметы, кроме этих, ты сможешь назвать?»

После этого взрослый ставит на стол следующую группу предметов: пластмассовые крышку, зайца и погремушку. Аналогичные вопросы задаются и об этих предметах, а также о следующих – металлических: ножницы, металлическая ложка, вилка; резиновых: мяч, прыгалка, резиновые игрушки.

После такой логической игры вы можете в заключение провести игровые занятия на память. Взрослый предлагает ребенку послушать и отгадать загадки все о тех же предметах, сделанных из разных материалов (про галоши – резиновый предмет, утюг – металлический предмет, лампочку – стеклянный предмет, лыжи – пластмассовый или деревянный предмет, мяч – резиновый предмет).

Если дождик, мы не тужим,

Бойко шлепаем по лужам.

Станет солнышко сиять -

Нам под вешалкой стоять. (Галоши.)

То назад, то вперед

Ходит, бродит пароход.

Остановишь – горе!

Продырявит море! (Утюг.)

Дом – стеклянный пузырек,

А живет в нем огонек.

Днем он спит, а как проснется,

Ярким пламенем зажжется. (Лампочка.)

Две новые, кленовые,

Подошвы двухметровые.

На них поставишь две ноги -

И по большим снегам беги. (Лыжи.)

Кинешь в речку – не тонет,

Бьешь о стенку – не стонет,

Будешь оземь кидать -

Станет кверху подлетать. (Мяч.)

Можете продолжить игру, подключив в нее других детей (3-4 ребенка). Рассадите их в круг лицом друг к другу. И начните задавать те же вопросы, но отличием станет то, что тут уже ведется счет на очки, а у детей появляется интерес быстрей других ответить на вопрос или отгадать загадку и получить за это очко.

«Такие разные слова»

Предназначена эта логическая игра для детей 7-9 лет, которые уже ходят в первый или подготовительный класс средней школы. Разработана она специалистами, занимающимися изучением развития интеллекта у детей, только начинающих постигать школьные истины.

Участвуют в игре 8-10 человек, но если ваш ребенок очень стеснительный и не сможет правильно ответить на поставленный вопрос в присутствии других детей, поиграйте с ним вдвоем. Возможно, после этого он сможет увереннее себя чувствовать в кругу сверстников и без труда сам поиграет с ними в эту нехитрую игру.

Вы без труда объясните детям правила. Вы даете задание, а тот, кто быстро ответит на вопрос, получает очко. Ребенок, заработавший больше всего очков, становится победителем.

1. Вы задаете первый вопрос детям, он рассчитан на подбор определений к существительному. Перед этим объясните, что значит определение и какие слова могут подойти. Вы выкрикиваете первое слово «Собака» и тут же задаете вопрос: «Дети, а какие бывают собаки?» Дети отвечают: «Большие, маленькие, лохматые, умные, веселые, грустные, черные, белые и т. д.». После этого все делается наоборот – вы называете несколько определений к слову «береза» – зеленая, кудрявая, стройная, белоствольная, душистая – что это? Дети должны постараться отгадать это существительное. Вы можете сами выбрать те существительные, которые, на ваш взгляд, наиболее интересны детям.

2. Вы задаете второй вопрос, он рассчитан на подбор действий к предмету. Вы выкрикиваете слово «ветер» и тут же задаете вопрос: «А что делает ветер?» Дети отвечают: «Воет, пыль поднимает, листья срывает, парус надувает, облака разгоняет и т. д.» После этого опять все делается наоборот – вы называете детям несколько глаголов к слову «дождь».

Примерный ряд – капает, стучит по крыше, мочит улицы и дороги – что это? Или, например, существительное «солнце». На небе сверкает, тьму разгоняет – что это? Дети должны постараться отгадать эти существительные. Вы и в этом случае можете сами составить задание, подобрав глаголы и существительные.

3. В этот раз ваш вопрос будет рассчитан на подбор синонимов. На него дети должны очень быстро придумать ответ. Допустим, вы даете отправное прилагательное «большой». Дети выкрикивают: «Огромный, громадный и т. д.». Затем вы на свое усмотрение выбираете одно существительное, далее один глагол. После этого вы даете отправное слово на подбор антонимов, например «гладкий». Дети отвечают: «Неровный, шероховатый, бугристый и т. д.». Далее точно так вы называете одно существительное, далее один глагол.

4. Это задание рассчитано на нахождение пропущенных в предложении слов. Объясните, что следует закончить ваше предложение тем словом, которое больше всего подходит по смыслу. Могут быть использованы предложения такого типа.

– Пришел почтальон, он принес… (почту).

– Дворник взял метлу, он будет… (мести).

– Я буду прибивать гвоздь, принеси мне… (молоток) и т. д.

5. Это задание наиболее сложное, но и самое интересное. Оно, как и большинство других заданий, состоит из двух частей. Первая часть задания такая – вы называете какое-то слово, допустим, «дерево», «машина» и другие. Дети должны сообразить и найти составные части целого. К примеру, «дерево» – ствол, ветки, сучья, листья и т. д.; «машина» – руль, колеса, фары и т. д. Вторая часть задания – обратная, вы, например, называете слова «голова», «руки», «ноги», «туловище» и тут же задаете вопрос: «Дети, кто это?» А дети выкрикивают: «Это человек».

Если детям затруднительно называть нужные ответы и подыскивать правильные и подходящие слова, можете обратиться к упрощенному варианту игры. Вам понадобится что-то наподобие школьной доски. Можете использовать также и белую материю, к которой будете прикреплять листы бумаги. На этих листочках вы пишете задание, например слово «собака» или несколько определений к слову «береза», и так со всеми заданиями. А детям раздаются другие листочки. На них вы пишете ответы к заданиям, допустим, синонимы к слову «большой» или антонимы к слову «гладкий», и так со всеми ответами. Эти листочки с ответами раскладываются на столе перед детьми словами наверх и хорошо перемешиваются.

Игра начинается. Вы прикрепляете к доске задание, а дети должны быстро найти среди множества ответов именно тот, который подходит к заданию. Тот участник игры, кто соберет больше бумажек с ответами и наберет больше всего очков, и выигрывает.

«Математические ребусы»

Ребенок через год идет в школу. Нужно ли научить его к этому времени считать? Предлагаемые вашему вниманию несколько математических игровых задач помогут ему подготовиться к школе, развить грамотные математические представления. Эти игры рассчитаны на концентрацию внимания и логическое мышление дошкольника, а также на развитие памяти. Они могут по желанию быть использованы и при логических играх с детьми 4-6 лет.

Научно доказано, что научить считать семилетнего ребенка гораздо сложнее, чем пятилетнего. Но перед тем как играть со своим ребенком в такие игры, вы должны доходчиво объяснить ему, как мы измеряем вещи, как делим целое на части и как складываем части в целое.

«Чего не стало?»

Вы раскладываете на столе перед ребенком 8 разных игрушек: башенку, матрешку, машину, юлу, мяч и т. д. Он должен пересчитать все эти игрушки и сказать, сколько их всего. Затем ему нужно закрыть глаза, а вы в это время прячете две игрушки. Когда ребенок открывает глаза, игра начинается на очки. За каждый правильный ответ он получает 3 очка, а за неправильный – у него пропадает 2 очка. Вы начинаете задавать вопросы:

– Больше стало игрушек или меньше?

– Если меньше, то какие игрушки исчезли?

– После каких игрушек по счету они стояли?

– Перед какими игрушками по счету они стояли?

– Сколько игрушек стояло между этими двумя?

Если ваш ребенок не набрал все 15 очков, все равно похвалите его и ни в коем случае не ругайте.

«Что изменилось?»

Выложите перед ребенком в ряд 5 кружков одного размера, но обязательно разного цвета. Пусть он запомнит, в каком порядке лежали кружки и сколько их всего было. Когда он скажет правильную цифру, предложите ему закрыть глаза, а вы в это время поменяйте расположение кружков и один уберите. Открыв глаза, ребенок должен ответить, какого цвета кружок вы убрали, и разложить все кружки в том порядке, в каком они лежали сначала.

«Найди цифру»

Вы ударяете по столу то или иное количество раз, а ребенок считает про себя, сколько раз вы ударили, и после этого на пальцах показывает соответствующее число. Эту игру можно усложнить, дав задание: «Покажи цифру на один больше или меньше», т. е. на ваши 6 ударов ребенок должен показать цифру 7. В такой простой игре могут участвовать и 5-6 человек. Они будут одновременно показывать на пальцах цифры – кто-то правильно, а кто-то нет. Вы говорите правильный ответ после них. Правильно ответивший получает 3 очка, за неправильный ответ отнимаются 2 очка. В конце игры подсчитываются очки, участник игры, набравший больше всех очков, становится победителем.

«Какое число пропущено?»

Поставьте в ряд нарисованные на бумаге карточки с цифрами от 0 до 10, затем предложите ребенку закрыть глаза и в этот момент уберите одну из карточек, сдвинув соседние цифры, чтобы опять получился непрерывный ряд. Открыв глаза, ребенок должен сказать, какой цифры не стало и где она должна находиться.

«Исправь ошибку»

Вы ставите в два ряда две группы предметов. Например, 7 яблок – в первый ряд, а рядом цифра 8; 8 груш – во второй ряд, а рядом цифра 7. Фрукты и цифры должны быть спутаны, можно выложить в рядах и большее количество предметов. Детям предлагается исправить допущенную ошибку.

«Вопрос – ответ»

Следующее занимательное игровое занятие проведите с детьми 10-12 лет. Оно направлено на развитие хорошей реакции у детей, концентрацию внимания, поможет ребенку повысить его интеллектуальный уровень, укрепить имеющиеся знания.

Участвуют 10 человек и один ведущий. Игра состоит из 3 последовательных туров. В каждом туре ведущий задает участникам вопросы, которые составлены так, что даже незнающий человек, сосредоточив память и внимание, сможет логическим путем дойти до правильного ответа. В каждом последующем туре вопросы усложняются.

В первом туре принимают участие все 10 человек. Во второй тур выходят только участники, набравшие 10 и больше очков. В третий тур выходят только те игроки, которые набирают 15 и более очков: такое количество очков может набрать только один человек. Победителем игры будет считаться только тот, кто ответит на все вопросы третьего тура. Если же в третий тур вышли 2 и более участников, победителем игры становится тот, кто наберет больше всего очков.

1 ТУР. В первом туре за каждый правильный ответ участник игры зарабатывает 5 очков. Ведущий задает следующие вопросы:

– Главное и древнейшее орудие шитья? (Иголка.)

– Второе название дикой розы? (Шиповник.)

– Часть одежды, куда кладут деньги? (Карман.)

– Учебный час, посвященный отдельному школьному предмету? (Урок.)

– Драгоценный камень, самый твердый среди других минералов и самый дорогой среди всех остальных драгоценных камней? (Алмаз.)

– Самое длинношеее животное не Земле? (Жираф.)

– Зверек с самым коротким названием? (Еж.)

2 ТУР. Во втором туре за каждый правильный ответ участник игры зарабатывает 10 очков. Ведущий задает следующие вопросы:

– Переходная ступень от холостяка к мужу? (Жених.)

– Разговорное обозначение миллиона денежных единиц? (Лимон.)

– Особая булавка с широкой и плоской шляпкой для прикалывания бумаги? (Кнопка.)

– Болотный газ? (Метан.)

– Машина, используемая в сельском хозяйстве; разновидность бытовой техники, незаменимая вещь на кухне? (Комбайн.)

3 ТУР. В третьем туре за каждый правильный ответ участник игры зарабатывает 12 очков. Ведущий задает следующие вопросы:

– Греческий полубог, научивший людей ремеслам? (Прометей.)

– Похищенная Зевсом девушка, именем которой названа часть света? (Европа.)

– Рабовладельческое государство, существовавшее на территории современного Ирака? (Вавилон.)

«Что, как и где?»

Игра рассчитана на детей 10-12 лет. Она не требует особых познаний в какой-либо области. Если вы учитесь в школе, значит, наверняка встречались с этими словами, на первый взгляд, малознакомыми. Напрягите свою память, хорошенько подумайте, порассуждайте, и вы обязательно найдете правильный ответ на поставленный вопрос.

В игре участвуют несколько человек и один ведущий, который и будет давать вопросы-задания. Суть задания в том, что вы должны как можно быстрее на отдельном листе записать ответ. У каждого участника игры свой листок. В конце игры количество слов подсчитывается, но очки даются только за ответы, действительно подходящие по смыслу к заданию. Варианты ответов, по смыслу самые подходящие, хранит у себя до конца игры ведущий.

За каждый правильный ответ участник игры зарабатывает 5 очков. Ведущий четко вслух прочитывает задание – середину предложения, а участники игры должны за минуту дописать 2-3 коротких слова – начало и конец предложения.

1… ПОМОГАЕТ, А НЕВНИМАНИЕ… (внимание, мешает).

2… НЕ ЛЮБЛЮ, А КОНФЕТЫ… (лимон, люблю).

3… КВАДРАТНЫЙ, А КОЛЬЦО… (ящик, круглое).

4… МОЛОДОЙ, А БАБУШКА… (внук, старая).

5… ДОБРЫЙ, А ВОЛК… (заяц, злой).

6… ЛАЕТ, А КОРОВА… (собака, мычит).

7… ГОРЬКИЙ, А ШОКОЛАД… (перец, сладкий).

8… ПЛАВАЕТ, А САМОЛЕТ… (лодка, летает).

9… СТРИЖЕТ, А ПОРТНОЙ… (парикмахер, шьет).

10… МАРКИ, А НУМИЗМАТ… (филателист собирает, монеты).

11… ТУФЛИ, А В БАКАЛЕЕ… (в обувном магазине, булки).

12… В ШКОЛЕ, ВРАЧ… (учитель, в больнице).

«Озорные числа»

Игра рассчитана на детей 9-11 лет, уже знающих основы математики. Играя в нее, ваш ребенок сможет натренировать свое внимание и память. Она полезна и для развития логического мышления, как и шахматы. Если даже у ребенка вовсе не математический склад ума, ему все равно интересно поиграть с числами.

Игра состоит из 2 последовательных туров. В каждом туре дается по 5 маленьких математических заданий. За каждое правильно выполненное задание участник игры получает 5 очков. Участвуют 6 человек и ведущий. Игрокам раздаются на 5 минут листочки с заранее написанным заданием, которое нужно выполнить.

1 ТУР. В первом туре участвуют все игроки. Ведущий раздает всем листочки с заданием и засекает время. У всех игроков одинаковые задания: подчеркните в каждом ряду по три числа, дающих в сумме то, которое стоит в конце ряда:

3 4 6 5 1 2 7 10 (6+3+1; 7+2+1; 5+4+1 и т. д.)

8 4 1 3 7 6 5 17 (8+5+4; 6+4+7; 8+6+3 и т. д.)

4 8 3 9 1 6 2 13 (8+3+2; 6+3+4; 8+1+4 и т. д.)

6 2 10 7 8 5 6 23 (10+7+6; 10+8+5 и т. д.)

2 0 13 1 3 9 3 15 (13+0+2; 9+3+3 и т. д.)

2 ТУР. Во втором туре участвуют только те, кто в первом туре набрал 15 очков, т. е. правильно выполнил любые 3 задания. Победителем 2 тура становится игрок, набравший очков больше всех. Ведущий раздает каждому участнику следующее задание: расставьте математические знаки между цифрами так, чтобы равенство было верно:

1 2 3 = 0 (1+2-3)

1 2 3 = 1 (1+2/3)

1 2 3 = 6 (1+2+3)

1 2 3 = 1/6 (1/2х3)

Проект «Интеллектуальное развитие детей через развивающие игры»

Автор: Костенко Лариса Анатольевна, старший воспитатель МКДОУ «Подгоренский детский сад №1»
Актуальность проблемы
Современный окружающий ребенка мир носит постоянно изменяющийся, динамический характер. Система образования должна способствовать тому, чтобы ребенок получил такие знания, умения и навыки, которые позволили бы ему успешно адаптироваться к новым условиям социума.
Сегодня существует большое количество образовательных программ для детского сада, и учреждения имеют возможность выбрать ту, которая отвечает их требованиям и интересам.
Современные требования с учетом федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к развивающему обучению в период дошкольного детства диктуют необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которой сохранялись бы элементы познавательного, учебного и игрового общения.
Исходя, из целей и задач ФГОС я разработала свой проект, который позволит раскрыть новые возможности дошкольников.
Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию дошкольника. Интеллектуальное развитие – это развитие операционных структур интеллекта, в ходе которых мыслительные операции постепенно приобретают качественно новые свойства: скоординированность, обратимость, автоматизированность.
Для реализации данного проекта мною была организована работа кружка «Занимательная математика». Кружок дает возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление, творческое воображение. Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, знаками, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе.
Особое внимание при проведении кружковой работы уделяю развитию логических форм мышления. Организую НОД на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулирую желания детей заниматься математикой. В рамках кружковой деятельности дети не ограничены в возможностях выражать в играх свои мысли, чувства, настроение. Использование игровых методов и приемов, сюжетов, сказочных персонажей, схем вызывает постоянный интерес к логической игре. Деятельность кружка не носит форму «изучения и обучения», а превращается в творческий процесс педагога и детей.
Гипотеза:
Приступая к проведению проекта, я исходила из предположения о том, что ведущими условиями интеллектуального развития младших дошкольников в процессе формирования первичных математических представлений являются:
- наличие четко обоснованных целей и содержания образовательного процесса, направленных на интеллектуальное развитие дошкольников в процессе формирования первичных математических представлений;
- учет особенностей детей в процессе формирования математических представлений;
- систематичность работы путем активизации игр и игровых приемов, вызывающих интерес детей к занятиям;
- вариативность применения программ дошкольного образовательного учреждения, стимулирующих интеллектуальное развитие дошкольников;
- гуманизация образовательного процесса как условие интеллектуального развития дошкольников.
Цель проекта: интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста, развитие математических способностей, логического мышления, творческого воображения посредством внедрения инновационных технологий.
Задачи:
Развитие основных мыслительных операций (сравнение, классификация).
Развитие познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения.
Развитие творческих способностей.
Развитие мелкой моторики и зрительно – двигательной координации.
Развитие математических способностей и склонностей.
Дать детям возможность почувствовать радость познания, радость от полученных новых знаний через логические игры.
Усвоение элементарных навыков алгоритмической культуры мышления.
Закрепление знаний, полученных в ходе непосредственно образовательной деятельности.

Вид проекта:
познавательно - исследовательский
групповой, долгосрочный
Сроки реализации проекта: сентябрь - май

Участники проекта:
дети II младшей группы, ст. воспитатель Костенко Л.А.
Предполагаемые результаты
К концу проекта дети должны знать:
Счёт в пределах 5, пользуясь правильными приемами счета (называть числительные по порядку, указывая на предметы, расположенные в ряд; согласовывать в роде, числе и падеже числительное с существительным).
Соотносить цифру с количеством предметов.
Отгадывать математические загадки.
Устанавливать равенство и неравенство групп предметов.
Знать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
Сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров по величине, высоте, длине, ширине, толщине.
Различать и правильно называть части суток: утро, день, вечер, ночь.
Различать и называть времена года.
Уметь различать понятия: вчера, сегодня, завтра, правильно пользоваться этими словами.
Ориентироваться на листе бумаги.
Определять положение предмета по отношению к другому.
Решать логические задачи на сравнение, классификацию.
Понимать задание и выполнять его самостоятельно.
Развить логические способности соответствующие данному возрасту.

Организационный этап
Составления плана работы кружка «Занимательная математика».
Диагностика детей на начало проекта по интеллектуальному развитию.
Подбор дидактического материала.
Практический этап
Проведения кружка 2 раза в неделю.
Использование логических игр, словесных, дидактических.
Заключительный этап
Диагностика детей на конец проекта
Презентация проекта.
Развивающие игры используемые при проведении проекта

Развивающая игра является огромным фактором умственного развития ребенка. (Блонский)
Авторская логическая игра «Спрячь бабочку»

Логическая игра «Собери круг»

Игры способствуют развитию мелкой моторики рук, логического мышления, воображения, закрепления знания цветового спектра.
Игры Воскобовича - это игры нового типа, моделирующие творческий процесс, создающие свой микроклимат для развития творческой стороны интеллекта.
Логическая игра «Чудо - соты»

Логическая игра «Чудо - крестик»

С помощьюпалочек Кюизенера ребенок учится декодировать игру красок, числовые соотношения. Они вызывают живой интерес детей, развивают активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путей решения мыслительных задач.

Блоки Дьенеша способствуют развитию умения классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам, развивать внимание, логическое мышление.

Тренажеры превращают процесс обучения в развлечение и способствуют малышам поверить в себя и свои способности. Играя в тренажёры, дети становятся умнее и рассудительнее, тренируют зрительную память, произвольное внимание, мелкую моторику пальцев рук, знакомятся с цветами, геометрическими фигурами.

Живописцу - требуется холст,
Скульптору – необходимо пространство,
А мыслителю – гимнастика ума.

Игры Зака

В играх с палочками создают большие возможности для развития не только смекалки и сообразительности, но и таких качеств мышления, как активность, самостоятельность.
Игры Никитина
Логическая игра «Сложи узор»

Каждый из нас в душе конструктор и художник,
Главное - не бояться действовать и смело творить.

Игры – головоломки развивают пространственные представления, воображение, конструктивное мышление, комбинаторные способности, сообразительность, смекалку, находчивость, целенаправленность в решении практических и интеллектуальных задач.
«Лабиринт»

«Подбери ключ»

Жизнь ребенка полноценна лишь тогда,
когда он живет в мире игры,
в мире творчества.
В.А.Сухомлинский

Логическая игра «Мозаика цифр»

«Головоломка Пифагора»

Делать что-то своими руками – одно удовольствие.

«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать и меры к тому, чтобы всегда у них было что делать.”
Я.Каменский

Логическая игра «Колумбово яйцо»

Я слышу - и забываю,
Я вижу – и запоминаю,
Я делаю – и понимаю.
Китайская мудрость.

Логическая игра «Волшебный круг»

Логическая игра «Листик»

Игры с использованием интерактивной доски
Работа с интерактивной доской позволяет по-новому использовать в образовательной деятельности дидактические игры и упражнения, коммуникативные игры, проблемные ситуации, творческие задания. Использование ИД в совместной и самостоятельной деятельности ребенка является одним из эффективных способов мотивации и индивидуализации обучения, развития творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона.

При работе с интерактивной доской развиваются познавательная и творческая активность детей, любознательность, воображение, мышление.
Применение интерактивной доски в детском саду позволяет развить у детей способность ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими навыками работы с информацией, развить разносторонние умения.
Игра «Зоркие глазки» - это тренировка зрительных анализаторов, развитие целостного восприятия, внимания, памяти.

Настольно – печатные игры развивают восприятие, внимание, память, логическое и пространственное мышление.

Настольные игры вызывают интерес у детей необычностью и занимательностью, требующие умственного и волевого напряжения, способствуют развитию пространственных представлений, творческой инициативы, смекалки, сообразительности.


Развивающие игры «Найди пару», «Подбери по силуэту», «Чей силуэт?» помогают малышам в развитии логического мышления, внимания, зрительной памяти, речи. Закрепляют знания об окружающем мире и отработали навык группировки предметов по форме.

Логическая игра «Лото»

Игры логического содержания помогают воспитать у детей познавательный интерес, способствуют к исследовательскому и творческому поиску, желанию и умению учиться.


Первостепенное значение должно отводиться интеллектуальному развитию детей-дошкольников, поскольку с его помощью формируется навык успешного обучения. В дошкольный период знания накапливаются детьми с потрясающими темпами, формируется их речь, познавательные процессы совершенствуются.

Роль развития интеллектуальных способностей в жизни ребенка

Дошкольники с более развитым интеллектом быстрее запоминают и осваивают новый материал, чувствуют уверенность в своих силах, а практика также показывает, что они больше хотят учиться. Дети учатся думать, воспринимать, говорить, обучаются разнообразным вариантам манипуляций с предметами, учатся управлять собой, сообразуясь с системами правил. Для всего этого нужна работа памяти, роль которой в развитии ребёнка невозможно переоценить. С работой памяти связано усвоение знаний о самом себе и окружающем мире, накопление привычек, навыков и умений. Но особенно требовательно к работе памяти школьное образование, вот почему так важно интеллектуальное развитие дошкольников.
Современная психология опирается на идею, что детский интеллектуальный потенциал обусловлен генетически, поэтому большинство населения может развить свой интеллект лишь до среднего уровня. Разумеется, возможности человеческого развития не беспредельны. Но, как показывает практика, даже если чуть эффективнее использовать имеющиеся возможности среднего интеллекта, то результат будет впечатляющим.
С помощью интеллектуальных игр память ребёнка развивается, он легче переключается с одной деятельности на другую, учится выслушивать других, воспринимать и понимать иную точку зрения. Чтобы успешно справиться со школьной программой обучения, ребёнок не просто должен много знать, не менее важно ему научиться мыслить доказательно и последовательно, догадываться, быть способным на логическое мышление и умственное напряжение.
В интеллектуальное развитие малышей в детских садах должно входить:

  • развитие речи и устного общения;
  • развитие логического мышления (соотношения, классификации);
  • развитие воображения и пространственного мышления;
  • улучшение моторики рук и сенсорной координации (штриховка, графические символы);
  • формирование способности наблюдать, строить предположения, описывать;
  • усвоение правил поведения, касающихся отношения к цивилизованному окружению и миру природы;
  • воспитание самоуважения и уважения к другим членам общества, поддержание этнических способов общения.

Игры для развития интеллекта

Память ребёнка связана с его интересом и представляет собой комплекс процессов, благодаря которому тот может запоминать, воспринимать, воспроизводить и хранить информацию. Если на любом из этих уровней возникнут неполадки, то обучение может столкнуться с трудностями. Ниже предложены игры, направленные на развитие детской памяти, обучение ребёнка запоминанию и логическим приёмам.
На внимание влияют склонности, интересы, увлечения человека, а само оно определяет такое качество, как наблюдательность, то есть, способность подметить существенные, но малозаметные признаки в явлениях и предметах. Внимание является важным условием, позволяющим ребёнку успешно усваивать большой объём умений и знаний и устанавливать контакты со взрослыми. Развитие запоминания и внимания тесно переплетены, и игры помогают их развитию.

«Кукловод»

Эта развивающая игра нацелена на улучшение двигательной памяти. Есть два её варианта:

  1. Изображающий кукловода взрослый завязывает ребёнку глаза и по простому маршруту, молча, водит его, подобно кукле, придерживая за плечи. Ребёнок делает 5-6 шагов вперёд, останавливается, поворачивает налево, снова останавливается, делает пару шагов назад, поворачивает направо и т. д. После этого «кукле» развязывают глаза и просят найти исходную точку маршрута, пройдя его в обратной последовательности, вспоминая каждый шаг.
  2. Во втором варианте роль кукловода может взять на себя другой ребёнок.

«Сложи узор»

Нужно из фигур сложить узор или дорожку, начиная с 3-4 элементов, а когда ребёнок освоится с игрой, их количество можно увеличить. Дать возможность ребёнку некоторое время смотреть на узор, после чего он должен отвернуться. В это время нужно изменить положение одной фигуры (а затем 2-3-х), после чего попросить малыша восстановить исходное расположение элементов дорожек. Можно усложнить задачу, полностью убрав дорожку, которую ребёнку предстоит самому восстановить по памяти. Ещё более сложный вариант - восстановить узор на ощупь с закрытыми глазами.

Дети иначе, чем взрослые, воспринимают окружающую действительность, но с возрастом мы, родители, об этом забываем. Чтобы разобраться в этом вопросе, н...

«Фотоаппараты»

Игра развивает внимание и память. В первом варианте ребёнок пару секунд видит карточку с изображением, а затем он должен максимально подробно его описать. Во втором варианте демонстрируется картинка с сюжетом на протяжении 30 секунд, а после этого предъявляется почти такая же картинка, но с некоторыми изменениями. Ребёнок должен отыскать все различия в картинках.

«Под стол! На стол! Стучать!»

Эта игра тренирует слуховое внимание ребёнка. Малышу в игре предстоит выполнять команды взрослого, а тот будет стараться его запутать. Вначале взрослый, произнося команду, одновременно её выполняет и сам, а ребёнок повторяет за ним. Например, одновременно с командой «Под стол!» взрослый убирает под стол руки, и ребёнок должен поступить также. Затем взрослый командует «Стучать!» и стучит ладонями по столу, за ним вторит и ребёнок. И далее в том же духе. Когда малыш достаточно привыкнет к повторению команд, взрослый неожиданно начинает его путать, произнося одну команду, но производя другое действие. Ребёнку же следует исполнять именно устные команды, а не повторять движения взрослого.

«Зеркало»

В эту игру удобней играть вдвоём . Игроки стоят или сидят один напротив другого. Первый производит некие движения (поднимает руки, машет ими в стороны, щипает себя за ухо и т. д.). Другой игрок должен быть «зеркалом» первого. По мере игры движения можно всё более усложнять, но она должна быть скоротечной - не более 1-2 минут. Если второй игрок продержится это время, то он получает один балл и участники игры меняются ролями.

«Пальчик»

Игра будет тем напряжённее, труднее и интереснее, чем больше в ней будет картинок. Игроков потребуется двое, желательно ровесников, но при отсутствии второго ребёнка его роль может исполнить и взрослый, который будет подыгрывать малышу. На столе нужно выложить 10-20 картинок разных предметов двумя рядами. Дети должны хорошенько рассмотреть все картинки, спросить названия малознакомых им предметов. Нужно объяснить им, что в игре они должны указывать указательным пальцем на ту картинку, которую назовёт взрослый. Тот, кто первым поставит свой указательный палец на картинку, тот и станет её обладателем. После этого игроков нужно посадить лицом друг к другу, а указательные пальцы своих правых рук они должны поставить на край стола и держать их там, пока глазами не найдут нужную картинку.
Для стимуляции умственной активности необходимо, чтобы поиск картинки вёлся именно глазами, а указательный жест потребуется лишь в конце решения задачи. Правило, заставляющее держать палец на краю стола, избавляет ребёнка от движений руками. Потом взрослый просит детей указать, где находится цветок (чайник, самолёт, лиса и т. д.) и следит, кто первым укажет на нужную карточку пальцем.

Поиск предметов по заданным признакам

Целью этой игры является отработка способности быстрого поиска аналогий между непохожими друг на друга предметами , оценка предметов по факту отсутствия или наличия в них определённых признаков, обучение быстрому переключению внимания с одного объекта на другой. Педагог называет 2-3 предмета и предлагает детям назвать как можно больше прочих предметов, имеющих общие заданные признаки с ними. Например, назвать такие предметы, которыми делаются противоположные действия (дверь закрывает и открывает, выключатель включает свет и выключает его).

Мы редко задумываемся, почему наши дети любят играть, и что, собственно, им даёт игра. А игры малышам нужны, и самые разные. Просто потому, что они яв...

Игры, развивающие воображение

С помощью подобных игр дети постепенно понимают принцип условности и замещения предметов другими предметами, у них развивается воображение. В этих играх самые разные предметы могут одушевляться детьми. Они довольно быстротечны и позволяют использовать какие угодно предметы, а организовать их можно практически в любое время.

«Закорючки»

Желательно в эту игру играть вместе с малышом. Оба игрока рисуют на своих листочках любые закорючки, после чего обмениваются листками. Победит тот, кто дорисует закорючку до осмысленного рисунка.

«Несуществующее животное»

Почти всем известно, что есть рыба-игла и рыба-молот, так почему бы не быть и рыбе-напёрстку? Нужно дать ребёнку пофантазировать над тем, как бы выглядела рыба-ножницы, велика бы была рыба-кастрюля и куда бы можно было применить рыбу-магнит.

«Оживление предметов»

Можно предложить ребёнку представить себя в качестве потерянной шапки, намокшей варежки, замёрзшей на морозе, новой шубы, аккуратно сложенной или брошенной на пол рубашки и т. д.

«Дорисуй картинку»

Нужно нарисовать какой-то предмет, но не полностью, и предложить малышу придумать ему название. Если малышу сразу опознать предмет не удастся, то ему можно помочь наводящими вопросами или соответствующими загадками. Когда ребёнок узнает предмет и сформирует в памяти его образ, то он может дорисовать картинку и раскрасить её. При этом незаконченные картинки могут иметь самое разное исполнение: в виде схемы предмета, точечного изображения, частичного изображения. Изображённым может оказаться любой объект, безусловно, знакомый ребёнку. Можно также объединять в смысловые группы изображения предметов, например, группы цветов, овощей, одежды, тогда это упражнение пригодится при изучении той или иной группы.

«Имитация действий»

Можно, например, сымитировать приготовление супа. Пусть ребёнок покажет, как перед началом приготовления он будет мыть руки, и вытирать их насухо. После этого нальёт в кастрюлю воды, включит плиту и поставит на неё кастрюлю. Затем он должен показать, как будет резать овощи и прочие ингредиенты, отправлять их в кастрюлю, помешивать ложкой, солить и наливать половником приготовленный суп. Пусть малыш покажет, как он осторожно несёт чашку с горячей водой, поднимает горячую сковороду, передаёт по кругу печёную картошку.

Игры для развития мышления

Высшей формой деятельности человека является мышление, которое является социально обусловленным и тесно связанным с речью психическим процессом. С помощью приведённых ниже игр дети могут учиться обобщать, сравнивать, рассуждать, делать простейшие умозаключения , что в целом и является самостоятельным мышлением.

«Бывает - не бывает»

Нужно назвать какое-либо событие и одновременно бросить мяч ребёнку. Если эта ситуация реалистична, то малыш должен поймать мяч, а если она - плод фантазии, то ему следует отбить мяч. Примеры ситуаций: кошка пошла на работу, папа хочет есть, самолёт плывёт по морю, соленая груша, гуляющий дом.

С каждым годом появляются всё новые «умные» развлечения для малышей, что совсем неудивительно, ведь ещё «с младых ногтей» роди...

«Угадай по описанию»

Дав описание какого-нибудь предмета (игрушки, животного, фрукта), взрослый предлагает ребёнку угадать, о чём шла речь. Например, про помидор можно сказать, что он круглый, красный, сочный, ароматный. Если малыш затрудняется ответить, то перед ним можно разложить изображения разных овощей, из которых он может выбрать верное.

«Что будет, если…»

Взрослый задаёт вопросы, а ребёнок отвечает на них. «Что получится, если я прыгну в лужу?», «Что произойдёт, если в полную воды ванну бросить палку (мячик, камень, салфетку и пр.)». После этого можно поменяться ролями.

Неоднозначные ответы

Нужно заранее придумать фразы, продолжение которых могут быть неоднозначными. Услышав варианты детских продолжений, взрослый может сильно удивиться, ведь не всегда такое придёт в голову и ему. Варианты вопросов: «у нашей собаки шерсть очень…», «руки у людей для того, чтобы…», «на улице ночью очень…», «бабушка болеет потому, что…».

Упражнения, помогающие развивать у детей интеллект

Любые интеллектуальные игры нужно проводить на фоне хорошего настроения у детей, которые от новых знаний должны получать положительные эмоции.

5 0