Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Имена по святкам женские. Как среди редких и красивых православных имен для девочек выбрать самое лучшее

С рождением малышки каждый родитель начинает задумываться, как же назвать дочь. Хочется, чтобы имя было красивое, особенное и с интересным значением. Немалое количество людей верят в магию имени и утверждают, что оно имеет сильное влияние на судьбу и характер ребенка. Традиционно, родители ищут имя своей дочке в списках православных имен для девочек.

Как выбрать имя для девочки по его значению

Каждое имя обязательно имеет свое значение. Когда–то давно оно родилось благодаря определённым ассоциациям, которые сейчас для нас неочевидны.

Любые родители желают своему ребенку только лучшего и с ответственностью подходят к выбору имени. Так давайте разберемся что обозначают наиболее популярные сегодня православные имена.

  • Алина – с древнегерман., «благородная»;
  • Алла – с древнеараб. «буква», дервнегреч. – «воскресение», с готского – «другая»;
  • Альбина – «светлая», «белая», «чистая»;
  • Анастасия – «возвращение к жизни», «воскресение», «воскресшая», «возрожденная», «бессмертная»;
  • Анжела – «вестница»;
  • Анна – от ивр. «расположение», «благосклонность», «благоволение»;
  • Антонина – «пространная», «приобретение», «сравнение» и «противница», с греч. – «приобретающая взамен»;
  • Валентина – «здоровая», «сильная», «быть здоровой»;
  • Валерия – «быть сильным, здоровым»;
  • Вера – «верование», «истина»;
  • Виктория – «победа», «победительница»;
  • Виталия – «жизненная»;
  • Галина – «спокойная», «безмятежная»;
  • Дарья – «сильная», «побеждающая», «обладательница», «владеющая богатством», «победительница»;
  • Дина – с древнеевр. «отомщенная»;
  • Евгения – «благородная»;
  • Екатерина – «вечно чистая», «непорочная»;
  • Елена – «свет», «светлая»;
  • Елизавета – от древнеевр. звучит как «Бог – моя клятва», «Богом клянусь»;
  • Жанна – «милость божья»;
  • Зинаида – греч. «рожденная Зевсом», «из рода Зевса»;
  • Зоя – означает «жизнь»;
  • Инга – означает «находящаяся под защитой Ингви»;
  • Инна – «сильная вода»;
  • Ирина – с древнегреч. «мир», «покой»;
  • Карина – «вперед смотрящая»;
  • Клавдия – означает «хромая», «хромоножка»;
  • Кристина – «христианка»;
  • Лариса – от греч. «чайка»;
  • Лидия – произошло от наименования одной области в Малой Азии – жительница Лидии, азиатка, из Лидии;
  • Любовь – означает «любовь»;
  • Людмила – «милая людям»;
  • Майя – «прародительница вселенной»;
  • Маргарита – «жемчужина», еще одно значение с инд. – «смелая»;
  • Марина – с лат. «морская»;
  • Мария – древнеевр. «противиться», «отвергать», «быть горьким»; «любимая», «святая», «упрямая», «госпожа», «превосходство»;
  • Надежда – из старослав. «надежда»;
  • Наталия – «родная»;
  • Нелли – «молодая», «новая»;
  • Нина – «царица»;
  • Нонна – с лат. «девятая»;
  • Оксана – от греч. «чужой», «чужеземный»;
  • Ольга – «великая», «княгиня»;
  • Полина – «самостоятельная»;
  • Раиса – «легкая», «беспечная»;
  • Римма – с лат. «римлянка», с древневр. – «яблочко», с греч. – «бросание», «брошенное»;
  • Светлана – от слова «светлая»;
  • Серафима – «жгучая», «огненная»;
  • Софья – «премудрость», «мудрость»;
  • Тамара – от слова «фамарь», что в переводе – «пальма»;
  • Татьяна – от слова «татто» – «устанавливать», «определять»;
  • Эмма – от греч. «ласковая», «льстивая»;
  • Юлия – от лат. «кудрявая», «июльская», «из рода Юлиев»;
  • Ярослава – древнеслав. «ярая слава».

Зная значение имен, вы с легкостью сможете назвать свое чадо в соответствии с вашими пожеланиями и надеждами относительно его будущего и черт характера.

Имя для дочери по православному календарю

После крещения Руси стало принято крестить и новорожденных, а нарекали их именами святых по святцам. Чтобы определится с именем, прежде всего нужно иметь календарь с днями, в которые принято почитать святых, в соответствии с годом появления ребенка.

Если в день рождения малышки не записан ни один святой, обычно берут имя, обозначенное на следующий день, либо в ближайшие 8 дней после рождения ребенка.

Красивые православные имена для девочек по алфавиту

Существует множество православных красивых и благозвучных, а также редко встречаемых имен. Они очень выгодно будут выделять девочку из числа других и сделают ее непохожей на всех, то есть, особенной.

  • Анастасия – в переводе «бессмертная» или «воскресшая», очень добра и доверчива, с хорошим воображением.
  • Ангелина – «вестница» или «ангел», ее очень трудно убедить в чем либо, прирожденный командир. Школьные уроки ее не привлекают, но она довольно самостоятельная и занимается саморазвитием.
  • Асфея – влюбчивая девушка, склонна привязываться к людям, перфекционистка во всем и довольно требовательна.
  • Анимаида – одаренная, талантливая личность.
  • Варвара – с древнегреческого «чужестранка», она прирожденный семьянин, в людях ценит то прекрасное, что в них есть, идеалистка.
  • Вевея – способна идти на жертвы ради кого-то, но часто не замечает своих ошибок. Верна семье и любимому человеку.
  • Гаина – откровенная, искренняя и здравомыслящая, прирожденный семьянин.
  • Гликерия – иногда окружающим кажется, что она отчужденная, потому что ей свойственно одиночество. Осторожна в денежных растратах.
  • Доминика – общительная и жизнерадостная, имеет много друзей, так как ей легко заводить новые знакомства, но при этом всегда верна лишь «лучшему другу».
  • Дамара – несколько медлительна, что не всегда хорошо. Искренняя, откровенная и готова прийти на помощь в любую минуту.
  • Евфросиния – любит доминировать, часто винит себя в проблемах, возникших не всегда по ее вине, склонна к самокопанию.
  • Евдокия – искренняя, готова прийти на помощь другу, чувствует ответственность за своих близких.
  • Иулия – имеет чувство собственного достоинства, главное желание – любить и быть любимой.
  • Кириена – мудрая, обладательница большой внутренней силы, ей присуща необычайная интуиция.
  • Касиния – смелая и независимая девушка, в детстве очень любознательна.
  • Людина – надежная, чувствует ответственность за судьбу близких ей людей.
  • Любовь – верна своим близким, может быть чересчур снисходительна к родным и близким.
  • Мелания – общительная девочка, легко заводит новые знакомства, способна глубоко анализировать ситуации. Любит порядок и чистоту.
  • Мариам – надежная, любит быть полезной и активно принимает участие в любых сферах деятельности.
  • Нонна – доминирует всегда и везде, преданна и верна своему избраннику, имеет сильный характер.
  • Пульхерия – идеалистка и перфекционистка, имеет отличную интуицию. Обладает способностью «притягивать» помощь в нужный момент для достижения целей.
  • Поплия – не отличается особой общительностью, испытывает нужду не терять самообладания и держаться всегда достойно.
  • Руфина – всегда придет на помощь, не терпит суеты, иногда властная и безжалостная, но в тоже время добрая и умеет сочувствовать.
  • Стефанида – перфекционистка, легко влюбляется. Имеет крепкое здоровье, но это отличие может ослабевать из-за тяжелого труда и отрицательных эмоций.
  • Соломия – откровенна, активна в различных публичных и спортивных мероприятиях.
  • Серафима – смелая девушка, в детстве отличается чрезмерной любознательностью.
  • Фавста – обладает врожденной талантливостью, способна на сильную любовь и привязанность к своему избраннику жизни.
  • Феодора – очаровательная и привлекательная девушка, испытывает большой интерес к жизни.
  • Феофания – всегда чем-то занята, очень активна, постоянно лидирует. Привыкла делать, а не говорить.
  • Хрисия – непоседа, склонна к непрерывному движению по жизни. Часто теряет интерес к тому что не меняется, постоянно в поиске перемен.
  • Цецилия – обладает врожденным творческим началом, в поиске постоянных путей самовыражения, общительная.

Как можно было заметить, данные редкие и красивые православные имена довольно необычные, в чем и есть их уникальность. Они не часто встречаются на слуху в повседневной жизни.

Подбирать правильное имя нужно тщательно, совмещая его с отчеством ребенка. Этот словесный тандем должен звучать складно, а не сложно, тяжело для выговаривания и запоминания.

Необычные русские женские имена

Если вы стремитесь называть девочку каким-нибудь старинным именем, то именно для вас мы подготовили список русских православных женских имен.


В нем вы обязательно сможете найти «то самое» имя, предназначенное именно для вашего ребёнка, ведь список русских имен для девочки довольно разнообразен:

  • Аделина, Агнесса, Аврора, Александрина, Алена, Арина, Ася;
  • Берта, Богдана;
  • Верона, Венера, Виолетта, Виоланта, Валерия, Виктория, Владлена, Виталина;
  • Грета, Галина;
  • Дарьяна, Дария, Диана;
  • Евдокия;
  • Зара, Злата, Зарина, Зоряна;
  • Инна, Ивона, Илена, Ирма;
  • Ксения, Клара;
  • Ляля, Лада, Любава, Лира, Лика, Леся;
  • Майя, Мэри, Марта, Мила, Милана, Марьяна;
  • Октябрина, Олеся;
  • Прасковья, Полианна;
  • Руслана, Регина, Романа, Радмила;
  • Сима, Снежана, Святослава;
  • Устинья, Ульяна;
  • Физа, Феодосия;
  • Харита, Хильда, Хельга;
  • Эдда;
  • Юнона, Юлиана;
  • Ярослава, Ядвига, Яна, Ясмина, Янина.

Забытые и редкие православные имена для девочки

Среди редких православных женских имен можно встретить:

  • Августа, Агапия, Аглаида, Аделаида, Акулина;
  • Беатриса;
  • Василида, Васса, Викентия, Вивиана;
  • Галатея, Глафира, Глория;
  • Денисия, Досифея, Дросида;
  • Евмения, Евфалия, Емельяна;
  • Зенона;
  • Изида, Ифигения, Иоланта, Исидора;
  • Казимира, Конкордия, Корнелия;
  • Леокадия, Леония, Ливия, Лолла, Лонгина;
  • Мавра, Матильда, Матрёна, Милица, Михайлина;
  • Неонилла;
  • Павлина, Петрина, Пульхерия;
  • Рената;
  • Селина, Степанида;
  • Фёкла, Федора, Федосья, Феофания;
  • Харита;
  • Целестина;
  • Эннафа, Эра;
  • Юния, Юстина.

Есть имена, которые не только красиво звучат и редко встречаются, но также имеют очень интересное значение.

Среди них особенно выделяются следующие:

  • Артемида – имеет значения «целая», «невредимая», «неприкосновенная». Когда-то это имя принадлежало богине охоты,
  • Венера – имя имеет латинские корни, означает «любовь».
  • Весняна – однозначно подойдет девочкам, родившимся весной, так как одноименно означает «весенняя».
  • Гера – переводится дословно, как «госпожа».
  • Георгина – красивое имя, девочку нарекают им в честь цветка.
  • Мия – означает «непокорная»;
  • Пальмира – «пальма»
  • Юнона – греческое имя, дано богине брака и любви.

Нарекая одним из таких редких имен свою дочь, вы не просто даете ей красивое имя, но и в какой-то степени определяете ее характер и судьбу. Подходите к выбору осознанно и с ответственностью.

Женские имена для крещения

С ответственностью подходя к обряду крещения и подбору для этого женского имени, многие из нас обращаются за помощью во всемирную Сеть. Некоторые ищут ответ в православных календарях, кто-то советуется с батюшкой...

Мы же предлагаем собственную подборку женских имен для крещения:

  • Агафья, Анисия;
  • Глафира;
  • Зинаида;
  • Илария;
  • Лариса, Лидия;
  • Матрона;
  • Нина;
  • Павла;
  • Раиса;
  • Саломия, Сосанна;
  • Таисия;
  • Юлиана.

Вышеперечисленные имена – наиболее редкие из известных православных вариантов.

Для крещения многие также выбирают очень часто встречаемые на сегодняшний день в славянских странах имена:

  • Александра, Анна;
  • Валентина, Валерия, Варвара, Вероника, Вера;
  • Дарья;
  • Зоя, Злата;
  • Ивана, Ирина;
  • Кира, Кристина;
  • Марина, Мария, Мелания;
  • Наталья;
  • Ольга;
  • София.

В этой статье собрано множество самых разных имен для девочек – как редких, так и очень популярных, русских и распространённых далеко за пределами нашей страны, а также с особым значением. Как уже было сказано, имя имеет сильное влияние на становление характера и судьбы девочки, поэтому на родителях лежит огромная ответственность за будущее ребёнка даже в таком, казалось бы, символическом моменте, как выбор имени.

Традиция нарекать ребенка в честь святого идет из глубины веков — на Руси она появилась после принятия Православия. Считалось, что человек, который носит имя святого, имеет с ним тесную связь и даже перенимает часть его благих качеств и силы. Более того, родители, давая ребенку имя в честь могущественного святого, рассчитывают на то, что этот святой на всем жизненном пути малыша будет оберегать его от темных сил зла, будет его ангелом-хранителем. Имя в честь того или иного канонизированного святого выбиралось родителями или священнослужителем по Святцам, или Месяцеслову — списку имен канонизированных святых, составленному по месяцам и датам. В Святцах, или в Православном церковном календаре, каждая дата является церковным праздником, либо днем памяти святого. Практически каждый день в году является днем памяти хотя бы одного святого, а в некоторых случаях их может приходиться на одну и ту же дату до нескольких десятков. Одному и тому же имени в православном церковном календаре соответствует сразу несколько дат — в эти дни человек, нареченный в честь святого, празднует свои именины.

Имена по святцам в церковном календаре

Церковный календарь — неисчерпаемый источник имен даже для современных родителей, которые не всегда являются истинно верующими и соблюдающими все традиции христианами. Дело в том, что в списке имен святых в настоящее время состоит более 1000 имен самого различного происхождения. Среди них есть имена славянского и греческого происхождения, латинские и древнееврейские имена. Множество имен из Святцев в настоящее время являются анахронизмом, однако в последние годы наметилась тенденция — называть ребенка редким, мало используемым именем. В том случае, если родители хотят выбрать для ребенка редкое и необычное имя, Святцы — прекрасный источник вдохновения.

Как правильно выбрать имя ребенку по Святцам?

По правилам, родители выбирают имя для ребенка по Святцам, исходя из даты его рождения. Чаще всего смотрят на то, какие именно святые поминаются в день рождения ребенка, однако допустим выбор имени среди имен святых, чья память празднуется на восьмой день от рождения ребенка. Эта традиция связана с тем, что в древности именно на восьмой день устраивали праздник имянаречения ребенка. Если не нашлось подходящих имен, которые приходятся на день рождения ребенка, а также на восьмой день от дня его рождения, то допустим выбор имени из тех, которые приходятся на сороковой день от дня рождения ребенка. Эта традиция связана с тем, что именно на сороковой день ребенка приносили в храм для крещения. В виде исключения ребенка можно называть в честь особенно почитаемого в семье святого.

В Святцах мужских имен значительно больше, чем женских. Поэтому девочек можно называть в честь мужчины-святого, если существует употребляемый аналог мужского имени в женском варианте: так, если на дату рождения девочки приходится день памяти Святого Евгения (Виктора, Александра, Анастасия, Аполлинария), то ее допустимо назвать Евгенией (Викторией, Александрой, Анастасией, Полиной) в честь святого-мужчины, выбрав его покровителем для ребенка.

Если покупка кроватки, первого гардероба для новорожденной крохи - приятные, но преходящие, временные заботы молодых родителей, то самое ответственное действо этого первого периода жизни - выбор имени для маленького человечка. Ведь оно даётся навсегда.

Что в имени тебе моём?

Вопрос, некогда заданный Александром Сергеевичем Пушкиным, особенно волнует чуткое к благозвучным сочетаниям слогов женское ушко. Православное имя для девочки, приятное в полном его начертании, может оказаться основой обидного прозвища в сокращённом варианте. Васей от Василисы или Соней от Софии соглашается быть не всякая повзрослевшая барышня. Даже в уменьшительно-ласкательном варианте Васечка либо Васёна присутствует явно угадываемое обществом "мальчишеское" начало. К огорчениям Софии могут, к примеру, добавиться издёвки одноклассников при прочтении строк Достоевского о Сонечке Мармеладовой.

Всё это нужно учитывать, если семья не тверда в вере. Если же детям сызмальства прививается православное видение мира, все неудобства, связанные с несением имени, данного во Святом Крещении, воспринимаются сродни мученическому подвигу. И все-таки воцерковлённая семья, выбирая имена девочек по православному календарю, должна учитывать перспективу будущей жизни дочерей в миру, а не в монастыре. Странно звучащие для слуха европейца имена персидских мучениц, рекомендованные чрезмерными ревнителями "строго по святцам", лучше оставить для насельниц женской обители.

Есть ли "жёсткие" правила выбора?

Христианство не навязывает абсолютно никаких догм в наречении младенцев. Православные имена девочек по месяцам и числам, иначе говоря, по святцам - только одна из возможных стратегий выбора, когда не имеющие собственных вариантов родители идут за советом к батюшке.

Если в невоцерковлённой семье дочь названа языческим именем (например, Диана, Снежана или Любомира), при крещении выбирается созвучный, наиболее подобный по звучанию вариант - Дария, Светлана, Людмила. Некоторые начертания в святцах выглядят иначе, чем в народной практике (к примеру, Акилина, а не Акулина). Настаивать на строго церковном варианте (например, Фотиния вместо Светлана), пожалуй, не станет ни один благоразумный священник, хотя последнего, славянского, не греческого варианта в списках не значится.

Священным правом родителей является именование чада в честь прабабушек и прадедушек, как бы далеко не отстояли дни празднования соответствующих небесных покровителей от даты рождения ребёнка. Редкое православное имя для девочки может стать одной из семейных реликвий, передаваемых из поколения в поколение.

Не нужно забывать и о благозвучном сочетании имени с отчеством, ведь доченька, повзрослев, будет достойна уважительного полного именования знакомыми, соседями, коллегами по работе.

Иностранные аналоги православных святцев

Возможно, многие не подозревают о сходном значении совершенно по-разному звучащих имён. Так, латинско-католическое Кларисса, Клара (английское Клэр), израильское Лиора, греческое Фаина, украинское Ясна - означает то же, что и Светлана. Перевод всех этих имён един - "светлая, сияющая".

Таким образом, выбирая любой из перечисленных вариантов в качестве "паспортного" (или имея его до крещения изначально), можно просить церковного наречения Светланой (или, при желании, Фотинией).

Безоговорочно прельщаться инославной приятностью созвучий всё-таки не стоит. Красивые православные имена для девочек существуют, и в немалом количестве.

Дарим праздник для малышки

Именины - то самое неповторимое календарное торжество, которое родители вольны выбрать и подарить своей маленькой дочечке. Лучше, если они будут расположены невдалеке от дня рождения. Близость или совмещение праздников рождения и тезоименитства оправданы во всех отношениях. Последний может совпадать и с годовщиной крещения.

Найдите подходящее православное имя для девочки, пролистывая святцы в ближайшие сорок дней после даты рождения. Именно в этот срок исстари принято было совершать таинство крещения над новорожденным.

Некоторые именины в святцах не повторяются. Так, январские Нина и Татьяна, весенняя Тамара, июльская Ольга долгое время имели единственную дату празднования, иногда (как, например, Фамарь - "пальма") переходящую в числах.

Двадцатый век кровью новомучеников и исповедников вписал в русские святцы многочисленные новые дни памяти святых жен. Привычные, не экзотические имена девочек по православному календарю в наше время выбрать гораздо легче, чем век тому назад.

Небесные покровители

Подыскивая православные имена для девочек по месяцам, не лишним будет прочесть Жития святых, в честь которых нарекается малышка. Этот труд по силам и крёстным, намеревающимся стать не номинальными наставниками в вере.

В известной мере добродетели, проявленные небесным покровителем, определяют жизненный путь человека. Православное имя для девочки - не пустой звук. "Своя" святая - пример для подражания, повод для размышления, она же и мудрая советчица (тут может сказываться не только житийная литература, но и собственные записки, мысли, оставленные в наследство, например, новомученицами - царицей Александрой, её сестрой Елисаветой, цесаревнами).

Некоторые имена, ставшие со временем женскими, изначально были мужскими. Соответственно, небесными покровителями до сих пор остаются представители сильного пола. Таковы мученики II века из Скифии Римма, Инна и пострадавший с ними Пинна (последнее имя на Руси практически не употребляется). Выбирая имена девочек по православному календарю, это обстоятельство также нужно учесть.

Монастырская практика наречения женщин аналогами мужских имён с общими небесными покровителями - Николаей, Арсенией, Алексией - может помочь родителям, прельстившимся иностранной экзотикой. Например, Николаей можно наречь при крещении девочку, заранее названную французским именем Николь.

"Ономатология" отца Павла Флоренского

Ещё один ориентир более светского, нежели святцы и Жития, характера, благодаря которому может быть выбрано православное имя для девочки. В наш век, когда людям, называющим себя верующими, не кажутся пустыми чудачествами астрологические прогнозы, гадание по книге перемен и древесные календари друидов, это удивительное исследование Флоренского сравнимо с подлинно научной диссертацией.

Если родителям кажется не лучшим вариантом выбирать православные имена для девочек по месяцам, рекомендуется найти книгу отца Павла, чтобы убедиться на опыте: её точно стоит прочесть! Монография полна странных, таинственных, но нередко весьма правдоподобных утверждений - предсказаний судьбы. Некоторые из них будто бы действительно сбываются. Например, прогноз о том, что в семье у человека по имени Владимир Владимирович, как правило, рождаются дочери, а не сыновья.

.
Чаще всего день памяти святого — это день его земной кончины, т.е. перехода в вечность, встречи с Богом, приобщиться к Которому и стремился подвижник.

Как определить день именин

В церковном календаре бывает по нескольку дней памяти одного и того же святого, также одно и то же имя носят многие святые. Поэтому необходимо найти в церковном календаре день памяти соименитого с вами святого, ближайший после дня вашего рождения. Это и будут ваши именины, а святой, память которого вспоминается в этот день, будет вашим небесным покровителем. Если у него есть и другие дни памяти, то для вас эти даты станут «малыми именинами».

Если мы хотим наречь имя ребенку строго по церковной традиции, то это будет имя святого, память которого празднуется в 8-й день по рождении ребенка. См.

При определении именин не имеет значения дата канонизации святого, ведь она лишь фиксирует свершившийся факт. Кроме того, как правило совершается через десятки лет после перехода святого в небесные обители.

Имя, полученное человеком при крещении, не только остается неизменным всю жизнь (исключение составляет лишь случай принятие монашества), но и сохраняется после смерти, переходит с ним в вечность. В молитвах об усопших так же поминает их имена, данные в крещении.

Именины и День Ангела

Иногда именины называют Днем Ангела. Это название именин напоминает о том, что в старину небесных покровителей иногда называли Ангелами их земных тезок; некорректно, однако, смешивать святых с ангелами. Именины – день памяти святого, именем которого человек назван, а День Ангела – день крещения, когда человеку приставляется Богом . У каждого крещёного свой Ангел-Хранитель, но имя его нам неизвестно.

Почитание и подражание своему святому покровителю

О молитвенной помощи святых преподобный писал: «Святые, в Духе Святом видят нашу жизнь и наши дела. Они знают наши скорби и слышат наши горячие молитвы… Святые не забывают нас и молятся за нас… Они видят и страдания людей на земле. Господь дал им столь великую благодать, что они любовью обнимают весь мир. Они видят и знают, как изнемогаем мы от скорбей, как иссохли души наши, как уныние сковало их, и, не преставая, ходатайствуют за нас пред Богом».

Почитание святого состоит не только в молитве ему, но и подражании его подвигу, его вере. «По имени и житие твое да будет» — говорил преподобный . Ведь святой, чье имя носит человек – это не просто его покровитель и молитвенник, это еще и образец для подражания.

Но каким образом мы можем подражать своему святому, как хотя бы в чем-то следовать его примеру? Для этого нужно:

  • Во-первых, знать о его жизни и подвигах. Без этого мы не можем искренне полюбить своего святого.
  • Во-вторых, нужно чаще обращаться к ним с молитвой, знать тропарь ему и всегда помнить о том, что у нас есть защитник и помощник на небе.
  • В-третьих, конечно, нужно всегда думать о том, в чем мы могли бы последовать примеру своего святого в том или ином случае.

По характеру христианских подвигов святых традиционно разделяют на лики (разряды): пророки, апостолы, святители, мученики, исповедники, преподобные, праведные, юродивые, благоверные и др. (см. ).
Человек, носящий имя исповедника или мученика , вполне может бесстрашно исповедовать свою веру, поступать по-христиански всегда и во всем, не оглядываясь на опасности или неудобства, во всем угождать, прежде всего, Богу, а не людям, не взирая на насмешки, угрозы и даже притеснения.
Те, кто назван в честь святителей , могут пытаться подражать им, обличая заблуждения и пороки, распространяя свет Православия, помогая ближним найти путь ко спасению как словом, так и собственным примером.
Преподобным (т.е. монахам) можно подражать в отрешенности, независимости от мирских наслаждений, хранении чистоты помыслов, чувств и поступков.
Подражать юродивому – значит, прежде всего, смиряться, воспитывать в себе самоотверженность, не увлекаться стяжанием земных богатств. Продолжением должно стать воспитание воли и терпения, способности переносить трудности жизни, борьба с гордостью и тщеславием. Также нужна привычка кротко переносить все обиды, но вместе с тем не стесняться обличать явные пороки, говорить правду всем, кто нуждается во вразумлении.

Имена в честь Ангелов

Также человека могут назвать в честь (Михаила, Гавриила и др.). Люди названные в честь архангелов, отмечают именины 21 ноября (8 ноября по ст.стилю), в день Празднования Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.

Если имени нет в святцах

Если имени, которым вас назвали, нет в святцах, то при крещении выбирается имя, наиболее близкое по звучанию. Например, Дина – Евдокия, Лилия – Лия, Анжелика – Ангелина, Жанна – Иоанна, Милана – Милица. По традиции, Алиса получает в крещении имя Александры, в честь св. страстотерпицы Александры Феодоровны Романовой, до принятия православия носившей имя Алиса. Некоторые имена в церковной традиции имеют иное звучание, например, Светлана – это Фотиния (от греческого photos – свет), а Виктория – Ника, оба имени в латинском и греческом означают «победу».
В пишут только имена, данные в крещении.

Как встретить именины

Православные христиане в дни своих именин посещают храм и, заранее подготовившись, и Святых Христовых Тайн.
Дни «малых именин» не так торжественны для именинника, но храм посетить в этот день желательно.
После причастия нужно хранить себя от всякой суеты, чтобы не утратить праздничную радость. Вечером можно пригласить близких на трапезу. Следует помнить, что если именины приходятся на постный день, то праздничное угощение должно быть постным. В Великий пост именины, случившиеся в будний день, переносятся на ближайшую субботу или воскресенье.
См. Наталья Сухинина

Что дарить на именины

В празднование памяти святого покровителя лучшим подарком будет то, что способствует его духовному росту: икона, сосуд для , красивые свечи для молитвы, книги, аудио и видеодиски духовного содержания.

Молитва своему святому

О святом, в честь которого мы получаем имя, мы должны вспоминать не только в день именин. В ежедневном утреннем и вечернем есть молитва святому, также мы можем обращаться к нему в любое время и в любых нуждах. Самая простая молитва святому:
Моли Бога о мне, святой угодниче Божий (имя), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.

Также необходимо знать и своему святому.

Помимо икон Спасителя – Господа Иисуса Христа, и Богородицы, желательно иметь своего святого. Может случиться так, что вы носите какое-то редкое имя, и икону своего небесного покровителя будет трудно найти. В этом случае можно купить икону Всех святых, на которой символически изображены все святые, прославленные Православной Церковью.
Некоторые .

Святоотеческие высказывания о именинах

«Имена у нас стали выбирать не по-Божьему. По-Божьему вот как надо. Выбирайте имя по святцам: или в какой день родится дитя, или в какой крестится, или в промежутке и дня в три по крещении. Тут дело будет без всяких человеческих соображений, а как Бог даст, ибо дни рождения в руках Божиих.
святитель

История и символика празднования именин

Как и многие другие религиозные традиции, празднование именин в советское время находилось в забвении, более того, в 20-30-х годах ХХ века подвергалось официальному гонению. Правда, искоренить вековые народные привычки оказалось трудно: до сих пор на день рождения поздравляют именинника, а если виновник торжества совсем юн, поют песенку: «как на … именины испекли мы каравай». Между тем, именины — праздник особый, который можно было бы назвать днем духовного рождения, так как он связан прежде всего с таинством Крещения и с именами, которые носят наши соименные небесные покровители.

Традиция празднования именин известна на Руси с XVII века. Обычно накануне праздника семья именинника варила пиво, пекла именинные калачи, пироги и караваи. В день самого праздника именинник со своими родными ходил в церковь к обедне, заказывал молебен за здравие, ставил свечи и прикладывался к иконе с ликом своего небесного покровителя. Днем друзьям и родственникам разносились именинные пироги, причем часто начинка и величина пирога имела особый смысл, определяемый характером отношений именинника и его близких. Вечером устраивался праздничный ужин.

Особенно пышно справлялись царские именины (день Тезоименитства), которые считались государственным праздником. В этот день бояре и придворные являлись к царскому двору с тем, чтобы поднести подарки и принять участие в праздничном пире, за которым пели многолетие. Иногда царь самолично раздавал пироги. Народу разносились огромные именинные калачи. Позднее появились другие традиции: военные парады, фейерверки, иллюминация, щиты с императорскими вензелями.

После революции с именинами начали серьезную и планомерную идеологическую борьбу: обряд крещения был признан контрреволюционным, и его попытались заменить на «октябрины» и «звездины». Был детально разработан ритуал, при котором новорожденного в строгой последовательности поздравляли октябренок, пионер, комсомолец, коммунист, «почетные родители», иногда младенца символически зачисляли в профсоюз и проч. Борьба с «пережитками» доходила до анекдотических крайностей: так, в 20-х годах цензура запретила «Муху-Цокотуху» К. Чуковского за «пропаганду именин».

Традиционно именины относят на тот день памяти соименного (тезоименитого) святого, который следует непосредственно за днем рождения, хотя существует и традиция празднования именин в день памяти самого прославленного соименного святого, например, Св. Николая Чудотворца, апостола Петра, Св. Александра Невского и т. д. В прошлом именины считались более важным праздником, чем день «телесного» рождения, кроме того, во многих случаях эти праздники практически совпадали, т. к. традиционно ребенка несли крестить на восьмой день после рождения: восьмой день — это символ Небесного Царства, к которому приобщается крещаемый человек, в то время как число семь — древнее символическое число, обозначающее сотворенный земной мир. Крестильные имена выбирались по церковному календарю (святцам). По старому обычаю выбор имени был ограничен именами святых, память которых праздновалась в день крещения. Позднее (особенно в городском обществе) от этого строгого обычая отошли и стали выбирать имена, руководствуясь личным вкусом и иными соображениями — в честь родственников, например.
Именины обращают нас к одной из наших ипостасей — к личному имени.

Быть может, к древнему девизу «Познай себя» следует добавить: «Познай свое имя». Конечно, имя в первую очередь служит различению людей. В прошлом имя могло быть социальным знаком, указывать на место в обществе — сейчас, пожалуй, лишь монашеские (иноческие) имена резко выделяются из русского именослова. Но есть еще и почти забытый ныне, мистический смысл имени.
В древности люди придавали имени гораздо большее значение, чем сейчас. Имя считалось значительной составляющей частью человека. Содержание имени соотносилось с внутренним смыслом человека, оно как бы вкладывалось ему внутрь. Имя управляло судьбой («хорошее имя — хороший знак»). Удачно выбранное имя становилось источником силы и процветания. Наречение считалось высоким актом творения, отгадыванием человеческой сути, призыванием благодати.
В первобытном обществе к имени относились как к части тела, подобно глазам, зубам и т. д. Слитность души и имени казалась несомненной, более того, иногда считалось, что сколько существует имен — столько и душ, поэтому в некоторых племенах перед тем, как убить противника, полагалось выведать его имя с тем, чтобы использовать его в родном племени. Часто имена скрывались, чтобы не дать оружия врагу. От дурного обращения с именем ожидали вреда, неприятностей. В некоторых племенах категорически воспрещалось произносить (табуизировалось) имя вождя. В других — практиковался обычай присваивать старцам новые имена, придававшие новые силы. Считалось, что больному ребенку силу сообщало имя отца, которое кричали в ухо или даже называли его именем отца (матери), полагая, что часть жизненной энергии родителей поможет победить болезнь. Если же ребенок особенно много плакал — значит имя выбрано неверно. У разных народностей долго сохранялась традиция наречения «обманных», ложных имен: истинное имя не произносилось в надежде, что смерть и злые духи, быть может, не найдут младенца. Существовал другой вариант защитных имен — непривлекательные, безобразные, отпугивающие имена (напр. Некрас, Нелюба и даже Мертвой), отвращавшие невзгоды и несчастья.

В Древнем Египте личное имя тщательно оберегалось. Египтяне имели «малое» имя, известное всем, и «большое», которое считалось истинным: оно хранилось в тайне и произносилось лишь во время важных обрядов. Особым почтением пользовались имена фараонов — в текстах их выделяли специальным картушем. С огромным уважением египтяне относились к именам умерших — неправильное обращение с ними наносило непоправимый вред потустороннему бытию. Имя и его носитель составляли одно целое: характерен египетский миф, по которому бог Ра скрывал свое имя, но богине Исиде удалось-таки его выведать, вскрыв ему грудь — имя буквальным образом оказалось внутри тела!

Издавна изменение имени соответствовало изменению человеческой сути. Новые имена давались подросткам при инициации, т. е. при вступлении во взрослые члены общины. В Китае до сих пор существуют детские «молочные» имена, от которых отказываются с возмужанием. В античной Греции новоиспеченные жрецы, отрекаясь от старых имен, вырезали их на металлических дощечках и топили в море. Отзвуки этих представлений можно увидеть в христианской традиции наречения иноческими именами, когда принявший постриг оставляет мир и свое мирское имя.

У многих народов табуизировались имена языческих богов и духов. Особенно опасно было называть злых духов («чертыхаться»): таким образом можно было накликать «недобрую силу». Древние евреи не смели называть Имя Божие: Яхве ( в Ветхом Завете — это «неизреченное Имя», священная тетраграмма, которую можно перевести как «Я есмь, Который есмь». По Библии акт называния часто становится Божиим делом: Господь дал имена Аврааму, Сарре, Исааку, Измаилу, Соломону, переименовал Иакова в Израиль. Особый религиозный дар еврейского народа проявился во множестве имен, которые называют теофорными — в них присутствует Божие «неизреченное Имя»: так через свое личное имя человек связывался с Богом.

Христианство, как высший религиозный опыт человечества, со всей серьезностью относится к личным именам. Имя человека отображает таинство неповторимой, драгоценной личности, оно предполагает личное общение с Богом. При таинстве Крещения христианская Церковь, принимая в свое лоно новую душу, связывает ее через личное имя с именем Божиим. Как писал о. Сергий Булгаков, «человеческое именование и имявоплощение существует по образу и подобию божественного боговоплощения и наименования… всякий человек есть воплощенное слово, осуществленное имя, ибо сам Господь есть воплощенное Имя и Слово».

Предназначением христиан считается святость. Нарекая младенца именем канонизированного святого, Церковь старается направить его на путь истинный: ведь это имя уже «реализовалось» в жизни как святое. Носящий святое имя всегда хранит в себе возвышающий образ своего небесного покровителя, «помощника», «молитвенника». С другой стороны, общность имен объединяет христиан в одно тело Церкви, в один «избранный народ».

Благоговение перед именами Спасителя и Богородицы издавна выражается в том, что в православной традиции не принято давать имена в память Богородицы и Христа. Раньше имя Богородицы отличалось даже иным ударением — Мари́я, в то время, как другие святые жены имели имя Ма́рия (Ма́рья). Редкое монашеское (схимническое) имя Иисус присваивалось в память не Иисуса Христа, а праведного Иисуса Навина.

Русский христианский именослов складывался веками. Первый обширный пласт русских имен возник в дохристианскую эпоху. Причины возникновения того или иного имени могли быть самыми различными: помимо религиозных мотивов, играли роль обстоятельства рождения, внешний облик, характер и т. д. Позднее, после Крещения Руси, эти имена, порой трудно отличимые от прозвищ, сосуществовали с христианскими календарными именами (вплоть до XVII века). Даже священники иногда носили прозвища. Бывало, что один человек мог иметь целых три личных имени: «прозвищное» имя и два крестильных имени (одно — явное, другое — потаенное, известное лишь духовнику). Когда христианский именослов полностью вытеснил дохристианские «прозвищные» имена, они не ушли от нас насовсем, перейдя в другой класс имен — в фамилии (напр. Некрасов, Жданов, Найденов). Некоторые дохристианские имена канонизированных русских святых впоследствии стали календарными (напр. Ярослав, Вячеслав, Владимир).
С принятием христианства Русь обогатилась именословом всей человеческой цивилизации: с византийскими святцами к нам пришли греческие, еврейские, римские и иные имена. Иногда под христианским именем скрывались образы более древних религий и культур. Со временем эти имена обрусели, да так сильно, что самими русскими именами стали древнееврейские — Иван да Марья. Вместе с тем следует иметь в виду высокую мысль о. Павла Флоренского: «нет имен ни еврейских, ни греческих, ни латинских, ни русских — есть только имена общечеловеческие, общее достояние человечества».

Послереволюционная история русских имен складывалась драматично: проводилась массовая кампания «дехристианизации» именослова. Революционное мракобесие некоторых слоев общества, сочетаемое с жесткой государственной политикой, было направлено на переустройство, а значит — и на переименование мира. Вместе с переименованием страны, ее городов и улиц, переименовывались люди. Составлялись «красные святцы», выдумывались новые, «революционные» имена, многие из которых теперь звучат просто как курьезы (напр. Малентро, т.е. Маркс, Ленин, Троцкий; Даздраперма, т.е. Да здравствует Первомай и т.д.). Процесс революционного имятворчества, характерный для идеологических революций вообще (он был известен и во Франции в конце XVIII века, и в республиканской Испании, и в странах бывшего «социалистического лагеря») продолжался в Советской России недолго, около десятилетия (20-30-е годы). Вскоре эти имена стали достоянием истории — здесь уместно вспомнить другую мысль о. Павла Флоренского: «имена не придумаешь», в том смысле, что они «наиболее устойчивый факт культуры и важнейший из ее устоев».

Изменение русского именника шло и по линии заимствования из других культур — западно-европейских (напр. Альберт, Виктория, Жанна) и общеславянских христианских имен (напр. Станислав, Бронислава), имен из греческой и римской мифологии и истории (напр. Аврелий, Афродита, Венера) и т.д. Со временем русское общество опять вернулось к календарным именам, но «дехристианизация» и перерыв в традиции привели к необычайному оскудению современного именослова, состоящего ныне всего лишь из нескольких десятков имен (сыграло свою роль и общее свойство «массовых культур» — стремление к усреднению, стандартизации).

иеромонах Макарий (Маркиш):
С древнейших времен установился обычай давать вновь принятому члену Церкви имя какого-либо святого. Тем самым возникает особая, новая связь между землей и Небом, между человеком, живущим в этом мире, и одним из тех, кто достойно прошел свой жизненный путь, чью святость Церковь засвидетельствовала и прославила своим соборным разумом. Поэтому каждый православный должен держать в памяти святого, в честь которого он назван, знать основные факты его жизни, по возможности помнить хотя бы некоторые элементы богослужения в его честь.
Но одно и то же имя, особенно из распространенных (Петр, Николай, Мария, Елена), носили многие святые разных времен и народов; поэтому нам предстоит выяснить, в честь какого именно святого, носившего данное имя, будет назван младенец. Сделать это можно, пользуясь подробным церковным календарем, где приведен алфавитный список почитаемых нашей Церковью святых с датами празднования их памяти. Выбор делается с учетом даты рождения или крещения ребенка, обстоятельств жизненного подвига святых, семейных традиций, ваших личных симпатий.
Помимо того, у многих известных святых в течение года бывает несколько дней памяти: это может быть день смерти, день обретения или перенесения мощей, день прославления – причисления к лику святых. Вам предстоит выбрать, какой из этих дней станет праздничным днем (тезоименитством, именинами) вашего ребенка. Часто его называют Днем ангела. В самом деле мы просим Господа дать новокрещеному своего Ангела-Хранителя; но этого Ангела ни в коем случае нельзя смешивать со святым, в честь которого назван ребенок.
Иногда при наречении имени возникают некоторые сложности. Есть немало православных святых, известных в истории, но не внесенных в наши календари. В их числе – святые Западной Европы, жившие и прославленные еще до отпадения Рима от Православия (вплоть до 1054 г. Римская Церковь не была оторвана от Православия, и почитавшихся в ней к тому времени святых мы также признаем святыми), чьи имена приобрели у нас популярность в последние десятилетия (Виктория, Эдуард и др.), но числятся иногда как «неправославные». Бывают и обратные ситуации, когда привычное славянское имя не принадлежит ни одному из православных святых (например, Станислав). Наконец, нередки и формальные недоразумения, связанные с написанием имени (Елена – Алена, Ксения – Оксана, Иоанн – Иван) или его звучанием на разных языках (по-славянски – Светлана и Злата, по-гречески – Фотиния и Хриса).
При необходимости ребенку можно дать в крещении имя, отличное от того, которое записано в свидетельстве о рождении, выбрав его, например, по созвучию (Станислав – Стахий, Каролина – Калерия, Элина – Елена). В этом нет ничего ущербного: у сербов, к примеру, практически все имеют одно имя в быту и другое – в крещении. Заметим, что в Русской Церкви, в отличие от некоторых других Православных Церквей, любимое всеми имя Мария никогда не дается в честь Пресвятой Богородицы, но лишь в честь других святых, носивших это имя. Также следует знать, что начиная с 2000 г. наша Церковь причисляет к лику святых множество наших земляков и сограждан – новых мучеников и исповедников XX века – и призывает верующих называть своих детей в их честь и память.

Инструкция

Самый простой способ – вообще не придумывать ничего дополнительно, а записать ребенка во время крещения тем именем, которое вы дали ему при рождении. Если обычное мирское имя вы подбирали своему малышу с любовью, вам нравится, как оно звучит, и кажется подходящим к личности и характеру чада, то и для крещения такое имя вполне годится. Это самый распространенный вариант, он помогает избежать в дальнейшем многих проблем и неувязок.

Однако если вы назвали ребенка именем, которого нет в православных святцах, или верите в то, что через имя вашего малыша могут , подберите другое имя, под которым его будут знать в . В этой ситуации нет ничего страшного, некоторые даже верят, что тайное имя служит человеку оберегом, но в дальнейшем придется учесть, что во время и причастия называться нужно так, как нарекли при , а не как записано в паспорте. Недоразумение может возникнуть и во время венчания, если будущий супруг и гости не посвящены в такую разницу имен.

Что же касается самого имени для крещения, то можно просто подобрать вариант, созвучный имени в паспорте. Например, Диана в миру вполне может стать Дарьей при крещении. Есть также древняя традиция назвать ребенка в честь кого-нибудь из святых. Это очень хорошая традиция, она обеспечивает малышу покровительство того святого, именем которого он был назван. Рекомендуется также посмотреть календарь церковных имен и остановиться на одном из тех, что приходятся на день рождения или крещения.

В любом случае постарайтесь исходить не только из того нравится конкретное имя или нет, а узнайте, что оно обозначает, как влияет на судьбу и . Помните, что, в отличие от мирского имени, имя, выбранное для крещения, нельзя будет в последующем изменить, оно останется с вашим ребенком до конца жизни, поэтому так важно с самого начала не ошибиться в выборе.

Таинство крещения – обряд, при котором человек словно рождается заново в новую духовную жизнь и с новым православным именем. Имя это дается ему во славу одного из святых, оно содержится в Святцах и «писано на небесах». Святой, чьим именем нарекут человека, будет оберегать его, являясь для него небесным покровителем. Несведущие в полной мере в религиозных вопросах люди могут задаваться вопросом о том, какое имя выбрать при крещении своему чаду и себе.

Вам понадобится

  • Святцы.

Инструкция

Более того, раньше было принято при рождении нарекать ребенка именем того святого, на день памяти которого пришлось его появление на свет. Для небольшой «сдвиг» при выборе имени допускался. Это делалось потому, что дни памяти святых жен несколько реже, чем святых мужей. Но при крещении человек получал другое имя.

Некоторых имен, например, грузинских или сербских святых, нет в наших Святцах. Несмотря на это, их имена можно давать при крещении, потому что они являются адаптированными под другой язык вариантами имеющихся в Святцах имен. Если ваше имя или имя вашего ребенка является таковым, возьмите его при крещении.

Помимо присутствия имени в Святцах, день памяти носившего его святого должен отмечаться в промежутке со дня рождения ребенка по восьмой день его жизни. Сегодня «правило семи дней» уже не является обязательным при выборе православного имени, поэтому соблюдайте его лишь при желании.

Человек получает новое имя, пройдя через обряд крещения, во время которого священник трижды читает молитву, трижды призывает Святой дух, освящает воду и окунает туда младенца. Взрослых просто обрызгивают освященной водой. На лоб принимающего человека священник наносит капельку миррового масла. Именно при погружении в воду человек как бы