Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Двухпушечный тяжелый танк кв. Двухствольный танк Двухпушечный танк КВ

История создания этого интересного танка необычна и заслуживает внимания. Он был спроектирован и изготовлен в сентябре 1939 г. в инициативном порядке на конкурсной основе на Ленинградском Кировском заводе под руководством известного строителя тяжелых танков в предвоенные и последующие годы военного инженера Ж.Я.Котина. Ведущим конструктором танка был молодой инженер Н.Л. Духов, ставший в военное время тоже известным конструктором тяжелых танков, а в последствии член-корреспондентом АН СССР, трижды Героем Социалистического Труда.
Танками-конкурентами были тяжелые двухбашенные и Т-100, находившиеся на стадии проектирования. Они имели противоснарядное бронирование толщиной 60 мм, вооружение, состоявшее из двух танковых 45-и 76-мм пушек, трех 7,62-мм танковых пулеметов ДТ. На них устанавливались авиационные карбюраторные двигатели ГАМ-34 мощностью по 625 кВт (850 л. с.). Боевая масса этих танков составляла 55...58 т. Они предназначались для прорыва сильно укрепленных оборонительных полос противника. Наличие пушек, установленных в двух башнях, объяснялось стремлением одновременно поразить несколько целей, расположенных под разными углами наведения от танка.
Основанием для проектирования нового танка, получившего название KB ("Клим Ворошилов"), было предложение И.В.Сталина проработать возможность создания тяжелого однобашенного танка с более мощным бронированием, чем у танков СМК и Т-100. Это предложение было получено Ж.Я.Котиным в декабре 1938 г. в Кремле во время отчета перед Главным Военным Советом ленинградских танкостроителей о проделанной работе по проектированию танков СМК и Т-100. Для такого предложения были веские основания.
При этом сокращались по длине и высоте танка, значительно уменьшалась площадь повер-хности его бронирования, которую нужно было защитить более толстой броней (в пределах, отведенных заданием на общую массу танка).
Опытный образец танка KB относился к тяжелым однобашенным с про-тивоснарядным бронированием, пушечно-пулеметным вооружением, установленным в башне, дизельным танковым двигателем жидкостного охлаждения, механической ступенчатой трансмиссией с бортовыми фрикционами, расположенными в кормовой части корпуса, шестикатковым гусеничным движителем и независимой торсионной подвеской. Боевая масса танка не превышала 40 т, что было на 15-18 т меньше массы танков СМК и Т-100.
Броневые катанные листы корпуса и башни были изготовлены из гомогенной брони, имели значительную по тому времени толщину, равную 75 мм, и соединялись между собой с помощью электросварки. Броня танков-конкурентов СМК и Т-100 была на 20% тоньше. Лобовые и кормовые броневые листы корпуса, а башни и бортовые располагались к вертикальной плоскости под сравнительно большими углами наклона, что дополнительно повышало их защитные свойства. Испытания брони этого танка на Ижорском полигоне путем обстрела бронебойными снарядами из 76-мм пушки, имевшими начальную скорость полета 650 м/с, при прямом угле встречи показали, что броня выдерживала их удары на дистанции 200 м.
Вооружение опытного образца танка состояло из 45- и 76-мм танковых пушек, установленных в маске башни, и двух 7,62-мм танковых пулеметов ДТ, один из которых устанавливался в шаровой опоре в кормовом листе башни, а другой на турели на крыше башни. 76-мм была основной, а 45-мм спаренной, предназначенной для борьбы с легкобронированными или незащищенными целями. Углы наведения пушек по вертикали были от -7° до +25°, а по горизонтали -360°.
Следует заметить, что конструкторы этого танка, по-видимому, знали о небольшой тактической ценности для тяжелого танка 45-мм пушки. Однако наличие такого оружия выравнивало показатели опытного образца по уровню артиллерийского вооружения с танками-конкурентами. Они понимали, что если в ходе испытаний выявится небольшая эффективность 45-мм пушки, снять ее с танка будет несложно.
Боекомплект танка был неплохим. Он состоял из 118 76-мм и 50 45-мм артиллерийских выстрелов, 1008 патронов к пулеметам, находившихся в 16 магазинах, и 24 оборонительных ручных гранат Ф-1.
Внешняя обеспечивалась применением приемопередающей симплексной танковой радиостанции 71-ТК-З со штыревой антенной, а внутренняя - танковым переговорным устройством на три абонента ТПУ-3.
В танке был установлен 12-цилиндровый V-образный танковый дизельный жидкостного охлаждения В-2 мощностью 368 кВт (500 л. с.) при частоте вращения коленчатого вала 1800 об/мин, унифицированный с двигателем отечественного среднего танка Т-34. Двигатель обеспечивал возможность движения танка с максимальной скоростью до 36 км/ч. Он отличался хорошей топливной экономичностью, меньшей пожарной опасностью, упрощал систему электрооборудования танка и не создавал помех при работе радиостанции.
Применение единого двигателя в средних и тяжелых танках создавало определенные преимущества танкостроителям и танкистам. При этом упрощалось производство двигателей для обоих типов танков, облегчалось обучение личного состава в войсках, упрощалось снабжение запасными частями и материалами, а также организация ремонта двигателей в полевых условиях.
Двигатель допускал возможность значительного увеличения мощности за счет повышения степени сжатия воздуха в цилиндрах и частоты вращения коленчатого вала. Так, этого двигателя В-2К имела мощность 442 кВт (600 л. с.) при частоте вращения коленчатого вала 2000 об/мин. Эта модификация устанавливалась в серийных образцах танков KB с 1940 г., боевая масса которых возросла до 47,5 и 52т.
Трансмиссия состояла из трехдискового главного фрикциона сухого трения, пятиступенчатой коробки передач, бортовых передач. Механизмы поворота позволяли танку иметь расчетный минимальный радиус поворота, равный ширине его колеи - 2,62 м.
Движитель танка (применительно к одному борту) состоял из мелкозвенчатой гусеничной цепи цевочного зацепления с открытым шарниром, шести опорных катков с внутренней амортизацией, трех поддерживающих катков с наружной амортизацией, направляющего колеса с механизмом натяжения гусеницы и ведущего колеса заднего расположения со съемными зубчатыми венцами.
Подвеска была независимой торсионной. Она допускала возможность движения по шоссе и грунтовым дорогам с неплохими для тяжелого танка средними скоростями, составлявшими 26,6 и 15,5 км/ч соответственно.
Танк имел довольно высокие показатели профильной и опорной проходимости. Он мог преодолевать подъем крутизной до 37°, ров шириной 3 м, эскарп с высотой стенки 0,87 м, брод с твердым грунтом глубиной до 1,5 м и двигаться по косогору с креном до 30°. Среднее удельное - 0,065 МПа (0,65 кгс/ см2) - позволяло двигаться по грунтам со слабой несущей способностью.
Электрооборудование было выполнено по однопроводной схеме с напряжением бортовой сети 24 В и отрицательным выводом источников тока на корпус. Источниками электрической энергии были генератор постоянного тока мощностью 1 кВт и две 12-вольтовые стартерные аккумуляторные батареи.
Экипаж танка состоял из четырех человек: командира, наводчика, радиста и механика-водителя. Командир дополнительно выполнял обязанности заряжающего.
Опытный образец танка KB был изготовлен 1 сентября 1939 г., а 25 сентября его показали правительству в Москве. 10 ноября этот танк пошел на заводско-полигонные испытания по программе испытаний танков СМК и Т-100. Испытания опытного образца KB показали, что по максимальной скорости движения и показателями профильной проходимости он практически не отличался от танков СМК и Т-100, а опорная проходимость у него была лучше. Он имел меньшую на 3- 4 чел. численность экипажа и значительно меньшие габаритные размеры, что позволяло ему лучше вписываться в складки местности, маскироваться. Испытаний в полном объеме танк не прошел, так как было принято решение направить опытные образцы танков СМК, Т-100 и KB на Северо-Западный фронт, для участия в боевых действиях по прорыву "линии Маннергейма".
Перед отправкой на фронт, когда танкостроители убедились, что KB вне конкуренции, вспомнили о спаренной 45-мм пушке и решили ее с танка снять, так как эффект от ее стрельбы по укреплениям противника будет небольшой из-за малого калибра, а освободившийся объем в башне и корпусе будет способствовать лучшим условиям работы экипажа.
Экипаж танка KB состоял из командира лейтенанта Г.В.Качехина и заводских испытателей добровольцев моториста А.И.Эстратова и механика-водителя К.И.Ковша. Впервые в бой СМК, Т-100 и КБ вступили 17 декабря 1939 г. в районе Бобошино, недалеко от железнодорожной станции Кирилловское. За действиями этих танков наблюдали командующий Северо-западным фронтом командарм 1-го ранга С.К.Тимошенко, командующий войсками Ленинградского военного округа командарм 2-го ранга К.А.Мерецков и секретарь Ленинградского обкома ВКП(б), член Военного совета фронта А.А.Жданов.
Танк KB действовал в бою значительно лучше танка СМК, подорвавшегося на замаскированном фугасе, и Т-100. Он уверенно двигался по территории противника по курсу, указанному по радио, ведя огонь из орудия по обнаруженным целям, а на обратном пути вывел на буксире в расположение своих войск подбитый средний танк Т-28. После боя, при осмотре танка, его экипаж насчитал следы от 43 попаданий снарядов в корпус и башню. У танка был прострелен насквозь пушки, повреждены несколько траков, пробит опорный каток, сорван запасной

Разработчики World of tanks сообщили, что планируют добавить в игру многобашенные танки , однако случиться это не скоро. Кроме того, в игре скорее всего будут представлены только низкоуровневые и среднеуровневые многобашенные танки, на высокие уровни претендентов просто нет.

Перед введением многобашенности, разработчики WoT планируют добавить в игру многопушечность .

Мнопушечность в World of tanks

Многопушечность в WoT будет заключаться в добавлении танков с двумя активными пушками, установленными в одной башне. Примером многопушечной боевой машины может послужить тяжелый танк Маус , который помимо орудия главного калибра вооружен еще и 37-мм пушкой, на данный момент она неактивна, с введением многопушечности из нее можно будет стрелять, правда повредить из нее можно будет лишь совсем слабо бронированные боевые машины.


Более интересным примером многопушечного танка является СТ-2 , который планировалось вооружить двумя орудиями Д-25Т. Учитывая довольно просторную башню танков серии СТ, скорострельность двухпушечной боевой машины должна быть отличной.

Двухпушечный танк КВ



В World of tanks может быть переставлена и двухпушечная версия тяжелого танка КВ. На опытный двухпушечный танк Клим Ворошилов устанавливали орудия калибра 45-мм и 76-мм.

Многопушечные САУ

Существовали прототипы многопушечных самоходок, например - КВ-7 (Объект 227), разработанный в КБ Челябинского Кировского Завода в 1941 году. В боевой рубке самоходки устанавливались две пушки калибра 45 мм, и одна калибра 76 мм.

Ведущие инженеры проекта – Часовников и Гарин. Танк СТ-II проектировался как мощная бронированная машина со скорострельным крупнокалиберным орудием. Данная конструкция продолжила развитие тяжелого танка СТ-1, и главные отличия коснулись улучшения меткости огня и повышения скорострельности орудия:

Применяется установка в башне двух орудий крупного или среднего калибра, а также 2-х пулеметов (малокалиберных скорострельных орудий);
- орудия обслуживаются 2-мя заряжающими, что обеспечивает высокую скорострельность из двух орудий;
- танк может точно и быстро поразить цель из второго орудия, вследствие пристрелки из другого орудия;
- при возможных поломках одного орудия, стрельба продолжается вторым орудием – танк полностью дееспособен;
- броня, мощность ДУ, масса танка к одному орудию возросла вдвое – повышается меткость и стрельба на ходу;
По боевым характеристикам такой танк должен превзойти 2 однотипных танка. По остальным характеристикам, агрегатам и узлам СТ-II повторяет проект танка СТ-1.

Тяжелый танк СТ-1 обеспечивает получение мощной боевой машины, оснащенной скорострельной крупнокалиберной мощной пушкой с достаточным бронированием. Настоящая конструкция имеет целью дальнейшее развитие предыдущего танка, главным образом по пути повышения меткости стрельбы пушек и роста скорострельности танка, и отличается следующими особенностями, являющимися предметом изобретения.

Комментарии для проекта
В деле 395 ЦАМО РФ, где хранится данный проект, есть несколько комментариев, сделанных, скорее всего кем-то из военных: "Данный танк является осмысленным проектом, автором удалось, не внося критических изменений, создать танк с основной особенностью – повышенная скорострельность и вытекающие отсюда положительные моменты", "Грамотный и законченный проект, автор прекрасно разбирается не только в танкостроении, но и в вооружение для танков" .

Ганин В.А. работал на «Большевике» с 1942 года по 1945 год. Был старшим инженером артиллерийского конструкторского бюро №92. Ганин был больше известен как инженер-ракетчик – автор подводного пуска ракет. Инженер Ганин является автором 62 работ по различным направлениям: артиллерия, авиация, ракеты, и т.д. Имеет 24 свидетельства об авторских правах. Грамотный и квалифицированный инженер. Но в случае с проектами СТ-1 и СТ-II, повторилась история ОСА-76 и башни Савина. Проект хорош, но у автора нет своего конструкторского бюро, нет помощи от известных тогда людей. Да и известная любовь танкистов к артиллеристам сыграла не последнюю роль – проект был «осмеян» и вскоре забыт. А ведь какой танк-то мог быть …….

Основные характеристики:
- масса до 56 тонн;
- броня корпуса мм: 160 лобовая и 140 бортовая;
- броня башни мм: до 250 лобовая, маска до 300, 160 бортовая и верх крыша 30;
- вооружение 100 или 122 мм орудие, один 50 мм миномет, два 7.62 мм ДТ или один 12.7/14.5 мм ДШК или КПВТ;
- боезапас орудия до 80 боеприпасов;
- скорострельность до 16 выс/мин;
- двигательная установка до 850 л.с;
- скорость хода до 45 км/ч;
- дальность хода до 150 километров;
- команда машины – 5 человек;
- база шасси - объект 701 – танк ИС-4 в своей ранней версии.

По боевым данным этот танк превосходит два танка одинаковой с ним мощности, ибо в них невозможно получить такой скорострельности и точной корректировки огня на пристрелку и поражение.
В отношении конструкции остальных узлов и механизмов танк СТ-II аналогичен танку СТ-1.

Инженер Ганин
Инженер Часовников

ЦАМО РФ, фонд 38, опись 11350, дело 395
Несколько комментариев по данному проекту:

1) Данная машина представляет собой переосмысление автором-артиллеристом Объекта 701 в его исходном варианте. По ТТХ, типу вооружения (122 или 100 мм пушка, спаренный казнозарядный миномет), схеме корпуса прототип вычисляется безошибочно. Основная особенность проекта - башня и системы, повышающею скорострельность.

2) Грамотно выполненный проект, а также прекрасная осведомленность о последних достижениях в танкостроении и, главное, в вопросах танкового вооружения красноречиво говорит о том, что автор проекта - не очередной креативщик, а специалист в своей области. Так оно, собственно, и есть. Валентин Асикритович Ганин имел опыт работы на небезызвестном заводе "Большевик", а с 1942 по 1945 годы - старший инженер Центрального артиллерийского КБ завода №92 (КБ Грабина). Впрочем, больше он известен как ракетчик, в частности, именно ему принадлежит идея подводного старта ракет. Ганину в общей сложности принадлежит 62 работы в области артиллерии, авиации, ракетной техники, в том числе 24 авторских свидетельства. Одним словом, человек и инженер очень серьезный. Похоже, что в случае с СТ-I опять всплывает история, аналогичная башне Савина и ОСА-76. Идея неплохая, но у человека нет КБ за спиной и, что важнее, влиятельных людей. Плюс танкисты артиллеристов не любят. В общем, проект запинали и сдали в архив. А жаль…..

Танк Char В-1 был вооружен двумя орудиями. 47-мм пушка SA-34 располагалась в башне, к ней полагался боекомплект в 50 бронебойных и осколочно-фугасных снарядов. Именно она предназначалась для борьбы с танками противника.

Орудие основного калибра (75-мм пушка SA-32) помещалось в правой лобовой части корпуса танка. Его предполагалось использовать исключительно для поддержки пехоты, поэтому бронебойных снарядов в его боекомплекте не предусматривалось: танк имел на борту только 87 осколочно-фугасных 75-мм снаряда. Вообще, французская военная доктрина предполагала использование танков, в первую очередь, как средства поддержки пехоты, а не как основного средства прорыва. Ошибочность такого подхода проявится позднее, во время Французской кампании 1940 года в ходе Второй мировой войны. Длина основного орудия Char B-1составляла 17,1 калибра (1,28 м).

Для поддержки пехоты танк также вооружался четырьмя 7,5-мм крепостными пулеметами «Reibel» МАС-31.

7,5-мм крепостной пулемет «Reibel» МАС-31
Источник – airsoftforum.com

В танке были реализованы многие технические новшества того времени – самозатягивающиеся в месте пробоин топливные баки, огнеупорные переборки, гирокомпас, централизованная система смазки. Вооружение и боезапас находились в передней части танка, а в задней располагались двигатель и гидравлическая 5-ступенчатая трансмиссия Naeder.


Танк Char B-1 «Пуату», рисунок
Источник – tanks-encyclopedia.com

Экипаж боевой машины состоял из четырех человек. Так как гусеничный обвод охватывал весь корпус танка, конструкторы столкнулись с проблемой недостаточно широкого обзора с места механика-водителя. Поэтому его пришлось приподнять над корпусом, создав для водителя специальную литую бронированную рубку. Управление осуществлялось с помощью обычного руля с гидроусилителем. Помимо управления танком на водителя возлагались функции наводчика 75-мм орудия, так как по горизонтали пушка наводилась только путем перемещения корпуса танка. Прицеливание водитель осуществлял через соединенный с орудием прицел, имевший 3,5-кратное увеличение и угол обзора 11,15°.

Справа от водителя сидел заряжающий, подававший снаряды в обе пушки. Унитарные снаряды размещались на полу боевого отсека в специальных стеллажах. Заряжающий был обязан вкручивать взрыватели в снаряды перед заряжанием (в целях безопасности они хранились отдельно друг от друга), а также наводить 75-мм орудие по вертикали. Кроме этого, он должен был выбрасывать стреляные гильзы через запасной люк в полу, чтобы экипаж не получил отравления пороховыми газами, остающимися в них. Из самого ствола пороховые газы удалялись специальным вентилятором.

Командир танка находился в башне, откуда осуществлял наблюдение за полем боя. На него же возлагались и обязанности наводчика 47-мм башенного орудия и, в некоторых случаях, его заряжающего. Радист помещался в кормовом отсеке и выполнял только свои непосредственные функции. Каждый танк В-1 снабжался рацией модели ER51, ER53 или ER55.


Char B-1bis «Тулал» (382) 49-го танкового батальона 3-й кирасирской дивизии – памятник в городке Стони,
на месте боя экипажа капитана Пьера Бийота
Источник – toerismefrankrijk.nl


Рабочее место механика-водителя танка Char B-1bis
Источник – opoccuu.com

Гусеницы шириной 460 мм охватывали обвод корпуса танка и имели по 16 катков, два из которых были натяжными. Интересна была конструкция направляющих роликов: они скользили по направляющим, похожим на рельсы, которые не давали им соскочить.


Вид на укладку снарядов с боевого поста заряжающего 75-мм орудия SA-32
Источник – aviarmor.net


Вид внутри башни танка Char B-1
Источник – aviarmor.net

Корпус танка был клепано-сварным. По своим броневым характеристикам танк В-1 превосходил все имевшиеся на тот момент иностранные аналоги, особенно, если учесть тот факт, что Германия не имела права создавать бронетанковые войска согласно условиям Версальского договора. Лобовая броня толщиной в 40 мм и бортовая – толщиной в 20 мм полностью защищала его от тогдашних противотанковых средств. Литая подвижная башня танка и литая рубка механика-водителя имели толщину стенок 35 мм. Все это негативно повлияло на скорость танка, которая не превышала 24 км/ч. Вес танка достигал 25 тонн.

Экипаж попадал в танк через боковую дверцу, размещавшуюся справа в корпусе танка. У командира и механика-водителя были отдельные люки в подвижной башне и башенке водителя. Кроме того, имелся запасной люк в днище танка, а также люк сзади, около моторного отсека.


Танк Char B-1bis в Музее бронетехники в Сомюре, Франция
Источник – armchairgeneral.com

В 1934 году фирме «Рено» были заказаны первые 7 машин. К 1937 году было построено лишь 35 танков, так как Char B-1 оказался очень дорогим – 1,5 млн франков. За эти деньги тогда можно было построить 10 легких танков. К лету 1937 года, когда был сформирован первый батальон Char В-1 численностью в 35 машин, оказалось, что по многим параметрам танк устарел и уже не отвечал требованиям специальной комиссии. Поэтому было принято решение следующие Char В-1 выпускать модернизированными.

Башенная 47-мм пушка SA-34 была заменена на более длинную – 47-мм SA35/L28 с длиной ствола в 27,6 калибра. При этом боезапас 75-мм пушки сократился до 74 снарядов. Была заменена и сама башня – с модели APX-1 с бронированием 35 мм перешли на APX-4, толщина брони которой составляла 57 мм. Лобовую броню нарастили до 60 мм, а бортовую – до 55, отчего вес танка вырос до 32 тонн. Чтобы компенсировать рост веса, двигатель заменили на 307-сильный 6-клапанный «Рено», и максимальная скорость танка выросла до 28 км/ч.

Распределение скоростей на коробке передач танка было следующим:

1-я передача – 2,1 км\ч

2-я передача – 6,9 км\ч

3-я передача – 9,6 км\ч

4-я передача – 17 км\ч

5-я передача – 28 км\ч

Количество оборотов двигателя составляло 1600 об/мин.


Танк Char B-1bis
Источник – clan-themohicans.ru

Ширину гусениц увеличили до 500 мм. Количество пулеметов уменьшили до двух, боезапас к ним составлял 5100 патронов. Новые танки получили индекс В-1bis. Всего танков такой модификации было выпущено 342 единицы.

Перед самой Второй мировой войной французские конструкторы разработали новую модификацию танка – В-1ter. Он получил более мощное бронирование, пятого члена экипажа – механика, и возможность наводить 75-мм орудия на углах до ±10° без смещения корпуса. Боезапас для 75-мм орудия увеличили до 100 снарядов, а 47-мм орудия – до 80. Были видоизменены и гусеничные полки – их удлинили, а также сделали более обтекаемыми и мощными, что уменьшило вероятность повреждения гусениц. С левого борта убрали решетчатый воздухозаборник – теперь воздух попадал внутрь танка через специальные щели, а по бортам появилась дополнительная броневая защита, по которой В-1ter проще всего отличить от предыдущих модификаций этого танка. Три таких машины даже успели произвести до начала Второй мировой войны, а еще две были в стадии завершения. Однако в боевых действиях эти модификации Char B-1 участия не принимали. После начала боевых действий их попытались эвакуировать на юг Франции, но не успели из-за стремительного немецкого наступления. Не попали эти танки и в действующую армию.


Танк Char B-1ter
Источник – france40.e-monsite.com

Танк СТ-1
Обобщив имеющуюся информацию на 1945 год, отечественные инженеры приступили к созданию проекта тяжелого танка. Данная конструкция танка предполагала устранение известных недостатков и внесение новых решений в модель тяжелого танка:
- строенное орудие крупного или среднего калибра, плюс два пулемета – малокалиберные автоматические пушки;
- размещение в танке экипажа: механик-водитель – передняя часть танка, наводчик и командир машины – передняя часть башенной установки, заряжающие – задняя часть башни, за командиром и наводчиком соответственно (расположение командира машины не случайно - таким образом, обеспечивается более полный обзор, наличие в танке 2-х заряжающих должно обеспечить повышенную скорострельность);
- ниша башни имеет карман, в котором расположили боезапас для орудия. Данное расположение возможно для различных типов боеприпасов, что также приводит к повышению скорострельности;
- кроме того, ограждение гильзоотвода обеспечено центрирующим патроном, качающимся подпружиненным катком, что уменьшило действия заряжания и повышает скорострельность;
- в конструкции пушки использовали дальнюю сопловую спецнасадку, которая обеспечивает увеличение скорости боеприпаса при стандартных характеристиках орудия и боеприпаса;
- для стабилизации орудия по вертикали, применили подъемный спецмеханизм стабилизации артиллерийской системы подвижной части артустановки;
- для стабилизации башенной части в горизонтальной плоскости, применили поворотный спецмеханизм стабилизации;
- для противодействия воздушным целям на люке одного из заряжающих установили полубронированную мелкокалиберную пушку, обеспеченную наплечником шарнирного типа для улучшения наводки. Ведения огня из данного крупнокалиберного пулемета не сказывается на выполнении задачи экипажем танка – стрельбу ведет один из заряжающих. Такая конструкция осуществлена в образце тяжелого танка;
- спецподножка с качающимся рычагом ручно-ножного исполнения, обеспечивает удобный ножной привод поворотов по горизонтали башенной части в электро или гидро исполнении;
- для поворота башни использовали метод Ампледин или Вард-Леонардо. Дублирующие управление поворотом находится у командира машины;
- точно рассчитанная конструктивно-технологически установка орудия в башенной части танка – применена коробчатая рамка с установленной на цапфах люлька орудия. Сама рамка приварена к люльке, что значительно уменьшает возможные проблемы с установкой орудия внутрь башни;
- казнозарядный миномет установленный на танке обеспечивает дымомаскировку танка, а также возможность применения мин осколочного типа против живой силы противника;
- башенная часть имеет три люка – командирский и заряжающих, что повысило время выхода-входа экипажа и возможность обслуживания крупнокалиберного пулемета;
- имеется возможность установить для командира свободно вращающийся люк;
- прицелы вооружения - ломающийся монокулярный прицел с увеличением и широким обзором для орудия, визирный и коллиматорный прицелы для крупнокалиберного пулемета;
- для улучшения вентиляции применили отсос газов из боевого отделения от отстрелянных гильз, что вылетают из казенной части орудия из трубы ограждения гильзового отвода с применением вентилятора;
- для общей вентиляции применили нагнетающий вентилятор и расположили на орудием;
- снабжение воздухом агрегатов в башенной части, возможно, дополнительно от двигательной установки по воздушному ВУ;
- для командира машины установили сиденье вращающегося типа со спецподножкой;
- заряжающих обеспечили съемными сиденьями подвесного исполнения;
- практически весь боезапас расположили в башне, для повышения скорострельности;
- узел амбразур обеспечил повышенную бронезащищенность лобовой части башенного отделения;
- трубки надувные примененные в спецпазах обеспечили уплотнение юбки башенной части;
- возможен подводный ход танка, для чего применили гибкий шланг с поплавком для всасывающей трубы двигателя;
- при подводном ходе в танке предусмотрено повышение давления для минимизации попадания воды внутрь;
- возможно быстрое снятие орудия, для этого оборудовали башню люком в ее нише;
- для обеспечения живучести ходовой и увеличения ее динамики использовали катки опорного типа большого размера.

Танк СТ-II
Ведущие инженеры проекта – Часовников и Гарин. Танк СТ-II проектировался как мощная бронированная машина со скорострельным крупнокалиберным орудием. Данная конструкция продолжила развитие СТ-1, и главные отличия коснулись улучшения меткости огня и повышения скорострельности орудия:
- применяется установка в башне 2-х орудий крупного или среднего калибра, а также 2-х пулеметов (малокалиберных скорострельных орудий);
- орудия обслуживаются 2-мя заряжающими, что обеспечивает высокую скорострельность из двух орудий;
- танк может точно и быстро поразить цель из второго орудия, вследствие пристрелки из другого орудия;
- при возможных поломках одного орудия, стрельба продолжается вторым орудием – танк полностью дееспособен;
- броня, мощность ДУ, масса танка к одному орудию возросла вдвое – повышается меткость и стрельба на ходу;
По боевым характеристикам такой танк должен превзойти 2 однотипных танка. По остальным характеристикам, агрегатам и узлам СТ-II повторяет проект танка СТ-1.