Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Что существительное общего рода примеры. Категории рода у имен существительных в современном русском языке


Среди существительных, оканчивающихся на -а (-я) есть существительные со значением лица, которые могут быть отнесены в зависимости от пола то к мужскому роду, то к женскому: Этот мастер - талантливый самоучка и Эта ткачиха - талантливая самоучка. Такие существительные относят к так называемому общему роду. Однако в качестве самостоятельного грамматического значения значение общего рода не выделяется. Род этих существительных определяется в зависимости от конкретного употребления их в речи. Так, если слова общего рода используются для обозначения лиц мужского пола, они выступают в роли существительного мужского рода: Он такой егоза, непоседливый этот мальчик», - жаловалась мать. Если слова общего рода используются для обозначения лиц женского пола, то они выступают в роли существительных женского рода: Какая же ты егоза непослушная! Есть альтернативная точка зрения - считать, что в русском языке есть две лексемы егоза. Первая лексема мужского рода, вторая женского рода.
К именам существительным общего рода относятся:
  • существительные со значением лица на -а (-я): брюзга, задира, егоза, невежа, недотрога, скряга, растрепа - большая часть этих слов служит средством экспрессивной характеристики;
  • некоторые заимствованные существительные, служащие характеристикой лиц: визави, протеже;
  • имена собственные, называющие людей (неофициальный вариант): Валя, Женя, Саша;
  • иноязычные и славянские фамилии, оканчивающиеся на гласный: Моруа, Гюго, Прохоренко, Сидоренко;
  • славянские фамилии, оканчивающиеся на -ых /их: Сизых, Долгих.
С существительными общего рода не следует смешивать слова с формальными признаками мужского рода (название лиц по профессии, должности, роду занятий), которые в настоящее время широко применяются также для называния лиц женского пола. Эти слова в грамматическом отношении не стали словами общего рода, а остались словами мужского рода: новый судья Иванова; известный скульптор Мухина; Терешкова - женщина- космонавт.
Многие из этих имен совсем не имеют параллельных форм женского рода: доцент, педагог, агроном, мастер, кандидат наук и др. Часть из них имеет параллельное образование женского рода, но употребляется для обозначения жены человека соответствующей профессии или звания: профессорша, директорша, полковница и т.д. Те же самые параллельные образования могут обозначать лицо женского пола по профессии и занятиям (правда, чаще употребляются с пренебрежительным оттенком). Они используются только в разговорном, иногда в просторечном, стилях речи, ср.: врачиха, докторша, агрономша, кондукторша, кассирша, библиотекарша и др.
Несколько слов, обозначающих профессию, имеют только формы женского рода: маникюрша, машинистка (работающая на пишущей машинке), балерина. К этим существительным нет соотносительных слов мужского рода. Вместо слов машинистка, балерина, доярка для обозначения лиц мужского пола употребляются описательные обороты: сотрудник, печатающий на машинке; артист балета; мастер машинного доения и т.д.

I have compiled a list of Russian words of the common gender, which I remember. These words (nouns ending on -a/-ya) can denote both masculine and feminine human beings. Your additions and corrections are welcome!

Взялся я вспоминать русские слова общего рода. Это существительные с окончаниями -а (я), служащие названиями лиц и мужского, и женского пола (маленькая плакса - маленький плакса, такой вредина - такая вредина). Как правило, эти слова имеют экспрессивную коннотацию (чаще неодобрительную) и употребляются в разговорной речи.

У меня получился такой список. В помощь изучающим русский язык как иностранный (РКИ) я сопроводил их определениями.

Дополнения и исправления приветствуются! При заимствовании материала прошу делать ссылку.

белоручка – кто не приучен к грязной работе
верзила – человек высокого роста (см. дылда)
ворюга – отъявленный, закоренелый вор
вредина – кто всем вредит, недоброжелательный, неприятный тип (ругательство)
гадина – гадкий человек (ругательство)
выскочка – человек, вмешивающийся первым раньше других во что-н., чтобы заслужить одобрение, выслужиться перед кем-н.; человек, не по праву занявший какую-н. должность, общественное положение
грязнуля – кто не содержит себя или свой дом в чистоте (cр. чистюля)
дурачина - дурак
дылда – высокий, долговязый человек
егоза - подвижной, беспокойный человек (чаще о женщинах, одобрительно)
жадина (жадина-говядина) – жадный человек, жмот
зараза - негодяй, подлец (браное слово)
забияка, задира – драчливый человек, кто обижает слабых
заводила – активный, инициативный человек, душа компании
зазнайка – кто высокого о себе мнения, считает себя самым умным
засоня – соня (см.)
заика - человек, страдающий заиканием (нейтральное слово)
зануда - надоедливый, нудный человек
запевала - певец, начинающий пение, подхватываемое хором; (перен.) начинатель, инициатор
злюка - злой человек или тот, кто постоянно на всех злится
калека - человек, лишившийся какой-нибудь части тела или способности владеть ею, увечный, инвалид (нейтральное слово)
коллега – товарищ по работе, человек той же профессии (нейтральное слово)
кривляка – кто кривляется, ведет себя вычурно и жеманно
кутила – кто просаживает деньги в ресторанах
лакомка – кто любит сладости и деликатесы
левша - человек, владеющиий левой рукой лучше, чем правой (ср. правша) (нейтральное слово). «Левша» - повесть Николая Лескова (1881 г.)
лежебока – лентяй, бездельник, любящий лежать, валяться (ср. соня)
лгунишка – мелкий врун, лгун
миляга, милашка – милый, симпатичный, располагающий к себе человек
мымра - скучный и мрачный человек.
недотёпа – непрактичный человек
недотрога – слишком чувствительный человек
недоучка – кто недоучился. «Волшебник-недоучка» - песня А.Пугачевой (ср. самоучка)
непоседа – активный человек, любящий путешествовать, ему не сидится на месте
неряха – грязнуля (см.)
неумёха – кто мало что умеет делать, безрукий человек
нюня – плакса (см.)
обжора – кто много ест, обжирается
писака – кто пишет дурные, лживые тексты, продажный журналист
подлиза – льстец (от глагола «подлизываться»)
плакса – кто часто плачет (см. рёва)
почемучка – любопытный человек (обычно ребенок), задающий много вопросов
правша - человек, владеющий правой рукой лучше, чем правой, в отличие от левши (см.) (нейтральное слово)
простофиля - наивный, доверчивый человек, «лох»
пьяница - слишком много пьющий алкогольные напитки (нейтральное слово)
работяга – кто много работает (похвала), простой человек «из народа»
разиня, раззява – рассеяный, невнимательный человек. Комедийные французские фильмы: «Разиня» (Le Corniaud) и «Испектор-разиня» (Inspecteur la Bavure)
растеряха (растеряша, Маша-растеряша) – кто часто теряет вещи
растяпа – неорганизованный человек, растеряха
рёва – плакса
самоучка – кто выучился самостоятельно, не посещая учебные заведения (нейтральное слово)
сирота – ребенок, оставшийся без родителей (нейтральное слово)
сладкоежка – кто любит сладкое
соня – любитель поспать подольше
стиляга – поклонник западной моды (в 1950-х годах)
тихоня – тихий, несмелый человек
умница – умный, смышленный человек (похвала)
ханыга – попрошайка, пьяница
хапуга – эгоистичный приобретатель (от слова «хапать»)
хитрюга – хитрец
худышка – исхудалый, хилый человек
чистюля – кто слишком заботится о чистоте
ябеда – кто ябедничает, доносит (обычно о детях)

Наиболее частотны и полезны для запоминания изучающими РКИ, на мой взгляд, следующие слова: выскочка, заика, зануда, жадина, калека, коллега, левша (правша), неряха, обжора, плакса, пьяница, работяга, растяпа, самоучка, сирота, умница, хапуга, ябеда.

Веселые стихи-загадки (отсюда). Растяпа, неряха, жадина?

В доме – грязь, черна рубаха
А зовут его....

Ничего на целом свете
Не поделит с вами Петя:
Ни ватрушку, ни игрушку,
Ни забавную зверушку...
И кричат мальчишке дети:
"Эх и... ты, Петя!"

Круглый год у нас потери:
Календарь – на той неделе,
В прошлом месяце – билет,
В этом – книга и пакет.
Невиновна вся семья,
Ведь... это – я!

К существительным общего рода также относятся неизменяемые фамилии (Макаренко, Гюго и т. п.) и разговорные формы некоторых имён собственных (Саша, Валя, Женя).

Не относятся к существительным общего рода слова называющие лицо по профессии, роду деятельности (врач, профессор, архитектор, автор и др.). Они являются существительными мужского рода.

Поэтому следующие слова на -а (-я), по-видимому, следует считать словами мужского рода:
бомбила – нелегальный таксист («бомбить» - заниматься частным извозом без регистрации)
громила - вор-взломщик; участник погрома
кидала – мошенник (ср. неологизмы «кидать», «кидалово»)
меняла - кто меняет деньги, обменивает одну валюту на другую

Слова, обозначающие в основном значении предметы женского рода, в переносном значении сохраняют женский род:
звезда – известная, популярная личность
тетеря – нерасторопный человек (сонная, ленивая т.). Глухая т. - о нерасслышавшем что-н или глуховатом, тугом на ухо человеке (неодобрительно)
шишка (шишка на ровном месте) - важный, влиятельный человек (иронично)

UPD. Благодарю Gunnel Salminen за дополнение (левша, правша, коллега, калека)


























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель:

  • дать понятие о существительных общего рода.

Задачи:

образовательная:

  • формировать у учащихся навыки нахождения имен существительных общего рода, умение находить такие слова в предложении, в тексте.

развивающая:

  • развивать умение самостоятельно получать знания; развивать любознательность, сообразительность, внимательность, орфографическую зоркость; развивать познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности.

воспитательная:

  • пробуждать познавательный интерес к урокам русского языка и окружающим явлениям; воспитывать трудолюбие, ответственность, честность.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, маршрутные листы, раздаточный материал.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, коллективная.

Ход урока

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня наш урок необычный. И необычный он не только потому, что в классе присутствуют гости, но и потому, что сейчас мы с Вами отправимся в гости. А к кому и куда мы узнаем чуть позже, выполнив одно небольшое задание и закрепив наши знания об имени существительном. А теперь повернитесь к своему соседу по парте, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, и пусть хорошее настроение сохранится у Вас до конца урока. Приступим!

II. Проверка домашнего задания:

1. Буквенный диктант.

Задание : ответить про себя на вопрос, в строку записать лишь первую букву ответа.

1. Найдите в предложении существительное женского рода:

На темном небе зажглась звезда.

2. Страна – это имя собственное или нарицательное?

3. Найдите в предложении существительное 2 склонения:

В моём аквариуме живут золотые рыбки.

4. Назовите падеж, который отвечает на вопросы кто? что?

5. Найдите в предложении одушевленное имя существительное.

Из окна своей квартиры я наблюдал за кошкой.

6. Слова, противоположные по значению.

III. Актуализация знаний.

  • Какое слово у Вас получилось?

Я надеюсь, что вы все сегодня хорошо поработаете на уроке, покажете свои знания, приобретете новые, и в конце урока я смогу каждого назвать ЗНАЙКОЙ.

  • Каково его лексическое значение?
  • А какой антоним мы можем подобрать к данному слову? (Незнайка)
  • Вы уже встречались с этим персонажем? (Незнайка - литературный персонаж, описываемый как представитель племени маленьких человечков-коротышек, герой посвящённой его приключениям трилогии Николая Носова)
  • Вы, наверное, уже догадались, к кому мы с Вами отправимся в гости? (к Незнайке в Цветочный город)
  • Верно! Давайте познакомимся с этим персонажем поближе и выполним морфологический разбор слова НЕЗНАЙКА.

1. Часть речи – имя существительное (обозначает предмет и отвечает на вопрос кто?).

2. Начальная форма (им. п., ед. ч.) – Незнайка.

Постоянные морфологические признаки:
а) собственное или нарицательное;
б) одушевленное или неодушевленное;
в) 1 склонение;
г) род (?)

  • Всегда ли данное существительное будет относиться к мужскому роду?

Например: Моя подруга такая незнайка!

  • Какого же рода слова, если оно применимо и к мальчику, и к девочке? А на вопрос, к какому роду относится слово НЕЗНАЙКА, мы ответим в конце урока.
  • Значит, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
  • Как Вы думаете, какие цели мы поставим перед собой на уроке? (познакомиться с грамматическими особенностями существительных, которые могут обозначать лицо как женского пола, так и мужского)

IV. Изучение нового материала.

1. Объяснение учителя.

В русском языке есть ряд существительных на –а, –я, которые могут называть как лиц женского пола, так и лиц мужского пола. Такие слова являются существительными общего рода.

  • Посмотрите на 2 словосочетания. Что у них общего? В чем их различие?
    • ужасная неряха
    • ужасный неряха

Прилагательные с такими существительными согласуются и в женском, и в мужском роде.

Существительные общего рода имеют оценочное значение, эмоциональную окраску: положительную, чаще отрицательную характеристику.

  • Приведите примеры эмоционально окрашенных слов с положительной характеристикой (умница), с отрицательной характеристикой (неумейка).

2. Выявление восприятия. Работа со словарем (работа в парах).

Вот мы с Вами и оказались в Цветочном городе. Знайка опять устраивает опыты, он нечаянно включил свой прибор невесомости. Из-за этого слова и их лексические значения перепутались.

Задание : соединить слова с их лексическим значением.

Подлиза

неопрятный, грязный человек.

горемычный (несчастный) человек.

непоседливый человек (обычно о ребёнке).

Грязнуля

изнеженный человек.

неловкий человек, делающий всё рассеянно и плохо.

Непоседа

тот, кто подлизывается к кому-нибудь.

тот, кто болтает вздор, пустяки.

ненасытный, прожорливый человек.

Горемыка

очень хитрый человек.

Пустомеля

тот, кто много и часто плачет.

V. Закрепление изученного материала.

1. Работа с текстом.

Ребята! В школу пришло письмо из Цветочного города от Ромашки.

Задание : Прочитайте текст. Подчеркните имена существительные общего рода, определите их род.

  • Какие слова у Вас получились? У Вас получилось определить род у этих слов?

2. Словарная работа.

  • Какое слово Вам не знакомо? Каково значение слова невежа? Где мы можем посмотреть толкование слова, его лексическое значение?

Обратимся к толковому словарю русского языка С.И. Ожегова.
Невежа – грубый, невоспитанный человек.

(Невежи точно судят так:
В чем толку не поймут, то все у них пустяк. («Петух и Жемчужное зерно»)

  • Есть еще одно слово – невежда. Каково его лексическое значение?

Невежда – малообразованный, малосведущий человек.

(Невежда также в ослепленье ‎
Бранит науки и ученье, ‎
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды. («Свинья под дубом»)

  • Как вы думаете, являются ли слова НЕВЕЖА и НЕВЕЖДА синонимами? Почему?
  • Как называются слова, близкие по написанию, звучанию и произношению, но различные по лексическому значению? (Паронимы).
  • Придумайте предложение с одним из этих слов.
  • Вернемся к нашему тексту. Обратим внимание на слова преподаватель и кандидат. К какому роду они относятся? Почему?

3. Работа с учебником. Чтение правила (стр. 146). Обсуждение.

  • К какому же роду относятся слова ПРЕПОДАВАТЕЛЬ и КАНДИДАТ? Как Вы это выяснили? (Решила стать преподавателем, кандидат наук Ромашка .)

Физминутка

Мы работали, устали.
Теперь, трудяги, дружно встали!
Чтобы было все в порядке,
Надо сделать нам зарядку.
Умницы и молодцы
Потянитесь от души!
Кто невежей не слывет,
Вам направо поворот.
Повернитесь все налево,
«Молодчины!» - скажу смело.
Сони руки вверх подняли,
Правой ручкой помахали.
Кто у нас не хвастунишка,
То левой ручкой помаши-ка.
Чистюли ручками похлопали,
Зазнайки ножками потопали.
Теперь согнулись, разогнулись,
И друг другу улыбнулись.
Не важно, кто правша, левша,
Садитесь на свои места.

4. Игра «Отгадай слово».

А) Ребята! Художнику Тюбику из Цветочного города нужна наша помощь: он нарисовал несколько картин, а придумать им название у него не получается. Вы готовы ему помочь?

Задание : Соотнесите иллюстрации со словами-существительными общего рода.

(Грязнуля, сладкоежка, плакса, соня, кривляка.)

Б) Молодцы! Вы помогли Тюбику с названием его картин. Я думаю, что с заданием, которое нам придумал музыкант Гусля, мы точно справимся.
Гусля подобрал для нас песни, в которых встречаются слова-существительные общего рода.
Задание: прослушать отрывки из песен и выписать из них имена существительные общего рода.

(1. Говорят мне, что я жадина… из мультфильма «Жила-была царевна»;

2. Дети грязи не боятся… из мультфильма «Жила-была царевна»;

3. Песенка друзей из мультфильма «Мы едем, едем, едем в далекие края;

4. Песня «Почемучка-почемучки»;

5. Песня Дюдюки Барбидокской;

6. Песня «Солнышко лучистое любит скакать».)

(Лежебоки, жадина, замарашка, забияка, почемучка, бяка, привереда, злюка, ябеда, вредина.)

5. «Попробуй, сочини!» (групповая работа)

Ребята! А вы знаете, что Незнайка пробовал сочинять стихи, но у него не получилось. Поэтому он предложил нам посочинять, и даже рифмы для нас придумал.

Задание : сочинить двустишие (четверостишие) на заданные рифмы, в которых есть имена существительные общего рода.
Например: Я поэт, зовусь Незнайка.

От меня вам балалайка. (из рассказа Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей»)

1 команда:

2 команда:

3 команда

коротышка

Торопыжка

выскочка

мартышка

кисточка

VI. Итог урока.

Вот мы с Вами погостили в Цветочном городе, встретились со многими его жителями. Настало время вернуться домой и подвести итоги нашего урока.

  • Какова была цель урока? Мы ее достигли?
  • К какому же роду принадлежит имя существительное НЕЗНАЙКА?

Графический диктант .

Сейчас вас ждет последнее самостоятельное задание. На ваших гостевых листах в самом низу есть табличка, состоящая из 10 ячеек. Я буду читать вам вопросы.

Задание : отмечать в ячейке «+», если согласны с вопросом, а если нет, отмечать « – ».

1. Имена существительные общего рода обозначают качества людей.

2. Имена существительные общего рода чаще употребляются в разговорной речи.

3. Существительные общего рода имеют оценочное значение, эмоциональную окраску.

4. Прилагательные с существительными общего рода согласуются и в женском, и в мужском роде.

– 5. Слова учитель, врач, директор относятся к существительным общего рода.

6. Слова егоза, юла, непоседа являются синонимами.

7. Имена существительные, называющие лиц по профессии, по должности, по роду занятий относятся к мужскому роду.

– 8. Слово молодец относится к мужскому роду.

9. Большинство существительных общего рода имеют окончания –а (–я).

10. Слова НЕВЕЖА и НЕВЕЖДА являются паронимами.

Хорошо! Поднимите руки те, у кого в ответах больше плюсов, чем минусов. А теперь те, у кого больше минусов, чем плюсов. Конечно, я еще проверю вашу работу, но те учащиеся, у кого в ответах больше «+» усвоили тему урока и могут по праву называться ЗНАЙКАМИ. А те учащиеся, у кого «+» оказалось меньше, пока еще НЕЗНАЙКИ. Но я уверена, что вы к следующему уроку исправитесь.

VII. Рефлексия. Самооценка учащимися деятельности на уроке.

Поднимите 2 руки те, кому урок понравился; 1 руку – кому урок понравился, но что-то осталось непонятным; встать, кому урок не понравился, а тема осталась непонятной.

Спасибо Вам за урок!

Домашнее задание :

(Ученики получают разноуровневое домашнее задание)

  • 1 уровень («обязательный») – упражнение 279, выучить правила на стр. 146-147.
  • 2 уровень («понятийный») – разгадать кроссворд «Имена существительные общего рода».
  • 3 уровень («творческий») – написать рассказ, используя имена существительные общего рода (по желанию).

Урок № ________

Тема: « Имена существительные общего рода»

Цель урока: познакомить учащихся с понятием “общий род” у имен существительных.

Задачи: предметные: сформировать умения находить существительные общего рода в предложении, тексте; начать формировать умения употреблять в речи существительных общего рода;

метапредметные : развивать связную речь, логическое мышление, способствовать развитию интереса к познанию нового.

личностные : создать атмосферу, способствующую воспитанию личности в условиях социального партнерства (ученик – ученик, ученик – учитель, ученик – коллектив), воспитать любовь к русскому языку.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

    Организационный этап.

Проверка готовности класса к уроку. Выяснение отсутствующих, причины. Запись в журнале и тетради приёма-передачи.

Приветствуют.

Дежурные по классу отвечают.

    Проверка д/з.

Проверка наличия домашнего задания

Показывают работы.

    Орфографическая разминка

Приклеить, пригореть, пришкольный, пристанционный, пребольшой, приходящая няня, преходящий успех, приземлиться, прилуниться, прибывать в город, пребывать в городе, прискакать, пренеприятный, преогромный, прекрасный.

Объясняют выбор приставки.

Задание : записать по памяти все разносклоняемые существительные.

Двое работают у доски.

    Языковая разминка.

Задание : записать предложения, графически обозначить грамматическую основу, определить род имени существительного.

    Мотивация УД.

Вопросы:

1.Назовите постоянные морфологические признаки имени существительного.

2. Итак, род один из постоянных признаков имени существительного, т.е. такой, который дается раз и навсегда.

3.Определите, какого рода данные существительные (тихоня, непоседа ).

Существительные могут быть нарицательными или собственными, одушевленными или неодушевленными, относится к одному их 3-х родов: женскому, мужскому, среднему.

Ученики высказывают свое мнение: одни считают, что мужского рода, другие – женского (возникновение проблемной ситуации ).

Рядом со словами появляются имена “Лена – тихоня”, “Вася – непоседа”

4.Скажите, а сейчас мы сможем определить род имени существительного “тихоня” и “непоседа” (предъявление второго факта)

Ученики определяют

тихоня – женский род

непоседа – мужской род

Учитель меняет местами имена собственные и получается

Лена – непоседа”, “Вася – тихоня”

5. А так можно сказать?

6. Что интересного вы заметили? (побуждение к осознанию противоречия)

7. Но род – это постоянный морфологический признак имен существительных.

Какой возникает вопрос после рассмотрения данных примеров ?

Какую проблему мы должны решить на сегодняшнем уроке ? (побуждение к формулированию проблемы)

ДА!

Эти имена существительные могут быть как мужского, так и женского рода.

Почему некоторые имена существительные могут быть как мужского, так и женского рода? Как они называются? (учебная проблема как вопрос

    Объявление темы. Постановка цели, задач. Объяснение плана урока.

Объявляет тему, цель, задачи урока, план. Запись на доске и в классном журнале.

Оформление тетради. Оформление эпиграфа.

    Работа над темой.

Формулируется определение “общий род”.

В русском языке есть имена существительные с окончанием -а (-я) в единственном числе, которые относятся к мужскому роду, если обозначают лиц мужского пола, и к женскому роду, если обозначают лиц женского пола.

Такие имена существительные называются существительными общего рода.

Работа с учебником §32, стр. 124

Изучение материала учебника (коллективная работа).

Задание: записать слова в два столбика:

1 столбик – существительные общего рода, которые называют непривлекательные черты характера человека

2 столбик – другие существительные общего рода

1 вариант : задира, обжора, растяпа, подлиза, ябеда, плакса, рева, забияка, разиня, придира, зануда, грязнуля, зазнайка.

2 вариант : сластена, чистюля, сладкоежка, тихоня, умница, непоседа, бедняжка.

Какая группа получилась больше?

Попробуйте предположить в каком стиле речи чаще всего используются слова этой группы.

Определите, к какому виду деятельности нам предстоит перейти сейчас? Один древнегреческий философ однажды заметил: “Здоровье – это то, что люди больше всего стремятся сохранить и меньше всего берегут”

В первом столбике слов больше. Скорее всего - это разговорный стиль, реже художественный.

    Физкультминутка (Делают разминку под чтение стихотворения)

Облако

Нарисуйте глазами облако на потолке класса и проследите путь снежинки до земли.

Проведем, друзья, сейчас упражнение для глаз. Вправо, влево посмотрели, глазки все повеселели. Снизу вверх и сверху вниз. Ты, хрусталик, не сердись, Посмотри на потолок, отыщи там уголок. Чтобы мышцы крепче стали, смотрим мы по диагоналям. Мы не будем циркуль брать, будем взглядом круг писать. А теперь слова напишем. Чьи же буквы будут выше? «Папа», «мама», «дом», «трава» - за окном у нас видна. За окно ты посмотри. Что ты видишь там вдали? А теперь на кончик носа. Повтори так восемь раз - Лучше будет видеть глаз. Глазки нас благодарят, Поморгать нам всем велят. Плавно глазками моргаем, Потом глазки закрываем, чтобы больше было силы, К ним ладошки приложили.

    Закрепление материала.

Формирование навыков употребления в речи существительных общего рода.

На доске представлены предложения:

Совместно с учителем вырабатывают алгоритм согласования существительных общего рода с прилагательными и местоимениями.

1. Мой брат Витя – настоящ… забияка.

1.Найдем в предложении существительные общего рода.

2. Сестренка Оля – всем известн… тихоня.

2. Определим к лицу мужского или женского пола оно относится.

3. Эт… маленьк… непоседа не мог усидеть покойно ни минуты.

3. Если мужского, то существительное общего рода и окончания прилагательного и местоимения будут соответствовать мужскому роду.

Задание: допиши окончания прилагательных и местоимений.

4. Если женского рода, то и существительное общего рода и прилагательное будут женского рода.

Например : 1) Забияка – существительное общего рода, относится к существительному Витя.

2) Витя – брат, мальчик, обозначает лицо мужского пола.

3) Забияка – мужской род, значит “Мой брат Витя – настоящий забияка”.

Творческое задание . Написать сочинение – миниатюру “Характер моего друга” с употреблением существительных общего рода по плану:

1 предложение – положительные черты характера;

2 предложение – отрицательные черты характера;

3 предложение – свое отношение.

Пишут сочинение в течение 5 минут, а затем читают вслух.

Образец: Моя подруга Таня – большая умница, чистюля и сластена. Иногда она бывает ужасной задирой и ябедой. Но я ее люблю.

Упр. 244, стр. 125

    Рефлексия.

Какова была тема урока? Что нового узнали? Чему научились?

Существительные общего рода.

Существительные общего рода могут быть женского рода, если обозначат лиц женского пола и могут быть мужского пола, если обозначают лиц мужского пола.

Научились употреблять их в речи и правильно согласовывать с прилагательными, местоимениями, глаголами в прошедшем времени.

    Домашнее задание. Оценивание.

§32, упр. 242.

Запись в дневник.

В конце урока игра “Наоборот”:

И нам с тобой пришел черед

Сыграть в игру “Наоборот”.

Скажу я слово “высоко”, а ты ответишь: “низко”

Скажу я слово “далеко”, а ты ответишь: “близко”

Скажу тебе я слово “трус”, ответишь ты: “храбрец”

Теперь “начало” я скажу. Ну, отвечай: “конец!”

    Существительные общего рода - это группа имен существительных, которые, в зависимости от контекста, могут выступать и существительными мужского рода, и существительными женского рода.

    Среди них могут быть как нарицательные имена существительные, так и имена собственные.

    Примеры нарицательных имен существительных общего рода: сирота, грязнуля, тихоня, сирота. Можно сказать как quot;несчастнЫЙ сиротаquot;, так и quot;несчастнАЯ сиротаquot;.

    Примеры имен собственных общего рода - это имена Саша, Шура, Женя и другие, которые могут употребляться и по отношению к женщине, и по отношению к мужчине. Сюда же относятся иноязычные фамилии с окончанием на гласную (например: Моруа) и некоторые другие фамилии (например, с окончанием -ЫХ: Борзых).

    Род имн существительных в русском языке - это лексико-грамматическая категория, которая напрямую относится к совокупности слов мужского рода (телевизор), женского рода (антенна), среднего рода (солнышко) и так называемого общего рода (плакса, умница, егоза).

    Последняя группа слов включает в себя множество классических примеров, когда существительное внешне похоже на слово женского рода, однако может быть соотнесено и семантически согласовано со словами различных частей речи, имеющими формы любого из родов.

    Например .

    • quot;Забияка Петя то и дело конфликтовал с одноклассникамиquot;.
    • quot;Забияка Маша постоянно ругалась с соседямиquot;.
    • quot;Солнце-забияка уже не давало спокойно лежать последнему снегу и проделывало в нм глубокие дырочкиquot;.

    Существительные общего рода - это такие слова, глядя на которые невозможно определить, к какому роду они относятся. Но можно говорить так, например:

    quot;В первом контексте слово quot;рва quot; использовано как существительное мужского рода. А во втором контексте - как существительное женского родаquot;. Вс зависит от смысла предложения и всего текста с включенным к него существительным общего рода:

    • quot;Рва Зина плакала и плакала. Рва - она и есть рваquot;.
    • quot;Рва Костя плакал весь день напролт. Рва - он и есть рваquot;.

    К существительным общего рода порой условно относят и некоторые quot;универсальныеquot; имена собственные (Женя, Саша, Валя, Шура, Сима, Бондаренко, Крутых, Жердяй). В эту же группу можно quot;ситуативноquot; включить и ряд слов обозначающих профессии (он врач; она врач; он дворник, она дворник).

    Но следует учесть, что последние примеры (с профессиями) - далеко не классические и во многих случаях ошибочные. В словаре слово quot;врачquot;, например, будет значиться с пометой о принадлежности к мужскому роду. Так же и с дворником. Поэтому можно только сказать, что такие слова иногда принимают на себя некоторые функции существительных общего рода, при этом таковыми не являясь.

    Существительные общего рода в русском языке, это такие существительные, которые могут быть использованы как в мужском, так и в женском роде и как грамматически, так и по смыслу являются как существительным мужского, так и существительным женского рода (и среднего тоже). Например: умница, молодчина - эти слова являются существительными общего рода.

    В русском языке обычно существительные принадлежат к одному из трех родов: мужскому (город, юноша, подмастерье), женскому (матршка, девочка, няня) и среднему (озеро, перепутье, муми). Но среди существительных первого склонения с окончанием выделяют слова общего рода , которые имеют значение мужского или женского рода в зависимости от контекста:

    Растеряша Тома вечно ищет ручку. Растеряша Коля попросил у меня резинку.

    В первом примере слово quot;растеряшаquot; имеет женский род, так как указано женское имя, во втором оно мужского рода.

    К словам общего рода традиционно относятся существительные: сирота, плакса, забияка, врунишка, неряха, лакомка, кривляка, запевала, чудила, зубрила, бродяга и пр.

    Общий род существительных обозначает, что в зависимости от соседних слов в предложении, подобные существительные могут становиться как мужского, так и женского или среднего рода не меняя при этом написания.

    К подобным словам можно отнести ряд существительных, к примеру, плакса, трудяга, Саша, Валя, врач, инкогнито, невежа и т.д. Таким образом, подобные существительные сразу видно невооружнным взглядом, поскольку невозможно сказать к какому роду конкретно они относятся.

    Пример использования существительных общего рода:

    Таких существительных в русском языке масса. В зависимости от контекста в предложении они могут быть то женского, то мужского рода. И пусть вас не смущает типично женское окончание quot;аquot; или его отсутствие в некоторых случаях.

    Примеры из профессий: врач, судья, повар, секретарь, бригадир, директор.

    Несклоняемые фамилии и сокращенные имена: Саша, Валя, Женя, Белых, Черненко, Сизых.

    Эмоционально окрашенные существительные, дающие некоторую характеристику человека: забияка, неряха, растяпа, работяга, умница, неумеха, недотепа, разиня, пройдоха, невежа.

    Также существуют неизменяемые слова, такие как: визави, инкогнито, протеже.

    Примеры существительных общего рода в русском языке:

    соня, нехочуха, задира, молодец, умница, умничка, неряха, подлиза, злюка, работяга, сирота, кроха, непоседа.

    Этими словами мы можем называть людей обоих полов:

    Катюшка соня. Павлик соня.

    Она неряха. Он неряха.

    Есть в русском языке такие существительные, которые не относятся ни к мужскому ни к женскому полу. Это существительные общего рода. К таким существительным относятся, например, такие слова, как молодец, задира, соня, сластена, невежда, невежда и другие

    В русском языке есть такое интересное понятие, как существительные общего рода .

    Это существительные, которые могут быть как в мужском роде, так и в женском роде - в зависимости от того, с объектом какого рода они ассоциированы.

    Данные существительные имеют 1 склонение - то есть оканчиваются на quot;Аquot; и на quot;Яquot;.

    Они применяются для обозначения особенностей характера какого-либо существа.

    Например, грязнуля, воображуля, чистюля и т.д.

    Эти слова могут относится к любым живым существам, чь поведение можно как-то охарактеризовать - то есть к людям, животным...

    Примеры

    1) Маша у нас тихоня!

    quot;Какой же ты у меня тихоня!quot; - сказала мама своему сыну.

    2) quot;У меня дочь - плакса!quot; - пожаловался мой друг

    quot;Иван, так ты, оказывается, плакса!quot; - смеялись одноклассники над мальчиком.

    3) quot;Катя, ну ты и соня!quot; - сказала мама

    quot;Вставай, соня!quot; - будила внука бабушка.

    Под существительными общего рода в русском языке имеются ввиду те слова существительные, которые могут одинаково хорошо сочетаться со словами как мужского, так и женского рода. Можно сказать, это своего рода промежуточные слова. Пример: Ваня - соня; Таня - соня. СЛОВО СОНЯ.

    Также это такие слова как непоседа, тихоня, грязнуля, бродяга.