Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Что говорить когда ставишь свечку за здравие. Где ставят свечи за упокой

(21 голос : 4.62 из 5 )

По благословению Святейшего Патриарха
Московского и всея Руси Алексия II

Как возник обычай возжигать свечи и лампады

Обычай ставить свечи в храмах пришел в Россию из Греции, от которой при святом князе Владимире была получена нашими предками православная вера. Но не в греческих церквях возник этот обычай.

Свечи и лампады с елеем употреблялись в храмах еще в глубокой древности. Повеление устроить светильник из золота чистого с семью лампадами – одно из первых, данных Моисею Господом ().

В ветхозаветной скинии Моисеевой светильники составляли необходимую принадлежность Священнослужения и зажигались вечером пред Господом (). В храме Иерусалимском одновременно с ежедневной утренней жертвой, совершаемой во дворе храма, в святилище первосвященник безмолвно, благоговейно совершал приготовление светильников для вечернего возжигания, а вечером, после вечерней жертвы – возжигал светильники на всю ночь.

Горящие лампады, светильники служили символом водительства Божия. «Ты, Господи, светильник мой», – восклицает царь Давид (). «Слово Твое – светильник ноге моей», – говорит он в другом месте ().

Из храма в дома ветхозаветных верующих перешло употребление светильников при субботних и других праздничных вечерях, особенно же на Пасху. Так как Господь Иисус Христос «в нощь, в нюже предаяшеся, паче же Сам Себе предаяше за мирский живот и спасение», тоже совершил Пасху, то можно предполагать, что и в горнице Сионской, которая представляет собой первообраз православных храмов, при первом совершении Святейшей Евхаристии, также горели светильники.

Возжигали свечи и святые апостолы, и первые последователи Христовы, когда собирались в ночное время для проповеди слова Божия, молитвы и преломления хлеба. Об этом прямо сказано в книге Деяний святых апостолов: «В горнице, где мы собрались, было довольно светильников « ().

В первые века христианства при богослужении всегда возжигали свечи

С одной стороны, в этом была и необходимость: христиане, гонимые язычниками, для богослужения удалялись в подземелья и катакомбы, да к тому же богослужения чаще всего совершали по ночам, и без светильников обойтись было нельзя. Но по другой, – и главной причине, освещение имело духовное значение. «Никогда не совершается у нас богослужение без светильников, – говорил учитель Церкви , – но мы употребляем их не для того только, чтобы разгонять мрак ночи, – литургия совершается у нас при свете дневном; но для того, чтобы изобразить чрез это Христа – свет несотворенный, без которого мы и среди полдня блуждали бы во тьме «.

В конце второго века в Иерусалимской Церкви Бог сотворил чудо: когда на Пасху в храме не оказалось елея для лампад, то епископ Наркис велел налить в лампады колодезную воду – и они горели всю Пасху, как будто были заправлены самым лучшим маслом. Когда на Христову прекратились гонения. и настал мир, обычай возжигать светильники и свечи остался.

Ни одно богослужение, ни одно священное действие не совершалось, как и теперь не совершается, без светильников.

В ветхозаветные времена пред книгой закона Моисеева горела неугасимая лампада, знаменуя, что Закон Божий есть светильник человеку в его жизни. А так как в новозаветные времена Закон Божий содержится в Евангелии, то в Иерусалимской Церкви приняли за правило перед выносом Евангелия нести горящую свечу, а во время чтения Евангелия зажигать все свечи, знаменуя, что свет Евангельский просвещает всякого человека.

Этот обычай перешел и к другим поместным Церквям. Впоследствии стали ставить свечи и зажигать лампады не только перед Евангелием, но и перед другими священными предметами, перед гробами мучеников, перед иконами святых, в ознаменование своего благоволения к святыне. Иероним в послании против Вигилянция свидетельствует: «во всех Церквах Востока, Когда чтется Евангелие, возжигаются свечи и при солнечном сиянии, воистину не для прогнания мрака, но в знак радости, дабы под образом чувственного света показать свет оный… Иные же сие творят в честь мучеников «.

«Лампады и свечи суть, образ вечного Света, а также означают свет, которым сияют праведники «, – говорит святой Софроний, Патриарх Иерусалимский (VII век). Святые отцы VII Вселенского Собора определяют, что в Православной Церкви святым иконам и мощам, Кресту Христову, Святому Евангелию воздается честь каждением фимиама и возжжением свечей. Блаженный (XV век) пишет, что «возжигаются свечи и пред иконами святых, ради добрых дел их в мире… «

Символическое значение свечей, подсвечников, лампад и света в храме

Свет в православном храме – это образ небесного, Божественного света. В особенности он знаменует собою Христа как Свет миру, Свет от Света, Свет истинный, Который просвещает всякого человека, грядущего в мир.

Древние византийско-русские храмы имели очень узкие окна, создававшие полумрак, сумрак в храме даже в самый яркий день. Но это не тьма, не полное отсутствие света. Это означает земную человеческую жизнь, погруженную в сумрак греха и неведения, в котором, однако, светит свет веры, свет Божий: «Свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (). Сумрак в храме является образом того мысленного духовного сумрака, покрова, которым вообще окружены тайны Божий. Небольшие узкие окна древних храмов, символизирующие источники света Божественного, создавали поэтому в храмах такую обстановку, которая в точности соответствовала приведенным словам Евангелия и правильно отображала природу вещей в духовной области жизни.

Внешний свет допускался внутрь храма лишь как образ света невещественного, и в очень ограниченном количестве. Светом в собственном смысле для церковного сознания является только Божественный свет, свет Христов, свет будущей жизни в Царстве Божием. Этим определяется и характер внутреннего освещения храма. Оно никогда не назначалось для того, чтобы было светло. Светильники храма всегда имели духовно-символическое значение. Они возжигаются и днем, во время дневных служб, когда света из* окон достаточно для общего освещения. В уставных случаях церковные светильники во время вечерних и ночных богослужений могут возжигаться в очень небольшом количестве, а при чтении шестопсалмия на всенощном бдении положено гасить все свечи, кроме свечи в середине храма, где стоит чтец, пред иконами Христа, Богоматери и храма в иконостасе. Сумрак в храме становится очень густым. Но полного мрака не бывает никогда: «Свет во тьме светит». Зато при праздничных и воскресных богослужениях по чину возжигаются все светильники, в том числе и верхние – паникадило и поликандила, создавая образ того полного света Божия, который воссияет верным в Царстве Небесном и содержится уже в духовном значении празднуемого события. Символический характер света в церкви свидетельствуется также устройством и составом горящих свечей и лампад. Воск и елей в древности были приношениями верующих ко храму в качестве добровольных жертв. Литургист XV века, блаженный Симеон, архиепископ Солунский, объясняя символическое значение воска, говорит, что чистый воск означает чистоту и нескверность людей, его приносящих. Он приносится в знак нашего раскаяния в упорстве и готовности впредь к послушанию Богу подобно мягкости и податливости воска. Как выработанный пчелами после собрания нектара с множества цветов и деревьев воск символически означает приношение Богу как бы от лица всего творения, так горение восковой свечи, как превращение воска в огонь, означает обожение, превращение земного человека в новую тварь действием огня и теплоты Божественной любви и благодати.

Елей, как и воск, означает тоже чистоту и искренность человека в его поклонении Богу. Но елей имеет и свои особенные значения. Елей – это масло плодов оливковых деревьев, маслин. Еще в Ветхом Завете Господь повелел Моисею, чтобы в жертву Богу был приносим чистый без осадка елей (). Свидетельствуя чистоту человеческих отношений к Богу, елей является знамением милости Божией к людям: он смягчает раны, оказывает целебное действие, одобряет пищу.

Большое богослужебное и таинственное значение имеют Лампады и свечи. Они горят в алтаре за престолом в особом светильнике (семисвечник), лампада или свеча в подсвечнике ставится на Горнем месте, на престоле, на жертвеннике, лампады могут возжигаться и у отдельных икон в алтаре.

В средней части храма лампады обычно возжигаются у всех икон, а возле особо чтимых икон возжигается по нескольку лампад; кроме того, ставятся большие подсвечники с ячейками для многих свечей, чтобы верующие могли ставить здесь приносимые ими к этим иконам свечи. Большой подсвечник ставится всегда в центре храма с восточной стороны аналоя, где лежит икона дня. Особый подсвечник с большой свечой выносится на малых входах на вечерне и литургии, на великом входе – за литургией, а также перед Евангелием, когда оно выносится на входах или для чтения. Эта свеча знаменует свет Христовой проповеди. Самого Христа, как Света от Света, Света истинного. Такое же значение имеет свеча в подсвечнике, которой вместе с кадилом за литургией Преждеосвященных Даров священник благословляет народ словами «Свет Христов просвещает всех». Особое духовное значение имеют свечи в архиерейских дикириях и трикириях. Во время каждения храма в уставных случаях диакон предшествует совершающему каждение священнику с особой диаконской свечой, которая знаменует свет апостольской проповеди, предшествующей принятию веры во Христа среди народов, то есть как бы предшествующей Христу, грядущему к людям. Зажженные свечи в руках священников находятся в предусмотренных Уставом случаях богослужения. Особым светильником с тремя свечами священник благословляет народ за пасхальными службами. В центральной части храма из купола книзу ниспускается большой светильник с множеством огней, возжигаемых в положенных случаях, – паникадило или паникандило. Из куполов боковых приделов нисходят в храм подобные же светильники меньших размеров, называемые поликандилами. Поликандила имеют от семи до двенадцати светильников, паникадила – более двенадцати.

Церковные светильники бывают разные. Подсвечники всех видов, помимо практического назначения, символизируют ту духовную высоту, благодаря которой свет веры светит всем в доме, всему миру. Паникадило (многосвечники, в переводе с греческого), ниспускающееся сверху в центральную часть храма, иполикандила, находящиеся в боковых приделах, множеством своих огней означают собственно Небесную как собрание, созвездие людей, освященных благодатью Духа Святого, просвещенных светом веры, горящих огнем любви к Богу, пребывающих неразлучно вкупе в свете Царства Небесного. Поэтому эти светильники и спускаются сверху в ту часть храма, где стоит собрание земной Церкви, призванной духовно стремиться ввысь, к своим небесным собратьям. Церковь Небесная освещает своим светом Церковь земную, прогоняет от нее мрак – таков смысл висящих паникадил и поликандил.

На иконостасе и почти перед каждым киотом в храме висят одна или несколько лампад, стоят подсвечники с горящими свечами. «Светильники, горящие пред иконами, означают, что Господь есть свет неприступный и огнь поядающий для грешников нераскаянных, а для праведников огнь чистительный и животворный; что Божия Матерь есть Матерь света и Сама чистейший свет, немерцающий, сияющий всей вселенной, что она есть купина горящая и неопалимая, приявшая неопально в Себя огнь Божества – престол огненный Вседержителя… что святые суть светильники горящие и светящиеся всему миру своею верою и добродетелями… « (св. прав. ).

«Свечи пред иконами Спасителя означают, что Он Свет истинный, просвещающий всякого человека грядущаго в мир (), и вместе Огнь поядающий или оживотворяющий души, телеса наши; свечи пред иконами Божией Матери означают, что Она Матерь неприступного Света, и вместе пламенную любовь к роду человеческому; что Она в чреве носила огнь Божества и неопалима и вечно носит в Себе вселившийся в Нее огнь Божества; свечи пред иконами святых означают пламенную любовь святых к Богу, ради Которого они пожертвовали всем, что бывает дорого для человека в жизни… означают, что они светильники, нам горящие и светящие своею жизнью, своими добродетелями и наши горячие молитвенники пред Богом, день и ночь о нас молящиеся; горящие свечи означают и наше горячее усердие к ним и жертву сердечную… «

Лампада, висящая перед иконой, символизирует древний огненный столб, который в нощи вывел Израиль.

Свечи, горящие на подсвечнике, поставленные вокруг лампады, напоминают молящемуся о купине, о терновом кусте, который горел, но не сгорал, и в котором Бог явился Моисею. Горящая, но не сгорающая купина особенно прообразовала Матерь Божию.

Свечи, поставленные правильными кругами, обозначают колесницу, восхитившую Илию, а сами круги изображают как бы колеса этой колесницы.

«Огонь горящих… свечей и лампад, как и само кадило с горячими углями и благовонным фимиамом служат для нас образом огня духовного – Духа Святаго, сшедшаго в огненных языках на апостолов, попаляющего греховные наши скверны, просвещающего умы и сердца наши, воспламеняющего души наши пламенем любви к Богу и друг к другу: огонь пред святыми иконами напоминает нам о пламенной любви святых к Богу, из-за которой они возненавидели мир и все его прелести, всякую неправду; напоминает нам и о том, что мы должны служить Богу, молиться Богу пламенным духом, чего у нас большею частью и нет, ибо имеем охладевшие сердца. – Так в храме все поучительно и нет ничего праздного, ненужного» (св. прав. ).

Правило возжигания свечей в храме

Возжигание свечей в храме – это особое действо, тесно связанное с песнопением и священнодействиями служб.

В богослужения будничные, когда почти во всех молитвах выражается одно: покаяние, сокрушение и скорбь о грехах, и освещение бывает самое малое: кое-где теплится одинокая свечка или лампада. В дни праздничные, – как например в воскресные дни, когда воспоминается победа Христа Спасителя над смертью и диаволом, или, например, когда прославляются особенно угодившие Богу люди, – церковь выражает свое торжество большим светом. Тут уже возжигаются поликандила , или как у нас говорят паникадила , что, с греческого языка, значит многосвещники. В величайший из христианских праздников – в светлое Христово Воскресение не только освещается вся церковь, но и все православные стоят с зажженными свечами.

Итак, чем радостнее и торжественнее совершается в Храме Богослужение, тем больше бывает света. Церковный Устав предписывает при более радостных и торжественных службах возжигать свечей более, и при менее торжественных, или же печальных, постных – менее. Поэтому на повечерии, полунощнице, часах горит меньше светильников, чем на вечерне, утрене, литургии.

Во время чтения шестопсалмия свечи в храме гасятся. Это делается для того, чтобы псалмы, выражающие сознание своего греховного состояния, изображающие множество врагов, ищущих погубить душу и тело, слушались со вниманием и страхом, и, как писали святые Отцы, чтобы каждый, стоя в темноте, мог вздохнуть и прослезиться.

Темнота во время чтения шестопсалмия особенно способствует сосредоточенности и обращению внутрь своей души.

В середине шестопсалмия священник, как бы принимая на себя звание Ходатая и Искупителя всего рода человеческого, выходит на амвон и пред царскими дверьми, как пред затворенным раем, приносит Богу молитву о всех людях, читая тайно молитвы светильничные. Одно из объяснений светильничных молитв указывает, что они называются так потому, что содержат благодарение Богу за ночной свет, даруемый нам в свечах, и моление, чтобы Господь, под видом вещественного света, наставил нас и научил нас ходить в истине. О таком благодарении и молении пишет : «Отцам нашим заблагорассудилось не с молчанием принимать благодать вечернего света, но благодарить, как только он явится «. В пророческом стихе «Бог Господь и явися нам» прославляются два пришествия Христова: первое как бы утреннее, бывшее во плоти и в нищете, и второе во славе, которое произойдет как бы ночью, в конце мира.

Во время провозглашения мирной ектении зажигаются все свечи в храме, знаменуя, что их осияла слава Господня. На литургии, как на самом торжественном Богослужении, во все дни года (то есть будничные и праздничные), зажигается более свечей, чем на других службах. Первую свечу возжигают на том месте, где начинается Богослужение – на жертвеннике. Затем возжигают свечи на престоле. «Горящие свечи на престоле изображают несозданный троический Свет, ибо Господь живет в свете неприступном (), и огнь Божества, попаляющий нечестие и грехи наши» (св. прав. Иоанн Кронштадтский). Эти свечи возжигает диакон или сам священник. После этого горящие свечи устанавливаются пред иконами Спасителя, Божией Матери, храмовой и святых.

При начале же чтения св. Евангелия, свечи, как и в древние времена, возжигаются во всем храме, в изображение того, что свет Христов просвещает всю землю.

Возжигание свечей в храме – это часть службы, это приношение жертвы Богу, и как нельзя и нарушать благочиние в храме недостойным, беспокойным поведением, также нельзя создавать беспорядок, передавая через весь храм во время службы свою свечу, или, еще хуже, протискиваясь к подсвечнику, чтобы поставить ее самому.

Если хотите поставить свечку – приходите до начала службы. Горестно видеть, как пришедшие в храм к середине службы, опоздавшие, в самые ответственные и торжественные моменты Богослужения, когда все замирает в благодарении Богу, нарушают благочиние в храме, передавая свои свечи, отвлекая других верующих.

Если кто опоздал на службу – пусть дождется окончания Богослужения, а затем, если у него есть такое желание или нужда, поставит свечу, не отвлекая других и не нарушая благочиния.

Свечи и лампады возжигают не только в Храме, но и в домах благочестивых христиан. Преподобный Серафим, великий ходатай пред Богом за живых и усопших, так пояснил великое значение свеч и лампад: «Я имею… много особ, усердствующих ко мне и благотворящих мельничным сиротам моим. Они приносят мне елей и свечи и просят помолиться за них. Вот, когда я читаю правило свое, той поминаю их сначала единожды. А так как, по множеству имен, я не смогу повторять их на каждом месте правила, где следует, тогда и времени мне не достало бы на совершение моего правила, то я и ставлю все эти свечи за них в жертву Богу, за каждого по одной свече, за иных же постоянно теплю лампады; и где следует на правиле поминать их, говорю: «Господи, помяни всех тех людей, рабов Твоих, за их же души возжег Тебе аз убогий, сии свещи и кандила (то есть лампады) «. А что это не моя, убогого Серафима, человеческая выдумка, или так, простое мое усердие, ни на чем Божественном не основанное, то приведу вам в подкрепление слова Божественного Писания. В Библии говорится, что Моисей слышал глас Господа, глаголавшему к нему: «Моисее, Моисее! Рцы брату твоему Аарону, да возжигает предо Мною кандилы во дни и в ноши: сия бо угодна есть предо Мною и жертва благоприятна Ми есть». Так вот… почему святая Церковь Божия прияла в обычай возжигать в святых храмах и в домах верных христиан кандилы, или лампады, пред святыми иконами Господа, Божией Матери, святых ангелов и святых человек. Богу благоугодивших «.

Как мы видим, церковная свеча – священное достояние православия. Она символ нашего духовного союза со святой Матерью-Церковью.

Свеча напоминает нам о нашем крещении. Три свечи ставятся на самой) купели, в знамении Св. Троицы, во имя которой бывает крещение. Наши восприемники, произнеся за нас обеты отречения от сатаны и сочетания со Христом, со свечами в руках стояли у этой купели. Свечи, которые они держали в руках, показывали веру в то, что это таинство дает душе крещаемого просвещение, что крещаемый идет от тьмы к свету и становится сыном света, почему и само крещение называется просвещением.

Свеча напоминает нам о нашем бракосочетании. Свечи даются обручающимся и венчающимся. Взожженные свечи в руках сочетающихся браком свидетельствуют о чистоте их жизни. Посредством свечей, зажигаемых новобрачными, как бы сияет чистота брака. Со свечами происходит и таинство соборования. Около лампады или другого сосуда с вином и елеем зажигают семь свечей во образ семи даров Святаго Духа, а все предстоящие держат в руках зажженные свечи в знак своей пламенной молитвы.

Со свечами происходит обряд погребения, и свеча напоминает нам, что и мы будем лежать в гробу, окруженные четырьмя подсвечниками с горящими свечами, символизирующими крест, а наши родные и близкие будут во время панихиды держать в руках горящие свечи, изображая Божественный свет, и которым был просвещен христианин в крещении.

Один вид церковной свечи может вызвать в душе православного человека глубочайшие мысли о жизни и смерти, о грехе и покаянии, о скорби и радости. Много, много говорит церковная свеча и чувству, и уму верующего.

Духовное значение церковной свечи – нашей жертвы Богу

Свечи, которые верующие покупают в храме, чтобы поставить в подсвечники возле икон, имеют несколько духовных значений: поскольку свеча покупается, она есть знак добровольной жертвы человека Богу и храму Его, выражение готовности человека к послушанию Богу (мягкость воска), его стремление к обожению, превращению в новую тварь (горение свечи). Свеча есть также свидетельство веры, причастности человека к Божественному свету. Свеча выражает теплоту и пламень любви человека ко Господу, Матери Божией, Ангелу или святому, у ликов которых верующий ставит свою свечу.

Горящая свеча – это символ, видимый знак, она выражает нашу горячую любовь благоволения к тому, кому ставится свеча. И если нет этой любви и благоволения, то свечи не имеют никакого значения, жертва наша напрасна.

К несчастью, это происходит нередко, слишком нередко. Многие, кто ставят свечи «о здравии «, «об упокоении «, об успехе какого-либо дела, не только не любят тех, кому ставят эти свечи, но даже не знают, кому ставят эти свечи.

Принято ставить свечи своему Ангелу, то есть святому, имя которого носят А многие ли знают житие своего святого? А не зная, можно ли его любить?

Некоторые из нас вспоминают о Боге, о Богоматери, о святых лишь зайдя в церковь, и то на несколько минут, и думают, что достаточно поставить перед иконой свечу, и молитва наша исполнится – как будто Богу, Богородице и святым нужны свечи!

Часто живя как неверующие, как язычники, или еще хуже, не зная Закона Божия, мы думаем, что, поставив свечу, выполнили свой долг, сделались чистыми и праведными – точно свеча может умолить и умилостивить за нас Бога!

Бывает и хуже. Некоторые не только не считают грехом обмануть, притеснить, ограбить другого, но еще и радуются, когда это удается сделать. И затем думают, что если в праздник расставили свечи в церкви или засветили лампаду дома перед иконой, то Бог не взыщет с них за ложь, за обман, за обиду людям.

Как страшно заблуждаются эти люди! Без любви к Богу, без любви к ближнему, как самому себе, без исполнения Заповедей Господних – не нужны наши свечи. Никто не требует их от нас. Бог требует, чтобы мы любили Его всем сердцем, чтили всей душой, неуклонно исполняли Его святые заповеди и всей жизнью прославляли Его. Его святым угодникам – угодно, чтобы мы подражатели им были, как и они были подражателями Христу , чтобы мы подобно им были и со всем старанием, со всей заботливостью следовали тем, которые живут по образу угодивших Богу, и не следовали врагам креста Христова, им же кончина погибель, им же Бог чрево, и слава в студе их, еже земная мудрствуют . Если мы живем так, если в душе нашей свет Божий, в сердце – огонь любви к Нему и к угодившим Ему и ревность подражать им, – в таком случае будем ставить свечи и зажигать лампады перед образами их: то и другое, как видимое выражение нашего внутреннего света и огня, будет угодно им.

А если в нашей душе тьма беспроглядная; если наша жизнь – грех и беззаконие, что ж тут наши свечки и лампадки? Ровно ничего! Да еще и хорошо было бы, если бы только – ничего. Нет, они оскорбляют Господа Бога и святых Его и возбуждают не любовь и милость, а гнев и наказание. Ведь представь себе: кто обманом и беззаконием награбил миллионы рублей и думает потом, что десятком свечей он не только закроет все свои беззаконные дела, но еще и милость заслужит от Бога, – что он хочет и надеется сделать? Обмануть Господа Бога, подкупить Его святое правосудие? Да, страшно подумать и сказать, но это так. Иначе, зачем в руках его свечки? Свидетельство ли они того, что он любит Бога? Если бы он любил Бога, так и жил бы по-Божьему; а не живет по Божьим заповедям, значит не любит и не знает Его. Что ж тут свечи? Ложь и обман,- как ложь и обман все его слова; как ложь и обман все его клятвы; как ложь и обман все его действия. Но слова, клятвы и действия относятся к людям; а свечи предлагаются Богу и Его угодникам… И вот чем думают угодить Господу Богу, Который видит каждое наше дело, каждое слово и каждую мысль! И странно, до чего может человек ослепить себя. Какой честный человек примет что-нибудь от вора и грабителя? Не только не примет, но еще сочтет оскорблением, если такой осмелится явиться к нему с чем-либо. А тут из добытого обманом и всяческими неправдами, что тоже воровство и. тот же грабеж, ставят свечи. За кого же они считают Бога? Иль они в самом деле думают, что Богу угодно и приятно то, что оскорбило бы всякого честного человека? Погибельное заблуждение! Тем больше погибельное, что они совершенно успокаиваются на своих свечах и убеждены, что поставив свечи, могут и далее бесстрашно и безнаказанно продолжать делать беззаконие.

Нет, не так. Послушайте, что Господь говорил еще евреям, которые, точно также, провождая нечестивую и беззаконную жизнь, думали, что если приносят какие-нибудь жертвы Богу, то уж за них и чисты перед ним и угодны Ему.

«К чему мне множество жертв ваших? Вы приходите являться пред лице Мое; но кто требует этого от рук ваших, чтобы вы топтали двор мой. Впредь не носите мне пустых даров. Курение ваше отвратительно для Меня. Новомесячия ваши, посты и праздничные собрания ненавидит душа Моя. Они мне бремя, и не стерплю больше беззаконий ваших. Когда прострете ко Мне руки ваши, – Я отвращу от вас очи Мои. И сколько бы ни молились, – не послушаю вас». Вот приговор Самого Господа Бога над всеми жертвами, которые приносятся Ему, – значит над свечами, – когда приносящие их не заботятся о важнейшем – об угождении Ему своею жизнью! Если бы и теперь явился пророк Божий среди нас, то как многим-многим он сказал бы от имени Господа Бога: свечи ваши – мерзость Ми есть; постов и праздников ваших ненавидит душа моя. И кто требовал этого от вас? Измыйтеся прежде от нечестий ваших; отьимите лукавства от душ ваших пред очима Моима, престаните от лукавств ваших, научитеся добре творити, взыщите суда (будьте справедливы и честны) и уже потом являйтесь сюда со своими свечами. Иначе, егда прострете руки ваша ко Мне, – отвращу очи Мои от вас; аще умножите моление, – не услышу вас.

Сердце чистое – вот лучшая жертва Богу. С сердцем чистым поставь перед образом свечку, засвети лампадку дома,- они будут угодны Ему и святым Его. И будь твоя свечка наименьшая из всех свечей в церкви, она будет угоднее Ему толстых свечей тех, о которых сказано выше. Но, повторяем, свечи и лампады, сами по себе, без веры и усердия нашего, ничего не значат; никогда не забывайте этого. Не возлагайте на них никаких надежд: они не спасут вас, если сами не заботитесь и не стараетесь об этом; они не принесут милостей от Бога, если вы не любите Его всей душой. Не забывайте также, что все ваши молитвы, все ваши жертвы Господу Богу будут отвергнуты Им, если вы в своем сердце имеете зло против кого-нибудь или находитесь во вражде с ближними. Вот что сказал Спаситель наш: если ты принесешь дар твой к жертвеннику, и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником и пойди, прежде помирись с братом твоим и тогда приди и принеси дар твой . Так и должно быть. Вы приходите в церковь засвидетельствовать Господу Богу свою любовь, свое благоговение; но: можно ли истинно любить Господа Бога, не любя своих близких? Нет. Аще кто речет яко люблю Бога, а брата своего ненавидит, – ложь есть; ибо любяй, брата своего, его же виде, Бога, Его же не виде, како может любити? И сию заповедь имамы от Него, да любяй Бога, любит и брата своего.

По слову святого праведного Иоанна Кронштадтского: «Ставить свечи перед иконами хорошо. Но лучше, если приносишь в жертву Богу огнь любви к Нему и к ближнему. Хорошо, если вместе бывает и то и другое. Если же ставишь свечи, а любви к Богу и ближнему в сердце не имеешь: скупишься, не мирно живешь, – то напрасна и жертва твоя Богу «. И последнее. Свечи надо приобретать только в том Храме, куда вы пришли молиться. Приносить с собой свечи, купленные пусть даже в благочестивом месте, но за стенами Храма, и ставить эти свечи перед иконами – нельзя.

Свеча, приобретенная в Храме, для верующего – предмет почтения, она предназначена служить жертвою Богу, в воню благоухания духовного. Свеча, купленная вами за стенами Храма и затем принесенная в Храм – это не жертва.

________________________________________

Наставление православному христианину о церковной свече.- М.: Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры; «Новая книга», 1996 – 32 с.

Все о религии и вере - "молитва за упокой когда ставишь свечу" с подробным описанием и фотографиями.

Любого крещёного человека интересует вопрос: как ставить свечи за упокой в церкви? Для этой цели в любой православной церкви установлен канун или канунный стол. Эта конструкция представляет собой столик средних размеров с доской из мрамора или металла. Его можно легко отыскать: на канунном столе стоит прямоугольный подсвечник с установленным на него Распятием Господним. В большинстве случаев, кануны устанавливаются в храме слева от входа. Это то самое место, где в церкви ставить свечи за упокой.

Если в церкви по каким-то причинам нет иконы Распятия Господня, то свечку за упокой можно поставить у любой иконы. Главное, не делать это «на автомате», бездумно и бессмысленно. Необходимо вспоминать образ каждого усопшего, за которого зажигается и ставится свеча.

Как правильно ставить свечи за упокой

С вопросом: куда в церкви ставить свечи за упокой, разобрались. Теперь нужно привести полный алгоритм дальнейших действий. Вот он:

  1. Подойти к иконе Распятия Господнего и дважды перекреститься.
  2. Зажечь свечу от лампадки или от других горящих свечек (но ни в коем случае не от зажигалки).
  3. Поставить свечу в свободную ячейку и закрепить её таким образом, чтобы она не упала и не имела бы никаких точек соприкосновений со свечечками, стоящими по соседству.
  4. Что говорить, когда ставишь свечи за упокой? В процессе установки свечи нужно произнести коротенькую молитву: «Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего (имя)».
  5. После этого, без суеты спешки нужно перекреститься и поклониться. Если необходимо поставить ещё свечи, то всё делается аналогичным образом. В случаях, когда свеча за упокой ставиться одному человеку, то после завершения обряда нужно тихонько отойти в сторонку.

Можно ли ставить свечи за упокой самоубийцам?

Ставить свечи за упокой самоубийце нельзя, равно как нельзя и молиться о нём в церкви, а уж отпевать – и подавно. Более того, в стародавние времена, суицидников даже не хоронили на погостах – только за оградой кладбища. Но времена изменились, и теперь всех добровольно ушедших в мир иной хоронят на кладбищах, наряду с обычными умершими.

Можно ставить свечи за упокой суициднику лишь дома, и то – по особому благословлению. Молиться за него могут лишь ближайшие родственники в домашней обстановке. Отпевание разрешается лишь в очень редких случаях, но это особый чин, и такие вопросы следует решать со священником. Обычно, самоубийцу отпевают, если при жизни он был психически нездоров, и то – приходиться обращаться за разрешением к самому епископу или его представителю.

Можно ли беременным ставить свечи за упокой?

Если женщина беременна, то она может ходить в церковь, молиться и ставить свечи за упокой души усопшего. Дело в том, что ношение в чреве своём ребёнка – это Божье благословление. Ведь ещё не родившийся малыш является плодом совместного творения двух любящих людей и Господа нашего. Есть даже такая присказка, которая гласит, что беременная женщина носит под своим сердцем то, что принадлежит Богу и ей самой.

А вот ещё не так давно, беременную никуда не пускали: боялись сглаза. Теперь же, посещение церкви женщиной, находящейся в интересном положении даже приветствуется, но с оговорками: нельзя посещать церковь в течение сорока дней, если случился выкидыш, и в течение этого же срока после родов, пока полностью не прекратится кровотечение.

Тогда возникает другой вопрос: если идут месячные, ставить свечи за упокой или нет? В этот не очень приятный, но неизбежный период лучше вообще отказаться от похода в церковь. Но есть и другое мнение. Считается, что физиология посещению церкви – не помеха. И в «критические дни» можно совершать любые обряды, в этом нет ничего неприличного или нечистого. Естественные физиологические процессы не могут осквернить человека, ибо его оскверняют только грехи.

Ставят ли свечи за упокой некрещёным?

Есть такое правило: за некрещёных людей вслух в церкви не молиться. А во время Литургии некрещёных не поминают вообще никак: ни вслух, ни мысленно. Поэтому, за них молятся лишь дома, или в церкви, но без упоминания имени вслух. Естественно, записок тоже подавать нельзя, но на вопрос: «можно ли ставить свечи за упокой некрещёного?» любой прихожанин получит утвердительный ответ.

Зачем ставят свечи за упокой живым людям?

Если ставят свечи за упокой живому человеку, то можно с уверенностью сказать, что ему желают зла или пытаются навести на него порчу. В этом случае, человек начнёт сохнуть, на него свалятся невесть откуда взявшиеся болезни, он потеряет интерес к жизни, и вскорости умрёт.

Есть и другая причина, психологическая. Когда кто-либо узнаёт, что ему поставлена заупокойная свеча, то этот человек начинает нервничать и проявлять беспокойство. Эти переживания запросто могут загнать его не только в депрессию, но и в могилу.

Свечи ставят за упокой живым колдуны и прочие «доброжелатели». Вот только они совершенно не думают о том, что такие деяния причиняют вред не другим людям, а себе. Да и навредить подобным образом живому человеку очень сложно. Ведь Бог всё видит. Но что делать, если свечи за упокой ставят живому человеку? Ничего. Просто помните о том, что любое зло наказуемо и имеет свойство возвращаться сторицей. Да и Господь наш сам знает, что к чему.

Когда ставить свечи за упокой после смерти?

Когда нужно ставить свечи за упокой, если человек умер сегодня? Вообще-то, свечи можно начинать ставить в день смерти, и так в течение сорока дней. Это очень важно и для души покойного и для его родственников. Но, до сорокадневного срока свечи ставятся за новопреставленного, а потом уже – за упокой души.

Как часто ставить свечи за упокой? Да как пожелаете. Худа от этого не будет. В некоторых домах, поминальные свечи горят вплоть до сорокового дня. Понятно, что в этом нет ничего плохого, а наоборот. Но в большинстве же случаев, свечи зажигаются в день смерти и горят до выноса тела покойного, и на поминальной трапезе тоже. А потом зажигаются лишь на девятый день и на сороковой.

При этом, нужно знать: как правильно ставить свечи за упокой дома, и можно ли вечером ставить свечи за упокой. Заупокойная свеча зажигается дома перед иконой. Обязательно нужно помолиться о душе усопшего. Но свеча, поставленная в храме, считается не только жертвой Богу, но и знаком участия человека в коллективной молитве. По сути, в церкви совершается панихида, на которой молятся обо всех усопших. Поэтому, церковная свеча перед домашней свечечкой имеет целый ряд преимуществ. Тем не менее, ставить её дома можно.

Кстати, перед иконой можно зажигать не только свечу, но и лампадку. Что касается второго вопроса, то свечку за упокой можно ставить в любое время суток: хоть утром, хоть вечером. Нужно лишь точно знать, что человек действительно умер. А можно ли ставить свечи за упокой в субботу? Да, и в воскресенье тоже, но в период со Святой Пасхи до Троицы этого делать нельзя.

Как правильно поставить свечу в Храме

Свеча имеет несколько духовных значений: это добровольная жертва Богу и храму Его, свидетельство веры, причастности человека к Божественному свету и пламень любви его к тому, у чьего лика верующий ставит свечу.

Горящая свеча – это символ, видимый знак, она выражает нашу горячую любовь благоволения к тому, кому ставится свеча. Это – знак нашей веры и надежды на благодатную помощь Божию.

Свет в православном храме - это образ небесного, Божественного света. В особенности он знаменует собою Христа как Свет миру, Свет от Света, Свет истинный, Который просвещает всякого человека, грядущего в мир.

Литургист XV века, блаженный Симеон, архиепископ Солунский, так объясняет символическое значение свечи: чистый воск означает чистоту и нескверность людей, его приносящих. Мягкость и податливость воска показывают нашу готовность к послушанию Богу, а горение свечи – символизирует обожение человека, его превращение в новую тварь и очищение огнем Божественной любви.

Церковные светильники бывают разные. Подсвечники всех видов, помимо практического назначения, символизируют ту духовную высоту, благодаря которой свет веры светит всем в доме, всему миру. Паникадила (многосвечники, в переводе с греческого), ниспускающиеся в центральную часть храма, множеством своих огней означают собственно Небесную Церковь как собрание, созвездие людей, освященных благодатью Духа Святого. Поэтому эти светильники и спускаются сверху в ту часть храма, где стоит собрание земной Церкви, призванной духовно стремиться ввысь, к своим небесным собратьям. Церковь Небесная освещает своим светом Церковь земную, прогоняет от нее мрак - таков смысл висящих паникадил.

В богослужения будничные, когда почти во всех молитвах выражается одно: покаяние, сокрушение и скорбь о грехах,- и освещение бывает самое малое, где теплится одинокая свечка или лампада. В дни праздничные - как, например, в воскресные дни, когда воспоминается победа Христа Спасителя над смертью и диаволом, или, например, в церковные праздники: при прославлении святых угодников Божиих, при чтении Св. Евангелия, а особенно в пасху- Церковь выражает свое торжество большим светом. Тут уже возжигаются паникадила. В величайший из христианских праздников - в Светлое Христово Воскресение - не только освещается весь храм, но и все православные стоят с зажженными свечами.

К слову, с зажженными свечами принято стоять и на панихиде, во время богослужения утрени Великого Пятка. Возжигаются свечи и на полиелей, но эта традиция, в основном, сохранилась только для священнослужителей. С горящей свечкой надо обращаться осторожно: следить, чтобы воск не капал на пол, и чтобы случайно не воспламенилась одежда на человеке, который стоит впереди. В остальное время правильнее ставить свечу на подсвечник, который специально для этого предназначен. В храме надо соблюдать установленный порядок, а не поступать, как захочется.

Молясь о себе или о здравии и благополучии своих близких, после возжигания свечи мы обязательно должны призвать имя того святого или святой, перед иконами которых мы поставим свечи.

Например, «Пресвятая Богородице, спаси нас!» Или: «Преподобне отче Сергие, моли Бога о мне и о рабах Божиих (имярек)»

«Моли Бога о мне святый (имя святого), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей. Ангелу-хранителю: Ангеле Божий, хранителю мой святый, на соблюдение мне от Бога с небесе данный, прилежно молю тя: ты днесь просвети, и от всякаго зла сохрани, ко благому деянию настави и на путь спасения направи. Аминь.»

В храме свечи о здравии принято ставить в любые подсвечники (как правило они такие как на снимке, но на высокой ножке, кроме тех, которые стоят на канунном столе и предназначены для свечей, которые ставятся о упокоении (смотрите материал ниже). Но есть храмы, в которых нет канунных столов и свечи о здравии и о упокоении ставятся в любой подсвечник, ведь главное – молитва:

Свеча о здравии будет зажжена в храме Рождества Христова в Вифлееме возле Престола, находящийся прямо над местом Рождества Христова (Вифлеемская Звезда)

В каждом храме есть особо почитаемые святыни, перед которыми ставятся подсвечники. Для поминовения усопших в храмах установливаются канунные столы – обычно находящийся в левой стороне церкви, перед изображением Креста Господня, – куда ставятся свечи с молитвой о упокоении почивших («за упокой»).. Такой стол легко узнать по прямоугольному подсвечнику на котором установлено Распятие (на снимке). Если вы принесли что-либо из снеди, чтобы служители церкви вместе с вами помянули молитвой ваших родных и близких, положите её в корзинки, которые стоят здесь же, на столе, а потом подойдите к подсвечнику.

Не следует пользоваться в храме спичками и зажигалками, если в подсвечниках уже стоят горящие свечи. Не следует зажигать свечу от лампады, чтобы не накапать воск в масло или случайно не загасить лампаду.

Чтобы отрешиться от земного, посмотрите некоторое время на трепетный огонёк, успокойтесь, забудьте о мирском и прочтите молитву мысленно или шёпотом. Если не помните наизусть, – по листочку.

Прочтя молитву, побудьте рядом с теми, о ком молились. Вспомните их лица, речь. Не стесняйтесь слез, если всплакнулось. Прежде чем не спеша отойти, осените себя крестным знамением с поклоном.

Может случиться так: только что зажжённую вами свечу по какой-то необходимости погасил церковный служитель. Не возмущайтесь не только словом, но и духом. Ваша жертва уже принята Всевидящим и Всезнающим Господом.

Бывает, особенно в выходные и праздничные дни, что все гнезда в подсвечниках заняты. Неправильно делают те, кто ставит свечи по две в одну ячейку или снимает чужую свечу, чтобы поставить свою. В таком случае положите свои свечи в специальную коробочку (ящичек). Свечи, принесённые в жертву, будут обязательно сожжены. За этим следит служитель. Но, положив или передав свечи, не забудьте помолиться. Главное – молитва. Прочитанная от души, она дойдёт ко Господу и будет принята Им должным образом.

В этой молитве мы не упоминаем своё имя, но: "молитесь о других и вам воздастся" – так кратко можно охарактеризовать высказывания и наставления святых отцов Церкви всех времён. Это же относится к недоброжелателям и врагам нашим: "молитесь за обижающих вас и гонящих вас", сказал Иисус Христос

У человека, случайно, по неведению поставившего свечи о здравии на тетрапод (подсвечник для поминальных свечей), нет оснований для безудержного отчаяния. По слову Священного Писания, «у Бога все живы».

Ставить свечи о здравии и упокоении можно всегда, но молитв об усопших в Пасху и на Светлой седмице Церковь не совершает, они переносятся на Радоницу – второй вторник после Пасхи.

Если ставятся несколько свечей, то, как правило, в таком порядке:

Прихожане обычно стараются поставить несколько свечей. В первую очередь ставится свеча к праздничной иконе, которая находится на аналое посреди церкви, а уже потом ставятся свечи за здравие или за упокой.

– Празднику (икона напротив Царских Врат),

– мощам святого (если они есть в храме),

– за здравие (своему святому, чьё имя носите, чтимым иконам Божией Матери и чтимым святым),

О здравии свечи ставят Спасителю, Божией Матери, святым, которым Господь даровал благодать исцелять болезни. Также о здравии больных часто молятся и ставят свечи перед иконой великомученика и целителя Пантелеимона.

Можно ставить свечи и молиться о своем здоровье. Свеча – это символ молитвенного обращения к Богу. И большинство молитв составлены именно от первого лица.

О семейном благополучии молятся Божией Матери, святым Гурию, Самону и Авиву, святой блаженной Ксении Петербургской. Также полезно вспомнить и осознать свою вину по отношению к мужу, испросить прощения, попытаться примириться

Об избавлении от страстей (пьянство, наркомания и тп) можно помолиться и поставить свечу перед иконами Божией Матери «Неупиваемая Чаша», мученика Вонифатия, праведного Иоанна Кронштадтского.

Молитва ко Пресвятой Богородице ради Ея иконы "Неупиваемая Чаша"

«О, премилосердная Владычице! К Твоему заступлению ныне прибегаем, молений наших не презри, но милостиво услыши нас: жен, детей, матерей; и тяжким недугом пианства одержимых, и того ради от матери своея - Церкви Христовой и спасения отпадающих, братьев, и сестер, и сродник наших исцели.

О, милостивая Мати Божия, коснись сердец их и скоро возстави от падений греховных, ко спасительному воздержанию приведи их.

Умоли Сына Своего, Христа Бога нашего, да простит нам согрешения наша и не отвратит милости Своея от людей Своих, но да укрепит нас в трезвении и целомудрии.

Приими, Пресвятая Богородице, молитвы матерей, о чадах своих слезы проливающих, жен, о мужех своих рыдающих, чад, сирых и убогих, заблуждшими оставленных, и всех нас, к иконе Твоей припадающих. И да приидет сей вопль наш, молитвами Твоими, ко престолу Всевышняго.

Покрый и соблюди нас от лукаваго ловления и всех козней вражиих, в страшный же час исхода нашего помоги пройти непреткновенно воздушные мытарства, молитвами Твоими избави нас вечнаго осуждения, да покрыет нас милость Божия в нескончаемые веки веков. Аминь.»

За умерших свечи ставят на канун у распятия.

Кстати, нельзя ставить свечу об отпущении грехов . Грехи отпускаются только на Исповеди после искреннего, подробного исповедания всех их в присутствии священника и прочтения им разрешительной молитвы. Свеча – это символ, сама по себе она не освобождает от грехов и не соединяет с Богом.

Если нужной иконы в храме нет, то можно поставить свечу перед любым образом Господа, Пресвятой Богородицы или перед иконой Всех святых и совершить молитву. Можно молиться своими словами, лишь бы они были искренними.

Молиться о некрещеных своей личной молитвой и ставить за них свечи можно, нельзя только писать их имена в церковных записках, так как Церковь о некрещеных не молится.

Пришедшим в храм желательно ставить свечи до начала службы. Если же опоздали, дождитесь момента, когда можно поставить свечу. чтобы не мешать другим верующим и не нарушать благочиния. Если же вы передаете свечу впередистоящим, то укажите к какой иконе ее ставить.

Перед иконой Божией Матери: «Пресвятая Богородица, спаси нас»

Перед избранным святым: «Святый Угодниче Божий (имя), моли Бога обо мне, грешном (или имя, за кого просите)»

У образа всех святых: «Вси святии, молите Бога о нас»

Перед образом Животворящего Креста Христова: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим»

Свеча выражает теплоту и пламень любви человека ко Господу, Матери Божией, Ангелу или святому, у ликов которых верующий ставит свою свечу.И если нет этой любви и благоволения, то свечи не имеют никакого значения, жертва наша напрасна. Сердце чистое - вот лучшая жертва Богу. С сердцем чистым поставь перед образом свечку, засвети лампадку дома,- они будут угодны Ему и святым Его.

Не забывайте также, что все ваши молитвы, все ваши жертвы Господу Богу будут отвергнуты Им, если вы в своем сердце имеете зло против кого-нибудь или находитесь во вражде с ближними. Вот что сказал Спаситель наш: «если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.»

Так и должно быть. Вы приходите в церковь засвидетельствовать Господу Богу свою любовь, свое благоговение; но можно ли истинно любить Господа Бога, не любя своих близких? Нет. Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец, ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» Поэтому мы и имеем такую заповедь: «Возлюби ближнего своего» .

По слову святого праведного Иоанна Кронштадтского: «Ставить свечи перед иконами хорошо. Но лучше, если приносишь в жертву Богу огнь любви к Нему и к ближнему. Хорошо, если вместе бывает и то, и другое. Если же ставишь свечи, а любви к Богу и ближнему в сердце не имеешь: скупишься, немирно живешь,- то напрасна и жертва твоя Богу»

Кто хочет что-либо получить от Господа или от святых, тот должен не только молиться им, но и строить свою жизнь по заповедям. Через Евангелие Бог обращается ко всем с просьбой, чтобы были добрыми, любвеобильными, смиренными и т.д., но люди зачастую и слушать не хотят об этом, а сами просят Его, чтобы Он помогал им в делах.

Чтобы молитвы были успешными, молиться надо идущими от сердца словами, с верой и надеждой на помощь Божию. И следует помнить, что не все, что человек просит у Господа, полезно для него. Господь не машина, выполняющая все желания, стоит лишь нажать нужную кнопку, что все, посылаемое Им, направлено к пользе и спасению души, хотя порой людям и кажется это несправедливым.

Зажги свечу для исполнения желаний

Можно зажечь свечи у икон Христа-Спасителя и всех Святых.

В православных храмах принято ставить свечи перед иконами и молиться перед ними. Наши предки знали все правила посещения церкви, постановки свечей и иные обычаи верующих. Приняв крещение в сознательном возрасте, меня сразу научили правильно класть крестное знамение и читать молитву Отче наш. Но вот как правильно ставить свечи в церкви и последовательность действий я не знала. Страшно поставить заупокойную свечку живому, перепутав канун с центральным подсвечником у главного иконостаса. В статье разберем очень важный вопрос о постановке заупокойных и заздравных свечей, а также к каким иконам нужно ставить заздравные свечи.

Что символизируют собой свечи в православных храмах? Каждому знакома та особенная атмосфера тишины и почтения к святыне, обитающая в церквях и соборах. Православные храмы отличаются множеством зажженных восковых свечей перед иконами. Оказывается, огонек свечи символизирует горящее верой к богу сердце и причастность верующего к божественному свету истины.

Мягкий воск, тающий от пламени, символизирует послушание человека и готовность к исполнению заповедей божьих. Возжигание свечи в храме олицетворяет добровольную жертву Господу, служение от чистого сердца верой и правдой. Поэтому при зажигании свечи читают молитвы, а не выполняют просто механическое действие.

Традиция возжигать свечи и лампады восходит к временам первых христиан, когда они проводили богослужения во мраке пещер. Свет освещал не только внутреннюю тьму пещер, но и сердца верующих во Христа. Поэтому традиция возжигать свечи и лампады сохранилась и поныне как неотъемлемый атрибут богослужений.

Но не только во время литургий зажигают свечи, их может возжечь и сам верующий перед иконами или Святым Распятием. И тут встает вопрос, как поставить свечку и куда? Человек смотрит на окружающих людей и их уверенное поведение в храме, но ничего понять не может. Поэтому я хочу вам объяснить, что и как надо делать в церкви со свечами.

Заздравные и заупокойные свечки

Все мы беспокоимся о близких и желаем им здоровья и благополучия. Где как не в храме можно помолиться за своих родных? Поэтому и приходят люди в церковь божью с просьбами об исцелении, помощи в проблемах и житейских неурядицах. Но боятся не туда поставить свечу, не в то место и не по православным правилам. Это создает напряженное состояние неуверенности вместо доверительного общения с Господом.

В каких случаях ставят заздравные свечки:

  • перед дальней или опасной поездкой;
  • перед началом важного дела (учеба, работа);
  • в благодарность богу за милость;
  • за помощь в решении трудных вопросов;
  • в благодарность за исцеление;
  • по иным вопросам.

К каким иконам ставят свечки? Обычно это иконы Богородицы и Спасителя. Но человек может поставить свечку перед любой любимой иконой, к которой взывал в молитвенном прошении о помощи. Можно зажечь свечу и у центрального иконостаса, если там будет место для нее.

Заздравные свечи можно ставить к любой иконе, кроме Святого Распятия.

Если человек пришел помолиться о пьющем родственнике, нужно поставить свечу и прочитать молитву у иконы Богородицы «Неупиваемая чаша». С помощью молитв к данной иконе удалось вернуть на путь истины многих пьющих ранее людей. Также можно поставить свечу возле иконы святого Вонифатия или Иоанна Кронштадтского.

В православных храмах находятся чудодейственные иконы, значение которых можно узнать на нашем сайте.

Если нужно помолиться об исцелении, ставят свечки иконе Богородицы «Целительница» или святому целителю Пантелеймону. С большим доверием и любовью у всех православных почитается Чудотворец, к нему обращены мольбы многих тысяч верующих.

Как ставить

Прежде всего, нужно купить свечки в церковной лавке. Там есть свечи разных размеров и назначений, поэтому попросите просто заздравную. Это следует сделать до начала службы, чтобы потом не ходить по храму и не мешать проведению литургии. Если вы опоздали к началу богослужения, поставить свечу можно и по окончании литургии.

Верующий должен знать, что пользоваться спичками или зажигалкой для возжигания свечи категорически запрещено. Свечу зажигаю от уже горящих свечек на подсвечниках. Также запрещено возжигать свечку от лампады, так как стекающий воск может затушить ее пламя.

Зажженную свечку поместите в свободное гнездо на подсвечнике. Если свободного места для свечи нет, положите ее на подсвечник. Нельзя пытаться поместить две свечки в одно гнездо или тушить и убирать уже горящие свечи. Это считается неправильным.

В какой последовательности ставят свечи? Если вы желаете поставить несколько свечей, нужно возжигать их в следующей очередности:

  • центральный иконостас;
  • мощи храмового святого;
  • иконы святых, Богородицы или Спасителя — за здравие;
  • Святое Распятие у кануна — за упокой.

Как поставить свечку за упокой? Заупокойные свечки ставят в самом конце, по одной свече за поминаемую душу. Их зажигают у Святого Распятия, где Христос изображен на кресте. Это место называется канун.

Церковные правила

Обращаться со свечками нужно правильно. Перед подсвечником нужно дважды перекреститься и поклониться в пояс. Затем зажигают свечку от любой горящей свечи и устанавливают в гнездо. После этого еще раз крестятся.

Когда можно стоять в церкви с зажженной свечой в руках? Это делают лишь в двух случаях:

  1. при отпущении грехов;
  2. на панихиде.

Перед иконой Спасителя говорят:

Перед иконой Богоматери говорят:

Перед иконой святого говорят:

Ответы на вопросы

Если свечка упала, ничего дурного это не сулит. Просто зажгите ее снова и надежно разместите в гнезде подсвечника.

Если свеча начинает трещать и коптить в подсвечнике, является ли это предвестником беды? Просто в воск при переплавке попали капельки воды, которые и создают треск при горении. Не слушайте рассказы суеверных людей, они к истинной вере не имеют отношения.

Также и копоть от свечи говорит не о беде или порче, а о нарушениях правил производства свечей. Не придавайте этому особого значения и не опасайтесь за свою судьбу.

Также верующий должен знать, что в церковь приходят и бессовестные люди — ведьмы и колдуны. Они приходят в храм не для молитвы, а для вершения своих непотребных дел. Поэтому если заметите у кого-либо странное поведение, отойдите подальше.

  • Не позволяйте, чтобы вокруг вас ходили с зажженной свечой.
  • Не позволяйте зажигать свечу от своей, если вы ее держите в руках.
  • Если вас просят передать свечу, вежливо откажитесь.
  • Ваша свеча должна прогореть до половины.
  • Не позволяйте гасить поставленную вами свечу или уносить ее куда-то.
  • Не давайте своих вещей никому в храме либо во дворе храма.
  • Не соглашайтесь подержать чьи-то вещи, если об этом просят.

Соблюдая эти правила, вы убережете себя от действий ведьм и колдунов, которые приходят в святое место для богохульных дел — скинуть болезнь, навести порчу или забрать здоровье.

Многие не задумываются над вечными истинами, которые закрепляются в православном христианстве. Они слепо подражают другим в храме, идут вперед, зажигают свечу, не понимая того, как правильно ставить свечи в церкви, и уходят через несколько минут. Информация о вере берется только из газет или электронных СМИ. Люди часто попадают в ситуации, когда ясно показывают свое невежество.

Людям, одаренным разумом, полагается размышлять. Когда совершается ритуальное действие, нужно представлять, какой смысл или символизм вкладывается в него и зачем действие выполняется именно таким образом.

Многие привыкли посещать храм. По сути, когда человек стоит перед иконой и зажигает свечку, формально практически ничего не происходит. Просто человек, просто стоит.

С другой стороны, деятельность выполняется и не только на внешнем уровне, но и на уровне сознания. Ведь человек (тут не рассматриваем механистическое и несознательное поведение) для чего-то в храм приходит, когда ставит свечку о чем-то думает, совершает какую-то внутреннюю работу. Помимо этого, самому акту установки свечи тоже предшествует определенный сознательный религиозный опыт, который выливается в итоге в ритуальное действие.

Эти детали и тонкости на самом деле и имеют основное значение. Ведь без таких элементов легко и шимпанзе обучить ставить свечи и даже произносить какие-то звуки. Как нетрудно понять, в варианте с шимпанзе ритуал не особенно будет работать, хотя внешне действия могут повторяться.

Погружение к истокам

Предварительно следует рассмотреть откуда в человеческой культуре возникли подобные модификации деятельности. Ведь на этот период (и об этом более подробно скажем далее) вполне возможно рассматривать христианство как наиболее новое и наиболее совершенное достижение человеческой религиозной мысли. Тем не менее истоки этой веры, безусловно, имеют в основе более ранние феномены культуры.

Поиск связи с Богом и способы проявления этой любви и благоговения связаны с глубокой древностью. А также люди искали способы получить благосклонность земных правителей дарами, они пытались засвидетельствовать свое уважение к своим божествам. Древний культ в первую очередь выражается в форме жертвоприношения - чаще всего животных или части урожая.

В XIV - XIII веках до нашей эры, подобно другим народам, ветхозаветные евреи получили наставление от Бога о том, как организовать религиозный культ. В портативных храмах (скинии), а затем в храме Соломона были алтари, где предлагались жертвы: плоды винограда, первенец ягненка из стада, масло, душистый ладан и так далее.

Некоторые из жертв сжигались, другие съедались священством и верующими евреями. Наряду с жертвенными животными, предлагаемыми для прощения грехов или для прошения Божьей благодати, было также предложение еды: муки, зерна, оливкового масла, а также предлагались монеты или изделия из драгоценного металла.

Традиции Нового Завета

Иисус Христос отменил кровавые жертвы, принеся жертву на холме Голгофы. Согласно христианской вере, Он искупил грехи всего человечества. Соответственно, потребность к подобным ритуалам отпала.

Его последователи, апостолы, не полностью уничтожили жертвы. Остаются бескровные дары - масло и свечи, ладан, а также мирные жертвоприношения - благотворительные столы и подача милостыни. Верные апостольской традиции, христиане все еще зажигают церковные свечи в храме, в которых основным ингредиентом является воск, являющийся скромной жертвой за свои грехи и потребности.

К сожалению, не каждый сегодня понимает значение этой жертвы и знает как правильно ставить свечи в церкви и последовательность понимания этого процесса. Многие воспринимают действия только как элемент ритуала.

Символ свечи

Свечи использовались в ветхозаветные времена и для этого были не только символические, но и вполне практические основания. Смысл, который христиане вкладывают в зажженную свечу, - это, с одной стороны, бескровная жертва, а, с другой стороны, свет, который она распространяет, напоминает о том, что Спаситель - Христос - свет мира. Своим божественным учением Он пролил духовный свет и осветил сердца всех верующих.

Свет свечей создает торжественную обстановку в храме и поощряет молитвенное настроение. Он мягкий и ласкающий глаз - тихий свет, как его называют в молитве, прославляющей Христа. В храмах, где нет электрического света (к примеру, в монастырях Афона) восковые свечи также используются для освещения.

Символизм свечи глубок. Полезно размышлять над этим символом, для ориентиров могут использоваться следующие значения:

Конечно, появился этот символизм не сразу, ведь в канонических писаниях не существовало подобной традиции. Нигде особенно не рассказывалось, как ставить свечи в церкви и что говорить по этому поводу. Ритуал является более новым (хотя истоки есть в Ветхом Завете), но сейчас прочно укоренился в религиозной практике и не является менее значимым чем, например, более каноническое причастие.

Использование свечи в религиозной практике

Итак, сначала нужно отметить факт использования свечей в более ранних христианству религиозных практиках. Многие видели еврейские семисвечники, даже если особенно не интересуются религией.

Именно о таком семисвечнике гласит одна из первых заповедей в Книге Моисея. Там предписывается зажигать этот атрибут в период совершения различных ритуалов. Помимо этого, в ветхозаветных храмах активно использовали лампы, которые наполнялись маслом.

Если читатель видел хотя бы один фильм или книгу с рисунками о джиннах, то представляет о каких лампах идет речь (подсказка - именно о тех, где сидел джинн). Эти емкости наполняли маслом, как правило, оливковым. Алтари там отсутствовали и лампы фактически просто освещали храм, но масло приносили именно верующие, как собственный добровольный вклад.

В итоге лампы преобразовались под воздействием византийских традиций. Однако до сих пор в храмах используются лампады.

Ранние годы установки традиции

Если говорить в целом о символике света свечи, то свечи или какой-то близкий аналог использовался и в далекие языческие времена. По большей части символизм тогда был ориентирован на отсоединение света от тьмы. Таким образом свечи (или прототипы таковых) использовались в ритуалах по отгону злых духов или чем-то подобном.

Как известно, после утверждения Нового Завета христианство не сразу стало доминирующей религией. Более того, за проповедь или исповедание этой веры существовали вполне ощутимые возможности оказаться в Колизее на арене со львами или на кресте. Последователей новой религии притесняли весьма сурово.

Поэтому первые христиане часто молились и справляли обряды по ночам либо в катакомбах. Отсюда свечи и начинают активно проникать в религиозную практику.

Изначально в катакомбных храмах и в период, когда христианство постепенно вылезало из подполья, свечи держали в основном перед Евангелием. Точнее, в храмах всегда было какое-то количество работающих свечей для освещения, а перед Писанием держали ритуальные свечи для службы и чтения. Когда начиналась служба (которая в основном состоит из чтения Евангелия) перед книгой зажигали эти специальные свечи.

Далее, этот церковный атрибут стал применяться более активно. Свечи начали ставить перед гробами с усопшими, перед различными иконами и для других вариантов поклонения, к примеру, появились варианты как в церкви ставить свечку за здравие или за упокой. Тем более развивался институт святых чудотворцев и целителей, образы которых начали появляться в церквях.

Современная ритуальная практика

Как правило, при входе в храм покупают свечи. На некоторые праздники, такие как Воскресение Христово, Великий четверг и другие, зажженные свечи удерживаются в руке на протяжении всей службы. В остальное время они помещаются на специально подготовленные подсвечники. Это также делается для того, чтобы они не могли упасть на пол и иконы.

Общая норма советует использовать такой порядок пришедшим в храм:

  • первая свеча зажигается перед иконой Иисуса Христа;
  • вторая перед изображением Девы Марии;
  • а третья - за упокой.

Это правило является неписаным и может немного варьироваться, хотя, конечно, лучше сохранять определенный порядок, ведь именно для этого и нужен ритуал. Например, есть такой вариант поклонения:

  • иконе, посвященной текущему празднику, которая выносится на аналое перед алтарем, или иконе, которая почитается в этом храме (часто могут быть именно образы Христа или Богородицы);
  • мощам святого этого храма, при наличии таковых;
  • именному святому.

После этого возможно выбрать, куда ставить в церкви за здравие, или отыскать специальный подсвечник для молитвы об упокоении. Такой подсвечник является прямоугольным, зачастую он немного ниже остальных и на нем всегда есть распятие. Остальные подсвечники (более высокие) могут использоваться для того, чтобы молиться о здравии.

Коммерция и ритуал

Следует сделать отдельную ремарку касательно приобретения свечек. В частности, отметить возможность покупки этого предмета вне храма.

По большому счету, возможно купить свечки, например, дешевле в магазине и принести в храм. Не сказать, чтобы за такое поведение сразу предавали анафеме, но оно является не совсем естественным и полезным. Вот почему:

Понятное дело, существуют разные финансовые возможности, но покупку свечи может себе позволить практически каждый.

Настроение, с которым ставится свеча, имеет значение. Поэтому не следует распылять собственные душевные ресурсы на такую ерунду: считать выгоду церкви, размышлять о том, почему ритуальные предметы просто не раздаются. Как минимум на период собственной молитвы нужно отринуть подобные соображения.

Практическая сторона дела

Возвращаясь собственно к ритуальной практике, следует отметить, как поставить свечку за здравие в церкви наилучшим образом. Многие не представляют, какой иконе ставить и молиться, а выбор тут разнообразен:

  • Богородица.
  • Христос.
  • святые целители, к примеру, Пантелеймон.
  • чудотворные иконы: Николай Угодник, Спиридон Тримифунтский.
  • личные святые.

Если есть какие-то индивидуальные предпочтения, то таковых и следует придерживаться.

Всегда есть возможность попросить совета у священника в храме. Только для того чтобы ставить свечи, нужно приходить до или после службы. В период, когда в храме литургия, ходить между образами и молиться отдельно не принято.

Касательно выбора молитвы православная традиция предоставляет некоторую свободу. Есть традиционные молитвы, которые лучше всего выучить, если нужно читать перед иконой, но возможно пользоваться молитвословом.

А также вполне допустимы и молитвы своими словами. Они могут быть короткими и немногословным. Основной элемент тут - вера и искренность, которые и дают ценность ритуалу подношения свечи.

Как поставить свечи
и помолиться
« О здравии »

Свеча, зажжённая перед образами - это наша мизерная жертва Богу. Сегодня, когда храмы освещаются электричеством, зажжение свечей под образами в полноте обрело своё главное предназначение - молитвенное горение перед Богом, Девой Марией, угодниками Божиими.

В храме свечи о здравии принято ставить в любые подсвечники (как правило они такие как на снимке, но на высокой ножке, кроме тех, которые стоят на канунном столе и предназначены для свечей, которые ставятся о упокоении (смотрите материал ниже). Но есть храмы, в которых нет канунных столов и свечи о здравии и о упокоении ставятся в любой подсвечник, ведь главное - молитва:

Спаси, Господи, и помилуй отца моего духовного (имя), родителей моих (имена), сродников и благодетелей и всех православных христиан.

В этой молитве мы не упоминаем своё имя, но: "молитесь о других и вам воздастся" - так кратко можно охарактеризовать высказывания и наставления святых отцов Церкви всех времён. Это же относится к недоброжелателям и врагам нашим: "молитесь за обижающих вас и гонящих вас", сказал Иисус Христос (Мф, 5.44).

Не забывайте молиться своему святому покровителю:

Моли Бога о мне святый (имя святого), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей. Ангелу-хранителю: Ангеле Божий, хранителю мой святый, на соблюдение мне от Бога с небесе данный, прилежно молю тя: ты днесь просвети, и от всякаго зла сохрани, ко благому деянию настави и на путь спасения направи. Аминь.

Молитв о здравии довольно много, и они есть в любом православном "Молитвослове". Только покупайте "Молитвослов", "Библию", "Евангелие" и вообще - духовную литературу и иконы в православных храмах. Сегодня очень много "самиздата", в котором есть не только искажения, но и купюры, т.е. отсутствуют целые фразы даже в текстах молитв.

Как поставить свечи
и помолиться
« О упокоении »

Для поминовения усопших в храмах устанавливаются канунные столы. Такой стол легко узнать по прямоугольному подсвечнику на котором установлено Распятие (на снимке). Если вы принесли что-либо из снеди, чтобы служители церкви вместе с вами помянули молитвой ваших родных и близких, положите её в корзинки, которые стоят здесь же, на столе, а потом подойдите к подсвечнику.

Сколько будете ставить свечей, определитесь заранее. Здесь трудно что-либо посоветовать. Можно поставить одну свечу за всех, кого поминаете, а можно за каждого отдельно.

Прежде чем поставить свечку, перекреститесь с поклоном. Зажгите свою свечу о горящую, оплавьте низ и поставьте в гнездо подсвечника. Она должна стоять прямо, не падая. Если не получилось с первого раза, оплавьте низ ещё раз и снова поставьте в гнездо...

Чтобы отрешиться от земного, посмотрите некоторое время на трепетный огонёк, успокойтесь, забудьте о мирском и прочтите молитву мысленно или шёпотом. Если не помните наизусть, - по листочку.

Упокой, Господи, души раб Твоих (имена) и всех усопших сродников и благодетелей моих, и прости их вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Прочтя молитву, побудьте рядом с теми, о ком молились. Вспомните их лица, речь... Не стесняйтесь слез, если всплакнулось. Прежде чем не спеша отойти, осените себя крестным знамением с поклоном.

Может случиться так: только что зажжённую вами свечу по какой-то необходимости погасил церковный служитель. Не возмущайтесь не только словом, но и духом. Ваша жертва уже принята Всевидящим и Всезнающим Господом.

Когда идёт Богослужение, и из-за множества народа Вы не можете пройти, то и не нужно проталкиваться к канунному столу. Вы будете мешать молящимся. Передайте свечи и снедь, сказав, чтобы поставили "за упокой".

Бывает, особенно в выходные и праздничные дни, что все гнезда в подсвечниках заняты. В таком случае положите свои свечи в специальную коробочку (ящичек). Свечи, принесённые в жертву, будут обязательно сожжены. За этим следит служитель. Но, положив или передав свечи, не забудьте помолиться. Главное - молитва. Прочитанная от души, она дойдёт ко Господу и будет принята Им должным образом.