Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Виталий калоев женился второй раз. Виталий калоев, убивший авиадиспетчера, приехал на премьеру фильма о себе Кто убил диспетчера

Шестнадцать лет назад в небе над Германией случилась страшная авиакатастрофа, которая унесла жизни 71 человека – 52 ребенка и 19 взрослых. Это были пассажиры и экипаж российского самолета Ту-154 и грузового Boeing-757. В ночь с 1 на 2 июля 2002 года воздушные суда столкнулись в Германии из-за ошибки швейцарских авиадиспетчеров.

Как произошло столкновение Ту-154 с Boeing-757

Ту‑154 компании «Башкирские авиалинии» выполнял чартерный рейс из Москвы в Барселону, грузовой Boeing‑757 компании международных авиаперевозок DHL летел из итальянского Бергамо в Брюссель. На борту Ту‑154 находились 12 членов экипажа и 57 пассажиров – 52 ребенка и пятеро взрослых. Дети летели в Испанию на отдых. Путевку им подарили в Комитете по делам ЮНЕСКО Башкирии за отличную учебу.

В самолете находилась семья из Владикавказа - Светлана Калоева с 10‑летним Костей и четырехлетней Дианой. Они направлялись к главе семьи, архитектору Виталию Калоеву, который работал в Барселоне по контракту.

Столкнувшись с грузовым самолетом, Ту‑154 развалился в воздухе на несколько частей. Они упали в окрестностях города Юберлинген (федеральная земля Баден-Вюртемберг). Обломки были разбросаны в радиусе 40 квадратных километров. Спасатели искали тела погибших на протяжении недели, находя их в поле, рядом со зданиями и на обочине дорог.

Трагедия случилась спустя несколько минут после того, как немецкие авиадиспетчеры передали сопровождение российского самолета коллегам из Швейцарии, которые располагались в центре воздушного контроля SkyGuide, действующего в аэропорту Цюрих‑Клотен.

Вина диспетчера Петера Нильсена

В ту роковую ночь на работе дежурил один диспетчер – Петер Нильсен, несмотря на то, что по правилам должны были двое. Датчанин приказал экипажу Ту‑154 снизиться, в то время как у приближавшихся друг к другу лайнеров уже не было возможности занять безопасные эшелоны.

Позднее СМИ узнали, что основная аппаратура телефонной связи и автоматического оповещения персонала центра об опасном сближении воздушных судов была отключена. Основная и резервная телефонные линии не работали. На опасное сближение самолетов обратил внимание диспетчер немецкого Карлсруэ. Мужчина 11 раз пытался дозвониться, но результата это не дало.

По началу Нильсен после катастрофы продолжил работать, однако потом компания SkyGuide уволила его.

Месть Калоева: более 20 ножевых ранений

Убитый горем Виталий Калоев, ждавший семью в Испании, одним из первых прибыл в Германию, на место авиакатастрофы. Поначалу специальный службы не хотели его пускать в зону трагедии, однако согласились, когда узнали, что он согласен вместе с ними искать тела погибших. В результате в лесу Калоев нашел жемчужное ожерелье, принадлежавшее дочке Диане. К удивлению спасателей, тело девочки почти не пострадало. Позднее будут обнаружены обезображенные катастрофой тела его сына и жены.

Узнав от журналистов о вине диспетчера в катастрофе, Калоев много раз настойчиво предпринимал попытки поговорить с руководством авиакомпании. Он задавал один и тот же вопрос, касающийся степени вины Нильсена в произошедшем. Известно, что директор компании очень испугался «русского с бородой».

Тогда Калоев решил поговорить непосредственно с датчанином. Он обратился с просьбой к Skyguide посодействовать этой встрече. Сначала там дали согласие, однако затем наотрез отказали и не объяснили причин этого. Во время траурных мероприятий, посвященных годовщине трагедии, Калоев вновь подошел к руководителям швейцарской компании, тем не менее отвечать ему отказались.

24 февраля 2004 года россиянин убил Нильсена в его доме в пригороде Цюриха Клотене. Калоев пришел к дому диспетчера для того, чтобы показать ему фотографии погибших жены и детей. Он хотел, чтобы мужчина покаялся в содеянном. Но Нильсен его оттолкнул, в результате снимки упали на землю. Калоев потерял контроль над собой и нанес диспетчеру более 20 ножевых ранений, от которых тот скончался. У Нильсена осталась жена и трое детей.

Наказание Калоева

Швейцарские полицейские очень быстро вышли на убийцу датчанина. Была разослана ориентировка на человека восточной внешности, который был одет в черные пальто и брюки того же цвета. Калоева обнаружили неподалеку в местном отеле. Во время допроса он рассказал, как узнал адрес Нильсена и что происходило в его квартире. По его словам, он вошел в дом диспетчера, показал ему фотографии. А что произошло потом, убитый горем отец и муж не помнил. Больше он ничего следователем не рассказал.

Было принято решение поместить его на обследование в психиатрическую клинику. Специалисты признали его вменяемым, в результате суд в октябре 2005-го приговорил его к восьми годам тюрьмы. Срок Калоев отбывал в швейцарской тюрьме. Между тем уже осенью 2007-го года Верховный суд Швейцарии постановил освободить его от наказания за примерное поведение. Калоев вернулся на родину в Северную Осетию, там его назначили заместителя министра архитектуры и строительства республики.

Итоги расследования, извинения SkyGuide

Весной 2004-го немецкие власти обнародовали заключение по итогам расследования катастрофы.

Специалисты пришли к выводу, что в столкновении Ту‑154 авиакомпании «Башкирские авиалинии» с грузовым «Боингом» лежит вина на швейцарских диспетчерах. Диспетчерский центр в Цюрихе сразу не заметил опасности схождения на одном эшелоне двух самолетов. В итоге пилоты Ту‑154 выполняли команду диспетчера на снижение, в то время как бортовая система обеспечения безопасности полетов требовала срочно набирать высоту.

Только после того, как был опубликован отчет экспертов SkyGuide признала свои ошибки. Спустя два года после катастрофы директор Ален Россье принес извинения семьям погибших. 19 мая 2004 года тогдашний президент Швейцарии Йозеф Дайсс направил своему коллеге Владимиру Путину официальное письмо с извинениями за авиакатастрофу.

По мотивам трагедии над Боденским озером в 2017 году в США вышла «Последствия» (первое название – «478») с Арнольдом Шварценеггером в главной роли.

В четверг, 20 сентября, состоится пресс-показ художественного фильма «Непрощенный» режиссера Сарика Андреасяна об авиакатастрофе над Боденским озером. Архитектора Виталия Калоева в социальной драме сыграл известный российский актер

С чего все началось?

1 июля 2002 года из Москвы в Барселону вылетел самолет Ту-154, на борту которого были 52 ребенка (большинство из них - лучшие учащиеся спецшколы ЮНЕСКО, победители различных олимпиад, дети госслужащих и руководителей учебных заведений), летевшие на отдых в Испанию.

До этого они опоздали на свой рейс - и компания «Башкирские авиалинии» организовала дополнительный. Причем воспользоваться этим рейсом предлагалось и другим опоздавшим пассажирам. В итоге за три часа до отлета было продано восемь горящих билетов. Среди покупателей была экономист Светлана Калоева из Владикавказа, которая с десятилетним сыном Костей и четырехлетней дочерью Дианой собиралась навестить в Барселоне мужа - архитектора Виталия Калоева. Они не виделись девять месяцев.

Как произошло столкновение над Боденским озером?

В 21.35 по всемирному координированному времени Ту-154 столкнулся в воздухе с «Боингом-747», следовавшим из Бахрейна в Брюссель (на его борту не было пассажиров, только два опытных пилота). Катастрофа произошла рядом с маленьким городком Иберлинген, возле Боденского озера, - причем, несмотря на то что оба самолета в тот момент находились над территорией Германии, воздушным движением управляла швейцарская компания Skyguide, а в диспетчерском центре в Цюрихе в ночную смену работали всего два (!) авиадиспетчера.

Когда один из них ушел на перерыв - на дежурстве остались лишь 34-летний Петер Нильсен и ассистентка. При этом Нильсену приходилось работать одновременно за двумя терминалами. Поскольку часть оборудования в помещении была отключена, диспетчер слишком поздно заметил, что самолеты находятся в опасной близости друг от друга. За минуту до столкновения он постарался исправить ситуацию и передал на Ту-154 инструкцию о снижении, хотя автоматическая система предупреждения опасных сближений, наоборот, рекомендовала пилотам набирать высоту. На снижение пошел и «Боинг-747», но Нильсен не услышал его сообщения, а также совершил роковую ошибку, сказав команде Ту-154, что «Боинг» находится справа (в то время как на самом деле он находился слева).

За секунды до столкновения пилоты самолетов увидели друг друга и предприняли отчаянную попытку предотвратить катастрофу - но их это не спасло. 69 человек на Ту-154 и два пилота «Боинга» погибли. При этом, несмотря на то что некоторые обломки лайнеров упали во дворы жилых домов, на земле, по счастью, никто не пострадал.


Что было после трагедии?

Спустя два года комиссией, созданной Немецким федеральным бюро расследований авиационных происшествий, была установлена причина столкновения и указаны ошибки руководства компании Skyguide, которое не обеспечило диспетчерский центр достаточным количеством персонала в ночную смену (и долгое время мирилось с тем, что только один диспетчер управлял воздушным движением, пока его напарник отдыхал). Помимо этого, оборудование, которое должно было подсказать об опасном сближении, было отключено для техобслуживания. Также была отключена телефонная связь, а дублирующая телефонная линия неисправна.

На следующей день после трагедии о всех подробностях еще никто не знал, но один отчаянный человек уже вылетел из Барселоны в Цюрих, а затем в Германию - в Иберлинген. Сначала полиция не пускала его на место катастрофы, но ему удалось убедить их, что на борту Ту-154 были его жена и дети. В итоге личные поиски мужчины увенчались тем, что он сначала нашел бусы своей дочери Дианы, а затем и ее тело. Этого человека звали Виталий Калоев, а найденное им жемчужное ожерелье дало название мемориалу «Разорванная жемчужная нить», установленному позже на месте трагедии.

Кто такой Виталий Калоев?

Виталий Калоев - архитектор из Владикавказа. Самый младший ребенок в семье осетинских педагогов. С отличием окончил школу, отслужил в армии, поступил в архитектурно-строительный институт, работал по профессии. До 1999 года возглавлял во Владикавказе строительное управление, пока не заключил контракт с одной фирмой и не уехал в Испанию проектировать дома.


© Игорь Кубединов / ИТАР-ТАСС

Калоев убил диспетчера?

Тогда никто официально не называл Петера Нильсена виновником столкновения, а Skyguide лишь временно отстранила его от работы и отправила на психологическую реабилитацию, даже не наложив штрафных санкций. Спустя год после трагедии Калоев приехал на траурную церемонию в Иберлинген и, будучи в возбужденном состоянии, жутко напугал главу Skyguide Алана Росье. Затем он отправился в офис компании, где стал допытываться у ее сотрудников, виноват ли в случившемся диспетчер, и добиваться встречи с Нильсеном.

Фотографию диспетчера Калоев в итоге получил в московском детективном агентстве, в которое обратился после катастрофы. 24 февраля 2004 года Калоев появился на пороге дома Нильсена, попросил разрешения войти и показал ему снимки своих погибших детей, чтобы тот извинился за случившееся. Но, по словам архитектора, диспетчер оттолкнул его, фото упали на землю - а дальше Калоев «ничего не помнит».

Суд установил, что Калоев нанес Нильсену 12 ножевых ранений, от которых тот и умер. Убийство произошло в присутствии жены диспетчера и троих его детей. Калоев получил восемь лет тюрьмы строгого режима. Однако спустя какое-то время мужчина раскаялся и $150 000 компенсации, выплаченные авиакомпанией, передал семье диспетчера. Позднее Калоев был досрочно освобожден и вернулся на родину, где был крайне тепло (практически как герой) встречен в аэропорту, что поспособствовало появлению недоуменных .


«Последствия» - первый фильм, посвященный этой авиакатастрофе?

Нет, до этого столкновение над Боденским озером было подробно освещено в двух сериалах телеканала National Geographic («Расследования авиакатастроф» и «Секунды до катастрофы»), нескольких документалках и телефильме «Полет в ночи - катастрофа над Иберлингеном». Также оно легло в основу немецкого фильма и даже русского

В результате катастрофы погиб 71 человек: два пилота, находившиеся на борту грузового «Боинга» немецкой компании DHL, а также экипаж и пассажиры рейса «Башкирских авиалиний» - всего 69 человек, в том числе 52 ребенка. Трагедия и последовавшая за ней история кровной мести легли в основу сразу нескольких художественных произведений.

Как развивались события в ночь столкновения, почему большая часть погибших в ту ночь не должна была оказаться в небе и как проходило расследование - в материале «Известий».

Случайные пассажиры

Основную часть пассажиров Ту-154 составляла группа детей из расположенной в Башкирии специализированной школы ЮНЕСКО для одаренных ребят. Все они получили путевки на отдых в Испанию за хорошую учебу.

Эта группа должна была вылететь накануне, однако опоздала на рейс. «Башкирские авиалинии» по просьбе сопровождавшей группу туркомпании в экстренном порядке организовали для группы вылет чартера. Билеты на этот рейс авиакомпания также предложила другим пассажирам, ожидавшим вылета в Испанию, - всего было куплено восемь билетов. Три из них приобрела семья Калоевых - 44-летняя Светлана летела в Барселону вместе с детьми - четырехлетней Дианой и 10-летним Костей.

В Испании их ждал отец, Виталий Калоев, бывший глава строительного управления во Владикавказе, в 1999 году по контракту уехавший в Испанию работать архитектором. Накануне он сдал заказчику очередной проект. Светлана с детьми жила в Северной Осетии, в Барселону они летели через Москву, где она и купила билет на рейс «Башкирских авиалиний».

Помимо первого и второго пилотов, в составе экипажа находился проверяющий авиакомпании - пилот 1-го класса, который в этом полете должен был в рамках стандартной процедуры проверки оценить действия КВС борта Александра Гросса. В салоне самолета помимо бортпроводников находились еще трое сотрудников авиакомпании: Шамиль Рахматуллин, авиатехник Юрий Пензин и сопровождавший рейс флайт-менеджер Артем Гусев.

Поздно вечером 1 июля самолеты оказались в воздушном пространстве над немецким Боденским озером - несмотря на то что это была территория Германии, управление полетами здесь было передано частной диспетчерской компании «Скайгайд», расположенной в Швейцарии.

Диспетчерская

На дежурстве в диспетчерском центре в этот момент находился один специалист - 34-летний Петер Нильсен. Второй диспетчер с согласия Нильсена в этот момент ушел на перерыв, и на попечении Нильсена и оставшейся с ним ассистентки остались сразу два диспетчерских терминала.

Кроме того, как впоследствии установило следствие, часть диспетчерского оборудования, которая должна информировать диспетчеров об опасном сближении между самолетами, в эту ночь находилась на техобслуживании.

Когда стало понятно, что самолеты двигаются на пересекающихся курсах, обратить внимание коллеги на опасную ситуацию пытался другой диспетчер, работавший в Карлсруэ. Он 11 раз пытался связаться с Нильсеном по телефону, но одна из телефонных линий также находилась на обслуживании, а запасная вышла из строя. По той же причине сам Нильсен не мог попросить аэропорт Фридрихсхафена взять на себя еще один, третий рейс, следовавший с задержкой. Переговоры с командиром этого борта несколько минут до катастрофы не позволят Нильсену расслышать сообщения от летчиков «Боинга» и Ту-154.

Сам Нильсен заметил сближение двух самолетов, двигавшихся на встречных курсах, слишком поздно. Первое сообщение командиру Ту-154 с требованием снизить высоту он отдал меньше чем за минуту до столкновения. Однако в это время в кабине второго самолета уже сработала система предупреждения о возможном столкновении TCAS-RA.

В кабине

Система TCAS была создана специально для предупреждения пилотов об опасных сближениях в ситуации, когда по каким-то причинам это не было сделано диспетчером. Для того чтобы система сработала, необходимо, чтобы на втором самолете также стоял ее датчик, - после этого каждый из лайнеров получает согласованный сигнал о маневре, который необходимо совершить, чтобы предотвратить столкновение.

По международным правилам системой должны быть оборудованы все самолеты, сертифицированные для перевозки 19 пассажиров и более. TCAS была установлена и на Ту-154, и на немецком «Боинге». Но из-за того, что диспетчер попытался предотвратить столкновение слишком поздно, его распоряжения вошли в противоречие с командами TCAS.

Почти сразу после того, как Нильсен вышел на связь с капитаном самолета «Башкирских авиалиний» и потребовал снизиться, TCAS передала российскому лайнеру команду начать набор высоты, а немецкому, напротив, - снижаться. Командир «Боинга», не получавший никаких распоряжений от Нильсена, выполнил команду компьютера. Командир Ту-154 в этот момент уже выполнял аналогичное распоряжение диспетчера и к компьютеру не прислушался. При этом экипаж немецкого грузового самолета сообщил о своих действиях на землю, но Нильсен, занятый в этот момент переговорами с третьим бортом, этого сообщения не услышал.

Два самолета одновременно перешли в снижение на встречных курсах.

Фото: Global Look Press/Anvar Galeev

Разорванное ожерелье

Пилоты «Боинга» и Ту-154 увидели друг друга уже в последние секунды - самолеты столкнулись под прямым углом, при этом хвостовой стабилизатор «Боинга» ударил в середину фюзеляжа пассажирского самолета, отчего тот развалился в воздухе. Лишившийся хвостового управления «Боинг» потерял управление и также рухнул на землю.

Катастрофа произошла около 23.30 по местному времени, однако первые сообщения о ней начали поступать уже после полуночи. Утром 2 июля о случившемся узнал Виталий Калоев, ожидавший свою семью в Барселоне. В тот же день он вылетел в Швейцарию, а оттуда выехал в немецкий город Юберлинген, рядом с которым произошла катастрофа.

Сообщив полицейским в оцеплении, что в упавшем самолете находились его жена и дети, Калоев присоединился к поисковым работам на месте крушения. Позднее он рассказал телеканалу National Geographic, что сам нашел свою дочь, четырехлетнюю Диану, - сначала увидел на земле ее порванные бусы, а затем обнаружил и тело ребенка. Именно этот образ лег в основу мемориала, установленного на месте трагедии и названного «Разорванное ожерелье».

В книге «Столкновение», также со слов Виталия Калоева, описывается другая версия развития событий - во время поисковой операции его привезли на место обнаружения тела для опознания, где он и увидел лежавшее в стороне украшение.

Расследованием обстоятельств крушения занималось Немецкое федеральное бюро расследований авиационных происшествий. В мае 2004 года было опубликовано заключение бюро. В нем говорилось, что в столкновении виновна диспетчерская компания «Скайгайд», не сумевшая обеспечить безопасность воздушного движения, и ее диспетчер. Кроме того, в документе отмечалось, что пилоты Ту-154 совершили маневр вопреки требованиям системы TCAS, а интеграция самой системы была неполной, инструкции к ней не были стандартизированы.

Авиакомпания «Башкирские авиалинии» также подала в суд на Федеративную Республику Германия, в воздушном пространстве которой произошло столкновение. В 2006 году районный суд расположенного на Боденском озере города Констанц постановил, что передача управления движением самолетов частной компании, находящейся на территории другой страны, противоречит немецким законам. Вся ответственность за катастрофу, согласно решению суда, ложилась на Федеративную Республику Германия. Это решение было оспорено ФРГ, впоследствии спор между Германией и «Башкирскими авиалиниями» был урегулирован в досудебном порядке.

В сентябре 2007 года было вынесено судебное решение по делу восьми сотрудников компании «Скайгайд» - четверо обвиняемых были оправданы, четверо признаны виновными в причинении смерти по неосторожности. Трое из них получили условные сроки, один был приговорен к штрафу.

Убийство

Первое время личность диспетчера, находившегося на дежурстве в момент катастрофы, не раскрывалась. Впоследствии представители компании «Скайгайд» сообщили журналистам, что Петер Нильсен был глубоко потрясен трагедией. Вскоре после столкновения он взял длительный отпуск, через несколько месяцев вернулся в компанию, но перешел на офисную работу и управлением воздушным движением больше никогда не занимался.

Спустя почти два года после катастрофы, однако до публикации официального заключения комиссии по ее расследованию, 24 февраля 2004 года к его дому подошел седой человек, одетый во всё черное, и попытался «привлечь к себе внимание» хозяина. Нильсен, в доме которого находились жена и трое детей, вышел к нему. После короткого разговора человек нанес ему несколько ножевых ранений и скрылся с места преступления.

Полиция сразу заявила, что «не исключает» версии мести диспетчеру за катастрофу над Боденским озером, а диспетчерская компания до выяснения всех обстоятельств усилила охрану остальных сотрудников. По подозрению в убийстве вскоре был задержан Виталий Калоев. Следователям он рассказал, что хотел добиться от диспетчера извинений. По словам Калоева, он показал Нильсену фотографию своей погибшей семьи, однако Нильсен выбил фотографии у него из рук и, согласно некоторым источникам, засмеялся. Что происходило после этого, Калоев не помнит.

В октябре 2005 года он был признан виновным в убийстве и приговорен к восьми годам лишения свободы, в 2006 году срок заключения был сокращен, а в 2007-м Калоев был освобожден досрочно за примерное поведение и отправлен в Россию. В Северной Осетии Виталия Калоева встретили как героя. Через год, в 2008 году, он занял пост заместителя министра строительства республики.

«Столкновение» и «Последствия»

Про обстоятельства катастрофы было снято сразу несколько документальных фильмов в России и за рубежом.

В апреле 2017 года на экраны в США вышел художественный фильм «Последствия», в основу которого легли события 2002–2004 годов. Роль главного героя, прототипом которого стал Виталий Калоев, исполнил Арнольд Шварценеггер. Сам Калоев после премьеры раскритиковал фильм за ряд неточностей и искажений.

Тогда же, в апреле 2017-го, в России вышла книга «Столкновение: Откровенная история Виталия Калоева». В ней со слов Виталия Калоева описываются обстоятельства проведения поисковой операции и его последняя встреча с диспетчером Нильсеном.

Десять лет назад в небе над Германией произошла авиакатастрофа, в результате которой погибли 52 ребенка и 19 взрослых - пассажиры и экипаж Ту-154 и грузового Boeing-757, столкнувшихся в результате ошибки швейцарских авиадиспетчеров.

В ночь с 1 на 2 июля 2002 года в Германии в районе Боденского озера российский пассажирский авиалайнер Ту‑154 компании "Башкирские авиалинии", выполнявший чартерный рейс из Москвы в Барселону (Испания), и грузовой самолет Boeing‑757 компании международных авиаперевозок DHL, летевший из Бергамо (Италия) в Брюссель (Бельгия). На борту Ту‑154 находились 12 членов экипажа и 57 пассажиров - 52 ребенка и пять взрослых. Большинство детей направлялись на отдых в Испанию в качестве поощрения за отличную учебу Комитетом по делам ЮНЕСКО Башкирии. По трагической случайности в самолете - Светлана Калоева с 10‑летним Костей и 4‑летней Дианой, которая летела к мужу, Виталию Калоеву, в Испанию, где тот работал по контракту. Грузовым "Боингом" управляли два пилота.

От столкновения Ту‑154 развалился в воздухе на несколько частей, упавших в окрестностях немецкого города Юберлинген.

В результате авиакатастрофы - 52 ребенка и 19 взрослых.

Трагедия произошла через несколько минут после того, как немецкие диспетчеры передали сопровождение российского самолета швейцарским коллегам из центра воздушного контроля "Скайгайд" (SkyGuide), действующего в одном их крупнейших европейских аэропортов Цюрих‑Клотен (Швейцария).

В ту ночь в авиадиспетчерском центре "Скайгайд" на рабочем месте находился один дежурный диспетчер вместо положенных двух - Питер Нильсен. Он отдал экипажу Ту‑154 команду на снижение, когда сближавшиеся самолеты уже не могли занять безопасные эшелоны.

Основная аппаратура телефонной связи и автоматического оповещения персонала центра об опасном сближении самолетов была отключена. Не работали основная и резервная телефонные линии. Диспетчер из германского города Карлсруэ, заметивший опасное сближение самолетов,11 раз пытался дозвониться - и безуспешно.

После авиакатастрофы Нильсен был отстранен от работы, а в отношении компании "Скайгайд" и ее руководства швейцарские следственные органы провели уголовное расследование.

24 февраля 2004 года Питер Нильсен в пригороде Цюриха Клотене гражданином России Виталием Калоевым, потерявшим в авиакатастрофе над Боденским озером всю свою семью - жену, дочь и сына. В этот день Калоев пришел к дому диспетчера, чтобы показать ему фотографии погибших жены и детей, но Нильсен его оттолкнул, и фотографии упали на землю, что привело к потере контроля над собой убитого горем человека.

В октябре 2005 года Калоев был признан виновным в убийстве и . В ноябре 2007 года он был досрочно освобожден и вернулся на родину, в Северную Осетию. В 2008 году Виталий Калоев строительства и архитектуры Республики Северная Осетия ‑ Алания.

Сразу после катастрофы швейцарская компания "Скайгайд" возложила всю вину на российских пилотов, которые, по ее мнению, плохо понимали указания диспетчера по‑английски.

В мае 2004 года Федеральное ведомство по расследованию авиационных происшествий Германии опубликовало заключение по итогам расследования катастрофы.

Эксперты признали, что в столкновении пассажирского авиалайнера Ту‑154 авиакомпании "Башкирские авиалинии" с грузовым "Боингом" из "Скайгайд".

Диспетчерский центр в Цюрихе вовремя не заметил опасности схождения на одном эшелоне двух самолетов. Экипаж российского Ту‑154 выполнял команду диспетчера на снижение, несмотря на то, что бортовая система обеспечения безопасности полетов ТИКАС требовала срочно набрать высоту.

Только после публикации отчета компания "Скайгайд" признала свои ошибки и, спустя два года после катастрофы, ее директор Ален Россье принес извинения семьям погибших. 19 мая 2004 года президент Швейцарии Йозеф Дайсс направил президенту России Владимиру Путину официальное письмо с извинениями за авиакатастрофу над Боденским озером.

В декабре 2006 года директор "Скайгайд" Ален Россье .

В сентябре 2007 года окружной суд швейцарского города Бюлах признал четверых сотрудников авиадиспетчерской службы "Скайгайд" виновными в преступной халатности, приведшей к авиакатастрофе над Боденским озером. Всего перед судом предстали восемь сотрудников швейцарской компании. Обвиняемые , переложив ее на убитого диспетчера Питера Нильсена.

Четверо менеджеров "Скайгайд" в непредумышленном убийстве. Трое из них были приговорены к условному заключению, один - к штрафу. Четверо других обвиняемых оправданы.

Компания "Скайгайд" предложила семьям жертв катастрофы определенную компенсацию при условии нерассмотрения их иска в одном из судов США. Часть семей не согласилась с этим предложением и на заседании комитета родителей погибших детей в июне 2004 года в Уфе, в котором приняли участие 29 человек, было , в том числе и по выплате компенсаций, в судебном порядке.

1 июля 2004 года стало известно, что иски в суды США и Испании на швейцарскую диспетчерскую службу "Скайгайд" , потерявших родных в авиакатастрофе над Боденским озером.

В феврале 2010 года Федеральный административный суд Швейцарии родственникам жертв авиакатастрофы.открыт мемориальный комплекс , посвященный жертвам катастрофы.

В 2004 году на месте трагедии в германском городе Юберлинген в авиакатастрофе, представляющий собой разорванное колье, жемчужины которого разлетелись по траектории обломков двух самолетов.

В 2006 году в Цюрихе, напротив здания компании "Скайгайд", была , представляющая собой спираль, на которой установлены 72 свечи в память о 71 жертве авиакатастрофы и убитом авиадиспетчере.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

За первый уик-энд драма «Непрощенный» собрала больше 150 млн рублей и стала лидером российского проката. Фильм Сарика Андреасяна о самосуде архитектора с Северного Кавказа с Дмитрием Нагиевым в главной роли, по оценке специалистов, завоевал небывалую симпатию у зрителя.

Фильм «Непрощенный» призван открыть новые грани талантов режиссера Сарика Андреасяна и исполнителя главной роли Дмитрия Нагиева. Однако подобный имиджевый ход оказался весьма сомнительным - слишком уж сложна и неоднозначна история, по которой снята картина. Для Сарика Андреасяна это уже вторая (после «Землетрясения» 2016 года) драма о реальной трагедии - воздушной аварии над Боденским озером в 2002 году и простом архитекторе Виталии Калоеве, потерявшем в ней всю семью.

В картине показана вся цепь событий, которые привели к роковому финалу: швейцарский авиадиспетчер Петер Нильсен из-за халатности упустил момент опасного сближения двух самолетов, они столкнулись, все пассажиры и экипажи погибли. Виталий Калоев, в то время работавший по контракту в Испании, ждал в гости свою семью, летевшую на одном из этих самолетов.

В 2004 году Калоев убил авиадиспетчера, которого считал главным виновником катастрофы, - по его признанию, он хотел всего лишь услышать от Нильсена слова извинения, но был грубо осмеян.

Калоева приговорили к 8 годам заключения, однако он был освобожден досрочно и в 2007 году вернулся в Россию, где его встретили как героя.

Родился он 15 января 1956 года в городе Владикавказе, бывшем Орджоникидзе. Его отец Константин Камболатович преподавал в школе осетинский язык, мама Ольга Газбеевна работала воспитательницей в детском садике. Ещё у Виталия было два брата и три сестры, среди них он младший. При этом родители как раз больше всего гордились Виталием, который с детства обожал читать. Уже в пять лет он свободно читал и учил стихи наизусть, а в школе учился на одни пятёрки.

После окончания школы Калоев поступил в строительный техникум, затем отслужил в армии, поступил в архитектурно-строительный институт, затем устроился на работу в строительное управление Осетии.

В 1991 году он женился на Светлане Гагиевской, работавшей директором местного отделения Сбербанка.

Вскоре у пары родились двое детей - сын Костя в 1991-м и дочка Диана в 1998 году.

Словом, это была дружная и весьма обеспеченная по осетинским меркам семья: Виталий возглавлял строительное управление Владикавказа, Светлана работала заместителем директора по финансам пивоваренного комбината «Дарьял», сын учился в самой престижной школе. Затем в стране разразился финансовый кризис 1998 года, многие местные предприятия объявили о банкротстве. И тогда Виталий Калоев решил найти работу за рубежом. В 1999 году его строительное управление заключило контракт с испанской фирмой и он уехал строить жилые дома в Барселону.

Семья Виталия Калоева попала на этот рейс случайно. В Москве у Светланы с детьми была пересадка, но из-за погодных условий они опоздали на свой рейс и застряли в Шереметьево. И через три часа ожидания диспетчер предложила Калоевым три свободных места на борту Ту-154 чартерного рейса авиакомпании «Башкирские авиалинии», на котором в Испанию летела группа подростков - лучшие учащиеся спецшколы ЮНЕСКО, победители различных олимпиад, получившие бесплатные путёвки на отдых на побережье Средиземного моря. На борту было несколько свободных мест.

Ночью 1 июля 2002 года Ту-154 столкнулся в воздухе с самолётом «Боинг-747» международной логистической компании DHL, следовавшим из Бахрейна в Брюссель - на его борту не было пассажиров, только два опытных пилота. Катастрофа произошла рядом с маленьким городком Иберлинген, возле Боденского озера.

Столкнувшись с грузовым самолетом, Ту‑154 развалился в воздухе на несколько частей. Они упали в окрестностях города Юберлинген (федеральная земля Баден-Вюртемберг). Обломки были разбросаны в радиусе 40 квадратных километров. Спасатели искали тела погибших на протяжении недели, находя их в поле, рядом со зданиями и на обочине дорог.

Трагедия случилась спустя несколько минут после того, как немецкие авиадиспетчеры передали сопровождение российского самолета коллегам из Швейцарии, которые располагались в центре воздушного контроля SkyGuide, действующего в аэропорту Цюрих‑Клотен.

Виновным в трагедии был один диспетчер — Птер Нельсен, но компания смогла «отмазать» своего сотрудника от наказания. Калоев простить не смог — он приехал к Нильсену домой и жестоко зарезал его. На суде повторял — ему нужны были просто извинения…

Калоеву дали 8 лет тюрьмы, но уже через два года он вернулся на родину, так как был освобожден досрочно за хорошее поведение.

Калоев вернулся на родину в Северную Осетию, там его назначили заместителя министра архитектуры и строительства республики.

«Меня практически вся тюрьма знала, - позже вспоминал Виталий Калоев. - Когда выходил на прогулку, ко мне многие подходили поздороваться. Но пока не узнавал, как и что, я руку никому не подавал: там же сидели педофилы и насильники на сексуальной почве. Я боялся, что пожму руку такому человеку, а потом, думаю, руку не отмою».

Именно Калоев последние 10 лет курирует все значимые проекты, например строительство телебашни на Лысой горе - с крутящейся смотровой площадкой и рестораном, чтоб как в Москве. Другой проект - Кавказский музыкально-культурный центр имени Валерия Гергиева, спроектированный в мастерской Нормана Фостера.

На этом посту он стал настоящим народным заступником - приём по личным вопросам у замминистра Калоева расписан на месяцы вперёд. Идут к нему с любыми вопросами: нужны деньги на лекарства, стройматериалы на ремонт, на операцию кого-то устроить высокотехнологичную. Знают, что народный герой республики не откажет.

Ещё телефон Калоева разрывается от звонков из колоний: зеки всей страны считают, что только отсидевший срок чиновник пойдёт им навстречу. Причём чаще всего зеки просят решить вопрос с тюремными передачами или с открытием тюремного ларька, где можно будет покупать чай и сигареты.

Два года назад Калоев вышел на заслуженный отдых. По прошествии примерно 13 лет после авиакатастрофы Виталий Калоев все же решился создать новую семью. Его новую супругу зовут Ириной. Церемония бракосочетания была исключительно по осетинским традициям. Новую семью архитектор не скрывает, но и не говорит о ней, оберегает. Детей пары нет.

Новости СМИ

Новости партнеров