Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Страхи, их причины, и работа со страхами. Радикальная проработка страхов


Поговорим о том, как избавиться от страха.

Чувство страха знакомо каждому человеку без исключения, хотя страхи бывают разные. Кого-то преследует страх темноты, высоты или воды, кто-то боится боли, смерти или болезни, у кого-то возникает страх одиночества или наоборот – страх общения. У человека может быть целый набор страхов, которые возникают периодически, или же какой-то страх может проявляться регулярно или даже постоянно.

В легкой степени страх проявляется как беспокойство или тревога, а ярко и сильно выраженный страх известен как ужас – самая острая форма страха. Чтобы избавиться от страхов, нужно понять их природу, причину.

Откуда берутся страхи, что является причиной их возникновения?

Конечно, можно назвать множество причин возникновения тех или иных страхов, например, тяжелые психологические переживания в детстве или даже прошлых жизнях (что часто объясняет детские страхи), когда человек получил психическую травму того или иного рода, но такие причины вторичны, поэтому не всегда их устранение помогает избавиться от страха.

Нам нужно понять, что является первопричиной страхов, их источником, что лежит в их основе.

По сути, страх означает угрозу потери, а потерять можно только то, с чем ты отождествлен или к чему привязан.

Поэтому коренной причиной всех страхов, беспокойств и тревог является отождествление (отождествленность с кем- чем-либо) и привязанность.

Отождествление – это самоидентификация, то есть чувство бытия чем-то или кем-то конкретным. Человек (как сознание) отождествлен с конкретным телом, отождествлен с умом, с профессией, положением в семье и обществе, и всеми ролями, которые он играет в социуме.

Привязанность – это чувство близости и симпатии к кому-то или чему-то, создающее ощущение психологического или физического комфорта. Привязанность, по сути, означает зависимость, и лишение человека объекта привязанности (потеря или угроза потери) вызывает у него неприятные эмоции, в том числе беспокойство, тревоги и страхи.

Часто эти две причины – отождествленность и привязанность – идут рука об руку, дополняя и усиливая друг друга, тем самым создавая и усиливая различные страхи. Избавляясь от отождествленностей и привязанностей, человек постепенно избавляется от всех страхов.

Отождествленность как причина страха


Когда человек отождествлен, например, с телом, он считает себя этим материальным объектом, которое, как всем известно, рано или поздно умрет, поэтому возникает страх смерти. Из-за отождествленности с телом возникают также страхи болезней, больниц, стоматологов, хирургов, операций, старости и т.д. И чем сильнее человек отождествлен с телом, тем сильнее его страхи, потому что тело (в отличие от души, то есть индивидуального сознания) подвержено влиянию множества факторов материального мира, которые могут причинить боль, вред, болезни, инвалидность и смерть.

Отождествление с должностью на работе вызывает страх потери этой должности. Отождествленность с положением в обществе является причиной страха потери этого положения. Отождествленность с умом заставляет переживать о своих умственных способностях и накоплении знаний о материальном мире (современная система образования), которые, в большинстве своем, никогда не пригодятся.

Привязанность как причина страхов

Человек естественным образом привязывается к семье, друзьям, деятельности, работе, деньгам, материальным удобствам и разнообразным объектам владения. Имея привязанность, человек становится в той или иной мере зависимым от объекта привязанности, поэтому, конечно же, у него возникает страх потери, повреждения или ухудшения того, к чему он так привязался.

Как избавиться от страхов

Привязанность и отождествленность являются причинами всех страхов, а свобода от страха означает отсутствие привязанностей и отождествленностей, и это – очень высокий духовный уровень, которого, тем не менее, можно достичь, занимаясь духовными практиками, ведущими к самопознанию. По мере работы над собой, человек постепенно разотождествляется с телом, умом, положением в обществе, ролями, которые играет в жизни, и, соответственно, его привязанность к материальному миру ослабляется. Это лучший способ избавления от страхов. Познавая себя как душу или чистое сознание (см. ), человек начинает видеть истинное положение дел, поэтому все страхи просто испаряются, как призрачный утренний сон.

Обнаружив истинную причину своих страхов, человек может ее проанализировать, рассмотреть с разных сторон и увидеть ее иллюзорность (отождествленность и привязанность – это иллюзорные явления) – только тогда он обретает свободу от страха, который, базируясь на иллюзорных явлениях отождествленнности и привязанности, сам является не менее иллюзорным.

Познав себя как чистое сознание, вечное и неподверженное каким бы то ни было материальным проявлениям этого мира, человек устраняет все причины страхов. Разотождествление ведет к и свободе.

Борьба со страхом

Идея борьбы со страхом в корне неверна, так как слово «борьба» подразумевает подавление страхов силой (неважно каким образом), а то, что подавлено, всплывет все равно, рано или поздно. Поэтому борьба со страхами проблему не решает, а только на какое-то время позволяет ее приглушить, и то не всегда. Нужно отказаться от идеи борьбы, так как борьба только усиливает двойственность, делает ее реалистичнее и влиятельнее, приводя к новым неприятностям, и это не является путем к свободе от страхов. Чтобы избавиться от страха, нужно не подавлять его, а понять, проанализировать, увидеть страх в истинном свете – тогда он теряет свою силу.

Работа со страхами с помощью проработки дуальностей


Есть различные методы и способы избавления от страхов, и один из них, который во многих случаях человек может применить самостоятельно, называется , то есть работа с двойственностью, двумя ее полюсами.

Техники проработки дуальностей могут помочь избавиться от любых страхов, беспокойств, тревог и психологических проблем, а также помогут избавиться от главных причин страхов – отождествленности и привязанности.

Например, отождествленность с телом можно проработать как дуальность «Я тело – я не тело», отождествленность с умом – как «я ум – я не ум» и т.д. Однако, если вы в самом начале духовной практики, проработка этих дуальностей, вероятнее всего, не приведет к полному разотождествлению, так как есть множество других активных (актуальных) дуальностей. Другими словами, прежде чем проработка отождествлений будет давать хороший результат, возможно, понадобится проработать привязанности. А в большинстве случаев рекомендуется начинать работу именно со страхами, так как обычно для человека страхи более актуальны, чем привязанности и отождествленности.

Работа со страхами методом проработки дуальностей ведется таким же образом, как и с любыми другими темами проработки. Всегда нужно руководствоваться правилом: РАБОТАЙТЕ С ТЕМ, ЧТО АКТУАЛЬНО СЕЙЧАС. Проработка тем, которые для вас нереальны или неактуальны в данный момент (или неправильно сформулированы), может вообще не дать результат и вызвать разочарование в этом методе и техниках. Проработка дуальностей – это инструмент, и как любой инструмент, его нужно применять вовремя и правильно. А это своего рода искусство, которому можно научиться только путем применения инструмента, после изучения теории, конечно же.

При работе со страхами может оказаться необходимым разбить тему на составляющие, и каждую составляющую проработать отдельно. Это требуется в тех случаях, когда тема довольно «жирная», то есть содержит много заряда, негативного материала, и туго или долго прорабатывается.

Просто для примера, рассмотрим дуальность «я боюсь общаться – я не боюсь общаться». Человеку с явно выраженным страхом общения рекомендуется разложить эту дуальность на составляющие (как это делается, описано в статье «Проработка дуальностей» и в обсуждении этой статьи на форуме). И таким образом, расписав тему страха общения, мы можем получить примерно следующий список дуальностей для дальнейшей работы:

Я хочу общаться – я не хочу общаться
Мне нравится общение – мне не нравится общение
Я могу нормально общаться – я не могу нормально общаться
Мне важно, что обо мне подумают – мне не важно, что обо мне подумают
Мое общение плохо воспримут – мое общение хорошо воспримут
Я хороший собеседник – я плохой собеседник
Со мной всем интересно – со мной никому не интересно
И т.д.

Хочу особо подчеркнуть, что списки у всех будут разные, поэтому не нужно этот пример использовать как шаблон, он дан просто для наглядности. Из готового списка дуальностей вы выбираете ту, которая для вас сейчас самая понятная и актуальная, и работаете с ней, как описано в статье «Проработка дуальностей».

Этот метод избавления от страхов не основан на борьбе, давлении или хитрости; он позволяет рассмотреть и проанализировать страхи с разных сторон, что приводит к их ослаблению и исчезновению (благодаря и ), а не подавлению.

Людям, которые не в состоянии самостоятельно работать со страхами (особенно это касается сильных навязчивых страхов), рекомендуется обратиться к соответствующим специалистам.

Чем меньше у человека остается страхов, тем эффективнее будут прорабатываться привязанности.

А чем меньше у человека привязанностей, тем эффективнее будут прорабатываться отождествленности.

С каждым проработанным страхом, привязанностью и отождествленностью, свобода и самопознание все ближе и ближе.

Успехов всем на этом пути, порой нелегком, но, судя по личному опыту и тех, кто занимается, того стоящим.

Представим перед собой лестницу, ведущую вниз. В ней 10 ступенек. Это лестница в наш внутренний мир. Посмотрите, какие перед вами ступеньки, из какого они материала, есть ли перила.

Мы начинаем медленно спускаться под мой счет, ощущая ногами каждую ступеньку. Раз, два, три…десять. Перед нами дорожка, ведущая в наше внутреннее пространство.

Мы пришли сегодня в наш внутренний мир, чтобы встретиться со своим страхом. Попросим сейчас те силы, что помогают нам – наших Ангелов – Хранителей, Высшее Я быть с нами в процессе этой работы. Страхи – это наша собственная спрессованная, уплотненная энергия, обернувшаяся против нас . Мы идем, чтобы обрести гармонию и мир в своей душе, мы хотим освободить застоявшиеся энергии. И мы приглашаем наш страх встретиться с нами.

Вы идете по дорожке, ваши стопы чувствуют землю, и вы осматриваете пространство вокруг себя. Ваш страх всегда рядом, всегда с вами. Он может принять любую форму. Что вы видите впереди себя? Что слева, что справа? Что вы чувствуете?

Предмет, часть пейзажа, фигура, все детали, которые кажутся вам необычными – это и есть ваш страх. Возьмите его с собой. Если вы ничего необычного не видите – тогда прямо сейчас резко обернитесь. Тень, предмет, фигура, мелькнувшая сзади – это ваш страх. Возьмите его. Если нет ничего конкретного, но весь пейзаж, все окружающее пространство кажутся вам странными – скатайте все это в трубочку, или соберите в шар и берите с собой.

Теперь перед вами гора, и вам нужно поднять ваш страх на самый верх, на вершину этой горы. Возможно, это не гора, а высокое сооружение, поднимайтесь на его верхушку. Ваш страх нужно поднять с собой, вам это нужно обязательно сделать. Несите, катите, тащите его. В крайнем случае, если страх покажется вам очень большим , вырастите сами, и станьте выше него.

Вот ровная площадка на самом верху. Вы здесь, и страх перед вами. Посмотрите на него внимательно. Изменился ли он? На что он похож?

Наша задача – поговорить со страхом , а для этого у него должна быть подходящая форма. Спросите сейчас: «Что мне нужно сделать, чтобы ты поговорил со мной?» Первое, что придет – верно. Сделайте то, что он просит. Теперь с ним можно общаться.

Спросите его: «Что ты за страх? Чего я боюсь? » Первое, что вы услышите – верно.

Следующий вопрос: «Когда ты возник впервые? В каком возрасте ты появился? С каким случаем в моей жизни ты связан?»

Сейчас перед вами появляется то воспоминание, когда вы впервые почувствовали этот страх . Сколько вам лет? Кто рядом с вами? Что произошло? Просмотрите этот эпизод от начала до конца. Чего вы тогда испугались? Кто вас напугал?

Теперь посмотрите глазами того, кто напугал вас. Зачем он сделал это? Что он на самом деле хотел?
Вы, сегодняшний, можете войти сейчас в ту ситуацию к себе, маленькому. Вы можете поддержать того себя, из прошлого, помочь и утешить и вместе подумать, каков был урок.

Что вы должны были понять? Чему научиться? И, если бы вы поняли это тогда, как теперь развернулась бы та ситуация?

Если вы чувствуете удовлетворение, разрешение ситуации, вернитесь сейчас на гору.
Исчез ли страх? Возможно, он превратился в маленький безобидный инстинкт – тогда примите его.


Если нет, и страх все еще велик, значит, есть еще ситуация, более глубокая, которая связана с этим страхом.

Задайте вопросы: «Чего я еще боюсь? Что ты за страх? С какой еще ситуацией ты связан?»
Слушайте первый ответ.

Перед вами возникает ситуация, в которой впервые появился этот страх . Просматриваем эту ситуацию от начала до конца. Смотрим на нее глазами других участников. Входим в нее при необходимости, и оказываем себе, тогдашнему, помощь и поддержку. И сейчас мы понимаем, почему это с нами тогда случилось. Чему эта ситуация нас учит? Какой в этом урок? И если бы вы тогда это поняли, как изменилась бы та ситуация?

Когда мы почувствуем, что работа закончена, мы вновь ощутим свое тело и пространство вокруг себя. Вспомним, кто мы и где мы находимся. Вернемся в наш обычный мир.

За один раз выходит 1-3 страха, а их у нас внутри может быть и больше. Поэтому есть смысл поставить и сделать эту запись несколько раз, и каждый раз будут подниматься все более глубокие залежи этих ископаемых.

После отработки каждой партии стоит сделать перерыв, может быть неделю — посмотреть, что теперь изменится в вашей жизни. Вы, скорее всего, заметите, что в прежних ситуациях, вызывавших напряжение, его больше не будет. Солнышко станет чаще выглядывать из-за тучек.

Приветствую всех друзья на сайте Он и Она. Всем нам известно, что нашей жизнью в той или иной степени управляют различные страхи. Мужчины и женщины по-разному переживают подобные состояния, переживая их совершенно индивидуально. Женщинам в этом отношении повезло чуть больше, так как они могут давать выход своим эмоциям. У мужчин же картина иная – общество порицает выход мужских эмоций, и мужчина вынужден не позволить себе осознавать страхи.

Скрытые страхи и ролевые ожидания недешево обходятся мужчинам. Всем известно, что по статистике, мужчины живут меньше женщин в среднем на 8 лет.

Поэтому сегодня друзья представленные , наверное, больше будут нужны мужчинам, чем нам женщинам, ведь природа и так позаботилась о нас, наделив отличными адаптационными возможностями.
Итак, начнем (это абсолютно не означает, что женщинам эти техники тоже не пригодятся):


1. Подружитесь со своим страхом , так как иногда страх может оказаться основным союзником и товарищем, который может предупредить об опасной ситуации.

2. Изучите разные типы страхов. Подумайте, возможно, даже создайте список своих страхов. Расположите их в колонки: чудовищные страхи, разумные страхи, детские страхи, будущие страхи, сегодняшние и смешные страхи. Потом выделите отдельную колонку для неизвестных еще вам страхов. Выберите из них три страха, которые вы хотели бы рассмотреть более подробно, чтобы больше о них знать.

3. Осознайте свое мужество. Составьте список своих страхов, сделайте еще один список – своих способностей и черт характера, показывающих вашу уверенность в себе. Это поможет вам определить свои навыки и внутренние ресурсы, которые мы или считаем очевидными, или вообще отрицаем из-за негативного влияния страхов.

4. Определите ситуации , которых вы боитесь, и ситуации в которых вы демонстрируете мужество и опишите их для себя. Это поможет вам общаться, не страшась с начальством, коллегами, друзьями, чиновниками и т.д. Подумайте о том, как вы ощущаете себя в этих ситуациях? Что происходит с вашей самооценкой? Постарайтесь понять, как все это соотносится с вашим повседневным опытом общения?

5. Будьте собой и позволяйте другим быть собой. Любой человек всегда испытывает желание быть самим собой. Жизнь в социуме, которая постоянно “загоняет” человека стереотипами в какие-то рамки, требует повседневной борьбы за свое самоосуществление. Когда мы честны перед собой, доверяем своим ощущениям, мы чувствуем тесную связь с другими людьми, у нас появляется фундамент для личностного роста.

6. Не позволяйте манипулировать собой и не применяйте манипуляцию сами. Помните, что рано или поздно от манипуляции, как правило, страдает потом, прежде всего сам манипулятор.

7. Не забывайте – вы живой человек, а не машина. Многие из нас усваивают для себя расчетливый подход к жизни, пытаясь измерить и рассчитать абсолютно все. Позволяйте себе проявлять эмоции, жить чувствами, верить людям, проявлять доброе отношение к ним.

8. Вернитесь к здравому смыслу. Мы при всей своей уникальности имеем некую взаимосвязь и с другими людьми, поэтому иногда стоит прислушиваться к себе, к своему окружению, найти свое место в таком многообразном мире.

9. Прислушайтесь к сигналам своего тела. Остановитесь, сделайте пару вдохов и скажите себе: “Я – тело”. Повторите это спокойно вслух и про себя. Позвольте различным мыслям, чувствам, переживаниям, воспоминаниям овладеть вашим сознанием. Закройте глаза и повторите процедуру еще раз. Затем представьте себя на работе, дома или в транспорте, опять повторяя фразу: “Я – тело”. Осознайте каждый образ или воспоминания, отметив для себя, когда же возникло ощущение разделения. Представьте себе, что вы работаете в стрессовом режиме и вам непременно нужно сдать работу в срок, как тут может мешать собственное тело? Вслушайтесь в свои телесные ощущения. Что происходит? Можно изменить образ тела, концентрируясь на своих прежних ощущениях, наполняя энергией теперешние чувства, которые смогут вызвать релаксацию.

10. Примите свои чувства. Попытайтесь вспомнить какой-нибудь случай за последние несколько дней, который мог вызвать или вызвал у вас гнев. Что происходило с вами в этот момент? С кем вы были? Постарайтесь сосредоточиться на этом моменте и понять, какие чувства еще там присутствовали. Страх? Огорчение? Печаль? Раздражение? Боль? Обида? Обнаруживается ли радость или возбуждение среди других чувств? Что преобладало? Если это был гнев то, что делал другой человек в этот момент? В чем была ваша главная потребность в этот момент? Чего вы хотели? Быть услышанным, понятым или может управлять ситуацией? Теперь постарайтесь углубиться в себя, вспомните свое детство, обращая при этом каждый раз на возникновение похожих чувств. Постарайтесь понять, когда и как вы начали “проглатывать” свои чувства, как это отражалось на вас.

11. Помните, что у вас есть потребности и право на них. Если человек отказывается от осуществления своих потребностей, он оказывается как бы “взаперти”, становится зависимым и требует от других, особенно от женщин, быть или стать его мамой. И тогда возникает внутренний “разрыв”, который ничем не может быть заполнен. Потребуется большая практика, чтобы понять и научиться отличать свои детские потребности от реальных взрослых. Научитесь понимать свои желания, находя пути их удовлетворения!

12. Научитесь радоваться одиночеству. Мы настолько привыкаем, к отсутствию свободного времени выполняя те или иные роли, что когда появляется возможность побыть одному, мы чувствуем себя дискомфортно, не знаем, куда себя деть, заполняя это время работой или пытаясь вообще его отрицать. Но нам необходимо это состояние, потому что оно дает нам великолепную возможность отдыха и восстановления своих психических сил.

13. Пытайтесь менять свое мировоззрение, возможно, изменять свои стереотипы, свое отношение к чему-либо. Дайте себе возможность личностного роста. Посмотрите на мир другими глазами!

14. Прощайте себе нанесенные обиды. Когда вы внутренне прощаете обидчика, вы говорите ему “до свидания”, закрываете глаза и переживаете чувство потери. Затем открываете глаза и говорите ему “привет”, но это будут уже обновленные чувства к этому человеку. Прощение запускает процесс исцеления и лечит старые раны.

15. Делитесь с другими. Все мы, так или иначе, учимся друг у друга. Делитесь своей теплотой, радостью, добротой, информацией с другими людьми и отдача не заставит себя ждать.

16. Позвольте себе, хотя бы иногда побыть ребенком. Простота восприятия, трепет перед возможным чудом, детская непосредственность позволяет вам преобразовать свою жизнь, так как детская искренность смягчает суровость жизни. Став даже на мгновение ребенком вы можете лучше почувствовать мир других людей.

17. Постарайтесь обрести цель. Без цели нет существования, вы не знаете, кто вы и куда идете.

18. Не откладывайте жизнь на потом. Живите прямо сегодня, прямо сейчас. Переживайте всю эту многогранную палитру чувств жизни! Только разнообразие сделает вас внутренне богаче.

Ну вот, пожалуй, и все друзья. Эти установки можно использовать в своей жизни, дают возможность разобраться со своими страхами, побороть их или видоизменить, а соответственно – изменить свою жизнь к лучшему!

С уважением,


Слушаем веселую и позитивную песенку.

1. На 2-й неделе медитаций проработать не получится. И даже на 2-м месяце. Нужен серьезный навык, который можно развить где-то за пару лет. Тут сложность в том, что что-то "прорабатывать" - это действие, которое в принципе с медитацией не очень совместимо, и имеет место вот такой парадокс: медитация - это когда человек ничего в своем сознании не делает, а если он что-то делает то это уже не медитация. Чтобы этот парадокс разрешить приходится из медитации "нырять" в довольно таки специфическое "полумедитативное" состояние и возвращаться обратно. При этом выйти из медитации довольно просто, а вот т.с. "выйти наполовину" и потом быстро возвращаться - довольно таки сложно. Для этого и нужен навык.

2. Кроме навыка медитации нужен навык... не знаю как он правильно называется, Смысл в том, что сознание как-бы распаралеливается, и в то время когда человек переживает какие-то эмоции, все равно остается безэмоциональная часть, которая понимает "вот сейчас я боюсь" и в любой момент может эту эмоцию отсечь. Страхи - они ведь меняют и оценки человека, и принятые им решения, а вот это вот "разделение" позволяет убрать искажения.
(разумеется, это совсем не то что раздвоение личности).
В процессе медитации этот навык развивается, также он развивается в процессе самонаблюдения в обыденных ситуациях. Честно говоря, я не знаю будет ли достаточным практика медитации пару лет без других упражнений, но может и будет.

3. Собственно работа со страхами. Медитируешь. Выходишь в полумедитативное состояние, и начинаешь искать корни этого страха. Находишь, рационально переосмысливаешь, ну или иррационально переосмысливаешь (это уже как кому нравится), в случае малейших намеков на испуг или любую эмоцию (в т.ч. и позитивную) моментально выходишь в медитацию и успокаиваешься до полного равнодушия, и так несколько раз подряд.
Правда бываю совершенно иррациональные страхи (например страх боли никак рационально не переработаешь), их нельзя полностью убрать, но можно ослабить до приемлемого уровня.
Тут смысл в том, чтобы как-бы "перепрограммировать" свою привычную реакцию на ту или иную ситуацию, как-бы объяснить себе что на ту или иную ситуацию можно и нужно реагировать не страхом а как-то по другому.

4. Одних только медитаций недостаточно. Медитация - это мощный инструмент, но со страхами человек встречается не в медитации а в реальной жизни.
Поэтому после теоретической проработки следует проработать страх на практике.
Дождаться когда сложится пугающая ситуация, потом выйти в это самое "полумедитативное" состояние, и отреагировать не страхом а по новому. Именно для этого нужен навык медитации из п.1., для того чтобы в стрессовой ситуации не сорваться а действовать боле-менее осознанно, именно для этого нужен навык из п.2., без него шансы успеть отработать ситуацию в своем сознании очень и очень невелики.

5. Если ситуация ну совсем уж пугающая, то есть т.с. "аварийный выход".
А именно, выйти в медитацию, успокоиться, и из нее "спуститься" в "полумедитативное" состояние. В таком состоянии можно думать, говорить и действовать (и со стороны может показаться что человек почти такой же как и всегда), но при этом держаться как-бы нед страхом, как-бы отключить ту часть психики которая пугается. Если навык медитации достаточно развит, то это вполне реально, и поможет в ситуации не натворить ошибок, которые склонен делать испуганный человек, например не удариться в панику и вовремя вызвать скорую/пожарную, убежать ну или сделать что-то другое (то что диктует здравый смысл а не паника).

Корниенко Павел, Миронова Наталия

В нашей психотерапевтической работе мы часто сталкиваемся с разнообразными проявлениями страха у клиентов. Эта статья представляет собой нашу попытку глубже разобраться в переживании страха, и систематизировать разные идеи психотерапевтической работы «вокруг» этого переживания. И мы будем рады, если наши идеи в этой теме окажутся для вас полезными и интересными.

Что такое страх?

Словом «страх» обычно называют интенцию человека избежать некоторую ситуацию:

  • Которую человек представляет вероятной;
  • Которую человек вспоминает;
  • В которой человек, по его восприятию, находится.

Страх, как психофизиологическая реакция имеет известные физиологические проявления: выброс адреналина, увеличением ЧСС, перераспределением кровотока в пользу сердца и крупных мышц, уменьшением глубины дыхания, повышением уровня сахара в крови, выделением кортизола и сужением поверхностных сосудов, повышенным потоотделением, определенными изменениями позы тела, передвижением глаз к периферии) Эти проявления считаются физиологической подготовкой к бегству (которое, впрочем, может не состояться, или реализоваться в затаивании; а в некоторых случаях эта подготовка может реализоваться в защитной агрессии).

В этой статье мы не разделяем понятия страх и тревога, т.к. в первую очередь, мы фокусируемся на тех психических процессах, которые в разных контекстах обозначаются и тем и другим словом.

Почему мы чего-то боимся?

Есть три группы причин, по которым какая-то ситуация может восприниматься как опасная:

  • Личный опыт человека
  • Социальное усвоение источников опасности
  • Врожденные активаторы опасности

Разные авторы выделяют разный набор врожденных активаторов страха . Например, Боулби называет четыре естественных активатора: боль, одиночество, внезапное изменение стимуляции и стремительное приближение объекта.

Также, достаточно хорошо изучены разнообразные способы социального усвоения источников опасности . Например, когда ребенок некоторое время наблюдает реакцию страха у родителя, то ситуация, пугающая родителя может начать вызывать страх и у него.

Личный опыт столкновения с сильным переживанием страха (вызванным любыми источниками) в какой-то ситуации, может стать причиной, по которой человек может начать избегать подобных ситуаций (т.е. такие ситуации начнут вызывать у него страх). И для наших целей важно добавить, что все то, что может вызвать у человека сильный психический дискомфорт, может развить реакцию страха направленную на его избегание. Таким источником многих страхов является избегание переживания стыда.

Для чего нам бояться?

Исходя из идеи, что изначальное предназначение большинства эмоциональных состояний - это регуляция взаимодействия живого существа с окружающей средой, можно выделить, по крайней мере, два важных для нас способа того, как это регулирование происходит. Применительно к страху это будет звучать так:

  1. Страх переживается как интенция, которая побуждает к бегству из опасной для индивида ситуации.
  2. Страх маркирует в памяти ситуации (в которых было испытано это переживание), для более успешного их избегания в будущем.

Процессы, происходящие в психике при возникновении переживания страха можно условно разделить на этапы:

  1. Работа механизмов восприятия, запускающая реакцию страха
  2. Эмоционально-телесное переживание страха
  3. Внутренний выбор варианта избегания пугающей ситуации
  4. Физическое действие (вытекающее из переживания и процесса выбора)
  5. Ориентировочная деятельность по окончании действия
  6. Эмоционально-телесное переживание и перенастройка механизмов восприятия (вытекающее из результатов ориентировочной деятельности!)

И если все этапы пройдены успешно – эмоционально-телесное состояние возвращается в «норму». А если нет, то эмоционально-телесное состояние сохраняется дискомфортным, и увеличивается вероятность «маркировки этой ситуации как опасной». Говоря еще раз другими словами: «Сила эмоционального следа в памяти» прямо пропорциональна силе пережитого переживания. И если в некоторой ситуации человек испытывает реакцию страха и не находит способа успешно реализовать «избегание», то это вызывает у него еще больший дискомфорт, и соответственно, эта ситуация запечатлевается в памяти как более «страшная».

При описании психотерапевтических действий, мы будем обращаться к этой схеме. И нам кажется важной идея о том, что успешное прохождение по этим этапам в психотерапии, имеет психотерапевтическую ценность в работе со страхом.

Далее мы будем описывать разные виды психотерапевтической работы, которые применимы в разных случаях и на разных этапах работы со страхом. Каждый из описанных видов работы облает собственной психотерапевтической ценностью, но обычно в практике, используются одновременно 2-3 типа работы, последовательно вытекающие друг из друга.

1. Работа с избеганием переживания

Описание ситуации
В практике, мы очень часто сталкиваемся с ситуацией, когда у клиента приходящего на прием представлена реакция страха/тревоги с ее физиологическим проявлениями. И обычно клиент понимает, что он встревожен некоторым событием (чаще всего предстоящим). Но размышляя об этом, клиент плохо понимает, что именно его пугает. Его пугает как будто бы «весь день» предстоящего события (это мы обозначаем словом генерализация). Таким образом, не думая о конкретном, действительно пугающем его эпизоде, смещая реакцию страха на общее и глобальное, клиент как бы прячет от себя пугающее место. И на психическом и на телесном уровне клиент, как бы «уже бежит от него» путём «бегства от собственных мыслей» об этом событии.

Размышления о механизмах
«Избегание ситуации» и избегание «мыслей о ситуации» - это похоже разные грани одного и того же психического процесса. Как будто, соединение двух механизмов: 1) представление предстоящей ситуации и 2) избегание «негативных переживаний» дают в сумме «избегание негативной ситуации».

Мы понимаем ситуацию избегания переживания , как ситуацию, когда человек испытывает страх генерализованного события, но на самом деле таким способом скрывает от себя действительно пугающие его конкретные события. Это происходит вследствие того, что страх по поводу конкретных событий по каким-то причинам представляется непереносимым. Генерализация в таком случае это следствие невозможности пройти по этапам вышеприведенной схемы.

И когда в терапии удается сфокусировать место возникновения страха, то это часто (в совокупности с нижеописанными приемами) открывает возможности для успешной реализации «избегания» по приведенной выше схеме – и соответственно к изменению переживания.

Представляет определенный интерес идея, что проявления «беспричинного страха», страха фобий и ночных кошмаров - являются следствием того же механизма избегания переживания. Когда у психики нет возможности переживать страх ассоциированным с его настоящим источником, она переживает его через «другой материал». Можно предположить, что это своего рода попытка или завершить переживание или найти решение «успешно пройдя по всем этапам переживания страха».

Психотерапевтическая работа
Первый этап работы с генерализованным страхом заключается в поиске того, что именно вызывает страх «внутри генерализованного события», т.е. дегенерализация. Эта работа, сама по себе временами обладает терапевтическим эффектом, т.к. клиенту «не нужно уже избегать всего», а только какой-то локальной части. Бывает, что клиент сам или с помощью терапевта находит устраивающий его способ действия в этой «локальной части» - и это все что ему важно от терапии.

Отдельный интерес представляет идея, что если пугающее событие стало генерализовываться, то на это наверняка были какие-то причины. Например, в тот момент, когда человек подумал о пугающем событии, с ним происходило еще что-то, что не дало его психике нормально «обработать» возникшее переживание. И распутывание истории как произошло так, что «страх стал генерализовываться» - может иметь терапевтическую ценность в логике «работы с травмой » описанной ниже.

Когда страх локализован, помимо всего вышесказанного, у нас есть по крайней мере еще два возможных варианта продолжения терапии. Локализованное «место страха» позволяет начать с ним работу в логике «работы с травмой », или в логике «обретения различных вариантов действий ».

Интересно, что классический способ терапевтической работы со страхом выражаемый известной формулой «принятия тревоги/страха», и распространенные в психотерапии приемы «обращения внимания на переживания в теле» похоже, обладают тормозящим действием на «реакцию избегания» – за счет чего и имеют терапевтический эффект.


Психодраматическими вариантами такой работы, являются драматизации, в которых протагонист все ближе и ближе приближается к тому, что вызывает интенсивное переживание страха. Самый простой и эффективный вариант - это драматизация сцены, которая пугает протагониста, и максимально точная фокусировка пугающего момента. Может так случится, что появляющийся в сцене страх завязан на более ранние сцены из жизни протагониста. И переходы к ним будут следующим шагом конкретизации страха. Известно, что подобного рода работа, даже без т.н. «проработки ситуаций из прошлого» обычно снижает переживание страха в ситуациях в настоящем, такая работа как бы «оттягивает энергию переживания к своему «настоящему» источнику».

Говоря в языке психодраматической ролевой теории, мы работаем на реабилитацию соматопсихической «роли испуганного», как альтернативе соматопсихической роли «избегающего».

В некоторых случаях возможна и символическая психодраматическая работа в метафоре «встреча со страхом». Но нуждо иметь ввиду, что эта метафора легко разворачивается во взаимодействие в котором протагонист пытается отвергнуть свой страх (т.е. себя испуганного), что может быть началом важной работы другого типа - скорее всего про интроецированные нормы отношения к этому чувству. Но в нашем контексте важно, что эта работа, скорее, противоположна по воздействию «работе с избеганием переживания» – она скорее дистанцирует от чувства, чем приближает, а потому может быть не всегда полезна.

2. «Работа с травмой»

Описание ситуации
Этот вид психотерапевтической работы уместен в ситуации, когда у клиента есть конкретная сцена, мысленное обращение к которой вызывает у него сильные дискомфортные переживания. И тем самым мотивируют его к избеганию таких ситуаций. В таких случаях обычно говорят о «травмирующих ситуациях» в прошлом опыте клиента.

Размышления о механизмах
Чуть выше мы говорили о том, что если интенция к избеганию не смогла реализоваться в успешное действие, то дискомфортные переживания усиливаются. Одним из вариантов, того как это может произойти является что-то вроде «борьбы побуждений». Когда в критической ситуации психика переживает не одно, а несколько иногда диаметрально противоположных побуждений и их проекты действий начинают блокировать друг друга. А заблокированные на начальном этапе реализации интенции сохраняются заблокированными и после выхода из травматической ситуации. И исследование «чувств и мыслей» человека рассказывающего про «пугающую» его ситуацию - всегда обнаруживает в его «внутреннем мире» много противоречивых интенций и их конфликтов.

Психотерапевтическая работа
И в этом смысле, медленная и аккуратная психотерапевтическая работа, которую в метафоре можно обозначить как «развязывание узлов внутренних конфликтов» может позволить «проживать» пугающие ситуации со значимо меньшим уровнем напряжения. Суть этого вида работы заключается, в последовательном исследовании «травмирующей ситуации» и целью выделения всех эмоциональных реакций, интенции к действиям и возможных конфликтов таких интенций. По мере выделения в травматическом опыте эмоциональных реакций, клиенту предлагается проживать каждую из них по отдельности в соответствии с этапами приведенной выше схемы.

Такое понимание психотерапевтической работы с травмой и механизмов лежащих в ее основе развивается Еленой Петровой.

Психодраматические варианты работы
В зависимости от «вида травматизации», разная форма психодраматической работы будет предпочтительной.

В случае, когда в травматизации на первый план выступают прерванные и подавленные врожденные двигательные реакции - их отыгрывание и является терапевтичным. Это, в первую очередь, случаи столкновения с реальной физической опасностью и с направленной агрессией. В таких работах могут быть важны мелкие детали сцены, например «хрустальная ваза» в руке человека в момент опасности может заблокировать естественную реакцию уклонения или отталкивания и быть фактором существенно увеличивающим дезориентацию и как следствие - травматизацию.

В работах с травматизацией основанной на прерванных коммуникативных процессах, мелкие детали могут быть не важны - и часто достаточно, пригласить на сцену всех участников коммуникативного узла и развернуть «распутывающую» коммуникацию между ними. Примером такой ситуации может быть случай: Главный начальник поручил клиенту работу, клиент пришел к младшему начальнику с просьбой о помощи в этой работе, а младший начальник агрессивно заявил клиенту, что он некомпетентен для такой работы и он ему ее не даст. И как результат - клиент дезориентирован.

3. Работа со «стыдом переживать страх»

Описание ситуации
В некоторых ситуациях, когда люди испытывают и/или демонстрируют страх, они начинают его стыдиться. И как следствие, мы чаще всего имеем одну из двух ситуаций. Человек либо погружается в переживание стыда, либо, избегая стыда, начинает избегать работать со страхом.

Размышления о механизмах
Переживание стыда создает дополнительные сложности в психотерапевтической работе с любыми эмоциональными состояниями по двум причинам. С одной стороны, стыд сам по себе сильное дискомфортное переживание, и желание избежать его может выливаться в избегание работать с такими темами. А с другой стороны, само переживание стыда является уже проявлением «борьбы побуждений» в психике человека. И эта «борьба побуждений» может быть причиной «застревания в страхе». Напр. страх социального отвержения (который мы часто находим в стыде) может настолько заблокировать побуждение к бегству в некоторой ситуации, что он и становиться основной причиной останавливающей нормальное течение этапов переживания страха.

Психотерапевтическая работа
Иногда бывает достаточно небольшой терапевтической работы с переживанием стыда (который появляется у человека как реакция на собственный страх), которая просто снимает «блокировку» с нормального процесса переживания страха, чтобы психика уже смогла сама пройти остальные этапы схемы. Т.е. клиенты иногда предъявляют в запросе тему страха некоторой ситуации, но на самом деле страдают от стыда не дающего этот страх реализовать в реальное или воображаемое действие.

Если клиент запросил работу со страхом, но у нас нет достаточных оснований и согласия клиента, что работа с переживанием стыда может иметь для клиента терапевтическое значение, то разумно не разворачивать терапевтическую работу с переживанием стыда, а просто аккуратно его «обработать», чтобы оно не блокировало возможность работы со страхом. Но в некоторых случаях, может понадобиться и более длительная терапевтическая работа с переживанием стыда, например в той же технике «работы с травмой ».

И в любом случае, если мы понимаем, что клиент «уязвим» в месте стыда – мы уже не теряем это переживание из вида, оно может вернуться в любой момент нашей работы.

Психодраматические варианты работы
Для терапевтической работы со «стыдом переживать страх», хорошо подходят варианты сцен, в которой есть тот, кто стыдит испуганного протагониста. Т.к. мы понимаем феномен стыда как результат борьбы побуждений, то в сцене необходимо проиграть/разложить на отдельные составляющие. Каждое побуждение разворачивается в собственную сцену взаимодействия с участниками событий.

Важно, что среди побуждений продуцирующих стыд, обязательно должно быть побуждение «приближения к людям»/«к человеку»/«принятия в сообщество», которое необходимо обнаружить и тоже прожить, например в форме эмоционального обращения к значимому человеку. И интересно, что варианты группового дублирования протагониста в подобных сценах могут дать, помимо разделения различных побуждений - дополнительное переживание включенности в группу.

А для того, чтобы просто чуть-чуть снять это переживание, если нет плана с ним работать, в сложившейся группе бывает достаточно лишь обратить внимание протагониста на переживание стыда и предложить ему «посмотреть на участников группы» и снова на переживание.

4. Обретение различных вариантов действий

Описание ситуации
Порой сложностью клиента, оказывается его ощущение «отсутствия хороших вариантов избегания пугающей ситуации». Если говорить в логике «этапов переживания страха», то это когда человек не может перейти на этап «физического действия», а остается на предыдущем этапе. Чаще всего, это переживается как беспомощность (или агрессия от беспомощности).

Размышления о механизмах
Среди возможных вариантов объяснения можно упомянуть:

  • Отсутствие освоенных социальных ролей, через которые можно действовать в этой ситуации.
  • Поиск вариантов возможных действий, среди очень узкого количества вариантов.
  • Отвержение возможных вариантов действия, из-за неосознаваемых переживаний, уходящих корнями в предыдущий опыт (травмы, генерализация переживаний).
  • Централизованное подавление активности к действиям, что-то близкое к «выученной беспомощности».

Психотерапевтическая работа
При наличии выученной беспомощности у клиента мы видим следующие процессы:

  1. торможение попыток активного вмешательства в ситуацию;
  2. трудность в научении тому, что в аналогичных ситуациях может оказаться вполне эффективным;
  3. переживания грусти, подавленности, депрессии.

Переживание противоположное беспомощности – это переживание того, что «я найду способ, как обойтись со сложностью», некоторая «активная», «исследующая» позиция по отношению к ней. Соответственно, и цель психотерапии в этом случае – это помощь клиенту в обретении этой позиции.

Терапевтическим воздействием будет растормаживание попыток активного вмешательства в ситуацию и приобретение опыта успеха - эффективного влияния на ситуацию с помощью собственных действий. Причем, в случае работы с выученной беспомощностью, первоначальная работа по восстановлению активности и приобретения успешного опыта влияния на ситуацию может происходить в деятельности, не связанной напрямую с проблемной областью. Наиболее простым способом, часто является просто «заражение клиента» этой активностью от «терапевта», которая проявляется в позиции «творческого поиска решения ситуации». Хорошим результатом работы будет запуск психического механизма поисковой активности подходящего варианта действия.

В ситуации освоения новых социальных ролей и расширения круга вариантов возможных действий от терапевта, кроме активности, требуется «открыть» для клиента поиск возможностей в тех сферах, которые клиент считал для себя закрытыми или не знал об их существовании. К примерам последнего можно отнести случаи, когда терапевт делиться информацией о том, «что можно сказать в этой случае», «как можно отреагировать», «как построить разговор», или «обратиться за советом к такому-то специалисту». Конечно, большой интерес, представляет исследование, почему клиент не искал решения в тех или иных сферах. Эта линия работы, скорее всего, приведет нас к «работе с избеганием переживания » и, возможно, к «работе с травмой ».

Говоря психодраматической терминологией, мы работаем на «расширение ролевого репертуара поведения в таких ситуациях» или даже на «развитие новых социальных ролей».

Этому же способствуют вопросы терапевта, побуждающие клиента анализировать ситуацию и придумывать всё большее количество разнообразных способов её разрешения. Фактически мы активируем левополушарный тип обработки информации (детальное рассмотрение ситуации, размышления о возможных вариантах действия). Этим мы, кроме всего прочего, работаем на восстановление межполушарного взаимодействия и способствуем уменьшению «сверхэмоционального реагирования» у клиентов с доминирующим правополушарным способом реагирования.

В завершение этого пункта, хочется упомянуть еще одну идею, которая на наш взгляд имеет некоторую исследовательскую ценность. Можно выдвинуть гипотезу, что в какие-то моменты психика может «застревать» в самом процессе поиска. Это проявляется в субъективном переживании «необходимости» «найти решение задачи» или «выход из ситуации». Интересно, что порой предложив клиенту «придумать сколь угодно фантазийное решение этой проблемы» - можно получить наблюдаемое изменение состояния клиента. Мы склонны объяснять это тем, что таким образом мы как бы «обманываем психику», даем ей способ остановить своеобразный «компульсивный поиск решения».

Психодраматические варианты работы
Основным вариантом расширения вариантов реагирования в пугающих ситуациях и вообще возвращение протагонисту возможности реагировать - является психодраматическое проигрывание различных вариантов действия. Проигрывание в безопасном психотерапевтическом пространстве новых способов действий растормаживает поисковую активность протагониста не только во время терапии, но и в жизни. Причем не обязательно, чтобы варианты действий проигрывал сам протагонист – включенное наблюдение за работой других участников группы, за счет действия зеркальных нейронов, так же расширяет ролевой репертуар.

Первым классическим вариантом «освоения новых социальных ролей» и «поиска новых вариантов возможных действий», является проигрывание ролей персонажей, которые различными способами справляются с ситуацией. Примером может быть известный ход, когда терапевт спрашивает клиента «кто из исторических персонажей мог бы как-то по-другому, интересным для тебя способом поступить в этой ситуации?»

А вторым классическим вариантом реализации, является групповое дублирование протагониста и групповое предложение вариантов действия. Если предложить участникам группы в некоторой ситуации накидать для протагониста различные варианты коммуникативного ответа некоторому персонажу, то хорошо работает, если предложить протагонисту в это время быть в роли этого персонажа. Это дает возможность протагонисту одновременно примериваться и к предлагаемому варианту и к реакции антагониста на него.

5. Работа с механизмами, запускающими реакцию страха

Описание ситуации
Этот вид психотерапевтической работы уместен в случаях, когда тревожащие клиента события еще «далеки от него», чтобы вызвать у него полную реакцию страха (в отличие от ситуации, описанной в случае «работы с избеганием переживания»). Если говорить в логике «этапов переживания страха», то когда человек еще не перешел на 2-й этап, а находиться на этапе «работы механизмов восприятия» («то ли тревожиться, то ли нет»). Примерами могут быть такие тревожащие мысли как, размышления о своем будущем, старости, потенциальной смене работы по собственному желанию и т.д.

Размышления о механизмах
Есть некоторые основания предположить, что запуск реакции страха может опираться на психические процессы «разных уровней». В случае, когда возникновение эмоции страха опирается на достаточно древние механизмы – эмоция возникает у человека «помимо его воли», а его «высшие когнитивные процессы» уже потом приписывают эту реакцию какой-то ситуации. Красивым объяснением того, почему в некоторых ситуациях мы имеем невыраженную реакцию страха (в случае которой применима работа этого типа), может быть такое: эта тревога скорее запускается, опираясь на «высшие когнитивные процессы».

Когда человек начинает размышлять о тревожащем его предстоящем событии, то важно, в какой именно момент его размышлений у него возникают дискомфортные переживания. Важно то, какие именно мысли/образы/идеи запускают переживание страха – эти мысли/образы/идеи часто возникают спонтанно, и не осознаются самим человеком достаточно хорошо. В обобщенном случае это происходит как-то так: человек размышляет о событии и в какой-то момент у него возникает тревога, которая начинает увеличиваться по мере продолжения «размышлений».

Часто человек находит некоторое объяснение своей тревоге (например, «боюсь что у меня не получится это ») и далее он переживает реакцию страха, «думая это объяснение». Но т.к. мысли/образы запустившие переживание могут лежать в другой плоскости чем объяснение (и объяснение часто имеет генерализованный характер), то «размышления об объяснении» не приводят к нахождению конструктивных способов избегания. А это, в свою очередь, не дает завершиться переживанию и может увеличивать тревогу (см. раздел «Для чего нам бояться?»).

Психотерапевтическая работа
Работа по осознанию запускающих механизмов заключается в выделении вместе с терапевтом тех мыслей/образов, которые запускают переживания и обсуждении того, какой процесс они запускают. Эта работа эффективна по той причине, что если клиент научится направлять свое сознательное внимание на этот процесс, то это позволяет влиять на работу собственных механизмов восприятия и остановить «запускание реакции страха» на раннем этапе. Дальнейшими типовыми шагами в терапии будут:

  1. Обсуждение того, насколько эти мысли/образы соответствуют реальности ситуации (а не являются неосознанными автоматическими реакциями, на ситуации прошлого).
  2. Обсуждение, есть ли у клиента другое, альтернативное, виденье этой ситуации. Может ли он противопоставить имеющимся мыслям/картинкам какие-то другие.
  3. Обсуждение личного отношения человека к тому, что эти образы так сильно влияют на его состояние.

Все эти варианты развития беседы уже не являются обязательными, т.к. и все они, и просто работа по осознанию механизмов запуска – развивают способности клиента к управлению процессом, запускающим переживания.

Психодраматические варианты работы
Самым простым и эффективным вариантом психодраматической работы этого типа является разыгрывание «смутных пугающих вариантов развития событий». В процессе этого разыгрывания важно не потерять пугающее содержание, чтобы сделав «смутное будущее» - «явным пугающим будущим» в полной мере получить два инсайта: 1) «теперь я понимаю почему я опасаюсь этого «смутного пугающего» и почему этот вариант тревожит меня»; 2) задаться вопросом к самому себе: «а почему мне представляется, что развитие событий должно быть именно таким?» - и вслед за этой мыслью часто приходят инсайты относящиеся к событиям из личной истории клиента. И такой работы часто бывает достаточно, чтобы далее клиент уже все доделал сам.

Заключение

К сожалению, многие интересные вопросы про работу со страхом не вместились в формат этой статьи. Но мы надеемся, что читателю удалось выхватить из нашей работы интересные для него идеи. Мы будем рады вашим откликам и замечаниям!

Основные источники

  • Изард К. Психология эмоций. СПб.: Питер 2009 г.
  • Лоренц К. Оборотная сторона зеркала (опыт естественной истории человеческого познания). М.: Культурная революция 2008 г.
  • Лоренц К. Так называемое зло (к естественной истории агрессии). М.: Культурная революция 2008 г.
  • Петрова Е. Травма и посттравматический синдром. Практика терапевтической работы