Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Простые предложения по цели высказывания. Предложения по цели высказывания

I. По цели высказывания различают типы предложений:

1) повествовательные, они
заключают в себе сообщение о каких-либо фактах, явлениях, событиях, утверждаемых или отрицаемых

Прошедших дней немеркнущим сиянием душа, как прежде, вся озарена.
(А. Блок)

2) побудительные, они выражают волеизъявление говорящего (приказ, просьбу, призыв, приглашение к совместному действию и т. д.)

Вперёд! Без страха и сомненья на подвиг доблестный, друзья!
Пусть нам звездою путеводной святая истина горит...
(А. Плещеев)

3) вопросительные, они выражают вопрос

Какие сны тебе, Россия, Какие бури суждены?
(А. Блок)

Вопрос может быть риторическим, т. е. не требующим ответа и употребляющимся как средство выразительности

Не твоих ли звуков сладость Вдохновляла в те года? Не твоя ли, Пушкин, радость Окрыляла нас тогда?
(А. Блок)

II. По интонации различают типы предложений:

1) восклицательные, произносящиеся с особым чувством

О, как безумно за окном Ревёт, бушует буря злая!
(А. Блок)

2) невосклицательные, по интонации нейтральные:

В такую ночь мне жаль людей, лишённых крова.
(А. Блок)

Восклицательным/невосклицательным может быть любое из предложений по цели высказывания.
Ш. В зависимости от цели высказывания, интонации и эмоциональной окрашенности может ставиться

          1. в конце предложения:
а) точка, вопросительный знак, восклицательный знак; многоточие - для обозначения незаконченности высказывания;
б) сочетание знаков: вопросительного и восклицательного, восклицательного (вопросительного) и многоточия;
          1. в середине предложения:
а) многоточие - для обозначения пауз, заминок;
б) восклицательный или вопросительный знак в скобках - для выражения сомнения (?), особой значимости какого-либо слова (!).
И как, говорит, это вы смогли? Как это у вас хватило храбрости? Удивительно! (А. Чехов)
Знаю... читал... Хорошо пишет! Великолепные у него есть места! (А. Чехов)
Он категорически (!) возражал; Он со всем (?) соглашался.
I Определите типы предложений по цели высказывания и интонации.
1) И куда ты влечёшь меня, тёмная грозная муза, по великим дорогам необъятной отчизны моей? 2) Как мир меняется! И как я сам меняюсь! 3) И голос Пушкина был над листвою слышен, и птицы Хлебникова пели у воды. 4) Любите живопись, поэты! 5) Где найти мне слова для возвышенной песни живой? 6) Не позволяй душе лениться! Она обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь! (Н. Заболоцкий) 7) Будь милосерден. Царств не требуй. Всем благодарно дорожи. Молись - безоблачному небу и василькам в волнистой ржи. (В. Набоков)
I Объясните, каким образом цель высказывания, интонация
I и эмоциональная окрашенность предложения влияют на расстановку знаков препинания.
1) Я ли вам не свойский, я ли вам не близкий? Памятью деревни я ль не дорожу? (С. Есенин) 2) «Много ты понимаешь!» - оборвал её охотник. (М. Пришвин) 3) Не царь я больше вам отныне! (Ап. Майков) 4) Воспоминанья - вечные лампады, былой весны
чарующий покров. (В. Случевский) 5) На тебя заглядеться не диво. (Н. Некрасов) 6) Далёкие, как бы в вознагражденье, шлют звёзды в инее своё изображенье. (А. Фет) 7) Не ветер, вея с высоты, листов коснулся ночью лунной. (А. Толстой) 8) Или мы хуже других уродились? Или не дружно цвели-колосились? Нет, мы не хуже других. (Н. Некрасов) 9) Ни у домашнего, простого камелька, ни в шуме светских фраз и суеты салонной нам не забыть его, седого старика, с улыбкой едкою, с душою благосклонной. (А. Апухтин) 10) Ужель среди часов тоски и гнева прошедшее исчезнет без следа? (А. Апухтин)
§ 65

Еще по теме Типы предложений по цели высказывания и интонации:

  1. 6. Соотношение понятий «язык» и «речь». Предложение и высказывание в аспекте противопоставления языка и речи. Автореферентные и перформативные высказывания. Характеристика предложений по цели высказывания.

Тема: « Предложение. Виды предложений по цели высказывания».

Цель урока: развивать умение правильно употреблять в устной и письменной речи предложения разных видов и оформлять их на письме;

Задачи: Уметь различать предложения по цели высказывания. Развивать умение правильно выбирать и ставить знаки в конце предложения. Уметь составлять различные по цели высказывания предложения.

Тип урока: изученного нового материала.

Оборудование: распечатка материалов, конверты с заданиями для групп.

Ход урока. Организационный момент. Наш урок я хотела бы начать с притчи.

«Однажды султан решил подвергнуть испытанию своих министров. «О, мои подданные!»- обратился он к ним, - у меня есть для вас трудная задача. Я хотел бы знать, кто решит ее. Повел он их в сад, в углу была дверь с огромным замком. «Тот, кто откроет дверь, станет первым министром.» Один за другим пытались открыть дверь и не добившись успеха – отходили. Но один министр внимательно осмотрел, навалился плечом на дверь, толкнул ее и – о, чудо! – она стала поддаваться, появилась сначала узкая щель, а потом дверь стала двигаться все быстрее и раскрылась. Тогда султан сказал: «Ты станешь первым министром, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но и веришь в свои силы ».

Ребята, вот и я хочу, чтоб на этом уроке каждый из вас поверил в свои силы и тогда вы сможете «открыть любую дверь».

Актуализация прошлых знаний.

1). Каллиграфическая минутка.

2) Карточка № 1. Повторение. Найди лишнее слово.

(Машина – это имя существительное, остальные слова-имена прилагательные. Доказывают.)

Шкаф, парта, шофер, окно.

(шофер –это имя существительное одушевленное, остальные – неодушевленные. Доказывают.)

(Ведет – это глагол, остальные – имена существительные. Доказывают)

Шоссе, яма, кошка, ягода.

(шоссе - это имя существительное среднего рода, остальные – женского рода. Доказывают.)

Мы, по, они, я, ты.

(по – это предлог, остальные – местоимения. Доказывают.)

(все «лишние» слова) «машина, шофер, ведет, шоссе, по.»

Что можете сказать о написании этих слов? (Разобрать орфограммы)

Какое задание можно выполнить с этими словами? (составить предложение)

Что такое предложение?

(Получилось предложение: «Шофер ведет машину по шоссе»)

Объясните лексическое значение слов «шофер» и «шоссе».

Справка: эти слова пришли в русский язык из французского языка. Слово «шоссе» - переводится «дорога, мощеная камнем», «шофер» - истопник. До появления автомобиля шофером на железных дорогах называли кочегара, а вовсе не машиниста, который вел состав. Позже этот же «шофер» стал обслуживать машину с мотором, но его все-равно продолжали звать «шофером».

Задания по уровням :

3уровень: Проспрягать глагол, определи спряжение.

Карточка № 2 Спиши. Вставь где надо знаки препинания.

3. Формулирование темы. - Чтобы сформулировать тему урока,дайте характеристику предложения. (повествовательное)

Какой признак предложения? (по цели высказывания)

Назовите тему нашего урока.(дети предполагают) (Открывается на доске). - Наша задача – узнать, какие бывают предложения по цели высказывания

Какая цель?

Уметь различать предложения по цели высказывания.

Развивать умение правильно выбирать и ставить знаки в конце предложения.

Уметь составлять различные по цели высказывания предложения. Учитель подытоживает.)

Карточка№ 3 для работы по методике ВЗАИМОТРЕНАЖА.

Что такое предложение?

Предложение – это одно или несколько связанных по смыслу слов, которые что – то сообщают или содержат вопрос, просьбу, побуждение к действию.

Какие бывают предложения по цели высказывания?

По цели высказывания предложения бывают повествовательные, вопросительные, побудительные.

Какие бывают предложения по интонации?

По интонации предложения бывают восклицательные и невосклицательные.

2. Составить модель предложения. На доске:

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

по цели высказывания

Повествовательные вопросительные побудительные

по интонации

Восклицательные и невосклицательные

Карточка № 4

Построение проекта выхода из затруднений («открытие» детьми нового знания).

Наша задача – узнать, какие бывают предложения по цели высказывания.

Каждое предложение произносится с определенной целью.

Цель одних предложений – сообщить о чем –нибудь или о ком –нибудь - повествовательные предложения.

Цель других предложений – задать вопрос – вопросительные предложения.

Цель некоторых предложений – побудить кого – нибудь или что – нибудь к действию: приказать, призвать, попросить – побудительные предложения.

А помогут вам в этом слова – волшебники. Надо распределить глаголы по трём основным группам – задачам общения.

Подумайте, в какую группу вы определите свой глагол.

сообщить спросить повлиять

повествовать узнать побудить к действию

оповестить расспросить запретить

обменяться опросить защитить

(впечатлениями) выяснить (словом)

информировать разузнать проинструктировать

объяснить приказать

осведомлять выпытать подействовать

объявить выведать

рапортовать разведать воздействовать

рассказать посоветовать

попросить

Таким образом, предложения по цели высказывания бывают…..

Молодцы! Замечательно поработали, открыли новые знания. Какую теперь задачу поставим перед собой?

Физ.минутка.

Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп…

Применение новых знаний на практике.

Закрепление.

1.Работа в паре . Карточка № 5.

Запишем предложения и укажем какие они по цели высказывания и интонации.

Пушистый зверёк прыгнул на ель. (Повеств., невоскл.)

Ты был в Астане? (Вопр., невоскл.)

Мойте руки перед едой. (Побудит., невоскл.)

Сколько грибов в лесу! (Повеств., воскл.)

Рефлексия.

Какие бывают предложения по цели высказывания?

Какова цель высказывания у повествовательного предложения?

Какова цель высказывания у вопросительного предложения?

Какова цель высказывания у побудительного предложения?

Молодцы, вы были очень активны, старались. Спасибо за урок.

Итог урока:

Кто хорошо разобрался с различными видами предложения по цели высказывания?

Домашнее задание.

Д/З стр.148 № 465

Личностно – ориентированный план работы учащегося.

Задания

Оценивание

1.Каллиграфическая минутка:

1.Пропишите:

Соединение - ом, ал, ор, ик, ев.

2.Записать пословицу

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Карточка № 1. Работа в паре.

1.Найди лишние слова и выпишите их. Докажите.

Быстрый, машина, яркий, веселый.

Шкаф, парта, шофер, окно.

Ведет, ведро, водитель, дерево.

Шоссе, яма, кошка, ягода.

Мы, по, они, я, ты.

2. 1уровень: Разобрать по членам и надписать части речи.

2уровень: К существительным подобрать прилагательные.

3уровень: Проспрягать глагол, определи спряжение. Докажи.

Карточка № 2.Спиши. Вставь где надо знаки препинания.

Уроки Вова делает после отдыха на воздухе в квартире тишина его ничто не отвлекает после выполнения каждого задания он отдыхает

2.Проверь правильность выполнения задания по ключу.

Карточка № 3 для работы по методике ВЗАИМОТРЕНАЖА

2.Составить модель предложения.

Карточка №4. Слова – волшебники.

Работа в паре. Карточка № 5.

Записать предложения, расставить знаки препинания и указать какие они по цели высказывания и интонации.

Пушистый зверёк прыгнул на ель

Ты был в Астане

Мойте руки перед едой

Сколько грибов в лесу

Д/З стр.148 № 465

Критерии оценок

«5» - полностью доволен своей работой

«4» - не совсем доволен своей работой

«3» - в моей работе было много недостатков

«2» - не доволен совершенно

Повествовательные предложения содержат сообщение или описание, выражают относительно законченную мысль, в основе которой лежит суждение: Кибитка подъехала к крыльцу комендантского дома. Народ узнал колокольчик Пугачева и толпою бежал за ним. Швабрин встретил самозванца на крыльце. Он был одет казаком и отрастил себе бороду (Пушкин). Повествовательные предложения отличаются законченностью мысли, передающейся специфической повествовательной интонацией: повышением тона на логически выделяемом слове и спокойным понижением тона в конце предложения.

Вопросительные предложения заключают в себе вопрос о чем-либо неизвестном говорящему: Далеко ли вы отсюда живете? А что ты делал в моем саду? (Пушкин); Неужели нет на свете женщины, которой вы хотели бы оставить что-нибудь на память? (Лермонтов); Разве самая скорбная в мире музыка не дает счастья? (Бунин) Средствами выражения вопросительности являются: особая вопросительная интонация, вопросительные слова (местоимения и наречия), вопросительные частицы (разве, неужели, ли ), порядок слов.

Побудительные предложения выражают желание заставить действовать других людей (реже намерение самого говорящего совершить какое-либо действие). В них содержатся различные оттенки волеизъявлениея: приказ, совет, запрещение, предостережение, угроза, просьба, мольба, призыв, пожелание и т.д.: Воротить, воротить его! (Горький); Угости отца-то табачком, – шепнула на ухо Анисья (Леонов); Тираны мира! Трепещите! (Пушкин); «Берегись», – сказал Казбеку седовласый Шат (Лермонтов); Раззудись, плечо! Размахнись, рука! Ты пахни в лицо, ветер с полудня! (Кольцов). Грамматическими средствами оформления побуждения являются: побудительная интонация, различные глагольные формы, частицы, междометия и т. д.: Не пой, красавица, при мне ты песен Грузии печальной (Пушкин); Ты бы ушла, Настя (Леонов).

Восклицательными называютсяпредложения, в которых выражение содержания сопровождается выражением чувства говорящего.Восклицательным может стать любое из предложений по цели высказывания: и повествовательное, и вопросительное, и побудительное: Он встретил смерть лицом к лицу, как в битве следует бойцу! (Лермонтов); Какой светильник разума угас! Какое сердце биться перестало! (Некрасов); Кума-то, видно, басурманка! Постой, голубушка моя! (Пушкин). Конструктивными грамматическими средствами оформления восклицательныхпредложений являются: особая интонация, передающая разнообразные чувства (гнев, радость, досада, огорчение, удивление, ласка, любовь, жалоба, ужас, восхищение), эмоциональные частицы, междометия, восклицательные частицы (ну, о, ну и, куда как, какой, что за ): Фу ты, какая! Слова ей не скажи! (Горький).

По цели высказывания различаются повествовательные, вопросительные и побудительные предложения.

Повествовательные предложения – это такие предложения, в которых о чём-то сообщается, повествуется.

Вопросительные предложения – это такие предложения, в которых содержится вопрос.

Побудительные предложения – это такие предложения, в которых есть побуждение чего-либо к действию.

30. Восклицательные предложения – это такие предложения, которые произносятся с особой выразительной интонацией, выражающей сильные чувства.

Невосклицательные предложения – это такие предложения, которые произносятся спокойным тоном, без ярко выраженных чувств.

21. Второстепенные члены предложения – это такие члены предложения, которые поясняют, дополняют главные или другие второстепенные.

Подлежащее – это главный член предложения, который отвечает на вопросы или падежи кто? что?; обозначает предмет речи и выражено существительным или местоимением в И.П.

Схема разбора подлежащего:

по определению

Сказуемое – это главный член предложения, который обозначает то, о чём говорится о предмете речи и отвечает на вопросы что делает предмет? какой предмет?что такое предмет?

Девочка любит брата.

Девочка опрятная.

Девочка – это ребёнок.

Сказуемое выражается глаголом, именем существительным, прилагательным в полной и краткой формах.

Если сказуемое выражено глаголом, то оно обозначается действие предмета, а если сказуемое выражено существительным или прилагательным, то оно обозначает качество предмета.

32. Нераспространённые предложения – это такие предложения, которые состоят только из главных членов.

Распространённые предложения – это такие предложения, в которых кроме главных членов есть второстепенные члены.

Дополнение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет или лицо. Дополнения обычно выражаются существительными или местоимениями в косвенном падеже.

Определение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? чей? и обозначает признак предмета. Определение обычно выражается прилагательным.

Обстоятельство – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы где? зачем? куда? откуда? почему? когда? и как? Обстоятельства обозначают место , время и способ действия.

Обстоятельства обычно выражаются наречиями или существительными в косвенных падежах.

Однородные члены предложения – это такие члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения.

Ласточки, грачи, дрозды, жаворонки и соловьи осенью улетают в тёплые края.


Однородные члены не зависят друг от друга и произносятся с интонацией перечисления. Однородными членами могут быть и главные, и второстепенные члены предложения.

Колхозница работала на холодном поле, на чёрной земле, на бескрайних русских просторах.

Однородные члены: - обстоятельство

Подлежащее, - сказуемое,

Определение, - дополнение.

Порядок ответа по второстепенным членам предложения

Ласточки, грачи, дрозды, жаворонки, соловьи – это однородные члены предложения, так как они относятся к одному и тому же сказуемому, отвечают на один и тот же вопрос (кто?), обозначают предмет речи и выражены именем существительным в И. п.

33. Синтаксическая роль слова – это то, каким членом предложения слово является.

Простое предложение – это такое предложение, в котором только одна грамматическая основа.

Я читаю интересную книгу. (простое)

Сложное предложение – это такое предложение, в котором две или более грамматических основ.

Я читаю книгу, а Наташа делает уроки (сложное).

– это характеристика предложения в целом.

Синтаксический разбор предложения (простого)

Порядок разбора

1. Вид предложения по наличию грамматических основ (простое или сложное).

2. Вид предложения по цели высказывания.

3. Вид предложения по интонации (восклицательное или невосклицательное).

4. Вид предложения по наличию второстепенных членов.

5. Второстепенные члены (если есть).

6. Однородные члены (если есть).

7. Обращения (если есть).

Я иду в кино. (простое, повествоват., невосклиц., распростран., ничем не осложнено)

Птицы и звери готовятся к зиме (простое, повествов., невосклиц., распростр., осложнено однородными членами).

Я, милая мама, хорошо учусь (простое, повествов., невосклиц., распростран., осложнено обращением).

34. Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложном предложении.

Сложное предложение состоит из двух или нескольких простых предложений. Сложное предложение, как и простое, представляет собой единое целое. Предложения, которые входят в его состав, связаны друг с другом по смыслу и интонацией. Основные средства связи простых предложений в составе сложного: 1. Интонация. 2. Союзы.

В русском языке сложные предложения делятся на 3 группы:

1. Сложносочинённые.

2. Сложноподчинённые.

3. Бессоюзные сложные.

Признаки сложносочинённого предложения

1. Простые предложения в составе такого сложного предложения равноправны по смыслу, самостоятельны, они не зависят друг от друга, они легко употребляются друг без друга (одно без другого).

Всю зиму провела ласточка в подземелье, а девочка ухаживала за ней (сложносочинённое предложение).

2. От одного простого предложения в составе такого сложного предложения нельзя поставить вопрос к другому простому предложению.

3. Сочинительные союзы, используемые в сложносочинённом предложении, употребляются и для связи однородных членов предложения в простом предложении. Это союзы а, но, да, и.

Девочка смотрела на улетающую ласточку, и слёзы закапали у неё из глаз (сложносочинённое предложение).

Дюймовочка плакала и жалела ласточку (простое предложение).

а, но, да (=но) – перед ними всегда ставим запятую (если союзы соединяют однородные члены или простые предложения в составе сложного (сложносочинённого).

Перед союзом и в сложносочинённом предложении ставим запятую, если этот союз соединяет два простых предложения в составе сложного.

Признаки сложноподчинённого предложения.

1. В сложноподчинённом предложении есть главное и придаточное (зависимое) предложение.

2. От главного предложения к придаточному можно задать вопрос, так как одно простое предложение в таком сложном предложении подчинено по смыслу другому.

Ласточка рассказала Дюймовочке, что она поранила крыло о терновый куст (сложноподчин. предлож.).

3. Союз или союзное слово находятся в придаточном предложении.

4. Союзы и союзные слова сложноподчинённого предложения никогда не используются при однородных членах предложений.

Союзы и союзные слова, которые чаще всего используются в сложноподчинённых предложениях, - это подчинительные союзы. Перед ними всегда ставим запятую:

…., что…… …., чтобы…. …..,как будто……

…., если… …., как…. …., потому что…..

…., оттого что…. …, где…. …, когда….

…., который…..

5. Вопрос к придаточному предложению ставится от всего главного предложения или от одного слова в главном предложении.

6. Одно и то же придаточное предложение может стоять перед ними после главного предложения.

Если светит солнце, то на улице тепло (сложноподчин. предл.).

На улице тепло, если светит солнце (сложноподчинен. предлож.).

В сложноподчинённом предложении может быть несколько придаточных предложений.

Я живу в доме, который находится на улице Урицкого, где много зелёных насаждений.