Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Притча о богатом и бедном библия. Притча о богаче и Лазаре: Где тот самый Лазарь в нашем сердце? Уроки притчи о богаче и лазаре

Итак, сегодня у нас на рассмотрении 16 глава Луки, а именно притча о богаче и Лазаре.

Данная притча для некоторых является камнем преткновения. Многие кто выходит проповедовать на эту притчу, почему-то своим долгом считает рассказать и убедить всех, что это не притча, а реальная история происшедшая где-то с кем-то. А дальше начинают делать выводы граничащие порой с миром ненаучной фантастики. Давайте разберемся сегодня, во-первых, с вопросом, почему эта история выдуманная, а, во-вторых, с тем, с какой целью Христос приводил эту притчу.

Первая задача, на мой взгляд, проще. Хотя, некоторые богословы стараются нивелировать этот вопрос. Очень простой выход, например, нашел глубокоуважаемый мною Джон Мак-Артур: «…некоторые считают, что это была не придуманная история, а имевшее место реальное событие. В любом случае, Христос использует её таким же образом как и все Свои притчи – чтобы преподать урок, в данном случае на благо фарисеям» (1) То есть он как бы говорит: не так важно – притча это или нет, важен духовный урок. Но на мой взгляд, в данном случае очень важно показать, что это именно выдуманная история. Потому, что если принять историю за чистую монету возникает целый ряд противоречий с нашей сотериологией и эсхатологическими воззрениями. Итак, давайте обратим внимание на следующее:

  1. В целом Христос никогда не рассказывал отвлеченных реальных историй. Трудно предположить, что он это сделал только один раз в 16 главе Луки. Вспомните, все реальные истории, рассказанные Христом, были непосредственно связаны со слушателями. Почему? Думаю, потому что очень сложно делать обобщенные выводы из реальных историй. В любой реальной истории есть множество подводных камней и всегда есть разные «грани», «плюсы и минусы», «взгляды» и «мнения». Поэтому, говоря о каких-либо духовных истинах, Христос использовал притчи. Они гораздо лучше раскрывают суть, и духовные уроки.
  2. Данная притча схожа с древним раввинским преданием (2), за исключением того, что в предании богач делал добро, и это зачлось ему в загробной жизни. Христос как бы рисует карикатуру на известное фарисеям повествование, высмеивая слабость их духовных взглядов (но об этом ниже).
  3. Часто, когда доказывают то, что это повествование взято из реальной жизни, указывают на то, что обозначено имя нищего – Лазарь. Это имя, произносится как Элиэзер - (ивр. אליעזר‎ - мой Бог мне помог), было достаточно распространенным и даже мы сегодня знаем по меньшей мере еще одного Лазаря в Новом Завете – это раз. Два – это тот факт, что раввинские притчи очень часто содержат имена. Если вы хоть раз в жизни читали или слушали в записи раввинов (Например, небезызвестного Рав Ашер Кушнира), то вы наверняка обратили внимание, что действующие лица в повествованиях всегда наделены именем. Поскольку в данном случае Христос отсылает слушателей к еврейской мудрости, то логично предположить, что Он будет использовать и метод построения этой мудрости. Три – данная притча носит повествовательный характер, она не взята из явлений природы или социума. В ней важен сюжет, а не одна истина. А раз есть сюжет и действующие лица, то, конечно, должно быть и имя. Не всегда так происходило, но в притчах Иисуса Христа во многом были упрощенные сюжеты или описывались события и явления из быта и природы. И четыре – наличием имени у бедняка оттеняет суть разницы между им и богачом. Аморфное «Богач» против конкретного «Лазарь». Особенно учитывая значение имени (которое было очевидно для слушателей, но не известно без словаря нам), можно увидеть в наделении нищего именем художественный и логический смысл.
  4. Обратим внимание и на ряд некоторых несуразностей, которые проявляются, если подходить к этому повествованию как к реальной истории. Первое, что бросается в глаза, это явное несоответствие сотериологии, то есть библейскому учению о спасении. Писание говорит ясно, что оправдываемся мы верой. И только верой. В притче же прослеживается явный мотив, что богач попал в ад, потому что был богат и «получил доброе на земле», нищий же получил спасение от мук ада, потому что «получил злое». Иногда можно услышать такие размышления, что, дескать, нищий спасся по вере, что он цитировал Тору и жил по-христиански. А вот богач, он злодей был и беззаконник и страдал обжорством, за это в ад и угодил. И еще, многие оставляют за собой «окошечко» (обязательно оставляют) мол, эта притча вовсе не означает, что богатые все попадут в ад, а нищие будут на небесах (некоторые проповедники, видимо, думают: «а вдруг я еще стану богатым», а другие же переживают за богатых прихожан или слушающих). Меня всегда удивлял этот факт, что каждый кто проповедует на эту притчу как будто считает своей святой обязанностью подчеркнуть, что не каждый богач будет в аду, а бедняк в раю. Вы догадались почему? Правильно, потому что эта мысль однозначно, подсознательно считывается с этого текста! И братья, вместо того, чтобы понять заложенный в этом смысл, спешат оправдать богачей и остепенить бедняков.
  5. Следующая несуразность, это некоторые детали, которые характерны для талмуда, но не встречаются нигде в Писании. Это такие мелочи как: то, что ангелы относят душу умершего на небеса, что существует некое «лоно Авраамово», где эти души отдыхают, что Авраам играет главенствующую роль на небесах (хотя Откровение рисует другую картину). Это все детали, характерные для представлений о загробной жизни у фарисеев в еврейской традиции. Этот факт тоже говорит о том, что притча была как бы подстроена под фарисеев.
  6. Еще одна несуразность, тот факт, что Авраам разговаривает с мучающимся богачом. Мне интересно, это только привилегия Авраама, или мы тоже сможем посмотреть на мучающихся грешников и задать им несколько вопросов? То есть явно художественная гипербола. Абсолютно невозможное событие.

Очевидно, что событие нереальное. Более того, эта история даже не правдоподобная, именно из-за описанных выше несуразностей. Некоторые богословы, пытаясь разрешить эти противоречия с сотериологией, заходят не с того конца. Идут не от текста, а от уже существующей концепции. Так делает Уильям Макдональд (что меня, честно говоря удивило, так как раньше мне его комментарий казался довольно неплохим): «С самого начала нужно четко указать, что безымянный богач не был осужден на пребывание в аду за свое богатство. Основание спасения – это вера в Господа, и люди будут осуждены за отказ веровать в Него. В частности, этот богатый человек показал, что не имел истинной спасающей веры, своим равнодушным презрением к нищему, который лежал у ворот его в струпьях. Если бы в нем была любовь Божья, он не смог бы жить в роскоши, комфорте и обеспеченности в то время, когда единоплеменник лежал у ворот его дома и умолял о крошках хлеба. Он вошел бы в Царство Божье с усилием, если бы оставил любовь к деньгам. Также истинно и то, что Лазарь был спасен не из-за своей бедности. В деле спасения своей души он доверился Господу». На основании чего автор делает такие заявления, как то, что богач обязательно бы проявил сострадание, будь он верующим (думаю, не многие из нас кормили бомжей в болячках за своим столом), или то, что нищий Лазарь «в деле спасения своей души он доверился Господу » (3) – совершенно не понятно. Встречаются еще более интересные интерпретации, оторванные от текста еще больше «Лазарь был хоть и нищим, но в душе он собрал богатство добродетелей. Лазарь не завидовал богачу – не мечтал сидеть с ним за одним столом, жить в его доме, ездить на его колеснице. Он не хотел отнять у него деньги, еду. Лазарь был не гордый – готов питаться с собачками тем, что оставалось от пиров. Поэтому у Лазаря все страдания остались на земле, а смирение, кротость, незлобие последовали с его душой в будущую жизнь» (отсюда). Из текста это не следует. Кстати, небезызвестный Мэтью Генри вообще не сомневается в вопросе и сразу называет эту историю притчей. (4)

Итак, Христос рассказывает историю, которая похожа на искаженное иудейское предание, которая базируется на человеческих представлениях о рае и аде (именно в иудейской традиции), а также дает искаженное представление о спасении через бедность. К чему эта история? Я думаю некоторые особо рьяные ревнители преданий, начнут оспаривать приведенные выше выводы, возможно. Но обратите внимание на все эти выводы в комплексе, и вы увидите очевидность того, что эта история имела какую-то особую цель, которую не поймешь при беглом поверхностном прочтении. И возможно, не стоит оспаривать выводы, а может просто постараться понять? Посмотреть на 16 главу под другим углом?

Итак, мы плавно переходим ко второму пункту рассуждений. Зачем Христос привел эту историю? Что он хотел этим добиться в слушающих Его людях?

Давайте обратимся к контексту 16 главы. Начнем чуть издалека. 15-я глава начинается с того, что ко Христу приближаются мытари и грешники, на что фарисеи ответили ропотом. Оно и понятно. Я думаю, сегодня если бы местные воришки и проститутки постоянно окружали какого-нибудь проповедника, то это вызвало бы раздражение и ропот у некоторых наших ортодоксальных верующих. На ропот фарисеев Христос отвечает притчей. Подметим, что разговор ведется с фарисеями! Он последовательно приводит им три притчи, мы их называем: о потерянной овце, о потерянной драхме, о блудном сыне. Суть первых двух притч проста: настоящие Божьи дети радуются, когда Христос находит потерянную овцу. Друзья пастуха и подруги женщины (судя по всему десять драхм – это было приданное) символизируют детей Божьих, радующихся найденной потере. Эти притчи обличали фарисеев, они показывали, что ропща, они раскрывают свою сущность – далеких от понимания Бога людей. Они не друзья Ему, потому что их не радует то, что радует Его – найденные грешники.
Крейг Кинер подмечает, что ценность потерянного возрастает с каждой притчей – один из ста, один из десяти и наконец один из двух. Строение всех трех притч похоже колофоном – одинаковой словестной структурой в конце отрывка: «порадуйтесь со мною: я нашел мою потерянную овцу/драхму/сына» (15:6, 9, 22-24). Но последняя притча этим не заканчивается. Христос первыми тремя отрывками как бы приглашает фарисеев: «порадуйтесь со Мною!» Но Он знает, что этот призыв останется без ответа и Он начинает вскрывать истинную причину их ропота и недовольства. Он расширяет последнюю притчу продолжением. Это история про старшего сына. В этой притче был младший сын, который неправильно распорядился тем, что он имел, расточив все – это образ окружавших Его мытарей и грешников. Старший сын также неправильно распорядился тем, что он имел. Образ старшего сына очевидно отожествлялся с фарисеями и книжниками, которые хоть и были рядом с истинной – знали и толковали Закон, вели, казалось бы, праведный образ жизни, но были далеки от живого Бога. После того, как Христос сказал эту притчу фарисеям, он обращается к ученикам и рассказывает им притчу о неверном управителе (1-13 стихи). Копий об эту притчу сломано много, поэтому толковать её я не буду здесь, может быть в другой раз. Однако, суть её в принципе ясна: правильно распорядитесь тем, что имеете здесь на земле. Тратьте свое богатство на благо людям. Почему Христос переходит к теме финансов и имущественных отношений? Ответ нас ждет в 14 стихе: «Слышали всё это и фарисеи, которые были сребролюбивы, и они смеялись над Ним». Сребролюбие, ели мы вспомним, было серьезной болезнью фарисеев, за что Христос их неоднократно обличал. Достаточно вспомнить корван. Также Он назвал их «поедателями домов вдов» (Мф 23:14, Мк 12:40, Лк 20:47). Что это означает? Видимо, фарисеи учили так «жертвуйте на храм, тут вы страдаете, зато там утешаться будете». Таким образом забирая последнее пропитание у вдов, которые несли свои пожертвования в Храм. Осмелюсь предположить, что отрывок с 14-18 – это кульминационный момент, к которому Христос вел фарисеев на протяжении 15 и 16 глав. Вскрывается истинная причина фарисейского непринятия Христа – это их сребролюбие (14 стих), искаженное представление о Законе (18 стих), их фальшивая праведность (15 стих). Далее Христос показывает, что Закон и Пророки были до Иоанна крестителя, сейчас начинается новая Мессианская эра, но Закон не потерял своей актуальности. И чтобы войти в новое царство, нужно приложить усилие (в данном контексте под усилием подразумевается правильное распоряжение неправедным богатством). А проблема в том, что фарисеи этот Закон не слушали (см. 31 стих), подстраивали его под себя (см. 18 стих). И для того, чтобы проиллюстрировать их ложный путь, Христос применяет оригинальное литературное решение, Он помещает их самих в их же учение . Он берет раввинскую притчу, изменяет её под их взгляды и говорит: подумайте, где оказались бы вы, если бы Бог рассуждал так же как вы? То, чему учили фарисеи в своем сребролюбии и фальши, уродливо выглядит в этой притче. Ведь для евреев того времени нищета (когда ты подбираешь крошки и псы лижут твои раны) – был признак того, что Бог не благоволит к тебе картина Лазаря лежащего в струпьях и окруженного псами – явно вызывала отвращение у слушающих Иисуса. Христос говорит фарисеям: вот кто сядет рядом с Авраамом в вашем мире, а вы сами будете мучиться в аду (в вашем же мире), потому что здесь на земле получили все доброе. По вашему же собственному учению.

И последний штрих к разговору: Вплетая в притчу мудрое наставление Христос показывает, что основная проблема фарисеев, их корень – у них есть Слово Божие, священные Писания (Моисей и Пророки), которое они не слушают . И еще одна токая аллюзия к будущему: «Если кто и из мертвых воскреснет, не поверят»… Уж не на Свое ли воскресение намекал Иисус?

Итак, подводя короткий итог, можно сказать, что это даже не притча, а сарказм. Не знаю, почему все так боятся этого слова. Это вполне нормальный литературный приём. Прочитайте статью в википедии на эту тему . Одна лишь цитата от туда: «Сарказм - это насмешка, которая может открываться позитивным суждением, но в целом всегда содержит негативную окраску и указывает на недостаток человека, предмета или явления, то есть того, в отношении чего происходит. Как и сатира, сарказм заключает в себе борьбу с враждебными явлениями действительности через осмеяние их». Христос высмеивает учение фарисеев, при этом осуждает их. Это и есть сарказм. В нем нет зла направленного непосредственно на фарисеев, но на их учение и их грехи. Но если вам комфортнее, можете не называть эту притчу сарказмом, можете сказать, что это просто специальный литературный прием, высмеивающий учение фарисеев и обнажающий их духовное банкротство. Так тоже пойдет, я думаю 🙂

А нам сегодня нужно пересмотреть свою жизнь и помолиться Богу, чтобы Он открыл, в чем нам нужно исправить свое отношение к «неправедному богатству», чтобы Он показал, правильно ли мы распоряжаемся тем, что доверил нам Господь? И если нужно, исправим свои пути!

Да благословит вас Бог.

(1) Учебная Библия с комментариями Джона Мак-Артуа, Славянское Евангельское Общество, 2005 ISBN 1-56773-009-4, Стр. 1534
(2) Крейг Кинер «Библейский культурно-исторический комментарий», Часть 2 Новый Завет, Мирт, 2005 ISBN 5-88869-157-7, Стр. 194
(3) Уильям Магдональд «Библейские комментарии для христиан Новый Завет», CLV, 2000 ISBN 3-89397-621-3, Стр. 300-301
(4) Мэтью Генри «Толкование на книги Нового Завета», Том 2, 1999, Стр. 326

Строгие блюстители закона сознавали, что каждый из них нарушает субботний покой для спасения или сохранения своего имущества, но открыто признаться в этом не решались.

Притча о званных

В это время прибывающие гости занимали места за обеденным столом, причем каждый из них старался занять место поближе к хозяину, так как на этих местах всегда сидели наиболее почетные и знатные гости.

Заметив такое стремление поставить себя выше других, Иисус дал им наставление не садиться самовольно на первое место, не возвышать самого себя, а смиренно ждать такого приглашения от хозяина пира. С тем, кто считает себя выше всех, кто, вследствие такого самомнения, стремится везде быть первым, может случиться большая неприятность: придет кто-нибудь почетнее его, и хозяин пира попросит самозванца уступить ему место, а другие лучшие места будут уже заняты, и встанет тогда гордец со стыдом и сядет на последнее место; ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится ().

Как трудно, даже почти невозможно, грешному человеку быть беспристрастным судьей своей жизни! Себялюбие всегда найдет хотя бы и ложные оправдания дурных поступков, а гордость превознесет и преувеличит значение кажущихся хорошими; и возмечтает о себе человек, и, подобно фарисею, будет считать себя не таким, как прочие, а такие мечты ослепляют, не дают возможности замечать свои недостатки, не дают места самоосуждению и препятствуют самоисправлению. И такой самовозвышающийся человек, считающий себя не таким, как прочие, и потому всюду стремящийся занять первое место, будет пристыжен и унижен, когда на окончательном Суде над родом человеческим ему предложат занять свое, то есть последнее место. В предупреждение такого печального исхода Христос заповедает нам смирение и самоуничижение и обещает нам, что не возвышающие сами себя будут возвышены.

Заметив, что званные на этот пир – все родственники, друзья и богатые соседи хозяина, Иисус, обращаясь к нему, сказал: когда даешь обед или ужин, не зови таких гостей, которые и тебя могут также угостить и тем воздать тебе за твое гостеприимство, а зови нищих, увечных, хромых, слепых и вообще бедных, которые сами не могут отплатить тебе тем же, но за которых воздаст тебе в будущей вечной жизни.

Говоря – не зови друзей () – Христос этим не воспрещает дружеские и родственные отношения к равным по состоянию, выражающиеся в гостеприимстве и угощении. Однако, этими словами Он предупреждает, что за добрые дела по отношению к тем, которые не остаются за то в долгу, награда получается здесь, на земле, и потому рассчитывать за такие добрые дела на награду в будущей жизни нельзя; поступающий так собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет (). Творящий добро тем, от которых не может получить воздаяния, взаймы дает Богу, Который, конечно, не остается у человека в долгу.

О необходимости усилий над собой для вступления в царство Мессии

Услышав слова Иисуса о воскресении праведных, один из участников обеда, вероятно, тоже фарисей, сказал: блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием! () Говоря так, он, очевидно, под Царством Божиим подразумевал Царство Мессии и притом в том именно значении, какое придавали ему фарисеи, а так как фарисеи в царство мессии считали, что это Царство приготовлено именно для них, то и назвавший блаженным того, кто вкусит хлеба в этом Царстве, таковым блаженным считал несомненно себя и себе подобных. Но Христос, обращаясь к нему, притчею объяснил ему, что фарисеи-то и подобные им мнимые праведники не будут участниками Царства Мессии.

Один человек устроил большой званый ужин, но когда послал раба своего сказать званным, что все уже готово, то все они, как бы сговорившись, стали отказываться, придумывая разные отговорки. Один отговаривался покупкою земли, другой – покупкою волов, а третий – женитьбой. Тогда хозяин дома послал раба своего привести из того же города нищих, увечных, хромых и слепых, и, когда они возлегли и остались еще свободные места, послал раба за город звать всех, кого встретит, чтобы не было за ужином пустого места.

Смысл этой притчи таков: под видом большого ужина представлено Царство Мессии, как Царство Божие на земле и Царство Небесное в будущей вечной жизни. Устроитель этого ужина, Бог, приглашал, посредством ветхозаветного закона и пророков, весь народ еврейский вступить в уготованное для них Царство, а затем, когда Царство это приблизилось, вновь послал к приглашенным повторить приглашение и притом послал Самого Мессию. В притче Иисус назван рабом потому, что в некоторых пророчествах Мессия именовался рабом Господа, и еще потому, что он явился в образе человека, то есть раба Божия. Посланный Мессия объявил евреям: приблизилось Царство Небесное (); идите, ибо уже все готово (). Но те из евреев, к которым, главным образом, относился этот призыв, которые по развитию своему и знанию Писания могли скорее всего понять и принять это приглашение, то есть книжники, фарисеи и прочие руководители народа, как бы сговорившись, стали отказываться от приглашения и не пошли на званый ужин. Тогда Господь повелел Мессии звать мытарей и грешников того же города, то есть того же народа; и когда все еще осталось много свободных мест, послал за пределы города, то есть народа еврейского, звать всех язычников вступить в Царство Мессии. Оканчивая эту притчу, Господь сказал: никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много их было званых , все были званы, но мало оказалось избранных ().

Обед окончился, и гости вышли из дома фарисея. Вероятно, под впечатлением только что слышанной притчи некто спросил Иисуса: неужели мало спасающихся?

(Когда именно, где и кем предложен этот вопрос, – Евангелист не поясняет, но нам кажется, что уместнее всего поместить беседу по поводу этого вопроса вслед за притчей о званных).

Неужели мало спасающихся, то есть вступающих или достойных вступить в Царство Мессии, Царство Божие и Небесное?

Не отвечая прямо на этот вопрос, Иисус сказал, что без усилия или особого старания, действительно, трудно войти в это Царство, врата которого тесны. О трудности войти узким путем в тесные врата вечной жизни Иисус говорил Апостолам в Нагорной проповеди (см. выше гл. 12, с. 373); давая и теперь наставления по тому же поводу, Он добавил, что войти в это Царство пожелают многие, и не возмогут (), то есть пожелают тогда, когда будет уже поздно, когда двери Царства будут затворены. Тогда вы , думающие, что это Царство предназначено исключительно для вас, стоя вне его, станете стучать в двери, прося отворить их. Но Господь скажет вам: Не знаю вас, откуда вы (). А вы ответите: «Как не знаешь, Господи? Ведь мы жили, управляемые Твоим законом и поучаемые Тобой через пророков». Но Он скажет вам: «Да, Я учил вас, но вы глухи были к Моему учению; вы не хотели знать Меня, и Я не знаю вас; отойдите же от Меня, делатели неправды! И увидите вы, как придут иные люди со всех стран света и возлягут в Царстве Небесном с Авраамом, Исааком и Иаковом и всеми пророками, а вы, потомки этих праведников, будете изгнаны вон; и вот, те, которых вы считаете последними, которых здесь презираете, будут там первыми, а сами вы, считающие себя первыми, станете последними».

Толкуя распространительно эту речь Иисуса, можно вывести из нее назидание для всех вообще людей: узкий путь к тесным вратам Царства Небесного надо пройти в этой жизни, надо здесь, на земле, добрыми делами в Бога богатеть и тем приготовить себе свободный вход в это Царство; после же смерти поздно будет: не заботившиеся об этом своевременно найдут двери Царства Небесного затворенными и услышат роковой приговор: «Отойдите от Меня, делатели неправды!»

Эту мысль Господь развил еще яснее, нагляднее, в следующей притче о богаче и нищем Лазаре.

Притча о богаче и нищем Лазаре

Один богач проводил жизнь в роскоши, одевался в порфиру и виссон и ежедневно пиршествовал, не замечая, что у его ворот лежал нищий Лазарь, покрытый ранами и струпьями. Всегда голодный, страдалец Лазарь желал напитаться хотя бы теми остатками от стола богача, какие на его глазах бросали собакам, но, по-видимому, и это было недоступно ему; никто не сжалился и над его болезнью, никто не перевязал раны его, и собаки облизывали их, препятствуя тем их заживлению. Умер несчастный, умер и богач; после смерти положения их переменились, каждый получил воздаяние по заслугам своим: Лазарь перенесен был ангелами в рай, а богач низвергнут в ад. Богач, в страшных мучениях, стал вспоминать свою беспутно проведенную жизнь; и представился ему нищий Лазарь, страдавший у его ворот и тем постоянно напоминавший ему о своих страданиях, на которого, однако, он не обращал никакого внимания, ничем не помог ему. В раздумье о том, где теперь этот страдалец, что сталось с ним, богач вдруг увидел его стоящим вдали вместе с Авраамом и взмолился: «Отче Аврааме ! Пошли ко мне Лазаря облегчить мои страдания!» – «Чадо ! (отвечал Авраам). Вспомни свою жизнь! Все, что считал ты высшим благом, чего жаждал и к чему стремился, ты получил с избытком; как богач, ты в роскоши и в неге проводил все дни свои; ты думал только о себе и был глух к воплям страдальца, мимо которого проходил каждый день, и ни разу не бросил ему куска хлеба, а он с кротостью и смирением переносил все свои муки и не роптал, не жаловался, что незаслуженно страдает. Поэтому Лазарь, не получивший от жизни ничего и, вместе с тем, сохранивший чистое сердце и незапятнанную грехом душу, здесь утешается, а ты , взявший от жизни все для себя и не сделавший ничего доброго для других, страдаешь теперь, и страдаешь вполне заслуженно. К тому же никто из нас не может ни избавить тебя от мучений, ни даже облегчить их, так как между нами и вами пропасть великая и сообщения невозможны: хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят ()».

Познав теперь все безумие прожитой жизни своей, богач просит Авраама послать к оставшимся в живых пяти братьям его Лазаря как свидетеля постигшей его горькой участи, чтобы он научил их, как жить и как избавиться от этого места мучений.

"У них есть Моисей и пророки , – отвечал Авраам, – пусть слушают их (); они возвестили волю Божию, и кто исполнит ее, тот спасется». – «Нет, отче Аврааме (). Глухи мои братья к голосу Моисея и пророков, не слушают их, как и я не слушал; но если бы предстало перед ними какое-либо особое знамение, если бы кто из умерших пришел к ним и рассказал, что делается здесь, в загробном мире, то наверное покаялись бы».

Если бы кто пришел с того света и тем доказал существование его, то мы поверили бы в бессмертие души и вечную жизнь за гробом! Так говорят и теперь неверующие во Христа и, следовательно, в истинность Его слов. Им, как фарисеям, нужно знамение с неба. Но знамение не дается им. Почему? Да потому, что если каждому неверующему, во все времена и везде, где только живут люди, давать подобные знамения, то знамения эти должны были бы быть непрерывными и повсеместными; к тому же, если бы такое знамение было дано какому-либо неверующему, если бы к нему явился его умерший друг или родственник, то несомненно, что он объяснил бы такое явление своим болезненно-настроенным воображением и все-таки не поверил бы.

Если Моисея и пророков не слушают братья твои, то, если бы кто и из мертвых воскрес , не только не покаются, но даже не поверят ().

Не поверили евреи воскресшему из мертвых Иисусу Христу, и за то извергнуты из Царства Божия, основанного Христом здесь, на земле, а в будущей жизни тщетно будут стучаться в двери Царства Небесного, из глубины которого раздастся голос: «Отойдите от Меня, делатели неправды!»

На празднике обновления Иисус открыто объявил Себя Сыном Божиим, единосущным Отцу. И это, в связи с чудесами, совершенными Иисусом, должно было бы убедить Апостолов, что их Учитель действительно Сын Божий, а не еврейский Царь-Завоеватель. Но, по-видимому, и их соблазняло человечество Иисуса, и они не могли понять, как это Иисус может быть Сыном Божиим, сшедшим с небес, когда всем известно, что Он плотник из Назарета, сын Иосифа и Марии? Тайна рождения Иисуса была сокрыта от них; о ней они узнали из уст Богоматери значительно позже, после сошествия на них Духа Святого. К тому же Апостолы так сжились с лжеучением книжников о Царстве Мессии, что смотрели на учение Иисуса Христа, так сказать, сквозь очки, закопченные этим лжеучением. Апостолы, конечно, не раз приходили к заключению, что Иисусу, творящему собственною властью то, что может творить только Бог, надо верить безусловно во всем; и они несомненно, по временам, готовы были верить Ему и верили; но мысли о всемирном царстве еврейском, сталкиваясь с мыслями об Иисусе, Сыне Божием, должны были приводить Апостолов в полное недоумение; и чем чаще они думали о могущественном всемирном царстве еврейском (а не думать о нем они, как истинные евреи, не могли), тем более должна была ослабевать в них вера в Иисуса, Сына Божия.

Просьба апостолов умножить в них веру

Они, несомненно, переживали мучительную борьбу веры с сомнениями; но выйти победителями из этой борьбы, рассеять все сомнения они не могли собственными силами, и потому обратились к Иисусу с мольбой: умножь в нас веру (), помоги нашему неверию.

Иисус ничего не предпринял теперь, чтобы умножить веру Апостолов, а предоставил времени довершить укрепление и усиление их веры; повторил Он только сказанное прежде о силе и могуществе истинной, непоколебимой, никогда не допускающей сомнения, веры (подробности см. выше, с. 514).

«Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят». (Евангелие от Луки 16:19-31)

Мне всегда было интересно читать повествование о богаче и Лазаре и слушать проповеди на эту тему. Совсем недавно я подумал, что неплохо было бы вновь поразмыслить об этой истории, рассказанной нашим Господом Иисусом Христом. Приступая к размышлению над историей о богаче и Лазаре, нам нужно отметить несколько моментов. Во-первых, история о богаче и Лазаре – это притча, то есть рассказ, использованный Иисусом для того, чтобы научить окружающих Его людей какой-либо истине, которую Он считал очень важной. Лазарь из притчи не должен у нас отождествляться с Лазарем из Вифании, братом Марии и Марфы. Мы знаем, что Иисус любил заходить к ним, но в притче не имеется в виду тот Лазарь. Речь идет о некоем нищем, которого звали Лазарь.

Во-вторых, нам следует отметить, что Иисус всегда подбирал притчи (или истории) согласно тому, с кем Он беседовал и какой цели Он хотел достичь. В данном случае мы видим, что Иисус рассказывает о богаче и Лазаре в беседе с фарисеями, которые, как пишет Лука, «были серебролюбивы», то есть любили деньги (Лк.16:14). Фарисеи ненавидели Иисуса и позволяли себе смеяться над Ним. Иисус же видел сердца и намерения людей с точностью, и поэтому хотел обличить их и указать на их недостатки. Причем наш Господь не делал этого в грубой и вызывающей форме, но использовал притчи для того, чтобы иносказательно указать людям на те или иные недостатки.

ПРИТЧА О БОГАЧЕ И ЛАЗАРЕ

В данном случае, в центре нашего внимания находятся богач и бедняк Лазарь. В повествовании мы читаем о том, что богач жил в свое удовольствие. Он одевался в дорогую одежду. «Порфира – это … верхняя одежда из дорогой материи красного цвета, а виссон – это белая, тонкая нежная материя из египетского льна». Богач также ел и пил в свое удовольствие, закатывая роскошные пиры. Он, как написано, «пиршествовал блистательно».

В то же самое время у ворот дома богача лежал нищий, которого звали Лазарь. «Слово «Лазарь» буквально значит «Божия помощь», т.е. «нищий» всеми оставленный, кому можно надеяться только на Бога». Этот нищий лежал у ворот покрытый гнойными ранами. У него, по всей видимости, был какой-то вид кожного заболевания. Библия говорит, что он лежал в «струпьях» (греч. «покрытый ранами»). Струпья – это тонкая корочка, которая образуется на заживающей ране. Библия говорит, что псы причиняли нищему Лазарю ужасные страдания, потому что они облизывали его раны, не дав им зажить. А у Лазаря, вероятно, не было сил отогнать собак.

Как и все нищие, Лазарь питался остатками и объедками. Лука пишет, что он ел крохи, которые падали со стола богача. Он просил милостыню и жил только тем, что ему давали. В притче об этом не говорится, но наверняка богач знал о существовании нищего Лазаря, потому что неоднократно входил и выходил из своего дома. Но, видимо, богач был бессердечным человеком. Он не любил тратить деньги на других, но только на себя. В богатстве он, вероятно, видел смысл жизни, не обращая внимания на людей.

Как печально, когда материальные предметы становятся для нас объектами поклонения и внимания. Как печально, когда за ними мы перестаем замечать людей и проводим жизнь лишь ради своего удовольствия, отказываясь замечать то, что происходит вокруг нас.

Интересно, что Лука также описывает как Иисус в беседе с фарисеями привел другую притчу о том, как один управляющий простил добрую долю долгов своим должникам, надеясь на то, что когда он попадет в беду, те вспомнят о нем и помогут ему. Тогда Иисус упомянул следующую фразу: «Приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители» (Лк.16:9). «В нищем Лазаре богач мог приобрести себе друга, который бы помог ему попасть в вечные обители». Печально то, что богач не думал ни о чем и ни о ком, кроме себя и своего богатства. Ему не нужен был Бог, вечность, и, тем более, нищий Лазарь. Итак, мы с вами видим ясную картину, в которой показаны две противоположности – богач и Лазарь, человек здоровый и человек больной. Тот, кто не нуждался ни в чем и тот, кто нуждался во всем.

ЧТО МЕНЯЕТСЯ ПОСЛЕ СМЕРТИ?

Интересно, что в дальнешйшем повествовании суть дела меняется. Умирает нищий, умирает и богач. Здесь нам интересно отметить следующее. Смерть, оказывается, уравнивает всех. Вы можете быть богатым, а можете и нуждаться во многом. Но богатый человек, так же как и бедный, когда-то умрёт. Учитывая современные технологии, может быть, богатому человеку смогут поддержать жизнь немного дольше, но в конце концов он всё-таки умрет. Похоронят его в такой же земле, в которой хоронят бедных.

Интересно, что по поводу богатства и смерти пишет ветхохаветный Екклессиаст: «Есть мучительный недуг, который видел я под солнцем: богатство, сберегаемое владетелем его во вред ему. И гибнет богатство это от несчастных случаев: родил он сына, и ничего нет в руках у него. Как вышел он нагим из утробы матери своей, таким и отходит, каким пришел, и ничего не возьмет от труда своего, что мог бы он понести в руке своей» (Еккл.5:13-15).

Наверняка богачу устроили пышные похороны, а Лазаря похоронили «как собаку», но суть дела от этого не меняется. Перед смертью все равны – и богатый, и бедный. Однако в вечности участь богатого и Лазаря была разной. Лазарь был отнесен ангелами на «лоно Авраамово», то есть в место блаженства, а богач попал прямиком в ад.

Интересно, что в притче не сказано, что Лазарь попал в рай. Как пишут некоторые исследователи Библии, «рай был отверзт только страданиями и воскресением Христа». Однако в притче выражается мысль, что «Лазарь, как истинный сын Авраама, разделил с ним его посмертный жребий», то есть попав в место блаженства, которое ожидает всех праведников.

Слово «ад» обозначало «царство мертвых», или «место вечного наказания». Туда прямиком и попал богач. Бог справедлив в Своем суде, и поэтому каждый человек, живущий на земле, наследует после смерти ту участь, которую он заслужил. Праведникам уготовано вечное блаженство, а грешникам – вечное наказание.

В притче Иисус повествует о том, что богач мучился в аду. Он не находил себе места, будучи объят страшным пламенем… Но вдруг он поднял глаза и увидел вдали Авраама и вместе с ним – Лазаря. Лазарь возлежал на «лоне Авраамовом». В современном русском языке мы редко используем слово «лоно», поэтому для многих читателей Библии этот термин не понятен. У него несколько значений. В этом контексте имеется в виду, что Лазарь возлежал у груди Авраама, то есть находился в состоянии близкого общения с ним, как говорится, «чувствовал его плечо» как чувствует близкий друг.

Находясь в муках, богач взмолился, говоря: «Отче Аврааме! Умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем» (Лк.16:24). Может быть, богач думал, что так как Лазарь был нищим при жизни, то и там, в месте блаженства, он находился у Авраама «на побегушках». Но как же богач ошибался. Авраам ответил ему, что он получил все хорошее при жизни. Верно, у богача было все при жизни. Он ни в чем не нуждался. Он веселился, хорошо одевался, его ничего не заботило. Он получил много доброго. Почему же он захотел вдруг и в вечности, жить так же хорошо?

Богач мучился в адском пламени, и наверняка его мучения усиливались потому, что он видел, что оказывается есть другая участь – место блаженства, куда попал Лазарь и куда не попал он. Он наверняка осознавал, что его страдания будут вечными так же, как и блаженство Авраама и Лазаря будут иметь вечную природу.

ОБНИЩАВШИЙ БОГАЧ

Как же все вдруг изменилось! Богач этого совсем не ожидал. У него было все, а теперь он оказался в таком жалком состоянии. У него была вся еда и все прохладительные напитки, которые он желал видеть на своем столе. Лазарь же хотел хотя бы объедки получить со стола богача. А тут, а аду, оказывается, что богач предстает в роли нищего. У него было всё богатство мира, но оно оказалось недостаточным для того, чтобы купить хотя бы несколько капель воды, чтобы смочить язык, который изнывал от высокой адской температуры. Богач, который все имел и всем обладал, оказался ни с чем, а нищий Лазарь, уповавший во всем только на Бога, получил полное утешение и облегчение. У него теперь было всё, чего не было, когда он жил на земле. И теперь он с сожалением смотрел на богача, который страдал и физически, и духовно.

В притче Господь повествует о том, что Авраам отказывает богачу в какой бы то ни было милости. Почему? Оказывается, что Божий суд настолько справедлив, что ни под каким предлогом люди из ада не могут купить или каким-то неведомым образом вдруг попасть в место блаженства. Не будет так, что вдруг среди праведников в стране блаженства обнаружится человек, который там быть не должен. Между адом и местом блаженства есть непроходимая пропасть, которую перепрыгнуть невозможно. Нельзя после смерти изменить свою участь, нельзя получить второй шанс. Все можно изменить лишь при жизни, сегодня. Завтра или послезавтра может быть слишком поздно. Можно не успеть.

Богач, увидев настоящее положение дел, просит Авраама уже не о себе, но о своей семье, говоря: «Так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения» (Лк.16:27-28). Богач был готов все отдать ради того, чтобы, Лазарь пришел в его семью и рассказал о том, что ожидает людей после смерти. Но Авраам опять отказывает ему в этом. Логика Авраама понятна. У людей есть закон и пророки. Господь Бог Сам заключил с людьми завет и оставил им понятные правила, согласно которым необходимо жить. Всё, что нужно делать, – это поступать согласно тому, что записано в Божьем Слове – и тогда успех в жизни будет гарантирован. Но, по словам богача, слов Бога, пророчеств и Божьих обещаний, оказывается недостаточно. Словам Бога не верят. Богач говорит, что если бы кто из мертвых вернулся на землю и всё рассказал, то ему поверят.

На самом деле, как вы думаете, если бы кто из мертвых вернулся к нам и рассказал бы всё как есть, ему бы поверили? Не думаю. Люди стали бы говорить, что такой человек, может, и не умирал вообще, что он напридумывал всё и что видел всякие галлюцинации. Авраам понимал это. Он сказал, что если Моисею и пророкам, мужам Божиим, с которыми Бог говорил напрямую, не поверили, то даже если бы кто-то воскрес из мертвых, то и ему бы не поверили. Неверие, оно и есть неверие. Если человек верить не желает, ничем его убедить невозможно, даже если бы кто вернулся «с того света». Неверующий человек придумает любые объяснения для того, чтобы подкрепить своё неверие.

УРОКИ ПРИТЧИ О БОГАЧЕ И ЛАЗАРЕ

Что Иисус хотел сказать этой притчей фарисеям и всем Своим слушателям? Он хотел обратить их внимание на то, как они живут, а также на то, что является главным в жизни. Жить нужно для Бога и ради людей. Всё, что у нас есть, дано нам Богом. Мы никогда не должны забывать об этом. Если у нас есть богатство и какое-то имущество, употреблять его необходимо для Божьей славы и для помощи людям, а не только для себя. Нам следует обращать внимание не на деньги и материальные ценности только, но на людей, которые окружают нас, быть чуткими к нуждам и проблемам людей.

Также нам нужно помнить, что мы на земле не будем жить вечно. После смерти нас ждет вечность. От того, как мы проживем эту жизнь, зависит, что нас будет ожидать в вечности – вечное блаженство, или же вечное осуждение. Не стоит жить так, как будто бы смерти, Бога и суда нет. Бог есть, Он реален. Он также является гарантом справедливости. Мы можем процветать и показывать, что во всем успешны. Пока мы живем на земле, люди наших внутренних мотивов и дел могут не увидеть, но в вечности всё будет более, чем очевидно. Тогда будет проведена четка линия между честными и обманщиками, жадными и щедрыми, верующими и неверующими. Не стоит себя тешить мыслью о том, что Бог «закроет глаза» на то, что мы делали и как жили. Этого не будет. Бог милостив к нам, пока мы живем здесь, но от также и справедлив. Каждому Он воздаст по его делам.

Пока мы живы и здоровы, и имеем способность рассуждать и принимать решения, нам нужно обратить внимание на то, что говорит Божье Слово. Не следует ждать каких-то чудес или сверхъестественных событий, чтобы отдать свою жизнь в Божьи руки. Не нужно ждать, пока вы попадете в ситуацию, из которой вам очень тяжело будет выбраться и не останется ничего делать, как только взывать к Богу. Сегодня нужно доверить свою жизнь Богу и начать поступать правильно, жить честно и начать видеть не только себя, но и других людей.

Такую весть Иисус принес людям. Он пришел для того, чтобы всем явить Отца Небесного, но, несмотря на всю Его доброту, множество исцелений и чудес, многие в Него так и не уверовали. Он, как говорится, пришел из вечности, так как Он – Бог и вечен по Своей природе. Он рассказал о том, что людям нужно делать, чтобы узреть Бога. Но над Ним посмеялись и многие Ему не поверили. Его всегда окружало много людей, но настоящих друзей у Иисуса было очень мало.

Что скажешь ты в ответ на эту притчу? Господь желает, чтобы твоя жизнь изменилась, чтобы ты стал верить тому, что говорит Иисус, чтобы не был равнодушен к Божьим словам. Сегодня нам следует пересмотреть свою жизнь и приготовиться к вечности. Если в нашей жизни что-то не так, дай нам Бог сегодня, не откладывая это «на потом», придти к Иисусу в покаянии для того, чтобы не дай Бог не попасть в место вечных мучений.

У многих из нас, порой, наблюдается плохая привычка – оставлять дела, как говорится, «на потом». Так делают студенты в университетах, надеясь, что в последнюю ночь перед экзаменом смогут осилить сложный предмет. Так поступаем, порой, мы, думая, что у нас есть очень много времени, чтобы все успеть и все дела осуществить. Но правда-то в том, что времени у нас мало, тем более на важные вещи. Некоторые, менее важные дела, мы еще можем отложить «на потом», но ведь вопрос вечности не является мелким и неважным. Это вопрос жизни и смерти. Не оставляй его «на потом» никогда, ни под каким предлогом, потому что можешь не успеть. Как же потом будет жалко и больно, но изменить уже нельзя будет ничего… Пусть Бог поможет каждому из нас сделать правильный выбор, о котором мы никогда не пожалеем.

Примечания:

«Толкование притчи о богаче и Лазаре». Православие и мир . http://www.pravmir.ru/printer_1428.html (28.05.2010).

Притча о безумном богаче

Иисус Христос, Сын Божий и Спаситель мира, родился в бедности. Он часто говорил, что не должно привязываться к земному богатству, а должно заботиться о приобретении вечного богатства. После смерти не поможет нам наше богатство, а добрые дела и благие чувства останутся за нами в вечной жизни. Часто бывает, что человек, привязавшись всем сердцем к своему богатству, от этого забывает Бога и Его заповеди и живет только в угоду себе. Это – великий грех.

Иисус Христос предостерегал против этого Своих учеников, говоря: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржавчина истребляют и где воры подкапывают и крадут. Но собирайте себе сокровища на небесах, где ни моль, ни ржавчина не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше».

Однажды, чтобы предостеречь народ от любостяжания и научить бескорыстию, Иисус Христос предложил такую притчу:

«У одного богатого человека был хороший в поле урожай, и он рассуждал сам с собою: «Мне некуда собрать плодов моих, сломаю житницы мои и построю просторнее, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей: «Душа! Много добра лежит у тебя на многие годы, покойся, ешь, пей, веселись». Но Бог сказал ему: «Безумный! В эту же ночь придет к тебе смерть, кому же достанется то, что ты заготовил?» Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет».

В Бога богатеть – значит богатеть чувствами и делами, угодными Богу. Если бы человек, о котором рассказано в притче, был богат христианскими добродетелями, то, получив хороший доход, не стал бы думать только о себе, но вспомнил бы и о своих ближних, терпящих нужду.

Вера и любовь к Богу и ближнему – вот богатство, которое последовало бы за ним и по смерти его и помогло бы ему «дать добрый ответ на страшном суде Христовом», о чем, как вы знаете, мы молимся ежедневно в Церкви.

Из книги Священная Библейская история Нового Завета автора Пушкарь Борис (Еп Вениамин) Николаевич

Притча о богаче и Лазаре. Лк. 16: 19-31 В этой притче Господь ясно показал, что если богатый человек живет эгоистической жизнью, тратит состояние только в свое удовольствие, не замечая рядом с собой нуждающихся, то такой человек не заслуживает вечной жизни с Богом любви и

Из книги Четвероевангелие автора (Таушев) Аверкий

Из книги Закон Божий автора Слободской Протоиерей Серафим

Притча о неразумном богаче Иисус Христос учил: "смотрите, берегитесь любостяжания, (т. е. берегитесь любить приобретать богатство, берегитесь пристрастия к богатству), ибо жизнь человека не зависит от избытка его имения.А чтобы люди лучше поняли это, Господь сказал

Из книги Проповеди. Том 1. автора

НЕДЕЛЯ 26. ПРИТЧА О БЕЗУМНОМ БОГАЧЕ. Исказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих. И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и

Из книги В начале было Слово. Проповеди автора Павлов Иоанн

43. Притча о богаче и Лазаре Глядя на этот мир, люди часто задают трудные вопросы. Почему один человек рождается богатым, а другой бедным? Один наделен прекрасным здоровьем, а другой приходит на свет инвалидом? Один от природы имеет хорошие способности, а другой рождается

Из книги Воскресные проповеди автора Сурожский Митрополит Антоний

51. Притча о безумном богаче Собирать для себя богатство на земле, посвятить этому свою жизнь, свои силы, таланты и способности - есть большая глупость. «Мы ничего не принесли в мир, - говорит святой апостол Павел, - явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея

Из книги Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. автора (Таушев) Аверкий

Неделя 26-я по Пятидесятнице. Притча о безумном богаче Во имя Отца и Сына и Святого Духа.Конец сегодняшнего Евангелия – предупреждение о том, о чем мы все могли бы знать все время: что за плечами у нас стоит смерть, и что многое-многое из того, что мы делаем, погибнет после

Из книги Библия. Современный перевод (BTI, пер. Кулакова) автора Библия

Притча о безрассудном богаче (Луки 12:13-21). Некто, видя, сколь велико влияние Господа, обратился к Нему с просьбой, чтобы Господь повелел брату его разделить с ним наследство. Господь отказал ему в этом, ибо Он пришел на землю не для того, чтобы разбирать мелочные тяжбы,

Из книги Священное писание. Современный перевод (CARS) автора Библия

Притча о богаче и нищем Лазаре 19 Жил некогда один богатый человек, носил он дорогие одежды и каждый день устраивал роскошный пир. 20 А у ворот его лежал нищий по имени Лазарь, весь покрытый струпьями. 21 Он был рад утолить свой голод хотя бы тем, что падало со стола богача.

Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

Притча о безумном богаче 13 Кто-то в толпе сказал Исе:- Учитель, скажи моему брату, чтобы он разделил со мной наследство.14 Иса ответил:- Друг, кто Меня назначил судьёй или посредником между вами?15 И Он сказал им:- Смотрите, берегитесь жадности. Как бы ни был богат человек,

Из книги Толкование Евангелия автора Гладков Борис Ильич

Притча о безумном богаче 13 Кто-то в толпе сказал Иисусу:- Учитель, скажи моему брату, чтобы он разделил со мной наследство.14 Иисус ответил:- Друг, кто Меня назначил судьей или посредником между вами?15 И Он сказал им:- Смотрите, берегитесь жадности. Как бы ни был богат

Из книги Основы Православия автора Никулина Елена Николаевна

Притча о богаче и нищем Лазаре 19 - Жил один богатый человек. Он одевался в самую дорогую и изысканную одежду и каждый день устраивал великолепные пиры. 20 А у его ворот лежал нищий по имени Лазарь. Он был весь покрыт язвами 21 и был бы рад даже объедкам, падающим со стола

Из книги Антропология Адвентистов Седьмого дня и свидетелей Иеговы автора Сысоев Даниил

ГЛАВА 29. Исцеление страдавшего водяной болезнью. Притча о званных. Речь о малом числе спасающихся. Притча о богаче и нищем Лазаре Иисус на обеде у фарисеяВо время пребывания Иисуса в Перее случилось Ему в субботу придти в дом одного из начальников фарисейских вкусить

Из книги Евангельское злато. Беседы на Евангелие автора (Войно-Ясенецкий) Архиепископ Лука

Притча о богаче и Лазаре «Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя,

Из книги автора

6.2.1. Притча о богаче и Лазаре Это повествование приводимое в Евангелии от Луки является камнем преткновения для всех сектантов, отвергающих бессмертие души.«Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также

Из книги автора

Неделя 26. Притча о безумном богаче И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих. И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и

Дети, я вам расскажу притчу о богатом и Лазаре, которую рассказал Иисус Христос Своим ученикам. Из этой притчи вы сами увидите, какой большой грех не помогать бедным, не подавать милостыню нищим и как страшно наказывает за это Бог. Один человек был очень богат, одевался в дорогие одежды и каждый день пировал. Какие богатые и дорогие одежды у него были! Не суконные, не шелковые, а из золотой парчи и бархата.

Каждый день он имел отличный обед и ужин. Какие вкусные кушанья подавались к его столу! Много разных дорогих вин ставили на стол, когда богач садился обедать, ужинать или завтракать. Сколько у него собиралось гостей, с которыми он ежедневно пировал! А в это время у ворот его дома весь в струпьях лежал один нищий по имени Лазарь. Этот голодный бедняк рад был объедкам, которые оставались от стола богача и выбрасывались вон. Возле этого несчастного, который едва мог сдвинуться с места, бродили собаки и лизали его раны.

Хорошо было жить богачу: ешь, пей что хочешь, только и дела, что веселись. И как тяжело было нищему! Но нищий умер, и попал он в царство небесное.

Слава Богу! Окончились страдания несчастного Лазаря. Он умер. Ангелы взяли его душу в рай, где Авраам и все святые. Нищий очутился в одном месте с Авраамом, который с радостью принял Лазаря, как отец, готовый посадить своего сына к себе на лоно (колени).

Умер и богатый, и его похоронили. Как вы думаете, где очутился богач после смерти? За то, что он и знать не хотел бедного Лазаря, ни разу не помог ему, Бог не пустил его в рай, а отправил в ад. Мучаясь в аду, богатый человек поднял однажды глаза кверху и увидел вдали Авраама и у него на руках Лазаря. Громко закричал богач: «Отец мой Авраам! Пожалей меня, пошли Лазаря, пусть он обмакнет кончик своего пальца в воду и смочит мне язык – я так мучаюсь в этом огне». Теперь-то богач узнал Лазаря, на которого не смотрел никогда, когда тот бедный лежал у его ворот. Но Авраам сказал: «Вспомни, как ты был счастлив в той жизни и как несчастен был Лазарь. Теперь же он здесь блаженствует, радуется, а ты мучаешься. Но кроме того, между нами и вами бездонная пропасть, так что никак нельзя перейти от вас к нам». Тогда богач попросил, чтобы Авраам хотя бы послал Лазаря к его пяти братьям научить, как нужно жить, чтобы и они не попали мучиться в ад. Авраам сказал: «У них есть Моисей и пророки, пусть делают то, чему он их учит». Богач сказал: «Нет, отец мой Авраам, вот если бы кто-нибудь из умерших пришел к ним, они бы покаялись». Однако Авраам сказал, что если его братья не слушают Моисея и пророков, то вряд ли поверят кому-нибудь из воскресших мертвых.

Вы поняли, дети, каким злым был этот богач! Вы осуждаете его за то, что он не помогал Лазарю, не взял его к себе в дом, не кормил и не лечил его, мол, так ему и надо! Да, дети. Плохо поступал богач, что не помогал Лазарю. Но разве у нас всегда помогают бедным? Разве не отказывают нищим? Не говорят: «Бог подаст!»? Еще хуже поступают. Не подадут милостыню, а назовут нищего лентяем, пьяницей и бродягой. Иной не только побоится сам подойти к нищему, который весь в лохмотьях, но и близко не подпустит его к себе. Нищему хочется есть, он просит хлеба или денег на хлеб, ему холодно, он устал и просит пустить его в дом погреться и отдохнуть, а ему говорят: «Пошел вон, дальше иди!» Богач хотя бы не гнал Лазаря от ворот своего дома, а у нас ведь часто гонят нищих с крыльца и дворов.

Бывает еще хуже, еще страшнее. Встречаются злые люди, у которых поворачивается язык смеяться над нищими и ругать их, поднимается рука отталкивать и бить их.

Милые дети! Будьте добрыми, подавайте нищим, будьте с ними ласковы: ведь они такие же люди, как и мы. Они наши братья. Кто не любит нищих, тот не любит Самого Иисуса Христа. Кто отказывает нищему, отказывает Христу. Кто любит Христа, тот любит и нищих. Если вы поможете бедному, подадите нищему, который и просит-то у вас: «Христа ради!» – вы подадите Иисусу Христу. Он Сам примет вашу милостыню.