Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Презентация по биологии вегетативное размножение растений. Вегетативное размножение растений

Вегетативное

размножение

растений


Вегетативное размножение- образование новой особи

осуществляется:

  • вегетативными органами
  • многоклеточными частями вегетативных органов
  • видоизменениями вегетативных органов
  • культурой тканей

Вегетативное размножение

Естественное Искусственное


Вегетативное размножение цветковых растений

Размножение вегетативными органами

Подземными

частями

Надземными

частями

Надземными частями побегов

Подземными побегами

Листом

Корнем

Листовыми

черенками

Стеблевыми черенками

Отводками

Деление куста

Усами

Ползучими побегами

Прививкой

Откидышами

Клубнем

Корневыми отпрысками

Корневым черенками

Корневищем

Луковицей

Корневыми клубнями

Клубнелуковицей

Частями

листовых

пластинок


Способ размножения

Примеры

Надземными частями:

Листьями

1.Листовыми черенками.

Надземными частями побегов

3 . Стеблевыми черенками .

2.Частями листа

4. Отводками .

5 . Делением куста

6 . Усами .

7. Ползучими побегами

Подземными частями


Частями корня

8 . Корневыми черенками

9. Корневыми отпрысками.

10. Луковицами.

11. Клубнем .

12 . Клубнелуковица.

13 . Корневищем.

14.Прививка

Окулировка (п.почкой)

Копулировка (п. наискось черенков)

15 . .

Облактировка (п.сближением)


Размножение листовыми черенками

Листья сажают во влажный песок. После этого на листьях развиваются

придаточные почки и придаточные корни.

Сенполия


Частями листовой пластинки

Бегония


Частямими листовой пластинки

Сансевьера


Стеблевой черенок -участок побега (несколько узлов и междоузлий с почками).

Чёрная смородина

Роза


Размножение стеблевыми черенками


Размножение стеблевыми черенками

Верба


Размножение отводками

Если побег смородины прижать к земле, он даст придаточные корни и побеги из боковых почек. Такой побег называют отводком. Отводками человек размножает многие садовые кустарники (крыжовник, красная смородина)

Красная смородина

Крыжовник


Размножение усами

Надземные столоны (усы) - недолговечные ползучие побеги. Стебли их тонкие, хрупкие, с очень длинными междоузлиями. Верхушечная почка столона, загибаясь вверх, дает розетку листьев, которая легко укореняется. После укоренения нового растения столоны разрушаются.

Народное название этих надземных столонов - усы.

Хлорофитум

Земляника


Ползучими побегами

Растения, нарастая верхушками, старятся и начинают отмирать у основания. Боковые побеги разъединяются, и оказывается уже несколько молодых растений.

Клюква болотная

Лапчатка


Делением куста

Деление куста – это деление растения с побегами и корнями в продольном направлении на несколько частей, которые затем рассаживают (многолетние травы, пионы, полынь, маргаритки, флоксы, примула)

Маргаритка

Фиалка


Откидышами

Бриофиллум

Бриофиллум

Почкованием называют одну из форм бесполого размножения, при которой новая особь образуется в виде выроста (почки) на теле родительской особи, а затем отделяется от нее, превращаясь в самостоятельный организм.


Окулировка - прививка почкой


Копулировка- прививка наискось черенков


Аблактировка- прививка сближением


Размножение клубнями

Подземные клубни - утолщение подземных побегов (картофель, топинамбур). На подземных клубнях листья редуцированы до чешуек, которые опадают. В пазухах листьев находятся почки - глазки. Подземные клубни обычно развиваются на столонах - дочерних побегах -из почек, расположенных у основания основного побега, растут горизонтально. Клубни развиваются из верхушечных почек столонов.

Картофель


Топинамбур - земляная груша


Размножение корневищами

Корневище - подземный побег, выполняющий функции отложения запасных питательных веществ, возобновления и вегетативного размножения например: ландыш, копытень, ирис, пырей, крапива, хрен огородный и др.

Ландыш майский

Ирис


Размножение корневищами

  • пырей

Осот

Пырей


Размножение корневищами

Орхидея





Размножение клубнелуковицами

Гладиолус


Размножение корневыми отпрысками

Некоторые растения, подобно этой осине, могут образовывать побеги на корнях и таким образом размножаться.

Осина


Размножение корневыми черенками

Корневой черенок - это отрезок корня длиной 15-25 см.

Малина


Георгина


Размножение корневыми клубнями

Батат - сладкий картофель


Для выращивания новых растений берут небольшие кусочки живой ткани растения или отдельные клетки, взятые из любого органа. Этот способ дорогой и трудоёмкий.



Значение вегетативного размножения:

  • быстрый рост численности растений
  • расселение растений
  • образование потомства при невозможности полового размножение (пожары, вырубка)
  • наследует признаки материнского организма
  • образующиеся организмы достаточно крупные, поэтому имеют явные преимущества перед мелкими и слабыми проростками, появившиеся из семян
  • для сельского хозяйства:

- быстрое получение высоких урожаев (например, клубней картофеля)

- сохранение ценных сортов культурных растений (например, плодовых деревьев при прививках)

- возможность сочетания полезных признаков нескольких растений в одном


Основа ВР-регенерация (возобновление целого организма из его частей вследствие деления клеток)

  • Метод культуры клеток и тканей(одна или несколько клеток+ пит. среда клон)
  • Появление большого количества одинаковых потомков клон сохранение сортовых признаков культурных растений

женьшень


Способ размножения

Надземными частями:

1. Листьями

Надземными частями побегов

(бегония, очиток, каланхоэ, седум, фиалка) или частью листа (сансевьера)

2 . Стеблевыми черенками .

3. Отводками .

Стеблевой черенок – это отрезок побега с несколькими узлами, почками и придаточными корнями (смородина, роза, тополь, бальзамин, роза, виноград, традесканция)

Отводок – это отделенный от растения укоренившийся боковой побег (крыжовник, смородина, жасмин)

4. Делением куста

5. Усами .

- большой куст делят на части (Деление куста – это деление растения с побегами и корнями в продольном направлении на несколько частей, которые затем рассаживаются(многолетние травы, пионы, полынь, маргаритки, флоксы, примула)

Усы – это удлиненные надземные ползучие недолговечные побеги с длинными междоузлиями и чешуевидными листьями, образующие на верхушках розетки листьев, укореняющиеся с помощью придаточных корней (хлорофитум, виктория, лютик, земляника.)


6. Ползучими побегами

(луговой чай, клюква, живучка, белый клевер) Разрастаясь растение захватывает всё большую площадь, вытесняя при этом иногда соседние растения. Новые растения, нарастая своими верхушками, старятся и начинают отмирать у основания. Боковые побеги разъединяются, и оказывается уже несколько самостоятельных растений.

Подземными частями

Частями корня

7 . Корневыми черенками

Корневой черенок – это отрезок корня с придаточными почками у корнеотпрысковых растений – одуванчик, малина, вишня, осот.

8. Корневыми отпрысками.

Слива, малина, вишня сирень, осина, иван-чай, бодяк. Некоторые растения способны образовывать почки на корнях. Побеги, выросшие из этих почек, называют корневыми отпрысками, а сами растения корнеотпрысковыми.


Подземными видоизменёнными побегами.

9. Луковицами.

Детка луковицы – это разросшаяся боковая почка, отделившаяся от луковицы, – лук, чеснок, тюльпан, нарцисс)

10. Клубень .

Клубень - это однолетний подземный побег растения с утолщенным стеблем, часто имеющим сферическую форму, и зачаточными листьями, из пазушных почек которых на следующий год вырастают новые побеги (картофель, тапинамбур, георгина, батат)

11 . Клубнелуковица.

Встречается у гладиолуса.

12 . Корневищем.

Размножаются пырей, ландыш, ирис, орхидея.

Прививка почкой (окулировка)

13. Прививка

Это приживление одной части растения на другое растение. Другое название – трансплантация. Прививкой размножают растения, у которых затруднено образование придаточных корней (яблоня, груша, цитрусовые).

Для выращивания новых растений берут небольшие кусочки живой ткани растения или отдельные клетки, взятые из любого органа. Этот способ дорогой и трудоёмкий. Но почему его используют? Об этом прочитаем в учебнике на странице 126. (или сообщение ученика)


Способы вегетативного размножения:

Способ размножения

характеристика, примеры

Надземными частями:

1. Листьями

бегония, очиток, каланхоэ, седум, фиалка или частью листа сансевиера

Надземными частями побегов

2 . Стеблевыми черенками .

смородина, роза, тополь, бальзамин, роза, виноград, традесканция

3 . Отводками .

крыжовник, смородина, жасмин

4. Делением куста

многолетние травы, пионы, полынь, маргаритки, флоксы, примула

5. Усами .

хлорофитум, виктория, лютик, земляника.

6. Ползучими побегами

луговой чай, клюква, живучка, белый клевер

Подземными частями

Частями корня

7 . Корневыми черенками

одуванчик, малина, вишня, осот.

8. Корневыми отпрысками.

слива, малина, вишня сирень, осина, иван-чай, бодяк.

Подземными видоизменёнными побегами.

9. Луковицами.

лук, чеснок, тюльпан, нарцисс

10. Клубень .

картофель, тапинамбур, георгина, батат

11 . Клубнелуковица.

гладиолус

12 . Корневищем.

пырей, ландыш, ирис, орхидея.

Прививка почкой (окулировка)

13. Прививка

яблоня, груша, цитрусовые

Об этом прочитаем в учебнике на странице 189 – 190.

Вегетативное размножение - это способ бесполого размножения, при котором новые особи образуются из вегетативных органов, их частей или их
Вегетативное размножение - это способ бесполого
размножения, при котором новые особи
образуются из вегетативных органов, их частей или
их видоизменений, а также групп клеток.

Вегетативное размножение растений

Корневищами

Корневище - подземный побег, выполняющий функции
отложения запасных питательных веществ, возобновления и
вегетативного размножения например: бегония королевская,
ирис, ландыш майский, мята, папоротники, пион, пырей
ползучий
Ландыш
Ирис

Клубнями

Клубни - утолщенные мясистые части стебля, состоящие из
одного или нескольких междоузлий. Бывают надземными и
подземными. Надземные - утолщение главного стебля
(кольраби), боковых побегов. Часто имеют листья
Кольраби

Клубнями

Подземные клубни - утолщение подземных
побегов (картофель, топинамбур). На
подземных клубнях листья редуцированы до
чешуек, которые опадают. В пазухах листьев
находятся почки - глазки. Подземные клубни
обычно развиваются на столонах - дочерних
побегах -из почек, расположенных у
основания основного побега, выглядят как
очень тонкие белые стебельки, несущие
маленькие бесцветные чешуевидные листья,
растут горизонтально. Клубни развиваются из
верхушечных почек столонов
Картофель

Усами

Наземные столоны (усы) - недолговечные ползучие побеги,
служащие для вегетативного размножения. Встречаются у многих
растений (костяника, полевица ползучая, лесная и садовая земляника).
Обычно они лишены развитых зеленых листьев, стебли их тонкие,
хрупкие, с очень длинными междоузлиями. Верхушечная почка
столона, загибаясь вверх, дает розетку листьев, которая легко
укореняется. После укоренения нового растения столоны разрушаются
Земляника

Выводковыми почками

У некоторых печеночных мхов
имеются выводковые почки.
Они состоят из 2–3 клеток
У каланхоэ на листьях
развиваются также
выводковые почки

Отводками

Если побег смородины
прижать к земле, он
даст придаточные корни
и побеги из боковых
почек. Такой побег
называют отводком.
Отводками человек
размножает многие
садовые кустарники
(крыжовник,
смородина)

Прививкой

Вегетативный побег
Прививкой
При прививках часть побега, называемую привоем, не укореняют,
а приживляют к другому растению обычно того же или близкого
вида. Это - отличный способ размножения плодовых деревьев
ценных сортов, существующий издавна.
Слива, персик, вишня, абрикос, яблоня

Прививка

Прививка – приживление части одного растения на другое.
Прививкой размножают растения, у которых затруднено
образование придаточных корней.
Прививка:
а) почкой (летом)
б) черенком (весной)
Привой – глазок или черенок культурного
растения, который прививают.
Подвой – растение, к которому прививают.
Дичок – молодое растение, выращенное из
семени плодового дерева

Прививка

Луковицами

Луковица - подземный, реже надземный побег с очень коротким
уплощенным стеблем (донцем) и чешуевидными мясистыми,
сочными листьями, запасающими воду и питательные вещества.
Луковицы характерны для растений из семейства лилейных
(лилии, тюльпаны, пролески, лук) и амариллисовых (амариллисы,
нарциссы, гиацинты)
Лук
Нарцисс

Клубнелуковицами

Клубнелуковицы - внешне похожи на луковицы, но не имеют мясистых
листьев, а запасные вещества накапливает в коротком вздутом стебле.
Снаружи клубнелуковица покрыта сухими пленчатыми листьями – остатками
прошлогодних надземных вегетативных листьев. Корни, как и у луковицы,
придаточные, они способны укорачиваться. Увеличение количества
клубнелуковиц происходит путем образования нескольких дочерних (деток).
Характерны для гладиолусов, шафранов (крокусов).
Гладиолус
Детки (2) образуются в
конце вегетационного
периода у основания
клубнелуковицы (1) и
являются органами
вегетативного
размножения
гладиолусов.

Стеблевыми черенками

Стеблевой черенок - это
чаще всего кусочек
побега (несколько узлов
и междоузлий с
почками). Если его
воткнуть во влажную
почву, он укоренится-
даст придаточные корни,
а из почек разовьет
побеги. Так из одной
веточки смородины
можно получить
несколько кустов
(смородина, виноград,
плющ)
Смородина

Листовыми черенками

Некоторые виды комнатных растений размножают
листовыми черенками – бегонию, сенполию (узамбарскую
фиалку), лимон. Листья сажают во влажную почву. После
этого на листьях развиваются придаточные почки и
придаточные корни

Корневыми черенками

Корневой черенок - это отрезок корня длиной 15-25 см. На посаженном
в почву корневом черенке из придаточных почек развиваются надземные
побеги, от оснований которых отрастают придаточные корни. Развивается
новое, самостоятельно существующее растение. Корневыми черенками
размножают садовую малину, шиповник, некоторые сорта яблонь и
декоративных растений

Корневыми отпрысками

Некоторые растения могут образовывать побеги на корнях и таким образом
размножаться.
Облепиха, малина, астра, ландыш, валериана, мята
Осина

Корневыми клубнями
Корневой клубень представляет собой утолщение придаточных составных
частей мочковатой корневой системы. Несмотря на разное происхождение и
расположение с клубнями побегов, такие видоизменения выполняют
абсолютно одинаковые функции.
Корневые клубни характерны для георгина, батата, чистяка.
Батат

Деление куста
Взрослый куст делят на две или более частей.
Хлорофитум, примула, колокольчик, бамбук, орхидеи,
папоротники

Вегетативное размножение растений

Значение вегетативного размножения
Биологическое
значение
Размножение растений в
случае повреждения
значительной части растения
(пожары, вырубки и пр.);
Быстрое расселение на
новой территории
Возможность размножения
цветковых растений при
отсутствии факторов
перекрестного опыления ветра, насекомых
Хозяйственное
значение
Возможность быстрого
воспроизводства двулетних
и многолетних растений;
Необходимость
сохранения наследственных
признаков сорта;
Возможность сочетания
полезных признаков
нескольких растений в
одном
Растения, появившиеся
путем вегетативного
размножения, могут раньше
перейти к плодоношению

1 слайд

2 слайд

Вегетативное размножение-это увеличение числа особей растений в результате их развития из частей материнского растения (побега, корня)

3 слайд

Размножение корневищами Корневище-подземный побег, выполняющий функции отложения запасных питательных веществ, возобновления и вегетативного размножения например: ландыш, копытень, фиалка, пырей и др.

4 слайд

Размножение клубнями Клубни - утолщенные мясистые части стебля, состоящие из одного или нескольких междоузлий. Бывают надземными и подземными. Надземные - утолщение главного стебля (кольраби), боковых побегов) Часто имеют листья. Надземные клубни являются вместилищем запасных питательных веществ и служат для вегетативного размножения, на них могут находиться пазушные почки с зачатками листьев, которые опадают и служат также для вегетативного размножения (живородная гречиха).

5 слайд

Подземные клубни - утолщение подземных побегов (картофель, топинамбур). На подземных клубнях листья редуцированы до чешуек, которые опадают. В пазухах листьев находятся почки - глазки. Подземные клубни обычно развиваются на столонах - дочерних побегах -из почек, расположенных у основания основного побега, выглядят как очень тонкие белые стебельки, несущие маленькие бесцветные чешуевидные листья, растут горизонтально. Клубни развиваются из верхушечных почек столонов.

6 слайд

Размножение усами Надземные столоны (усы) - недолговечные ползучие побеги, служащие для вегетативного размножения. Встречаются у многих растений (костяника, полевица ползучая, лесная и садовая земляника). Обычно они лишены развитых зеленых листьев, стебли их тонкие, хрупкие, с очень длинными междоузлиями. Верхушечная почка столона, загибаясь вверх, дает розетку листьев, которая легко укореняется. После укоренения нового растения столоны разрушаются. Народное название этих надземных столонов - усы.

7 слайд

Размножение корневыми отпрысками Некоторые растения, подобно этой осине, могут образовывать побеги на корнях и таким образом размножаться.

8 слайд

Размножение выводковыми почками У некоторых печеночных мхов тоже есть выводковые почки. Они состоят из 2–3 клеток. У каланхое на листьях развиваются также выводковые почки.

9 слайд

Размножение отводками Если побег смородины прижать к земле, он даст придаточные корни и побеги из боковых почек. Такой побег называют отводком. Отводками человек размножает многие садовые кустарники (крыжовник, смородина)

10 слайд

Размножение стеблевыми черенками Черенок - это чаще всего кусочек побега (несколько узлов и междоузлий с почками). Если его воткнуть во влажный песок, он укоренится- даст придаточные корни, а из почек разовьет побеги. Так из одной веточки смородины можно получить несколько кустов.

11 слайд

Размножение листовыми черенками Некоторые виды комнатных растений – бегонию, сенполию (узамбарскую фиалку), лимон, размножают листовыми черенками. Листья сажают во влажный песок. После этого на листьях развиваются придаточные почки и придаточные корни.

12 слайд

Размножение корневыми черенками Корневой черенок - это отрезок корня длиной 15-25 см. На посаженном в почву корневом черенке из придаточных почек развиваются надземные побеги, от оснований которых отрастают придаточные корни. Развивается новое, самостоятельно существующее растение. Корневыми черенками размножают садовую малину, шиповник, некоторые сорта яблонь и декоративных растений.

13 слайд

Размножение прививкой При прививках часть побега, называемую привоем, не укореняют, а приживляют к другому растению обычно того же или близкого вида. Это - отличный способ размножения плодовых деревьев ценных сортов, существующий издавна. В наше время часто размножают не целые растения, а культуру растительных клеток, получая из них целые растения.

14 слайд

Способы прививок очень разнообразны. Прививают целые веточки и отдельные почки в расщеп побега, к его срезу или надрезу в коре.

15 слайд

Размножение луковицами Луковица - подземный, реже надземный побег с очень коротким уплощенным стеблем (донцем) и чешуевидными мясистыми, сочными листьями, запасающими воду и питательные вещества. Из верхушечной и пазушных почек луковиц вырастают надземные побеги, а на донце образуются придаточные корни. Луковицы характерны для растений из семейства лилейных (лилии, тюльпаны, пролески, лук) и амариллисовых (амариллисы, нарциссы, гиацинты). В зависимости от размещения листьев различают луковицы чешуевидные (лук, гиацинт), черепитчатые (лилия) и сборные или сложные (чеснок). В пазухе некоторых чешуек луковицы есть почки, из которых развиваются дочерние луковицы - детки. Луковицы помогают растению выжить в неблагоприятных условиях и являются органом вегетативного размножения.

17 слайд

Размножение клубнелуковицами Клубнелуковицы - внешне похожи на луковицы, но их листья не служат запасающими органами, они сухие, пленчатые, часто это остатки влагалищ отмерших зеленых листьев. Запасающий орган - стеблевая часть клубнелуковицы, она утолщена. Характерны для гладиолусов, шафранов (крокусов). Детки (2) образуются в конце вегетационного периода у основания замещающей клубнелуковицы (1) и являются органами вегетативного размножения гладиолусов.

18 слайд

Вывод: вегетативное размножение, как и семенное размножение, способствует увеличению числа особей и расселению их. При вегетативном размножении растения наследуют признаки материнского растения. Это используют в практике сельского хозяйства для быстрого получения высоких урожаев (например, клубней картофеля) и для сохранения ценных сортов культурных растений (например, плодовых деревьев при прививках

Разделы: Биология

Цели урока:

  • изучить способы вегетативного размножения цветковых растений и научиться применять полученные знания на практике;
  • показать возможность применения информационно-коммуникационных технологий на уроке биологии.

Образовательные задачи:

  • раскрыть значение понятий: выводковые почки, дочерние розетки, черенки и их виды, отводки, корневые отпрыски, прививка почкой (окулировка), привой, подвой;
  • охарактеризовать значение прививки в садоводстве;
  • рассмотреть особенности вегетативного размножения комнатных растений.

Развивающие задачи:

  • развитие общеучебных и коммуникативных умений и навыков (сравнение, анализ, обобщение), навыков работы с современным компьютерным оборудованием, с электронными источниками информации;
  • формирование практических умений по осуществлению вегетативного размножения комнатных растений.

Воспитательная направленность урока:

  • осуществление экологического, трудового воспитания;
  • воспитание уважения к мнению окружающих людей.

Тип урока: комбинированный.

Продолжительность: 45 мин.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор,
  • CD-RW с тестовыми заданиями (для работы на ПК и мультимедийном экране),
  • презентация к разным этапам урока,
  • DVD с записью способов осуществления вегетативного размножения культурных растений,
  • иллюстрации с примерами растений,
  • доклад “Вегетативное размножение комнатных растений” с рисунками и электронной презентацией,
  • листочки для ответов учащихся,
  • различные комнатные растения,
  • горшочки с землёй,
  • сосуд с водой,
  • ножницы,
  • шпатели (для выполнения практических заданий),
  • магниты,
  • учебники,
  • тетради,
  • письменные принадлежности.

Структура урока:

I. Организационный момент – 2 мин

II. Опрос – 8 мин

III. Изучение нового материала – 23 мин

IV. Закрепление – 8 мин

V. Домашнее задание – 2 мин

VI. Итог урока – 2 мин.

Ход урока

I. Организационный момент – 2 мин.

Приветствие отметка отсутствующих, выяснение причины отсутствия.

II. Опрос (тестовые задания разных типов, представленные в электронном виде) – 8 мин .

Вступительное слово учителя.

На прошлом уроке мы закончили изучение вегетативных органов цветковых растений, рассмотрев тему: “Внутреннее строение листа”. Дома вы должны были изучить параграф, выучить записи в тетради, а для тех, кто хочет получить 9 или 10 баллов было предложено выполнить творческое задание: составить тесты разных типов по двум последним темам. Ваши тестовые задания я проверю, мы их разберём на следующем уроке. А к сегодняшнему уроку я тоже подготовила вам тесты, только в электронном виде. Итак, для выполнения тестовых заданий по теме: “Внутреннее строение листа” за компьютеры пересаживаются: (произвольно выбираю несколько человек). Остальным раздаю листочки, на которых вы подписываете фамилию, имя и выполняете задания, представленные на мультимедийном экране (Приложение 1) .

III. Изучение нового материала – 23 мин.

1. Подведение к теме (зачитывание фрагмента литературного произведения)- 2 мин

Для чего же мы с вами с вами на протяжении нескольких уроков изучали строение вегетативных органов растений? Для того ли только, чтобы знать это? Конечно же, нет. Эти знания имеют большое практическое значение в садоводстве и цветоводстве. Об этом мы поговорим сегодня на уроке.

Послушайте выдержку из дневника садовода-любителя и подумайте, как ему помочь?

Из дневника садовода-любителя

На часах только девять утра, а солнце уже вовсю припекает. Денёк обещает быть жарким. На небе ни облачка, а дождичка бы не мешало: вторую неделю ждут его яблони и сливы, крыжовник и смородина. Эх, люблю я свой сад, любуюсь каждый день и переживаю за него. Яблочки-то у меня крупные, наливные урождаются, а вот смородина каждый год мелкая и кислая. То ли дело у соседа: ягоды размером с вишню, сладкие, да много-то как! Такую и собирать приятно. Только вот нет у меня такой, а хочется…

Что же нужно сделать? Ответ на этот вопрос вы найдёте сегодня на уроке, тема которого “Вегетативное размножение цветковых растений” (Приложение 2) . Открываем тетради, записываем число и тему урока.

Формулировка цели урока (озвучивание слайда).

2. Актуализация прежних знаний (вопросы классу) - 2 мин

Давайте посмотрим на тему, которую записали, и разберём, что она означает. Начнём с конца.

  1. Какие растения являются Цветковыми? Как ещё их называют и почему?
  2. На какие две группы можно разделить все органы цветковых растений? Что относят к вегетативным, а что к генеративным органам?
  3. Какие способы размножения растений вам известны?
  4. В чём принципиальное отличие вегетативного и полового размножения?

3. Способы вегетативного размножения цветковых растений – 14 мин

Вот видите, вы уже почти всё знаете, осталось познакомиться с тем, какими способами осуществляют вегетативное размножение цветковых растений.

В тетрадях начертите таблицу из трёх колонок: способ размножения, примеры растений, рисунок (внешний вид таблицы на слайде) . Её заполнение мы начнём на уроке, а закончите вы дома.

Для знакомства со способами вегетативного размножения растений вашему вниманию предлагается несколько видеофрагментов.

Просмотр видеофрагментов на мультимедийном экране (К сожалению, видеофрагменты не размещены на этом диске ввиду большого объёма занимаемой памяти. Видеофрагменты заменены презентацией) (Приложение 3) .

Способы вегетативного размножения цветковых растений:

а) “усами”
б) корневыми черенками;
в) корневыми отпрысками;
г) стеблевыми черенками;
д) * отводками;
е) * прививка почкой (окулировка).

По ходу рассказа учителя:

  • внимание учащихся акцентируется на основных понятиях : черенки и их виды, отводки, корневые отпрыски, прививка почкой (окулировка), привой, подвой;
  • после каждого фрагмента на доску при помощи магнитов прикрепляются листочки с изображением разных способов вегетативного размножения (листочки без подписей для использования на этапе закрепления и этапе опроса на следующем уроке);
  • рассматривание иллюстраций в учебнике;
  • учащиеся в тетрадях заполняют первые две графы таблицы (необходимые рисунки в третьей графе учащиеся выполняют дома).

* Перед фрагментом “Размножение отводками” сообщение учителя :

К сожалению, при размножении стеблевыми черенками не всегда удаётся легко получить новое растение: черенки являются очень уязвимыми, они могут загнивать, повреждаться болезнями и вредителями. Поэтому в садоводстве чаще применяют другой, более надёжный способ – размножение отводками.

* Перед фрагментом “Прививка почкой (окулировка)” сообщение учителя :

Следующий способ размножения является достаточно сложным и может быть выполнен при наличии необходимых навыков. Без него не обходится ни один садовод, поэтому следите за тем, в каком порядке проводятся действия и запоминайте названия.

Итоговый вопрос по данному этапу урока: “Подскажите, как помочь садоводу, у которого никак не уродится хорошая смородина?”

4. Вегетативное размножение комнатных растений (сообщение учащихся с компьютерной презентацией) – 5 мин.

Сообщение учителя.

Возможно, дача пока есть не у каждого из вас, но в будущем обязательно будет, я уверена. А вот комнатные растения точно растут в каждом классе и у многих дома. Как же их размножают? Об этом нам расскажут ведущие специалисты в области комнатного цветоводства (выходят учащиеся, заранее подготовившие доклад с компьютерной презентацией по этой теме). То, что вы сейчас услышите и увидите, пригодится вам уже через 5 мин. Будьте внимательны!

Доклад подготовлен учащимися по материалам книги В.В. Чуб, К.Д. Лезиной “Комнатные растения”. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.

Вегетативное размножение комнатных растений

Знание способов вегетативного размножения растений имеет большое значение в комнатном цветоводстве.

Каланхое (бриофиллум) размножается выводковыми почками . Они опадают с листьев, быстро укореняются, и вскоре вырастают дочерние растения.

Специальные приспособления для вегетативного размножения имеются у некоторых видов кактусов – это боковые побеги – “детки” . Иногда уже в раннем возрасте они бывают снабжены зачаточными корешками.

Комнатное растение циперус размножают делением взрослого растения на части . Взрослое растение острым ножом делят на несколько частей и каждую из них сразу сажают в отдельный горшочек. Но для этого растения существует ещё один интересный способ размножения : верхушку побега можно наклонить и опустить в стакан с водой. Через две недели растение готово к посадке в почву!

Комнатное растение хлорофитум размножается посадкой дочерних розеток , которые образуются на горизонтальных побегах, легко приживаются и быстро начинают расти как самостоятельные растения.

Многие растения укореняются при контакте стебля с почвой, т.е. размножаются отводками . Один из побегов пришпиливают и присыпают в средней части почвой. Лучшее время для отводков – начало периода активного роста. Таким способом размножают традесканции , плющ .

Один из самых распространённых способов размножения комнатных растений–черенкование . Чаще всего используют стеблевые или листовые черенки в зависимости от вида растения. Корневыми черенками комнатные растения практически не размножают. При размножении стеблевыми черенками можно использовать верхушечный черенок, тогда будет расти верхушечная почка. Но если черенок без верхушки, то он должен содержать хотя бы один узел (из междоузлия не вырастет новый побег). Черенок должен быть здоровым, без посторонних пятен, повреждений.

Черенки одних растений можно просто поставить в воду и подождать, когда появятся корни, а потом пересадить в землю. К таким растениям относятся фикусы , традесканции . Черенки других растений укореняются сложнее. Это, например, комнатные розы . Для их укоренения лучше использовать смесь песка и торфа.

Стеблевыми черенками размножаются также алоэ (столетник), монстера , толстянка (денежное дерево). Так размножается и комнатная лиана хойя . При этом на каждом заготовленном черенке должно быть не менее двух пар листьев. Срезать необходимо ниже узла, так как корни появляются на междоузлиях. Укореняется в воде и в смеси песка и торфа.

Другой разновидностью черенков являются листовые . Для листового черенка важно правильно определить его возраст. Если лист ещё совсем молодой, то все его силы уйдут на то, чтобы закончить рост. Если слишком старый, то может легко увянуть.

Листовыми черенками легко размножается популярное комнатное растение сентполия (узумбарская фиалка) . Весной или летом срезают лист с черешком длиной 2-3 см и помещают в воду или сразу в почву (при этом заглубляют на одну треть листовой пластинки). Через некоторое время вырастают миниатюрные розетки с листочками.

Листовыми черенками можно размножать бегонии , глоксинии , а также сансевиерию (щучий хвост) . Лист сансевиерии разрезают поперёк на несколько частей (длиной 5-7 см) и сажают с наклоном в слегка влажный речной песок или специальную смесь, поддерживая температуру воздуха 20-22?С.

Таким образом, знание особенностей вегетативного размножения растений позволит нам украсить свой дом, класс, школу разнообразными комнатными растениями, создать уют и улучшить экологическую обстановку.

IV. Закрепление (выполнение практических заданий) – 8 мин.

Сообщение учителя .

Сейчас проверим, как вы усвоили то, о чём рассказали девочки.

Задание следующее: осуществите вегетативное размножение предложенных комнатных растений (Приложение 7) .

Инструктаж по технике безопасности перед выполнением практического задания .

Для выполнения задания к специально подготовленному столу вызвать нескольких учащихся (по количеству представленных комнатных растений). Используя необходимое оборудование, ребята осуществляют размножение растений и называют используемый способ. (Фото в приложении 8).

V. Домашнее задание – 2 мин.

Сообщение учителя . Открываем дневники и записываем домашнее задание (Приложение 9 ).

VI. Итог урока – 2 мин.

Сообщение учителя . Сегодня на уроке мы изучили способы вегетативного размножения цветковых растений и научились применять полученные знания на практике.

Оценки за урок, их комментирование.

Напоминание о порядке рабочих мест после урока.

Спасибо за внимание!