Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Правописание слов с мягким знаком на конце. Методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему: Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих

В статье мы детально разберем, когда пишется ь после шипящих в глаголе, существительных и наречиях . Также на понятных примерах покажем типичные ошибки написания мягкого знака после шипящих .

Шипящих букв в русском языке всего 4. Это буквы Щ, Ж, Ч и Ш. Основные случаи касающиеся написания Ь после шипящих – это написание мягкого знака после шипящих в глаголе, на конце существительных и наречий. Разберем каждый случай в отдельности.

Когда пишется Ь после шипящих в глаголе?

Ответ однозначный:

«Мягкий знак после шипящих в глаголах мы пишем ВСЕГДА!»

В учебниках чаще всего перечисляют, что «ь» пишется, если глагол в инфинитиве (отвечает на вопрос, что делать? или что сделать?), во втором лице единственного числа (сочетается с местоимением ты) или в находиться в повелительном наклонении (идет указание на действие).
Запоминать это всё не обязательно, поскольку во всех других формах шипящие на конце не встречаются.
Рассмотрим на примерах.
Инфинитивы: привлечь, жечь, лечь.
Второе лицо, единственно число: напишешь, любишь, дышишь.
Повелительная форма: отрежь, намажь, съешь!

К слову сказать, мягкий знак может стоять не только на конце глаголов. При добавлении –ся и –те после шипящей буквы «Ь» сохраняется. Например: режьте, намажься, влюбишься.

Самая популярная ошибка с мягким знаком в глаголах это написание его между –т и –ся в разных лицах. Если мы пишем «бриться » (что делать? с мягким знаком), то «бреется » (что делает?) мы напишем без Ь. Правило простое: “Если вопрос с «Ь» на конце, то и между –т и –ся мягкий знак мы тоже пишем. ” Помним, что буква Т к шипящим не относиться, поэтому данное правило не совсем по теме статьи.
Глаголы мы рассмотрели. Перейдем к существительным!

Мягкий знак после шипящих на конце существительных

Правило довольно простое:

«Ь после шипящих в конце существительных пишется ТОЛЬКО, если существительное женского рода единственного числа!»

Во всех остальных случаях Ь после шипящих в конце существительных НЕ пишется.

Рассмотрим на примерах.
С мягким знаком после шипящих:
Рожь, ночь, ложь, вещь, дочь.
«Родила царица в ночь не то сына, не то дочь.» А.С.Пушкин.
Женский род единственное число можно определить подстановкой местоимения «моя».
Моя дочь, моя ложь, моя блажь.

Без мягкого знака:
Врач, нож, много туч, много груш, кирпич, калач, пугач, Александр Сергеевич.
«Над ним луч солнца золотой…» М.Ю.Лермонтов.

Как мы видим мягкий знак не пишется после существительных мужского рода единственного числа, в существительных множественного числа, в конце мужских отчеств.
Проще запомнить, когда мягкий знак в существительных пишется, чем когда он не пишется:) .

Мягкий знак после шипящих на конце наречий

Тут тоже всё довольно просто:

«Ь после шипящих на конце наречий пишется ВСЕГДА, за исключением наречий: уж, замуж, невтерпеж.»

Примеры: прочь, напрочь, наотмашь, лишь, вскачь, настежь, навзничь, точь-в-точь.

Очень важно понимать, что такое наречие, поскольку частая ошибка: написание мягкого знака после шипящих в кратких прилагательных.
Хорош, пригож, горяч, могуч, вонюч и т.д. пишутся без мягкого знака.

Как отличать краткое прилагательное от наречия?
Наречие отвечает на вопросы: Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? …и чаще всего: Как?
Обозначает наречие признак действия, то есть относиться к глаголу. Ушел прочь. Отказался напрочь. Повторил точь-в-точь.

Краткое прилагательное отвечает на вопрос: Каков? И обозначает признак предмета. То есть относиться к существительному. Дом хорош. Душ горяч. Ветер, ветер, ты могуч…

Помимо глаголов, существительных, наречий и кратких прилагательных Ь после шипящих встречается в частицах и местоимениях. В них большинство людей мягкий знак пишут интуитивно правильно и запоминать данные случаи, на наш взгляд, не так важно.
Однако, для справки:
В частицах с шипящими окончаниями мягкий знак ПИШЕТСЯ всегда. Это частицы: ишь, лишь, бишь, вишь.
Примеры употребления частиц в предложениях:
То бишь это так. Ишь какой нашелся. Это всего лишь гром.

Местоимения всего два: НАШ и ВАШ . В них МЯГКИЙ ЗНАК НЕ ПИШЕТСЯ.

Вот, собственно, все основные случаи употребления Ь после шипящих.
Для закрепления предлагаем также вашему вниманию схему, которая объединяет всё выше сказанное по написанию мягкого знака после шипящих.


Если у вас появились вопросы по тому, когда пишется ь после шипящих в существительных, глаголах, наречиях или других частях речи, обязательно пишите их в комментариях.

На данном уроке подробно рассмотрено правописание мягкого знака после шипящих на конце наречий, а также дано повторение уже изученных орфограмм.

Мягкий знак на конце наречий всегда пишется после шипящих ч и ш .

После ж мягкий знак не пишется. Исключение: настежь .

Например: (уйти) прочь ; (ударить) наотмашь ; (выйти) замуж ; (открыть окно) настежь (искл.).

Таблица. Наречия, оканчивающиеся на шипящую

С мягким знаком

Без мягкого знака

прочь

вскачь

точь-в-точь

навзничь

невмочь (простореч.)

напрочь (простореч.)

наотмашь

сплошь

замуж

уж (в значении уже)

невтерпёж (простореч.)

Повторение. Мягкий знак после шипящих на конце разных частей речи

Глагол

На конце глаголов после шипящих всегда пишется мягкий знак. Это касается всех глагольных форм:

— глаголов во 2-м лице единственного числа настоящего времени: читаешь , смотришь ;

— глаголов в повелительном наклонении: режь , ешь , мажь ;

— глаголов в неопределённой форме: жечь , печь , стеречь .

Имя прилагательное

Прилагательные в краткой форме, оканчивающиеся на шипящие, никогда не имеют мягкого знака на конце. Например: могуч , свеж , хорош .

Имя существительное

Мягкий знак на конце существительных после шипящих пишется только в словах женского рода 3-го склонения. Например: дочь , ложь , вещь .

Все остальные существительные, оканчивающиеся на шипящие, пишутся без мягкого знака:

— существительные мужского рода 2-го склонения в именительном падеже.

Например: камыш, товарищ, ландыш;

— существительные женского рода 1-го склонения во множественном числе в родительном падеже: (много) груш, туч, луж .

Список литературы

  1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. – 13-е изд. – М.: Дрофа, 2009.
  2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. – 34-е изд. – М.: Просвещение, 2012.
  3. Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред. С.Н. Пименовой – 19-е изд. – М.: Дрофа, 2012.
  4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 7 класс. В 3-х ч. – 8-е изд. – М.: Мнемозина, 2012.
  1. Дидактические материалы. Раздел «Наречие» (Источник).
  2. Наречие как часть речи (Источник).
  3. Части речи в русском языке (Источник).
  4. Культура письменной речи. Наречие (Источник).

Домашнее задание

Упражнение № 265. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. – М.: Просвещение, 2012.

Задание № 1. Определите, к какой части речи (в какой форме) относятся слова; вставьте, где это необходимо, мягкий знак.

1. Линюч. горяч. свеж. пахуч. хорош.

2. Дач. задач. туч. рощ.

3. Назнач. умнож. намаж.

4. Стрич. печ. жечь, убереч.

5. Муж. пейзаж. камыш.

6. Мелоч. тиш. глуш.

7. Едеш. спиш. молчиш.

8. Вскач. настеж. замуж. невтерпеж.

Задание № 2. Перепишите, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы.

1. Настеж. ворота тяжелые (Бл.). 2. Уж. сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна, да только все не впрок (Крыл.). 3. Ты напроч. уходишь, чужая (Нар.). 4. Под гору вскач. а как на гору – хоть плачь (Посл.). 5. Офицер ударил Остапа наотмаш. хлыстом поперек лица (Пауст.). 6. До горизонта, до самого края, сизая, серо-зеленая, сплош. ходит, крутыми валами играя, июньская рожь (В. Бок.). 7. Какой-то зверь одним прыжком из чащи выскочил и лег, играя, навзнич. на песок (Л.). 8. Мы шли дорогой, сплош. покрытой бурыми прошлогодними листьями (Купр.). 9. Как ни часто приходилось молодице невтерпеж. под косой трава валилась, под серпом горела рожь (Н.).

Мягкий знак на конце существительных после шипящих

Этот видеоурок доступен по абонементу

У вас уже есть абонемент? Войти

На этом уроке вы узнаете правило правописания мягкого знака на конце имён существительных в начальной форме после букв шипящих. Вспомните, какую работу выполняет мягкий знак. Сможете потренироваться в применении мягкого знака

В древности у одних имён существительных на конце после букв шипящих стоял Ъ, а другие имена существительные оканчивались на Ь. Затем Ъ исчез, а Ь остался.

На уроке вам предстоит узнать, у каких имён существительных пишется мягкий знак на конце после букв шипящих.

Наблюдаем над именами существительными с буквами шипящих на конце:

У дедушки был замечательный карандаш. Он мог нарисовать лунную ночь и солнечный луч, золотую рожь и нежный белый ландыш. Чудесная вещь! (По М. Ильину)

Имена существительные из этих предложений записали в два столбика. Что объединяет слова каждого столбика?

Это имена существительные в начальной форме (форма И.п., ед.ч.), оканчивающиеся на буквы шипящих [ч’, ш, щ’].

Что отличает их от слов другого столбика?

В первом столбике слова женского рода, а во втором – мужского рода.

Узнаём, какую работу выполняет Ь после букв шипящих согласных на конце имён существительных в начальной форме:

В русском языке Ь нередко вовсе не обозначает мягкость согласных звуков. Иногда он лишь указывает на форму слова.

Такую работу выполняет Ь на конце имён существительных в начальной форме после букв шипящих согласных. Он сообщает: это имя существительное женского рода.

После букв шипящих на конце имён существительных ь пишется только в словах женского рода. В словах мужского рода Ь не пишется.

[ч’ , щ’ , ш]

В именах существительных в начальной форме с шипящими на конце всегда есть орфограмма, потому что мы выбираем, писать Ь или нет.

Обсуждаем способ действия:

Как нужно действовать?

1. Услышав шипящий на конце слова, узнай часть речи.

2. Если это имя существительное в начальной форме, определи род

3. Если слово женского рода – Ь пишется, мужского рода – Ь не пишется.

Не знаешь род имени существительного, обращайся к словарю.

обруч? – он, м.р., Ь не пишется – обруч

лещ? – он, м.р., Ь не пишется – ле

помощ? – она, ж.р., на конце Ь – помо

товарищ? – он, м.р., Ь не пишется – товари

мелоч? – она, ж.р., на конце Ь – мело

гореч? – она, ж.р., на конце Ь – горе

Лещ – это пресноводная рыба с плоским телом.

Определяем, какие слова записаны в виде транскрипции:

Какие слова записаны в виде транскрипции?

Какая знакомая вам орфограмма есть на конце слов?

[дро ш] [стр’и ш] [бро ш] [пл’а ш] [рόскаш]

Орфограмма парный по глухости-звонкости согласный.

[дро ш] – дроть, дро, она, ж.р.

[стр’и ш] – нет стри, стри, он, м.р.

[бро ш] – брочка, бро, она, ж.р.

[пл’а ш] – нет пля, пляж, он, м.р.

[рόскаш] – (какой?) роскόшный, рόско – она, ж.р., на конце ь,

о – буква безударного гласного, ш – буква парного согласного

Находим слова с орфограммой в стихотворных строках:

Определите, в каких словах есть орфограмма Ь после букв шипящих в именах существительных.

Старый грач уснул в гнезде.

Спит его грачиха…

Ты послушай, как везде

Хорошо и тихо. (Е. Серова)

От кого деревьям вред?

Точит ёлку короед.

Услыхал деревьев плач

Прилетел он на заре

И постукал по коре. (А. Часовников)

гра – он, м.р., Ь не пишется

пла – он, м.р., Ь не пишется

вра – он, м.р., Ь не пишется

Мне опять приснились дебри,

Глушь пустынь, заката тишь.

Жёлтый лев крадётся к зебре

Через травы и камыш. (В. Брюсов)

Мне русская речь – как музыка:

В ней слово звучит, поёт,

В ней дышит душою русскою

Создатель её, народ . (Н. Браун)

глу – она, ж.р., на конце Ь

ти – она, ж.р., на конце Ь

камы – он, м.р., Ь не пишется

ре – она, ж.р., на конце Ь

В каких сказочных словах нужно поставить мягкий знак после буквы шипящего?

В каких сказочных словах нужно (по правилам русской орфографии) поставить мягкий знак после буквы шипящего?

Пяшлая куж… Бурявый пуполош…Мяувая дуч…

Пяшлая (какая?) кужь (она, ж.р., на конце Ь).

Бурявый (какой?) пуполош (он, м.р., Ь не пишется).

Мяувая (какая?) дучь (она, ж.р., на конце Ь).

Узнаём слова по толкованию их значений:

1.Человек, играющий на скрипке, –…

2. Незаселённый, невозделанный участок земли –…

3. Влияние, уважение, которым пользуется кто-то или что-то – …

4. Густая непрозрачная акварельная краска – …

5. Количество выпущенных экземпляров книги, газеты или журнала – …

6. Старинная медная монета в полкопейки – …

1. скрипач (он, м.р.)

2. пусто (она, ж.р.)

3. прести (он, м.р.)

4. гуа (она, ж.р.)

5. тира (он, м.р.)

6. гро (он, м.р.)

Здоровяк – [крепы ш], крепы, буква парного согласного ш,

крепыш, он, м.р., без Ь.

Сила – [мо щ’], мо –она, ж.р., на конце Ь.

Молодые люди – [молодё ш], нет молодё, буква парного согласного ж,

молодё – она, ж.р., на конце Ь.

Призыв – [кли ч’], он, м.р., кли, без Ь.

Ерунда, глупость – [чу ш], нет чу, буква парного согласного ш,

чу – она, ж.р., на конце Ь.

Родник – [клю ч’], он, м.р., ключ, без Ь.

Решаем орфографические задачи:

Вспомните сказки А. Пушкина и допишите имена существительные с буквами шипящих согласных на конце.

Ты,…, мой спаситель, мой могучий избавитель.

И жених сыскался ей, … Елисей.

Петушок мой золотой будет верный … твой.

Сказка … , да в ней намёк!

Ты, цареви [ч’], мой спаситель, мой могучий избавитель.

И жених сыскался ей, королеви [ч’] Елисей.

Петушок мой золотой будет верный сторо [ш] твой.

Сказка ло [ш], да в ней намёк!

цареви – он, м.р., Ь не пишется

королеви – м.р., Ь не пишется

сторо – м.р., Ь не пишется, нет сторо, буква парного согласного ж

ло – она, ж.р., на конце Ь, нет л, буква парного согласного ж

Отгадайте загадки и правильно запишите отгадки.

Рада даже хлебной крошке,

Потому что дотемна

В норке прячется она.

2. Зимой дрова ест, а летом спит.

Мы – она, ж.р., на конце Ь

Пе – она, ж.р., на конце Ь

Интересная орфографическая задача, как писать слово, с Ь или без?

Заглянем в словарь.

Туш – короткое торжественное музыкальное приветствие .

Ту – он, м.р., Ь не пишется.

Тушь – устойчивая краска для черчения, рисования, письма, косметическая краска (тушь для ресниц).

Ту – она, ж.р, на конце Ь.

Вспоминаем, какую работу выполняет мягкий знак:

Реши орфографические задачи. Слова с Ь запиши в три столбика:

обозначает мягкость, помогает обозначить звук [й’], указывает на форму.

За рекой начинается лес. В нём водится дич?

Загляни в син? его озёр, пересеки топ?, обойди острые суч?я. Как поют солов?и!

Построй шалаш?, разведи огон?, пожар? хлеб на прут?ях. Послушай, как поскрипывают сонные дерев?я, как летит на охоту сыч?

Ди – она, ж.р., на конце Ь, указывает на форму слова.

Син – ь обозначает мягкость согласного.

Топь – ь обозначает мягкость согласного.

Су – помогает обозначить звук [й’]. Соло – помогает обозначить звук [й’]. Шала – он, м.р., Ь не пишется.

Огон – ь обозначает мягкость согласного.

Пожар – ь обозначает мягкость согласного.

На прух – помогает обозначить звук [й’]. Дере – помогает обозначить звук [й’]. Сы – он, м.р., Ь не пишется.

Сыч – это ночная птица отряда сов.

обозначает мягкость помогает обозначать звук [й’] указывает на форму

синь сучья дичь

огонь на прутьях

Заключение:

На уроке вы узнали, что в именах существительных в начальной форме с шипящими на конце всегда есть орфограмма, потому что мы выбираем, писать Ь или нет.

После букв шипящих на конце имён существительных Ь пишется только в словах женского рода. В словах мужского рода Ь не пишется.

Список литературы

  1. М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
  2. М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
  4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
  5. Л.В. Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. – СПб.: КАРО, 2003.
  6. Г.Т. Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3–4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.

Домашнее задание

    Прочитай загадку. Запиши отгадку. Докажи правильность написания слов с буквами шипящих на конце.

У реки растёт камыш.

В камыше живёт малыш.

Он с зелёной кожицей

И с зелёной рожицей. (П. Синявский)

  • Прочитай слова и скажи, чем они все похожи. Устно раздели их на две группы. Указывай над словами их отличительный признак и решай орфографическую задачу.
    Полноч?, вещ?, плащ?, помощ?, нож?, этаж?, суш?, ёрш?
  • Реши орфографические задачи в именах существительных. Для этого укажи в скобках род. Подбери к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные, соедини слова и допиши окончания; решай и другие орфографические задачи.
    1. Интернет-портал Rus.1september.ru (Источник).
    2. Интернет-портал School-collection.edu.ru (Источник).
    3. Интернет-портал Therules.ru (Источник).
    4. Интернет-портал Oldskola1.narod.ru (Источник).

    Ь после шипящих в глаголах, на конце существительных и наречий!

    В статье мы детально разберем, когда пишется ь после шипящих в глаголе, существительных и наречиях . Также на понятных примерах покажем типичные ошибки написания мягкого знака после шипящих .

    Шипящих букв в русском языке всего 4. Это буквы Щ, Ж, Ч и Ш. Основные случаи касающиеся написания Ь после шипящих – это написание мягкого знака после шипящих в глаголе, на конце существительных и наречий. Разберем каждый случай в отдельности.

    Когда пишется Ь после шипящих в глаголе?

    «Мягкий знак после шипящих в глаголах мы пишем ВСЕГДА!»

    В учебниках чаще всего перечисляют, что «ь» пишется, если глагол в инфинитиве (отвечает на вопрос, что делать? или что сделать?), во втором лице единственного числа (сочетается с местоимением ты) или в находиться в повелительном наклонении (идет указание на действие).
    Запоминать это всё не обязательно, поскольку во всех других формах шипящие на конце не встречаются.
    Рассмотрим на примерах.
    Инфинитивы: привлечь, жечь, лечь.
    Второе лицо, единственно число: напишешь, любишь, дышишь.
    Повелительная форма: отрежь, намажь, съешь!

    К слову сказать, мягкий знак может стоять не только на конце глаголов. При добавлении –ся и –те после шипящей буквы «Ь» сохраняется. Например: режьте, намажься, влюбишься.

    Самая популярная ошибка с мягким знаком в глаголах это написание его между –т и –ся в разных лицах. Если мы пишем «бриться » (что делать? с мягким знаком), то «бреется » (что делает?) мы напишем без Ь. Правило простое: “Если вопрос с «Ь» на конце, то и между –т и –ся мягкий знак мы тоже пишем. ” Помним, что буква Т к шипящим не относиться, поэтому данное правило не совсем по теме статьи.
    Глаголы мы рассмотрели. Перейдем к существительным!

    Мягкий знак после шипящих на конце существительных

    Правило довольно простое:

    «Ь после шипящих в конце существительных пишется ТОЛЬКО, если существительное женского рода единственного числа!»

    Во всех остальных случаях Ь после шипящих в конце существительных НЕ пишется.

    Рассмотрим на примерах.
    С мягким знаком после шипящих:
    Рожь, ночь, ложь, вещь, дочь.
    «Родила царица в ночь не то сына, не то дочь.» А.С.Пушкин.
    Женский род единственное число можно определить подстановкой местоимения «моя».
    Моя дочь, моя ложь, моя блажь.

    Без мягкого знака:
    Врач, нож, много туч, много груш, кирпич, калач, пугач, Александр Сергеевич.

    Как мы видим мягкий знак не пишется после существительных мужского рода единственного числа, в существительных множественного числа, в конце мужских отчеств.
    Проще запомнить, когда мягкий знак в существительных пишется, чем когда он не пишется 🙂 .

    Мягкий знак после шипящих на конце наречий

    Тут тоже всё довольно просто:

    «Ь после шипящих на конце наречий пишется ВСЕГДА, за исключением наречий: уж, замуж, невтерпеж.»

    Примеры: прочь, напрочь, наотмашь, лишь, вскачь, настежь, навзничь, точь-в-точь.

    Очень важно понимать, что такое наречие, поскольку частая ошибка: написание мягкого знака после шипящих в кратких прилагательных.
    Хорош, пригож, горяч, могуч, вонюч и т.д. пишутся без мягкого знака.

    Как отличать краткое прилагательное от наречия?
    Наречие отвечает на вопросы: Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? …и чаще всего: Как?
    Обозначает наречие признак действия, то есть относиться к глаголу. Ушел прочь. Отказался напрочь. Повторил точь-в-точь.

    Краткое прилагательное отвечает на вопрос: Каков? И обозначает признак предмета. То есть относиться к существительному. Дом хорош. Душ горяч. Ветер, ветер, ты могуч…

    Помимо глаголов, существительных, наречий и кратких прилагательных Ь после шипящих встречается в частицах и местоимениях. В них большинство людей мягкий знак пишут интуитивно правильно и запоминать данные случаи, на наш взгляд, не так важно.
    Однако, для справки:
    В частицах с шипящими окончаниями мягкий знак ПИШЕТСЯ всегда. Это частицы: ишь, лишь, бишь, вишь.
    Примеры употребления частиц в предложениях:
    То бишь это так. Ишь какой нашелся. Это всего лишь гром.

    Местоимения всего два: НАШ и ВАШ . В них МЯГКИЙ ЗНАК НЕ ПИШЕТСЯ.

    Вот, собственно, все основные случаи употребления Ь после шипящих.
    Для закрепления предлагаем также вашему вниманию схему, которая объединяет всё выше сказанное по написанию мягкого знака после шипящих.


    Если у вас появились вопросы по тому, когда пишется ь после шипящих в существительных, глаголах, наречиях или других частях речи, обязательно пишите их в комментариях.

    интернет проект BeginnerSchool.ru

    Сайт для детей и их родителей

    Мягкий знак после шипящих в именах существительных

    Давайте посмотрим на рисунок. Почему эти существительные распределены в разные столбики?

    Обратите внимание, во втором столбике у существительных на конце после шипящих стоит мягкий знак, тогда как в первом мягкого знака нет. Почему?

    В первом столбике все существительные мужского рода, а во втором – женского.

    Мягкий знак после шипящих пишется на конце существительных женского рода в единственном числе. Это орфограмма.

    Итак, давайте определим, надо ли писать мягкий знак на конце следующих существительных:

    Дрож(?) (что?) сущ. ж.р. – дрожь

    брош(?) (что?) сущ. ж.р. – брошь

    богач(?) (кто?) сущ. м. р. – богач

    нож(?) (что?) сущ. м. р. – нож

    молодеж(?) (кто?) сущ. ж. р. – молодежь

    На конце существительных мужского рода после шипящих мягкий знак не пишется.

    Мягкий знак после шипящих на конце некоторых существительных может помочь распознать род этого существительного.

    Тушь (ж.р.) для письма

    Спасибо, что Вы с нами.

    1. Мягкий знак В этой статье речь пойдет о мягком знаке. Для чего.
    2. Склонение имен прилагательных Сегодня мы поговорим о склонении имен прилагательных. Для тех, кто.
    3. Склонение имен существительных Изменение слова по числам и падежам называется склонением. В этой.
    4. Множественное число имен существительных Продолжаем изучать имена существительные и тема этой статьи имена существительные.
    5. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 3-х склонений Продолжим тему склонения имен существительных. В предыдущих статьях мы разобрали.

    Подпишитесь на новости сайта:

    Оставляйте пожалуйста комментарии в форме ниже

    Мягкий знак на конце существительных женского рода

    Орфография. Тотальный диктант 2014

    «После ж , ш , ч , щ буква ь пишется по традиции в следующих грамматических формах:

    а) на конце форм им. п. ед. ч. существительных жен. рода 3-го склонения, напр.: рожь , блажь , мышь , фальшь , ночь , мелочь , вещь , помощь ;

    б) в окончании 2-го лица ед. ч. глаголов настоящего и будущего времени (после ш ), напр.: несёшь , смеёшься , видишь , дашь , мчишься ;

    в) в формах повелительного наклонения глаголов, напр.: мажь , ешь , спрячь , режьте , утешься , спрячьтесь , не морщься ;

    Урок русского языка

    Оборудование:

    Схемы-опоры, плакаты «Мало уметь писать, надо уметь думать», «Хорошую речь хорошо и слушать», листы с текстом для групповой работы, карточки с заданиями разного уровня, сказка «Путешествие Ь», фонограмма . Компьютерное сопровождение урока.

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    Учитель. Ребята, сегодняшний урок я хочу начать с таких слов…

    Прочитайте! Как вы понимаете эти слова?

    Учащиеся. Будем писать без ошибок, а для этого нужно знать правила, уметь их применять, быть внимательными.

    II. Мотивация.

    Учитель. Сегодня мы совершим удивительное путешествие в «Страну существительных», узнаем о приключениях одной буквы и её встрече с разными словами. Этот урок должен помочь вам подняться ещё на одну ступеньку грамотности.

    III. Актуализация ранее усвоенных знаний.

    Учитель. А начинаем мы путешествие по необычным дорожкам. Откройте тетради, запишите дату и вид работы.

    Учитель. Назовите буквы, которые будем писать. Что вы можете сказать о них?

    Учащиеся. Они обозначают шипящие звуки [ж], [ш] –твёрдые, [ч,], [щ,] –мягкие.

    Учитель. Выберите из предложенных вариантов тот, который вам больше понравился, и запишите его в тетрадь. Итак, отправляемся в путь! Кому как удобней: «по тропинке» или «по кочкам»?

    Учитель. Дорожку нам проложили шипящие, но среди букв русского алфавита есть одна особая буква. Учёные называют её буквой – помощницей. Что это за буква? Вы не догадываетесь?

    Учащиеся. Мягкий знак.

    Учитель. Что вы можете сказать о мягком знаке?

    Учащиеся: ь – не обозначает звука; (примеры: день – [д,эн,])

    ь – обозначает на письме мягкость предшествующего согласного; (примеры: соль)

    ь – разделяет согласный и гласный, чтобы они не сливались; (примеры: вьюга)

    IV. Работа над новым материалом.

    Путешествие в «Страну существительных» (Чтение сказки учителем на фоне музыки сопровождается полосками со словами, дети читают слова в полосках хором.)

    Сказка.

    Мягкий знак отправился в путешествие и мы вместе с ним.

    Вдруг он оказался в загадочном лесу. Там он увидел

    У входа стоял Здравствуйте! Кто здесь живёт? – спросил Мягкий знак.

    Мы, существительные с шипящими на конце:

    - А ты кто? – спросил сторож.

    Я – Мягкий Знак! Давайте дружить!

    Нет! Ни в коем случае! Закричали все хором. Сторож даже поднял

    Уходи! Не будем с тобой дружить! Ведь тогда ребята будут получать двойки! – возмутился и замахал крыльями грач.

    Мягкий знак обиделся, заплакал и пошёл прочь. Он вышел к полю, на котором росла

    О чём ты плачешь? – спросила она.

    Мягкий знак поведал свою печаль.

    Не горюй, я буду с тобой дружить!

    И я, – пропищала из норки

    И моя Мягкий знак обрадовался и не заметил, как наступила Я тоже буду с тобой дружить, – прошептала тихо ночь.

    Тут вмешалась мышь.

    – Пусть запомнит

    такую Мягкий знак - нам верный друг.

    Учитель. Ребята, а вы ещё не догадались, почему одни слова прогоняли Ь, а другие называли его другом? (Ответы - предположения детей.)

    Учитель. Что общего в этих словах?

    Учащиеся. Это существительные, они оканчиваются на шипящий.

    Учитель. Что за секрет кроется здесь?

    Учащиеся. Существительные произносятся одинаково.

    Учитель. На какие две группы они разделились? Слайд№1(слова из сказки в 2 столбика: ж.р. м.р.)

    Учащиеся. На существительные женского и мужского рода.

    Учитель. Девочки, прочитайте существительные женского рода (на слайде у сущ. появляется ь), мальчики, прочитайте существительные мужского рода. Так что же это за «секретик»? Сделайте вывод, когда пишется мягкий знак?

    Учащиеся. У существительных ж. р. после шипящих пишется Ь, а у существительных м. р. после шипящих Ь не пишется.

    Учитель. Приоткроем «секрет». Верно ли наше предположение?

    Учащиеся. Да, верно.

    Учитель. Проверьте себя по учебнику. (Чтение правила стр.170).

    V. Закрепление.

    1. Коллективная работа с текстом.

    Учитель. Отправился Ь дальше и попал в цирк и встретился там с ребятами (Открывается опора), глядя на которых, вы будете помнить правило нашего урока:- Кто объяснит, как будет работать опора? (У существительных ж. р. после шипящих пишется Ь, а у существительных м. р. после шипящих Ь не пишется.)

    А мы попробуем догадаться, с кем из ребят-дрессировщиков подружится Ь? Найдите упражнение 450. Напишите существительные в 2 столбика - по родам: (луч, речь, сторож, ключ, плащ, мышь, помощь, товарищ, малыш, рожь, ночь, вещь)

    По цепочке у доски, все в тетради.

    2.Физкультминутка. Поищем слова из темы урока. Может они под стул закатились слева (наклоны влево ), может под парту справа (наклоны вправо )? Может гости слева видели, может гости справа (повороты )?

    3. Работа в группах.

    (Каждой группе даётся деформированный текст; слова - подсказки рассредоточены по классу : рож?, мыш?, плач?, сыч?, ноч?, тиш?, камыш?.) – (мет. Базарного)

    Учитель. Вставьте подходящие по смыслу существительные в данные предложения. Вы их найдёте на информационном поле.

    Текст.

    Дорога шла через …. Вот пробежала …. В роще послышался …. Это … затянул песню. Вот и река. Наступила … и ловля началась. Кругом стояла …. … шептался с рекою. (1 ученик из каждой группы зачитывает ответ)

    4. Слова – загадки.

    Учитель. Запишите отгадки. Обозначив род сущ. (2 ученика за доской).

    Человек, который играет на скрипке (скрипач м. р.)

    Первая, прилетающая к нам весной птица (грач м. р.)

    Маленький ребёнок (малыш м. р.)

    Суп со свёклой и другими овощами (борщ м. р.)

    Он может быть дверным, скрипичным, гаечным и даже родником (ключ м. р.)

    Способность говорить. Она бывает устной и письменной.

    (речь ж.р.)

    (Взаимопроверка) Итог: - Поднимите руку, кто написал на «5», на «4»?

    4. Творческая самостоятельная работа.

    Учитель. Прочитайте пословицу. Как вы понимаете эту пословицу?

    Учащиеся. Прочитайте предложения. (Открывается набор предложений, слайд №2).

    Я и мой товарищ(?) пошли удить рыбу.

    Ребята пошли в лес.

    Дорога к реке шла через рож(?).

    Крик и смех нарушили лесную тиш(?).

    Вот и речка.

    Испугались звери и птицы.

    Мы закинули удочки.

    Ёж(?) шуршит по сухим листьям.

    Учитель. Можно ли эти предложения назвать текстом? Почему?

    Учащиеся. Нельзя, так как в тексте предложения связаны по смыслу и объединены одной темой.

    Учитель. 1 вариант – выпишите предложения на тему “Рыбалка”.

    2 вариант – выпишите предложения на тему “В лесу”.

    Распределите эти предложения в нужном порядке. Придумайте 2–3 предложения, употребив записанные ниже слова так, чтобы получился текст.

    Итог: - Теперь прочитаем, какие получились тексты. Назовите слова с шипящими на конце, в которых вы написали ь?

    5.Контроль полученных знаний.

    Учитель. Чтобы проверить, как вы усвоили секрет урока: «Написания Ь», мы поработаем по карточкам, в каждой из которых 3 задания. Кто выполнит одно задание, тот получит оценку «3», два задания - «4», три задания – «5».

    1 задание

    Вставь, где нужно мягкий знак:

    Шалаш.., помощ.., реч.., ключ.., доч.., ландыш…

    2 задание

    Вычеркни лишнее слово:

    Врач?, рож?, тиш?, реч?, глуш?, молодёж?.

    3 задание

    Подбери к прилагательным, подходящие по смыслу существительные с щипящими на конце:

    Колючий.. , горячая …. ,резиновый … ,летучая …. ,тёмная ….,

    солнечный….

    VI. Итог урока. Рефлексия

    Учитель. Вот и закончилось наше путешествие. Что нового вы узнали о существительных женского и мужского рода с шипящими на конце?

    Что больше всего понравилось на уроке?
    – За что можете себя похвалить?
    – У вас на партах лежат полоски красного, синего, зелёного цветов. Кто из вас считает, что работал на “отлично”– покажите красную полоску, кто работал на “хорошо” – покажите зелёную полоску, а кто считает, что работал не в полном объёме, то покажите синюю полоску
    .

    VII. Домашнее задание на выбор.

      Упражнение 454

      Напишите мини - сочинение на тему «Мой товарищ»,

    используя существительные с шипящими на конце.

    ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ

    I. Мальчик, школьник, воробьи, учительница, борьба, пьёт, пальто, конь, кольцо, шью, фильм, пальчик, капелька, польза, мальва, деревенька, бьёт, альбом, мельница, пень.

    II. День, окунь, вьют, васильки, пузырь, веселье, маленький, беленький, вьюга, красненький, сильный, сталь, колосья, боль, вольный, нельзя, перья, больной, семья.

    III. Только, учитель, тетрадь, чья, чьё, деревья, друзья, медведь, сделать, рисовать, спросить, петь, шесть, семь, восемь, девять, десять.

    2. Записать предложения. Подчеркнуть слова с мягким знаком (ь) в середине.

    1. Коротки зимние деньки! 2. Мальчики побежали в школу. 3. На лепестках розы блестят капельки росы. 4. Река покрылась льдом. 5. Возле дома краснеют яркие мальвы. 6. Маша уронила в реку кольцо. 7. Серенький зайка дрожит от холода. 8. Учительница поставила пятёрку. 9, Я больно ударился о дверь. 10. Корова Зорька щиплет траву. 11. В поле злится вьюга. 12. Над лампой вьются ночные бабочки. 13. Девочки пришли в нарядных платьях.

    ВЫБОРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ

    1: Прослушать предложения. Записать и прочитать слова с мягким

    знаком (ь) в середине.

    1. Домашние животные приносят большую пользу. 2. В сентябре школьники начинают занятия. 3. Сегодня по телевизору интересный фильм. 4. В ночном небе видны огоньки самолёта. 5. Мама постелила на стол льняную скатерть. 6. У отца сильный характер. 7. В чайнике булькает вода. 8. В траве видны голубенькие глазки незабудок. 9. Отец привёз Настеньке аленький цветочек. 10. Муравьи спешат к своему домику. 11. Ласточки устроили под крышей жильё. 12. Осенью льют дожди. 13. Под елью много хвои.

    2. Выписать в порядке следования названия месяцев, которые заканчиваются мягким знаком (ь). Перевести их на украинский язык.

    Пришёл июнь.

    «Июнь! Июнь!» -

    В саду щебечут птицы.

    Дуют ветры в феврале,

    Воют в трубах громко.

    Открываем календарь -

    Начинается январь.

    В декабре, в декабре

    Все деревья в серебре.

    Рыхлый снег темнеет в марте,

    Тают льдинки на окне.

    Сенокос идёт в июле,

    Где-то гром ворчит порой.

    В октябре, в октябре

    Частый дождик на дворе.

    Апрель, апрель!

    На дворе звенит капель.

    Ясным утром сентября

    Хлеб молотят сёла.

    Собираем в августе

    Урожай плодов.

    Май цветами провожая,

    Распускается сирень.

    (С. Маршак)

    ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ И ПРОВЕРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ

    Разделить слова с мягким знаком (ь) в конце для переноса.

    Во дворе много работы. Надо полить цветы, вскопать землю. Вчера мы посадили тополь. Мы будем ухаживать за ним. Он вырастет и будет давать хорошую тень. Уже распустилась сирень. Красиво в нашем дворе!

    ЗИМНИЙ ВЕЧЕР

    Целый день шёл снег. К вечеру метель закончилась. Дети начали лепить снежную бабу. На улице быстро стало темнеть. Зимой длинная ночь и короткий день. В пять часов вечера уже темно. Надо уходить домой.

    ЛЕТО В АЛЬБОМЕ

    Сейчас осень. А в моём альбоме лето. Я нарисовал большой букет. В нём нежные ромашки. У них беленькие лепесточки и жёлтенькая серединка. На цветах капельки росы. Хороше вспоминать летние зорьки!

    ЗИМНИЙ ПРУД

    Вчера был сильный мороз. Наш пруд покрылся льдом. Мальчики надели коньки и пошли кататься. На середине пруда подо льдом пузырьки. Там спят большие рыбы. Нельзя ходить по тонкому льду! Можно провалиться в воду.

    СОСУЛЬКА

    Вот и весенние деньки. Наденька надела тёплое пальто и вышла на крыльцо. На белом снегу появились чёрненькие проталины. Наденьке на щеку упала холодная капелька. Это свесилась с крыши большая сосулька. Она может упасть и больно ударить. Будь осторожен весной!

    Наступила весна. С радостью ждала гостью природа. Отшумели зимние вьюги. Из-под снега виднеются прутья и сучья. Скоро из них будет построено птичье жильё. Ручьями стекает тающий снег. Скоро проснутся муравьи. У ульев закружатся пчёлы. Зашелестят листья на деревьях. Птицы встретят весну радостной трелью.

    Задачи уроков 102-104: 1) формировать умение определять род имени существительного; 2) познакомить учеников с новой орфограммой - правописанием мягкого знака в конце имен существительных женского рода; 3) научить детей разграничивать существительные с мягким знаком в конце после шипящих и без него; 4) показать новую функцию мягкого знака - грамматическую.

    Это важно! Надо обратить внимание детей, что мягкий знак после шипящих в конце слова пишется не просто в именах существительных женского рода, но обязательно у существительных женского рода в единственном числе. Иначе будут возможны ошибки типа пять тысячь, из-за тучь и т. п.

    Урок 102

    Подведение учащихся к самостоятельной формулировке правила употребления мягкого знака после шипящих в конце имен существительных (упр. 62 из учебника).

    Уточнение сделанного школьниками вывода при чтении сообщения Самоварова на с. 48 учебника.

    Письменное выполнение упр. 63 из учебника с обязательным объяснением принятых решений.

    Игра «Найди третье лишнее» (упр. 64 из учебника).

    Выполнение упр. 66 из учебника.

    Упр. 65 из учебника может быть выполнено или при работе в паре, или в форме самодиктанта со словами-отгадками.

    Составление рассказа по рисунку с использованием опорных слов и словосочетаний (упр. 67 из учебника).

    Итог урока: С какой новой орфограммой мы познакомились на уроке? Когда в конце имен существительных после шипящих надо писать мягкий знак?

    Домашнее задание. Упр. 44 из РТ.

    Урок 103

    Проблемный вопрос: Зачем пишется мягкий знак в словах отмель, шмель ? А в словах рожь, мышь ?

    Выслушиваются варианты ответов детей, затем читается сообщение Самоварова на с. 50 учебника.

    Важно показать, что в конце имен существительных после шипящих мягкий знак выполняет только роль указателя на женский род, то есть чисто грамматическую функцию.

    Уточнение знаний учащихся о роли мягкого знака в конце имен существительных после шипящих при выполнении упр. 45 из РТ.

    Разграничение случаев употребления мягкого знака: а) мягкий знак служит для указания на мягкость согласных; б) мягкий знак служит для указания на существительные женского рода (упр. 68, 70 из учебника).



    Игра «Волшебные превращения слов» (упр. 46 из РТ).

    Командная игра «Кто больше?». Одна команда подбирает и записывает на доске имена существительные женского рода с шипящим согласным в конце, вторая команда - имена существительные мужского рода с шипящим согласным в конце, третья команда - имена существительные, в которых мягкий знак в конце слова указывает на мягкость согласного звука.

    Систематизация знаний учеников об употреблении мягкого знака в русском языке: Для чего может употребляться в словах мягкий знак?

    Работа с упр. 71 из учебника.

    Итог урока: Какие три разные роли может выполнять мягкий знак в словах?

    Домашнее задание. Упр. 69 из учебника.


    Урок 104

    Формирование умения употреблять мягкий знак после шипящих в конце имен существительных женского рода, разграничивать случаи употребления мягкого знака в словах: игра «Кто самый внимательный?» (упр. 47 из РТ); комментированное письмо (упр. 48 из РТ); при работе с текстом (упр. 72 учебника - последнее задание к упр. на уроке не выполняется).

    Итог урока: Для чего в конце имен существительных женского рода после шипящих пишется мягкий знак? Когда еще пишется мягкий знак?

    Домашнее задание. Выполнить последнее задание к упр. 72 из учебника.

    Уроки 105-107. Изменение имен существительных по падежам (склонение)

    Задачи уроков 105-107: 1) познакомить учащихся с понятиями склонения и падежа; 2) ввести названия падежей, познакомить детей с этимологией этих терминов для лучшего их запоминания; 3) способствовать усвоению учащимися алгоритма определения падежа; 4) показать роль окончания при изменении имен существительных по падежам; 5) познакомить детей, с одной стороны, со словами-«помощниками» при определении падежей, а с другой стороны - с предлогами, употребляемыми с определенными падежами.

    Урок 105

    Работа по заданиям и вопросам учителя: Определите, как изменяются имена существительные: река - рéки, глаз - глазá . (Изменяются по числам.) Какая часть слова при этом изменяется? (Окончание.) А теперь прочитаем словосочетания из упражнения 73 учебника и поможем Ане ответить на вопрос Совенка.

    Наблюдение за изменением формы слова и формирование умения находить в предложении слово, от которого зависит имя существительное (упр. 74 из учебника). Важно научить детей ставить вопрос к имени существительному не произвольно, а обдуманно: от главного слова в словосочетании (залили для чего? для катка; спешат к чему? к катку и т. д.). Обратить внимание детей на изменение окончания в слове.

    Чтение диалога Совенка, Вани и Самоварова на с. 54 учебника помогает учащимся понять цель изменения имен существительных по падежам - имя существительное изменяется для связи слов в предложении по смыслу.

    Чтение названий падежей по учебнику (сообщение Самоварова на с. 55). Надо обратить внимание на сокращения при указании падежей. Целесообразно параллельно с чтением сообщения Самоварова делать запись на доске: И. п. (кто?) брат , (что?) зима и т. д., обязательно выделяя окончания существительных.

    Коллективное выполнение упр. 75 из учебника для лучшего запоминания названий падежей.

    Знакомство учеников с этимологией названий падежей (упр. 78 из учебника) также будет способствовать запоминанию этих терминов.

    Итог урока: Как еще могут изменяться имена существительные? Сколько падежей в русском языке? Назовите падежи и вопросы к ним.

    Домашнее задание. Просклонять существительные вода, конь, степь .


    Урок 106

    Вступительная беседа: Зачем надо уметь определять падеж имени существительного? Что говорит об этом Самоваров? (Чтение первого предложения из сообщения Самоварова на с. 56 учебника.) Докажем это (учитель записывает на доске): Р. п. (чего?) рук и́ , лейк и . Д. п. (чему?) рук е, лейк е. Не зная падежа, верно окончание не написать.

    Знакомство детей с алгоритмом определения падежа (сообщение Самоварова на с. 56 учебника): Как определить падеж?

    Отработка данного алгоритма при выполнении упр. 76 из учебника. При определении падежа каждого выделенного слова обязательно нужно использовать весь алгоритм (проходить все три указанные Самоваровым этапа).

    Наблюдение за ролью слов-«помощников» и предлогов в определении падежа (чтение советов Совенка и работа с таблицей на с. 57 учебника). Обязательно устно должны быть приведены примеры существительных с каждым из предлогов.

    Определение падежа имен существительных в пословицах (упр. 77 из учебника) проводится сначала устно, с обязательным выделением имени существительного в словосочетании вместе с вопросом (учиться чему? грамоте , вскачь с чем? с грамотой и т. д.). Затем пословицы списываются, падеж указывается сверху над именем существительным.

    Диктант с грамматическим заданием. Записать на доске и в тетрадях предложения, найти имена существительные, определить их падеж (учитель обязательно подсказывает детям, как нужно написать безударные окончания в словах): 1. Без забот и без тревоги спал медведь в своей берлоге. (Г. Ладонщиков.) 2. Вот ворона на крыше покатой так с зимы и осталась лохматой. (А. Блок.) 3. Над зеленой крышей дома спит зеленый дуб. (С. Черный.)

    Итог урока: Какие три действия надо выполнить, чтобы верно определить падеж имени существительного? Что может оказать помощь при определении падежа имени существительного? Для чего надо уметь верно определять падеж существительного?

    Домашнее задание. Упр. 53 из РТ.

    Урок 107

    Формирование умения определять падеж существительных (упр. 50, 52 из РТ).

    Наблюдение за ролью окончаний существительных: служат для связи слов в предложении по смыслу (упр. 51 из РТ).

    Наблюдение за верным употреблением предлогов с именами существительными (упр. 54 из РТ).

    Игра «Помоги автору сказки». Учащиеся заканчивают каждое из данных предложений словосочетаниями с именами существительными, определяют их падеж: Жил старик со своею старухой ... .Мачеха отправила падчерицу ... . Ласточка посадила Дюймовочку ... .Винни-Пух отправился в гости ... . Лучшие предложения записываются.

    Итог урока: Как определить падеж имени существительного?

    Домашнее задание. Упр. 56 из РТ.