Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

После смерти нет покаяния. Святые отцы о невозможности покаяния после смерти

* покаяние после смерти?
* Почему после смерти нет покаяния?
——————————————————
Ответ:

« наш Господь Иисус Христос сказал в чем Я найду вас, в том и буду судить

гл.47. «Разговор с Трифоном иудеем» .
мч.Иустин Философ


«Падение для ангелов есть то же самое, что для людей – смерть. Ибо после падения для них невозможно покаяние, как и для людей после смерти»

(Точное Изложение Православной Веры, 2:4 )

прп Иоанн Дамаскин


«Наконец, падший, сподобившийся мученичества, может сподобиться и обетовании царства; а тот, если претерпит и смерть вне Церкви, не может достигнуть наград Церкви.»

«позаботьтесь, пока можно, о своей безопасности и жизни… Убеждаем вас, пока есть еще возможность, пока остается еще несколько века, — принести удовлетворение Богу… Когда настанет исход отсюда, не будет уже никакого места покаянию, никакого действительного удовлетворения. Здесь жизнь теряется или сберегается. Здесь обеспечивается вечное спасение почитанием Бога и делами веры. И пусть никого не задерживают на пути ко спасению грехи или лета. Для того, кто живет еще в этом мире, никакое покаяние не поздно»

сщмч. Киприан Карфагенский

«итак, покаемся, пока живем на земле, ибо мы глина в руке художника. Как горшечник, когда делает сосуд, и он в руках его искривится или распадется, может опять восстановить его, а когда поспешит поставить его в горящую печь, тогда уже не поможет ему: так и мы, пока еще живем в мире этом , должны покаяться от всего сердца в том зле, которое мы сделали во плоти, чтобы получить от Господа спасение, доколе имеем время покаяния. Ибо по отшествии нашем из мира мы уже не можем там исповедоваться или покаяться «.

Священномученик Климент, папа Римский

«не будем пребы­вать в лености и настоящем расслаблении, проводя нынешний день в унынии и отлагая начало добрых дел на завтра, чтобы нам не оказы­ваться пред Судьею наших душ без добрых дел, не быть изгнан­ными из чертога радости, не плакаться праздно и безнадежно о дурно прожитом времени жизни, рыдая тогда, когда не будет никакой пользы в раскаянии : ныне – время благоприятное, ныне – день спасения. Настоящий век – покаяния, а будущий – воздаяния «

прп.Феодосий Великий

«Если бы и сказал кто: «Пустите меня идти в тот мир, чтобы наконец покаяться», – то не будет отпускающего, и таковой услышит: «Когда было у тебя время, ты не каялся, – а теперь идешь покаяться? Когда поприще открыто было для всех, ты не подвизался, а теперь хочешь подвизаться после того, как двери уже затворены, и время подвига миновало? Не слышал разве, Кто говорил: «Бдите убо, яко не весте дне ни часа» (Мф.25 :13)?» Наперед зная это, возлюбленный брат, покаемся, пока есть время , чтобы избавил нас Бог от гнева грядущего «на сыны противления» (Кол.3 :6) и удостоил части святых.»

прп.Ефрем Сирин

«Теперь время дара; никто не отчаивайся. Время отчаяния тогда настанет, когда чертог заключится, когда царь войдет видеть возлежащих, когда лоно патриарха вместит тех, которые будут того достойны; а теперь еще нет, потому что подвиги еще не кончились, борьба еще продолжается, награда еще предстоит.»

свт.Иоанн Златоуст

«Поощряет нас к покаянию неизвестная кончина жизни нашей, которая непременно будет, но когда будет, неизвестно. Бог определил, что час этот был нам неизвестен, дабы всегда его ожидали. Бог обещает принять нас кающихся, подать отпущение грехов, но завтрашнего дня не обещает. Внимай этому, бедный грешник, и завтрашнего дня не полагай себе для покаяния. Бог всегда велит готовым быть к исходу; и каковыми застанет нас смертный час, таковыми и перед Судом Его явимся. И потому каковым хочешь умереть, таким должен и всю свою жизнь быть. Хочешь ли умереть так, как благочестивые христиане умирают? Должен ты и жить так, как благочестивые живут. Ибо всякий человек - раб Божий. Раб же всегда должен готовым быть, когда ни позовет его к себе господин его. Так и христианин, как раб Божий, всегда готовым должен быть, когда позовет его Бог. А призывает всякого к Себе Бог через кончину жизни его. «Блаженны рабы те, которых Господь, придя, найдет бодрствующими» (Лк.12:37).Непременно же тот бдит, кто во всегдашнем находится покаянии. Окаянные и бедные те, которых найдет Господь любовью мира этого упоенных и сном греховным спящих! Вспомни, где богач тот, который «одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно» (Лк.16:19)? Вопиет из ада, будучи в муках, и без конца вопить будет. Где прочие грешники, непокаявшиеся и смертью восхищенные? Пребывают в своих определенных местах, ожидают всемирного Суда Божия и последнего определения, и совершенного по делам воздаяния. Желали бы возвратиться в мир этот и всякое совершить покаяние, но не дается им . Мы еще, слава Богу, на земле живем, еще смерть нас не похитила, еще не ушло наше время покаяться, еще можем спастись Божией благодатью , еще Бог призывает нас к покаянию и обещает милость. Ну же, покаемся, человек, и покажем плоды покаяния, и утвердим себя в той новой жизни, чтобы, когда ни придет к нам час смертный, застал бы нас, как христиан, которые блаженно умирают, ибо умирают в Господе, и так этой смертью, как дверями, войдем в жизнь лучшую и вечное блаженство.»

«Покайся, пока время есть; обратись, пока принимает Господь. Вот Кровь Христова вопиет к тебе об этом. Вот Отец Небесный ожидает тебя. Ангелы готовы радоваться о покаянии твоем. Праведники ждут тебя, пока покаешься, и о кающемся возрадуются. Вот смерть предстоит, отворяющая бесконечную вечность! Вот Суд Христов устрашает, геенна ужасает, блаженство вечное ободряет, Евангелие уверяет в этом! Великая вещь - спасение, ради которого Сын Божий Кровь Свою пролил: то «одно только нужно» (Лк.10:42). Если однажды найдешь, никогда не потеряешь; а если потеряешь, никогда не найдешь. Здесь его должно искать, и искать более, нежели пищи, питья, и одежды, и жизни временной. А по смерти не найдешь, хотя с воздыханием и слезами будешь искать . »


об истинном Христианстве кн.1

свт.Тихон Задонский

«Та жизнь будет безграничная и нескончаемая; и как жизнь будет непрерывная, так и жребий каждому, — славы или мучения, — будет безграничный и нескончаемый. Впрочем, и об этом многие нечестивцы пустословят во вред себе, дерзая отвергать вечность будущего мучения. Такая дерзость внушена им обольщениями и коварством лукавого для того, чтобы, в ожидании конца мучения, они не оставили не совершенным ни одного дела злобы: потому что, если будет конец мучению, то всякий грех будет некогда прощен, и отвергающие Бога, нечествующие и беззаконные, будут некогда прославлены с благочестивыми и святыми. Какое слово (может быть) нечестивее этого? Если будет конец мучению, то будет конец и Царствию, и, значит, нет правды у Бога: между тем, праведен Господь и правды возлюби (Пс., 107). Посему также справедливо изрекает Он, говоря о шуеей части, что идут сии в муку вечную (Матф., 25. 46), а не временную; о десной же: праведницы же в живот вечный; и опять о грешниках: червь их не умирает и огонь не угасает (Мк., 9. 44). И справедливо: так как здесь у нас время для заглаждения проступков, пока мы имеем свободу выбора; а тогда будет одно время – разлучения и воздаяния по заслугам того, что каждый избрал себе. Никто из одержимых грехами, или каким-либо заблуждением, в оправдание или услаждение себе да не обманывает себя подобными (обольщениями); мучение для нераскаянных – вечно. Для сего-то и (открыто) покаяние до последнего издыхания: в самом деле, если бы там от него была польза, то оно вовсе не было бы дано здесь. Да и что удивительного сделало бы домостроительство Спасителя, если бы там было покаяние или конец мучения? Видишь ли безумие нечестивцев?»

Толкование на божественный и священный Символ
православной и непорочной нашей веры христианской

свт.Симеон Солунский

«…пойдут такие люди (грешники) в муку вечную, никогда нескончаемую, а праведники — в жизнь вечную. Ибо как святые имеют непрестающую радость, так неправедные — непрестающее мучение, хотя Ориген и баснословит безумно, обольщая неопытных, что будто бы есть конец наказанию, что грешники не вечно будут мучиться, что некогда, очищенные мучениями, будто перейдут в то место, где находятся праведные. Но слова Господа ясно обличают такую безумную мысль. Господь говорит о вечном наказании, то есть непрекращаемом, и сравнивает праведных с овцами, а грешников с козлищами. Как козлу никогда не бывать овцею, так и грешник (в будущем веке) никогда не очистится и не будет праведным. — Кромешная тьма будучи удалена от Божественного света, по тому самому и составляет самое тяжкое мучение, что она удалена от Бога. Можно представить на это и следующую причину. Грешник, удалившись по грехам своим от света правды, и в настоящей жизни уже находится во тьме; но поелику здесь еще есть надежда на обращение, то эта тьма и не есть кромешная. А по смерти, если он не покаялся, настанет истязание и его окружает кромешная тьма. Ибо надежды на обращение тогда уже нет , и наступает совершенное лишение Божественной благодати».

«в будущей жизни никто и ничего не может представить в замен своей души. Здесь можно плакать, воздыхать, творить милостыню, там нельзя . Ибо там встретит нас Судия неподкупимый, который судит каждого по делам»

блж.Феофилакт Болгарский

«Где прияла начало истинная смерть - причина и содетель временной и вечной смерти для души и тела? Не в месте ли жизни? По этой причине - увы! - человек немедленно был осужден и изгнан из рая Божия, как стяжавший жизнь, сопряженную смерти, неприличную для Божественного рая. Так и наоборот, истинная жизнь, причина бессмертной истинной жизни для души и тела, должна иметь свое начало здесь, в месте смерти. Нестарающийся здесь стяжать в душе этой жизни да не обольщает себя тщетною надеждой, что получит ее там; да не уповает там на человеколюбие Божие. Там - время воздаяния и отмщения, а не милосердия и человеколюбия, время откровения ярости, гнева и правосудия Божия, время показания крепкой и высокой руки, движимой для мучения непокорных. Горе впадшему в руце Бога Живаго! (Евр.10:31) Горе узнающему там ярость Господню, не наученному здесь страхом Божиим познанию державы гнева Его, непредобручившему делами человеколюбия Его, на что дано настоящее время. Даруя место покаянию, Бог попустил нам земную жизнь».

свт.Григорий Палама

«Если бы не благодать Божия, кто бы из грешников обратился к Богу, так как свойство греха — омрачать нас, связывать нас по рукам и по ногам. Но время и место для действия благодати — только здесь: после смерти — только молитвы Церкви и то на раскаянных грешников могут действовать, на тех, у которых есть приемлемость в душах, свет добрых дел, унесенный ими из этой жизни, к которому может привиться благодать Божия или благодатные молитвы Церкви. Нераскаянные грешники — несомненные сыны погибели.»

св.прав.Иоанн Кронштадский
«сама душа в загробной жизни, хотя бы всем существом своим хотела и желала полностью изменить себя и начать новую жизнь, которая бы совершенно отличалась от ее жизни на земле, не могла бы этого сделать. Не могла бы потому, что в загробном мире ей будет недоставать тела, являющегося необходимой составляющей человеческой личности для ее совершенного самоопределения и деятельности, и потому, что ей недостает земных условий и средств спасения. Другими словами, в загробной жизни покаяние невозможно , ибо там дозревает то, что было начато на земле, и в том направлении, в котором было начато.

На это указывает святое Евангелие, когда называет жизнь на земле сеянием, а жизнь в загробном мире — жатвою (ср. Гал. 6:7-8) »

прп.Иустин (Попович)

За гробом нет покаяния. Но «это нет покаяния» начинается не с момента погребения тела в могиле, а с момента исхода души от тела.

сщисп.Афанасий Ковровский

«нет ли покаяния за гробом? – О, когда бы возможно было это?! Какое бы облегчение нам грешным! Господь столько милосерд, что только покайся, хоть бы то и за гробом, непременно простит. – Но то наше горе, что надежды-то такой не на чем основать. – Закон жизни таков, что коль скоро кто положит здесь семя покаяния, хоть бы то при последнем издыхании, то уж не погибнет. Семя сие возрастет и плод принесет – спасение вечное. А коль скоро кто здесь не положит семени покаяния и перейдет туда с духом нераскаянного упорства во грехах, то и там навеки останется с тем же духом, и плод от него вовеки будет пожинать по роду его, Божие вечное отвержение.»

«в Царствие Божие не войдет ничто нечистое, и на суде никто из нечистых не оправдится. После же смерти не жди очищения. Каков перейдешь, таким и останешься.»

cвт.Феофан Затворник

«Согласно Священному Преданию, положение человека после смерти остается неизменным, и, стало быть, каким стал человек в этой жизни, таким же будет и в вечности. Итак, все те, кто покинул мир сей преступным и неразумным, в будущей жизни останутся именно такими, какими предпочли быть здесь. А следовательно, не смогут обитать они вместе с добрыми и мирными тружениками доброделания и любви.»

старец Иосиф Ватопедский

Церковь и деньги 3: Экономика прихода, жалованье священнослужителей Из каких источников складываются доходы каждого храма и на что в нём тратятся деньги? Зачем храму спонсоры? Сколько отчисляет в епархию каждый храм? Сколько получают священнослужители и церковнослужители? Разберёмся вместе в экономике православного прихода. В первых двух статьях из цикла «Церковь и деньги»: «Церковь и деньги 1: ответы на «острые» вопросы» , а также «Церковь и деньги 2: продолжение ответов на «острые» вопросы», - мы попытались честно ответить на ряд распространённых общих вопросов о церковной экономике. Новая статья серии будет посвящена рассмотрению экономики мельчайшей единицы церковного объединения - отдельного православного прихода. Также, в связи с недавней «уткой» о миллионных и двухсоттысячных «зарплатах» священнослужителей, мы рассмотрим реальный порядок священнического жалованья и доходов в целом в нескольких регионах - в крупных и малых городах и на селе. 1. Православный приход и спонсоры Единый церковный организм, на сегодняшний день, разделён на 15 Поместных Православных Церквей. Каждая Поместная Церковь может иметь в своём составе Автономные Церкви, экзархаты, митрополичьи округа и другие объединения, которые состоят из епархий. Отдельная епархия возглавляется архиереем - высшим по сану представителем православного духовенства. Но епископ не может одновременно находиться в каждой территориальной церковной общине своей обширной епархии. Поэтому священники и диаконы помогают ему в служении, формируя церковный клир и управляя общинами на местах - приходами. Приход - это именно зарегистрированная в государственных органах территориальная община православных верующих, возглавляемая священником. На момент своего образования, приход может не иметь ни храма, ни объектов инфраструктуры, ни даже выделенного участка земли. Тогда первой целью общины станет получить землю и воздвигнуть на ней всё необходимое для совершения богослужений и жизнедеятельности церковного организма. Землю приходу может выделить в собственность или в безвозмездное пользование администрация того населённого пункта, где он расположен. Также, нередко, участок под храм могут передать или завещать храму благотворители. С постройкой храма всё гораздо сложнее. В прежние времена храм ставили «всем миром». Каждый житель местности вносил свою денежную лепту или участвовал в строительстве своими трудами. Размеры и великолепие храма зависели от численности общины. Сегодня, большая часть жителей того населённого пункта или района крупного города, где расположен приход, посещает храм от случая к случаю, лишь по большим церковным праздникам (хотя бывают и исключения). И тех вкладов, что могли бы собрать постоянные прихожане, на постройку храма обычно бывает совершенно недостаточно. Поэтому, возглавляющий общину священник и члены приходского совета вынуждены искать для строительства храма ктиторов (крупных благотворителей) из числа предпринимателей, чиновников, руководителей общественных организаций - тех, кого сегодня принято именовать «спонсорами». И хорошо, когда их удаётся найти, потому что в противном случае строительство храма может затянуться на десятилетия. Как правило, помощь храму оказывается не денежными средствами в чистом виде, а материалами или работами. Одна компания способна выделить несколько мешков цемента, другая - машину песка. Какой-то благотворитель готов покрыть храму крышу, а какой-то чиновник - заасфальтировать церковный двор. Так, со временем, приход отстраивает свой храм, благоустраивает территорию, ставит церковную лавку, домик священника, воскресную школу, гараж, мастерскую и другие необходимые объекты. 2. Источники приходских доходов Но вот храм построен и функционирует. Какие же источники формируют бюджет прихода? Церковная десятина - смотря где. Например, в зарубежных приходах Русской Православной Церкви отчисление на поддержание приходской жизни десятой части (или какого-то иного процента) со своих доходов это весьма распространённая норма. В России и странах СНГ отчисления десятины практически не встретить в силу менталитета и секуляризации общества. При этом, большинство людей всё же считают себя православными и приходят в храм креститься, венчаться, освящать дома и машины, ставить свечи и подавать на поминовение записки с именами близких. И именно эти люди, «захожане», как их в шутку именуют священники, и приносят храму основной доход, внося ту «рекомендуемую сумму пожертвования», которая указывается в церковных лавках. Пожертвование за записки и свечи (производство которых обходится в несколько раз дешевле установленного размера пожертвования), является основным источником пополнения бюджета храма. Реализация православной литературы, церковной утвари, крестиков и цепочек из драгоценных металлов, икон и прочего наполнения церковного киоска на самом деле почти не приносит денег приходу, потому что себестоимость печати икон и издания книг весьма высока, как и себестоимость ювелирной продукции. Плюс транспортные издержки на доставку из «Софрино» (подмосковное предприятие - основной производитель церковной продукции) в ту местность, где находится храм. Эти изделия призваны скорее удовлетворить духовные запросы верующего, чем принести средства храму. Требы - третий и весьма весомый источник повседневного поступления средств в храмовую кубышку. Регулярные богослужения в Церкви совершаются бесплатно. Но иногда священника просят о совершении дополнительных Таинств и молитвенных чинов: Крещения, Венчания, отпевания, молебна, панихиды, освящения квартиры, автомобиля, самолёта, корабля и т.п. Священник, в свою очередь, просит верующих оставить за это пожертвование для храма. Церковные кружки. Приходя в храм вы можете увидеть в нём «церковные кружки» - деревянные или металлические запираемые на замок ящички с прорезью вверху, куда собирают средства на определённые цели, указанные на самой «кружке»: «на общую свечу», «на ремонт храма», «на пасхальные подарки сиротам» и т.п. Раз в год, или к определённой на кружке дате, комиссия во главе с настоятелем и бухгалтером храма вскрывает церковные кружки и направляет собранные средства на указанную статью расходов. Литургийный и исповедальный сборы - дополняют общие доходы в некоторых храмах (традиция не очень распространена и в большинстве храмов её не встретить). Как правило, в больших соборах во время литургии можно встретить храмовых работников с блюдами или подносами, которые обходят молящихся и на которые верующие кладут посильную лепту (литургийный сбор). Иногда, возле исповедующего прихожан священника стоит корзинка, куда исповедники, по желанию, также опускают деньги - это исповедальный сбор. Даже уже отстроенный храм не откажется от пожертвований, время от времени совершаемых крупным благотворителем. Ведь иногда в храме нужно сделать ремонт. В другое время - поставить возвести корпус для воскресной школы или домик священника (чаще всего - при сельском храме). Наконец, значительные средства бывают нужны на миссионерские или благотворительные проекты прихода. Здесь помогают вклады ктиторов. Маленькое производство - иногда. Многие храмы обеспечивают собственные нужды и, частично, реализуют вовне продукцию производства, созданного на своей территории. Кто-то сдаёт площади кружкам и студиям творчества, где-то работает столярная мастерская или мини-пекарня. Приход вправе заниматься такой деятельностью. С неё он платит налоги на прибыль, а небольшой получившийся доход употребляет на уставные цели. Государственные субсидии и гранты - не всегда и не для всех. Как правило, на эти средства могут рассчитывать храмы, признанные памятниками архитектуры, которым требуется ремонт. Или же храмы, создавшие крупные благотворительные НКО и несущие большую социальную нагрузку. В зависимости от местонахождения прихода (село, небольшой городок, крупный город) и его величины (одноштатный приход, крупный храм, собор), приходские доходы могут составлять от нескольких десятков тысяч до нескольких миллионов рублей в месяц. 3. Расходы и траты православного храма Сразу отделим от 5% до 20% храмового дохода на отчисления в епархиальное управление - один из источников пополнения средств епархиальной и общецерковной казны. В зависимости от благословения архиерея, который всегда принимает во внимание материальное положение храма, епархиальные отчисления могут быть уменьшены,сведены на несколько лет к нулю или даже уйти «в минус» (когда владыка, например, перераспределяет часть средств богатого собора в пользу, маленького сельского храма, который тяжело строится). Следующая весьма весомая часть расходов храма - это коммунальные платежи - отопление, водоснабжение, электроэнергия, иногда газ и государственные налоги. В одной из предыдущих статей цикла мы уже рассматривали, какие налоги платятся Церковью, поэтому подробно на них останавливаться не будем. Только добавим, что помимо налогов самого прихода, им также делаются налоговые и пенсионные отчисления официально трудоустроенных церковнослужителей. Налоги и коммунальные платежи могут «съедать» до 30% бюджета храма. В храме служит как минимум один священник. Иногда - несколько священников и один-два диакона. Также приходу обязательно нужны - бухгалтер, иногда юрист, пономари для помощи священнику в алтаре, звонарь на колокольню, регент и певчие для церковного хора, несколько сотрудниц в церковную лавку, несколько уборщиц, один или несколько сторожей, преподаватели воскресной школы. В больших храмах сюда могут добавляться ещё и пресс-секретарь, который будет вести храмовый сайт, катехизаторы, готовящие верующих к Таинству Крещения, социальный работник, заботящийся о сборе и распределении помощи между бездомными, малоимущими и больными, руководитель молодёжного движения, водитель, разнорабочий. Всем этим людям настоятелю прихода (священнику) необходимо регулярно, хотя бы минимально, оплачивать их труд. Именно на жалованье священников и оплату труда церковнослужителей уходит большая часть приходского бюджета. Около 30-50%. Оставшиеся свободными средства могут быть отложены (ведь когда-то храму потребуется ремонт или строительство очередного объекта инфраструктуры). А могут быть использованы на просветительские или благотворительные цели. Часто храмы собирают средства на подарки к Рождеству и Воскресению Христовым в детские дома, в дома престарелых и инвалидов. При большинстве храмов приобретаются продукты из которых фасуются продуктовые наборы для бездомных или которые используются в бесплатных столовых для малоимущих. Миссионерские поездки по школам, ВУЗам и другим общественным учреждениям также требуют расходов. На социальное и миссионерское служение прихода как раз и уходят его оставшиеся средства - до 30%. 4. «Зарплаты» священнослужителей Строго говоря, называть доход священника или диакона «зарплатой» некорректно. Священник, как и воин, служит Богу и людям всем своим существом. Сколько, к примеру, может стоить готовность воина пожертвовать своей жизнью за Родину и её жителей? Сколько стоит пролитая им кровь? Мы не в состоянии компенсировать ни первое, ни второе, отдавая ему лишь малое жалованье, которое не служит платой за его подвиг, а позволяет поддерживать его существование. И хорошее государство стремится поддерживать жалованье своего защитника на максимально высоком уровне. Так же обстоит дело и со священниками. Мы не оплачиваем отработанное священником время. Не существует никаких «священнико-часов». Он доступен для нас круглые сутки. Батюшка молится за нас и вместе с нами Богу. Мы - содержим его самого и его семью. Священник полностью посвящает себя Богу и своим прихожанам, осуществляет служение. Поэтому получает не «зарплату», а именно жалованье. Однако, некоторые СМИ заявляют, что священники в Москве получают до 1 000 000 рублей, а в регионах - до 200 000 в месяц. Откуда такие астрономические суммы и правдивы ли они? Отнюдь! Это клевета на православных священнослужителей, доход которых обычно соответствует доходу их среднего прихожанина (допускаю, что могут существовать священнослужители, действительно запускающие руку в церковную казну или имеющие богатых личных спонсоров и, через это получающие миллионы, но и из двенадцати апостолов нашёлся один предатель Иуда, так что возможное исключение нельзя считать правилом). Мне удалось опросить знакомых священнослужителей из нескольких регионов (и даже стран), служащих в крупных городах, маленьких городках и на селе. Пусть они сами свидетельствуют о себе: Храм в посёлке неподалёку от Новосибирска: «Как тебе сказать, зарплата 15 000, с требами примерно 25-28 000 получается». Храм в Берлине (Германия): «У меня лично зарплата 700 евро в месяц. Что для Германии очень мало. Многие наши священники работают параллельно на светских работах, чтобы содержать приход и семью. Мы живём не в православной стране, поэтому богатых спонсоров и меценатов у нас нет. И так во всех странах Западной Европы». Для сравнения - минимальное пособие по безработице и пособие для беженцев в Германии - 400 евро. Средняя зарплата - 3 700 евро. Средняя стоимость булки хлеба - 1,30 евро, килограмма картошки - 1,12 евро, литровой бутылки молока 0,87 евро, поездки на общественном транспорте - 2,80 евро. Красноярск, один из центральных храмов: «У меня на круг 36 000 в месяц выходит». В Москве: «В среднем в Москве зарплаты 30-60 тыс., если священник получает больше, то скорее за счёт каких-то спонсоров, духовных чад и треб. Дьяконское жалованье почти такое же, большой разницы нет». Сельский храм в Луганской области Украины: «Наши реалии абсолютно отличны от российских и, тем паче, от столичных городов. У нас 10 000 рублей считается богатством». Храм в небольшом городке в Новосибирской области: «По штатному расписанию 16 тысяч. Ещё примерно столько же получаю на требах. Среди приходов это считается не маленьким жалованием. Обычно среднее по Новосибирску - 23-27 тысяч. А вот в сёлах священникам живётся совсем плохо…». Один из городских храмов Томска, у священника много детей: «У меня 45 тысяч рублей со всякими надбавками. Я штатный священник, у моего собрата 40 тысяч». Алтайский край, город Белокуриха, маленький храм в основном посещаемый туристами: «Моё жалование - 20 тысяч в месяц». Крупный храм в Новосибирске: «Зарплата штатного священника 27 000 р. На требах 15-25 000 р. Редко больше. Нас 7 штатных священников, поэтому требная неделя раз в 7 недель. Плюс пакет продуктов, когда служишь». Как видите, жалованье священника весьма небольшое. Складывается из трёх основных источников - небольшой официальный оклад, пожертвования за требы (часть из которых идёт в кассу храма), продукты, приносимые прихожанами за поминовение усопших родственников. Заметная часть расходов священника - траты на мобильную связь (много разговаривает), бензин для автомобиля (очень много ездит), детей (семьи в среднем по 3-6 детей). Андрей Сегеда

" наш Господь Иисус Христос сказал в чем Я найду вас, в том и буду судить ."

гл.47. "Разговор с Трифоном иудеем" .
мч.Иустин Философ

"Наконец, падший, сподобившийся мученичества, может сподобиться и обетовании царства; а тот, если претерпит и смерть вне Церкви, не может достигнуть наград Церкви."
...
"позаботьтесь, пока можно, о своей безопасности и жизни... Убеждаем вас, пока есть еще возможность, пока остается еще несколько века, - принести удовлетворение Богу... Когда настанет исход отсюда, не будет уже никакого места покаянию, никакого действительного удовлетворения. Здесь жизнь теряется или сберегается. Здесь обеспечивается вечное спасение почитанием Бога и делами веры. И пусть никого не задерживают на пути ко спасению грехи или лета. Для того, кто живет еще в этом мире, никакое покаяние не поздно"

сщмч. Киприан Карфагенский

"итак, покаемся, пока живем на земле, ибо мы глина в руке художника. Как горшечник, когда делает сосуд, и он в руках его искривится или распадется, может опять восстановить его, а когда поспешит поставить его в горящую печь, тогда уже не поможет ему: так и мы, пока еще живем в мире этом , должны покаяться от всего сердца в том зле, которое мы сделали во плоти, чтобы получить от Господа спасение, доколе имеем время покаяния. Ибо по отшествии нашем из мира мы уже не можем там исповедоваться или покаяться ".

Священномученик Климент, папа Римский



"Поощряет нас к покаянию неизвестная кончина жизни нашей, которая непременно будет, но когда будет, неизвестно. Бог определил, что час этот был нам неизвестен, дабы всегда его ожидали. Бог обещает принять нас кающихся, подать отпущение грехов, но завтрашнего дня не обещает. Внимай этому, бедный грешник, и завтрашнего дня не полагай себе для покаяния. Бог всегда велит готовым быть к исходу; и каковыми застанет нас смертный час, таковыми и перед Судом Его явимся. И потому каковым хочешь умереть, таким должен и всю свою жизнь быть. Хочешь ли умереть так, как благочестивые христиане умирают? Должен ты и жить так, как благочестивые живут. Ибо всякий человек — раб Божий. Раб же всегда должен готовым быть, когда ни позовет его к себе господин его. Так и христианин, как раб Божий, всегда готовым должен быть, когда позовет его Бог. А призывает всякого к Себе Бог через кончину жизни его. «Блаженны рабы те, которых Господь, придя, найдет бодрствующими» (Лк.12:37).Непременно же тот бдит, кто во всегдашнем находится покаянии. Окаянные и бедные те, которых найдет Господь любовью мира этого упоенных и сном греховным спящих! Вспомни, где богач тот, который «одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно» (Лк.16:19)? Вопиет из ада, будучи в муках, и без конца вопить будет. Где прочие грешники, непокаявшиеся и смертью восхищенные? Пребывают в своих определенных местах, ожидают всемирного Суда Божия и последнего определения, и совершенного по делам воздаяния. Желали бы возвратиться в мир этот и всякое совершить покаяние, но не дается им . Мы еще, слава Богу, на земле живем, еще смерть нас не похитила, еще не ушло наше время покаяться, еще можем спастись Божией благодатью , еще Бог призывает нас к покаянию и обещает милость. Ну же, покаемся, человек, и покажем плоды покаяния, и утвердим себя в той новой жизни, чтобы, когда ни придет к нам час смертный, застал бы нас, как христиан, которые блаженно умирают, ибо умирают в Господе, и так этой смертью, как дверями, войдем в жизнь лучшую и вечное блаженство."

"Покайся, пока время есть; обратись, пока принимает Господь. Вот Кровь Христова вопиет к тебе об этом. Вот Отец Небесный ожидает тебя. Ангелы готовы радоваться о покаянии твоем. Праведники ждут тебя, пока покаешься, и о кающемся возрадуются. Вот смерть предстоит, отворяющая бесконечную вечность! Вот Суд Христов устрашает, геенна ужасает, блаженство вечное ободряет, Евангелие уверяет в этом! Великая вещь — спасение, ради которого Сын Божий Кровь Свою пролил: то «одно только нужно» (Лк.10:42). Если однажды найдешь, никогда не потеряешь; а если потеряешь, никогда не найдешь. Здесь его должно искать, и искать более, нежели пищи, питья, и одежды, и жизни временной. А по смерти не найдешь, хотя с воздыханием и слезами будешь искать . "


об истинном Христианстве кн.1

свт.Тихон Задонский

"Та жизнь будет безграничная и нескончаемая; и как жизнь будет непрерывная, так и жребий каждому, - славы или мучения, - будет безграничный и нескончаемый. Впрочем, и об этом многие нечестивцы пустословят во вред себе, дерзая отвергать вечность будущего мучения. Такая дерзость внушена им обольщениями и коварством лукавого для того, чтобы, в ожидании конца мучения, они не оставили не совершенным ни одного дела злобы: потому что, если будет конец мучению, то всякий грех будет некогда прощен, и отвергающие Бога, нечествующие и беззаконные, будут некогда прославлены с благочестивыми и святыми. Какое слово (может быть) нечестивее этого? Если будет конец мучению, то будет конец и Царствию, и, значит, нет правды у Бога: между тем, праведен Господь и правды возлюби (Пс., 107). Посему также справедливо изрекает Он, говоря о шуеей части, что идут сии в муку вечную (Матф., 25. 46), а не временную; о десной же: праведницы же в живот вечный; и опять о грешниках: червь их не умирает и огонь не угасает (Мк., 9. 44). И справедливо: так как здесь у нас время для заглаждения проступков, пока мы имеем свободу выбора; а тогда будет одно время - разлучения и воздаяния по заслугам того, что каждый избрал себе. Никто из одержимых грехами, или каким-либо заблуждением, в оправдание или услаждение себе да не обманывает себя подобными (обольщениями); мучение для нераскаянных - вечно. Для сего-то и (открыто) покаяние до последнего издыхания: в самом деле, если бы там от него была польза, то оно вовсе не было бы дано здесь. Да и что удивительного сделало бы домостроительство Спасителя, если бы там было покаяние или конец мучения? Видишь ли безумие нечестивцев?"

Толкование на божественный и священный Символ
православной и непорочной нашей веры христианской

свт.Симеон Солунский

"не будем пребы-вать в лености и настоящем расслаблении, проводя нынешний день в унынии и отлагая начало добрых дел на завтра, чтобы нам не оказы-ваться пред Судьею наших душ без добрых дел, не быть изгнан-ными из чертога радости, не плакаться праздно и безнадежно о дурно прожитом времени жизни, рыдая тогда, когда не будет никакой пользы в раскаянии : ныне - время благоприятное, ныне - день спасения. Настоящий век - покаяния, а будущий - воздаяния "

прп.Феодосий Великий

"…пойдут такие люди (грешники) в муку вечную, никогда нескончаемую, а праведники - в жизнь вечную. Ибо как святые имеют непрестающую радость, так неправедные - непрестающее мучение, хотя Ориген и баснословит безумно, обольщая неопытных, что будто бы есть конец наказанию, что грешники не вечно будут мучиться, что некогда, очищенные мучениями, будто перейдут в то место, где находятся праведные. Но слова Господа ясно обличают такую безумную мысль. Господь говорит о вечном наказании, то есть непрекращаемом, и сравнивает праведных с овцами, а грешников с козлищами. Как козлу никогда не бывать овцею, так и грешник (в будущем веке) никогда не очистится и не будет праведным. - Кромешная тьма будучи удалена от Божественного света, по тому самому и составляет самое тяжкое мучение, что она удалена от Бога. Можно представить на это и следующую причину. Грешник, удалившись по грехам своим от света правды, и в настоящей жизни уже находится во тьме; но поелику здесь еще есть надежда на обращение, то эта тьма и не есть кромешная. А по смерти, если он не покаялся, настанет истязание и его окружает кромешная тьма. Ибо надежды на обращение тогда уже нет , и наступает совершенное лишение Божественной благодати".
...
"в будущей жизни никто и ничего не может представить в замен своей души. Здесь можно плакать, воздыхать, творить милостыню, там нельзя . Ибо там встретит нас Судия неподкупимый, который судит каждого по делам"

блж.Феофилакт Болгарский


"Если бы не благодать Божия, кто бы из грешников обратился к Богу, так как свойство греха - омрачать нас, связывать нас по рукам и по ногам. Но время и место для действия благодати - только здесь: после смерти - только молитвы Церкви и то на раскаянных грешников могут действовать, на тех, у которых есть приемлемость в душах, свет добрых дел, унесенный ими из этой жизни, к которому может привиться благодать Божия или благодатные молитвы Церкви. Нераскаянные грешники - несомненные сыны погибели."

св.прав.Иоанн Кронштадский

"нет ли покаяния за гробом? - О, когда бы возможно было это?! Какое бы облегчение нам грешным! Господь столько милосерд, что только покайся, хоть бы то и за гробом, непременно простит. - Но то наше горе, что надежды-то такой не на чем основать. - Закон жизни таков, что коль скоро кто положит здесь семя покаяния, хоть бы то при последнем издыхании, то уж не погибнет. Семя сие возрастет и плод принесет - спасение вечное. А коль скоро кто здесь не положит семени покаяния и перейдет туда с духом нераскаянного упорства во грехах, то и там навеки останется с тем же духом, и плод от него вовеки будет пожинать по роду его, Божие вечное отвержение."

"в Царствие Божие не войдет ничто нечистое, и на суде никто из нечистых не оправдится. После же смерти не жди очищения. Каков перейдешь, таким и останешься."

cвт.Феофан Затворник

Библия недвусмысленно говорит, что после смерти нет никакой возможности исправить то, что при жизни осталось неисправленным. Судите сами, Библия говорит: "Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению, и любовь их и ненависть их и ревность их уже исчезли, и нет им более части во веки ни в чем, что делается под солнцем... Все, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости" (Екклесиаст 9:5, 6, 10).
"Что пользы в крови моей, когда я сойду в могилу? будет ли прах славить Тебя? будет ли возвещать истину Твою? " (Псалом 29:10).
"Ни мертвые восхвалят Господа, - ни все нисходящие в могилу;- но мы [живые] будем благословлять Господа отныне и вовек" (Псалом 113:25, 26). "Ибо не преисподняя славит Тебя,
не смерть восхваляет Тебя, не нисшедшие в могилу уповают на истину Твою. Живой, только живой прославит Тебя, как я ныне: отец возвестит детям истину Твою " (Исайя 38:18,19).

Рассказанная Иисусом притча о богаче и Лазаре также говорит о том, что после смерти человек уже не может изменить своей участи. "и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят"(Лук.16:26)

Таким образом, ни молитвы, ни пожертвования родственников не могут повлиять на приговор, который будет вынесен умершему: вечная погибель или вечная жизнь.

В большинстве случаев ни простой человек, ни священнослужитель не могут уверенно сказать, умер этот человек спасенным или погибшим. В большинстве случаев такие суждения либо поверхностны, либо льстивы, либо невежественны. Только Бог может знать состояние сердца человека. Потому в Библии неоднократно сказано: "Не судите, да несудимы будете"(Матфея 7:1). Прочтите по этому поводу следующий текст: "Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне" (Матфея 25:31-40).
"Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи! ", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие " (Матфея 7:21-23).
"Истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие" (Матфея 21:31).
"Он сказал им: вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом " (Луки 16:15).

Как видите, никакие внешние признаки не могут служить гарантией спасения или погибели. Так что после смерти человека мы не вправе судить, спасен он или погиб, и не можем сделать что-либо для изменения его участи, а только должны трудиться над собой и для своих ближних, чтобы спасти себя и слушающих нас, пока еще есть время.

Некоторые христиане утверждают, что после смерти возможно покаяние, ссылаясь на 1 Петра 3:18-20.

Часто у людей, читающих Библию, возникают вопросы о прочитанном именно из-за их невнимательности: либо они невнимательно прочитали само место Писания, либо не дочитали его до конца, в котором и содержался ответ на их вопрос. В данном случае, мы имеем дело с первой ситуацией: невнимательное чтение стиха.

Итак, для начала давайте его прочитаем внимательно:

1 Петра 3:19-20 "Он [Иисус] и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды" .

Теперь давайте выясним то, о чём мы только что прочитали:

1. Речь идет об Иисусе Христе.
2. Он сошел в темницу, где были заключены духи, непокорные Богу во времена Ноя.
3. Иисус проповедал этим духам.

А теперь снова обратимся к вашему вопросу: "Некоторые христиане утверждают, что после смерти возможно покаяние, ссылаясь на 1 Петра 3:18-20".

Хотелось бы попросить таких "христиан" указать, где именно в данных стихах написано о том, что после смерти можно покаяться. Мы только что прочитали их и убедились, что об этом речи не идёт (во всяком случае, в этих стихах). Здесь только сказано, что Иисус спустился к духам и проповедал им истину. Покаялись они или нет, имели они возможность покаяться после этого или нет, - тут не сказано. Стих лишь сообщает, что Иисус им засвидетельствовал об истине.

Что это были за духи?
Мнение богословов разделилось. Одни считают, что это души умерших во время Всемирного Потопа. Другие считают, что это были падшие ангелы, о которых шестая глава Бытия говорит, что они брали себе в жёны "дочерей человеческих". Кстати, эту же точку зрения поддерживает следующее место Священного Писания: 2 Петра 2:4-5 "Ибо, если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания; и если не пощадил первого мира, но в восьми душах сохранил семейство Ноя, проповедника правды, когда навел потоп на мир нечестивых". Третьи богословы считают, что это были и души умерших во время потопа людей, и часть падших ангелов, которых Бог связал узами адского мрака (темница, в которую спустился Иисус).

Как бы то ни было, мы знаем, что падшие ангелы ко спасению не предназначены, а, стало быть, покаяться не могут. Люди же после смерти покаяться не могут только по той причине, что уже слишком поздно.

Библейское учение состоит в том, что после смерти человек ничего изменить не может. Вспомните притчу, рассказанную Иисусом, о богаче и Лазаре: Лука 16:19-31. В ней ответ Авраама богачу, попавшему в Ад, был таков: "Между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят" (Лука 16:26).

Свой выбор человек делает при жизни. Думающие, что покаяться можно после смерти, в первую очередь не знают или не понимают значение слова покаяние. Истинное покаяние это не только сожаление о случившемся. Покаяться - значит отвернуться от своих грехов и повернуться к Богу. Покаяться - значит, говоря словами Иоанна Крестителя, "исправить свои пути", "прямыми сделать стези" - то есть отказаться от греховного образа жизни и начать жить праведной жизнью верою в Иисуса Христа. Это и означает "сотворить достойный плод покаяния" (Матфея 3:8).
Зная истинное значение слова "покаяние", попробуйте представить, как умерший человек может покаяться и жить праведной жизнью, если он уже умер… В послании Евреям 9:27 написано "человеку положено однажды умереть, а потом суд".

А теперь ещё раз прочитаем ваш вопрос и посмотрим, ничего ли мы не упустили: "Некоторые христиане утверждают, что после смерти возможно покаяние…".

Христиане так не считают, потому что они знают Божью Истину, которая заключается в том, что человек должен сделать выбор, пока он жив. После смерти у него такой возможности не представится.

Таким образом, тот, кто верит, что у него будет шанс покаяться после смерти, жестоко заблуждается и обманывает не только самого себя, но и окружающих.