Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Портал российская общественная инициатива рои. Российская общественная инициатива — как голосовать


Что такое «Российская общественная инициатива» (РОИ)? Российская общественная инициатива интернет-ресурс для размещения общественных инициатив граждан Российской Федерации



ПРЕДПОСЫЛКИ 2 Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года 601 в) до 1 сентября 2012 г. утвердить концепцию "российской общественной инициативы", предусматривающую создание технических и организационных условий для публичного представления предложений граждан с использованием специализированного ресурса в сети Интернет с 15 апреля 2013 г.»… …нам нужно предусмотреть и «активное право» дать возможность самим гражданам формировать законодательную повестку, выдвигать свои проекты и формулировать приоритеты… Статья 32: …Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей… Конституция Российской Федерации Указ Президента Российской Федерации


СЕГОДНЯ В РОССИИ ИНТЕРНЕТ-ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ ГРАЖДАНИН, А ГРАЖДАНИН ИНТЕРНЕТ-ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ. ВРЕМЯ ПРИШЛО… Февраль 6, 2012 Сто тысяч лайков Премьер-министр России Владимир Путин публикует в газете «Коммерсант» статью «Демократия и качество государства» Май 7, 2012 Указ 601 Указ предусматривает разработку концепции "российской общественной инициативы" Август 8, 2012 Круглый стол в РИА Новости как должна выглядеть система "российской общественной инициативы" Август 23, 2012 Д.Медведев утвердил концепцию РОИ Октябрь 15, 2012 Фонд информационной демократии начинает работу по созданию и введению в опытную эксплуатацию системы «РОИ» Ноябрь, 2012 Форум НКО На форуме "Инфообщество 2012" Илья Массух рассказал о своем видении РОИ Ноябрь 9, 2012 Открытое правительство обсуждает РОИ Ноябрь 12, 2012 Совет по правам человека обсудил механизмы электронной демократии и запуск системы «РОИ» Март 4, 2013 Указ Президента РФ от 4 марта 2013 г. N 183 «О рассмотрении общественных инициатив…» Апрель 15,2013 Начало работы В соответствии с Указом Президента РФ система должна быть запущена на федеральном уровне




ЭВОЛЮЦИЯ ИНТЕРНЕТ-ДЕМОКРАТИИ: 1.БЛОГИ-ФОРУМЫ 2.ОПРОСЫ В ИНТЕРНЕТЕ 3.СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ 4.САЙТЫ СБОРА ПОДПИСЕЙ 5.ГРАЖДАНСКИЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОЕКТЫ ЭВОЛЮЦИЯ ИНТЕРНЕТ-СООБЩЕСТВА: 1.ГИКИ И ПРОГРАММИСТЫ 2.«ПОЛЬЗОВАТЕЛИ» / ИНТЕРНЕТЧИКИ 3.БЛОГЕРЫ 4.ГРУППЫ В СОЦСЕТЯХ 5.ВСЕ ГРАЖДАНЕ ИНТЕРНЕТ-СЕРВИСЫ ТАКОЙ БУДЕТ ДЕМОКРАТИЯ ЗАВТРАШНЕГО ДНЯ ГРАЖДАНСКОЕ СОЗНАНИЕ














МУНИЦИПАЛЬНАЯРЕГИОНАЛЬНАЯФЕДЕРАЛЬНАЯ ПРОВЕРЬТЕ С ПОМОЩЬЮ ПОИСКОВОГО МЕХАНИЗМА НЕТ ЛИ ИНИЦИАТИВ, СХОЖИХ С ВАШЕЙ ВЫ ЗАРЕГИСТРИРОВАНЫ НА ПОРТАЛЕ ДА ЗАПОЛНИТЕ ФОРМУ ПОДАЧИ ИНИЦИАТИВЫ В СВОЕМ ЛИЧНОМ КАБИНЕТЕ (С УЧЕТОМ ТИПА ИНИЦИАТИВЫ) НЕТ ВЫ МОЖЕТЕ ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ НА ЕДИНОМ ПОРТАЛЕ ГОСУСЛУГ И ПОЛУЧИТЬ ЛОГИН И ПАРОЛЬ ЗА ОДИН ДЕНЬ! КАК ПОДАТЬ ИНИЦИАТИВУ? ГОЛОСОВАНИЕ


Что нужно для того, чтобы подать инициативу или проголосовать за инициативу? 1. Быть гражданином России старше 18 лет. 3. Быть зарегистрированным на портале Иметь доступ к компьютеру, подключенному к Интернету. 4. Иметь сформулированную инициативу для того, чтобы предложить ее власти.


1. 2. На ресурсе доступен поиск, которым можно воспользоваться для того, чтобы перед публикацией найти уже имеющиеся инициативы по заданной теме. Непосредственно при публикации инициативы пользователю будут также предлагаться похожие опубликованные на ресурсе инициативы. Как исключить подачу двух одинаковых инициатив?


МУНИЦИПАЛЬНАЯРЕГИОНАЛЬНАЯФЕДЕРАЛЬНАЯ КАК ПРОГОЛОСОВАТЬ ЗА ИНИЦИАТИВУ? ВЫБЕРИТЕ ИНИЦИАТИВУ И ПРОГОЛОСУЙТЕ ЗА ПРОТИВ ГОЛОСА УЧИТЫВАЮТСЯ ЭКСПЕРТАМИ, НО НЕ ВЫЧИТАЮТСЯ ИЗ ГОЛОСОВ «ЗА» НЕТ ВЫ МОЖЕТЕ ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ НА ЕДИНОМ ПОРТАЛЕ ГОСУСЛУГ И ПОЛУЧИТЬ ЛОГИН И ПАРОЛЬ ЗА ОДИН ДЕНЬ! ВЫ ЗАРЕГИСТРИРОВАНЫ НА ПОРТАЛЕ ДА ГОЛОСОВАНИЕ


Голосование за инициативу не более 1 года Необходимо набрать не менее 100 тысяч голосов граждан Голосование за инициативу не более 1 года Необходимо набрать не менее 5% от численности населения соответствующего субъекта Российской Федерации (для субъектов Российской Федерации с численностью населения более 2 миллионов - необходимо получить поддержку не менее граждан) Голосование за инициативу не более 1 года Необходимо набрать не менее 5% от численности населения соответствующего муниципального образования КАК ЭТО РАБОТАЕТ? ЕСЛИ ВАША ИНИЦИАТИВА НАБРАЛА НЕОБХОДИМОЕ КОЛИЧЕСТВО ГОЛОСОВ ОНА БУДЕТ РАССМОТРЕНА ОРГАНОМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ВЫ СМОЖЕТЕ СЛЕДИТЬ ЗА ВСЕМИ ЭТАПАМИ РАССМОТРЕНИЯ ВАШЕЙ ИНИЦИАТИВЫ МУНИЦИПАЛЬНАЯРЕГИОНАЛЬНАЯФЕДЕРАЛЬНАЯ ГОЛОСОВАНИЕ



Что входит в предварительную экспертизу? 2. Проверка на соответствие Конституции РФ, общепризнанным принципам и нормам международного права, в том числе в области прав, свобод и законных интересов граждан, статье 6 ФКЗ от г. 5-ФКЗ «О референдуме». 1. Проверка на отсутствие нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни или здоровью граждан, призывов к осуществлению экстремистской деятельности. 3. Проверка на наличие описания проблемы, вариантов решения проблемы, обоснованность таких вариантов.




Поднять МРОТ до реального уровня Мораторий на повышение тарифов ЖКХ на 10 лет Обязать ОАО РЖД в обязательном порядке строить за свой счет двухуровневые транспортные развязки Контроль и обоснование необходимости приватизации Внесение изменений в некоторые статьи ГК РФ об Авторском праве Регулирование численности бродячих животных 12 федеральных инициатив из Вологодской области


Отмена разрешений МВД на вывоз и ввоз гражданского оружия при пересечении границы Ограничить вывоз капиталов Запрет на объединение Верховного (ВС) и Высшего арбитражного (ВАС) судов России Создать независимое телевидение Один стандарт написания фамилии (и имени) латиницей на заграничном паспорте и других государственных документах Введение купюр номиналом 200 и 2000 рублей 12 федеральных инициатив из Вологодской области


1. Первым заместителем Губернатора области А.И. Шерлыгиным утвержден План мероприятий по созданию механизма общественной инициативы в области. 2. Определен заместитель высшего должностного лица субъекта Российской Федерации ответственный за реализацию Указа Президента РФ и взаимодействие с органами местного самоуправления – заместитель Губернатора области Алексей Юрьевич Макаровский. Что сделано в Вологодской области?


3. 1 июля 2013 года при заместителе Губернатора области А.Ю. Макаровском проведено совещание по реализации Указа Президента РФ. 4. В муниципальных районах и городских округах созданы экспертные рабочие группы по рассмотрению общественных инициатив муниципального уровня.


5. Приведены в соответствие с Указом Президента РФ нормативные правовые акты области. Внесены дополнения в Регламент Правительства области – !новое основание для разработки нормативного акта! июля 2013 года между Правительством области и Фондом развития информационной демократии и гражданского общества заключено Соглашение о взаимодействии при обеспечении рассмотрения общественных инициатив ….


7. Общественное обсуждение проекта постановления Правительства области «О региональной экспертной рабочей группе по рассмотрению общественных инициатив». 8. Предварительное обсуждение проекта постановления Правительства области «О РЭРГ по рОИ» на заседании общественного совета при Правительстве области. 9. Постановление Правительства области от г. 745 «О региональной экспертной рабочей группе по рассмотрению общественных инициатив» утверждены положение о региональной группе и ее состав.


Сентября 2013 года приняли участие в ВКС по реализации Указа Президента РФ на региональном и местном уровне под руководством помощника Президента РФ И.О. Щеголева октября состоялось!первое заседание региональной экспертной рабочей группы по рассмотрению общественных инициатив! октября информация об уполномоченных на работу в личном кабинете на РОИ отправлена в Фонд информационной демократии


13. 3 октября информация об уполномоченных на работу в личном кабинете на РОИ отправлена в Фонд информационной демократии октября Губернатор области О.А. Кувшинников на заседании расширенного совета Общественной палаты области дал старт реализации федерального проекта «Российская общественная инициатива» на территории области


Октября РЭРГ организовано совещание в режиме ВКС для ЭРГ муниципального уровня по реализации Указа Президента РФ октября состоялось очередное совещание в режиме ВКС с регионами по реализации Указа Президента РФ




Для выполнения основной задачи ЭРГ осуществляет следующие функции: 1) проводит экспертизу и принимает решение о целесообразности разработки проекта соответствующего нормативного правового акта и (или) об иных мерах по реализации общественной инициативы; 2) направляет экспертное заключение и решение о целесообразности разработки проекта соответствующего нормативного правового акта и (или) об иных мерах по реализации общественной инициативы в орган власти области в соответствии с его компетенцией; 3) направляет уполномоченной некоммерческой организации уведомление о рассмотрении общественной инициативы (в электронном виде).


Что нужно сделать в Вологодской области? 1. Уполномоченным сотрудникам зарегистрироваться на gosuslugi.ru и gosuslugi.ruwww.roi.ru 3. 1 ноября 2013 года проинформировать население о федеральном проекте РОИ. 2. Провести экспертизу муниципального акта об экспертной группе муниципального уровня.


Адрес электронной почты секретаря экспертной группы (прямой!), - номер рабочего и мобильного телефона секретаря, - положение об экспертной группе и состав экспертной группы. 4. Направить до 15 ноября 2013 года на электронный адрес следующую информацию.



Указ Президента РФ от 4 марта 2013 г. N 183
"О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса "Российская общественная инициатива"

С изменениями и дополнениями от:

В целях обеспечения развития и укрепления гражданского общества, защиты прав человека и гражданина, участия граждан в управлении делами государства постановляю:

1. Утвердить прилагаемые Правила рассмотрения общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса "Российская общественная инициатива".

2. Установить, что рассмотрению в соответствии с Правилами , утвержденными настоящим Указом, подлежат направленные гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса "Российская общественная инициатива":

б) общественные инициативы, реализуемые на региональном и муниципальном уровнях, - с 1 ноября 2013 г.

2.1. Установить, что общественные инициативы, предусмотренные пунктом 2 настоящего Указа, могут быть направлены только гражданами Российской Федерации, лично предъявившими при регистрации в федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" основной документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации.

Не допускается голосование по таким общественным инициативам граждан Российской Федерации, не предъявивших при регистрации в указанной информационной системе основной документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации.

2.2. Установить, что ответственность за проверку основного документа и удостоверение личности гражданина Российской Федерации, регистрируемого в федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме", несут уполномоченные лица органов и организаций, осуществляющие регистрацию в указанной информационной системе.

3. Установить, что некоммерческой организацией, уполномоченной на осуществление функций, предусмотренных Правилами , утвержденными настоящим Указом, является Фонд развития информационной демократии и гражданского общества "Фонд информационной демократии".

4. Правительству Российской Федерации включить в инфраструктуру, обеспечивающую информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, интернет-ресурс "Российская общественная инициатива".

5. Правительству Российской Федерации, высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации привести свои акты в соответствие с настоящим Указом.

6. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент Российской Федерации

Москва, Кремль

Правила
рассмотрения общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса "Российская общественная инициатива"
(утв. Указом Президента РФ от 4 марта 2013 г. N 183)

1. Общественными инициативами считаются предложения граждан Российской Федерации (далее - граждане) по вопросам социально-экономического развития страны, совершенствования государственного и муниципального управления, направленные с использованием интернет-ресурса "Российская общественная инициатива" (далее - интернет-ресурс) и отвечающие установленным настоящими Правилами требованиям.

2. Направлять общественные инициативы с использованием интернет-ресурса и голосовать за них могут граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, зарегистрированные в федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме".

3. Размещению общественной инициативы на интернет-ресурсе предшествует обязательная предварительная экспертиза, за исключением случаев, установленных настоящими Правилами. Срок проведения предварительной экспертизы не должен превышать два месяца.

4. Функции по проведению предварительной экспертизы общественной инициативы, принятию решения о размещении общественной инициативы на интернет-ресурсе (в разделе для голосования) или об отказе в ее размещении, а также по обеспечению работы интернет-ресурса осуществляет уполномоченная некоммерческая организация.

5. Для реализации своих функций уполномоченная некоммерческая организация вправе запрашивать и получать сведения, необходимые материалы от федеральных органов государственной власти, федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

6. Направление общественной инициативы осуществляется путем заполнения на русском языке специальной формы на интернет-ресурсе.

7. Текст общественной инициативы не должен содержать нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни или здоровью граждан, призывов к осуществлению экстремистской деятельности.

Общественная инициатива, в тексте которой содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни или здоровью граждан, а также призывы к осуществлению экстремистской деятельности, снимается уполномоченной некоммерческой организацией с рассмотрения без проведения предварительной экспертизы, о чем гражданин, направивший такую инициативу, уведомляется в электронном виде.

8. Гражданин, направивший общественную инициативу, указывает, на каком уровне (федеральном, региональном или муниципальном), по его мнению, должна быть реализована данная инициатива.

9. Уполномоченная некоммерческая организация вправе принять решение о снятии общественной инициативы с рассмотрения без проведения предварительной экспертизы в случаях, если гражданином повторно направлена общественная инициатива, по которой было принято решение об отказе в ее размещении на интернет-ресурсе или которая не получила в ходе голосования необходимой поддержки, и при этом в общественной инициативе не приводятся новые доводы или не указываются новые обстоятельства, либо если аналогичная общественная инициатива уже размещена на интернет-ресурсе и получила необходимую поддержку в ходе голосования либо голосование по ней не завершено.

О данном решении гражданин, направивший общественную инициативу, уведомляется в электронном виде.

10. В ходе предварительной экспертизы устанавливаются соответствие общественной инициативы Конституции Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам международного права, в том числе в области прав, свобод и законных интересов граждан, актуальность проблемы, содержащейся в общественной инициативе, обоснованность предлагаемых вариантов ее решения.

11. По результатам предварительной экспертизы уполномоченная некоммерческая организация принимает решение:

а) о размещении общественной инициативы на интернет-ресурсе (в разделе для голосования) и начале процедуры голосования;

б) об отказе в размещении общественной инициативы на интернет-ресурсе;

в) об изменении уровня реализации общественной инициативы.

12. О принятом по результатам предварительной экспертизы решении уполномоченная некоммерческая организация уведомляет гражданина, направившего общественную инициативу, в электронном виде. При этом уведомление об отказе в размещении общественной инициативы на интернет-ресурсе или об изменении уровня ее реализации должно быть мотивированным.

13. Уполномоченная некоммерческая организация принимает решение об отказе в размещении общественной инициативы на интернет-ресурсе в случаях, если:

а) общественная инициатива противоречит Конституции Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам международного права, в том числе в области прав, свобод и законных интересов граждан;

б) общественная инициатива противоречит статье 6 Федерального конституционного закона от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации";

в) общественная инициатива не содержит описания проблемы, либо в общественной инициативе не предложены варианты решения проблемы, либо предлагаемые варианты не обоснованы.

14. Размещенная на интернет-ресурсе общественная инициатива должна получить необходимую поддержку в ходе голосования с использованием интернет-ресурса. Поддержанной считается инициатива, которая в течение одного года после ее размещения на интернет-ресурсе получила:

б) не менее 5 процентов голосов граждан, постоянно проживающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (для субъектов Российской Федерации с численностью населения более 2 млн. человек - не менее 100 тыс. голосов граждан, постоянно проживающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации), - в поддержку инициативы регионального уровня;

17. Уполномоченная некоммерческая организация обеспечивает:

а) возможность свободного использования гражданами интернет-ресурса для ознакомления с размещаемыми на нем общественными инициативами, итогами голосования, принятыми решениями, а также для получения информации о ходе и результатах реализации общественной инициативы;

18. Общественная инициатива, не получившая в ходе голосования необходимой поддержки, считается неподдержанной и снимается с рассмотрения. Информация об этом размещается на интернет-ресурсе.

19. Общественная инициатива, получившая в ходе голосования необходимую поддержку, направляется в электронном виде уполномоченной некоммерческой организацией в экспертную рабочую группу соответствующего уровня (федерального, регионального или муниципального) для проведения экспертизы и принятия решения о целесообразности разработки проекта соответствующего нормативного правового акта и (или) об иных мерах по реализации данной инициативы. Информация о направлении общественной инициативы в экспертную рабочую группу соответствующего уровня и принятых ею решениях размещается на интернет-ресурсе.

20. При направлении общественной инициативы в экспертную рабочую группу уполномоченная некоммерческая организация указывает следующую информацию:

22. Состав экспертной рабочей группы регионального уровня определяется высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и включает представителей органов государственной власти Российской Федерации, депутатов представительных (законодательных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, членов общественных палат субъектов Российской Федерации, депутатов представительных органов муниципальных образований, представителей государственных учреждений, бизнес-сообщества и общественных объединений.

23. Состав экспертной рабочей группы муниципального уровня определяется органами местного самоуправления и включает представителей этих органов, депутатов представительных органов муниципальных образований, представителей муниципальных учреждений, бизнес-сообщества и общественных объединений.

24. По результатам рассмотрения общественной инициативы экспертная рабочая группа в срок, не превышающий двух месяцев, готовит экспертное заключение и решение о разработке соответствующего нормативного правового акта и (или) принятии иных мер по реализации инициативы, которые подписываются председателем соответствующей экспертной рабочей группы, о чем уведомляет уполномоченную некоммерческую организацию в электронном виде.

Информация о рассмотрении общественной инициативы и мерах по ее реализации направляется уполномоченной некоммерческой организации для размещения на интернет-ресурсе.

Уже более года работает сайт «Российская общественная инициатива». Каковы результаты? Можно ли на что-то повлиять общественными инициативами?

Кто инициировал общественную инициативу?

В 2012 году по поручению Президента России («майский указ» № 601) Правительство РФ утвердило Концепцию формирования механизма публичного представления предложений граждан Российской Федерации с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для рассмотрения в Правительстве Российской Федерации предложений, получивших поддержку не менее 100 тыс. граждан Российской Федерации в течение одного года.

На базе Концепции был издан Указ Президента РФ 4 марта 2013 года № 183 «О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива», который вступил в силу сразу после подписания. Однако о необходимости внедрения института общественной инициативы Владимир Путин упомянул в том же году в своем послании Федеральному Собранию. Общественная инициатива стояла в его речи в одном ряду с необходимостью широкой общественной дискуссии, «причем с практическими результатами, когда общественные инициативы становятся частью государственной политики и общество контролирует их исполнение». Тогда же Президент поручил разработать . Такой закон был принят 21 июля 2014 года (№ 212-ФЗ). Президент говорил и о том, что «все законопроекты, ключевые государственные решения, стратегические планы должны проходить гражданское, так называемое «нулевое», чтение с участием НКО, других институтов гражданского общества». Эти функции он возлагал на общественные советы при органах власти.

Из этого экскурса в историю общественной инициативы очевидно, что развитие общественной инициативы – дело государственной важности, которому дал старт сам Президент .

Кто курирует общественную инициативу?

По Указу Президента РФ создали сайт «Российская общественная инициатива». Ответственной за процесс размещения предложений и голосования за них была назначена некая некоммерческая организация «Фонд информационной демократии», которая была создана еще в 2012 году. Учредителем и Президентом Фонда является Илья Массух, бывший сотрудник IBMи бывший заместитель министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Среди разрешенных видов деятельности Фонда значатся следующие: исследование конъюнктуры рынка и выявление общественного мнения, деятельность в области права, издательская деятельность, рекламная деятельность, прочее финансовое посредничество и консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления.

Таким образом, формально контроль общественной инициативы не достался министерству связи, а ушел в частные руки.

Какие вопросы могут быть поставлены в общественной инициативе?

Согласно Указу Президента РФ общественная инициатива может вноситься совершеннолетними гражданами России по вопросам социально-экономического развития страны, совершенствования государственного и муниципального управления через интернет-ресурс «Российская общественная инициатива» («РОИ»). Здесь мы видим всего два направления: социально-экономическое развитие страны и совершенствование государственного управления. В такие направления можно при желании вписать практически любой вопрос. Если, например, надо вынести на интернет-голосование вопрос о безопасности, то это будет «государственное управление в сфере безопасности». Если нужно внести инициативу по вопросу прав человека, то это «государственное управление в сфере прав человека». Это говорит о том, что уточнение направлений, по которым может быть внесена общественная инициатива, фактически ничего не конкретизирует. Поэтому более уместно ограничение сфер инициатив путем обозначения запретов.

Указ Президента содержит несколько групп таких запретов. Первая группа – требования к тексту инициативы. Текст не должен содержать нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни или здоровью граждан, призывов к осуществлению экстремистской деятельности.

Вторая группа запретов – требования законности. Инициатива должна соответствовать Конституции РФ, общепризнанным принципам и нормам международного права, в том числе в области прав, свобод и законных интересов граждан. Что это означает? Например, что нельзя вынести на голосование проект новой конституции России. Нельзя предложить что-то принципиально новое в сфере государственного управления, если это пойдет вразрез с основами конституционного строя.

Третья группа запретов – требование соответствия закону о референдуме. Иными словами, на голосование по общественной инициативе нельзя вынести те вопросы, которые нельзя вынести на референдум. Какие это вопросы?

Статья 6 закон о референдуме называет следующие вопросы, которые не могут быть вынесены на референдум:

1) об изменении статуса субъекта (субъектов) РФ, закрепленного Конституцией РФ;

2) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента РФ, Государственной Думы, о проведении их досрочных выборов либо о перенесении сроков проведения таких выборов;

3) об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности РФ (это касается, например, губернаторов субъектов РФ и министров);

4) о персональном составе федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

5) об избрании, о досрочном прекращении, приостановлении или продлении срока полномочий органов, образованных в соответствии с международным договором РФ;

6) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;

7) отнесенные Конституцией РФ, федеральными конституционными законами к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти.

Получается, что народ даже через инструмент общественной инициативы (очень ненадежный инструмент) не сможет выразить свое отношение, например, к главе Правительства, которое не справляется с управлением страной.

Четвертая группа требований к инициативе – это актуальность и обоснованность. Насколько общественная инициатива актуальна и насколько предложенное решение проблемы обосновано, решает Фонд информационной демократии. На вынесение решения у Фонда есть не более двух месяцев. Если он сочтет решение проблемы недостаточно обоснованным, либо нарушающим иные рассмотренные выше требования, то общественная инициатива не размещается на интернет-ресурсе. То есть некая частная структура является первым фильтром на пути общественных инициатив.

Как работает общественная инициатива?

Если общественная инициатива не нарушает установленные запреты, она размещается на интернет-ресурсе. Выглядит это как текст с обоснованием необходимости решения определенной проблемы, практические результаты и конкретные решения проблемы. Вместе с этим может размещаться текст проекта правового акта и пояснительная записка к нему. В течение года проводится голосование, голосовать могут граждане России, достигшие 18 лет, предъявившие свой паспорт при регистрации на портале госуслуг.

Для инициатив разного уровня нужно набрать разное количество голосов «за»: на федеральном уровне – не менее ста тысяч; на региональном – для регионов с населением свыше 2 млн. человек – сто тысяч, для остальных – 5% от населения региона; на муниципальном – 5 % от населения муниципалитета. Можно голосовать и против инициативы, формально они впоследствии не вычитаются из голосов, поданных «за» инициативу. Но можно предположить, что большое количество противников инициативы может повлиять на мнение экспертной рабочей группы.

Если инициативу поддержало необходимое число граждан, она направляется на рассмотрение в экспертную рабочую группу соответствующего уровня. Например, на федеральном уровне руководит экспертной группой Министр по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов. Эта рабочая группа – второй фильтр на пути инициативы. Но не последний. Именно экспертная рабочая группа в течение двух месяцев решает, реализовать или отклонить инициативу.

В экспертную рабочую группу федерального уровня входят определяемые Правительством РФ представители федеральных органов исполнительной власти, депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации, членов Общественной палаты РФ, представители бизнес-сообщества и общественных объединений. Принципы формирования рабочих групп других уровней – аналогичные.

Указ Президента не называет никаких критериев, по которым экспертная группа оценивает одобренные гражданами инициативы. Это могут быть те же критерии, которые положены в основу для размещения инициативы на интернет-ресурсе: актуальность проблемы и обоснованность ее решения (плюс поддержка граждан). По сути, решение экспертной группы может быть абсолютно произвольным.

Если экспертная группа вынесла положительное заключение по общественной инициативе, она также подготавливает решение о разработке соответствующего нормативного правового акта или принятии иных мер по реализации инициативы. То есть если для реализации идеи нужен федеральный закон, экспертная группа должна решить, что надо его разработать и внести в Государственную Думу. Кто разрабатывает проект закона, и кто вносит его в Думу? Вероятно, эта задача встает перед Правительством РФ и федеральными органами исполнительной власти. Так или иначе, Госдума или иной орган будет третьим фильтром на пути общественной инициативы.

Каковы результаты?

На сайте «РОИ» нет единой статистики как по сферам, волнующим граждан, так и по соотношению внесенных и реализованных инициатив. Среди принятых гражданами инициатив значится 15 инициатив. Из 15 инициатив 9 уже реализованы в нормативных правовых актах. Из них 8 федеральных инициатив были реализованы несмотря на то, что не набрали 100 тысяч голосов. О чем это говорит? Например, о том, что государство и так собиралось решить заявленную гражданами проблему (не было конфликта типа «граждане требуют, а государство против»). Значит, роль сайта «РОИ» здесь нулевая.

Какие это были инициативы? Отмена «нулевого промилле», отмена «мобильного рабства», введение возможности выбора банка для перевода зарплаты, введение «диагональной зебры» на пешеходных переходах, разрешение изготавливать дубликаты госномеров транспортных средств, и другие. Некоторые из них действительно полезны большому числу граждан, но все они решают лишь маленькие, частные проблемы – ничего глобального.

Единственная реализованная инициатива муниципального уровня набрала всего 2 голоса «за» и 3 – «против». Очевидно, что граждане начали «пробивать» свою инициативу другими способами, и сайт «РОИ» им никак не помог.

Посмотрим инициативы, которые набрали больше 100 тысяч голосов, но не были реализованы.

Недавняя громкая инициатива Алексея Навального о ратификации статьи 20 Конвенции ООН против коррупции , как несоответствующая Конституции РФ. Как же она тогда вообще попала на сайт, если она не соответствует требованию законности? Значит, Фонд недостаточно компетентен для фильтрации инициатив? Но в случае с ратификацией статьи 20 Конвенции ООН против коррупции больше интересно другое. Еще в 2013 году внушительная группа депутатов в количестве более 100 человек внесла аналогичный проект по ратификации статьи 20 (№ 216235-6), и это не единственная подобная инициатива. Законопроект получил отрицательный отзыв Правительства РФ и разгромное заключение Правового управления, однако никто из них не ссылался на неконституционность статьи 20 Конвенции. Проект остается на рассмотрении Госдумы, он не отклонен до сих пор.

Такая картина может демонстрировать судьбу общественной инициативы, правдами или неправдами проникшей в стены Государственной Думы, но не пользующейся поддержкой власти. Например, если экспертная группа поддержала бы инициативу Навального, был бы внесен очередной проект в Государственную Думу. А там проект можно мариновать сколь угодно долго, либо просто отклонить. И неважно, сколько людей поддержало инициативу – 100 тысяч или 500 тысяч.

Кроме того, экспертная группа отклонила инициативы о запрете чиновникам покупать дорогие автомобили, об отмене «мигалок» для чиновников, об отмене «закона против интернета», об отмене закона о пошлинах на товары зарубежных интернет-магазинов, а также инициатива «Мой дом – моя крепость».

В настоящее время проходит голосование по инициативам, касающимся изменения правил платных парковок и отмены эвакуации транспортных средств, которые за 4 месяца набрали уже по 25 тысяч голосов. Платные парковки и эвакуация автомобилей очень не нравятся гражданам (преимущественно москвичам), но очень нравятся властям (московским, в частности). И то и другое приносит в казну немалый доход. Известно, что само введение платных парковок и эвакуации машин и передача соответствующих полномочий регионам было пролоббировано московскими властями. И уже можно предсказать, по каким основаниям эта инициатива не пройдет «второй фильтр» - экспертную группу. Например, по инициативе о запрете «мигалок» в заключении экспертов было сказано, что более половины голосов было подано жителями Москвы, еще 8 тысяч голосов – жителями Санкт-Петербурга, значит, это не актуально для всей России.

Целый блок инициатив отражает негативное отношение народа к чиновникам и связанной с ними олигархии. К таким инициативам можно отнести следующие:

«Разработать механизм отзыва гражданами РФ государственных деятелей всех уровне»;

«Запретить фирмам родственников госслужащих и депутатов любого ранга участвовать в государственных тендерах»;

«Проверить кандидатские и докторские диссертации работников госкорпораций, органов власти, предприятий со 100% госучастием на плагиат»;

«Закрепление в ПДД РФ ответственности чиновников за состояние дорог при аварийных ситуациях»;

«Указывать информацию о зарплатах чиновников (с премиями и надбавками) за последние 3 месяца работы на бейджах, именных табличках на кабинетах и при цитировании в СМИ»;

«Установить заработную плату руководителям госкорпораций в размере, не превышающем 5-ти кратный размер средней заработной платы работников этой корпорации»;

«Запретить продажу сырья и энергоресурсов на внешнем рынке по ценам ниже внутреннего рынка», и другие.

Из этой краткой выборки видно, что народ волнует безответственность власти и сверхдоходы руководителей госкорпораций и чиновников на фоне обеднения населения . Каковы шансы на то, что власть пойдет навстречу народу по этим вопросам и одобрит инициативы, направленные против себя? Шансы практически нулевые.

Почему «РОИ» не работает?

Приведенный выше анализ общественных инициатив, решение по которым принято, привел нас к парадоксальному выводу: государство реализовало инициативы, не набравшие необходимого количества голосов, и запороло инициативы, поддержанные более чем 100 тысячами граждан . Почему так?

Проект «РОИ» был инициирован «сверху», самим государством в лице Президента РФ. Реализует его близкая к государству некоммерческая организация, которая выступает «первым фильтром» на пути инициатив. Она пропускает на свою интернет-площадку инициативы, направленные против власти. Но следующие «фильтры» - это уже органы власти, которые уже не пропустят что-то вредное для себя или то, с чем они просто не согласны.

Сама идея правотворческой инициативы граждан не нова. Даже при ее введении в России ссылались на зарубежный опыт. Практика гражданских инициатив есть в США, Европейском Союзе (Лиссабонский Договор о внесении изменений в учредительные договоры ЕС). Народная законодательная инициатива существует в Швейцарии, Италии, Австралии, Перу, Испании, США, ФРГ и предусмотрена конституциями Албании, Польши, Словении, Румынии, Латвии и Литвы.

Проект федерального закона «О нормативных правовых актах в РФ», разработанный Минюстом России, предусматривает возможность введения правотворческой инициативы граждан на уровне субъектов РФ и муниципальных образований. Однако этот проект еще не внесен в Госдуму, да и нормы о правотворческой инициативе граждан – диспозитивные, то есть необязательные. Даже включение института правотворческой инициативы граждан в устав субъекта РФ не гарантирует реализации этого института (такая ситуация сложилась, например, в Московской области).

Общественная инициатива отличается от правотворческой инициативы граждан тем, что вторая предусматривает непосредственное внесение гражданами законопроекта в парламент . Институт общественной инициативы ставит дополнительные препятствия на пути инициативы. При этом сам проект нормативного правового акта также разрабатывается не «обществом», а государством. Это и плюс, и минус одновременно. С одной стороны, у граждан нет необходимых познаний для самостоятельной разработки пакета законодательной инициативы. С другой стороны, нет гарантий, что государство при разработке своего проекта точно отразит волю общества, инициировавшего проект.

Проект «РОИ» также критиковался за возможные фальсификации результатов голосований – вбросы электронных голосов, которые подтверждаются выявленными статистическими аномалиями. Если «РОИ» - государственный проект, то проявление в нем «чуровщины» закономерно.

При возможных минусах непосредственной правотворческой инициативы граждан в законодательные органы они не могут стать оправданием отказа от такого института. В то же время «общественная инициатива» в нынешнем виде с ее дополнительными «фильтрами» на пути волеизъявления граждан может быть безболезненна упразднена. Хотя в отсутствие непосредственной гражданской законодательной инициативы такая общественная инициатива – это лучше чем ничего.

В проекте Конституции России, разработанном Центром Сулакшина, предусматривается народная законодательная инициатива. Группы граждан, обладающих избирательным правом, в количестве не менее 100 000 человек имеют право непосредственно вносить проекты законов в парламент в порядке законодательной инициативы. Данный институт по проекту Конституции России выступает в качестве одной из гарантий народовластия.

Действующая власть не заинтересована в том, чтобы реализовывать в законодательстве интересы граждан, поэтому изобретает некие подделки вроде «РОИ», имитирующие демократические институты. Но когда народ поймет, что большая часть его инициатив блокируется по надуманным основаниям, его неприязнь к власти только усилится.

Механизмы запущенной в 2013 году по указу Президента системы «Российская общественная инициатива» (РОИ) нуждаются в совершенствовании, в особенности на региональном и муниципальном уровне. В частности, речь идёт о возможном упрощении регистрации участников обсуждений. А органы власти нужно обязать учитывать петиции и предложения граждан в их работе либо открыто аргументировать, почему они не могут быть учтены. К таким выводам пришли участники заседания Совета по взаимодействию с институтами гражданского общества при председателе Совета Федерации. При модернизации этой системы нужно учитывать практики регионов по созданию сервисов для обратной связи с гражданами, считает министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов. Чтобы защитить права граждан при проведении общественных обсуждений, Открытое правительство и Общественная палата намерены инициировать ряд изменений в законодательство.

Выдвинуть собственную инициативу или поддержать любую другую на портале РОИ может каждый гражданин России старше 18 лет, зарегистрированный на портале госуслуг. Чтобы инициатива федерального уровня была рассмотрена, она должна набрать 100 тысяч голосов «за» в течение года. Инициативы федерального уровня, получившие достаточную поддержку граждан, поступают на рассмотрение экспертной рабочей группы федерального уровня, которую возглавляет министр РФ Михаил Абызов. Порог рассмотрения инициатив регионального уровня составляет для регионов с населением свыше 2 млн также 100 тысяч, для остальных - 5% от населения региона. Для муниципалитетов - 5% от их населения.

С момента запуска портала необходимое количество голосов набрали 13 петиций федерального уровня, все они были рассмотрены экспертной рабочей группой, а заключения по итогам общественного обсуждения были направлены в органы власти для учёта в их текущей работе. Что касается инициатив регионального и муниципального уровня, то ни одна из них не была рассмотрена экспертными рабочими группами соответствующего уровня.

Возможно, стоит подумать об усовершенствовании системы классификации общественных инициатив, разобраться, насколько заключения экспертной рабочей группы являются обязательными и окончательными, как механизм общественной инициативы вписан или не вписан в законотворческий процесс. Стоит подумать и о формировании единой электронной системы обратной связи органов власти с институтами гражданского общества и повышать уверенность граждан в эффективности системы электронного голосования», - сказал Николай Фёдоров.

На федеральном уровне система в целом работает, однако у граждан пока нет возможности проследить, как учитываются их предложения в работе органов власти, согласен Михаил Абызов.

По основным предложениям, которые федеральная группа выработала и направила в органы исполнительной власти, мы проводим мониторинг качества их исполнения. Тем не менее, есть некоторые проблемы. Не все предложения своевременно учитываются и на их основании вырабатываются государственные решения. Я согласен, что надо думать о механизме, возможно, обязательного учёта тех предложений, которые разрабатываются», - сказал министр.

Для реализации механизма на региональном уровне, по его словам, также созданы все информационные возможности, но до сих пор на уровне субъектов РФ и муниципалитетов по-настоящему РОИ и институты петиций не заработали. Причина, по мнению министра, в том, что система на этом уровне предусматривает обязательную идентификацию граждан через систему электронной цифровой подписи (ЭЦП), а это затруднительно и затратно для простого гражданина. Эту систему нужно модернизировать и сделать более приближенной к потребительским запросам простого человека, приняв во внимание и опыт субъектов РФ по созданию сервисов для получения обратной связи от граждан, считает Михаил Абызов. В качестве примера он привёл московский сервис «Активный гражданин» и подмосковный «Добродел», в рамках которых мнение граждан учитывается по другой, более простой модели.

Эти системы более комфортны для простых людей. Москвой и Московской областью создана хорошая государственная инфраструктура, которая надлежащим образом поддерживает качественную реализацию инициатив, предложений и замечаний, которые собираются. Само по себе народное голосование и сбор предложений не будут работать, если люди не будут видеть, каким образом власть учитывает и по какой причине отклоняет поддержанные инициативы. С учётом этих практик надо посмотреть, какие изменения можно внести в систему РОИ, возможно, для региональных и муниципальных модулей изменить параметры регистрации основных участников. Необходимо более активно в эту работу включаться руководителям субъектов РФ, чтобы наиболее значимые вопросы не стесняясь выносить на народное обсуждение и получать ту самую обратную связь, для которой и создавалась система Открытого правительства», - считает министр.

Региональных чиновников необходимо обучать использованию подобных сервисов, подчеркнул Михаил Абызов. Он напомнил, что ранее было принято решение о создании на базе университета государственного управления Правительства Москвы курсов для обучения представителей регионов по работе с подобными системами. При этом регионам может быть предложено готовое «облачное» решение, что позволит им избежать дополнительных затрат на внедрение и эксплуатацию электронных сервисов.

Основные затраты здесь будут связаны с организацией государственной службы и созданием другой культуры государственного управления. Мы ориентированы сегодня иногда на то, чтобы ответить автоматически, "для галочки", а здесь нужно будет реагировать и чётко указывать, как реализовано предложение. На сегодняшний день это качественно умеют делать единицы регионов: Москва, Московская область, Татарстан и некоторые другие субъекты РФ», - сказал Михаил Абызов.

Но для эффективной работы с гражданами нужно двигаться по всем направлениям: не только использовать новые технологии, но и «выходить» к гражданам лично, подчеркнул министр. Только так, по его мнению, можно существенным образом изменить качество принимаемых решений.

Для того чтобы обеспечить защиту прав граждан при проведении различных общественных обсуждений и учёт их мнений властями, планируется внести изменения в законодательство.

Мы с Общественной палатой предполагаем для построения более эффективной системы обратиться с инициативой по внесению дополнений и уточнений в законы об общественном контроле и об Общественной палате, чтобы предусмотреть обязательность некоторых норм и процедур, которые в большей степени защищали бы интересы граждан при проведении общественных обсуждений», - сообщил Михаил Абызов.

Секретарь Общественной палаты Александр Бречалов, в свою очередь, также отметил важность работы на региональном уровне, в особенности с обращениями граждан. Он напомнил, что в федеральном законодательстве есть нормы, которые регулируют работу чиновников по обращениям граждан. Между тем, как показывает практика прямых линий с Президентом РФ, на уровень главы государства жалобы выносятся, когда люди обратились ко всем чиновникам регионального уровня, но не дождались решения проблемы.

В Общественную палату поступает более 25 тыс. обращений каждый год. Почти 70–80% - это предложения и проблемы, которые точно можно решить на региональном уровне. Мы с коллегами поставили в ключевые показатели нашей эффективности одним из первых пунктов качество работы с обращениями граждан. Считаю, что нам вместе нужно усилить работу в этом направлении», - сказал секретарь Общественной палаты.

Основные приоритеты системы «Открытое правительство» были определены в майских указах Президента. За последние годы, по словам Михаила Абызова, совместно с Государственной Думой, Советом Федерации и регионами удалось создать фундамент инфраструктуры, которая позволяет учитывать мнение граждан по широкому кругу государственных решений и обсуждаемых проблем.