Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Первый властелин единого китая. Первый властелин единого китая Урок первый властелин единого китая фгос

Предыстория

В первом тысячелетии до нашей эры в долинах рек Хуанхэ и Янцзы существовало несколько государств. Они обладали схожими обычаями и культурой, но враждовали друг с другом.

События

221 г. до н.э. - Цинь Шихуан, правитель государства Цинь , объединил под своей властью весь Китай. Так возникла Циньская империя.

III в. до н.э. - строительство Великой Китайской стены . Оборонительная стена возводилась для защиты от кочевых народов, прежде всего гуннов , с которыми Китай вел борьбу.

В связи с недовольством людей тяжелыми условиями жизни, связанными с постоянными войнами и высокими налогами, по отношению к подданным применялись различные наказания вплоть до смертной казни. Для знатных людей практиковалось особое наказание: император посылал меч, чтобы провинившийся вельможа убил себя сам.

Конфуцианцы были противниками смертной казни и жестокого обращения с подданными, за что подвергались преследованиям.

Участники

(Цинь Шихуанди) - первый император объединенного Китая, основатель династии Цинь. Создал централизованную империю с единой системой письма, мер, весов и денежной единицей. Был противником конфуцианства.

Лю Бан - основатель династии Хань, один из руководителей восстания 209-206 гг. до н.э.

Заключение

После смерти Цинь Шихуана в стране начались волнения. Постепенно весь Китай оказался в подчинении руководителя восстания из провинции Хань. Империю Цинь сменила империя Хань, которая просуществовала до IV в. н.э.

На территории Великой Китайской равнины издревле существовали несколько государств, правители которых часто враждовали друг с другом. В 221 г. до н. э правитель одного из китайских государств - Цинь, разбив поодиночке своих соперников, объединил весь Китай под своей властью. Он стал называть себя Цинь Шихуан - «первый властелин Цинь». Территория государства была разделена на 36 областей во главе с наместниками, назначаемыми царем. На сегодняшнем занятии вы узнаете о времени правления одного из самых жестоких правителей древности Цинь Шихуане, посвятившем годы своего правления поиску секрета бессмертия.

Рис. 1. Цинь Шихуан ()

Цинь Шихуан (рис. 1) начал походы против соседних стран. Привлекали его южные земли на побережье Южно-Китайского моря. На севере противниками Китая были племена гуннов. Чтобы удержать отвоеванные у гуннов земли и обезопасить торговые пути от их набегов, началось строительство Великой Китайской стены (рис. 2). Ее возводили из каменных глыб кирпичей и утрамбованной земли. Высота стены была с двух-трехэтажный дом, ширина такая, что поверху могли разъехаться две повозки. В стене были смотровые щели и бойницы - отверстия для стрельбы. Великая Китайская стена протянулась на тысячи километров.

Рис. 2. Великая Китайская стена ()

Для того чтобы содержать огромную армию, нужно было много средств. Китайские земледельцы отдавали сборщикам налогов две трети собранного урожая, а сами жили впроголодь. За малейшую, даже незначительную провинность человека били по пяткам бамбуковой палкой или отрезали ему нос. Если преступление казалось серьезным, могли казнить, заживо сварить в котле. За проступок одного человека наказывали всех его родственников, а также несколько семей соседей. На них ставили клеймо, как на государственных рабов, и посылали на строительство Великой стены. В виде особой милости, лишь для провинившихся вельмож, существовало почетное наказание. Цинь Шихуан посылал им меч, чтобы они покончили жизнь самоубийством в собственном доме.

Кто-то рассказал императору о старцах, которые за всю жизнь не сделали ни одного злого дела, прослывших за это праведниками, живущих 200 и 300 лет. Одного из старцев привели к правителю, но когда старец открыл рот, все увидели, что у него нет языка. Язык был отрезан ещё 30 лет назад за то, что он осуждал правителя за жестокость. Император и его советник Ли Сы приказали сжечь все книги, а несколько сот ученых - почитателей Конфуция - закопать живьем в землю. Он приказал уничтожить всех, кто думал, что прежде жилось лучше, чем при нем.

Император стал совсем дряхл. Нос его запал, голос сделался хриплым, как у шакала. Вот тогда и явился во дворец учёный по имени Лу Шен. Он сказал: «Пусть ни один чиновник не знает, в каком из 37 дворцов ты живёшь, ни один слуга не зайдёт в покой, где ты спишь, и никто не видит, как ты ешь, - в этом секрет бессмертия». Начались страшные годы правления невидимки. Ужас охватил жителей Поднебесной. Никогда ещё законы императора не выполнялись так тщательно.

Однажды во дворце Шацю появился удушливый запах. Когда вонь сделалась невыносимой, было решено открыть дверь. Там был труп владыки Поднебесной. Цинь Шихуана похоронили в огромной подземной гробнице, убили и захоронили с покойником всех его жён, которые не родили ему детей. В гробнице поставили в ряд 6 тысяч воинов рост человека в полном вооружении - охранять покой своего властелина. Загробная армия, вооружённая мечами, копьями, луками, должна была на поверхности земли охранять вход в огромную гробницу (рис. 3).

Рис. 3. Могила Цинь Шихуана ()

Сын Цинь Шихуана начал своё правление с казни своих братьев. Терпение народа истощилось, вооружившись палками и мотыгами, люди собирались в отряды, воины переходили на сторону восставших. Не удалось наследникам Цинь Шихуана править «десятки тысяч поколений», народ сверг ненавистных угнетателей, новым правителям пришлось пойти на уступки народу, облегчить его положение.

Список литературы

  1. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс - М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А.И. Книга для чтения по истории древнего мира. - М.: Просвещение, 1991.
  1. Dragons-nest.ru ()
  2. Epochtimes.ru ()
  3. Epochtimes.com.ua ()

Домашнее задание

  1. Когда произошло объединение Китая?
  2. С какой целью было начато строительство Великой Китайской стены?
  3. Почему Цинь Шихуан расправился с последователями Конфуция?
  4. Почему правление наследников Цинь Шихуана оказалось недолговечным?

Разделы: История и обществознание

  1. Подвести учащихся к пониманию значения образования единого Китая и изобретений китайцев.
  2. Продолжить формирование умений строить рассказ на основе текста, видеоматериалов; навыков соотношения исторических фактов во времени.
  3. Воспитывать уважение к труду и культуре древних людей.

Оборудование:

  1. Карта «Рост территории государств в древности».
  2. Видеокассета «Великие чудеса света. Великие творения людей». Ридерз Дайджест. Видеофрагмент «Великая Китайская стена».
  3. Презентация «Первый властелин единого Китая».
  4. Раздаточный материал:
    а) карточки для описания фильма;
    б) фрагменты рабочих тетрадей;
    в) контурные карты «Индия и Китай в древности».
  5. Жетончики – «драконы».

Ход урока

I. Организационный момент.

Мы продолжаем изучение Древнего Китая. Сегодня на уроке мы узнаем, чем прославился правитель Цинь Шихуан. Запишите тему урока. 1-й слайд.

II. Повторение.

Рассказывают, что в незапамятные времена китайская царица пила чай на открытой террасе своего дворца. Вдруг с ветки тутового дерева, что склонилось над террасой, в чай упал кокон бабочки. Длинным накрашенным ногтем царица попробовала вынуть его из пиалы, но за ноготь зацепилась тонкая нитка. Царица потянула за нитку, и кокон, распаренный в горячем чае, стал разматываться. С тех пор прошло уже пять тысяч лет.

Давайте вспомним историю и других древних народов. 2-й слайд.

А теперь посмотрим, не ошиблись ли мы. 3-й слайд.

Расскажите и покажите по карте, где находится Китай?

Почему реку Хуанхэ называли «горем Китая»?

Как и на чём писали во времена Конфуция?

Как должны вести себя учтивые китайцы, по мнению мудреца Конфуция?

(Ответы учащихся и комментарии учителя).

Чтобы перейти к изучению новой темы, вспомним даты. Что произошло?

1500 г. до н.э. Завоевания фараона Тутмоса
612 г. до н.э. Разрушение Ниневии – столицы Ассирии
3 век до н.э. Объединение Индии в единое государство
Более 2 млн. лет назад Появление человека
40 тысяч лет назад Появление «человека разумного»
525 г. до н.э. Захват Египта персами
10 тысяч лет назад Появление земледелия и скотоводства
1792-1750 гг. до н.э. Правление Хаммурапи в Вавилонии
538 г. до н.э. Взятие Вавилона персами
3000 лет до н.э. Образование единого государства в Египте
Около 2600 г. до н.э. Постройка пирамиды Хеопса в Египте
221 г.до н.э. Объединение Китая в единое государство.

За каждый правильный ответ – жетончик!

III. Новая тема.

Запишите в тетрадь: 221 г. до н.э. – объединение Китая в единое государство. Начертите ленту времени:

Что было раньше: объединение Индии Ашокой или объединение Китая?

Насколько раньше? (На 79 лет). (Работа у доски).

1. Политика Цинь Шихуана.

Правитель одного из китайских государств под названием Цинь объединил под своей властью весь Китай. Он стал называть себя Цинь Шихуан, т.е. «Первый властелин Цинь». В своём указе он объявил, что сын его будет именоваться «Второй властелин Цинь», потом будет править третий – и так десятки тысяч его наследников. Цинь Шихуан провозгласил, что теперь мир будет длиться вечно. Столицей Китая стал город Сяньян. См. карту на странице 101. Однако, прекратив войны внутри Китая, Цинь Шихуан начал совершать походы против соседних стран.

Китай «постепенно поедал чужую территорию, как шелковичный червь ест листья». На севере противниками Китая были кочевые племена гуннов.

Какие племена называют кочевыми? (Работа со словарём).

Чтобы удержать отвоёванные у гуннов земли и обезопасить торговые пути от набегов, началось строительство Великой Китайской стены. Обратите внимание на карту.

Внимательно посмотрите фильм и постарайтесь ответить на вопросы по ходу фильма. Если что-то не успеете записать, не отвлекайте товарищей. После просмотра вы сможете помочь друг другу.

2. Великая Китайская стена. Просмотр видеофрагмента – 7 минут.

Работа по карточке № 1.

Физкультминутка:

  • Зажмурьте глаза как можно крепче, а теперь сделайте их как можно удивлённее. (2-3 раза).
  • А теперь, ребята, встали,
    Быстро руки вверх подняли.
    Повернулись вправо, влево,
    Тихо сели – вновь за дело!

Беседа по вопросам таблицы. Дополнения и уточнения. Обратите внимание на страницу 106 учебника, прочитайте и запишите в словарь слово на полях. Бойница – отверстие для стрельбы в стене крепости.

3. Возмущение народа.

Для того чтобы содержать огромную армию требовалось много средств. Всё больше и больше становились налоги. Чтобы люди не роптали, их держали в постоянном страхе. За малейшую провинность человека били по пяткам бамбуковой палкой, отрезали нос, могли сварить в котле. За проступок одного человека наказывали всех его близких. Цинь Шихуан становился всё более надменным и жестоким, придумывал новые страшные казни. Но даже сам могущественный император был бессилен против времени. Кожа на его лице сморщилась как печёное яблоко, а щёлки глаз сделались ещё более узкими. «Всё, что рождается между небом и землёй, смертно», - сказал один древний мудрец. Но Шихуан считал себя единственным и неповторимым, надеясь, что для него судьба сделает исключение. Он запретил говорить о смерти, собрал учёных и магов, приказав им найти средство, дарующее бессмертие. Учёные обошли все леса, но лишь один из них в назначенный срок принёс необыкновенный гриб – красный с белыми точками. Учёному приказали отведать гриб, и он умер в страшных муках.

Что это был за гриб? (Мухомор).

Кто-то рассказал императору о старцах, которые за всю жизнь не сделали ни одного злого дела, прослывших за это праведниками, живущих 200 и 300 лет. Старца привели к правителю, но когда старец открыл рот, все увидели, что у него нет языка. Язык был отрезан ещё 30 лет назад за то, что он осуждал правителя за жестокость. Император и его советник Ли Сы приказали сжечь все книги и казнить 460 учёных, закопать живьём в землю тех, кто думал, что прежде жилось лучше, чем при нём. В том же году был разорван колесницами Ли Сы, так как его действия вызвали осуждение.

Император стал совсем дряхл. Нос его запал, голос сделался хриплым, как у шакала. Вот тогда и явился во дворец учёный по имени Лу Шен. Он сказал: «Пусть ни один чиновник не знает, в каком из 37 дворцов ты живёшь, ни один слуга не зайдёт в покой, где ты спишь, и никто не видит, как ты ешь, - в этом секрет бессмертия». Начались страшные годы правления невидимки. Ужас охватил жителей Поднебесной. Никогда ещё законы императора не выполнялись так тщательно.

Однажды во дворце Шацю появился удушливый запах. Когда вонь сделалась невыносимой, было решено открыть дверь. Там был труп владыки Поднебесной. Цинь Шихуана похоронили в огромной подземной гробнице, убили и захоронили с покойником всех его жён, которые не родили ему детей. В гробнице поставили в ряд 6 тысяч воинов рост человека в полном вооружении – охранять покой своего властелина. См. страницу 109 учебника. Загробная армия, вооружённая мечами, копьями, луками, должна была на поверхности земли охранять вход в огромную гробницу.

Сын Цинь Шихуана начал своё правление с казни своих братьев. Терпение народа истощилось, вооружившись палками и мотыгами, люди собирались в отряды, воины переходили на сторону восставших. Не удалось наследникам Цинь Шихуана править «десятки тысяч поколений», народ сверг ненавистных угнетателей, новым правителям пришлось пойти на уступки народу, облегчить его положение.

IV. Первичный контроль.

Покажите на карте Китай и его главные реки, Великую стену и Великий шёлковый путь.

Что хорошего и что плохого принесло Китаю правление Цинь Шихуана?

Для защиты от каких племён была построена Великая Китайская стена?

Расскажите о Великой стене, используя текст на карточке.

V. Закрепление.

Работа по карточке № 2. Образец – 16-й слайд.

Дракон в Китае – символ добра, мира и благополучия!

Приложения.

Карточка № 1. Великая Китайская стена.

Карточка № 2.

В каких предложениях речь идёт об Индии, а в каких – о Китае? Запишите номера предложений в соответствующие колонки.

  1. В этой стране всё население делилось на замкнутые наследственные группы – касты.
  2. В этой стране было придумано и открыто многое из того, что с успехом используется и по сей день: сахар, ткани из хлопка, шахматы.

    В 221 г. до н.э. эту страну объединил правитель царства Цинь.

    В этой стране было придумано и открыто многое из того, что с успехом используется по сей день: бумага, шёлк, рис, чай, компас, фарфор, порох.

    Жители этой страны приручили слонов и поклонялись змеям и обезьянам.

    Для защиты от вторжений врагов на границе этой страны была построена стена длиной около 5000 км.

    В 6-м веке до н.э. в этой стране жил Будда – основатель новой религии.

    Правила поведения людей и управления страной были основаны на учении философа Конфуция.

Карточка № 3. Контурная карта «Индия и Китай в древности».

    Напишите названия главных рек Индии и Китая.

    Обозначьте и надпишите Гималайские горы.

    Обведите границы крупнейшего государства в Индии (3-й век до н.э.).

    Обведите границы китайского государства при Цинь Шихуане (3-й век до н.э.).

    Обозначьте на карте и надпишите название Великой Китайской стены

Для справок используйте карты на стр. 92 и 101 в учебнике.

Литература:

    Арасланова О.В. Поурочные разработки по истории Древнего мира. – М.: ВАКО, 2007.

    Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. – М.: Просвещение, 2002.

    Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История Древнего мира: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2005.

    Мерзлова В.С. Викторины по истории древнего мира и средних веков. – Минск: Народная асвета, 1969.

    Немировский А.И. Книга для чтения по истории древнего мира. – М.: Просвещение, 1990.

    Российский исторический журнал «Родина». - № 10, 2004.

  1. Приложение к газете «Первое сентября». История. - № 39, 1997.

Первый властелин единого Китая

Цели: познакомить учащихся с первым властелином единого Китая, с периодом его правления, подвести учащихся к пониманию значения образования единого Китая и изобретений китайцев; продолжить формирование умений самостоятельно готовить сообщения, формулировать несложные выводы.

Оборудование: презентация, видеоролик о Великой Китайской стене, карта Древний Восток. Индия и Китай. 3 тыс. до н. э. - III в. н. э.».

Ход урока

    Организационный момент.

    Актуализация опорных знаний учащихся по пройденной теме.

1. Подготовка устного ответа по карточке № 23 «Китайский мудрец Конфуций».

Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Чему учил китайский

мудрец Конфуций?»

Для этого вспомни:

    Как нужно было относиться к старшим (родителям, братьям

и сестрам)?

    Почему Конфуций считал, что мудрость заключается в знании

старинных книг?

    Каким должен быть настоящий ученый?

    Какой китаец считался воспитанным и учтивым?

    Можно ли выполнять наставления Конфуция сегодня? Почему?Вывод.

Примерный ответ учащегося№1

Известный китайский мудрец Конфуций считал, что нужно соблюдать традиции, которые установились с давних времен. Младшие должны уважать и слушаться старших. Для того чтобы стать мудрым человеком, нужно много читать, приобщаться к мудрости древних. Воспитанным считался тот человек, который обладал хорошими манерами. Например, при входе в дом нужно снимать обувь, сидеть нудно подогнув под себя ноги, есть двумя палочками, волосы заплетать, быть вежливым. Любой правитель государства должен заботиться о своих подданных. Он не должен быть жестоким. Таким образом, многие положения учения Конфуция современны и сегодня. Особенно отношение к старшим, к учениям.

Примерный ответ учащегося№2

2. Подготовка устного ответа по карточке № 24 « Изобретения китайцев».

Мы, современные люди, пользуемся изобретениями, которые были сделаны давным – давно в древних государствах. Каждый народ внес что – то свое в мировую культуру. Что же внесли в мировую культуру древние китайцы?Что же они изобрели?Примерный ответ ученика.

В Древнем Китае изобрели компас. Правда, он мало похож на современный, но также исправно показывал стороны света. Намагниченная ручка ложки, как стрелка, всегда указывала на юг. Другое важнейшее изобретение китайцев – бумага, ее изготовляли из всякого тряпья, мелка растертого и размоченного, бамбука и коры дерева – все это варили в большом котле. Китайцы научились выращивать чайные кусты. Чай – старинный китайский напиток, который врачи рекомендовали, как целебное бодрящее средство. В Китае научились изготовлять тонкие шелковые ткани, прекрасный фарфор. В Китае выращивали рис. Он даже заменял хлеб.

III . Проведение физкультминутки и зарядки для глаз.

IV . Изучение новой темы.

    1. Переход к изучению новой темы

Мы знаем, что китайский мудрец Конфуций учил правителей заботиться о своих подданных, не мучить их суровыми наказания­ ми и не проявлять жестокость. В 221 г. до н. э. единым правителем Китая стал Цинь ШиХуан. Он смог объединить отдельные китай­ ские государства в одно. Какое это имело значение для жителей Древнего Китая? Выполнял ли он заветы мудреца Конфуция? Вот это мы и узнаем сегодня на уроке. Учитель объявляет план урока. Ставится проблемный вопрос, на который, проанализировав, надо ответить.

Какое значение имело для жителей Древнего Китая объеди­нение страны в единое государство? Как изменилась жизнь простых китайцев при императоре Цынь Шихуане ?

    1. Изучение новой темы

План

      1. Объединение Китая в 221 г. до н. э.

        Управление государством Цинь Ши Хуаном.

        Великая Китайская стена.

        Возмущение народа.

Новые слова: Цинь Ши Хуан, гунны, бой­ница, Южно-Китайское море.

1. Рассказ учителя.

Итак, в 221 г. до н. э. правителем единого китайского государ­ства стал Цинь. Он принял новый императорский титул Цинь Ши Хуанди.

Его министр Ли Сы - очень умный и жестокий человек - провел важнейшие преобразования и реформы. Была установлена единая система мер и весов, единая денежная система, проложены хорошие дороги. Чиновники провели перепись населения по всей стране, так что император знал, какие налоги можно собрать с крестьян и ремесленников. Вся территория государства была разделена 36 областей во главе с наместниками, которых назначал император. Император держал людей в страхе. За малейшую провинность людей били и даже отрезали нос. За преступление одного человека, наказывали всю семью, а также соседей. Он уничтожил многих по­ читателей учений Конфуция. Кроме этого император затеял военныепоходы в другие страны. Для чего? Это вы объясните сами.

V . Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.

Беседа по прочитанному.

С какой целью Цинь Ши Хуан организовывал военные похо­ ды? (Его ингпересовали новые земли, желание присоединит ь их и расширить свои территории.)

Куда были организованы походы? (На побережье Южно - Китайского моря.)

С кем на севере страны воевали жители Древнего Китая (С племенами гуннов.)

Сообщение о строительстве Великой Китайской стены (делает 1 ученик).

Смотрим небольшой видеоролик о Великой Китайской стене. («Программа BBC . Чудеса света. Великая Китайская стена».)

Учитель рассказывает о возмущении народа правлением императора Цынь Шихуанди.

Закрепление изученного материала.

Учащиеся пытаются сделать выводы.

    Что положительного дало древним китайцам объединение страны в единое государство? (Прекратились войны между жителями этой страны, принята была единая система мер и весов, денежная система. Это облегчило торговлю людей. Построены хорошие дороги.)

    Как изменилась жизнь простых китайцев при императоре Цинь Ши Хуане? (Их жестоко эксплуатировали, собирали налоги, наказывали за малейшую провинность и недовольство.)

    1. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Домашнее задание: подготовиться к контрольной работе по теме «Древняя Индия и Китай».

Предварительный просмотр:

Разработка урока по теме: Цинь Шихуан - первый властелин единого Китая.

Учитель – Рогова М.А. МОБУ «СОШ №1» пгт Пойковский.

Цель: формирование представления об одном из этапов исторического развития Древнего Китая – создание единого государства.

Задачи:

образовательные :

– создать представление о Цинь Шихуане- первом императоре Китая, его политике;

– научить определять причины народных восстаний в Китае и их последствия;

Уметь выделять особенности и характерные черты Поднебесной империи;

развивающие:

– совершенствовать навыки работы с исторической картой, хронологией;

Осуществлять поиск необходимой информации в рассказе учителя;

Обобщать материал, подводить итоги;

Оценивать работу класса в целом, оценивать собственную деятельность;

воспитательные:

Воспитание у учащихся эстетического вкуса, стремления к знаниям, уважения к историческому прошлому;

Воспитывать уважение к труду и культуре древних людей.

Планируемые результаты:

Личностные воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки.

Метапредметные развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок.

Предметные развитие умений работать с учебником, картой, овладение новыми понятиями. Высказывать суждения о вкладе культуры Древнего Китая в мировую культуру. Характеризовать условия жизни и занятия населения, общественный строй Древнего Китая, положение представителей различных слоев.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический, системно-деятельностный.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах.

Обязательный минимум содержания : империя Цинь, Цинь Шихуан, Великая Китайская стена.

Оборудование: учебник: А.А.Вигасин, Г.И.Годер История Древнего мира, 5 класс, М.: «Просвещение», 2013; презентация.

Ход урока

Тот, кто повторяя старое, узнаёт новое, может быть наставником».

Конфуций.

I. Организационный момент.

Звучит музыка древнего Китая. Учащиеся входят в класс, приветствуют учителя, гостей.

2.Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие.

Караван знаний – ни с чем не сравнимое богатство, ибо знание – это сила, способная к созиданию и разрушению. Каждый поступает со своими знаниями так, как считает нужным. Тот, кто, готов познавать этот огромный мир, сея в нем зерна добра, получит богатый урожай.

У меня на столе лежат предметы. Как вы думаете, из какой страны они были привезены? - Что же объединяет эти предметы? (все они были изобретены в Китае).

И перед тем как нам отправится в путешествия пополняя наш багаж знания, давайте вспомним что мы знаем о Китае.

Покажите на карте местоположение Древнего Китая, опишите его географическое положение. Если учащиеся затрудняются, то учитель задает вопросы:
- На каком материке находится государство Китай? (Евразия)
- В какой его части? (В Восточной)
- Какие две большие реки протекают по территории Китая? (Хуанхэ и Янцзы)

Когда возникла древнекитайская цивилизация? (Во 3-2 тыс. до н.э.)
- А теперь назовите столицу появившейся китайской цивилизации.

(Мы не можем назвать).

Почему? (Потому что существовало несколько китайских государств, которые они вели войны друг с другом.)

В марте 1974 г. крестьяне копали колодец, к востоку от горы Лишань, неподалеку от города Линтонг и к своему удивлению, наткнулись на необычайную находку.

Я предлагаю просмотреть фрагмент фильма, предположите, что было обнаружено при раскопках???

Смотрят фильм.

Что было обнаружено в процессе раскопок? (Гробница,фигуры солдат в человеческий рост и лошадей)

В результате археологических раскопок на белый свет появились тысячи терракотовых фигур.

Что такое терракот? Сравним наш ответ.

Терракот – желтая или красная глина, подвергшаяся обжигу при постоянной температуре не ниже 1000 градусов в продолжение нескольких дней.

Где в истории древнего мира мы встречались с подобным? (Древний Египет, гробницы фараонов).

Действительно, это армия, захороненная рядом с императором Цинь Шихуан, которая должна была биться за него в сражениях Царства Смерти.

Запишите тему урока в тетрадь, «Первый властелин единого Китая».

3. Постановка целей и проблемного задания к уроку.

Исходя из имеющихся знаний и темы урока давайте выясним, о чем мы будем сегодня говорить?. (Учащиеся называют: выясним, как Цинь Шихуан стал правителем Китая, как создал единое государство, как управлял страной, как долго существовало государство, чьи интересы защищал, каковы его личные качества, как к нему относилось население страны и т.д.)

На слайде или на листах вывешиваются все вопросы урока.

В 221 году до н.э. правитель одного из китайских государств – Цинь – разбив поодиночке своих соперников, объединил весь Китай под своей властью. Он стал называть себя Цинь Шихуан , то есть «Первый властелин единого Китая».

Цинь провозгласил, что теперь, после его победы, мир будет длиться вечно. В своём указе он объявил, что сын его будет именоваться «Второй властелин Цинь», потом будет править третий – и так десятки тысяч его наследников. Столицей Китая стал город Сяньян. (показываю на карте). Однако наследникам не удалось править десятки тысяч поколений, после смерти императора вспыхнуло восстание. Почему это произошло? Как вы думаете?

Проблема: Давайте выясним, почему объединение Китая завершилось восстанием народа?

4. Изучение нового материала.

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися знаний о Китае.

Работа по дополнительному материалу. Работа учащихся по умению выделять нужную информацию.

Я предлагаю вам пополнить наш багаж знаний, исследовав текст о правлении Цинь Шихуана.

Поработаем с дополнительными источниками информации. На ваших партах лежат листочки с текстом. Работать будем в парах. Прочитайте текст. С левой стороны запишите фрагменты текста, которые произвели на вас положительное впечатление, с правой стороны то, что просто озадачило или вызвало в душе резкий протест.

В целях укрепления единого государства император принял целый ряд крупных реформ:

Столицей Китая стал город Сяньян.

Территория государства была разделена на 36 областей во главе с наместниками, назначенными царем.

Цинь Шихуанди ввел единые законы, единую систему чиновничества, а также инспекторский надзор, подчиненный лично императору.

Были унифицированы меры веса, длины и емкости.

Также была проведена денежная реформа, установившая единую медную монету.

Император приказал упростить иероглифическую письменность.

Была создана система дорог.

Укрепив страну, Цинь Шихуан начал совершать походы против соседних стран, завоевал земли на побережье Южно-Китайского моря. Его привлекала эта территория, так как там было много риса, оттуда привозили слоновую кость, рог носорога, жемчуг, диковинных птиц.

Вел войны на севере с кочевыми племенами гуннов. (слайд № 8) Воевать с кочевниками было сложно. Для борьбы с ними император провел реформу армии, создал конницу. Гунны славились лучшими наездниками. Поэтому, чтобы оказать достойное сопротивление гуннам Цинь Шихуан включил в состав армии конницу.

Цинь Шихуанди имел железную волю и не терпел никакого сопротивления. Он велел изъять у населения все бронзовое оружие. Обзаводиться железным оружием запрещалось под страхом смерти. Цинь Шихуанди распорядился уничтожить все книги исторического и философского содержания. Император запретил конфуцианство, все частные школы, оставив лишь государственные учебные заведения, в которых преподавание велось под пристальным наблюдением специальных инспекторов.
Для того чтобы содержать огромную армию требовалось много средств. Всё больше и больше становились налоги. Чтобы люди не роптали, их держали в постоянном страхе. За малейшую провинность человека били по пяткам бамбуковой палкой, отрезали нос, могли сварить в котле. За проступок одного человека наказывали всех его близких. Цинь Шихуан становился всё более надменным и жестоким, придумывал новые страшные казни.

5. Первичное применение нового знания.

Приём «Двойной дневник». Ответы учащихся на поставленные задания, записи в тетради.

Какие положительные аспекты в правлении Цинь Шихуана вы выделили?

Что озадачило вас, какие отрицательные аспекты были вами найдены. Почему?

6. Динамическая пауза (физминутка). В древнем Китае появилось искусство Цигун (ци - энергия, гунн - умение) - это искусство применения энергии ци, которое позволяет поддерживать духовное и физическое здоровье, продлить жизнь, лечить различные заболевания, а также может применяться в бою.

Сейчас под звуки древнекитайской мелодии мы выполним одно из лучших упражнений Цигун "Подъем неба".

Встаньте прямо, расслабьте мышцы, ноги поставьте вместе. Руки опустите вниз. Поверните кисти рук пальцами навстречу друг другу. Ладони направьте к земле и держите их перед собой. Поднимите руки вперед и вверх. Ладони направьте вверх, к небу. Выполняя движение руками, плавно вдохните через нос. Посмотрите на пальцы рук, подняв голову. Плавно задержите дыхание. Затем через стороны опустите руки вниз, плавно выдыхая ртом. Одновременно опустите голову и посмотрите вперед. Каждый раз, двигая ладони навстречу небу, чувствуйте, как распрямляется спина.

7. Самостоятельная работа. Прием «Придумай вопрос».

Великая Китайская стена.

Немного отдохнули. Продолжаем пополнять свои знания.

Китайцы достигли высокого уровня развития хозяйства и культуры. Широко применялись железные изделия. Оросительные каналы помогали получать высокие урожаи. В Китае впервые стали разводить тутового шелкопряда и получать знаменитый шелк.

В городах строились красивые здания и крепостные стены. Много великолепных дворцов было у императора – «Сына Неба», самый роскошный находился в столице. Император боялся за свою жизнь, поэтому каждую ночь ночевал в разных дворцах и в разных комнатах; желал найти напиток дарующий бессмертие, для этого в Восточно-Китайское море был отправлен корабль с детьми на поиски этого снадобья, так как считалось, что дети невинны и боги раскроют им секрет.

Но крупнейшим строительством в истории было сооружение Великой Китайской стены.

Откройте учебники на с. 110. Познакомьтесь с текстом и придумайте к тексту один – два вопроса, которые вы могли бы задать своим одноклассникам.

Итак, какие вопросы были вами придуманы, задайте их. Можем ли мы на них ответить?

(Задают вопросы и отвечают на них).

1. С какой целью была построена Великая Китайская стена?

2. Какова высота стены? Какова протяженность укрепления из кирпича и каменных глыб?

3. При помощи чего китайские воины передавали сигнал об опасности днём и ночью?

Ответы.

1. Чтобы удержать отвоёванные у гуннов земли и обезопасить торговые пути от их набегов, началось строительство Великой Китайской стены.

2. Протяженность – 5000 км, Высота – 7 м, ширина – рядом могли проехать 5 всадников и 10 пеших воинов, на ней могли разъехаться 2 повозки.

3. Высота стены была с 2-3-х этажный дом. В стене есть смотровые щели и бойницы. Местами возвышались башни. Внизу башни жили охранявшие её воины, а в верхнем он несли службу.

Если воин замечал опасность, он разжигал находящийся на башне хворост. Его видел другой стражник и тоже поджигал хворост. Отряд воинов спешил на помощь.

Вывод: главное назначение стены в том, чтобы удержать отвоёванные у гуннов земли и обезопасить торговые пути от их набегов.

8. Коллективная работа. Выделение ключевых причин при работе с фактами.

Восстание народа.

Император Цинь держал народ в страхе. Были уничтожены тысячи почитателей Конфуция, казнил 400 ученых, повелел сжечь старые книги. Чтобы никто не мог подумать, что раньше жилось лучше, чем при нем.

–Почему? Каким должен быть правитель по учению Конфуция? (Правителю вовсе не к лицу жестокость, Конфуций считал, что правитель должен относиться к своим подданным как к своим детям, терпеливо их воспитывать- прежде всего своим примером).

Вернемся к проблеме:

Почему объединение Китая завершилось восстанием народа?

На основании фактов, определите причины недовольства народа (на слайде).

Факт 1. Для того, чтобы содержать огромную армию, нужно было много средств. Всё больше и больше становились налоги, взимаемые с простого народа. Китайские земледельцы отдавали чиновникам 2/3 своего урожая, а сами жили впроголодь.

Причина 1: огромные налоги и поборы.

Факт 2 . Чтобы люди не роптали, их держали в постоянном страхе. За малейшую провинность человека били по пяткам бамбуковой палкой или отрезали ему нос. За проступок одного человека, как правило, казнили или наказывали всю семью

Причина 2: недовольство населения своим тяжёлым положением.

Факт 3. Цинь Шихуан не отказывал себе в прихотях. Когда его войско сокрушало власть кого-либо из владетельных князей, циньский правитель повелевал построить себе такой же дворец, как у поверженного государя.

Усыпальница Цинь Шихуана может потягаться с гробницами египетских фараонов. В течение 37 лет 720000 человек строили её на горе Ли.

Причина 3: неограниченная власть правителя.

- Попробуем сделать вывод.

Вывод: Массовое недовольство вызвали жестокие методы правления первых китайских императоров, но не сама система объединения страны. Поэтому в Китае началось восстание и через несколько лет после смерти Цинь Шихуана народ сверг ненавистных угнетателей.Следующим правителям пришлось пойти на уступки и облегчить его положение.

9. Закрепление.

1. Прием «Использование таблицы»

Подведем итоги правления Цинь Шихуана..

События

Причины

Строительство Великой китайской страны

Защита от нападений гуннов-кочевников

Захват побережья Южно-Китайского моря

Расширение территории

Увеличению налогов

Ухудшение положения народа

Сбор налогов

Жестокие наказания китайцев

Недовольство правления династии Цинь

Сравним ответы с таблицей.

Приведите из истории примеры жестокой власти. (Гитлер, Сталин и т.д.)
- Как бы вы могли оценить правление Цинь-Шихуана. Понравился ли вам он как правитель и как человек?

2. Составление синквейна, заключающийся в составлении стихотворения, по следующей схеме:

  1. заголовок - тема урока, ключевое слово (одно существительное в именительном падеже);
  2. два прилагательных, ассоциирующихся у учащихся с ключевым словом;
  3. три глагола - по тому же принципу;
  4. фраза, несущая смысловую нагрузку (законченная фраза, выражающая отношение автора синквейна к явлению, предмету, поскольку здесь могут выражаются чувства, то в конце могут стоять такие знаки препинания, как вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, фраза состоит из четырёх слов, которые могут относиться к любым частям речи);

5. вывод

Тема: «Империя Цинь»

Цинь

Могущественный, сильный

Изобретает, строит, воюет.

Китай - страна великих изобретений.

Единое государство

10. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Задание на дом.

Самооценка

Знания и умения

ДА

1. Могу показать на карте территорию Древнего Китая;

2.Могу охарактеризовать географическое положение Древнего Китая;

4. Могу ответить на вопрос: Кто стал первым императором Китайской империи;

5.Могу ответить на вопрос: Какое название получила империя;

6.Знаю, какие нужно выучить термины, даты, понятия;

7. Могу рассказать о Великой Китайской стене;

8. Могу рассказать о гробнице Цинь Шихуана;

Если ты поставил 7-8 галочек – карточка красного цвета

Если ты поставил 5-6 галочек – карточка синего цвета

Если ты поставил 3-4 галочеки – карточка зелёного цвета

Слайд 17:

Домашнее задание: п. 23, устно ответить на вопросы на странице 110, подготовить сообщения.

Урок для 5 класса по теме: «ПЕРВЫЙ ВЛАСТЕЛИН ЕДИНОГО КИТАЯ» с применением педагогической технологии «Мозговой штурм»

Тип урока: усвоение и первичное закрепление новых знаний.

Вид урока: комбинированный.

Цель:

Образовательная:

Получат возможность научиться характеризовать политику Цинь Шихуанди, давать оценку значению китайской культуры; научатся определять термины: компас, бойницы.

Развивающая:

развивать монологическую речь (при устных ответах учеников), развивать мышление; вести диалог, участвовать в дискуссии; принимать другое мнения и позицию, допускать существование различных точек зрения;

Воспитательная:

сформировать положительное отношение к труду, чувство уважения к своим товарищам.

Задачи урока:

1. Формировать у учащихся ориентиры для их самоиндефикации;

2. Овладеть знаниями об основных этапах развития китайского общества.

Планируемые результаты:

Личностные требования:

1. Осмысление опыта предшествующих поколений, быть способным определять свою позицию;

2. Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре других народов;

Метапредметные требования:

1. Владеть умениями работать с учебной информацией;

2. Способность решать творческие задачи;

3. Готовность к сотрудничеству с соучениками во время коллективной работы;

Предметные результаты:

1. Овладение целостными представлениями об историческом пути Китая, как основой для миропонимания современного общества;

2. Способность применять понятийный аппарат исторического знания для раскрытия сущности и значения событий;

3. Умение систематизировать информацию из различных исторических источников;

Дополнительный материал к уроку: презентация, разработанная учителем, карта «Индия и Китай в древности».

Оборудование: проектор, экран, учебник по Истории Древнего мира 5 класс

План урока.

Цель

Время

Методы и приемы

Организационный момент

Подготовить учащихся к работе на уроке, сообщить о цели и задачах урока.

3 мин

Приветствие учащихся, проверка их готовности к уроку. Инструктивный метод

Домашнее задание

2 мин

Изучение нового материала

I этап

Мотивация. Знакомство с особенностями цивилизации Древнего Китая

5 мин

Подготовка к учебной познавательной деятельности, формирование познавательных мотивов.

Метод «Мозгового штурма»

Класс на группы не делится. Выяснение причины: почему могущество государства связано с его единством.

15 мин

Поиск ответа на проблемный вопрос путем коллективного продуцирования идей и коллективным поиском их решений

Изучение нового материала

II этап

Выяснение причины возмущения народа

10 мин

Рассказ учителя, позволяющий обобщить уже имеющиеся знания. Самостоятельная работа с учебником

Обобщение и систематизация знаний

Проверить уровень усвоения материала по теме урока

5 мин

Выступления учащихся. Беседа. Составления вывода.

Рефлексия

1 мин

Беседа

Домашнее задание

Дать задание на закрепление знаний

2 мин

Запись в дневниках. Консультация по выполнению

Подведение итогов урока

Дать анализ овладения знаниями и способами деятельности

2 мин

Анализ работы учащихся

Ход урока.

1. Организационный момент:

Приветствие учащихся.

Знакомство с новой темой урока – записать в тетрадь

2. Домашнее задание – записать в дневник

3. Изучение нового материала I этап.

Мотивация:

Китай – огромная и самая населенная страна в мире. Там живет множество разных народов, но девять десятых населения составляют китайцы или, как они себя называют, ханьцы – от слова «хань», древнего названия Китая.

Это четвертая по счету цивилизация Древнего Востока, которая возникла в долине великих рек.

Это удивительная страна, которая неоднократно была завоевана разными народами, но смогла сохранить и не утратить свой язык, религию, традиции, культуру, и в отличие от Древнего Египта, Шумер и других древних государств и народов существует до сих пор.

Давайте поближе познакомимся с этим государством.

Чтобы достигнуть цели нам с вами предстоит преодолеть несколько этапов урока, а именно… (план урока)

4. Метод «мозгового штурма»

Перед нами стоит проблемный вопрос. Давайте вместе найдем ответ на него.

В этом нам помогут знания, которые мы получили на прошлых уроках.

Почему эта страна получила название Срединной и Поднебесной? (центр мира)

? – В какой части света расположен Китай?

? – Какая пустыня отделяет Китай на севере?

? – Какие горы находятся на западной границе Китая?

? – Какие моря омывают Китай на юге и юго-востоке?

? – Какие реки протекают через Китай?

(сама показываю, а ученики подсказывают какая южнее, а какая севернее)

? – Что такое государство?

? – Какие причины вызывают его появление?

Где возникли первые государства?

Хозяйственная необходимость – потребность в коллективных усилиях для борьбы с наводнениями.

Военные нужды – наступила пора жестоких войн, потому что возросло богатство

? – как называлось деление общества в Китае? (ранги)

? – какое преимущество дает то, что государство едино?

Единые законы

Единые монеты

Вывод:

Только единое государство может вести успешно войны, защищать свое государство, развивать хозяйство и торговлю,

поддерживать порядок при помощи законов,

собирать налоги

Решительный поворот в истории Китая произошел в 221г. до н.э., когда правитель царства Цинь, которое располагалось в верховьях реки Хуанхэ Ин Чжэн после ряда завоевательных войн покорил соседние царства и объединив их под своей властью, создал империю Цинь. Провозгласив себя «Первым императором династии Цинь» он становится Цинь Шихуанди .

К этому времени китайцы достигли высокого уровня развития хозяйства и культуры. Широко применялись железные изделия. Оросительные каналы помогали получать высокие урожаи. В Китае впервые стали разводить тутового шелкопряда и получать знаменитый шелк.

В городах строились красивые здания и крепостные стены. Много великолепных дворцов было у императора – «Сына Неба», самый роскошный находился в столице. Император боялся за свою жизнь, поэтому каждую ночь ночевал в разных дворцах и в разных комнатах; желал найти напиток дарующий бессмертие, для этого в Восточно-Китайское море был отправлен корабль с детьми на поиски этого снадобья, так как считалось, что дети невинны и боги раскроют им секрет.

Чтение учебника стр. 104.

Строительство Великой Китайской стены.

Крупнейшим строительством в истории было сооружение Великой Китайской стены. Она должна была обезопасить Циньскую империю от набегов с севера воинственных скотоводческих племен гуннов .

Стена тянулась на 6500 км, а ее высота была 10 метров, а ширина – около 5,5 метров, такая, что по ней могли проехать рядом пять всадников.

По преданию, на строительстве стены работало более двух миллионов человек – воинов, земледельцев, государственных рабов и даже женщин, которые должны были готовить пищу. Сотни тысяч (400 000) погибли и были похоронены тут же.

? – Как можно было быстро сообщить о приближении врагов от одной башни к другой?

(при помощи огня)

5. Изучение нового материала II этап.

Возмущение народа

Император держал народ в страхе. За малейшую провинность людей били, отрезали нос, наказывали всю семью и даже соседей. Были уничтожены тысячи почитателей Конфуция, казнил 400 ученых, повелел сжечь старые книги. Чтобы никто не мог подумать, что раньше жилось лучше, чем при нем.

? –Почему? Каким должен быть правитель по учению Конфуция?

Гробница.

В 1974 году археологи вскрыли гробницу Цинь Шихуана. Вечный сон властелина охраняли 6 тысяч воинов, вылепленных из глины в полный человеческий рост. Причем среди них нет даже двух похожим лицом воинов. Они были в полном вооружении(металлическое) и построены в боевые порядки. Пол и стены гробницы были облицованы разноцветными каменными плитами, покрытыми лаком. В гробнице находились уменьшенные копии императорских дворцов, расположенных среди искусственных гор и рощ. Макеты озер и водоемов были наполнены блестящей ртутью, которая изображала воду. По искусственной водной глади плавали птицы, сделанные из золота и серебра. Потолок гробницы украшали небесные светила. Вместе с императором были погребены его жены, слуги, кони.

Его гробница соперничает по роскоши с пирамидами египетских фараонов. Она занимает площадь в несколько квадратных километров и строилась в течение 37 лет 720 тысячами китайцев.

6. Обобщение и систематизация знаний.

Давайте вспомним цель нашего урока (слайд). Совместно мы смогли найти ответ на проблемный вопрос.

7. Рефлексия.

8. Домашнее задание.

Теперь вам будет легче справиться с домашним заданием, решить кроссворд и заполнить контурную карту.

9. Подведение итогов урока.