Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Описание как тип речи. Характеристика целей и их установление

«На что я трачу свою жизнь? Чего бы мне хотелось? Куда это все меня приведет?». Многие люди задаются подобными вопросами. Обычно такие визионерские мысли приводят к тому, что человек точно формулирует и записывает собственные цели. Одних удовлетворят общие и размытые ответы, тогда как другим точные ответы на подобные вопросы помогут увидеть ясные цели и пути их достижения. Потратив время на формулировку и запись собственных целей, вы тем самым на шаг приблизитесь к их достижению. Всем известно, что достижение поставленных целей напрямую связано с радостью и благополучием.

Шаги

Определите свои цели

    Определитесь, чего вы хотите. Если у вас есть общее представление о том, чего вы хотите или хотели бы достичь, то у вас может возникнуть желание начать работу в этом направлении. Но если точной цели у вас нет, то вполне вероятно, что вы трудитесь или стремитесь к размытой или меняющейся цели. Определение точной цели помогает сохранить время и силы, а также может побудить вас к упорному труду.

    Придерживайтесь конкретики. Это крайне важно для понимания того, чего вы хотите достичь. Определите все общие или размытые условия. Например, заявив о желании быть успешным, необходимо определить, что для вас означает успех. Для одних это возможность зарабатывать много денег, тогда как для других – способность вырастить здоровых и умных детей.

  1. Подумайте, действительно ли вы этого хотите. Вполне нормально желать чего-то и не задаваться вопросом, почему вы этого хотите. Но иногда можно прийти к выводу, что поставленные цели не соответствуют вашим желаниям и мечтам. Можно привести один хороший пример на основе социального восприятия и идей. Многие дети говорят, что в будущем они хотят стать врачами или пожарными, но не понимают значения этих профессий или со временем обнаруживают, что они больше не хотят этого.

    • Спросите себя: насколько окружающие люди повлияли на ваши цели? Это могут быть ожидания родителей, ваших половинок или социальное давление ровесников и СМИ.
    • Ваши цели – это то, что вы хотите сделать для себя , а не для кого-то другого.
  2. Каковы ваши мотивы? Вы пытаетесь достичь чего-то, чтобы доказать неправоту другого человека? У каждого есть свои «истинные» причины, которые могут разниться, поэтому спросите себя, насколько верно вы обозначили цели. Иначе может получиться, что вы будете чувствовать себя неудовлетворенным или разочарованным.

    • Например, если вы хотите стать врачом, то это вызвано желанием помогать людям или же зарабатывать много денег? Если руководствоваться неверными мотивами, то вам может быть сложнее достичь поставленной цели или же вас постигнет чувство неудовлетворенности.
  3. Ставьте перед собой реалистичные цели. Думая о своих целях, очень легко пойти на поводу у живого воображения. Но существуют вещи, которые вам неподвластны. Они могут стать реальной проблемой в достижении таких целей. Ваши цели должны быть реальными и достижимыми.

    • Например, человек может захотеть стать лучшим баскетболистом в мире, но возраст и рост (факторы, неподвластные человеку) могут не позволить ему достичь этого. Постановка изначально недостижимых целей может опустошить вас и лишить мотивации.

    Запишите свои цели

    1. Представьте свои возможности. Потратьте 15 минут, произвольно записывая свои идеи, цели и мечты. Не волнуйтесь по поводу четкости формулировки или очередности. Главное, чтобы эти цели и мечты соответствовали вашей личности и взглядам. Если вам сложно, то попробуйте свободное письмо. Можете описывать следующее:

      • Идеальное будущее
      • Качества людей, которыми вы восхищаетесь
      • Вещи, которые вы могли бы делать лучше
      • Вещи, о которых вы хотели бы узнать больше
      • Привычки, которые вы хотели бы усовершенствовать
    2. Разбивайте цели на конкретные шаги. Придя к определенной идее или мечте, выберите ряд конкретных целей, которые помогут вам в их достижении. Такие цели уже необходимо конкретизировать. Если вы ставите перед собой большие или долгосрочные цели, то разбивайте их на меньшие цели и шаги. Они могут стать вашей стратегией реализации идей и мечтаний.

      • Например: «Я хочу стать хорошим бегуном к моему 50-летнему юбилею». Это большая цель, на достижение которой может требоваться много времени (зависит от вашего нынешнего возраста). Лучше сформулировать цель так: «Хочу подготовиться к полумарафону. Я планирую участвовать в полумарафоне в ближайший год, а в полноценном марафоне – в ближайшие пять лет».
    3. Ранжируйте цели по важности. Взгляните на свои цели и решите, какие из них наиболее важные или желанные. Подумайте о следующем: насколько каждая из целей достижима, сколько на это может потребоваться времени, как работа над ее реализацией повлияет на вашу жизнь. Также подумайте, почему одни цели видятся вам важнее других. Проверьте, чтобы цели из вашего списка не противоречили друг другу.

      • Ранжирование целей по важности и сложности может послужить отличным стимулом. Также вы сможете лучше представить реализацию таких целей и потенциальную выгоду.
    4. Установите контрольные точки и крайний срок. Отслеживайте свой прогресс, устанавливая контрольные точки и крайние сроки реализации целей и шагов. Следование графику подарит вам чувство завершенности, повысит мотивацию и позволит определить, что у вас получается, а что нет.

      • Например, если вы поставили цель участвовать в полумарафоне в ближайший год, то отведите себе на подготовку следующие 6 месяцев. Выполнив этот шаг, следующие полгода можно будет потратить на тренировочные забеги полумарафонной дистанции. Если вы быстро поймете, что вам нужно больше времени, то вы всегда можете подкорректировать свой график.
      • Используйте календарь как визуальное напоминание необходимости придерживаться графика и поставленных целей. Также ничто не сравнится с чувством, которое испытываешь, перечеркивая выполненные цели или задачи.
    5. Попробуйте использовать модель S.M.A.R.T. для постановки целей . Критически оцените каждую из своих целей и запишите такие характеристики цели, как конкретика (S pecific), мера (M easurable), достижимость (A ttainable), реалистичность (R ealistic) и ограниченность по времени (T ime-bound). Например, можно взять пространную цель вроде «Хочу иметь хорошее здоровье» и обозначить ее более конкретно по модели S.M.A.R.T:

      • Конкретика: «Хочу улучшить здоровье, немного сбросив вес».
      • Мера: «Хочу улучшить здоровье, сбросив 10 кг».
      • Достижимость: Не каждый может сбросить 50 кг, но 10 кг – это достижимая цель.
      • Реалистичность: Нужно понять, что сбросив 10 кг, вы станете энергичнее и почувствуете себя счастливее. Помните, что вы делаете это для себя.
      • Ограниченность во времени: «Хочу улучшить здоровье, сбросив 10 кг в течение года, в среднем нужно худеть на 800 г в месяц».
    1. http://www.dominican.edu/academics/ahss/undergraduate-programs-1/psych/faculty/fulltime/gail-matthews
    2. McGregor, I., & Little, B. R., 1998
    3. Locke, E. A. (1968). Toward a Theory of Task Motivation and Incentives. Journal of Organizational Behavior and Human Performance, 3, 157-189.
    4. Fischhoff, B., Slovic, P., & Lichtenstein, S. (1988). Knowing what you want: Measuring labile values. Decision Making: Descriptive, Normative and Prescriptive Interactions, Cambridge University Press, Cambridge, 398-421. (Chapter 18)
    5. Brunstein, J. C. (1993). Personal goals and subjective well-being: A longitudinal study. Journal of Personality and Social Psychology, 65, 1061–1070.
    6. Perrone, K. M., Civiletto, C. L., Webb, L. K., & Fitch, J. C. (2004). Perceived barriers to and supports of the attainment of career and family goals among academically talented individuals. International Journal of Stress Management, 11, 114–131.

Цели. Характеристика целей

Здравствуйте читатели сайта . В этой статье рассмотрим характеристику и виды целей.

Чего вы хотите достичь в итоге? Вы можете иметь все, что пожелаете. Вы можете сделать все, что запланируете. Вы можете стать тем, кем захотите. Однако, сначала нужно задать четкие цели.

1. должны быть большими

Цели будут намного эффективнее лишь в том случае, когда они будут большие (и чем больше, тем лучше). Нужна большая цель , чтобы у Вас внутри зародилось воодушевление и энтузиазм, которые просто необходимы для настоящих свершений. Воодушевление приходит только тогда, когда Вы начинаете на максимуме, а такое возможно только при наличии соответствующих целей. Мелкие цели не имеют того величия, чтобы мотивировать человека к активным действиям и продолжить путь, преодолевая преграды. Маленькие цели не порождают в мозгу состояние одушевления, так как нет ничего одушевляющего в том, чтобы после достижения мелкой цели дальше оставаться посредственностью. Человек готов приступить к борьбе за то, что коренным образом в положительную сторону, невзирая на то, что это может занять довольно много времени.

Давайте взглянем, что случается с человеком, когда он на пути к цели сталкивается с проблемами. Пожалуйста, обратите свое внимание на рисунки ниже, которые объясняют данную ситуацию. На них изображено, что человек видит свою цель глазами, но в действительности он видит ее внутренним взором (или зрением).

Предположим, он поставил себе маленькую цель (рис.а).

а) Мелкая цель исчезла из диапазона видимости

И что в этот момент происходит: возникшая проблема оказалась очень большой, а награда незначительной. Человек концентрирует свое внимание больше на проблеме и отказывается от своей цели. Награда слишком мала. Стоит ли так мучиться? Проще отступить.

Цель , которую Вы себе поставили, должна быть гораздо больше проблемы. Если даже цель не намного больше проблемы, позитивных эмоций, для продолжения движения к этой цели может оказаться недостаточно.

Теперь разберем ситуацию, когда человек ставит перед собой большую цель и неустанно держит ее в поле зрения.

б) Большая цель продолжает оставаться в поле видимости.

На пути к цели возникает проблема, но человек все равно продолжает видеть свою цель, так как награда стоит этих усилий. Он решит возникшую проблему и продолжит дальнейшее движение прямо к намеченной цели. Если на пути возникнет проблема большего масштаба, которая перекроет цель, тогда человек прекратит дальнейшее ее достижение.

Поэтому ставьте перед собой большие цели, чтобы любые преграды не смогли перекрыть Вашу цель и спрятать ее из поля зрения. Всякий раз, когда на пути к цели возникает проблема, человек неосознанно дает оценку размеру награды, которую в конечном результате он получит, и размеру проблемы. Это происходит с помощью мысленного перенесения в ситуацию, когда цель уже достигнута. Если награда больше, человек преодолеет преграду и продолжит дальнейшее движение. Если же награда недостаточна велика, то есть слишком мала, тогда проблема одержит вверх. И заметьте, что такое решение принимается чисто на эмоциональном уровне, логика здесь Вам не поможет. Большие цели вызывают значительно больше эмоций, которые придают силы двигаться дальше вперед, прямиком к намеченной цели.

Ставьте перед собой такую большую цель, в какую можете поверить, потому, как определяет ее осуществление. Если цель настолько большая и нереальная, что Вы не можете в нее поверить, Вы сразу же сдадитесь, возможно, даже и не приступив к каким-либо .

Вера - очень могучая сила, а если к ней присоединить еще большую цель, то не возникнет такой проблемы, которая будет способна Вас остановить. Помните эти два вышеприведенных рисунка, когда будете . Большую цель намного проще видеть, ей куда легче, чем мелкой, заполонить Ваш разум целиком. Она имеет очень много энергии, что придаст Вам силы для борьбы с трудностями. Проблемы сами по себе ничто до тех пор, пока Вы не обращаете на них внимание.

Когда Вы , то она всегда громадная, а проблемы очень мелкие, и на СВОЕЙ жизненной дороге Вы всегда встречаете минимум препятствий.

Свойства большой цели:

  1. Долгосрочная (время достижения 1 год и больше)
  2. Страшит своими размерами
  3. Как только поставили эту цель, не знаете, как будете ее достигать
  4. Для того, чтоб достичь такую цель, Вам придется значительно измениться как личность. (Намеренно отказаться от некоторых привычек, обрести другие , приобрести определенные навыки)
  5. Когда Вы говорите знакомым и друзьям о такой цели, они обычно говорят "ты с ума сошел" , "у тебя ничего не выйдет" . Потому лучше помалкивать о больших целях.
  6. Очень сильно мотивирует, прибавляет энтузиазм
  7. Требует
  8. Нельзя сказать, что Вы с легкостью верите в ее достижение
  9. Требует высокий уровень творчества для ее достижения

Свойства маленькой цели:

  1. Краткосрочная (время достижения
  2. Не требует, чтоб Вы менялись, как личность
  3. Не требует выхода из зоны комфорта
  4. Вы легко верите, что можете ее достичь
  5. Не сильно мотивирует
  6. Сразу же готов достижения цели
  7. Не требует большого творчества, а то и никакого вообще.

И получается, что и маленькие цели люди не ставят, потому что те их не мотивируют, и большие не ставят, потому что боятся и не верят. Если Ваша цель имеет свойства как маленькой, так и большой, значит это средняя цель.

Хочу, чтобы Вы понимали, что деление на большие и мелкие цели очень условно.

Для каждого человека большие цели и маленькие различны.

Например, ситуация:

Человек зарабатывает $1000/месяц . Он хочет купить квартиру (за наличные деньги) за $70,000 . Понятно, что отложить такую сумму он не сможет (пока он насобирает, цена на квартиру вырастет). Это большая цель!

Если тот же человек хочет поехать отдохнуть с семьей, например, в Турцию, или в Египет, или в Крым, тогда это мелкая цель. И вот почему: допустим, затраты составят $1200 на поездку. Человеку ничего менять не нужно, просто откладывай по $200 6 месяцев.

Обычно, люди ставят именно такие цели. И это очень плохо, потому что такие цели и такой способ достижения не требуют творчества. Человек не развивается, достигая такие цели.

2. Цели должны быть четкими, ясными и конкретными

Абсолютно не имеет значение, какими ресурсами, энергией или талантами Вы владеете, Вам ни за что не добиться всего того, что обещают Вам Ваши умения и способности, если Вы не заставите их работать на себя и не сфокусируете их на четкой цели, при этом продолжая оставаться нацеленным на достижение своей цели. Мозг мыслит при помощи образов, и если Ваша цель нечетка и размыта, то он не сумеет представить ее в виде конкретного определенного образа, и в итоге у Вас не возникнет никаких эмоций. А если нет эмоций, то и действий тоже нет. Только четкие ясные картинки способны вызвать эмоции. Поэтому будет не достаточно сказать: «Я хочу иметь очень много денег» . Мозг не понимает, сколько это "много" . А теперь скажите себе: «Я хочу зарабатывать $250,000 в год» . Он не только нарисует Вам такую сумму в голове, но еще и нарисует некоторые предметы, которые Вы будете иметь, зарабатывая такую сумму деньг. Эти предметы и вызовут в голове определенные образы, и у Вас возникнут эмоции.

Посмотрите на животных, как они устроены. Вы когда-нибудь видели, как хищники охотятся? Они из всего стада (допустим 120 и более голов) выбирают только одну и концентрируют все свое внимание на ней. Они других просто не видят, их словно не существует. Существует лишь хищник и цель. Он рассматривает, изучает ее поведение, ее движение, выбирает самый подходящий момент и изо всех сил бросается прямо к ней. Все стадо тут же начинает хаотично бежать. Всего скорее, перед его глазами пробегут другие косули, антилопы, зебры, но он видит только одну, ту за которой охотится. Даже если бы все остальные антилопы прекратили свое хаотичное бегство, он бы все равно продолжал бегать за той единственной жертвой, которую выбрал в самом начале. Так устроена наша природа. У животных нет выбора, им необходимо питаться, чтобы выжить, а у нас выбор есть: бежать или не бежать (вот в чем вопрос). Может быть, хищник и не настигнет жертву, которую выбрал, но это не важно. Цель остается прежней – поесть. Он выбирает следующую жертву и - вперед. В конечном счете он достигнет своей цели. Также и мы должны выбрать себе огромную цель и закрыть глаза на все происходящее вокруг и - вперед. Возможно, вначале пути мы выберем далеко не подходящий способ ее достижения, но самое главное, чтобы цель не исчезла из виду. Рано или поздно Вы все равно ее достигнете. Четкость и ясность цели концентрирует внимание разума и не дает ему бродить среди тех проблем, которые возникают на пути к цели.

3. Цели должны быть сформированы в позитивном ключе

Любая цель должна быть сформирована в позитивном ключе. Негативное формирование не разрешается, так как оно воспринимается совсем наоборот, не так, как мы считаем.

Например:

Я не провалился со своей презентацией - неправильно

Я отлично выступил с моей презентацией - правильно

Я не проиграл в этом сражении - неправильно

Я выиграл в этом сражении - правильно

На уровне подсознания «не проиграть» все равно, что «проиграть», «не опоздать» тоже самое, что «опоздать» . Подсознание воспринимает объект мысли, но игнорирует ее направленность. Главное слово в этом предложении - проиграть, отсюда следует, что подсознание реализует его. Частичка "не" абсолютно не имеет никакого значения, подсознание просто откидывает ее, и предложение становится негативным. Поставить себе цель "не проиграть" и "проиграть" воспринимается подсознанием как одно и тоже.

Смотрите, если Вы хотите не проиграть, значит, Вы хотите выиграть! Так ставьте свои цели именно таким образом. “Я победил” .

Если Вы в это не верите, тогда проверьте. Самый хороший пример проверить - это проследить за маленькими детьми. Если им сказать «не хулигань» , они начинают хулиганить еще больше.

4. Цели должны иметь срок выполнения

Одно из различий между целью и - это срок выполнения, то есть для любой цели имеется своя дата ее реализации. Дата носит чисто психологический характер. Когда у Вас назначена встреча на 13:00, Вы подойдете на место назначения в промежутке между 12:50 и 13:30. Да, может быть, Вы опоздаете, но, все-таки, Вы подойдете на место назначения. А если Ваша встреча не назначена четко, Вы 100% не прибудете. То же самое с целью. Может быть, Вы опоздаете, но это не имеет значение, так как Вы придете к цели! Ни в коем случае не нужно расстраиваться из-за того, что Вы вовремя не успеете. Вы просто смещайте дату выполнения на более поздний срок и продолжаете двигаться вперед. Это наиважнейший психологический момент. Люди из-за того, что боятся их не достигнуть вовремя. Это самая грубая ошибка. Вы всегда вовремя достигаете цель, если поставите и перепоставите ее необходимое количество раз. Не бывает нереалистичных целей, существуют нереальные сроки. Поэтому смело ставьте цели. Просто не говорите о них никому, и тогда не будет страшно не реализовать целей вовремя.

5. Цели должны быть каждодневными

После того, как Вы нашли свою , разделили ее на достижимые кусочки, пришло время приступать к активным действиям. И действовать надо ежедневно. Если у Вас нет целей на каждый день, Вы подходите под определение . Сами по себе цели не значат ничего. Цели без веры - ничто. Лишь действием можно поддерживать веру на достаточном уровне для того, чтобы мечта стала действительностью. Как раз каждодневные цели вынудят Вас работать, работа поддержит Вашу веру, а благодаря веры, все Ваши мечты осуществятся. Без каждодневных целей ничего не произойдет.

Большие цели - долгосрочные, и срок их достижения составляет от 1 года до 20 лет. 20 лет - это огромный срок, и, если Вы все время будете думать о том, сколько же за это время нужно будет преодолеть препятствий, вероятнее всего, что Вы не дойдете. Тут Вам и нужны каждодневные цели. Как пройти 100 километров? Шаг за шагом, шаг за шагом (Вот статья ). То же самое и здесь, Вы в голове держите свою большую цель, а сосредотачиваетесь на выполнении целей «на сегодня» . Они мелкие, для их реализации надо немного времени и сил. Так день за днем, неделя за неделей, месяц за месяцем, и Вы реализуете свою цель. Вы даже не успеете заметить, как это произойдет. Принцип достижения цели "шаг за шагом" считается самым мощным методом.

достижение цели, цель, цели, как достичь цель, характеристика целей

Нравится
25 797 3 Почему так важно записывать свои цели на ближайшее несколько лет, год, месяц, неделю? В чем сила записанного слова? Об этом писали уже много. Но главная мысль заключается в следующем.

Чтобы задуманное исполнилось важно поверить в это, заполнить мыслями об этом каждый день, каждую минуту. Жить по направлению к этой цели, ради этой цели. Также очень важно, чтобы цель была четкой, если она не будет иметь границ, это будет просто мечта, которая мало вероятно, что исполнится.

Но как же наполнить мысли задуманным, если тебя отвлекают ежедневные дела (дети, работа), огромное количество другой информации (соц.сети, телевизор, планшет, телефон и т.д.). В заботе о семье, проблемах на работе, мы забываем о своей главное цели, о том, что нужно сделать для ее достижения.

Выделите полчаса, чтобы сесть, подумать и сформулировать в блокноте (для этого лучше выделить отдельный блокнот, что бы потом корректировать цель и этапы к ее достижению ) «что вы хотите получить в этой жизни». Попробуйте методику «кем я буду через 30 лет». Напишите сочинение, в подробностях, кто будет вас окружать, где вы будите жить и т.д. через 30 лет.

Распишите этапы на пути к цели. Разбейте их на более мелкие, вплоть до того, что вам нужно сделать в этом месяце.

Важно, чтобы все ваши действия, каждый день, каждый час были направлены на достижение поставленной цели.

Четкость и реальность цели — еще одно важное правило.

Если вам нравиться печь торты, не нужно мечтать заработать миллион на фондовом рынке. Ставьте цели реальные, с учетом ваших возможностей. Чем реальнее они будут, тем вероятнее, что вы скоро это получите.

Записывая цель, вы начинаете лучше понимать себя, то что вам нужно.

Если ваша цель двухэтажный дом на берегу черного моря, распишите подробно например то, как вы сначала покупаете квартиру у себя в городе, сдаете ее, копите определенную сумму ** лет и купите заветный дом. Опишите ваши чувства при этом. Кто будет приезжать к вам в гости и как вы будите проводить время в своем доме.

Четко сформулированная цель — половина успеха на пути к ее достижению.

Если ваша цель ездить на автомобиле определенной марки и модели, напишите о том, какие чувства вы будите испытывать при этом, куда вы поедите на нем, кто будет рядом. Представьте, как вы держите руль на котором есть логотип автоконцерна и т.д. Чем более подробно будет описание, тем быстрее вы приблизитесь к намеченной цели.

Как это действует?

Очень просто. Через мелкую моторику пальцев активизируется мозговая деятельность, приходят новые мысли, идеи, запускается механизм визуализации.

Погрузитесь в написанное, периодически доставайте свои записи, перечитывайте и корректируйте их.

Конечно для полного эффекта было бы здорово задействовать и другие способы и механизмы визуализации. Например медитировать или сделать фотоколлаж. У многих моих знакомы есть фото-коллажи, которые гордо весят над их рабочем местом. Каждый день неосознанно они бросают взгляд на коллаж и в голове запускаются механизм проекции. В процессе работы они неосознанно концентрируются на своей главной цели.

Некоторые попросту создают папку в «облаке» и периодически закидывают туда картинки понравившихся им идей (декоративные игрушки для будущей детской комнаты, хороший ракурс любимого автомобиля, вид из окна двухуровневой квартиры на 23 этаже и т.д.).

Четкая цель стимулирует наше мышление, просыпается работоспособность, появляется энергия действовать и добиваться.

Это работает, это действует! Главное желать чего-то искренне, всей душой и всячески стараться делать хоть что-то, чтобы ваша цель осуществилась. Чтобы не было, как в том анекдоте, когда мужик каждый день просил бога, чтобы он помог ему выиграть в лотереи, при этом ни разу даже не купил лотерейный билет.

Если вы все сделали правильно вы сражу же почувствуете как заряжаетесь энергией что-то сделать, у вас появятся идеи и планы. Вы почувствует как будто у вас открылись глаза. Это хороший знак, значит вы идете в правильном направлении. Не расстраивайтесь, если поймете, что оказывается до этого вы ни чего не делали для осуществления намеченного. Ни когда не поздно начать. Распишите вашу цель на несколько этапов. Распишите к какому периоду и что нужно осуществить, чтобы в результате получить желаемое. Каждый день ставьте мелкие задачи на пути к глобальной цели.

Необязательно рассказывать об этом друзьям или родственникам. Многие могут не понять этого и посмеяться. Но это ваша жизнь и вы не обязаны отчитываться за свои действия перед кем-то. Если вы всей душой хотите чего-то достичь или получить, все способы хороши.

Цели - словно топливо для печи, в которой выплавляется будущий успех. Чем они крупнее и яснее, чем больше вы о них думаете, тем сильнее ваш внутренний порыв и стремление достичь их.

Если я вас еще не убедила, вот вам статистика.

  • 10 % людей, записывающих свои цели, в 90 % случаях добились намеченного.
  • 20 %, которые знали чего они хотят, но не записывали свои цели, в 40 % случаев добились намеченного.
  • Все остальные работали всю жизнь на чужие цели.

Если кто-то практикует это, напишите нам о своих результатах в комментариях к статье. Удачи вам!

Как правильно ставить цели. Техники постановки целей.

Можно дать простое интуитивное определение системы и подсистемы (ниже дано более строгое и полное определение).

Система - процесс (объект), включающий отношения связей между его элементами.

Подсистема - часть системы с некоторыми отношениями (связями).

Любая система состоит из подсистем, и любая подсистема любой системы может быть рассмотрена сама как система, т.е. допустимо её рекурсивное описание.

Пример . Наука - когнитивная система (от лат. cognito - познание, узнавание, ознакомление), обеспечивающая получение, проверку, хранение и актуализацию знаний общества. Среди подсистем науки отметим математику, филологию, химию, информатику, психологию и др. Любое научное знание имеет форму систем (систематизированное знание), а теория - наиболее развитая система организации знаний в систему, позволяющая не только описывать, но и отчасти объяснять события и процессы, а также прогнозировать их.

Признаки информатики как научного знания:

· наличие предметной сферы - процессов и систем;

· выявление, систематизация, описание свойств и закономерностей процессов и систем;

· использование этих закономерностей для изучения процессов и систем, их взаимодействия с другими системами.

Системный подход к рассмотрению проблем является необходимой методологической основой любой науки .

Рассмотрим основные понятия системного анализа.

Цель - состояние системы, наиболее предпочтительное для достижения, т.е. такое состояние, которое позволяет решать проблему при данных ресурсах.

Пример . Основные экономические цели общества:

экономический рост;

эффективность производства;

свобода производителей и потребителей;

социально-экономическая обеспеченность и защищенность;

эффективная налоговая политика.

Понятие цели конкретизируется различными объектами и процессами.

Примеры.

· Функция (найти значение функции).

· Выражение (найти аргументы, превращающие выражение в тождество).

· Теорема (сформулировать и/или доказать теорему - т.е. найти условия, превращающие сформулированное предложение в истинное высказывание).

· Алгоритм (выбрать или построить последовательность действий, обеспечивающих достижение требуемого состояния объекта или процесса перевода его из исходного состояния в финальное).

Целенаправленное поведение системы - последовательность состояний системы, ведущая к цели системы.

Задача - описание цели определенной на множестве исходных посылок (входных данных или условий к задаче).

Пример. Экономическая задача, с которой сталкивается любое общество - разрешение конфликта между фактически неограниченным стремлением человека к потреблению товаров и услуг и ограниченными ресурсами (материальными, энергетическими, информационными и т.д.), которые могут быть привлечены для удовлетворения этих потребностей. При этом рассматривают следующие основные экономические задачи общества:

Что производить (какие товары и услуги)?

Как производить (каким образом и где)?

Для кого производить (для какого покупателя или рынка)?

Решить задачу - означает определить ресурсы и пути достижения указанной цели при исходных посылках.

Решение задачи - описание или представление того состояния задачи, при котором достигается указанная цель; решением задачи называют и сам процесс достижения этого состояния.

Пример . Решение квадратного уравнения. Такая постановка проблемы неточна, ибо не поставлена цель, не указано, как решить задачу и что принимать в качестве решения задачи. Например, задача поставлена не полностью - не указан тип входных данных: действительные или комплексные коэффициенты уравнения; не определены понятие решения, требования к решению - например, допустимая погрешность корня (если корень иррационален, а надо определить его с некоторой точностью, то встаёт автономная и нетривиальная задача приближенного вычисления). Не указаны возможные стратегии решения - классическое (через дискриминант), по теореме Виета, с оптимальным соотношением операндов и операций.

Описание (спецификация) системы - описание всех ее существенных элементов (подсистем), их взаимосвязей, допустимых состояний, цели и функции.

Если входные посылки, цель, условие задачи, решение или, возможно, даже само понятие решения невозможно точно формализовать (описать), то эта задача называется плохо формализуемой. Исследовать плохо формализованную задачу можно рассмотрением комплекса соответствующих формализованных подзадач. В таких задачах необходим учет различных, а часто и противоречивых критериев определения, оценки решения задачи.

Пример. Плохо формализуемы, например, задачи восстановления «размытых» текстов, изображений, описания функционирования мозга, социума, автоматического перевода текстов и др.

Структура - совокупность связей и отношений между частями целого.

Пример. Примерами структур могут быть структура извилин мозга, структура государственного устройства, структура кристаллической решетки вещества, структура микросхемы и др. Кристаллическая решетка алмаза - структура неживой природы; пчелиные соты, полосы зебры - структуры живой природы; озеро - структура экологической природы; партия (общественная, политическая) - структура социальной природы; Вселенная - структура как живой и неживой природы.

Топологические структуры систем достаточно разнообразны. Наиболее часто употребимы линейные, древовидные, сетевые и матричные структуры; Структуры систем бывают разного типа, разной топологии (или же пространственной структуры). Рассмотрим основные топологии структур (систем). Соответствующие схемы приведены на рис. 1.1. - 1.4.

Рис. 1.1. Структура линейного типа.

Рис. 1.2. Структура иерархического (древовидного) типа.

Рис. 1.3. Структура сетевого типа.

Рис. 1.4. Структура матричного типа.

Пример . Линейная структура – последовательность вершин горного хребта. Примером иерархической структуры является управление вооружёнными силами: «Генеральный штаб - Направления - Бригады - Батальоны - Подразделения - Военнослужащие». Сетевая структура характерна для процесса сборки изделия из косплектующих деталей.. Пример матричной структуры - карта города с двусторонним уличным движением.

Другие типы структур образуются с помощью комбинаций (соединений и вложений) перечисленных базовых структур.

Пример. «Вложение друг в друга» плоскостных матричных структур приводит к пространственной матрице (например, структура кристалла галита типа изображенной на рис. 1.5.).

Рис. 1.5. Структура типа кристаллической (пространственно-матричной).

Из одинаковых элементов можно получать структуры различного типа.

Примеры. Сходныесоставляющие рынка (ресурсы, товары, потребители, продавцы) объединяются в структуры различного типа: ОАО, ООО, ЗАО и др. При этом структура объединения определяет свойства, характеристики системы.

Из одних и тех же атомов (Si, O) образуются макромолекулы различных силикатов:

Рис. 1.6. Структуры макромолекул из кремния и кислорода

Структура является связной, если сущестует связь между любыми двумя подсистемами системы (связь предполагается симметричной, т.е. если есть связь i-ой подсистемы с j-ой подсистемой, то есть и связь j-ой подсистемы с i-ой).

В общем случае создаются связные m-мерные структуры (m-структуры), у которых подсистемы - (m−1)-мерные структуры. Такие m-структуры могут реализовать связи и моделировать свойства, невозможные в (m−1)-структурах; они используются для описания многопараметрических и многокритериальных проблем и систем..

Эти топологические рекурсивные структуры (комплексы или симплициальные комплексы) математически определяются как объект K(X,Y,f), где X - это m-структура (mD-симплекс), Y - множество событий (вершин), f - связи между X и Y.

Пример . Планарный (2D) граф, который состоит из вершин, отождествляемых с некоторыми событиями и соединённых между собой дугами (соответствующими связям этих вершин). Сеть городов на географической карте, соединенных дорогами, образует планарный граф.

Пример . Рассмотрим множество лиц X ={Иванов, Петров, Сидоров} и городов Y ={Москва, Париж, Нальчик}. Тогда можно построить 3-структуру (2D-симплекс, имеющий две координаты X и Y) в R3 (в пространстве трех измерений – длина, ширина, высота), связывающую элементы X и Y по принципу «кто где был» (рис. 1.7.). В этой структуре использованы сетевые 2-структуры (2D-симплексы) X, Y (которые, в свою очередь, состоят из 1-структур). При этом элементы X и Y можно рассматривать как точки (0D-симплексы) - элементы пространства нулевого измерения - R0 (также рис. 1.6.).

Рис. 1.7. Геометрическая иллюстрация сложных связных структур.

На стыке различных наук возникают и плохо формализуемые и плохо структурированные проблемы. Особенно часто это происходит в областях знания, переживающих период «первичного накопления» информации – таковы многие гуманитарные дисциплины. Для анализа предметной области таких систем наиболее эффективно использовать вероятностные методы, нечеткую логику и нечеткие множества.

Поиск решений плохо формализованных задач – признак наличия интеллекта; для человека это способность к абстракции, для автоматов - возможность имитации форм человеческого интеллекта.

Интеллектуальными назовем человеко-машинные системы, способные выполнять аналоги интеллектуальных процедур (классификацию и распознавание объектов или образов, накопление знаний, производство логических выводов, естественного интерфейса и т.п.). Аналог этого названия - «системы искусственного интеллекта». Интеллектуальные системы основаны на неполных и не полностью формализуемых знаниях о предметной области, правилах вывода новых знаний, поэтому они требуют постоянного уточнения и расширения.

Более строгое определение системы .

Система - множество связанных друг с другом элементов некоторого множества, образующих целостный объект при задании для этих элементов и отношений между ними некоторой цели и некоторых ресурсов для достижения этой цели.

Цель, элементы, отношения и ресурсы подсистем при этом, как правило, отличаются от общесистемных.

Рис. 1.8. Общая структура системы.

Каждая система имеет собственные состояния, механизм преобразования входных сигналов, данных в выходные (внутреннее описание, функции выхода), внешние проявления (внешнее описание) и механизм смены состояний под воздействием внешних сигналов (функции перехода). Функции выхода описывают поведение системы, степень соответствия внутренней структуры системы целям, подсистемам (элементам) и ресурсам в системе, внешнее описание - о взаимоотношениях с другими системами, с целями и ресурсами других систем. Функции перехода дают информацию о возможной декомпозиции системы на подсистемы.

Внешнее описание системы определяется его внутренним описанием.

Пример . Банк образует систему. Внешняя среда банка - система инвестиций, финансирования, трудовых ресурсов, нормативов и т.д. Входные воздействия - характеристики (параметры) внешней среды. Внутренние состояния системы - характеристики финансового состояния банка. Выходные воздействия - потоки кредитов, услуг, вложений и т.д. Функции выхода этой системы - банковские операции, например, кредитование. Функции системы также зависят от характера взаимодействий системы и внешней среды. Множество выполняемых банком (системой) функций зависят от внешних и внутренних функций, которые могут быть описаны (представлены) некоторыми числовыми и/или нечисловыми, например, качественными, характеристиками или характеристиками смешанного, качественно - количественного характера.

Пример. Физиологическая система «Организм человека» состоит из подсистем «Обмен веществ», «Зрение», «Опорно-двигательный аппарат» и др. Функциональная система «Обмен веществ» состоит из подсистем «Кровоообращение», «Дыхание», «Пищеварение» и др. Система «Кровоообращение», в свою очередь, вкдючает подсистемы «Сосуды», «Кровь», «Артерия» и пр. Физико-химическая система «Кровь» состоит из подсистем «Эритроциты», «Тромбоциты», «Лейкоциты» и так далее до предельного в современной биологии молекулярного уровня.

Рассмотрим систему «Природный водный поток». Представим ее в виде пронумерованных участков (подсистем), рис. 1.9.

Рис. 1.9. Модель потока (течение от 1 к n).

Внутреннее описание системы (и каждой подсистемы i) может иметь вид:

x(t+1,i) = x(t,i) − (a(t,i) x(t,i)) + b(t,i) − (c(t,i) x(t,i)) (1.1)

где x(t,i) - объем воды в момент времени t, a(t,i) - коэффициент грунтового просачивания воды в момент времени t, b(t,i) - осадки в момент времени t, c(t,i) - испарение с поверхности i-го участка (a, b, c - входные параметры). Внешнее описание системы может иметь вид:

X(t) = ∑(k(x,t,i) a(t,i) + l(x,t,i) b(t,i)) (1.2)

где k(x,t,i) - коэффициент грунтового просачивания, l(x,t,i) - интенсивности осадков, X(t) - объем воды в потоке (у края последнего n-го участка).

Морфологическое описание системы - описание её структуры: описание совокупности А элементов системы и необходимого для достижения цели набора отношений R между ними.

Минимальное морфологическое описание задается множеством (кортежем) :

S = (1.3)

где А - множество элементов и их свойств, R - множество связей в А , В - множество отношений с окружающей средой. Возможно дополнитедьное включение в кортеж V - типа структуры системы и Q - описания системы на каком-либо языке. Из морфологического описания системы получают функциональное описание системы (т.е. описание эволюции и законов функционирования системы), а из него - информационное описание системы (описание информационных связей системы с окружающей средой и подсистем между собой), а также информационно-логическое (инфологическое) описание системы.

Пример. Морфологическое описание экосистемы содержит множество обитающих в ней видов («хищники - жертвы»), её трофическую структуру («кто кого поедает?» или структуру обычного рациона обитателя), их свойства, связи и отношения. Трофическая структура простой экосистемы - одноуровневая, где хищники и жертвы образуют две непересекающиеся совокупности X и Y со свойствами S(X) и S(Y). Приняв языком Q морфологического описания русский язык с элементами алгебры, получим упрощенную модель морфологического описания экосистемы:

S = (1.4)

A = {баран, газель, желудь, змея, кабан, карась, клевер, коршун, полевка, пшеница, тигр, человек, щука},

X = {баран, змея, кабан, коршун, тигр, человек, щука},

Y = {газель, желудь, карась, клевер, полевка, пшеница},

S(X) = {двуногое, летающее, плавающее, пресмыкающееся, четырехногое},

S(Y) = {зерно, животное, орех, трава},

B = {обитатель воды, обитатель суши, растительность},

R = {жертва, хищник}.

Если использовать математические результаты популяционной динамики непосредствненно по морфологическому описанию системы можно дать адекватное функциональное описание экосистемы.

В частности, динамику взаимоотношений в этой системе можно записать в виде уравнений Лотка - Вольтерра:

X i "(t) = X i (t) (a i − ∑(b ij x j (t))), x i (0) = x i0 , i = 1, 2, ..., 6 (1.5)

где x i (t) - плотность i-ой популяции жертв, b ij - коэффициент поедания i-го вида жертв j-ым видом хищников, a i - коэффициент рождаемости i-го вида.

Проведенная конкретизация на основании исходного множества модели S = легко привела к системе дифференциальных уравнений, решение которой позволяет определить динамику численности видов в экосистеме. Без проведения системного анализа, прямым перебором элементов множества A решать задачу значительно труднее. .

Морфологическое описание системы зависит от:

· учитываемых связей и их глубины (связи между элементами, главными и второстепенными подсистемами), типа (прямая или обратная связь) и характера (позитивная, негативная);

· структуры (линейная, иерархическая, сетевая, матричная, смешанная).

Пример . Морфологическое описание автомата для производства некоторого изделия включает геометрическое описание изделия, программу (последовательность действий автомата), операционную обстановку (маршрут обработки, ограничения действий и др.). Описание зависит от свойств связей, структуры изделия, заготовки и др.

Информационное описание системы позволяет получать дополнительную информацию о системе, решать информационно-логические задачи,

Пример. Рассмотрим задачу: предприятие C специализируется на производстве изделия №1, предприятие B – изделий №3 и №5, предприятие E – изделий №1 и №5, предприятие D – изделий №2 и №3; многопрофильное предприятие A может выпускать любые изделия от №1 до №5. Требуется распределить производство пяти изделий по предприятиям, чтобы каждое из них производилось только в одном месте. Решение наиболее просто получаетсяс помощью информационного описания системы в виде таблицы разрешенных ситуаций (таблицы состояний):

Таблица 1.1.

Исходная таблица состояний информационно-логической задачи.

Из таблицы видно, что предприятие C будет производить изделие №1, и, следовательно, для E остаётся изделие №5. Тогда устанавливаются соответствия B - №3, D - №2 и A - №4.

Анализ информационно-логических задач - мощное средство выяснения информационных и причинно-следственных связей в системе, проведения аналогий, моделирования и т.д.

Две системы информационно эквивалентны (математически - изоморфны) , если у них одинаковы цель, составляющие элементы, структура .

Можно также говорить об эквивалентности по цели, элементам или структуре.

Пусть системы X и Y эквивалентны, и система X обладает структурой или свойством I. Если из этого следует, что и система Y обладает свойством I, то I называется инвариантом систем X и Y. Можно говорить об инвариантном содержании двух и более систем или об инвариантном погружении одной системы в другую.

Пример . Неподвижная точка – инвариант различных стягивающих отображений при выполнении условий теоремы Банаха в метрических пространствах.

Основные признаки системы:

· наличие подсистем и связей между ними (т.е. структуры системы). Разрушение подсистем или связей между ними угрожает исчезновением самой системы;

· возможность абстрагирования от окружающей среды , т.е. относительная обособленность от тех факторов среды, которые слабо влияют на достижение цели;

· обмен ресурсами с окружающей средой;

· подчиненность всей организации системы некоторой цели;

· несводимость свойств системы к свойствам её элементов.

Подсистема должна обладать всеми свойствами системы, в частности, свойством целостности (по подцели) и несводимости к элементам.

Основные этапы системного анализа различных объектов и процессов:

· Формулировка целей, их приоритетов и проблем исследования.

· Определение ресурсов исследования.

· Установление функций системы и ее подсистем.

· Определение и описание подсистем.

· Построение структуры системы.

· Определение и описание связей подсистем и их элементов.

· Анализ взаимосвязей подсистем.

· Анализ (испытание) целостности системы.

· Испытание функционирования.модели системы.

При анализе систем удобным инструментом является метод структуризации.

Цель структуризации - формирование и уточнение гипотезы о процессах в исследуемой системе, т.е. структурных схем и количественной оценки причинно-следственных связей.

Причинно-следственная связь между системами (подсистемами, элементами) А и В положительна, если изменение параметра А ведет к аналогичному изменению соответствующего параметра В.

Пример структурной схемы (карты) для анализа проблемы энергопотребления:

Рис. 1.10. Пример структурной карты.

Кроме схем могут использоваться решетки (шкалы, матрицы), которые позволяют определять стратегии поведения (например, производителя на рынке).

Решетка образуется с помощью системы факторных координат, где каждая координата соответствует одному фактору или некоторому интервалу изменения этого фактора. Каждая область решетки соответствует тому или иному поведению. Показатели могут быть относительными (от 0 до 1), абсолютными (от минимального до максимального), биполярными («высокий» - «низкий)», четкими и нечеткими , детерминированными и недетерминированными . На рис. 1.11. показана такая решетка (в биполярной системе показателей); зона D - наиболее благоприятная, зона A - наименее благоприятная.

Рис. 1.11. Решетка описания финансовой устойчивости фирмы.

Деятельность системы может происходить в двух режимах: развитие (эволюция) и функционирование.

Функционирование - это деятельность системы без смены цели, развитие - с её сменой.

При функционировании, эволюции системы явно не происходит качественного изменения инфраструктуры системы; при развитии, революционировании системы ее инфраструктура качественно изменяется.

Пример . Информатизация сферы деятельности - использование различных баз знаний, экспертных систем, когнитивных методов и средств, моделирования, коммуникаций и сетей связи, обеспечение информационной безопасности и др.; это развитие предметной области. Компьютеризация без постановки новых проблем , т.е. «навешивание компьютеров на старые методы и технологии обработки информации» - это функционирование, а не развитие .

Цели должны иметь ряд характеристик:

1. цели должны быть конкретными и измеримыми. Конкретизация не мешает никому и никогда, так как чем четче поставлена цель, тем проще ее достигнуть в том плане, что снижается вероятность сделать что-либо лишнее. Выражая свои цели в конкретных измеримых формах, руководство создает четкую базу отсчета для последующих решений и оценки хода работы. Также будет легче определить, насколько хорошо организация работает в направлении осуществления своих целей.

2. цели должны быть ориентированными во времени. Следует точно определять не только, что организация хочет осуществить, но также в общем, когда должен быть достигнут результат. Цели обычно устанавливаются на длительные или краткие временные промежутки. Долгосрочные цели имеют срок планирования, приблизительно равный пяти годам, иногда больше. Организация формирует их обычно в первую очередь Краткосрочная цель в большинстве случаев представляет один из планов организации, который следует завершить в пределах года. Среднесрочные цели имеют горизонт планирования от одного до пяти лет.

3. цели должны быть достижимыми (об этом уже говорилось ранее), чтобы служить повышению эффективности организации. Установление цели, которая превышает возможности организации либо из-за недостаточности ресурсов, или из-за внешних факторов, может привести к катастрофическим последствиям. Если цели недостижимы, то стремление работников к успеху будет блокировано и их мотивация ослабнет.

4. цели организации должны быть взаимно поддерживающими - т.е. действия и решения, необходимые для достижения одной цели, не должны мешать достижению других целей. Невозможность сделать цели взаимно поддерживающими ведет к возникновению конфликта между подразделениями организации, которые отвечают за достижение установленных целей.

3.2.3. Информация. Прогнозирование

При определении целей, при аналитической работе необходимо опираться на определенную информацию. Получение такой информации, ее корректировка, ведение базы данных - задача самого предприятия, требующая серьезных финансовых затрат, организационных усилий и наличия квалифицированных менеджеров. Но даже при хорошо поставленной работе с информацией в ряде случаев получить реальную информацию просто невозможно. Это относится, например, к неопределенности изменения внешней обстановки или к данным по структуре затрат конкурентов, которые являются, как правило, их коммерческой тайной.

Прогнозирования являются стержнем любой торговой системы, в связи с этим хорошо сделанные могут сделать Тебя аспидски состоятельным.

Тогда на помощь должно прийти прогнозирование.

Прогнозирование представляет собой метод, в котором описание возможных ситуаций будущего базируется на имеющихся практических данных и ориентируется на текущие предположения относительно динамики развития объекта или процесса.

Понятно, что точность прогноза является величиной вероятностной, и для получения математической модели необходимы многие допущения, упрощающие реальную ситуацию.

Возможные разновидности прогнозов можно представить в виде следующего ряда:

1. Экономические прогнозы - они носят преимущественно общий характер и служат для описания состояния экономики в целом по кампании или по конкретным изделиям (например, по объему сбыта);

2. Прогнозы развития конкуренции - характеризуют возможную стратегию и тактику конкурентов, их долю на рынке, ориентацию на выпуск тех или иных изделий и т.д.;

3. Прогнозы развития технологии - ориентируют пользователей относительно перспектив развития технологий, выбора наиболее целесообразных, с точки зрения экономичности, технологий и других решений.

4. Прогнозы состояния рынка - используются для анализа рынка товаров, которые оценивают с учетом текущего состояния и перспектив развития экономики в целом, политической ситуации, введения стандартов по защите окружающей среды в тех или иных странах, цен на используемое сырье и прочее;

5. Социальное прогнозирование - выходит за рамки чисто экономической направленности. Исследует вопросы, связанные с отношением людей к тем или иным общественным явлениям (в частности, патриотизм, склонность к комфорту, отношение к новым товарам), что, безусловно, можно использовать, например, для прогноза сбыта.

Степень приближения прогнозируемых оценок к действительности в значительной мере зависит от опыта и квалификации управленческого персонала предприятия. Важно само наличие таких оценок, поскольку это дает возможность проверить их обоснованность, отслеживая действия конкурентов или события во внешней среде и, пользуясь новыми данными, корректировать первоначальные оценки, приближая их к действительности. Таким образом, информация, используемая при разработке стратегического плана, часто имеет оценочный характер, но это не должно быть препятствием самой попытке создания такого плана на предприятии. Признано, что лучше иметь любую стратегию, чем не иметь никакой.

3.3. Анализ состояния предприятия

Необходимость частичных изменений в действующей стратегии или выработки новой есть задача, решение которой зависит и от возможностей предприятия. Чтобы ясно представлять состояние предприятия, используют технику SWOT -анализа, сравнительного анализа издержек и анализа конкурентоспособности.

SWOT составлено из первых букв английских слов: сила, слабость, возможности и угрозы. Имеются в виду внутренние параметры предприятия, которые можно отнести к его сильным и слабым сторонам, и внешние возможности и угрозы, Таким образом SWOT -анализ включает в себя одновременный анализ внешней и внутренней среды. Использование этого инструмента дает возможность получить обзорную оценку стратегического состояния предприятия. Его идея заключается в том, что успешная стратегия должна строиться на принципе увязки внутренних возможностей предприятия и внешней обстановки.