Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Кто изобрёл "противотанкового ежа"? Сапёрные штучки. Противотанковые ежи Великой Отечественной Как нарисовать противотанковый еж

Вот уж никогда не знал. что у этих ежей есть автор. Я думал, что их просто варили из рельс на глазок, без особой науки. Но оказывается, всё совсем не так. И человек над ними долго ломал голову.

Внимания к невзрывным заграждениям в военной науке в послевоенный период не уделялось. Между тем они, и в том числе противотанковые ежи, в определенных условиях и в современной войне могут сыграть хотя и не решающую, но существенную роль в успехе обороны одной стороны и провале атаки другой.

Основной ошибкой при изготовлении ежей является превышение размеров. Даже в Наставлениях высота противотанкового ежа указывается 1 м. 45 см.

Между тем, суть этого заграждения состоит в том, что еж должен иметь высоту выше, чем клиренс танка, но ниже или равную расстоянию от грунта до верхнего края нижнего лобового листа танка. Примерно высота ежа должна быть около 0.9 -1.0 метра.
Т.к. еж не закрепляется на месте и не вкапывается в землю подобно надолбу, то у танкиста должен возникать соблазн сдвинуть ежа лобовой броней своей машины. При движении танка на ежа, последний начинает перекатываться под ним, и в конечном счете танк оказывается приподнятым над землей. Его гусеницы теряют надежное сцепление с землей. А т.к. днище танка плоское, то при попытке съехать с ежа назад, танк часто оказывается неспособным сделать это.

А вот zlobny_troll раскопал где-то материал об авторе :

За окнами – тишина, потому что дом этот, стоящий напротив теперь уже бывшей “Тишинки”, защищен от шума улицы целой армией огромных деревьев. И, представьте себе, старожилы помнят того, кто посадил каждое дерево. Они звали его “генерал”. Но главный памятник генералу Михаилу Львовичу ГОРИККЕРУ стоит у въезда в Москву – увеличенный в несколько раз противотанковый “еж” - символ первых грозных дней войны. И каждый мальчишка знал –“еж” остановит немецкийй танк. Но не многие знают имя изобретателя, хотя на кальках, разосланных по армиям, с указанием, как расставлять танковые преграды, сколько их должно быть на километр обороны, стояло лаконичное Еж ГориккераПервые дни войны. Военный комендант Киева генерал Горрикер, начальник киевского танково-технического училища, дни и ночи проводит в штабе и на танкодроме, а ночами в своем кабинете, ведет расчеты и все мастерит из спичек, пластилина, замазки, хлебного мякиша, ниточек какие-то странные геометрические фигурки. По утрам его сын, пятнадцатилетний Владимир, с удивлением разглядывает их, теряясь в догадках У нас в редакцпии есть акт испытаний "ежей". Описана “наиболее эффективная расстановка противотанковых препятствий в четыре линии, расстояние между осями по фронту” и то, как “клык 2-й линии попал между гусеницей и ведущим колесом гусеничного хода и клык 3-й линии, упершись в днище носовой части танка приподнял последний на воздух”. Комиссия заключила: необходимо применять “звездочку”, так вначале окрестили “ежа” – народ дал ему потом более жесткое и колкое имечко – на особо важных направлениях.

"Еж” сделать просто – нужны железнодорожные рельсы, а они штабелями лежали на станциях, и сварка. Но точный расчет, чтобы “еж”, действующий по принципу “ваньки-встаньки” переворачивался, нанося удар, а при расстановке – чтоб у него было место, где перевернуться: танк сам обращал его в своего врага. Генерал Гориккер был вызван в Москву и – полетел по фронтам, давая точные инструкции…

Сегодня в доме у Тишинки много памятных вещей, связанных с войной. “Живет” здесь старое пианино, вывезенное курсантами из горящего Киева в сорок первом. Оно ехало на Урал на платформе вместе с танками. Живет сын генерала, режиссер чудотворных фильмов-опер “Иоланта”, “Царская невеста” Владимир Михайлович Гориккер. В 55-ю годовщину Победы в Музее Вооруженных Сил он увидел на одном из экспонатов, “еж”, взятым в музей прямо с военных улиц столицы”. А стоит он рядом, с “хейнкейлем”, сбитым над Москвой Виктором Талалихиным. И на сваренных рельсах надпись: “еж Горрикера”, И все это потому, что акт об испытании “ежа”, кальки чертежей, рассылаемых в армиях, сын генерала нашел совсем недавно в своей квартире в ящике, где лежали киноленты и его “Иоланты”… “Еж”, перечеркнувший свастику.


Изобретатель противотанкового ежа генерал-майор технических войск Гориккер Михаил Львович (1895-1955). В период Первой Мировой войны солдат Русской Армии. Награжден двумя Георгиевскими крестами. В Гражданскую войну комиссар полевых госпиталей Юго-Западного фронта, комиссар командных курсов тяжелой артиллерии, комиссар пехотных командных курсов. По окончании Гражданской войны главный инспектор Политуправления РККА по военно-учебным заведениям. С 1929 по 1933 год слушатель Военной Академии Механизации и Моторизации РККА им.Сталина. По окончании академии назначается начальником Московского танко-технического училища. В 1938 году вместе с училищем переезжает в Киев. В июне-июле 1941 года являясь начальником Киевского танко-технического училища, одновременно является начальником Киевского гарнизона и начальником обороны Киева. В годы войны занимает последовательно должности начальника автотранспортного управления Главного Управления Автотранспортной и Дорожной службы РККА, начальника управления эксплуатации и автоперевозок Главного Автомобильного Управления, начальника автоуправления Ленинградского фронта, начальника инспекции Главного автотранспортного управления РККА. В послевоенные годы начальник Орджоникидзевского, затем Рязанского автомобильного училища. Награжден орденом Ленина, двумя орденами Боевого Красного Знамени, орденом Отечественной войны, орденом Красной звезды, орденом Знак Почета, медалью XX лет РККА, медалями "За оборону Москвы", За оборону Лениграда", За оборону Сталинграда", "За победу над Германией" и другими медалями.

Весь ход Великой Отечественной войны наглядно показал: эффективными могут быть не только сложные системы вооружения с превосходными характеристиками, но и простые и дешевые изделия. Так, небольшая противотанковая мина может не только серьезно повредить, но и вовсе уничтожить вражеский танк, а простая бетонная пирамида способна просто не пропустить его на свою территорию. Среди таких простых и эффективных видов заграждений и вооружений особую славу в годы войны получили противотанковые ежи.

Чрезвычайно простые и удобные в производстве, они значительно помогли красноармейцам в боях и даже сумели стать символами войны.

Противотанковые ежи на подступах к Москве

Заграждения различного типа применялись в военном деле с незапамятных времен. Еще в Древнем Риме использовались разборные деревянные конструкции, устанавливавшиеся на тех участках, где нужно было не допустить прорыва противника. Со временем эта идея только развивалась, соединялась с другими изобретениями, такими как колючая проволока и т.д. Однако появление на поле боя танков, которые изначально создавались в качестве средства прорыва заграждений, потребовало ответных действия для поддержания обороны.

Сперва появились надолбы - гранитные или бетонные глыбы, устанавливаемые на танкоопасных направлениях. Они были достаточно эффективны в деле сдерживания противника, что, однако, с лихвой компенсировалось сложностью изготовления и установки. Требовалось нечто более простое. Решение появилось в июне 1941 года. По-видимому, идея существовала и до этого, но начавшаяся война подстегнула создание нового заграждения. В первые же дни войны генерал-майор технических войск М.Л. Гориккер, будучи начальником Киевского военно-технического училища, получает новое назначение.

Он становится начальником Киевского гарнизона. Начало своей службы на новом месте Гориккер «отмечает» техническим предложением. Он утверждает, что его изобретение можно изготовлять даже в самых сложных условиях и оно все равно будет выполнять свои функции.

Ряды бетонных надолбов, Аахен, Германия

Гориккер предложил собирать из металлического проката шестиконечную конструкцию, названную им «звездочкой». Теоретически, в качестве сырья для звездочек можно было использовать любую подходящую металлическую деталь. Однако из расчетов генерала Гориккера следовало, что оптимальным является двутавровый профиль. Другие виды проката - квадратная балка, тавр или швеллер - не подходили по прочности. В качестве способа соединения балок Гориккер предложил клепку с косынками. В принципе, при соответствующей возможности допускалась и сварка, однако и тут все упиралось в прочность конструкции: для достаточной жесткости и крепости на сваренной звездочке должны были применяться косынки большего размера, что, в свою очередь, приводило к лишним расходам материалов.

Простота предложенного заграждения позволила начать его испытания уже в первых числах июля-месяца. На малый танкодром Киевского танко-технического училища прибыла комиссия и были доставлены несколько звездочек. Интересен тот факт, что звездочки для испытаний были сделаны из рельсового утиля. Как впоследствии оказалось, происхождение сырья никак не влияет на заградительные качества изобретения Гориккера. В качестве танков, пытающихся преодолеть заграждения, использовались Т-26 и БТ-5. Результаты испытательных проездов танков по четырехрядному заграждению были просто замечательными. Так, во время первой же своей попытки проехать через ряды звездочек танк Т-26 лишился люка масляного насоса и повредил масляную систему. Через несколько минут после этого все масло, имевшееся в танке, вытекло наружу и боевая машина не смогла продолжать свой «рейд». На ремонт ушло несколько часов. БТ-5 отделался немного лучше: разогнавшись, он смог преодолеть звездочки. Однако это стоило ему погнутого днища и поврежденной трансмиссии. Снова понадобился ремонт. Первые же попытки преодолеть заграждение из звездочек наглядно показали их эффективность и испытателям танкодрома Киевского училища поручили подобрать оптимальный порядок расстановки нового заграждения.

В итоге было рекомендовано расставлять звездочки рядами через каждые четыре метра, а расстояние по фронту должно было равняться полутора метрам для переднего ряда и 2-2,5 м для остальных рядов. В таком случае, разогнавшись и перебравшись через первый ряд, танк уже не мог продолжать скоростное движение и попросту застревал между рядами звездочек, попутно получая повреждения корпуса и, иногда, внутренних агрегатов.

Противотанковые ежи на московских улицах. 1941 г.

На тех же испытаниях подобрали и оптимальные размеры шестиконечной звездочки. Высота готового заграждения должна лежать в пределах от одного до полутора метров. Причины этого заключаются в следующем: звездочка должна быть выше клиренса танка, но при этом ее верхняя часть не должна подниматься за верхний срез нижней лобовой плиты. В таком случае впервые встретившиеся со звездочками танкисты, видя небольшой размер препятствия и отсутствие какого-либо крепления к земле, могут захотеть просто сдвинуть его в сторону. Механик-водитель начинает движение вперед, звездочка попадает под нижний лобовой лист, а оттуда «переползает» под днище танка. Кроме того, в некоторых случаях звездочка может провернуться под передней частью бронемашины. Так или иначе, въехавший на звездочку танк оказывается в очень неудобном положении: передняя часть оказывается подвешенной в воздухе. Более того, поднявшиеся над землей гусеницы не могут обеспечить должного сцепления с поверхностью, и танк уже не может съехать со звездочки без помощи со стороны. Бронированная машина, призванная подавлять огневые точки противника, сама становится довольно легкой мишенью.

Простота изготовления звездочек Гориккера в сочетании с их эффективностью повлияли на дальнейшую судьбу изобретения. В самые кратчайшие сроки руководство по изготовлению заграждений было распространено по всем частям Красной Армии. За характерный внешний вид в войсках это заграждение было прозвано ежом. Именно под этим именем противотанковая звездочка Гориккера вошла в историю. Простота производства и дешевизна исходных материалов позволили в кратчайшие сроки сделать десятки тысяч противотанковых ежей и установить их на большой части фронта. Кроме того, даже в собранном виде еж мог транспортироваться с места на место, что также улучшило репутацию нового средства заграждения. В общем, новый еж пришелся по душе красноармейцам. Куда больше он «понравился» немецким танкистам. Дело в том, что поначалу все шло именно так, как и предполагалось Гориккером - видя незнакомое, но незакрепленное заграждение, танкисты пытались его сдвинуть и проехать дальше, что приводило к времяпровождению в буквально подвешенном состоянии. Малоприятное событие, особенно если где-то рядом находится советская противотанковая пушка. Вряд ли можно представить лучшую цель, чем неподвижный танк, поднятый над уровнем земли. Наконец, при совсем неудачном стечении обстоятельств балка ежа пропарывала нижнюю лобовую плиту или днище, проходила внутрь танка и наносила повреждения двигателю или трансмиссии. Особенности размещения трансмиссии на немецких танках PzKpfw III и PzKpfw VI только повышали шансы машины получить подобные повреждения.

Жители Сталинграда устанавливают противотанковые ежи на улице города

Правда, немцы довольно быстро догадались, что сперва следует делать проходы в заграждениях, а потом только идти по ним. Здесь в некоторой мере им помог тот факт, что ежи никак не закреплялись к поверхности земли. Пара-тройка танков при помощи буксирных тросов могла довольно быстро проделать брешь для прохода войск. Красноармейцы на это ответили закладкой противопехотных мин рядом с ежами, а также, при возможности, размещением пулеметов или противотанковых пушек недалеко от заграждения. Таким образом, попытки растащить ежи или привязать их к танку сурово наказывались пулеметным, а то и артиллерийским огнем. Вскоре появился еще один прием для затруднения проделывания проходов: ежи стали связывать друг с другом и привязывать к различным объектам на местности. В итоге немецким танкистам и саперам приходилось сначала решать «головоломку» с тросами и цепями и лишь после этого убирать сами ежи. И делать все это под огнем противника.

Однако у превосходной идеи, как это часто случается, были и неудачные воплощения. Так, нередко из соображений экономии или по другим подобным причинам ежи делались не из двутавровых балок, а из других профилей. Естественно, прочность таких заграждений была меньше нужной и порой танк мог просто раздавить «неправильный» еж. Другой проблемой звездочки Гориккера была требовательность к месту размещения - для эффективного противостояния танкам ей требовалась твердая поверхность. Лучше всего подходил асфальт, который был достаточно прочен для того, чтобы выдержать давление танка на еж. Что касается еще более твердого бетона, то не рекомендовалось ставить на него ежи. Дело в том, что трение на такой поверхности было недостаточным и танк мог сдвинуть еж, а не напороться на него. Наконец, в некоторые моменты войны ежи не могли выполнять свои обязанности по более приятным причинам. Например, на окраинах Москвы такие заграждения были установлены еще осенью 41-го. Но, к счастью, Красная Армия не позволила противнику подобраться к ежам на окраине столицы.

Противотанковые ежи системы генерал-майора М.Л. Гориккера

Противотанковые ежи системы генерал-майора М.Л. Гориккера сыграли важную роль в Великой Отечественной войне. Они помогли сравнительно малыми силами улучшить возможности армии в сдерживании врага. Надо заметить, изобретением Гориккера воспользовалась не только Красная Армия. Немцы, отступая, тоже активно использовали простую заградительную конструкцию из трех рельсов и крепежных элементов. На подходе ко всем важным пунктам немецкой обороны красноармейцам приходилось видеть знакомые угловатые объекты. Да и союзники, высадившись в Нормандии, тоже смогли ознакомиться с советским средством заграждения. Существует интересное мнение, гласящее, что немцы сами не производили ежи, а только разбирали и складировали советские, которые пригодились к концу войны. Во всяком случае, именно так, по мнению некоторых историков, можно объяснить большое количество ежей перед немецкими позициями на том этапе войны, когда Германия испытывала серьезные трудности даже с производством вооружений.

В настоящее время противотанковые ежи почти полностью вышли из употребления, хотя изредка их можно видеть рядом с воинскими частями или подобными им объектами. Также противотанковый еж, являясь одним из символов Великой Отечественной войны, активно использовался скульпторами в создании памятников. К примеру, памятник с ежами на Ленинградском шоссе недалеко от Москвы обозначает рубеж, на котором были остановлены немецкие войска. Подобные ему мемориалы можно встретить практически по всей Европе, в местах, где шли бои.

Танк ИС-2 преодолевает бетонные противотанковые ежи

А ЭТО БЕНЯ КОЛОМОЙСКИЙ СТРОИТ НОВУЮ ЛИНИЮ МАННЕРГЕЙМА :

Противотанковые ежи - легендарное оружие времен Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг.

Что хитрого в еже? Сделать его проще простого, это сваренные между собой три отрезка стальной балки, нечто подобное встречалось фашистам и раньше на европейском асфальте, эти заграждения танки сдвигали на обочине без ущерба для себя. Противотанковые ежи - сегодня практически забытый способ борьбы с танками, их конструкция проста и гениальна как народная мудрость, однако перед нами самая настоящее изобретение, созданное по всем правилам военной науки. Автор ежей генерал майор технический службы Гориккер начальник Киевское танко-технического училища. По началу ежи так и называли звездочка Гориккера. В первые они применялись при обороне Киева, потом перекочевали в Москву, далее разошлись по всем фронтам.

Гудериан в своих воспоминаниях пишет, что немецкие танкисты смеялись увидев крошечные по танковым меркам конструкции из железа, перед своими танками.

В первые появилось не статичное, а активное препятствие, еж не закреплялся на месте не вкапывался в землю, поэтому у немецкого танкиста появлялся соблазн сдвинуть заграждение и наезжая на него танк с лёгкостью переворачивал скромную конструкцию, еж перекатывался под танком, гусеницы теряли сцепление с грунтом и танк оказывался приподнятым над землей, в этом и заключалась главная скрытая цель изобретения. Еж свободной гранью впивался в броню снизу, а при попытке съехать назад скорость и мощь танка работала против него, разрывая острой гранью ежа броню, нанося при этом чудовищный урон. Любой танк у которого трансмиссия и коробка передач находились впереди напарываясь на еж, пробивал днище, еж неизменно разрушал трансмиссию, а Немецкий легкие танки Pz.II (Т-2) (Т-3) (Т-4), все были с передним расположением трансмиссии, поэтому естественно напарываясь на ежа они выходили из строя надолго.

Михаил Львович Гориккер изобретатель противотанковых ежей

Изобретатель ежей Михаил Львович Гориккер родился в 1895 году, в первую мировую войну солдат, награжден двумя георгиевскими крестами, в гражданскую комиссар полевых госпиталей юго западного фронта, потом комиссар командных курсов тяжелой артиллерии. После гражданской войны главный инспектор РККА по военным учебным заведениям. В конце 1930 годов Гориккер назначается начальником Московского танко технического училища в 1938 году переезжает в Киев, а в 1940 году получает звание генерал майор.

В этом звании его и застает война 1941-1945 гг. Михаил Львович Гориккер подумал, а что если сделать заградительное препятствие ниже танка, а не выше, чуть-чуть выше клиренса танка, это было первое революционное решение. Тогда передняя часть танка наехав на грань торчащего ежа начинала его толкать, а толкая переворачивать. Удивительно как вовремя генерал предложил свое изобретение, на акте об испытаниях так называемой "звездочки" стоит дата 3 июля 1941 года. Все прифронтовые заводы приступили к изготовлению противотанковые ежей, в дело шло все металлические промышленные профили, железнодорожные рельсы, в первые месяцы войны было изготовлено огромное количество ежей, только для обороны Москвы почти 30.000.

Однако стоит помнить, что противотанковые ежи были эффективны против легких и средних танков весом не более 40 тонн, к счастью других танков у немецких войск на тот момент не было. Самый мощный на начало войны у немцев танк был т3 21 тонна, с пушкой 50 мм, если он пытался сам преодолевать ежа, он забирался и зависал на нем. И наша артиллерия или пехота гранатами или бутылками с зажигательными средствами добивали недвижемый танк. Изобретение Гориккера помогло в обороне Киева, однако город к тому времени был обречен.

Испытание ежей

Документ из архива Гориккера: 1941 года, легкий танк т 26 при первом заезде на препятствие был выведен из строя, сорван люк масленого насоса и повреждены масло проводящие трубки в результате чего масло вытекло через 3-5 минут что привело к вынужденной остановки танка.


На изготовление одного ежа уходит в среднем 280-300 кг. металла и всего полтора часа рабочего времени, на установку краном 6 минут, но чаще обходились безо всякой техники, в ручную, для этого вполне достаточно двух человек. По схеме Гориккера ежи следует расставлять в шахматном порядке это ключевое условие не выполнялось, кроме того их часто связывали колючей проволокой, а это не правильно, ежи должны свободно перекатываться, чтоб в конечном итоге оказаться под днищем танка.


Еж с танком не воюет он его задерживает, далее говорят пушки, а их то и не хватало зимой 1941 года, и пехотинцам которые находились рядом ничего не могли сделать, зачастую у них даже нет противотанковых ружей. На тех участках фронта где за ежами находились противотанковые орудия, эффективность ежей была высокой. Ежи в общем оправдали себя, если противотанковый еж устанавливался во взаимосвязи и обеспечивался огнем, установкой мин, и артиллерией. К концу ноября Гориккеру удалось исправить ошибки, связанные с боевым применением ежей, суровое время учит правильно их изготавливать и грамотно растравлять и удачно прикрывать огнем. В общей сложности при обороне Москвы используется 37.500 ежей.

Памятник противотанковым ежам в Химках

На 23 км Ленинградского шоссе в сотнях метрах от нынешней Москвы установлен монумент в виде противотанкового заграждения, здесь осенью 1941 года держали оборону 4 дивизии народного ополчения.


6 декабря 1966 года, Ленинградское шоссе, на 23 км Москвичи собрались на открытие самого необычного памятника защитника Москвы. Место дорогое советскому человеку, огромные противотанковые ежи символизируют беспримерную стойкость, этот монумент воздвигла молодежь столицы. Противотанковый еж единственный в мире заграждения получает второе рождение как мемориальный ансамбль. Гранит памятной доски хранит имена авторов монумента, здесь архитекторы проектировщики, об авторе самого ежа сведений нет, да и был ли он? Принято считать, что ежа сотворила неутомимая солдатская смекалка.


Использование противотанковых ежей Немцами.

Наши войска неудержимы в наступлении теперь в обороне Немецкие войска краснозвездные танки рвутся к Брелину, красноармейцы не верят своим глазам не может быть, Немецкие дороги ощетинились советскими ежами.

Со слов историка войны Еремеева: Немецкие войска вывезли 20.000 ежей и использовали их при обороне Берлина. Немцы настолько уверовали в эффективности русских ежей что стали устанавливать их не только на суши, но и на море в 1944 году их разместили в проливе Ламанш на мелководье у берегов Нормандии против десантных барж союзников.


Противотанковые ежи в других странах

В мире противотанковые ежи имеют сложившиеся название Чешский еж, 1938 году такое сооружении существовало и применялось как один из элементов Чешкой обороны. Чешского ежа делали из железобетона, форма у него другая, он может приподнять танк если он наедет на обе лапы ежа, если же на одну как бывает чаще, она уходит в землю или разрушается. У нас тоже можно было пустить всю бетонную промышленность на заливку таких ежей, но нужно было что-то быстрое и не дорогое. Руководство СССР приняло на вооружение более простую и надежную и эффективную конструкцию металлического ежа генерала Гориккера.



Необходимое предисловие

Господа модераторы, не сочтите за флейм. Небольшое обращение к сообществу. Точнее к любителям неконструктивной критики. Поймите меня правильно. Да, я «пиджак». Да, моя спец.подготовка в разы хуже, чем подготовка выпускников ВВУЗов. Но! Во-первых, у меня кое-какая подготовочка все-таки имеется, в отличие от многих ЖЖителей; я как и вы перелопатил серьезное количество литературы ДСП, да и ручками своими кое-что пощупал (спецфическое инженерное железо, черенок лопаты и прочее). Во-вторых, я сапер в 3 поколении, я в этом вырос. В-третьих, я не только любитель военной истории и «недоделанный» лейтенант ВС, я еще закончил высшее техническое учебное учреждение - головной ВУЗ строительной отрасли России, следовательно, по крайней мере, в инженерных вопросах заведомо шарю сильнее большинства гуманитариев.
Найти в сети интересный текст и «откопипастить» его - большого ума не надо. Свои статейки я пишу несколько иным образом. Это компиляция ПРОВЕРЕННЫХ материалов, найденных в сети (кому интересно, напишу где), древних материалов ДСП разных лет, рассказов офицеров инж.войск, моих собственных конспектов и знаний. Я не претендую на «роль бога», как написали мне недавно. Я очень благодарен alarik_o_shie и другим товарищам, которые ищут в моих работах реальные «косяки». Если есть опытные в рассматриваемых вопросах люди - пишите, исправляйте, дополняйте. Буду очень рад. На мой взгляд, вот в такой совместной работе и заключается одна из целей нашего и альтернативных сообществ. Конец «лирического отступления»

ПРОТИВОТАНКОВЫЕ ЕЖИ

Я думаю все, кто ездил в Москву из Шереметьево видели этот монумент:

Этот вид невзрывных инженерных заграждений стал своего рода символом героической обороны Москвы в 1941 году. Именно с этим сражением ассоциируется у большинства наших соотечественников противотанковый ёж. Хотя, это не совсем справедливо. Ежи применялись и в других местах, например, на Ленинградском фронте. Да и немцы в 44-45, когда стало горячо, вовсю применяли противотанковые ежи. Кстати, по мнению Ю.Веремеева, немцы, столкнувшись с дефицитом стали, вовсю применяли ежи, вывезенные в 41-42 с территории СССР. Что ж, вполне возможно...

Итак, что же такое противотанковый еж?
Википедия говорит четко:
"Противотанковый ёж — простейшее противотанковое заграждение, представляющее собой объёмные шестиконечные звёзды. Ежи менее эффективны, чем минные и прочие заграждения , зато их можно в больших количествах изготавливать из подручных материалов без применения высоких технологий и легко перебрасывать с одного участка на другой, что особенно ценно в военное время. "
Менее эффективны? Ну-ну. Нас учили, что НИ ОДНО невзрывное заграждение не эффективно само по себе. Только в купе с другими невзрывными и вместе со взрывными! И только находясь в зоне действительного огня огнвых средств поражения (извините за тавтологию). Ну это так. К слову. Высокий уровень. Википедия, однако.

А кто же их изобрел? "Противотанковые свойства рогаток открыли в Чехословакии (отсюда английское название ежа — Czech hedgehog, «чешский ёж»)"
Что ж, это комментировать не могу - этому нас не учили. Может и чехи. А может и ни.

"В СССР ёж испытал (независимо изобрёл или позаимствовал — неизвестно) генерал-майор Михаил Гориккер"
Вот это - правда, вот документ:

Лагерь КТТУ.

АКТ ИСПЫТАНИЯ.

1.3 - июля 1941 года комиссия в составе Секретаря ЦК КП/б/У по машинострению тов.БИБДЫЧЕНКО, зав.отделом Обороннной Промышленности ЦК тов.ЯЛТАНСКОГО, секретаря ГПК тов.ШАМРИЛО, Начальника Киевского Гарнизона Генерал-Майора тов.ГОРИККЕРА, Директоров заводов: БОЛЬШЕВИК - тов.КУРГАНОВА, 225 тов МАКСИМОВА, Ленкузня тов.МЕРКУРЬЕВА и представителей КТТУ полковника РАЕВСКОГО и военинженера 2 ранга КОЛЕСНИКОВА провела испытания противотанкового препятствия - 6-ти конечная звездочка изготовленная из рельс утиля, предложение Генерал-Майора техвойск тов.Гориккера.

Испытания производились на учебном поле КТТУ - Малом танкодроме грунт песчано-мягкий. Для испытания на преодоление препятствий выделен от КТТУ 2 танка БТ-5 и Т-26. Техническое состояние выделенных машин - вполне исправное. Противотанковые препятствия выставлены были в 4-е линии заграждений с промежутками между осями препятствий 2-3 мтр. по фронту 2-2,5 мтр.

Легкий танк Т-26 при первой заезде на препятствие был выведен из строя-сорван люк масляного насоса и повреждены маслоподводящие к трубке, в результате чего, масло из мотора вытекло через 3-5 минут, что привело к вынужденной остановке машин.

Танк БТ-5 за счет большого запаса динамического усилия первоначальную расстановку препятствий преодолевал имея в результате этого дефекта в виде помятости днище танка, что отразилось на его управлении и работе бортовых фрикционов и танк потребовал двухчасовой ремонт.

Наиболее эффективная расстановка противотанковых препятствий в варианте ледующей расстановки произведенной 3.7-41г.: препятствие в 4 линии заграждений с расстановкой звездочек в шахматном порядке по глубине 1-я линия заграждений через 6 мтр., 2-я линия заграждений через 4 мтр., 3-я линия заграждений к через 2 мтр. 4-я и последняя линия заграждений.

Расстояние между осями по фронту: 1-я линия 1.5 мтр., 2-я и последующие линии 2-2,5 мтр. дала положительный результат, на 1-й линии заграждений динамические усилия танка были частично заглушены, танк потерял скорость и на 2-й и 3-й линии вынужден остановиться, так как клык 2-1 линии попал между гусеницей и ведущим колесом-гусеничного хода и клык звездочки 3-й линии-уперевшись в днище носовой части танка приподнял последний на в воздух.

Данное положение без помощи из/вне не даетв озможность продолжать движение и отбуксировать танк после после расчистки поля от заграждения. Остановка же танка на заграждении является наиболее эффективным явлением для расстрела танков артиллерией по заранеее пристрелянным участкам установленного заграждения.ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Комиссия считает, что противотанковые препятствия шестиконечные звездочки являются эффективным противотанковым заграждением, это вид заграждени я мо но широко применять в районе уров, дефиле и особо важных направлениях.

См.н/об.
-2-

Количество препятствий "Звездочек" на 1 клм, до 1200 шт. Средний вес варианта облегченной конструкции сварного типа 200-250 кгр. Размеры-брусья по длине 1,9- 2 мтр всего 6 шт. на пересечении 3-х плоскостей.

Вес конструкции залитых сталью от 300-400 кгр.

Конструкции перевозимые на автомашинах и жел.дорожном транспорте в готовом виде к месту применения.

Конструкции не сложны и могут быть изготовлены любым заводом в большом количестве.

ПРИЛОЖЕНИЕ: Фотографии произведенных опытов.

П/ПОДПИСАЛИ: СЕКРЕТАРЬ ЦК КП/б/У /БИБДЫЧЕНКО/
ЗАВ.ОТД.ОБОРОН.ПРОМЫШЛ.Ц.К /ЯЛТАНСКИЙ
СЕКРЕТАРЬ К.П.К /ШАМРИЛО/
ГЕНЕРАЛ-МАЙОР /ГОРИККЕР/
ПОЛКОВНИК /РАЕВСКИЙ/
ВОЕНИНЖЕНЕР /КОЛЕСНИКОВ/
ДИРЕКТОР З-ДА "БОЛЬШЕВИК /КУРГАНОВ/
-"- 225 /МАКСИМОВ/
-"- ЛЕНКУЗНЯ /МЕРКУРЬЕВ/

Копия верна НАЧАЛЬНИК СЕКРЕТНОЙ ЧАСТИ
ТЕХНИК ИНТЕНДАНТ 2 РАНГА
-/ДВОРНИКОВ/-

А на последок, фотография, которую я сделал в родном районном военкомате. Что это? Противожигулевые ежи? Или детеныши противотанковых?

Противотанковый еж, так хорошо известный по документальным кинокадрам и фотоснимкам начального периода Великой Отечественной войны был изобретен в июне 1941 года начальником Киевского гарнизона начальником Киевского танко-технического училища генерал-майором технических войск Гориккер М.Л.


Изобретатель противотанкового ежа генерал-майор технических войск Гориккер Михаил Львович (1895-1955). В период Первой Мировой войны солдат Русской Армии. Награжден двумя Георгиевскими крестами. В Гражданскую войну комиссар полевых госпиталей Юго-Западного фронта, комиссар командных курсов тяжелой артиллерии, комиссар пехотных командных курсов. По окончании Гражданской войны главный инспектор Политуправления РККА по военно-учебным заведениям.
С 1929 по 1933 год слушатель Военной Академии Механизации и Моторизации РККА им.Сталина. По окончании академии назначается начальником Московского танко-технического училища. В 1938 году вместе с училищем переезжает в Киев.
В июне-июле 1941 года являясь начальником Киевского танко-технического училища, одновременно является начальником Киевского гарнизона и начальником обороны Киева.
В годы войны занимает последовательно должности начальника автотранспортного управления Главного Управления Автотранспортной и Дорожной службы РККА, начальника управления эксплуатации и автоперевозок Главного Автомобильного Управления, начальника автоуправления Ленинградского фронта, начальника инспекции Главного автотранспортного управления РККА,.
В послевоенные годы начальник Орджоникидзевского, затем Рязанского автомобильного училища.
Награжден орденом Ленина, двумя орденами Боевого Красного Знамени, орденом Отечественной войны, орденом Красной звезды, орденом Знак Почета, медалью XX лет РККА, медалями "За оборону Москвы", За оборону Лениграда", За оборону Сталинграда", "За победу над Германией" и другими медалями.
В заключение необходимо отметить, что описывая противотанковый еж в статье "Противотанковые ежи", автор статьи тогда еще не знал, что этот вид заграждений по достоинству оценили и немцы. Ведь у танков Pz Kpfw II, Pz Kpfw III, Pz Kpfw IV ежи, кроме всего прочего, еще и пропарывали днище, повреждали трансмиссию или двигатель.
В заключительный период войны (осень 44 - весна 45) в период боев в Польше, Померании, Берлине наши танкисты встретили, только уже с той стороны своих старых знакомых - противотанковые ежи, которые немцы широко использовали в том же качестве, что и РККА в 41. Об этом пишет в своей статье "Противотанковый еж-символ войны" сотрудник ЦМВС России В.Н. Старовойтов. Осталось только неясным - прибрали-ли хозяйственные и бережливые немцы тогда в 41-м до тяжелых времен советские ежи, или они в конце войны делали их сами. Вероятнее первое. Тогда у них уже не хватало ни металла, ни времени ни сил на их изготовление.
Ниже публикуются документы, подтверждающие, что противотанковый еж был изобретен в июне 1941 года начальником Киевского гарнизона генерал-майором технических войск Гориккер Михаилом Львовичем. Документы представлены автору статьи сыном изобретателя Гориккером В.М и внуком Смелковым В.В. Подлинные экземпляры этих документов в настоящее время хранятся в Центральном музее Вооруженных Сил России в Москве.

Лагерь КТТУ - Сырец 3,7 1941 года.

АКТ ИСПЫТАНИЯ.

1.3 - июля 1941 года комиссия в составе Секретаря ЦК КП/б/У по машинострению тов.БИБДЫЧЕНКО, зав.отделом Обороннной Промышленности ЦК тов.ЯЛТАНСКОГО, секретаря ГПК тов.ШАМРИЛО, Начальника Киевского Гарнизона Генерал-Майора тов.ГОРИККЕРА, Директоров заводов: БОЛЬШЕВИК - тов.КУРГАНОВА, 225 тов МАКСИМОВА, Ленкузня тов.МЕРКУРЬЕВА и представителей КТТУ полковника РАЕВСКОГО и военинженера 2 ранга КОЛЕСНИКОВА провела испытания противотанкового препятствия - 6-ти конечная звездочка изготовленная из рельс утиля, предложение Генерал-Майора техвойск тов.Гориккера.
Испытания производились на учебном поле КТТУ - Малом танкодроме грунт песчано-мягкий. Для испытания на преодоление препятствий выделен от КТТУ 2 танка БТ-5 и Т-26. Техническое состояние выделенных машин - вполне исправное. Противотанковые препятствия выставлены были в 4-е линии заграждений с промежутками между осями препятствий 2-3 мтр. по фронту 2-2,5 мтр.
Легкий танк Т-26 при первой заезде на препятствие был выведен из строя-сорван люк масляного насоса и повреждены маслоподводящие к трубке, в результате чего, масло из мотора вытекло через 3-5 минут, что привело к вынужденной остановке машин.
Танк БТ-5 за счет большого запаса динамического усилия первоначальную расстановку препятствий преодолевал имея в результате этого дефекта в виде помятости днище танка, что отразилось на его управлении и работе бортовых фрикционов и танк потребовал двухчасовой ремонт.
Наиболее эффективная расстановка противотанковых препятствий в варианте ледующей расстановки произведенной 3.7-41г.: препятствие в 4 линии заграждений с расстановкой звездочек в шахматном порядке по глубине 1-я линия заграждений через 6 мтр., 2-я линия заграждений через 4 мтр., 3-я линия заграждений к через 2 мтр. 4-я и последняя линия заграждений.
Расстояние между осями по фронту: 1-я линия 1.5 мтр., 2-я и последующие линии 2-2,5 мтр. дала положительный результат, на 1-й линии заграждений динамические усилия танка были частично заглушены, танк потерял скорость и на 2-й и 3-й линии вынужден остановиться, так как клык 2-1 линии попал между гусеницей и ведущим колесом-гусеничного хода и клык звездочки 3-й линии-уперевшись в днище носовой части танка приподнял последний на в воздух.
Данное положение без помощи из/вне не даетв озможность продолжать движение и отбуксировать танк после после расчистки поля от заграждения. Остановка же танка на заграждении является наиболее эффективным явлением для расстрела танков артиллерией по заранеее пристрелянным участкам установленного заграждения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Комиссия считает, что противотанковые препятствия шестиконечные звездочки являются эффективным противотанковым заграждением, это вид заграждени я мо но широко применять в районе уров, дефиле и особо важных направлениях.
см.н/об.

Количество препятствий "Звездочек" на 1 клм, до 1200 шт. Средний вес варианта облегченной конструкции сварного типа 200-250 кгр. Размеры-брусья по длине 1,9- 2 мтр всего 6 шт. на пересечении 3-х плоскостей.
Вес конструкции залитых сталью от 300-400 кгр.Конструкции перевозимые на автомашинах и жел.дорожном транспорте в готовом виде к месту применения.
Конструкции не сложны и могут быть изготовлены любым заводом в большом количестве.

ПРИЛОЖЕНИЕ: Фотографии произведенных опытов.

П/ПОДПИСАЛИ:

СЕКРЕТАРЬ ЦК КП/б/У /БИБДЫЧЕНКО/
ЗАВ.ОТД.ОБОРОН.ПРОМЫШЛ.Ц.К /ЯЛТАНСКИЙ
СЕКРЕТАРЬ К.П.К /ШАМРИЛО/
ГЕНЕРАЛ-МАЙОР /ГОРИККЕР/
ПОЛКОВНИК /РАЕВСКИЙ/
ВОЕНИНЖЕНЕР /КОЛЕСНИКОВ/
ДИРЕКТОР З-ДА "БОЛЬШЕВИК /КУРГАНОВ/
-"- 225 /МАКСИМОВ/
-"- ЛЕНКУЗНЯ /МЕРКУРЬЕВ/
Копия верна НАЧАЛЬНИК СЕКРЕТНОЙ ЧАСТИ
ТЕХНИК ИНТЕНДАНТ 2 РАНГА
-/ДВОРНИКОВ/-

Ёж делают из трёх кусков стального проката (обычно двутавра - рельс, уголок и т. д. менее прочны) таким образом, чтобы концы балок образовывали октаэдр. Соединяют балки заклёпками на косынках (конструкция должна выдерживать вес танка - до 60 тонн). На ежах промышленного производства оставляют отверстия для колючей проволоки, одну из балок делают съёмной. Чтобы осложнить работу вражеским сапёрам, ежи можно соединять цепями или тросами, минировать территорию вокруг и т. д.
Ежи устанавливаются на твёрдом грунте (лучше всего подходит асфальтовое покрытие улиц). Бетон не годится - по бетону ёж будет скользить. Если танкист попытается оттолкнуть ёж, тот перекатывается под днище, и танк оказывается поднятым. Гусеницы теряют сцепление с землёй, танк начинает буксовать и зачастую оказывается неспособен съехать с ежа; выступающая балка может даже пробить днище. Обороняющимся силам остаётся только уничтожать остановившиеся танки и не давать танкистам растащить ежи буксирными тросами. А если противник повёл танки другим путём - противотанковая оборона тем более выполнила свою задачу.
Ежи имеют размер около 1 м в высоту - больше дорожного просвета танка, но ниже его лобового листа. Нецелесообразно делать ежи больших размеров - ёж, который окажется выше лобового листа, танк легко сдвинет.