Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Какие истребители стоят на вооружении кндр. ”я становлюсь смертью”

Вооруженные силы стран мира

Несмотря на очень слабую экономику и почти полную международную изоляцию КНДР, ее ВС (КНА – Корейская народная армия) остаются одними из крупнейших и сильнейших в мире. КНА строится под лозунгами «чучхе» («опора на собственные силы») и «сонгун» («всё для армии»). В годы холодной войны Северная Корея получала военную помощь от СССР и КНР. В настоящее время эта помощь полностью прекратилась: со стороны России – из-за низкой платежеспособности Пхеньяна, со стороны Китая – из-за его крайнего недовольства политикой КНДР. Практически единственным партнером КНДР в военной области является Иран, с которым идет постоянный обмен военными технологиями. При этом Пхеньян продолжает развивать ракетно-ядерную программу и поддерживать огромные обычные силы. В стране имеется развитый ВПК, способный производить почти все классы боевой техники: ракеты, танки, БТР, артиллерийские орудия и РСЗО, боевые корабли, катера и ПЛ, как на основе иностранных проектов, так и собственные образцы. Не создано в КНДР только самолетов и вертолетов, хотя возможна их сборка из иностранных комплектующих (при наличии таковых).

Из-за крайней закрытости Северной Кореи, сведения о ее ВС, особенно о количестве техники, являются приблизительными и оценочными, именно так и следует к ним подходить.

Ракетные войска КНА включают значительное количество баллистических ракет различной дальности.

Силы специальных операций КНА являются, как минимум, четвертыми в мире по размерам (после США, КНР, РФ), а, возможно, даже вторыми после американских. CCО включают три компонента.

Спецназ сухопутных войск – 12 бригад, 25 батальонов.

ВДВ – 7 бригад, 1 батальон.

Морской спецназ – 2 бригады.

Сухопутные войска , численность которых составляет почти 1 млн. чел., делятся на 4 стратегических эшелона. Включают до 20 корпусов.

Танковый парк КНА насчитывает до 4 тыс. основных и не менее 250 легких танков.

Имеется более 1,7 тыс. БМП и БТР.

Общее количество САУ, буксируемых орудий и минометов может достигать 10 тыс. единиц. Количество РСЗО превышает 5 тыс. единиц.

По количеству почти всех классов техники сухопутные войска КНА занимают, как минимум, 4-е место в мире. Столь огромное ее количество в значительной степени компенсирует ее архаичность. Особенно это относится к артиллерии, по количеству стволов которой КНА находится на втором месте в мире после НОАК. Северокорейская артиллерия способна создать в прифронтовой зоне настоящее «море огня», подавить же такое количество артиллерии невозможно физически.

ВВС КНДР организационно состоят из 6 авиадивизий и 3 зенитно-ракетных бригад.

Имеется до 200 бомбардировщиков и штурмовик, до 600 истребителей, более 300 учебных самолетов, до 300 вертолетов различного назначения.

Вся наземная ПВО включена в состав ВВС. В ее составе до 80 дивизионов ЗРК, до 6 тыс. ПЗРК, до 11 тыс. ЗСУ и зенитных орудий.

Почти вся техника ВВС и ПВО КНА крайне устарела. До определенной степени это компенсируется большим количеством, но в данном случае фактор количества имеет гораздо меньшее значение, чем для сухопутных войск. Впрочем, действия авиации любого противника на малых высотах будет крайне затруднено горной местностью и огромным количеством ПЗРК и зенитных орудий в северокорейской ПВО. Старые самолеты вполне могут быть использованы в роли камикадзе, в т.ч. и с ядерным оружием.

ВМС КНДР делятся на Западный флот (включает 5 военно-морских районов, 6 эскадр) и Восточный флот (7 ВМР, 10 эскадр). В силу геополитических причин обмен кораблями между флотами невозможен даже в мирное время, поэтому каждый флот опирается на свою кораблестроительную базу.

По числу боевых единиц ВМС КНДР, возможно, являются крупнейшими в мире, однако почти все эти единицы крайне примитивны. В частности, северокорейские корабли и катера вообще не имеют ЗРК. Впрочем, для действий в прибрежных водах ВМС КНДР обладают очень значительным потенциалом. Наиболее сильной их стороной является наличие большого количества малых ПЛ, способных как высаживать на вражеское побережье группы спецназа, так и действовать против кораблей противника на мелководье. В ходе регулярных стычек между северокорейскими и южнокорейскими боевыми катерами преимущество, как правило, оказывается на стороне первых.

Имеется до 100 ПЛ различных классов, не менее двух сторожевых кораблей (фрегатов), до 30 корветов, до 40 ракетных катеров.

ВМС КНДР являются практически единственным в мире флотом, который продолжает в массовом порядке эксплуатировать торпедные катера (не менее 100 единиц). Имеется до 200 сторожевых катеров, до 30 тральщиков, более 300 десантных кораблей и катеров.

Береговая оборона охватывает всё побережье КНДР. В ее составе 6 бригад.

В целом, заметная техническая отсталость КНА во многом компенсируется огромным количеством вооружения, техники и личного состава, хорошим уровнем боевой подготовки и фанатизмом военнослужащих. Кроме того, КНА очень хорошо приспособлена к действиям в условиях горной местности, занимающей большую часть Корейского полуострова. Это делает ее опаснейшим противником даже для трех сильнейших армий мира (американской, китайской, российской) и совершенно непобедимой для всех остальных.

В связи с новым накалением обстановки, хочу проанализировать соотношение вооруженных сил РК и КНДР.


Республика Корея

ВВС Республики Корея не очень велики численно, но весьма современны и находятся в хорошем состоянии.

Их основу составляют 42 тяжелых истребителя F-15K (на 60% состоящих из местных компонентов). Аппараты являют собой переработанную и улучшенную версию F-15E дополненную современным инфракрасным оборудованием, улучшенными радарами и интерактивной шлемовой системой управления.

Наиболее массовой машиной является F-5E "Tiger" (174 машины в составе ВВС). Значительная часть машин местного производства. Все машины - модификации E.

Следующей по массовости машиной является истребитель F-16, коих в наличии 170 (35 F-16C, 90 KF-16C и 45 KF-16D, последние машины местной сборки). Все машины адаптированы под современные боеприпасы. Модификация всех машин - блок 32 и выше.

Старых машин на вооружении сравнительно меньше. В настоящее время в наличии 68 истребителей-бомбардировщиков F-4 Phantom-2, переквалифицированных в штурмовики.

Легкая тренировочная-штурмовая авиация представлена, в первую очередь, 64 легкими трейнерами KAI T-50. Еще около 80 таких машин планируется к производству. Эти легкие штурмовики имеют скорость до 1,4-1,5 МаХа, радиус действия - 1851 километров, и могут нести разнообразную нагрузку, включающую лазерные бомбы, ракеты "воздух-воздух" и аналоги.

Парк вертолетов сравнительно невелик, и включает в себя, в основном, старые американские модели транспортных, легких и многоцелевых вертолетов.

В ведении ВВС также находится система ПВО страны. На 2010 год, она представлена 6 батареями по 8 пусковых установок "Пэтриот" PAC-2 (бывшие германские, всего имеется 148 ракет) и 24 батареями MIM-24 HAWK (около 600 ракет). Все ракетные установки интегрированы в систему радаров AN/MQP-64 Sentinel

Корейская Народно-Демократическая Республика

ВВС КНДР, по контрасту, поражают количеством наличных машин, но их качество далеко от идеального. Всего имеется около 1500 самолетов, большей частью - устаревших.

Наиболее новыми машинами ВВС являются 35 истребителей МИГ-29S с улучшенной системой управления огнем. Эти машины, по сути дела, являются единственными современными истребителями. По существующим данным, большая часть этих машин сконцентрирована в ПВО Пхеньяна, что может быть объяснено лишь параноей властей страны (т.к. ПВО Пхеньяна и так является достаточно сильным, и 35 истребителей мало что к нему прибавляют). Вероятно, машины поддерживаются в хорошем состоянии.

Следующим по возрасту истребителем является Миг-23МЛ, коих имеется 46 (еще 10 Миг-23Р). Эта машина представляет собой облегченную высокоманевренную версию обычного Миг-23, ориентированную на ракетные дуэли. В теории, машины могут нести Р-23 и Р-60, которые есть на вооружении.

Самым массовым истребителем является Миг-21, коих на вооружении около 190 (включая лицензионные китайские). Предположительно - из-за проблем с запчастями - лишь часть этого авиапарка является летнопригодной. Это полностью устаревшие, сильно изношенные модели, составлявшие основу авиапарка КНДР в 1960-1980. Вероятнее всего, в настоящее время для них еще и трудно найти пилотов, так как из-за проблем с горючим, большая часть авиапарка простаивает.

Также, в наличии имеется около 200 совершенно устаревших истребителей класса Миг-17 китайского производства. Эти машины не представляют никакой боевой ценности, и, в соответствии с их характеристиками, не более боеспособны чем современные легкие тренировочные самолеты. Предположительно, они имеют только пушечное вооружение. Трудно понять смысл поддержания парка столь устаревших самолетов, если из-за проблем с горючим, их пилоты давно уже не совершали вылетов. Единственным возможным применением для них является роль штурмовиков в прифронтовой полосе.

По неизвестным причинам, на вооружении ВВС КНДр все еще имеются свыше 80 старых реактивных бомбардировщиков ИЛ-28. Трудно понять, какую роль отводят этим машинам генералы КНДР. Возможно, их роль предполагается в доставке массового поражения, хотя трудно понять, как эти старые медлительные самолеты могут вообще выжить в современной войне.

Штурмовая авиация КНДР представлена большим числом самолетов, в основном - старых моделей. Это Су-7, Су-22, Q-5 - общим числом свыше 98. Хотя для штурмовиков моральное устаревание не столь важно, как для истребителей, все же эти машины в настоящее время вряд ли боеспособны (из-за сильного износа и плохой обученности пилотов)

Единственными современными штурмовиками являются L-29 (12 штук) и Су-25, в количестве 36 машин.

Вертолетный парк КНДР достаточно силен, хотя все же весьма малочисленен. Его основу составляют вертолеты старых моделей - Ми-2 и Ми-4 (около 200 машин), в большинстве своем устаревшие. Наиболее современными машинами являются боевые Ми-24 (24 штуки), транспортные Ми-26 (4 штук), транспортыне Ми-8 (15 штук) и милитаризованные гражданские вертолеты MD 500D американской постройки (87 штук)

В целом, судя по состоянию ВВС КНДР, они представляют собой весьма незначительную боевую силу. Хотя ОТДЕЛЬНЫЕ машины и пилоты, вероятно, не уступают южанам, в целом, уровень подготовки пилотов, скоере всего, ниже, из-за нехватки топлива. Помимо этого, значительная часть машин физически устарела, и отличается низкой безопасностью.

До определенной степени, это компенсируется мощной и продуманной системой ПВО страны. Система ПВО КНДР является одной из самых насыщеных и глубоко эшелонированных в мире. Хотя она не имеет по-настоящему эффективных комплексов, она все же поражает своей насыщенностью.

Основу ПВО КНДР составляют 24 пусковые установки ракет С-200. ПРЕДПОЛОЖИТЕЛЬНО, они дополнены локально производимым аналогом С-300, но данная информация - в лице очевидных неудач КНДР в ракетостроении и электронике - не выглядит достоверной.

Наибоеле массовыми комплексами ПВО страны являются комплексы С-125 (128 пусковых установок) и С-75 (240 пусковых установок)

Парадоксально, но на вооружении КНДР еще состоит комплекс С-25, снятый с вооружения во всех странах. Трудно объяснить почему, но эти неуклюжие и дряхлые ракеты составляют основу ПВО Пхеньяна. Сохранение их на вооружении объясняется или отсутствием какой-либо возможности замены (что явно говорит не в пользу предположительного производства в КНДР С-300) либо некомпетентностью военного руководства, считающего, что "главное-количество". Вне всякого сомнения, ресурсы, пожираемые этим безнадежно устаревшим комплексом, могли бы быть гораздо более разумно использвоаны на поддержание С-200!

Полевая представлена комплексами "Круг", "Куб", "Стрела", "Игла" и "Бук", всего свыше 1000 единиц ракет. Точное количество пусковых неизвестно.

В наличии также имеется свыше 11000 единиц зенитной артиллерии. По большей части, это устаревшие образцы самого разного происхождения. Ни одна из них не является современной, и их реальная боеспособность близка к нулю.

В целом, ВВС КНДР, представляют собой мощную силу, но исключительно благодаря системе ПВО. Собственно истребительный элемент очень слаб, что усугубляется еще и недостаточной подготовкой летчиков.

в Избранное в Избранном из Избранного 0

По просьбам коллеги sergey289121, а так же персонально для коллеги 20624 выкладываю обзор ВВС последователей Чучхе. К счастью, тут все гораздо спокойнее чем со флотом, сами корейцы даже не пытались строить свои самолёты, закупая их у Китая и СССР. ВВС КНДР очень многочислены, в основном за счет крайне устаревших самолётов. Возможно эффективнее было иметь 2-3 десятка адекватных и подходящих под нужды маленькой страны самолетов, чем этот гигантский летающий музей. В последние несколько лет КНДР пыталась закупить авиацию у России и Китая, но получила отказ, как из-за политических разногласий, так и из-за отсутствия у КНДР средств на покупку.

Приведенный ниже перечень самолетов - это общее количество авиации. Боеспособны не более трети каждого типа самолетов.

1. Воздушную гвардию составляют 14 истребителей четвертого поколения МиГ-29. Теоретически в случае конфликта они могут на некоторое время прикрыть небо над Пхеньяном, обеспечить хотя бы локальное превосходство на линии фронта они не смогут в силу своей малочисленности. Судя по фотографиям красить их приходиться масляной краской, что думаю не плохо характеризует и все остальное их состояние.

2. СССР поставил КНДР 46 истребителей МиГ-23, собственно это второй и последний тип истребителя КНДР способный вести хоть какой-то воздушный бой, но будучи великолепным самолетом для 70-х, сейчас (тем более при отстуствии модернезации и плачевном состоянии ремонтной базы) годиться наверное лишь на то, чтобы героически погибнуть, пытаясь прикрыть разворачивающиеся войска.
3. Наибольшее количество имеют истребители МиГ-21. Их КНДР имеют аж 130 штук. К сожалению это самолеты ранних модификаций, и чем поддерживать их в рабочем состоянии думаю лучше бы было пустить их под пресс, все равно их боевая ценность равно нулю, а ракет воздух-воздух у КНДР дефецит, на все самолеты не хватит.


4. Продолжаем путь в прошлое. КНДР имеет от 60 до 100 истребителей МиГ-19 китайского производства. Не уверен что самолеты возрастом в 50 лет способны летать. Аллюминий стареет… А запчастей к ним уже давно нету.
5. Так же стоит упоминуть до сих пор не снятый с вооружения КНДР, истребитель первого поколения МИГ-15. Тут сами понимаете добавить просто нечего. Число их на данный момент указывать бесполезно, хоть поставлено из СССР и Китая их не менее 300.


6. Ударная авиаия представлена прежде всего 20 штурмовиками Су-25. Действительно хорошие, хоть и несколько устаревшие самолеты. Так же не проблемой для них будут и неуправляемые ракеты. Но без истребительного прикрытия - это в лучшем случае оружие одного удара.


7. Ну и как же без антиквариата. КНДР имеет 18 истребителей-бомбардировщиков СУ-7. Если верить википедии, то они не летают, а просто стоят по края аэродрома, создавая видимость самолетов.


8. СССР и Китай поставили КНДР не менее 80 бомбардировщиков ИЛ-28. О боевой ценности и наличии в строю самолетов, построенных по опыту ВМВ можно только догадываться.


9. Транспортная авиация представлена девятью самолетами Ан-24.
10. И огромным количеством Ан-2 (не менее 300 штук) они не летают а стоят на консервации, но тем не менее, в случае войны именно на них выпадет основная тяжесть перевозок. Их преимущество в том, что такой самолет стоит дешевле требуемой на его сбите ракеты.


11. В качестве многоцелевого вертолета КНДР закупила через третьих лиц 60 американских вертолетов Боинг MD-500 . Как использовать в качестве военного гражданский, ну в лучшем случае полицейский вертолет -не знаю) Но по крайне мере они новые, а значит могут летать. В принципе, думаю не самый плохой вертолет для пограничной службы.


12. Так же Северная Корея имеет не менее 200 совестких и китайских вертолетов, наиболее новыми из которых являются Ми-17. В принипе не плохой вертолет, как известно он до сих пор стоит на вооружении многих стран, в том числе и Южной Кореи. Если КНДР решила вопрос с запчастями, то всё отлично)


Кроме них на вооружении стоят некоторое количество МИ-2 и Ми-4.

5 июня 1950 в 15 часов по средне корейскому времени пара истребителей Як-9П с опознавательными знаками северокорейских ВВС появилась над аэродромом Кимпхо вблизи Сеула, где лихорадочными темпами велась эвакуация американцев в предвидении скорого захвата южнокорейской столицы наземными поисками КНДР. "Яки" обстреляли вышку КДП, уничтожили топливную цистерну, а затем повредили стоявший на земле военно- транспортный самолет С-54, принадлежавший ВВС США. Одновременно звено "яков" повредили 7 самолетов ВВС ЮКА в аэропорту Сеула. В 19:00 "Яки" вновь штурмовали Кимпхо - добили С-54. Это был первый боевой эпизод войны в Корее и дебют северокорейских ВВС.

Формирование ВВС Северной Кореи началось гораздо раньше описываемых выше событий. Не прошло и трех месяцев после окончания Второй мировой войны, а великий вождь корейского народа Ким Ир Сен уже произнес речь "Создадим ВВС Новой Кореи" (29 ноября 1945 г.). Создавать авиацию, как и армию в целом, пришлось фактически па голом месте -те авиабазы и авиаремонтные предприятия, которые остались на территории Кореи от японцев, были сосредоточены, в основном, на юге полуострова и достались американцам, а потом Южной Корее. Подготовка кадров ВВС "новой Кореи" началась (по опыту "великого северного соседа") с организации авиаклубов в Пхеньяне, Синджу, Чхонджине - там, где базировались авиационные части советских оккупационных войск. Советскими же были инструкторы, программы и самолеты: По-2, УТ-2, Як-18 (возможно, имелись также Як-9У, Ла-7, Як-11). Серьезной проблемой был подбор летно-технических кадров. Тех корейцев, которые служили в японских ВВС в годы войны объявили "врагами народа" - их полагалось отлавливать и судить. Интеллигенция, буржуазия и другие наиболее грамотные представители корейского общества после прихода советских войск в большинстве своем бежали в американскую зону оккупации, предугадывая, наверное, чем в реальности может стать "светлое царство социализма "по-корейски". С другой стороны, основу корейского населения составляли малограмотные крестьяне, имевшие весьма смутные представления об авиации. Простого "пахаря-рисовода" можно было сравнительно легко обучить стрелять из ППШ или мосинской винтовки, вдолбив предварительно в его голову несколько тезисов из "Программы Временного народного комитета Северной Кореи", но сделать из него летчика являлось достаточно сложной задачей.

Отчасти эту проблему решили за счет перешедших на службу Ким Ир Сену военных специалистов из Советской Армии (из числа подходящих, в прямом и переносном смысле, лиц - советских китайцев, корейцев, бурят и пр.) В остальном в авиаклубы и созданные чуть позже военно-авиационные училища коммунисты старались привлекать наиболее грамотную молодежь, и в первую очередь, из числа студентов, причем как юношей так и девушек. "Первой ласточкой" новых ВВС на севере Кореи стали начавшиеся и конце 1917 года регулярные рейсы военно-транспортных самолетов Ли-2 и С-47 из Пхеньяна в Советское Приморье (Владивосток, Хабаровск) и Китай (Харбин). Полеты выполняли смешанные советско-корейские экипажи. Главной задачей этих полетов было поддержание регулярной связи между "Временным комитетом", а затем и правительством КНДР с "братскими партиями".

В 1948 году Корейский полуостров покинули войска СССР и США. Практически сразу же "Временный народный комитет Северной Кореи" объявил о создании Корейской народной армии - КНА и лишь спустя полгода была образована Корейская народно-демократическая республика - такая нетрадиционная последовательность позволила Пхеньяну уже к концу 1948 года иметь довольно мощную армию из нескольких дивизий, оснащенную советским вооружением.

Разумеется, во всех штабах сидели советские (иногда - китайские) военные советники. Военно-воздушными силами КНДР командовал генерал Ван Лен и его советник полковник Петрачев. Официально под их управлением находилась к середине 1950 г. одна смешанная авиадивизия, но численность ее значительно превосходила советскую. По оценкам американцев КНДР имела на вооружении 132 боевых самолетов, том числе 70 истребителей Як-3, Як-7Б, Як-9 и Ла-7, а также 62 штурмовика Ил-10. Точную численность представляют советские военные советники: 1 АД (1 ШАП - 93 Ил-10, 1 ИАП - 79 Як-9. 1 УчАП - 67 учебных самолетов и самолетов связи), 2 авиатехнических батальона. Итого - 2829 человек. Костяк ВС составляли как бывшие советские авиаспециалисты, так и летно- технический персонал, прошедший в 1946-50 гг. обучение в СССР, Китае и непосредственно на территории КНДР.

Так, в донесениях американских пилотов первых недель войны есть упоминания о встречах н воздухе с северокорейскими реактивными истребителями "реданной" схемы (Як-17, Як-23 или даже Як-15), из чего американские историки делают вывод о том, что ВВС КНДР накануне войны начали осваивать реактивную технику. Подтверждений этому в советских источниках нет, хотя известно, что китайцы в это время (т.е. при обучении на МиГ-15, а МиГ-15УТИ тогда еще не было) тренировались на Як-17УТИ. Эти самолеты имелись, в частности, в Мукдене. Впрочем, американским пилотам в небе Кореи мерещились северокорейские и китайские Ла-5. Пе-2, Як-7, Ил-2 и даже "Аэрокобры" !

Разговор о причинах и ходе Корейской войны выходит за рамки данного повествования, поэтому мы коснемся этих событий вкратце. Нас интересует эта война постольку, поскольку се события так или иначе сказались на становлении ВВС Северной Кореи. Первоначально боевые действия шли удачно для Пхеньяна; танковые колонны почти беспрепятственно продвигались вперед, а "яки" и "илы" обеспечивали им поддержку с воздуха. За "бои" в районе Сеула и Тэчжона некоторые части Корейской народной армии получили даже гвардейские звания. Среди них были четыре пехотных и одна танковая бригада,четыре пехотных и два зенитно-артиллерийских полка, отряд торпедных катеров. В числе прочих звания "Гвардейский Тэчжонский" удостоился и истребительный полк ВВС КНДР. По сей день этот часть является единственной гвардейской среди северокорейских ВВС.

Итак, на начальном этапе успех был на стороне Северной Кореи. Так продолжалось до тех пор, пока и войну не вмешались США. Как результат, уже к началу августа 1950 г. авиация северян была разгромлена и перестала оказывать сколь-нибудь существенное сопротивление войскам ООН. Остатки ВВС перелетели на китайскую территорию. Непрерывные атаки американской авиации вынудили наземные части КНА перейти к ночным боевым действиям. Но после высадки 15 сентября 1950 г в тылу войск КНДР в районе Инчхона морского десанта войск ООН и одновременного начала контрнаступления американцев с Пусанского плацдарма Корейская народная армия вынуждена была начать "временное стратегическое отступление" (в переводе на русский - драпанула на север). Как итог к концу октября 1951 г. северокорейцы потеряли 90% территории, а их армия была почти полностью разбита.

Положение выправил ввод в Корею "Корпуса китайских народных добровольцев" маршала Пэн Дехуая под прикрытием советского 64-го истребительного авиакорпуса ПВО, оснащенного самолетами МиГ-15. Китайские добровольцы отбросили американцев и их союзников за 38-ю параллель, но были остановлены на этих рубежах. Что касается ВВС КНДР, то зимой 1950-51 гг. активно действовали только широко описываемый в литературе полк ночных бомбардировщиков, летавший сначала на По-2, затем на Як-11 н Як-l8. Но, как это не покажется странным, реальная ценность от их боевой работы была. Недаром янки серьезно обсуждали "проблему По-2". Кроме того, что "чокнутые китайские будильники", как называли их американцы, постоянно давили ни психику противника, они наносили и ощутимый урон. Впоследствии к ночной работе подключили пару эскадрилий из 56-го истребительного авиаполка и некоторые китайские авиачасти - те и другие в основном летали на Ла-9/11!. В ноябре-декабре 1950 г. началось формирование китайско-корейской Объединенной воздушной армии (ОВА). Доминировали в ней китайцы, командовал ОВА также китайский генерал Лю Чжень. На 10 июня 1951 г. в ВВС КНА имелось 136 самолетов и 60 хорошо подготовленных летчиков. В декабре к боевым действиям приступили две китайские истребительные дивизии на МиГ-15. Позже, к ним присоединилась авидивизия КНА (к концу 1952г. их число было доведено до трех).

Однако активность корейской авиации оставляла желать лучшего. Основную тяжесть борьбы с авиацией противника несли ИА и ЗА 64ИАК, так что основой ПВО КНДР были советские части, а корейцы и китайцы играли на протяжении большей части войны вспомогательную роль. И их ПВО хоть и была, но была в соответствующем состоянии.

Чуть ли не единственными подразделениями ПВО оставались группы "стрелков-охотников за самолетами", созданные по приказу Ким Ир Сена от 2.12.1950 г. Смысл этого "великого почина" сводился к тому, что в каждом стрелковом полку выделялся взвод, начинавший борьбу с вражескими самолетами при помощи подручных средств - от станковых и ручных пулеметов до тросов, натягиваемых между вершинами близлежащих сопок. По утверждениям северокорейской пропаганды, некоторые группы (например, расчет Героя КНДР Ю Ги Хо) ухитрились таким образом насбивать по 3-5 вражеских самолетов! Даже если считать эти сведения преувеличенными, то остается фактом, что "стрелки-охотники" стали на фронте массовым явлением и попортили ооновским летчикам немало крови.

В день подписания перемирия 27 июня 1953 г. северокорейская авиация была еще малобоеспособной, но количественно уже превышала довоенную. Разные эксперты оценивают ее численность в этот период в 350-400 самолетов, в том числе не менее 200 МиГ-15. Все они базировались на китайской территории, поскольку довоенные аэродромы в Северной Корее были разрушены и в ходе войны не восстанавливались. К концу 1953 г. Корпус китайских добровольцев был выведен с территории КНДР и позиции на 38-й параллели перешли под контроль частей КНА. Началась глубокая реорганизация всех родов войск северокорейской армии, сопровождавшаяся обширными поставками из СССР новой военной техники.

Для ВВС ударными темпами строился десяток авиабаз, создавалась единая система ПВО вдоль 38-й параллели с радиолокационными станциями, постами ВНОС, линиями связи. "Линия фронта" (так в КНДР до сих пор именуют полосу разъединения войск) и крупные города были плотно прикрыты зенитной артиллерией. В 1953 г. начался и полный переход ВВС КНДР ни реактивную технику: последующие три года из СССР и Китая были получены большие партии МиГ-15. Еще до конца войны поступили первые реактивные бомбардировщики Ил-28, десять из них приняли участие в "Параде победы" 28 июля 1953 г. над Пхеньяном.

В военной авиации произошли и крупные организационные изменения - из состава ВВС были выделены: командование ПВО, морская и армейская авиация.
В подчинение штаба ПВО вошли система обнаружения воздушных целей, зенитная артиллерия и истребительная авиация. Морская авиация включала несколько истребительных эскадрилий, прикрывавших крупные порты, и небольшое количество Ил-28, предназначенных для разведки и атаки морских целей. Армейская авиация с 1953 г. вела и все гражданские авиаперевозки внутри КНДР, особенно велик был их объем в первые послевоенные годы, пока мосты, шоссейные и железные дороги оставались не восстановленными. Кроме старых По-2 и Ли-2 армейская авиация получила Ан-2, Ил-12 и Як-12. По непроверенным данным, именно в 1953-54 гг. северокорейцы начали авиационную заброску своей агентуры на Юг. При этом самолеты армейской авиации не только выбрасывали парашютистов, но и совершали тайные посадки на территории Южной Кореи. Один из Ан-2, целиком покрашенный в черный цвет, был во время подобной операции захвачен южнокорейской службой безопасности и до сих пор демонстрируется в военном музее. Впрочем, южнокорейские ВВС также весьма активно занимались засылкой шпионов в КНДР. Одной из их успешных операций, осуществленных совместно с американцами, стала "Охота за Мигом": 21 сентября 1953 г. старший лейтенант северокорейских ВВС Ким Сок Но, привлеченный обещанием награды в 100 тысяч долларов, угнал МиГ-15бис ни Юг. Это позволило американцам, до тех пор располагавшим лишь обломками сбитых "мигов", провести всесторонние испытания самолета сначала на Окинаве, затем в США.

Вообще, нарушения демаркационной линии на земле, на море и в воздухе, как и взаимные неспровоцированные обстрелы, происходили начиная с 50-х годов сотни раз. Наиболее часто упоминается в литературе один из эпизодов, происшедших 2 февраля 1955 г. над Японским морем. Тогда восьмерка северокорейских МиГ-15 безуспешно пыталась перехватить американский разведывательный самолет RB-45 Tornado, фотографировавший побережье КНДР под прикрытием истребителей F-86 Sabre ВВС США. В результате воздушного боя были сбиты два "мига", американцы потерь не имели. 7 ноября 1955 г. произошел еще один скандальный инцидент, когда вблизи 38-й параллели разбился совершавший официальный облет демилитаризованной зоны ооновский самолет Ан-2 с польскими наблюдателями на борту. Есть основания полагать, что его но ошибке сбила южнокорейская ПВО.

В 1956 г. XX съезд КПСС ввел в международный лексикон понятие "культ личности". В мировом коммунистическом движении образовалась глубокая трещина между сторонниками н противниками сталинизма. В КНДР съезд Трудовой партии Кореи с неодобрением отнесся к "кульминации происков антипартийных контрреволюционных фракционеров и ревизионистов" и начал грандиозную чистку партийных рядов. В это время впервые был употреблен термин "чучхе" ("помощь самому себе", в смысле построения социализма в отдельно взятой Корее, да еще и с опорой исключительно на собственные силы). В Северной Корее недостаточно выдержанными в идейном плане теперь считали не только советское, но даже китайское руководство. Впрочем, это не мешало продолжать оснащение армии новейшим оружием из СССР и КНР, одновременно подвергая репрессиям наиболее грамотных военных и технических специалистов из числа обучавшихся в социалистических странах.

Усиление вооруженных сил в 1956 г. шло полным ходом: был сформирован военно-морской флот, закончено организационное строительство ВВС, началась модернизация армии. На вооружение поступили несколько десятков истребителей МиГ-17Ф, вертолеты Ми-4 и Ми-4ПЛ. В 1958-ом корейцы получили из СССР истребители-перехватчики МиГ-17ПФ. 6 марта 1958 г. пара американских тренировочных самолетов Т-6А, нарушивших "линию фронта", была обстреляна зенитной артиллерией, а затем атакована "мигами". Один из "Тексанов" удалось сбить, его экипаж погиб. Северокорейцы заявили, что американцы "совершили разведывательный полет"...

В 1959 г. Ким Ир Сен торжественно объявил о "победе чучхевского социализма" и вознамерился вести корейский народ прямиком к коммунизму! А в Южной Корее к этому времени местные "левые" при поддержке северной агентуры довели прежнее лисымановское правительство до полной потери владения ситуацией. Положение в I960 г. спасли южнокорейские генералы, которые, отбросив "идеалы демократии", произвели при полном одобрении США военный переворот, жестко подивив в стране организованную оппозицию и обеспечив тем самым условия для последующего "экономического чуда". Американские войска в Южной Корее получили тактическое ядерное оружие и средства его доставки - ракеты "Сержант", "Онест Джон" и "Лэнс", а несколько позднее - "Першинг". Южнокорейская армия, совместно с дислоцированной на Юге 7-й пехотной дивизией на учениях отрабатывала применение оружия массового поражения. В начале 60-х годов южнокорейцы возвели вдоль 38-й параллели сооружения так называемой "железобетонной стены" (цепи укреплений, усиленной не только обычными минными полями, но и, по некоторым данным, ядерными фугасами), ставшей предметом постоянной резкой критики со стороны КНДР. Впрочем, северо-корейцы под этот шум построили на линии перемирия полосу гораздо более мощных и тщательно замаскированных укреплений.





В 1961 г. был подписан Договор о взаимопомощи и оборонном сотрудничестве между СССР и КНДР с массой дополнительных секретных протоколов, которые до сих нор не рассекречены. В соответствии с ними ВВС КНДР получили в 1961-62 гг. сверхзвуковые истребители МиГ-19С и зенитно-ракетные системы С-25 "Беркут".

KHA получила авиационные и артиллерийские химические боеприпасы, личный состав приступил к тренировкам по ведению боев в условиях химического и радиационного заражения. После 1965 года на вооружении северокорейской авиации появились истребители МиГ-21Ф и зенитно- ракетные комплексы С-75 "Двина".

В декабре 1962 г. Ким Ир Сен па V пленуме ЦК ТПК объявил новый курс на "параллельное ведение экономического и оборонного строительства". Предложенные им меры предусматривали полную милитаризацию экономики, превращение всей страны в крепость, вооружение всего народа (т. е. все население - кадровые военные), модернизацию всей армии. Этот "новый курс" определяет всю жизнь и политику КНДР до настоящего времени; северная Корея тратит на свои вооруженные силы до 25% валового национального продукта.

Шестидесятые - семидесятые годы для ВВС КНДР стали временем многочисленных пограничных конфликтов:
- 17 мая 1963 г. наземные средства ПВО обстреляли американский вертолет OH-23, совершивший после этого вынужденную посадку на территории КНДР;
- 19 января 1967 г. южнокорейское сторожевое судно "56" было атаковано северокорейскими кораблями, затем его добили самолеты МиГ-21;
- 23 января 1968 г. северные самолет и вертолеты атаковали вспомогательное судно ВМФ США "Пуэбло", а затем навели на него свои корабли и катера; судно было захвачено и отбуксировано в одну из военно-морских баз КНДР;
- 15 апреля 1969 г. ракетчики ПВО сбили четырехмоторный разведывательный самолет ВВС США типа ЕС-121;
- 17 нюня 1977 г. самолеты МиГ-21 сбили американский вертолет СН-47 Chinook;
- 17 декабря 194 северокорейской наземной ПВО был сбит американский вертолет OH-58D, один пилот вертолета при этом погиб, а второй пленен.

Во всех случаях северокорейцы утверждали, что атакованные самолеты, вертолеты и корабли преднамеренно вторгались в воздушное и морское пространство КНДР со шпионскими целями, а южнокорейцы и американцы это отрицали. Если учесть, что в те же годы южнокорейские самолеты неоднократно нарушали границы СССР (вспомним "боинги", сбитые вблизи Архангельска и над Сахалином), то позиция КНДР представляется более-менее правдоподобной.

В свою очередь южнокорейцы в этот период потопили пару северокорейских судов (теперь уже КНДР кричала об "акте вандализма" в отношении "беззащитных траулеров"), а также неоднократно отмечали нарушение своего воздушного пространства самолетами и вертолетами Северной Кореи. В восьмидесятые годы надежды Пхеньяна на возникновение крупномасштабного военного конфликта между НАТО и странами Варшавского договора, под прикрытием которого и КНДР смогла бы одержать победу над Южной Кореей, не оправдались. Напротив, конец XX века стал временем массового краха коммунистических режимов в некогда "дружественных СССР" странах. Впрочем, нет уже и самого СССР, а такие "апологеты коммунизма", как Албания и Румыния, обанкротились куда раньше "больших братьев". На Дальнем Востоке Китай и Вьетнам тоже медленно, но верно отходят от марксистской идеологии. Не считая Кубы и некоторых африканских стран, которые и рады бы договориться с Западом, да пока не знают как это сделать, к началу 90-х годов единственным оплотом коммунизма остается по сути лишь КНДР. Несмотря на потерю практически всех союзников и усиливающееся давление со стороны "свободного мира", правящие круги Северной Кореи все еще полны веры в окончательную победу коммунизма в их отдельно взятой стране.

Их уверенность поддерживает то обстоятельство, что КНА до сих пор остается одной из самых мощных армий в мире. Правда, полная закрытость Северной Кореи позволяет зарубежным военным аналитикам делать лишь самые приблизительные оценки относительно общего состояния страны, и в особенности - технического оснащения ее вооруженных сил. В самой же КНДР о Корейской народной армии пишут немного и весьма однобоко: можно сказать, что северокорейцы превзошли своих советских и китайских друзей в области показухи и секретности. Разумеется, государственная пропаганда постоянно утверждает, что КНА непобедима, а ее непревзойдённые бойцы и командиры готовы воевать "один на сто". С этим отчасти соглашаются и американские эксперты, считающие, что "у северокорейцев устаревшее оружие и боевая техника, но боевой дух исключительно высок, это хорошо обученные, приученные к железной дисциплине солдаты". Что впрочем не мешало "великому полководцу" Ким Ир Сену на всех партийных съездах регулярно делать своим маршалам выволочку за "потерю бдительности, отсутствие боевого духа и мирные настроения в войсках". Основу боевой мощи Корейской народной армии составляют десятки тысяч стволов артиллерии и до 7 тысяч единиц бронетехники, от устаревших советских танков Т-55 и Т-62, китайских Т-59 до полученных в конце 80-х годов более современных Т-72М, БМП-2, БТР-70. Часть западных экспертов излишне оптимистично считает, что противотанковые средства, имеющиеся у южнокорейцев и дислоцирующихся а Корее войск США способны "превратить северокорейскую танковую армаду в самую большую в мире свалку металлолома".

Не менее бодро американцы пишут и о северокорейской военной авиации, утверждая, что "ВВС КНДР находятся в худшем техническом состоянии, чем ВВС Ирака. Самолеты настолько старые, что их первые летчики уже стали дедушками. Сегодняшние пилоты плохо подготовлены, их годовой налет исчисляется не более чем семью часами. Если же им и удастся поднять в воздух свои рыдваны, то скорее всего они полетят в южном направлении и в традициях камикадзе направят свои самолеты на первый же встреченный наземный объект".

Вряд ли можно стопроцентно полагаться на такие утверждения, хотя абсолютно ясно, что техника советско-китайского производства, находящаяся на вооружении ВВС КНДР, и основном представлена устаревшими образцами и мало приспособлена современным условиям войны, а летный состав, обучающийся по устаревшим методикам и в условиях острого дефицита топлива, действительно имеет мало опыта. Но зато северокорейские самолеты надежно укрыты в подземных ангарах, а взлетно-посадочных полос для них имеется с избытком. При полном отсутствии частного легкового автотранспорта и малом количество грузового, в КНДР построена масса шоссе с бетонным покрытием и арочными железобетонными туннелями (например, автострада Пхеньян-Вонсан), которые в случае войны несомненно будут использоваться в качестве военных аэродромов. Исходя из этого можно утверждать, что "отключить" северокорейскую авиацию первым ударом вряд ли удастся, особенно учитывая мощную систему ПВО, которую американская разведка считает "самой плотной системой противоракетной и противосамолетной обороны в мире".

В ПВО КНДР, по мнению западных аналитиков, развернуто на огневых позициях более 9 тысяч зенитных артсистем: от легких зенитно-пулеметных установок до самых мощных в мире 100-мм зенитных орудий, а также самоходные зенитные установки ЗСУ-57 и ЗСУ-23-4 "Шилка". Кроме того, имеется несколько тысяч пусковых установок зенитных ракет - от стационарных комплексов С-25, С-75, С-125 и мобильных "Куб" и "Стрела-10" до переносных установок, "расчеты которых не знают слова страх". В качественном отношении ВВС КНДР также отнюдь не являются сплошным сборищем ржавых жестянок. Правда, даже к началу 90-х годов в них оставалось еще более 150 МиГ-17 и 100 МиГ-19 (включая их китайские варианты Shenyang F-4 и F-6 соответственно), а также 50 бомбардировщиков Harbin H-5 (китайский вариант советского Ил-28) и 10 истребителей-бомбардировщиков Су-7БМК. Но уже к началу 80-х годов военная авиация приступила к новому этапу модернизации: в дополнение к имевшимся ранее 150 МиГ-21 из СССР была получена партия в 60 истребителей-перехватчиков МиГ-23П и фронтовых истребителей МиГ-23МЛ, а из КНР - 150 штурмовиков Q-5 Phanlan. Армейская авиация, имевшая лишь дна десятка вертолетов Ми-4, получила 10 Ми-2 и 50 Ми-24. В мае-июне 1988 г. в КНДР поступили первые шесть МиГ-29, к концу года завершилась передача всей партии из 30 самолетов этого типа и еще 20 штурмовиков Су-25К. Неожиданным пополнением ВВС стали в конце 80-х годов два десятка американских вертолетов Hughes 500, приобретенные окольными путями через третьи страны; они не имеют вооружения и используются для связи и воздушного наблюдения.

Устаревшая авиатехника (МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19) в те же годы передавалась "братским странам, ведущим бои против мирового империализма" - в, первую очередь Албании, а также Гвинее, Заиру, Сомали. Уганде, Эфиопии. Ираку в 1983 г. были переданы 30 истребителей МиГ-19, использовавшихся в ходе войны с Ираном. Эти же самолеты, расставленные на иракских аэродромах в качестве ложных целей, приняли на себя удар авиации многонациональных сил во время операции "Буря в пустыне".

Надо отметить, что гражданской авиации как таковой у КНДР не имеется. Любые полеты, будь то доставка продуктов и медикаментов в отдаленные районы, внутренние пассажирские рейсы или химобработка полей, выполняются самолетами и вертолетами, несущими опознавательные знаки ВВС. Основу парка этой "военно-гражданской" авиации составляют до настоящего времени около 200 Ан-2 и их китайских аналогов Y-5. До начала 70-х годов полеты в "братские страны" выполнялись на пяти Ил-14 и четырех Ил-18, затем авиапарк КНДР пополнился 12 Ан-24 (по другим данным, часть из них относится к типу Ан-32), тремя Ту154Б и "президентским" Ил-62, на котором Ким Ир Сен "свершил ряд официальных зарубежных визитов. После развала СССР воздушный флот Северной Кореи пополнился некоторым количеством гражданских самолетов, скупленных по дешевке у эсэнговских "независимых авиакомпаний"; самыми крупными из них стали несколько Ил-76. В начале 1995 г. КНДР подписала международный договор об открытии своего воздушного пространства для пассажирских рейсов иностранных авиакомпаний. В связи с этим северокорейские самолеты, совершавшие рейсы за рубеж, получили гражданскую маркировку вновь образованной авиакомпании "Чосонминхан", но управлять ими продолжают военные экипажи.

Для обучения летного состава к началу 90-х годов имелось более 100 поршневых самолетов CJ-5 и CJ-6 (китайская модификация Як-18), 12 реактивных L-39 чехословацкого производства, а также несколько десятков учебно-боевых МиГ-21, МиГ-23, МиГ-29 и Су-25. Вполне естественно предположить, что подготовка пилотов для самолетов более современных типов значительно превосходит средний уровень "семи летных часов в год". К ним относятся, в первую очередь, летчики элитных 50-го гвардейского и 57-го истребительных авиаполков, вооруженных самолетами МиГ-23 и МиГ-29; они базируются вблизи Пхеньяна и осуществляют прикрытие столицы КНДР с воздуха. Немалый опыт накопили и инструкторы, обучавшие авиаспециалистов по многих странах "третьего мира". Не следует забывать и о наличии у КНДР ракет класса "земля-земля" разных типов, многие из которых выпускаются на собственных заводах. Как раз северокорейскими "Скадами" Саддам Хуссейн пугал США и Израиль во время конфликта в Персидском заливе. Тогда американцам удалось сбить своими новейшими зенитными комплексами "Пэтриот" не более 10 процентов запущенных Ираком ракет, не смотря на то, что эти пуски производились с весьма малой интенсивностью.

Так что ВВС Северной Кореи на сегодняшний все еще представляют собой довольно внушительную силу, с которой вынуждены считаться американцы.

В конце сентября в КНДР прошло первое авиашоу "Авиационный фестиваль дружбы народов" в городе Вонсан на восточном побережье страны на базе нового аэропорта Калма. Мне удалось посетить это мероприятие, вот несколько снимков.



2. Подобные мероприятия в облегченном формате проводятся в Северной Корее регулярно, туристы со всего мира приезжают посмотреть на классическую советскую гражданскую авиацию. Это единственное место на земле где турист может полетать на Ил-62М, Ту-154Б, Ту-134, Ил-18.


3. На авиашоу впервые публично была продемонстрированна военная авиация КНДР. Хозяева показали самые современные образцы техники находящиеся на вооружении, истребители МиГ-29 и штурмовики Су-25. Для любителей авиации настоящим подарком стали легендарные МиГ-21бис.


4. Местные жители на фестивале.


5. После церемонии открытия фестиваля в небе появились Хьюзы.


6. Hughes 369E вертолеты американского производства, были приобретены в США окольными путями в середине восьмидесятых годов.


7.


8.


9.


10.


11.


12.


13. Без преувеличения, интерес местных жителей к авиашоу был огромным. Кроме специально выделеных площадей, для посетителей на территории аэродрома, народ наблюдал за происходящим с окресных сопок. Прямо как у нас на МАКСе, наверняка там шашлычки жарили, корейцы тоже любят шашлычки:)


14. Илюшин Ил-62М, регистрационный номер Р-885, серийный номер 3933913. По данным ресурса russianplanes, самолет построен 1979 году Казанским авиационным производственным объединением им. Горбунова (КАПО).


15. За самолетом возвышаются очертания горного участка Кымгансан, сразу за которым начинается Корея Южная где в эти дни также проходило авиашоу. "Совпадение? Не думаю" (с)


16. Ил-62 первый советский реактивный межконтинентальный пассажирский самолёт, флагман Аэрофлота, ныне корейской авиакомпании Air Koryo.


17.


18.


19. Ан-24


20.


21. Местная пресса. Также на фестивале была аккредитована масса иностранных журналистов, заметил Рейтерс, Франс Пресс. Россию представлял корреспондент ТАСС Юрий Сидоров, который живет в КНДР не первый год, объему знаний об этой стране позавидует любой кореевед. Еще были наши дипломаты с семьями, видимо приехали отдохнуть.


22. Местные фотографы поголовно сидят на Никонах. Это те самые ребята чьи фото/видео материалы мы так любим рассматривать.


23.


24. Экипаж транспортника Ил-76


25.


26.


27.


28. Штурмовик Су-25 "Грач". На красных табличках написано что технику лично осматривал глава государства. Заголовник оформлен очень самобытно, в Азии такое любят. Пушка хромированна, фонарь зачихляется бархатом. Красиво!


29.


30.


31. Вся "техничка" на русском языке.


23. Поскольку русская цивилизация больше не оказывает влияние на этот регион, знание русского языка постепенно уходит.


33.


34. Военная авиация недавно получила модный серенький камуфляж, раньше самолеты носили зеленую "термоядерную" окраску.


35.


36. Посадка, выход тормозного парашюта.


37.


38. Иностранные споттеры возбудились на Ми-8, как мало надо людям для счастья.


39. Ми-8, контрольное висение.

Восьмерка безусловно машина интересная и заслуженная, но теплилась надежда что хозяева покажут Ми-4, этот вертолет произвел бы настоящий фурор. В стране эксплуатируются машины которых в рабочем "живом" состоянии больше нигде в мире не осталось: Ил-28, Су-7, МиГ-15. Думаю, было бы не плохо передать нам в парк "Патриот" один экземпляр МиГ-15 с бортовым номером 325, например.


40. Р-750 XSTOL из Новой Зеландии.


41. Илюшин Ил-18Д, P-835, серийный номер 188011205. Построен на Московском машиностроительном заводе «Знамя Труда» в 1969 году.


42.


43. МиГ-29, истребители поставлялись в КНДР в конце 80-х годов.


44.


45.


46.


47.


48. Опознавательный знак ВВС КНДР на МиГ-29. "Трубины" чтож поделать!?


49. Ан-2


50. На шильдике прикрепленном к двигателю обозначения на русском языке, т.е. это не "китаец".


51. Пролет на фоне сооружения с которого командование наблюдает за проведением воздушных парадов и учений, с обратной стороны которого открывается замечательный вид на Японское море.


52. На "Кукурузниках" так же как и на гражданских бортах активно катали всех желающих.


53.


54.


55. Ту-154Б, летает с 1976 года. Говорят, это старейший летающий Ту-154!


56.


57.


58. Хедлайнеры фестиваля МиГ-21бис.


59.


60.


61.


62.


63. МиГ-21 — советский лёгкий сверхзвуковой фронтовой истребитель третьего поколения, разработанный ОКБ Микояна и Гуревича в середине 1950-х годов. Так же надо заметить что у соседей, Южной Кореи и Японии, на вооружении стоит ровесник Мига американский F-4 Phantom II.



64.


65.


66.


67. На посадке девушка допустила ошибку и ударила гребнем о бетонку, но все обошлось благополучно. Это был единственный инцидент на авиашоу.


68. 21-е Миги покрыты множеством слоев краски, зачем так сделано непонятно, в результате после полета краска начинает отваливаться кусками, см. подфезюляжный гребень.


69. Честно говоря, перед началом фестиваля, ожидал увидеть МиГ-21 в неокрашеном виде.
Миг должен "Греметь огнем, сверкая блеском стали" как на картинке


70. Данная эмблема вероятно имеет значение такое же как наш знак "Гвардия". На красном флаге изображен символ правящей партии ТПК и гора Пэктусан.


71. Выход к прессе.


72.


73.


74. Самое интересное место можно было наблюдать только издалека. 92-й борт был резервным у мигарей, видимо.


75. УАЗик "Таблетка" и МиГ-21, классика.


Видеосюжет местного Первого канала.