Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Иконостас успенского собора киево печерской лавры. Киев

Киево-Печерская лавра, одна из величайших святынь православия, была основана в середине XI столетия. А закладка главного храма монастыря. Успенского собора - его называли Великой церковью - состоялась в 1073 году. Но строительство собора началось только спустя два года, при игумене Стефане в 1075 году, и было завершено в 1078 году.

По преданию, строительству храма предшествовало видение, которое увидел "один варяжский князь, именем Симон", молитвами преподобного Антония Печерского спасшийся от смерти в сражении на реке Альте в 1068 году. Симон увидел "на облаке изображение будущей новой Печерской церкви, и слышал глас, повелевавший отнести к преподобному Антонию златый пояс для размера сей церкви и златый венец для украшения жертвенника".

Собор строили четыре "искусных строителя", пришедшие в Киев из Константинополя. Средства на строительство храма пожертвовали тот самый "варяжский князь Симон", а также великий князь Киевский Святослав Ярославич. Собор расписывали и украшали мозаиками византийские "иконные писцы", греческие купцы привезли из Константинополя драгоценную смальту для мозаик.

Украшение собора росписями и мозаиками продолжалось до 1089 года, после чего он был освящен. Современники, видевшие храм во времена его "молодости", называли его "небесам подобным": "Сия небеси подобная церковь преизящным благолепием внутри в снаружи украшена... Вся золотою мусию, сиречь камнями позлащенными, узорами и пестротинами различными предивно высаждена и иконами прекрасно расписана". Глава храма была вызолочена, а на нее установлен золотой крест. Великая церковь Киево-Печерского монастыря послужила образцом для ряда других построек - в Ростове, Суздале и других городах. Но увы, судьба этого замечательного архитектурного сооружения оказалась чрезвычайно трагичной.

Собор был поставлен на высоком холме над Днепром. Это был наиболее законченный образец древнерусского трехнефного крестовокупольного храма. Как в большинстве построек той поры, здесь применялась техника смешанной кладки, чередующимися полосами большемерного плоского кирпича и камней, скрепленных широкими полосами розового известкового раствора.

Высота храма составляла 46,8 метра, длина - 44,7 метра, ширина с притворами - 43,6 метра. От храмовых построек эпохи Ярослава Мудрого Успенский собор отличался своим одноглавием и лаконичным, устремленным вверх силуэтом. В украшении собора фресками и мозаиками приняли участие греческие и русские мастера, в том числе - легендарный русский иконописец Алимпий и монах Киево-Печерского Григорий.

В 1230 году Успенский собор пострадал от сильного землетрясения, случившегося в Киеве: "Великая церковь расступися на полы и падеся верх". Были разрушены купол храма, южная стена и апсиды. Восстановительные работы были закончены перед самым татарским нашествием, во время которого храм снова сильно пострадал. Киевский Синопсис так описывал трагические события 1240 года:

"Нечестивые варвары таранами стены каменные монастырские столкши и до основания сокрушивши, в Святую Обитель внидоша, людей всякого чина посекоша, иных плениша, и самою небеси подобную Церковь Пресвятой Богородицы Печерскую оскверниша, от всего украшения обнажиша и крест с головы церковныя златокованый сняша". По повелению Батыя Успенский собор был разрушен "по окна", была разрушена и более не восстанавливалась лестничная башня, сильно пострадал интерьер собора: были практически полностью уничтожены его внутреннее убранство, росписи и драгоценные мозаики.

После татарского погрома Киево-Печерский монастырь восстанавливался долго и трудно, а Великая церковь "233 года оставалась только в щебне". Полностью Успенский храм был восстановлен и заново освящен в 1470 году, при литовском наместнике Киева князе Семене Олельковиче. В память об этом событии в стену центральной апсиды храма был вмурован терракотовый рельеф-триптих, левая и правая части которого изображают основателей монастыря Антония и Феодосия Печерских, а центральная - образ Богоматери, повторяющий ее мозаичный образ, украшавший до татарского нашествия интерьер храма. Сейчас этот триптих вмурован в стену Большой лаврской колокольни.

Спустя год после освящения восстановленного храма князь Семен Олелькович скончался и был погребен в Успенском соборе. А в 1482 году Киев был разграблен татарами, Киево-Печерский монастырь сожжен, а Великая церковь снова сильно пострадала. Почти сто лет собор простоял "в запустении", и только в конце XVI века начал "возобновляться". В позднейшие времена Успенский собор неоднократно перестраивался. Сохранились гравюры 1661 и 1693 годов, свидетельствующие о значительных изменениях во внешнем виде храма. Немало бед наделал в храме громадный пожар 1718 года, после чего в 1723-1729 годах под руководством архитектора И. Каландина были проведены большие реставрационные работы. Тогда собор приобрел черты украинского барокко, а его стены, апсиды, фронтоны главы куполов, окна и порталы были обильно украшены лепным орнаментом. Теперь было семь куполов, а не один, как прежде, из которых центральный был вызолочен "через огонь", а главы остальных шести покрыты листовым червонным золотом. Барабан главного купола был расписан изображениями ветхозаветных царей и пророков. Наружная живопись собора последний раз обновлялась в 1824 году.

С годами менялось и внутреннее убранство собора. В 1579 году на средства князя Константина Острожского был сделан новый пятиярусный иконостас. Этот иконостас погиб в пламени пожара 1718 года, случившегося в храме, а новый, выполненный в стиле барокко, был сооружен на пожертвования гетмана Ивана Скоропадского в 1723-1729 годах черниговским мастером-резчиком Г. Петровым и иконописцами А. Глинским и С. Лубенским. Новый огромный многоярусный иконостас, произведший неизгладимое впечатление на современников, стал впоследствии образцом для подражания, и его мотивы широко использовались резчиками иконостасов множества украинских церквей, построенный в XVIII веке.

В то же время восемью мастерами Лаврской иконописной мастерской под "надзиранием" иеромонаха Захарии Голубовского были восстановлены стенные росписи собора. А на рубеже XIX-XX веков собор был расписан заново группой иконописцев под руководством художника В. П. Верещагина.

На протяжении столетий Успенский собор Киево-Печерской лавры служил усыпальницей многих знатных фамилий. В крипте собора были похоронены известный по летописям киевский воевода XI столетия Ян Вышата и сестра Владимира Мономаха, легендарная Евпраксия - былинная "Апракса-королевишна", жена германского императора Генриха IV. Здесь находились гробницы князей Скиргайло, Острожских, Олельковичей, Вишневец-ких, Тышкевичей, украинских церковных деятелей и просветителей Е. Плетенецкого, З. Копыстенского, митрополита Петра Могилы, ректора Киево-Могилянской академии И. Гизеля. У восточной стены собора в 1632 году был погребен П. Берында - выдающийся ученый, поэт, составивший "Лексикон славеноросский и имен толкование". Здесь же, в Успенском соборе, был похоронен великий русский полководец фельдмаршал П.А. Румянцев-Задунайский. На его могиле было установлено надгробие работы скульптора И. П. Мартоса. У стен собора погребен выдающийся русский политический деятель П.А. Столыпин.

Успенский собор имел девять престолов. В алтаре Стефановского придела бережно хранилась древняя икона Богоматери византийского письма, перед которой в последний час своей жизни молился 19 сентября 1147 года князь Игорь Ольгович, убитый восставшими киевлянами. В Трехсвятительском приделе находилась настоятельская ризница, а рядом, в особой "палате", размещалась библиотека Киево-Печерской лавры.

Многострадальный Успенский собор Киево-Печерской лавры был взорван фашистами в ноябре 1941 года. До наших дней сохранились только фрагменты собора. Давно разработан проект его восстановления. Но пока посетителей Лавры встречают только руины...

Киев — столица древнерусского государства и независимой Украини. Тут истоки одной из мировых религий — православия, которое распространилось на огромное евразийское пространство. Сейчас этот определяющий исторический факт на живописных склонах Днепра отчетливо представляет старейшая в православном мире Киево-Печерская лавра с ее главным многострадальным храмом — Успенским собором. .

Успенский собор Киево-Печерской лавры — один из древнейших храмов Киевской Руси, усыпальница выдающихся людей и одна из самых почитаемых святынь православной церкви на протяжении многих веков. Это был первый храм в монастырских землях, торжественно возведенный 1073г. в присутствии преподобного Феодосия Печерского и всех печерских монахов. 1089 его освящение приобщили к празднику Успения Пресвятой Богородицы.

Вскоре у северной стены собора появилась церковь Иоанна Предтечи, а затем и многочисленные часовни — так как Свято Успенский собор в Киеве превратился в престижный посмертный пантеон для влиятельных православных деятелей своего времени. В 1720-х годах Успенский собор перестроили: часовни вокруг соединили стенами, а храм получил новый силуэт и пышный декор в стиле барокко. Порталы и окна на фасадах украсила роскошная лепнина, каменный пол покрыли чугунные плиты, а завершили храм семь бань с нарядными золочеными куполами.

После восстановления Успенский собор Киево-Печерского монастыря без существенных изменений просуществовал до оккупации Киева 1941г. Тогда храму не повезло: почти все здания в центре города заминировали. После отступа советских войск из Киева храм взорвали и от него остались одни руины. Это навредило не только лаврскому архитектурному ансамблю, но и всему православному миру, поэтому уже во времена независимости Украины, 1995 г., согласно Указу Президента Леонида Кучмы за пять лет Успенский собор возродили.

На этот раз над реконструкцией и восстановлением росписей собора работали творческие коллективы под руководством Олега Граужиса, Романа Могитича и Натальи Слипченко. Общая площадь восстановленной застройки Свято-Успенского собора составляет более 2000 м2, высота храма достигает почти 52 м, а размеры центрального креста превышают 4 г.

Центральную часть храма украшает пятиярусный резной иконостас (с почти сотней икон) высотой 20 м, созданный с липы по образцам XVIII в., которые сохранились в Троицкой надвратной церкви. На позолоту иконостаса потратили около 5 кг сусального, а для внешних поверхностей — почти вдвое больше. Благодаря этому в солнечный день Успенский собор неповторимо сверкает во всей своей красе. Пол храма выложен из гранитных, лабрадоритевих и мраморных плит, изготовленных в Италии, Испании, Норвегии и нескольких регионов Украины. В интерьере северного нефа собора в первоначальных формах воспроизведена церковь Иоанна Предтечи (своеобразный храм в храме), в склепе под которой перезахоронили всех, кого нашли во время археологических исследований Успенского собора.

Сейчас Свято-Успенский собор является главным храмом Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника. Перед ним происходят торжественные многолюдные богослужения Украинской православной церкви. В 1745г. у собора появилась главная четырехъярусная колокольня высотой 96 м, что в начале XIX в. была самым высоким сооружением Киева. На ее первом ярусе первоначально хранился архив, на втором была библиотека, на третьем — 13 колоколов общим весом 100 т, а на последнем — лаврские куранты.

Первоначально крестово трехнефное, значительное по размерам (примерно 32×22 м), прямоугольное (удлиненное с запада на восток) сооружение с тремя гранеными апсидами на восточном фасаде. Внутри шесть крестообразных пилонов делили храм на четыре поперечные и три продольные нефы. Пересечение среднего нефа и трансепта образовывало пространство под куполом, перекрытое барабаном с полусферическим куполом, в зените которого высота собора достигала 43 м. Храмовый притвор занимал треть сооружения, а над ним и боковыми нефами были оборудованы хоры. Входные двери в храм (на западном, северном и южном фасадах) и расположены в два яруса окна (они чередовались с декоративными неглубокими нишами) имели арочные форму. Баню над средней частью храма в 1230г. разрушило землетрясение. Впоследствии ее отстроили, и к середине XVII в. собор оставался однобаневым.

Адрес: Украина, г. Киев
Дата основания: 1051 год
Основные достопримечательности: Успенский собор, Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», Церковь Всех Святых, Крестовоздвиженский храм, Теплый храм в честь всех преподобных отцов Печерских, Храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник», Трапезная церковь, Ближние пещеры, Дальние пещеры
Координаты: 50°26"06.3"N 30°33"24.0"E

Киево-Печерская Лавра является центром христианства и святыней для верующего народа. Это место обладает многовековой историей, славится своими храмами, красивейшими местами.

Сегодня ансамбль Киево-Печерской Лавры составляют более ста каменных сооружений, около двадцати церквей и более 40 архитектурных памятников .

Вид на верхнюю Лавру

История Киево-Печерской Лавры

На правом берегу Днепра красуется издалека непревзойдённая Киево-Печерская Лавра, в Печерском районе города Киева, который является древнейшим районом столицы. Название района связано с тем, что здесь когда-то проживали в пещерах (укр. - «печера») первые монахи. Основан монастырь, согласно историческим данным, в XI веке. А вот название «лавра» Печерский монастырь получил в XII веке.

Монастырь, примерно ко второй половине XI века становится самым большим архитектурным центром в Киевской Руси. Здесь располагались плиточные, мозаичные мастерские. Спустя 100 лет, а именно в конце XII века вокруг Киево-Печерской Лавры были возведены оборонительные валы и фортификационные валы с башнями и бойницами.

Общий вид на Лавру

В этот же период, на территории монастыря строится Троицкая надвратная церковь, являющаяся одним из 6 памятников княжеских времен, сохранившаяся до наших дней. Киево-Печерская Лавра пережила татаро-монгольские нашествия, годы Второй Мировой войны, а так же сложнейшие периоды литовского и польского правления. Однако, несмотря на разрушения и повреждения, монастырь выдержал и сегодня представляет собой историко-культурный заповедник площадью 28 гектаров, где хранятся мощи более чем 400 святых. Среди святых много знаменитых зодчих, врачей, писателей, художников Киевской Руси. Так, например, здесь хранятся мощи Нестора-летописца - историографа, автора «Повести прошлых лет». Это единственное место в мире, где хранится так много святынь.

Собор Успения Пресвятой Богородицы

Церкви и храмы Киево-Печерской Лавры

Огромное историческое значение имеет Национальный заповедник Киево-Печерской Лавры, где расположено около двадцати церквей, разного размера и возраста, отличающихся интерьерами и стилями. Самыми знаменитыми являются Троицкая церковь, Успенский собор, который украшает Соборную площадь, Трапезная церковь. Также вызывает интерес главная Лаврская колокольня , откуда, как на ладони, виден весь Киев. Троицкая надбрамная церковь располагается над входом в святую Лавру. Существует поверье, что для очищения от грехов, необходимо два раза пройти через врата церкви. Построена церковь была в начале двенадцатого века. Несмотря на то, что церковь небольшого размера, на ее стенах находятся 120 сюжетных библейских композиций.

Трапезная церковь преподобных Антония и Феодосия

Архитектура церкви представлена многопрофильными карнизами, и пилястрами, керамическими розетками. И, конечно, восхищает красивый синий купол церкви с золотыми звездами. На главной соборной площади Киево-Печерской Лавры возвышается Успенский собор, строительство которого датируется XI веком. Конечно, в тот период выглядел он совсем не так, как сегодня. Тогда это было прямоугольное одноэтажное здание с одним куполом. Московский архитектор Васильев, после пожара в 18 веке, объединил под одной крышей все постройки собора. Храм становится квадратным, двухэтажным зданием с семью позолоченными куполами. В Успенском соборе находятся до трёхсот захоронений церковных и известных исторических деятелей.

Троицкая надвратная церковь

Успенский собор являлся центром всей великой архитектурной композиции Лавры, однако, в начале ноября 1941 года при посещении Лавры германскими генералами и президентом Словакии Йозефом Тисо, храм был взорван и собор был разрушен . В ноябре 1998 года на основании имеющихся архивных данных началась его реконструкция, на средства собранные жителями города Киев, завершившаяся в 2000 году. Таким образом, сегодня Успенский собор повторяет точную копию собора XI века.

Этот собор славится алтарём, с совершенно чудесным иконостасом, длиной в 25 метров и высотой в 22,5 метра. Здесь находятся несколько всемирно известных храмовых икон, а именно - иконы Богородицы, Иисуса Христа, Успение Пресвятой Богородицы. Всего около 69 икон.

Большая Лаврская колокольня

На Соборной площади находятся также и другие очень интересные постройки. Здесь расположена резиденция митрополитов, которые жили тут до 1918 года и Благовещенская церковь. Сейчас в здании резиденции расположен музей, посвящённый украинскому декоративно-прикладному искусству.

Рядом с покоями митрополитов находится небольшой корпус, состоящий из 2-х этажей. Раньше на этом месте была трапезная, построенная в конце 19 века в стиле эклиптика. Неподалёку от трапезной была построена Трапезная церковь, которая сегодня является не только музеем, но и действующей церковью. Эта церковь считается одной из самых поздних построек и представляет собой большое помещение в форме восьмигранника. В храме находится очень красивый иконостас из мрамора и икона Антония Феодосия Печерского.

Церковь Всех Святых

Другим уникальным местом национального заповедника считается главная Лаврская колокольня, строительство которой длилось с 1731 до 1745 годы. Высота колокольни около 96 метров, глубина гранитного фундамента - приблизительно восемь метров, толщина стен - семь метров, а диаметр около 29 метров. Колокольня состоит из четырёх ярусов, оформленных по-своему. Огромный купол колокольни имеет площадь более пятисот квадратных метров, и завершает постройку крест, высота которого четыре с половиной метра. На четвёртом ярусе колокольни в декабре 1903 года были установлены часы-куранты, вес которых составляет 4,5 тонны. Во втором ярусе находилась публичная библиотека. Колокольня в своё время была самой высокой постройкой города Киева. Отсюда действительно можно наслаждаться видом части города город, расположенного на левом берегу и, конечно, всю Лавру.

Церковь Спаса на Берестове

Пещеры Киево-Печерской Лавры

Уникальным явлением заповедника считаются, созданные человеком пещеры: Ближние и Дальние. Это главная достопримечательность, где покоятся мощи лаврских святых. Перед входом в пещеры находится Крестовоздвиженская церковь, которая до наших дней сохранила свой первоначальный облик. В пещерах Киево-Печерской Лавры сохранились шесть маленьких подземных церквей. Общая длина пещер, подземных лабиринтов больше 500 м, высота - два метра, ширина более одного метра, а глубина, на которой они находятся от пяти до двадцати метров . В восемнадцатом веке пещеры были укреплены от обвалов и были расписаны. Здесь стоят иконостасы, сделанные из позолоченной меди, в гробницах хранятся святые мощи.

В Ближних пещерах в 1073 году был погребён преподобный Антоний, а в Дальних пещерах в 1074 году - преподобный Феодосий. Это было первое погребение, поэтому ближние пещеры всем известны под названием Антониевые, а Дальние - Феодосиевые.

9 октября 1941 г. высший руководитель СС и полиции «Южная Россия» обергруппенфюрер СС Фридрих Еккельн получил секретную шифротелеграмму из Берлина.

«Тайно. Фюрер приказал, чтобы священники, монахи - местные верующие или служители культа - не могли иметь доступа в монастырь, который находится на территории цитадели Киева. Монастырь ни в коем случае не может быть чем-то вроде места паломничества или религиозной святыни. Охрану (монастыря) следует передать полиции и после передачи разрушить его. Верховное Главнокомандование Вермахта, Штаб оперативного руководства, Отдел обороны страны (4-QU) № 02316-41, подписал Шеф Орпо из комендатуры G 2 (01) № 526-41 (G)».

Приказ исходил из самых верхних эшелонов политического руководства Третьего Рейха - он был подписан непосредственным начальником Еккельна, руководителем Ordnungspolizei, имперской полиции общественного порядка, оберстгруппенфюрером СС Куртом Далюге, который отвечал за охрану Гитлера и высших нацистских сановников и в силу этого - за выполнение их самых секретных и деликатных поручений. Как стало известно позднее, зловещее распоряжение насчет «монастыря в Киеве» было санкционировано самим рейхсфюрером СС Генрихом Гиммлером, верховным начальником всей германской полиции, после посещения им главной ставки Гитлера в Восточной Пруссии - Вольфшанце.

Скрытая подоплека происходящего стала понятна Еккельну чуть позже, после прибытия в Киев доверенного лица и ординарца Гиммлера штурмбанфюрера СС Гельмута Дёрнера. Он был снабжен особыми полномочиями от рейхсфюрера и привез инструкции по осуществлению тайной операции, которую предстояло провести при содействии рейхскомиссара Украины Эриха Коха. Вот тогда-то и выяснилось, что кроется за пристальным вниманием нацистских главарей к старинному монастырю на днепровских кручах. Формальным поводом для совершения кощунства послужила...диверсия на Видовой площадке Верхней лавры. Немцы беспечно устроили там наблюдательный пост и толпами ходили туда, чтобы полюбоваться днепровскими далями. Однако на второй день оккупации Киева, 20 сентября 1941 г., когда нацистская пропаганда самоуверенно вещала, что «враг повергнут и уже никогда не поднимется», советским саперам удалось подорвать на площадке целую артиллерийскую батарею во главе с ее командиром оберстом Гансом-Генрихом фон Зейдлицем-унд-Голау.

По сложившейся в немецкой армии традиции погибшим офицерам посмертно присваивали очередное воинское звание. Поэтому в донесении, отправленном в рейхсканцелярию 7 октября 1941 г., Зейдлиц именуется уже генералом. Тем самым он оказался самой значительной военной жертвой вермахта за все время осады Киева и последующей двухлетней оккупации города. Кроме того, взрывы в Лавре явились прелюдией «минной войны», охватившей вскоре украинскую столицу. Все это, несомненно, нанесло сильнейший морально-психологический удар по честолюбию захватчиков и их вере в собственную неуязвимость. Прослеживается прямая связь между событиями в Киеве в последней декаде сентября 1941 г. и исступленной реакцией на них Гитлера.

Дальнейшие действия немецкой стороны были продиктованы самыми примитивными представлениями о мщении в духе средневекового принципа Vergeltung (расплата), повсеместно культивируемого в Третьем Рейхе. Поскольку непосредственные исполнители диверсии оказались недосягаемыми, была применена испытанная тактика перенесения агрессии на материальные или символические объекты, в данном случае - бесценные памятники культуры. Решение совершить надругательство над Успенским собором полностью вписывалось в эту варварскую систему. Оккупанты особенно не таились, что главным мотивом их дикарского поступка была тривиальная месть. Отто Кляйн, сотрудник зондерштаба изобразительного искусства, занимавшегося изъятием художественных ценностей в Музейном городке, впоследствии вспоминал: «От одного солдата я узнал, что целая рота солдат была подорвана русскими, и в качестве возмездия за это было запланировано подорвать Успенский кафедральный собор в Лавре».

И все-таки решающим основанием при совершении этого злодеяния для нацистов послужили, скорее всего, идеологические соображения. Еще 29 сентября 1941 г. Гитлер заявил в беседе с Борманом и Розенбергом, что Германия не заинтересована в существовании в Украине единой сильной Церкви. По зловещей иронии судьбы как раз накануне ему было доставлено самое первое донесение о взрывах в центре Киева и диверсии в Лавре. Можно предположить, что именно после этой депеши «монастырь на цитадели Киева» стал восприниматься в Берлине как очаг зарождающегося патриотического и национально-освободительного сопротивления и ассоциироваться с враждебными антигерманскими силами.

Следует отметить, что многие высокопоставленные нацисты впоследствии трактовали события в Печерском монастыре именно в таком ключе. Альберт Шпеер, министр вооружения Третьего Рейха, был уверен, что «рейхскомиссар Украины Эрих Кох решил уничтожить символ ее национальной гордости и приказал взорвать церковь». Еще один свидетель - Фридрих Хайер, офицер Вермахта в сане евангелического священника, со слов офицеров киевского отделения военной разведки (Абверштелле) утверждал, что «скорее всего, за акцией стояли руководитель Партийной канцелярии Мартин Борман и рейхcкомиссар Эрих Кох, которые преследовали цель лишить Украину ее идеологического центра, чтобы, если церковь и будет вновь восстановлена, то уже не будет пробуждать исторических воспоминаний...».

Об идеологической подоплеке провокации сообщает и Эдвин Грюцнер, технический инспектор одной из воинских частей, дислоцированных в оккупированном Киеве. Он успел посетить Лавру до взрыва и вновь побывал там вскоре после трагедии: «Через несколько дней до нас дошли слухи, что в Лаврском монастыре взорвался пороховой склад. Но как? Лишь недавно Хардер и я побывали там, мы рассматривали мумии в гробницах, а также прославленную церковь. Для гранаты взрывчатых веществ там просто не было места. Но все же, когда мы пришли туда снова, то поняли, что там было место и для взрывчатки. Мы выглядели пристыженными перед обломками памятника культуры. Эсесовцы вновь доказали немецкую непоколебимость. Намного позже мы узнали, что церковь была взорвана по приказу рейхскомиссара Украины Эриха Коха. Символ украинской национальной гордости должен был быть уничтожен».

Подготовка взрыва в Лавре получила широкую огласку в различных военных и гражданских ведомствах Третьего Рейха и даже вызвала серьезную озабоченность у их служащих. Уже 13 октября 1941 г. чиновник центрального аппарата Министерства восточных оккупированных территорий д-р Отто Бройтигам составил специальный меморандум, в котором предупреждал о негативных последствиях данной акции:

«Под монастырем в киевской крепости, который должен быть подвергнут разрушению, очевидно, имеется в виду знаменитая «Лавра», древнейший монастырь России и Украины. [...]

Разрушение территории монастыря чрезвычайно задело бы как национальные, так и религиозные чувства, и тем самым нанесло бы тяжелейший удар нашей политике в Украине. Ввиду того, что там захоронено множество монахов, такое действие могло бы рассматриваться как кощунственное осквернение кладбища.

Коммунисты не осмелились прикоснуться к Лавре и даже, примерно до 1935 г., пускали туда монахов.

Мировая общественность, наверное, очень сильно отреагировала бы на разрушение Лавры.

Поэтому следовало бы подумать над тем, чтобы сохранить Лавру как памятник архитектуры значительной культурно-исторической ценности, но не возрождать ее в качестве монастыря».

Но к этому предостережению никто и не думал прислушиваться. 18 октября Еккельн издал приказ о выселении из Верхней лавры всех ее жильцов и запрете доступа туда музейных сотрудников. В последующие недели из Успенского собора в страшной спешке вывозились экспонаты, которые отбирались немецкими «экспертами» по произвольному принципу; к слову, ценнейшее собрание икон (коллекции Харитоненко и Порфирия Успенского) было изъято целиком, но большая часть церковной утвари и шитья, напротив, оставлены на произвол судьбы как «идеологически вредные для национал-социалистского мировоззрения».

Словно в оправдание предстоящей акции, руководитель Главного управления имперской безопасности (РСХА) Рейнгард Гейдрих издал 31 октября 1941 г. секретную директиву об отношении к Православной церкви и ее святыням. В этой директиве он предостерегал о «большой политической опасности и опасности в области мировоззрения», которую может вызвать возрождение религиозной жизни на оккупированных территориях, и призывал противостоять этой тенденции путем «закрытия находящихся в восточных областях Церквей, зараженных еврейскими догматами», при помощи «определенных умений».

Какими «умениями» собирались воспользоваться нацисты в Киеве, выяснилось на секретном совещании, проведенном по приказу Гиммлера в конце октября 1941 г. На нем в присутствии Еккельна, Дёрнера и Коха обсуждались конфиденциальные вопросы, связанные с использованием... «плана минирования города Киева». Судя по всему, на этой встрече шла речь о сроках проведения «отплатных действий» в Лавре и распределялись роли их участников. К самой грязной работе по выполнению «приказа фюрера» были привлечены солдаты из зондеркоманды 4а, входившей в состав печально известной айнзацгруппы С, недавно отличившейся в Бабьем Яру. Свидетели видели, как они затаскивали в Успенский собор какие-то тяжелые ящики, и шеф зондеркоманды штандартенфюрер СС Пауль Блобель чуть ли не в открытую говорил, что это взрывчатка.

Вместе с тем пропагандистское прикрытие операции оказалось дилетантским. Организаторы провокации не сумели подыскать непротиворечивого объяснения случившемуся. В донесениях в Берлин взрыв в Успенском соборе был представлен как неудачное покушение советских подпольщиков на словацкого президента Тисо. Однако во избежание дипломатического скандала эта версия не получила официального подтверждения; более того, в местной прессе замалчивался даже приезд словацкой делегации в Киев. Взамен киевлянам была предложена совершенно иная трактовка событий. Накануне трагедии в окрестностях Лавры были расклеены объявления, в которых извещалось о предстоящих работах... по разминированию собора. В целях безопасности обитателям ближайших кварталов было приказано на сутки покинуть свои жилища. Сразу после взрыва немцы пытались оправдать разрушение храма необходимостью уничтожения неизвлекаемого заряда. Таким образом, большинство киевлян были прекрасно осведомлены, кто на самом деле подорвал храм, пользуясь благовидным предлогом.

Степан Скрипник, будущий предстоятель Украинской автокефальной церкви, пытался по свежим следам выяснить обстоятельства трагедии. Много десятилетий спустя он написал об этом следующее: «Всі старожили й свідки київських вибухів свідчили, що викликали їх заложені большевиками міни. Положили вони їх і під головну лаврську церкву. Оповідали, що німці знали про це та виключили на деякий час струм до тих мін, а пізніше, забравши з церкви, в якій був музей, безцінні скарби, довели до вибуху». От киевлян скрыли лишь то, что советская взрывчатка была трофейной, и в храм ее занесли сами немцы.

Педантично исполняя пресловутый «приказ фюрера», оккупанты не ограничились уничтожением Успенского собора, а приступили к систематическому разрушению построек монастырского комплекса. При помощи так называемой Разборочной конторы в течение двух лет ими было полностью уничтожены или сильно повреждены 33 корпуса Верхней лавры, а также все расположенные здесь храмы. Посетив Печерский монастырь 22 июня 1942 г., гауляйтер Эрих Кох не удержался от язвительной реплики: «Все это будет взорвано. Тут будут возведены постройки для фюрера». Даже накануне своего бегства из Киева осенью 1943 г. нацисты не отказались от этих варварских замыслов. Циничную оценку этих намерений высказал немецкий архивист Вольфганг Артур Моммзен, оставивший 10 октября 1943 г. следующую запись в своем дневнике: «...гебитскомиссар Киева и руководитель СС Киева договорились уничтожить Лавру, потому что она была национальной украинской святыней. Какая ограниченность и тупость! Работы уже начались в значительном объеме, и было бы счастьем, если бы русские разбомбили Лавру целиком, чтобы таким путем было скрыто это преступление против культуры». Показательно, что служащие СД еще в январе 1944 г. пытались получить в штабе 75-й дивизии Вермахта подтверждение о завершении работ по разрушению Печерского монастыря.

И в заключение несколько слов о том, откуда получена изложенная выше информация, и почему она не была предана огласке раньше. Часть документов сохранилась лишь в виде микрофотокопий, которые в качестве военных трофеев попали в архивы Британии и США из западной зоны оккупации. Другие источники, вроде пресловутого приказа Гитлера от 9 октября 1941 г., представляют собой тексты радиоперехватов, добытых дешифровщиками из британской Правительственной школы кодов и шифров в Блетчли-Парке (графство Бакингемшир). Многие документы оказались засекреченными в годы холодной войны и идеологического противостояния двух общественных систем. В Советском Союзе в свою очередь тщательно скрывали сведения, полученные в ходе дознания по делу немецких военнопленных и интернированных лиц, в частности протоколы допросов Фридриха Еккельна, на которых он полностью сознался в своем соучастии в подготовке взрыва Успенского собора.

К сожалению, широкой огласке этих сведений в настоящее время мешают уже современные идеологические мифологемы и общественные предрассудки. Кампания по «нормализации немецкой истории», начавшаяся в ФРГ в середине 1990-х гг., не способствует правдивому освещению трагических событий Второй мировой войны. Отечественные историки и журналисты тоже невольно или сознательно оказались заложниками данной ситуации, предлагая в своих работах вымышленные «реконструкции» событий, основанные на откровенных домыслах. В этих обстоятельствах возникает своеобразная правовая коллизия. Немецкая сторона проявила исключительную щепетильность в расследовании военных преступлений 70-летней давности, в которых были замешаны граждане Федеративной Республики. Вспомним хотя бы деятельность прокуратуры Гамбурга, которая затратила 30 лет для реабилитации собственных граждан по делу о «матче смерти». Так, может, общественным организациям Украины стоит обратиться к немцам с иском по поводу разрушения Успенского собора, чтобы добиться, наконец, исчерпывающих объяснений по поводу этого преступления века?

Центральный храм Киево-Печерской Лавры - это Успенский собор. Фото Ярослава Синченко.

Facebook

Twitter

УСПЕНСКИЙ СОБОР

Этот собор в 18 веке называли Небеси Подобной церковью. Это был один из самых красивых монастырских храмов, а строился он изначально в 11 веке, и до середины 12 века считался образцом культовых сооружений монастырского типа. Конечно, выглядел он тогда совсем не так, как сегодня. Это было прямоугольное одноэтажное трехнефное здание с одним куполом. Внешне сооружение казалось розоватым из-за материала, из которого было построено. В церкви были богатейшие интерьеры с фресками, мозаикой и предалтарными мраморными колоннами. Разрушался он в течение веков, как и весь архитектурный ансамбль Лавры. Поэтому каждый раз, когда его перестраивали, вокруг изначальной церкви делали небольшие постройки на некотором расстоянии от нее. И уже после пожара 18 века, когда сюда приехал московский архитектор Васильев, он все построечки объединил под одной крышей. Поэтому размеры собора увеличились практически в два раза. Изменил храм полностью и свой внешний облик. Он стал уже квадратным, двухэтажным, его венчают семь грушевидных позолоченных куполов, на всех фасадах – фронтоны, заполненные лепкой и настенной живописью. На западном фасаде на этих фронтонах изображены Антоний и Феодосий Печерский и те чудеса, которые они совершали, и то, что они сделали для Лавры в свое время.

Сейчас Успенский собор выглядит так Фото: Ярослав Синченко

В соборе стояло семь красиво расписанных в стиле украинского барокко иконостасов. В Успенском соборе также до 300 захоронений известных исторических и церковных, политических деятелей. Там захоронен основатель Киево-Могилянской академии Петр Могила, сюда были перенесены мощи Феодосия Печерского из дальних пещер, но, к сожалению, они не сохранились после разрушения собора в 1240 году.

Через два часа после того, как был сделан этот снимок, Успенский собор взорвали Фото: Ярослав Синченко

Успенский собор всегда был центром всей архитектурной композиции лавры, люди всегда восхищались его красотой. Но, к сожалению, 3 ноября 1941 года, В день, когда Лавру посещал президент Словакии Йозеф Тисо и сопровождавшие его германские генералы, храм был взорван. Взрыв прогремел только через два часа после того, как президент со спутниками покинули Лавру. Сегодня невозможно ответить на вопрос, кто именно взорвал собор и уничтожил этот замечательный архитектурный памятник.

До 1998 года на центральной площади Лавры была только одна часть Успенского собора, фундаменты 18 века и 12 века и несколько стен. Больше не было ничего. Фото: Ярослав Синченко

Благодаря тому, что в архивах сохранились все необходимые материалы, а город Киев смог собрать средства для постройки нового храма, в ноябре 1998 года началась его реконструкция. Закончилась она уже в августе 2000 года. И 28 августа была проведена первая праздничная литургия в честь праздника Успения Пресвятой Богородицы. Так что сегодняшний Успенский собор это точная копия его предшественника. Это доказывают фотографии прошлого века.

В восточной части Успенского собора находится алтарь, прикрытый совершенно чудесным иконостасом. Его вырезали наши полтавские мастера также в стиле украинского барокко. И здесь храмовая икона – Успение Пресвятой Богородицы. Также по традиции справа и слева находятся иконы Богородицы и Иисуса Христа. А дальше они меняются согласно каждому ряду (именной, апостольный). В промежутках находятся праздничные иконы (они меньше размером). Всего 69 икон, которые писались львовскими художниками (среди них и сын Нины Матвиенко). Длина иконостаса – 25 метров, а высота – 22,5 метра. Пять с половиной килограммов сусального золота ушло на то, чтобы украсить иконы. Средства на воссоздания частично выделила Германия – 220 тысяч дойчмарок. Фото: Ярослав Синченко

Конечно же, в соборе есть не один иконостас. Однако, остальные меньше размером. В соседнем наблюдаем интересную вещь - две центральные иконы отделены друг от друга дьяконской дверью. Поэтому изображение праведного Авеля – это не храмовая икона. Она следующая – это святой Стефан. В некоторых церквях иконы находятся рядышком, а в некоторых отделяются. Это зависит от размеров иконостаса.

Еще один, меньший иконостас Успенского собора. Фото: Ярослав Синченко

Успенский собор уже почти отреставрирован – большая часть работ проведена. Кстати, в центральном пределе церкви находится захоронение Петра Могилы, но сейчас оно закрыто.

ГЛАВНАЯ ЛАВРСКАЯ КОЛОКОЛЬНЯ

На Соборной площади архитектор Шедель в первой половине 18 века сделал две очень интересные постройки. Так, за сквериком находится резиденция митрополитов и в начале 20 века к ней пристроили Благовещенскую церковь (также ее называли Митрополичьей). Здесь жили митрополиты до января 1918 года. Когда большевики вошли в Киев, последний из них Владимир Богоявленский был арестован и расстрелян. В 1923 в помещении был открыт Музей культуры и быта. А уже в 1973 году был открыт музей украинского декоративно-прикладного искусства, который работает до сих пор. Там представлены богатейшие коллекции всех видов прикладного искусства.

Рядом с покоями митрополитов мы видим двухэтажный корпус – это бывшая трапезная, которая была построена в конце 19 века известным киевским архитектором Владимиром Николаевым в стиле эклиптика. На первом этаже была трапезная, куда собирались монахи (трапеза длилась около двух часов), а на втором этаже находились келейные помещения и кухня. Ряжом с трапезной палатой обязательно находилась церковь, потому что до и после трапезы нужно совершать благодарственную молитву. Сегодня трапезная церковь у нас не просто музейный объект, это и действующая церковь, где проводятся важные монастырские обряды.

Самой лучшей своей работой архитектор Шедель считал главную Лаврскую колокольню. Об этой колокольне в 18 веке он сказал: "Сея звонница в Киево-Печерской Лавре трудом моим сделанная, каким образом по всей России и в Европе другой не обыщется, и навеки оная звонница стоять будет".

Интересно, что слова архитектора оказались пророческими. Потому что колокольня действительно никогда не разрушалась. Она строилась с 1731 по 1745 годы. Пять миллионов штук кирпича ушло на ее строительство. Ее высота – 96 метров 52 сантиметра. Глубина гранитного фундамента разная со всех сторон, но приблизительно - семь метров. Толщина стены – восемь метров, и диаметр – 29 метров. Здесь четыре яруса, каждый из которых оформлен по-своему. Наверху огромный купол площадью в 510 квадратных метров, и на нем три килограмма сусального золота. Крест, завершающий постройку, в высоту - четыре с половиной метра. Еще одна интересная особенность – на четвертом ярусе в колокольне стоят восемь групп полуколонн Кориинского ордена, и над каждой группой находится герб Российской империи – коронованные двуглавые керамические позолоченные орлы. Из-за высоты колокольни они кажутся небольшими, но в действительности размах крыльев каждого из них – около двух метров. Там же находятся часы-куранты, которые были установлены в четвертом ярусе колокольни в декабре 1903 года. Куранты, привезенные из Москвы, весят 4,5 тонны. Слышим мы их каждые 15 минут и каждый час. Сам механизм часов невиден – он закрыт в металлическом каркасе. Колокола, которые звонят на службу и после службы, находятся ярусом ниже. А публичная библиотека была расположена во втором ярусе. А внизу был архив монастыря.

Сейчас колокольня находится на реставрации. Фото: Ярослав Синченко

Колокольню обычно реставрирую каждый 20-25 лет, на ней даже имеются таблички с указанными датами реставрации. Поскольку это была одна из самых высоких построек города Киева в свое время, (помните, как Голохвастов говорил: "Когда ты поднимаешься на Лаврскую колокольню, то оттуда люди кажутся такими маленькими, как мыши, то бишь крысы"), то становится понятна фраза киевлян о том, что кто не поднимался на Лаврскую колокольню, тот Киева не видел. Оттуда действительно можно было увидеть весь город и левый берег, который до середины 20 годов считался Черниговской губернией, где находились рабочие поселки.

Из колокольни (которая, правда, сейчас реставрируется и не принимает посетителей), можно увидеть не только весь Киев, но и всю Лавру:

Можно увидеть, к примеру, видовую насыпную площадку, которая появилась только в 18 веке, когда Петр 1 приказал строить здесь крепость, имея намерение защищать Киев от шведов. И насыпная площадка служила в качестве наблюдательного пункта.

Зеленое здание со шпилем около позолоченных куполов (около берега Днепра) – это церковь Спаса на Берестове. Она строилась в 12 веке, потом в начале 18 века видоизменилась – стала крестообразная. А в 19 веке архитектор Миленский достроил к ней колокольню в стиле классицизм. Только на примере этой церкви мы можем представить себе, как менялись архитектурные стили.

Отсюда хорошо видна Соборная площади и Успенский собор, также трапезная и Трапезная церковь. Рядом с трапезной - бывшая иконописная школа (зеленая крыша). За Успенским собором видим здание с керамическими розетками – это бывшая типография. Сейчас там музей книг и книгопечатания Украины. Второе здание левее за каштанами, там где фонтан – это бывшая пекарня, называемая ковнеровским корпусом в честь каменных дел мастера Степана Ковнера. Это бывший крепостной монастыря, в последствии получивший вольную. С колокольни также хорошо видна крепостная стена, в которую встроены две церкви.

Перед нами внизу покои митрополита (в доме на пригорочке с зеленой крышей, на которой видна антенна) и церковь Благовещенская, и нижняя территория, окруженная крепостной стеной. Она такая же большая, как и верхняя. Там есть и хозяйственные помещения, и гостиницы, и кафе, и келии, и мастерские. Там и фруктовые сады, и резиденция митрополита, и академия. То есть, это территория уже действующего монастыря. А вот пещеры находятся уже ближе к воде.

Пещеры сегодня – это место паломничества. Сюда приходят молиться, в основном. Пещеры вообще однотипные – только глубина разная. Объясняется это тем, что одни пещеры в холме, другие – в овраге. Общая их протяженность около одного километра, но между собой под землей они не соединяются. Метр – полтора метра ширина коридоров пещер. Максимальная высота – два с половиной метра. В 18 веке пещеры укрепили, защитили от обвалов и расписали. На полах лежат такие же чугунные плиты, как в Троицкой церкви, только другой формы. В подземных церквях стоят иконостасы, сделанные из позолоченной меди братьями Брызгуновыми в 18 веке. Святые мощи лежат в гробницах. Над каждой гробницей висит икона святого и табличка с его именем. По традиции, останки нужно закрывать. Поэтому все закрыто, только там, где лежат нетленные мумифицированные останки, открытые руки. В пещеры сегодня нужно ходить со свечкой, чтобы увидеть, что там есть.

Эта церковь – одна из самых поздних построек на территории Лавры, она датируется 19 веком. Архитектура здесь совершенно другая - это псевдо-византийский стиль. Эту церковь сравнивают с Софийским собором в Византии, в Константинополе.

Возле входа в трапезную видим две оградки. Там, где стоит крест – это захоронение Петра Столыпина, а рядом находится захоронения Искры и Кочубея, о которых Пушкин пишет в своей поэме о Полтавке.

В самой церкви отмечаем небольшой притвор и отсутствие нефов. Это большое помещение – восьмигранник. В сравнении с Троицкой церковью здесь намного меньше композиций и более темная цветовая гамма. Иконостас в храме очень красивый – резьба в мраморе, это очень сложная техника. А храмовая икона – Антоний Феодосий Печерский.

Огромное чугунное паникадило, украшающее свод церкви, было подарено монастырю Николаем Вторым, последним российским царем, в конце 19 века. Весит оно одну тонну и 200 килограмм. Фото: Ярослав Синченко

Кстати, в церкви есть подпольное отопление и старинные колориферы. Почему отопление? Потому что рядом трапезная, куда монахи и зимой, и летом приходили каждый день и проводили здесь по несколько часов.

Наверху, на втором этаже, были келейные помещения, а кухня – рядышком. Полы здесь не сохранилось, помещение оформлено в стиле российского модерна. В последний раз здесь реставрировали все в 70 годах, в преддверии Олимпийских игр. Тогда в трапезной был выставочный зал, а в церкви проходили концерты камерной музыки – там очень хорошая акустика. А сегодня здесь проходят богослужения – это музейная и действующая церковь.

Когда в церкви идет служба, певчие стоят возле киото. Обычно, если храм большой, то хор стоит напротив алтаря (там обычно есть балконы), а если простая служба, то певчие находятся в неприметных специально отведенных местах.

А в этом помещении монах кушали Фото: Ярослав Синченко

Для того, чтобы посмотреть всю Лавру, нужно очень много времени. Ведь о каждом здании можно говорить очень долго – Лавра многое видела и многое пережила. Но в любые времена она поддерживала и помогала людям. Поэтому неудивительно, что паломники сюда идут из разных мест и из разных стран.

НА ЗАМЕТКУ

Национальный Киево-Печерский историко-культурный заповедник открыт с 09:30 до 18:00. Заповедник работает без выходных, в летний период - до 20:00. Вход на территорию платный (25 гривен). Смотровые и тематические экскурсии по Заповеднику продолжаются от 1 до 3 часов.

Напомним, что посетить виртуальную обзорную интернет-экскурсию по Национальному заповеднику Киево-Печерская Лавра вы сможете, заглянув в наш материал .