В этом документе есть:
- Как определяется категории опасности хранилищ с боеприпасами. Категории опасности боеприпасов.
- Места размещения баз с боеприпасами. Оборудование территории базы. Оборудование помещений базы.
- Взрывозащита зданий.
- Пожаротушение - водоемы, автоматические установки, сигнализация и оповещение,
- Особенности электроснабжения зданий, освещения.
- Обеспечние пожарными средствами - огнетушители, пожарные щиты.
- Молниезащита и заземление.
- Особенности пожаровзрывобезопасности баз авиационных средств поражения (вооружение самолетов), противолодочных средств, хранилищ с ракетами (в том числе и ракетами с ЖРД).
- Дополнительные требования с проектированию и содержанию объектов хранения вооружения и средств радиационной, химической и биологической защиты.
- Дополнительные требования с проектированию и содержанию складов инженерных боеприпасов, ядерных боеприпасов,
- Помещения, в которых устанавливается автоматические системы пожаротушения.
Оружие и боеприпасы должны храниться в железобетонных (кирпичных) хранилищах с крепкими полами, перекрытиями потолка. Деревянные ворота (двери) обиваются металлическими листами, вентиляционные люки, окна, ворота оборудуются техническими средствами охранной сигнализации с выводом к начальнику караула.
Хранилища с оружием и боеприпасами должны обеспечивать:
- надежное хранение оружия и боеприпасов;
- удобство для наблюдения за оружием и боеприпасами и выполнения работ относительно поддержания их в постоянной боевой готовности.
Для проветривания складов (хранилищ) устанавливаются решетчатые двери, которые запираются, а на окнах и вентиляционных люках устанавливаются металлические решетки и сетки, размеры ячеек дверей и решеток должны быть не более 150х150 мм, толщина прута - не менее 10 мм. Прутья свариваются в каждом перекресте.
Вентиляционные люки, окна и ворота оборудуются типовыми ТСО с выводом к начальнику караула, в хранилищах со стрелковым оружием и боеприпасами устанавливается звуковая сигнализация.
Для обеспечения вентиляции и удобства работ в хранилищах расстояние от штабеля до стен хранилища и потолка должно составлять не менее 0,6 м, расстояние до источников тепла, окон - не менее 1 м.
Штабеля устанавливаются на подкладки такой высоты, при которой дно ящика находится на расстоянии не менее 10 см от пола. Если пол земляной, это расстояние должно быть не менее 20 см. При оборудовании хранилища стеллажами и пирамидами расстоянии между полом и нижней полкой стеллажа или пирамиды должно быть не менее 20 см.
Между ограждением площадки и штабелем (ящиками, пирамидами) с оружием и боеприпасами оставляется проход не менее 1 метра.
Хранилища со стрелковым оружием и боеприпасами, которые располагаются на территории парков, Требования к местам размещения склада РАВ а также в зоне продовольственных, вещевых и других составов для хранения материальных средств, ограждаются дополнительным двойным ограждением (колючим проводом) и выделяются в отдельный пост.
В хранилищах должна быть естественная или искусственная вентиляция. Вентиляция и ее схема определяются с учетом видов вооружения (имущества), емкостью и планировкой хранилища, а также режимом хранения.
Отопление хранилищ должно быть центральным.
В отапливаемых хранилищах должны поддерживаться температура от 5 до 40 град С и относительная влажность воздуха не более 70 %. Допускается кратковременное повышение относительной влажности воздуха до 80% (но суммарно не более одного месяца в год). Суточный перепад температур не должен превышать 5 град С.
Боеприпасы являются частью вооружения. С их помощью поражаются конкретные цели, а также выполняются различные учебные и боевые задачи. Проектирование складов боеприпасов всегда осуществляется в полном соответствии с ведомственными нормами в области строительства.
Категории опасности боеприпасов
Каждый боеприпас относится к определенной категории опасности. Во время проектирования складов боеприпасов это необходимо учитывать. Чтобы определить, к какой категории относятся конкретный боеприпас, нужно выполнить последовательную проверку его принадлежности к одной из девяти групп опасности вооружения — Е1, Е2, Е3, Е4, Е5, Е6, Е7, В, Д. В этом перечне на первой позиции располагается категория с вышей опасностью, а на последней — с низшей. Характеризуется каждая группа боеприпасов:
- диаметром разлета осколков при взрыве;
- степенью опасности пожара;
- образованием мощной ударной волны;
- большим тепловым излучением;
- степенью разрушения зданий и сооружений;
- расстоянием распространения очагов пожара.
Чтобы во время проектирования точно определить категорию конкретного вооружения необходимо воспользоваться специальной таблицей в ведомственных строительных нормах.
Проектирование генеральных планов складов боеприпасов
Месторасположение склада боеприпасов должно быть утверждено Генеральным штабом ВС РФ. Чтобы проект генерального плана базы хранения вооружения соответствовал требованиям безопасности необходимо соблюдать определенные минимальные расстояния от ее периметра до следующих объектов:
- 15 км до аэродромов;
- 15 км до трасс гражданской авиации;
- 30 км до атомных электростанций;
- 20 км до тепловых и гидроэлектростанций;
- 20 км до объектов нефтехимической отрасли;
- 15 км до магистральных газо- и нефтепроводов.
Во время проектирования объектов, предназначенных для хранения боеприпасов, нужно предусматривать сортировочную, подрывную и вертолетную площадку, хозяйственную, казарменную и жилую зону. Еще проектируется охранный периметр вокруг складского хозяйства.
Любой склад, где выполняется хранение боеприпасов, обязан быть защищен от проникновения посторонних лиц проволочным ограждением. От поля складского комплекса, где выполняется подрыв снарядов, до отдельно стоящих жилых зданий, автотрасс, железных дорог, площадки для сортировки должно быть расстояние минимум в 1,5 км. При этом от населенного пункта склад обязан располагаться на удалении 3 км. Кроме того, вертолетная площадка размещается от техтерритории и сортировочной зоны на расстоянии 1,2 км. Во время проектирования также необходимо предусмотреть запретную зону вокруг склада, ширина которой будет минимум 400 метров.
Размещенные здания и сооружения на сортировочной площадке и техтерритории обязательно подлежат обвалованию. Если же они относятся к категории опасности В и Д, то для них разрешено не выполнять такую процедуру.
Основные сложности и ошибки при проектировании самостоятельно (своими руками) |
Решения ООО «Регион» |
|||||
|
|
|||||
|
|
|||||
|
|
|||||
|
|
|||||
|
|
|||||
|
|
|||||
На сегодняшний день на счету ООО «Регион» более 150 успешно выполненных изыскательских и проектных работ. Нашими заказчиками являются крупнейшие организации России. Многочисленные официальные отзывы организаций, подтверждают наш профессионализм и ответственность в работе с закахзчиками. |
BIM ПРОЕКТИРОВАНИЕ |
|||
Мы имеем опыт применения технологий BIM проектирования и готовы с учетом требований заказчика и технического задания выполнить разработку BIM проекта. Технологическое BIM проектирование - это особое искусство, которое требует большого опыта и высокой квалификации, который ООО «Регион» собирала по крупицам. | |||
СТОИМОСТЬ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА |
Для определения базовой (начальной) стоимости проектно-сметной документации и изыскательских работ ООО «Регион» использует проверенный временем способ: составление сметы на ПИР по справочникам базовых цен. Сметная стоимость проектно-изыскательских работ является обоснованной начальной стоимостью работ, которая уточняется в процессе уточнения объемов работ и переговоров. Смета на ПИР составленная по справочникам базовых цен может служить обоснованием цены при проведении конкурсной процедуры в соответствие с ФЗ №44 и №223. |
Содействие в оформлении заявок для участия в Федеральных Целевых Программах (ФЦП). | Все технические и технологические решения мы принимаем на основании вариантного проектирования и сравнения всех технико-экономических параметров, в том числе эксплуатационных. | |||
Содействие в оформление заявок на получение денежных средств из региональных бюджетов (ТЭО, Обоснования). | Разработка ТЭО (технико-экономического обоснования) проекта на начальных этапах реализации инвестиционного замысла. | |||
Консультации по вопросам кредитования в европейских банках и привлечении грантов. | ||||
Содействие при разработке инвестиционных программ. | Консультирование в области проектирования, стадии проектирования, этапы проектирования, согласования, необходимая исходно-разрешительная документация и т.п. | |||
Содействие в привлечении кредитных средств, для реализации энергосервисных контрактов (энергоэффективность), и экологических проектов. | ||||
Компания ООО «Регион» входит в соств ряда крупных проектно-строительных холдингов и готова реализовывать объекты под ключ на всей территории России. |
НАЧИНАЯ СОТРУДНИЧАТЬ С НАМИ ВЫ ЭКОНОМИТЕ |
|
30% | Стоимости на строительно-монтажных работах. На основе вариантного проектирования и современных технологий мы подбираем оптимальное решение. Технологии 3х-мерного моделирования помогают избежать перерасхода материалов и минимизировать вероятность ошибки. |
25% | Стоимости проектно-изыскательных работ при этом получаете качественный проект, позволяющий реализовать ваш замысел в срок. Благодаря комплексному подходу всё в одних руках (сбор исходных данных, обследования и обмеры, изыскания) и опыту наших специалистов мы можем оптимизировать затраты и предложить вам конкурентную цену. |
20% | Времени при выполнении строительно-монтажных работ. Решения, принимаемые нашими инженерами и архитекторами не только надежны и эстетичны, но и продуманы с точки зрения удобства и скорости реализации (гибкие решения с точки зрения производства работ). |
В составе договора на проектирования мы всегда прописываем гарантийные обязательства
и материальную ответственность за срыв сроков.
Специалисты ООО «Регион» готовы оказать содействие на всех этапах принятия решения, как на этапе рассмотрения концепции проекта, так и при рассмотрении вариантов реконструкции существующих зданий и сооружений. На этапе подготовки проектирования - подготовить технические задания на проектирование и необходимые изыскания.
А также подготовить сметы на проектирование и изыскания по сборникам базовых цен (обоснование цены для проведения конкурса).
КАК МЫ ПРОЕКТИРУЕМ |
|||
|
ЛИЦЕНЗИИ И СЕРТИФИКАТЫ ООО «РЕГИОН» |
||||
ООО «Регион» является членом добровольной сертификации качества в соответствие с ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Регистрационный № СМК.РТС.RU.03121.17 |
МЫ РАБОТАЕМ НА ЛИЦЕНЗИОННОМ ПО |
||||
Мы проктируем на nanoCAD - российская универсальная САПР-платформа, содержащая все необходимые инструменты базового проектирования, выпуска чертежей. |
Наши ПК оснащены ОС Windows 10 - Операционная система для персональных компьютеров, разработанная корпорацией Microsoft в рамках семейства Windows NT. После Windows 8 система получила номер 10, минуя 9. |
Мы работаем на Microsoft Office 2010 - это пакет программ, ориентированных на требования современного бизнеса и нужды его сотрудников. |
||
Использование лицензионного программного обеспечения гарантирует информационную безопасность, законность выполнения работ и снижает риски закрытия компании в связи с проверками регулирующими органами. |
ВСН 21-01-98* ВЕДОМСТВЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ НОРМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ АРСЕНАЛОВ, БАЗ И СКЛАДОВ РАКЕТ И БОЕПРИПАСОВ. ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРОВЗРЫВОБЕЗОПАСНОСТИ
ПРЕДИСЛОВИЕ 1. РАЗРАБОТАНЫ ФГУП "26
Центральный научно-исследовательский институт Министерства обороны
Российской Федерации". 2. ВНЕСЕНЫ Военно-научным
комитетом Службы расквартирования и обустройства Министерства
обороны Российской Федерации. 3. ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ
начальником Службы расквартирования и обустройства Министерства
обороны Российской Федерации 22 января 2008 года. 4. ВЗАМЕН ВСН 21-01-98/МО
РФ "Нормы проектирования арсеналов, баз и складов боеприпасов.
Требования пожаровзрывобезопасности", приказов начальника Службы
расквартирования и обустройства Министерства обороны Российской
Федерации от 9 июня 2006 года N 75 "О компенсационных мероприятиях
при проектировании объектов в рамках Федеральной целевой программы
"Реструктуризация запасов ракет, боеприпасов и взрывчатых
материалов, приведение системы их хранения и эксплуатации во
взрывопожаробезопасное состояние на 2005-2010 годы", от 19 декабря
2006 года N 132 "О внесении изменений и дополнений в приказ
начальника СРиО МО РФ от 9 июня 2006 года N 75 "О компенсационных
мероприятиях при проектировании объектов в рамках Федеральной
целевой программы "Реструктуризация запасов ракет, боеприпасов и
взрывчатых материалов, приведение системы их хранения и
эксплуатации во взрывопожаробезопасное состояние на 2005-2010
годы". 1 Область применения1 Область применения 1.1 Настоящие
ведомственные строительные нормы устанавливают основные требования
пожаро- и взрывопожаробезопасности, обязательные для учета при
проектировании вновь строящихся и реконструируемых арсеналов, баз и
складов (далее - баз) видов Вооруженных Сил и родов войск, где
проводятся сборка, ремонт, техническое обслуживание и хранение
боеприпасов, действие или поведение при пожаре которых основано на
использовании энергии взрыва (горения) обычных взрывчатых веществ,
порохов, изделий из них и пиротехнических средств. 1.2 Требования настоящих
норм распространяются на производственные и складские помещения,
здания и сооружения, в которых хранятся ракеты и боеприпасы или
проводятся работы с ними. 1.3 При использовании
настоящих норм следует руководствоваться следующими требованиями:
положения раздела 5 являются общими для всех баз; требования
разделов 6-11 являются уточняющими для отдельных видов баз. 1.4 Требования имеют
обязательный характер для заказывающих, проектных, эксплуатационных
организаций Министерства обороны Российской Федерации, органов
пожарного надзора Вооруженных Сил Российской Федерации, организаций
других ведомств, привлеченных для проектирования баз ракет и
боеприпасов. 1.5 Для реализации целей
Федеральной целевой программы "Реструктуризация запасов ракет,
боеприпасов и взрывчатых материалов, приведение системы их хранения
и эксплуатации во взрывопожаробезопасное состояние на 2005-2010
годы" по приведению системы хранения и эксплуатации баз в
соответствии с установленными нормативными требованиями, до
выделения дополнительных денежных средств, допускается
проектирование баз проводить в соответствии с приложением А к
настоящим нормам. 2 Термины и определенияВ
настоящем документе приведены следующие термины с соответствующими
определениями: 3 Нормативные ссылкиВ
настоящем документе использованы ссылки на следующие
межгосударственные стандарты: 4 Обозначения и сокращенияВ
настоящем документе приняты следующие общие обозначения и
сокращения: 5 Общие требования пожаровзрывобезопасности при проектировании арсеналов, баз и складов боеприпасов5.1 Правила определения категорий опасности зданий, сооружений и помещений5.1.1 Категории опасности
зданий, сооружений и помещений определяются категориями опасности
боеприпасов, находящихся в этих зданиях, сооружениях и помещениях.
Определение категорий опасности зданий, сооружений и помещений
должно производиться независимо от количества ракет, боеприпасов,
взрывчатых веществ, порохов и изделий из них, находящихся в этих
зданиях, сооружениях и помещениях. 5.1.2 Категории опасности
зданий, сооружений и помещений, определенные в соответствии с
настоящими нормами, следует применять при разработке технических
решений в отношении планирования застройки, определения площадей
пожарных отсеков, а также зданий, сооружений и помещений,
размещения помещений, выбора конструктивных решений и инженерного
оборудования (электроустановок, средств связи и сигнализации,
вентиляции, кондиционирования воздуха, канализации, водоснабжения и
отопления). 5.1.3 Ракеты и боеприпасы
подразделяются на категории опасности Е1, Е2, Е3, Е4, Е5, Е6, Е7,
В, Д. Определение категорий опасности боеприпасов следует
осуществлять последовательной проверкой их принадлежности к
категориям опасности, приведенным в таблице 1, от высшей (Е1) к
низшей (Д).
5.1.4 Здания, сооружения
и помещения, в которых отсутствуют ракеты и боеприпасы или имеются
ракеты и боеприпасы, не содержащие взрывчатых веществ, порохов,
пиротехнических составов и изделий из них, подразделяются на
категории А, Б, В1-В4 и Д по взрывопожарной и пожарной опасности в
соответствии с НПБ
105-03 . 5.1.5 Если в помещении
находятся боеприпасы различных категорий, то категория опасности
помещения определяется наивысшей категорией находящихся в нем
боеприпасов. 5.1.6 Если в помещениях
наряду с боеприпасами находятся горючие газы, легковоспламеняющиеся
или горючие жидкости, а также вещества и материалы, способные
взрываться и гореть при взаимодействии с водой, кислородом воздуха
или друг с другом, то эти помещения необходимо проверять на
соответствие категориям А или Б по взрывопожарной опасности по
НПБ
105-03 . Здания, в которых имеются
помещения с категориями Е1-Е7, а также помещения с категориями
взрывопожарной опасности А и/или Б, следует относить к категории А
или Б в соответствии с правилами, изложенными в НПБ
105-03 . 5.1.7 Здание следует
относить к категориям В1-В4 по пожарной опасности, если
одновременно выполнены два условия: 5.1.8 Здание следует
относить к категории опасности Д, если оно не относится к
категориям А, Б, В1-В4, Г по взрывопожарной и пожарной опасности по
НПБ
105-03 и к категориям опасности Е1-Е7, В. 5.2 Генеральные планы5.2.1 Районы дислокации
баз устанавливаются Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской
Федерации по представлению командования видов Вооруженных Сил
Российской Федерации, родов войск, главных и центральных управлений
Министерства обороны Российской Федерации. 5.2.2 Размещение баз не
допускается на территориях и местностях: 5.2.3 В целях обеспечения
безопасности, базы следует располагать на обособленной территории с
соблюдением разрывов внешней безопасности согласно ВСН
34-94 и таблице 2. Таблица 2 - Минимальные расстояния от объектов до наружных
проволочных ограждений охранного периметра
________________ 5.2.4 В состав базы
входят в соответствии с рисунком 1: Рисунок 1 - Типовая схема территории базыРисунок 1 - Типовая схема территории базы 5.2.5 В состав базы
должны включаться водозаборы и очистные сооружения в случае, если
отсутствует возможность подсоединения соответствующих коммуникаций
базы к водопроводной и канализационной сетям близлежащих населенных
пунктов и промышленных объектов. 5.2.6 Расстояние от
подрывного поля до наружного проволочного ограждения охранных
периметров технической территории и сортировочной площадки,
отдельных жилых построек, железных и шоссейных дорог должно быть не
менее 1,5 км, а до окраины населенных пунктов (жилищно-бытового
городка базы), заводов, фабрик и им подобных сооружений - не менее
3 км. Как правило, по отношению к технической территории подрывное
поле и жилая зона располагаются с противоположных сторон. 5.2.7 Вертолетная
площадка должна быть удалена на расстояние не менее 1,2 км от
наружного проволочного ограждения охранных периметров технической
территории и сортировочной площадки и связана с базой
автомобильными дорогами. 5.2.8 От наружного
проволочного ограждения охранных периметров технической территории
и сортировочной площадки базы устанавливаются: 5.2.9 На технической
территории следует предусматривать зоны - участки местности, на
которых расположены группы зданий, однородных по характеру
технологических процессов. Как правило, в состав технической
территории должны входить (см. рисунок 1): 5.2.10 Здания и
сооружения на технической территории рекомендуется размещать таким
образом, чтобы по мере их приближения к хозяйственной и жилой зонам
категория опасности этих зданий уменьшалась. При этом, здания и
сооружения с боеприпасами категорий опасности Е5, Е6 следует
размещать на расстоянии не менее 1 км от жилой и казарменной
зон. 5.2.11 В производственной
зоне следует размещать здания и сооружения производственного
назначения (цехи, пункты работ с ракетами и боеприпасами,
прицеховые платформы, кладовые). 5.2.12 Механизированный
погрузочно-разгрузочный комплекс и большая часть
погрузочно-разгрузочных платформ размещаются, как правило, в зоне
хранения боеприпасов категории опасности Е5, Е6, причем,
механизированный погрузочно-разгрузочный комплекс должен
располагаться, как правило, ближе к производственной зоне и
сортировочной площадке. 5.2.13 Обвалованию
подлежат все наземные и полузаглубленные здания и сооружения
технической территории и сортировочной площадки. Обвалование
следует выполнять в соответствии с приложением Б. 5.2.14 Заглубленные и
обсыпные здания и сооружения, а также здания и сооружения категорий
опасности В, Д, цехи, прицеховые платформы и кладовые допускается
не обваловывать. 5.2.15 Наземные,
полузаглубленные и заглубленные здания, сооружения на технической
территории, если особо не оговорено, следует размещать с
соблюдением минимально допустимых расстояний, приведенных в таблице
3. Таблица 3 - Минимальные расстояния между зданиями и сооружениями
различных категорий опасности
5.2.16 Расстояния между
обсыпными зданиями (сооружениями), кроме зданий (сооружений)
категории опасности Е2, а также между обсыпными и подземными
зданиями (сооружениями) допускается сокращать в 2 раза. 5.2.17 Все здания и
сооружения технической территории следует располагать на местности
так, чтобы при возникновении взрыва одного из них направление
фронта ударной волны и наибольшего разлета осколков проходило минуя
другие здания и сооружения. При этом, их следует размещать, как
правило, в шахматном порядке. 5.2.18 Допускается
размещать здания и сооружения с различными категориями опасности на
расстояниях ближе, чем указано в таблице 3, только в случаях, когда
расчетами определено, что эти расстояния безопасны для
соответствующих зданий и сооружений. 5.2.19 Все здания и
сооружения сортировочной площадки должны размещаться от зданий и
сооружений технической территории на расстоянии не менее 200 м. 5.2.20 Границы
технической территории и сортировочной площадки оборудуются
наружным и внутренним проволочными ограждениями, расположенными на
расстоянии не менее 50 м друг от друга. Полоса местности между
наружным и внутренним проволочными ограждениями является охранным
периметром, который необходимо оборудовать в соответствие с ВСН
160-92 и другими нормативными документами. 5.2.21 В случае, если
дорога охраны размещается с внешней стороны наружного ограждения,
то дополнительный ряд ограждения для защиты дороги охраны,
предусмотренный ВСН 160-92 , допускается не устраивать. 5.2.22 Все здания и
сооружения технической территории и сортировочной площадки должны
быть размещены не ближе 40 м от внутреннего проволочного ограждения
охранного периметра. 5.2.23 Полоса охранного
периметра должна быть очищена от деревьев и кустарника, трава на
ней должна быть выкошена, а контрольно-следовая полоса -
вспахана. 5.2.24 На охранном
периметре следует оборудовать закрытые пожарные водоемы
(резервуары) емкостью не менее 50 м на каждые 400 м периметра. 5.2.25 С внешней стороны
наружного проволочного ограждения охранного периметра необходимо
создавать защитную противопожарную полосу шириной не менее 50 м,
вспаханную на всю ширину. 5.2.26 Подрывное поле
предназначено для разрядки и уничтожения негодных и опасных
боеприпасов и взрывоопасных составных частей ракет. Подрывное поле
должно иметь проволочное ограждение, вокруг которого
устанавливается запретная зона шириной не менее 400 м и запретный
район - не менее 3 км. 5.2.27 Хозяйственная зона
предназначена для размещения зданий и сооружений вспомогательных
производств, служб и складов. 5.2.28 Караульное
помещение следует размещать на охранном периметре при въезде на
техническую территорию не ближе 70 м от внутреннего проволочного
ограждения. Примерная схема размещения караульного помещения
приведена на рисунке 2. Рисунок 2 - Схема размещения караульного помещенияРисунок 2 - Схема размещения караульного помещения 5.2.29 Все здания жилой и
казарменной зон должны располагаться не ближе 400 м от наружного
проволочного ограждения охранного периметра технической территории
и сортировочной площадки. 5.2.30 Для хранения
специальной техники, предназначенной для обслуживания, погрузки,
выгрузки и транспортировки боеприпасов, следует предусматривать
хранилища, навесы, открытые площадки в соответствии приказом
Министра обороны СССР от 1 сентября 1977 года N 225 . 5.2.31 При проектировании
железных дорог следует предусматривать отдельную тупиковую ветку
для стоянки пожарного поезда, которая должна располагаться в
служебной зоне хозяйственной зоны. Эта ветка должна соединяться с
сетью железных дорог технической территории. 5.2.32 На технической
территории и сортировочной площадке для автомобильного транспорта
следует предусматривать не менее двух рассредоточенных въездов
(выездов) шириной не менее 6,5 м с типом дорожной одежды как для
основных дорог с примыканием к автомобильным дорогам общего
пользования. 5.2.33 Основные дороги на
технической территории и сортировочной площадке должны обеспечивать
организацию кольцевого движения и не проходить между зданием
(сооружением) и его обвалованием. 5.2.34 Второстепенные
дороги обеспечивают непосредственный подъезд к зданиям
(сооружениям) технической территории и сортировочной площадки.
Подъезды к зданиям (сооружениям) следует выполнять по принципу:
один въезд и один выезд без разворота у здания (сооружения). 5.2.35 Основные и
второстепенные дороги следует устраивать цементобетонными
монолитными, сборными, армобетонными монолитными, железобетонными
монолитными и сборными. 5.2.36 Каждый пожарный
водоем (резервуар) должен быть обеспечен подъездными площадками
размером не менее 12x12 м для установки не менее двух пожарных
автомобилей так, чтобы они не создавали препятствия для движения по
основным и второстепенным дорогам. Подъездные площадки следует
устраивать цементобетонными монолитными и сборными, армобетонными
монолитными, железобетонными монолитными или сборными. 5.2.37 Пожарное депо
следует размещать в хозяйственной зоне на расстоянии не менее 70 м
от внешнего проволочного ограждения охранного периметра технической
территории и, как правило, ближе к въезду на техническую
территорию. Пожарное депо должно располагаться на расстоянии не
более 2,5 км от зданий и сооружений технической территории и
сортировочной площадки, измеренном по дороге. 5.2.38 Деревья (кроны
деревьев) на технической территории и сортировочной площадке должны
быть вырублены в случае их расположения ближе 10 м от контура
зданий (сооружений), защищаемых от поражения молнией. 5.3 Подрывные поля и площадки уничтожения5.3.1 Планируемые работы
на подрывном поле (площадке уничтожения), обусловленные спецификой
базы, а также нормы закладки боеприпасов для разрядки или
уничтожения должны быть указаны в задании на проектирование. 5.3.2 Оборудование
подрывных полей (площадок уничтожения) следует выполнять в
соответствии с настоящими строительными нормами. 5.3.3 Подрывное поле
должно представлять собой участок земли площадью не менее 20 га. Не
допускается подрывное поле размещать на территории, имеющей
подземные выработки. В радиусе 200 м от места, выделяемого под
подрывное поле, не должно быть болотистых или торфяных участков, а
также естественных водоемов. 5.3.4 При выборе
земельного участка под подрывное поле (площадку уничтожения)
необходимо согласовывать установленным порядком с органами Единой
системы управления воздушным движением координаты запретной зоны
воздушного пространства для пролета воздушных судов над подрывным
полем. 5.3.5 В зависимости от
проектируемой нормы закладки порохов на сжигание территорию вокруг
подрывного поля (площадки уничтожения) необходимо расчищать от
деревьев на расстоянии не менее: 5.3.6 Территорию
подрывного поля (площадки уничтожения) следует выделять однорядным
проволочным ограждением высотой не менее 2 м, смонтированным, как
правило, на железобетонных столбах. С внутренней и наружной стороны
проволочного ограждения следует устанавливать малозаметные
препятствия. 5.3.7 Вокруг подрывного
поля (площадки уничтожения) непосредственно за его ограждением
следует создавать 50-тиметровую противопожарную полосу, вспаханную
на всю ширину, а территорию подрывного поля очищать от деревьев и
кустарника. 5.3.8 Перед въездом на
территорию подрывного поля (площадки уничтожения) должен быть
устроен закрытый пожарный водоем (резервуар) емкостью не менее 100
м. Допускается установка двух закрытых
пожарных водоемов (резервуаров) по 50 м каждый. 5.3.9 С целью тушения
лесных (степных) пожаров в запретном районе подрывного поля на
естественных или искусственных водоемах (резервуарах) должны быть
оборудованы подъезды и места забора воды пожарными автомобилями.
Количество мест забора воды пожарными автомобилями определяется
заказчиком в задании на проектирование. 5.3.10 Подрывное поле
(площадка уничтожения) должно быть связано с сортировочной
площадкой базы автомобильной или железной дорогой, которую следует
прокладывать минуя населенные пункты не ближе 400 м от зданий. 5.3.11 Рядом с калиткой с
внутренней стороны ограждения должен быть оборудован блиндаж для
контролера контрольно-пропускного пункта. Блиндаж должен быть
обеспечен телефонной или радиосвязью с дежурным по базе,
руководителем работ и военной командой противопожарной защиты и
спасательных работ. 5.3.12 У блиндажа
контролера должен быть установлен пожарный щит, укомплектованный
первичными средствами пожаротушения. 5.3.13 Для баз,
предназначенных только для хранения боеприпасов, разрешается вместо
подрывных полей проектировать площадки уничтожения. 5.3.14 Площадка
уничтожения предназначена для сжигания порохов, сжигания в
бронепечах элементов боеприпасов и одиночных подрывов боеприпасов,
выполняемых камуфлетом (без разлета осколков). 5.3.15 Площадка
уничтожения - участок местности площадью не менее 7 га,
расположенный на расстоянии не менее 1000 м от внешнего
проволочного ограждения охранного периметра технической территории
и сортировочной площадки. 5.3.16 На подрывном поле
(площадке уничтожения) должно быть оборудовано укрытие (например,
капонир) для пожарного автомобиля с боевым расчетом. 5.3.17 В отличие от
подрывного поля при проектировании площадок уничтожения
разрешается: 5.4 Здания и сооружения5.4.1 Требования
настоящего подраздела распространяются на складские и
производственные здания и сооружения баз, в которых хранятся ракеты
и боеприпасы или производятся работы с ними. 5.4.2 Проектирование
зданий и сооружений на технической территории следует выполнять в
соответствии со СНиП
21-01-97 * и настоящими нормами. 5.4.3 Степень
огнестойкости зданий и сооружений категорий опасности Е1-Е7 должна
приниматься не ниже II. Допускается принимать степень огнестойкости
для механизированного погрузочно-разгрузочного комплекса,
погрузочно-разгрузочных платформ, хранилищ с порохами не ниже
III. 5.4.4 Площадь и этажность
зданий, кроме зданий с категорией опасности Е1-Е7, следует
определять в соответствии с ведомственными и федеральными
нормативными документами. 5.4.5 Класс конструктивной пожарной опасности зданий с категорией опасности Е1-Е7 должен быть С0 по СНиП 21-01-97 * . Класс пожарной опасности строительных конструкций зданий с категорией опасности Е1-Е7 следует принимать по СНиП 21-01-97 * . Произошла ошибка Платеж не был завершен из-за технической ошибки, денежные средства с вашего счета НАУКА И ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ № 1/2006, стр. 26-29 УДК 623.001.5 Полковник Н.И. ЛИСЕЙЧИКОВ , начальник управления Научно-исследовательского института Вооруженных Сил Республики Беларусь, доктор технических наук, доцент Подполковник Ю.И. АНИКЕЕВ , начальник цикла кафедры устройства и эксплуатации ракетно-артиллерийского вооружения Военной академии Республики Беларусь Обеспечение безопасности и защиты населения, объектов экономики, а также территории Республики Беларусь от чрезвычайных ситуаций является важной социально-экономической и экологической проблемой. Развитие науки и техники, промышленного производства и технологических процессов ведет к тому, что масштабы использования в обществе опасных грузов расширяются. Опыт показывает, что наибольшее число чрезвычайных ситуаций, связанных с использованием опасных грузов, в том числе взрывчатых материалов и боеприпасов, происходит при их хранении и перевозке. Организации перевозок опасных грузов в литературе уделяется постоянное внимание. В то же время вопросы хранения, в первую очередь боеприпасов и взрывчатых веществ (ВВ), раскрываются не в полной мере. Функционирование потенциально опасных производственных объектов связано с глобальной прикладной проблемой, внешним признаком которой является рост числа аварий, катастроф, других чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возрастанием их масштабов и последствий Например, взрыв 4.06.1988 г. на станции г. Арзамас трех вагонов с промышленными ВВ. Тогда погиб 91 человек, более 900 получили ранения различной степени тяжести, уничтожен 151 жилой дом, разрушено 250. В Российской Федерации за 1977 - 1995гг. на складах с взрывчатыми веществами и боеприпасами произошло более 40 крупных пожаров, уничтожено около 10 тысяч вагонов боеприпасов или 200 тысяч тонн взрывчатого вещества. Материальный ущерб составил более 35 млрд. руб. . Количество чрезвычайных ситуаций при хранении взрывчатых материалов, боеприпасов, их возможные последствия показывают актуальность данного вопроса не только для Республики Беларусь, но и для всех бывших республик СССР (табл.1). Проведенный анализ организации хранения боеприпасов на арсеналах, базах и складах (объектах хранения) показал, что обеспечение их живучести в настоящее время осуществляется путем реализации конкретных организационно-технических мероприятий. Данные мероприятия основываются на теоретических разработках 1970 - 1980-х годов прошлого столетия, не позволяют учитывать изменения условий хранения, конструкции, чувствительности ВВ, технического состояния боеприпасов и других факторов . Налицо ситуация: научно-теоретическое обоснование практической деятельности в данной области явно недостаточно. Актуальными прикладными задачами являются: сравнительный анализ живучести объектов хранения боеприпасов; выявление критичных элементов на каждом объекте; обоснование рациональных способов обеспечения живучести рассматриваемых объектов; оптимизация расхода финансовых и материальных ресурсов; снижение ресурсоемкости, повышение результативности режима хранения боеприпасов. Для успешного решения указанных задач целесообразно использовать методы математического моделирования. При этом следует учитывать отличительные признаки (особенности) объектов хранения боеприпасов и свойства живучести. 1. Объекты хранения боеприпасов представляют собой сложную организационно-техническую систему, состоящую из n элементов. Элементы объектов представляют собой сооружения с размещенными в них на хранение боеприпасами. Эти сооружения (хранилища, площадки открытого хранения и т.д.) могут иметь дополнительное инженерное оборудование (обвалование, технические средства защиты) и различаются степенью защищенности от неблагоприятных внешних воздействий. Степень защищенности и чувствительность боеприпасов к внешним воздействиям определяют состояние элементов объектов хранения боеприпасов при развитии чрезвычайных ситуаций . Состояние элементов характеризуется объемом, имеющимся на них и годных к применению боеприпасов, возможностями по их отгрузке. 2. Для указанных объектов характерным является возможность в случае внешнего воздействия на любой из его элементов возникновения вторичных последствий, ведущих к появлению и развитию эффекта «домино» . Под эффектом «домино» понимается лавинообразное развитие чрезвычайной ситуации на объекте хранения боеприпасов, приводящее к разрушению и (или) уничтожению части его элементов или всего объекта в целом. 3. Под живучестью объектов хранения боеприпасов целесообразно понимать их свойство сохранять и восстанавливать способность выполнять полностью или частично функции хранения и поставки боеприпасов в течение заданного периода времени в экстремальных условиях их функционирования. При этом под экстремальными условиями функционирования понимаются такие, когда в результате воздействий противника, стихийных бедствий, техногенных катастроф, «человеческого фактора» и др. возникает опасность возникновения эффекта «домино». 4. Рассматриваемые объекты предназначены для хранения запасов боеприпасов номенклатур. Для комплексной оценки живучести объектов хранения боеприпасов необходима вероятностная оценка способности сохранения требуемого числа элементов и обеспечения заданных объемов поставок боеприпасов в войска в установленные сроки. Следовательно, необходима разработка двух групп показателей живучести: по состоянию и по результатам выполнения задачи обеспечения войск боеприпасами. 5. В общем случае неблагоприятному внешнему воздействию может быть подвергнут любой из п элементов объекта. Для случая, когда внешнему воздействию подвергается m-й элемент объекта,рассчитывается соответствующее т-е распределение вероятностей числа уничтоженных элементов объекта где к - количество пораженных элементов. Учитывая отмеченные особенности, обоснуем показатели живучести объектов хранения боеприпасов по состоянию (первая группа показателей живучести). В качестве исходной информации принимаем распределение вероятностей числа уничтоженных элементов объекта хранения боеприпасов. Указанное распределение определяется при решении соответствующей системы дифференциальных уравнений, для определения которой предназначена разработанная ранее соответствующая модель живучести по состоянию . Индексы т и к (здесь и далее) соответственно обозначают номер элемента, подвергнувшегося внешнему воздействию и количество пораженных элементов. Ввиду того, что подвергаться начальному внешнему воздействию может любой из п элементов объекта хранения боеприпасов, то в общем случае необходимо рассматривать п распределений вероятности числа уничтоженных его элементов. Поэтому вводимые показатели назовем частными. К таким показателям следует отнести: математическое ожидание (МОЖ) числа пораженных элементов - М; интервальную оценку МОЖ уничтоженного объема ВВ -W; интервальные оценки МОЖ уничтоженного объема боеприпасов каждой номенклатуры - Q. Каждый из вводимых показателей рассчитывается для случая, когда начальному внешнему воздействию подвергается 1-й, 2-й,.. .или n-й элемент того или иного рассматриваемого объекта. Поэтому для каждого показателя имеем набор частных показателей, количество которых составляет и, так какДля каждого показателя расчет совокупности п частных показателей принципиальным образом друг от друга не отличается. Поэтому введенный верхний индекс т (номер элемента, подвергшегося начальному внешнему воздействию) указывать не будем. Рассмотрим соответствующие аналитические выражения. Математическое ожидание числа пораженных элементов Общее количество возможных комбинаций числа пораженных элементов объекта хранения боеприпасов Для каждой i-й комбинации, i = 1,s, уничтоженных элементов находим Wi - МОЖ объема уничтоженного ВВ (такой расчет легко выполняется, так как известны уничтоженные элементы в результате внешнего воздействия). Определяем Тогда имеем второй показатель живучести: интервальную оценку МОЖ объема уничтоженных По аналогии с полученной интервальной оценкой для каждой комбинации числа пораженных элементов, общее количество которых равно s, находим МОЖ объема уничтоженных боеприпасов для z-й номенклатуры боеприпасов, Результаты расчета представим в виде матрицы.Элемент матрицы q, стоящий на пересечении i-й строкии и j-го столбца показывает МОЖ объема уничтоженных боеприпасов j-й номенклатуры в случае уничтожения i-й комбинации элементов объекта хранения боеприпасов. Выполним операции В результате получим интервальные оценки МОЖ объема уничтоженных боеприпасов по каждой номенклатуре В результате третий частный показатель живучести определен. Выполним обоснование общих показателей живучести объектов хранения боеприпасов по состоянию. Математическое ожидание (МОЖ) числа пораженных элементов - М. Интервальную оценку МОЖ уничтоженного объема взрывчатых веществ (ВВ) - W. Интервальные оценки МОЖ уничтоженного объема боеприпасов каждой номенклатуры - Q. Рассмотрим гипотезы: Н1 - внешнему воздействию подвергается 1-й элемент, т.е. т = 1; Н2 - внешнему воздействию подвергается 2-й элемент, т.е. т = 2; Нп - внешнему воздействию подвергается n-й элемент, т.е. т = п. Распределение вероятностейопределяется отмеченными выше особенностями ОХБ. В качестве события Ак примем следующее: поражено не более к элементов объекта хранения боеприпасов. Тогда вероятность события Ак при условии наступления гипотезы Нi. определяется по выражению где как и при расчете частных показателей живучести, является распределением вероятностей числа уничтоженных элементов ОХБ. Таким образом, в качестве общего показателя живучести по состоянию принимается вероятность уничтожения не более k элементов По аналогии с частными показателями, рассмотренными выше, определяются интервальная оценка объема уничтоженных ВВ и интервальные оценки объема боеприпасов каждой номенклатуры. Общее количество возможных комбинаций пораженных элементов объекта хранения боеприпасов Для каждой i-й комбинации,уничтоженных элементов находим объем (Vi) уничтоженного ВВ. В результате имеем оценки, по которым определяем минимальный и максимальный элементы. В конечном итоге имеем искомую интервальную оценку Индекс к показывает, что оценка полученадля случая, когда уничтожается не более к элементов объекта. Таким образом, можно утверждать, что с вероятностью Rk объем уничтоженного ВВ будет находиться в интервале В некоторых случаях целесообразно рассматривать вместо события: поражено не более к элементов объекта хранения боеприпасов другие события. Рассмотрим, например, событие Вк, заключающееся в том, что уничтожено ровно к элементов объекта хранения боеприпасов. В этом случае, используя распределение вероятностейи Тогда, МОЖ числа уничтоженных элементов составит В результате, в отличие от частных показателей живучести, получена точечная оценка МОЖ числа уничтоженных элементов объекта хранения боеприпасов. Однако точечные оценки МОЖ уничтоженных объемов ВВ и боеприпасов по каждой номенклатуре получить не представляется возможным. Это объясняется существованием неопределенности в отношении комбинации элементов объекта, которые уничтожаются. Поэтому для остальных двух общих показателей схема расчета аналогична рассмотренной для частных показателей живучести по состоянию. Таким образом, рассмотрена совокупность частных и общих показателей живучести объектов хранения боеприпасов по состоянию. Обоснуем и введем вторую группу показателей живучести. Показатели живучести объектов хранения боеприпасов по результатам выполнения задачи. Живучесть объектов хранения боеприпасов по результатам выполнения задачи характеризует их способность не только противостоять чрезвычайным ситуациям, но и успешно выполнять поставленную задачу. В этом случае объект, имеющий структуру S0, выполняет поставленную задачу в течение времени t. После внешнего воздействия может возникнуть новая структура Si, включающая подмножества работоспособных, частично и полностью неработоспособных элементов. По окончании внешнего воздействия объект с новой структурой должен приступить к выполнению поставленной задачи в течение заданного периода времени. В качестве показателей живучести по результатам выполнения задачи рассматриваются: условная вероятность выполнения задачи обеспечения войск боеприпасами объектом хранения в течение заданного периода времени (0,τ); коэффициент живучести при однократном воздействии; коэффициент живучести при и-кратном воздействии. Условная вероятностьвыполнения задачи обеспечения войск боеприпасами объектом хранения со структурой (Si), сохранившейся после внешнего воздействия в течение заданного периода времени Коэффициент живучести объекта хранения боеприпасов по результатам выполнения задачи при однократном воздействии определяется по выражению и представляет собой отношение условных вероятностей выполнения задач объектом с новой P(t/S0) и первоначальной структурой P(t/S0). Выполнение задачи объектом хранения боеприпасов может осуществляться после одно-, двух-,..., многократных внешних воздействий. Поэтому коэффициент живучести объекта хранения боеприпасов по результатам выполнения задачи при двукратном воздействии может быть рассчитан: где - условная вероятность выполнения задачи объекта хранения боеприпасов с первоначальной (S0) и со структурой после одно- (S1), двукратного (S2) внешнего воздействия соответственно. Коэффициент живучести объекта хранения боеприпасов по результатам выполнения задачи при n-кратном воздействии где P(t/S0), P(t/Sn) - условная вероятность выполне0ния задачи рассматриваемым объектом с первоначальной структурой и со структурой после и-кратного внешнего воздействия соответственно. Для расчета показателей живучести согласно выражениям (1-4) необходимо определять вероятность выполнения задачи рассматриваемым объек.(1том заданной структуры. Для этого может использоваться математическая модель живучести, предложенная в одной из авторских работ .. Предлагаемая система показателей позволяет наиболее полным образом, с высокой степенью достоверности найти конкретные научно обоснованные решения указанных прикладных задач. Наличие совокупности частных и общих показателей, относящихся к двум группам, необходимость иметь систему показателей отражает с системной точки зрения сложность объекта исследований (свойство живучести арсеналов, баз и складов боеприпасов). В то же время к достоинствам предлагаемой системы показателей живучести следует отнести 1. Ясный физический смысл и простая интерпретация результатов расчетов. 2. Адекватное отражение свойств исследуемого предмета - живучести объекта хранения боеприпасов. 3. Относительно несложные математические выражения для расчета вводимых показателей. 4. Универсальный подход при расчете живучести объектов хранения боеприпасов для различных уровней системы. 5. Возможность оценки количества элементов рассматриваемых объектов, объема ВВ, а также объемов уничтожаемых боеприпасов по каждой номенклатуре, уничтожаемых в результате внешних воздействий. Таким образом, следует сделать вывод, что предлагаемая система показателей живучести и результаты работ позволяют обеспечить решение прикладных задач, отмеченных в первом абзаце данной статьи. ЛИТЕРАТУРА 1. Вольтерра В. Математическая теория борьбы за существование. - М.: Наука, 1976. 2. Руденко Б.Н., Ушаков И.Н. Надежность систем энергетики. - М.: Наука, 1986. - 252 с. 3. Рябинин И.А. Надежность, живучесть и безопасность кораблей //Морской сборник. - 1987. - № 8. 4. Черкесов Г.Н. Методы и модели оценки живучести сложных систем. - М.: Знание, 1987. - 55 с. 5. Шкурко М.Д., ПряхинА.С., Филин Н.Н., Мальков С.И. Основы устройства, службы и безопасной жизнедеятельности баз боеприпасов: Учебное пособие. - Пенза: ПАИИ, 2002. - 205 с. 6. Аникеев Ю.И. Математическая модель живучести объектов хранения опасных грузов класса 1 //Известия Белорусской инженерной академии №1(17)/1. Мн.:, 2004. - С.238 - 240. 7. Аникеев Ю.И. Обоснование живучести объектов хранения боеприпасов по результатам выполнения задачи // Вестник Военной академии № 2 (3). Мн.: ВА РБ, 2004. - С.16 - 20. 8. Щукин Ю.Г., Кутузов Б.Н., Татищев Ю.А. Промышленные взрывчатые вещества на основе утилизированных боеприпасов. - М.: Недра, 1998. - 315 с. Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте Военное дело, НВП и гражданская оборона Хранение и сбережение ракет и боеприпасов на арсеналах базах и складах Объем учебного материала темы. Организация хранения боеприпасов и ракет. Размещение и укладка ракет и боеприпасов. Правила совместного хранения боеприпасов. Тема №7. Хранение и сбережение ракет и боеприпасов на арсеналах, базах и складах Объем учебного материала темы. Организация хранения боеприпасов и ракет. Типы хранилищ, их оборудование и с о держание. Размещение и укладка ракет и боеприпасов. Правила совместного хранения бо е припасов. Организация временного и длительного хранения боеприпасов на открытом во з духе. Проветривание хранилищ. Контроль за качественным состоянием ракет и боеприпасов в отделах хранения. Количественный и качественный учёт ракет и боеприпасов на арсен а лах, базах и складах. Технический осмотр боеприпасов. Оценка технического с о стояния боеприпасов. Учётная документация в хранилищах и отделах. Приём и отправка ракет и боеприпасов. Виды транспорта и порядок транспорт и рования боеприпасов железнодорожным и автомобильным транспортом. Организация погрузочно-выгрузочных работ при перевозке боеприпасов. Выбор и оборудование места погрузки (выгрузки). Оформление документов на перевозку боеприпасов. Ко н трольная работа. Учебная литература: 1. Эксплуатация боеприпасов: Учебник / А.А. Плющ, С.Н. Курков, К.А. Еличев и др.- Пенза: ПАИИ. 287 с. Стр.101-126. 2. Руководство по эксплуатации ракетно-артиллерийского вооружения. Часть 2. М.: Воениздат, 2006. 414 с. Стр.74-79. 3. Руководство по организации и обеспечению противопожарной защиты арсеналов, баз и складов вооружения, ракет и боеприпасов.- М.: 2001. 130 с. 4. Инструкция заведующему хранилищами с боеприпасами.- М.: Воениздат, 1987. 95 с. 5. Типовые функциональные обязанности должностных лиц арсенала (базы, склада), разраб о танные войсковой частью 74889 по распоряжении командира войсковой части 64176 № 561/16/52 от 13.01.94. 6. Приказ МО РФ 1995 г. № 393 «Об утверждении Правил содержания запасов ракет и боеприпасов, ВВ и изделий на их основе по степени взрывопожароопасности». 8. Руководство для арсеналов, баз и складов ракет и боеприпасов. Часть 1. М.: Воениздат, 2001. Закр.источник. 1. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ХРАНЕНИЯ БОЕПРИПАСОВ Этап хранения имеет весьма существенное значение для боеприпасов. В мирное время он может составлять 70...90% продолжительности жизненного цикла боеприпасов. Организация хранения боеприпасов включает выполнение следующих основных мероприятий:
Для того чтобы обеспечить условия хранения, близкие к оптимальным , необходимо следующее:
В реальных условиях обеспечить вышеперечисленное практически невозможно. Большая часть боеприпасов размещается при хранении в лучшем случае в неотапливаемых хранилищах или на открытых площадках. Поэтому для обеспечения пригодности к боевому применению предусматривают проведение периодических мероприятий (консервация, техосмотры и т.д.). Важнейшим из них является консервация различными способами, т.к. от ее качества зависят межремонтные сроки и способы хранения. Например, применение масляной краски увеличивает срок до ремонта в два раза по сравнению с применением синтетических красок. Пассивирование латунных гильз увеличивает межремонтные сроки в 2-3 раза. Полная герметизация боеприпасов увеличивает «жизненный цикл» в 2-3 раза по сравнению с тем случаем, когда защита отсутствует. При организации хранения предусматривают соблюдение следующих принципов: 1. Высокая оперативная готовность приема и отправки боеприпасов достигается:
2. Надежная сохранность боевых свойств боеприпасов достигается:
3. Высокая техника безопасности обеспечивается:
4. Надежная охрана и оборона:
5. Секретность и маскировка:
Хранение боеприпасов на арсеналах (базах) организуется, как правило, комплектное. Комплектация определяет степень готовности боеприпасов к боевому использованию и должна производиться по наличию основных элементов (снарядов, мин, головных частей). За комплектность и правильную комплектацию готовых и полных выстрелов отвечают заместитель начальника базы по хранению (начальник хранения) и начальник учетно-операционного отдела, а в отделении хранения начальник отделения хранения. Полные выстрелы должны быть комплектными в пределах одного отделения хранения. Комплектность хранения готовых выстрелов должна соблюдаться в каждом хранилище. Исключение могут составлять неокончательно снаряженные выстрелы, предназначенные для ремонта, взрыватели к которым допускается хранить в другом хранилище. Специализация отделений хранения и распределение между ними боеприпасов производятся начальником базы с учетом обеспечения равномерности загрузки отделов работой и соблюдением правил безопасности. Количество отделений хранения (ОХ) на базе и структура каждого ОХ определяется объемом и видами хранимых боеприпасов. Отделения хранения размещаются на технической территории в зоне хранения вооружения. Территория приказом командира части закрепляется за каждым отделом. Типовая организационная структура ОХ представлена на рис.1. В подчинении начальника отделения хранения (офицер) состоят лица гражданского персонала: инженер отделения хранения, техник отдела хранения, производственные и вспомогательные рабочие и заведующие хранилищами. Количество рабочих отдела хранения определяется количеством выдаваемого и принимаемого имущества. Должностные обязанности начальника и инженера отделения хранения приведены в Приложении 1. Все объекты хранения должны быть закреплены за заведующими хранилищ, которые отвечают за сохранность принятых на хранение боеприпасов, их количественный и качественный учет, правильное проветривание хранилищ, содержание и пожарную безопасность хранилищ, открытых площадок или навесов и территорий вокруг них. Вскрывать и посещать хранилища необходимо только в присутствии заведующего, за которым они закреплены. Вскрытие хранилища без заведующего должно проводиться комиссией (с обязательным участием в ней начальника отдела хранения или лица, исполняющего его обязанности). Должностные лица базы должны проверять порядок хранения, техническое состояние и учет боеприпасов, а также содержание хранилищ и территорий вокруг них в следующие сроки: Заведующий хранилищами не реже одного раза в два дня; Техник отделения хранения не реже одного раза в неделю; Инженер отделения хранения не реже одного раза в две недели; Начальник отделения хранения не реже одного раза в месяц; Заместитель начальника базы по хранению не реже одного раза в квартал; Начальник УОО, главный инженер, начальник арсенала (базы) не реже одного раза в полгода. 2. РАЗМЕЩЕНИЕ И УКЛАДКА БОЕПРИПАСОВ В хранилищАХ Боеприпасы хранятся в неотапливаемых хранилищах: наземных, полуподземных и подземных (рис.2). Наибольшее распространение получили наземные хранилища . Наземные хранилища строятся по типовым проектам и различаются емкостями. Так, например, АН-10, АН-15, АН-50 артиллерийские наземные хранилища емкостью 10, 15 и 50 вагонов соответственно. Обсыпка грунтом и углубление способствуют уменьшению колебаний температуры в хранилище и повышению безопасности. Хранилища наземного типа сравнительно хорошо обеспечивают сохранность имущества, позволяют эффективно проводить погрузочно-разгрузочные работы, намного дешевле полуподземных и подземных. С точки зрения безопасности они уступают подземным и полуподземным. Подземные хранилища выгодно отличаются по условиям безопасности, что позволяет резко сократить расстояния между ними, а следовательно, и площадь технической территории. Однако подземные хранилища имеют высокую стоимость 1 м 3 подземного хранилища примерно в 6…8 раз дороже наземного). Проведение погрузочно-разгрузочных работ в них также затруднительно. Полуподземные хранилища по своим характеристикам занимают промежуточное положение между наземными и подземными. В последнее время все более широкое распространение получили арочные обсыпные и наземные хранилища из сборного железобетона или бетонных блоков (рис.3). Хранилища могут оборудоваться грузоподъемными механизмами, вентиляцией, освещением во взрывобезопасном исполнении, а иногда и железнодорожными путями. Хранилища должны постоянно поддерживаться в исправном состоянии и своевременно подвергаться текущему и капитальному ремонту. Хранилища для боеприпасов оборудуются двухстворчатыми дверями, имеющими надежные запоры. Вокруг хранилищ устраиваются отмостки и водоотводные кюветы для стока воды. У каждого входа в хранилище должны быть отмостки с уклонами. Вокруг каждого хранилища на расстоянии 1 м от стен должна быть удалена трава, а на расстоянии 20 м вереск, опавшие листья и хвоя, ветки деревьев. Деревья очищаются от веток на высоту не менее 2м. Полоса местности шириной 50м, расположенная вокруг хранилища, закрепляется за заведующим хранилища. В хранилище на окнах, дверях и вентиляционных люках должны быть металлические решетки. Стекла окон закрашиваются с внутренней стороны меловым раствором или белой краской. Для увеличения интенсивности проветривания подштабельного пространства в нижних частях стен хранилищ по всему периметру имеются вентиляционные люки. Общая площадь люков для хранилища АН-50 должна быть не менее 8…10 м 2 . Люки оборудуются металлическими сетками и плотно подогнанными дверками. Все хранилища должны быть обвалованы, иметь подъездные пути и быть оборудованными средствами пожаротушения, связи, сигнализации и молниезащитой в соответствии с требованиями. Ракеты и боеприпасы должны размещаться в штабелях по номенклатурам и партиям сборки. На складе воинской части в целях оперативной выдачи разрешается штабеля с боеприпасами укладывать по подразделениям. Для каждого места хранения (хранилища, площадки и т. п.) составляются план загрузки и схема укладки, на которых указывается расположение в штабеле каждой номенклатуры и партии ракет и боеприпасов. План и схема утверждаются начальником службы РАВ части. В каждый штабель укладываются боеприпасы одной номенклатуры и одной партии изготовления (сборки). Разрешаются дробление партий и укладка боеприпасов разных номенклатур в один штабель только при хранении их по подразделениям. Ракеты и боеприпасы при хранении располагаются так, чтобы можно было контролировать их техническое состояние, вести учет, прием и выдачу. В хранилищах с ракетами и боеприпасами против каждой двери должны устраиваться рабочие проходы шириной не менее 1,5 м, в середине хранилища или же вдоль одной из стен рабочие проходы шириной не менее 1,25 м, вдоль стен смотровые проходы шириной не менее 0,6 м. Ракеты и боеприпасы должны храниться в штатной исправной таре. Маркировка на таре должна соответствовать данным, нанесенным на уложенные в нее боеприпасы и ракеты. Ящики с ракетами и боеприпасами укладываются крышками вверх и маркировкой в сторону проходов. Штабеля укладываются на антисептированные стандартные деревянные решетчатые подкладки типа Т-1 и Т-2 размером 30-75х27х27 см или 30-75х18х18 см, предназначенные для использования преимущественно на открытых площадках и в хранилищах соответственно. Тара с боеприпасами длиной более 2,5 м укладывается на три подкладки две под местами расположения вкладышей и одна посередине. Подкладки под штабелями укладываются в одном направлении, обычно поперек хранилища в направлении вентиляционных люков, а на открытой площадке в направлении господствующих ветров. При отсутствии стандартных подкладок разрешается укладывать штабеля на деревянные брусья или бетонные блоки высотой не менее 18 см. Штабеля с ракетами и боеприпасами укладываются так, чтобы они были устойчивыми. При высоте штабеля более 1,5 м тара с боеприпасами закрепляется рейками на половине высоты или в двух местах на 1/3 и 2/3 высоты штабеля. Боеприпасы в цилиндрической таре укладываются в штабеля рядами. Для устойчивости один ряд от другого отделяется деревянными прокладками толщиной не менее 2,5 см. Концы прокладок связываются рейками, которые одновременно служат упором для крайних рядов боеприпасов. Высота штабелей с ракетами и боеприпасами не должна превышать величины, установленной для данного вида ракет и боеприпасов, и обеспечивать допустимую нагрузку на квадратный метр пола хранилища, не превышающую указанную в паспорте хранилища. Для обеспечения проветривания в хранилищах между верхними рядами штабелей и потолком (крышей) необходимо оставлять свободное пространство не менее 0,6 м. Высота укладки штабелей с ракетами и боеприпасами, включая высоту подкладок, не должна превышать значений, указанных в таблице 1. В одном хранилище следует хранить:
При определении максимальной загруженности объекта хранения по ВВ для ракет и боеприпасов следует учитывать половину массы их метательного (порохового) заряда. При хранении ракет и боеприпасов необходимо руководствоваться требованиями совместного хранения ракет и боеприпасов . (таблица 2). Особенности хранения некоторых видов боеприпасов Пороха и заряды из них хранятся в беспотолочных хранилищах в опломбированной герметичной таре. Хранилища, предназначенные для хранения дымных порохов, оборудуются стеллажами. Все детали стеллажей скрепляются между собой шипами без применения гвоздей и крепежных изделий из черных металлов. В этих хранилищах полы в рабочих проходах покрываются, как правило, резиновыми дорожками. Ходить необходимо только в резиновой обуви или валенках. Патроны стрелкового оружия (ПСО) должны храниться только в кирпичных или железобетонных хранилищах. Ворота, двери, окна, люки хранилищ оборудуются охранной сигнализацией с выводом к начальнику караула и к дежурному по части. Кроме того, хранилища дополнительно оборудуются световой и звуковой сигнализацией, срабатывающей при открытых дверях (воротах) и не имеющей блокирующего устройства для отключения сигнала. Хранилища с ПСО на технической территории размещаются отдельно от хранилищ с другими боеприпасами на отдельном участке местности. Каждое хранилище или участок хранения ПСО оборудуется двумя рядами проволочного ограждения. Первый ряд устанавливается на расстоянии не менее 2 м от вала или траверса с внешней стороны, а второй ряд на расстоянии 3 м от первого ряда. В проволочном ограждении устраивается необходимое количество ворот. Двери и ворота хранилищ с ПСО запираются и опечатываются печатями заведующего хранилищами и начальника (помощника начальника) отделения хранения. Вскрывать и закрывать хранилища указанным лицам следует только совместно. Ворота проволочного ограждения закрываются на замки и опечатываются печатями этих же лиц. 3. Организация временного и длительного хранения боеприпасов на открытом воздухе Размещение и хранение боеприпасов на ПОХ допускается только при недостатке хранилищ, т.е. до строительства новых или освобождения существующих.
Выбор места расположения открытой площадки в зоне хранения технической территории и ориентировка ее на местности должны решаться в каждом конкретном случае в увязке с другими объектами хранения, дорожной сетью и рельефом местности. Размеры открытой площадки определяются выбранной схемой размещения штабелей и количеством боеприпасов (рис.5). Для размещения площадок следует использовать участки местности имеющие естественную маскировку, расположенные в непосредственной близости от подъездных путей, источников электроэнергии и водоснабжения. Площадки на местности располагаются короткой стороной в направлении преобладающих ветров (естественно аэрируемые с различных направлений). Открытые площадки должны удовлетворять следующим требованиям: Расположены на участке местности с незначительным общим уклоном (2…3% естественного рельефа); Уровень поверхности выше уровня грунтовых вод не менее 0,5 м; Площадки должны быть прямоугольными; Вокруг них должны быть дренажные канавы (кюветы); Должны быть очищены от растительности (на полосе местности шириной 20м вокруг открытых площадок полностью должен быть удален мох, вереск, опавшие листья, хвоя и сучья. Трава вокруг каждого штабеля на расстоянии 1 м удаляется). Открытые площадки оборудуются на твердом основании из бетона, асфальта, уплотненного слоем гравийно-песчаной смеси и других материалов, способном выдержать нагрузку штабелей с боеприпасами, обеспечить их устойчивость и исключить скопление грунтовых, дождевых или талых вод. Открытые площадки оборудуются в инженерном отношении: обвалованием; молниезащитой; автоматической пожарной сигнализацией; подъездными путями; пожарными водоемами; дренажными канавами. Боеприпасы на открытой площадке размещаются в штабелях размерами не более: длина 17,5 м; - ширина 7,2 м; - высота 3,5 м. На одной площадке допускается размещать не более 10 (не более вагонов боеприпасов) штабелей с боеприпасами. При этом штабели должны располагаться на расстоянии не менее 5-10 м друг от друга. При размещении боеприпасов на ПОХ должны соблюдаться правила совместного хранения. Боеприпасы укладываются на стандартные подкладки размерами 27х27 см. В наружных рядах штабеля тара укладывается маркировкой внутрь (за исключением одного-двух верхних рядов) с целью предохранения ее от воздействия атмосферных осадков и солнечной радиации. Стопки ящиков в штабеле располагаются строго вертикально (по отвесу) и крепятся между собой рейками. С целью обеспечения интенсивного проветривания штабелей с боеприпасами на открытой площадке необходимо: На высоте пятого - шестого ящика по всей длине штабеля прокладывать брусья для создания дополнительных условий вентиляции; Через каждые 6,0 8,0 м длины штабеля оставлять разрывы 25 30 см на всю длину штабеля. Максимально допустимые нормы загрузки открытой площадки: 240 т по взрывчатому веществу в составе боеприпасов, их составных частей и комплектующих изделий; 500 т по пороху, когда ПОХ загружается боеприпасами, не содержащими ВВ (выстрелы со снарядами в инертном снаряжении с бронебойными подкалиберными снарядами, холостые выстрелы и т.п.). При определении максимально допустимой нормы загрузки ПОХ по ВВ для боеприпаса должна учитываться половина массы пороха их метательного заряда. Тара из-под боеприпасов хранится укрытой от воздействий атмосферных осадков и солнечной радиации на отдельных открытых площадках, расположенных вблизи хранилищ на расстоянии не менее 50 м. Данные площадки допускается не обваловывать.
Приложении 1 Должностные обязанности НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛА ХРАНЕНИЯ и старшего помощника начальника ОХ 1. Начальник отдела хранения отвечает за: Боевую и мобилизационную готовность отдела; Состояние хранения и сбережения боеприпасов в соответствии с требо-1ями руководящих документов; Своевременный и качественный прием и отправку боеприпасов; своевременное обеспечение цехов боеприпасами согласно плану; охрану труда и технику безопасности на рабочих местах; соблюдение мер пожарной безопасности, содержание первичных средств пожаротушения; Правильное содержание и эксплуатацию объектов хранения и ПРП; поддержание установленного порядка на закрепленной территории; организацию установленного учета и отчетности; Боевую и профессиональную подготовку, воспитание, воинскую и трудовую дисциплину, морально-психологическое состояние подчиненного личного состава отдела. Начальник отдела хранения подчиняется начальнику хранения и является прямым начальником личного состава отдела хранения. 2. Начальник отдела хранения обязан: Организовать правильное хранение и сбережение боеприпасов в соответствии с требованиями руководящих документов; Обеспечить правильное размещение боеприпасов в соответствии с утвержденным планом; обеспечить своевременный количественный и качественный учет хранимых в отделе боеприпасов; Обеспечить силами и средствами отдела проведение технических осмотров, отбор образцов боеприпасов на испытания; Не реже одного раза в месяц лично проверять: хранение боеприпасов в шлицах, под навесами и на открытых площадках, состояние закрепленных за заведующими хранилищами территорий, исправность инвентаря и оборудования, состояние хранилищ, давать подчиненным указания о порядке и сроках устранения обнаруженных нарушений; Следить за соблюдением мер пожарной безопасности в отделе, наличием исправностью первичных средств пожаротушения; Обеспечивать охрану труда и технику безопасности на рабочих местах; организовывать и руководить безопасным производством работ с повышенной опасностью; проводить техническую учебу с личным составом отдела. 3.Начальник отдела хранения должен знать: Функциональные обязанности в объеме занимаемой должности; требования основных руководящих документов, руководств, приказов и директив по организации хранения, учета, ремонта и категорирования; травила совместного хранения, нормы загрузки и порядок размещения боеприпасов в хранилищах; Техническую комплектацию ракет и боеприпасов, ограничения и запрещения в комплектации и боевом применении; Порядок приема и отправки боеприпасов, требования» предъявляемые t транспортным средствам; Правила техники безопасности при проведении погрузочно-разгрузочных работ, транспортировании боеприпасов; Требования к электроустановкам, молниезащитным устройствам, защите от статического электричества; Личные, моральные и деловые качества своих подчиненных. 4. Начальник отдела хранения должен уметь: Организовать хранение, прием и отправку боеприпасов в строгом соответствии с руководящими документами; Пользоваться контрольно-мерительным инструментом при проведении технических осмотров боеприпасов 5. Начальник отдела хранения имеет право: Действовать в отношении военнослужащих - в пределах прав, предоставленных ему воинскими уставами и законами Российской Федерации; Действовать в отношении рабочих и служащих - в пределах прав, предоставленных ему законами Российской Федерации. 1. Старший помощник (помощник) начальника отдела хранения отвечает за: Своевременный и качественный прием и отправку боеприпасов; Своевременное проведение технических осмотров боеприпасов; Оформление первичной документации по приему, отправке боеприпасов, результатам технических осмотров, а также документации на пункты работ по приведению боеприпасов в окончательное снаряжение. Старший помощник (помощник) начальника отдела хранения подчиняется начальнику отдела хранения. В отсутствие начальника отдела хранения исполняет его обязанности. 2. Старший помощник (помощник) начальника отдела хранения обязан: Не реже двух раз в месяц производить проверку правильности хранения боеприпасов, в также состояние закрепленной территории. По результатам проверки давать указания технику отдела и заведующим хранилищами об устранении обнаруженных недостатков; Производить технический прием прибывающих боеприпасов, подготовку к отправке, отправку боеприпасов и оформлять документы по установленным нормам; Руководить проведением погрузочно-разгрузочных работ с боеприпасами; Проводить технический осмотр боеприпасов. Результаты технического осмотра оформлять в документах по установленным формам; Вести учет загруженности хранилищ; Оформлять ведомости на сборку и ремонт боеприпасов, контролировать правильность и своевременность подачи цехам и приема от цехов боеприпасов; Проводить обучение и инструктаж по безопасным методам производства в отделе; Производить отбор образцов боеприпасов на лабораторные испытания; Инструктировать заведующих хранилищами по правилам проветривания хранилищ; Следить за соблюдением мер пожарной безопасности в отделе, наличием исправностью средств пожаротушения. 3. Старший помощник (помощник) начальника отдела хранения должен знать: Функциональные обязанности в объеме занимаемой должности; Устройство, назначение, действие, запрещения и ограничения в применении и комплектации боеприпасов хранимых в отделе; Правила совместного хранения, нормы загрузки и порядок размещения боеприпасов в хранилищах; Сроки, объем и порядок проведения технических осмотров боеприпасов; Порядок приема и отправки боеприпасов, требования, предъявляемые it транспортным средствам; Правила эксплуатации грузоподъемных и транспортных средств; Правила техники безопасности при проведении погрузочно-разгрузочных работ, транспортировании боеприпасов. 4. Старший помощник (помощник) начальника отдела хранения должен уметь: Организовывать пункты работ по приведению боеприпасов в окончательное снаряжение; Проводить технические осмотры боеприпасов, отбор образцов на испытания; Пользоваться контрольно-мерительным инструментом и приборами; Оформлять документы по установленным формам на прием, отправку, подачу боеприпасов в цеха. 5. Старший помощник (помощник) начальника отдела хранения имеет право: Действовать в отношении военнослужащих в пределах прав, предоставленных ему общевоинскими уставами и законами Российской Федерации; Действовать в отношении рабочих и служащих в пределах прав, предоставленных ему законами Российской Федерации.
Рабочий проход шириной до 3 м Место укладки боеприпасов 0,6 м мотровые проходы шириной 0,6 м Место укладки боеприпасов 0,6 м 1,5 м Место укладки боеприпасов 0,6 м Смотровые проходы шириной 0,6 м Место укладки боеприпасов 0,6 м Место укладки боеприпасов Место укладки боеприпасов Место укладки боеприпасов 1,5 м Рабочий проход шириной не менее 1,25 м 0,6 м Смотровые проходы шириной не менее 0,6 м Смотровые проходы шириной 0,6 м Место укладки боеприпасов Заведующий хранилищем Заведующий хранилищем Заведующий хранилищем Производственные и вспомогательные рабочие Техник ОХ ИНЖЕНЕР ОТДЕЛЕНИЯ ХРАНЕНИЯ (Р и БП) НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛЕНИЯ ХРАНЕНИЯ (Р и БП)
Еще по теме статьи: |