Как держать форму. Массаж. Здоровье. Уход за волосами

Урок "Орфоэпия. Главные правила русской орфоэпии

Разговорная речь представляет собой своеобразную систему, существующую параллельно с книжной речью в пределах общенационального языка. Один французский учёный-языковед утверждал (и справедливо!), что «мы никогда не говорим так, как пишем, и редко пишем так, как говорим». А знаменитый английский писатель Б. Шоу был уверен, что «есть пятьдесят способов сказать „да“ и пятьсот способов сказать „нет“ и только один способ это написать». Так или иначе, но противопоставление двух форм языка, устной и письменной, имеет достаточные основания. Не будем останавливаться на особенностях повседневно-обиходной речи; а поговорим о другом - о нормах литературного ударения и произношения, без соблюдения которых не приходится говорить о речи грамотной в полном смысле этого слова.

Орфоэпией называют учение о нормативном произношении звуков данного языка, совокупность правил устной речи, устанавливающих единообразие литературного произношения. Включают сюда и вопросы ударения и интонации, имеющие важное значение для устной речи.

С петлёй или с пе?тлей ?

На вопрос, заданный в заголовке, все ответят по-разному. Одни произнесут с пе?тлей (что считается нормой, закреплённой в большинстве словарей), а другие - (и их большинство) - с петлёй .

Чаще всего колебания в ударении объясняются наличием двух произносительных вариантов - книжного (традиционного) и разговорного: ке?та - кета?, творо?г - тво?рог и др.




Трудности русского ударения связаны, как известно, с двумя его особенностями. Во-первых, оно разноместно, не связано с определённым слогом в слове, как в некоторых других языках. Во-вторых, оно подвижно, т.е. может переходить с одного слога на другой при изменении (склонении или спряжении) слова. Вряд ли нужно напоминать, что навыки правильно ставить ударение являются существенным элементом речевой культуры.

Справиться с русским ударением нелегко, но трудности надо преодолевать. Если ударение в начальной форме многих и многих слов приходится запоминать (или проверять, заглядывая в словари-справочники), то для определения места ударения в производных формах слов тех или иных грамматических разрядов (например гу?ся или гуся? ? ре?ку или реку? ?) существуют свои правила.

Так, многие односложные существительные мужского рода имеют в форме родительного падежа единственного числа ударение на окончании; бинт - бинта?, блин - блина?, боб - боба?, бобр - бобра?, винт - винта?, вред - вреда?, герб - герба?, горб - горба?, гриб - гриба?, жгут - жгута?, зонт - зонта?, кит - кита?, клок - клока?, клык - клыка?, ковш - ковша?, крот - крота?, крюк - крюка?, куль - куля?, линь - линя?, пласт - пласта?, плод - плода?, серп - серпа?, сиг - сига?, скирд - скирда?, след - следа?, хорь - хоря?, цеп - цепа?, челн - челна?, шест - шеста? и др.

Что касается гуся , то здесь возможны два варианта ударения - и гуся? , и гу?ся . И таких слов немало: пруда? и пру?да, плута? и плу?та, жезла? и же?зла, груздя? и гру?здя и др.

Существительные женского рода в форме винительного падежа единственного числа имеют частично ударение на окончании, а частично на основе:

1) беду?, ботву?, броню? (защитная обшивка), вдову?, весну?, графу?, десну?, длину?, дыру?, змею?, золу?, избу?, кирку?, козу?, нору?, овцу?, ольху?, пилу?, плиту?, полу?, росу?, скалу?, слюну?, смолу?, сову?, соху?, стопу?, страну?, строфу?, струну?, траву? и др.;

2) бо?роду, го?ру, до?ску, зе?млю, зи?му, по?ру, спи?ну, сте?ну, це?ну, щёку и др.

У ряда слов возможны два варианта ударения: бо?рону и борону?, ре?ку и реку?, ке?ту и кету? и др.

С ударением на окончании произносятся некоторые односложные существительные женского рода 3-го склонения при употреблении с предлогами в и на в обстоятельственном значении: в горсти?, на груди?, в кости?, в крови?, в ночи?, на печи?, в связи?, в степи?, в тени?, на цепи?, в чести? и др. Однако: на двери? и на две?ри, в клети? и в кле?ти и др.

Часть существительных 3-го склонения в форме родительного падежа множественного числа произносятся с ударением на основе, а часть - с ударением на окончании:

1) возвы?шенностей, глу?постей, де?рзостей, ме?стностей, па?стей, по?честей, при?былей, про?поведей, пря?дей, про?рубей, ра?достей, ша?лостей ;

2) ветве?й, горсте?й, должносте?й, жерде?й, кисте?й, крепосте?й, лопасте?й, масте?й, мелоче?й, новосте?й, областе?й, очереде?й, плете?й, плоскосте?й, площаде?й, повесте?й, роле?й, сете?й, скатерте?й, скоросте?й, степене?й, стерляде?й, тене?й, тросте?й, четверте?й, щеле?й и др. Однако возможно: о?траслей и отрасле?й, ве?домостей и ведомосте?й и др. Иногда предлоги принимают на себя ударение, и тогда следующее за ними существительное (или числительное) оказывается безударным: час о?т часу, год о?т году; до? ночи, до? полу и т.п. Чаще всего ударение перетягивают на себя предлоги:

На: на? ногу, на? гору, на? руку, на? спину, на? зиму, на? душу, на? стену, на? голову, на? сторону; на? берег, на? год, на? дом, на? нос, на? угол, на? ухо, на? день, на? ночь, зуб на? зуб; на? два, на? три, на? шесть, на? десять, на? сто ;

За: за? ногу, за? голову, за? волосы, за? руку, за? спину, за? зиму, за? душу; за? нос, за? год, за? город; за? ухо, за? уши, за? ночь; за? два, за? три, за? шесть, за? десять, за? сорок, за? сто ;

По: по? морю, по? полю, по? лесу, по? полу, по? носу, по? уху; по? два, по? три, по? сто, по? двое, по? трое ;

Под: по?д ноги, по?д руки, по?д гору, по?д нос, по?д вечер ;

Из: и?з носу ;

Без: бе?з вести, бе?з толку, бе?з году неделя .

Однако: и?з виду и из ви?ду, и?з дому и из до?му, и?з лесу и из ле?су, на? воду и на во?ду и др.

Многие краткие прилагательные (без суффиксов в основе или с суффиксами -к-, -л-, -н-, -ок- в большинстве случаев имеют ударение на первом слоге основы во всех формах, кроме формы единственного числа женского рода (где оно переходит на окончание). Но некоторые из этих прилагательных имеют во множественном числе параллельную форму с ударением на окончании: бле?ден, бледна?, бле?дно, бледны?; бли?зок, близка?, бли?зко, близки?; бо?ек, бойка?, бо?йко, бойки?; ве?сел, весела?, ве?село, веселы?; вре?ден, вредна?, вре?дно, вредны?; глуп, глупа?, глу?по, глу?пы?; глух (лишён слуха), глуха?, глухо?, глу?хи; го?лоден, голодна?, го?лодно, го?лодны; горд, горда?, го?рдо, го?рды?; го?рек, горька?, го?рько, го?рьки?; груб, груба?, гру?бо, гру?бы?; густ, густа?, гу?сто, гу?сты?; дёшев, дешева?, дёшево, дёшевы; до?лог, долга?, до?лго, до?лги; до?рог, дорога?, до?рого, до?роги; дру?жен, дружна?, дру?жно, дру?жны?; жа?лок, жалка?, жа?лко, жа?лки; жив, жива?, жи?во, жи?вы; зе?лен, зелена?, зе?лено, зе?лены?; кре?пок, крепка?, кре?пко, кре?пки?; кро?ток, кротка?, кро?тко, кро?тки; мо?лод, молода?, мо?лодо, мо?лоды; прав, права?, пра?во, пра?вы; пуст, пуста?, пу?сто, пу?сты?; ре?док, редка?, ре?дко, ре?дки?; све?тел, светла?, све?тло, све?тлы; сыт, сыта?, сы?то, сы?ты; те?сен, тесна?, те?сно, те?сны?; туп, тупа?, ту?по, ту?пы?; хо?лоден, холодна?, хо?лодно, хо?лодны? .

Затруднения вызывает постановка ударения у ряда глаголов в форме прошедшего времени. Здесь можно выделить три группы глаголов:

1) с ударением на основе во всех формах: бить - бил, би?ла, би?ло, би?ли; брить - брил, бри?ла, бри?ло, бри?ли; дуть - дул, ду?ла, ду?ло, ду?ли; жать - жал, жа?ла, жа?ло, жа?ли; класть - клал, кла?ла, кла?ло, кла?ли; красть - крал, кра?ла, кра?ло, кра?ли; крыть - крыл, кры?ла, кры?ло, кры?ли; мыть - мыл, мы?ла, мы?ло, мы?ли; мять - мял, мя?ла, мя?ло, мя?ли; пасть - пал, па?ла, па?ло, па?ли; ржать - ржал, ржа?ла, ржа?ло, ржа?ли; шить - шил, ши?ла, ши?ло, ши?ли ;

2) с ударением на основе во всех формах, кроме формы женского рода (в которой ударение переходит на окончание): брать - брал, брала?, бра?ло, бра?ли; быть - был, была?, бы?ло, бы?ли; вить - вил, вила?, ви?ло, ви?ли; внять - внял, вняла?, вня?ло, вня?ли; врать - врал, врала?, вра?ло, вра?ли; гнать - гнал, гнала?, гна?ло, гна?ли; драть - драл, драла?, дра?ло, дра?ли; жить - жил, жила?, жи?ло, жи?ли; звать - звал, звала?, зва?ло, зва?ли; лить - лил, лила?, ли?ло, ли?ли; пить - пил, пила?, пи?ло, пи?ли; плыть - плыл, плыла?, плы?ло, плы?ли; рвать - рвал, рвала?, рва?ло, рва?ли; снять - снял, сняла?, сня?ло, сня?ли; спать - спал, спала?, спа?ло, спа?ли и др. Однако: взять - взял, взяла?, взя?ло?, взя?ли; дать - дал, дала?, да?ло?, да?ли и др.;

3) с ударением на приставке во всех формах, кроме формы женского рода (в которой ударение переходит на окончание): доня?ть - до?нял, доняла?, доняло?, до?няли; замере?ть - за?мер, замерла?, за?мерло, за?мерли; заня?ть - за?нял, заняла?, за?няло, за?няли; запере?ть - за?пер, заперла?, за?перло, за?перли; наня?ть - на?нял, наняла?, на?няло, на?няли; нача?ть - на?чал, начала?, на?чало, на?чали; отбы?ть (уехать) - о?тбыл, отбыла?, о?тбыло, о?тбыли; поня?ть - по?нял, поняла?, по?няло, по?няли; прибы?ть - при?был, прибыла?, при?было, при?были; приня?ть - при?нял, приняла?, при?няло, при?няли; прокля?сть - про?клял, прокляла?, про?кляло, про?кляли; убы?ть -у?был, убыла?, у?было, у?были; умере?ть - у?мер, умерла?, у?мерло, у?мерли .

Некоторые из глаголов допускают параллельную форму с ударением на корне: дожи?ть - до?жи?л, дожила?, до?жило?, до?жи?ли; допи?ть - до?пи?л, допила?, до?пи?ло, до?пи?ли; зада?ть - за?да?л, задала?, за?да?ло, за?да?ли; нажи?ть - на?жи?л, нажила?, на?жи?ло, на?жи?ли; отня?ть - о?тня?л, отняла?, о?тня?ло, о?тня?ли; отпи?ть - о?тпи?л, отпила?, о?тпи?ло, о?тпи?ли; пода?ть - по?да?л, подала?, по?да?ло, по?да?ли; подня?ть - по?дня?л, подняла?, по?дня?ло, по?дня?ли; прода?ть - про?да?л, продала?, про?да?ло, про?да?ли; прожи?ть - про?жи?л, прожила?, про?жи?ло, про?жи?ли; проли?ть - про?ли?л, пролила?, про?ли?ло, про?ли?ли и др.

Аналогичное явление наблюдается у некоторых страдательных причастий прошедшего времени: в форме женского рода в одних случаях ударение падает на окончание, в других - на приставку:

1) взя?тый - взят, взята?, взя?то, взя?ты; ви?тый - вит, вита?, ви?то, ви?ты; изжи?тый - изжи?т, изжита?, изжи?то, изжи?ты; на?чатый - на?чат, начата?, на?чато, на?чаты; при?нятый - при?нят, принята?, при?нято, при?няты . Однако: до?данный - до?дан, до?дана, до?дано, до?даны; о?тданный - о?тдан, о?тдана?, о?тдано, о?тданы; при?данный - при?дан, при?дана?, при?дано, при?даны; про?данный - про?дан, про?дана?, про?дано, про?даны; ро?зданный - ро?здан, ро?здана?, ро?здано, ро?зданы; со?зданный - со?здан, со?здана?, со?здано, со?зданы ;

2) во?бранный - во?бран, во?брана, во?брано, во?браны; до?бранный - до?бран, до?брана, до?брано, до?браны; за?бранный - за?бран, за?брана, за?брано, за?браны; за?дранный - за?дран, за?драна, за?драно, за?драны; за?званный - за?зван, за?звана, за?звано, за?званы; и?збранный - и?збран, и?збрана, и?збрано, и?збраны; изо?дранный - изо?дран, изо?драна, изо?драно, изо?драны; на?бранный - на?бран, на?брана, на?брано, на?браны; на?званный - на?зван, на?звана, на?звано, на?званы; ото?бранный - ото?бран, ото?брана, ото?брано, ото?браны; ото?дранный - ото?дран, ото?драна, ото?драно, ото?драны; ото?званный - ото?зван, ото?звана, ото?звано, ото?званы; подо?бранный - подо?бран, подо?брана, подо?брано, подо?браны; по?званный - по?зван, по?звана, по?звано, по?званы; пре?рванный - пре?рван, пре?рвана, пре?рвано, пре?рваны; при?бранный - при?бран, при?брана, при?брано, при?браны; при?званный - при?зван, при?звана, при?звано, при?званы; про?званный - про?зван, про?звана, про?звано, про?званы; со?бранный - со?бран, со?брана, со?брано, со?браны; со?званный - со?зван, со?звана, со?звано, со?званы и др. Однако: запро?данный - запро?дан, запро?дана?, запро?дано, запро?даны .

В глаголах на -ировать выделяются две группы: с ударением на и (их большинство) и с ударением на а :

1) баллоти?ровать, бальзами?ровать, блоки?ровать, гаранти?ровать, дебати?ровать, дирижи?ровать, дисквалифици?ровать, дискредити?ровать, дискути?ровать, диспути?ровать, дистилли?ровать, дисциплини?ровать, дифференци?ровать, заплани?ровать, иллюстри?ровать, инсцени?ровать, информи?ровать, квалифици?ровать, компромети?ровать, конкури?ровать, констати?ровать, копи?ровать, ликвиди?ровать, маневри?ровать, манки?ровать, мини?ровать, опери?ровать, пари?ровать, ратифици?ровать, рафини?ровать, реабилити?ровать, регистри?ровать, резюми?ровать, скальпи?ровать, сумми?ровать, телеграфи?ровать, трети?ровать, транспорти?ровать, утри?ровать, формули?ровать, форси?ровать, фотографи?ровать, цити?ровать, шоки?ровать, эвакуи?ровать и др.;

2) бомбардирова?ть, гофрирова?ть, гравирова?ть, гримирова?ть, группирова?ть, драпирова?ть, запломбирова?ть, лакирова?ть, марширова?ть, маскирова?ть, меблирова?ть, пломбирова?ть, премирова?ть, формирова?ть и др. Однако: гази?рова?ть, норми?рова?ть и др.

Аналогичные группы выделяются среди страдательных причастий прошедшего времени, образованных от глаголов на –ировать : форме на -и?ровать соответствует форма на -и?рованный , форме на -ирова?ть - форма на -иро?ванный :

1) блоки?ровать - блоки?рованный, заплани?ровать - заплани?рованный, иллюстри?ровать - иллюстри?рованный, инсцени?ровать - инсцени?рованный, утри?ровать -утри?рованный и т.д. Исключения типа: дистилли?ровать - дистиллиро?ванный ;

2) бомбардирова?ть - бомбардиро?ванный, лакирова?ть - лакиро?ванный, пломбирова?ть - пломбиро?ванный, премирова?ть - премиро?ванный, формирова?ть - формиро?ванный и т.д. Соответственно: гази?рова?ть - гази?ро?ванный, норми?рова?ть - норми?ро?ванный и др.

В заключение напомним некоторые слова, постановка ударения в которых вызывает трудности.


а?вгустовский

авто?бус

авто?граф

аге?нт

аге?нтство

аго?ния

агроно?мия

алкого?ль

алфави?т

ана?том

анони?м

апарта?менты иапартаме?нты

апо?строф

арбу?з, арбу?за, мн. арбу?зы

аргуме? нт

аре? ст

аристокра? тия

асбе? ст

астроно? м

а? тлас (собрание географических карт)

атла? с (ткань)

атле?т

а?томный

афе?ра


бало?ванный

балова?ть

ба?ржа и баржа?

безу?держный

без у?молку

беспрецеде?нтный

библиоте?ка

блоки?рованный

блоки?ровать, блоки?руешь

боя?знь

брата?ние

брата?ться

бредово?й

бро?ня (закрепление чего-либо за кем-либо)

броня? (защитная облицовка из стали)

буржуази?я

бытие?

бюрокра?тия


валово?й

вая?ние

вая?тель

ве?рба

вероиспове?дание

взрывно?й

ви?дение (способность видеть)

виде?ние (призрак)

волшебство?

вор, во?ра, мн.во?ры

воро?та

временщи?к

вто?ргнуться


гастро?номия

гегемо?ния

гекта?р

ге?незис

герб, герба?, мн. гербы?

гли?ссер

госпита?льный

гравёр

гре?йпфрут

гренаде?р

гре?нки

гу?сеница


давни?шний

двою?родный

демокра?тия

департа?мент

де?спот

дефи?с

дециме?тр

де?ятельность

диа?гноз

диало?г

диспансе?р [сэ]

добы?ча

догово?р, мн.догово?ры

договорённость

дозвони?ться, дозвони?шься

докуме?нт

до?ллар

доне?льзя

доска?, мн.до?ски, до?сок идосо?к, до?скам идоска?м

драматурги?я

дремо?та


египтя?нин

еди?нство

ерети?к


железа?, мн.же?лезы, желёз, железа?м

же?мчуг, мн.жемчуга?

жесто?ко


заброни?ровать (закрепить что-либо за кем-либо)

забронирова?ть (покрыть бронёй)

зави?дно

завсегда?тай

за?говор

загово?рщик

заголо?вок

задо?лго

заём

зазвони?ть, зазвони?шь

заи?ндеветь изаиндеве?ть

заку?порить

занято?й (человек)

за?нятый (дом)

заржа?веть изаржаве?ть

за?суха

звони?ть, звони?шь

здра?вница

зимо?вщик

зло?ба

зна?чимость

зубча?тый


иеро?глиф

избало?ванный

избалова?ть

избра?нник

извая?ние

изгна?нник

и?здавна

изобрете?ние

и?зредка

и?конопись

ина?че ии?наче

иноплеме?нный

и?мпульс

индустри?я

инструме?нт

инциде?нт

и?скра

и?скриться иискри?ться

и?сподволь

исте?кший

истери?я

исче?рпать и (разг.)исчерпа?ть


ка?мбала и (разг.)камбала?

камфара? ика?мфора

камфа?рный ика?мфорный

катало?г

катастро?фа

каучу?к

кварта?л (часть города; четверть года)

кедро?вый

ке?та икета?

ке?товый икето?вый

киломе?тр

кинематогра?фия

ки?рзовый и (разг.)кирзо?вый

кито?вый (ус)

кичи?ться

кла?дбище

кладова?я

кожу?х

коклю?ш

колле?дж

коло?сс (гигант)

комба?йнер икомбайнёр

ко?мпас

ко?мплекс

компромети?ровать

краси?вее

креме?нь

кулина?рия икулинари?я

ку?хонный


лассо?

легкоатле?т

лени?ться

летарги?я

литогра?фия

ломо?та

ломо?ть


магази?н

манёвры

мастерски?

мастерство?

медикаме?нты

ме?льком и (разг.)мелько?м

металлурги?я и (разг. и проф.)металлу?ргия

метеоро?лог

ми?зерный и (реже)мизе?рный

молодёжь

моноло?г

монуме?нт

морко?вь

му?скулистый имускули?стый

муштра?

мы?каться

мыта?рство


на?бело

наве?рное

наве?рх

нагово?р

на?голо (остричь)

наголо? (держать шашку)

надоу?мить

на?искось

накова?льня

нало?говый

наме?рение

нао?тмашь

недои?мка

некроло?г

немота?

не?нависть

неподалёку

непревзойдённый

несессе?р [нэсэсэ?р]

нефтя?ник

новорождённый

нормирова?ть и (разг.)норми?ровать


обезу?меть

обеспе?чение

обесце?нить

обетова?нный

облегчи?ть

обменённый

ободри?ть

обостри?ть

обы?денный

огу?лом

одолжи?ть, одолжи?шь

озло?бленный

окно?, мн.о?кна, о?кон

олига?рхия

опе?ка

опери?ться

опто?вый

осве?домить

осведомлённый

отку?порить

отча?сти


па?мятуя

парали?ч

парте?р [тэ]

па?сквиль

па?хота

пепели?ще

переведённый

пе?ристые (облака)

пе?тля и (разг.)петля?

планёр

пле?сневеть

побасёнка

побелённый

побуди?ть

пова?ренная (соль)

погру?женный (на платформу)

погружённый (в воду; в мысли)

подари?ть, пода?ришь

подзаголо?вок

подметённый

поедо?м

пои?мка

по?ристый

портфе?ль

по?ручни

постаме?нт

поутру? (есть)

по?хороны, на похорона?х

предме?т

премирова?ть

претенде?нт

прецеде?нт

прибли?женный (к чему-либо)

приближённый (близкий)

пригово?р

прида?ное

призы?в

призывни?к

призывно?й (пункт, возраст)

призы?вный (зовущий)

приноро?вленный

прину?дить

при?нцип

приобрете?ние

про?клятый (преданный проклятию)

прокля?тый (ненавистный)

про?сека и (реже)про?сек

проце?нт

псевдони?м


развито?й (ребёнок), развита?я (промышленность)

ра?звитый (ра?звитые в докладе положения)

разви?тый (локон)

раку?шка и (разг.) ра?кушка

рассерди?ться, рассе?рдишься

револьве?р

реме?нь

ржа?веть и ржаве?ть

рома?н

рудни?к

руководи?ть, руководи?шь

ру?сло

рыси?стый


саже?нь иса?жень

салютова?ть, салюту?ешь

санитари?я

сантиме?тр

свёкла

сечь, прош. сёк, секла?, секло?, секли? (рубить)

силён

си?лос

симме?трия исимметри?я

сирота?, мн.си?роты

сло?женный (из деталей)

сложённый (обладающий тем или иным телосложением)

слу?чай

сметли?вый

соболе?знование

соверше?нный (достигший совершенства)

совершённый (сделанный)

совреме?нный

созы?в

сосредото?чение

сре?дство, мн.сре?дства

стаби?льный

ста?тус

стату?т

ста?туя

стеногра?фия

столя?р

су?дно

счастли?вый, сча?стлив [сл]


тамо?жня

танцо?вщица

творо?г и (разг.)тво?рог

те?плиться

терро?р

те?фтели итефте?ли

тигро?вый

тирани?я

то?пливный

тошнота?

тре?нер

тя?жба


у?голь, род.у?гля иугля?

у?гольный (от уголь )

уго?льный (отугол )

украи?нский

уме?рший

упро?чение

усугуби?ть иусугу?бить

ути?ль, ути?ля

утолщённый

уценённый


факси?миле

фарфо?р

фейерве?рк

фено?мен ифеноме?н

фети?ш

филантро?пия

филатели?я

фо?рум

фунда?мент


ха?нжество

ха?ос (в древнегреческой мифологии)

хао?с иха?ос (беспорядок)

хирурги?я

хло?пок (растение)

хлопо?к (удар)

хло?пковый

хода?тайство

хода?тайствовать, хода?тайствуешь

хозя?ева

хо?леный ихолёный

хребе?т

христиани?н

хроно?граф

хроно?метр


цеме?нт

ци?трусовые

цыга?н


чаба?н, чабана?

че?рпать


шасси?

швея?

шофёр

штабы? (мн.)


щаве?ль

щеголи?ха

щегольски?

щелочно?й

щепо?тка


э?кскурс

экспе?рт

экспе?ртный

э?кспорт

эпи?граф

эпило?г


юро?дивый

ю?рта


языково?й (относящийся к словесному выражению мыслей)

языко?вый (относящийся к органу в полости рта)

ячме?нный


На диктора равняйсь!

Разумеется, речь пойдёт об образцовом литературном произношении дикторов радио и телевидения, профессиональных драматических артистов.


Нормативное произношение играет огромную роль в процессе общения людей. Всякое отступление от нормы в этой области отвлекает слушателя от содержания высказывания, мешает правильному его восприятию, вызывает чувство недовольства. Литературное произношение и ударение - важнейшие слагаемые звучащей речи. Поэтому необходимо знать основные правила произношения безударных гласных, звонких и глухих согласных, отдельных звукосочетаний и грамматических форм.

Большую роль в нашем языке играют носовые согласные [м] и [н] и плавные согласные [л] и [р], с которых начинается значительная часть слов языка; эти согласные обладают большой звучностью и музыкальностью. Появление в речи множества мягких звуков объясняется такой фонетической особенностью языка, как смягчение согласных, стоящих перед гласными переднего ряда [и] и [е].

В русских словах почти отсутствуют трудно произносимые сочетания звуков, вследствие чего речь приобретает такие ценные качества, как лёгкость и плавность.

Большое значение имеет подвижное разноместное ударение, благодаря чему в сочетании с интонационным разнообразием создаётся ритмичность, музыкальность, выразительность речи.

Несколько слов о путях развития русского литературного произношения. Исторической его основой является московская речь, которая сложилась ещё в первой половине XVII в. К этому времени московское произношение лишилось диалектных черт, объединило в себе особенности произношения и северного и южного наречий русского языка. М.В. Ломоносов считал московское «наречие» основой литературного произношения: «Московское наречие не токмо для важности столичного города, но и для всей своей отменной красоты прочим справедливо предпочитается...»

С развитием русского национального языка московское произношение приобрело характер общенациональных произносительных норм. Выработавшаяся таким образом орфоэпическая система в своих основных чертах сохранилась и в настоящее время в качестве устойчивых произносительных норм литературного языка.

Однако нельзя не учитывать того, что за последнее столетие произошли коренные изменения во всех областях жизни нашего народа, что литературный язык стал достоянием многомиллионных народных масс и тем самым значительно расширился состав носителей литературного языка. Существенно изменился, особенно во второй половине XX в., национальный и социальный состав населения Москвы, - короче говоря, создались условия для «расшатывания» некоторых прежних орфоэпических норм и для появления новых произносительных вариантов, сосуществующих в наши дни со старыми нормами.

Следует учитывать также то обстоятельство, что стили литературного языка отличаются друг от друга не только в отношении лексики и грамматики: различия между ними распространяются и на область произношения. Так, можно говорить о двух разновидностях произносительного стиля - стиле книжном (высоком), который находит своё выражение в публичных выступлениях, лекциях и т.д., и стиле разговорном, проявляющемся в повседневной речи, в бытовом общении. Эти стили соответственно связаны с лексикой - книжной и разговорной. А между этими двумя стилями находится нейтральный стиль произношения.

Если отвлечься от лексики и оценивать только фонетическую сторону речи, то выделяются два стиля: полный, отличающийся чётким произношением звуков, медленным темпом речи, и неполный, характеризующийся меньшей тщательностью произношения звуков, более быстрым темпом речи.

Что может интересовать нас в области произношения? В первую очередь те случаи, которые подчиняются литературной норме. Затем такие случаи, когда допустимы произносительные варианты, из которых один всё же предпочтительнее и может быть рекомендован: имеется в виду выбор между вариантами старым и новым, книжным и разговорным. Короче говоря, решается всё тот же вопрос: «А как лучше сказать?»

Если говорить об основной тенденции развития русского литературного произношения, то таковой является сближение произношения с написанием. Объяснение этого процесса следует искать прежде всего в таких социально-культурных факторах, как всеобщая грамотность населения, широкое распространение средств массовой информации, тяга к книге и т.д. Знакомство с литературным языком (включая и нормативное произношение) начинается в основном в школе. И перед глазами детей с первых дней обучения всё время стоит графический образ слова, который при цепкой детской памяти прочно запоминается и накладывает свой отпечаток на произношение.

Может быть, вы обратили внимание на двоякое произношение суффикса -ся/-сь - с мягкими [с’] и твёрдым [с]? Прежняя московская норма рекомендовала твёрдое произношение (оно в какой-то мере сохраняется на театральной сцене, в речи дикторов радио и телевидения): боял [са], стремим [са], бою [с], надею [с]. В настоящее время преобладает произношение с мягким [с’]. Объяснить это изменение нетрудно. Ещё в школе дети усваивают, что в буквосочетаниях ся и сь гласная буква и буква «мягкий знак» указывают на мягкость произношения предшествующего согласного (это иллюстрируется примерами: [с’а]дь, ве [с’]). Откуда же школьник может знать, что для глагольных форм это положение не применяется и что в них -ся звучит как [са], а -сь - как [с]? Гораздо проще запомнить общее правило, и вы смело можете произносить указанные суффиксы (постфиксы) мягко.

По прежней норме (окончательно ещё не утраченной) прилагательные на -гий, -кий, -хий (строгий, далёкий, тихий ) и глаголы на -гивать, -кивать, -хивать (протягивать, отталкивать, замахиваться ) произносились без смягчения заднеязычных согласных [г], [к], [х] и с ослаблением (редукцией) последующего гласного (на месте буквы и произносился звук, средний между [а] и [ы]). Но школьник знает, что в словах [г’и]бкость , [к’и]вать , [х’и]трый эти согласные по законам русского произношения звучат мягко, и нет надобности сообщать ему, что в некоторых грамматических формах это правило не выдерживается. Поэтому общее положение он распространяет на частные случаи. В этом случае также можете смело пользоваться новой «мягкой» нормой.

Можно указать и другие изменения в произношении, объясняемые той же причиной - влиянием написания. Так, буквосочетание жж по прежней норме произносилось как долгий мягкий [ж’]. Но ведь шипящий [ж] по природе твёрдый, и неудивительно, что слова типа вожжи, жужжать в настоящее время всё чаще произносятся с твёрдым долгим [ж].

Под влиянием написания изменилось произношение буквосочетания чн . Раньше в книжных словах (бесконечный, вечный, точный и т.п.) сочетание чн произносилось в соответствии с написанием, но в обиходно-бытовых словах - как [шн] (кори [шн]евый , сливо [шн]ый и т.п.). В наши дни произношение чн как [шн] сохранилось в немногих словах: конечно, скучно, прачечная, пустячный, горчичник, скворечник, яичница и др.

Остановимся ещё на двух случаях: на произношении двойных согласных и слов иноязычного происхождения. Сопоставляя произношение слов гамма - грамматика, масса - массаж , мы замечаем, что двойные согласные в положении между гласными произносятся как долгий звук, если ударение предшествует двойным согласным (га?мма, ма?сса ). Если же ударяемый слог находится после двойных согласных, то они произносятся как простой (не долгий) звук (грамма?тика, масса?ж ). Отсюда и различие в произношении слов с двойными согласными:

1) с долгим согласным в корне произносятся слова: ва?нна, га?мма, гру?ппа, капе?лла, ка?сса, ма?сса, програ?мма, то?нна, тру?ппа и т.п.;

2) с простым (недолгим) согласным в корне произносятся слова: аннули?ровать, ассисте?нт, гриппо?зный, группирова?ть, корреспонде?нт, суббо?та, терра?са, терро?р, тонне?ль и т.п.

Долгий согласный произносится также в начале слова перед гласным (ссора, ссуда ) и на стыке морфем: приставки и корня (беззаботный, рассадить ) или корня и суффикса (глубинный, конный ).

В произношении слов иноязычного происхождения нас интересует произношение безударного о и произношение согласных перед е .

По правилам русской фонетики на месте буквы о в первом предударном слоге произносится [а] (сравните литературное произношение слов вода, нога, пора и т.п.). Но в некоторых словах иноязычного происхождения литературная норма рекомендует произношение в соответствии с написанием, т.е. в словах боа, бордо, колье, отель, фойе, шоссе и т.п. на месте о произносить [о]. В отдельных словах (поэт, сонет, фонетика и др.) на месте о наряду с произношением [о] (книжный вариант) встречается произношение [а] (разговорный вариант).

Как известно, в русских словах (а также в заимствованных, но давно вошедших в русский язык) согласный перед е произносится мягко: [б’]елый , [в’]ерить , [д’]ень , [л’]ето ,[м’]ена , [н’]ет , [п’]ервый , [с’]ерый и т.д. Однако в словах иноязычного происхождения, недостаточно освоенных русским языком и воспринимаемых как заимствованные, согласный перед е не смягчается: например: айс [б]ерг , ан [т]енна , [д]ельта , ка [ф]е , каш [н]е , ку [п]е , резю [м]е , ти [р]е , шимпан [з]е , шосс [е].

Совсем небольшое заключение

Наше совместное путешествие в мир языка закончилось. Но перед каждым из вас открыты широкие возможности продолжать его самостоятельно: нет пределов изучению родного языка.

Уместно напомнить высказывание знаменитого французского философа и писателя-просветителя Вольтера: «Выучить несколько языков - дело одного или двух лет; а чтобы научиться говорить на своём языке как следует, надо полжизни».



Орфоэпические нормы русского языка - это целый свод правил, которые регулируют произношение. Именно благодаря орфоэпическим нормам язык приобретает красоту, звучность и мелодичность. Орфоэпия (греч. orthos - правильный, epos - речь) - это не только раздел языка, который регулирует и классифицирует все орфоэпические нормы , это также сами нормы языка, которые сложились на протяжении множества веков.

Тот русский язык, который мы впервые услышали в детстве, стал таким относительно недавно, так как современные нормы языка сформировались к середине XVII столетия, а базировались они на нормах московского городского разговорного языка. С того времени, несмотря на постоянное развитие русского языка, орфоэпические нормы претерпели относительно незначительные изменения.

Орфоэпия является разделом, обязательным для изучения, так как знать орфоэпические нормы нужно не только будущим поэтам и литераторам - она необходима в повседневной жизни. Человек, допускающий орфоэпические ошибки , может вызвать непонимание окружающих, или, что хуже - негодование и раздражение. С другой стороны, правильное произношение говорит об уровне образованности говорящего. Итак, рассмотрим основные правила идеального литературного произношения.

Произношение гласных звуков.

Чётко и явственно в русском языке произносятся только те гласные, которые находятся под ударением . Произношение других звуков в слове регулируется законом редукции (лат. reducire - сокращать ). Этот закон объясняет менее четкое и ясное произношение безударных гласных в слове. Рассмотрим проявление закона редукции.

Звуки [о] и [а] произносятся, как [а] в случае, если они находятся в начале слова, но в безударном положении: д[а]рога, [а]лень, [а]гонь . В остальных случаях, когда буква «о» находится в безударной позиции и следует за твердым согласным, читается она, как краткий неясный редуцированный звук, что-то среднее между [ы] и [а] (в зависимости от положения): г[ъ]лова, ст[ъ]рона, т[ъ]локно . Именно звуком [ъ] в транскрипции условно обозначается данный редуцированный звук. Если в начале слова находится мягкий согласный, то следующие за ним буквы «а», «е» и «я» читаются, как нечто среднее между [е] и [и] (губы при этом растягиваются, как будто для произнесения [и] , но произносится [е] ): п[и э ]ро - перо, с[и э ]ро - серо, [и э ]зык - язык .

После твердого согласного, предлога или в слитном словосочетании буква «и» произносится звуком [ы] : смех[ы]слезы - смех и слезы, пед[ы]нститут - пединститут, к[ы]вану - к Ивану. В случае словосочетания «смех и слезы» «и» также может произноситься, как [и] , если словосочетание произносится не слитно, а в месте союза делается интонационная пауза.

Орфоэпические нормы при произношении согласных.

При произношении согласных в качестве орфоэпических норм действуют другие законы: уподобления и оглушения . Так, если звонкий согласный находится в конце слова или перед глухим, то он оглушается: дру[к] - друг, рука[ф] - рукав, смо[х] - смог . Как уже можно понять, в результате оглушения [г] произносится как [к] , [б] как [п] , [в] как [ф] , [з] как [с] . В сочетаниях «гк» и «гч» [г] читается, как [х] : ле[хк]о, ле[хч]е . Если же ситуация кардинально противоположная, то есть, перед звонким согласным находится глухой, то он, наоборот, уподобляется соответствующему ему звонкому гласному: про[з"]ба, [ з]давать .

Отдельно нужно сказать о сочетании «чн». Это сочетание в старомосковском произношении всегда звучало, как [шн] . Сегодня в большинстве случаев оно произносится всё же, как [чн] , но есть несколько исключений:

  1. В женских отчествах: Лукини[шн]а, Кузьмини[шн]а .
  2. В отдельных словах: скворе[шн]ик, ску[шн]о, яи[шн]ица и др.

Произношение согласного [ч] в словах «что» и «что-то» обычно считается признаком какого-то диалекта, потому что в норме «ч» оглушается и заменятся на [ш] . Также меняется «г» на [в] в словах «кого», «какого», «какого-то» и др. На звук [цц ] меняется окончание глаголов «-ться» и «-тся»: смее[цц]а, возвращае[цц]а.

Слова иностранного происхождения.

Орфоэпические нормы литературного языка в случае, если слово имеет иностранное происхождение, в большинстве своем остаются такими же, как и в случае с исконно русскими словами. Но все же есть некоторые особенности произношения заимствованных слов:

  • Отсутствие редукции звука [о] : м[о]дель, [о]азис .
  • Несмотря на смягчение большинства согласных перед «е» , в некоторых словах смягчение не происходит: ант[э]нна, ген[э]тика .
  • В некоторых словах иностранного происхождения допускается оба варианта - как смягчение согласного, так и отсутствие смягчения: терапевт, террор, претензия и др .

Ударение в русском языке не является статичным и может меняться из-за смены формы слова, падежа и много другого. Для того, чтобы узнать правильное произношение того или иного слова, а также узнать, на каком слоге будет правильным поставить ударение, можно заглянуть в орфоэпический словарь русского языка . Такие словари могут стать настоящими помощниками для желающих научиться говорить правильно и красиво.

Орфоэпия. Современные орфоэпические нормы. Основные орфоэпические правила современного русского литературного языка.

В литературном языке мы ориентируемся на общепринятые образцы – нормы. Нормы свойственны различным уровням языка. Есть нормы лексические, морфологические, орфографические, фонетические. Есть произносительные нормы.

Орфоэпия – (греч. оrthos- «простой, правильный, epos – «речь») – это совокупность правил, устанавливающих нормы произношения.

Предметом орфоэпии является устная речь. Устная речь сопровождается целым рядом обязательных признаков: ударение, дикция, темп, интонация. Но орфоэпические правила охватывают только область произношения отдельных звуков в определенных фонетических позициях или сочетаний звуков, а также особенности произношения звуков в тех или иных грамматических формах, в группах слов или отдельных словах.

Соблюдение орфоэпических правил необходимо, оно помогает лучшему пониманию речи.

Нормы произношения носят различный характер и имеют различное происхождение.

В одних случаях фонетическая система диктует только одну возможность произношения. Иное произношение будет нарушением законов фонетической системы.

Например, неразличение твердых и мягких согласных

или произношение только твердых или только мягких согласных; или различение глухих и звонких согласных во всех без исключения позициях.

В других случаях фонетическая система допускает не одну, а две или несколько возможностей произношения. В таких случаях одна возможность признаётся литературно правильной, нормативной, а другие оцениваются либо как варианты литературной нормы, либо признаются нелитературными.

Нормы литературного произношения – это и устойчивое, и развивающееся явление. В каждый данный момент в них есть и то, что связывает сегодняшнее произношение с прошлыми эпохами литературного языка, и то, что возникает как новое в произношении под действием живой устной практики носителя языка, как результат действия внутренних законов развития фонетической системы.

Современное русское произношение складывалось на протяжении веков, с 15- 17 вв. на основе так называемого московского просторечия, образовавшегося на базе взаимодействия северно-великорусских и южно-великорусских говоров.

К 19 в. старославянское произношение сложилось во всех своих основных чертах и, как образцовое, распространило свое влияние и на произношение населения других крупных культурных центров. Но полной стабильности в произношении никогда не было, в произношении населения крупных центров всегда имелись местные отличия.

Итак, нормы литературного произношения – это устойчивое и динамически развивающееся явление; они опираются на законы функционирования фонетической системы языка и на общественно выработанные и традиционно принятые правила, которые подвергаются изменениям в процессе развития устной литературной речи в результате влияния на нее различных факторов языкового развития. Эти изменения первоначально носят характер колебания норм, но если такие изменения не противоречат фонетической системе и приобретают широкое распространение, они приводят к возникновению вариантов литературной нормы, а затем, возможно, и установлению новой нормы произношения.

Существует несколько источников отклонения от норм литературного произношения: 1) влияние орфографии, 2) влияние диалектных особенностей, 3) влияние родного языка (акцент) – для нерусских.

Неоднородность произношения в различных группах населения определила появление учения о стилях произношения. Впервые вопросами стиля произношения занялся Л.В.Щерба, он выделил два стиля произношения:

1. Полный, отличается максимальной четкостью и ясностью произношения;

2. Неполный стиль – стиль обычной непринужденной речи. В пределах этих стилей возможны различные их варианты.

В целом действующие орфоэпические нормы русского языка (и их возможные варианты) зарегистрированы в специальных словарях.

Следует выделять:

а) правила произношения отдельных звуков (гласных и согласных);

б) правила произношения сочетаний звуков;

в) правила произношения отдельных грамматических форм;

г) правила произношения отдельных заимствованных слов.

1. Произношение гласных звуков определяется позицией в предударных слогах и основано на фонетическом законе, называемом редукцией. В силу редукции безударные гласные сохраняются по длительности (количество) и утрачивают отчетливое звучание (качество). Редукции подвергаются все гласные, но степень этой редукции неодинакова. Так, гласные [ у], [ы ], [ и] в безударном положении сохраняют свое основное звучание, тогда как [ а], [о ],

[ э] качественно изменяются. Степень редукции [а], [о], [э] зависит преимущественно от места слога в слове, а также от характера предшествующего согласного.

а) В первом предударном слоге произносится звук [Ù]:[вÙды́/ сÙды́ / нÙжы́]. После шипящих произносится [Ù]: [жÙра́ / шÙры́].

На месте [э] после шипящих [ж], [ш], [ц] произносится звук [ыэ ]: [цыэпно́į], [жыэлто́к].

После мягких согласных на месте [а], [э] произносится звук [иэ]:

[ч٬иэсы́ / сн٬иэла́].

б) В остальных безударных слогах на месте звуков [о], [а], [э] после твердых согласных произносится звук [ъ]: [кълъкÙла́/ цъхÙво́į/

пър٨во́с] После мягких согласных на месте звуков [а], [э] произносится [ь]: [п"ьтÙч"о́к / ч"ьмÙда́н].

2. Произношение согласных звуков:

а) нормы литературного произношения требуют позиционной мены парных глухих и звонких в позиции перед глухими (только глухой) – звонкими (только звонкий) и на конце слова (только глухой): [хл"э́п] / тру́пкъ / про́з"бъ];

б) ассимилятивное смягчение не обязательно, существует тенденция к ее утрате: [с"т"ина́] и [ст"ина́], [з"д"э́с"] и [зд"э́с"].

3. Произношение некоторых сочетаний гласных:

а) в местоименных образованиях что, чтобы – чт произносится как [шт]; в местоименных образованиях типа нечто, почта, почти сохраняется произношение [ч"т];

б) в ряде слов преимущественно разговорного происхождения произносится [шн] на месте чн: [кÙн"э́шнъ / нÙро́шнъ].

В словах книжного происхождения сохранилось произношение [ч"н]: [мл"э́ч"ныį / вÙсто́ч"ныį];

в) в произношении сочетаний вст, здн, стн (здравствуй, праздник, частник) обычно происходит сокращение или выпадение одного из согласных: [пра́зн"ик], [ч"а́сн"ик], [здра́ствуį]



4. Произношение звуков в некоторых грамматических формах:

а) произношение формы И.п. ед.ч. прилагательных м.р. без ударения: [кра́сныį / с"и́н"иį] - под влиянием орфографии возникло – ый, - ий; после заднеязычных г, к, х ® ий: [т"и́х"иį], [м"а́хк"иį];

б) произношение – ся, - сь. Под влиянием орфографии нормой стало мягкое произношение: [нъч"иэла́с" / нъч"иэлс"а́];

в) произношение глаголов на – ивать после г, к, х нормой стало произношение [г"], [к"], [х"] (под влиянием орфографии): [выт"а́г"ивът"].

5. Произношение заимствованных слов.

В целом произношение заимствованных слов подчиняется фонетической системе русского языка.

Однако в некоторых случаях наблюдаются отступления:

а) произношение [о] на месте [Ù]: [боа́/ отэ́л" / поэ́́т], хотя [рÙма́н / [рÙĵа́л" / прÙцэ́нт];

б) сохраняется [э] в безударных слогах: [Ùтэл"ĵэ́ / д"эпр"э́с"иįь];

в) перед [э] всегда смягчается г, к, х, л: [г"э́тры /к"э́кс / бÙл"э́т].

Произношение заимствованных слов следует проверять по словарю.

Речевые нормы по – разному действуют в различных стилях произношения: в разговорном, в стиле публичной (книжной) речи, из которых первый реализуется в бытовом общении, а второй – в докладах, лекциях и т.д. Различия между ними касаются степени редукции гласных, упрощения групп согласных (в разговорном стиле редукция значительнее, упрощение более интенсивное) и т.д.

Вопросы:

1. Что является предметом изучения орфоэпии?

2. Охарактеризуйте основные правила произношения гласных звуков.

3. Охарактеризуйте основные правила произношения согласных звуков.

4. Укажите основные особенности и допустимые литературной нормой варианты произношения отдельных грамматических форм.

5. Укажите особенности произношения некоторых сочетаний звуков и удвоенных согласных.

6. Охарактеризуйте основные особенности произношения гласных и согласных в иноязычных словах.

7. Каковы основные причины появления произносительных вариантов и нарушения норм литературного произношения?

Литература:

1. Аванесов Р. И. Русское литературное произношение. М., 1972.

2. Аванесов Р. И. Руская литературная и диалектная фонетика. М., 1974.

3. Горбачевич К. С. Нормы современного русского литературного языка. М., 1978.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Консонантный тип русского языка. Звуковая система древнерусского языка. Утрата носовых гласных. Вторичное смягчение полумягких согласных. Падение редуцированных, редукция конечных гласных полного образования. Оформление категории глухости-звонкости.

    реферат , добавлен 27.10.2011

    Словообразовательная система русского языка XX столетия. Современное словопроизводство (конец ХХ века). Словарный состав русского литературного языка. Интенсивное образование новых слов. Изменения в семантической структуре слов.

    реферат , добавлен 18.11.2006

    Понятие об орфоэпии. Определение правильности выбора интонационных норм и ударений. Особенности произношения форм слов, гласных и согласных звуков русского языка. Источники отклонения от норм литературного произношения. Частые ошибки в устной речи.

    реферат , добавлен 24.11.2010

    Русский язык в современном обществе. Происхождение и развитие русского языка. Отличительные особенности русского языка. Упорядочение языковых явлений в единый свод правил. Главные проблемы функционирования русского языка и поддержки русской культуры.

    реферат , добавлен 09.04.2015

    Краткие сведения из истории русской письменности. Понятие о лексике современного русского языка. Изобразительно-выразительные средства языка. Лексика русского языка. Фразеология современного русского языка. Речевой этикет. Типы словообразования.

    шпаргалка , добавлен 20.03.2007

    Заимствования иностранных слов как один из способов развития современного русского языка. Стилистическая оценка групп заимствованных слов. Заимствованная лексика ограниченного употребления. Причины, признаки, классификация заимствований в русском языке.

    реферат , добавлен 11.11.2010

    Интеграция в новых государствах, возникших на постсоветском пространстве. Языковая ассимиляция русских. Проблемы русского языка на Кавказе и в странах СНГ. Экспансия русского языка. Сохранение и развитие русского языка на территории новых государств.

    курсовая работа , добавлен 05.11.2008

    Рассмотрение соотношения литературных слов, диалектов и жаргона в системе русского языка. Исследование роли современных иноязычных заимствований в речи россиян. Изучение бранной и ненормативной лексики как фактора снижения статуса русского языка.

    курсовая работа , добавлен 26.02.2015

В целом действующие орфоэпические нормы русского языка (и их возможные варианты) зарегистрированы в специальных словарях.

Следует выделять:

а) правила произношения отдельных звуков (гласных и согласных);

б) правила произношения сочетаний звуков;

в) правила произношения отдельных грамматических форм;

г) правила произношения отдельных заимствованных слов.

1. Произношение гласных звуков определяется позицией в предударных слогах и основано на фонетическом законе, называемом редукцией. В силу редукции безударные гласные сохраняются по длительности (количество) и утрачивают отчетливое звучание (качество). Редукции подвергаются все гласные, но степень этой редукции неодинакова. Так, гласные [у], [ы, [и] в безударном положении сохраняют свое основное звучание, тогда как [а], [о ], [э] качественно изменяются. Степень редукции [а], [о], [э] зависит преимущественно от места слога в слове, а также от характера предшествующего согласного.

а) в первом предударном слоге произносится звук : [вa ъ ды́/ сa ъ ды́/ нa ъ жы́]. После шипящих произносится : [жa ъ ра́/ шa ъ ры́].

На месте [э] после шипящих [ж], [ш], [ц] произносится звук [ы э ]: [ц ы э пно́į], [ж ы э лто́к].

После мягких согласных на месте [а], [э] произносится звук [и э ]: [ч٬и э сы́/ сн٬ и э ла́].

б) в остальных безударных слогах на месте звуков [о], [а], [э] после твердых согласных произносится звук [ъ]: [цъхa ъ во́į / пърa ъ во́с] После мягких согласных на месте звуков [а], [э] произносится [ь]: [п"ьтa ъ ч"о́к / ч"ьмa ъ да́н].

2. Произношение согласных звуков:

а) нормы литературного произношения требуют позиционной мены парных глухих и звонких в позиции перед глухими (только глухой) – звонкими (только звонкий) и на конце слова (только глухой): [хл"э́п] / тру́пкъ / про́з"бъ];

б) ассимилятивное смягчение не обязательно, существует тенденция к ее утрате: [с"т"ина́] и [ст"ина́], [з"д"э́с"] и [зд"э́с"].

3. Произношение некоторых сочетаний гласных:

а) в местоименных образованиях что, чтобы – чт произносится как [шт]; в местоименных образованиях типа нечто, почта, почти сохраняется произношение [ч"т];

б) в ряде слов преимущественно разговорного происхождения произносится [шн] на месте чн: [кa ъ н"э́шнъ / нa ъ ро́шнъ].

В словах книжного происхождения сохранилось произношение [ч"н]: [мл"э́ч"ныį / вa ъ сто́ч"ныį];

в) в произношении сочетаний вст, здн, стн (здравствуй, праздник, частник) обычно происходит сокращение или выпадение одного из согласных: [пра́зн"ик], [ч"а́сн"ик], [здра́ствуį]

4. Произношение звуков в некоторых грамматических формах:

а) произношение формы И.п. ед.ч. прилагательных м.р. без ударения: [кра́сныį / с"и́н"иį] - под влиянием орфографии возникло – ый, - ий; после заднеязычных г, к, х ий: [т"и́х"иį], [м"а́хк"иį];

б) произношение – ся, - сь. Под влиянием орфографии нормой стало мягкое произношение: [нъч"и э ла́с" / нъч"и э лс"а́];

в) произношение глаголов на – ивать после г, к, х нормой стало произношение [г"], [к"], [х"] (под влиянием орфографии): [выт"а́г"ивът"].

5. Произношение заимствованных слов.

В целом произношение заимствованных слов подчиняется фонетической системе русского языка.

Однако в некоторых случаях наблюдаются отступления:

а) произношение [о] на месте : [боа́/ отэ́л" / поэ́́т], хотя [рa ъ ма́н / [рa ъ ĵа́л" / прa ъ цэ́нт];

б) сохраняется [э] в безударных слогах: ;

в) перед [э] всегда смягчается г, к, х, л: [г"э́тры /к"э́кс / бa ъ л"э́т].

Произношение заимствованных слов следует проверять по словарю.

Речевые нормы по – разному действуют в различных стилях произношения: в разговорном, в стиле публичной (книжной) речи, из которых первый реализуется в бытовом общении, а второй – в докладах, лекциях и т.д. Различия между ними касаются степени редукции гласных, упрощения групп согласных (в разговорном стиле редукция значительнее, упрощение более интенсивное) и т.д.